Руководство решением производственных задач

Министерство общего и профессионального образования

государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонское
строительное профессиональное училище №69»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ общеобразовательной
учебной дисциплины ОУД.04 МАТЕМАТИКА:

АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ

КУРС 1

Профессия: «Мастер отделочных строительных работ»

Выполнила: преподаватель
высшей квалификационной категории Титоренко Е.Н.

Тема урока:
Решение задач профессиональной направленности  для обучающихся по профессии
«Мастер отделочных строительных работ».

Тип урока: урок
систематизации знаний (общеметодологической направленности), (20 минут).

Вид урока: урок-обсуждение,
беседа.

Методы урока: беседа в
сочетании с иллюстративно-презентационным методом, практический метод.

Используемая технология: «кейс технология».

Вид кейса: мультимедиа
кейс.

Тип кейса: практический
кейс. 

Методические
приемы: «
мозговой штурм», «фишбоун», прием рефлексии («индекс
удовлетворенности уроком», «прием одним словом»), прием «благодарю».

УМК: Башмаков М.И. Математика: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. —  М., 2014.  

Башмаков М.И. Математика. Сборник
задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред.

проф. образования. — М., 2014.  

Тема

Решение задач
профессиональной направленности  для обучающихся по профессии «Мастер
отделочных строительных работ»

Цель
и задачи


организовать деятельность обучающихся по решению задач профессиональной
направленности по профессии «Мастер отделочных строительных работ».

1.Предметная: Формировать
умения решать практические задачи, используя технику вычисления отделываемых
площадей и расходных материалов, а также рассчитать свой заработок за
выполненную работу. 

2.Метапредметная
Выработать умение выделять главное, сравнивать, обобщать. Принимать
рациональные решения, действуя в рамках коллективного обсуждения, игрового
взаимодействия.

Формировать графическую культуру
обучающихся, математическую речь.

3.Личностная:
Воспитывать чувство ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания,
уверенности в себе, воспитание культуры общения.

Планируемый
результат

Предметные умения

УУД

Умение анализировать текст задачи:

1.     внимательно
читать задачу;

2.    
проводить первичный анализ текста задачи; выделять вопрос и
условие;

3.    
оформлять краткую запись текста задачи;

4.    
выполнять чертежи, рисунки по тексту задачи.

Умение
проводить поиск способа решения задачи:

1.    
проводить вторичный (более детальный) анализ текста задачи:

выделять данные и
искомые, устанавливать связи между данными и искомыми, между данными, между
искомыми;

2.    
переводить словесный текст задачи на математический язык;

3.    
устанавливать полноту постановки задачи;

4.    
актуализировать теоретические знания, необходимые для решения
задачи;

5.    
осуществлять поиск и находить план решения задачи.

Личностные: уметь выбирать
оптимальные  формы во взаимоотношениях с одногрупниками. Коммуникативные:
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения задач, оценивать их эффективность и качество; уметь задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром.

Познавательные: уметь выбирать
наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных
условий.

Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его
реализации.

Умение
оформлять         найденный      способ решения:

1.                     
записывать найденный способ решения;

2.                     
записывать результат решения задачи. Умение изучать
найденное решение:

1.    
осуществлять контроль решения задачи;

2.    
давать оценку результатам решения задачи;

3.    
заканчивать работу над решением задачи: уяснять способ решения,
получать выводы по задаче и решению и т.п.

Основные
понятия

Площадь отделываемых
помещений и расчет расходных материалов.

Организация пространства 

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

ОУД.04
«Математика», МДК.01.01 «Технология штукатурных работ», МДК.04.01 «Технология
облицовочных работ».

Индивидуальная,          групповая,
фронтальная

-Раздаточный материал с заданиями урока,

-Рабочие тетради,

-Книга для учителя,

-Учебник,

— Презентация по
теме.

Этапы работы

                                                                 
Содержание этапа

1.

Организационный этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

Организация и
мотивация к учебной деятельности.
 Цели: — положительный настрой
на урок;  — активизация мыслительной деятельности; — создание условий для
осознанного включения в учебную деятельность. 

минуты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Создать
благоприятный психологический настрой на работу. Помогать при закреплении
учебного материала нам будет компьютерная презентация, ваше хорошее
настроение и внимание. 

Настраиваются на
работу. 

Личностные: осознать
важность каждого урока для дальнейшего своего образования.

Коммуникативные:

слушать, отвечать на
вопросы.

Регулятивные: использовать
речь для

регуляции своего действия, 

2.

Этап
целеполагания 

Время

Используемые ресурсы

Целеполагание    и
мотивация

 минут

Презентация

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Активизирует знания
обучающихся.

Мотивация к
дисциплине.

Отвечая на наводящие
вопросы ставят цель, формулируют (уточняют) тему урока.

Познавательные:
Принимать участие в беседе, формулировать и ставить познавательные задачи

Мотивация к теме урока.

Прием «мозговой штурм»

Используя вопросы подвожу
обучающихся к теме и цели урока.

        

Регулятивные: Уметь планировать свою деятельность в
соответствии с целевой установкой.

Личностные:
Мотивация учебной деятельности (социальная, учебнопознавательная) Коммуникативные:
Взаимодействуют с преподавателем во время фронтальной беседы.

3.

Актуализация
знаний.

Девиз

«…если вы хотите научиться плавать, то
смело входите в воду, а если хотите научится решать задачи, то решайте их…»
Д. Пойа

«Просто знать – это еще не все, знания
нужно уметь использовать».

 Гете

Повторение
основных этапов решения задач. Цели:
-создать условия для закрепления
знания терминов, связанных с понятием задача производственной направленности.

 минуты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

 Организация познавательной
деятельности, закрепление и включение в систему знаний, мотивация к предмету.

Мотивация к учебной
деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1.     Анализировать
текст задачи

2.    
Проводить поиск способа решения задачи

3.    
Оформлять найденный способ решения

4.    
Изучать найденное решение.

Регулятивные: осуществлять
самоконтроль правильности выполнения задания.

Личностные: формировать

этические чувства
доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость.

Познавательные:

Извлекать
необходимую информацию.

4.

Этап комплексного применения знаний 

Время

Используемые

 ресурсы

Мотивация к

деятельности

Задачи

 минут

Задания на нахождение площади вычисление расходных
материалов.

отделываемой поверхности и

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Организует
беседу, которая позволяет обучающимся вспомнить основные математические
формулы, необходимые для решения практических задач, с которыми придется
сталкиваться обучающимся, выбравшим профессию «Мастер отделочных строительных
работ».

Организует
        задания,     для активизации       мыслительной деятельности      обучающихся,
        по решению задач производственной направленности. 

Организует подробный анализ текста задачи
для составления модели.  Организует повторение алгоритма решения
производственной задачи.

Организует проверку по эталону. 

  Организует
            проговаривание

Осуществляют
выполнение практических заданий, отвечают на поставленные вопросы,
формулируют определения, оформляют выводы с помощью схем фишбоун.

 

Познавательные: Осуществлять
актуализацию новых знаний, основываясь на учебную ситуацию и личный опыт.

Использование
знаковосимволических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных
задач. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные:

Слушать
преподавателя и одногруппников для воспроизведения и восприятия необходимых
сведений и поддержания учебно–деловой беседы. Личностные: Умеют
использовать речь для регуляции своего действия. 

производственной
направленности.

вывода.

Красим
поверхности
Для того чтобы правильно рассчитать расход краски, необходимо
внимательно изучить инструкции на банке с краской. Допустим, если написано,
что для окрашивания ровной поверхности площадью 15-17 м2, в один слой, достаточно 1 кг
краски, это значит, что для покраски 1 м2
необходимо 1:15=0,0667≈0,07 кг/м2.
То есть, обязательно узнать расход краски на 1м2.
Далее нужно найти площадь окрашиваемой поверхности. Учесть количество слоев
покраски.

 

Комментируют решение задачи по готовому слайду.

Познавательные:
Запоминать и удерживать правило, планировать и выполнять свои действия по
заданному образцу.  

Регулятивные: Планирование
своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного
результата. Коммуникативные: Строят рассуждения, понятные для
собеседника. Воспринимают ответы обучающихся.

5.

Этап закрепления учебного материала 

Время

Используемые

 ресурсы

     Этап

самостоятельного
осмысления и самооценивания.
 

минут

Учебник, през

ентация.

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Устанавливает осознанность восприятия,
закрепления и включение в систему знаний. 

Клеим обои

Для того, чтобы
рассчитать, какое

количество обоев
нужно приобрести для ремонта,

Работа
обучающегося с кейсом
1   этап
— знакомство с ситуацией, её особенностями; 2
 
этап — выделение   основной проблемы (проблем),  3   этап — предложение концепций
или тем для

Познавательные:
Уметь устанавливать причинноследственные связи, устанавливать аналогии и
выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

необходимо вычислить
площадь оклеиваемой поверхности и размеры рулона обоев. Допустим, ширина
рулона 60см=0,6м, а его длина 10м, тогда в одном рулоне

0,6×10=6м2 Штукатурим

Основные
вопросы, которые могут возникнуть у вас, когда выполняются штукатурные работы
– это: какую площадь необходимо поштукатурить и какую сумму вы заработаете,
выполнив определенный объем работ. Облицовка плиткой

Задачи по
данному направлению самые сложные. Вы должны уметь находить примерное (без
недостачи) количество плитки, необходимое для облицовки стен или пола нужного
размера, поэтому вы должны правильно вычислять площадь рабочей поверхности.
Плитка имеет тоже разные размеры. Плитка для стен может быть 20×30см
(самый ходовой размер), а для пола 40×40см, тогда площадь поверхности
одной плитки:0,2×0,3=0,06м2
и 0,4×0,4=0,16м2.
И конечно вы

«мозгового штурма»;

4           
этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

5           
этап — решение кейса — предложение одного или нескольких
вариантов последовательности действий.  

Задача
2

Какое количество обоев понадобится для
оклейки стен комнаты данного размера: 3×5×2,5 м, в которой 1
дверь размером: 1×2м, и три окна размером 1,5×2м? Размер обоев
одного рулона

0,6×10м.

 

Задача
3

Штукатурим стены и потолок в гараже. Размеры гаража

3×4,3×2,5м.

Ворота
размером: 2,5×2,2м. 

Сколько вы заработаете, если за
1м2
оштукатуренной поверхности

Коммуникативные: Использовать
речевые, опорные и наглядные средства для выполнения задания

Регулятивные: уметь выдвигать
версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные
: Формировать этические чувства, прежде
всего-доброжелательность. Самооценивание: «+» — справился с
задачей без затруднений,

«±» —
справился с задачей, но возникали сложности, «-» — не справился с
задачей.

6.

Время

Используемые

 ресурсы

 минуты

Презента

ция 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

 Выявление качества
и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в
знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

 

Выставляют себе оценки согласно шкалы оценок.

Познавательные:
Анализ и выделение особенностей решения строительных задач.

Коммуникативные:

Проявлять
активность во взаимодействии для решения производственных задач.

Регулятивные: Выполнять
учебные действия. Адекватно воспринимать предложения учителя по исправлению допущенных
ошибок

8.

Рефлексия

                  
Время

                                     
Используем

ые ресурсы

минуты

Презента

ция

Деятельность
преподавателя

  Деятельность
обучающихся

                    
УУД

Подвести
итог урока, установить соответствие полученного результата и поставленной
цели.

Систематизируют
полученную информацию. Строят высказывания.

Выражают своё
отношение к уроку. 

Познавательные: Оценивать
процесс и результат деятельности. Систематизировать информацию.  Коммуникативные:
Формулировать

 

собственное
мнение и позицию.

Регулятивные:

Осуществлять пошаговый контроль по
результату.

Личностные:
Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, понимать значение
знаний для человека.

9.

Итоговый этап учебного занятия

Время

Используемые ресурсы

Домашнее задание

минуты

Учебник, рабочая тетрадь

Деятельность
преподавателя

         Деятельность обучающихся

                        
УУД

Развитие
практического применения, полученных знаний, во время выполнения письменного
домашнего задания. 

Объяснить,
что должны сделать в процессе домашнего задания (выполнить проект расчета
ремонта спальной комнаты, ванной комнаты и кухни).

Осмыслить и записать
домашнее задание, в зависимости от уровня освоения темы урока.

Познавательные: Осуществлять
анализ, обобщение информации.

Коммуникативные: Ставить
вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:
Использовать речь для регуляции своего действия. Личностные: Формировать
адекватную мотивацию учебной деятельности.

Министерство общего и профессионального образования государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Министерство общего и профессионального образования государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Выполнила: преподаватель высшей квалификационной категории

Выполнила: преподаватель высшей квалификационной категории

Цель и задачи — организовать деятельность обучающихся по решению задач профессиональной направленности по профессии «Мастер отделочных строительных работ»

Цель и задачи - организовать деятельность обучающихся по решению задач профессиональной направленности по профессии «Мастер отделочных строительных работ»

Планируемый результат

Планируемый результат

Умение оформлять найденный способ решения: 1

Умение оформлять найденный способ решения: 1

Этапы работы

Этапы работы

Целеполагание и мотивация минут

Целеполагание и мотивация минут

Цели: -создать условия для закрепления знания терминов, связанных с понятием задача производственной направленности

Цели: -создать условия для закрепления знания терминов, связанных с понятием задача производственной направленности

Мотивация к деятельности

Мотивация к деятельности

Красим поверхности Для того чтобы правильно рассчитать расход краски, необходимо внимательно изучить инструкции на банке с краской

Красим поверхности Для того чтобы правильно рассчитать расход краски, необходимо внимательно изучить инструкции на банке с краской

Этап самостоятельного осмысления и самооценивания

Этап самостоятельного осмысления и самооценивания

Допустим, ширина рулона 60см=0,6м, а его длина 10м, тогда в одном рулоне 0,6×10=6 м 2

Допустим, ширина рулона 60см=0,6м, а его длина 10м, тогда в одном рулоне 0,6×10=6 м 2

И конечно вы «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких…

И конечно вы «мозгового штурма»; 4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких…

Решение производственных задач

Решение производственных задач

Время Используемые ресурсы минуты

Время Используемые ресурсы минуты

Время Используемые ресурсы минуты

Время Используемые ресурсы минуты

Домашнее задание минуты

Домашнее задание минуты

3.1. Производственные экскурсии

Основной
целью производственных экскурсий
является расширение общего и
профессионального кругозора, формирование
целостного представления о производстве,
углубление и систематизация знаний,
полученных при изучении специальных
дисциплин и деятельности предприятия.
В процессе производственных экскурсий
следует обращать внимание на использование
информационных технологий для организации
и управления производством.

Информацию,
полученную в процессе производственных
экскурсий, студенты должны использовать
при описании технологической схемы
производства сельскохозяйственной
продукции, для выполнения дипломного
проекта или для подготовки к
междисциплинарному экзамену и составления
отчета по практике.

Примерные
виды работ:


наблюдение


составление краткого описания средств
электрификации и автоматизации
технологического процесса производства
сельскохозяйственной продукции

3.2. Решение производственных ситуаций

В
процессе решения производственных
ситуаций на основе опыта дублирования
работы руководителей и специалистов
сельскохозяйственных предприятий,
знаний, полученных при изучении дисциплин
общепрофессионального и специального
циклов, у студентов должны сформироваться
умения:


анализировать техническое оснащение
процесса производства сельскохозяйственной
продукции


дать рекомендации по оптимизации
электрифицированных и автоматизированных
процессов производства сельскохозяйственной
продукции


осуществлять контроль качества
использования средств электрификации
и автоматизации, рационального
использования машин и оборудования,
обеспечения безопасности труда и
противопожарной безопасности в процессе
производства сельскохозяйственной
продукции


обеспечивать своевременное техническое
обслуживание и ремонт электрических
машин и средств автоматизации, используемых
в процессе производства сельскохозяйственной
продукции

Тематика
производственной ситуации разрабатывается
образовательным учреждением самостоятельно.

Рекомендуемые
формы занятий для решения производственных
ситуаций:


деловая игра


моделирование профессиональной
деятельности


конкурс профессионального мастерства


неделя специальности


КВН


круглый стол и др.

Для
поиска практической информации по
тематике производственных ситуаций
рекомендуется выдавать студентам
индивидуальные задания в период
дублирования работы руководителей и
специалистов сельскохозяйственных
предприятий

4. Обобщение материалов практики и оформление отчета

Результаты
практики по стажировке студент
систематизирует, обобщает материалы,
собранные им в соответствии с индивидуальным
заданием преподавателя для выполнения
студентом дипломного проекта или сдачи
междисциплинарного экзамена, подготавливает
необходимые приложения и составляет
отчет. В отчете должны быть отражены
все виды работ, выполненные практикантом,
дана оценка организационным и техническим
мероприятиям на предприятии.

Отчет
оформляется в соответствии с программой
квалификационной практики и требованиями
ЕСКД.

По
результатам практики по стажировке
студент-практикант должен получить
заключение от руководителя практики
от базового предприятия и подготовиться
к собеседованию с руководителем практики
учебного заведения.

Примерный
тематический план

№ п/п

Виды
работ и участки производства

Количество
часов

Семестр

1.

Ознакомление
с предприятием, вводный инструктаж
по безопасности труда, противопожарной
безопасности

8

8

2.

Дублирование
работы руководителей и специалистов
сельскохозяйственных предприятий

256

3.

Решение
производственных ситуационных задач

48

3.1.

Производственные
экскурсии

8

3.2.

Решение
производственных ситуаций

40

4

Обобщение
материалов практики и оформление
отчета

8

Итого:

320

ТЕХНИЧЕСКИЙ
ОТЧЕТ

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Если
технический отчет по размерам не будет
вмещаться на предусмотренных для этой
цели листах, разрешается сделать вкладыш.
Эскизы, схемы, чертежи, виды документации
и т.п. входят в состав отчета в виде
вкладышей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Решение — производственная задача

Cтраница 1

Решение производственных задач — обычно наиболее сложная форма занятий в системе экономического образования кадров. На первой стадии дается описание той ситуации, которая складывалась на предприятии; на второй — излагается передовой опыт. Дискуссия организуется дважды: вначале — с целью анализа ситуации, выявления проблемы и разработки самими слушателями предложений по ее решению, затем — с целью оценки решения, принятого на предприятии, и результатов его претворения в жизнь. Во второй дискуссии слушатели, изучив положительный опыт, ищут дополнительные пути совершенствования производства. Нередко вторая стадия не дает законченного решения проблемы. Тогда появляется необходимость в третьей стадии решения задачи, когда опыт предприятий рассматривается слушателями в динамике.
 [1]

Локализация решения производственных задач не всегда стимулирует к ответственной работе тех, кто работает плохо. Могут возникать ситуации, когда сила коллективного влияния на них ослабевает, подменяется групповым влиянием, которое оказывается значительным. Это — критические пики автономного управления, поскольку в эти периоды проявляется разобщенность коллектива, что отрицательно влияет и на продуктивность его работы в целом.
 [2]

При решении производственных задач, связанных с управлением станком, участком, цехом и предприятием, сложнейших задач управления отдельными отраслями народного хозяйства и экономикой страны в целом человек постоянно анализирует и перерабатывает поступающую информацию, накапливает сведения об объекте и принимает решения.
 [3]

При решении производственных задач текст R ( A, E) оказывается ужасающе длинным — от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч строк. Создание такого текста представляет собой трудную задачу, для решения которой в настоящее время разработано несколько подходов.
 [4]

При решении конкретной производственной задачи численные значения коэффициентов А, В, С и D будут известны, так как можно подсчитать первичные ошибки исследуемого механизма.
 [5]

Для обеспечения решения производственных задач, сбора, обработки, хранения и передачи информации субъекты НК Роснефть оснащены вычислительной техникой ( как правило, IBM подобной-архитектуры), множительной техникой и аппаратурой передачи данных.
 [6]

Наряду с решением производственных задач решаются и другие задачи коммунистического строительства, совершенствуются экономические и другие общественные отношения, происходит дальнейшая демократизация всей общественной жизни, формируется коммунистическое отношение к труду, складываются коммунистические нормы морали.
 [7]

Наряду с решением чисто производственных задач, при обслуживании городских сетей необходимо также решить задачу полной безопасности электрооборудоваяия как для обслуживающего персонала, так и для посторонни.
 [8]

Коллектив нацелен на решение определенной производственной задачи, связан отношениями сотрудничества, координации и субординации.
 [9]

Управление КС требует решения энергетических, технологических и производственных задач.
 [10]

Деятельность человека-оператора при решении определенных производственных задач состоит из следующих этапов: восприятие информации, ее оценка, анализ и обобщение на основе сформулированных ранее критериев оценки, принятие решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На этих этапах человек-оператор может допустить ошибочные действия.
 [11]

Он мобилизует коллектив на решение производственных задач; каждодневная забота о нуждах коллектива в целом и каждого работника в отдельности является составной частью инженерной деятельности. Внимательность к этим нуждам должна быть чертой характера инженера — организатора производства.
 [12]

При составлении программ для решения производственных задач основной целью должно быть обеспечение их универсальности и гибкости.
 [13]

Отрадно отметить, что решение производственных задач тесно увязывается с улучшением условии жизни людей, повышением их благосостояния. Больше, чем намечалось, вводится в строй жилья, перевыполнены планы но товарообороту, бытовым услугам для населения.
 [14]

Наблюдается некоторый отход от решения практических производственных задач.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3

   4

КОМИТЕТ    ОБРАЗОВАНИЯ   И   НАУКИ   КУРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЫЛЬСКИЙ    АГРАРНЫЙ    ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

Решение производственных ситуационных задач по

ПМ. 02   «Выполнение  технологических  процессов при строительстве, эксплуатации  и реконструкции  строительных объектов».

08.02.01 «Строительство  и эксплуатация зданий  и  сооружений»

      Разработали:                                                                              Шаркова  К. А.

                                                                                                           Шевцова Л.А.

                                                        Рыльск  2020 г.

Содержание

                                                                                                           Стр.

       Введение                                                                                                        3

      Методика проведения конкурса «Решение производственных

ситуационных задач»                                                                                           6

1. Проведение конкурса во внеклассном мероприятии

«Решение производственных ситуационных задач»                                        

1.1. Подготовительный этап.                                                                        8

1.2. Организация проведения конкурса.                                                     8

1.3.Цели конкурса.                                                                                        9

1.4. Вводная часть.                                                                                        12

1.5. Задания для решения производственных ситуационных задач.        13

           1.5.1. Задание командам.                                                                           14

       1.6. Система стимулирования участников конкурса.                                17

       1.7. Рефлексия для студентов.                                                                      18

       1.8. Рефлексия преподавателя.                                                                     18

              Заключение                                                                                              20

             Список литературы.                                                                                 21    

Введение

Стратегия  модернизации  образования  Российской  Федерации   предполагает, что в основу  обновленного образования  положены ключевые компетенции.

Компетентностный подход  — это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка. Таким образом,  идея  компетентностного  подхода для  современного образования – это идея социального заказа  образовательным учреждением различного уровня.

Формирование компетенций происходит  средствами содержания образования. В итоге у студента  развиваются способности и появляются  возможности решать в повседневной жизни  реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Подготовка студента,  владеющего компетенциями, то есть  тем,  что он может делать,  называют  компетентностным  подходом.

Компетентностный подход предполагает усвоение студентом не отдаленных друг от друга   знаний и умений,  а овладение комплексом  процедур, в котором для каждого выделенного направления  присутствует совокупность  образовательных компонентов,  имеющих личностно – деятельный характер.  

Поэтому  главная  задача  компетентностного подхода – развить  творческое мышление и навыки творческой деятельности, рассматриваемые дидактически как:

— самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

— видение новой проблемы в знакомой ситуации;

— видение новой функции объекта;

— самостоятельное  комбинирование  известных способов деятельности  и новых;

— видение  структуры объекта;

— альтернативное мышление, то есть видение возможных решений проблемы;

— нахождение  принципиально  нового способа решения.

— альтернативное мышление, то есть видение возможных решений проблемы;

— нахождение  принципиально  нового способа решения.

Интерактивная  форма занятий с большим количеством  разнообразных упражнений, примеров и задач, вовлечение всех обучающихся в полидиалог,  представление  каждому возможности высказать  свое мнение  и быть  выслушанным – вот основные  принципы  компетентностного обучения.  Важнейшею роль  играет  умение преподавателя  создать на занятии «ситуацию успеха», обстановку раскованности. Необходимо, чтобы студенты получали удовольствие  от процесса «умствования».

Умение применять полученные знания  для решения жизненных проблем не может  появиться само собой. Этим  умениям необходимо обучать целенаправленно. Нужно показать  студентам связь изучаемых дисциплин и модулей  с их  непосредственной  профессиональной деятельностью, использовать по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям проектно – исследовательскую деятельность,  заставляющую студентов творчески мыслить, анализировать полученные результаты, использовать знания, полученные  по другим дисциплинам и профессиональным модулям.

Компетентностный подход   к  организации   профессионального образования  может стать методологическим основанием, на котором  возможно построение теории,  позволяющей, с одной стороны, вести отбор содержания в соответствии  с планируемым развитием ключевых компетенций,  с другой, — воспитывать у обучающегося стремление  сознательно  усваивать предлагаемое содержание,  готовить  квалифицированного специалиста, способного к непрерывному профессиональному образованию в течение всей жизни.

Выполнение  требований Государственных  образовательных  стандартов  по специальности   08.02.01 «Строительство  и эксплуатация зданий и сооружений» является основным  направлением деятельности преподавателей техникума.

Реализация  требований Федеральных Государственных образовательных стандартов требует новых технологий обучения, среди которых инновационный поиск. В основе его заложены  следующие приоритеты:

— сочетание профессионализма с фундаментальным общим развитием личности;

— расширение образовательной сферы подготовки специалиста;

— совершенствование учебной  и  научно – методической базы специального образования;

— интеграция учебного процесса;

— обеспечение развития творческого потенциала личности, ее  потребности  в самообразовании и саморазвитии.

Свою главную  цель преподаватели видят  в совершенствовании управления процессами познания и развития студентов, в отборе учебного материала в соответствии с имеющейся моделью специалиста, в увеличении в процессе обучения  удельного веса самостоятельной работы студентов, в внедрении активных методов и новых  технологий обучения, в интеграции отдельных частей учебного процесса в единое целое и их взаимопроникновение, в вовлечении  студента в процесс  «достижение»  знаний.

Повышение интеллектуального  развития студентов по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация  зданий и сооружений» ведется через разнообразные формы  внеурочной работы: олимпиады, конкурсы, КВН, деловые игры, интеллектуальные ассорти, тренинги, решение производственных ситуационных задач.  Повышение уровня профессиональной подготовки студентов способствуют  проводимые на отделении конкурсы по дисциплинам и профессиональным модулям.

Приоритетными направлениями деятельности  преподавательского коллектива   являются:

— качественная подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;

— совершенствование  технологии и методики образовательного процесса.

Конечная цель обучения в среднем специальном учебном заведении состоит в том, чтобы подготовить студента к реальной профессиональной деятельности, подготовить конкурентоспособного специалиста.

Методика проведения конкурса

«Решение производственных ситуационных задач»

Разработка предназначена для проведения  конкурса, во внеклассной работе  по ПМ. 02. МДК. 02.02 Учет и контроль  технологических процессов и является одной из составных частей учебной работы по заданному профессиональному модулю. Прочность знаний, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, умение решать производственные ситуационные задачи – все эти качества необходимо формировать как на основных занятиях, так и во внеклассной работе со студентами. В настоящее время это особенно актуально.

Внеурочная работа по профессиональному модулю развивает интерес к изучению строительства гражданских и промышленных зданий  расширяет кругозор, углубляет знания, помогает применять их на практике, в дальнейшей профессиональной деятельности.

В данной методической разработке описано проведение конкурса по профессиональному модулю ПМ. 02 МДК. 02.02  МДК. 02.01 Организация  технологических процессов при  строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов. МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

Задание для этого конкурса можно разработать как для отдельных разделов, модулей, блоков модулей, так и для модулей и дисциплины. Применять данную форму можно как при проведении   аудиторных занятий, так и во внеклассной работе: работа кружка, конкурс на лучшее знание модуля или дисциплины, открытом классном часе.

В методической разработке освещены вопросы подготовки и организации данного мероприятия, приведены критерии оценки, раскрыта методика проведения конкурса.

Решение ситуационных производственных задач используется для  формирования у студентов профессиональных умений. Основным дидактическим материалом  служит ситуационная задача, которая включает в себя условие (описание ситуации и исходные количественные данные) и вопрос (задание), поставленные перед студентами. Ситуационные задачи должны содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия – условие, из которых можно извлечь эти данные.

Все задачи связанные с производством являются ситуационными:

а) в них представлена какая – то ситуация, и надо принять решение, которое может состоять в выполнении расчетов, оформлении документов, планировании мероприятий. Задачи  должны точно соответствовать полученной оригинальности                  и квалификации студентов или быть значительно сложнее тех, которые им  предстоит решить. Ситуационные производственные задачи решают либо индивидуально, либо коллективно (по 3-5 человек). После решения задач производится коллективное обсуждение хода и результатов работы, анализ наблюдателями (студенты-болельщики) действий участников и предложенных ими вариантов идей.  При решении ситуационных производственных задач студенты должны  руководствоваться  теоретическим положением, нормативными требованиями, или обосновывая свои интуитивные действия к вопросам.

Данный тип задач является  инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метопредметные  результаты образования. Ситуационные производственные  задачи – это задачи, позволяющие студенту осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе  работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – решение. Специальные ситуационные производственные задачи заключаются в том, что она носит ярко выраженный практико – ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Обязательным элементом производственных ситуационных задач является проблемный вопрос, который должен быть сформирован таким образом, чтобы студенту удалось найти на него ответ.

1. Проведение конкурса во внеклассном мероприятии.

«Решение производственных ситуационных задач»

1.1. Подготовительный этап.

Преподаватель заранее выбирает тему и раздел профессионального модуля, по которым составляет производственные ситуационные задачи, составляет перечень вопросов и заданий для подготовки. Все вопросы  оговариваются в группе, и студенты должны по ним заранее подготовиться, для чего указывается литература.

Формируются команды по 4-5 человек. В каждой команде выбирают лидера из числа «сильных» студентов.

По каждому разделу на перечень вопросов составляются варианты заданий.

Число вариантов должно быть равно количеству команд. В каждый вариант включаются производственные ситуационные задачи. Вопросы теоретического характера, на которые студенты отвечают при подведении итогов и подготовке к конкурсу.

Из числа «сильных» студентов преподаватель назначает ведущих. Проводится инструктаж со всеми студентами и отдельно с ведущим и с лидерами (капитанами) по основным правилам конкурса. Остальные студенты наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты идей. Определяется состав жюри, разрабатываются критерии оценок.

Каждой команде дается задание: придумать название командам; подготовить девиз и приветствие; подготовить материалы для оформления аудитории.

          1.2. Организация проведения конкурса.

Для проведения конкурса необходимо подготовить аудиторию, расставить для 2-х соревнующихся команд столы, чтобы студенты сидели лицом друг к другу для удобства общения. На столах ставятся таблички с номером и названием команд. Определяется ведущий, состав жюри, в обязанности которого входит оценка выполнения производственных ситуационных задач вместе с преподавателем. Назначаются штрафные баллы за подсказку, шум, перебивание выступающего.                    Студентов информируют, что  при решении производственных ситуационных задач Вам необходимо выполнить:

  • Анализ производственной ситуационной  задачи.
  • Выделение проблемы.
  • Выявление способов (нормативов, правил, методик), которые могут быть использованы.
  • Вычисление необходимых данных для решения задачи, установление  их достаточности.
  • Выполнение действий (расчетов),  обусловленных заданием.
  • Выработка мнений, выводов.

При решении  сложных  производственных задач  наибольший эффект  дает такая форма, когда анализ производственной ситуации,  студенты проводят  самостоятельно, пытаясь выделить  в нем проблему и всю необходимую информацию для ее решения.

Затем идет обсуждение в команде, вырабатываются совместные выводы и решения.

Все варианты решений выносятся на общую дискуссию всей группы.

Схема построение дискуссии:

  • определение и анализ проблемы;
  • формирование цели, требование к решению;
  • обсуждение вариантов решения, анализ решения и выводы.

  1.3. Цели конкурса.

Цель – подготовка профессионально – специалиста, обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицировано решать профессиональные задачи.

Цель решение производственных ситуационных задач  способствовать достижению  образовательных результатов обучающихся.

Технологии (метод) – это одна из интегративных  технологий метод реализации компетентностного подхода, обучение – на основе реальных ситуаций, отличающихся практической познавательностью, ориентированный на работу в проблемном поле.

Дидактическая цель.

 – Понимание сущности и социальной значимости своей профессии, понимание ответственности за результаты своего труда.

— Побудить студентов к осознанию необходимости к самостоятельному и коллективному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности.

— Совершенствование навыков реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений. Совершенствование навыков коллективной работы.

— Формирование ключевых компетенций. Подготовка к профессиональной деятельности.

Развивающая цель.

— Развитие творческих способностей, логического мышления, смекалки, быстрой реализации, выделять существенные признаки и свойства.

— Развитие умение слушать, говорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, делать обобщающие выводы.

— Развитие умений работать в темпе: вычислять, чертить, развитие инициативы, уверенности в своих силах.

Воспитательная цель.

— Стремиться к воспитанию коллективизма, взаимопомощи, чувства такта, отзывчивости.

— Стремится воспитывать чувство аккуратности, добросовестности, ответственности за порученное дело.

— Способствовать воспитанию чувства гордости за избранную профессию, умение управлять эмоциями, бережно относится друг к другу

Решение производственных ситуационных задач способствует:

  • развитию навыков самоорганизации деятельности;
  • формированию умений объяснять явление действительности;
  • развитию способности ориентироваться в мире ценностей;
  • повышению уровня функциональной грамотности;
  • формированию ключевых компетенций;
  • подготовку и профессиональный выбор;
  • ориентация в ключевых проблемах современной жизни.

Этапы решения ситуационной задачи.

1. Знакомство с ситуацией и ее особенностями.

2. Выделение основной проблемы или проблем, выделение   и способов воздействия на ситуацию.

3. Предложение концепций и тем для обсуждения.

4. Анализ последствий принятие того или иного решения.

Этапы решения проблем.

Описание проблемы, вскрытие противоречий.

Формирование гипотезы.

Доказательство гипотезы.

Общий вывод.

Цель решения производственных ситуационных задач – закрепление и обобщение значений, полученных в процессе обучения, приобретение умений и навыков в решении конкретных ситуационных задач, выполнение технологических решений с  которыми   придется сталкиваться технику   в профессиональной деятельности.

Студентам  нужно:

1. Проанализировать ситуационную задачу: выявить, что и почему происходит, что может произойти и почему.

2. Объяснить ситуацию.

3. Оценить уже принятые меры.

4. Обсудить возможности будущего действия и сравнить  их.

5. Продемонстрировать умение использовать системный подход, ситуационный подход, широта взглядов на критику.

6. Подготовить программу действий, направленную на реализацию, например: аналогичный метод  решения проблемы проанализировать все доступные данные.

7.Определить проблему: выяснить и сопоставить  цель;  выдвинуть возможные альтернативы, оценить варианты и выбрать один из них.  

.  

  1.4. Вводная часть.

Вступительное слово преподавателя.

  Преподаватель сообщает цели  (конкурса). В настоящее время  уже ни одна строительная площадка не может обойтись без четко налаженной работы всех циклов и видов строительно – монтажных работ. Мы решаем различные ситуационные задачи, связанные с возведения подземной и надземной части здания, отделочными работами.

Ведущий. Знакомит присутствующих с ходом  и условиями проведения конкурса.

Ведущий. Для проведения конкурса используется ноутбук, проектор для демонстраций заданий и их решений.

1. В конкурсе принимают  участие студенты 3 – го курса отделения «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» 2 команды по 4-5 человек.  

2. Жюри – 3 человека, преподаватели строительного отделения.

3. Ведущий – студент группы 3/1 СЭЗС.

Студенты команды № 1 и «№ 2 получают ситуационную задачу № 1. Каждая команда получает карточку – задание.  Задание № 1.

На основании анализа решение вы делаете вывод.

При решении сложных производственных задач наибольший эффект дает       форма, когда анализ производственной ситуации студенты проводят самостоятельно, пытаясь выделить в нем проблему и всю необходимую информацию для ее решения.

Обсуждение идет в команде, вырабатываются совместные выводы и решение. Варианты решения команды № 1 и № 2 выносится на общую дискуссию всей группы. Учитываются скорость и правильность выполнения ситуационной задачи.

Ведущий. На решение  1-ой  ситуации отводится 10 минут. Команды садятся  за столы. Ситуационные производственные задачи решаются коллективно в команде.

При  решении  ситуации следует  руководствоваться теоретическими положениями, нормативными требованиями. Задачи требуют  принятия правильных   решений  в соответствии  с требованиями  нормативных документов. Преподаватель следит за регламентом.

Участники команд работают  самостоятельно, проводится коллективное  обсуждение  хода и результатов решение, подготовка к публичной защите, публичная защита   решения  ситуационной задачи, которое выводится на экран

Ведущий. Остальные студенты группы наблюдают и анализируют действие участников команды №1 и №2 и предложенные ими варианты решений.

Каждая команда выступает с решением. Предлагаю проанализировать решение другой команды.

В заключительной части занятия преподаватель обобщает изученный материал, анализирует  работу студентов.

Жюри сообщает итоговые оценки.

1.5. Задания для решения производственных ситуационных задач.

1. Ознакомьтесь  с предложенной вам ситуацией.

2. Обсудить и решить предложенную ситуационную задачу.

3.  Представьте результаты проделанной работы ситуации.

4. Обоснуйте свою точку зрения.

5. Оцените работу другой команды по следующим критериям:

  • Точность формулировки.
  • Полнота выявленных критериев.
  • Конечный вывод.

1.5.1. Задание командам.

                                                        Команда № 1.

Ситуационная задача № 1.

За  отчетный период участок мастера не справился с заданием по причине потери рабочего времени  из-за:

— временного отсутствия материала;

— брака по вине рабочих;

— опоздание на работу на 15-20 минут в начале рабочего дня;

— неправильного складирования материалов;

-невыходов на работу по неуважительным причинам;

— переделки работ по причине низкого качества .

По каждой позиции разработать мероприятия по устранению потерь рабочего времени.  

Ситуационная задача № 2.

На участке мастера выявлены грубые нарушения использования материальных ресурсов и их необоснованный перерасход из-за:

— ошибок в подсчете объемов работ;

— брака в работе;

— отсутствия или дефектов мерной тары, инструмента, неправильной приемки материалов;

— необоснованных потерь  и отходов, небрежного отношения рабочих к материалам;

— ошибок в сопроводительных документах и материальных отчетах;

— ошибок в проектной документации и при составлении заявок.

Разработать мероприятия для каждого из вариантов в целях рационального использования ресурсов.

Ситуационная задача № 3.

С целью экономии денежных средств фермер Смирнов Ю.В. при строительстве столярного цеха хозяйственным способом решил упростить операции.

Рулонную кровлю выполнил из рубероида РПП 300 без устройства защитного слоя (экономия битумной мастики ). Площадь кровли 300 м2.

Постановка задач

  1. Определите приблизительно по расценкам вашего региона стоимость сэкономленных материалов.
  2. Проанализируйте целесообразность экономии строительных материалов (битумной мастики) и докажите фермеру, что этого делать нельзя.

Ситуационная задача № 4.

После производства малярных работ (известковая  и клеевая окраска) проведен контроль качества и обнаружено:

1. Неравномерное покрытие, пятна на поверхности стен и потолков, окрашенных краскопультами.

2. Мраморовидные пятна при клеевой окраске.

3. Растрескивание и отслаивание пленки клеевой окраски.

4. Просвечивание нижележащего слоя при клеевой окраске.

Проанализируйте причины дефектов. Можно ли их устранить? Произведите подсчет трудозатрат на устранение брака (объемы работ 230 м2  ).

Ситуационная задача № 5.

При кладке стен из глиняного кирпича при строительстве 3 – этажного жилого дома были обнаружены следующие отклонения, в мм.:

— по толщине стен – 5

— по ширине простенков – 8

— по совмещению осей – 9

— поверхностей и углов кладки от вертикали – 18

— рядов кладки от горизонтали на 10 м. длины -15

— рядов кладки от вертикали при накладывании рейки 2 м – 7.

Произвести оценку качества каменных работ.

Команда № 2.

Ситуационная задача № 1.

В строительной организации необоснованно увеличена сметная стоимость строительства за счет нарушения правил ценообразования на материальные ресурсы.

Причины

1.Ошибки в тарифах на перевозки груза автомобильным транспортом.

2. Большой удельный вес погрузочно – разгрузочных работ, выполненными вручную.

3. Значительные расходы на содержание отдела логистики.

4. Ошибки при формировании оптовой цены «франко – материал».

5. Необоснованный выбор транспорта и условий поставки грузов.

Сделать анализ причин недостатков по каждому из рассматриваемых вариантов и наметить мероприятия по их устранению.

Ситуационная задача № 2.

В отчетном году строительная организация добилась экономии средств по статье «Накладные расходы за счет следующих факторов:

— экономии администрацией хозяйственных расходов;

— сокращения продолжительности строительства;

— экономии затрат по дополнительной заработной плате;

— сокращения расходов на обслуживание строительной площадки;

— перевыполнение производственной программы;

— экономии заработной платы инженерно – технических работников;

— снижение затрат по статье «Прочие накладные расходы».

Сделать анализ каждого из перечисленных факторов по снижению накладных расходов.

Ситуационная задача № 3.

С целью экономии денежных средств фермер Иванов И.И. при строительстве столярного цеха хозяйственным способом решил упростить операции.

Для покрытия бетонного пола вместо бетона В22,5  применил бетон В15 (экономия цемента). Площадь пола 120 м2.

Постановка задач

1.Определите приблизительно по  расценкам региона стоимость сэкономленных материалов.

2.Проанализируйте по своим вариантам целесообразность замены марки бетона и докажите фермеру, что этого делать нельзя.

Ситуационная задача № 4.

На складе имеются рулонные кровельные материалы: рубероид марок

РКК – 420, РИЧ – 350, РПП- 300, толь марки ТКП – 420. Запроектируйте рулонный ковер кровли с уклоном 3 %, наиболее экономичный и долговечный.

Ситуационная задача № 5.

При монтаже крупнопанельных перегородок были обнаружены следующие отклонения:

— смещение осей панелей от вертикали в верхнем сечении – 10 мм

— разница в отметках опорных поверхностей  перегородок – 12 мм

Произведите оценку качества монтажных работ.

1.6. Система стимулирования участников конкурса.

Деятельность студентов во время конкурса оценивается на каждом этапе решения производственных ситуационных задач по пятибалльной системе. При оценке учитывается оригинальность суждений, активность, обоснованность выводов и выступление при проведении дискуссии.

За нарушение (подсказки, опоздание) участники штрафуются на 1-2 балла.

Наиболее активных студентов поощряют дополнительным количеством баллов (от 1 до 2). Студенты, выступающие с анализом действий и предложенных вариантов решения ситуационных задач в команде №1 и №2, получают оценку по пятибалльной системе.

1.7. Рефлексия для студентов.

Коллективная  мыслительная деятельность способствует работать студентам активно и с большим интересом и помогает им:

  • выделить проблемы, которые могут возникнуть при решении производственных ситуационных задач;
  • выяснить способы, методы, правила которые могут быть использованы при коллективном обсуждении и решении в команде;
  • выполняют задание, реализуя способности;
  • обмениваются мнениями, анализирует свою работу, высказывают свою точку зрения;
  • наблюдают, анализируют действия участников и предложенные ими варианты идей.

1.8. Рефлексия  преподавателя.

Конкурсы способствуют усилению междисциплинарных связей между профессиональными модулями и дисциплинами, усилению познавательной деятельности  студентов, улучшению качества знаний, формированию профессиональных компетенций.

Преподаватель делает выводы о работе студентов во время проведения конкурса, задает вопросы.

— Что было сложно при решении производственных ситуационных задач, проектно – ориентированных задач.

— Какие новые знания и умения вы приобрели.

— С какими заданиями вы справились легко и что  Вам  помогло  при их выполнении.

  Оценочная ведомость конкурса   по ПМ 02.02. МДК. 02.01 Организация  технологических процессов при  строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов.

МДК. 02.02 Учет и контроль технологических процессов.

    Наименование производственных ситуационных задач

Команда № 1

Команда № 2

Поощрительные

баллы за решение задач.

Поощрительные

баллы

Штрафные

баллы

Поощрительные

баллы

Поощрительные

баллы

Штрафные баллы

Задача  № 1

Задача  № 2

Задача № 3

       Задача  № 4

Задача  № 5

Общий балл.

Оценка вариантов действий и идей команд (студентами-наблюдателями)

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Студенты,  принимавшие  участие в конкурсе хорошо справились со  своей работой. Конкурс был проведен интересно, оживленно. Участники вели себя  достойно, с чувством ответственности.

Такие конкурсы  требуют от студентов достаточного запаса  теоретических и практических по дисциплинам и профессиональным модулям.  Кроме того  студенты в достаточной степени оперировали мыслительными процессами /анализ, обобщение, суждения, память, речь/.

Сочетание знаний,  умений и творчества  студентов – это результат коллективного труда, который развивает  познавательные, творческие, изобретательные способности студентов. Здесь  также  присутствует  дух  соперничества, борьба мнений, коллективный разум, вырабатывается  умение найти правильное решение.

Проведение  данного конкурса является формой проверки профессиональных знаний,  практических умений и навыков, соединяет  обучение  с будущей  практической деятельностью.

Присутствующим  студентам,  работникам учебного заведения, членам жюри понравилась доступность проведения  конкурса.

ВЫВОДЫ:  Проведенный конкурс заинтересовал  присутствующих,  оказался познавательным для студентов. Участники проявили свои  способности в подготовке и проведении конкурса, приобрели умения с пользой  проводить свой досуг.

Список литературы

              1.Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования. Учебное  пособие под ред. Е.С. Полот – 2 –е  изд., — М.: издательский центр «Академия», 2009.

            2. Семушкин А.Г.,  Ярошенко Н. Г.  Содержание  и  технологии  обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие преп. Учреждений сред. проф. образования – М.: Мастерства 2011.

3. Теличко    В.И., Терентьев О.А.,  Лапидус А.А. «Технология возведения зданий» — 2 изд., перераб.   и доп. – М.: Высшая школа., 2014.-446с.; ил.

4. Теличко    В.И.,   Лапидус  А.А. , Терентьев О.М. «Технология   строительных процессов» — 2 ч. ч.1. ч.2.: учебник. – М.: Высшая шк. .; 2011 -392с.: ил.  

5. Интернет – ресурс.

 .

Производственная задача

Пример производственной задачи

Как уже говорилось в предыдущем разделе, производственная задача состоит в следующем:
Существует некоторое предприятие, которое может выпускать некоторые изделия. На то, чтобы
их выпустить необходимы различные ресурсы. Задано, сколько и каких ресурсов необходимо для
каждого изделия, задано сколько ресурсов у нас имеется, и задано, сколько предприятие
выручит за продажу произведенных изделий. Необходимо выбрать, какие изделия и в каком
количестве выпускать, чтобы прибыль предприятия была максимальной.

Приведем один из примеров производственной задачи:

Предприятие выпускает два вида
изделий — A и B. Для их производства необходимо три вида ресурсов — R1, R2, R3. Для
производства изделия A необходима 1 единица ресурса R1, 2 единицы ресурса R2 и 3 единицы
ресурса R3. Для производства изделия B необходимо 3 единицы ресурса R1, 1 единицу ресурса
R2 и 2 единицы ресурса R3. У предприятия на складе есть 15 единиц ресурса R1, 20 единиц
ресурса R2 и 35 единиц ресурса R3. Сколько и каких изделий нужно выпустить предприятию,
чтобы его прибыль была максимальной, если от продажи изделия A предприятие получает
прибыль 5 рублей, а от продажи изделия B — 10 рублей.

Полезная страница? Сохрани или расскажи друзьям

Как мы говорили ранее, для таких задач найти какое-то решение найти очень просто.
Так и в этом случае — это решение не производить ничего. То есть, произвести ноль
изделий A и ноль изделий B. Прибыль, однако, также будет равна нулю. Все ограничения
при этом выполнены — ресурсов на все хватит — ведь они даже не будут использованы.

Но если бы мы были директором данного предприятия — устроило бы нас такое решение?
Очевидно, что нет. Предприятие должно получать прибыль, а у нас прибыль отсутствует. Поэтому
наше решение необходимо улучшить — получить другое решение с большей прибылью. Самой
большой прибылью, которая только возможна в нашем случае (при ограниченных ресурсах).

Можно попытаться улучшить данное решение вручную. Например чуть-чуть увеличить план —
выпустить по одному изделию A и B. При этом ресурса типа R1 понадобится $1+3=4$ штуки,
ресурса типа R2 — $2+1=3$ штуки, и ресурса типа R3 — $3+2=5$ штук. Каждого из ресурсов
нам хватит, так как их понадобилось меньше, чем есть у нас на складе. И тогда мы получим
прибыль $1cdot5+1cdot10=15$ рублей.

Это решение, очевидно, лучше предыдущего, так как значение прибыли (целевая функция)
уже больше нуля — 15 рублей. Однако можно видеть, что на складах останется еще много
ресурсов, а из них можно было бы сделать еще больше изделий, и заработать еще больше.

Можно перебирать вручную и дальше, но во-первых, количество перебираемых вариантов
огромно, а во-вторых, мы так никогда и не узнаем — лучший наш вариант или нет. Вот,
например, мы получили прибыль в 45 рублей — это хорошо? Или можно и 75 получить? Непонятно.

Табличная запись задачи

Прежде чем переходить к методам решения таких задач, покажем другой способ их
записи — именно так они обычно записываются в заданиях, так как для этого требуется меньше
текста. Задача записывается в виде таблицы:

Ресурс Изделие A Изделие B Сколько ресурса на складах
R1 1 3 15
R2 2 1 20
R3 3 2 35
Прибыль 5 10  

Эта задача абсолютно совпадает с той, которая приведена в начале данного раздела.
Например, на пересечении строки R3 и столбца «Изделие B» записано «2» — именно столько
единиц ресурса R3 требуется на производство одной единицы изделия B. В последней строке
пишется прибыль от продажи каждого изделия, а в последнем столбце — количество каждого
ресурса на складах.

Формализация задачи

А теперь попробуем записать систему ограничений нашей задачи и целевую функцию
в виде неравенств. Обозначим за $x_A, x_B$ количество производимых изделий A и B, соответственно.

  • Сколько всего потребуется ресурса R1? Для изделия A необходима 1 единица данного
    ресурса, а для изделия B — 3 единицы. Всего, следовательно, необходимо $1cdot{x_A}+3cdot{x_B}$
    единиц. Так как у нас 15 единиц данного ресурса на складе, необходимо, чтобы это
    значение было не больше чем 15: $1cdot{x_A}+3cdot{x_B}leq15$
  • Сколько всего потребуется ресурса R2? Для изделия A необходимы 2 единицы данного
    ресурса, а для изделия B — 1 единица. Всего, следовательно, необходимо $2cdot{x_A}+1cdot{x_B}$
    единиц. Так как у нас 20 единиц данного ресурса на складе, необходимо, чтобы это
    значение было не больше чем 20: $2cdot{x_A}+1cdot{x_B}leq20$
  • Сколько всего потребуется ресурса R3? Для изделия A необходимы 3 единицы данного
    ресурса, а для изделия B — 2 единицы. Всего, следовательно, необходимо $3cdot{x_A}+2cdot{x_B}$
    единиц. Так как у нас 35 единиц данного ресурса на складе, необходимо, чтобы это
    значение было не больше чем 35: $3cdot{x_A}+2cdot{x_B}leq35$
  • Мы не можем производить отрицательное количество изделий. Следовательно, $x_A,x_Bgeq0$
  • В итоге мы получаем 5 единиц прибыли за каждое изделие A и 10 единиц за каждое изделие B.
    Всего мы получаем прибыли $5cdot{x_A}+10cdot{x_B}$. Естественно, мы хотим максимизировать
    данную величину. Можно записать, что $F(x_A,x_B)=5cdot{x_A}+10cdot{x_B}to{max}$

Итак, у нас получилась система ограничений и целевая функция следующего вида:

$$begin{array}{l}
left{ {begin{array}{*{20}{c}}
{{x_A} + 3{x_B} le 15}\
{2{x_A} + {x_B} le 20}\
{3{x_A} + 2{x_B} le 35}
end{array}} right.\
{x_A},{x_B} ge 0\
F({x_A},{x_B}) = 5{x_A} + 10{x_B} to max
end{array}$$

Способы решения

Самым простым способом решить производственную задачу является графический способ (есть и другие, о которых поговорим в следующих главах). Данный способ, однако, имеет ограничение — им можно решить производственную задачу только для двух производимых изделий. Однако для нас это неважно, так как в нашем случае изделий
как раз два — изделие A и изделие B.

Далее: 2.1.1. Графический способ решения

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Хофитол инструкция по применению для детей 2 года сироп
  • Стиль руководства подчиненного делегирующий
  • Стиль руководства подчиненного делегирующий
  • Деферазирокс инструкция по применению форма выпуска
  • Инструкция по использованию iqos 3 duos