Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Ведомство образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.
Коллегиальным совещательным органом является Коллегия Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, совещательно-консультативным коллегиальным органом при Федеральном агентстве является Общественный совет.
Приказом Росстандарта от 2 декабря 2016 г. № 1860 утверждено Положение о Журнале «Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
(Росстандарт)
с 15.04.2023 Росстандарт осуществляет в целях государственной поддержки инновационной деятельности полномочия по организации и проведению российских и международных конкурсов, фестивалей, форумов, выставок и иных мероприятий в целях поиска и поддержки лучших инновационных проектов, направленных на популяризацию инновационной деятельности, включая определение порядка их проведения, требований к представлению, критериев оценки проектов (работ), а также процедуры награждения победителей, призеров, дипломантов и лауреатов
с 14.01.2021 по 25.04.2022 Росстандарт являлся уполномоченным органом РФ, осуществляющим государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента ЕАЭС «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» в отношении оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок на стадии выпуска в обращение и обращения на рынке
с 01.12.2020 Росстандарт в целях реализации задач и обеспечения принципов стандартизации оборонной продукции ведет реестр экспертов с закреплением за ними групп и классов оборонной продукции в соответствии с классификатором стандартов на оборонную продукцию, утверждает по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации порядок ведения реестра и порядок привлечения экспертов, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре.
Из полномочий Росстандарта исключены полномочия по привлечению в установленном порядке экспертов в сфере стандартизации к проведению экспертизы проектов государственных военных стандартов
с 01.02.2020 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» в отношении изделий электротехники и радиоэлектроники, реализуемых не для нужд потребителей.
Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию»
с 11.12.2019 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования их в качестве топлива»
с 03.10.2019 Ростандарт обеспечивает участие работников федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений или федеральных унитарных предприятий в процедурах признания и оценки соответствия испытательных лабораторий (центров) принципам надлежащей лабораторной практики, соответствующим принципам надлежащей лабораторной практики Организации экономического сотрудничества и развития
с 27.01.2019 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов»
с 11.08.2018 Росстандарт в соответствии с законодательством РФ осуществляет реализацию промышленной политики в области разработки и производства эталонов единиц величин, стандартных образцов, средств измерений, технических систем и устройств с измерительными функциями путем:
а) разработки проектов документов стратегического планирования в области разработки и производства средств измерительной техники;
б) поддержки научно-технической деятельности и инновационной деятельности в области разработки и производства средств измерительной техники;
в) информационно-консультационной поддержки субъектов деятельности в области разработки и производства средств измерительной техники;
г) поддержки в области развития кадрового потенциала субъектов деятельности в области разработки и производства средств измерительной техники
с 01.03.2017 Росстандарт в целях реализации задач и обеспечения принципов стандартизации оборонной продукции осуществляет:
обеспечивает выполнение работ (услуг) по стандартизации оборонной продукции;
осуществляет формирование и ведение фонда документов по стандартизации оборонной продукции в части документов, указанных в подпунктах «а», «б», «г», «д», «ж», «з», «л», «м», «п», «с» (в отношении межгосударственных и национальных стандартов), «у», «х», «ц» и «ш» пункта 6 Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567;
осуществляет функции заказчика работ (услуг) по актуализации фонда документов по стандартизации оборонной продукции в части документов, указанных в подпунктах «з», «у» и «ц» пункта 6 Положения;
осуществляет издательское редактирование, подготовку к утверждению (принятию), утверждение (принятие) и отмену проектов документов, указанных в подпунктах «б», «д», «ж», «з», «л», «м», «у» и «ш» пункта 6 Положения, и вносимых в них изменений;
вводит в действие и прекращает применение на территории РФ межгосударственных стандартов, указанных в подпунктах «а», «г», «п» и «с» пункта 6 Положения, и их изменений;
по согласованию с Минобороны России осуществляет отмену или замену документов, указанных в подпунктах «г», «д» и «п», а также в подпункте «с» в части национальных стандартов, сведения о которых включены в сводный перечень, пункта 6 Положения;
участвует в разработке основополагающих государственных военных стандартов и правил стандартизации, устанавливающих порядок планирования работ по стандартизации, разработки, пересмотра, изменения, утверждения (принятия) и отмены, внедрения и применения документов по стандартизации оборонной продукции, а также формирования и ведения фонда указанных документов, издания и информационного обеспечения;
рассматривает предложения в годовой план подведомственных головных организаций по стандартизации оборонной продукции и принимает решения по ним в соответствии с пунктом 23 Положения;
осуществляет согласование программ стандартизации и годового плана на предмет оценки уровня согласованности с ежегодной программой национальной стандартизации, исключения дублирования с документами национальной системы стандартизации и установленных в годовом плане срока представления для принятия и срока принятия документов по стандартизации оборонной продукции;
осуществляет межведомственное взаимодействие с Минобороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом» и Госкорпорацией «Роскосмос» в сфере стандартизации оборонной продукции;
представляет в Минобороны России ежегодно, до 1 февраля, сведения о результатах работ по стандартизации оборонной продукции, реализации программ стандартизации и годового плана стандартизации военной продукции, результатах актуализации фонда документов по стандартизации оборонной продукции в пределах установленных Положением полномочий, а также предложения по совершенствованию деятельности по стандартизации оборонной продукции для подготовки ежегодного доклада о стандартизации оборонной продукции;
осуществляет подготовку и утверждение отдельного раздела сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции и изменений данного сводного перечня в части документов, указанных в подпунктах «а», «б», «г», «д», «ж», «з», «л», «м», «п», «у», «х», «ц» и «ш» пункта 6 Положения, а также их издание и распространение;
определяет головные организации по стандартизации оборонной продукции с закреплением за ними по согласованию с Минобороны России объектов стандартизации в соответствии с классификатором стандартов на оборонную продукцию и утверждает положения об указанных организациях;
привлекает в установленном порядке экспертов в сфере стандартизации к проведению экспертизы проектов государственных военных стандартов;
организует формирование, ведение и информационное обеспечение перечней следующих документов по стандартизации оборонной продукции:
государственные военные стандарты, правила стандартизации и информационно-технические справочники, ссылки на которые содержатся в правовых актах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом» и Госкорпорации «Роскосмос»;
документы по стандартизации оборонной продукции, указанные в подпунктах «г», «д», «п» и «с» (кроме отраслевых стандартов) пункта 6 Положения, ссылки на которые содержатся в технической документации, с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами РФ в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа;
осуществляет планирование разработки, изменений и пересмотра документов по стандартизации оборонной продукции, утверждает программы стандартизации, заказчиком которых является, и обеспечивает их реализацию;
обеспечивает реализацию годового плана в части, касающейся Росстандарта;
организует методическое сопровождение вопросов стандартизации оборонной продукции;
определяет порядок организации работы по стандартизации оборонной продукции в Росстандарте
01.01.2017 функции Росстандарта по определению технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения и создающим технические рабочие группы, которые включают экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций, переданы Минпромторгу России
с 01.07.2016 Росстандарт организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов
с 01.01.2016 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» в отношении требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке
с 27.10.2015 по 14.12.2021 Росстандарт являлся уполномоченным органом РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении колесных транспортных средств (шасси) и компонентов транспортных средств (шасси), находящихся в обращении (до начала их эксплуатации) на территории РФ
с 11.08.2015 по 14.12.2021 Росстандарт являлся уполномоченным органом РФ по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»
с 02.01.2015 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» в отношении взрывчатых веществ и изделий на их основе, которые находятся в обращении, и в отношении связанных с требованиями к этой продукции процессов перевозки и транспортирования (за исключением процесса транспортирования такой продукции по территории опасных производственных объектов).
Ростехнадзор — в отношении взрывчатых веществ и изделий на их основе, которые применяются на поднадзорных Службе объектах, и в отношении связанных с требованиями к этой продукции процессов применения, хранения и транспортирования. Ростехнадзор и Росстандарт взаимодействовали по вопросам обмена информацией в целях повышения эффективности осуществляемых контрольных (надзорных) полномочий, а также по вопросам недопущения обращения на территории РФ продукции, не соответствующей обязательным требованиям
с 01.01.2015 по 31.12.2016 Росстандарт являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения и создающим технические рабочие группы, которые включают экспертов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных научных организаций, некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций.
с 25.05.2013 по 14.12.2021 Росстандарт осуществлял государственный контроль (надзор) за соблюдением требований:
обязательств, возникших в результате исполнения
а) технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» в отношении низковольтного оборудования, реализуемого не для нужд потребителей;
б) технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в отношении машин и оборудования, реализуемых не для нужд потребителей, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания), изготовления, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (за исключением машин и оборудования, поднадзорных Ростехнадзору и находящихся на объектах, подведомственных Минобороны России, ФСИН России, ФСБ России, ФСО России, СВР России и ГУСП, и связанных с требованиями к этой продукции процессов эксплуатации и утилизации), а также монтажа и наладки (за исключением монтажа и наладки при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности);
в) технического регламента Таможенного союза Безопасность лифтов» в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов, выпускаемых в обращение, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа (за исключением процесса монтажа при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которого контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований, установленных техническим регламентом, обеспечивается федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ при проведении государственного строительного надзора в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности);
г) технических регламентов Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
(за исключением оборудования для работы во взрывоопасных средах и аппаратов, работающих на газообразном топливе, которые применяются на поднадзорных Ростехнадзору объектах);
д) технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств»
с 29.11.2012 Росстандарт осуществляет в целях государственной поддержки инновационной деятельности в установленных сферах деятельности следующие полномочия:
а) предоставление информационной поддержки;
б) предоставление консультационной поддержки, содействие в формировании проектной документации;
в) формирование спроса на инновационную продукцию;
г) финансовое обеспечение;
д) реализация целевых программ, подпрограмм и проведение мероприятий в рамках государственных программ РФ;
е) поддержка экспорта;
ж) обеспечение инфраструктуры
с 14.02.2012 Росстандарт осуществляет участие в мониторинге параметров и характеристик навигационного поля, создаваемого системой ГЛОНАСС, а также обмен данными с Минобороны России и Роскосмосом
с 01.11.2011 правопреемником Росстандарта в отношении обязательств в области аккредитации в установленной сфере деятельности, в т.ч. обязательств, возникших в результате исполнения судебных решений, является Росаккредитация
с 22.06.2010 сокращенное название Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Ростехрегулирование заменено на Росстандарт
с 19.11.2009 Ростехрегулирование обеспечивает в пределах своей компетенции деятельность Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов.
Ростехрегулирование проводит мониторинг потребностей в стандартных образцах, организует их разработку и внедрение в пределах своей компетенции
13.05.2008 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) передано из ведения Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) в ведение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
с 13.05.2008 Ростехрегулирование осуществляет:
а) создание и развитие системы метрологического обеспечения системы ГЛОНАСС, функциональных дополнений и аппаратуры спутниковой навигации совместно с Роскосмосом и Минобороны России;
б) государственный метрологический надзор за метрологическим обеспечением системы ГЛОНАСС, функциональных дополнений и аппаратуры спутниковой навигации, включая организацию и проведение испытаний аппаратуры спутниковой навигации, отнесенной к средствам измерений;
в) обеспечение системы ГЛОНАСС эталонными сигналами времени и частоты, национальной шкалой времени и информацией о параметрах вращения Земли;
г) координацию работ заинтересованных организаций в области стандартизации системы ГЛОНАСС
с 17.07.2007 Ростехрегулирование осуществляет следующие полномочия:
1) проводит метрологическую экспертизу и аттестацию методик выполнения измерений содержания токсичных химикатов, стандартных образцов и аттестованных смесей, а также методик выполнения измерений по мониторингу окружающей среды на объектах по хранению, уничтожению, производству и разработке химического оружия и в зонах защитных мероприятий;
2) проводит аккредитацию лабораторий, осуществляющих технологический контроль, государственный и производственный контроль, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на объектах по хранению, уничтожению, производству и разработке химического оружия;
3) проводит испытание средств измерений для утверждения их типа и внесения в государственный реестр средств измерений
с 27.03.2007 Ростехрегулирование осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций, а также организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Ростехрегулирование
с 31.05.2005 Ростехрегулирование осуществляет следующие полномочия:
организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ в части выявления возможных негативных воздействий опасных биологических агентов и химических веществ на людей и окружающую среду;
осуществляет во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовку программ разработки национальных стандартов и их утверждение, а также организует экспертизу проектов национальных стандартов с учетом соблюдения требований к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования;
участвует в организации разработки технических регламентов, устанавливающих требования к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, и их внедрения;
организует в рамках Единой информационной системы сбор и обработку информации о случаях причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов к биологической и химической безопасности объектов технического регулирования, а также информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения этих требований
22.05.2004 образовано Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) из преобразованной Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).
Ростехрегулирование находится в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России)
Метрологию, стандартизацию и сертификацию
следует рассмотривать и как инструменты
технического регулирования.
Техническое регулирование в России
обусловлено ее желанием интеграции в
мировой экономический процесс, что
предусматривает дальнейшую дебюрократизацию
экономики в соответствии с требованиями
международных экономических организацияй
к продукции, процессам ее производства
и использования.
Федеральное агенство по техническому
регулированию и метрологии (
Ростехрегулирование)входит в
систему федеральных органов исполнительной
власти РФ и находится в ведении
Министерства промышленности и энергетики
РФ. Оно образовано в соответствии с
Указом Президента РФ от 20 мая 2004г.№ 649
«Вопросы структуры федеральных органов
исполнительной власти». Федеральное
агенство по техническому регулированию
и метрологии является федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг, управлению
государственным имуществом в сфере
технического регулирования и метрологии
(рис. 2)
Федеральному
агентству по техническому регулированию
и метрологии
предоставлены следующие полномочия.
1. Проводитьв установленном порядке
конкурсы и заключатьгосударственные
контракты на размещение заказов на
поставкутоваров,
выполнение работ, оказание услуг, на
проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологическихработ
для государственных нужд в установленной
сфере деятельности,
в том числе для обеспечения нужд
Агентства.
2. Осуществлять
полномочия собственника в
отношениифедерального
имущества, необходимого для обеспечения
исполнения
функций федеральных органов государственной
власти,в том
числе имущества, переданного федеральным
государственным
унитарным предприятиям, федеральным
государственным
учреждениям и казенным предприятиям,
подведомственным
ему.
3. Организовывать:
-
экспертизу и подготовку заключений по
проектам федеральных
целевых программ, а также межотраслевых
и межгосударственных
научно-технических и инновационных
программ; -
экспертизу проектов национальных
стандартов; -
проведение в установленном порядке
испытаний средств измерений
в целях утверждения их типа;
-осуществление в
установленном порядке поверки средств
измерений в
Российской Федерации;
—сбор
и обработку информации о случаях
причинения вреда
вследствие нарушения требований
технических регламентов,а также
информирование приобретателей,
изготовителей и продавцов
по вопросам соблюдения требований
технических регламентов.
Рисунок 2 – Организационная основа
Ростехрегулирования
4. Осуществлять:
— опубликование в
установленном порядке уведомлений о
разработке и
завершении публичного обсуждения
проектов технических
регламентов, проекта федерального
закона о техническомрегламенте,
принятого Государственной Думой
Федерального Собрания
Российской Федерации в первом чтении,
а также заключений
экспертных комиссий по техническому
регулированию напроекты
технических регламентов;
-
опубликование
уведомлений о разработке, завершении
публичного
обсуждения и утверждении национальных
стандартов,перечня
национальных стандартов, которые могут
на добровольной
основе применяться для соблюдения
требований техническихрегламентов,
официальное опубликование национальных
стандартов и общероссийских классификаторов
технико-экономической исоциальной
информации и их распространение; -
руководство
деятельностью Государственной
метрологической службы, Государственной
службы времени, частоты и определения
параметров вращения Земли, Государственной
службыстандартных справочных
данных о физических константах и
свойствах веществ
и материалов, Государственной службы
стандартных
образцов состава и свойств веществ и
материалов; -
создание технических
комитетов по стандартизации и координацию
их деятельности; -
принятие программы разработки
национальных стандартов; -
утверждение национальных стандартов;
-
учет национальных
стандартов, правил стандартизации,норм
и рекомендаций в этой области и
обеспечение их доступности
заинтересованным лицам; -
введение в действие
общероссийских классификаторов
технико-экономической
и социальной информации; -
проведение в установленном порядке
работ по аккредитациив
установленной сфере деятельности; -
организационно-методическое
руководство работами по созданию
федеральной системы каталогизации для
федеральных государственных
нужд; -
функции национального
органа по стандартизации в порядке,
определяемом федеральным органом по
техническому регулированию;
-
определение общих
метрологических требований к средствам,
методам и результатам измерений; -
межрегиональную и
межотраслевую координацию деятельности
в области обеспечения единства измерений,
координациюпроведения работ по
аккредитации организаций,
осуществляющихдеятельность
по оценке соответствия, и координацию
деятельности по развитию системы
кодирования технико-экономической
исоциальной
информации.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #