Руководство российской наукой осуществляет

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Наука и особенности управления ею

Определение 1

Управление наукой — это деятельность, сосредоточенная на организации функционирования научных коллективов, оказании им государственной поддержки, внедрении достижений науки в производственную деятельность.

Научная деятельность включает в себя такие разновидности как:

  • фундаментальная наука;
  • прикладная или отраслевая наука;
  • вузовская наука.

Каждая разновидность научной деятельности направлена на решение собственных задач и характеризуются определенными особенностями.

В российской практике управления наукой установлен ряд приоритетных направлений ее развития, к числу которых относятся следующие:

  • обеспечение безопасности и противодействия террористическим действиям;
  • развитие индустрии наносистем;
  • развитие систем информационно-телекоммуникационного характера;
  • развитие науки о жизни;
  • развитие перспективных видов вооружений, специальной и военной техники;
  • организация рационального природопользования;
  • развитие космических и транспортных систем;
  • ядерная энергетика;
  • сфера энергосбережения и энергоэффективности.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Общая характеристика управления научной сферой

В общем виде управление научной сферой возложено на российского Президента, который реализует следующие функции:

  • во-первых, определение научно-технической политики государства;
  • во-вторых, учреждение президентских грантов, предназначенных для оказания поддержки молодым российским ученым – кандидатам и доктором наук;
  • в-третьих, учреждение президентских премий в сфере науки и инноваций для молодых ученых;
  • в-четвертых, утверждение Президента Российской академии наук в соответствии с представлением собрания этой академии;
  • в-пятых, заслушивание на ежегодной основе доклада общего собрания Российской академии наук относительно состояния фундаментальных наук в России, важнейших достижений в сфере науки, предложений приоритетного развития научной сферы;
  • в-шестых, определение порядка присвоения статуса государственного научного центра и так далее.

Роль Правительства и Министерства в управлении наукой

В управлении научной сферой принимают участие российское Правительство, а также Министерство образования и науки России.

«Органы, осуществляющие управление наукой» 👇

Российское Правительство обеспечивает осуществление единой политики государства в отношении регулирования научной сферы, осуществляет разработку и практическую реализацию мер государственной поддержки научной сферы, поддерживает фундаментальную науку, а также приоритетные направления прикладных наук.

Функции министерства образования и науки направлены на:

  • выработку единой государственной политики в сфере науки и техники;
  • нормативно-правовое регулирование научной сферы, научно-технической сферы, инноваций, нанотехнологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности;
  • реализация государственной политики в научной сфере;
  • оказание государственных услуг научно-технической, инновационной и научной деятельности;
  • управление имуществом государства в научной сфере;
  • организация различных научных коллективов, научных школ, выставок, стендов и так далее.

Министерству образования и науки подчиняется Федеральная служба, именуемая Рособрнадзором, изначально предназначенная для осуществления контрольной и надзорной деятельности в сфере науки. В настоящее время контрольно-надзорные полномочия выведены из ведения Рособрнадзора и переданы в распоряжение Высшей аттестационной комиссии, действующей при Министерстве науки и образования. Эта комиссия призвана реализовывать государственную научную аттестацию.

Роль Российской академии наук в управлении научной сферой

Значительную роль в управлении научной сферой играет Российская академия наук. Данная академия имеет статус некоммерческой организации и функционирует в качестве федерального государственного бюджетного учреждения. В качестве учредителя и собственника имущества академии выступает Российская Федерация. Осуществление этих функций возможно на Правительство Российской Федерации.

Академия преследует в своей деятельности следующую цель: академия организует и проводит фундаментальные и прикладные научные исследования относительно проблем технического, естественно-научного, гуманитарного, общественного назначения для получения знаний о законах развития общества, человека в природе.

Деятельность академии предполагает выполнение важной миссии, направленной на обеспечение свободы творчества в сфере науки.

Формы деятельности Российской академии наук:

  • во-первых, осуществление активного содействия формированию системы высших образовательных учреждений;
  • во-вторых, организация преподавательской работы сотрудников академии в высших учебных заведениях;
  • в-третьих, осуществление курирования школьного образования;
  • в-четвертых, организация издания литературы научно-популярного содержания, создание музеев, проведение лекций публичного характера;
  • в-пятых, подготовка аспирантских и докторантских научных кадров и так далее.

Помимо Российской академии наук существует и ряд других академий наук отраслевого характера, например, в сфере образования, архитектуры, строительных наук, художественной сфере и так далее. Эти виды академий осуществляют отраслевое регулирование научной сферы.

Под руководством академии наук действуют различные научные организации, учредителем которых выступает российское Правительство. Частичные функции по управлению этими организациями возлагаются на Федеральное агентство научных организаций.

На местах управление научной деятельностью осуществляется отдельными научными организациями, в том числе учреждениями высшего образования.

В системе управления наукой создаются научные центры, наукограды.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

S:
Форма
духовной деятельности лю­дей,
направленная на производство знаний о
природе, обще­стве и самом познании,
имеющая целью постижение истины и
открытие объективных законов – это…+:
наука

S:
К
группе абстрактно-теоретических функций
науки относится…

+:
прогностическая

S:
Наука
– это особый рациональный способ
описания мира, основанный на…

+:
эмпирической проверке и математическом
доказательстве

S:
Функции
науки:

+:
мировоззренческая

+:
методологическая

+:
предсказательная

S:
Критериями
научности являются принципы… верификации
и фальсификации

S:
Научное
знание формируется на базе…+: информации

S:
К полномочиям органов
государственной власти субъектов РФ в
области формирования и реализации
государственной научно-технической
политики НЕ относится…

+: отслеживание и цензура сферы научных
исследований и опытно-конструкторских
разработок (НИОКР)

S:
К
секторам науки НЕ
относятся:

+: муниципальный

+: федеральный

S:
Выпускники высшего учебного
заведения получают квалификации:

+: магистр

+: бакалавр

+: специалист

S:
Грант – это…

+: средства, передаваемые фондом для
выполнения конкретной работы

S:
Выберите
типы грантов, характерные для России:

+: программные;

+: исследовательские;

+: на развитие инфраструктуры;

S:
Грантами
НЕ
являются
:

+: реструктуризация

+: формирование организаций

S:
Исполнителем исследовательского
проекта может являться:

+: временный творческий коллектив

+: частное лицо

S:
Секторы
науки:

+: заводской

+: академический

+: отраслевой

S:
Согласно
ст. 114 Конституции РФ ….. обеспечивают
проведение единой государственной
политики в области науки+:
Правительство России

S:
К
ведению органов государственной власти
субъектов РФ относятся:

+:
участие в выработке и реализации
государственной научно-технической
политики

+:
определение приоритетных направлений
развития науки и техники в субъектах
РФ

+:
формирование научных и научно-технических
программ и проектов субъектов РФ

+:
финансирование научной и научно-технической
деятельности за счет средств бюджетов
субъектов РФ

S:
Руководство
российской наукой осуществляет…

+:
Министерство образования и науки
(Минобрнауки) Российской Федерации

S:
Функции
Высшей
аттестационной комиссии (ВАК):

+:
обеспечение единой государственной
политики в сфере науки и образования

+:
осуществление контроля и координация
деятельности в области аттестации
научных и научно-педагогических кадров
высшей квалификации

+:
содействие улучшению количественного
состава научных и научно-педагогических
кадров

S:
Полномочия
Российской
академии наук (РАН):

+:
проведение фундаментальных и прикладных
научных исследований по важнейшим
проблемам естественных, гуманитарных
и технических наук

+:
принятие участия в координации
фундаментальных научно-исследовательских
работ, выполняемых научными организациями
и высшими учебными заведениями,
финансируемыми из федерального бюджета

+:
обеспечение подготовки кадров высшей
квалификации

S:
Функции
Федерального
агентства научных организаций (ФАНО):

+:
управление институтами Академии наук

S:
Свойства
науки как специфического типа деятельности:

+:
представление поиска понимания, т.е.
чув­ства, что найдено удовлетворительное
объяснение аспекта реальности на
теоретическом уровне

+:
закрепление понимания посредством
строгой логической формули­ровки
законов или принципов

+:
экспериментальная проверка законов и
принципов

S:
Элементом
науки как системы НЕ
является

+:
научно-техническая документация

S:
Истина
– это характеристика знания, …отражающая
объективные свойства предмета

S:
Истинное
знание в
отличие

от ложного…соответствует
самому предмету познания

S:
Поскольку
истина не зависит от познающего субъекта,
она… объективна

S:
Понятие,
противоположное по смыслу «истине» в
гносеологии — это…

+:
заблуждение

S:
Критерием
истины является…проверка
практикой

S:
Понятие
«практика» может быть обозначено таким
термином, как… опыт
в целом

S:
Практика
по своим функциям в процессе познания
является:

+:
основой познания и его движущей силой

+:
критерием истины

S:
Установите
последовательность
форм познания мира:

1:
Ощущение

2:
Восприятие

3:
Представление

4:
Понятие

5:
Суждение

6:
Умозаключение

S:
К
формам чувственного познания относятся:

+:
ощущение

+:
восприятие

S:
Восприятие
– это…форма
чувственного познания

S:
Результатом
чувственного познания в
отличие

от рационального является…

+:
конкретный образ предмета

S:
Рациональное
познание в
отличие

от чувственного…

+:
использует умозаключения

S:
Определенный
этап познавательного процесса, на
котором информация об объекте, сохраняясь
в сознании, воспроизводится позже без
прямого воздействия объекта на субъект
– это…

+:
представление

S:
К
формам живого созерцания относятся:

+:
представление

+:
восприятие

+:
ощущение

S:
Уровни
научного познания:

+:
эмпирический

+:
теоретический

S:
Эмпирическому
уровню научного исследования соответствуют
цели:

+:
сопоставить с фактами теорию, проверить
степень ее эффективности

+:
добыть новые экспериментальные факты

S:
Формы
познания, НЕ
относящиеся к теоретическому познанию:

+:
представление

+:
восприятие

S:
Установите
последовательность форм
научного познания в соответствии с их
реальным воплощением:

1:
Проблема

2:
Гипотеза

3:
Теория

4:
Научная картина мира

S:
Черта,
характеризующая развитые
проблемы:

+:
имеют более или менее конкретные указания
на пути их решения

S:
Предположение
о причинно-следственных зависимостях
– это… гипотеза

+:
Объяснительная

S:
Система
теоретических взглядов, объединенных
научной идеей – это…

+:
концепция

S:
Учение
– это…

+:
совокупность теоретических положений
о какой-либо области явлений действительности

S:
Исследование
закономерностей становления и
функционирования правового государства
относят к группе …… исследований

+:
фундаментальных

S:
Исследование,
которое направлено на внедрение в
практику результатов конкретных
исследований – это…
разработка

S:
Критерий
научности, требующий проводить проверку
полученных знаний, называется
критерием…верифицируемости

S:
Принцип
верификации утверждает, что какое-либо
понятие или суждение имеет значение,
если оно…эмпирически
проверяемо

S:
Познание
– это
обусловленный практикой процесс
приобретения и развития знаний

S:
Познание
в
отличие

от общения…

основывается на чувственном восприятии
и логическом мышлении

S:
Научное познание, в
отличие
от других видов познавательной
деятельности, характеризуется…

+: применением методов экспериментальной
проверки

S:
На самых ранних этапах
человеческой истории важную роль играли
такие формы познания:

+: обыденно-практическое

+: игровое

+: мифологическое

S:
Вид познания, вплетенный
в ткань жизнедеятельности субъекта, но
не обладающий доказательной силой,
называется…обыденным

S:
Дедукция – это: логический
путь от общего к частному

S:
Индукция – это…

: восхождение познания от частных,
единичных фактов к обобщениям более
высокого порядка

S:
К потребностям человека,
обусловленным его биологической
организацией, относят потребность в…
самосохранении

S:
Результатом самопознания
является…представление о своих
способностях

S:
Научное исследование –
это… деятельность.

+: направленная на получение и применение
новых знаний

S:
Мелкие научные задачи,
относящиеся к конкретной теме научного
исследования – это… научные вопросы

S:
Исследование, направленное
на внедрение в практику результатов
исследований – это… разработка

S:
Совокупность подходов,
приемов, способов решения различных
практических и познавательных проблем
– это…: методика

S:
Структурными компонентами
теоретического научного познания НЕ
являются
:

+: эксперимент

+: вера

+: наблюдение

S:
Совокупность сложных
теоретических и практических задач,
решение которых назрели на данном этапе
развития общества, – это…проблема

S:
Черта,
характеризующая развитые
проблемы:

+: имеются более или менее конкретные
указания на пути их решения

S:
Установите
последовательность действий в научного
познании в порядке их применения
при решении научной проблемы:

1: Распознать (идентифицировать,
сформулировать) проблему и тщательно
спланировать процедуру получения
информации обо всех аспектах проблемы

2: Собрать данные, касающиеся определенной
проблемы, посредством наблюдений и
проведения опытов (экспериментов)

3: Проанализировать данные (наблюдений)
и описать эти данные таким образом,
чтобы это описание обобщало и суммировало
их

4: Предложить возможные объяснения,
необходимые для обобщения результатов

5: Провести повторные опыты для
подтверждения или опровержения
предложенных объяснений

S:
Гипотеза – это…

+: научное предположение о развитии
явлений и процессов в перспективе

S:
Концепция
инопланетного происхождения жизни на
Земле относится к такой форме научного
познания, как…гипотеза

S:
Гипотезу выдвигают …
научного исследования в начале

S:
Высказывание
гипотезы в структуре научного познания
есть начало…

+: теоретического уровня познания

S:
Обобщенное знание,
объяснение тех или иных сторон
действительности – это сущность …
теории

S:
Русский эквивалент
греческого слова «теория» – это…
умозрение

S:
Форма
мышления, отражающая предельно общие
закономерные связи, стороны, признаки
явлений, закрепляемые в определениях
– это…

+: категория

S:
Положение, принимаемое
истинным без доказательства, – это…:
аксиома

S:
Верные
утверждения и положения в науке:

+: эксперимент есть спланированная и
контролируемая процедура получения
научных фактов

+: теория может быть подвержена
изменениям при определенном наличии
опытных данных

+: закон природы дает возможность
объяснить соответствующее природное
явление

S:
Теоретические
взгляды, объединенные научной идеей –
это сущность…

+: концепции

S:
Установите
последовательность
выявления и формулирования научного
закона:

1: Явление

2: Эффект

3: Сущность

4: Закономерность

5: Закон

S:
Научной основой метода
всех наук о природе и обществе является
метод исследования:

+: диалектический

S:
Зависимости,
узаконенные, установленные органами
управления организации, — это……………зависимости

+: формальные

S:
Группы методов исследования:

+: теоретические

+: эмпирические

S:
К
эмпирическим методам познания относятся:

+: наблюдение

+: эксперимент

+: измерение

S:
Целенаправленный строгий
процесс восприятия предметов
действительности – это…наблюдение

S:
Установите
последовательность
э
тапов
эксперимента:

1: постановка (формулировка) задачи

2: построение модели

3: отыскание решения

4: проверка модели и оценка решения

5: внедрение решения

S:
Абстрактно-логический
метод исследования предполагает
применение следующих приемов:

+: анализа и синтеза

+: формализации и моделирования

+: индукции и дедукции

S:
Метод познания, при котором
происходит перенос знания, полученного
в ходе рассмотрения какого-либо одного
объекта, на другой – это…

+: аналогия

S:
Метод
научного познания, в основу которого
положена процедура соединения различных
элементов предмета в единое целое –
это…

+: синтез

S:
Метод
научного познания, представляющий собой
формулирование логического умозаключения
путем обобщения данных наблюдения и
эксперимента – это…: индукция

S:
Элементарная математика,
дифференциальные и интегральные
уравнения, вариационное исчисление
относятся к …………… методам исследования

+: аналитическим

S:
Выделение
в изучаемом документе определенных
признаков, подсчет их количества и
определении частоты употребления таких
признаков в общем объеме имеющейся
информации – это…контент-анализ

S:
Социологический метод –
это изучение

+: массовых явлений и экономических
процессов в социальной жизни общества

+: сущности явлений и процессов
происходящих в действительности через
корреспондентов

S:
К
методам
теоретического уровня относятся:анализ

S:
Д. Гордон изобрел метод…:
синектики

S:
С
точки зрения системного подхода в
динамическом взаимодействии с внешней
средой находятся ………………… системы

+:
открытые

S:
Несводимость
свойств отдельных элементов к свойствам
системы в целом – это…
эмерджентность

S:
Разделение
целого на части –
это… декомпозиция

S:
Наличие нескольких уровней,
их целей и способов достижения целей
соответствующих уровней – это…: иерархия

S:
Способность большой
системы к реализации некоторого множества
функций на заданной структуре – это+:
многофункциональность

S:
Синергетический подход
предполагает, что в результате сложения
усилий нескольких людей результат будет
………..чем, если бы они действовали по
отдельности

+: больше

S:
Динамические
и статистические методы познания
относятся к методам:

+: общенаучным

S: Вопрос,
предполагающий выбор одного ответа из
нескольких вариантов – это…вопрос:
закрытый

S:
Конечный
результат деятельности, получивший
воплощение в виде нового или
усовершенствованного продукта,
внедренного на рынке – это…

+: инновация

S:
Предметом изучения
инноватики являются…

+: новации

+: инновации

+: инновационные процессы

S:
Пятый
технологический уклад опирается на
достижения в областях:

+: микроэлектроники

+: биотехнологии

+: генной инженерии

+: освоения космического пространства

S:
Шестой технологический
уклад предполагает конвергенцию:

+: нанотехнологий

+: биотехнологий

+: информационных технологий

+: когнитивных технологий

S:
Автор первой концепции
инновационного развития

+: Й. Шумпетер

S:
Особенности инновации,
отражающие ее сущность:

+: практическое использование

+: получение коммерческой выгоды

S:
Инновационный
лаг – это временной интервал от момента

+: возникновения идеи до момента
возврата инвестиций

S:
Новый или усовершенствованный
технологический процесс, используемый
в практической деятельности и повышающий
эффективности деятельности организации
– это…

+: инновация

S:
Задачи научной работы
студентов:

+: развитие творческого и аналитического
мышления

+: расширение научного кругозора

+: выработка умения применять
теоретические знания и современные
методы научных исследований в
профессиональной деятельности

+: повышение качества усвоения изучаемых
дисциплин

S:
Выбор темы исследования
прежде всего определяется…

+: актуальностью

S:
Сфера научных исследований
научного коллектива, посвященных решению
каких-либо крупных, фундаментальных
теоретических и экспериментальных
задач в определенной отрасли науки –
это…

+: научное направление

S:
Научная
тема должна быть:

+:
актуальна

+:
перспективна

+:
результативна

S:
Формулировка
цели исследования предполагает ответ
на вопрос…

+: для чего исследуется?

S:
Задачи представляют собой
этапы работы…

+: по достижению поставленной цели

S:
Объект
и предмет научного исследования:

+: объект содержит в себе предмет
исследования

S:
Часть объекта, непосредственно
изучаемая в исследовании, – это…
исследования

+: предмет

S:
Установите
порядок этапов формирования
научного аппарата исследования:

1: Формулировка проблемы

2: Выяснение того научного направления,
в русле которого лежит эта проблема

3: Определение объекта исследования

4: Конкретизация предмета исследования

5: Выяснение известного и неизвестного
для данного предмета исследования

S:
Объекты
исследования для менеджеров – это:

+:
то, на что в целом направлено внимание
исследователя

+:
система управления как совокупность
звеньев, осуществляющих управление, и
связей между ними

+:
определенная экономическая отрасль

+:
сфера кадрового управления организации

S:
Идея
научного исследования – это:

+:
осознание путей достижения цели

+:
генеральная мысль, использование которой
приведет к достижению цели

S:
Эффективность
работы одного научного работника
определяется:

+:
числом публикаций

+:
цитируемостью работ

+:
количеством авторских свидетельств и
патентов

+:
стоимостью НИР, выполненных за год

S:
Вида
экономического эффекта от результатов
НИР:

+:
предварительный

+:
ожидаемый

+:
фактический

S:
Дословное воспроизведение
в рабочем журнале наиболее важных мест
изучаемого произведения, характерных
фактов – это…

+: выписка

S:
Краткая
характеристика работы, отвечающая на
вопросы, о чем говорится в работе – это…

+: аннотация

S:
Доклад
или письменное исследование на
определенную тему, включающее критический
обзор литературных и других источников
– это…

+: реферат

S:
Способы
написания текста:

+:
строго последовательный

+:
целостный

+:
выборочный

S:
Авторы
научных работ используют следующие
типы изложения материала:

+:
описательный

+:
повествовательный

+:
объяснительный

S:
Резюме
– это…
запись,
являющаяся краткой оценкой прочитанного
произведения

S:
Государственная
система научно-технической информации
содержит в своем составе…

+: всероссийские органы НТИ

S:
Основными функциями
органов научно-технической информации
являются:

+: сбор и хранение информации

+: переработка информации и выпуск
изданий

S:
Научным изданием является…:
монография

S:
Препринт
относится к группе ……………… изданий

+: научных

S:
Депонированные рукописи:

+: приравниваются к публикациям, но
нигде не опубликованы

+: рассчитаны на узкий круг профессионалов

S:
Справочник, содержащий
данные о каких-либо объектах, способствующий
их идентификации это…

+: справочник-определитель

S:
Конференция,
семинар, круглый стол
это вид научного (ой)

+: общения

S:
Научный текст необходимо…

+: представить в виде разделов,
подразделов, пунктов

S:
Выводы в статье содержат…

+: только конечные результаты без
дополнительных доказательств

S:
Цитирование в научных
текстах возможно только…

+: с указанием автора и названия
источника

+: из опубликованных источников

S:
Цитирование без
предварительного разрешения автора
или его преемников возможно…

+: в учебных целях

+: в случает указания ссылок

S:
Последствия
стресса могут быть:

+:
положительные

+:
отрицательные

S:
Отрицательные
стрессы:

+:
физиологические

+:
психологические

S:
Улучшение
рабочих условий менеджера предусматривает:

+:
урегулирование нагрузки на работника
в соответствии с его способностями и
ресурсами

+:
совершенствование дизайна рабочего
места

+:
предоставление работнику возможности
участвовать в принятии решения и
эффективно воздействовать на рабочий
процесс

+:
улучшение коммуникабельности, исключение
неуверенности в карьерном росте

S:
Уровень
стрессоустойчивости зависит от следующих
факторов:

+:
физиология

+:
жизненный и профессиональный опыт
личности

+:
умение человека мобилизовать свои
физические и психические силы

+:
умение управлять своим эмоциональным
состоянием

S:
Цель планирования работы
– это …

+: получение желаемого результата
деятельности, достигаемого в пределах
установленного интервала времени

S:
Планирование
личного времени – это…

+: планирование и распределение
собственного времени, управление потоком
посетителей, рациональное ведение
корреспонденции, индивидуальный рабочий
стиль

S:
Принцип Парето – это
соотношение…

+: 80 : 20

S:
Для
сохранения здоровья менеджеру необходимо:

+:
больше двигаться в течение рабочего
дня

Министерство образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России)
Общая информация
Страна Россия
Дата создания 9 марта 2004
Предшествующие ведомства Министерство высшего и среднего специального образования СССР
Министерство промышленности, науки и технологий РФ (в части науки)
Руководство деятельностью осуществляет Правительство России
Вышестоящее ведомство Правительство России
Штаб-квартира Москва, ул. Тверская, д. 11
55°45′37″ с. ш. 37°36′33″ в. д. / 55.760278° с. ш. 37.609167° в. д. (G) (O)
Число сотрудников 717 (на 2012)
Годовой бюджет 381,6 млрд руб. (на 2012)
Министр Ливанов Дмитрий Викторович
Подведомственные органы Рособрнадзор
Росмолодёжь
Ключевой документ Положение «О Министерстве образования и науки России»[1]
Сайт
www.mon.gov.ru

Дмитрий Ливанов и Дмитрий Медведев, июнь 2012

Федеральное агентство по делам молодёжи, логотип

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодёжной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

С 21 мая 2012 Министерство спорта, туризма и молодёжной политики было преобразовано в Министерство спорта, функции же по молодёжной политики, указом Президента Российской Федерации, перешли в Министерство образования и науки[2].

Содержание

  • 1 История
  • 2 Компетенция Минобрнауки
  • 3 Руководство министерства
    • 3.1 Министр образования и науки Российской Федерации
    • 3.2 Статс-секретарь — заместитель министра
    • 3.3 Заместители министра
  • 4 Структура центрального аппарата
  • 5 Федеральные органы власти, находящиеся в ведении Минобрнауки России
  • 6 Консультативные органы
  • 7 Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»
  • 8 Контакты
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

Министерство образования и науки (Минобрнауки) Российской Федерации образовано в 2004 году и является правопреемником:

  • Министерства образования России, являющегося преемником
    • Государственного комитета СССР по народному образованию (1988—1991), образованного в результате слияния трёх центральных министерств — высшего и среднего образования, просвещения и профессионально-технического образования.
    • Министерства образования РСФСР, созданного в июле 1990 года в результате слияния Министерства народного образования РСФСР и Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Министерство народного просвещения было создано в 8 сентября 1802 года, в 1817 — 1824 гг. с связи с присоединением Главного управления духовных дел иностранных исповеданий называлось Министерство духовных дел и народного просвещения, в 1917 году было переименовано в Народный Комиссариат просвещения, в 1946 году в Министерство просвещения РСФСР. В 1937 — 1989 в областях существовали областные отделы народного образования, в районнах — районные отделы народного образования, в городах — городские отделы народного образования.

Минобрнауки унаследовало также некоторые задачи Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Министерство образовано при создании первого правительства Фрадкова указом президента Российской Федерации № 314 от 9 марта 2004 года. К нему перешли функции по принятию нормативных актов упразднённого этим же указом Министерства образования Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных актов упраздняемого Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации (в сфере науки) и реорганизуемого Российского агентства по товарным знакам.

Одновременно функции по правоприменению, управлению и контролю в сферах образования, науки и интеллектуальной собственности были переданы в ведение создаваемых четырёх федеральных служб и агентств, подконтрольных министерству, — Федеральному агентству по образованию, Федеральному агентству по науке, Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки.

Министром в тот же день был назначен Андрей Александрович Фурсенко, который ещё с ноября 2003 года исполнял обязанности министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 158 от 6 апреля 2004 года была установлена численность центрального аппарата министерства — 380 человек — и адреса его размещения: улица Тверская, дом № 11/4, Брюсов переулок, дои № 21, строение 1 и 2, Чистопрудный бульвар, дом № 6. (в здании бывшего Министерства образования Российской Федерации на улице Люсиновской было размещено Федеральное агентство по образованию). Также было установлено, что центральный аппарат имеет 6 департаментов по основным направлениям деятельности, а министр имеет двух заместителей.

20 мая 2004 года подведомственное министерству Федеральное агентство по науке было переименовано в Федеральное агентство по науке и инновациям.

15 июня 2004 года было утверждено положение о министерстве.

13 августа 2005 года учреждена дополнительная должность статс-секретаря — заместителя министра.

30 ноября 2005 года количество заместителей министра увеличено до четырёх.

18 августа 2008 года количество заместителей министра было увеличено до пяти, численность центрального аппарата — до 430 человек, а количество департаментов — до семи.

15 мая 2010 года количество заместителей министра было увеличено до семи, численность центрального аппарата — до 850 человек, а количество департаментов — до восемнадцати.

29 июня 2011 года количество департаментов было увеличено до девятнадцати.

Под эгидой Министерства и Федерального агентства по образованию проводится Всероссийская олимпиада школьников по 21 предмету (данные 2007 года). Минобрнауки России координирует вопросы реализации Приоритетного национального проекта «Образование».

Согласно указу Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года (вступил в силу 10 марта) были упразднены Федеральное агентство по образованию (Рособразование) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с передачей их функций непосредственно Министерству образования и науки[3].

Согласно указу Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам была переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности и выведена из подчинения Минобрнауки вместе с расширением круга регулируемых ею вопросов[4].

Компетенция Минобрнауки

Минобрнауки регулирует в следующих областях:

  • образование;
  • научная, научно-техническая деятельность и инновационная деятельность в научно-технической сфере;
  • нанотехнологии;
  • развитие федеральных центров науки и высоких технологий;
  • государственные научные центры и наукограды;
  • интеллектуальная собственность;
  • воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;
  • молодёжная политика;
  • уникальные научные стенды и установки;
  • национальная исследовательская компьютерная сеть нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Руководство министерства

Министр образования и науки Российской Федерации

  • Ливанов Дмитрий Викторович (с 21 мая 2012 — по настоящее время).

Статс-секретарь — заместитель министра

  • Третьяк Наталья Владимировна (с 18 июня 2012).

Заместители министра

  • Камболов Марат Аркадьевич (с 12 ноября 2010);
  • Реморенко Игорь Михайлович (с 3 февраля 2011);
  • Климов Александр Алексеевич (с 14 июня 2012);
  • Повалко Александр Борисович (с 18 июня 2012);
  • Федюкин Игорь Игоревич (с 18 июня 2012).

Структура центрального аппарата

  • Департамент стратегии, анализа и прогноза
  • Департамент бюджетного процесса, учёта и отчётности
  • Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
  • Департамент государственной политики в сфере общего образования
  • Департамент управления сетью подведомственных организаций
  • Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки
  • Департамент развития приоритетных направлений науки и технологий
  • Международный департамент
  • Департамент управления программами и конкурсных процедур
  • Департамент государственной политики в сфере высшего образования
  • Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей
  • Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодёжной политики
  • Административный департамент
  • Департамент подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников
  • Департамент государственной научно-технической и инновационной политики
  • Правовой департамент

Федеральные органы власти, находящиеся в ведении Минобрнауки России

  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) — в 2004—2011 годах.
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) — в 2004—2010 годах.
  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — в 2004—2010 годах.
  • Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — с 21 мая 2012 года

Консультативные органы

  • Общественный совет при Министерстве образования и науки Российской Федерации

Сотрудничество с инновационным центром «Сколково»

В сентябре 2011 года Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и компании Майкрософт объявил конкурс[5] концепций системы дошкольного и школьного образования «Школы Сколково».

Контакты

Почтовый адрес: 125993, Москва, ГСП-3, ул. Тверская, дом № 11 (построен в стиле сталинского классицизма)[6]

  • Телефон для справок: 8 (+7) (495) 629-70-62
  • Факс: 8 (+7) (495) 629-08-91
  • Официальный twitter-аккаунт: https://twitter.com/minobrnauki_ru

См. также

  • Министерство народного просвещения Российской империи
  • Министерство высшего и среднего специального образования СССР
  • Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации
  • Список министров образования России
  • Список министров просвещения России
  • Образование в России
  • Ювенальная юстиция
  • Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
  • Всероссийский Студенческий Союз (ВСС)

Примечания

  1. Положение «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 337)
  2. Минобрнауки РФ займется вопросами молодежной политики в России
  3. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» № 271 от 4 марта 2010.
  4. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» № 673 от 24 мая 2011.
  5. Конкурс концепций по созданию «Школы Сколково»
  6. ТВЕРСКАЯ 11

Ссылки

  • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Из истории министерства образования
  • Правовые акты Министерства образования и науки Российской Федерации
  • Проект Паспорт Школьника Министерства
  • Институциональные конфликты в сфере высшего образования, Евгений Балацкий, «Свободная мысль — XXI», № 11 (1561), 2005
  • Олимпиада школьников
 Просмотр этого шаблона Coat of Arms of the Russian Federation.svg Федеральные органы исполнительной власти России (c 21 мая 2012 года)
В ведении Президента Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

МВД • МЧС • МИД (Россотрудничество) • Минобороны (ФСВТС • ФСТЭК • Рособоронпоставка • Спецстрой) • Минюст (ФСИН • ФССП)

Федеральные службы

ГФС • СВР • ФСБ • ФСКН • ФСО • Росфинмониторинг

Федеральные агентства

Главное управление специальных программ • Управление делами Президента

В ведении Правительства Российской Федерации
Министерства со
службами и агентствами

Минздрав (Росздравнадзор • ФМБА) • Минкультуры (Росархив • Ростуризм) • Минобрнауки (Рособрнадзор • Росмолодёжь) • Минприроды (Росгидромет • Росприроднадзор • Росводресурсы • Рослесхоз • Роснедра) • Минпромторг (Росстандарт) • Министерство по развитию Дальнего Востока • Минрегион (Росстрой) • Минкомсвязь (Роскомнадзор • Роспечать • Россвязь) • Минсельхоз (Россельхознадзор • Росрыболовство) • Минспорт • Минтранс (Ространснадзор • Росавиация • Росавтодор • Росжелдор • Росморречфлот) • Минтруд (Роструд) • Минфин (ФНС • Росфиннадзор • Казначейство России) • Минэкономразвития (Росаккредитация • Росреестр • Роспатент • Росрезерв • Росимущество) • Минэнерго

Федеральные службы

ФАС • Росстат • ФМС • Роспотребнадзор • Рособоронзаказ • Росалкогольрегулирование • ФТС • ФСТ • ФСФР • Ростехнадзор

Федеральные агентства

Роскосмос • Росграница

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Digital torque adapter mt2 200nm инструкция на русском
  • Lorch t 220 ac dc инструкция
  • Нобивак puppy dp вакцина для щенков инструкция по применению
  • Инструкции по охране труда обязательные для работников
  • Руководство управление коллективом учащихся