Администрация музея
Генеральный директор | Алла Юрьевна Манилова |
Приемная: | Написать письмо |
Президент музея: | Владимир Александрович Гусев |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по развитию,просветительской и образовательной деятельности: | Анна Юрьевна Цветкова |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по научной работе: | Евгения Николаевна Петрова |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по учету, хранению и реставрации музейных ценностей: | Ольга Анатольевна Бабина |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по экономическому развитию: | Наталья Михайловна Андрикова |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по комплексной реконструкции и капитальному ремонту: | Владимир Петрович Баженов |
Приемная: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по административно-хозяйственной работе: | Юрий Яковлевич Королёв |
Телефон: | Написать письмо |
Заместитель Генерального директора по технико-технологическому обеспечению и цифровому развитию | Николай Юрьевич Донцов |
it@rusmuseum.ru |
Общий отдел
Телефон: | (812) 595-42-04 |
Факс: | (812) 314-41-53 |
Вопросы, связанные с деятельностью Государственного Русского музея, можно направлять по адресу: | info@rusmuseum.ru |
Служба информации и коммуникации
Отдел информационного обеспечения (информация для посетителей)
Отдел по связям с общественностью
Отдел рекламы
Отдел по работе со СМИ
Заведующий отделом: | Алла Михайловна Бережная |
Телефон: | (812) 347-87-21 |
Электронная почта: | press@rusmuseum.ru |
Отдел координации музейных проектов и программ
Международное общество «Друзья Русского музея»
Служба «Виртуальный Русский музей»
Начальник службы | Мария Юрьевна Гладких |
Сайт: | rusmuseumvrm.ru |
Телефон: | (812) 347-87-05 |
Электронная почта: | master@rusmuseumvrm.ru |
Отдел «Центр мультимедиа Русского музея»
Заведующий отделом | Светлана Владимировна Бирюкова |
Сайт: | rusmuseumvrm.ru |
Телефон: | (812) 380-82-00 |
Электронная почта: | visit@rusmuseumvrm.ru |
Наш адрес: | Санкт-Петербург, Инженерная улица, д.8 |
Отдел работы с виртуальными филиалами
Заведующий отделом | Татьяна Дмитриевна Свидунович |
Сайт: | rusmuseumvrm.ru |
Телефон: | (812) 347-87-05 |
Электронная почта: | master@rusmuseumvrm.ru |
Экскурсионный отдел
Заведующий отделом | Валентина Александровна Горлова |
Адрес: |
191186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4. Михайловский дворец, вход из зала № 41 |
Телефон: |
Заказ экскурсий (812) 314-34-48 телефон (812) 315-35-65 |
Электронная почта: | 3134610@mail.ru |
Лекторий
Телефоны: |
(812) 570-56-91 (812) 570-52-23 |
Служба «Российский центр музейной педагогики и творческих инициатив» Русского музея
Начальник службы | Борис Андреевич Столяров |
Адрес: | 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., д.10 |
Телефоны: |
(812) 347-87-08 (812) 570-52-89 (812) 347-87-08 — факс |
Электронная почта: | rumuzped@gmail.com |
Служба консультационно-методического взаимодействия с музеями
Методический отдел
Заведующий отделом: | Елена Валерьевна Станкевич |
Телефон: | (812) 314-85-15 |
Сектор эстетического воспитания
Экспертная фондово-закупочная комиссия музея
Председатель Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК), заместитель Генерального директора по научной работе: | Евгения Николаевна Петрова |
Телефон: | (812) 347 87 29 |
Электронная почта: | info@rusmuseum.ru (для Петровой Е.Н.) |
Служба реализации полиграфической, аудиовизуальной и сувенирной продукции
Cклад печатной продукции Русского музея
В Русском музее вслед за Третьяковкой сменили руководство
В Русском музее в Петербурге сменился гендиректор — Владимир Гусев, руководивший учреждением больше 30 лет, перешел на пост президента. Накануне Минкультуры сменило директора в Третьяковской галерее. Зельфира Трегулова, которая руководила Третьяковкой с 2015 года, заявила, что об увольнении узнала из СМИ
Владимир Гусев, занимавший пост гендиректора Русского музея в Петербурге с 1988 года, перешел на должность президента музея, сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу учреждения. В музее заявили, что переход Гусева на новую должность был «плановым», «произошел в соответствии с его личным обращением в Минкультуры и связан с завершением трудового контракта».
Временно исполнять обязанности гендиректора Русского музея будет замглавы по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
Накануне, 9 февраля, сменился гендиректор Третьяковской галереи. Минкультуры не продлило контракт с Зельфирой Трегуловой, которая руководила галереей с 2015 года. Новой главой учреждения стала Елена Проничева, которая с 2020 года возглавляла Политехнический музей. Трегулова заявила «Национальной службе новостей», что об увольнении узнала из СМИ.
В марте 2022 года Русский музей в Санкт-Петербурге занял второе место в рейтинге самых посещаемых музеев мира по версии международного арт-издания The Art Newspaper, его опередил лишь парижский Лувр. По данным издания, Русский музей в 2021 году посетили 2,3 млн человек (посещаемость выросла на 88%). В прошлогоднем списке Русский музей занимал седьмую строчку.
Третье место в рейтинге в 2022 году занял Мультимедиа Арт Музей (МАММ) в Москве. The Art Newspaper объяснял лидирующие позиции российских учреждений тем, что они были закрыты из‑за пандемии COVID-19 меньшее количество дней, чем иностранные музеи. Так, Русский музей не работал лишь 10 дней.
В сентябре 2022 года в Петербурге возбудили уголовное дело из-за повреждения мраморной копии скульптуры «Бюст Петронии Примы» в Летнем саду, который входит в структуру Русского музея. Его сотрудники обнаружили, что кто-то пририсовал статуе глаза черным маркером.
— Плановый переход Владимира Александровича на эту почетную должность произошел в соответствии с его личным обращением в Минкультуры России и связан с завершением трудового контракта, — прокомментировали в музее.
В отличие от смены руководства Третьяковской галереи, о котором стало известно накануне, новость об уходе Владимира Гусева неожиданностью не была. По словам политолога и публициста Юрия Светова, разговоры об этом шли последние года два.
— Владимир Александрович не скрывал, что хочет уйти с директорского поста, — рассказал Светов. — Все-таки это огромные нагрузки не по возрасту. Но его всегда останавливал вопрос — кто его заменит.
Тема преемника действительно непростая. Так уж сложилось в Северной столице, что большинство директоров музеев, особенно такого масштаба, — это люди солидного возраста. Именно на долю этого поколения выпало спасать культуру, главные художественные и музейные ценности во времена перестройки и последующих 90-х годов.
И в ситуации с Русским музеем, это действительно было так. В 1988 году, когда Владимир Гусев, проработавший к тому моменту в организации десять лет, был избран директором, музей переживал не лучшие времена. По мнению многих экспертов, за годы его управления Русский музей стал целой империей русского искусства. К нему присоединились Мраморный и Строгановский дворцы, Летний и Михайловский сады, Летний домик Петра. Все это приходилось реставрировать и обновлять.
И, конечно, главное в деятельности музея — это уникальные и интересные выставки. Причем, организуемые не только в Санкт-Петербурге, но и в филиалах музея, которые появлялись в других городах — Мурманске, Казани, Перми и других точках страны и мира. А международное общество «Друзей Русского музея», наряду с «Друзьями Эрмитажа», стало первым в городе.
— Это было очень важным для всех, — отметил Юрий Светов. — Горожане ощутили готовность музея открыться обществу. И пошли навстречу, часто приходили с предложением своей помощи.
По мнению некоторых экспертов, удержать и далее поднимать заданную планку преемнику на должности директора будет непросто. Тем более, что очевидных «идеальных» кандидатур пока нет. Хотя большинство из собеседников «РГ» назвали имя уроженки Санкт-Петербурга Аллы Маниловой, которая когда-то была вице-губернатором города, а сейчас занимает должность заместителя министра культуры РФ.
Впрочем, вполне может быть, что тренд, который обозначился в Петербурге в последние годы, когда на смену музейным директорам мужчинам успешно приходят женщины, сработает и в этом случае. Напомним, Ивана Саутова в Царском Селе сменила Ольга Таратынова, в Павловске место Николая Третьякова заняла Вера Дементьева.
До оглашения имени преемника временно исполнять обязанности директора будет заместитель главы музея по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
Кстати
В марте 2022 года Русский музей в Санкт-Петербурге занял второе место в рейтинге самых посещаемых музеев мира по версии международного арт-издания, его опередил лишь парижский Лувр.
Поделиться
Новость о том, что Владимир Гусев перестанет возглавлять Русский музей, была ожидаемой. И дело даже не в том, что источники «Фонтанки» еще несколько дней назад говорили и о предстоящем увольнении, и даже о кандидатуре нового директора. Возможная смена директора Русского музея обсуждалась в музейной среде много лет, и имена звучали все те же — редкое постоянство: за это время в Петербурге сменилось уже два губернатора. Впрочем, для музейной среды нормальное — профессионалы не воспитываются за один день.
Владимир Гусев в последние годы запомнился как человек спокойный, флегматичный. Одни вспоминают, что он был внимателен к сотрудникам и к нему можно было обратиться по личному делу. Другие ставят в вину ему покорность в ситуациях, когда приходили спорные и даже неправомерные пожелания «свыше», против которых нужно было стоять до последнего. Но при этом сотрудники считают, что он никогда бы не сделал ничего вредного для музея по собственной инициативе: фактически в нем он вырос в директора.
Пост этот Гусев занял в довольно молодом возрасте, и тогдашние его соратники вспоминают его как энергичного человека, с юмором и даже самоиронией. Общительного, «своего» в среде художников и оттого даже в чем-то похожего на них внешне. Без стеснения он мог рассказать на совещании сотрудникам, как его не пустила на выставку новенькая смотрительница, не распознавшая в нем директора и даже попенявшая «солидному мужчине в возрасте», что тот ведет себя нехорошо, подсмеиваясь над ее словами и отказываясь покупать билет.
Тогдашней энергии Владимира Гусева отвечали и его поступки: если во времена, когда он начинал директорствовать, он управлял примерно полтысячей сотрудников и одним экспозиционным зданием — то после того, как он присоединил к музею ряд филиалов (Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский замок, два сада — Михайловский и Летний, Домик Петра I), штат вырос в несколько раз.
На новое Гусев соглашался порой решительнее своих коллег — так было с коллекцией Ржевских (произведения Айвазовского, Добужинского, Иванова, Бенуа, Кончаловского, Кустодиева, Петрова-Водкина, Серебряковой, Шишкина), так было с Музеем Людвига (так в петербургский музей на безвозмездной основе попали Пабло Пикассо, Йозеф Бойс, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Джефф Кунс, Илья Кабаков). Порой, когда другие директора колебались или не хотели создавать себе сложности, Владимир Александрович мог решить вопрос за один вечер, практически сразу выезжая на место и подписывая документы. Решался на новаторские выставки в музее. А когда Россия вошла в эпоху высокоскоростного интернета, сам, не будучи специалистом в высоких технологиях, уверенно поддержал перспективные предложения коллег — так у Русского музея появилась сеть виртуальных филиалов по стране и далеко за ее пределами.
Владимир Гусев появился на свет в Калинине (так тогда называлась Тверь) за две недели до подписания акта о капитуляции Германии во Второй мировой войне. После школы и индустриального техникума работал на заводе, начальником чертежного бюро в военном НИИ, а уже в 25-летнем возрасте поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Получив диплом искусствоведа, сначала преподавал в детской художественной школе, а потом пришел — в январе 1978 года — в Русский музей. Там за 10 лет прошел путь от старшего научного сотрудника, завотделом современного искусства, до директора. Защитил кандидатскую диссертацию «Ленинградская монументальная скульптура 1960 — 1980-х годов».
Его долгое правление запомнится как невероятным ростом границ музея, так и скандалами — какие, впрочем, случались не только в Русском музее.
1. Присоединение филиалов. С 1988 года постепенным присоединением дворцов и садов общая площадь территории музея достигла более 30 гектаров. Коллекция размещена в Михайловском, Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. В состав музейного комплекса также входят Михайловский сад, Летний сад с Летним дворцом Петра I и домик Петра I.
2. Реконструкция Летнего сада. Самый скандальный проект, с итогом которого до сих пор не могут примириться горожане. В 2004 году территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. С 2009-го по 2011 год в саду прошла масштабная реконструкция, кардинально изменившая его облик. Скульптуры были заменены копиями, вырублено более сотни деревьев, находившихся в неудовлетворительном состоянии, высажены тысячи новых деревьев и кустарников. В саду появились новые павильоны и фонтаны — при решении их воссоздать специалисты опирались на исторические сведения. Но самое болезненное — в саду установили деревянные решетки, шпалеры, которые изначально были призваны поддерживать молодые кустарники на первых порах, однако потом так и остались.
3. Реставрация дворцов. Все годы после присоединения новых филиалов Русский музей постоянно реставрировал залы — Мраморного и Строгановского дворцов, а также Михайловского замка и павильонов-кордегардий его ансамбля. Работы ведутся до сих пор.
4. Фестиваль «Императорские сады России». После передачи Михайловского сада Русскому музею он стал главным местом проведения конкурса цветочных композиций и фестиваля искусств, принимавшего гостей и участников со всех концов света. Культурная программа включала как образовательные мероприятия, так и театральные спектакли и концерты — в том числе актуальных современных коллективов и артистов.
5. Открытие виртуальных филиалов Русского музея. По состоянию на 2019 год у Русского музея было более 200 виртуальных филиалов в России и за рубежом, в том числе и в Антарктиде. Виртуальные филиалы — это залы с компьютерами, имеющими доступ к программе, позволяющей совершать прогулки по анфиладам и узнавать об экспонатах в любой точке земного шара.
6. Открытие филиалов в Малаге, Казани, Ярославле и Мурманске. Кроме виртуальных филиалов музей обрел и вполне физические. Так, представительством Русского музея за рубежом стал бывший табачный завод в испанской Малаге. Впрочем, эти усилия были фактически «обнулены» после изменения геополитической обстановки в 2022 году.
7. Суды вокруг реконструкции Михайловского дворца. Одним из громких скандалов стали суды музея с собственными сотрудниками (которые сотрудники выиграли) из-за попыток провести реконструкцию Михайловского дворца таким образом, что это могло значительно изменить его внешний облик, вторгнуться в исторические стены и ограничить доступ посетителей в ряд залов на продолжительное время, потребовав транспортировки произведений. Речь шла о перекрытии внутренних дворов здания.
8. Скандал с выдачей иконы. Но самым большим скандалом стала, пожалуй, выдача музеем на временное (де-факто перешедшее в постоянное) хранение на территорию коттеджного поселка в только что построенный храм Александра Невского на Княжьем Озере Торопецкой иконы Божьей Матери XIV века. Это не была идея музея: инициировал передачу в 2009 году местный бизнесмен — якобы на выставку. Идею поддержал патриарх Московский и всея Руси Кирилл, написав письмо министру культуры (в ту пору — Александру Авдееву). Несмотря на протесты экспертов и хранителей, передача состоялась. Назад икону Русский музей так и не получил. Чуть было опасности не подвергли по инициативе того же бизнесмена и другую икону — «Ангел Златые Власы» XII века, которую называют визитной карточкой музея — но ее сотрудникам удалось отстоять.
9. Эпизод с экс-чиновницей Минобороны Евгенией Васильевой. Шумным вышел эпизод в 2016 году с передачей в дар Русскому музею картин Евгении Васильевой — фигурантки дела «Рособоронсервиса». К счастью, из этой истории музей вышел достойно, отказавшись принимать подарок «в связи с несоответствием собирательной практике музея».
10. Скандалы с экспертизами. Имя Русского музея неоднократно упоминалось в криминальном контексте в связи с научно-исследовательскими экспертизами (в музее их называли «консультациями»). Речь шла о работах, которые приносили коллекционеры и которые потом, при наличии положительных заключений, оказывались подделками. Судебные процессы тянулись годами, одним из самых длинных стало дело Елены Баснер.
11. Социальная работа. Русский музей ввел понятие арт-терапии задолго до того, как это стало модным. Такую работу проводили с людьми с различными заболеваниями и зависимостями. А для юных посетителей музея был создан Центр музейной педагогики и детского творчества.
12. Выставки-спектакли и выставки-блокбастеры. Но широкой публике музей за эти годы запомнился в первую очередь большими проектами на грани театра и музея в 1990-е, межмузейными выставками в 2000-е и 2010-е, ради которых люди были готовы часами стоять на улице у Корпуса Бенуа; показами шедевров из частных коллекций, ранее недоступных петербуржцам; и, конечно, выставками-монографиями Верещагина, Айвазовского, Петрова-Водкина, Шишкина, Врубеля, Рериха и Кандинского, фотобиеннале и выставками, посвященными Ленинградскому рок-клубу и регионам России, огромным реставрационным работам, скульптуре и современному искусству, от Сильвестра Сталлоне до поколения нынешних тридцатилетних.
Пока что исполняющей обязанности директора назначена заместитель гендиректора по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова.
Источники «Фонтанки» полагают, что на место генерального директора Русского музея может прийти хорошо знакомая петербуржцам Алла Манилова — нынешняя замминистра культуры, до этого — вице-губернатор Петербурга, а еще ранее — председатель комитета по печати и главный редактор газеты «Невское время». Однако собеседники нашего издания отмечают, что это может произойти не сразу или не произойти вовсе: еще в прошлом году контракт Маниловой в министерстве был продлен на год, заканчивается он летом 2023 года.
Сегодня, 10 февраля, подтвердились слухи о том, что вслед за Третьяковской галереей смена директора ждет и Государственный Русский музей (ГРМ). Пресс-служба ГРМ разослала пресс-релиз, в котором сообщается, что бессменный с 1988 года директор музея Владимир Гусев перешел с этой должности на пост президента. Имя нового директора пока не названо. Временно исполнять обязанности генерального директора будет заместитель гендиректора по развитию, просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова. О почти 35 годах жизни Владимира Гусева в музее и о том, почему его отставка так мало значит, рассказывает обозреватель «Ъ» Кира Долинина.
Официально эта новость выглядит так: «Плановый переход Владимира Александровича на эту почетную должность произошел в соответствии с его личным обращением в Минкультуры России и связан с завершением трудового контракта». «Министерство культуры,— сообщается в пресс-релизе музея,— исключительно высоко оценивает заслуги Владимира Гусева на посту генерального директора Русского музея. Отметим также, что должность президента федерального учреждения расценивается ведомством как возможность сохранения для творческой деятельности наиболее опытных и заслуженных руководителей, которые внесли значимый личный вклад в развитие учреждения. Владимир Гусев, успешно руководивший музеем более 30 лет, в статусе президента музея сосредоточится на отдельных областях деятельности, среди которых координация реставрационных работ на объектах имущественного комплекса музея и развитие филиальной сети».
Однако понятно, что 77-летний Гусев, чуть-чуть не дотянувший до 35 лет в своем красивом директорском кресле и переживший, судя по свидетельствам информированных источников, уже несколько серьезных попыток Минкульта и иных сильных мира сего сместить его, свой пост исключительно по своему желанию не оставил бы.
Слова о том, что теперь Владимир Гусев будет заниматься в том числе «координацией» реставрационных работ на многочисленных объектах ГРМ,— дополнительное доказательство того, что с Гусевым договорились по-доброму.
И, как принято, предложили ни к чему не обязывающее место «президента» музея.
Но доволен условиями отставки Владимир Гусев или нет, никакого значения для самого музея не имеет. И не потому, что мы пока не знаем точно имени преемника (чаще всего говорят о кандидатуре замминистра культуры Аллы Маниловой, в прошлом ленинградской журналистки и члена команды Валентины Матвиенко в бытность ее губернатором Санкт-Петербурга), а потому, что уже очень давно роль Гусева в Русском музея была скорее декоративной.
Серым кардиналом и единоначальником там правит бал заместитель директора по научной работе Евгения Петрова. И только она. Об этом знают все, кто когда-либо сотрудничал с ГРМ: и студенты, которых она не пускает в архивы музея, и ученые, которым туда тоже зачастую не пробиться, и директора музеев, которым надо взять/дать вещи на временные выставки, и зарубежные партнеры, и журналисты, и, главное, сотрудники Русского музея.
Российские музеи бывают двух типов: феодального (где «вассал моего вассала не мой вассал» и решения могут приниматься на разных уровнях — таким в начале директорской карьеры Михаила Пиотровского был Эрмитаж) и рабовладельческого (в котором полное единоначалие во всем и, что особенно важно, никто, даже самый главный реставратор, не может помешать указанной Петровой вещи уйти на выставку на любое нужное ей время). Все успехи и неуспехи ГРМ последних 30 с лишним лет — это ее рук дело.
А что же тогда делал в музее Гусев? На его счету есть несколько важных фактов. Прежде всего, он был избран директором трудовым коллективом ГРМ, а это дорого стоит, потому что никому больше из крупной музейной номенклатуры этим похвастаться не удастся. Сотрудники музея выбрали из своего коллектива относительно молодого (ему было в 1988 году 43 года), веселого, бодрого, незлобивого, не слишком амбициозного и так приятно отличающегося от любых чиновников своей демократической бородкой человека.
То, что в 2017-м он будет реально дрожать от страха за свой пост на глазах у сотрудников и журналистов на пресс-конференции по поводу идеи отдать церкви шедевр древнерусской иконописи «Ангел Златые Власы»,— этого тогда невозможно было и предположить. Казалось, что Гусев — это Новейшее время ГРМ.
Достижением Владимира Гусева следует считать невероятную даже для постперестроечных чиновников активность в области недвижимости: именно он присовокупил к не такому большому вообще-то музею аж три петербургских дворца, а потом и Летний сад.
Реставрация этих сокровищ и переориентация под художественный музей продолжается до сих пор, особенно если учесть, что некоторые особо привлекательные квадратные метры, особенно в Строгановском дворце на Невском проспекте, как-то так сами собой оказались сданы под наихудший вид музейно-коммерческой деятельности: там были и рестораны-шалманы, и Музей восковых фигур, и какая-то шоколадная аттракция, злые языки поговаривали даже о сауне.
Сменилось руководство Третьяковской галереи
Сауну своими глазами не видела, но еще в 1995 году мы с Алексеем Тархановым, изучив финансовую деятельность ГРМ, пришли к выводу, что «коммерческая деятельность музея перевешивает собственно музейную». Музей зарабатывал, не стесняясь правил обращения с предметами из музейного фонда РФ, гонял одни и те же картины годами по выставкам, отдал практически на откуп издание своих каталогов и альбомов немецкому издательству, через личные контакты аффилированному с Евгенией Петровой, злоупотреблял «коммерческими» выставками никому не известных художников и т. д. По молодости лет я наделась, что этим заинтересуется прокуратура. Но нет, как мы видим, все фигуранты на месте, а приличной постоянной экспозиции ХХ века в музее так и нет (слишком часто главные для нее вещи уезжали до 2022 года на гастроли).
Из описанной выше картины складывается впечатление, что Гусев прежде всего «крепкий хозяйственник». Укрепил, преумножил, вел через бури дефолтов, был вхож в кабинеты.
Последнее особенно важно: еще ленинградские связи Гусева в Кремле много лет держали его на плаву, когда, казалось, уже точно потонет.
А вот почти все, за что стоит хвалить или ругать собственно «творческую» составляющую деятельности ГРМ в последние три десятилетия,— это все как бы не к нему.
Русский музей как производитель простеньких выставочных блокбастеров (часто) и великолепных научных исследований (куда реже) от ухода Гусева мало что потеряет. Куда важнее тут оказываются неназванная фигура преемника (если Алла Манилова, то она вообще не искусствовед) и тот факт, оставит или нет на своем посту заместителя этот преемник Евгению Петрову. В любом случае понятно, что в этом гамбите дело не в недостаточной по нынешним суровым временам лояльности (как в случае с Зельфирой Трегуловой), а в устойчивой тенденции власти окружать себя номенклатурой высшей степени сервильности. Люди 1990-х, даже самые тихие и кланяющиеся, на эти роли уже не подходят.
Алла Манилова уволилась из Минкульта и перешла в Русский музей. Об этом ходили слухи уже несколько месяцев. Ее считают одним из самых влиятельных чиновников Петербурга, откуда она родом
У Русского музея новый директор — Алла Манилова. Ранее она занимала посты замминистра культуры и статс-секретаря министерства.
Увольнение Маниловой из ведомства связано с ее «личной просьбой», сообщает пресс-служба Минкульта. Ее контракт должен был закончиться только летом 2023 года. О том, что 65-летняя Манилова перейдет в Русский музей, говорили последние несколько месяцев. Ее считают одним из самых влиятельных чиновников Петербурга, откуда она родом.
По образованию Манилова журналист: окончила журфак ЛГУ. Работала корреспондентом в еженедельнике «Светлана» и в газете «Ленинградская правда». С 1990 года была сначала заместителем, а потом главным редактором газеты «Невское время».
В 1996 году активно участвовала в избирательной кампании Анатолия Собчака, в ходе которой познакомилась с Владимиром Путиным. В 2003 году входила в избирательный штаб Валентины Матвиенко на губернаторских выборах. Считается человеком из ее команды.
После победы Матвиенко Манилова возглавила комитет по печати и взаимодействию со СМИ в администрации Петербурга. Затем была вице-губернатором города, но в 2011-м — после ухода Матвиенко в Совфед — уволилась по собственному желанию. На посту вице-губернатора Манилова курировала сферы культуры, образования, науки, СМИ, молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями.
Затем буквально полгода Манилова работала в аппарате правительства, а потом заняла пост заместителя министра культуры. Спустя шесть лет назначена статс-секретарем — заместителем министра культуры. Она координировала в Минкульте работу двух департаментов — музеев и внешних связей, а также государственной поддержки искусства и народного творчества. В ведомстве она проработала больше десяти лет.
Предыдущим директором Русского музея был Владимир Гусев. Он руководил институцией более 30 лет. В феврале он ушел в отставку и был назначен президентом музея. Каким будет жизнь музея при новом директоре? Комментирует арт-критик, искусствовед Елизавета Плавинская:
Елизавета Плавинская арт-критик, искусствовед
На место Аллы Маниловой назначен Андрей Малышев. С 2007-го он был гендиректором российской государственной концертной компании «Содружество», которую затем переименовали в «Росконцерт». С 2015 по 2018 годы Малышев возглавлял департамент господдержки искусства и народного творчества в Минкульте, после вернулся в «Росконцерт».
Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что все недавние перестановки в руководстве музеев не являются тенденцией. По мнению Швыдкого, каждое назначение имеет свою мотивацию, а новые главы способны составить достойную конкуренцию предшественникам.
Ранее сменилось руководство в Пушкинском музее: вместо Марины Лошак теперь им руководит экс-директор Музея архитектуры имени Щусева Елизавета Лихачева. И с Зельфирой Трегуловой, гендиректором Третьяковки, не стали продлевать контракт. На ее место пришла бывший директор Политехнического музея Елена Проничева.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Придворная интрига: почему в Русском музее никак не сменится директор
Алла Манилова уже назначена, но не торопится занять кабинет
Причудливо тасуется музейное руководство. 23 марта статс-секретарь Минкульта Алла Манилова представила коллективу Пушкинского музея его нового директора – Елизавету Лихачеву. Марина Лошак, руководившая ГМИИ 10 лет, не просто присутствовала, а улыбалась, отдавая свое царство-государство в руки, которые выбрала сама. Лошак удалось уйти красиво (в отличие от Зельфиры Трегуловой), от чего ж не порадоваться. Тем временем, совсем другое настроение в Петербурге, где арт-сообщество ждет Аллу Манилову, которая должна возглавить Русский музей. Как выяснил «МК», «пиковая дама» появится не раньше июня.
Сколько перестановок в музейном мире – глаза разбегаются. И все они разные – по характеру и обстоятельствам. Наверное, о том, как уходит и приходит каждый новый директор важной институции можно делать какие-то выводы, как он поведет свой корабль.
Вот Елена Проничева была назначена в Третьяковку в феврале, и уже месяц молчит. Назначение этой довольно темной для музейного сообщества «лошадки» громко обсуждается, сама же героиня предпочитает пока не высовываться. Оно и понятно – предшественницу Зельфиру Трегулову «ушли», она узнала об этом буквально из новостей. Вместо слов Проничева планирует предъявить дело – выставки, которые, правда, придуманы еще при прежнем директоре. Как они будут реализованы при новом? Очень важный вопрос. Ждем апреля – чтобы оценить первую пробу пера самого неожиданного назначенца. На встрече с коллективном она обещала «копья не ломать».
В Пушкинском музее смена власти произошла совсем по другому сценарию – мягкому. У Марины Лошак заканчивался контракт, и, понимая, что ее вряд ли оставят, она решила уйти и выбрать преемника. Выбор пал на Елизавету Лихачеву, которая показала продуктивный результат работы в Музее архитектуры. Лихачева в отличие от Проничевой таиться не стала. Сразу после назначения дала несколько интервью, развеяв разные слухи вокруг своей биографии. Лихачева – из поколения 90-х, искусствоведческое образование получила в 36 лет, зато подошла к предмету фундаментально (о чем свидетельствует красный диплом МГУ). «Писала в журнал «Бумеранг», играла в рок-группе, ребенка родила, пошла учиться на юриста. У меня первая запись в трудовой книжке – уборщица. Работала продавцом, менеджером… В федеральную миграционную службу попала случайно: когда осталась без работы, мама попросила за меня, и ее друг предложил должность в ФМС. Последние 17 лет работаю в Музее архитектуры», – рассказывает новый директор ГМИИ о себе. Просто, без пафоса и занудства. И четко очерчивает свою позицию: «Музей – это единый организм. Здесь нет неважных людей».
В то же самое время, когда в Пушкинском представляли коллективу Елизавету Лихачеву, стало известно, кто займет место Проничевой в Политехническом музее, которым она руководила прежде. Это Дмитрий Кожанов – экс-помощник президента Курчатовского института, бывший сотрудник различных производственных предприятий – человек совсем не из музейной среды, а хозяйственник. Политеху, уже 10 лет закрытому на реконструкцию, цена которой выросла за это время в 2,5 раза (до 18 млрд. руб.), сейчас нужно чудо, чтобы вылезти из затянувшегося ремонта. Музейное сообщество всегда скептически относится к назначениям на крупные должности людей из другого мира, но, быть может, в этом случае спасти ситуацию может только как раз такой человек. Судить будут по результату.
Если в Москве тектонические перестановки уже свершились, то в Петербурге только надвигаются. Здесь музейный мир застыл в ожидании. В первую очередь ждут приезда Аллы Маниловой, которая до сих пор никак не прокомментировала свое назначение директором Русского музея. Владимир Гусев уже почти освободил директорский кабинет, который занимал с 1988 году. Он останется президентом ГРМ, но переедет с насиженного места, так уж заведено – директорский кабинет здесь, как и в Пушкинском, исторический и сакральный. Сотрудники со вздохом теперь вспоминают, что Гусев – чуть ли единственный руководитель музея, выбранный коллективом по голосованию. Теперь такое и не приснится. Говорят, Алла Манилова хорошо постаралась, чтобы добиться для себя директорское кресла в Русском. Почему же не торопится его занять?
«Мы ждали еще в начале марта, но Манилова пока не появлялась, говорят, у нее контракт с Минкультуры до июня. Но это больше разговоры, точно ничего не знаем. Приводим дела в порядок», – рассказала «МК» директор Мраморного дворца Марина Похвалинская.