Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста.
«… Дитя в своих играх обнаруживает
без притворства всю свою душевную жизнь».
К.Д. Ушинский
В исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ведущей деятельностью в раннем возрасте.
Постепенно к 3-ему году жизни ребенка у него формируется понимание смысла деятельности взрослых, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.
В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованная взрослым, играми и занятиями; игровая самостоятельная. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видов.
Деятельность, связанная с обучением ребенка в организованных взрослым играх и занятиях, в связи с особенностями малыша занимает короткое время, однако она имеет большое значение в его развитии.
Игровая самостоятельная деятельность должна занимать значительную часть жизни ребенка, поскольку он не ест, не спит, не занимается со взрослым, то он играет, и это его естественное состояние. Однако, к сожалению, в большинстве ДОУ малышу играть просто некогда, а у воспитателя на это просто нет времени. И когда за детьми приходят родители, часто можно услышать, что дети не хотят уходить: « Я еще не поиграл». Для воспитателя организация игры – один из наиболее сложных участков работы.
Основные отличия самостоятельной игры ребенка от занятий, проводимых воспитателем:
- Занятие, организуемое воспитателем, имеет узкую цель.
- Ведущая роль принадлежит воспитателю при активном участии детей.
А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, наверняка она ему неинтересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.
Значение игры в развитии ребенка многозначно. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка: это и ведущий вид деятельности, и средство самовыражения, и потребность ребенка в игре воспроизвести то, что он увидел в жизни. Кроме того, игра – средство коррекции при проявлении отклонений в поведении детей (страхов, стрессов и т.д.).
Виды игровой самостоятельности должны быть в группе:
- площадь для двигательной активности малыша (в возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой), пособия — стимулирующие эту активность: горка для скатывания, мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя;
- разнообразные предметы для рассматривания – картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок;
- Действия с предметами – ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки) и орудийных действия с дополнительными предметами-орудиями (ложкой, палочкой, чашкой).
Конструктивная и изобразительная деятельность на 2-м году жизни ребенка выступает как предметная, когда он воспроизводит постройки, подражая взрослому, оставляет след на бумаге. В дальнейшем, в связи с развитием координации рук, представлений об окружающем мире, овладением техническими методами, формируются специфические виды деятельности – конструктивная и изобразительная.
Этапы развития игры детей раннего возраста (Н.М. Аскариной, Ф.И. Фрадкиной):
I этап – от 11 мес. До 1г. 3 мес. – воспроизведение разученных действий, когда ребенок воспроизводит действия непосредственно или отсрочено на основе подражания действиям взрослого.
II этап – от 1г.3м. до 1г.6м. – действия ребенка выражены в том, что он легко подражает действиям взрослого и переносит знакомые действия на новые предметы.
III этап – скачок в развитии игры ребенка – отдельные отобразительные действия. Действия возникают не на основе подражания, а на основе отображения тех действий, которые дети увидели сами, наблюдая за действиями взрослых (например, малыш вытирает тряпкой пол при помощи ноги, как это делает папа).
В дальнейшем игра детей в период 2-го года начинает носить сюжетный характер. Появляются несколько взаимосвязанных между собой действий (дети на музыкальном занятии видели, как музыкальный руководитель поправляла очки в процессе игры, следовательно они отображали эти действия).
На 3-ем году жизни малыша, преобладает сюжетная игра, которая носит разнообразный характер. К этому времени возникают первые ролевые игры, когда ребенок не просто отображает чьи-то действия, но берет на себя роль тех, о которых у него сформировались первые представления: мамы, папы, водителя автобуса, участкового врача детской поликлиники.
Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда малыш не только сам создает игровую ситуацию, но в ходе ее проявляется его познавательная активность, стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные – с игрушками, к более обобщенным действиям с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в игру взрослого (например, в разыгрывании сценки с куклой, пришедшей на прием к врачу, роль врача играет ребенок).
Деятельность воспитателя в организации игровой самостоятельной деятельности направлена на следующие моменты:
- руководство игрой и другими видами деятельности;
- формирование в игре определенных правил поведения (научить, где и с какой игрушкой удобно играть, а после игры напомнить, чтобы их убрали на место);
- положительных взаимоотношений между детьми;
- поддержание у детей положительного эмоционального состояния;
- стимулирование речевой активности детей.
Уровень развития игры зависит:
- от методов руководства, осуществляемых взрослыми Они могут носить косвенный характер — получение различных впечатлений (наблюдение за действиями окружающих);
- проведение специальных игр, способствующих обогащению опыта ребенка;
- своевременное изменение игровой среды
- содержательное общение взрослого с ребенком во время игры, которое формирует новые прогрессивные способы действий малыша.
Методические приемы, способствующие действиям малыша:
- Кинестезический метод – взрослый словно направляет руку ребенка к определенным действиям (кидай, лови мяч).
При этом мышцы и связки руки малыша запоминают этот путь. В дальнейшем при обучении этим методом каким-либо действиям станет показ, сопровождаемый словом (например, покачай куклу спать).
- Создание проблемных ситуаций – побуждение ребенка к самостоятельному, инициативному решению игровых задач, что способствует развитию мышления (Е.В. Зворыгина, Н.А. Мечинская, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков, К.Л. Печора).
Исследования показали, что дети уже на 2-м году жизни решают проблемные ситуации, которые опираются на их жизненный опыт: «у куклы грязный носик, вот платочек», «кукла грязная». Затем возникают более сложные проблемы: «кукла заболела», «сломалась машина». Далее разрешаются конфликтные ситуации: «плачет», «не хочет чего-то» и т.п. Взрослому важно поставить ребенка перед такой задачей, которая была бы ему интересна, которую он захотел бы решить самостоятельно.
Например, Лена (2г.8м.) на реплику взрослого «Кукла Маша голодная» нашла в игровом уголке кубики, сложила их в кастрюлю, поставила на игрушечную плиту и стала помешивать карандашом. На вопрос воспитателя: «Что варишь?» — Лена ответила, — «Суп» и как бы попробовала его на вкус при помощи карандаша. После вопроса воспитателя: «Что, соли мало?2 девочка из воздуха набрала соль и высыпала ее в кастрюлю.
В игре детей 3-го года жизни предметы-заместители становятся многофункциональными, когда один предмет-заместитель заменяет различные предметы: палочка – нож, ложка, градусник; цилиндр- хлеб; бумага – полотенце, деньги, билет.
Следует отметить, что уже к двум годам предметы-заместители, используемые в игре, дети находят по слову взрослого. Например, на просьбу: «Дай мне ложку» находят палочку. В дальнейшем дети этим предметам-заместителям дают названия предметов, функции которых они выполняли в игре.
Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Есть такие дети, которые интересуются играми и на приглашение выполнить роль охотно откликаются, но самостоятельно организовать творческую игру не умеют. Такие дети требуют большого внимания со стороны воспитателя. У них необходимо развивать творческую инициативу, организаторские способности, воспитывать чувство уверенности в своих силах. Следует также обратить внимание на их общее развитие, пробудить интерес к окружающему, используя различные виды деятельности. Успех работы в данном случае во много зависит от согласованности действий воспитателей детского сада и семьи.
Неумение же детей развернуть сюжет игры и наполнить его интересным содержанием, однообразие тематики игр являются следствием недостаточного педагогического руководства игрой, а также отсутствия в жизни детей ярких впечатлений, которые могли бы оказать положительное влияние на их активную самостоятельную игровую деятельность.
Список литературы:
- К.Л. Печора. Развиваем детей раннего возраста. Москва, творческий центр «Сфера». 2012.
- Я.И. Ковальчук. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Москва «Просвещение». 1981.
- Л.С. Выготский. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 2004.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
раннего возраста по ФГОС
/Консультация для воспитателей/
«Для детей дошкольного возраста игры имеют
исключительное значение: игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них
серьёзная форма воспитания»
Н. К. Крупская
В
настоящее время происходят коренные изменения в структуре образовательного
процесса в дошкольных учреждениях, что предусматривает решение образовательных
задач не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в
совместной деятельности взрослого и детей: увеличивается объем совместной
деятельности, изменяется само содержание понятия «совместная деятельность
взрослого и детей.
Прежде
чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях
ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.
О понятие «самостоятельность» в научной литературе
В научной педагогической
литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»
1. Это
умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих
взглядов и убеждений.
2. Это
общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности,
отношений и поведения.
3. Это
постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется
стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей,
умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование,
реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а
так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении
возникающих задач.
Научные исследования
свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети
могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах
деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно –
исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд),
трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из
основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного
возраста:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами
предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально. Самостоятельная
деятельность детей включает разные виды игр (сюжетные, подвижные,
дидактические, со строительным материалом, игры-забавы); самостоятельную
ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдение за окружающим;
общение со взрослыми, с детками; элементарные практические (трудовые) действия;
первые попытки изобразительной деятельности.
2)
организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение
задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других
людей, помощь другим в быту и др.).
Игра с сюжетно-образными игрушками. Такие игры появляются не спонтанно, а в процессе
наблюдения за взрослым. Руководство такой игрой должно быть направлено на
формирование игры, как деятельности, в основе которой лежит умение отражать
знакомые детям жизненные ситуации в игровом плане. Так, например, показываем,
как гладить детским утюжком, имитируем, что утюг горячий, им можно обжечься.
Учим пользоваться кукольной плитой и готовить куклам кашку, показываем и
называем последовательность приготовления. Дальше ребенок уже будет дублировать
ваши действия. С возрастом игра будет усложняться, добавляться новые предметы
игровые или новые действия. В таких играх ребенок тренирует полученные
практические навыки и осваивает новые.
Содержание наблюдений. Взрослый, рассматривая вместе с детьми предметы, должен
предоставлять возможность обследовать их, создавать условия для его участия в
доступных формах бытовой деятельности (покормить рыбок, принести необходимую
вещь и т.д.). Не забывайте, что в этом возрасте ребенок на слух еще не
воспринимает предметы, для полноты картины ему надо все потрогать, пощупать,
попробовать на вкус.
Обучающие игры. Это игры, где ведущая роль принадлежит взрослому
(сюжетно-дидактическая, показ-инсценировка). Взрослый предлагает игру,
объясняет правила, показывает действия и дает ребенку задания, а ребенок
выполняет. Например, показываете ребенку пирамидку, называете цвет каждого
колечка. А потом просите: «дай красное колечко»… В следующий раз достаете ту же
пирамидку, но теперь показываете, что одно колечко большое, а другое – маленькое.
«Дай маленькое колечко». Показ-инсценировка, это когда вы учите ребенка,
например, понарошку кушать в игре, кормить зайчика, стирать носовые платочки и
т.д.
Игра с дидактическими игрушками. Тут обязательно участие взрослого, как и в
обучающих играх. Главное — правильно подобрать дидактические игры и материал,
они должны соответствовать возрасту, иначе ребенку будет не интересно.
Например, пирамидки: на втором году жизни используют 3-4 вкладки, с возрастом и
с усвоением материала, увеличивают количество пирамидок. Полезно приучать и к
пазлам. Сначала картинки должны быть разрезаны только на 2 части и обязательно
должен быть образец, чтоб ребенок понимал, что он собирает. С усложнением
увеличиваются количество частей в пазле и предлагается собирать картинку не по
образцу.
Игры со строительным материалом. Должно быть разнообразие строительного
материала: это могут быть мягкие кубики, деревянные кубики… Не надо сразу
предлагать строить замки – детям сложно представлять такие трудоемкие
конструкции. Постройте гараж для маленькой машинки, домик для матрешки, горку
для игрушек. И обязательно сразу обыграйте, чтобы был интерес строить.
Усложняйте задания: построили дорожку для машинки, а тут приехала вторая
машинка, значит «дорогу» надо сделать шире…
Игра с игрушечными орудиями труда. Эти игры позволяют овладевать навыками,
приучаться к труду и в желанию помогать взрослым. Купите маленький веник и
совочек – ребенок с удовольствием будет вам помогать, имитируя ваши действия.
Детский утюг и носовой платочек – пусть гладит как мама.
Игры-забавы, развлечения. Главная цель — активность детей, эмоциональность.
Использование фольклора (пестушки, потешки, пословицы), литературного
материала. Для этого пригодится фланелеграф, на который вы «сажаете» персонажей
сказки; пальчиковый театр. Для ребенка – это ожившая сказка, он воочию видит
всех персонажей.
Изобразительная деятельность. Первое время – подражание действиям
взрослого. Сначала самые простые задания: нарисуй веревочки к воздушным
шарикам, чтоб они не улетели; нарисуй лучики у солнышка; нарисуй листики на
дереве и т.д. Продуктивная деятельность с использованием различного материала:
это может быть и лепка, причем совсем не обязательно из пластилина. Ведь
продается и специальное тесто для лепки. Рисовать можно не только кисточкой, но
и пальчиками, а также ватными палочками и даже манкой… Можно делать аппликации,
используя разную по фактуре бумагу и даже приклеивать ватку, кусочки ткани,
салфетки…
Схема развития любого вида
деятельности в соответствии с концепцией Л. С.Выгодского такова: сначала она
осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной
деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной
деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.
Воспитатель
должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей
среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность,
должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна
предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель
может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций,
требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному
ребенку войти в группу сверстников.
Предметно
– развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок
имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным
и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.
При этом она должна
способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность
действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.
Игра в детском саду должна
организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где
взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель
специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя,
принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость,
удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления
самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра
должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они
используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и
взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый
от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в
жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей
(конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются
возможности развития ребёнка.
Благодаря организации
самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с
остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая
— подгрупповая, совместная деятельность).
Руководя самостоятельной деятельностью
детей, воспитатель прежде всего воздействует на их эмоциональное
состояние, поддерживая положительные эмоции. Особенно радуют малышей
совместные переживания при наблюдении за окружающим, общие игры. При
этом воспитатель направляет малышей на игру. Если ребенок не может найти
себе дело, педагог обучает его действиям, которыми тот еще не овладел,
переключает с одного вида деятельности на другой, усложняет ее,
продлевая, оценивает поступки малыша, то, что он делает.
Во время самостоятельной деятельности
ребенка воспитатель формирует его поведение: учит выполнять правила
игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на
полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не
разбрасывать их, убирать на место. Большое внимание педагог уделяет
формированию положительных взаимоотношений между детьми: учит не мешать
играм друг друга, вызывает интерес к ним, поощряет умение играть рядом в
первые совместные игры, развивает такие чувства, как
доброжелательность, привязанность к товарищам по группе, сочувствие,
помощь, умение делиться любимой вещью.
При руководстве играми детей воспитатель
формирует и психические процессы – внимание, память, воображение;
стимулирует речевую активность, поддерживая любые обращения к нему
малышей, вызывает потребность в речевом общении.
Совместные с ребенком игры открывают
большие возможности для формирования личности малыша, проявления им
инициативы, самостоятельности, любознательности. Под руководством
взрослого, играя с ним, ребенок учится выполнять его определенные
требования: собрать игрушки и разложить по местам, возвратить отобранный
у другого ребенка предмет. Дети при этом должны хорошо усвоить значение
слов «нельзя» и «можно».
Каковы же методы руководства игрой детей?
Прежде всего воспитатель обогащает
впечатления детей. Например, в присутствии малышей педагог может полить
цветы, пришить пуговицу, на улице расчистить дорожки от снега, вызывая
при этом у них интерес к своей работе. На прогулке целесообразно
понаблюдать с детьми за игрой старших ребят, за действиями взрослых.
Специальные показы тех или других действий обогащают опыт ребенка: он
самостоятельно купает куклу, кормит ее, укладывает спать.
Организуя игру детей и руководя ею,
воспитатель разыгрывает различные сюжеты: мишка заболел, кошка обожгла
лапку, ее надо полечить, лиса унесла цыпленка в тот момент, когда Даша
ушла из комнаты, чтобы принести ему воды, и др.
Методы обучения маленьких детей во время
самостоятельной деятельности постепенно меняются. Так, в начале второго
года жизни воспитатель действует рукой ребенка: например, вместе с ним
открывает матрешку и закрывает, нанизывает кольца на стержень пирамиды и
снимает их. Основной метод, которым он при этом пользуется, – это
показ, сопровождаемый словом: во втором полугодии, с развитием понимания
детьми речи, педагог использует словесные инструкции.
Важно, чтобы методы руководства игрой
постепенно усложнялись. Это может происходить за счет подготовки
ситуации для развития игры, которую, как известно, в первом полугодии
готовит воспитатель, а во втором – он это делает или вместе с детьми,
или предоставляет малышам самостоятельность.
Усложняются и задачи, которые воспитатель
ставит перед ребенком. Создавая «проблемные ситуации», он предлагает
малышу не прямо решать задачу, а ставит вопрос так, чтобы тот мог найти
ответ сам. Подобный метод является особенно эффективным, поскольку
способствует развитию мыслительных процессов во время игры. Например,
воспитатель обращается к ребенку со словами: «Твоя кукла грязная. А где
же у нас ванночка, мыло, полотенце?» При этом он не говорит, что куклу
надо купать. В подобных играх педагог побуждает ребенка выполнять
воображаемые действия, например из игрушечного крана «налить» воды и
«напоить» лошадку и др. Игру можно усложнить и за счет введения в нее
дополнительных предметов – расчески, салфетки, термометра, бинта
(вытереть кукле рот после кормления, измерить температуру заболевшему
медведю, забинтовать собачке больную лапку). Для поддержания у детей
интереса к таким играм следует использовать предметы-заместители: вместо
мыла – кубик, вместо ложки – палочку, вместо яблока – шарик.
Важно, чтобы воспитатель давал правильную
оценку действиям и поступкам ребенка. Если малыш хорошо справился с
задачей, надо его похвалить, показать другим детям, как хорошо у него
получилось.
Нужно следить, чтобы правильно разрешались
конфликты между детьми. Обидчику воспитатель выражает свое порицание
соответствующим тоном. Однако в работе с детьми данного возраста следует
наиболее широко пользоваться методом отвлечения, переключения малыша на
другую деятельность.
Анализ организации самостоятельной
деятельности детей надо проводить по определенным показателям:
преобладающее настроение детей в группе; умение самостоятельно выбрать
себе игру, уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее
длительность; взаимоотношения малыша с окружающими взрослыми и другими
детьми; частота и характер речевых реакций ребенка. Анализ проводится
как по отношению к отдельным детям, так и ко всей группе.
Показатели правильно и хорошо
организованной самостоятельной деятельности детей: их хорошее
настроение, разнообразное использование освоенных навыков, положительные
взаимоотношения друг с другом, частые обращения ребенка к воспитателю
по поводу игры, достаточное количество соответствующих возрасту речевых
реакций, которые сопровождают самостоятельную деятельность ребенка.
Виды деятельности в ДОУ
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ
13.02.2018444k
Дети дошкольного возраста необычайно любознательны и активны. С первых лет жизни малыши стихийно исследуют вещественные объекты окружающего мира: проверяют на ломкость, мягкость, температуру, звучность. Ведущей деятельностью в период дошкольного детства является игра: ребята с увлечением изучают различные инструменты, предметы, взаимоотношения между ними. Самостоятельная деятельность важна для формирования личностных качеств ребёнка и его успешности во взрослой жизни.
Организация самостоятельной деятельности дошкольников в детском саду
В Федеральном образовательном стандарте самостоятельная деятельность детей не выделяется в отдельную область обучения, большее внимание уделяется совместной работе педагога и воспитанников. Однако целевым ориентиром для каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) является поощрение инициативности в детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Современному обществу нужны люди с исследовательским типом мышления, умеющие обозначать проблемные вопросы и выстраивать алгоритм их решения/устранения, но и с творческими чертами — умение думать вне границ общественных стандартов и стереотипов приводит к важным открытиям. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.
Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.
В самостоятельной игровой деятельности ребята учатся взаимодействовать друг с другом и проявлять фантазию
При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей. Ребята получают положительные эмоции от самостоятельной деятельности и приобретают новые знания о свойствах предметов и связях между ними. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.
Подробнее об организации развивающей предметно-пространственной среды можно узнать из нашей статьи — Как организовать предметно-развивающую среду в детском саду.
Играя, дошкольники приобретают полезные навыки, которые пригодятся им в будущем
Задачи
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата.
- Развитие процессов саморегулирования: умение рассчитывать затраты энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или потребность в отдыхе.
- Формирование способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости; стремление к выполнению задумок без помощи взрослых.
Дошкольники сами придумывают план игры и придерживаются его
Методика организации самостоятельной деятельности в детском саду
Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определённая самостоятельность дошкольников во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). Усвоив алгоритм действий и способы реализации, дети переносят отработанные с воспитателем формы деятельности в активность индивидуальную.
Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.
Самостоятельная деятельность детей может быть построена на основе наблюдений за проезжей частью
Таким образом, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка). Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дошкольники запоминают движения и последовательность зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют в детях желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, к старшему дошкольному возрасту формируется способность к монологической речи.
Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование).
Инсценировка сказки дошкольниками может включать элементы импровизации
Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:
- Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
- Игры в первой половине дня.
- Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
- Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
- Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
- Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.
В свободное время дошкольники с удовольствием разыгрывают сценки с пальчиковыми куклами
Таблица: виды самостоятельной деятельности дошкольников
Вид самостоятельной деятельности | Варианты реализации |
Двигательная активность и подвижные игры |
|
Спокойные игры | Ребята самостоятельно разыгрывают простые сюжеты из сказок или бытовые ситуации при помощи игрушек. К старшему дошкольному возрасту наблюдается разграничение в тематике игр у мальчиков и у девочек: мальчики играют в машинки, солдатиков, роботов, строят из конструктора крепости и корабли; девочки предпочитают играть с куклами, посудкой, плюшевыми игрушками. Игровая деятельность детей часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям:
|
Художественная деятельность | Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывании ребятами театрализованных сценок, диалогах. Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанные на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержание мультфильмов. У некоторых дошкольников проявляется желание имитировать речь персонажей (не только интонационно, но и стилистически), рифмовать строки. |
Продуктивная художественная деятельность | Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов. Первые творческие работы малышей отражают первоначальные представления о предметах. Овладевая техникой рисования карандашами и красками, лепки и аппликации, ребёнок начинает ощущать желание не просто показать, а сделать красиво. Дошкольники очень любят рисовать в свободное время. Их рисунки — это видение объектов и отношение к ним одновременно. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ:
|
Исследовательская деятельность | В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания. У младших дошкольников желание исследовать какой-нибудь объект возникает стихийно, поэтому задача воспитателя — подмечать возникновение интереса и подсказывать способ изучения предмета. Средние и старшие дошкольники участвуют в исследованиях осознанно. Они проводят наблюдения в уголке природы, центре науки, во время прогулки и ставят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят. |
Самообслуживание | Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания, культуре приёма пищи и правил поведения за обеденным столом. Формирование навыков самообслуживания в раннем возрасте готовит ребёнка к адаптации в мире взрослых. Педагогу не нужно делать за ребёнка то, что в состоянии сделать сам. Воспитатель может давать устные указания, что детям нужно сделать, чтобы собраться на прогулку, например. Использовать показ, если у малышей возникают трудности (с завязыванием шнурков, надеванием перчаток). Воспитатель должен быть терпелив, учитывать и относится с пониманием к индивидуальному ритму, в котором ребята действуют. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. |
Организация центров познавательной активности в детском саду
Как было сказано выше, предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:
- познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская, тематические уголки («Космическая станция», «Окно в эпоху динозавров»);
Оформление уголка исследовательской деятельности включает различные материалы для проведения экспериментов
- игровой: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Кухня» и др.), центр развивающих игр (стеллажи с дидактическими играми, головоломками);
Игровые центры привлекают дошкольников яркими и разнообразными составляющими
- спортивной, двигательной: уголок физической активности с инвентарём;
Физическое развитие важно для детей любого возраста
- экологической: уголок природы, живой уголок, зимний сад, мини-огород (ящики с землёй на подоконнике для выращивания зелени и овощей);
В экологическом уголке ребята учатся ухаживать за растениями
- художественно-эстетической: театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, в т. ч. для оригами), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков природы и голосов птиц с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — ксилофон, бубен, детский синтезатор, кастаньеты, балалайка и др.);
В центре творчества малыши рисуют, изготавливают поделки и разыгрывают сценки
- расслабляющей: уголок отдыха, центр психологического комфорта, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр, гамак, диванчики, где дети могут отдохнуть и тихо пообщаться).
Для поддержания душевного здоровья важно, чтобы у ребёнка в группе была возможность уединиться, расслабиться, восстановить силы, помечтать.
В уголке уединения ребята могут отдохнуть от шума, поиграть с любимой игрушкой, почитать
Подготовка и проведение занятия по самообслуживанию в ДОУ
Формирование навыков самообслуживания начинается с первой младшей (ясельной) группы детского сада. Пока мелкая моторика и общая координация движений у малышей недостаточно развиты, воспитатель во многом помогает им, но всегда сначала предоставляет возможность попробовать сделать что-либо самому. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание).
Во время приёма пищи малыши овладевают навыками самообслуживания
Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. Дошкольникам 2–4 лет (первая и вторая младшие группы) необходимо давать игровые задания на выполнение действий пальчиками. Это игры с куклами («Одень Машеньку на прогулку», «Приготовь Буратино ко сну»), сюжетно-ролевые игры с посудкой («Готовим обед», «Накрываем праздничный стол», «Мама кормит малыша кашкой»). В центре игровой деятельности в ясельной группе можно разместить бизиборды (специальные доски с закреплённым функциональными объектами) с пуговицами, молниями, бельевыми крючками, завязками, шнурками, курточными кнопками.
Игровая деятельность с куклами помогает развивать мелкую моторику малышей и повторить правила сбора на прогулку
Обучение культурному приёму пиши, одеванию, гигиеническим процедурам осуществляется приёмами прямого показа воспитателем правильных действий, просмотра познавательных мультфильмов по этой тематике. Во время досуга воспитатель читает стихотворения, рассказы и педагогические сказки:
- К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»,
- А. Барто «Девочка чумазая»,
- А. Якимов «Неумейка»,
- «Сказка про страну нерях»,
- «Ваня и новые ботинки»,
- «Сказка про Юлю-грязнулю».
На основе прослушанных текстов выстраивается беседа, обсуждаются иллюстрации к произведениям: «Зачем нужно умываться по утрам?», «Почему от Федоры ушла вся посуда?», «Для чего на одежде застёжки, а на обуви — шнурки?».
Воспитатель показывает ребятам на кукле последовательность надевания предметов одежды
Наряду с прямым показом в младших группах результативно применяется игровой метод. Воспитатель предлагает устроить игру, в которой куклы/игрушки должны будут вести себя как сообразительные, воспитанные дети. Повторение в игровой форме правил одновременно выполняется развлекательную задачу, предупреждает переутомляемость детей, и развивает способность произвольного запоминания. Примеры игр для закрепления навыков самообслуживания:
- «На обеде у Мальвины»,
- «Чаепитие с матрёшками»,
- «Собираемся на прогулку в парк» (ребята выполняют роль родителей, куклы — их деток),
- «Спокойной ночи, малыши!» (чтобы кукла могла лечь в кровать, она должна выполнить все необходимые гигиенические процедуры перед сном),
- «Доброе утро!» (повторение с игрушкой порядка действий после пробуждения: совершить утренний туалет, причесаться, заправить и застелить кровать, одеться, позавтракать).
В игре дошкольники повторяют правила поведения за столом и приёма пищи
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Убери за собой посуду и приведи в порядок столик», «Пожалуйста, выверни налицо водолазку и повесь её сушиться», «Вова, у тебя развязался шнурок, присядь на скамейку и завяжи бантик», «Катя, перед танцевальным занятием надо собрать волосы резинкой/заплести косичку». Первые инструкции по самообслуживанию должны быть представлены наглядно, например, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме.
У каждого ребёнка — индивидуальный темп деятельности
В старшей и подготовительной группе можно составить график дежурств с целью формирования у ребят умения накрывать на стол, следить за соблюдением чистоты в обеденной зоне и спальне.
Организация системы дежурств является одним из приёмов развития самостоятельности у дошкольников
Формирование и развитие навыков самообслуживания включается в цели образовательных занятий. Организация видов деятельности и выбор обучающих приёмов осуществляется с учётом возрастных особенностей дошкольников и их познавательных интересов.
Формирование умения самостоятельно чинить одежду пригодится каждому ребёнку, независимо от пола
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в детском саду
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи |
«Приём пищи» |
|
«Одевание и раздевание» |
|
«Соблюдение правил гигиены» |
|
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» |
|
Фотогалерея: схемы и технокарты по самообслуживанию
Временной план занятия
Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых определяется нормами СанПиН для возрастных групп:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости.
Формирование навыков соблюдения гигиенических норм осуществляется в игровой форме с персонажем произведения К. Чуковского
Таблица: примеры временного плана занятий в разных группах
Тема занятия по самообслуживанию, возрастная группа | Организационный момент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Зайка хочет быть чистюлей», средняя группа | 1 минута. | Создание игровой ситуации. Воспитатель говорит от лица игрушки-зайки о том, что над ним смеются другие зайцы: у него уши грязные, лицо неумытое, лапки липкие. Зайка просит научить его правилам личной гигиены. В корзинке сидят друзья персонажа — зайчата, дети становятся их наставниками. 2 минуты. |
Познавательная беседа о правилах гигиены и важности их соблюдения. 2–3 минуты. |
Подвижная игра «Зайка беленький сидит». 3–4 минуты. |
Воспитанники закрепляют навык соблюдать правила гигиены в играх с игрушками. 9 минут. |
1 минута. |
«Алгоритм одевания на прогулку», старшая группа | 1 минута. | Создание проблемного момента. В группу прибегает плачущий Буратино (в роли персонажа воспитанник подготовительной группы). Он жалуется, что Мальвина, Пьеро и Артемон ушли гулять, а его с собой не взяли. Буратино не знал, как правильно одеться на прогулку. Ребята решают помочь Буратино. 2 минуты. |
Отгадывание загадок и решение дидактических заданий от Мальвины. 4 минуты. |
Физкультминутка «Буратино потянулся». 3 минуты. |
Закрепление навыков самостоятельного одевания в правильной последовательности в форме игры «Зеркало»: дети показывают без помощи вспомогательных предметов каждый этап одевания, Буратино должен угадать, что они надевают. 13 минут. |
1–2 минуты. |
«Каждой вещи — своё место», подготовительная группа | 1 минута. | Проведение беседы по предварительно прочитанному произведению Л. Воронковой «Маша-растеряша». 4 минуты. |
Дидактические игры:
5 минут. |
Подвижная игра «Поиск клада». 4 минуты. |
Совершенствование навыка приводить в порядок комнату и вещи в игровой форме: каждому воспитаннику отводится зона, где он должен навести порядок (кукольная кроватка, игрушечная кухня, шкафчики, комоды, столовая). 13–15 минут. |
2 минуты. |
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания
Автор | Фёдорова Н., воспитатель ГБСУ СО МО Сергиево-Посадский ДДИ для умственно отсталых детей «Берёзка» |
Тема | «Застёгивание пуговиц» |
Цели и задачи |
|
Демонстрационный материал |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Дети, сегодня у нас много гостей. Все пришли посмотреть, что мы умеем, оценить нашу работу. Поэтому давайте сядем правильно, ножки вместе, спинка прямая, ручки положили на стол. Молодцы. Все внимательно меня слушаем. Я вам прочитаю загадку, а вы мне ответите, какое это время года.
Правильно, дети, зима. Зимой на улице лежит снег, холодно. И когда мы идём на прогулку, мы надеваем тёплую одежду. А на курточках мы должны застегнуть пуговицы.
Самостоятельная деятельность воспитанников, |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-zanjatie-po-formirovaniyu-navykov-samobsluzhivanija-zastegivanie-pugovic.html |
Практическое задание по формированию навыка застёгивания пуговиц проводится в игровой форме: ребята должны украсить поляну цветами
Примеры самостоятельной деятельности детей в ДОУ
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников в различных режимных моментах.
Видео: самостоятельная художественная деятельность
Видео: самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность
Видео: самостоятельная игровая деятельность на прогулке
Видео: самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые и дидактические игры)
Видео: презентация «Самостоятельная игровая деятельность детей» (младшая группа)
Видео: примеры самостоятельной деятельности дошкольников в течение дня
Видео: формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Видео: воспитание культурно-гигиенических навыков
Видео: развивающая предметно-пространственная среда в детском саду
Видео: пример организации уголка уединения в старшей группе
Анализ и диагностика самостоятельной деятельности дошкольников
Конечный этап работы по формированию и совершенствованию навыков самостоятельной деятельности состоит в проведении анализа способностей детей, оценки результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень самостоятельности на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень самостоятельности нужно для каждой области детской деятельности: познавательно-исследовательской, игровой, двигательной, продуктивной и в сфере самообслуживания.
В самостоятельной игровой деятельности оценивается игровое поведение ребят, ролевые диалоги, условные действия с предметами
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых отмечается уровень самостоятельной деятельности воспитанника в каждом пункте по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении действий даже после показа и повторения взрослым, 5 — полная самостоятельность действий. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Диагностика может проводиться в естественных для ребёнка условиях или в специально созданных педагогом ситуациях.
Таблица: пример бланка для диагностики самостоятельной деятельности дошкольников
Фамилия, имя воспитанника | Вид самостоятельной деятельности | |||||||||
Познавательная | Игровая | Двигательная | Продуктивная | Самообслуживание | ||||||
Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | Уровень самостоятельности | Планируемая корректировка | |
Иванов Иван | 1 | Наблюдение воспитателя за моментами самостоятельной деятельности, когда пробуждается интерес к исследовательской деятельности, развитие активности методом подсказок, вопросов, подбадривания. | 2 | Чтение рассказов и педагогических сказок с целью перенесения сюжетов в игровую форму, обогащение ситуативного опыта ребёнка. | 3 | Организация спортивного досуга с активным участием ребёнка. | 4 | Повторить в индивидуальном порядке этапы рисования с использованием предварительного наброска. | 5 | Не нуждается в коррекции. |
Самостоятельная деятельность детей проявляется в различных образовательных областях и осуществляется без непосредственного участия взрослого. Роль педагога состоит в обогащении опыта дошкольников словесными, зрительными, слуховыми образами. Так называемые рутинные действия (умывание, одевание, приём пищи) выполняются взрослыми автоматически, а для детей — это серьёзный труд. Развитие самостоятельности во всём — от завязывания шнурков до проведения экспериментов и высказывания своего мнения, — цель образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(21 голос, среднее: 4.6 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Субракова Ольга Александровна.
МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Абакана Республики Хакасия.
Воспитатель старшей группы.
Особенности организации самостоятельной деятельности детей раннего возраста.
Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность детей отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, — малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируется внимание, воображение, память, мышление, развиваются также важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем – умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянуться к тем, кто с ними занимается, играет. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.
Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой – научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовывать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.
На втором году жизни наблюдаются определенные виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: с мячом, лазание на горку, на улице зимой катание на санках и другое. Большое место занимает познавательно ориентировочная деятельность малыша, она проявляется, прежде всего, в рассматривании окружающего, затем в наблюдении, в рассматривании картинок, книг.
Одним из условий, от которого в большей степени зависит развитие игровой деятельности ребенка, является правильный подбор игрушек, пособий. Для развития движений, прежде всего, необходим простор. Материал, для рассматривания окружающего должен время от времени меняться. Игрушечная мебель должна быть достаточно крупной и прочной, так как дети зачастую сами садятся на нее. Место для игр с дидактическими игрушками должно быть расположено недалеко от шкафа или полки, где они находятся. Игрушки располагать необходимо в разных местах комнаты, чтобы дети не собирались в одном месте и не мешали друг другу мешать.
Во время самостоятельной деятельности ребенка воспитатель формирует его поведения: учит выполнять правила игры, показывает где и с какой игрушкой удобнее играть (за столом, на полу, у окна), воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на места.
Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, наблюдение, рассматривание, изобразительная деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде самообслуживания, выполнения практического поручения взрослого.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться.
Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе должен быть крупный строительный материал. Можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок сможет сделать несложные постройки.
Для закрепления навыков изобразительной деятельности в самостоятельное пользование на третьем году жизни можно давать ребенку только мел и доску. Карандаши и пластилин давать нецелесообразно, так как в этом возрасте нет устойчивого отношения к пользованию данного материала, поэтому без внимания воспитателя они могут применять его не по назначению.
Трудовую деятельность малыш совершает с большим удовольствием, но поручения надо давать не для того, чтобы чем-то занять, оно должно являться одним из средств трудового воспитания.
Создание условий для всех видов деятельности детей, правильное руководство воспитателя их самостоятельными играми, способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.
Литература.
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., Медицина, 1999г.
Зворыгина Е. В. Роль взрослого в самостоятельных играх. Дошкольное воспитание. 1992.
Теплюк С. Н. , Фонарев А. М. Предпосылки трудового воспитания. Дошкольное воспитание. 1993г.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/138550-osobennosti-organizacii-samostojatelnoj-dejat