Руководство самостоятельной деятельностью студентов

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Омелаенко Н.В.

1


1 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Для повышения качества обучения студентов необходимо использовать одну из главных форм обучения в вузе – самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа включает самостоятельное изучение материала в учебно-методическом комплексе для самостоятельной работы, в учебно-методических материалах и разнообразные формы контроля. Существуют различные подходы к методике и организации самостоятельной работы. Наиболее важным является приобретение новых знаний, которые направлены на их применение в будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа как средство обучения выполняет ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую. В её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. Ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая определяет весь процесс. Для активизации СРС в вузе важно ознакомить студентов с методами самостоятельной работы. Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов, которая развивает умения и навыки мыслительной деятельности. Для проявления творческих способностей личности очень важна соответствующая система обучения воспитания, основанная на определенных педагогических требованиях. Творческая деятельность всегда направлена на получение новых знаний и профессионального опыта. Статья имеет теоретико-методологический характер и позволяет обобщить существующие в науке концептуальные подходы к данной проблеме.

самостоятельная работа студентов

методика организации самостоятельной работы

функции самостоятельной работы

структура

активизация СРС

высшая форма организации СРС

научно-исследовательская работа студентов

формирование творческого мышления

1. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н.В. Соловова; под ред. В.П. Гарькина. – Самара: Изд-во «Универс- групп», 2006. – 15 с.

2. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях ГОС нового поколения // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 138–144.

3. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 – 544 с.

4. Петухова Т.П., И.Д. Белоновская, М.И. Глотова, М.С. Пашкевич. Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга // Высшее образование в России. – 2012. – № 1. – С. 80–85.

5. Рубаник А., Г. Большакова, Н. Тельных. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. – 2005. – № 6. – С. 120–124.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации, преподавателей вузов и аспирантов. – М.: Аспект – Пресс, 1995. – 271 с.

7. Стрельникова О.И. К вопросу об организации самостоятельной работы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19, № 2. – С. 44–46.

8. Хохоева Л.В. Роль самостоятельной работы в формировании академических компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4(11). – С. 314–317.

9. Щербакова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 139–141.

Особая роль в подготовке будущих специалистов и повышении качества учебного процесса принадлежит самостоятельной работе, которая даёт возможность студентам приобщиться к творческим видам деятельности и развить свои интеллектуальные способности.

Под самостоятельной работой студента понимают работу по определенному перечню тем, отведённых на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов [2, с. 139].

В настоящее время существуют различные подходы к методике организации самостоятельной работы студентов. Одни исследователи рассматривают самостоятельную работу как восприятие и самостоятельное осмысление студентами сообщаемой преподавателями информации. Другие раскрывают сущность данного феномена только по внешним признакам. Третьи определяют самостоятельную работу по таким признакам, как самостоятельное приобретение и глубокое осмысление новых знаний, установление самими студентами ритма работы и дозировки времени на изучение поставленных вопросов [8, с. 314].

Из этого следует, что самостоятельная работа является не только формой, но и средством обучения, поскольку она формирует определенные навыки и умения студентов, выполняя при этом ряд функций: развивающую, информационно-обучающую, ориентирующую и стимулирующую, воспитательную и исследовательскую [1, с. 4].

Развивающая функция повышает культуру умственного труда, приобщает к творческим видам деятельности, обогащает интеллектуальные способности студента.

Информационно-обучающая включает в себя учебную деятельность студентов на аудиторных занятиях.

Ориентирующая и стимулирующая придают процессу обучения профессионально ориентированный характер.

Целью воспитательной функции является формирование и развитие профессиональных качеств будущего специалиста.

Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

В качестве признаков самостоятельной работы выделяют следующие: наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса; время выполнения заданий; проявление умственного напряжения; сознательность, самостоятельность и активность студентов в процессе решения поставленных задач; осуществление управления самостоятельной, познавательной и практической деятельностью студента. Таким образом, ядром самостоятельной работы является познавательная или проблемная задача, которая обуславливает весь процесс обучения [8, с. 314].

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в её структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль [3, с. 102].

Для успешного выполнения самостоятельной работы должны быть выполнены следующие условия:

– мотивированность учебного задания;

– четкая постановка познавательных задач;

– алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов её выполнения;

– четкое определение преподавателем форм отчетности, объёма работы, сроков её представления;

– определение видов консультационной помощи (установочные, тематические, проблемные консультации);

– критерии оценки, отчетности и т.д.;

– виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы.

Репродуктивный уровень включает в себя чтение, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио- и видеозаписей, заучивание, пересказ, запоминание, интернет-ресурсы, повторение учебного материала.

В познавательно-поисковый входит подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарах и практических занятиях, подбор литературы по дисциплинарным проблемам, написание рефератов, эссе, контрольных работ, подготовка к деловым играм и т.д.

Творческий уровень – уровень самостоятельной работы – предполагает написание научных статей, тезисов, участие в научно-исследовательской работе, участие в студенческой научной конференции, олимпиаде и др.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней самостоятельной работы.

В зависимости от степени трудности различают четыре типа самостоятельной работы студента [7, с. 44].

Первый тип формирует умение выполнять задания по образцу. Второй помогает воспроизводить информацию по памяти. Третий направлен на обучение решению нетиповых задач. Четвёртый предполагает выполнение заданий, ориентированных на творческую деятельность. Необходимым условием успешной самостоятельной работы является сочетание всех вышеперечисленных типов и уровней работы.

При организации самостоятельной работы студентов следует учитывать разный уровень подготовки обучающихся и разный стиль учебной деятельности. При подборе заданий преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [9, с. 140].

– Объём каждого задания должен быть таким, чтобы при хорошем знании материала студент успел изложить ответ на все вопросы задания в письменном виде за отведенное время;

– все задания должны быть одинаковой сложности;

– каждое задание должно содержать вопросы, требующие достаточно точных ответов;

– в каждом задании должен быть вопрос по материалу, подлежащему самостоятельному изучению по учебной литературе;

– при ограниченном числе вопросов по прочитанному лекционному материалу не должно быть двух или нескольких заданий с полностью одинаковыми вопросами.

Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа способствует повышению уровня мотивации, развитию познавательной деятельности студентов, заинтересованности в выполнении совместной работы, благодаря взаимному контролю. Это подтверждает исследование «Самостоятельная работа глазами студентов и преподавателей: результаты мониторинга», проведенное Т.П. Петуховой, И.Д. Белоновской, М.И. Глотовой, М.С. Пашкевич в 2012 г. Мониторинг показал наиболее значимые и интересные формы самостоятельной работы, которые отметили студенты. Это работа в команде над проектами, решение типовых и комплексных задач (по дисциплинам физико-математического блока), работа с ресурсами библиотек и сетью Интернет (по дисциплинам гуманитарного блока).

К дополнительным формам самостоятельной работы студенты предложили учебно-познавательную деятельность: выезды на предприятия, экскурсии, применение рассмотренных задач на производстве, посещение мастер-классов, стажировку во время учебы на предприятиях и в организациях. Далее были предложены формы самостоятельной работы, ориентированные на коллективное творческое взаимодействие участников образовательного процесса: интеллектуальные конкурсы, научные семинары-дискуссии, межвузовские проекты, коллективные проекты в сети Интернет [4, с. 82].

Существуют различные формы отчета о проделанной самостоятельной работе [5, с. 120]:

– оценка устного ответа на практическом занятии или семинаре;

– решение задач по физико-математическим дисциплинам;

– конспект по теме, выполненный самостоятельно, по определенным и выбранным студентом источникам;

– выполнение и защита контрольных и курсовых работ;

– отчет о прохождении производственной практики;

– модульно-рейтинговая система оценки знаний, выполненная в форме электронных тестов;

– сдача зачетов, экзаменов по дисциплине;

– защита дипломных работ;

– статьи и тезисы, написанные для публикации в сборниках научно-исследовательских конференций.

В педагогической литературе описаны разнообразные формы активизации СРС. Наиболее действенными их них являются следующие [3, с. 108–109].

1. Обучение студентов методам самостоятельной работы: временные ориентиры выполнения СРС для планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки.

2. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях.

3. Проблемное изложение материала, воспроизводящее типичные способы реальных рассуждений, используемых в науке и технике.

4. Применение операционных формулировок законов и определений с целью установления однозначной связи теории с практикой.

5. Применение методов активного обучения (анализ конкретных ситуаций, дискуссии, групповая и парная работа, коллективное обсуждение трудных вопросов, деловые игры).

6. Разработка и ознакомление студентов со структурно-логической схемой дисциплины и её элементов.

7. Выдача студентам методических указаний, содержащих алгоритм выполнения заданий.

8. Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материл, методические указания и задачи для их решения.

9. Разработка учебных пособий междисциплинарного характера.

10. Индивидуализация домашних заданий, а при групповой работе – четкое её распределение между членами группы.

11. Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.

12. Контрольные вопросы лекционному потоку после каждой лекции.

13. Присвоение статуса «студентов-консультантов» наиболее продвинутым и способным студентам с оказанием им всяческой помощи.

14. Разработка и внедрение коллективных методов обучения, групповой, парной работы.

Высшей формой СРС является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Взаимосвязь учебной и научно-исследовательской работы способствует развитию умений и навыков мыслительной деятельности, таких как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, систематизация и др. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, студенты учатся работать со статьями, с монографиями, авторефератами, со справочной литературой, обращаются к Интернет-источникам. Исследовательская функция формирует новый уровень профессионально-творческого мышления.

Научно-исследовательская деятельность развивает творческое мышление студентов. Творческой деятельностью называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта [6, с. 161].

К основным критериям творческой деятельности относятся: новизна процесса творческой деятельности (новый метод, прием, способ действия); иррациональное мышление и интуиция; способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

Различают четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которая поможет решить проблему; фаза созревания, когда работает только подсознание; фаза озарения, когда решение появляется совсем неожиданно; фаза контроля или проверки полученных результатов.

В педагогической и психологической литературе описываются условия (ситуативные и личностные), стимулирующие или тормозящие творческую деятельность.

Отмечается, что отрицательно влияют на творческую активность такие ситуативные факторы, как недостаток времени, повышенная тревожность, нетерпение, проявленное при желании найти быстрое решение, слишком сильная или слабая мотивация, неуверенность в собственных силах и др.

Личностные факторы, которые оказывают негативное воздействие на творческий процесс: соглашательство, низкая самооценка или самоуверенность, доминирование отрицательных эмоций, избегание рискованного поведения, высокая тревожность и др. Личностные черты, которые положительно влияют на творчество, следующие: уверенность в своих силах, преобладание эмоций радости, склонность рисковать, отсутствие боязни показаться странным, отсутствие конформности, наличие богатого воображения, хорошее чувство юмора.

Учитывая ситуативные и личностные факторы, педагогу необходимо применять соответствующую систему обучения и воспитания, направленную на выявление и дальнейшее развитие творческих способностей личности, которая может быть основана на следующих педагогических требованиях [6, с. 169].

1. Не подавлять интуицию студента, которая может быть проверена логикой.

2. Формировать у студентов уверенность в своих силах, веру в способность решить задачу.

3. В процессе обучения опираться только на положительные эмоции, так как отрицательные подавляют проявление творческого мышления.

4. Стимулировать студентов к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения.

5. Поощрять склонность к рискованному поведению, поскольку склонность к риску – одна из фундаментальных черт творческой личности.

6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства.

7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию.

8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их.

9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать.

10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания, усиливают веру обучаемого в свои способности к открытиям.

11. Для развития творческого мышления следует обучать эвристическим приемам решения задач различного типа.

12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем научно-исследовательская деятельность.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Самостоятельная работа студента играет большую роль в подготовке будущих специалистов потому, что она обогащает студентов новыми знаниями, учит их находить собственные решения в любых нестандартных ситуациях.

Для повышения эффективности самостоятельной работы в вузе необходимо обучить студентов методам самостоятельной работы и обеспечить их необходимым правильно составленным учебно-методическим материалом, в котором представлены разнообразные формы СРС.

Для развития научно-исследовательской работы нужно умело сочетать передовые формы обучения и воспитания студентов, которые будут направлены на получение новых знаний и опыта.


Библиографическая ссылка

Омелаенко Н.В. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-3.
– С. 538-542;

URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35669 (дата обращения: 20.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Методические
рекомендации на тему

«Организация
самостоятельной работы студентов»

Самостоятельная
работа студентов играет важную роль в воспитании  сознательного отношения самих
студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки
к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто
приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

Самостоятельная
работа всегда вызывает у студентов, особенно первых-вторых курсов, ряд
трудностей. Главная трудность связана с  необходимостью самостоятельной
организации своей работы. Многие студенты испытывают затруднения, связанные с
отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками,
умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать
индивидуальные  особенности своей умственной деятельности и физиологические
возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к
самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

Поэтому, одной из
основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их
самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития
общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится
заниматься самообразованием — повышать уровень своих знаний путем
самостоятельного изучения.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:


систематизации и закрепления полученных
теоретических знаний и
практических
умений студентов;

углубления и
расширения теоретических знаний;

формирования умений использовать
нормативную, справочную
документацию и
специальную литературу;

развития познавательных способностей и
активности студентов: творческой

инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирования самостоятельности мышления,
способностей к саморазвитию
,
самосовершенствованию и самореализации;

развития исследовательских умений.

Виды и формы
самостоятельной работы

В учебном процессе
организации образования выделяют два вида самостоятельной работы:

— аудиторная;

 — внеаудиторная.

Аудиторная
самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под
непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае
студенты обеспечиваются преподавателем необходимой  учебной литературой, дидактическим
материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная
самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без
его непосредственного участия.

Самостоятельная
работа включает в себя:

— подготовку к
аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным, семинарским занятиям)
и выполнение соответствующих заданий;

— самостоятельную
работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с
перспективно-тематическими планами;

— подготовку к
практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

— выполнение
письменных контрольных и курсовых работ, электронных презентаций;

— подготовку ко
всем видам контрольных работ, экзаменам и зачетам;

— подготовку к
итоговой государственной аттестации;

— работу в
предметных кружках;

— участие в работе
факультативов, семинаров и конференций и т.д.

Методы
самостоятельной работы студентов:


наблюдение за единичными объектами;


сравнительно-аналитические наблюдения;


учебное конструирование;


решение учебных и профессиональных задач;


работа с различными источниками информации;


исследовательская деятельность.

Наблюдение
за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с
целью выяснить отличительные признаки объектов.

Сравнительно-аналитические
наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление
в учебную деятельность.

Конструирование
заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном
материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после
изучения темы достоверные выводы.

Решение
задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний
студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное
и прочное усвоение изучаемых основ.

Работа
с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а
именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и
работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.

Исследовательская
деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности
подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.

Направления
 самостоятельной  работы студентов

1. Для
овладения и углубления знаний:


чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов
Интернет);


составление различных видов планов и тезисов по тексту;


конспектирование текста;


ознакомление с нормативными документами;


работа со словарями и справочниками;


учебно-исследовательская работа;


использование компьютерной техники, Интернета;


создание презентации.

2. Для
закрепления  знаний:


работа с конспектом лекции;


повторная работа с учебным материалом;


составление плана ответа;


составление различных таблиц.

3. Для
систематизации учебного  материала:


подготовка ответов на контрольные вопросы;


аналитическая обработка текста;


подготовка сообщения, доклада, реферата;


тестирование;


составление кроссворда;


формирование плаката;


составление памятки.

4. Для
формирования практических и профессиональных умений.

— решение
задач и упражнений по образцу;

— вычерчивание и
описание схем;

— выполнение
расчетно-графических схем;

— решение
ситуационных и профессиональных задач;


проведение анкетирования и исследования.

Типы
самостоятельной работы:


воспроизводящая (репродуктивная), предполагающая алгоритмическую деятельность
по образцу в аналогичной ситуации;


реконструктивная, связанная с использованием накопленных знаний и известного
способа действия в частично измененной ситуации;


эвристическая (частично-поисковая), которая заключается в накоплении нового
опыта деятельности и применении его в нестандартной ситуации;


творческая, направленная на формирование знаний-трансформаций и способов
исследовательской деятельности.

Средства
обучения для организации самостоятельной работы

1. Дидактические
средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний
 (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники
задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);

2. Технические
средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры,
аудиовидеотехника);

3. Средства,
которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические
указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации
индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Разработка и
применение средств обучения – это та сторона
педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство,
творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.

Виды
  практических заданий для самостоятельной работы студентов

1.
Составить опорный конспект  по теме…

2.
Сформулировать вопросы…

3. Сформулировать
собственное мнение…

4.
Продолжить фразу…

5.
Дать определения следующим терминам…

6.
Составить опорный конспект своего ответа.

7.
Написать реферат.

8.
Составить отчёт по теме…

9.
Разработать алгоритм последовательности действий…

10.
Составить таблицу  с целью систематизации материала…

11.
Заполнить таблицу, используя…

12.
Заполнить блок-схему…

13.
Смоделировать конспект урока по теме…

14.
Смоделировать домашнее задание.

15.
Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем
теме.

16.
Составить тематический кроссворд.

17.
Составить план текста, конспект.

18. Решить
 ситуационные  задачи.

19. Подготовиться
 к семинару, деловой игре.

Приёмы
самостоятельной работы студентов

1.
Работа с учебником.

Для
обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных
особенностей студентов, можно предложить им следующие приёмы обработки
информации учебника:


конспектирование;


составление плана учебного текста;


аннотирование;


выделение проблемы и нахождение путей её решения;


самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;


определение алгоритма практических действий (план, схема).

2.
Опорный конспект.

Зачастую
педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце
темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее,
даже с психологической точки зрения, дать  студентам представление об
изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой
опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.

И
тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того,
что будет завтра.

Опорный
конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать
его при повторении, при организации самостоятельной работы студентов.

Опорный
конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический
материал, но и даёт  педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении
материала.

3.
Тесты.

Тесты
воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым

снимается целый ряд
психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны
для обычных форм контроля знаний студентов.

Основное
достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой
осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме,
позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных
формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.

Тесты 1 уровня

Требуют выбора
одного или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.

— На проверку
качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из
перечисленных способов …;

— На соотнесение:
найдите общее и различия в   изучаемых объектах;

— На проверку
рефлексии: установите соответствие …;

Тесты 2 уровня

— Задания на
подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических
изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.

— Задания на
конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика,
написание формулы и т.д.)

— Задания на
решение конкретной ситуации.

Требования к
тестам, предъявляемым студентам:

1. Задания должны
быть типичными для данной дисциплины;

2. Объём задания
должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);

3. Задание по
сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения
студентами на соответствующем этапе обучения;

4. Задание по
содержанию  должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело
только один эталон;

5. Сложность
заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в
овладении профессией;

6. Формулировка
содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что
он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть.

4.Семинар.

Форма проведения
семинара очень гибкая.

На семинарах
решаются следующие задачи:

— углубление,
конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;


развитие навыков самостоятельной работы;


профессиональное использование знаний в учебных условиях.

Типы
проведения семинарских занятий:


вопросно-ответный семинар;


развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение
письменных рефератов;


заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;


семинар – диспут;


теоретическая конференция;


семинар – имитационная игра;


комментированное чтение первоисточников.

5. Задачное
обучение.


практико-ориентированные задачи:  выступают средством формирования у
студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения
профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения
умений и навыков, специфичных для данной профессии (знания содержания
предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной
структуры, личностно-ориентированные ситуации (нахождение нестандартного
способа решения);


профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений
определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения
профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на
различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде
производственных поручений (заданий).

Задачное
обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и
контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.

6. Подготовка
доклада.

Доклад — это
сообщение по заданной теме, с целью внести знания из  дополнительной
литературы, систематизировать материал, проиллюстрировать примерами, развить
навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к
научному познанию.

Тема доклада
должна быть согласована с преподавателем и соответствовать теме занятия.
Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации
должны быть достаточными, но не чрезмерными.

Работа студента
над докладом включает отработку навыков ораторства и умения организовать и
проводить диспут. Студент в ходе работы по презентации доклада отрабатывает
умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы
слушателей,  отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать
выводы в заключении.

Студент обязан
подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и
в срок.

7. Подготовка
мультимедиа-презентации.

Презентация – это
устный доклад студента на определенную тематику, сопровождаемый мультимедийной
компьютерной презентацией. Компьютерная презентация — мультимедийный
инструмент, используемый в ходе докладов или сообщений для повышения
выразительности выступления, более убедительной и наглядной иллюстрации
описываемых фактов и явлений. Компьютерная презентация создается в программе
Microsoft Power Point. Особое внимание при подготовке презентации необходимо
уделить тому, что центром внимания во время презентации должен стать сам
докладчик и его речь, а не надписи мелким шрифтом на слайдах. Если весь процесс
работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с четко
разработанного плана, далее переходит на стадию отбора содержания и создания
презентации, затем наступает заключительный, но самый важный этап –
непосредственное публичное выступление.

Студенту, опираясь
на план выступления необходимо определить около 10 главных идей, выводов по
выбранной теме, которые следует донести до слушателей, и на их основании
составить компьютерную презентацию.

Дополнительная
информация, если таковая имеет место быть, должна быть размещена в раздаточном
материале или просто озвучена, но не включена в компьютерную презентацию.

После подборки
информации студенту следует систематизировать материал.

Элементами,
дополняющими содержание презентации, являются:

1. Иллюстративный
ряд. Иллюстрации типа «картинка», фотоиллюстрации, схемы, картины, графики,
таблицы, диаграммы, видеоролики.

2. Звуковой ряд.
Музыкальное или речевое сопровождение, звуковые эффекты.

3. Анимационный
ряд.

4. Цветовая гамма.
Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой
и не противоречить смыслу и настроению презентации.

5. Шрифтовой ряд.
Выбирать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием.
Выбранные шрифты должны легко восприниматься на первый взгляд.

6. Специальные
эффекты. Важно, чтобы в презентации они не отвлекали внимание на себя, а лишь
усиливали главное.

Правила
организации материала в презентации:

1. Главную
информацию — в начало.

2. Тезис слайда —
в заголовок.

3. Анимация — не
развлечение, а метод передачи информации, с помощью которого можно привлечь и
удержать внимание слушателей.

Компьютерная
презентация должна состоять не более чем из 10-15 слайдов.

Время на
выступление составляет 15 минут.

8. Подготовка и
защита реферата.

Реферат
представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного
доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме,
обзор литературы определенного направления.

Его задача –
обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов,
почерпнутых из литературы.

Процесс работы над
рефератом включает в себя следующие этапы:

1.Выбор тематики
реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как
сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы
необходимо проанализировать, насколько она освещена в имеющейся научной
литературе.

Выбор темы должен
быть осознанным и отвечать личным познавательным интересам будущего автора.
Очень важны в этом смысле консультации и обсуждение темы с преподавателем,
который может и должен оказать помощь в правильном выборе темы и постановке
задач работы.

2.Изучение
литературы.

3.Составление
плана работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в
работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает
последовательность его изложения.

План обучающийся
составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.

4.Процесс
написания реферата. Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план,
можно приступать непосредственно к написанию реферата.

Излагать материал
в реферате рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания
литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным
языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют
общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и
аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном
исполнении) – разборчивым, без  стилистических и грамматических ошибок.

5.Оформление и
защита реферата. Оформляется реферат в соответствии с принятыми правилами и
сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.

 Защита
тематического реферата может проводиться на выделенном одном  занятии в рамках
часов учебной дисциплины или по одному реферату при  изучении соответствующей
темы, либо по договоренности с преподавателем.

Защита реферата
студентом предусматривает

• доклад по
реферату не более 5-7 минут

• ответы на
вопросы оппонента.

На защите
запрещено чтение текста реферата.

Организация самостоятельной работой студентов

При предъявлении видов заданий на самостоятель­ную работу рекомендуется использовать дифференцированный
подход к сту­дентам. Перед выполнением студентами самостоятельной рабо­
ты преподаватель проводит инструктаж по выполнению
задания, который
включает цель задания, его содержание, сроки
выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам
работы, критерии оценки.  В
процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении
задания.

Полнота
инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более
подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ
включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как
делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).

Письменные
инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой
последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный
алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному
пути, не допуская произвольных шагов.

Во время выполнения студентами внеаудиторной
самостоятельной
работы и при необходимости преподаватель может
проводить консультации за
счет общего бюджета времени, отведенного на
консультации.

       Самостоятельная работа может
осуществляться индивидуально или
группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики
самостоятельной
работы, уровня сложности, уровня   умений
студентов.

Материал
для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по
следующим принципам:

 1.
Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом
на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?

Что и
как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть
использовано в преобразованном виде.

2.
Определить способы логической и методической обработки материала.

3.
Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.

4.
Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями,
уровнем знаний и познавательной деятельности.

5.
Подготовиться для решения следующих задач:


формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;


формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;


формирование умений вычленять главное.

6. При
подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из
сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя
предполагаемые ответы обучаемых.

7.
Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к
сложному, от частного к общему.

Потребности
побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов
познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя техникума.

Систематическое
усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный
интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов,
формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.

Организация
контроля самостоятельной работы обучающихся

Контроль результатов самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на
обязательные
учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную
самостоятельную работу студентов
по
дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с
представлением изделия или продукта творческой деятельности студента
.

Контроль
самостоятельной работы студентов предусматривает:

1. Соотнесение
содержания контроля с целями обучения;

2. Объективность
контроля;

3. Дифференциацию
контрольно-измерительных материалов.

Формами контроля
самостоятельной работы являются:

1. Просмотр и
проверка выполнения самостоятельной работы студентом.

2. Организация
самопроверки, взаимопроверки выполненного задания в группе.

3. Обсуждение
результатов выполненной работы на занятии.

4. Проведение
письменного опроса.

5. Проведение
устного опроса.

6. Организация и
проведение индивидуального собеседования.

7. Организация и
проведение собеседования с группой.

8. Проведение
семинаров

9. Защита отчетов
о проделанной работе.

10. Организация
конференций.

Критериями оценки
результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

— уровень освоения
учебного материала;

— уровень умения
использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных
задач;

— уровень
сформированности общеучебных умений;

— уровень умения
активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся
информацию, изучать ее и применять на практике;

— обоснованность и
четкость изложения материала;

— уровень умения
ориентироваться в потоке информации, выделять главное;

— уровень умения
четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение
и его последствия;

— уровень умения
определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;

— уровень умения
сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее;

— оформление
материала в соответствии с требованиями.

Педагогическое
сопровождение самостоятельной работы студентов.

При
 анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:


фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;


задания, направленные на формирование общеучебных умений;


задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие
специальных умений, индивидуальных способностей студентов;


формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах,
бригадно-групповая).

В рабочей
программе должны быть обозначены основные виды самостоятельной работы,
отражающие логическую последовательность изучения материала.

Определить
место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое
для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при
использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая
соответствует индивидуальным особенностям студентов.

Памятка
преподавателю по организации самостоятельной работы студентов

1.
Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях учебного
процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.

2.
Студентов необходимо ставить в активную позицию, делать их непосредственными
участниками процесса познания.

3.
Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации
учения студентов.

4.
Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко
сформулированной.

5.
Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий
комплекс заданий студентам.

6. В
ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и
продуктивной учебной деятельности студентов.

7. При
организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную
связь, т.е. правильно организовать систему контроля.

Самостоятельная
работа студентов (СРС) наряду с аудиторной
представляет одну из форм учебного
процесса и является существенной его
частью. Для ее успешного выполнения
необ­ходимы планирование и контроль
со стороны преподавателей, а также
планирование объема самостоятельной
работы в учебных планах специальностей
профилирующими кафедрами, учебной
частью, методическими службами учебного
заведения.

Самостоятельная
работа – это планируемая работа
студентов, выполняемая по заданию и при
методическом руководстве преподавателя,
но без его непосред­ственного участия.

СРС предназначена
не только для овладения каждой
дис­циплиной, но и для формирования
навыков самостоятельной работы вообще,
в учебной, научной, профессиональной
деятель­ности, способности принимать
на себя ответственность, само­стоятельно
решить проблему, находить конструктивные
реше­ния, выход из кризисной ситуации
и т. д.

Согласно новой
образовательной парадигме независимо
от специализации и характера работы
любой начинающий специа­лист должен
обладать фундаментальными знаниями,
профес­сиональными умениями и навыками
деятельности своего про­филя, опытом
творческой и исследовательской
деятельности по решению новых проблем,
опытом социально-оценочной деятель­ности.
Две последние составляющие образования
формируются именно в процессе
самостоятельной работы студентов.

Высшая школа
отличается от средней специализацией,
методикой учебной работы и степенью
само­стоятельности обучаемых.
Преподаватель лишь организует
по­знавательную деятельность студентов.
Студент сам осуществ­ляет познание.
Самостоятельная работа завершает задачи
всех видов учебной работы. Никакие
знания, не подкрепленные са­мостоятельной
деятельностью, не могут стать подлинным
достоянием человека. Кроме того,
самостоятельная работа имеет воспитательное
значение: она формирует самостоятельность
не только как совокупность умений и
навыков, но и как черту ха­рактера,
играющую существенную роль в структуре
личности современного специалиста
высшей квалификации.

Ее формы разнообразны
– это различные типы домашних заданий.
В вузах составляются графики самостоятельной
работы на семестр с приложением
семестровых учеб­ных планов и учебных
программ. Графики стимулируют, организуют,
заставляют рационально использовать
время. Работа должна систематически
контролироваться преподавателями. При
распре­делении заданий студенты
получают инструкции по их выпол­нению,
методические указания, пособия, список
необходимой литературы.

В вузе существуют
различные виды индивидуальной
самостоятельной работы – подготовка
к лекциям, семинарам, лабо­раторным
работам, зачетам, экзаменам, выполнение
рефератов, заданий, курсовых работ и
проектов, а на заключительном эта­пе
– выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа более эффективна,
если она парная или в ней участвуют 3
чело­века. Групповая
работа усиливает фактор мотивации и
взаим­ной интеллектуальной активности,
повышает эффективность по­знавательной
деятельности студентов благодаря
взаимному кон­тролю.

При группо­вой
индивидуальной работе происходит
групповая самопровер­ка с последующей
коррекцией преподавателя. Это второе
звено самостоятельной учебной деятельности
обеспечивает эффектив­ность работы
в целом.

Соотношение
времени, отводимого на аудиторную и
само­стоятельную работу, во всем мире
составляет 1:3,5. Такое соот­ношение
основывается на огромном дидактическом
потенциале этого вида учебной деятельности
студентов.

Сложившие­ся
образовательные формы учебной деятельности
студентов в вузе – лекции, практические,
лабораторные занятия, семина­ры –
обусловливают формы самостоятельной
работы и виды домашних заданий. Система
контроля также закладывает осно­вы
для ее ориентации.

На лекции
преподаватель рекомендует студентам
литерату­ру и разъясняет методы работы
с учебником и первоисточника­ми. В
этом плане особые возможности представляют
вводные и установочные лекции, на которых
раскрывается проблематика темы, логика
овладения ею, дается характеристика
списка лите­ратуры, выделяются разделы
для самостоятельной проработки.

Семинарские и
практические задания должны быть
рассчита­ны на совершенствование
умений поиска оптимальных вариан­тов
ответов, расчетов, решений.

Самостоятельная
работа выполняется с использованием
опор­ных дидактических материалов,
призванных корректировать ра­боту
студентов и совершенствовать ее качество.

Коллективами
кафедр разрабатываются:

1. Система заданий
для самостоятельной работы.

2. Темы рефератов
и докладов.

3. Инструкции и
методические указания к выполнению
лабораторных работ, тренировочных
упражнений, домашних заданий и т. д.

4. Темы курсовых
работ, курсовых и дипломных проектов.

5. Списки обязательной
и дополнительной литературы.

Условия, обеспечивающие
успешное выполнение самостоятельной
работы:

1. Мотивированность
учебного задания (для чего, чему
способ­ствует).

2. Четкая постановка
познавательных задач.

3. Алгоритм, метод
выполнения работы, знание студентом
способов ее выполнения.

4. Четкое определение
преподавателем форм отчетности, объ­ема
работы, сроков ее представления.

5. Определение
видов консультационной помощи
(консульта­ции – установочные,
тематические, проблемные).

6. Критерии оценки,
отчетности и т. д.

7. Виды и формы
контроля (практикум, контрольные работы,
тесты, семинар и т. д.).

В целом же ориентация
учебного процесса на самостоятель­ную
работу и повышение ее эффективности
предполагает:

  • увеличение
    числа часов на СРС;

  • организацию
    постоянных консультаций и консультационной
    службы, выдачу комплекта заданий на
    СРС сразу или по­этапно;

  • создание
    учебно-методической и материально-техни­ческой
    базы в вузах (учебники, учебно-методические
    пособия, ком­пьютерные классы),
    позволяющей самостоятельно освоить
    дисциплину;

  • доступность
    лабораторий и мастерских (для
    самостоятель­ного выполнения
    лабораторного практикума);

  • организацию
    постоянного (лучше рейтингового)
    контроля, что позволяет свести до
    минимума традиционные процеду­ры
    контроля и за счет сессионного времени
    увеличить бюд­жет времени СРС;

  • отмену
    большей части сложившихся форм
    практических и лабораторных занятий
    с целью высвобождения времени на
    самостоятельную работу и обслуживание
    консультационных пунктов.

Сложность руководства
и организации самостоятельной работы
студентов объясняется целым рядом
факторов, главными из которых являются:

  • частая смена
    приоритетов;

  • отсутствие
    современных стабильных учебников и
    пособий по наукам;

  • слабость фонда
    библиотек по проблемам дисциплины;

  • специфика этой
    работы (вне расписания, вне стен учебного
    заведения);

  • отсутствие единства
    в организационных и методических
    требованиях к самостоятельной работе.
    В частности, нет законодательно
    установленных нормативов по самостоятельной
    работе, хотя в практике такие усредненные
    нормативы сложились.

Роль преподавателя
в организации и руководстве самостоятельной
работой включает в себя:

1) обучение
самостоятельной работе в ходе лекций,
практических, семинарских занятий, на
консультациях;

2) управление
самостоятельной работой: разработка и
доведение заданий на самостоятельную
работу, оказание помощи в повышении
эффективности и качества работы;

3) контроль за
самостоятельной работой: как
непосредственный, так и опосредованный,
через контрольно-проверочные мероприятия;

4) коррекция
самостоятельной работы: групповая и
индивидуальная.

Таким образом,
только сочетание методических и
организаторских усилий педагога,
постоянная коллективная и индивидуальная
забота и потребность обеспечат эффективную
и качественную самостоятельную работу
студентов. Организация самостоятельной
работы студентов по дисциплинам
направлена на разработку системы
мероприятий по обучению и воспитанию,
формирующих самостоятельность мышления
студентов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В современных условиях изменения, происходящие в процессе обучения и подготовки специалистов предполагают разработку концепции самообразования.

Новая образовательная система рассматривает в качестве приоритета интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития. Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования.

Среди сложившихся форм и методов обучения все большее значение приобретает самостоятельная работа. Практика обучения подтверждает, что только знания, добытые самостоятельным трудом, делают выпускника продуктивно мыслящим специалистом, способным творчески решать профессиональные задачи, уверенно отстаивать свои позиции.

Формирование внутренней потребности к самообучению становится и требованием времени, и условием реализации личностного потенциала. Способность человека состояться на уровне, адекватном его претензиям на высокое положение в обществе, всецело зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельный процесс освоения новых знаний.
Поэтому одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать обучающимся фундаментальные знания, на основе которых они смогли бы обучаться самостоятельно в нужном им направлении.

Самостоятельная работа студентов является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины. 

Сущность самостоятельного обучения определяется в дидактике как способность человека без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Ни один образ не формируется у человека без самостоятельных познавательных действий. Наибольший успех в учении достигается тогда, когда обучающийся ориентируется на самостоятельное выполнение предварительно отобранных интеллектуальных операций.

Основной целью самостоятельной работы студентов является улучшение профессиональной подготовки специалистов, направленное на формирование системы фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

В ходе организации самостоятельной работы студентов преподавателем решаются следующие задачи:

  1. углублять, расширять профессиональные знания студентов и формировать у них интерес к учебно-познавательной деятельности;
  2. научить студентов овладевать приемами процесса познания;
  3. развивать у них самостоятельность, активность, ответственность;
  4. развивать познавательные способности будущих специалистов.

В современной литературе выделяют два уровня самостоятельной работы — управляемая преподавателем самостоятельная работа студентов и собственно самостоятельная работа.
Именно первый уровень наиболее значим, т.к. он предполагает наличие специальных методических указаний преподавателя, следуя которым студент приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности. 

В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы:

  1. репродуктивный (тренировочный);
  2. реконструктивный;
  3. творческий.

Самостоятельные тренировочные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ – закрепление знаний, формирование умений, навыков.

В ходе самостоятельных реконструктивных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, на этом уровне могут изучаться первоисточники, выполняться рефераты. Цель этого вида работ – научить студентов основам самостоятельного планирования.

 Самостоятельная творческая работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные работы). Цель данного вида работ – обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования.

Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:

  1. Комплексный подход к организации самостоятельной работы студентов (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
  2. Обеспечение контроля над качеством выполнения самостоятельной работы (требования, консультации).
  3. Использование различных форм контроля.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность самостоятельной работы является соблюдение этапности в ее организации и проведении.

Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов.
Первый этап – подготовительный, он должен включать в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для самостоятельной работы; сквозное её планирование на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный, на этом этапе определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; читается вводная лекция, проводятся индивидуально-групповые установочные консультации, во время которых разъясняются формы самостоятельной работы и ее контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно — деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности; проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля; взаимообмен и взаимопроверку.

Четвертый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Результаты могут быть представлены в виде дипломных проектов, курсовой работы, реферата, доклада, схем, таблиц, устных сообщений, отчетов и т.п. (в зависимости от дисциплины и специальности). Контроль самостоятельной работы может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, сдачи отчетов, зачетов.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа

Конкретные формы внеаудиторной СРС могут быть самыми различными, в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом:

  1. подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;
  2. реферирование статей, отдельных разделов монографий;
  3. изучение учебных пособий;
  4. выполнение контрольных работ;
  5. написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
  6. участие студентов в составлении тестов;
  7. выполнение исследовательских и творческих заданий;
  8. написание курсовых и дипломных работ;
  9. создание наглядных пособий по изучаемым темам.

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории целесообразно контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения тестового контроля знаний, опроса студентов.

На практических и семинарских занятиях использование различных форм самостоятельной работы позволяет сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа студентов в рамках действующих учебных планов предполагает самостоятельную работу по каждой учебной дисциплине, включенной в учебный план. Объем самостоятельной работы (в часах) определен учебным планом.

В ходе самостоятельной работы студент может использовать различные формы изучения материала:

  1. Освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине;
  2. Закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
  3. Применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
  4. использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, (написание выпускной квалификационной работы, выполнение научно-исследовательской работы).

Перечисленные возможности самостоятельной работы должны соответствовать имеющимся четырем образам обучения:

  1. Обучение как получение знаний.
  2. Формирование в процессе обучения понимания студентом предмета изучения. Он может сопоставить различные идеи, сформировать представление о тенденции развития, взаимоотношениях идей, соотнести эти идеи со своими собственными представлениями.
  3. Умение применить изученные идеи, умение при необходимости их моделировать в соответствии с собственным контекстом и находить наиболее уместные решения.
  4. Обучение как развитие личности –это образ обучения, при котором обучающийся осознает себя частью изучаемого им мира, в котором он собирается действовать. В этом случае предполагается, что обучающийся будет менять свой контекст, вырабатывать собственные теории и модели.

Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнить ряд условий:

  1. Правильное сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы;
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее;
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий;
  4. Организация контроля самостоятельной работы требует от преподавателя выполнения ряда методических рекомендаций.

Определяя объем и содержание домашнего задания, необходимо учитывать, что успешность и качество выполнения домашнего задания студентами находятся в прямой зависимости от качества проведенного занятия, от уровня усвоенного материала. Преподаватель должен тщательно готовить домашние задания, обязательно их разнообразить по видам деятельности, по дидактическим целям, характеру выполнения и уровню проявления познавательной активности студентов. Они могут быть логическим продолжением работ, выполненных на занятии. Положительный результат дают нестандартные формы организации домашней работы (внеурочной деятельности студентов: проведение тематических экскурсий, конференций, олимпиад, конкурсов, изготовление учебно-наглядных пособий, кружковая работа)

Необходимо проводить смену видов деятельности студентов в ходе занятия через 15 — 20 минут, это гарантия сохранения внимания и работоспособности студентов (слуховое на зрительное восприятие, практические действия, записи, конспектирование, проведение опыта. В ходе подготовки занятия варианты последовательности элементов структуры и их набор могут быть различными. Отдельные элементы плана занятия могут быть многовариантными, ибо в разных группах план реализуется по-разному и обеспечивает индивидуальный подход к студентам.

Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возрастает объем и расширяются организационные формы самостоятельной работы студентов. Реально именно увеличение доли самостоятельной работы студентов приводит к уменьшению нагрузки преподавателя.

Овладение технологией педагогического проектирования — важнейшее условие для эффективной организации процесса формирования академических компетенций. При этом важно учитывать, что проектируется не только сам процесс, но и среда, в которой он осуществляется.

Проектировать процесс — значит, в первую очередь проектировать пути, средства реализации заданного подхода, т. к. только решения задач разного уровня сложности способствует формированию компетенций, т.е. готовности применять знания на практике.

Системообразующую роль в процессе формирования компетенций играет содержание.

Важным условием превращения содержания в системообразующий фактор является акцентирование внимания педагогов, студентов на развитии рефлексивных компетенций. Именно на этой основе обеспечивается успешность формирования учебно-познавательных компетенций, готовность к научной организации интеллектуальной деятельности.

Важнейшим средством, обеспечивающим практическую направленность обучения, является самостоятельная работа студентов. Сущность самостоятельной работы заключается не в том, что студент выполняет задания без помощи преподавателя, а в том, что он самостоятельно управляет собственной академической деятельностью.

Список литературы     

  1. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980, 240 с
  3. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов / Г.Н.Сериков. — Иркутск, 1992. – 227 с.
  4. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.

Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих процесса обучения, в ходе которого происходит формирование навыков, умений и знаний и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом приемов познавательной деятельности, формируется интерес к творческой работе и, в конечном счете, способность решать профессиональные задачи.

Для того чтобы самостоятельная работа студента в ходе изучения дисциплины была эффективной, необходимо соблюдение ряда условий, к которым можно отнести следующие:

  • сочетание объемов аудиторной и самостоятельной работы правильное понимание студентами необходимости самостоятельной работы;
  • обеспечение студентов необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий;
  • контроль за ходом самостоятельной работы и наличие мер, поощряющих студентов за ее качественное выполнение.

Данная проблема актуальна и приступая к работе, определила следующие параметры:

Цель: обосновать необходимость методического руководства самостоятельной работой студентов при изучении дисциплины «Теория и методика математического развития».

Объект: Образовательный процесс.

Предмет: Самостоятельная работа студентов.

Задачи:

– изучить основные подходы к организации самостоятельной исследовательской деятельности;

– организация самостоятельной, исследовательской деятельности студентов в рамках проблем, тем по дисциплине «Теория и методика математического развития»;

– написание курсовых работ, ВКР студентами по темам дисциплины.

Гипотеза: Организация самостоятельной работы студентов стимулирует приобретение и закрепление знаний, стимулирует студентов к работе с необходимой методической литературой, вырабатывает профессиональные навыки.

Самостоятельная работа подразделяется на следующие виды:

– самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

По дисциплине «Теория и методика математического развития» задания к разным темам объединены и представлены в рабочей программе дисциплины. Это задания к семинарам, практическим занятиям и самостоятельной работе под руководством преподавателя с методическими рекомендациями по их проведению.

Во все изучаемые темы включены задания для самостоятельной работы студентов.

Приведу некоторые примеры организации самостоятельной работы по отдельным темам дисциплины «Теории и методики математического развития».

Раздел 1. Теоретические основы методики математического развития детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Общие основы математики как науки

  1. Работа над математическими понятиями.
  2. Разработка рабочей тетради «Множество для мальчиков».
  3. Разработка презентации сообщения по теме «Методика обучения детей математике в дошкольной педагогической литературе».
  4. Работа с журналами «Дошкольное воспитание», составление картотеки статей по математическому обучению детей.
  5. Разработка памятки «О проблеме корректного использования математических понятий и терминов в работе с дошкольниками».

Тема 1.2. Математическое развитие дошкольника

  1. Работа над количественными понятиями: математическое развитие, математическое образование, математические способности, свойства и качества математического мышления, математическая информация, интеграция, формы и методы математического развития на основе интегративного подхода.
  2. Подбор образовательных ситуаций, игр, проектов математической направленности на основе интегративного подхода.
  3. Разработка стендового материала «Математика в ДОУ».

Тема 1.3. Организация работы по математическому развитию детей в дошкольном учреждении

  1. Доказать необходимость сочетания в педагогическом процессе разных форм обучения математике.
  2. Составить методичку (проект) использования в практике работы Палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша (Геоконта, квадрата Воскобовича и др.)
  3. Составить проект уголка занимательной математики в возрастной (на выбор) группе.

Раздел 2. Математическое развитие детей

Тема 2.1. Математическое развитие детей раннего возраста

  1. Оформить наглядное пособие для комплексного решения математических задач в группе 3-го года жизни.
  2. Подобрать содержательные материалы к планированию образовательной деятельности по математике в группах раннего возраста.

Тема 2.2. Развитие количественных представлений у дошкольников

  1. Подбор конспектов на понятия «много – один» и др.
  2. Подбор конспектов на формирование понятия чисел – цифр.
  3. Подбор конспектов на обучение решению арифметических задач.
  4. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на количественные и числовые понятия.
  5. Оформление рабочей тетради диагностики сформированности количественных, счетных, вычислительных представлений.

Тема 2.3. Общее понятие о величине и измерении

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о размере предметов и их сравнение по признаку «Величина».
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о величине в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о величинах в разных возрастных группах).

Тема 2.4. Общее понятие о форме

  1. Подбор конспектов на формирование представлений о геометрических фигурах, их свойствах.
  2. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие представлений о геометрических фигурах, о формах предметов в разных возрастных группах.
  3. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности представлений о геометрических фигурах, форме предметов).

Тема 2.5. Особенности развития пространственных представлений

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие пространственных ориентировок в разных возрастных группах.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений анализа пространства дошкольниками).

Тема 2.6. Развитие временных представлений у дошкольников

  1. Подбор игр, упражнений, игровых заданий на развитие временных представлений у дошкольников разных возрастных групп.
  2. Оформление рабочей тетради (диагностика сформированности умений ориентироваться во времени (дошкольный возраст).

Раздел 3. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

Тема 3.1. Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию математических представлений у дошкольников

  1. Оформление рабочей тетради (показатели готовности детей к изучению математики в первом классе).
  2. Подбор информационно-дискуссионного материала для работы с родителями.
  3. Подбор игрового занимательного математического материала для занятий с детьми дома.

Раздел 4. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

Тема 4.1. Профессиональная подготовка будущего педагога дошкольного образования

  1. Оформление портфолио «математическое развитие дошкольника».
  2. Повторение материала к дифференцированному зачету.

Организация учебной самостоятельной исследовательской работы в курсе изучения тем помогает студентам акцентировать внимание на главном.

Выполнение ими заданий обогащает их информационный запас, формирует профессиональные умения способствует формированию систематизированных знаний по дисциплине

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сургутнефтегаз управление руководство
  • Аллервет 10 инструкция по применению в ветеринарии для коров
  • Должностная инструкция старшего механика по ремонту
  • Полное руководство по яхтингу тогхилла скачать
  • Орган осуществляющий текущее руководство комиссиями