Руководство самостоятельной художественной деятельностью детей

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И МЕТОДЫ ИХ РУКОВОДСТВА.

Кушмуратова Г.И.

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 63 «Весняночка», г.о. Тольятти

В настоящее время в обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности.

Изучая, результаты исследований уровня художественно-эстетического развития детей выявилась  актуальная проблема на сегодняшний момент  развития  современного дошкольного  образования:  как воспитание самостоятельности в художественной деятельности детей, так и педагогические руководства этой деятельностью.  

Одним из направлений развития детей в дошкольном образовательном учреждении является художественно — эстетическое, которое направлено  на развитие творческих способностей, активизацию детей, развития воображения и фантазии  детей. Мы попробуем на базе нашего детского сада рассмотреть эту проблему и найти пути ее решения, учитывая новые Федеральные Государственные Требования, индивидуальные особенности детей, гендерный подход и принципы построения предметно-развивающей среды.

Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой развиваются творческие способности детей, включая в себя различные вид человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную,  оценочную, воспитательную, коммуникативную и игровую.

По своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
         Самостоятельная художественная деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песенки или танцевать.
         Содержание самостоятельной художественной деятельности во многом зависит от тематики заданий, содержания непосредственной образовательной деятельности.
         Детская самостоятельная художественная деятельность значительно обогащается под влиянием различных художественных впечатлений: от праздников, развлечений, от знакомства с произведениями изобразительного искусства, музыки, художественной литературы.
         Произведения искусства не только обогащают видение мира, расширяют кругозор детей, но и вызывают у них стремление к собственному творчеству. Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
        Особенности руководства воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение художественной деятельностью строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если у ребенка сформирован навык самостоятельности в художественной деятельности , то он сумеет действовать и организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
         Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова.
         Следующее условие — предоставление детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей, красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек, музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной игровой деятельности детей.
         И последнее — тесный контакт воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
         В семье и в детском саду дети приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.
         Методические приемы, которые применяются при организации всех видов деятельности, многообразны. Они характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой — способы познания, которыми овладевает ребенок.
В более раннем возрасте или при ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации, произнесению слов, звуков и т. д.
        Метод формирования способов самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои действия.
Чтобы непосредственная образовательная деятельность оказывала наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности, воспитатель должен: — подобрать литературный и музыкальный репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;
— продумать возможность использования детьми в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на занятиях;
— применять разнообразные приемы, побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной деятельности («расскажи сказку и слепи из глины какой-либо ее персонаж», «наклей картинки музыкальных инструментов на картон — это будут карточки музыкального лото» и т. п.);
— научить детей способам самостоятельных действий, которые они смогут затем применить в своей практике;
— применять приемы, способствующие «самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»), развивающие детскую взаимопомощь («когда будете играть, покажи Тане, как лучше действовать куклами в кукольном театре» и т. д.).
        Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. А также воспитатель же должен наблюдать за детьми, изучать их художественные интересы и развивать их. Осуществляя руководство, педагог создает доброжелательную атмосферу, побуждает детей к непринужденному общению друг с другом.
        Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.
        Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей.
        В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива.
        В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической обстановки. Прежде всего, не должно быть антихудожественных предметов, будь то различные картины, вазы, настенные декоративные изделия.
        Если не только в детском саду, но и дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.
        Методы руководства самостоятельной художественной деятельности требуют гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности. Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство, увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.

Литература:

1.Рыжова Н.В. Развитие творчества детей  в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.

2. Михайлова М.А. Развитие творческих способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.

3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980. 208с.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6т. г.Москва, 1978г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие и особенности
самостоятельной художественной творческой деятельности
дошкольников……………………………………………………..4

2. Современные требования
к условиям организации самостоятельной художественно-творческой деятельности……………………………………….7

Заключение………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………14

Введение

Формирование творческой
личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном
этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве.

 Н.
Михайленко, Н. Короткова в методических рекомендациях отмечают важность
обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается
творческая
 активность в разных видах
деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь
ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином
действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства,
познает себя.

В связи с этим, Н. Михайленко, Н. Короткова
определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих
блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий
значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей
свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения,
складывающиеся как на занятиях, так и
 в
совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает
необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной
познавательной деятельности. [9]
 

Проблемы проявления у детей
инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также
характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали
такие ученые, педагоги как, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Езикеева,
Т.Г. Казакова, Л.Н. Комиссарова, Л.Я. Панкратова, Л.В. Пантелеева, Г.Н. Пантелеев,
А.Е. Шибицкая, Л.С. Фурмина и др.

Учитывая актуальность проблемы, в
данной работе рассмотрим тему: «Организация самостоятельной художественной
творческой деятельности в ДОУ».

1.                
Понятие и особенности самостоятельной
художественной творческой деятельности дошкольников

Н.А.Ветлугина рассматривает
самостоятельную художественную деятельность детей как деятельность по
инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды
искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им
репродуктивный или творческий характер. [10]
 

Г.Г. Григорьева отмечает, что
самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает
под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект
деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения,
выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так
как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника. [3]

Изобразительная деятельность,
возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а
самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная
художественно-творческая
 деятельность
способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности,
инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной
художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности
саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой
деятельности.

Самостоятельная
художественно-творческая деятельность детей различна по своему содержанию: это
и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование,
изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина,
все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных
взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность.
Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет
самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения
ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое
связывает объект (искусство) и субъект (ребенка). [10]

 Проблема формирования
самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду
широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева,
все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной
деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в
свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает
тему, ставит цель, определяет
 средства
изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл
самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к
самостоятельному отражению своих впечатлений. [3]

Н.А.Ветлугина, анализируя
исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с
игровой, так как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с
индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в
них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу
деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия.
Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной,
 часто
выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных
умений. Коллектив авторов под руководством Н.А.Ветлугиной, опираясь на основные
положения А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, сформулировали примерную структуру
самостоятельной художественной деятельности [10], которая представлена в
таблице 1.

Таблица 1

Структура самостоятельной художественной
деятельности дошкольников

Структурный
компонент

Характер
проявления

1

возникновение
художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка,
обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный
выбор ребенком того

или
иного вида деятельности,

нахождение
формы ее организации,

привлечение
сверстников к участию,

 к
установлению взаимоотношений

и
распределению ролей, в подготовке

материальных
условий к ее осуществлению.

22

реализация замысла, качество которой зависит от
владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение
адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных,
но видоизмененных детьми.

33

самоконтроль
действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование
ребенком своих действий

по
ходу развития деятельности, высказывание

предположений
по ее дальнейшему ходу и окончанию.

 Источником самостоятельности
являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах
дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления.
Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки
дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы,
склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство
также является источником самостоятельной изобразительной деятельности.
Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают
дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми
выразительных образов. [8]

Н.П. Сакулина подчеркивает, что в
процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные
склонности ребенка.
 Склонность
 к
 изобразительной
 
деятельности
   говорит
 о
 
наличии очень

разнообразных
по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут
 
найти
   различное
   общественное
   применение.
 
В
   детской

самостоятельной
изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к
цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин
природы. [12]

Таким образом, возникая по собственной
инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без
непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной
художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот
 процесс
 не
 спонтанным,
 а
 педагогически
 обусловленным,
 
который

зависит
от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин. [10] Те
художественные интересы,
 сформированные
с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до
конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в
художественно-творческой деятельности.

2.                
Современные требования к условиям
организации самостоятельной художественно-творческой деятельности

Руководство самостоятельной
изобразительной деятельностью требует от воспитателя внимательного отношения и
тонкого руководства.

Г.Г. Григорьева отмечает, что
инициативу ребенка легко нейтрализовать, и даже можно невольно разрушить
замыслы детей и разрушить саму деятельность, поэтому в целях сохранения
самостоятельности и активизации творчества детей, руководство такой
деятельностью должно быть косвенным. [3]

Н.А. Ветлугина определяет, что
особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка
побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные
педагогическое условия. [15]

Г.Г. Григорьева отмечает, следующее: «Самостоятельной
деятельности детей должно быть отведено место и время в режиме дня».
 Также
определяет специфику руководства [3].

Здесь предполагается, что обучение на
художественных занятиях нужно построить так, чтобы дети действовали не только
по прямому указанию или показу
 
воспитателя,
   но
и
 
без
 
его
 помощи.
Руководство изобразительной деятельностью, по мнению Т.С.Комаровой, требует от
воспитателя умения тактично поддерживать инициативу и самостоятельность
ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию
творческого потенциала. [6]
   

Г.Г.Григорьева отмечает, что
содержание самостоятельной изобразительной деятельности определяет эмоционально-интеллектуальный
опыт детей, который может быть тесно связан с содержанием соответствующих
занятий. Увлеченность темой – наиболее ценный побудитель самостоятельной
деятельности. Оборудование, материал, работы, поделки детей, выполненные на
занятиях, введенный педагогом в зону самостоятельной деятельности, позволяют
обеспечить взаимосвязь между обучением на занятиях и самостоятельной
художественной деятельностью.[3]

Ознакомление детей с окружающим миром
и формирование ярких впечатлений, в том числе и художественных, от восприятия
произведений искусства, предметов народного творчества, праздников,
развлечений.

Любой вид художественного творчества,
по словам Т.Г.Казаковой, основывается на развитии эстетического восприятия,
образных представлений, образного мышления, воображения. Все это способствует
обогащению деятельности – любой, в том числе и самостоятельной. Благодаря
восприятию произведений изобразительного искусства, народного творчества
меняется установка на конечный результат деятельности, появляется внимание к
изобразительному материалу, его особенностям. Особенно яркое впечатление
производят изделия народного декоративно-прикладного творчества. [5]

Дети, также получают массу
впечатлений от праздников и развлечений, от звучания музыки, песен, красочного
художественно-оформленного помещения, костюмов, выразительных интонаций
художественного слова. По мнению Н.А.Ветлугиной, дети приобщаются к
общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это
становится косвенным побудителем, вызывающем у них желание передать свои
впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце и
т.д. [10]

Работа с семьей с целью создания
благоприятных условий для этой деятельности в домашнем кругу.

Г.В. Лабунская отмечает, что важную
роль играет семья в эстетическом воспитании, эстетической восприимчивости ко
всему окружающему, художественном развитии во всестороннем развитии личности
ребенка. Автор отмечает важность воспитания у детей наблюдательности, умения
видеть, рассматривать, анализировать.
 Интерес
родителей к искусству способствует
 
развитию
  интереса  
и
 у
 детей,
 
способствует
  обогащению

содержания
самостоятельной художественно-творческой деятельности, чем богаче впечатления,
получаемые ребенком в семье, тем интереснее и богаче его самостоятельная
деятельность. [7]

Поэтому, отмечает Г.Г. Григорьева,
родителям необходимо рассказать об условиях, которые следует создать для
ребенка в семье, раскрыть смысл изобразительной деятельности, значение ее для
общего развития детей, объяснить, на каком уровне находится деятельность их
детей, чем могут помочь ему родители. [3]

Создание материальной среды,
стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность.

Принципы построения
предметно-развивающей среды, направленной на решение задач формирования
творческого начала личности ребенка, развития его индивидуальности, активизации
личностно-ориентированной модели воспитания определены В.А. Петровским, для
развития самостоятельной художественно-творческой деятельности из них Г.Г. Григорьева
выделяет следующие [3]:

Принцип дистанции и сближения позиции
взрослого и ребенка, детей между собой с целью установления контакта.
 Размещение,
оформление предметной среды должно удовлетворять желание ребенка уединиться в
творчестве, в то же время, способствовать доверительному общению со взрослым.
То есть необходимо иметь в групповом помещении место, которое может быть
отделено (условное зонирование)
 от
пространства групповой комнаты, но в то же время иметь доступ и место для
коллективного творчества.

Принцип стимулирования активности,
самостоятельности, творчества.
 

Предметная среда, оснащение зоны все
должно побуждать у детей
   
инициативу, давать простор для творчества, следовательно, в размещении
оборудования необходима вариативность. Для детей младшего дошкольного возраста
предлагается рисование на длинной полосе бумаги, на доске, на стене, что
способствует сближению детей, объединению их рисунков. Для более старших
дошкольников предлагается размещение на ленточных столах, стол — «пятилистник»,
что способствует общению детей, обмену впечатлениями.

Принцип стабильности – динамичности
развивающей среды.
 Данный
принцип реализуется в смене и обогащении предметного содержания, его разумной
смене, рациональном расположении, позволяющего реализовывать замыслы в любое
время, в любой обстановке. Дети должны иметь возможность изменять среду по
своему усмотрению, если этого требуют их замыслы, интересы, настроение. Также
необходимо предусмотреть, чтобы место для самостоятельной деятельности было
хорошо освещено, имелись шкафы или полки для размещения изобразительного
материала.

Важно предоставить в распоряжение
детей бумагу различного цвета, фактуры, формата, цветные карандаши, фломастеры,
восковые мелки, сангину, мел, краски, кисти для рисования и аппликации, глину,
пластилин, природный и бросовый материал, всевозможные детские музыкальные и
шумовые инструменты, атрибуты к театрализованным играм, костюмы, маски, наборы
для конструирования и игрушки для обыгрывания построек и т.п. Качество и
количество меняются в зависимости от возрастной группы. В групповой комнате
также необходимо иметь место для демонстрации детских работ (паспарту, рамки,
стенды), а также использовать детские работы в качестве украшения групповой
комнаты. В зонах изобразительной деятельности полезно иметь альбом, папки с
репродукциями картин, фотографиями предметов декоративно-прикладного искусства
и т.п.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Данный
принцип воплощается в определении специального места и расположения материала
по изобразительной деятельности, это может быть комната-студия или уголок в
групповой комнате. Место для самостоятельной изобразительной деятельности может
быть обозначено информативной и функциональной эмблемой. В местах, специально
предусмотренных для изобразительной деятельности, можно использовать
соответствующую музыку, магнитофонные записи звуков живой природы. Также
необходимо предусмотреть выносной материал для изобразительной деятельности на
прогулке в соответствии с сезоном. В групповой комнате, в помещении ДОУ
целесообразно устраивать мини-галереи для демонстрации как детских работ, так и
репродукций картин известных художников.

Таким образом, современные требования
к организации самостоятельной художественно-творческой деятельности требует от
воспитателя следующего: создания благоприятных педагогических условий —
 чуткого
косвенного руководства, в случае, если ребенок отдает предпочтение какой-либо
деятельности, необходим индивидуальный подход, внимание взрослого к продуктам
детской деятельности, создания благоприятной предметной среды, обеспечивающей
ребенку выбор деятельности, в соответствии с его интересами, а самое главное,
имеющей развивающий характер.

Заключение

Педагогический процесс в ДОУ, условно
разделенный на три блока, обеспечивает в рамках блока свободной самостоятельной
деятельности детей возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать
деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе
самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес
к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для
изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает
возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет
важное значение для развития полноценной личности ребенка. Такие авторы, как
Г.Г.Григорьева, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, одним из важных
условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой
деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей
развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с
детьми в данном виде деятельности.

Предметная среда помогает развитию
интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет
потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла
путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности.
Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию
окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием
результатов собственной продуктивной деятельности.

Таким образом, в самостоятельной
художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному
опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии,
эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего
развития личности дошкольника.

Список использованной литературы

1.Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М.:
Знание, 2010. – 196 с.

2.Галанов А.С., Корнилова С.Н.,
Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ
«Сфера», 2009. – 80 с.

3.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника
в изобразительной деятельности. – М., 2011. – 344 с.

4.Доронова Т.Н. Изобразительная
деятельность и эстетическое развитие дошкольников. — М.: Просвещение, 2012. –
192 с.

5.Казакова Т.Г. Мир природы и детское
творчество. // Дошкольное воспитание. – 2008. — № 7. – С.34-36.

6.Комарова Т. Детское изобразительное
творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2009. —
№ 2. – С.45-47.

7.Лабунская Г.В. Художественное
воспитание детей в семье. – М.: Педагогика, 2010. – 247 с.

8.Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию  / Т.С.Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и
др. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.

9.Михайленко Н., Короткова Н.
Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. //
Дошкольное воспитание. – 2008. — № 5. – С.23-26.

10.Самостоятельная художественная
деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М.: Педагогика, 2012. – 208 с.

11.Сергеева Н. Рисунки – откровения
детской души // Обруч. – 2009. -№1.

12. Система
эстетического воспитания в детском саду  / Н.А. Ветлугина. – М., 2011. – 370 с.

13. Скибина
Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей //
Дошкольное воспитание. – 2008. — № 12.

 14.Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. –
М.: Владос, 2010. – 144 с.

15.Эстетическое воспитание в детском
саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.

Методы
руководства самостоятельной художественной деятельностью детей

Художественная
самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и
проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако
нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.
Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка
побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные
педагогические условия
.

Каковы же эти условия?

Прежде всего, обучение на
художественных занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по
прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок
научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же
действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному
желанию петь, рисовать.

Другое педагогическое условие —
влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на
праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления
помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он
приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме,
и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои
впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце.

Следующее условие — предоставление
детям в свободное пользование различных художественных материалов (кистей,
красок, бумаги и т. д.), книжек с иллюстрациями, театральных игрушек,
музыкальных инструментов. Каждый выбирает те из них, которые нужны ему в данный
момент. Все эти предметы располагают в местах, удобных для самостоятельной
игровой деятельности детей.

И последнее — тесный контакт
воспитателей и родителей в организации условий для становления и развития
творческих наклонностей ребенка в детском саду и дома.
В своей самостоятельной деятельности каждый отражает впечатления от праздников,
следовательно, ее содержание в известной степени зависит от праздничного
литературно-музыкального репертуара, оформления помещения, костюмов и т. д. На
занятиях, праздниках, во время развлечений дети пользуются одними и теми же
художественными материалами. Но если на занятиях им показывают, как
пользоваться этими материалами, то в своих играх они выбирают их по
собственному желанию, применяя при этом уже освоенные приемы.

В семье и в детском саду дети
приобщаются к художественной деятельности по-разному. Родители должны учитывать
рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об
интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными
формами организации детской деятельности.
Методические приемы, которые применяются при обучении, многообразны. Они
характеризуют не только деятельность взрослого, приобщающего ребенка к
художественному опыту, обучающего его знаниям, умениям. Необходимо учитывать и
активность ребенка, который также должен овладеть соответствующими способами
этой деятельности. Следовательно, происходит двусторонний процесс, в котором, с
одной стороны, действуют методы обучения, используемые воспитателем, и с другой
— способы учения, которыми овладевает ребенок.

В более раннем возрасте или при
ознакомлении с новым материалом воспитателю лучше применять метод
объяснительно-иллюстративный (пояснение и показ способов действий). В свою
очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы. Позже педагог использует
объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным
поисковым способам действий. Метод показа и подробные объяснения применяются
при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца, певческой интонации,
произнесению слов, звуков и т. д.

Метод формирования способов
самостоятельных действий применяется тогда, когда ребенок сам находит
необходимый прием исполнения, создает новый, свой вариант исполнения. Действуя
самостоятельно, он творчески использует то, что ранее было в его опыте; следуя
примеру, ищет наиболее подходящие приемы, в какой-то степени анализируя свои
действия.

На занятиях можно показать, как
по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом
смотрят картинки и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном
театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на
фланелеграфе. Таким образом, дети убеждаются в вариативности приемов воплощения
одного замысла, начинают понимать преемственные связи между занятиями по
развитию художественной речи и рисованием. Впоследствии они применяют эти
приемы совершенно самостоятельно — в свободное от занятий время рассматривают
иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Иногда ребятам предлагают
придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это может послужить
толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.

Итак, чтобы занятия оказывали
наиболее сильное влияние на развитие самостоятельной детской деятельности,
воспитатель должен:

·        
подобрать литературный и музыкальный
репертуар, легко усваиваемый детьми, доступный им по тематике;

·        
продумать возможность использования детьми
в часы досуга пособий, музыкальных инструментов, материалов для изобразительной
практики, кукол для театрализованных игр, которые ранее использовались на
занятиях;

·        
применять разнообразные приемы,
побуждающие детей самостоятельно заниматься разными видами художественной
деятельности;

·        
научить детей способам самостоятельных
действий, которые они смогут затем применить в своей практике;

·       
 применять приемы, способствующие
«самообучению» («выучи сам эту мелодию на металлофоне, потом сыграешь нам»),
развивающие детскую взаимопомощь.
           Как уже отмечалось, праздники оказывают большое влияние на развитие
самостоятельной деятельности детей, что отражается в сюжетно-ролевых играх. Это
значение праздников может быть усилено, если использовать некоторые
организационные формы. Прежде всего непосредственно после праздника можно
создать ситуацию, напоминающую обстановку недавнего торжества: внести детали
праздничного оформления помещения, раздать детям элементы костюмов литературных
героев, животных, сказочных персонажей и т. п. Как правило, дети тут же
стараются вспомнить отдельные выступления, игры, пытаются их воспроизвести.
Появляются и организаторы, которые объединяют вокруг себя своих сверстников,
увлекают их игрой. Однако в этих условиях самостоятельная деятельность
проявляется все же односторонне и чаще всего связана с обыгрыванием
предложенных детям атрибутов.

Более эффективна другая форма: на
самих праздниках и во время развлечений детям дают возможность действовать
совершенно самостоятельно. Например, можно неожиданно предложить
аккомпанировать на ударных инструментах во время плясок других. Или же,
разделив ребят на небольшие подгруппы, предложить им поочередно танцевать,
придумывая свои движения. Подобные самостоятельные проявления в процессе
развлечений и праздников позволяют детям уже по собственной инициативе
организовать такие действия. Поэтому так важно при составлении сценариев праздников,
зрелищ, вечеров досуга находить способы, помогающие каждому ребенку действовать
самостоятельно.

И наконец, воспитатель может
предложить поиграть в праздник. Как известно, праздники и развлечения
представляют собой своеобразную композицию различных художественных
выступлений, игр, зрелищ. Они подчиняются общей идее, объединены
театрализованным замыслом, динамичны, в них есть кульминационный момент.
Праздник частично оформляется в виде концерта, на котором поочередно
исполняются песни, танцы, стихи.

При организации художественной
самостоятельной деятельности необходимо продумать, где дети смогут этим
заняться, где они разложат нужные им предметы, материалы, музыкальные
инструменты. Уже сложилась известная традиция организовывать так называемый
«книжный уголок». Но как быть, если ребенок захочет что-либо нарисовать,
изготовить декоративные предметы, поплясать, помузицировать? Вот почему
возникает вопрос о зонировании, т. е. о выделении какого-то небольшого
пространства в групповой комнате. Разумеется, это не маленькие «комнатушки»,
разделенные перегородками. Это даже не «уголки». Просто дети должны хорошо
знать, где лежат материалы для кукольного театра, для изобразительной и
музыкальной деятельности. Когда воспитатель увидит, что дети захотели, например,
поиграть на музыкальных инструментах или заняться изготовлением декоративных
изделий, он может создать и более уютную обстановку, поставив невысокие
передвижные ширмы, складывающийся мольберт или облегченную конструкцию для
кукольного театра. Все это должно быть не только красивым, но и портативным,
доступным для самостоятельного детского пользования.

Важным условием, обеспечивающим
развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с
семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания.
Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино,
смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает
художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками,
воспитателем, выражает свое отношение к виденному в играх. Кроме того,
художественный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и
дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создать ребенку все
условия для проявления самостоятельной творческой деятельности, всячески
поощрять его желание заняться, например, рисованием, помочь организовать
кукольное представление (подготовить предметы, заменяющие занавес, сцену,
выбрать игрушки, учитывая их выразительность для исполнения той или иной роли),
принять в этом участие.
В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей
художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным
укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему
коллектива.

Знакомясь с методами воспитания в
детском саду, родители должны следить за содержанием телепередач и тем, сколько
времени проводит малыш у телевизора, так как порой он смотрит почти все
передачи. Возникает опасность перегрузки впечатлениями, вредной для здоровья
детей и, конечно, для их художественного развития. Ребенок часто проявляет
большой интерес к какому-либо одному виду деятельности. Однако даже специальные
способности лучше развиваются в условиях самых разнообразных занятий, требующих
и физических, и художественных, и умственных действий.
Часто родители спрашивают, нужно ли заниматься их ребенку музыкой, рисованием,
если у него нет природных данных. Ответ может быть только положительным.
Несомненно, одни дети, более одаренные, станут художниками, музыкантами. Другие
(а таких, наверное, большинство), если даже не станут профессионалами в том или
ином виде искусства, навсегда подружатся с ним и свою любовь к нему пронесут
через всю жизнь.
В семье необходимо позаботиться о создании благоприятной эстетической
обстановки. Прежде всего не должно быть антихудожественных предметов, будь то
различные картины, вазы, настенные декоративные изделия. В соответствии с
условиями в квартире необходимо выделить место, где расположить интересующие
малыша книжки, картинки, бумагу, карандаши, музыкальные инструменты. Причем
ребенок должен сам участвовать в оборудовании своего уголка и, продолжая
традиции детского сада, располагать эти предметы в определенном порядке. По
совету воспитателей родители приобретают грампластинки, книжки с иллюстрациями,
разные материалы для изобразительной деятельности, детские музыкальные
инструменты.

Если не только в детском саду, но и
дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут
успешно развиваться. Итак, мы видим, что способы косвенного влияния на развитие
детской художественной самостоятельной деятельности тесно связаны между собой.

Методы косвенного руководства требуют
гибкого и чуткого подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальности.
Поэтому воспитатель должен повседневно совершенствовать свое мастерство,
увлекать детей любимым делом, устанавливать контакт с каждым из них, влиять
своим примером, владеть в меру своих возможностей способами художественной
практики. Все это входит в арсенал педагогических средств.

Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста.

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

В педагогике — самостоятельность определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.

 В теории и практике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности в изобразительной деятельности уделено особое место. Совокупный анализ исследований по данной проблеме свидетельствует, что самостоятельность рассматривается в постановке дошкольниками цели деятельности, которая в свою очередь конкретизируется в определении темы изображения, выборе изобразительных средств, способов для создания образа в зависимости от вида изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

  • развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

  • процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

  • в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

  • совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

  • в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;

Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей

  • она возникает по инициативе детей;

  • ребёнок сам определяет цель;

  • сам находит средства для её воплощения;

  • планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

  • в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о том что, эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности, в частности, зависит от соблюдения педагогом определенных условий.  

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий успешного проявления самостоятельности  – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.).

Другим важным условием выступает 

опора изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные дошкольниками от реальной действительности. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, с чем они встречаются в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности выступает 

индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который базируется на знании специфических особенностей каждого малыша, учете уровня развития изобразительных умений и навыков, что, в свою очередь, предусматривает дифференциацию учебных заданий для детей с разными уровнями изобразительных умений, подбор методов и приемов руководства в соответствии с интересами, особенностями, возможностями детей.

Немаловажным выступает и

 организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

Организация игровой формы изобразительной деятельности, также способствует проявлению самостоятельности у дошкольников (процессуальная игра, игровые упражнения, игровые ситуации и т.п.). Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется необходимость установления связи между ними. Оба вида деятельности основываются на впечатлениях, которые получают дети из окружающей жизни. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает яркий эмоциональный отклик, создает лично значимый мотив деятельности, так как изображать ход игры, создавать игровые образы значительно интереснее, чем просто рисовать, лепить или наклеивать что-либо.

Кроме того, игровая форма организации способствует формированию у дошкольника умения ставить цель, планировать действия, овладевать способами изображения, контролировать ход выполнения, давать оценку, а значит проявлять самостоятельность на всех этапах изобразительной деятельности.

Тесный контакт педагога с семьями детей — является еще одним немаловажным условием для развития художественно — творческого развития детей.  

Содержание самостоятельной художественной деятельности детей обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Все, что ребенок наблюдает вне детского сада и получает в процессе общения с родителями, братьями, сестрами, тоже находит своё отображение в рисунке, лепке, в игровом творчестве. Особенно сильные впечатления оказывают на ребенка яркие персонажи из кукольных театров, мультфильмов, детских передач, которые дети смотрят дома  с родителями, затем изображают по — своему. В месте с родителями ребёнок отдыхает на природе, путешествует, посещает выставки, музеи и т.д., а полученные впечатления переносят в собственную художественную деятельность.

Для более тесного  контакта с семьёй проводятся Мастер – классы, консультации для родителей, анкетирование. Родителям предоставляется перечень игр, которые можно провести с детьми дома, на природе.  

Родители должны учитывать рекомендации воспитателей, делиться с ними своими заботами, рассказывать об интересах своего ребенка, его играх дома. Так устанавливаются связи между различными формами организации детской деятельности.

Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается  также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности,  право на проявление своей индивидуальности. В группе организуется  зона самостоятельной художественной деятельности — детская мастерская, где дети могут  самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы),  ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и  т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

                       Организация художественно-эстетической развивающей среды

Младшая группа:

  • предметы быта: Вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки               (дымковская), игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки) игрушки из соломы.

  • книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев,                В. Сутеев, Е. Чарушин.

  •  художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

  • скульптура малых форм, изображающая животных

Средняя группа 

  • натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики;  Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

  • пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща;  Шишкин. Сосновый бор.

  • портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов.  Девушка с кувшином. ( живопись).

  • книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова, Л. Владимирского.

  • скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

Старшая, подготовительная  группы 

Живопись

  • натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

  • пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

  • портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

  • жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

Графика

  • книжная графика:

  • иллюстрации художников-сказочников;

  • художников «весёлой книги»;

  • художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

  • рассказы о животных;

  • рассказы с нравственной тематикой;

фольклор.

  • прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.

  • плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.

Скульптура

  • скульптура малых форм

  • монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник     А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

  • декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

  • станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.

Архитектура

  • Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

Оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей 

Рисование:

  • репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

  • фоны разного цвета, размера и формы.

  •  изобразительный материал:  гуашь, акварель, восковые мелки, сангина,  тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши.              (в соответствии с возрастом детей).

  • кисти разных размеров, «тычки».

  • подставки для кисточек.

  • стаканчики для воды.

  • салфетки для кисточек.

  • палитры для смешивания красок.

  • вата, газеты.

  • инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.

Лепка 

  • глина, пластилин, соленое тесто.

  • скульптуры малых форм, иллюстрации.

  •  скалка для раскатывания глины.

  • стеки.

  • стаканчики для воды.

  • салфетки для рук.

  • инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

  • материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

Аппликация 

  • иллюстративный материал по ближайшей теме.

  • фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).

  • бумага, картон разного качества и размера.

  • лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

  • подставки для кистей и кисти.

  • клеёночки.

  • салфетки для разглаживания деталей и для рук.

  • ножницы на подставке.

  • ведро и тазик для обрезков.

  • клей.

  • инвентарь для уборки

Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности 

  • разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

  • потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

  • бескорыстное удовольствие от процесса и  результата;

  • потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

Формы самостоятельной изобразительной деятельности 

  • подготовка к предстоящему занятию по изобразительности  (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

  • упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

  • игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

  • воплощение собственных замыслов ребёнка

Самостоятельность у дошкольников в изобразительной деятельности не возникает сама по себе, однако руководство должно носить косвенный характер. Воспитание ее требует соблюдения определенных педагогических условий, которые помогут педагогу избежать ошибок, организовать работу с дошкольниками по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности наиболее эффективно.

Поэтому, планируя работу с детьми, воспитатель должен заранее продумать и методы руководства самостоятельной деятельностью. Он оказывает детям необходимую помощь: помогает организовать игру, активизирует малоактивных детей, предлагая им интересное задание, побуждая их время от времени проявлять собственную инициативу, помогает оформить замысел, когда он не отчетлив, советует в выборе материалов, иллюстраций, в организации коллективной работы. Метод прямых указаний не приемлем.
Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво.

Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

Самостоятельная художественная деятельность дошкольников проходит большей частью в помещении. Однако педагог может организовать ее и на воздухе: рисование на асфальте цветными мелками, лепка из глины, рисование с натуры цветков, листьев (акварелью, гуашью, пастелью, цветными карандашами), создание на песке из камушков изображений (солнышка, животных, людей), изготовление изделий из папье-маше, плетение из ниток, тесьмы, соломки, поделки из сучьев и веток растений; зимой — создание скульптур из снега с использованием цветного льда для украшений.
     Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности  отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

В младших группах используются самые простые техники: рисование пальчиками, оттиск поролоном, печать по трафарету

В старшей группе в самостоятельной деятельности дети могут использовать более сложные техники: монотипия, кляксография, создание коллажей, печать разными материалами, рисование свечой, восковыми мелками, как по отдельности, так и совмещая несколько в одной работе.

В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

Вне занятий происходит перенос этих способов действий в совершенно новые условия, ситуации, ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями, применяя в этих новых условиях и ситуациях полученные им на занятиях навыки и умения.

Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе ребенка, развивается и обогащается на основе переноса в нее усвоенных на занятиях навыков рисования, лепки, аппликации, раскрытия ребенку эстетического отношения к окружающему. Этому также способствуют соответствующее оборудование, обогащение детей новыми впечатлениями, умелое педагогическое руководство.

Это руководство имеет некоторую специфику и направлено на развитие самостоятельности, инициативы ребенка. Даже если не все хотят заниматься изобразительной деятельностью вне занятий, воспитатель должен заботиться о развитии интереса к ней у дошкольников, желания пробовать силы в различных ее видах.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Автор: Попова Наталья Александровна

В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных.

 По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.

Детская инициатива – целенаправленная деятельность, инициированная самими детьми, направленная на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, а также на саморазвитие и образование.

Творческий подход к задачам любой образовательной области обеспечит их успешное решение. Исследования детских психологов и педагогов показывают, что дети, занимающиеся творчеством, выделяются оригинальностью мышления, любознательностью, интересуются инновациями, изобретениями, создают собственную базу творческих идей. Это признаки успешной и гармоничной личности. Творчество все чаще называют ключом к успеху.

 Н.Михайленко, Н.Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. В связи с этим, авторы определяют важность разделения педагогического процесса на три составляющих блока, а среди них – блок свободной самостоятельной деятельности детей, имеющий значение для решения задач всестороннего воспитания личности ребенка. В своей свободной деятельности ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Самостоятельная активность ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной познавательной деятельности.  

     Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, В.А.Езикеева, Т.Г.Казакова, Л.Н.Комиссарова, Л.Я.Панкратова, Л.В.Пантелеева, Г.Н.Пантелеев, А.Е.Шибицкая, Л.С.Фурмина и др. Как отмечает Н.А.Ветлугина: «Деятельность ребенка может быть названа художественной, если она непосредственно связана с различными видами искусства», и дети, в силу своих возрастных особенностей, «сами находят форму организации своей художественной практики». В связи с этим, авторы

рассматривают самостоятельную художественную деятельность детей как

деятельность по инициативе самих детей, в которой они активно осваивают доступные им виды искусства, организуя свои действия в форме игр, упражнений и придавая им репродуктивный или творческий характер.   

    Г.Г.Григорьева отмечает, что самостоятельная художественная деятельность различна по содержанию, возникает под влиянием различных мотивов и ребенок проявляет себя в ней как субъект деятельности (самостоятельно ставит цель, определяет средства ее достижения, выполняет работу и получает результат), что представляет особую ценность, так как представляет одну из форм самодеятельности дошкольника.

    Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует самоактуализации детей, развитию у них самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. Поэтому имеет значение обеспечение возможности саморазвития, самореализации детей в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

  Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей различна по своему содержанию: это и театрализованные игры, и художественно-словесное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика. Как отмечает Н.А.Ветлугина, все эти виды искусства выступают как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являют собой синтетическую художественную деятельность. Анализируя труды А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Н.А.Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей как реализацию отношения ребенка к различным видам искусства, и как то «среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка).  

    Проблема формирования самостоятельной художественно-творческой деятельности детей в детском саду широко рассматривается в педагогических трудах, и как отмечает Г.Г.Григорьева, все аспекты в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность осуществляется в свободное время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок выбирает тему, ставит цель, определяет средства изображения, выполняет работу и получает результат. Автор отмечает, что смысл самостоятельной деятельности заключается в формировании у детей способности к самостоятельному отражению своих впечатлений.  

    Н.А.Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так, как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности. Но у игры и художественно-творческой деятельности имеются

различия. Мотивом художественной деятельности, по мнению Н.А.Ветлугиной, часто выступает стремление детей к усовершенствованию

полученных умений.  

Структурный компонент

Характер проявления

1

возникновение художественных замыслов (цели) как проявление интересов ребенка, обусловленных внутренними мотивами, имеющимся художественным опытом.

самостоятельный выбор ребенком того или иного вида деятельности, нахождение формы ее организации, привлечение сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к ее осуществлению.

2

реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия.

применение адекватных способов действий – воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3

самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.

совершенствование ребенком своих действий по ходу развития деятельности, высказывание предположений по ее дальнейшему ходу и окончанию.

    Источником самостоятельности являются впечатления от восприятия окружающей действительности, в своих работах дети выражают свои чувства, различные представления, интересы, стремления. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике. Искусство также является источником самостоятельной изобразительной деятельности. Различные его виды, живопись, музыка, литература, театр, кино и т.д., обогащают дошкольников различными впечатлениями, способствуют созданию детьми выразительных образов.

   Н.П.Сакулина подчеркивает, что в процессе самостоятельной художественной деятельности проявляются различные склонности ребенка.  Склонность к изобразительной   деятельности    говорит о   наличии очень

разнообразных по своему характеру способностей, которые в дальнейшем могут   найти    различное    общественное    применение.   В    детской

самостоятельной изобразительной деятельности выражаются художественные склонности – любовь к цветосочетаниям, к созданию ритма узоров, выражение сказочных образов, картин природы.

   Таким образом, возникая по собственной инициативе детей, самостоятельная художественная деятельность проходит без непосредственного участия и помощи взрослого. Но исследователи самостоятельной художественной деятельности Н.А.Ветлугина и др. считают этот процесс не спонтанным, а педагогически обусловленным, который

зависит от установления правильного соотношения субъектных и объектных причин.  Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено – все это способствует проявлению самостоятельности в художественно-творческой деятельности.  

   Г.Г.Григорьева отмечает, что уровень самостоятельной деятельности детей

различен в разные возрастные периоды, что связано с возрастными психофизическими возможностями дошкольников в овладении деятельностью и условиями, в которых идет ее развитие. Но при создании благоприятных условий к концу дошкольного детства у детей оформляется довольно высокий уровень самостоятельности изобразительной художественно-творческой деятельности.

   В процессе изобразительной деятельности, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.  Поэтому важно обеспечивать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

   Работы детей, выполненные в свободное от занятий время, могут дать воспитателю информацию, которая поможет определить уровни овладения детьми различными изобразительными навыками, что поможет спланировать индивидуальную работу, тематику художественно-продуктивных занятий, наметить задачи и методы обучения детей. Анализ проявляемого в самостоятельной деятельности индивидуального опыта детей позволяет определить характер познавательной деятельности детей на занятиях, что дает возможность организовать занятия на творческом уровне.

   Таким   образом, задачи   развития     самостоятельной     художественно-

творческой   деятельности   позволяют    определить    характер    проявления

самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

Характер самостоятельной художественно-творческой деятельности детей.

   Самостоятельная деятельность детей, как правило, возникает в свободное от режимных моментов и от занятий время.  

    Т.Г.Казакова также определяет, что одной из наиболее ярких форм самостоятельной деятельности является игра, она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Самоорганизация детей приобретает в основном две формы:

·        сюжетно-ролевая игра;

·        упражнения, которые чаще всего имеют индивидуальный характер.

Эти формы существуют параллельно, имеют место в каждой возрастной группе, но форма упражнений характерна для детей старшего дошкольного возраста.

   В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно по трое-четверо или большими группами, коллективное творчество      обогащает   детей.      По   своей   собственной 

инициативе   дети    могут   себя проявлять   в различных видах художественно-творческой деятельности цветным и мелками, палочкой на снегу, на песке и т.п.), у старших дошкольников наблюдается более развернутый характер. Самостоятельная художественная

деятельность часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать   и    напевать   знакомые   мелодии,   рассматривать   картинки   и

произносить вслух известные им стихи или потешки, показывать сценки из кукольного спектакля и петь песни или танцевать и т.д. Такое соединение различных     видов    деятельности    дает    ребенку     возможность    полнее

мобилизовать свой художественный опыт, ярче проявить свои склонности и способности.

      Самостоятельная художественная деятельность постепенно с возрастом обогащается по содержанию, в то же время может быть разнообразна по видам. Сочетание музыки, пения, движения, изобразительной деятельности способствует более яркому воплощению игрового, музыкального, графического образа. Такие проявления говорят о довольно высоком уровне  проявления самостоятельной изобразительной деятельности.

    Г.Г.Григорьева определяет высокий уровень развития самостоятельной изобразительной деятельности детей в следующих проявлениях :

·       Специфические мотивы.

— Ребенком движет стремление выразить мысли, чувства, свои впечатления о мире, ребенок в своем творчестве желает быть понятым и принятым взрослыми и детьми, стремиться получить одобрение, адресует им свою работу, т.е. деятельность вызывается общественно-направленными мотивами.

— Интерес, склонность к данному виду деятельности – важный и часто встречающийся побудитель самостоятельной деятельности, в свою очередь, вызываются различными причинами: ощущение успеха и наличием соответствующих   способностей,   потребность    в    творчестве,   пока  еще

неосознанная, но формирующаяся. Эти специфические мотивы деятельность весьма ценны для формирования общей направленности личности ребенка, так как они входят в общую структуру мотивационно-потребностной сферы дошкольника и влияют на его поведение в целом.

·        Целеполагание.

Проявляется в постановке ребенком все более разнообразных целей согласно

впечатлениям, которые его волнуют. Для личностного развития важно, что у ребенка появляются самостоятельные устремления определения  темы  изображения.                                             

·        Способность под влиянием действенных мотивов искать и находить средства для достижения цели.

Проявляется в деятельности когда дошкольник относительно свободно владеет способами изображения, не боится поисковой деятельности при отсутствии каких-то изобразительных решений, тогда детское «хочу» объединяется с «могу» и ребенок испытывает радость от деятельности.

    Г.Г.Григорьева отмечает, что «очень важно, чтобы операционально-техническая сторона деятельности, реализующее это «могу», выполнялась не на чисто репродуктивном, а на творческом уровне».  Яркое впечатление, осмысленное, анализирующее восприятие, способность к переносу,    варьированию,    поиску    способов     изображения     при

соответствующем контроле (сравнение получаемого результата с представлением и корректировка образа). Проявляется в том, что ребенок самостоятельно отбирает материал, ярко представляет себе образ, находит способы изображения, комбинируя известные, видоизменяет, дополняет их и изобретает новые.

·        Получение удовлетворяющего ребенка результата.

Проявляется в отношении ребенка к продукту своей деятельности: стремление применить его в соответствии с первоначальным смыслом деятельности (подарить, привлечь зрителей к восприятию и сопереживанию содержания, бескорыстное удовлетворение от удачного поиска и исполнения задуманного).

   Под влиянием формирования мотивационно-потребностной сферы личности в самостоятельной художественной деятельности у детей возникает инициатива в выборе тем, разработка замыслов, активный поиск способов изображения и самооценка получаемого результата в соответствии с замыслом и предназначением работы.  

    Источниками  самостоятельной художественной деятельности детей могут выступать следующие явления:

Ø Впечатления от восприятия окружающей действительности, разнообразные жизненные ситуации (прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, новые игрушки) оставляют след в памяти ребенка, вызывая, как правило, положительные эмоции.

Ø Изобразительное искусство является также источником детской

самостоятельной деятельности. Различные его виды оказывают наиболее сильное влияние на развитие индивидуальных творческих проявлений детей, особенно это касается детей старшего дошкольного возраста, так как они имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем.

Ø Значительно обогащает самостоятельную художественно-творческую деятельность детей произведения художественной литературы, в частности стихи классиков детской литературы и сказки.

Ø Праздничные утренники и развлечения с яркими интересными сценариями – это волнующее и радостное событие для каждого ребенка. Активное участие ребенка в них находит отражение в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Дети

          передают свои впечатления в соответствии с опытом и умениями.

Ø Наиболее сильным побудителем, по мнению  является художественный опыт, который дети приобретают на занятиях. Систематическое обучение в каждой возрастной группе позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем знаний,

            умений и навыков в области музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности. Желание поупражняться в способах

             действий, полученных на занятиях, часто возникает у детей, они изображают то, что особенно им близко.

Ø Также одним из особенных условий возникновения у детей желания самостоятельно действовать – это предметно-развивающая среда, оснащение групповой комнаты необходимым материалом, оборудованием и пособиями. Оборудованная зона изобразительной деятельности соответствующими материалами, где ребенок имеет возможность пользоваться разнообразными пособиями, способствует созданию творческого настроения.

  Итак, самостоятельная художественно-творческая деятельность детей весьма разнообразна по содержанию, она развитие творческих способностей, обладает большими возможностями для решения разнообразных воспитательных задач, развития мотивационно-потребностной сферы личности, инициативности, творческой активности детей дошкольного

возраста. Следовательно, со стороны педагога требуется чуткое руководство, а также создание необходимых условий для самореализации детей.

   Самостоятельной деятельности детей дает возможность саморазвития ребенка, свободно выбирать деятельность, отвечающую его способностям, склонностям, интересам. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребенок получает возможность самоутверждения в себе самом и в коллективе сверстников, что имеет важное значение для развития полноценной личности ребенка.

     Одним из важных условий развития и активизации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей выделяют наличие предметно-развивающей среды, способствующей развитию интереса, инициативы, а также специфику взаимодействия воспитателя с детьми в данном виде деятельности.

    Предметная среда помогает развитию интересов и способностей детей в самостоятельной деятельности, удовлетворяет потребность в творческих проявлениях, самовыражении, осуществлении замысла путем выбора соответствующего предмета оборудования, пособия или материала деятельности. Оборудованная предметная среда побуждает детей к творческому преобразованию окружающего пространства путем оформления интерьера, его части с использованием результатов собственной продуктивной деятельности.

    Таким образом, в самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольники приобщаются к художественному опыту, что в свою очередь, способствует развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и др., необходимых для всестороннего развития личности дошкольника.

Литература

1.     Аллахвердова Н. Дети рисуют. – М. : Знание, 1980. – 96 с.

2.     Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2002. – 80 с.

3.     Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 1999. – 344 с.

4.     Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. М. : Просвещение, 2006. – 192 с.

5.     Казакова Т.Г. Мир природы и детское творчество. // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 7.

6.     Комарова Т. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2.

7.     Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. – М. : Педагогика, 1970. – 47 с.

 8.Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания. // Дошкольное воспитание. – 1992. — № 5 – 6.

8.     Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. / Н.А.Ветлугина. – М. : Педагогика, 1980. – 208 с.

9.     Сергеева Н. Рисунки – откровения детской души. // Обруч. – 2006. -№1.

10.                        Система эстетического воспитания в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М., 1962. – 370 с.

11.                        Скибина Е., Косенко С. Воспитание самостоятельной художественной деятельности детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.- № 12.

12.                        Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа. – М. : Владос, 2000. – 144 с.

13.                        Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А.Ветлугина. – М. : Просвещение, 1978. – 207 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инозитол инструкция по применению цена в аптеках
  • Полномочия прокуроров субъектов по руководству подчиненными органами прокуратуры
  • Часы itaitek it 663n инструкция по применению
  • Выведение индюшат в инкубаторе в домашних условиях инструкция по применению
  • Ninebot kickscooter zing e8 инструкция на русском языке