Руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи

Приемы обратной связи с обучающимися
на уроке

Приемы обратной связи с
обучающимся на уроке

«Светофор»

При опросе обучающиеся поднимают
«светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей
готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз
явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).

«Опрос по цепочке»

Рассказ одного обучающегося
прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько
раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый,
логический ответ).

«Тихий опрос»

Беседа с одним или несколькими
студентами происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом,
например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог
может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто
болел во время изучения материала).

«Программируемый опрос»

Студент выбирает один верный ответ
из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс
получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

«Взаимоопрос»

Студенты опрашивают друг друга по
базовым листам (разновидность: студент – эксперт; сильный – слабый, слабый –
сильный).

«Показательный ответ»

Один студент отвечает у доски,
остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет
отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой
опрос нужен, когда студент демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у
остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).

«Защитный лист»

Перед каждым уроком, всегда в одном
месте лежит
 «Лист
защиты»,
 куда
каждый студент без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть
уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит
ситуацию под полным контролем.

«Щадящий опрос»

Педагог проводит тренировочный
опрос, при этом сам педагог студентов не выслушивает, позволяя им задать друг
другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.

«Идеальный опрос»

Студент сам оценивает степень своей
подготовки и сообщает об этом педагогу.

Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях:
учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она
может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Инструменты обратной связи:

  • письменные
    комментарии
  • наблюдения
    ƒ
  • опросы
    – молнии
  • фронтальный
    опрос
  • вопросы
  • дневники
    обратной связи
  • тетради
    самоконтроля и др.

Письменная обратная связь – это предоставление
конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в письменной форме.
Она используется при проверке письменных работ учеников таких, как домашние
работы, самостоятельные, контрольные работы.

При предоставлении обратной связи (устной и письменной) можно
использовать три типа:

I.Напоминание (например, во время проверки работы учитель может
написать в письменной работе ученика: «Для того чтобы правильно вычислить
площадь прямоугольника, тебе необходимо просмотреть правило на странице 65»)

II.Поэтапная помощь.

a.Посредством вопросов.

b.Описание.

c.Незаконченные предложения.

III.Представление образца.

Не делайте много комментариев к одной работе.

Комментарии должны обеспечить учащегося информацией о том, как он
поработал по отношению к обучающей цели и подтолкнуть его к совершенствованию
своей работы.

Комментарии должны быть сделаны в соответствии с критериями
оценивания.

Устная обратная связь – это предоставление
комментариев ученику в устной форме по итогам наблюдения за деятельностью
учащегося, выполнением его работы.

Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной
(развернутой) или краткой (неразвернутой). Использование неразвернутых или
кратких комментариев чаще всего включает только оценку учителя «молодец»,
«хорошо», «неправильно», и не предоставляет ученику совета, рекомендации, направления
выполнения работы. Для достижения цели формативного оценивания – предоставление
эффективной обратной связи, рекомендуется использовать развернутый комментарий.

Обратная связь помогает учителю и учащимся увидеть собственные
пробелы и исправить их на ранних этапах в процессе обучения. Таким образом,
обеспечивается продвижение вперед.

Приемы обратной связи:

  1. «Светофор». При опросе обучающиеся
    поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя
    о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден
    каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои
    знания).
  2. «Опрос
    по цепочке». 
    Рассказ
    одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом
    педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае,
    когда предполагается развернутый, логический ответ).
  3. «Тихий
    опрос». 
    Беседа
    с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как
    класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или
    групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и
    понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).
  4. «Программируемый
    опрос». 
    Учащийся
    выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется
    в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где
    непонимание перейдет в понимание).
  5. «Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг
    друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный –
    слабый, слабый – сильный).
  6. «Показательный
    ответ». 
    Один
    учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у
    доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы
    слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует
    блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому
    нужно стремиться).
  7. «Защитный
    лист». 
    Перед
    каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты»,куда
    каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть
    уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы,
    держит ситуацию под полным контролем.
  8. «Щадящий
    опрос». 
    Педагог
    проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не
    выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к
    настоящему ответу педагога.
  9. «Идеальный
    опрос». 
    Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и
    сообщает об этом педагогу.

Одним из методов, помогающих научить объективности при оценивании,
развивать критическое мышление и осваивать приемы самоанализа является
применение техник взаимоконтроля и взаимопроверки на уроках.

Взаимоконтроль и взаимопроверка — это особая форма контроля. Когда
ученик объективно оценивает работу одноклассника, целой группы учеников. Здесь
важно, чтобы учащиеся научились оценивать работу не механически, а смогли
обосновать свою оценку.

Прежде, чем вводить взаимопроверку в план урока, учителю
необходимо донести до детей алгоритмы проверки. Например, вы просите детей
обменятся тетрадями и проверить выполненное упражнение друг у друга. Ученики
должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить
правило и условия его применения.

Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку
вместе с учителем. То есть весь класс слушает ответ ученика, затем проводится
коллективное исправление ошибок, проговариваются обоснования исправлений. Таким
образом дети запоминают алгоритм действий и учатся объективности оценивания.

Приемы взаимоконтроля

  • Работа
    в парах
    .
    Это самый распространенный прием. Можно попросить ученика проверить у
    соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание
    теоретического материала. Вариантов много. Такой прием позволяет
    контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно
    проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе
    закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.
  • Работа
    в группах
    .
    Здесь вариантов работы больше.
    • выполнение
      письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают
      задание совместно, попутно контролируя своих «коллег».
    • выполнение
      устной работы. Также дается одно задание и назначается главный
      консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные
      следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к
      другому ученику.
    • выполнение
      проекта. Группе учащихся дается задание, на выполнение которого
      предусмотрено несколько дней. Это может быть реферат, доклад, презентация
      по теме, проект. Выполненную работу презентует выбранный из группы
      ученик.

В чем особенность: оценку каждому участнику группы ставят сами
ученики этой группы. Но каждая оценка опять-таки должна быть обоснована (какой
вклад внес данный ученик в работу, насколько правильными были его суждения и
т.д.)

  • Работа
    по карточкам
    .
    Каждый ученик получает карточку с вопросом по теме. Ответ на этот вопрос
    он должен знать хорошо. На обратной стороне карточки пишутся фамилии
    одноклассников, которых он должен опросить и сроки проверки. На подготовку
    дается 1-2 дня. В указанный день ученик опрашивает одноклассников, за
    правильный ответ ставится +, за неправильный –, за недочеты ?. Учитель раз
    в неделю просматривает карточки взаимопроверки. Если много
    «минусов», проверка знаний всей группы можно провести во
    внеурочное время или на дополнительных занятиях.
    • Такую
      взаимопроверку лучше проводить в конце каждого урока. Времени она много
      не занимает (минуты 3-4).
    • Работу
      с карточками можно применять уже в начальной школе.

Пример: Попросите учащихся подготовить дома карточки по какой-то
теме (например, выделение грамматической основы в предложении). На одной
стороне карточки ребята пишут свое предложение. На другой стороне записывается
то же предложение, но уже с выделенной основой. Естественно, все карточки
проверяются учителем. Затем карточки возвращаются детям и в течение следующего
урока можно провести взаимопроверку. Ученик показывает лицевую сторону карточки
соседу и проверяет его знания, ориентируясь на правильный ответ, записанный с
другой стороны.

Чем старше ученики, тем более сложные задания можно предлагать для
взаимоконтроля.

  • Тестирование. Самый легкий прием и не
    занимающий много времени. Результаты тестов записываются в таблицу. Затем
    учитель дает ключ — учащиеся проверяют работу друг у друга. Во-первых,
    учитель экономит массу времени на проверку. Во-вторых, прием можно
    дополнить все тем же «обоснованием исправления». То есть проверяющий
    ученик не просто отмечает неправильные ответы, но и объясняет, почему
    допущена ошибка.

Проблемы, возникающие при организации взаимопроверки и как этого
избежать?

  • Необъективность. Оценка вообще вещь
    субъективная. А если еще оценку ставит твой одноклассник, который числится
    в списке твоих «закадычных» друзей, то об объективности судить
    еще труднее.

Как этого избежать?

  • Почаще
    меняйте состав пар.
  • Донесите
    до учащихся, что каждую оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть,
    если ученик поставил однокласснику «пятерку» за рассказанное
    стихотворение, значит, он уверен, что стихотворение рассказано без
    запинки, с должным выражением. Рекомендуется иногда проводить
    «контрольные срезы»: опросите несколько учеников из тех, кому
    учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка проверяющего
    разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения задания и критерии
    оценивания.
  • Занимает
    много времени.

Не стоит увлекаться приемами взаимоконтроля. Все же взаимопроверка
носит вспомогательный характер и является одним их этапов подготовки учеников к
самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще раз запоминает
алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.

  • Учащиеся
    не могут обосновать исправления
    .

Об этом уже упоминалось выше. Рекомендуется этап взаимоконтроля
предварять коллективной работой всего класса под руководством учителя.

Таким образом, внедряя в практику приемы взаимоконтроля и
взаимопроверки, учитель готовит учащихся к следующей, более сложной ступени
обучения в школе — развитию навыков самоконтроля и самоанализа.

Виды
обратной связи по речевым навыкам на уроках русского языка и литературы

1.     2. Обратная
связь-
процесс двусторонний, предполагающий получение и изучение
мнений обучаемого и обучающего. В зависимости от ответов может происходить
корректирование этапов и содержания урока. Обратная связь позволяет учителю
получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и
развития обучаемых, а учащимся- оценку своей деятельности, советы по ее
корректированию, благодаря информации о недостатках и достижениях.

2.     3. «Пирамида
знаний»
u Учитель после объяснения нового материала может предложить
ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и
умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном
листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному
предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы
урока.
u Это могут быть интересные факты, полезные сведения,
оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.
u
Например, Пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:
u
•Воду нельзя загрязнять
u •Без воды нет жизни на планете u
•Вода может переходить из одногосостояния в другое
u •Вода
бесцветная
u Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики
встают, ходят, смотрят, читают.

3.     4. Деловая
игра
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2.
«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени
иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное
слово так, чтобы получилась метафора.

4.     5. «Опрос
по цепочке»
Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и
передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа
(применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).

5.     6. «Светофор»
При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к
педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна;
обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е
оценить свои знания).

6.     7. Эмпатический
монолог
Одним из эффективных приемов при выполнении формативного
задания по такому навыку, как говорение, является эмпатический монолог.
Учащимся предлагается подготовить монолог от 3-го лица на заданную тему.
Учащиеся, опираясь на критерии успеха, не только составляют монолог, но и
оценивают выступления своих одноклассников.

7.     8. Подводное
царство
Учитель и дети под руководством учителя изготавливают несколько
видов цветных рыбок (золотая – задание выполнено без ошибок, красная – 1-2
ошибки, серая – 3-4 ошибки). Рыбки крепятся на полотно «Подводное царство» по
мере того, как ученики справляются с контрольными заданиями.

8.     9. Наш
сказочный лес
На ватмане нарисовано голубое небо, солнышко, зелёная трава.
Задания обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т.д. У каждого
ребёнка есть конверт с подписанными картинками. Например, 2-й класс, русский
язык, тема «Звуки и буквы». Цветочки могут прикрепить те, кто может отличить
буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные
звуки. Деревья – умение делить слова на слоги и переносить с одной строки на
другую. Птицы – умение отличать твёрдые и мягкие согласные звуки, звери –
умение определять количество звуков и букв, и т.д.

9.     10. Индекс
карточки
для обобщения или для вопросов Учитель периодически раздает
учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах: 1 сторона:
Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите
их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала
(раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

10.  11. Взлети
выше!
На плакате нарисованы: воздушный шарик, самолёт и ракета. Под
каждым из этих рисунков количество слов. Проверяем технику чтения. Ребёнок
«летает» на том аппарате, который соответствует его технике чтения.

11.  12. ИНСЕРТ
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками: V — я это знаю; +
— это новая информация для меня; — — я думал по-другому, это противоречит тому,
что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет:
маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит
полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

12.  13. V + —
?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в
тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из
текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с
его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют
уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста. ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА
по приему ИНСЕРТ

13.  14. Укрась
ёлку шарами
На ватмане нарисована ёлка. У каждого ребёнка шары трёх цветов:
жёлтого, красного и синего. Например, русский язык во 2 классе тема «Парные
звонкие и глухие согласные» Жёлтый шарик может повесить тот, кто знает парные
звонкие и глухие согласные звуки, синий – умение находить эти звуки в словах,
красный – умение правильно писать слова с парными согласными и подбирать к ним
проверочные слова.

14.  15. Гора
достижений
На разных уровнях горы вывешивается определённое задание для
учеников. По мере их выполнения ребята продвигаются к вершине. Например, на
уроке русского языка в 3 классе по теме «Род имён существительных». Начиная с
подножия горы и поднимаясь выше, учитель располагает задания: 1. Выпишите имена
существительные в ед.ч. 2. Распределите слова в три столбика («она моя», «он
мой», «оно моё») 3. Определите род имён существительных. 4. Укажите род имён
существительных в предложении. На протяжении урока дети выполняют задания и
поднимаются на гору успехов.

15.  16. Рефлексивный
дневник
u Дата_________ Тема
урока_________________________________________________
u Моя
оценка домашнего задания ___________________________________________
u
Сегодня на уроке мне удалось_____________________________________________
u
Нужно поработать над _____________________________________________________
u
Узнал(а) новые определения _______________________________________________
u
Я научился(лась)__________________________________________________________
_______________________________________________________________________
u
При работе в группе моя роль _____________________________________________
u
Взаимооценка (имя) _____________за что ____________________________________
u
Пожелание (кому)_________________________ что именно _____________________
________________________________________________________________________
u
Одноклассники оценили мою работу _________ учитель _____________________
u
Я оцениваю свою работу _________________________________________________
u
Мое настроение

16.  17. Шесть
пар обуви
образа действий Эдварда Де Боно Синие форменные флотские
ботинки – совершение стандартных, требуемых правилами, подчас доведенных до
автоматизма действий. Розовые тапочки – действие, требующее деликатного подхода
к людям Оранжевые резиновые сапоги – действие в критической, экстремальной
ситуации, спасение того, что можно спасти. Малиновые ковбойские сапоги –
действие с позиций власти, демонстрация авторитета и силы. Коричневые башмаки
провинциала – практичность, активность, предприимчивость. Серые кроссовки –
поведение, свойственное исследователю, разведчику

17.  18. Одноминутное
эссе
– это техника, которая используется учителем с целью
предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для
написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: •
ƒЧто
самое главное ты узнал сегодня? • ƒКакие
вопросы остались для
тебя непонятными? • В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное
эссе может быть использовано по-разному: •
ƒВо
время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное
усвоение материала учащимися. • ƒВ ко
нце урока, чтобы
проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.
Одноминутное эссе

18.  19. Дневники
/ журналы по самооценке
Дневники/ журналы по
самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку
приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а
также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем.
Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося
и предпринять соответствую щие шаги для улучшения образовательного процесса.

19.  20. Приёмы
обратной связи на уроках литературы: -сочинение-главная форма обратной связи;
-викторины, тесты; -составление словарей на предложенную тему -составление
тематических сборников; -заочные экскурсии -литературные салоны; -размышления
вслед за писателем.

20.  21. Список
использованной литературы: 1. Шесть пар обуви образа действия. – Мн.: Попурри,
2003. 2. Формативное оценивание на уроках. Практическое пособие для учителя/
Сост. Р.Х. Шакиров, М.Ф. Кыдыралиева, Г.Н. Сахарова, А.А. Буркитова. – Б.:
«Билим»,2012. – 76 с. 3. Никишина И. В. Педагогические инновационные
технологии. « Учитель». Волгоград, 2006 4. Онищук В.А. Урок в современной
школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 160
с. 5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. –
М.: Центр педагогического образования, 2010. 6. Айдарова Л.И. Младший
школьник.- М.: Педагогика, 2009. 399 с.

21.  22. Спасибо
за внимание!

Реализация принципа обратной связи на уроках

в начальной школе

Педагогическая техника —   это  владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в   работе. 

Рассмотрим один из принципов педагогической техники   — принцип обратной связи.

Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет  не возможен. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле.   Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.

«ЛОВИ ОШИБКУ!»

 Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

 Например:  на уроке математики,  работая с темой «Порядок действий»,  записываю  на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу   подсказать детям «опасные места» интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.

Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все ошибки в самостоятельной  работе исправлены рукой учителя, интерес к ней пропадает. Как быть?   Часто, проверяя письменную работу, я  не исправляю ошибки, а просто пишу   общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.

Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и  его решение перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.

                                                   «ВВЕДИТЕ РОЛЬ»

 Это один из   приемов управления классом и организации обратной связи на уроке.

Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.  

Например, на уроке  усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …» Это действует «Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше усвоить новый материал.

 К концу урока     слово берет «связник«. Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями.

А можно на   уроке   ввести роль «подводящего итог«? Он скажет, какая мысль   на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.

Есть в классе и «спонсоры знаний«. Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик.

Иногда на «сцене» урока появляются «почемучки«. Их роль  подготовить серию вопросов к фронтальному  устному опросу.  Конечно, по согласованию с учителем. Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

 Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю».   Перед уроком он выходит к доске и повторяет с  одноклассниками  слова, правописание которых можно проверить только по словарю.

Роли нужно вводить постепенно.  Какую роль   вводить первой?

Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках использовались роли.

«МОРДАШКИ»

Еще один простой прием организации обратной связи – «Мордашки».

Суть его: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии  с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Например, вот таких:

                                       хорошее        среднее           плохое

        Можно начать урок   с того, что каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек» можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!

                                 «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

 Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

  На начальном этапе  необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик выступает в роли учителя, а детям это очень нравится. Можно сочетать приём «повторяем с контролем» с приёмом «введите роль» и назначить ученика, подготовившего вопросы   «почемучкой».

Поговорим о приёмах устного опроса.

«СВЕТОФОР»

Я использую в качестве «светофора»   круг с ручкой. С одной стороны круг красный, с другой – зелёный. Изготовили такие пособия дети сами на уроках технологии.

 Суть приёма: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

 Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы «Имя существительное». Учащиеся    ОБЯЗАНЫ знать ответы назубок. И здесь красный сигнал означает «Я не знаю!» и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – «Знаю!» Данный приём помогает  учителю контролировать знания всех детей, и каждый ученик осуществляет самоконтроль.

 Или задаю творческие вопросы.   И  тогда зеленый цвет означает только одно: «Хочу ответить», а красный – «не хочу». Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается.

Польза от «светофора»   в активной позиции ученика.

«ВЗАИМООПРОС»

 Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым листам.

 Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила, подкрепляя их примерами.  Если у ребят возникают затруднения, на помощь приходят «спонсоры знаний».

 Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.  

«ТИХИЙ ОПРОС»

 Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.

Например, на уроке русского языка контролирую знание орфограмм у двух отстающих ребят с помощью карточек, в которые они поочерёдно вставляют пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки.

Рассмотрим приёмы письменного контроля.

                                                «БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»

 Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

   В блиц-контрольную   входит владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями.   Даю 7-10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.

 Технология проведения блиц-контрольной:

 Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику. По моей команде   ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия  учащиеся выполняют на листе, ответ  выделяют рамкой.  Если работа состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие, пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по четкой команде учителя.

 После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант самопроверки или взаимопроверки:  показываю на слайде правильные ответы,  ученики отмечают знаками «+» или «-» свои результаты.    Далее показываю  критерии по выставлению отметки.    По  желанию учащихся отметки выставляю в журнал.

Во время проверки блиц-контрольной можно  применить и следующий приём.

                                                                             «РЕЙТИНГ»

 Суть приёма:  завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.

   Работа с приёмом «рейтинг»   приучает учащихся к  объективному  оцениванию своего труда.

«ЦВЕТОГРАММА»

На этапе рефлексии  я часто  использую приём «цветограмма». В конце урока  прошу ребят оценить этапы своей деятельности.  В  тетради на полях они рисуют кружочки разного цвета. Например: зеленый — у меня всё получилось, урок прошёл удачно, я доволен собой; желтый — у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я вполне доволен собой; красный —  мне было очень трудно, мне нужна помощь.

  Применение педагогических приёмов   на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую   личность.   

АНАЛИЗ УРОКА

Дата посещения « ______» _____________20 ___г. Класс___________________________

Число учащихся по списку____________чел. Присутствуют________________чел.

Предмет___________________________________________________________________________________

Цель посещения урока ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя ____________________________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________________________________

Цель урока (объявлена, не объявлена, в начале урока, в середине урока) _____________________________

__________________________________________________________________________________________

Поделитесь с Вашими друзьями:



Я использую различные методы для достижения цели урока в ежедневном ходе урока, но по моему опыту работы улучшения качества обучения некоторых учащихся не произошло. Для того, чтобы узнать, как улучшить качество образования, я читала и знакомилась с различной литературой. Одним из изученных источников является Боуд Д., Лоусон Р. и Томпсон Д. (2013) «Влияет ли участие учащихся в самооценке на их суждения с течением времени?» Я ознакомилась с исследовательской работой. В этом исследовании были рассмотрены изменения навыков самооценки учащихся за определенный период времени, а также было отмечено, что качество образования учащихся в фокус-группе несколько улучшилось в течение исследования. Основываясь на этом исследовании, я хотела улучшить свою педагогическую практику.

Я определила конкретные проблемы, а именно:

— неумение учащихся анализировать свои действия;

— снижение успеваемости учащихся во время преподавания раздела «Программирование»;

— неспособность учащихся давать конструктивную обратную связь;

— неумение учащихся систематически планировать свою деятельность.

Я просмотрела различную литературу с целью более глубокого исследования. В одном из исследований, в проекте Патрисии МакКлюр «Размышление о практике», приводятся попытки совершенствования навыков самоанализа учащихся путем ведения рефлексивного дневника.

Следующий изученный источник — Аркалгуд Рамапрасад из Университета Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», посвящен эффективному использованию обратной связи.

После изучения различных литературных источников была определена цель исследования.


  1. Цель исследования:

— Совершенствование способности учащихся к анализу (рефлексии) своих действий;

— Повышение способности учащихся давать конструктивную обратную связь;

— Повышение успеваемости учащихся при обучении раздела «Программирование» за счет эффективной организации рефлексии и обратной связи;


  1. Ожидаемый результат

Улучшение успеваемости учащихся в фокус-группе за счет совершенствования навыков предоставления конструктивной обратной связи и всесторонних размышлений.


  1. Для реализации цели исследования был разработан следующий план:

— Чтение литературы по теме исследования;

— Создание фокус-группы;

— Прием входных анкет от учащихся;

— Эффективное осуществление рефлексии и обратной связи;

— Сбор данных, систематизация, анализ;

— Отражение.

В качестве фокус-группы мы взяли учащихся каждого класса, обучающихся на «3» и ниже, 4 классов.

Для того, чтобы узнать мнение учащихся, был проведен входной опрос. В ходе вступительного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:


—Какое значение для вас имеет рефлексия?


—Насколько важна для вас обратная связь?



Как вы думаете, в каком разделе урока рефлексия урока для вас эффективна?



Как вы думаете, в каком разделе урока обратная связь для вас эффективна?


—Какой тип рефлексии, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?


—Объясни свой ответ?


—Какой тип обратной связи, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?


—Объясни свой ответ?


—В какой форме вы любите организовывать рефлексию?


—В какой форме вам нравится организовывать обратную связь?


Примеры ответов учащихся на этот опрос включают:

Какое значение для вас имеет рефлексия?

Рис. 1. Какое значение для вас имеет рефлексия?

Насколько важна для вас обратная связь?

Рис. 2. Насколько важна для вас обратная связь?

В результате входного опроса 68,42 % респондентов указали, что эффективно организовать рефлексию и обратную связь в конце урока, а 60,49 % респондентов — после выполнения каждого задания. Отмечено, что для развития аналитических способностей эффективны три вида рефлексии ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-учитель. 71 % респондентов указали, что тип организации обратной связи «учитель-ученик» эффективен для развития аналитических способностей. 65,79 % респондентов отметили, что рефлексию и обратную связь лучше организовать в устной форме.

По результатам полученной входной диагностики мы попытались использовать на уроках формы критической рефлексии ученик-ученик (устная), учитель-ученик (письменная), в частности, отражение настроения и эмоционального состояния (сигнальные карточки, жесты), рефлексия действия (в конце главы), рефлексия содержания учебного материала (продолжение предложения…, «тегов» облачная стратегия). Эти размышления связаны с развитием знаний и навыков понимания, т. е. называют факты и термины, объясняют принцип их действия, предсказуемо описывают сферу их дальнейшего использования. В следующей четверти мы попытались использовать вид рефлексии, развивающий умение применять, то есть применять полученные знания в реальной практической ситуации. Например, Какие примеры вы можете привести…, Как вы можете показать свое понимание…, Где вы можете использовать…. Далее мы постарались задавать вопросы, развивающие аналитические способности. Например, какая разница…, какой вывод можно сделать…? С помощью этих вопросов они могут определить взаимосвязь между темами, оценить важность информации.

Опираясь на размышления студентов фокус-группы, мы постарались подготовить задания так, чтобы следующие уроки были эффективны и для этих учащихся.

По результатам входного анкетирования, полученного от учащихся, мы использовали формы организации обратной связи «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-учитель» на наших занятиях.

Мы использовали следующие типы организации обратной связи.


—Устная обратная связь (на ежедневных уроках)


—Письменная обратная связь (для проектной работы, формативной контрольной работы)


—Давать обратную связь о своей работе и работе другой группы во время групповой работы.


—Ведение рефлексивного дневника.

В ходе проведенной исследовательской работы мы убедились, что все формы обратной связи эффективны. Однако форма обратной связи «учащийся- учащийся» имеет свои недостатки. В частности, учащиеся должны смотреть на чувства друг друга и давать эффективную обратную связь. Хотя письменная обратная связь более эффективна, чем устная, она требует меньше времени. Если мы сможем определить и использовать эффективную форму обратной связи, исходя из типа выполняемого задания, только тогда обратная связь, несомненно, окажет положительное влияние на качество образования.

Подводя итоги исследовательской работы в данной деятельности, были сделаны следующие выводы:

— Повышение качества обучения учащихся фокус-группы по разделу «Программирование».

— Повышение навыков рефлексии и обратной связи учащихся (способность проводить полный анализ своих действий)

— Недостаточная организация формы рефлексии и обратной связи «ученик-ученик»;

— Отсутствие времени на размышления и полную организацию обратной связи;

— Изучить и применить в своей практике другие эффективные методы организации рефлексии и обратной связи.

Литература:

  1. Боуд, Д., Лоусон, Р. и Томпсон, Д. (2013) «Участие учащихся в самооценке корректирует их суждения с течением времени?». Опубликовано в Интернете: 20 февраля 2013 г.;
  2. Патрисия МакКлюр «Размышления о практике», Школа наук о здоровье, Университет Ольстера, http://www.practicebasedlearning.org/;
  3. Аркалгуд Рамапрасад, Университет Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», Университет Южного Иллинойса;
  4. Дэвид Карлесс, Дайан Солтер, Мин Янг и Джой Лам «Разработка устойчивых практик обратной связи», Vol. 36, нет. 4, июнь 2011 г., стр. 395–407.

Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, конструктивная обратная связь, ваше мнение, входной опрос, исследовательская работа, какая форма, какое значение, письменная обратная связь, различная литература, рефлексивный дневник.

( все участники сидят по параллелям в группах)

Слайд:1 Тема: Реализация «обратной связи» на уроке, умений применять теоретический материал на практике

Китайская мудрость гласит:

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому и я научусь.»

Почти все учителя начальных классов нашей школы  прошли уровневые курсы, что даёт нам возможность перестраиваться на новые формы работы с применением разнообразных, эффективных технологий. Какие бы формы, технологии не использовал учитель на уроке – результат должен быть один – умение ученика самостоятельно добывать, найти и применять знания, т.е, мы должны научить ученика учиться.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность, а это невозможно без обратной связи на уроке.

Слайд:2 Какова же цель круглого стола?

 Показать

 возможности использования

«обратной связи» на уроках в начальной школе.

Я предлагаю ответить на вопрос.

-Что вы понимаете под понятием «обратная  связь» на уроке

Нам, учителям, не следует забывать слова Василия Александровича. Сухомлинского: «Есть успех- есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения- в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе…»

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину умственного труда.

Слайд:3 —Какова деятельность учителя в реализации «обратной связи»?

Слайд:4 — Современные возможности педагогических технологий

 для реализация «обратной связи»

 в условии использования и применения новых технологий на практике.

Дети на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач.

 Данная технология требует от учащихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебная деятельность протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики.

Использование системно-деятельностного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого учащегося в процесс “открытия” нового знания. В своей работе я стараюсь использовать активные формы и методы обучения: игру, проблемную ситуацию, обучение через деятельность, групповую и парную работу, «оценочную» деятельность учащихся.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Исходя из того, что важнейшей характеристикой деятельностного метода является системность, системно- деятельностный подход я стараюсь осуществлять на различных этапах урока.

На этапе мотивации (самоопределении) организую осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.

На данном этапе я настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока, высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать, что им пригодится для успешной работы на уроке.

На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.

Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.

1.       Создание проблемной ситуации.

2.       Подводящий к теме диалог.

3.       Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на  отличительное  свойство задания, вызвавшего  затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.

В своей работе сталкивалась с такой проблемой: ребёнок достаточно успешно овладел каждой операцией в отдельности, а запоминание всей последовательности действий вызывает у него затруднение. Отсюда ошибки. В работе с такими детьми стала использовать дополнительные задания на отработку алгоритма правил. Предлагаю детям дополнительные схемы-опоры, они стали постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового общения. Схемы –опоры обеспечивают высокую работоспособность. Комментируемое управление, объединяет три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивает обратную связь: даёт мне возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

(При помощи картинок снеговиков, меняем состав групп)

Работа в группах: (Составление кластера).

-Как можно повысить эффективность урока используя «обратную связь»? (Примеры)

-Защита.

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения «обратной связи» на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебную деятельность процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

 Сегодня каждый учитель может использовать разнообразные приёмы и метод в своей практической работе.

Слайды:5-22 (Новые приёмы)

Итог. Слайд:2

Применение новых технологий создаёт условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

РЕФЛЕКСИЯ: «Чемодан в дорогу»

Просмотр содержимого документа

«Реализация «обратной связи» на уроке, умений применять теоретический материал на практике»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кжис в руководстве
  • Горячая линия доброцен официальный сайт руководство
  • Эзиклен инструкция по применению цена в москве
  • Как поклеить обои горизонтально пошаговая инструкция
  • Рефтинская грэс руководство