Руководство съемочной группой

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Директора съемочной группы

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность директора съемочной группы [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Директор съемочной группы назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Директор съемочной группы подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Директор съемочной группы относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность директора съемочной группы назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности заместителя директора съемочной группы не менее 1 года, участие в производстве не менее 2 полнометражных фильмов.

1.6. Директор съемочной группы отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Директор съемочной группы должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития кинематографии;
  • экономику кинематографии;
  • организацию производства и управления на киностудии;
  • технологию производства фильма;
  • порядок оформления трудовых и других соглашений с физическими лицами и сторонними организациями;
  • методику разработки календарно-постановочного плана производства фильма;
  • порядок расчета себестоимости фильма (составление лимитной, генеральной смет на производство фильма);
  • планирование и финансирование производства фильма;
  • учет и отчетность;
  • технико-экономический анализ работы съемочной группы;
  • основы делопроизводства;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Директор съемочной группы в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия директора съемочной группы, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Директор съемочной группы выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Руководит производственно-экономической и финансовой деятельностью съемочной группы, распоряжается кредитами, отпущенными на производство фильма.

2.2. Организует выполнение работ по производству фильма в установленные сроки и лимиты сметно-финансовых ассигнований.

2.3. Разрабатывает совместно с кинорежиссером-постановщиком, кинооператором-постановщиком и художником-постановщиком смету и календарный план производства фильма на период разработки режиссерского сценария и подготовительный период.

2.4. Руководит работой и непосредственно участвует в разработке календарно-постановочного плана и генеральной сметы производства фильма.

2.5. Участвует в создании и защите постановочного проекта фильма.

2.6. Комплектует совместно с кинорежиссером-постановщиком состав съемочной группы и представляет его на утверждение дирекции киностудии.

2.7. Организует выбор мест натурных съемок.

2.8. Руководит выездом в экспедиции и организацией базы съемочной группы.

2.9. Обеспечивает готовность объектов к съемке.

2.10. Участвует в приеме готовых декораций.

2.11. Планирует работу съемочной группы.

2.12. Определяет совместно с кинорежиссером-постановщиком плановое задание на каждый съемочный день.

2.13. Руководит работой по приобретению сценическо-постановочного имущества, обеспечению съемочной группы транспортными средствами и осуществляет контроль за их использованием.

2.14. Утверждает акты выполненных работ и подписывает документы, служащие основанием для расчетов с отделами и цехами киностудии, сторонними организациями и физическими лицами, а также акты простоев в работе съемочной группы, пересъемки сцен фильма и акты списания имущества, пришедшего в негодность по ходу съемок.

2.15. Обеспечивает процесс в пределах утвержденной генеральной сметы материалами и денежными средствами, отпущенными съемочной группе, заключает договоры, осуществляет заказы на предоставление товаров и услуг, необходимых для производства фильма.

2.16. Совместно с бухгалтером съемочной группы составляет отчет о творческо-производственной и финансовой деятельности съемочной группы.

2.17. Обеспечивает условия для производства фильма.

2.18. Осуществляет организацию работ съемочной группы в соответствии с правилами по охране труда.

2.19. Обеспечивает сохранность собственности и использование материальных и финансовых средств, предоставленных на производство фильма.

В случае служебной необходимости директор съемочной группы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Директор съемочной группы имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности директора съемочной группы, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции директора съемочной группы.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Директор съемочной группы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы директора съемочной группы осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы директора съемочной группы является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы директора съемочной группы определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью директор съемочной группы обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью директору съемочной группы для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Директору съемочной группы для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

Узнаем, кто такой хлопушечник, чем занимается фокусник и без кого нельзя снять хороший фильм.

Состав съёмочной группы. Как это работает

Индустрия кино не зря называется большим и серьёзным словом «индустрия». Над одним фильмом, пусть даже артахусным и маленьким, работает достаточное количество человек. И если режиссёры, сценаристы и — иногда — операторы еще могут оказываться на слуху, то о тех, кто держит штативы, разносит еду или следит, чтобы всё шло по плану, думают достаточно редко.

В большинстве случаев нам и не нужно знать, как работает та или иная система, но в сегодняшней статье мне бы хотелось поговорить о десятках, а то и сотнях людей, незримо стоящих на страже хорошего кино.

Помимо разделения команды на три категории (пре-продакшн, продакшн и пост-продакшн), существует множество различных департаментов и негласное деление, в основе которого лежат деньги и власть. К верхнему эшелону относятся режиссёры, сценаристы, продюсеры и актёры, то есть люди, способные повлиять на процесс съёмки и получающие больше всего денег. И есть все остальные, обычные наёмные рабочие, имена которых огромным списком несутся в финальных титрах.

Пре-продакшн

Подготовительный этап до начала основного съёмочного периода. Огромная машина по производству кино начинает свой ход ровно в тот момент, когда предложенный сценарий утверждается и студия готова начать финансирование.

Сценарист

На первом этапе, как в фильме Нолана, всё начинается с идеи. Сценарист облекает свои мысли в слова и пишет сценарий. Даже если фильм или сериал основаны на книге, нельзя просто взять и сказать «будем снимать прямо так».

Иногда сценарии заказываются специально. Например, телеканал History попросил известного британского сценариста Майкла Хёрста написать «Викингов».

Исполнительный продюсер

Продюсеров, на самом деле, существует несметное количество. В задачи же исполнительного входят все финансовые, творческие и юридические вопросы. Непосредственно при съёмках фильма он не присутствует.

Директор по кастингу

Или помощник режиссёра по кастингу, если режиссёр сам решает выбрать актёров. Функции его понятны: он ищет, подбирает и прослушивает кандидатов на роли. А после утверждения помогает со всеми финансовыми вопросами. 

Режиссёр

Именно режиссёр присутствует на всех трёх уровнях производства фильма — от утверждения сценария и его доработки до контроля монтажа уже снятого материала. На этапе пре-продакшна он принимает решения по утверждению календарных съёмочных планов, смет, выбора локаций, костюмов, декораций и даже песен.

Первый ассистент режиссёра

Для того чтобы вовремя разбираться со всеми задачами, у режиссёра есть свой ассистент. Так сказать, правая рука. Список обязанностей у него не просто огромный, а головокружительно огромный. Там всё — от помощи в редактирования сценария и до покупки реквизита. Неудивительно, что у такого ассистента может быть свой собственный ассистент. Второй или даже третий.

Линейный продюсер

Другими словами, менеджер проекта. На его плечах лежит забота обо всём процессе съёмок. Он занимается вопросами аренды помещений, выплат зарплат и сроками сдачи проекта. Линейных продюсеров, в зависимости от масштаба работы, тоже может быть несколько.

Руководитель производства

Контролирует ежедневные производственные вопросы по финансам, планированию съёмок и найму необходимого персонала. Отчитывается непосредственно линейному продюсеру и перепоручает задачи координатору производства.

Координатор производства

Осуществляет всю логистическую работу, связанную с сотрудниками съёмочной группы, актёрами и оборудованием.

Ассистент продюсера

Количество таких ассистентов прямо коррелирует с объёмом работы. Эти ребята — самые настоящие мастера на все руки и выполняют абсолютно любые задачи, которые могут им поручить продюсеры.

Локейшн-менеджер

Или, если вы не очень любите англицизмы, специалист по подбору мест для съёмок. Именно этим ребятам мы обязаны наличию в фильмах живописных лесов, дорогущих пентхаусов и заброшенных заводов. Они не только находят сами места, но и занимаются всеми юридическими и финансовыми вопросами. Как и у любого другого важного человека в этой цепи, у менеджера есть ассистент. А то и два.

Менеджер по поиску натуры для съёмок

Работа, на мой взгляд, самая интересная из всех перечисленных. Если локейшн-менеджер места находит, то натурные спецы занимаются исследованием, осмотром и фотографированием интересующих локаций.

Художник-постановщик

Руководитель художественного отдела. Тот самый человек, который, тесно сотрудничая с режиссёром, обеспечивает реализацию художественного замысла на стадии оформления съёмочных площадок. Именно он решает, как обставить квартиры и как должен выглядеть офис главного злодея.

Художественный руководитель

Почти то же самое, только помимо работы над натурой и декорациями, он руководит художниками, декораторами, костюмерами и дизайнерами.

Художник по костюмам

Придумывает и разрабатывает эскизы костюмов. После чего они отправляются на утверждение художнику-постановщику, режиссеру-постановщику и продюсерам. Сюда же, чтобы не расширять и без того немаленький список, я отнесу непосредственно портных, занимающихся пошивом.

Продакшн

Пожалуй, самый интересный этап создания фильма, ради которого я и начал писать эту статью. Когда все финансовые вопросы решены, костюмы сшиты, а локации подготовлены, приезжают актёры и команда основных съёмок.

Режиссёр

Первый человек на площадке. Босс всего и вся.

Ассистенты режиссёра

О них я уже писал выше. Главные помощники во всех вопросах.

Специалист по спецэффектам

Курирует как творческие, так и технические элементы специальных или визуальных эффектов. Сюда входит всё — от разведения на площадке огня и до пускания тумана.

Помощник режиссера по сценарию

Этот человек следит за тем, чтобы всё соответствовало сценарию. Также отвечает за преемственность сцен, снимающихся в разное время. Другими словами, актер должен быть в той же позе, а реквизит — на тех же самых местах.

Оператор-постановщик

Один из ключевых специалистов, который, как и режиссёр, начинает работать уже на стадии пре-продакшна. Во время съёмочного процесса он выбирает и устанавливает правильное освещение сцены, а также является главным связующим звеном между всеми работниками на площадке. Может любого нанять и уволить.

Оператор

Работы у него чуть ли не больше всех. Обеспечивает съёмку кинокамерой и по команде оператора-постановщика производит остановку съёмки. Дальше — больше. На его плечах заботы о плавности и чёткости картинки, все проходы, проезды и повороты камеры. Он следит за работой операторского крана и присматривает, чтобы в кадр случайно не попал шест с микрофоном.

Ассистент оператора

Ни одна такая главная позиция не обходится без одного или более ассистентов. Ассистент оператора следит за состоянием камеры и заполняет съёмочный лист, на котором фиксируются все детали отснятого материала.

Хлопушечник

Или второй ассистент оператора. Тот самый человек, который работает с хлопушкой: на ней должен быть номер сцены, дубля, время съемок и другая вспомогательная информация, которая пригодится при монтаже.

Гаффер

Или специалист по свету. Любой луч света на съёмочной площадке или его отсутствие — это работа гаффера.

Бест-бой

Помогает гафферу с осветительными приборами. Заказывает оборудование и следит, чтобы всё работало.

Фокусник

Фокусы не показывает, нет. Зато следит, чтобы снимаемый объект всегда оставался чётким и резким, в фокусе. А ещё собирает камеры утром и разбирает после рабочего дня, поддерживает линзы в чистоте и знает всё о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.

Осветители

Нельзя переоценить важность света. Оттого и работающих с ним людей предостаточно. Осветители по указу гаффера монтируют, поднимают, опускают и выключают оборудование.

Старший рабочий-механик

Специалист, работающий с грипами — людьми, которые приводят в готовность разного рода приспособления для камер (штативы, тележки, рельсы и пр.).

Дольщик

Работает с подвижным средством под названием «долли». Это четырёхколёсная тележка для перемещения по площадке оператора, камеры, а иногда и режиссёра. Дольщик занимается и вопросами прокладывания рельсов для тележки, и, собственно, толканием тележки в необходимые моменты.

Звукооператор

Определились со светом. Переходим к звуку. Все заботы об аудиоэлементах картины лежат на плечах звукооператора.

Оператор микрофона

Управляет «журавлём» — тем самым микрофоном на длинном шесте, который чаще всего замечают в огрехах фильма. Однако журавля он не просто держит, но и поворачивает по направлению к говорящему актёру. А это значит, что он должен точно знать, кто из актеров будет говорить и когда.

Кабельщик

Обслуживает и прокладывает кабели всей звукозаписывающей аппаратуры. А ещё следит, чтобы при перемещении камеры кабели не издавали лишних звуков.

Декоратор сцены

Если художник-постановщик выбирает декор, то декоратор непосредственно находит и расставляет необходимые предметы на месте съёмок.

Специалист по реквизиту

Отвечает за поиск и отслеживание всего реквизита, который появляется на экране.

Костюмер

Работает с художником по костюмам над гардеробом.

Визажист

Подбирает и наносит актёрам соответствующий грим.

Парикмахер

Укладывает волосы актёров. Если бюджета мало, роли визажиста и парикмахера совмещаются.

Постановщик трюков

Подбирает и контролирует каскадёров. Разрабатывает все трюки и контролирует их исполнение на съёмочной площадке.

Кейтеринг

Готовит еду, закуски и стол для актёров и съёмочной группы. Иногда еду не готовят, а заказывают готовую. Заказ и сервировка входят в задачи кейтеринга.

Пост-продакшн

Финальная стадия производства фильма. Актёры и съёмочная группа разъехались по домам, и за дело берутся они.

Менеджер по планированию

Он следит, чтобы весь процесс пост-продакшна уложился в обговорённые сроки.

Режиссёр монтажа

Тесно работая с режиссёром, реализует список монтажных решений.

Монтажёр звука

Тоже работает вместе с режиссёром и правит все звуки в фильме.

Дизайнер графики

Все спецэффекты — работа дизайнеров. В зависимости от объёма, их может быть целый отдел.

Композитор

И пусть над саундтреком он начинает работать ещё во время производства фильма, музыка накладывается на этапе пост-продакшна.

Количество людей в съёмочной группе варьируется от масштабов проекта и финансирования. Если это инди-кино, то число сотрудников на площадке может быть в пределах пяти. Если это что-то очень голливудское или многосерийное, то пригласить могут даже тех, кого я не упомянул. Это, например, координатор по безопасности огнестрельного оружия или координатор интимных отношений.

Профессия кинематографист — Администрация съемочной группы —  Директор.

Профессия директора, является одной из самых сложных в съёмочной группе. Взять хотя бы условие, что в его обязанность входит полноценная  замена членов съёмочной группы, в случае отсутствия таковых на месте. Воистину мастер на все руки!  И нет такой задачи, которую он не смог бы решить. Конечно, в жизни все не всегда так просто:  бывает, что не может заменить оператора или дольщика, но грамоту и правила труда этих цехов он должен знать. В общем всегда есть к чему стремиться!
Основная же задача директора — руководство съёмочной площадкой. Ведение отчётности,  контроль над лимитом затрат,  хозяйственные дела и выполнение нормативов по выработке. Директор является правой рукой продюсера.
Главный минус работы директором – это обязательная  круглосуточная доступность для любого сотрудника, начиная от рабочего, спрашивающего, например:  что забрать со склада, или куда тащить вон тот холодильник и, заканчивая продюсером, который чаще всего возмущается по делу и без оного.
В Советском Союзе, чтобы стать директором, требовалось отработать 5-10 фильмов, или около 10 лет. После чего, директор мог рассчитывать на увеличение категории, что прямо пропорционально  сказывалось на размере заработной платы. И так на каждый разряд + 5 лет к стажу. Т.е. 20 лет и 1-ая категория с высокой заработной платой гарантирована.  Директор съёмочной группы в Советское время – авторитет и мэтр. Сейчас-же эта профессия очень доступна и не котируется в своей массе. Знакомые, друзья, нехватка кадров, прогресс -эволюции техники и изменение политического климата сделали своё дело,  директором теперь трудятся согласно новым законам капитализма. Однако, с прогрессом, список обязанности директора расширились до неприличных размеров.
Одна из немаловажных обязанностей директора съемочной группы — оптимизация работы вверенных продюсером ресурсов съёмочной группы. В кино, как и любом бизнесе, время — это деньги. И очень большие. Не знаю другой такой сферы, где так точно можно посчитать наглядно цену времени.  Потому его задачей входит оптимизация всех процессов вплоть до секунд. Например: парковка транспорта — если заранее не организовать ее, то последующие действия по расстановке машин отнимут часть съёмочного дня, хотя бы даже час, что приведёт переработке и убыткам.
Директор зачастую является хорошим психологом, ведь не редкость, когда попадаются сложные режиссёры, сложные актёры, и даже рабочие и, вместо типичного доказывания кто прав, а кто не прав, он должен нивелировать и урегулировать ситуацию, без последующих возможных обострений.
Директор обязан поддерживать работу и информирование вверенных ему цехов, уведомить всех о изменённых или дополненных планах в распорядке съемок. Если команда не поступит вовремя, то действия группы будут разлажены и кто-нибудь может подвести, что приведёт к стопору в съёмке, потому директор всегда следит за самой свежей поступающей информацией и проанализировав ее, отдает указания администрации или работникам проекта.

Во многом работа директора съёмочной группы схожа с работой педагога, ведь участники съемочной группы разнятся, как говорится: «От уголовника, до академика». Одному нужно просто объяснить, ну а другой требует «по полочкам разложить». И всё это надо делать быстро!
Сейчас такое понятие как – Директор, из кино исчезает. В Американском кинематографе директором называют режиссера, тогда как сама должность переименовалась в исполнительного продюсера. В России-же на различных проектах, все еще можно встретить Директоров, которые зачастую работают вместе с исполнительными продюсерами. Но всё чаще должность директора «замыливается» в — «Линейный продюсер», «Креативный продюсер»;

Директора надо беречь – он руки продюсера протянутые к группе. И очень часто эти руки смягчают волеизлияния «небожителей».
В заключение добавлю написанную доступным языком выдержку из постановления Министерства труда Российской Федерации от 1992 года о должностных обязанностях членов съемочной группы.  
Директор съемочной группы руководит вceй производственно-экономической и финансовой деятельностью съемочной группы, является распорядителем кредитов, отпущенных на постановку картины. Организует выполнение работ по производству фильма в установленные планом сроки и в пределах сметно-финансовых ассигнований, установленных для фильма. Разрабатывает совместно с кинорежиссером-постановщиком, кинооператором-постановщиком и художником-постановщиком лимит на постановку фильма, смету и календарный план на период режиссерской разработки и подготовительный период. Руководит работой и непосредственно участвует в разработке Календарно-постановочного плана и генеральной сметы. Участвует в создании и защите постановочного проекта. Комплектует совместно с кинорежиссером-постановщиком состав съемочной группы и представляет его на утверждение дирекции киностудии. Организует выбор мест натурных съемок. Руководит выездом в экспедиции и организацией базы съемочной группы. Обеспечивает готовность объектов к съемке. Участвует в приеме готовых декораций. Планирует работу съемочной группы. Определяет совместно с кинорежиссером-постановщиком плановое задание на каждый съемочный день. Руководит работой по заготовке сценическо-постановочных средств и осуществляет контроль за их использованием. Обеспечивает правильное использование съемочной группой транспортных средств. Утверждает акты и подписывает документы, служащие основанием для расчетов с отделами и цехами студии, сторонними организациями и лицами, а также акты на простои и пересъемки и на списание в установленном порядке имущества, пришедшего в негодность, или на уничтожение по ходу съемок. Распоряжается в пределах утвержденной генеральной сметы всеми материалами и денежными средствами, отпущенными съемочной группе, заключает договоры, дает заказы, связанные с постановкой картины. Обеспечивает совместно с подразделениями инженерно-технической службы своевременную сдачу исходных материалов. Совместно со старшим бухгалтером кинокартины (работником централизованной бухгалтерии киностудии) составляет анализ творческо-производственной и финансовой деятельности съемочной группы. Направляет деятельность коллектива съемочной группы на достижение высоких производственно-экономических показателей, обеспечивает условия для создания фильма на высоком художественном уровне. Осуществляет организацию работ съемочной группы в соответствии с правилами по технике безопасности и охраны труда и контролирует их выполнение. Обеспечивает сохранность собственности и эффективное использование материальных и финансовых средств, отпущенных на производство фильма.

Киноиндустрия в России переживает сложные времена после отмены голливудских фильмов — они приносили кинотеатрам до 80% дохода. В этих условиях от российских кинематографистов ждут как можно больше новых качественных картин — в мае 2022-го государство обещало выделить на поддержку индустрии 15 млрд рублей.

Но снять фильм — непростая задача, даже с хорошим бюджетом. Над производством должна слаженно работать целая команда, где у каждого — своя важная роль. Рассказываем об основных участниках съёмочной группы: чем они занимаются, что должны уметь, где учатся и сколько зарабатывают в России. Суммы гонораров сильно зависят от величины проекта, бюджета, жанра фильма и известности специалиста — но мы постарались привести ориентировочные цифры.

Благодарим Альмиру Низамову, ассистента по актёрам, за помощь в подготовке материала.

Над видеоконтентом — от рекламного ролика до большого художественного кино — работают в несколько этапов: препродакшен — подготовка к съёмкам, продакшен — съёмочный процесс и постпродакшен — подготовка к релизу.

Британский сценарист и продюсер Стивен Фоллоуз проанализировал, сколько специалистов работали над созданием фильмов, показанных на киноэкранах США с 2000 по 2019 год. Оказалось, на всех трёх этапах в одном проекте были задействованы в среднем 276 человек. Но количество участников кинопроизводства сильно зависит от бюджета и масштабов проекта и может варьироваться от нескольких десятков до сотен и тысяч.

Самый многочисленный состав съёмочной группы собирался во время производства фильмов от Marvel: 4,5 тысячи человек работали над картиной «Мстители: Война бесконечности», около 4 тысяч были задействованы в создании «Мстителей: Эра Альтрона» и 3,5 тысячи — в третьей части «Железного человека».

Люди в ролике — далеко не весь состав съёмочной группы

Больше всего специалистов занято в продакшене — обычно это самый долгий и сложный этап кинопроизводства. Чтобы всё получилось и картина отправилась на постпродакшен, а затем и в релиз, все участники съёмочной группы должны работать чётко и слаженно. Расскажем об основном составе, задействованном в съёмках.

Чем занимается: отвечает за сюжет картины. Проект всегда начинается с истории — это может быть оригинальная идея или адаптированный сценарий, написанный на основе пьесы, рассказа или любого другого жанра.

Специалист должен тщательно проработать сюжетные ходы, образ героев, их характеры, диалоги, драматургию, место действия. Иначе в фильме могут возникнуть сюжетные дыры: к примеру, нелогичные действия персонажа, которые выбиваются из описанного характера, или события, которые можно было бы легко предотвратить.

Иногда поклонники создают целые сайты, где разбирают сюжет и неудачные сценарные ходы.

Один из самых обсуждаемых моментов во вселенной Гарри Поттера — появление маховика времени, с помощью которого можно было вернуться в прошлое.

Гермиона и Гарри спасли Клювокрыла, воспользовавшись маховиком, а уберечь Хогвартс от разрушений не догадались

Фанаты включили этот артефакт в список самых неудачных. Они считают, что из-за маховика возникло сразу несколько сюжетных дыр и вопрос, который до сих пор не даёт покоя миллионам: «Почему Гермиона не вернулась в прошлое, когда Волан-де-Морт ещё не стал таким могущественным, и не повлияла на его будущее?». Некоторым действиям объяснение уже есть, но споры по этой части сюжета по-прежнему ведутся.

Чтобы все замыслы были воплощены на экране, как предполагалось, часто сценарист сам присутствует на съёмочной площадке — может даже подсказывать актёрам, с какой интонацией лучше произнести ту или иную реплику, чтобы она звучала с нужным посылом.

Что должен уметь: работать с большим объёмом информации, также важно развивать насмотренность, быть внимательным к деталям, иметь хорошее воображение и творческое мышление, понимать законы киноискусства.

Сколько зарабатывает: за сценарий серии ситкома в России можно получить от 150 тысяч рублей, за сценарий к крупному блокбастеру — до 5 миллионов рублей. Чем известнее специалист, тем выше его гонорары. Обладатель премии «Оскар» Мел Брукс однажды получил 500 тысяч долларов за адаптацию сценария к фильму, который так и не вышел в прокат.

Где учится: во ВГИКе и в Нетологии.

Специалистов очно обучают во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) на кафедре драматургии кино в течение четырёх лет. Выпускники получают знания в теории драматургии, кинорежиссуре, монтаже, сценарии.

Освоить профессию онлайн можно на курсе «Сценарное мастерство» от Нетологии. В программе: живые вебинары, лекции, лонгриды, квизы и онлайн-воркшопы. Преподаватели научат превращать идеи в истории, придумывать хорошие сюжеты, управлять вниманием зрителя и подготовят к питчингу перед экспертами индустрии. У выпускников будет готовый сценарий пилотной серии с рецензией эксперта.

Чем занимается: запускает процесс работы над фильмом, подключается ещё во время подготовки к съёмкам и занимается не только творческими, но и административными задачами — подбирает команду, обеспечивает финансирование, контролирует съёмочный процесс, продвигает картину, чтобы привлечь зрителей.

Генеральный продюсер выполняет широкий спектр задач и несёт бó‎льшую часть ответственности за успех или провал картины. Чтобы его разгрузить, к работе над крупными проектами обычно подключаются ещё несколько узких специалистов с разным кругом обязанностей ↓

Исполнительный продюсер заключает договоры с персоналом и контролирует расход бюджета.

Линейный продюсер решает организационные вопросы, чтобы творческому процессу ничто не мешало: например, следит за соблюдением графика съёмок.

Промопродюсер работает над рекламной кампанией, знает, как создавать цепляющие трейлеры и креативные проморолики. Его задача — убедить зрителя, что нужно обратить внимание именно на этот проект, даже если в прокате сейчас сильные конкуренты.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Пример необычного промо: к премьере сериала Marvel «Женщина-Халк» в Tinder появился профиль главной героини, пользователи наткнулись на него случайно

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

А так видеосервис more.tv продвигал сериал «Стая»: на самом деле билборды в лесу монтировать не стали — просто использовали изображения для рекламы в соцсетях

Что должен уметь: договариваться и расширять базу контактов, важно хорошо знать процесс кинопроизводства, разбираться в маркетинге и менеджменте, быть ответственным, организованным и уверенным.

Сколько зарабатывает: наш источник из крупной производственной компании сообщает, что продюсер может получить от 300 тысяч рублей за работу в документальном проекте. Гонорар зависит от специализации и уровня ответственности специалиста, а также жанра, масштаба и бюджета картины.

Где учится: в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения и РГИСИ.

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения профессии обучают на факультете экранных искусств. Можно выбрать свою специализацию: стать продюсером кино и телевидения или линейным продюсером. Учёба длится пять лет. Студенты получают знания в области авторского права, правовых отношений и документооборота, финансов, анализа и прогнозирования кинорынка, жанров кино и его истории.

В Российском государственном институте сценических искусств (РГИСИ) можно получить образование на продюсерском факультете. Учебный план состоит из гуманитарных, экономических и искусствоведческих дисциплин. Студенты изучают экономическую теорию и менеджмент, маркетинг, историю театра, литературы, изобразительного искусства, кино.

Чем занимается: отвечает за творческую составляющую фильма, его действие и повествование, определяет сверхзадачу — ту идею, которую несёт картина.

Режиссёр интерпретирует сценарий, добавляя в фильм свой почерк и индивидуальность. Ставшие культовыми диалоги из картин Квентина Тарантино или визуальная композиция в фильмах Уэса Андерсона — те самые отличительные черты, которые режиссёры придают своим произведениям.

Трейлер «Французского вестника» Уэса Андерсона: десятки деталей, которые играют на общее настроение, фирменные диорамы, выверенная симметрия, чередование чёрно-белого и характерного для фильмов Андерсона цвета

Кроме того, режиссёр руководит большой съёмочной командой так, чтобы всё шло по его задумке: актёры правильно передавали образы персонажей, а технический персонал помогал создавать нужную атмосферу.

Что должен уметь: нужны глубокие знания в области кино, искусства и культуры, знание мировой повестки, собственное видение и способность его правильно доносить, умение убеждать и договариваться. Кроме того, режиссёр должен разбираться в том, чем занимаются другие специалисты: от оператора-постановщика до режиссёра монтажа.

Сколько зарабатывает: всё зависит от того, какого уровня специалист и проект, успешные картины приносят именитым режиссёрам десятки миллионов рублей.

Где учится: в ИСИ и ВГИКе.

В Институте современного искусства (ИСИ) на курсе «Режиссура игрового кино и телевидения» преподаватели дадут знания по режиссуре, кинодраматургии, сценарному и актёрскому мастерству, монтажу, основам продюсирования и операторского дела. Обучение длится пять лет.

Во ВГИКе будущих режиссёров тоже обучают в течение пяти лет. На факультете преподают кинорежиссуру, работу режиссёра с актёром, кинодраматургию, монтаж, кинотехнику, фотокомпозицию, основы звукорежиссуры, компьютерную графику и теорию музыки.

Чем занимается: помогает режиссёру с организационными вопросами, распределяет задачи внутри группы, составляет вызывные листы — график съёмок на смену, расписанный поминутно, и календарно-постановочный план, который даёт чёткое представление, в какой день что и кто снимается.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Часто в команде два вторых режиссёра — по планированию и по площадке. Первый занимается планированием до и во время съёмок, второй руководит площадкой в период продакшена.

Что должен уметь: находить общий язык со съёмочной группой, важно быть собранным, ответственным, внимательным к деталям, стрессоустойчивым.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Обычно съёмочная группа работает по сменам, в норме одна длится 12 часов.

Где учится: в Московской школе кино и «Индустрии».

В Московской школе кино программа обучения на второго режиссёра разбита на три блока: в первом расскажут о самой профессии, зоне ответственности специалиста, роли на съёмочной площадке, процессе кинопроизводства и так далее. Второй и третий блоки посвящены работе с разными департаментами на съёмках и практике. Курс длится два с половиной месяца.

Школа кино и телевидения Фёдора Бондарчука «Индустрия» предлагает пройти онлайн-курс по специальности. На второго режиссёра обучают полгода, программа включает в себя разработку проекта, читку сценария и составление плана бюджета, разбор типов проектов, периодов кинопроизводства, понимание прав и обязанностей второго режиссёра, состава съёмочной группы, работы с главным режиссёром и со всеми департаментами.

Чем занимается: следит за тем, чтобы режиссёр правильно передал задумку сценариста, и ведёт заметки по каждой отснятой сцене в соответствии со сценарием. Специалиста также называют помощником режиссёра по сценарию.

Скрипт-супервайзер разбивает сценарий на сегменты, создаёт раскадровки, определяет очерёдность съёмок по сценам, следит, чтобы смена декораций, костюмов и грима в кадре не противоречила хронологии событий, детали передавались точно, а сцены были логично связаны. В конце каждого съёмочного дня специалист готовит отчёт по количеству отснятых сцен, кадров и хронометражу.

Что должен уметь: разбираться в основах съёмки, монтажа и драматургии, важно быть очень внимательным, обладать хорошей памятью и широким кругозором.

Сколько зарабатывает: от 10 тысяч рублей за смену.

Где учится: на практике или в клубе Kino Caste.

Обычно скрипт-супервайзерами работают сценаристы или просто те, у кого большой опыт в режиссёрской команде.

Есть и профильные курсы, но их совсем мало. Например, освоить профессию можно в клубе Kino Caste. Преподаватели расскажут об общих принципах работы скрипт-супервайзера на всех этапах кинопроизводства, познакомят с должностными инструкциями, научат работе со сценарием, режиссёром и разными департаментами. Курс можно пройти онлайн или очно в Москве.

Чем занимается: работает с кинохлопушкой — доской с записями — и появляется в кадре, чтобы ей хлопнуть. Каждый хлопок обозначает дубль или кадр. Помощник режиссёра записывает на кинохлопушке номера сцен, кадров и дублей, чтобы на этапе постпродакшена монтажёры и звукорежиссёры смогли свести звук и изображение.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Интересный факт: за одну сцену помощник режиссёра может хлопнуть больше 100 раз. На фото — съёмки фильма «Майор Гром: Трудное детство»

Ещё специалист помечает комментарии режиссёра по кадрам, ведёт монтажные листы, подсчитывает время сцены, чтобы сообщить о перехроне или недохроне.

В помощники режиссёра часто идут студенты кинокурсов, чтобы набраться опыта и познакомиться с процессом киносъёмки изнутри.

Что должен уметь: находить общий язык с разными людьми, быстро реагировать и быть внимательным.

Сколько зарабатывает: от 4 тысяч рублей за смену.

Где учится: в Международном центре кинопрофессий.

Международный центр кинопрофессий обучает помощников режиссёра два месяца. Программа включает в себя общий курс «Основы кинопроизводства», а также детальный разбор обязанностей помощника режиссёра, практикум по работе с хлопушкой-нумератором и практикум по заполнению монтажных листов.

Чем занимается: отвечает за воплощение замыслов режиссёра и сценариста в визуальные образы.

Оператор-постановщик придаёт кадрам художественность и нужное настроение с помощью ракурса, движения камеры, освещения, экспозиции, композиции и других параметров.

В культовом фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» — глубинные мизансцены, благодаря которым зритель хорошо видит почти все детали в кадре и на переднем плане, и на заднем. Это добавляет изобразительности и помогает усилить драматичность действия, чтобы зритель испытал ещё бо́льшую гамму эмоций

Что должен уметь: операторы-постановщики отличаются художественной насмотренностью, дисциплинированностью, пунктуальностью и лидерскими качествами, а также глубокими знаниями технической части — устройства камеры, световых и цветовых схем.

Сколько зарабатывает: от 20 тысяч рублей за смену. Чем шире известность и лучше умения, тем выше гонорар.

Где учится: в ГИТРе и во ВГИКе, как и оператор.

Специалистов обучают в Институте кино и телевидения (ГИТР) в течение пяти лет. На курсе преподают историю операторского мастерства, фотокомпозицию, монтаж, киносъёмочную аппаратуру и оптику, светотехнику, основы драматургии и режиссуры, киноосвещение, кинокомпозицию, цифровые технологии.

На операторском факультете во ВГИКе тоже учатся пять лет. Программа содержит такие дисциплины, как фотокомпозиция, история мировой фотографии, кинооператорское мастерство, киносъёмочная аппаратура и вспомогательная техника, съёмочная оптика, киносветотехника, киноэкспонометрия, теория монтажа, цветоведение, цветокоррекция, цифровые технологии кинематографа, специальные виды киносъёмок, визуальные эффекты.

Чем занимается: заботится о плавном движении камеры, чёткости изображения, проходах, проездах, вращениях и поворотах техники, контролирует, чтобы в кадр не попадали лишние предметы, к примеру, шест с микрофоном, и наблюдает за положением операторского крана. Специалист отвечает за съёмку и останавливает её в нужный оператору-постановщику момент.

Что должен уметь: оператору важно быть внимательным, исполнительным и хорошо разбираться в камерах и сопутствующем оборудовании.

Сколько зарабатывает: от 15 тысяч рублей за смену. Гонорар оператора зависит от его мастерства, опыта и известности.

  • Узнаете, как устроена творческая индустрия
  • Попробуете себя в разных профессиях — от сценариста до саунд-дизайнера
  • Поймёте, в каком направлении хотите развиваться

Чем занимается: работает в тесной связке с режиссёром, помогает реализовать художественные задумки, руководит художественно-декораторской службой, оформляет площадку, следит за тем, как работают визуальные элементы в сценах — декорации, фон, костюмы.

Художник-постановщик изучает сценарий и на его основе придумывает, как визуализировать его через предметы, затем создаёт эскизы и чертежи декораций, чтобы согласовать их с режиссёром.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Чтобы сделать видимость полных трибун во время гонки в «Звёздных войнах», декораторы выкрасили в разные цвета 450 тысяч ватных палочек. Источник: Telegram-канал «Киношка»

Что должен уметь: работать руками и самостоятельно создавать элементы для декораций, также нужно обладать хорошо развитыми воображением и фантазией.

Сколько зарабатывает: от 300 тысяч рублей в месяц в Москве.

Где учится: в Московской школе кино и ГИТРе.

Художественной постановке обучают в Московской школе кино в течение двух лет, за которые студенты осваивают основной предмет, а также живопись, рисунок, основы эстетики и стилей, декораторское и бутафорское искусство, макетирование, основы цветоведения.

В ГИТРе дадут знания по части мастерства художника кино и телевидения, рисунка, живописи, композиции и перспективы, технологии материалов, компьютерной графики и визуальных эффектов, основ драматургии и кинотелепроизводства.

Чем занимается: продумывает, как с помощью грима перевоплотить актёра в персонажа, которого тот играет, — в человека или даже фантастическое существо, а также контролирует работу гримёров.

Грим может изменить практически что угодно: возраст, черты лица, пропорции тела и так далее.

На съёмках «Бэтмена» Мэтта Ривза гримёры каждый день тратили до 4 часов, чтобы превратить Колина Фаррелла в злодея по кличке Пингвин. Актёр даже выбрил часть головы, чтобы накладные волосы смотрелись на нём убедительнее

А вот так гримировали Джейми Кэмпбелла Бауэра для роли Векны в последнем сезоне «Очень странных дел» — на эту работу каждый день уходило по 7,5 часов

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Альмира Низамова

Ассистент по актёрам

Художники по гриму вместе с художниками постановщиками и режиссёром продумывают образ персонажа в соответствии с его характером, образом жизни и всеми известными о нём особенностями. То есть их задача — не просто одеть актёра в костюм и поработать кисточками, а именно придумать концепцию его образа.

Что должен уметь: работать с разными материалами, которые дополняют облик актёра или помогают создать ему новую личность, также нужно владеть всеми тонкостями гримёрного искусства.

Сколько зарабатывает: от 130 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в ГИТИСе и Школе художников гримёров-бутафоров.

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) предлагает выучиться на художника по гриму за пять с половиной лет. Преподаватели кафедры ведут занятия по истории грима, основам искусства театрального грима, сценическому гриму различных жанров.

Школа художников гримёров-бутафоров предлагает разные курсы, где можно узнать, как с помощью грима создавать ожоги, ранения, морщины и так далее.

Чем занимается: руководит командой костюмеров, подбирает одежду для героев, разрабатывает эскизы, зарисовки костюмов с учётом эпохи и характеров персонажей. При этом важна каждая деталь образа, через которую можно передать настроение.

Героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу стала иконой стиля для миллиона зрителей. Многие её образы придумала художник по костюмам, лауреат двух премий «Эмми» и номинант на «Оскар» Патриция Филд

Перед началом работы художник по костюмам внимательно изучает сценарий, исследует одежду того времени, в котором происходит действие, готовит эскизы и согласует их с режиссёром, а затем следит за процессом пошива и контролирует примерку готовых вещей.

Что должен уметь: разбираться в моделировании предметов сценической одежды, основах дизайна, материалах, также важно обладать художественным вкусом и иметь широкий кругозор.

Сколько зарабатывает: от 150 тысяч рублей в месяц.

Где учится: в СПГХПА и РГИСИ.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия (СПГХПА) обучает художников кино и телевидения по костюму в течение шести лет. Они узнают про технику и технологию живописных материалов в костюме, историю костюма, материальной культуры и быта, особенности кинопроизводства, конструирование костюма.

Также специалистов готовит РГИСИ на факультете сценографии и театральной технологии.

Чем занимается: ищет и изготавливает реквизит для съёмок, подбирает предметы, которые соответствуют эпохе, и с их помощью создаёт нужную атмосферу, координирует работу реквизиторов.

Специалисту важно понять идею художника-постановщика и реализовать её через реквизит. Необходимые предметы приходится искать повсюду, а если нужных нет — художник по реквизиту создаёт их сам вместе с командой или заказывает у нужных мастеров. Это могут быть предметы интерьера, быта и многое другое.

Для съёмок «Властелина колец: Возвращение короля» создали 45 тысяч единиц реквизита — над ними трудились 148 человек

Что должен уметь: работать с различными материалами и фактурами, быть внимательным и дотошным, а ещё важно знать, где можно достать что угодно 🙂

Сколько зарабатывает: от 160 тысяч рублей в месяц в Москве.

Где учится: в Британской высшей школе дизайна.

В Британской высшей школе дизайна учат изготавливать театральную бутафорию и реквизит спектакля, а также преподают историю театра и театрального дизайна, режиссуру и драматургию, живопись и рисунок, колористику и композицию.

Чем занимается: записывает звуки для фильма — шум моря, ветра, актёрские реплики, фон и так далее — и отвечает за то, чтобы они соответствовали всему происходящему в кадре и воспринимались естественно.

Звукорежиссёр сам подбирает фоновые шумы, чётко знает, какое звуковое решение должно быть в каждой сцене, и присутствует на объектах для съёмок, чтобы контролировать процесс.

Бывает так, что локация может хорошо подходить визуально, но звукорежиссёр предложит её поменять из-за плохой акустики или посторонних шумов. Поэтому он работает с режиссёром ещё на этапе подготовки к съёмкам, погружаясь во все детали.

Что должен уметь: отлично разбираться в звукозаписывающей технике, верно подбирать звуковую составляющую каждого кадра.

Сколько зарабатывает: от 12 тысяч рублей за смену.

Где учится: в КВТК и ГИТРе.

Санкт-Петербургский киновидеотехнический колледж (КВТК) даёт образование по специальности «театральная и аудиовизуальная техника». По итогам обучения выпускники получат знания по основам электротехники, метрологическому обеспечению и оценке качества аудиовизуального оборудования, разработке и техническому исполнению художественно-технических проектов, устройству записи и воспроизведения аудио-и видеоинформации, акустике.

В ГИТРе помогут развить навыки по работе с записью, монтажу и сведению звука, научат понимать возможности звукового оборудования, работе с актёрами, технологии озвучивания, слуховому анализу. Программа обучения рассчитана на пять лет.

Чем занимается: играет персонажа по сценарию. Актёру важно вжиться в роль и реалистично передать эмоции и настроение, чтобы его герой ожил на экране.

Работа актёров — тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Как правило, у них ненормированный рабочий график — даже если речь идёт о массовке. Актёры работают в самых разных условиях, заучивают многостраничный сценарий и общаются с большим количеством людей: от съёмочной команды до прессы и поклонников.

Съёмки часто бывают травмоопасными, а подготовка к ним — вредной для здоровья. Джеки Чан так часто получает переломы из-за выполнения трюков на площадке, что уже давно не может оформить страховку, а Кристиан Бейл известен тем, что экстремально меняется для ролей: например, для фильма «Ford против Ferrari» он похудел на 30 килограмм. По этому поводу даже появились мемы:

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Новость о том, что Кристиан Бейл набрал для роли червя из «Дюны» 200 тысяч килограмм, появилась на портале Hard Drive и быстро стала вирусной

Что должен уметь: кроме таланта перевоплощаться, иногда актёрам нужны дополнительные навыки. Для некоторых ролей требуется, например, уметь петь, танцевать или управлять истребителем, как это делает Том Круз в «Топ Ган: Мэверик»:

Сколько зарабатывает: за смену от 500 рублей в массовке и до полумиллиона в крупном проекте, если актёр востребованный. За рубежом гонорар за главную роль может доходить до сотни миллионов долларов — столько получил Том Круз за «Топ Ган: Мэверик», став самым высокооплачиваемым актёром Голливуда в 2022 году.

Где учится: в Театральном институте имени Б. Щукина и ВТУ имени М. С. Щепкина.

В Театральном институте имени Бориса Щукина учат актёрскому мастерству в течение четырёх лет. Студенты получают специальную и общеобразовательную подготовку по таким дисциплинам, как мастерство актёра, сценическая речь, музыкальный ансамбль, вокал, художественное чтение, сценическое движение, танец, фехтование, ритмика, этикет, философия, иностранный язык, история театра, литературы, музыки и изобразительного искусства.

Актёрское мастерство также помогут освоить в Высшем театральном училище (ВТУ) имени М. С. Щепкина. Студенты занимаются сценической речью, сценическим движением, танцем, музыкальными дисциплинами, вокалом, гримом. Обучение длится четыре года.

Чем занимается: выполняет опасные трюки вместо актёра.

Каскадёры бывают универсальными и узкопрофильными. Первые выполняют разные задачи вроде скачек на лошади, участия в боях и автогонках, прыжков с вышки и прочего.

Узкоспециализированные каскадёры обычно хороши в чём-то одном: мастерски водят машину, чтобы ехать на огромной скорости, или выполняют трюки с лошадьми, так как давно работают с животными и знают их нрав и привычки. Для этого требуются годы тренировок.

Профессионалы работают со специальной страховкой, реквизитом и декорациями. Выполнение каждого элемента требует долгой, поэтапной подготовки. Специалистов в этой области не так много.

Каскадёрам приходится в прямом смысле проходить через огонь и воду, нырять на глубину, прыгать с высоты, управлять самолётом или биться о стены — как на съёмках фильма «Люди Икс: Апокалипсис»

Что должен уметь: чтобы стать каскадёром, нужны отличная физическая подготовка, смелость, ответственность и выносливость.

Сколько зарабатывает: около 10 тысяч рублей за смену, есть доплата за сложность.

Где учится: в «Империи Кино» и Ю-Stunt.

В школе каскадёров «Империя Кино» курс длится год. Выпускники смогут профессионально исполнять трюки, а ещё самостоятельно их ставить.

В школе каскадёров Ю-Stunt учат исполнению и постановке трюковых номеров, сцен и программ, работе с реквизитом.

Для освоения профессии подойдут также школы, которые дают навыки из сферы экстремального спорта или единоборств.

Чем занимается: руководит командой осветителей, отвечает за освещение в кадре и бесперебойную работу осветительного оборудования.

Гафер подбирает освещение исходя из погодных условий и того, какое настроение нужно создать в кадре, ищет оборудование под задачу оператора, размещает и подключает технику. Он тесно взаимодействует с оператором-постановщиком и может предложить самый быстрый и удобный вариант для решения задачи, связанной с освещением.

Кто есть кто на съёмочной площадке: гид по кинопрофессиям

Столько осветительной аппаратуры понадобилось, чтобы снять короткую сцену, где Уилл Смит просто сидит на лавочке в фильме «Люди в чёрном». Источник: Telegram-канал Filmlights

Что должен уметь: мастерски разбираться в разных типах осветительных приборов и правильно применять их во время съёмок.

Сколько зарабатывает: от 21 тысячи рублей за смену.

Где учится: в Театральном художественно-техническом колледже, как и осветитель.

Театральный художественно-технический колледж принимает студентов на специальность «светорежиссура». Будущих гаферов и осветителей будут учить основам электротехники, режиссуры, сценографии, светотехники, цветоведения, прирезки и макетирования, психофизиологии зрительного восприятия, работе с системами энергоснабжения, источниками света и светотехническим оборудованием.

Чем занимается: подключает, монтирует, упаковывает и транспортирует световое оборудование, а также проверяет, все ли кабели и лампы исправны и так далее.

Что должен уметь: починить прибор, вышедший из строя, и быстро настроить аппаратуру, осветителю также важно иметь хорошую физическую подготовку и быструю реакцию, быть выносливым, дисциплинированным и исполнительным.

Сколько зарабатывает: от 13 тысяч рублей за смену.

Над созданием фильма трудится большая съёмочная группа. Её состав зависит от бюджета картины: это может быть и несколько сотен, и пару десятков специалистов. Их задачи сильно связаны друг с другом, и итоговый результат зависит от профессионализма и ответственности каждого члена команды.

Съёмочный процесс бывает затяжным и нелёгким, проходит в разных погодных условиях, и участникам кинопроизводства часто приходится работать по ненормированному графику. Но если на одной площадке собирается сильная, профессиональная команда, результат точно того стоит.

Телеграм Нетологии

Директор съемочной группы

------------------------------------
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
--------------------------------
(наименование должности)
00.00.0000                   N 000
---------  ---------------------
(подпись)  (инициалы, фамилия)
Директора съемочной группы            00.00.0000

1.1. Директор съемочной группы относится к категории руководителей.

1.2. На должность:

— директора съемочной группы принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности заместителя директора съемочной группы не менее 1 года, участие в производстве не менее 2 полнометражных фильмов;

— директора съемочной группы II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности директора съемочной группы не менее 2 лет, участие в производстве не менее 3 полнометражных фильмов;

— директора съемочной группы I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности директора съемочной группы II категории не менее 3 лет, участие в производстве не менее 2 полнометражных фильмов;

— директора съемочной группы высшей категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (экономическое, гуманитарное, культуры и искусства) и стаж работы в должности директора съемочной группы I категории не менее 5 лет, участие в производстве не менее 2 полнометражных фильмов.

1.3. Директор съемочной группы должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития кинематографии;

    - структуру __________________________________________________________;
(наименование учреждения (организации))

— экономику кинематографии;

— организацию производства и управления на киностудии;

— технологию производства фильма;

— порядок оформления трудовых и других соглашений с физическими лицами и сторонними организациями;

— методику разработки календарно-постановочного плана производства фильма;

— порядок расчета себестоимости фильма (составление лимитной, генеральной смет на производство фильма);

— планирование и финансирование производства фильма;

— учет и отчетность;

— технико-экономический анализ работы съемочной группы;

— основы делопроизводства;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Директор съемочной группы в своей деятельности руководствуется:

    - Положением о _______________________________________________________;
(наименование учреждения (организации))

— настоящей должностной инструкцией;

    - ____________________________________________________________________.
(иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой
функцией директора съемочной группы)
1.5. Директор съемочной группы подчиняется непосредственно ____________
_________________________________.
(наименование должности/органа)

1.6. В период отсутствия директора съемочной группы (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет заместитель (заместители), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Директор съемочной группы относится к профессиональной квалификационной группе «Должности руководящего состава учреждений культуры, искусства и кинематографии» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) 1 .

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Руководство производственно-экономической и финансовой деятельностью съемочной группы.

2.2. Организация работ съемочной группы.

3. Должностные обязанности

Директор съемочной группы исполняет следующие обязанности:

3.1. Руководит производственно-экономической и финансовой деятельностью съемочной группы, распоряжается кредитами, отпущенными на производство фильма.

3.2. Организует выполнение работ по производству фильма в установленные сроки и лимиты сметно-финансовых ассигнований.

3.3. Разрабатывает совместно с кинорежиссером-постановщиком, кинооператором-постановщиком и художником-постановщиком смету и календарный план производства фильма на период разработки режиссерского сценария и подготовительный период.

3.4. Руководит работой и непосредственно участвует в разработке календарно-постановочного плана и генеральной сметы производства фильма.

3.5. Участвует в создании и защите постановочного проекта фильма.

3.6. Комплектует совместно с кинорежиссером-постановщиком состав съемочной группы и представляет его на утверждение дирекции киностудии.

3.7. Организует выбор мест натурных съемок.

3.8. Руководит выездом в экспедиции и организацией базы съемочной группы.

3.9. Обеспечивает готовность объектов к съемке.

3.10. Участвует в приеме готовых декораций.

3.11. Планирует работу съемочной группы.

3.12. Определяет совместно с кинорежиссером-постановщиком плановое задание на каждый съемочный день.

3.13. Руководит работой по приобретению сценическо-постановочного имущества, обеспечению съемочной группы транспортными средствами и осуществляет контроль за их использованием.

3.14. Утверждает акты выполненных работ и подписывает документы, служащие основанием для расчетов с отделами и цехами киностудии, сторонними организациями и физическими лицами, а также акты простоев в работе съемочной группы, пересъемки сцен фильма и акты списания имущества, пришедшего в негодность по ходу съемок.

3.15. Обеспечивает процесс в пределах утвержденной генеральной сметы материалами и денежными средствами, отпущенными съемочной группе, заключает договоры, осуществляет заказы на предоставление товаров и услуг, необходимых для производства фильма.

3.16. Совместно с бухгалтером съемочной группы составляет отчет о творческо-производственной и финансовой деятельности съемочной группы.

3.17. Обеспечивает условия для производства фильма.

3.18. Осуществляет организацию работ съемочной группы в соответствии с правилами по охране труда.

3.19. Обеспечивает сохранность собственности и использование материальных и финансовых средств, предоставленных на производство фильма.

    3.20. ________________________________________________________________.
(другие обязанности)

4. Права

Директор съемочной группы имеет право:

4.1. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.

    4.2. Подписывать и визировать ________________________________________.
(виды документов)

4.3. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.4. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.5. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.7. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

    4.8. _________________________________________________________________.
(другие права)

5. Ответственность

5.1. Директор съемочной группы привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

    6.1.   Настоящая   должностная   инструкция   разработана   на   основе
Квалификационной   характеристики  должности  "Директор  съемочной  группы"
(Единый  квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов
и  служащих.  Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников
культуры,    искусства    и    кинематографии",    утвержденный    Приказом
Минздравсоцразвития    России    от    30   марта   2011   г.    N   251н),
___________________________________.
(реквизиты иных актов и документов)
6.2.   Ознакомление   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт   ознакомления   работника  с  настоящей  должностной  инструкцией
подтверждается ____________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
___________________________________________________________________________
частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными
___________________________________________________________________________
инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся
__________________________________________________________________________.
у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bhs 11 наушники инструкция по применению
  • Шалфей таблетки для рассасывания инструкция по применению взрослым при кашле
  • Сальвагин свечи инструкция по применению цена
  • Холодильный шкаф ice stream large инструкция
  • Ту фкр зао руководство