Каковы основные принципы вашей работы с коллективом? Этот вопрос заставляет директора школы глубоко задуматься. А в самом деле, что лежит в основе управления «маленьким государством» или «большой семьей» под названием школа?
Ольга ПРОКАЗОВА, директор 9-й волгоградской гимназии: «Братство кольца» или семья?
Когда о работе говорят – «второй дом», я не вижу в этом «художественного преувеличения». Тем более когда речь идет об учебном заведении. Его «делают» не только стены, но и дух, царящий внутри. Корпоративная культура, высокий стиль деловых и партнерских отношений – сегодня, на мой взгляд, ключевые понятия.
Мне очень дорого, что большинство моих коллег – патриоты своей школы. Нас объединяет одна идея – дать детям и настоящее элитное образование, и разумное, доброе, вечное.
Для меня наша школа самая-самая необыкновенная. Бывшая десятилетка на рабочей окраине, ныне гимназия, известна своими традициями во всем городе. Она по-прежнему находится на «спальной» периферии, но… «Где-то в Бекетовке, в камышах, среди частного сектора, а такая продвинутая!» – говорят о ней люди. Это всегда приятно слышать.
Мы помним свою историю, которая насчитывает 75 лет. Как-то пионерские активисты из школы умудрились побывать на приеме у самой Надежды Крупской. О чем они говорили со вдовой Ленина, покрыто мраком прошедших десятилетий. Но дружина долго еще носила ее имя. В 1933 году школе было присвоено звание образцово-показательной.
Как сохранить атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, создать теплый, комфортный микроклимат в школе? Мне кажется, здесь очень важно сохранение традиций, чувства СОПРИЧАСТНОСТИ к общему делу. Девиз гимназии «От традиций – к инновациям». Кстати, уникально то, что более половины педагогического состава – наши же выпускники! Многие работают целыми династиями. Традиции бережно хранили и передавали директора школы, и я постоянно сверяю свои решения с их опытом. Для меня, нынешнего директора, гимназия без преувеличения – «малая родина»: в ее классах учились мой муж и мои дети, ее закончила и затем здесь работала моя свекровь. Половина моих заместителей тоже наши выпускники. Управлять такой «семьей» приятно.
Нина МОРОЗОВА, директор 23-й рыбинской школы, Ярославская область: Не бойтесь завиральных идей
Как-то на досуге я подсчитала, что сегодня у директора около 240 видов различных обязанностей. Возможно ли физически все их выполнить? Нет, конечно. Поэтому важно, чтобы в команде была взаимозаменяемость. Директор должен не бояться делегировать свои полномочия.
Мне хотелось бы поделиться своеобразной технологией создания команды единомышленников, проверенной собственным опытом работы.
Начинать надо с изучения коллектива с целью выявления неформальных и формальных лидеров, состояния межличностных отношений в коллективе. Это позволяет выделить потенциальных претендентов для команды управления.
Второй этап – подбор команды. Люди должны иметь различный опыт работы, разные темпераменты, способности. Главное в том, чтобы все члены команды были верны общей цели, поддерживали ее.
Правило первое. Во время административных совещаний могут возникать различные ситуации, но когда мы, члены команды, вышли из кабинета и закрыли за собой двери, никто не должен знать, что между нами только что были какие-то разногласия.
Следующее правило, скорее требование к каждому члену команды, – это высочайшая ответственность. Заместители директора знают, что от их исполнительской дисциплины зависят порядок и слаженность работы многочисленных механизмов сложнейшей структуры – школьного коллектива. Большое значение имеет создание единого информационного поля. Очень важно проводить ежедневные, а со временем – еженедельные встречи команды в кабинете директора. На административных совещаниях проводится анализ всех событий, мероприятий, управленческих решений, происходит обмен информацией. Любой заместитель директора принимает решения в пределах своей компетенции. На совещаниях он имеет возможность выдвигать идеи, предложения, давать рекомендации другим членам команды.
Создание единого информационного поля позволяет сегодня всем членам команды быть взаимозаменяемыми.
Считаю важным растить резерв. Мы постоянно учимся на курсах и друг у друга. Школа не жалеет средств на оплату учебы учителей и управленцев в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле.
При формировании команды мне было важно научить своих заместителей азам административной работы: планированию, сбору информации, культуре делопроизводства, умению выступать перед аудиторией, деловому этикету.
Я рада, что сегодня коллектив учителей поддерживает администрацию школы во всех начинаниях, доверяет нам.
Любой из моих замов – лидер, профессионал высокого класса, отлично знающий свое дело. Разве приемлемы в работе сухие приказы и распоряжения? Мои коллеги высоко ценят одобряющее слово, доверительные отношения. Есть у меня и свои «хитрости». Например, каждому заместителю предлагаю «завиральную» идею, затем помогаю эту идею воплотить в жизнь. Процесс проходит удивительно интересно: поиски, находки, поражения, открытия. В этот момент осуществляется прорыв, выход школы на новое качественное состояние.
И последнее: обязательным условием формирования творческой команды является неформальное общение. Это и творческие вечера, и совместные дни рождения, и сюрпризы к праздникам.
Елена СТОЛБОВА, директор 587-й гимназии Санкт-Петербурга: Совершенству нет предела
На мой взгляд, главным во взаимоотношениях «руководитель – учитель» должно быть уважение к учительскому труду. Зная, как сегодня учитель материально незащищен, нужно его поддержать, приободрить, помочь. Я очень ценю в учителе его заинтересованное отношение к своей профессиональной деятельности. Критерием здесь часто служит его забота о собственном кабинете. Как театр начинается с вешалки, так и учитель – с кабинета. Если я вижу, что ничего не меняется на протяжении долгого времени, и учитель не приходит, ничего не требует от меня, он профессионально не азартен. Я всегда говорю коллегам: просите, настаивайте, ничего страшного, если я вам откажу сегодня. Завтра, может быть, появится возможность помочь.
Еще один важный момент в работе с коллективом – это поощрение стремления к учебе. Есть среднее специальное образование – получай высшее, есть высшее – думай о втором высшем. Что такое высшее образование для учителя? Это кругозор, широта взгляда, исследовательский навык. Разве плохо, когда перед ребенком стоит всесторонне образованный, интеллигентный учитель? Безусловно, это создает для школы определенные трудности: на время сессий нужно искать учителю замену, но повышение уровня образования у нас в школе только приветствуется. Мало того, мы поддерживаем желание учителей сдавать кандидатский минимум. Даже несмотря на то, что зачастую потом вкус к науке пересиливает и учитель уходит из школы либо в вуз, либо в научно-методический центр.
Мне кажется, важно стимулировать учителя повышать квалификацию через всевозможные курсы. Сегодня его работа – это и инновационные технологии, и новые учебно-методические комплексы. Все обновляется, меняется с непостижимой скоростью. Поэтому необходимо, чтобы руководитель образовательного учреждения создавал все условия для возможности совершенствования учителя.
На все наши педсоветы мы неизменно приглашаем представителей педагогической науки. Темы для обсуждения берем самые острые. К примеру, вскоре намерены обсудить роль учебно-методического комплекса в повышении знаний учащегося. Уговариваем своих учителей участвовать в конкурсе педагогических достижений. Участие, а тем более победа, повышает его профессиональную самооценку.
Несомненно, это все – индивидуальная работа с учителем, и если ее нет, если учитель боится заглянуть в кабинет директора, то считаю, что в чем-то есть и моя недоработка.
Развитию доверительных отношений, кстати сказать, способствуют школьные традиции. У нас, например, каждый День учителя отмечается в ресторане, где методические объединения представляют свои программы. 8 Марта мы ходим в театр, причем билеты учителя получают бесплатно. Выезжаем за город, на экскурсии. Проводим педсоветы в Эрмитаже, Русском музее.
Вообще, подытоживая свой день, считаю его удачным тогда, когда общаюсь как можно с большим числом людей в школе. Это дает огромный заряд бодрости и новые темы для размышления.
На заметку
Питер Сенге в своей книге об искусстве управления сформулировал восемь требований к управленческой команде, действующей на принципах самоорганизации. Команда должна:
1. Иметь четкие цели.
2. Цели должны быть важными для каждого из членов команды.
3. Иметь внутренние силы для достижения этих целей.
4. Развивать компетентность, отвечающую интересам достижения целей.
5. Обеспечивать обратную связь – информацию от внешней среды, относящуюся к намеченным целям и степени их достижения.
6. Быть в состоянии принять эту информацию и использовать ее для изменения своих действий с тем, чтобы достигать поставленных целей.
7. Быть «оппортунистической» и быть в состоянии опережать неожиданные явления.
8. Быть группой индивидуумов, которые верят в то, что они нужны друг другу для того, чтобы действовать успешно.
Стили руководства педагогическим коллективом школы
Владислав Исаакович Этнис,
директор школы №69 г. Санкт — Петербурга
В современных условиях руководство педагогическим коллективом школы ставит перед директором все новые и новые задачи. Это связано, прежде всего, с широким внедрением в педагогический процесс инновационных технологий, с все большим потоком информации, постоянно повышающимся уровнем подготовки профессиональных педагогических кадров и др. В этой связи наиболее актуальным становится вопрос возможностей руководителей школы использовать те или иные стили деятельности в руководстве.
Рассмотрим понятие индивидуального стиля деятельности. Е.А.Климов определяет индивидуальный стиль деятельности следующим образом: «Обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, в широком смысле — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [1, с.49].
Особое место занимает изучение стилей руководства. Исследователи различают разные подходы к проблеме, количество стилей, выделяя их по разным основаниям. Одно из самых популярных в психологической науке описание стилей руководства принадлежит Курту Левину [2, с. 157]. Он выделяет две стороны стилей руководства – содержание решений, предложенных руководителем (формальный аспект), и техника (способы) осуществления этих решений (содержательный аспект). Рассмотрим с этих позиций основные стили руководства – авторитарный, демократический, либеральный. Также определим, как эти стили будут проявляться в руководстве педагогическим коллективом.
Формальный аспект авторитарного стиля – указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто, характерен лаконичный командный язык, зачастую, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Руководитель находится «над группой». Содержательно — мероприятие планируется заранее, обычно указываются только предстоящие действия, перспектива педагогам неизвестна, мнение руководителя – решающее. Педагогический коллектив боится проявлять инициативу, т.к. она может быть наказуема. В этих условиях у педагогов нет возможности раскрыть свои организаторские, лидерские способности. Внешне создается впечатление порядка в коллективе, но педагогический коллектив находится в эмоциональном напряжении.
Демократический стиль – все мероприятия облекаются в форму предложений, высказанные доброжелательным тоном, похвала и порицания высказываются с учетом мнения подчиненных, запреты делаются в форме предложения и дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция руководителя – «в группе». По содержанию, большинство мероприятий планируется и обсуждается в группе, за их реализацию отвечают все участники, руководитель не пытается использовать решающее влияние своего голоса. Педагогический коллектив заинтересован в совместном результате деятельности, в коллективе преобладает инициатива, формируется сознательное отношение к работе. В таком педагогическом коллективе низкая текучесть кадров, у педагогов есть возможность реализовать свои способности.
Либеральный стиль – конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний предложений, запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – вне группы. По содержанию, руководитель не дает словесных указаний и предложений, воздействует лишь своим присутствием, работа складывается из отдельных интересов, если руководитель отсутствует – педагоги стремятся заняться своими делами или уйти с работы, т.к. не заинтересованы в конечном результате совместной деятельности. В таких педагогических коллективах существуют мини-группы, которые существуют автономно, сами по себе, от чего страдают интересы дела. Либеральный стиль деятельности называют также попустительским.
Курт Левин и его школа считали, что стили руководства зависят исключительно от индивидуальных особенностей руководителя. Современный подход к изучению стилей руководства несколько иной. Выраженность стилей руководства по фактору «авторитарность – либеральность» может быть различной – до его крайних форм, однако стиль не может быть описан лишь в рамках этого фактора. В основу классификации могут быть положены несколько факторов: «авторитарность – либеральность», «общественная – эгоцентрическая ориентация», «деловая активность – инертность», «контактность — дистанционность», «властвование – подчинение», «ориентация на выполнение работы – человеческие отношения», «стрессоустойчивость – нетолерантность» [4, с.46].
В рамках современного подхода, по мнению Н.В.Ревенко [3], стили руководства являются интегральной характеристикой деятельности руководителя, которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий. Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью. Такая гибкость руководства позволит педагогическому коллективу плодотворно работать, добиваясь высоких результатов, а также развивать творческую индивидуальность каждого педагога.
Литература:
1.Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992.- 199 с.
2.Практическая психология, под ред. Тутутшкиной М.К., СПб 1993. — 252 с.
3.Ревенко Н.В. Психология управления. Л., 1983.- 72 с.
4.Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000. – 199 с.
Управление современной школой: какой должна быть команда
Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
07 марта 2018
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
Обязанности:
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
Обязанности:
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
Обязанности:
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Читайте также:
- Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
- Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
- Геймификация в образовании
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:
- Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
- Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
- Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
Урок
34
Тема:
Личность в коллективе. Педагогическое руководство детским коллективом
Цели:
изучить новый материал
Задачи:
обобщить полученные знания; выявить проблемы по теме
Личность
и коллектив
Личность
в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает
направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими
коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив – частица общества, он
неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи.
Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
В
ходе взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные
черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится
важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная
общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для
развития и формирования цельной гармоничной личности.
Взаимоотношения
личности и коллектива многообразны. Можно выделить: влияние коллектива на
личность и влияние личности на коллектив.
Влияние
коллектива на личность.
Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и
богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровнее жизнь
коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает
определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не
может не оказывать влияния на коллектив.
БЕСЕДА
С УЧ-СЯ ПО КАРТИНКАМ
По
отношению к личности коллектив выполняет ряд функций:
1) приобщает
ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он
выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели,
задачи привносит из общества. Если рассматривать личность в соотношении с
коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к
данной общности;
2) влияние
коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции.
Человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть
лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив – могучая сила. В своем
арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности.
Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – не полный
перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Влияние
личности на коллектив.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета,
руководства, лидерства.
Авторитет – общественное признание
личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека
объективным требованиям деятельности.
Указанные
качества человека способствуют влиянию на коллективное мнение в силу признания
уважения, подчиненности и взаимности интересов человека.
Педагогическое
руководство детским коллективом
Речь
идет теперь о тех педагогических действиях, приемах, а также условиях, в том
числе психологических, социальных, материальных, которые обеспечивают
полноценную жизнь детского воспитательного коллектива.
К
этим условиям и педагогическим мерам, А.С.Макаренко относил следующие:
наличие планов, дальнейших целей – «система перспективных линий»; необходимая
организационная структура коллектива и органы самоуправления; наличие традиций
в коллективе; разнообразие форм работы и видов деятельности воспитанников; игровое
и эстетическое оформление всей жизни группы;наличие единых для всех, в том
числе для педагогов, норм жизни, правил, режима, дисциплины.
Все
это стало классикой отечественной педагогики и обо всем этом написано в книгах
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и современных специалистов по коллективному
воспитанию. Остановимся на некоторых из названных выше приемах, условиях
педагогического руководства детским коллективом.
Главным
условием жизни и движения коллектива вперед является наличие целей, социально и
личностно значимой деятельности для всех членов группы. Это открыли классики
коллективного воспитания, но об этом часто забывают школьные и другие педагоги,
когда пытаются сплотить группу, коллективные отношения и т.д. Дело в том, что
без общей захватывающей всех и одновременно каждого деятельности, без дел,
которые все нужны и интересны, коллективных отношений не будет. Во многих
школах, кроме учебной деятельности, для школьников нет почти никакой сферы
приложения сил.
Главная
деятельность – учебная
– носит в основном индивидуальный характер. Для развития коллектива, как
воздух, нужна разнообразная внеурочная деятельность в школе и вокруг нее.
поэтому в тех школах, где созданы условия для богатой внеурочной работы и жизни
детей, легче и сами собой создаются коллективы. Поэтому в сельских школах,
интернатах, детских домах, где есть много точек приложения сил, много мест для
активной самодеятельности детей, легче организовать коллективную жизнь.
Главный
закон воспитания:
воспитывать – значит организовать деятельность ребенка. Одной из причин
того, что настоящих коллективов мало в общеобразовательных школах, вероятно,
является отсутствие настоящего поля деятельности.
Вторым
важным условием развития коллектива детей, школьников является самодеятельность,
активность детей.
Самоуправление
школьников – форма организации жизни и деятельности школьников силами самих
детей. По существу, здесь работает еще один закон воспитания, о котором
говорилось выше: воспитание успешно, если дети сознательно участвуют в
деятельности как самостоятельные ее субъекты, а не марионетки в руках взрослых.
К сожалению, в школах самоуправление часто сведено к формальному минимуму:
заседание ученического совета, жесткая опека и регламентация самодеятельности
детей со стороны взрослых. Это особенно процветало в 30-50-е гг., в эпоху
сталинизма в стране, не менее формальным было самоуправление во многих школах и
в последующие годы.
Подлинное самоуправление детей в образовательном
учреждении должно возникать естественным путем, при наличии деятельности,
разнообразных дел, для проведения которых нужны организаторы из учеников –
активисты, входящие в органы самоуправления: различные советы, комитеты,
комиссии, команды, инициативные группы, отряды и пр.
Педагоги
должны стимулировать образование органов детского самоуправления, но не стоит
бюрократизировать живое дело, создавать искусственные структуры, которые не
нужны для дела и не работают.
Важно,
чтобы педагоги на деле предоставляли детскому самоуправлению возможность решать
вопросы собственной жизни, при этом определив, конечно, область компетенции
школьных классных органов самоуправления.
В
управленческой структуре школы органы детского самоуправления должны играть
свою роль. В этом случае отношения педагогов и воспитанников развиваются на принципах
сотрудничества: в общем для всех дел ученики и учителя делят свои функции,
полномочия, совместно обсуждают насущные проблемы жизни учреждения и участвуют
в ее организации.
К
условиям правильной организации самоуправления относится сменяемость
отдельных лиц, представителей коллектива и органов.
Для
этого проводятся выборы в различные советы, новые назначения, поручения. А.С.Макаренко
считал, что в идеале в развитом коллективе любой его член может руководить и
подчиняться, выполнять любые поручения по управлению внутри детского
сообщества.
Участие
детей в общественной жизни в рамках самоуправления и есть школа социального
опыта, воспитание и развитие человека.
Воспитательная сила самоуправления используется в
образовательных учреждениях многих стран Европы, Америки, Азии. Правда, там
есть традиция в школьном самоуправлении копировать политическую систему страны:
в США школьники играют в выборы президента и сенатские комиссии, в Англии
избирают школьный парламент со спикерами и дебатами. Это способствует развитию
навыков публичного выступления и других качеств лидера. В России такой традиции
не было, и школьное самоуправление моделирует общие формы и нормы
демократической, общественной организации.
Еще
одно воспитательное средство в жизни школьного коллектива – традицию.
Традиции
в коллективе тоже возникают естественно, отражая историю, прошлое, удачные,
яркие дела, события в жизни учреждения.
К
ним относятся: праздники, знаменательные дни, годовщины, ритуалы,
обычаи, нормы поведения, стиль и тон общения, привычки.
Традиции
объединяют поколения, аккумулируют и сохраняют коллективные ценности,
организуют жизнь коллектива, в целом формируют и коллектив, и каждого его
представителя в отдельности. Каждая хорошая школа накапливает и бережет
традиции как историю, опыт и как средство воспитания.
Управление
ученическим коллективом осуществляется как два взаимосвязанных процесса:
1)
сбора информации о коллективе и входящих в них школьников;
2)
организации адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью
совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого
отдельного ученика.
В
практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать ряд требований
(правил):
1)
разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников
к самостоятельности, независимости, желанием проявлять свою самодеятельность и
инициативу;
2)
коллектив – динамическая система, он постоянно изменяется, развивается. Поэтому
педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным;
3)
высокой эффективности классный руководитель добивается лишь тогда, когда он
опирается на коллектив учителей, работающих в классе, сотрудничает с другими
коллективами, держит связь с семьей;
4)
формализм – злейший враг воспитания. Приоритет ценностей формирует учитель:
какие образцы он предлагает своим воспитанникам, такие качества у тех
формируются;
5)
показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса;
6)
демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей. Система контроля направляет на все более
высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а
конкретно осуществляет контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по
горизонтали);
7)
межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру:
персональные, партнерские; мотивационные. Это обязывает воспитателя к такой
организации коллективного взаимодействия, при которой эти отношения между
членами коллектива сливаются в процессе дружеского единения, общения,
сотрудничества. Воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам других,
прощать неразумные действия, нанесенные обиды;
надо помнить, что в разработке индивидуальных поручений следует идти не только
от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников;
9)
положение ученика в коллективе зависит от: особенностей самого школьника; черт,
характеризующих его нравственный облик; физические данные; от норм и
стандартов, принятых в коллективе отношений. Один ученик может оказаться в
одном коллективе в благоприятном, а в другом – в неблагоприятном положении.
Поэтому надо создавать временные коллективы, переводить неблагополучных
учеников в тот коллектив, где они могут получить более высокий статус; изменения
характера деятельности в коллективе. Классный руководитель постоянно заботится
об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.
Д/ЗАДАНИЕ:
ПОДГОТОВИТЬ РЕФЕРАТЫ-СООБЩЕНИЯ НА ТЕМУ «Функции, основные направления и формы
деятельности классного руководителя»
ИНФОРМАЦИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ:
Классный руководитель в школе: цель, задачи и основные функции
его деятельности
Классный руководитель –непосредственный
и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо,
назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Цель деятельности классного руководителя
– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его
успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности
классного руководителя:
— формирование и развитие коллектива класса;
— создание благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциала способностей;
— формирование здорового образа жизни;
— организация системы отношений через разнообразные формы
воспитывающей деятельности коллектива класса;
— защита прав и интересов обучающихся;
— организация системной работы с обучающимися в классе;
— гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и
педагогическими работниками;
— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных
ориентиров;
— организация социально значимой, творческой деятельности
обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя –
целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава
общеобразовательного учреждения, иных локальных актах, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личносто-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и
ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного
и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо
знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста,
быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной
деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей
деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные
и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
— обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
— установление контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного
образования);
— проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными
представителями) обучающихся;
— взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-воспитательным
персоналом общеобразовательного учреждения;
— организация в классе образовательного процесса, оптимального
для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках
деятельности общешкольного коллектива;
— организация воспитательной работы с обучающимися через
проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и
других мероприятий;
— стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся,
в том числе в системе дополнительного образования детей;
— взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в
целом;
— ведение документации (классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление
взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие
благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи
обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение
состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью
учебных занятий обучающими.
Классный руководитель выполняет
следующие функции: воспитательную – педагогическое
руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в
целом; организационно-административную – руководство классом как
организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других
документов; координирующую – установление взаимодействия между
всеми участниками воспитательного процесса.
К функциональным обязанностям
классного руководителя относятся: всестороннее изучение и воспитание
учащихся, оказание им помощи в учении и развитии, решение проблем их учебного и
профессионального самоопределения, развитие внутригрупповых, межличностных отношений
учащихся, взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач, контроль за
успеваемостью, посещением и поведением учащихся. //источник: https://studopedia.su/15_56294_samostoyatelnaya-rabota—.html//
Источники:
1.Личность
и коллектив – Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/20695
2. Педагогическое руководство детским
коллективом – Режим доступа: https://studopedia.su/15_56293_pedagogicheskoe-rukovodstvo-detskim-kollektivom.html
3.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии./С.А.Смирнов, И.Б.Котова,
Е.Н.Шиянов и др.; Под ред.С.А.Смирнова. М., 1999.
4.
Подласый И.П. Педагогика. М., 2001.
5.
Сластёнин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.
Педагогическое
руководство коллективом.
Коллектив
непрерывно меняется, потому что непрерывно
меняются люди, его образующие. Изменяется
и характер влияния коллектива на
личность. В школьных коллективах процессы
развиваются так интенсивно и быстро,
что даже специалисты не успевают за
ходом событий. Однако, вглядевшись
повнимательнее, видим — процесс развития
коллектива отнюдь не стихийный, а
педагогически управляемый. Эффективность
управления зависит от того, в какой мере
исследованы закономерности его развития,
насколько правильно воспитатель
диагностирует ситуацию и выбирает
средства педагогического воздействия.
Управлять ученическим коллективом —
это значит управлять процессом его
функционирования, использовать коллектив
в качестве инструмента воспитания
школьников с учетом той стадии развития,
на которой он находится. Управление
будет тем эффективнее, чем полнее
учитываются особенности коллектива и
его возможности самоуправления.
Управление
ученическим коллективом осуществляется
как два взаимосвязанных и взаимообусловленных
процесса:
-
сбора
информации об ученическом коллективе
и входящих в него школьниках; -
организации
адекватных его состоянию воздействий,
имеющих целью совершенствовать сам
коллектив и оптимизировать влияние
его на личность каждого отдельного
ученика (А.Т. Куракин).
Оптимизация
управления ученическим коллективом
связана с вычленением параметров и
разработкой критериев, характеризующих
уровень развития коллектива и положение
школьника в системе коллективных
отношений; разработкой методик изучения
коллектива, форм и методов использования
полученной информации. Важнейшее условие
оптимизации — интеграция оказываемых
на коллектив воспитательных воздействий
в единую систему, обеспечивающую
непрерывность этих процессов. Такая
интеграция достигается путем:
-
использования
комплекса педагогических воздействий
на коллектив; -
постоянной
и многосторонней заботы членов
коллектива
друг о друге в повседневной
жизни; -
создания
таких ситуаций в жизни коллектива,
которые способствуют его положительному
влиянию на отдельных членов; -
расширения
функций ученического самоуправления; -
объединения
усилий всех тех, кто участвует в работе
с коллективом.
В
практике педагогического управления
коллективом школьников необходимо
соблюдать следующие важные правила:
1.
Разумно сочетать педагогическое
руководство с естественным стремлением
учеников к самостоятельности,
независимости, желанием проявить свою
инициативу и самодеятельность. Не
подавлять, а умело направлять активность
ребят, не командовать, а сотрудничать
с ними. Строго дозировать педагогическое
воздействие, внимательно следя за
ответной реакцией школьников. При
отрицательном восприятии надо
немедленно
изменить тактику, искать
другие пути. Необходимо добиваться,
чтобы цели, задачи, которые нужно решить,
ставили сами ребята, и к этому их надо
готовить. Выбирайте посильные цели,
видимые и понятные каждому члену
коллектива.
2.
Коллектив — динамическая система, он
постоянно изменяется, развивается,
крепнет. Поэтому педагогическое
руководство им также не может оставаться
неизменным. Начиная как единоличный
организатор коллектива на первой стадии
его развития, педагог по мере развития
коллектива постепенно меняет тактику
управления, развивает демократию,
самоуправление, общественное мнение и
на высших стадиях развития коллектива
вступает в отношения сотрудничества с
воспитанниками.
3.
Высокой эффективности коллективного
воспитания классный руководитель
добивается лишь тогда, когда он опирается
на коллектив учителей, работающих в
этом классе, включает коллектив класса
в общешкольную деятельность и
сотрудничество с другими коллективами,
держит тесную и постоянную связь с
семьей. Организация и координация
воспитательных влияний — важнейшая
обязанность классного руководителя.
4.
Формализм — злейший враг воспитания.
Перестройка управления коллективом
заключается не только в пересмотре
целей и содержания коллективистского
воспитания, которые обретают личностную
направленность, но также и в смене
объекта педагогического управления.
Им становится требующая, квалифицированной
педагогической помощи развивающаяся
личность. Не надо забывать, что приоритет
ценностей формирует учитель: какие
образцы он предлагает своим воспитанникам,
такие качества у тех формируются.
5.
Показатель правильного руководства —
наличие в коллективе общего мнения по
важнейшим вопросам жизни класса.
Коллектив усиливает и ускоряет
формирование необходимых качеств:
пережить все ситуации каждый воспитанник
не может, опыт товарища, коллективное
мнение должны убедить его и выработать
необходимую линию общественного
поведения.
6.
Демократизация воспитания не означает
упразднения контроля за выполнением
членами коллектива своих обязанностей.
Оправдывает себя испытанная в учебных
заведениях вертикально-горизонтальная
структура контроля и коррекции. Сущность
ее в том, что система контроля направляется
на всеболее высокий уровень развития
коллектива и каждого ученика (по
вертикали), а конкретно осуществляют
контроль и самоконтроль в первичном
коллективе (по горизонтали).
7.
Психологические исследования показали,
что межличностные отношения в коллективе
имеют многоуровневую структуру. Первый
уровень образует совокупность
межличностных отношений непосредственной
зависимости (персональных отношений).
Они проявляются в эмоциональной
привлекательности или антипатичности,
совместности, затруднительности или
легкости контактов, совпадении или
несовпадении вкусов, большей или меньшей
внушаемости. Второй уровень образует
совокупность межличностных отношений,
опосредованных содержанием коллективной
деятельности и ценностями коллектива
(партнерские отношения). На этом уровне
отношения между членами коллектива
проявляются как отношения
между
участниками совместной деятельности,
товарищами по учебе, спорту, труду,
отдыху. Третий уровень образует систему
связей, выражающих отношение к предмету
коллективной деятельности (мотивапионные
отношения): мотивы, цели коллективной
деятельности, отношение к объекту
деятельности, социальный смысл
коллективной деятельности. К чему это
обязывает воспитателя? К такой организации
коллективного взаимодействия, при
котором персональные, партнерские и
мотивационные отношения между членами
коллектива сливаются в процессе
дружеского единения, общения,
сотрудничества.
Добиться этого очень непросто:
избирательное отношение членов коллектива
друг к другу будет существовать всегда.
Мудрый воспитатель будет учить терпеливо
относиться к недостаткам других, прощать
неразумные действия, нанесенные обиды.
8.
Одна из причин неблагоприятного положения
учеников в системе коллективных отношений
— неадекватность выполняемых ими ролей
реальным возможностям. Если постоянные
или временные поручения не способствуют
их интересам или возможностям, то они
выполняются формально либо совсем не
выполняются. В этом случае ребята
фактически выпадают из системы
коллективных отношений. Вот почему в
разработке
индивидуальных поручений
следует идти не только от потребностей
коллектива, но и от возможностей и
интересов самих школьников. Тогда
положение каждого в системе коллективных
отношений окажется наиболее благоприятным.
9.
Исследования показали, что благоприятное
или неблагоприятное положение в
коллективе школьники занимают уже в
начальный период своего пребывания в
коллективе, и в дальнейшем оно оказывается
для большинства стабильным. Естественно,
эти выводы немедленно ставят перед
педагогом вопрос о необходимости
активного вмешательства в систему
стихийно складывающихся в коллективе
отношений. Для того чтобы руководство
этим процессом было эффективным,
необходимо контролировать факторы,
влияющие на положение ученика в системе
стихийно складывающихся внутриколлективных
отношений. К таким факторам относятся:
особенности самого школьника (сдержанность,
эмоциональность, общительность, оптимизм,
внешняя привлекательность и т. д.); черты,
характеризующие его нравственный облик
(внимательное отношение к товарищам,
справедливость и т. д.); физические данные
(сила, красота, ловкость и т. п.).
10.
Положение ученика и коллективе зависит
также от норм и стандартов принятых в
коллективе отношений, коллективных
ценностных ориентации. Один и тот же
ученик в одном коллективе может оказаться
в благоприятном, а в другом — в
неблагоприятном положении. Поэтому
надо создавать временные коллективы,
переводить неблагополучных учеников
в тот коллектив, где они могут получить
более высокий статус.
11.
На положение школьника весьма ощутимо
влияет изменение характера деятельности
в коллективе. Тогда появляются новые
лидеры, которые занимают в силу своей
компетентности ведущее положение, тем
самым сразу и намного повышая свой
престиж. Вдумчивый классный руководитель
постоянно заботится об изменении
характера и видов коллективной
деятельности, позволяющей вводить
школьников в новые отношения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #