Обновлено: 20.05.2023
Основной круг обязанностей включает в себя общее руководство деятельностью учреждения, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса.
- осуществление руководства образовательным учреждением в соответствии с законодательством РФ и уставом школы;
- руководство образовательным процессом и административно-хозяйственной работой образовательного учреждения;
- утверждение учебных программ и планов, годовых календарных учебных графиков;
- руководство разработкой программ развития образовательного учреждения, поправок в устав и другие локальные акты школы;
- определение структуры управления образовательным учреждением и штатного расписания;
- планирование, координация и контроль деятельности структурных подразделений школы;
- прием на работу сотрудников, расстановка педагогических кадров;
- определение должностных обязанностей работников школ;
- создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров;
- стимулирование инициативы работников и поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
- организация работы по формированию контингента учащихся;
- обеспечение социальной защиты работников и учащихся школы;
- организация опеки и попечительства школьников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их законных прав и интересов;
- обеспечение взаимодействия школы с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями обучающихся (лицами их заменяющими);
- руководство работой заместителей директора школы;
- обеспечение рационального использования бюджетных и внебюджетных ассигнований;
- представление школы в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, организациях и учреждениях;
- организация учета хранения школьной документации, обеспечение сохранности и пополнения учебно-материальной базы, соблюдения правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;
- руководство деятельностью педагогического совета;
- организация работы по реализации образовательных программ в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса;
- работа по обеспечению качества образования учащихся, соблюдению прав и свобод обучающихся и работников школы;
- руководство аттестационной комиссией в ходе итоговой аттестации выпускников 11-х классов.
- осуществление контроля за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основной круг должностных обязанностей включает в себя решение общих проблем управления образовательным процессом в школе, исполнение обязанностей директора в его отсутствие.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основной круг должностных обязанностей включает разработку содержания образования в школе, его учебного, программного, методического и дидактического обеспечения, организацию учебно-методической работы педагогического коллектива.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Выше перечислены обязанности директора и заместителей директора по учебно-воспитательной работе. В приложениях Вы можете ознакомиться с обязанностями заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по административно-хозяйственной работе, социального педагога. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).
Управление школой осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года » Об образовании Российской Федерации».
Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления коллектива и единоначалия.
В основу положена пятиуровневая структура управления.
В школе созданы органы ученического самоуправления, ученические организации. Органы ученического самоуправления действуют на основании утвержденных Положений.
Органы школьного самоуправления, их функции и полномочия:
Формами самоуправления школы являются:
- Совет школы,
- Общее собрание трудового коллектива,
- Педагогический совет,
- Родительский комитет.
Общее руководство школой осуществляет выборный представительный орган – Совет школы, который состоит из представителей трудового коллектива – 2 человека, обучающихся третьей ступени –1 человека, родителей – 1 человека, общественности – 1 человек. Члены Совета школы выбираются на общих собраниях родителей, учащихся 9-11 классов, сотрудников школы.
Деятельность Совета школы регламентируется Уставом и Положением о Совете школы.
Совет школы:
- определяет стратегию развития школы;
- утверждает основные направления развития школы;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
- ведает вопросами этики и гласности;
- контролирует расходование средств, являющихся собственностью школы;
- утверждает отдельные локальные акты, регулирующие деятельность школы;
- заслушивает отчеты директора о работе школы;
- создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы школы, устанавливает их полномочия;
- участвует в разработке и согласовывает локальные акты школы, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам школы, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников школы;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Совете школы.
Заседания Совета школы созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Решения Совета школы принимаются открытым голосованием.
Решения Совета школы являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета школы, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации и всех членов трудового коллектива школы.
Общее собрание трудового коллектива
Трудовой коллектив школы составляют все граждане, участвующие своим трудом в ее деятельности на основе трудового договора.
Полномочия трудового коллектива школы осуществляется общим собранием трудового коллектива.
Общее собрание трудового коллектива:
- рассматривает и принимает Устав школы, изменения и дополнения, вносимые в него;
- заслушивает отчет директора о работе школы;
- утверждает план развития школы;
- рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные акты, принимает решение о заключении коллективного договора;
- рассматривает и утверждает кандидатуры на представление педагогических работников к государственным и отраслевым наградам.
Общее собрание трудового коллектива проводится не реже 2-х раз в год.
Решения общего собрания трудового коллектива являются правомочными, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих.
Решения, принятые общим собранием трудового коллективом в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации, всех членов трудового коллектива.
Педагогический совет школы
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется Педагогическим советом, в состав которого входят все педагогические работники школы. Педагогический совет действует на основании Положения о Педагогическом совете, утвержденного Советом школы.
Педагогический совет школы:
- рассматривает основные вопросы учебно-воспитательного процесса в школе;
- разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий;
- принимает решение о переводе и выпуске обучающихся;
- обсуждает и утверждает планы работы школы;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников школы и представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со школой, по вопросам образования и воспитания обучающихся; о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима школы; об охране здоровья и труда обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности школы;
- принимает решения об исключении обучающихся из школы в установленном законом порядке;
- осуществляет другие функции, предусмотренные Положением о Педагогическом совете.
Педагогический совет созывается по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Для ведения протокола и организации делопроизводства из числа педагогов избирается секретарь Педагогического совета.
Председателем Педагогического совета является директор школы.
Решения Педагогического совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава, принимаются открытым голосованием, большинством голосов и являются обязательными для всех участников образовательного процесса.
Решения Педагогического совета оформляются приказом директора школы. Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляет директор школы.
Структура методической работы
В школе работают четыре методических объединения:
- предметов естественно-математического цикла
- предметов гуманитарного цикла
- начальных классов
- МО классных руководителей.
Руководители методических объединений входят в состав Методического совета школы.
Создана достаточно обширная копилка учебно-методических материалов.
Учителя школы принимают активное участие в разработке олимпиадных заданий, в работе районных МО, выступают с докладами.
Творческие группы учителей традиционно совместно готовят материалы для участия в конкурсах различного уровня.
По всем учебным предметам реализуется базовый уровень обучения учащихся. Все учителя имеют необходимую методическую литературу по своему предмету (стандарты, календарно-тематические планы, поурочные планы, разработки уроков в нетрадиционной форме, разработки внеклассных мероприятий по предмету и т.д.). Все учащиеся обеспечены учебниками и необходимыми учебными пособиями. Учащиеся из неблагополучных семей получают бесплатные учебники в школьной библиотеке. Фонд школьной библиотеки позволяет организовать учебно-воспитательный процесс на хорошем уровне.
Управления и ведомства
Сегодняшнюю статью хочу посвятить работникам школы. Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.
Чем занимается завуч в школе
Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.
1. Ответственность завуча
Подслушано в другой школе
Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.
Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.
Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.
2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч
1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.
3. Права завуча
Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.
Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.
Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:
Завуч по развлекательной работе
Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.
Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.
Чем занимается директор школы
Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.
Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.
Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.
За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.
Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.
Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.
(административно-управленческий персонал) группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность. К ним относятся: директор, его заместители, помощники, секретарь, руководители филиалов, бухгалтер и др. Основная обязанность администрации школы – удовлетворение потребности образовательного учреждения и его внешней среды в осуществлении внутришкольного управления. Цели, функции, численность администрации школы зависят от типа, вида, размеров образовательного учреждения, его структуры, содержания образования и форм организации образовательного процесса и контингента учащихся (Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – 608 с.). Е. В. Коваленко
Найдено научных статей по теме — 1
Управленческая деятельность администрации школы для перевода общеобразовательного учреждения в режим
В работе представлены основные подходы к переводу образовательной системы в режим саморазвития.
Читайте также:
- О победе киевского князя олега над греками в 6415 907 году 4 класс проект кратко
- Расскажите о движениях протеста в годы английской революции что было общего и какие различия кратко
- Тургенев ася краткое содержание и анализ
- Дистанционная работа с родителями в детском саду план мероприятий
- Что произошло в 1103 году на руси кратко
Управление современной школой: какой должна быть команда
Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
07 марта 2018
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
Обязанности:
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
Обязанности:
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
Обязанности:
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Читайте также:
- Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
- Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
- Геймификация в образовании
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:
- Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
- Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
- Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ – руководитель образовательной организации, главное должностное лицо в школе, единоличный исполнительный орган управления школой, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации, субъект стратегического управления школой.
Директор школы возглавляет администрацию школы, является председателем педагогического совета школы, по должности входит в Управляющий совет школы.
К деятельности директора школы предъявляются высокие требования, сформулированные в Квалификационных характеристиках должностей работников образования и проекте Профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Значительная часть этих требований касается компетентности директора школы в области стратегического управления школой.
Велика роль директора школы в установлении оптимальных связей и взаимодействия между управляющей и управляемой системами школы, между системой внутришкольного управления и значимыми элементами внешкольной среды. В деятельности директора школы очень важна лидирующая позиция в инновационных преобразованиях образовательной системы школы, развитии системы управления.
При рассмотрения роли и значимости директора школы в стратегическом управлении школой важно избегать двух нежелательных крайностей: понимания директора школы как единственного школьного стратега и допущения возможности неучастия его в таком управлении.
Даже если директора школы реально является ключевым субъектом стратегического управления в данной школе и автором главных стратегий жизнедеятельности школы, его позиция, не допускающая и не привлекающая к стратегическому управлению других субъектов школы, видится как непродуктивная.
Отстраненность директора школы от выработки стратегических решений в школе и непринятие ответственности за их реализацию – путь к потере авторитета директора школы и снижению его роли в управлении школой (вплоть до постановки в повестку дня вопроса о его замене на этом посту другим специалистом).
Оптимальной ситуацией является активная и инициативная роль директора школы на всех этапах стратегического управления школой, лидерство в создании системы стратегического управления школой, вовлечение в принятие и реализацию стратегических решений широкого круга участников образовательных отношений и партнеров школы, создание условий для эффективной реализации принятых стратегий.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..
Содержание управления общеобразовательной школой………………
Распределение функций управления в общеобразовательной школе……………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………….
Введение
Важной задачей в организации управления школой является определение ее политики в деятельности. Образовательная политика должна быть направлена на обеспечение доступности образования, на совершенствование и развитие современного школьного образования.
Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа – социальная организация, и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то в настоящее время целесообразно перевести все процессы в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов, систематического, планомерного, сознательного и целенаправленного взаимодействия субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательной организации.
В данной работе мы рассмотрим:
содержание управления общеобразовательной школой
распределение функций управления в общеобразовательной школе.
Содержания управления общеобразовательной школой
Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты.
Расширение прав и свобод общеобразовательных учреждений привело к ситуации, когда не Министерство и не районные органы управления образованием диктуют порядок деятельности школы. Самой администрации и педагогическому коллективу приходится определять и проводить в жизнь политику своего учреждения. Такое положение дел заставляет руководителей школ изучать теорию управления и строить жизнь школы, опираясь на ее законы.
Понятие «управление» относится к числу наиболее общих, наиболее универсальных, оно используется во всех областях человеческой деятельности.
Процессом управления обычно называют функционирование органов и работников управления. В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. К примеру, если школа в качестве цели рассматривает совершенствование процесса обучения для повышения качества знаний и умений своих выпускников, готовящихся к поступлению в вуз, то основной целью управления выступает обеспечение условий для совершенствования процесса обучения. Основное внимание уделяется уровню преподавания, профессионально-методической подготовке учителей, работе методобъединений по предметам, установлению более жесткой дисциплины на уроках и ряду других направлений работы. В соответствии с целью подбираются принципы и методы управления. Для достижения такой цели может быть выбран и авторитарный стиль управления.
Совершенно иным может стать содержание управления, если в качестве цели для школы выступает создание авторской системы. В этом случае основой управления является создание наиболее благоприятных условий для деятельности учителей-новаторов и дальнейшее распространение их опыта на деятельность остальных учителей школы.
Однако содержание управления может быть различным не только по целям, методам и принципам образовательных учреждений. Различие существует и в самой сфере управления.
Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного. Различные школы ученых-управленцев полагают, что в современных условиях руководитель должен меньше использовать систему власти в виде вертикальной иерархической пирамиды и больше ресурс развития горизонтальной организационной системы. В процессе демократизации управления происходит делегирование
делегирование части полномочий руководителя подчиненному.
В теории управления выделяются следующие основные функции: анализ, планирование, организация, контроль. Эти функции управления можно рассматривать как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.
Организация деятельности
В цепочке связанных этапов управленческого цикла есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития школы. Ею является организационная стадия, которая характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры отношений и взаимодействий, необходимых для эффективного достижения цели.
Организационные отношения можно определить как связи между людьми, устанавливаемые по поводу распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.
Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности. Все это приводит к определению меры личной ответственности каждого участника педагогического процесса на любом уровне управления за результаты работы школы, повышению роли человеческого фактора в совершенствовании обучения воспитания детей и учащейся молодежи в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Методы, т. е. способы, средства и воздействия, положенные в основу структуры организационной деятельности учитывают специфичность объекта и субъекта управления в системе организации взаимодействия (отношений) и разделяются по целенаправленности (прямое и опосредованное), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.). Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.
Среди форм организации управления в практике наиболее широко распространена функциональная структуризация, в основе которой лежит принцип профессиональной специализации, способствующий повышению эффективности использования рабочей силы. Однако форма управления не обеспечивает в полной мере единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерную усложненность координации, неадекватную реакцию на запросы потребителей.
Другая, все более широко применяемая форма организации — матричная, объединяющая деятельность в условиях сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация — это простой, гибкий и динамичный способ объединения сотрудников,обладающих различными функциональными знаниями, опытом в программно-целевые группы (подразделения). Эта форма может с успехом применяться в практике работы школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности основана на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.
Распределение функций управления в общеобразовательной школе
Деятельность директора школы и его заместителей
К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:
- организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;
- контроль за их деятельностью;
- контроль за качеством педагогического процесса;
- решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);
- организация работы с родителями;
- организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.
Оценка деятельности руководителя школы определяется:
- по результатам работы школы;
- по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;
- по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.
Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работе.
В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входят организация и контроль за учебным процессом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. Его деятельность начинается с текущего планирования организации учебного процесса и составления расписания уроков.
Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной работе уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных предметов учителями, их подготовкой к урокам, уровнем квалификации; при необходимости организует помощь молодым, начинающим учителям. К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему помогают методобъединения. Организационно заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методобъединений. Принимает непосредственное участие и в кадровых вопросах — участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.
Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприятий. Он планирует, организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных мероприятий в школе и по месту жительства. Деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспитательной работе. Под его руководством проводятся спортивные соревнования. Часто ему поручается директором руководство общественно полезным (обслуживающим) трудом учащихся.
Важнейшим направлением его деятельности является организация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.
Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того, в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров — вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.
Предметные методические объединения
Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается школа.
Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:
- обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
- совершенствование профессионального мастерства учителей;
- профессиональная помощь молодым учителям;
- обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
- выработка единой позиции преподавания по предмету;
- нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;
- разработка путей внедрения инноваций.
Наиболее оптимальный состав объединения — 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединение целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3 школ. На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.
Новые структурные органы общеобразовательных учреждений
В современных условиях каждая школа, каждый лицей, гимназия должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учебной и воспитательной работы опираться.
Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.
Научно-методический совет действует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию.
Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях:
- обсуждение и выбор целей деятельности учреждения;
- обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;
- обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей;
- привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;
- укрепление линии обратной связи «родители — школа»;
- сбор необходимой для аналитической работы информации
Заключение
В данной работе мы рассмотрели:
Содержания управления общеобразовательной школой
Центральное место в процессе решения многих задач школьного управления принадлежит руководителю школы и учителю, которым приходится сталкиваться с новыми задачами возрастающей сложности и нести ответственность за принятые решения и конечные результаты.
В различных школах процесс управления протекает по-разному. Основную роль здесь играет содержание процесса управления, которое определяется сущностью управления, его целями, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления.
Общей тенденцией в управленческом стиле является демократизация. Она проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления, в значительно большей мере основанным на сотрудничестве руководителя и подчиненного.
Организация в системе внутришкольного управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий для каждого звена управления. При определении функциональных обязанностей сотрудников в каждой подсистеме важен учет функционального регулирования и принципов их распределения: соответствия возлагаемых полномочий и представляемых прав его должностному положению, организаторским способностям, уровню общей культуры и профессиональной готовности, соответствие содержания деятельности индивидуальным возможностям личности.
Распределение функций управления в общеобразовательной школе
Деятельность директора школы и его заместителей
К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:
- организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;
- контроль за их деятельностью;
- контроль за качеством педагогического процесса;
- решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);
- организация работы с родителями;
- организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.
Директору школы помогают заместители.
Предметные методические объединения
Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:
- обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;
- совершенствование профессионального мастерства учителей;
- профессиональная помощь молодым учителям;
- обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;
- выработка единой позиции преподавания по предмету;
- нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;
- разработка путей внедрения инноваций.
Новые структурные органы общеобразовательных учреждений
Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.
Список литературы
1.Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления. -М, 1998.
2.Васильев В. В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой.- Воронеж, 1990.
3.Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М., 2000.
4.Портнов М.Л. Азбука школьного управления.- М., 1994.
5.Поташник М. М., Лазарев В. С. Управление развитием школы.- М., 1995.
6.Третьяков П.И. Практика управления современной школой.- М., 1995.
Похожее
Автор публикации
100
«человек это часть пазла в общей картине мира»
Комментарии: 14Публикации: 604Регистрация: 30-11—0001
Структура
управления образовательным учреждением.
В
организационной структуре системы управления предоставлены следующие субъекты
управления: педагогический совет, родительский комитет, директор школы,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по
воспитательной работе, социально-психологическая служба.
Деятельность управления школы
регламентируется локальными нормативными актами и Уставом. В школе разработаны
и утверждены в соответствии с действующим законодательством локальные
нормативные акты: Правила внутреннего трудового распорядка для работников,
коллективный договор, Положение об общешкольном родительском комитете,
Положение об общем собрании трудового коллектива, Положение о педагогическом
совете, Положение о промежуточной аттестации и переводе учащихся в следующий
класс, Положение об инспекционно-контрольной деятельности школы, Положение о
безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса, Положение о правилах поведения
учащихся, Положение о зачислении в школу, Положение об организации
индивидуального обучения детей на дому, Положение о портфолио ученика,
Положение о Порядке организации предоставления платных образовательных услуг,
Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, Положение
о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений, Положение о школьной одежде и внешнего вида обучающихся, Положение о
порядке регламентации и оформлении возникновения, приостановления и прекращения
отношений между школой и обучающимися и (или) их родителями (законными
представителями).
В школе разработаны и выполняются
должностные инструкции. В соответствии с Положением о педагогическом совете
определены темы заседаний, которые соответствуют задачам, поставленным перед
коллективом школы и отражены в годовом плане работы.
С целью совершенствования
деятельности образовательного учреждения, повышения мастерства учителей,
улучшения качества образования в школе разработан и утвержден план
внутришкольного контроля.
Можно сделать вывод о том, что для
организационно-правового обеспечения образовательной деятельности МОБУ
Липовецкая СОШ №1 располагает основным комплектом учредительной,
нормативно-правовой и организационно-распорядительной документацией, которая
соответствует предъявляемым требованиям: система управления
осуществляется в соответствии с действующим законодательством, нормативными
актами РФ в области образования, Уставом школы.
Рисунок
1.- Структура управления муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Липовецкая средняя
общеобразовательная школа № 1 Октябрьского района»
|
Директор |
|
Завхоз |
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Заместитель директора по УВР |
Социальный педагог |
Заместитель по ВР |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
Классные руководители |
|||||||||||||||||||||
Методические объединения |
Педсовет |
Родительский комитет |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||||||||
Учителя |
|
Ученики |
Ученическое самоуправление |
||||||||||||||||||
Согласование между образовательной моделью
в школе и структурой ее управления – условие гармоничного развития
организационных и образовательных процессов. В основу проектирования модели
школы положены Закон в РФ «Об образовании», Устав школы, нормативно-правовые
документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов
общественного самоуправления школой. Реальная возможность придать
педагогическому процессу целостность и оптимальность связана с применением
модульной системы, которая строится с прогнозируемыми целями. Эта система
предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, форм,
средств и методов обучения, где в управлении задействованы не только директор,
его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся.
Децентрализация системы управления школой
способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности, причем
для каждого структурного подразделения предусматриваются конкретные цели,
оценивается сложность и неоднородность объекта управления. В системе управления
школы функционирует не отдельные модули а их оптимальная комбинация. Их
деятельность определена следующими стратегическими требованиями: полный охват
направления работы, координация и взаимосвязь деятельности различных
подразделений, адаптивность к изменяющимся социально-экономическим условиям,
открытость, использование в управлении школой современных информационных
технологий, оптимальное привлечение квалифицированных специалистов к принятию
управленческих решений.
В структуре управления выделяются 4 уровня
Первый уровень – директор, главное
административное лицо. Директор несет персональную ответственность за все, что
делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же
уровне находятся высшие органы коллегиального управления, имеющие определенный
правовой статус: педагогический совет, органы самоуправления учащихся. Субъекты
управления этого уровня определяют стратегическое направление развития
образовательного учреждения.
Второй уровень – заместители директора
образовательного учреждения и завхоз. Каждый из них отвечает за определенное
направление учебно-воспитательной системы, согласно своему административному
статусу. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора.
Его главная функция – согласование деятельности всех участников процесса в
соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами.
Третий уровень – методические
объединения учителей предметников. К управлению этого уровня относятся
руководители методических объединений. Руководство на этом уровне основано
преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных
особенностей.
Четвертый уровень – учителя, родители и
ученики. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские
способности и деловые качества.
В школе разработаны функциональные
обязанности для управленцев каждого уровня, что обеспечивает четкость и
слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, избавляет от
перекладывания ответственности с одного должностного лица на другое. Такая
работа направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный
результат любых управленческих действий должен ориентироваться на качественную
подготовку ученика школы.
Анализируя схему управления школой можно
выделить три уровня внутришкольного управления: администрация, учителя,
учащиеся. На каждом из них разворачивается своя структура органов, объединений,
групп, комиссий, советов и т.д., которые взаимосвязаны с субъектами каждого
уровня и между собой.
Первый уровень — администрация (директор
и его заместители).
Администрация школы достаточно
компетентна, имеет необходимый уровень научно-теоретической и методической
подготовки, обладает способностью осуществлять педагогический анализ,
руководить, устранять выявленные недостатки.
Функциональные обязанности между членами
администрации школы распределены целесообразно.
Все члены администрации достаточно
принципиальны и требовательны и вместе с тем тактичны с подчиненными,
учащимися и их родителями.
В школе имеется программа развития школы,
перспективный годовой и календарный планы работы.
По результатам проверки составляются
справки, которые зачитываются на совещаниях.
В ходе контроля планы своевременно
корректировались. План конкретный, достоверный.
План внутришкольного контроля содержит,
обосновано выбранные объекты и цели контроля, вытекающие из анализа итогов
учебного года.
Контроль был гласным и открытым.
Администрация школы использовала различные
виды, формы и методы контроля.
Все виды посещений заранее обговаривались,
составлялись графики посещений. Все посещения были целенаправленны. Итоги
контроля подводились на педсоветах и совещаниях. Вся работа способствовала
повышению качества работы педколлектива.
Анализ итогов учебно-воспитательного контроля
полный и достоверный.
Второй уровень – учителя
(учителя-предметники, классные руководители) на этом уровне создаются новые
организационные структуры: рабочие группы, временные творческие лаборатории.
Третий уровень – учащиеся. Здесь учащиеся
создают свои условия: органы управления, комиссии, клубы и объединения.
Усложнение функций современной
образовательной школой повлекли за собой значительные изменения
организационного аспекта жизни школьного коллектива, обусловили усложнения
труда руководителей, определили потребности в поиске новых форм и методов
организационно-педагогической деятельности администрации школы. особое место
занимают совещания при директоре, которые могут проходить в форме планерки,
оперативного совещания, административного совета или расширенного совещания.
Совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной
и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и
его результатах и своевременно принимать меры по повышению результативности
работы педагогического коллектива.
Достигнутые успехи в образовательном
процессе удовлетворяют учащихся и их родителей, соответствуют поставленным
целям личностно-ориентированного обучения.
Сильные стороны в системе управления:
— ученики привлечены к управлению
школой на основе принципа самоуправления;
— социальный заказ родителей и
учащихся реализуются в полной мере, хорошие результаты итоговой аттестации,
высокий процент поступления учащихся в вузы, ежегодно школа занимает третье
место в районе по результатам Всероссийской олимпиады школьников, реализация
дифференцированных программ обучения (в школе обучается 3 ученика по программе
коррекционной школы, 2- находится на домашнем обучении), возможность выбора
приемов и способа обучения;
— создана система воспитательной
работы, дополнительного образования;
— сплоченный и работоспособный
коллектив учителей (из 22 педагогов 6 имеют высшую квалификационную категорию,
12 имеют — первую);
— в результатах преобразования школы
заинтересованы близ лежащие предприятия, которые готовы оказать необходимую
помощь;
— большой опыт работы управленческого
персонала.
Слабые стороны:
— инерция некоторых педагогов к
апробациям инноваций, преобладание в коллективе традиционных подходов к
образовательному процессу;
— низкая мотивация учебной
деятельности школьников и слабая сформированность ключевых умений и навыков
учебного труда.
От четко скоординированной, спланированной
и организационной работы всех звеньев системы управления школы зависит
результативность процесса образования, которая включает в себя обучение и
воспитание школьников.