Руководство системы образования россии

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах, муниципальных и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 114-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, осуществляет согласование назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

(часть 6 введена Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

Введение

В современных условиях модернизации системы образования в РФ развиваются различные тенденции управления и руководства образовательной системой.

Содержание понятия об управлении и руководстве в педагогической теории раскрывается по-разному. Так, по мнению одних, управление по отношению к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство есть функция управления, считают управление прерогативой государственных органов народного образования, а руководство – сферой отдельного руководителя; третьи пользуются исключительно термином управление, понимая его как организованную и планомерную деятельность соответствующих органов (государственных и местных) и отдельных лиц, направленную на упорядочение, совершенствование  и развитие образования, школ и других учебно-воспитательных организаций. В последних исследованиях понятия об управлении и руководстве педагогическими системами рассматриваются в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла действий: планирования, организации, стимулирования, контроля и анализа результатов педагогического процесса, а руководство связано с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми.  

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6).  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.  В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Современная система управления образованием

Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в «Законе Российской Федерации об образовании» [6]. В соответствии с ним сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политической, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принятая высшим органом законодательной власти – Федеральным Собранием РФ до 2020 года [5]. Она является организационно-управленческим проектом, содержание которого определяется как общими принципами государственной политики в сфере образования, так и объективными данными и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит три основных раздела: аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности, и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности. Государственный характер управления образованием проявляется также в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан РФ на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

Органы управления образованием на местах проводят государственную политику путем соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности. Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования имеются соответствующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные, ведомственные, республиканские (республики в составе РФ), краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Государственные органы управления – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают такие вопросы, как разработка и реализация целевых федеральных и международных  программ; разработка государственных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании; государственная аккредитация образовательных учреждений, расширение границ общественной аккредитации; аттестация педагогических кадров; формирование системы образования в стране и конкретном регионе, определение перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка; финансирование образовательных учреждений, создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений; прогнозирование сети образовательных учреждений; контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования. Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее стратегические направления, а региональные и местные органы сосредотачивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.

Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители  учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Их участие в управлении создает реальные предпосылки для создания атмосферы научного поиска и положительного психологического климата в коллективе школы. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельность коллективного органа управления – Совета школы. Высшим руководящим органом управления школой является Конференция, которая проводится не реже одного раза в год. Конференция имеет широкие полномочия: на общественной конференции избирается совет школы, его председатель, определяется срок их деятельности. Каждое учебное заведение принимает на конференции Устав учебного заведения, учитывающий реальное состояние, цели, задачи, перспективы своего развития. Одним из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсикация образовательных организаций. Разгосударствление означает, что наряду с государственными возникают негосударственные учебные заведения, они перестают быть структурами государственного аппарата, педагоги и воспитатели, учащиеся и родители действуют на основе собственных интересов, запросов региональных, национальных, профессиональных, конфессиональных объединений и групп. Диверсикация (в пер.с лат. – разнообразие, разностороннее развитие) образовательных заведений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляется непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый по усмотрению учредителя. Негосударственное образовательное учреждение имеет свой Устав, в котором определены правомочия попечительского совета, структура управления, порядок назначения и выборов руководителя образовательного учреждения.

Варианты управленческо-организационных структур в образовательной практике школ

В образовательной практике школ сегодня существуют различные варианты управленческо-организационных структур [2] с присущими им технологиями взаимодействия.

1. Управленческо-организационная структура, замкнутая на руководителе.

При этом варианте формально существуют несколько заместителей руководителя, однако у них практически нет полномочий на принятие управленческих решений даже по своему направлению. Получается ситуация, когда руководитель перегружен работой и фактически управляет образовательным учреждением в авторитарном режиме, заместители выступают лишь проводниками его указаний для своих подчиненных. Характерно, что функционал заместителей в этом варианте управленческо-организационной структуры может быть четко не дифференцирован по направлениям деятельности, то или иное поручение может быть адресовано любому из заместителей. При этом на руководителе замкнуты не только основные виды деятельности образовательного учреждения, такие, как обучение и воспитание, но и «вспомогательные» – хозяйственная деятельность, маркетинг и PR, работа с персоналом, начиная от поиска специалистов и заканчивая кадровым делопроизводством.

Такая ситуация складывается по двум причинам. Первая связана с объективными причинами сокращения управленческих кадров. Особенно это касается сельских образовательных учреждений, где у руководителя часто разрешен лишь один заместитель. Вторая связана с позицией самого руководителя, поскольку он должен самостоятельно «держать в руках» все направления работы. Эффективность такого варианта управленческо-организационной структуры спорная. Многое зависит от личности самого руководителя. Если руководитель – настоящий профессионал, то он, безусловно, может качественно выстроить работу по всем направлениям. Но при таком варианте низок уровень инициативы и творчества всех остальных субъектов образовательного пространства.

2. Управленческо-организационная структура, формально замкнутая на управленческой команде.

Это вариант управленческо-организационной структуры советской школы: директор, заместитель директора по учебной работе и заместитель директора по воспитательной работе. Ответственность за основные направления деятельности школы распределена между ними. Во многих современных школах эта ситуация сохранилась и сейчас. Часто в них может быть также заместитель директора по хозяйственной части, по научно-методической работе, по информатизации, по безопасности. При этом при формальном наличии всех этих заместителей директора, реальные управленческие функции выполняют лишь заместители по учебной и воспитательной работе. Именно они и директор составляют управленческую команду. Поэтому здесь существует явное несоответствие между организационной и управленческой структурой.

3. Управленческо-организационная структура с расширенной управленческой командой.

При таком варианте с состав управленческо-организационной структуры включены много сотрудников образовательного учреждения. При этом не все они обязательно имеют формально управленческие должности, но несут ответственность за то или иное направление работы. В этой технологии взаимодействия управленческо-организационных структур направления деятельности учреждения достаточно узко дифференцированы, каждым направлением управляет отдельный специалист, руководитель и его заместители имеют функции общей координации деятельности, принятия особо важных управленческих решений. При таком распределении ответственности повышается эффективность реализации каждого из направлений деятельности, однако возникают трудности в координации действий, особенно если эти направления мало пересекаются. Отсюда высока вероятность конфликтов внутри управленческой команды, поскольку иерархия внутри неё не закреплена, каждый руководитель направления/подразделения склонен считать именно свое направление наиболее важным. Однако грамотная работа руководителя как «топ-менеджера» может нейтрализовать все эти возможные риски и сделать такую управленческо-организационную структуру эффективной и работающей.

4. Проектная управленческо-организационная структура.

Этот вариант структуры предполагает то, что основная роль в принятии решений и их реализации принадлежит проектным командам. При этом команды могут существовать более или менее длительно, в зависимости от задачи. Состав команды формируется из разных сотрудников, которые равны в своих правах, независимо от формальных должностей в образовательном учреждении. Специфика проектной структуры заключается в том, что проектную команду может входить не только специалист образовательного учреждения, но и ученик или родитель. Роль руководителя при такой структуре заключается в координации действий различных проектных команд, в реализации необходимых связей с управлением образования.

5. Модульная управленческо-организационная структура.

Автор этой структуры А.Н. Свиридов обозначил её как технологию социального взаимодействия в управлении общественными системами на мезо- и микро- уровнях. При этом мезоуровень – сфера деятельности специалиста, реализуемая им во взаимодействии с внешним социумом (другими педагогами, родителями, учреждениями социальной защиты, коррекционными центрами и т.д.), а микроуровень – сфера профессиональной деятельности, реализуемая специалистом индивидуально.

6. Управленческо-организационная структура взаимодействия в воспитательном коллективе.

Взаимодействие управленческо-организационных структур в воспитательном процессе осуществляется в воспитательном коллективе образовательного учреждения. А.С. Макаренко ввел понятие «воспитательного коллектива» т.е. единого коллектива педагогов и воспитанников, спаянного общим трудом, общим досугом, совместным культурным отдыхом. Позднее он сформировал целостную концепцию «воспитательного коллектива», в которой устанавливалось: 1) равноправие воспитателей и воспитанников; 2) обязательное участие всех во всех функциях образовательного учреждения; 3) возможность подчинения воспитателей воспитанникам; 4) отказ педсовета от права законодательства.

Этому созвучны в настоящее время мысли Ш.А. Амонашвили: «По моему убеждению, – пишет он, – действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания себя. Так кто же в этом процессе будет главным? Главными будем все мы, как единые по своей цели, – и я, и мои воспитанники. Но мы будем не фигурами, пусть даже не сверхглавными, а людьми, личностями» [3]. Управление и функционирование воспитательного коллектива осуществляется на двух уровнях:

  • организационно-педагогический уровень, когда управление реализуется как непосредственно (через структуру коллектива, организацию его социально значимой жизнедеятельности, систему межгрупповых и межколлективных связей и отношений), так и опосредованно (через органы самоуправления). Основные функции этого уровня – превращение совокупности первичных объединений учащихся (классов, кружков и т.д.) в единый коллектив образовательного учреждения, включение его в систему внешних связей и отношений, создание в нем условий, благоприятных для развития самостоятельной творческой деятельности первичных коллективов. При этом работает механизм социально ориентированных отношений воспитания;
  • психолого-педагогический уровень, когда директор, зам. директора, воспитатель, классный руководитель, организатор, и т.д. выступает не только в роли организатора, но и корректирует отношения в коллективе, осуществляет индивидуальную работу с воспитанниками. На этом уровне создаются условия, максимально благоприятные для индивидуального развития в коллективе каждого школьника. Главную роль на этом уровне играет механизм персонализированных отношений.

Эти уровни управления выступают как иерархизированное единство, т.е. практическая деятельность осуществляется в постоянном взаимодействии этих уровней. Это означает, что социальные отношения осуществляются на основе личностных, персонализированные (личностные) отношения опосредованы социальными. Только в единстве воспитанников и воспитателей коллектив выступает как действительно полноправное явление общественной жизни, имеющее хозяйственную основу и правовой статус. Это обстоятельство позволяет каждому члену, педагогу и воспитаннику занять активно-творческую гражданскую позицию [2].

Системный подход к управлению образованием

Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость  и сравнимость вариантов и функций органов управления [4].

В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам [3]. Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

  • принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
  • принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
  • принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
  • принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
  • принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
  • принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации [1].

Print Friendly, PDF & Email

Читайте также

Федеральные органы управления образованием в Российской Федерации

  • В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго — вопросы высшего образования.

    До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства.

    С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования — Министерство образования РФ (1991—1996); в области высшего и послевузовского образования — Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991—1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993—1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996—1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999—2004).

Источник: Википедия

Связанные понятия

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных…

Вы́сшее образова́ние в Росси́и — часть профессионального образования, имеющая целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Было создано 9 марта 2004 года, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных…

Академии наук в Российской Федерации — академии наук, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. В зависимости от их специализации, академии наук принимают участие в организации и координации научной, исследовательской, научно-технической и научно-производственной деятельности научного и инженерного сообществ, а также вносят вклад в подготовку и непрерывное образование научных и инженерных кадров. Деятельность академий наук в Российской Федерации (РФ) регулируется федеральными…

Аккредитация в образовании — «формальное общественное признание, имеющее отношение к качеству учреждения или программы, основанное на регулярном оценивании и согласованных стандартах» (CRE- Совет ректоров Европы, 2001).

Государственная академия наук — статус высшего научного учреждения и головного научного центра государства или его административно-территориальной единицы, присваиваемый научному обществу с наделением его особыми полномочиями, правами и обязанностями посредством хартии, закона или иного государственного акта.

Акаде́мия социа́льного управле́ния (АСОУ) – один из шести областных вузов Московской области , региональный центр экспертного сообщества по образованию. Не входит в рейтинг «100 лучших вузов России». Есть условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Уче́бное заведе́ние — прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством — это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (Закон России «Об образовании»).

Подробнее: Образовательное учреждение

Военный финансово-экономический университет Министерства обороны РФ (ВФЭУ) — единственное в России высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку специалистов для замещения должностей руководящего состава финансово-экономической службы Министерства обороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих оборону и безопасность страны, Департамента полевых учреждений Центрального банка РФ, военных представительств Министерства обороны РФ, одновременно…

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — вид образования в Российской Федерации, профессиональное образование, получаемое дополнительно к среднему профессиональному или высшему образованию.

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й— тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Государственные образовательные стандарты — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждаемый органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Деятельность на ступени общего образования осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Азербайджанской Республики, Закона «об Образовании» Азербайджанской Республики, соответствующих приказов, решений и распоряжений, Положения о Министерстве Образования Азербайджанской Республики и других нормативных актов.

Подробнее: Международные учебные заведения в Азербайджане

Образовательное учреждение Московская Банковская Школа (колледж) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) или сокращенно МБШ- образовательное учреждение среднего профессионального образования. Единственным учредителем МБШ является Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Колледж осуществляет подготовку и переподготовку банковских специалистов по программам среднего профессионального образования и по программам дополнительного профессионального образования по специальности…

Академия МЧС Азербайджанской Республики является государственным образовательным учреждением специального назначения. Является частью структуры Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Азербайджанской Республики.

Федера́льный университе́т в Российской Федерации — наряду с главными столичными МГУ и СПбГУ, наивысший по статусу из видов российских высших учебных заведений (институт, академия, университет), обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок.

Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В общественных науках и в практике современной педагогики термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида…

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в России. Осуществляет социально-гигиенический мониторинг, санитарно-гигиенический, санитарно-эпидемиологический государственный надзор и контроль, организацию и проведение противоэпидемических мероприятий, а также надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей.

Аккредита́ция вы́сшего уче́бного заведе́ния — процедура предоставления высшему учебному заведению определённого типа права проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, соответственно с условиями стандартов высшего образования, а также к государственным условиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению.

«Глобальное образование» — государственная программа финансирования обучения граждан Российской Федерации, поступивших в ведущие зарубежные университеты, а также их трудоустройства согласно полученной квалификации.

Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) — федеральное государственное учреждение при Минюсте России.

Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.

Дополнительное образование детей и взрослых — это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании; услуга, предоставляемая государственными и муниципальными организациями дополнительного образования, а также организациями, получившими лицензию на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей и взрослых.

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращённо — вуз; в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами), образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. — учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.

Акаде́мия (от греч. Ἀκαδήμεια) — научная организация (учреждение, общество) — академия наук, также учебное заведение.

Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.

Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.

Юридическое образование — совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) — федеральный орган исполнительной власти в Российской Федерации. Создано указом Президента России № 1453 от 18 ноября 2004 года.

К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего…

Подробнее: Высшие учебные заведения Франции

У́ровень аккредита́ции вы́сшего уче́бного заведе́ния — уровень способности высшего учебного заведения определённого типа проводить образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации.

Опорный вуз (опорный университет) в России — это создаваемый в регионе на основе объединения существующих высших учебных заведений вуз, ориентированный на поддержку развития субъекта Российской Федерации посредством обеспечения местного рынка труда высококвалифицированными специалистами, решения актуальных задач региональной экономики и реализации совместно с регионом и его предприятиями образовательных и инновационных проектов.

Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.

Вы́сшее образова́ние, или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов…

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Подробнее: Образовательные организации в России

Московский техникум космического приборостроения (МТКП) МГТУ им. Баумана — государственное учебное заведение среднего специального образования, проводившее подготовку по специальностям компьютерного и радиоаппаратостроительного профилей. Московский техникум космического приборостроения — это, единственный в России техникум, ведущий подготовку по всему спектру специальностей, связанных с автоматическими системами управления летательных аппаратов, вычислительной техникой и её программным обеспечением…

Главное управление социального воспитания и политехнического образования детей (Главсоцвос Наркомпроса РСФСР) — структурное подразделение Наркомпроса, в чьи функции входило руководство дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами, социально-правовой охраной детей и контроль за повышением квалификации всех работников социального воспитания.

Аккредитация (лат. accredo, «доверять») — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Наиболее распространена в сфере оказания профессиональных услуг, для оценки качества которых потребитель, как правило, не обладает достаточными компетенциями.

Московский политехнический колледж — государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Москвы. Создан в 1932 году. Территориальное расположение — Юго-Восточный Административный округ г. Москвы, район Лефортово, ул. Красноказарменная, д.10а, филиал: ул. Подъемная, 15. Лицензия на право образовательной деятельности № 311587, серия А, регистрационный № 025543, действительно с 18 марта 2009 г. по 18 марта 2014 г. Государственная аккредитация — регистрационный…

Институт мировой политики (ВПП) является частью американской научной школы национальной безопасности, разведки и международных дел. Основан в 1990 году и расположен в Дюпон-Серкл города Вашингтон, округ Колумбия…

Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.

Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР — орган государственной власти в РСФСР в 1959—1990 годы. Министерство создано на основании закона РСФСР от 26 ноября 1959 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета РСФСР „Об образовании союзно-республиканского Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР“ и о внесении дополнения в статью 54 Конституции (Основного Закона) РСФСР». Реорганизовано 14 июля 1990 года и преобразовано в Государственный комитет…

Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.

Частный университет — тип университетов, негосударственное образовательное учреждение высшего образования, некоммерческая организация.

В Российской
Федерации действуют следующие
государственные органы управления
образованием (см. схему 30):

1) Министерство
образования РФ, возглавляющее всю
систему об­разования;

2) федеральные
ведомственные органы управления
образованием, которые управляют
подведомственными им образовательными
учреж­дениями по профилю соответствующих
отраслей или сфер управления (например,
министерства обороны, внутренних дел,
здравоохранения);

3) государственные
органы управления образованием субъектов
Федерации.

Местные (муниципальные)
органы управления образованием могут
создаваться по решению соответствующих
органов местного самоуп­равления.

К компетенции
государственных органов управления
образованием относятся:

разработка и
реализация целевых федеральных и
международных программ в области
образования;

разработка
государственных образовательных
стандартов и уста­новление эквивалентности
(нострификация) документов об образо­вании;

государственная
аккредитация образовательных учреждений,
со­действие их общественной аккредитации;

установление
порядка аттестации педагогических
работников обра­зовательных учреждений
различных типов и видов;

формирование
структуры системы образования;

Схема
30.

Организация управления образованием

разработка перечня
профессий и специальностей, по которым
ве­дутся профессиональная подготовка
и профессиональное образование;

прямое финансирование
деятельности учрежденных ими
образова­тельных учреждений;

разработка
государственных нормативов финансирования
образо­вательных учреждений, а также
материально-технической обеспечен­ности
и оснащенности образовательного
процесса;

контроль за
исполнением законодательства в области
образования, государственных обязательных
стандартов, бюджетной и финансовой
дисциплины в системе образования.

Министерство
образования Российской Федерации

(Минобразование России), согласно
постановлению Правительства от 10 декабря
1999 г.*, является федеральным органом
исполнительной власти, про­водящим
государственную политику и осуществляющим
управление в области образования,
научной и научно-технической деятельности
уч­реждений высшего и среднего
профессионального образования, науч­ных
и иных организаций сферы образования,
подготовки и аттестации научных и
научно-педагогических кадров высшей
квалификации, а также координирующим
в этой сфере в установленном порядке
дея­тельность иных федеральных органов
исполнительной власти.

* СЗ РФ. 1999.
51. Ст. 6348.

Оно осуществляет
функции бывших Министерства общего и
про­фессионального образования РФ и
Высшей аттестационной комис­сии РФ.

Основными задачами
Министерства, согласно Положению о нем,
утвержденному постановлением Правительства
от 5 апреля 1997 г.*, являются:

* СЗ РФ. 1997. № 15. Ст.
1796.

осуществление
государственной политики в сфере
образования, обеспечивающей сохранение
единого образовательного пространства
Российской Федерации и необходимые
условия для реализации кон­ституционных
прав граждан России на получение
образования и для удовлетворения
потребностей государства и общества в
работниках квалифицированного труда;

разработка и
реализация системы управления сферой
научной дея­тельности, координация
научно-исследовательских и
опытно-кон­структорских работ в
учреждениях и организациях сферы
образования;

реализация кадровой
политики в сфере образования и сфере
науч­ной деятельности;

совершенствование
организационно-экономического механизма
функционирования сферы образования.

В соответствии с
возложенными на него задачами
Минобразование России:

разрабатывает и
реализует концепцию развития образования;

координирует и
контролирует в пределах своей компетенции
ее вы­полнение федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Федерации, органами местного самоуправления,
учреждениями и организациями сферы
образования;

разрабатывает
целевые федеральные, межгосударственные
и меж­ведомственные программы и
проекты в сфере образования;

организует работу
по формированию целевых программ
разработки и производства учебной
техники, пособий и оборудования для
образо­вательных учреждений;

формирует программы
научно-исследовательских работ в этой
об­ласти и обеспечивает их реализацию.

Министерство
обеспечивает контроль за реализацией
законода­тельства в сфере образования
и сфере научной деятельности; разраба­тывает
типовые положения об образовательных
учреждениях; опреде­ляет с участием
заинтересованных федеральных органов
исполнитель­ной власти перечень
профессий и специальностей, по которым
ведутся профессиональное образование
и профессиональная подготовка в
об­разовательных учреждениях. Оно
координирует деятельность государ­ственных
образовательных учреждений, независимо
от ведомственной принадлежности, по
вопросам определения объемов и структуры
под­готовки специалистов; устанавливает
для подведомственных образова­тельных
учреждений ежегодно контрольные цифры
приема всех кате­горий обучающихся;
устанавливает порядок приема граждан
в государ­ственные учреждения среднего
и профессионального образования;
оп­ределяет перечень учебной и
учебно-методической литературы для
об­разовательных учреждений.

После того как
Указом Президента от 15 октября 1999 г.*
Высшая аттестационная комиссия РФ
исключена из числа федеральных орга­нов
исполнительной власти, ее задачи
возложены на Минобразование России:
проведение единой государственной
политики, осуществле­ние контроля и
координация деятельности в области
аттестации науч­ных и научно-педагогических
кадров высшей квалификации; участие в
формировании научного потенциала
страны; экспертиза научных и технических
программ и проектов.

* СЗ РФ. 1999. №42. Ст.
5010.

Минобразование
России в соответствии с возложенными
на него задачами:

создает действующие
на общественных началах советы по защите
докторских и кандидатских диссертаций
(диссертационные советы), утверждает
персональный состав советов и устанавливает
перечень на­учных специальностей, по
которым предоставляется право приема
к защите диссертаций;

присуждает на
основании ходатайства соответствующего
диссерта­ционного совета ученую
степень доктора наук;

присваивает по
представлению соответствующего ученого
(научно-технического) совета ученое
звание профессора по специальности;

проверяет выборочно
аттестационные дела и диссертации
соиска­телей ученой степени кандидата
наук;

оформляет в
установленном порядке дипломы доктора
наук и кан­дидата наук и аттестаты
профессора по специальности;

осуществляет в
пределах своей компетенции переаттестацию
науч­ных и научно-педагогических
работников — граждан России, имею­щих
ученые степени (ученые звания), присужденные
(присвоенные) им в государствах, с
которыми Российской Федерацией не
заключены договоры (соглашения) о
признании и эквивалентности ученых
степе­ней и ученых званий.

Для научной
экспертизы представленных диссертаций,
а также для рассмотрения вопросов о
присвоении ученых званий создаются
экс­пертные советы из числа ведущих
ученых и специалистов в области науки,
техники, образования и культуры.

Постановлением
Правительства от 24 октября 1994 г.*
утверждено Положение о порядке присуждения
научным и научно-педагогичес­ким
работникам ученых степеней и присвоении
научным работникам ученых званий.
Учеными степенями являются степени
доктора наук и кандидата наук, а учеными
званиями — звания профессора по
специ­альности и старшего научного
сотрудника по специальности. Положе­нием
определены требования к диссертациям,
порядок представления и защиты диссертации
т.д.

* СЗ РФ. 1994. № 27. Ст.
2898.

Минобразование
России вправе издавать нормативные
правовые акты, обязательные для исполнения
всеми федеральными органами исполнительной
власти, в ведении которых находятся
образователь­ные учреждения, органами
исполнительной власти субъектов
Федера­ции, подведомственными
учреждениями и организациями, давать
разъяснения по ним; инспектировать
любые образовательные учреж­дения и
любой орган управления образованием.

Ведомственными
органами управления

образованием являются раз­личные
подразделения соответствующих ведомств
(главные управления, отделы и др.). Они
могут быть специализированными и
управлять подведомственными
образовательными учреждениями либо
осущест­влять такие функции наряду
с другими функциями.

В
субъектах Федерации

управление образованием осуществляют:
в республиках — соответствующие
министерства или комитеты, в других
субъектах Федерации — департаменты,
главные управления, отделы образования.
Их компетенция аналогична компетенции
Минобразова­ния России, но осуществляется
с учетом масштабов их деятельности и
региональных особенностей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Органы управления образованием в России

Автор статьи

Елена Владимировна Михайлова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Органы управления образования – это система государственных органов, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению полноценного функционирования и развития системы образования в стране.

Законодательство РФ в сфере управления образованием

В России функции по управлению образованием выполняют разнообразные муниципальные и государственные органы. В соответствии с законодательством РФ к ним относятся:

  1. Правительство России;
  2. центральные (федеральные) органу управления образованием;
  3. федеральные ведомственные органы управления образованием;
  4. государственные органы управления субъектов России.

Согласно ст. 37 Закона РФ «Об образовании» к компетенцию органов по управлению образованием входит:

  • разработка и последующая реализация разнообразных международных и федеральных программ в сфере образования;
  • разработка государственного образовательного стандарта и иных документов об образовании;
  • осуществление государственной аккредитации различного уровня образовательных учреждений;
  • определение порядка проведения аттестации педагогических работников различных образовательных организаций;
  • формирование и развитие эффективной структуры системы образования;
  • разработка разнообразных перечней специальностей профессий, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка и образование педагогических кадров;
  • осуществление финансирования педагогической деятельности образовательных учреждений;
  • осуществление прогнозирования дальнейшего развития системы образовательных учреждений, разработка предложений по их совершенствованию;
  • осуществление контроля по исполнению законодательства РФ в сфере образования.

«Органы управления образованием в России» 👇

Полномочия Правительства РФ и Министерства РФ в области управления образованием

Замечание 1

В сфере управления образованием Правительство РФ осуществляет обеспечение единой государственной политики, развитие всех уровней образования и реализацию контроля за доступностью бесплатного образования, гарантированного Конституцией РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере образования состоят:

  • разработка и реализация политики в области образования;
  • осуществление подготовки и доработки разделов ФГОС, различных законопроектов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования;
  • осуществление лицензирования деятельности образовательных организаций, участие в аттестации и государственной аккредитации;
  • установление логичного порядка по разработке, утверждению и введению разнообразных государственных образовательных стандартов;
  • установление порядка перечня направлений по подготовке специалистов среднего, высшего и послевузовского звена.

Определение 3

Министерство образования России – это федеральный государственный орган, образованный специально для осуществления управления образованием в России.

Основными задачами Министерства образования в России являются:

  1. Реализация государственной политики в сфере образования, направленной на обеспечение необходимых оптимальных условий для реализации гражданами собственных конституционных прав на получение образования.
  2. Разработка эффективной системы управления по координации различных образовательных организаций и учреждений системы образования.
  3. Разработка федеральных требований, предъявляемых к содержанию образования.
  4. Разработка эффективной системы по оценке деятельности образовательных организаций.
  5. Осуществление совершенствования организационного и экономического механизмов эффективного функционирования системы образования РФ.
  6. Информатизация современной системы образования.
  7. Нормативно-правовое обеспечение регулирования взаимоотношений в сфере образования.
  8. Осуществление организации государственной аттестации педагогических и научных работников.

В соответствии с теми задачами, которые возложены на Министерство Образования РФ, реализует многочисленные функции. Всего в настоящее время на него возложено около 75 функций.

Министерство образования России возглавляет министр, осуществляющий руководство единолично, несет персональную ответственность за деятельность Министерства в рамках, возложенных на него задач и функций.

Замечание 2

Задачи и функции Министерство образования России осуществляет при взаимодействии с органами управления образования субъектов РФ и ведомственными государственными органами управления образованием.

Федеральные ведомственные органы управления образованием

К Федеральным ведомственным органам управления образования относятся ведомства и министерства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, для управления которыми они создают специализированные подразделения в собственной структуре.

К полномочиям федеральных ведомственных органов управления относятся:

  1. Осуществление государственной политики в области образования.
  2. Осуществление разработки и реализации разнообразных и разноплановых региональных программ, направленных на развитие системы образования с учетом этических особенностей региона.
  3. Осуществление разработки и утверждения национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
  4. Осуществление создания, реорганизации и ликвидации разнообразных подведомственных образовательных организаций.
  5. Осуществление лицензирования образовательных учреждений, за исключением высших образовательных организаций.
  6. Оказание помощи в издании учебной и методической литературы, разработке примерных учебных программ и планов.
  7. Обеспечения контроля в области исполнения государственного образовательного стандарта и соблюдения законодательства РФ в сфере образования.
  8. Организация издания нормативной документации в рамках своей компетенции.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 04.08.2022

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Замена утерянного водительского удостоверения через госуслуги инструкция
  • Лекарство липоевая кислота инструкция по применению
  • Информация доведена до сведения руководства
  • Секрет бобра с бобровой струей инструкция по применению для мужчин
  • Руководство по строительству бетонного