Руководство словообразовательный разбор

Разбор слова руководство по составу, морфемный и словообразовательный анализ

Как выполнить разбор слова руководство по составу? Выделения корня слова, основы и его
строения. Морфемный разбор, его схема и части слова
(морфемы) — основа слова, корень, суффикс, окончание .

Схема разбора по составу:

руководство

Строение слова по морфемам: руковод/ств/о
Структура слова по морфемам: приставка/корень/суффикс/окончание
Конструкция слова по составу: корень [руковод] + суффикс [ств] + окончание [о]
Основа слова: руководств



Список морфем:

  1. руковод — корень
  2. ств — суффикс
  3. о — окончание

Количество морфем:

  1. корень: 1
  2. окончание: 1
  3. суффикс: 1


Морфемный и словообразовательный разбор слова «руководство»

Выполним разбор слова по составу, который также называют морфемным или словообразовательным разбором. Определим часть речи — существительное. Слово является изменяемым, находим окончание — о. Находим основу слова — руководств. Теперь выделяем корень — руковод. Найдем суффикс — ств.

руководство

Слово состоит из следующих частей:

  • корень: руковод
  • суффикс: ств
  • окончание: о

Части слова по морфемному словарю: руковод/ств/о.

В послесталинском руководстве не было ни одного человека, кто был бы заинтересован в том, чтобы добросовестно раскрыть эти дела.

Группа американских и индийских исследователей под руководством Раджеша Рао из Вашингтонского университета в Сиэтле решила доказать, что имеет.

Палестинское руководство приняло такое решение, потому что Чейни сам не запланировал в ходе своего визита встречу с Ясиром Арафатом.

Введение авиационных видов спорта, таких как планерный, в олимпийскую программу предлагалось руководством Международной авиационной федерации, но эти инициативы были отклонены в связи с недостаточным общественным интересом.

В понедельник руководство энергокомпании начало переговоры по этому вопросу с местными властями.

Последние, однако, были сняты с торгов, так как руководство аукциона, где выставлены все эти предметы, подвергло сомнению их подлинность.

Когда же на смену абаку пришёл так называемый счёт на линиях, многочисленные руководства по нему стали называть Algorithmus linealis, то есть правила счёта на линиях.

Финансирование начатой в 1939 г. войны было организовано нацистским руководством при деятельной помощи менеджеров государственных и частных финансов как огромное мошенничество.

Митрофанов подчеркнул, что реакция должна быть политической, бессмысленно обращаться к руководству российского Госкомспорта и Олимпийского комитета России.

Данный комментарий последовал после того, что временный глава правительства страны Хамид Карзай сообщил, что собирается просить руководство США прекратить воздушные налеты на восток страны.

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) →  сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Как найти морфему в слове?

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы — «проспал»;
  • два суффикса: «а» — суффикс глагольной основы, «л» — этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» — действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон — проспать — проспала;
  • корень «сп» — в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Словообразовательный разбор слова — это анализ, каким способом, с помощью какой морфемы оно образовано от однокоренного слова.

Выясним, как правильно выполнить словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора.

Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.

Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:

  • небо — корень/окончание;
  • земля — корень/окончание;
  • рука — корень/окончание;
  • голова — корень/окончание.

Непроизводные и производные слова

Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:

  • приставки
  • суффикса
  • приставки и суффикса;
  • постфикса

и т. д.

Понаблюдаем:

земля → земляной → землянка

влага → влажный → увлажнить

близкий → приблизить → приблизиться


Определение

Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.


Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:

  • петь → запеть (начать петь);
  • красный → красноватый (слегка красный).

Производящая основа слова

В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:


Определение

Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.


Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.

Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:

  • вина → виновный;
  • виновный → виновность.

В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».

Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.

Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.

Понаблюдаем:

Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.

Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.

По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.

Способы образования слов Примеры

1. Приставочный

текстподтекст
гнать → догнать

2. Суффиксальный

белый → белизна
пахать → пахота
сотворить → сотворение

3. Приставочно-суффиксальный

люди → безлюдный
долгий → задолго
домнадомник

4. Бессуффиксальный

отдыхать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

5. Постфиксальный

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокращенных основ

4) начальных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кровать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, плавать → мореплаватель
специальный корреспондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек

Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:

  • ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
  • мир — примирение (мир → примирить → примирение);
  • холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).

Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.

Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.

Порядок словообразовательного разбора

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.

Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразовательный и морфемный разбор

Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:

монетка — корень/суффикс/окончание

монеткой — корень/суффикс/окончание

При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.

Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.

Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.

Пример 1

В наш город приехали2 артисты цирка.

  1. Приехали — н. ф. приехать;
  2. приехать — основа приеха-.
  3. ехать → приехать ;
  4. ехать — производящая основа еха-.
  5. при- + ехать = приехать;
  6. приставочный способ образования.

Пример 2

На земляничной2 полянке полно душистых ягод.

  1. земляничной — н. ф. земляничный;
  2. земляничный — основа земляничн-
  3. земляника → земляничный;
  4. земляника — основа земляник-;
  5. земляника + -н- = земляничный;
  6. суффиксальный способ образования.

Пример 3

Хочется удесятерить2 свои силы.

  1. Удесятерить;
  2. удесятерить — основа удесятери-;
  3. десять → десятеро → удесятерить;
  4. десятеро — основа десятер-;
  5. у— десятер-и-ть;
  6. приставочно-суффиксальный способ образования.

Видео «Словообразовательный разбор слова (5 класс)»

Обновлено: 17.05.2023

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша— из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и —тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

4. Приставки нет.

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Правильный ответ:

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) — омонимы
  • По’лки – полки’ (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.

Примечание:

  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

Автор: Калинина Татьяна Николаевна

Организация: КСОШ №4

Населенный пункт: г. Кондрово

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается совместно с морфемикой, поскольку секрет особых обучающих возможностей словообразования заключается в том, что оно имеет дело с первой, самой маленькой (а потому и не всегда заметной) значимой единицей языка – морфемой. Именно морфема участвует в процессе образования новых слов [Львова 1991: 11].

Морфемика изучает систему морфем языка и морфемную структуру слов. Словообразование же направлено на освоение способов образования новых слов. [Литневская 2006: 237].

Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школой. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы [Сабаткоев 2005: 126].

При изучении словообразования выделяются следующие цели:

  1. Дать представление об основных способах словообразования.
  2. Дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении словообразованию используются следующие принципы:

  1. Системный принцип (выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования)
  2. Синхронический (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова).

Раздел словообразования сложен и вызывает наибольшие затруднения у школьников:

Во-первых, словообразование изучается в средней школе сравнительно в небольшом объеме (в сравнении с морфологией).

Во-вторых, словообразование изучается только в 5 и 6 классах, то есть достаточно рано для полного понимания и осмысления.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий словообразования [Литневская 2006: 237].

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается в следующих комплексах:

1 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

В комплексе 1 изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, этимология слов, словообразовательный разбор слова [Баранов, Ладыженская 2011: 57].

2 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Разумовской М.М., Леканта П.А.

Раздел ограничивается всего одной темой: как образуются слова в русском языке [Разумовская, Лекант 2012: 100]

3 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Львова С.И.

В 3 комплексе изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, словообразование имен существительных, словообразование имен прилагательных, словообразование глаголов, образование слова и его морфемное строение [Львов 2012: 4].

Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех комплексах, но в разном объеме.

Рассмотрим представление тем в разных комплексах.

В комплексе 1 и в комплексе 2 не дается информация по способам образования слов разных частей речи. В учебнике 6 класса Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.[Баранов, Ладыженская 2011: 57] и в учебнике 5 класса Разумовской М.М., Леканта П.А. [Разумовская, Лекант 2012: 100]дается общее представление о способах образования слов в школьном курсе русского языка.

В комплексе 3ставится вопрос об образовании имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в 1 и во 2 учебном комплексе вопрос полностью не раскрывается. 3 комплекс раскрывает данную тему, но недостаточно полно. Словообразование – одна из интереснейших тем в русском языке. Задача учителя познакомить детей и сообщить им всю необходимую информацию по данной теме, используя разные методы работы, в том числе и наглядные средства обучения. Необходимо научить детей извлекать нужную лингвистическую информацию о слове из наличия одной из его морфем.

Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

— определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

— составьте цепочку однокоренных слов;

— определите способ образования слова;

— подберите однокоренные слова к данному слову.

Словообразовательные упражнения применяются для более прочного усвоения словообразовательных понятий и совершенствования умений школьников использовать теоретические сведения на практике [Сабаткоев 2005: 130]. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования орфографических навыков.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке [Сабаткоев 2005: 128].

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слуша­тель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным(слушательслушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно об­разовано (-тель),
  3. определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель —> слушать[ Баранов, Ладыженская 2011: 78 ].

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отлича­ется от морфемного, базируется на критерии мотивированности значе­ния производной основы значением производящей основы и содержит только один шаг — подбор к исследуемому слову его производящего.

Комплекс 2 предлагает следующую последовательность словообразовательного анализа:

  1. записать слово в начальной форме
  2. установить лексическое значение слова и определить как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нем исходную основу и указать словообразующую морфему.
  3. Определить способ образования слова [Разумовская, Лекант 2012: 106].

Таким образом, 2 комплекс взаимосвязан с морфемным анализом слова.

Комплекс 3 словообразовательного анализа не содержит.

Таким образом, словообразование – это один из важных разделов в русском языке, поскольку он взаимосвязан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, соприкасаешься с историей, и начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.

Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.

Читайте также:

      

  • Почему лопахин не делает предложение варе о каком будущем говорит он кратко
  •   

  • Что такое управление кратко
  •   

  • Почему многие сказки о животных стали достоянием детей кратко
  •   

  • Почему ленинград оказался в блокаде кратко
  •   

  • Проверим себя и оценим свои достижения по разделу почему и зачем 1 класс школа россии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство к благочестивой жизни франциска сальского
  • Сумамед для инъекций инструкция по применению цена
  • Оциллококцинум инструкция по применению взрослым беременным
  • Спиральные розочки из бумаги пошаговая инструкция
  • Какой федеральный орган страны осуществляет непосредственное руководство вооруженными силами рф