В большинстве школьных «воспитательных» мероприятий дети выступают в роли объекта: «встань здесь, прочитай стихотворение, спой эту песню». Часто на сцену выходят лишь избранные. Все это сильно обесценивает усилия педагогов. Проектная деятельность, на мой взгляд, может стать прекрасной основой воспитательной работы вместо унылых мероприятий и реальной альтернативой формализму.
Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей.
Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.
Фото depositphotos.com
0. Проектное обучение
Начинаем с нулевого этапа, который называется «проектное обучение» или «обучение проектному мышлению».
Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником.
Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.
На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс.
1. Создание проблемного поля
Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.
Если взяться, например, за поиск проблем в жизни младших школьников, важно сначала придумать, как это сделать. Можно провести опрос родителей или просто наблюдать, что называется «в поле», — в классах, на переменах.
Проблему легко обозначить кратко, например «дети опаздывают на урок». Дальше нужно посмотреть, в чем причина, с какими факторами необходимо будет поработать, чтобы ее решить, с какими нет.
В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.
2. Выбор проблемы
Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.
Иногда бывает, что в проектной деятельности классы перемешиваются: вокруг классного руководителя 5А собирается «своя» аудитория из разных классов, а у классного руководителя 5Б, например, другая проблема, и к нему тоже могут перебраться группы из параллелей.
Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.
3. Поиск решений
Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.
Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.
Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.
Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.
4. Разработка социального проекта
Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!
5. Привлечение ресурсов
Есть несколько форматов, как искать ресурсы. Расскажу о самом простом и успешном. Ярмарка социальных проектов на общешкольных собраниях, на которых ребята презентуют свои идеи родителям и рассказывают, на что не хватает средств. Система работает как аукцион: «Кто готов обеспечить ресурсами этот лот?»
Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории.
Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.
Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.
Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи.
Примеры успешных социальных проектов
Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.
Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.
Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись!
Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием.
Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс «Школа-центр социума» (72 часа, 6 модулей),
где расскажут еще больше о социальном проектировании.
Партнерский материал
Подписаться на канал «Школа — центр социума»
Социальное проектирование — технология
социального воспитания учащихся
образовательных учреждениях. Главный
педагогический смысл этой технологии — создание
условий для социальных проб личности. Именно
социальное проектирование позволяет
воспитаннику решать основные задачи
социализации: формировать свою Я — концепцию и
мировоззрение; устанавливать новые способы
социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается
деятельность:
- социально значимая, имеющая социальный эффект;
- результатом которой является создание
реального (но не обязательно вещественного)
«продукта», имеющего для подростка
практическое значение и принципиально,
качественно нового в его личном опыте; - задуманная, продуманная и осуществленная
подростком; - в ходе которой подросток вступает в
конструктивное взаимодействие с миром, со
взрослой культурой, с социумом; - через которую формируются социальные навыки
подростка.
Социальное проектирование является одной из
множества деятельностей современного подростка
и молодого человека, сочетаясь и пронизывая
другие ее виды. Социальное проектирование можно
рассматривать как мотивационную компоненту, как
методический прием организации
образовательного процесса. Неотъемлемой
составляющей проектирования представляется
межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное
проектирование». Деятельность по созданию
проекта называется проектированием. А проект
представляет собой описание конкретной
ситуации, которая должна быть улучшена и
конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще
проект — это средство управления деятельностью,
наиболее приземленная, конкретная и выполнимая
форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения
идеи улучшения окружающей среды языком
конкретных целей, задач, мер и действий по их
достижению, а также описание необходимых
ресурсов для практической реализации замысла и
конкретных сроков воплощения описываемой цели
Социальный проект — это модель предлагаемых
изменений в ближайшем социальном окружении в
виде:
- словесного описания предполагаемых действий по
осуществлению указанных изменений; - графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
- числовых показателей и расчетов, необходимых
для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных
средств в учреждениях образования детей
занимает прочное место осуществляемая под
руководством педагога проектная деятельность
воспитанников.
Виды социальных проектов учащихся, реализуемых
образовательных учреждениях:
Прикладные (результат выполнения такого
проекта может быть непосредственно использован
в практике);
Информационные (предназначены для работы с
информацией о каком-либо объекте, явлении,
событии; предполагает анализ и обобщение
информации и представление для широкой
аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя
определенные социальные роли, обусловленные
содержанием проекта, определяют поведение в
игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением
творческой исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением, предполагает наличие
основных этапов, характерных для научного
исследования: гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых,
творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
- привлечение внимания воспитанников к
актуальным социальным проблемам местного
сообщества; - включение старшеклассников в реальную
практическую деятельность по разрешению одной
из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и
подростков за счет получения дополнительной
информации; - формирование социально-личностных компетенций:
навыки «разумного социального» поведения в
сообществе, совершенствование полезных
социальных навыков и умений (планирование
предстоящей деятельности, расчет необходимых
ресурсов, анализ результатов и окончательных
итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.; - закрепление навыков командной работы.
Признаки проекта:
- Цель — изменение ситуации, решение проблемы,
появление чего-то нового. - Установленные сроки начала и завершения.
- Определенные ресурсы.
- Измеряемый продукт или результат.
Управление проектом:
- Управление проектом — это процесс руководства
всеми работами над проектом от начала до
завершения. - Управление включает три основных вида
деятельности: - Планирование.
- Организация.
- Управление.
Планирование:
Определение желаемых результатов проекта. Т.е.
прописывание того, что же хочется увидеть после
реализации проекта. Разработка стратегии
выполнения и графика выполнения работ. Все
придуманные мероприятия, в том числе и по поиску
ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а
также различные встречи, акции, и опросы и риски
(проблемы, которые могут возникнуть в ходе
реализации проекта) должны быть прописаны вместе
со сроками и ответственными. Расчет количества
необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что
понадобится для разработки и реализации проекта
(люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские
расходы и т.д.)
Организация:
Распределение ролей и обязанностей внутри
проектной команды.
Если один человек в проектной команде
разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет
переговоры с администрацией города или района,
проводит опросы, является ответственным за все
мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю
свою работу или сделает её не качественно. А кому
это надо? Поэтому и существует разделение труда,
в том числе и в проектной деятельности.
Необходимо будет понять, кто и чем будет
заниматься в силу своих возможностей и
способностей. Конечно, для того, чтобы разделять
обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление:
Включение в проектирование этого вида
деятельности, поможет сделать работу в проекте
качественнее, эффективнее.
Руководство работами и контроль результатов
(назначение ответственных и отчеты о проделанных
работах).
Решение возникающих проблем. Если входе
реализации проекта возникают проблемы, которые
не были предусмотрены в рисках, они требуют
самого быстрого разрешения. Т.к. если их не
разрешить они могут отрицательно повлиять на ход
реализации проекта, и в худшем случае
поставленная цель не будет достигнута. Хотя не
так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё
равно сложно, но если уж они возникли, нужно
постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами.
Заинтересованными лицами (в зависимости от
проблемы, на решение которой направлен проект)
могут быть администрация, школы, родители,
соседи, различные общественные организации и т.д.
Успешное применение творческого
проектирования в нашей школе связано в первую
очередь с удачным выбором объектов труда и
грамотной формулировкой целей и задач
предстоящей работы. Тематику учащиеся выбирают
самостоятельно, исходя из своих интересов
склонностей, возможностей. Учащиеся 5 — 7 классов
с удовольствием разрабатывают новые модели
фартука, юбок, изобретают оригинальные рецептуры
блюд, создают разнообразные декоративные
изделия.
Но с возрастом интерес к рукоделию снижается.
Изделие, выполненное своими руками, уже не
вызывает у детей такого ощущения новизны и
очарования, как раньше. Встает вопрос: что может
повлиять на мотивацию при выполнении проекта?
Ответ подсказали сами дети. Работа над проектом
принесет удовольствие и удовлетворение, если ее
результат будет важен и полезен окружающим. Так
стали появляться социально творческие проекты.
Проект «Спешите делать добро» учащиеся 7-8
класса на летних каникулах разработали и
изготовили сувениры в подарочный фонд школы.
Процесс изготовления сувениров превратился в
творчество, так как каждая ученица старалась
сделать свое изделие самым красивым,
оригинальным, неповторимым. Рисунок
1.
Ученицы старших классов разработали проект
«Удобно и тепло» и изготовили подстилки на
стулья в кабинет технологии, выполненные в
технике лоскутного шитья. Рисунок 2.
Девочки 8 класса изготовили картину «Зимний
вечер» в технике аппликация из манной крупы для
оформления, украшения стен нашей школы. Рисунок 3.
Так как, обучая предметной области »
Технология», целесообразно обращать внимание на
развитие науки и техники в данной области, я
обучаю детей использованию мультимедийных
технологий при создании и защите проектов, при
изучении и обобщении изучаемого материала.
За шесть лет моей работы по внедрению метода
проектов в предметную область «Технология»,
учащимися было создано большое количество
проектов, которые успешно были представлены на
уроках, конкурсах, олимпиадах. Мои ученики
являются призерами и лауреатами: районного и
регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по технологии, а также краевой
научной конференции школьников.
Я хочу вам представить социально творческий
проект «Добрый доктор Айболит» реализованный
ученицей 9 класса, которая является Призером
Регионального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по технологии. Рисунок 4.
Идея проекта состоит в том, чтобы творческим
путем трансформировать скучные «серые» стены
районной детской поликлиники в сказочную
картину. Проект имеет высокую общественную
значимость, так как она преобразовала окружающую
действительность не только для себя, но и на
благо других незнакомых ей людей.
Хотелось бы отметить, что выбранная тема
интересна, в ходе работы учащаяся узнала много
нового о произведениях искусства в
декорировании интерьера, изучила различные виды
рукоделия, приобрела навыки росписи по ткани.
Поставленную перед собой цель была достигнута.
Были найдены различные сюжеты книжки Чуковского
«Айболит» и сделан выбор наиболее интересного
варианта. И вот результат работы. Приложение.
Работа над проектом позволяет почувствовать
как ребёнку, так и любому взрослому значимость
своей деятельности, повысить их социальный
статус в школе, в микрорайоне, открыть новые
возможности. Разрабатывая проект, мы проходим
все стадии работы над ним: сбор материала, его
обработка, выстраивание проекта, согласование,
экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не
только наши положительные качества, но и
позволяет определить свои слабые стороны, над
которыми в дальнейшем можно работать.
Эффективность работы над социальными
проектами не вызывает сомнения. На это указывают
следующие показатели:
- повышение уровня мотивации обучения;
- повышение уровня знаний учащихся;
- более высокое качество изготавливаемых
изделий, обусловленное их практической
необходимостью людям.
Литература:
- Абдвлина Л.В, Чепелева Б.П, Грибкова М.В,
Мищенко Т.М. Опыт совершенствования
педагогического профессионализма. — Воронеж:
ВГПУ, 2006. — 80с. - Афиногенова Л.Е. Уроки мастерства. — Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2008. — 44с. - Бабина Н.Ф. Выполнение проектов. — Воронеж:
ВОИПКРО, 2005. — 64с. - Бабина Н.Ф. Урок должен быть интересным! —
Воронеж: ВОИПКиПРО, 2006, — 112с. - Вестник ВОИПКиПРО: Выпуск 16. — Воронеж:
ВОИПКиПРО, 2007. — 214с. - Хатунцева Л.И. Современный урок в
профессиональной школе. — Воронеж: ВОИПКиПРО. 2003.
— 179с.
Выступление учителя Киселевой Е.А. на заседании методического объединения классных руководителей
по теме: «Организация работы классного руководителя по реализации проектов социальной направленности».
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная учащимся; в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом, через которую формируются социальные навыки.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов, и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для общеобразовательной организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.
Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования
— привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
— включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
— повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
— формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе
— совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.),
-социальная мобильность;
-закрепление навыков командной работы
Признаки проекта
Цель — изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового
Установленные сроки начала и завершения
Определенные ресурсы
Измеряемый продукт или результат.
Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения, включающий три основных вида деятельности:
1.Планирование. 2. Организация. 3. Управление.
Планирование: Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.
Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.
Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)
Организация: Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно. Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.
Управление: Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее:
Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).
Решение возникающих проблем. Если в ходе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.
Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.
Работа над проектом позволяет почувствовать, как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.
Роль социального проектирования в становлении личности учащихся
Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:
Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.
Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.
В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).
Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, ознакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:
1. Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации обучающегося к существованию в социуме.
2. Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.
3. В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.
4. Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.
Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).
Ученический и педагогический коллектив нашей школы активно участвует в проектной деятельности. Создаются локальные группы для работы над каким-либо проектом. Однако с каждым новым проектом составы групп меняются. Участие каждой из групп является однократным, но тематика проектов носит общешкольную гражданско-патриотическую направленность «Я — гражданин России!». Неоднократно наши ребята становились призерами конкурса «Я — гражданин России!».
Самый заметный проект, в котором с удовольствием приняли участие не только сами дети, но и их родители, а также педагогический коллектив – это проект «Школьный двор». Был разработан проект с учетом мнения родительской общественности, педагогического коллектива, учеников. Каждый класс в соответствии с намеченным планом занимается благоустройством своего участка, начиная работу ранней весной и заканчивая поздней осенью. Традиционными стали акции по посадке деревьев на территории села и школы. Совместно с ООО «Эко-трейд» в октябре была проведена акция по высадке саженцев лиственницы и туи на пришкольном участке. Результатом работы школьных коллективов в проекте социальной направленности можно считать:
формирование актива класса, школы,
качественное изменение личностных характеристик участника коллектива,
положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни,
смена внутренней позиции учащихся,
формирование основных нравственных качеств.
«Социальное проектирование как эффективный способ
воспитания и социализации обучающихся
в условиях введения ФГОС ООО»
Каримова Е.В.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образование отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей».
Наиболее актуальной деятельностью в условиях введения ФГОС ООО, эффективным способом воспитания и социализации школьников можно считать социальное проектирование – это социально значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика. Применение проектных технологий в воспитательном процессе, включающем детей в социально значимую деятельность, развитие у них учебно-исследовательских (проектных) навыков работы в области социально значимых проблем, как своего лицея, города, так и страны в целом, является инновационной составляющей образовательного процесса. Именно такой вид деятельности и является тем средством, с помощью которого нравственные, мировоззренческие идеи могут стать личным достоянием, личным приобретением школьника в рамках самореализации личности. Работа над социальным проектом позволит почувствовать обучающимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности. Каждый ученик сможет получить определенный социальный опыт, примерить на себя социальные роли, чтобы чувствовать себя в дальнейшей жизни комфортно и уверенно.
1. Сущность и виды социального проектирования
Социальное проектирование – технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою «Я-концепцию» и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
-
социально значимая, имеющая социальный эффект;
-
результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для школьника практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте;
-
задуманная, продуманная и осуществленная школьником;
-
в ходе которой школьник вступает в конструктивное взаимодействие с окружающим миром, с взрослой культурой, с социумом;
-
через которую формируются социальные навыки школьника.
Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование».
Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
В отличие от учебного проекта, целью социального проекта является неполучение новых знаний, а продукт, соответствующий потребностям и интересам определенной группы людей.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Виды социальных проектов:
-
прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
-
информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
-
ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
-
исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
-
проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Цель социального проектирования:
-
привлечение внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
-
включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
-
повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
-
формирование социально-личностных компетенций: навыков «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
-
закрепление навыков командной работы.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
-
социальные явления («социальные негативы» – курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
-
социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);
-
социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
-
социальная среда: ландшафт в целом (городской, местный), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся школьники и взрослые, вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено школьником вдруг, одномоментно. Навыки межличностного взаимодействия, приобретенные в других видах деятельности, умение и способность к продуктивной деятельности, общий уровень психического развития – те критерии, качественные характеристики которых, с одной стороны, являются показателями степени готовности обучающихся к социальному проектированию, а с другой – базой, основой проектирования. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Параллельно с этим должна быть специально организована учебная деятельность школьника, целью которой является освоение содержания понятия «социальное проектирование» и основных навыков его проведения.
2. Технология разработки социального проекта
План действий и этапы практических шагов несут в себе логику всего социального проектирования: получение информации о социальном объекте (познание) – проблематизация информации – преобразование социального объекта.
I. Разработка социального проекта:
Этап (шаг) 1. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Этап 2. Привлечение участников и общественности для решения данного социального проекта.
Этап 3. Определение содержания социального проекта. Составление плана работы. Распределение обязанностей.
Этап 4. Определение необходимых ресурсов.
Этап 5. Разработка системы оценки проекта.
Этап 6. Формирование общественного мнения.
II. Практическая реализация проекта
Этап 7. Поиск деловых партнеров. Составление предложений по проекту.
Этап 8. Проведение официальных переговоров. Получение необходимых ресурсов.
Этап 9. Проведение плановых мероприятий.
III. Итоги работы над проектом
Этап 10. Анализ результатов работы.
Важным шагом является анализ работы над проектом. Необходимо сделать сравнение поставленной цели и достигнутых результатов. Для этого нужно ответить на вопросы:
— Достигнута ли цель проекта?
— Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?)
— Какой была атмосфера проведения социального проекта?
— Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?
— Чему научились в ходе реализации проекта?
— Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?
3. Основные требования к проекту
-
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
— этапы и конкретные сроки их реализации;
— четкие и измеряемые задачи;
— конкретные и измеряемые результаты;
— планы и графики выполнения работ;
— конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
-
Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
-
Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
-
Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.
-
Компетентность автора и участников – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
-
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.
4. Типичные ошибки социального проектирования
-
Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп учащихся.
-
Переоценка школьниками своих сил и возможностей проектной группы.
-
Провозглашение основной идеи без дальнейших усилий по ее реализации со стороны учащихся, то есть доведения до практических результатов.
-
Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
5. Роль педагога в социальном проектировании
Важным вопросом является роль и позиция взрослого (педагога) в социальном проектировании школьников. Педагог в проектировании может выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Вместе с тем на разных этапах социального проектирования позиция педагога может значительно различаться в зависимости от ожиданий учащихся, особенностей социальной и педагогической ситуаций, уровня сформированности готовности обучающихся к социальному проектированию и навыков социального взаимодействия.
Большое значение имеет готовность (и способность) педагога к смене традиционного для него способа общения с позиции старшего, взрослого, наставника на позицию равного, соучаствующего, принимающего самостоятельность ученика и готового передать ему ответственность за его поступки. Собственные коммуникативные и организационные навыки педагога в ходе социального проектирования подвергаются значительной нагрузке и проверке, т.к. основная задача взрослого в ходе проектирования – это оказание организационной, консультативной и экспертной помощи ребенку. В ходе социального проектирования педагог вынужден «выпадать» из традиционной и привычной для него собственно педагогической деятельности в социально-педагогическую.
Социальный проект:
-
это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения;
-
ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме;
-
это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Школьный социальный проект – это совместная исследовательская, познавательная, творческая, коммуникативная, организационная деятельность обучающихся, их родителей и педагогов. Реализуется технология социального проектирования в тесном сотрудничестве с родителями, общественностью.
Впервые технологию социального проектирования я применила в 2010 году, работая с обучающимися 6-7-х класса над социальным проектом «Благоустройство нашего микрорайона». Цель моей работы было: формирование у школьников активной гражданской позиции, создание основы для проведения социального проектирования и исследовательской деятельности в социальной сфере. Данный проект был представлен в 2011 году на городской конкурс творческих проектов «Нам этот мир завещано сберечь» (свидетельство участника конкурса). Но реализовать наш проект, основной целью которого стало реконструкция школьного стадиона, не получилось, хотя мы обращались за помощью к депутату Железногорской городской Думы Ланину М.М., однако навыки социального проектирования школьники приобрели. Сейчас эти обучающиеся – активные члены молодежного (волонтерского) представительства «Луч» нашего лицея, активные участники Школы полезного действия.
6. Социальный проект «Аллея выпускников» (Приложение)
В 2013 году, когда стал вопрос о выборе темы социального проекта, обучающиеся девятых классов – будущие выпускники, не задумываясь, выбрали «Аллею выпускников».
Проект «Аллея выпускников» должен был объединить усилия учеников и педагогов в решении актуальной экологической проблемы – сохранение природы, доказать способность школьников предлагать варианты решений и решать недетские вопросы. У обучающихся, реализующих проект, растет потребность быть социально полезными и значимыми в среде своих сверстников. Участники проекта приобретают знания, умения и навыки конструктивного общения, партнерского взаимоотношения.
Воспитательная цель проекта:
Организация активного вовлечения школьников в природоохранную деятельность. Развитие экологической культуры обучающихся лицея.
Воспитательные задачи проекта:
-
Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства гордости, ответственности за свой лицей.
-
Вовлечение школьников в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания.
-
Создание атмосферы взаимопонимания.
-
Развитие творческой инициативы и активизация гражданской позиции обучающихся лицея.
-
Формирование у школьников мировоззрения, основанного на понятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических и духовных традициях общества; творческое отношение к окружающему миру, собственной судьбе и самому себе.
-
Формирование качеств ответственных хозяев в своем лицее.
Данный проект – это результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности школьников предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. И пусть им не удалось полностью реализовать намеченные цели, в ходе работы над проектом школьники освоили содержание понятия «социальное проектирование» и основные навыков его проведения.
Социальный проект стал реальной возможностью для школьников проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.
В ходе реализации данного проекта сформировались предпосылки для разработки следующего социального проекта. Так десятиклассники решили совместно с восьмиклассниками лицея разработать и реализовать новый проект «Зеленый мир». Основную информацию о данном проекте инициативная группа представила на бирже идей, которую провел 14 ноября 2014 г. «Металлинвест» в рамках Школы полезного действия.
И в заключение хочу привести слова известного американского менеджера Сэма Дипа: «Неважно, чем вы занимаетесь и для кого вы это делаете, но вы должны уметь общаться с людьми, планировать свои дела, решать возникающие проблемы, интервьюировать, управлять своим временем, работать с различными группами, разрешать имеющиеся разногласия, выполнять свою работу качественно, уметь управлять собой и управлять другими».
Примерные темы для социального проектирования:
«Папа, мама, я – спортивная семья».
«Ты куришь?! Зачем тебе это надо?» (О проблемах курения и наркомании в молодежной среде).
«Мы помним!» ( Ко дню Великой Победы).
«Школьные фобии».
«Дети – детям» – оказание шефской помощи младшим школьникам.
«Мы разные – мы вместе» – проект по толерантности.
«Дари добро» – проект волонтерского представительства.
«Патриот» – гражданское воспитание учащихся.
«Пресс-центр».
«Мы – будущее России!» – спортивно-оздоровительный проект.
Муниципальное
автономное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеская
спортивная школа Чайковского городского округа
ЧЕРНОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
КАК НАПИСАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ,
РУКОВОДСТВО К СОЦИАЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ.
Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»:
1. Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте
проблему.
2. Шаг №2: Пишем цель проекта.
3 Шаг №3: Пишем задачи проекта.
4. Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию
smart.
5. Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку
действий.
6. Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения
работ.
7. Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.
8. Шаг №8. Пишем результаты.
9. Шаг №9. оформляем проект.
Чайковский ноябрь 2019
АКТУАЛЬНОСТЬ
Воспитание
юного поколения является актуальным во все времена, а в период кризиса и
ограниченных ресурсов в бюджете, особенно в условиях продолжающихся изменений в
социально-экономической жизни России. В этот период особенно чувствуются
накопившиеся проблемы в сфере жизнедеятельности и защищенности детей и
подростков. Они вызывают обеспокоенность государства, которое понимает, что
традиционные формы работы через учреждения уже не дают того эффекта и даже если
только продолжая вливать деньги в социальную сферу и бюджет, социальная и
гражданская пассивность молодых людей стало повсеместным фактом. В настоящее
время оно представляет собой комплексное социально-педагогическое явление,
характеризующее состояние общества и влияющее на его развитие. «Нация уходит с
исторической сцены не только количественно, но и качественно» — делает вывод
академик В.П. Казначеев в своем выступлении на Международном симпозиуме
«проблемы геополитики и выживания нации России в 21 веке». Современная
действительность, с его высокими запросами к багажу достижений человека,
требует от педагогов реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы
подрастающее поколение, реализуя свой потенциал, умело достигать собственные
поставленные цели и справляться с жизненными трудностями. Передовая
педагогическая практика показывает удивительные примеры того, как можно в
наитруднейших условиях выступления на ответственных мероприятиях регулировать
свое состояние, мобилизовать собственную волевую активность и уметь добиваться
поставленных целей, оставаясь при этом добрым, чутким к людям, душевным и
внимательным в общении с ними, способным сопереживать их радостям и тревогам.
Умение
мобилизовать лучшие свои качества в необходимых жизненных ситуациях необходимо
воспитывать уже с юного возраста. Этому движению может способствовать
включение сотрудников и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО в проектную деятельность,
реализующуюся в условиях социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО с одной
стороны и ФМС «Фонд Чайковский», РОО федерация кекусинкай Пермского края
«Медведь» с другой через реализацию социально-значимых проектов. Анализ
ситуации показывает, что во многом благодаря активным действиям НКО с каждым
годом в РФ возрастает актуальность добровольчества и патриотизма как одного из
ключевых направлений развития человеческого потенциала, эффективного
инструмента развития гражданского общества. Обращение внимания к социальному
партнерству не случайно, т.к. именно оно является наиболее действенным
механизмом решения профилактических и воспитательных задач в современных
условиях. Так как социальное партнерство – это иной опыт, другие формы
отношений и деятельности, когда взаимоотношения учреждения и НКО строится на
социальном диалоге, как совокупности переговоров, действий и договоренности
между партнерами в целях решения вопросов воспитания качеств подростков.
Одним из
новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система
грантов и субсидий. За счет грантов и субсидий появилась возможность решать
различные проблемы, связанные с образовательной деятельностью.
Исследователи проблем воспитания подрастающего
поколения отмечают, что более эффективному включению школьников во внеурочную
деятельность способствует совместная деятельность в реализации социальных
проектов, как со своими сверстниками, так и с педагогами, родителями,
знаменитыми и успешными людьми, задействованными в этот процесс в качестве
волонтеров –добровольцев и патриотов (И. П. Иванов, Н. П. Аникеева, Р.С. Немов,
Н.Ф. Басов). Наиболее оптимальные условия для реализации
разностороннего воспитания во внеурочной деятельности складываются в рамках
объединений и организаций. Одной из успешных форм является волонтерское и
патриотическое движение в различных успешных НКО. Воспитание патриотизма и
добровольчества основывается на концепции внедрения системы социального
партнерства в педагогический процесс спортивной школы МАУ ДО ДЮСШ ЧГО (Л.И.
Лубышева, В.К. Бальсевич). В педагогике вопросы выявления и реализации
педагогических условий воспитания патриотизма и добровольческих качеств у
обучающихся в условиях спортивных секций и объединений недостаточно изучены.
Подростковый возраст привлек наше внимание как
период становления личности, ее формирования. Этот возрастной этап развития
определяется как поисковый период, период активных проб, направленных на
осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с
определением своего места в жизни, что требует от педагогов создание
благоприятных педагогических условий для личностного самовыражения и
самоопределения подростков
Роль социального партнерства в воспитании
добровольческих и патриотических качеств заключается в том, что она образует те
своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражаются индивидуальные
патриотические и добровольческие особенности подростков.
Для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан,
развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей
граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания
юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение
общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным
проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд
президентских грантов (президентские гранты.рф).
Социальный проект — это комплекс мероприятий,
направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный
проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует
гармоничному развитию гражданского общества.
Какова
структура социального проекта?
Как правило,
обязательными элементами проекта являются:
1. Название проекта.
2.Аннотация проекта, то есть краткое описание
проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по
реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2)
указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для
долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация
проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по
рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
3. География проекта.
4. Срок реализации проекта.
5. Обоснование социальной значимости проекта.
6. Целевые группы проекта.
7. Цель и задачи проекта.
8. Ожидаемые количественные и качественные
результаты проекта.
9. Бюджет проекта
10.Дорожная карта проекта (календарный план).
11.Команда проекта.
12.Информация об организации, от которой подаётся
заявка на грант.
Что такое проблема и как её сформулировать?
Проект лучше начинать не с поиска идеи (например,
у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей
воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.
Социальная проблема — социальная ситуация,
которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно
решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и
географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы
желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом
подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому
формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует»,
«недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой
популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного
языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое
открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и
престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве;
уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение
сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение
уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Основные требования, которым должен отвечать
проект:
• актуальность – причина, основания реализации
проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы
или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;
• время – проект должен быть ограниченным по
времени;
• ресурсы – проект должен иметь четкое описание
потребностей;
• оценка качества и результатов – шкала оценки
эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но
результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу
и осмыслению.
Как написать
и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»
Шаг №1:
Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.
• Что бы вы хотели изменить?
• Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы
хотели достичь?
• Какую проблему хотите решить?
• Вопросы для описания: Проанализируйте и опишите
проблему:
• Что – в чем заключается проблема?
• Где – насколько широко распространена?
• Когда – насколько долго существует?
• Сколько – какое количество людей затрагивает?
• На кого влияет?
• Записали ответ → перешли к определению сферы
проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
• Проанализировали проблему → определили, что
хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию
проекта.
Шаг №2: Пишем
цель проекта.
• Цель — общее описание предполагаемых результатов
и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе
реализации проекта. Цель — образ действий по достижению желаемого результата.
• Цель должна формулироваться так, чтобы её
достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна
опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель — это проблема
наоборот.
Сформулируйте цель своего проекта:
Задайте вопросы для цели своего проекта:
Есть ли точное выражение того, что именно должно
быть в итоге реализации проекта?
Сможем ли мы увидеть и измерить результаты
проекта в целом и его отдельных частей?
Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение
заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?
Какая польза или выгода будет получена в
результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными
сторонами?
Шаг №3: Пишем
задачи проекта.
Задачи проекта — это конкретные шаги, которые необходимо
выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для
достижения цели.
Важно помнить! Задач может быть несколько, все
задачи — шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью
проекта.
Используйте глаголы. Например, если вам надо
построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить
крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.
Проверьте. Задачи должны полностью «закрывать»
решение проблемы (поставленную цель).
Проанализируйте. Задачи должны быть
результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных
результатов).
Шаг №4:
Проверяем цель и задачи по критерию smart.
SMART –
система постановки целей
Без целей мы ничто. Не видя конца пути, по нему
невозможно двигаться. Не зная конечных результатов плана, невозможно составить
структуру дня. Если до этого ваши цели были абстрактными мечтами, настал момент
превратить их в осязаемую реальность. И для этого есть отличный инструмент.Знакомьтесь!
SMART – система постановки целей.
Что такое SMART?
SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура
соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как
«умный». Планирование по-умному. Отличное название!
Само слово разбирается на простые и понятные
составляющие. Каждая буква наделена смыслом, и, вот секрет, пока не удастся
проникнуться сутью каждого термина, система смарт для постановки цели работать
не будет. Или плохо справится со своей функцией.
Почему так?
Потому что каждый элемент в этой системе имеет
значение: для осознания цели, для ее формирования и достижения. Более того, при
создании верной формулировки планируемых задач по «смарт» нередко происходит
трансформация проектов – вырисовываются ранее незамеченные важные аспекты,
нюансы, детали.
Займемся расшифровкой:
• S Конкретность (specific)
• M Измеримость (measurable)
• A Достижимость (achievable)
• R Выгодность (rewarding)
• T Временные рамки (time bound)
S – Specific. Конкретная цель
– половина успеха
Везде пишут: цели по системе смарт должны быть конкретными. Но
что это значит?
Все просто! Нужно четко осознавать, какой итог должен быть у
данной цели.
Не просто похудеть, а снизить объем талии до 60 см или увидеть
стрелку весов на 55 кг. Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей
лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%. Не «купить дом», а
«заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном поселке «ХХХ».
Если проект требует участия какого-то еще человек – сотрудника,
компаньона, руководителя, то очень важно получить обратную связь по
конкретизации цели. Иначе может случиться так, что тренер спортзала
ориентируется на достижение итогового веса, а вы стремитесь к точным объемам
своих форм!
Даже рассматривая примеры по системе смарт для постановки целей,
мы видим не абстрактный план, а четкую картинку. И это очень важно для запуска
работы подсознания, которое поняв, что нужно человек, начнет всячески
способствовать выполнению его желаний. Подкидывать правильные мысли,
стимулировать верные идеи, направлять по лучшему маршруту.
Если же вы верите во влияние Вселенной на нас, то можно
использовать и этот аргумент. Чем четче запрос к Вселенной, тем быстрее и
правильнее он будет реализован.
Получается, как не объясняй феномен SMART – везде сплошные
плюсы.
М – Measurable. Весы для
измерения целей
Второй важный нюанс.
Цели по системе SMART должны быть измеримыми. В них должны
присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики,
которые в итоге укажут, что цель достигнута.
Что можно использовать для измерения:
·
деньги – рубли, евро, доллары, тугрики;
·
доли, проценты, соотношения;
·
отзывы или иные критерии внешней оценки;
·
лайки, число подписчиков, «просмотрено» для статей;
·
частоту действий – каждый второй пользователь кликает
«заказать»;
·
время – ограниченность периодов;
·
штрафы – мотивация «от обратного»;
·
утверждение, согласование, одобрение – получение положительного
мнения специалиста или руководителя.
Можно найти и совсем странные варианты измерения целей:
·
«крестики» у вышивальщиц;
·
оценки у школьников;
·
конкурсы у преподавателей;
·
количество блюд каждый день у хозяйки;
·
«Помидорки» у занятого человека.
Все что можно измерить и оценить, должно быть измерено и
оценено.
Цели по системе SMART – примеры:
·
похудеть на 10 кг
·
напечатать 5 статьей за день
·
знакомиться с 1 человеком в день
·
получить согласование договора у юриста
Все примеры «обрублены», так как предназначены для демонстрации
только критерия «измеримости». Более точные ориентиры для целей по СМАРТ в
конце статьи.
А – Achievable. А достижима ли
мечта?
Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или
домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для
полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Все верно!
Достижимо? Вряд ли…
СМАРТ – не волшебная пилюля, которая переместит вас в волшебный
замок только за правильно сделанную формулировку.
Это система, которая ориентируется на реальность бытия. А это
значит, что при обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии
ресурсы и возможности с желаемым результатом.
Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и
способов их измерений. Это:
·
материальные и моральные ресурсы;
·
время;
·
умения;
·
знания;
·
финансовые возможности;
·
здоровье…
R – Relevant. Согласуем цель с
реальностью!
Интересный момент – согласование цели. С чем или кем ее нужно
«согласовывать»?
Со всем!
С реальностью…
С уже существующими планами…
С желаниями…
Что может получиться, если исключить этот пункт из планирования
по СМАРТ? Абсурд и полная невыполнимость сформулированных задач.
Плохо стыкуются цели: «выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить
с мужем время после его возвращения с работы в 24-00». Или: «сокращения 80%
штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».
Если есть противоречия, то надо пересматривать и корректировать
планы.
T – Time-bound. Когда
оценивать результат?
Time-bound – «ограниченность во времени». Если у цели нет
конечных временных границ, то достигать ее можно бесконечно. Поэтому важно
ставить рамки, в течение которых желаемые планы должны быть реализованы.
Принято разделять цели:
·
Краткосрочные – до 100 дней
·
Среднесрочные – от квартала до года
·
Долгосрочные – на период в 1 год и более
Интересный факт, но согласно SMART-системе цель должна быть не
просто ограниченной во времени, но и соотносимой с другими планами. Цепочка
следующая: долгосрочные мечты формулируют категорию среднесрочных дел, а те, в
свою очередь, дробятся на краткосрочные проекты.
Если проследить данную идею в обратной последовательности, то
виден путь маленьких шагов из сегодня к большой Мечте.
SMART система постановки
целей: примеры
Как обещала, несколько примеров-ориентров, которые помогут
понять принципы формулирования своих желаний:
1. Похудеть
с 65 до 60 кг за 100 дней
2. Выйти
на доход в 100 000 в месяц к 1 мая 2015 года
3. Писать
по 1 статье каждый день в течение квартала
4. Отдохнуть
две недели в июне 2018 года в Италии и посетить Рим
5. Поступить
на бесплатное отделение инженерного факультета УрФУ в 2020 году
6. Выучить
500 испанских слов к 1 марта 2016 года
7. Купить
новый автомобиль – синий хэтчбек Chevrolet Aveo – к декабрю текущего года
8. Пройти
повторное обучение по SEO у Шахова – не позднее лета этого года
9. Прочитать
и внедрить все статьи блога mn-zd.ru – до 1 сентября 2018 г.
10. Читать
раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии,
тайм-менеджмента в течение полугода.
Шпаргалки SMART в картинках
Вопросы для формулирования целей по SMART
Правильная постановка целей по системе SMART
Шаг №5. Из
задач строим логическую цепочку действий.
Определили цель и задачи → Приступаем к
планированию: как все это будет.
Из каждой задачи строим логическую цепочку
действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку
действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.
Например, если мы говорим о строительстве дома
для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:
непосредственно строительством
согласованиями с органами государственной власти
с работой с целевой аудиторией – семьями молодых
специалистов
работой с прессой по PR проекта и события в целом.
Эта логическая цепочка поможет нам написать
план-график проекта в его логической последовательности.
Шаг № 6.
Пишем план действий, график выполнения работ.
Этап: |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственный |
|
Подготовительный |
||||
Основной |
||||
Завершающий |
• План реализации проекта. Пример №2
Действия |
Сроки |
Исполнители |
Ресурсы |
Результаты |
Ответственные |
• План реализации проекта. Пример №3
Направление (блок, модуль) |
Задача |
Действия |
Сроки |
Исполнители |
Ресурсы |
Результаты |
Ответственные |
• Также полезно будет сделать сетевой план –
график.
Шаг №7.
считаем, сколько будет стоить наш проект.
Каждый этап реализации проекта требует
определенной затраты денежных средств и ресурсов:
сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?
из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии,
спонсорские средства, иное?
Этот раздел проекта должен очень точно
соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и
календарным планом проекта.
• Возможный
вариант сметы расходов в рамках проекта:
• № Наименование
статей и расходов Расчет суммы затрат Финансовые затраты по
проекту
• Имеющиеся
средства Запрашиваемые средства Итого
•
•
• «Бюджет»
(смета) должен быть расписан по статьям.
• Основные
расходы:
• аренда
помещений и коммунальные платежи
• командировочные
и транспортные расходы
• оборудование
• связь
и коммуникации
• проведение
специальных мероприятий
• издательские
расходы
• расходные
материалы
• и
другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.
• «Прочие
расходы» — это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются
расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть
особенно тщательно аргументирована.
«Оплата труда» — включает непосредственно
заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору
специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда
оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.
Необходимо обратить особое внимание на три
последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые
средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те
средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта.
Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных
специалистов — должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда»
в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые
понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев
участвовали оплачиваемые специалисты.
Если организация, вы или спонсоры предоставляют
для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит
указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.
В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает
организации для реализации проекта.
Шаг №8. Пишем
результаты.
При составлении плана действий и расчете бюджета
у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы
планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.
В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:
В проекте результаты можно прописывать текстом,
здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:
Задача №1 |
Напишите результаты по Задаче 1. |
Задача №2 |
Напишите результаты по Задаче 2. |
Задача №3 |
Напишите результаты по Задаче 3. |
Задача №4 |
Напишите результаты по Задаче 4. |
Задача №3 |
Напишите результаты по Задаче 3. |
Задача №4 |
Напишите результаты по Задаче 4. |
Напишите, как вы будете оценивать ваш проект,
методы оценки проекта – насколько он эффективен? Как вы поймете, что достигли результатов?
Количественный результат (что будет сделано?) —
фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей
конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.
• Качественный результат (что изменится?) — должен
отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения
мероприятий, оказания услуги и т.д.
• Эффективность — соизмеримы ли полученные
результаты с затраченными усилиями.
• Критериями оценки эффективности проекта являются
результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к
чему они стремятся, и как будут этого достигать.
Шаг №9.
оформляем проект.
Оформленный проект обычно содержит следующие
разделы:
Титульный лист: название проекта, авторы,
контактные данные (1 стр.)
Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу
идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)
Подробное
описание проекта:
• Содержание проекта, обоснование.
• Актуальность проблемы, почему именно ваш проект
важен и нужен.
• Цели и задачи проекта.
• Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш
проект, для кого вы его делаете.
• Механизм реализации проекта: этапы,
содержательная деятельность, мероприятия и т.д.
• Календарный план реализации проекта (помните про
наглядность, графики приветствуются).
• Бюджет (смета).
• Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в
долгосрочной перспективе.
• Возможное дальнейшее развитие проекта, если
предполагается.
• приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)
Оформление текста проекта также важно, как и его
содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал.
Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать,
используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты подчеркивания,
маркированные списки и т.д.
Если вам
необходимо сделать презентацию:
• на каждый раздел не более 1-2 слайдов;
• шрифт должен быть максимально крупным и читаемым
даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны
одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее
20;
• анимацию, выплывающие заголовки и т.д.
рекомендуется использовать адекватно, не злоупотреблять;
• при использовании светлого фона шрифт должен быть
черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при
использовании темного цвета фона шрифт — белого цвета;
• изображения (фотографии, графика, инфографика),
используемые в презентации, должны быть четкими, крупными и размещены в
отдельных слайдах,
• если в оформлении фона есть графические символы
(логотип организации, логотипы партнеров и т.д.), текст слайда не должен
заходить на данный символ.
Вариант формы
проекта
• Титульный лист:
• название проекта
• авторы
• контактные данные
• Краткая аннотация проекта (1 лист)
• 00
• Подробное описание проекта:
• Актуальность проблемы
• Цель
• Задачи
• Целевая группа
• Механизм реализации – деятельность в ходе проекта
(см. Пошаговую инструкцию)
• Календарный план реализации проекта
• Бюджет (смета)
• Конкретные ожидаемые результаты (количественные и
качественные), критерии оценки
• Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
Исследование
осуществляется и будет осуществляться с 2019 — 2020 гг. и будет проходить в
несколько этапов:
I
этап (2019)
Будет
определяться актуальность и специфика проблем, создан ие инициативной группы по
написанию социальных проектов для участия а конкурсах грантов в рамках
внеурочной деятельности педагогов и обучающихся МАУ ДО ДЮСШ ЧГО, в том числе и
в условиях социального партнерства и совместной реализации социально-значимых
проектов, мероприятий и акций реализуемых МАУ ДО ДЮСШ и НКО на основе
совместной деятельности;
II
этап (2019- 2020г.г.)
Будут
определены критерии и показатели социально гражданской воспитанности;
разработаны модель и методика воспитания социально активного и социально
ответственного человека; выявлен комплекс педагогических условий воспитания качеств
социальной ответсивенности и милосердия у подростков, занимающихся в спортивных
объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.
III
этап (2020-2021 г.г.) Будет реализован комплекс
педагогических условий и методик воспитания качеств гражданина и патриота у подростков,
занимающихся в спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО; проведется формирующий
этап педагогического эксперимента; будут сформулированы выводы и практические
рекомендации.
Научная
новизна исследования:
1.Будут
выявлены и обоснованы педагогические условия воспитания качеств социальной
ответственности и милосердия у педагогов и подростков спортивной школы МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО: проведение мероприятий, направленных на формирование у подростков
представлений об эталонном поведении социально ответственного человека. Организация
деятельности педагогов и подростков, создание воспитательных ситуаций, направленных
на формирование опыта поведения социально ответственного человека; обеспечение
взаимодействия всех компонентов педагогической системы «ученик – педагог –
тренер — детский спортивный коллектив — родитель – наставник-тьютер из числа
добровольцев НКО» по созданию целостной воспитательной среды. Диагностика и
учет индивидуальных особенностей морально-волевой сферы подростков в воспитании
качеств социально ответственного человека.
2. Будет
разработана и обоснована модель воспитания качеств социально ответственного
человека в рамках внеурочной деятельности. Модель будет включать
последовательность ее основных структурных элементов: потребность общества в гражданской,
патриотической и добровольческой воспитанности подрастающего поколения. Модель
диктует цель и задачи воспитания качеств социальной ответственности подростков,
в условиях спортивных объединений МАУ ДО ДЮСШ ЧГО. Принципы, исходящие из
конкретных целей и задач; критерии, определяющие направленность содержания и
процесса воспитательной работы (эмоционально-мотивационный,
когнитивно-деятельностный, опытно-поведенческий), реализующейся через
общественно-значимую и физкультурно-спортивную деятельность спортивного
объединения; инструментарий, с помощью которого реализуется деятельность:
формы, методы и средства; результат. Модель является научно-теоретической
опорой процесса воспитания качеств социально ответственных подростков,
занимающихся в спортивных объединениях МАУ ДО ДЮСШ ЧГО.
3. Будет
разработана и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность реализации
выявленных педагогических условий и методики воспитания качеств социально
ответственного подростка в условиях спортивного объединения МАУ ДО ДЮСШ ЧГО,
которая представлена тремя этапами: ценностно-направленный этап, этап развития качеств
социальной ответственности, этап совершенствования качеств социальной
ответственности. Главная цель реализации методики: повышение Гражданской, патриотической
и добровольческой воспитанности подростков посредством формирования качеств
социальной ответственности, проявляющихся в соответствующем гражданском, патриотическом
и добровольческом поведении в необходимых жизненных ситуациях.
Теоретическая
значимость исследования определяется тем, что:
1.
Категориальный аппарат общей педагогики дополнен такими понятиями, как
«социальное партнерство», «воспитательный потенциал педагогической деятельности
в рамках социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО», «педагог-тренер;
наставник-тьютер из числа добровольцев НКО»
2.
Теория педагогики дополнена разработанной моделью воспитания гражданских,
патриотических и добровольческих качеств подростков в условиях социального
партнерства МАУДО ДЮСШ ЧГО и НКО;
3.
Обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность
воспитания гражданских, патриотических и добровольческих качеств в условиях
социального партнерства МАУ ДО ДЮСШ ЧГО и НКО.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что:
1.
Выявленный комплекс педагогических условий и методика воспитания гражданских, патриотических
и добровольческих качеств подростков в условиях социального партнерства МАУ ДО
ДЮСШ ЧГО и НКО будут внедрены в педагогическую практику внеурочной
деятельности ряда общеобразовательных школ, учреждений дополнительного
образования Чайковского городского округа.
2.
Разработанные практические рекомендации по воспитанию качеств социальной
ответственности подростков предложены педагогам общего и дополнительного
образования, работающим с учетом требований новых образовательных стандартов
(ФГОС) в рамках внеурочной деятельности в спортивных объединений ДЮСШ, в
секциях спортивных федераций (НКО).
3. Будет предложен и будет
использоваться в практике учреждений дополнительного образования
диагностический инструментарий по измерению уровня гражданской, патриотической
и добровольческой мотивации, качеств социальной ответственности, опыта
гражданского, патриотического и добровольческого поведения как основных
показателей социальной воспитанности подрастающего поколения.
Материалы проведенного исследования
могут быть использованы в практике
внеурочной деятельности учреждений
общего и дополнительного образования различных регионов Российской Федерации.
Достоверность
результатов, полученных в исследовании, будет
обеспечиваться непротиворечивостью исходных теоретико-методологических
оснований; системным использованием эмпирических и теоретических методов,
соответствующих объекту, предмету, целям, задачам исследования; сочетанием
методов количественного и качественного анализа результатов
опытно-экспериментальной работы; применением в процессе обработке результатов
исследования методов математической статистики.
Личное
участие соискателя состоит в выявлении и реализации
педагогических условий, модели, методики воспитания качеств социально
ответственного подростка в рамках внеурочной деятельности в спортивном
объединении ДЮСШ, проведении опытно-экспериментальной работы и ее руководстве.