Руководство современника сейчас

Город ,

29 июн 2022, 23:18 

0 

Власти Москвы сменили руководство «Гоголь-центра» и «Современника»

Худруком «Гоголь-центра» назначен Антон Яковлев, основателя «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза сменил режиссер «Все будет хорошо» Дмитрий Астрахан, а за творческую составляющую в «Современнике» будет отвечать худсовет

Антон Яковлев


Антон Яковлев

Власти Москвы сменили руководство нескольких столичных театров, включая «Современник», «Школу современной пьесы» и «Гоголь-центр».

Как говорится в сообщении департамента культуры Москвы, поступившем в РБК, «все новые назначения связаны с прекращением трудовых отношений и истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений».

Художественным руководителем «Гоголь-центра», который в релизе упомянут под прежним названием Театр им. Гоголя, назначен Антон Яковлев. В сообщении отмечается, что он лауреат премии Москвы в области литературы и искусства, премий «Золотой Витязь», «Звезда Театрала». «Антон Яковлев — сын знаменитого актера Юрия Яковлева, полюбившегося зрителям по ролям в таких фильмах, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Иван Васильевич меняет профессию», — пояснили в пресс-службе.

Директором театра назначен Александр Бочарников, ранее возглавлявший Новосибирскую государственную филармонию.

Яковлев сменил соратника Кирилла Серебренникова — Алексея Аграновича, который руководил театром с февраля 2021 года. До этого театр возглавлял Серебренников, который в 2013 году реформировал его и переименовал в «Гоголь-центр».

В июне 2020 года по так называемому делу «Седьмой студии» суд приговорил Серебренникова к трем годам лишения свободы условно и штрафу в размере 800 тыс. руб. Суд признал его и других фигурантов виновными в хищении 129 млн руб. из госсубсидии, а также удовлетворил гражданский иск Минкультуры на 129 млн руб.

«Да. «Гоголь-центр» закрыт. Все. Последним спектаклем будет спектакль «Я не участвую в войне» по поэзии Юрия Левитанского. А последней премьерой театра стал поэтический спектакль «Берегите ваши лица» по поэзии Андрея Вознесенского… Они закрывают живой театр. С постоянными аншлагами. Со своей прекрасной публикой. С уникальным репертуаром. Театр с мировым именем. Театр для людей. Они могут это делать по праву учредителя. Но с точки зрения искусства это не просто вредительство — это убийство», — прокомментировал Серебренников в своем Telegram-канале.

Новым художественным руководителем «Школы современной пьесы» стал режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств Дмитрий Астрахан. «На его счету более 40 постановок, множество фильмов и сериалов. В их числе «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Зал ожидания», «Желтый карлик», «Подари мне лунный свет» и другие», — отметили в депкульте.

Астрахан сменил на этой должности режиссера Иосифа Райхельгауза. Райхельгауз был одним из инициаторов создания театра, открывшегося в марте 1989 года его спектаклем «Пришел мужчина к женщине» по пьесе Семена Злотникова. С 1989 года являлся художественным руководителем театра, на сцене которого поставил более 20 спектаклей.

Ранее, 27 июня, в интервью «Московскому комсомольцу» (в настоящее время публикация недоступна) Райхельгауз назвал «слухами» информацию о предстоящем увольнении. По его словам, он подал бы в суд на «МК» за распространение недостоверных слухов, если бы не любил эту газету и если бы Марина Райкина (автор публикации) не была его давним и добрым другом. В то же время он подчеркивал, что в суд идти не намерен, так же как и покидать страну.

На должность директора театра «Современник» назначен «опытный управленец и педагог» Юрий Кравец. «Творческую составляющую театра» теперь будет определять художественный совет. С января 2020 года художественным руководителем «Современника» являлся Виктор Рыжаков, который занял эту должность после смерти Галины Волчек. Директором театра была Татьяна Баранова.

Кроме того, было объявлено о новых объединениях театров — коллектив балета «Москва» включен в «Новую оперу» им. Е.В. Колобова, коллектив театра «Новый балет» — в труппу Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Перемены коснулись и Московского дома книги — вместо Надежды Михайловой его возглавит Кирилл Крюков.

афиша и билеты

Основная сцена
Москва, Чистопрудный б-р, 19 стр. 1
другая сцена
Москва, Чистопрудный б-р, 17 стр. 1
администрация
+7 (495) 621-17-90
кассы театра
+7 (495) 621-64-73

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

к сожалению ничего не найдено

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Команда
Юрий Кравец
директор
Татьяна Баранова
первый заместитель директора
Анастасия Осокина
заместитель директора по организации зрителей
Михаил Ивлиев
заместитель директора по общим вопросам
Юлия Матвеева
заведующая труппой
Екатерина Ковынёва
руководитель художественно-постановочной части
Олег Плаксин
режиссёр, актер
Катерина Троицкая
PR
Софья Русакова
литературный редактор
Евгения Головинова
начальник отдела реализации билетов
Полина Шведова
дизайнер
Анастасия Варганова
SMM
Лиля Бекина
продюсер
Мы собираем куки.

Артистов «Современника» возмутили слова Ахеджаковой

«Рыжаков за три года лишил театр подушки безопасности»

Отставка Виктора Рыжакова с поста худрука «Современника» взбудоражило артистов теперь уже не самого успешного театра. Лия Ахеджакова, известная своими громкими высказываниями и заявлениями, на этот раз сообщила, что труппа в страхе, ужасно боится, если на Чистые пруды вернется Сергей Гармаш, в 2019-м году покинувший театр в знак несогласия с политикой нового худрука. Что на самом деле происходит в «Современнике», разбирался обозреватель «МК».

«Мы все в панике. Это погром. Этого (возвращения Гармаша) все боятся. Когда-то Сережа был очень порядочный и неглупый человек. Я не знаю, что ему лучше — вернуться с победой в «Современник» или ехать восстанавливать театр в родном Херсоне», цитирует Blitz Center Ахеджакову. Ну лексика Лии Меджидовны вполне узнаваемая провокационная, привлекающая внимание. Но на самом деле все обстоит далеко не так, как преподносит пожилая актриса. 

А мы в ужасе от Ахеджаковой, сказало мне сразу несколько артистов. Мы не понимаем, почему она делает заявление от лица всего театра? Это неправда во всем. И часть труппы желала бы как раз возвращение Сергея.

Это заявление свидетельствует только об одном в театре на Чистых прудах если еще не откровенный раскол, то абсолютно разные позиции. Сразу после того, как было объявлено об отставке Виктора Рыжакова, часть артистов собралась писать коллективное письмо во спасение начальника. Другие категорически не поддерживают эту идею и сразу заявили, что ничего не подпишут. «За что бороться? За то, что за три года уничтожена вся подушка безопасности театра? И спектаклей, на которые бы ломилась публика, как это было у нас прежде, давно нет. Успеха нет. И идею с письмом ребятам сам Рыжаков и подбросил»,   говорят артисты. 

Как реально распределены сейчас силы: за Рыжакова его ученики, которых он привел в «Современник», и было бы странно, если бы они не поддержали своего учителя. Топят за Рыжакова Алена Бабенко, Светлана Иванова, само собой, Ахеджакова. Среднее и старшее поколение занимают резко отрицательную позицию: они, в отличие от новичков, знают, как было и что стало с их любимым «Современником» и в плане творчества, и в плане межличностных отношений в театре. 

Как нам стало известно, недовольные решением Департамента культуры собирают общее собрание в понедельник. Чтобы выразить свое несогласие и чтобы не быть втянутыми в неконструктивный диалог, часть артистов решила на собрание не приходить. 

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28816 от 4 июля 2022

Заголовок в газете:
Ужас Ахеджаковой и хаос «Современника»

Скандал с Гармашем и слухи о расколе. Как назначение Виктора Рыжакова на место Галины Волчек повлияло на «Современник»

Споры о том, кто возглавит театр после Галины Волчек, ходили еще при жизни драматурга. Виктор Рыжаков принял пост худрука в начале января, но уже через несколько месяцев стало ясно, что далеко не все в «Современнике» одобрили его кандидатуру.

26 декабря 2020 08:00

0

38 871

В 1970-м Олег Ефремов поставил труппу перед фактом: он переходил во МХАТ. Сперва осиротевшим «Современником» управлял худсовет, но через два года коллектив избрал нового руководителя — Галину Волчек. Все проголосовали за нее, лишь один человек оказался против — сама Галина Борисовна. Тем не менее решение обжалованию не подлежало, так что пришлось смириться с участью и взять на себя ответственность. «И плакала, и отказывалась. А мои товарищи говорили: «Галя, мы будем тебе помогать, не бойся». Вот я и не боюсь, уже 46 лет», — вспоминала Волчек в свой 85-й день рождения.

С обязанностями она справлялась прекрасно: лично поставила 40 спектаклей, которым рукоплескала не только российская, но и иностранная публика, стала первым советским режиссером, приглашенным в США, заслужила прозвище «железной леди», буквально прорвавшей «железный занавес». Волчек не боялась рисковать, и ее любовь к экспериментам открыла дорогу многим молодым режиссерам.

Еще четыре года назад, когда Галину Борисовну госпитализировали с осложнениями после гриппа, а затем в звездных кругах заговорили об ее серьезных проблемах с легкими, в воздухе повис немой вопрос: кто же заменит режиссера на посту худрука, если случится худшее? Неизбежное произошло 26 декабря 2019-го — Галина Волчек скончалась после долгой болезни. В годовщину смерти вспоминаем, кто претендовал, а кто в итоге занял кресло легенды театра.

Слухи, ходившие еще при жизни Волчек

В 2016-м в интервью Ксении Собчак Галина Волчек заявила, что передала бы эстафету руководителю Александринского театра Валерию Фокину, который на протяжении 15 лет сотрудничал с «Современником». Вот только Фокин был не в курсе планов Волчек. «Для меня важно не кресло и стол, а театр — живой или мертвый, и как я в нем работаю. Это во-первых. А во-вторых, мы с Галиной Борисовной на эту тему пока не говорили», — сообщил он «СтарХиту».

В театре же тогда ходили слухи о том, что новым худруком непременно станет Чулпан Хаматова. Дело в том, что Волчек выбрала Чулпан в качестве заместителя, переложив на нее часть организационных вопросов. А вот сплетням о назначении Хаматовой своей преемницей Галина Борисовна просила не верить.

«Чулпан же не режиссер… При всей моей невероятной любви к актрисе Хаматовой — вряд ли это возможно, — поясняла Галина Волчек. — К тому же она и сейчас постоянно раздваивается — одна ее половинка в профессии, другая — в общественной деятельности, к которой я отношусь с огромным уважением. А для того, чтобы руководить театром, нужно забыть и откинуть все».

В то время как раз шел ремонт здания «Современника» на Чистых прудах, так что помощь Хаматовой в решении этой проблемы оказалась как нельзя кстати. Кроме того, артистка отвечала за изготовление декораций и организацию гастролей театра, оставаясь при этом его ведущей актрисой. Так что замечание Волчек о занятости Чулпан было весьма разумным.

Подковерные игры или пустые сплетни?

За год до смерти на вопросы о преемнике Галина Волчек отвечала пространно. «Это должно случиться совершенно органично, как со мной, — когда потребуется, коллектив сам выберет лидера. Хорошие традиции не надо нарушать», — уверяла режиссер.

Конкретных имен Галина Борисовна так и не назвала, поэтому обсуждение кандидатур на вакантное место худрука «Современника» разгорелось еще до ее похорон. Среди претендентов фигурировали все та же Чулпан Хаматова, Марина Неелова, Сергей Газаров, Виктор Рыжаков и Сергей Гармаш. Какие шансы были у каждого из них?

С Хаматовой все уже понятно: на высокую должность она не претендовала, будучи занята как артистка и как учредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Марина Неелова также оставалась одной из ведущих актрис «Современника» и иных карьерных устремлений не имела. Посвященные театральной жизни Telegram-каналы подмечали, что имя Нееловой вообще оказалось в списке кандидатов в худруки «для массовки».

А вот дальше сложнее: Сергей Газаров пять лет играл в «Табакерке», организовал свою частную кинокомпанию, а с конца 90-х стал главным режиссером драмтеатра Армена Джигарханяна. Очевидно, что артист проявил себя и как талантливый актер, и как успешный постановщик, так что, в принципе, все шансы возглавить «Современник» у него имелись. Однако творческая судьба Сергея Ишхановича сложилась иначе — после смерти Джигарханяна он получил пост худрука его театра.

Переходим к самому интересному: поговаривали, что занять место Волчек намеревался Сергей Гармаш, хотя сам актер всегда подобные домыслы опровергал. Однако стоило только Виктору Рыжакову вступить в должность худрука, как Гармаш со скандалом покинул «Современник», которому служил 36 лет…

К этому мы еще вернемся, а пока остановимся на том, почему именно Рыжаков получил престижный пост. Актерский опыт он приобрел в московском ТЮЗе, преподавал в Школе-студии МХАТ, что немаловажно, так как в «Современнике» привлечение молодежи к работе приветствовалось. Худруком Виктор Анатольевич до нового назначения успел побывать дважды: в Театре драмы и комедии на Камчатке и в процветающем столичном ЦИМе. И, пожалуй, главное — Виктор Рыжаков заслужил репутацию блестящего режиссера, с одной стороны, уважающего традиции, с другой — ценящего авангард и современную драматургию.

Добавим к этому списку незапятнанную репутацию и получим фигуру, которая в общем-то должна восприниматься с симпатией большинством актеров. Кроме того, уже после назначения Рыжакова в театральных кругах шептались, что оказывается, сама Волчек неофициально называла его достойным преемником. Также поговаривали, что Виктора Анатольевича поддерживали Евгений Миронов, Александр Калягин, Юлия Пересильд и многие другие уважаемые артисты.

«Кандидатура Виктора Рыжакова, с моей точки зрения, наиболее правильная, — заявлял Валерий Фокин. — Я всячески ее поддерживал и раньше, когда были только какие-то первые разговоры на эту тему. Я знаю его не просто как человека одаренного, но и склонного к современному искусству, к эксперименту. Это все то, что, на мой взгляд, нужно этому театру, который должен думать и возвращать себе имя «Современника» сегодняшнего дня».

Скандал с Гармашем и сплетни о внутреннем расколе в театре

Официально должность худрука перешла к Рыжакову 4 января. Конечно, редко бывает так, чтоб только назначенный начальник нравился абсолютно всем в коллективе, да и поговорку про новую метлу не стоит забывать. Но что такого успел сделать Виктор Анатольевич, (особенно с учетом, что вскоре после его прихода начался период самоизоляции) раз в июле Сергей Гармаш решился покинуть родной театр?

«Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Катастрофичным для будущего театра. Оно было принято подковерно, еще при жизни Галины Борисовны. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти. Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так», — заявил актер в открытом письме, адресованном членам труппы.

По словам Гармаша, кабинет Волчек был разрушен мгновенно. А одной из главных причин своего ухода из «Современника» артист назвал решение Рыжакова снять несколько конкурентоспособных спектаклей и заменить их собственными, сделанными со студентами. Особенно актера возмутил новый онлайн-проект «Диалоги Современника. Война и мир»: часть прозвучавших там высказываний звезда окрестил кощунством и преступлением против патриотизма.

«Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, литература, на которой вырос, и моя память. Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра. А когда часть из вас возмутилась, вам просто закрыли рот, апеллируя к каким-то мнениям, внутри которых как аргумент были и суждения чиновников, осуществивших назначение», — сетовал Гармаш.

Впервые заявление об уходе из «Современника» актер озвучил на ежегодном собрании труппы перед открытием сезона. Правда, раньше подобные обсуждения проходили публично, и видео можно было даже найти в Интернете. Но то было при Волчек, а Рыжаков устроил встречу за закрытыми дверями. Вероятная причина такой таинственности — необходимость решить ряд острых вопросов, например, сокращение гардеробщиков и билетеров, многие из которых верно служили театру десятилетиями. «Разве можно увольнять людей с большим стажем и маленькими зарплатами в такой тяжелый период — в пандемию?» — удивилась на собрании заслуженная артистка РФ Елена Миллиоти.

По словам инсайдеров, Рыжаков холодно ответил, что решение продиктовано экономическими соображениями. И это не единственный пункт, по поводу которого возмущались актеры. Так, кумовство в театральной среде никогда не приветствовалось, а Виктор Анатольевич вскоре после назначения представил свою дочь как специалиста по соцсетям…

Но можем ли мы заявлять, что в «Современнике» зреет внутренний конфликт? Со стороны это не слишком заметно, ведь многие артисты после поступка Гармаша встали на сторону худрука. Так, Марина Неелова заключила, что уход коллеги связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, а не с творческими декларациями.

«Традиция — это не застывшая форма, а разумная эволюция, — рассуждала актриса. — Именно это, как мне кажется, пытается привнести в театр Виктор Рыжаков, который как главный режиссер сформулировал свою позицию, построив многогранный, интересный репертуар на три года вперед! Итак, дорогие артисты, давайте работать, а не разглагольствовать на тему защиты и «спасения театра».

Поддержала Рыжакова и Чулпан Хаматова, отметив, что если б она лично не была согласна с его видением развития «Современника», то тоже непременно бы уволилась. Впрочем, не осуждала актриса и Гармаша, который, по ее мнению, поступил честно и пошел своим путем. Лия Ахеджакова и Алена Бабенко в свою очередь заявили, что Сергей Леонидович сгущает краски, и никакого раскола в театре нет.

Станет Виктор Рыжаков продолжателем дела Галины Борисовны или же устроит революцию? Пока этот вопрос остается открытым. Среди последних новостей — уход из «Современника» Игоря Попова. По информации Telegram-канала «Закулиска», Рыжаков видит на месте нового директора Артема Мазура, работавшего ранее в театре имени Пушкина. В актерских кругах мнение о менеджерских способностях Мазура сложилось нелестное. Остается лишь надеяться, что грядущие рокировки не навредят внутренней кухне детища Галины Волчек.

По материалам ТАСС, «МК», «Известия», «Новая газета».

Фото: Legion-Media, Сергей Ведяшкин, Иванко Игорь, Андрей Никеричев, Кирилл Зыков/АГН «Москва», PhotoXPress.ru

Сам Виктор Рыжаков признался, что назначение было для него неожиданным, но говорить о каких-либо переменах в театре пока рано. Он также заявил, что целый год в «Современнике» будет посвящен памяти Галины Волчек

Виктор Рыжаков.

Виктор Рыжаков. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Новым художественным руководителем театра «Современник» назначен режиссер Виктор Рыжаков, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу департамента культуры Москвы. К своим обязанностям он приступит 4 января.

Виктор Рыжаков — 59-летний театральный режиссер, возглавляющий сейчас Центр имени Мейерхольда и руководящий курсом на актерском факультете Школы-студии МХАТ, — признался агентству, что назначение на пост художественного руководителя «Современника» было для него неожиданным, но говорить о каких-либо переменах в театре пока рано. «Мне нужно время, чтобы все это осознать, понять и уложить в своей голове», — сказал Рыжаков. По его словам, целый год в театре будет посвящен памяти Галины Волчек.

Народная артистка России Лия Ахеджакова говорит, что рада назначению Рыжакова.

Лия АхеджаковаЛия Ахеджакова актриса

В театральных кругах говорят, что кандидатуру Рыжакова при жизни одобрила сама Галина Волчек. В числе потенциальных преемников на пост художественного руководителя называли также Сергея Гармаша и Чулпан Хаматову. Однако Волчек якобы была против, поскольку они не смогут уделять много времени театру: Гармаш очень занят в кино, у Хаматовой также много различных проектов.

В частности, о Гармаше сама Галина Борисовна говорила: «Я доверяю, например, Гармашу, которого я очень ценю как артиста, но я всегда это говорила, что те пять минут, которые он свободен от кино, от концертов, от обеспечивания огромной семьи необходимыми вещами… Эти пять минут он очень честно работает в театре! Я это говорила, когда сделала его своим помощником по творческим вопросам. Но пять минут — это мало».

Насчет Чулпан Хаматовой легендарная артистка высказывалась так: «Все сойдутся в том, что она невероятный талант актерский. А человеческий… Это я не хочу обсуждать. Она оказалась одним из тех «детей», кто не посчитался со своей приемной мамой, коей я себя считаю».

Кроме того, назначение худруком кого-то из актеров часто вызывает неоднозначную реакцию труппы, отмечает театральный критик, член экспертного совета Фонда имени Станиславского Ольга Егошина, для которой назначение Рыжакова было неожиданным.

Ольга Егошина театральный критик, член экспертного совета Фонда имени Станиславского

После ухода Рыжакова в «Современник» Центр имени Мейерхольда возглавит его арт-директор Елена Ковальская.

Худрук «Современника», народная артистка СССР Галина Волчек ушла из жизни 26 декабря в возрасте 86 лет. Прощание с ней состоялось в стенах театра в воскресенье, после чего Волчек похоронили на Новодевичьем кладбище.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Слухи о смене руководства сразу в нескольких столичных театрах — совсем не слухи. Об этом 29 июня сообщил департамент культуры Москвы. «Гоголь-центр», который по документам по-прежнему значится как Московский драматический театр им. Гоголя, возглавит театральный режиссер Антон Яковлев. Вместо художественного руководителя Виктора Рыжакова в «Современнике» за творчество будет отвечать худсовет. А «Школу современной пьесы» вместо Иосифа Райхельгауза возглавит известный кино- и театральный режиссер Дмитрий Астрахан.

В «Гоголь-центре» также сменился директор — им стал Александр Бочарников, бывший гендиректор Новосибирской государственной филармонии, некоторое время работавший в Театре сатиры при прежнем худруке Александре Ширвиндте.

Новый худрук театра Гоголя споров почти не вызывает. Антон Яковлев не замечен в скандалах и известен в театральных кругах: он — сын прославленного вахтанговца, любимого миллионами актера Юрия Яковлева. В 1991 году Антон окончил Школу-студию МХАТ, стажировался в Англии. Попробовал себя в качестве актера в «Современнике». А в 2000-м ушел в режиссуру — окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской Владимира Хотиненко.

«Я вырос в театре, за кулисами, — признавался в одном из интервью Антон Яковлев. — Мне повезло видеть на сцене рядом с отцом таких потрясающих артистов, как Гриценко, Плотников, Ульянов. Театр Вахтангова, по существу, стал моим вторым домом. Конечно же, после школы у меня и выбора-то особо не было — только театральный институт».

Спектакли Яковлева ровны, без эпатажных красок, бережны к тексту и зрительскому восприятию. Он брался и за Сологуба — переносил на сцену Вахтанговского в 2007-м вечно современный роман Серебряного века «Мелкий бес», и за Островского — в 2021-м в Театре сатиры ставил «Лес», где главную роль сыграл Максим Аверин, его страдающего идеалиста Несчастливцева Яковлев превратил в русского Мюнхгаузена. «Король Лир» Яковлева в Малом театре стал событием сезона: этой постановкой с мощной шекспировской энергетикой театр открылся после масштабной реконструкции в 2017-м. Лира в спектакле сыграл недооцененный в театре актер Борис Невзоров: и большая актерская удача случилась во многом благодаря режиссеру.

Есть ситуации в жизни страны, когда какие-то кадровые решения становятся неизбежными и спорить с ними и считать, что это несвоевременно, неправильно.

Новый художественный руководитель театра «Школа современной пьесы» Дмитрий Астрахан зрителю известен прежде всего по своим киноработам «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Зал ожидания». Также в его послужном списке — руководство петербургским Театром комедии им. Акимова. Туда он пришел в начале 90-х годов. При Астрахане в легендарном театре ставили корифеи — Лев Додин, Михаил Левитин и Роман Виктюк.

Самое неожиданное решение коснулось «Современника»: там руководство театром возьмет на себя худсовет, как это было в прежние, «доволчековские» времена.

После кончины Галины Волчек в декабре 2019 года труппа сама попросила департамент культуры, чтобы вместо художественного руководителя творческими вопросами в театре занимался худсовет.

Но театр в 2020-м возглавил Виктор Рыжаков — преподаватель и режиссер, работавший в МХТ им. Чехова. Финансами в «Современнике» теперь будет заниматься Юрий Кравец, бывший директор театра Et Cetera, совмещавший директорские функции с игрой на сцене МХТ. Кто войдет в состав худсовета «Современника» и сможет ли он вернуть театру былую славу — вопрос пока открытый.

Мнения

«Советы иногда буксуют»

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:

— Есть ситуации в жизни страны, когда какие-то кадровые решения становятся неизбежными и спорить с ними и считать, что это несвоевременно, неправильно. Люди театра — с подвижной эмоциональной природой и для нас самое опасное сегодня — это нарушить тот баланс, то равновесие, которые были и в театре «Школа современной пьесы», и в «Современнике». Виктора Рыжакова с поста художественного руководителя «Современника» можно было снимать через месяц или через полгода после назначения, когда стало понятно, что это не его театр. Наверное, он — талантливый режиссер. Я видел хорошие спектакли Рыжакова. Но больше видел неталантливых. «Современник» — театр, который не по его режиссерской манере и даже не по его масштабу. И в этой ситуации голос тех, кто сегодня, вероятно, войдет в худсовет театра, мы не слышали. Они, наоборот, поддерживали все самые худшие репертуарные и творческие решения Рыжакова. С чего вдруг сейчас эти люди будут защищать то лучшее, что было в истории «Современника»? Совет, куда очень часто входят актеры, начинает буксовать на первых шагах, потому что актеры — люди чрезвычайно корыстные и единственное, что их волнует, собственные роли. Худсовет не может вести театр вперед. Все исторические примеры могут подтвердить это. Я не знаю ничего о взглядах Дмитрия Астрахана, но это режиссер, который не может ничего хорошего принести никакому театру сегодня, я в этом убежден.

История «Гоголь-центра», довольно некрасиво начавшаяся с жестокой расправы с тогдашним худруком Сергеем Яшиным, заканчивается естественной точкой. Сам Кирилл Серебренников говорил о том, что это история, у которой есть начало, развитие и это история на несколько лет. Чрезвычайно уважительная попытка департамента культуры дать возможность этому театру жить дальше не увенчалась успехом. А с Антона Яковлева начинается новая история театра им. Гоголя. И это может быть вполне интересно.

«Театр Гоголя — конечно, вызов»

Владимир Хотиненко, режиссер:

— Назначение в Театр Гоголя Антона Яковлева будет для него испытанием. Сразу скажу, что он парень крепкий, с хорошей наследственностью и талантливый. Насколько этого достаточно, чтобы сейчас возглавить театр, покажет время. Я верю в него не потому, что он — мой ученик, а потому, что я хорошо знаю, что он сделал на театральном поприще: у него много известных постановок. У Театра Гоголя была своя старая биография и была новая история, за которую возникла новая аудитория и сложилась новая репутация. И Антону придется решать непростые задачи. Это для него вызов, я надеюсь, что он с ним справится.

Сегодня представление труппе театра ‘Современник’ нового худрука — Виктора Рыжакова. Представление проходит в закрытом режиме — без участия прессы.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

«Экспресс газета» в Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Поскольку театр — это не МИД, а публичное пространство, освещаемое СМИ самым открытым образом, возникают вопросы о таинственности вхождения нового руководителя в театр. Представления новых худруков, даже самых неоднозначных, как Константина Богомолова в театре На Малой Бронной, были открытыми. В случае с Владимиром Машковым и театром Табакова — специально собирали прессу. Такая же картина и с назначением Сергея Женовача худруком МХТ имени Чехова. Тишина как сегодня с Рыжаковым происходила с назначением Эдуарда Боякова худруком МХАТ имени Горького вместо Татьяны Дорониной.

Назначение было и остается по сей день неоднозначным и скандальным. Напрашивается вывод, что приход Виктора Рыжакова в ‘Современник’ чреват некоторыми реакциями со стороны коллектива ‘Современника’, которые не желательны для передачи СМИ. Виктор Рыжаков — режиссер известный, но не такой масштабный или медийный, как Сергей Женовач или тот же Константин Богомолов. Рыжакова знают в ‘узких кругах’ театралов, тогда как первый зритель, пришедший в кассу ‘Современника’ купить билеты, понятия не имеет — кто такой Виктор Рыжаков. В ‘Современнике’ он не работал. К истории театра отношения не имеет.

На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел.

На фото новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери — никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел. Фото: facebook.com

Школу-студию МХАТ, на базе которого возник театр, не заканчивал. Рыжаков — чужой для ‘Современника’. Если Машков — свой для театра Табакова, Сергей Женовач — для МХТ (и спектакли ставил, и премию Станиславского возглавляет), и даже у Богомолова есть точки соприкосновения с театром На Малой Бронной (он учился у Андрея Гончарова, который в одно время руководил этим театром), то почему выбор пал на Рыжакова — большой вопрос.

В ‘Современнике’ до последнего надеялись на назначение ‘правой руки’ Галины Волчек Сергея Гармаша. Он — мхатовец, он — свой, он — верный театру, он — семейный (его семья тоже работает в ‘Современнике’), но не случилось. Думали, что другу театра и мужу актрисе труппы Ольге Дроздовой Дмитрию Певцову удастся убедить московскую власть, что он может руководить театром. Есть еще актер Иван Стебунов, который руководил театром в Новосибирске. Не надо сбрасывать со счетов амбициозную Чулпан Хаматову. Но случилось то, что случилось — место худрука занял Виктор Рыжаков.

‘ЭГ’ попыталась выяснить — кто стоит за этим назначением? Грубо говоря, кто же покровительствует Виктору Рыжакову?

У Виктора Рыжакова есть три близких друга, приближенные к власти. Первый — писатель Захар Прилепин. Рыжаков — одним из первых стал пропагандировать и популяризировать Прилепина в театре. Он даже на свой курс в Школе-студии МХАТ брал только тех абитуриентов, кто читал произведения Прилепина. Второй покровитель Рыжакова — режиссер Сергей Пускепалис. Когда Пускепалис был помощником художественного руководителя МХТ имени Чехова Олега Табакова, он даже приютил Рыжакова в своем кабинете. Когда Пускепалис стал другом Захара Прилепина и отправился с ним в Донбасс, на него неожиданно посыпались сказочные предложения.

На фото новый худрук "Современника" Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери - никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел

На фото новый худрук «Современника» Виктор Рыжаков с единственной дочерью Сашей. Где мать дочери — никто не знает. Жену Рыжакова никто не видел. Фото: facebook.com

Пускелис стал главным режиссером МХАТ имени Горького при Эдуарде Боякове, а с лета этого года худруком старинного Ярославского Драматического театра имени Волкова. Рыжаков еще с первых дней театра ‘Практика’ дружит с его основателем — Эдуардом Бояковым. Взлет на театральный Олимп Боякова — он возглавляет МХАТ имени Горького, — главная интрига всего театрального 2019 года! Еще одна нерадостная причина — выбора Рыжакова: катастрофический дефицит театральных режиссеров, способных возглавить театр. Вопрос — к ректору ГИТИСа Григорию Заславскому: почему прославленный режиссерский факультет не готовит смену своим мастерам? Неужели кроме выпускников ГИТИСа давних лет — Римаса Туминаса, Сергея Женовача, Миндаугаса Карбаускиса, Сергея Пускепалиса — нет достойных режиссеров-лидеров?

На кресло худрука ‘Современника’ могла претендовать Марина Брусникина. Она — выпускница Школы-студии МХАТ, свой человек в ‘Современнике’, знаток и мастер современного театра и что  что немаловажно — женщина. Была бы прекрасная преемственность — после Галины Волчек приход опытной и родной Марины Брусникиной. Но Марина Брусникина после смерти своего мужа Дмитрия Брусникина возглавила театр ‘Практика’ и под ее авторитет правительство Москвы на развитие театра выделило приличный бюджет, за который она в ответе.

Виктор Рыжаков имеет небольшой опыт руководящей деятельности — театрального центра Мейерхольда. Но сравнить руководство знаменитого театра ‘Современник’ с одним из театральных центров Москвы — смешно!

Посмотрим — как покажет себя Виктор Рыжаков в ‘Современнике’. Этот театр чужаков не любит. Но в театре много молодежи, которая всегда настроена на перемены. Виктор Рыжаков много работал с молодежью и опираться он будет на нее в ‘Современнике’.

автор

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цефтриаксон инструкция по применению уколы цена в тюмени
  • Деситин мазь инструкция по применению для детей
  • Велотренажер торнео амулет инструкция по эксплуатации
  • Бетагистин канон для чего применяется инструкция по применению
  • Асев 040 руководство