1. Организация учебно-воспитательной работы в школе для детей с нарушениями в развитии. Руководство специальной школой
Выполнила студентка
4 курса группы 17.1-527
Чулкова Л
2.
Учебно – воспитательный процесс реализуется в соответствии с учебным планом и
календарным планом работы.
Календарный план работы включает:
— контроль над всеми направлениями работы учреждения,
-реализацию мероприятий по укреплению здоровья и социальной защите
обучающихся,
— совершенствование системы руководства.
— Также в него входят мероприятия по работе с родителями, мероприятия
направленные на развитие материально – технической базы школы.
3.
Учебный план устанавливает перечень учебных предметов, объём учебного
времени, отводимого на их изучение федерального и регионального компонентов
государственного стандарта по ступеням общего образования, составлен с учетом
реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ:
− ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной
зрелости, адаптации и реабилитации в обществе;
− защита обучающихся от некачественного образования;
− развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности
обучающихся.
4.
Учебный план позволяет осуществлять принцип единства психолого-медикопедагогической и социальной коррекции в учебно-воспитательном процессе.
Реализуемое содержание направлено на формирование знаний основ наук, на
совершенствование общеучебных умений и навыков, на развитие личностных
качеств учащихся, социализацию школьников. Максимальная учебная нагрузка
обучающихся, предусмотренная учебным планом, соответствует требованиям
СанПиН.
5.
Для обеспечения оптимального умственного и физического развития ребенка,
прежде всего, необходим в учебно – воспитательном процессе
индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка.
Этот подход предусматривает использование специальных образовательных
программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально
подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и других специалистов,
создание материально-технической базы и научно-методическое обеспечение.
6.
Индивидуальный подход к ребенку необходим в течение всего его пребывания в
школе, а особенно на уроке. Урок — это одна из основных организационных форм
учебного процесса. При проведении урока учителю необходимо придерживаться
следующих пунктов:
-Коррекция отклонений в физическом развитии.
-Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода в связи с
возможностями учеников.
-Обеспечение компенсаторно-коррекционной направленности урока. Каждое
незнание воспринимать терпеливо. Подкреплять образы конкретными примерами.
-Активизация умственной деятельности учеников путем самостоятельной работы.
-Соединение слова и разных видов наглядности.
-Учет возрастных особенностей детей.
-Создание благоприятных условий на уроке
7.
Соблюдение основных требований к уроку в школе где обучается слабовидящий
ребенок поможет учителю более эффективно организовать деятельность,
направленную на успешное овладение ими программой массовой школы.
8.
Каждый урок должен быть целенаправленным. Необходимо чётко определить
дидактическую цель, развивающую, воспитательную. В школе где обучается
ребенок с нарушением в развитии обязательным является определение
коррекционной цели урока. В коррекционной цели следует указывать, какими
способами и приёмами сенсорной и умственной деятельности, какими логическими
операциями должны учиться овладевать школьники. Однако, следует подчеркнуть,
что недопустимо, когда цель определена правильно, но существует сама по себе.
9.
Ясное восприятие учебного материала, использование личного опыта помогает
детям усваивать знание сознательно. В тех случаях, когда наблюдается формализм
знаний учеников, непонимание сути материала, учитель, использует специальные
методы и приемы обучения: конкретизацию, объяснение, практические действия.
10.
При планировании и проведении уроков учителю важно понимать, как
взаимодействуют все психические функции при пополнении знаний, какие
применять приемы, способы и методы для повышения качества знаний, вести
ученика от репродуктивного к конструктивному воспроизведению, а затем – к
творческой деятельности, как спрогнозировать конечный результат – здоровую,
социально адаптированную, компетентную личность ученика.(9 слайд)
11.
Немаловажную роль в организации учебно-воспитательного процесса в школе
играет классный руководитель. Воспитательная деятельность классного
руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную
работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и
общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются
общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных
этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные
задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит
разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При
определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников,
диагнозы детей, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в
классе.
12.
Соблюдение основных требований к планированию урока, занятия и его
проведению, а также взаимодействие всех специалистов, сопровождающих процесс
обучения слабовидящего ребенка, между собой — основной путь достижения
максимальной эффективности учебно – воспитательного процесса, повышения
качества каждого урока.
13.
Директор специальной (коррекционной) школы организует работу ученического и
педагогического коллективов, медицинского, учебно-вспомогательного персонала
на решение одной из основных задач, поставленных перед школой, — создание
коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов
компенсации недостатков в психическом и физическом развитии каждого
обучающегося, воспитанника и на этой основе решение проблемы по его социальнотрудовой адаптации и реабилитации, интеграции в современное общество
14.
Педсовет Организует работу по совершенствованию научно-методического
обеспечения образовательного процесса и учебных программ. Принимает
программу развития, рассматривает план деятельности школы на год
Совет школы.Принимает программу развития образовательного
учреждения.Осуществляет контроль за выполнением решений органов
самоуправления.Утверждает правила поведения учащихся.Оказывает содействие в
привлечении дополнительных материальных ресурсов.Заслушивает отчет
руководителя и его заместителей о работе образовательного учреждения.Вносит
предложения руководителю.общеобразовательного учреждения по организации ОП
и др.
15.
Заместитель директора по учебной работе ..Осуществляет сбор информации,
планирование,организацию и контроль УВП и др..Организует научнометодическую работу в рамках разработанных программ и проектов .Организует
инновационную деятельность, работу проектных групп.Организует
профессиональную учебу педагогов и др.
Заместитель директора по воспитательной работе.Организует функционирование
и совершенствование воспитательной системы школы 1 раз в месяц.Координирует
внедрение проектов новых.психолого-педагогических технологий
16.
Учительпредметник Преподавательская деятельность в рамках государственной
программы.Усовершенствование и модификация государственных учебных
программ и традиционных методик.Разработка и внедрение образовательных
проектов и др.
Классный руководитель.Педагогическая деятельность.Усовершенствование и
модификация традиционных воспитательных методик.Профилактика
правонарушений.Разработка и внедрение новых проектов.Внедрение готовых
новых воспитательных технологий и др
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Еремина Е. Г.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Дети с особыми образовательными потребностями, к которым относятся учащиеся и нашей специальной школы, нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Наша школа имеет контингент учащихся, нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении. Главной целью школы является преодоление нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, формирование личности, обладающей системой гуманитарных и естественнонаучных знаний, умений, способной к самоопределению, к адаптивной преобразовательной, профессиональной деятельности. Исходя из этого, к планированию целей заложен комплексный подход – единство обучения, воспитания, развития и коррекции.
Из опыта работы классных руководителей…
Планирование работы классного руководителя специальной школы
— необходимое условие повышения качества коррекционно-развивающей работы.
Планирование коррекционно-воспитательной работы – это процесс совместной деятельности педагога (классного руководителя), учащихся, специалистов, родителей по определению целей, содержания, форм и методов организации жизнедеятельности учащихся, организаторов и участников запланированных дел, сроков их проведения и предполагаемых результатов.
План работы – это модель будущего состояния коррекционно-воспитательной работы по реализации целей и задач.
Структура плана коррекционно-воспитательной работы
в специальной школе:
- Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год.
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности.
- Основные направления работы.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.
- Анализ коррекционно-воспитательной работы за прошедший год.
Программа анализа коррекционно-воспитательной работы включает:
- Анализ эффективности планирования коррекционно-воспитательного процесса в прошедшем году.
- Анализ развития учащихся.
- Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
- Анализ развития коллектива класса.
- Анализ организации коррекционно-воспитаетельного процесса в классе и эффективности воспитательной работы педагога.
- Анализ участия детей в жизнедеятельности школы, класса.
- Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся, родительским активом.
- Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
- Выводы (об удачах и находках, о положительном опыте; об отрицательном опыте; о нереализованных возможностях, неиспользованных резервах; о перспективных целях; о первоочередных задачах на учебный год).
- Приложение содержит: диагностические исследования специалистов школы (классного руководителя, логопедов, психолога, медицинских работников, социального педагога с заключениями, характеристиками, выводами, рекомендациями); результаты опросов, анкет, отзывов; другие аналитические материалы.
Формы коллективного анализа – устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листка мнений, выпуск информационных листков, стенгазет, устные журналы, творческие отчеты, рапорты, смотр достижений (конкурс портфолио), самоаттестация коллектива, итоговое классное собрание.
- Цели и задачи коррекционно-воспитательной деятельности направлены на развитие личности ребенка, устранение дефектов, формирование нравственного, коммуникативного, эстетического, физического потенциала, овладение учащимися практическими навыками, умениями, способами творческой деятельности, ценностными отношениями к себе и окружающим, способностью адаптироваться в социуме.
Вся деятельность классных руководителей базируется на восьми принципах:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
- Каждый человек способен чувствовать и думать
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
- Все люди нуждаются друг в друге
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Свою работу классные руководители планируют исходя из темы, воспитательных целей и задач школы.
Все классные руководители осуществляют коррекционно-воспитательную работу по индивидуальному плану, изучают психолого-педагогические особенности своих воспитанников, отслеживают малейшие изменения в личностном развитии. На заседаниях ШМО совместно с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками вырабатывают тактику педагогического воздействия и подходящие методы обучения и воспитания, поддерживают контакты с инспектором ПДН, ведут работу с родителями.
Нашим новшеством является проведение микропедсоветов, которые позволяют:
— психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам учебно-воспитательного процесса (УВП), которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним;
— педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
— логопеду наметить этапы формирования полноценной речи ребенка с учетом его психоречевых особенностей;
— объединить усилия педагогов, психолога, логопеда и других субъектов УВП, заинтересованных в успешном обучении и полноценном психоречевом развитии детей и подростков;
— наметить программу индивидуального развития ученика;
— распределить обязанности и ответственность субъектов УВП;
— координировать действия субъектов УВП в выработке совместной стратегии помощи проблемному ученику.
Результаты деятельности классных руководителей оформляются в папке «Коррекционно-воспитательная работа».
- Основные направления работы.
- Здоровье (развитие системы профилактических умений по охране здоровья, привычки к здоровому образу жизни).
- Основы безопасности жизнеобеспечения (развитие навыков ориентировочного поведения в различных ситуациях).
- Личностное развитие (развитие механизмов эмоционального регулирования поведением, мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний, потребностей).
- Гражданское самосознание, социальное развитие (осмысление себя воспитанником, учеником школы, гражданином общества; усвоение прав и обязанностей в обществе; обучение основам национальной культуры).
- Физическое развитие и физическое воспитание.
- Трудовое воспитание (развитие системы навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий).
- Познавательное развитие (сенсорное воспитание, формирование мышления, ознакомление с окружающим, развитие речи и формирование коммуникативных способностей).
- Эстетическое развитие (развитие творческого воображения, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовной составляющей личности).
- Индивидуальная работа с учащимися.
Цель: найти наиболее эффективные приемы воздействия именно на того или иного ученика.
Основные направления индивидуальной работы с учащимися:
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, специфики его дефекта, сопутствующих заболеваний.
- получение данных клинического и психологического обследования каждого ученика и дополнение их педагогическими наблюдениями;
- формирование педагогических характеристик детей, отражающих состояние их речи, внимания, памяти, темпа работы и общей работоспособности, уровень развития логического мышления, пространственной ориентировки, двигательной и эмоциональной сферы;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание в детском коллективе наиболее благоприятных условий для развития реальных и потенциальных возможностей ученика;
- систематическое оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности детского коллектива;
- помощь воспитанникам в установлении и налаживании отношений с взрослыми в школе;
- оказание поддержки в выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами, обучение навыкам согласованности своих действий с правилами и требованиями школьного режима;
- взаимодействие с родителями, администрацией, школьными специалистами с целью наиболее профессиональной педагогической поддержки развития учащегося;
- коррекция отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении личности каждого ребенка;
- содействие воспитанникам в деятельности по саморазвитию и самоопределению в коллективе и дальнейшей жизни;
- учет личных достижений каждого ребенка и диагностика результатов воспитания.
Формы и методы индивидуальной работы с учащимися:
- психолого-педагогическая диагностика;
- изучение материалов медико-педагогического обследования учащихся;
- оформление карт увлечений, карт занятости;
- ведение дневника личностных достижений;
- оформление портфолио;
- совместное с родителями и педагогами, самим воспитанником определение перспектив зон ближайшего развития; разработка плана индивидуальной коррекционно-воспитательной работы.
- индивидуальные консультации, беседы;
- микропедсоветы;
- создание ситуаций успеха и осуществление их выбора конкретно для каждого ученика.
Классными руководителями разработана памятка по предотвращению поведенческих отклонений воспитанников:
- Организация учебного дня.
- Распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому.
- Обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать.
- Использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах.
- Использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши).
- Свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное.
- Составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника.
- Разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент.
- Игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
- Знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями (памятка педагогу).
Дневник личностных достижений ученика___ класса____(Ф. И.) в 200_ — 20__ учебном году
Сфера жизне-деятельности и развития |
Проблема ребенка |
Методы оказания индивидуальной помощи |
Результативность |
Учеба |
Снижены все виды памяти |
Ежедневная тренировка памяти спецупражнениями (индивидуальные занятия с психологом). Обучение простейшим методикам тренировки памяти самостоятельно |
Если в начале года учащийся с трудом запоминал стихи из учебника, то сейчас он участвует в праздничных концертах, выступает на родительских собраниях. Исчезла напряженность, страх забыть, сбиться. Хотя вторичные признаки нервного возбуждения присутствуют (теребит рубашку, облизывает губы) |
Эмоциональные реакции |
Склонность к агрессии, эмоциональные реакции не соответствуют возбудителю, интенсивность эмоциональных реакций |
Использование рекомендаций психолога, психиатра по предотвращению агрессии. Включение ребенка в самоконтроль своего психического состояния |
Научился давать оценку своим состояниям, стал понимать, что это очень плохо, что жизнь без агрессии гораздо лучше; отношения детей к ребенку стали более терпимыми, появилось больше участия к нему с их стороны |
Моторные навыки |
Гиперактивность |
Обучение приемам самоконтроля за реактивными состояниями |
Спортивные занятия становятся естественным «сбросом» энергии. Лучше стал сон |
Эмоциональные реакции, связанные с умственной деятельностью |
Не испытывает удовольствия от умственной работы; не предвидит успешную перспективу обучения – его устроит любой результат, стремиться заменить умственный труд любым другим видом деятельности |
Усиление мотивации умственной работы, метод получения удовольствия от выполненной работы, поддержка и помощь взрослого человека в преодолении страха неуверенности |
Ребенок убедился в необходимости умственного труда, не требуется особых усилий, чтобы заставить его решить пример, подумать над трудным словом, но скрыть радости, что занятие закончено, он еще не может |
Психические реакции |
Полное отсутствие самообладания |
Тест «Познай самого себя» |
Научился вести себя в столовой, на общественных мероприятиях, но поведение на переменах еще следует коррегировать |
Поведение |
Влияние неблагополучной семьи учащегося на его поведение в школе |
Оказать семье посильную помощь и поддержку, развивать педагогическое взаимодействие семьи и школы |
Систематическая работа с семьей |
- Работа с родителями.
Основными направлениями в работе являются:
- педагогическое просвещение родителей;
- организация совместной деятельности педагогов, воспитателей, специалистов с семьёй;
- защита прав ребёнка от неблагоприятных условий в семье (школе).
Для более успешной деятельности школы и семьи ежегодно разрабатывается программа «Семья», задача которой – способствовать укреплению сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса, формирование активной педагогической позиции родителей, вооружение родителей педагогическими и психологическими знаниями. Основные направления деятельности программы:
- Диагностика семьи.
- общие сведения о родителях;
- материально-бытовые условия;
- интерес к делам школы;
- общие сведения о детях;
- воспитательные возможности семьи (микроклимат в семье, семейные традиции, уровень педагогической культуры).
- Повышение психолого-педагогических знаний через:
- лекции
- родительские собрания
- обмен опытом
- практикумы, открытые занятия
- консультации у психолога, врача, логопеда
- тематические микропедсоветы
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- участие в подготовке и проведении КТД, экскурсий
- помощь в укреплении материально-технической базы школы, в ремонте
- организация индивидуального шефства над неблагополучными семьями, детьми, лишёнными попечения родителей, трудными подростками
- проведение совместных с детьми конкурсов, выставок, соревнований, праздников
Изучение родительского спроса показало следующее ранжирование. На первом месте – здоровье детей, на втором – психологический климат в коллективе, на третьем – знания и на четвёртом – умения и навыки.
Как видно, большинство родителей демонстрирует ориентацию на здоровье своих детей, на здоровый психологический климат в коллективе. Поэтому важной частью воспитательной работы является сохранение психического и физического здоровья школьников. Главными задачами этого направления являются:
- Создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья школьников.
- Увеличение двигательной нагрузки на уроке (занятии) и во внеурочное время.
- Активная пропаганда здорового образа жизни.
Реализация данных задач осуществляется через план-программу «Здоровье». Комплекс мероприятий предусматривает:
- плановое комплексное психолого-медико-педагогичское обследование учащихся (выявление проблем ребенка);
- заполнение листков здоровья, паспортов здоровья, составление на ребенка и его семью комплексной индивидуальной коррекционной программы, ее реализация и оценка эффективности реализации программы, определение дальнейшего реабилитационного маршрута;
- формирование спецмедгрупп, групп ЛФК;
- лечение в группе «Здоровья» в центре социальной помощи;
- организацию уроков физкультуры, занятий по интересам «Спорт»
- проведение физкультминуток во время уроков и занятий;
- обязательные прогулки на свежем воздухе с организацией подвижных и спортивных игр во второй половине дня;
- проведение занятий по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся, бытовых часов;
- проведение внутришкольных массовых спортивных мероприятий.
В зависимости от состояния ребенка и его потребностей реализация индивидуальных программ осуществляется в различных формах:
-систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия (родительские собрания);
-групповые занятия с детьми;
-периодическое консультирование семьи, наблюдение за динамикой развития ребенка;
-консультирование родителей по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, взаимодействия с ним;
-групповая, тренинговая работа с родителями.
- Изучение состояния эффективности воспитательного процесса.
Результативность коррекционно-воспитательной работы школы-интерната отслеживается через внутришкольный контроль. Ежегодно на контроль выносятся следующие вопросы:
— Содержание планов воспитательной работы.
— Организация бытовых условий в группах.
— Организация режимных моментов.
— Ведение документации, журналов ГПД, дневников наблюдений.
— Коррекционная направленность воспитательной деятельности.
— Организация досуга учащихся.
— Работа групп занятий по интересам.
— Работа с родителями.
— Качество и практическая направленность занятий.
— Состояние работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
— Работа по профилактике вредных привычек, изучению основ безопасного поведения.
— Работа с детьми группы риска
По итогам контроля составлены справки, вынесены предложения. Информация заслушана на Совещаниях при директоре и методических планерках.
Большое значение в деятельности классных руководителей играет ШМО классных руководителей, цель которого — повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии, педагогики и практики коррекционно-воспитательной работы.
Основной темой его работы является «Создание образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию личности, обладающей системой гуманитарных, естественнонаучных знаний и умений, способной к активной преобразовательной, профессиональной деятельности на основе учета ее возрастных и психоречевых особенностей, внутренних ресурсов и возможностей».
На заседаниях ШМО определяются цели, задачи, направления, формы и методы коррекционно-воспитательной работы классных руководителей, дается анализ проделанной работы. Так, темами заседаний ШМО в 2008/2009 учебном году были:
- «Конструктивное партнерство школы и семьи по предупреждению асоциального поведения учащихся и совершенствование воспитательно-профилактической работы».
- «Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни; воспитание толерантности».
- «Формирование активной гражданской позиции через реализацию современных подходов к организации уроков и развивающего досуга».
- «Педагогическая поддержка ребенка как важнейшая функция классного руководителя».
- «Классный час как основная форма работы классного руководителя; личностно-ориентированный классный час».
- «Воспитание индивидуальности ребенка».
Руководитель специальной (коррекционной) школы. Менеджмент в образовании. С присвоением квалификации
«Менеджер в образовании»
(540 часов)
Курс профессиональной переподготовки с присвоением квалификации
«Менеджер в образовании»,
предназначен для руководителей и заместителей руководителей специальных (коррекционных) образовательных организаций, педагогических работников, а также для специалистов, планирующих работать в данном направлении.
Количество часов | 540 часов |
Форма обучения | заочная (дистанционная) в итоговом документе не указывается |
Расписание занятий | в удобное для вас время |
Стоимость обучения |
15000 ₽ 6000 ₽
Скидка |
Выдаваемый документ | диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, отправляется почтой России бесплатно |
Срок обучения | 5 месяцев |
Присваиваемая квалификация | Менеджер в образовании |
Начало обучения | группы формируются каждую неделю |
Контроль усвоения знаний | промежуточное и итоговое тестирование |
Требования к слушателям | наличие доступа в интернет, наличие среднеспециального, педагогического или любого высшего образования |
Почему стоит пройти обучение у нас
Доступное
и комфортное
обучение
Выгодная стоимость
и бесплатная отправка
документов
Качественный
лекционный материал
Удобный формат
итоговой аттестации
Образец выдаваемого диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации
Менеджер в образовании:
Диплом о профессиональной переподготовке государственного установленного образца.
Признаются аттестационными комиссиями во всех регионах Рф. Они соответствуют всем
требования ФЗ «Об образовании в РФ» и ничем не отличаются от
документов, выдаваемых при очном обучении
В программе курса переподготовки рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности специальной (коррекционной) образовательной организации, трудовое право и охрана труда, вопросы оказания первой помощи в ОО. К изучению предлагается педагогика, педагогическая психология и дефектология. Определены специальные условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательной организации, обозначены рекомендации и технологии работы с обучающимися с ОВЗ. Раскрываются требования к АООП для детей с различными типами нарушений согласно ФГОС. Представлены основы менеджмента и теория управления образовательными системами, экономика образования. Отражена специфика управления образовательной организацией и основы психологии управления персоналом. Рассматривается образовательный маркетинг и управление качеством образования. Курс направлен на получение слушателями знаний и умений, необходимых менеджеру для управления специальной (коррекционной) образовательной организацией.
Если у Вас возникли вопросы, связанные с прохождением обучения, Вы можете задать их, отправив письмо на электронный адрес
pedagog@prodlenka.org
Учебный план программы профессиональной переподготовки «Руководитель специальной (коррекционной) школы. Менеджмент в образовании» с присвоением квалификации «Менеджер в образовании» (540 часов)
№ п/п |
Наименование дисциплин |
Общая трудоемкость, ч |
Дистанционные занятия по учебному плану, ч |
Самостоятельная работа, ч |
|
Лекции |
Практические занятия |
||||
1. |
Государственная политика в сфере образования |
16 |
6 |
5 |
5 |
2. |
Нормативно-правовое регулирование деятельности образовательной организации |
60 |
45 |
10 |
5 |
3. |
Основы трудового права и охраны труда |
36 |
21 |
10 |
5 |
4. |
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях |
36 |
21 |
10 |
5 |
5. |
Психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания |
30 |
15 |
10 |
5 |
6. |
Основы дефектологии |
36 |
21 |
10 |
5 |
7. |
Создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательной организации |
54 |
39 |
10 |
5 |
8. |
Требования к АООП для обучающихся с различными типами нарушений (ОВЗ) |
72 |
57 |
10 |
5 |
9. |
Менеджмент в образовании и теория управления образовательными системами |
54 |
39 |
10 |
5 |
10. |
Экономика образования и особенности управления образовательной организацией |
42 |
27 |
10 |
5 |
11. |
Основы управления персоналом |
42 |
27 |
10 |
5 |
12. |
Образовательный маркетинг и управление качеством образования |
42 |
27 |
10 |
5 |
Итоговый экзамен |
20 |
||||
ИТОГО |
540 |
СТАНОВЛЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
Специальной педагогики. Мероприятия советского правительства по организационному укреплению вспомогательной школы (1924—1931)
§ 1. Состояние вспомогательного обучения к началу 1924 года
Как
отмечалось в предыдущей главе, со второй
половины 1923 года среди деятелей
в области борьбы с детской дефективностью
и беспризорностью росло
чувство неудовлетворенности состоянием
воспитания и обучения дефективных
детей. К этому времени окончилась
гражданская война. В результате к началу
1924 года были в значительной степени
преодолены материальные
и хозяйственные трудности в жизни
советской школы, созданы условия
для совершенствования учебно-воспитательной
работы школы.
К
этому же времени обострилась борьба в
советской психологии и педагогике
с идеалистическими концепциями и
усилилась разработка советской
педагогики и психологии.
Общий
подъем политической и экономической
жизни страны, а также интенсивное
развитие советской массовой школы
создали необходимые предпосылки
для перестройки работы вспомогательной
школы.
Официально
начало этому этапу было положено в 1924
году (26 ноября—1
декабря) на II
съезде социально-правовой охраны
несовершеннолетних (СПОН).
Однако основные тенденции нового этапа
определились во второй половине 1923
года. Этот этап характеризуется тем,
что началась переоценка всех
теоретических позиций, методических
положений, организационных форм,
на основе которых до сих пор велась вся
научная и практическая работа
в области аномального детства. Резкой
критике подверглись устаревшие
взгляды на природу умственной отсталости
и ее сущность, а также те традиции
в жизни учреждений для умственно отсталых
детей, которые находились
в противоречии с новыми задачами
воспитания и обучения этих детей.
Что
представляла собой сеть учреждений для
умственно отсталых детей в
начале 1924 года?
В
это время в РСФСР функционировало 65
вспомогательных школ и детских
домов. В них сосредоточивалось 3442
человека.
27
из этих учреждений находилось в Москве
и Московской губернии (1450 детей).
8 учреждений находилось в Ленинграде
(880 детей). Таким образом около
2/3 учреждений обслуживало детей Москвы
и Ленинграда. Для глухонемых
детей в это время существовало 44
учреждения, для слепых—22. Эта
сеть учреждений далеко не удовлетворяла
фактической в них потребности.
Предполагалось, что они обслуживали
около 5% нуждавшихся. В детских
домах в большинстве случаев обучение
было раздельным.
302
Вспомогательные
детские учреждения отсутствовали даже
в крупнейших центральных
губерниях РСФСР (Владимирской, Калужской,
Ульяновской, Смоленской,
Ярославской и др.).
Большинство
вспомогательных учреждений находилось
в случайных, малоприспособленных и
часто не отвечающих своему назначению
помещениях.
По
сравнению с 1920—1921 годами значительно
улучшилось снабжение этих учреждений,
особенно питанием, но не хватало одежды,
учебники и учебные
пособия не отвечали специфике
вспомогательной школы.
Во
всех вспомогательных учреждениях РСФСР
работало 532 педагога. Преобладающее
большинство педагогов имело среднее
образование (85%). Большая
часть педагогов Москвы и Ленинграда
имела высшее образование; 17%
из них прошли специальные курсы.
В
плане занятий преобладали уроки
психической ортопедии и сенсорной
культуры. Профессиональной подготовки
не было. Проводились лишь занятия
по ручному труду.’
Во
вспомогательных учреждениях развивались
элементы самоуправления: выборные
старосты, хозяйственные, контрольные,
санитарно-гигиенические,
культурно-просветительные
комиссии.
Идеологическое
воспитание проводилось в форме популярных
бесед в связи
с революционными праздниками и другими
общественно-политическими
событиями.
Руководство
специальными школами для аномальных
детей осуществляли в
это время отдел социально-правовой
охраны несовершеннолетних Глав-соцвоса
Наркомпроса РСФСР и подсекция
социально-правовой охраны детей и
подростков научно-педагогической секции
Государственного учебного совета.
В
1924 году на работу в отдел социально-правовой
охраны несовершеннолетних
был приглашен ранее работавший в Гомеле
психолог Лев Семенович
Выготский. Этот талантливый ученый,
остро чувствовавший нужды времени,
сумел научно осмыслить сущность, природу
дефективности и социальную
значимость помощи аномальным детям в
нашей стране. Он сумел разобраться в
теоретическом хаосе специальной
педагогики того времени
и очистить ее от идеализма, метафизики
и эклектизма.
Было
бы глубокой ошибкой считать, что только
личному таланту Л. С. Выготского
отечественная дефектология обязана
началом нового этапа ее развития. Этот
новый этап развития дефектологии был
подготовлен всей предыдущей
деятельностью отечественных государственных
и общественных деятелей,
врачей и педагогов, разработавших
стратегию нашего государства в
области дефектологии на основе общей
политики Советского правительства в
области просвещения, здравоохранения
и социального обеспечения. Роль Л.
С. Выготского в том, что он сумел выразить,
придать форму большого научного обобщения
тем тенденциям в области специальной
педагогики, которые
уже назрели, требовали права на жизнь.
Заслуга Л. С. Выготского
303
Вспомогательные
детские учреждения отсутствовали даже
в крупнейших центральных губерниях
РСФСР (Владимирской, Калужской,
Ульяновской, Смоленской,
Ярославской и др.).
Большинство
вспомогательных учреждений находилось
в случайных, малоприспособленных и
часто не отвечающих своему назначению
помещениях.
По
сравнению с 1920—1921 годами значительно
улучшилось снабжение этих
учреждений, особенно питанием, но не
хватало одежды, учебники и учебные
пособия не отвечали специфике
вспомогательной школы.
Во
всех вспомогательных учреждениях РСФСР
работало 532 педагога. Преобладающее
большинство педагогов имело среднее
образование (85%). Большая
часть педагогов Москвы и Ленинграда
имела высшее образование; 17%
из них прошли специальные курсы.
В
плане занятий преобладали уроки
психической ортопедии и сенсорной
культуры. Профессиональной подготовки
не было. Проводились лишь занятия
по ручному труду.’
Во
вспомогательных учреждениях развивались
элементы самоуправления: выборные
старосты, хозяйственные, контрольные,
санитарно-гигиенические,
культурно-просветительные
комиссии.
Идеологическое
воспитание проводилось в форме популярных
бесед в связи
с революционными праздниками и другими
общественно-политическими
событиями.
Руководство
специальными школами для аномальных
детей осуществляли в
это время отдел социально-правовой
охраны несовершеннолетних Глав-соцвоса
Наркомпроса РСФСР и подсекция
социально-правовой охраны детей и
подростков научно-педагогической секции
Государственного учебного совета.
В
1924 году на работу в отдел социально-правовой
охраны несовершеннолетних
был приглашен ранее работавший в Гомеле
психолог Лев Семенович
Выготский. Этот талантливый ученый,
остро чувствовавший нужды времени,
сумел научно осмыслить сущность, природу
дефективности и социальную
значимость помощи аномальным детям в
нашей стране. Он сумел
разобраться в теоретическом хаосе
специальной педагогики того времени
и очистить ее от идеализма, метафизики
и эклектизма.
Было
бы глубокой ошибкой считать, что только
личному таланту Л. С. Выготского
отечественная дефектология обязана
началом нового этапа ее развития. Этот
новый этап развития дефектологии был
подготовлен всей предыдущей
деятельностью отечественных государственных
и общественных деятелей,
врачей и педагогов, разработавших
стратегию нашего государства в
области дефектологии на основе общей
политики Советского правительства в
области просвещения, здравоохранения
и социального обеспечения. Роль Л.
С. Выготского в том, что он сумел выразить,
придать форму большого научного обобщения
тем тенденциям в области специальной
педагогики, которые
уже назрели, требовали права на жизнь.
Заслуга Л. С. Выготского
303
в
том, что он своим талантом сумел эти
тенденции в области аномального детства,
подготовленные временем, условиями
жизни нашего общества, выявить,
систематизировать, связать с общими
закономерностями развития личности
и общества,
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Текущая страница: 14 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
5.4. Руководство коррекционным процессом в специальных школах iii и iv видов
Для квалифицированной организации коррекционной деятельности в школах для детей с нарушением зрения необходимы знающие, энергичные и инициативные руководители. Недостаточно для руководителя иметь набор положительных личностных качеств (знающий, честный, отзывчивый, требовательный и др.). Обладая этими качествами, администратор не всегда эффективно строит коррекционную работу в школе. Важно не только иметь указанные черты личности, но и определённые поведенческие характеристики: что и как делает, его взаимоотношения с педагогами, другими работниками школы, родителями, его стиль руководства. В сборнике «Управление школой: теоретические основы и методы» (под ред. В. С. Лазарева, 1997, с.163) дано определение такого руководства: «Стиль руководства – это относительно устойчивая система практических действий руководителя, определяемая способами решения стоящих передним задач».
В настоящее время на смену авторитарному стилю с его жестким администрированием, единоличным принятием решений, не советуясь с педагогическим коллективом, приходит демократический стиль. Он предполагает снятие жестких волевых решений и административных методов, развитие в школе коллективных и коллегиональных отношений, чтобы все педагоги участвовали не только в образовательном, но и коррекционном процессе, принимали участие в решении задач и концептуальных проблем, в разработке перспективных вопросов развития общеобразовательного учреждения и др. При этом окончательное решение принимает всё же сам руководитель.
В законе «Об образовании» Российской Федерации определены основные обязанности и направления работы директора общеобразовательной школы, но кроме общих положений существует и определённая специфика деятельности в специальной (коррекционной) школе III и IV видов. Это создание коррекционно-развивающего пространства и адаптивной среды, обеспечивающих формирование нейродинамических механизмов компенсации дефектов у учащихся, нивелирования недостатков их психофизического развития, решения задач социально-трудовой подготовки, (ре)абилитации слепых и слабовидящих школьников, подготовки их к интеграции в общество.
Специфика обязанностей директора школы следующая:
– организация работы административно-управленческого аппарата по осуществлению коррекционной работы в школе;
– анализ и утверждение содержания специальных коррекционных занятий (программ);
– утверждение специальных правил внутреннего распорядка, офтальмоэргономических рекомендаций, правил по технике безопасности для слепых и слабовидящих детей;
– контроль за коррекционной направленностью преподавания основ наук (предметы, которые соотнесены при их распределении между членами администрации);
– создание в школе адаптивно-развивающей среды;
– организация медико-психолого-педагогической диагностики и системы коррекционной работы по преодолению недостатков развития учащихся, связанных со зрительным дефектом;
– организация и контроль самообразования педагогов по проблемам современной тифлопедагогики, коррекционной педагогики и дефектологии, включение этих проблем в аттестационный комплекс;
– разработка и проверка выполнения единых тифлопедагогических требований к учащимся;
– проверка специфики работы методических объединений по распределённому циклу предметов;
– организация специфики работы библиотеки, использование адаптивных учебников для слабовидящих, шрифтом Брайля для слепых, «говорящих книг», «озвученных» учебников, учебных (адаптированных) компьютерных материалов и др.;
– изучение возможностей трудоустройства и перечня профессий, доступных для слепых и слабовидящих, углублённая трудовая подготовка и профессиональная ориентация, организация профильного обучения и доступного дополнительного образования;
– организация личностно ориентированного и вариативного коррекционного процессов в школе;
– оснащение школы тифлотехнической аппаратурой, приборами, специальным оборудованием, создание и совершенствование коррекционно-дидактической основы в учебных кабинетах (по закреплённым кабинетам);
– организация помощи выпускникам школ по трудоустройству, их патронирование;
– подключение родителей, родительского комитета к специфике работы школы, включение их в комплекс коррекционной деятельности;
– проективная деятельность, системное управление реализацией специальных инноваций и развитием школы.
Мы перечислили не все, а лишь основные обязанности руководителя специальной школы, и нет нужды отдельно определять функции его заместителей, будут повторы по принципиальным направлениям коррекционной работы.
Обязанности, которые лежат на директоре, частично распределяются на его заместителей и коллектив педагогов. Задача руководителя эффективно и профессионально часть задач, которые он решает, распределить между всеми работниками школы с учётом:
– базовой тифлопедагогической подготовки и опыта работы в специальной школе;
– достигнутых результатов в ходе коррекционной деятельности;
– склонности к творческому процессу, к поиску инновационных приёмов и способов в коррекционной деятельности;
– практических умений и навыков;
– владения приёмами диагностики и использования её в коррекционном процессе;
– знаний и умений в создании и использовании тифлоприборов, специального оборудования и оригинального дидактического материала;
– усилий, прилагаемых тифлопедагогом к достижению целей;
– опыта по преодолению психофизических и умственных недостатков у детей с нарушением зрения и интеллекта (с комплексными дефектами).
Конечно, при обсуждении задач, участков работы, направлений коррекционной деятельности, при внесении предложений и замечаний всё это дискуссируется, анализируется в администрации, в коллективе педагогов. Директор прислушивается, использует мнения, суждения своих коллег, но решение принимает самостоятельно и направления работы коррекционных служб регулирует также самостоятельно.
Если в школе создан профессионально работающий, творческий коллектив, объединённый общими целевыми установками и совместной деятельностью по их реализации, то и образовательный, и коррекционный процессы пойдут с должной эффективностью.
Коллектив специальной школы – это объединение совместно работающих тифлопедагогов, которые имеют общие образовательные и коррекционно-восстановительные цели и задачи в отношении детей с нарушением зрения, а их достижения для работников также значимы и являются воплощением компонентов межличностных отношений и взаимодействий.
В социально-психологических исследованиях А. И. Донцова (1954), В. С. Лазарева (1997), А. В. Петровского (1984) представлены характеристики, которые определяют с положительной стороны развитие коллектива. К ним относятся:
– сплочённость коллектива, выражающаяся в совпадении оценок и установок его членов по отношению к объектам, значимым для коллектива в целом и относящимся к существенным сторонам совместной направленной деятельности;
– организованность коллектива, выражающаяся в его способности создавать и сохранять устойчивой свою структуру в ситуациях неопределённости, сочетая разнообразие мнений и форм инициативного поведения с единством действий его участников;
– направленность коллектива, отражающая социальную ценность принятых им целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и норм;
– коллективистское самоопределение, выражающееся в принятии членами коллектива его целей, задач, ценностей;
– эмоциональная идентификация, выражающаяся способностью коллектива к сопереживанию с любым его членом;
– сработанность коллектива, проявляющаяся как эффект сочетания и взаимодействия его членов, характеризующаяся максимально возможной продуктивностью совместной работы при минимальных эмоционально-энергетических затратах на взаимодействие на фоне достаточной субъективной удовлетворённости;
– интеллектуальная коммуникабельность как способность создавать оптимальные пути взаимоинформации в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений и др.
Формируя коллектив, нацеливая его на решение коррекционных задач, руководитель и педагоги должны учитывать данные характеристики. Успешность их совместной деятельности – это гарантия эффективного выполнения поставленных общих и индивидуальных целей и оптимальный выход на такой интегрированный показатель, как компенсация дефекта у учащихся со зрительными нарушениями.
Правильное построение коррекционно-восстановительной работы в специальной школе зависит от того, насколько рационально директор построит структуру руководства этой деятельности, соподчинённость компонентов на структурной лестнице.
Наиболее оправдана на практике такая схема: директор – его заместители (по учебно-воспитательной работе I, II и III ступеней, по воспитательной работе, по научной работе) – службы сопровождения (медико-психологическая, библиотечно-информационная, хозяйственная) – председатели методических объединений – методические объединения учителей-предметников, коррекционных дисциплин и воспитателей.
Подобная схема разработана в Московской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате № 5 IV вида (см. приложение 4), и при её реализации на практике получены хорошие результаты.
Литература
Анохин П. К. Избр. труды: Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978.
Афанасьев В. Г. Системность и общество. – М., 1980.
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. – М.: Педагогика, 1977.
Белецкая В. И., Гнеушева А. Н. Охрана зрения слабовидящих школьников. – М., 1982.
Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977.
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского пед. университета, 2000.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М., 1995.
Донцов А. И. Психология коллектива. – М., 1984.
Если у ребёнка плохое зрение / Под ред. В. А. Лониной и Т. В. Криворучко. – Псков, 2003.
Зальцман Л. М. Работа с родителями, имеющими детей с нарушением зрения и интеллекта / Под ред. К. Г. Кравцова, Л. И. Плаксиной, Б. К. Тупоногова. – М., 2006.
Земцова М. И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973.
Каган М. С. Человеческая деятельность // Опыт системного анализа. – М., 1974.
Каплан А. И. Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей. – М., 1965.
Кульневич С. В., Гончарова В. И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. – Ростов-н/Д: «Учитель», 2003. – Вып. II.
Маслова Н. Н. О работе с родителями //Начальная школа, 1977, № 5. – С. 28–29.
О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. – М.: Минобразования РФ. Инструктивное письмо от 21.02.2001. – № 1.
Основы управления специальным образованием / Под ред. Д. С. Шилова. – М., 2001.
Петровский А. В. Вопросы истории теории психологии // Избр. труды. – М., 1984.
Сборник нормативных документов // Специальные (коррекционные) образовательные учреждения. – М., 2002.
Серпокрыл Н. В. Возможности и условия использования зрения частичновидящих и слабовидящих учеников в учебно-воспитательной работе. – М.: «Известия АПН РСФСР». Т. 90, 1957.
Скаткин М. Н. Теоретические основы содержания среднего образования. – М., 1983.
Тупоногов Б. К. Использование офтальмоэргономических рекомендаций в ходе предметного преподавания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III и VI видов //Дефектология. 2003. № 5. – С. 58–64.
Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.
Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. В. С. Лазарева. – М.: ЦС и ЭМ, 1997.
Ушинский К. Д. Собр. соч. – М., 1954. – Т. 2. – С.638.
Ше Я Линь. В Китае нет близоруких детей //Народное образование. 1998. № 9/10. – С. 215.
Приложения
Приложение 1
В приложениях к методическому пособию приведены материалы, которые разрабатывались и экспериментально проверялись в лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научно-исследовательского учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», а также приведён опыт образовательной и коррекционно-восстановительной работы наиболее передовых специальных (коррекционных) общеобразовательных школ III и IV видов (для слепых и слабовидящих) городов: Москвы, Липецка, Болшево Московской области, Пскова, Набережные Челны (Татарстан).
При обобщении передового тифлопедагогического опыта работы мы отобрали наилучшие модели, схемы, структурные построения организации и осуществления коррекционной работы в школах, индивидуальные карты школьников, офтальмо-гигиенические и эргономические рекомендации, примеры построения школьного самоуправления и соуправления, здоровьесберегающие технологии, таблицы по специфике организации и осуществления внутришкольного контроля и руководства и др.
Рекомендуем практическим работникам специальных школ использовать эти материалы и усовершенствовать, поскольку есть определённые недоработки и возможности для более качественного применения.
Мы показали так, как есть на практике, а в тексте глав и разделов высказали некоторые критические замечания.
Таблица 1
Организационно-методические рекомендации обучения детей с нарушением зрения в зависимости от вида глазной патологии (коррекционная направленность изучения биологии и химии)
Вид глазной патологии: Миопия высокой степени
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: Исключить при чтении мелкий шрифт. Для использования рекомендуется крупный печатный (рубленный) шрифт (18–20 кегель). Высота буквы (цифры) при письме в тетрадях 5–5,5 мм, межбуквенные (межцифровые) пространства – 3 мм. При письме на доске высота буквы – 12–14 см.
Мелкие натуральные объекты (семена, насекомые…) заменяются увеличенными контрастными изобразительными пособиями без мелкой деталировки. Изобразительные пособия в сочетании с рельефно– и цветоисполнением, для бисенсорного типа восприятия (неполноценное зрение и осязание). Контрастность пособий – 90–95 %, минимальная загруженность перцептивного поля – 4–5 объектов.
Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-желтых и зелёных тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза.
Заменяется демонстрация натуральных и изобразительных пособий на работу с аналогичным раздаточным дидактическим материалом на рабочем столе учащихся. Экскурсии в природу, прогулки на свежем воздухе с обязательными упражнениями по ориентировке в пространстве с использованием тифлоприборов (фотофон, фоноскоп и др.).
Занятия на уроках физкультуры, труда, занятия на пришкольном участке и др. с ограничением физических нагрузок: без резких движений и длительных наклонов, без сотрясения тела. Постоянный контроль за осанкой, применение работы стоя за столом (чтение, пересказ, прослушивание, сравнительный разбор изучаемых объектов…). Рекомендуются коррекционные приёмы по определению размеров (масштабности) изучаемых объектов; упражнения на тренировку аккомодации (предъявление химических и биологических объектов для опознания на различном расстоянии).
Эргономические условия: Место ученика в классе (кабинете) в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну).
Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк, при проведении опытов, практикумов, при самостоятельной работе с мелкой деталировкой – 1500 лк.
Допустимая зрительная (непрерывная) нагрузка – 10 мин, отдых (работа на слух, устное выполнение заданий) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия. Наличие на рабочих столах подставок для чтения учебников и текстовых материалов; кафедральных надстроек для работы стоя. Трудовые операции с чередованием практических действий и наблюдений.
Строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание.
Вид глазной патологии: Заболевание хрусталика
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: Подбираются натуральные объекты и их изображения различной величины, масштабности, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии органа зрения, его функциональных нарушений и особенностей организации индивидуального подхода к учащимся. При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза, для стимуляции сетчатки: различение и определение мелких деталей внешнего и внутреннего строения изучаемых объектов; рассматривание мелких рисунков, микропрепаратов; раскрашивание деталей строения объектов. Рекомендуются приёмы с постепенным уменьшением изображений на рисунках в зависимости от остроты зрения учащихся. Контраст изображений в пособиях и раздаточном дидактическом материале – от 40 до 90 %. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в жёлто-красно-коричневых тонах. Использование демонстрационных приёмов (показ таблиц, схем строения объектов, натуральных пособий…). Проведение опытнической работы, занятий по труду, по интересам, при выполнении практикума с микроориентировкой и использованием мелких препаратов и деталей, различительные операции с низкими качественными и количественными показателями изучаемых процессов.
Эргономические условия: Место ученика в классе (кабинете) в большинстве случаев во второй половине (задней) помещения. Освещённость рабочей поверхности рабочего стола – 300–500 лк, при проведении самостоятельных работ, практикума – 1000 лк. Допустимая непрерывная зрительная нагрузка 10–15 мин, отдых (работа на слух, устное выполнение заданий…) -7-10 мин.
Виды работ на пришкольном учебно-опытном участке без сотрясения тела, с низкой темповой нагрузкой.
Резкое ограничение физических нагрузок для учащихся с афакией и подвывихом хрусталика, исключить резкие движения и подъём тяжестей.
Контроль за правильным использованием глазных линз и сменных очков.
Вид глазной патологии : Глаукома
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: Подготовка натуральных изобразительных пособий без мелкой деталировки, подбор наглядного материала с рельефно-цветовым исполнением, с доступной масштабностью для восприятия с помощью неполноценного зрения и осязания.
Контрастность изобразительного материала в пособиях – 80-100 %. Выделение существенных (сигнальных) признаков объектов в иллюстративно-графических пособиях чётким рельефом и контрастным красителем. Формирование навыков последовательного, поэтапного обследования натуральных и изобразительных пособий; отработка умений ориентироваться в пособии по тематическим и условным ориентирам (начало обследования, его ход, выделение признаков) с помощью неполноценного зрения и осязания. Резко ограничить (10 мин) показ кино-, диа-, видеофильмов, особенно в затемнённых помещениях. Исключаются из лабораторного практикума работы, задания с мелкими деталями. Замена недоступных и малодоступных натуральных объектов (для неполноценного зрения и осязания) адаптированными изображениями.
Формировать эмоциональность восприятия изучаемого материала, действий, но без бурного эмоционального всплеска.
Эргономические условия: Место ученика в классе (кабинете) в передней половине помещения. Освещённость рабочей поверхности стола – 500 лк. При проведении лабораторного практикума – до 1500 лк.
Оборудование рабочего стола ученика автономным освещением (настольная лампа с сенсорным выключателем).
Допустимая непрерывная зрительная нагрузка – 10 мин (работа на восприятие с помощью сохранной чувствительности других модальностей). Исключается работа, проведение экскурсий, занятий в природе в жару, на ярком солнце. Исключить работу в подвальных, полуподвальных и тёмных помещениях.
Трудовые операции без резкого наклона головы, длительного наклона туловища, без подъёма тяжестей, снимаются темповые упражнения.
Взять под особый контроль в этом направлении учащихся с гидрофтальмом.
При остром приступе снять нагрузку, освободить от занятия.
Вид глазной патологии: Атрофия зрительного нерва
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: При подготовке раздаточного дидактического материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40 % по сравнению с нормой). Контраст изображений изучаемых объектов и процессов – 80-100 %, цветонасыщенность – 0,8–0,9; особое внимание к белому и красному цветам. Подбираются натуральные объекты с этой окраской, их различие осуществляется с помощью фоновых экранов.
Использование приёмов предметной рельефной и цветовой унификации при разработке и создании изобразительных пособий. Рекомендуются упражнения на ускорение мыслительных операций, на развитие логической памяти. Загруженность практикума снижается в 3–4 раза по сравнению с нормой, часть упражнений даётся в виде смысловых и расчётных заданий.
При работе на пришкольном учебно-опытном участке, в природе, проведении опытов применяется чередование физических нагрузок с процессами наблюдений. На уроках и на экскурсиях проводятся коррекционные упражнения на совершенствование реакций слежения и фиксации, на развитие периферического зрения (проследи движение гусеницы, дождевого червя, найди поражение на коре дерева, как изменяется прозрачность воды при растворении в ней известняка и др.).
Эргономические условия: Место ученика в большинстве случаев во второй половине класса (кабинета).
Освещённость поверхности стола – 500-1000 лк. Допустимая непрерывная зрительная нагрузка на уроке – 10–15 мин. С частым отдыхом – 2–3 мин.
Работа на пришкольном учебно-опытном участке в 3–4 раза медленней (в зависимости от разновидности патологии и этиологии заболевания).
По темповым нагрузкам необходимо снижение на 60 % (по сравнению с нормой). Не менее двух зрительных гимнастик за урок. Постоянный контроль за утомлением школьников.
Вид глазной патологии: Врождённые аномалии развития глаз
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: Изобразительные наглядные пособия с резким выделением контуров изучаемых объектов, цветоконтрастное изображение существенных признаков строения организмов и веществ. Контрастный фон на тех участках изображения, где встречается красный, белый, зелёный цвета. При рассмотрении натуральных объектов рекомендуется использование фоновых контрастных экранов, контраст – 80–95 %, цветонасыщенность в изобразительных пособиях – 0,7–1,0. Рекомендуются коррекционные упражнения по определению формы изучаемых объектов по их контуру, задания на воспроизведение формы объекта по эталону, по образцу (вылепить, нарисовать, обвести фломастером (грифелем) контур…).
При выполнении лабораторного практикума рекомендуются инструктивные или инструктивно-методические карточки с контурным изображением объектов, предметов, установок (оборудования) для проведения работ.
Эргономические условия: Рабочее место ученика во второй половине класса (кабинета). В ряде случаев (светобоязнь) рабочее место определяется вдали от окна.
Освещённость поверхности рабочего стола в классе (кабинете) – от 800 до 1200 лк в зависимости от патологии зрения. Допустимая зрительная нагрузка 10-15-20 мин (индивидуальная). Все трудовые операции на пришкольном учебно-опытном участке сопровождаются частой сменяемостью заданий с учётом физической нагрузки.
Вид глазной патологии: Патология сетчатки
Рекомендации по разработке и применению средств и специальных приёмов обучения: При подборе и изготовлении изобразительных пособий используется предметная цветоконтрастная унификация (цвет соответствует определённому органу, системе, деталям строения…) в соединении с рельефным изображением. При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подачи материала с рассматриванием изучаемых объектов по частям с последующим выходом на целостный образ без второстепенных деталей. Изобразительная информация на рисунках и схемах не должна быть перцептивно перегружена (до 10 объектов).
Контраст изображений – 90-100 %, цветонасыщенность – до 0,8–0,9. При ахромазии у учащихся используются (при распознавании цветов) цветочувствительные сигнализаторы (фотофон, фоноскоп). Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами, по констатации самого процесса движения по определённым аналитическим признакам. Коррекционный контроль за распадом сформированных представлений на уроках, экскурсионных и практических занятиях на учебно-опытном участке. Задания по светоразличению объектов, их составляющих.
Эргономические условия: Место ученика в первой половине и в середине класса (кабинета) в зависимости от остроты зрения. Освещённость поверхности рабочего стола в классе – 1000 лк. При проведении практикума освещённость – до 1500 лк. Допустимая непрерывная зрительная нагрузка на уроке – 15–20 мин. С перерывами – 2–3 мин. При трудовых операциях в классе, школе и на пришкольном учебно-опытном участке физические нагрузки без резких движений, без подъёма тяжестей, с ограничениями наклонов головы и туловища. Под особый контроль в отношении физических нагрузок берутся дети, у которых диагностируется отслойка сетчатки. Темповые нагрузки для учащихся (особенно с суженным полем зрения) в 3–4 раза медленней по сравнению с нормой.
Таблица 2
Офтальмоэргономические рекомендации