Руководство спортивной командой

Руководство
официальный санкционированный процесс,
подразумевающий социальный контроль
и власть на основе официальных полномочий.
Руководитель наделен административными
правами и нормами. В роли официального
руководителя в спортивной команде
выступает тренер и (или) капитан команды.
Для эффективности соревновательной
деятельности необходимо взаимопонимание
между лидером и руководителем.

Под стилем
руководства
понимается
сочетание способов и приемов, с помощью
которых тренер осуществляет управление
спортсменами в учебно-тренировочной и
соревновательной деятельности.
Руководство осуществляется тремя
основными стилями: авторитарным,
демократическим и либеральным
(анархическим) (К.Левин,1936).

1.Авторитарный
стиль

предполагает строгую организацию
группы, жесткую дисциплину, четкое
распределение обязанностей между
членами группы. Тренер до команды доводит
только часть информации, на основе чего
навязывает свое мнение, отдает приказания,
не прислушиваясь к членам команды, не
допуская дискуссий. Такой стиль
предполагает прямые методы воздействия:
инструкции, приказы, порицания. При
авторитарном стиле руководства
наблюдается хороший прирост результатов,
но возможна оппозиция спортсменов, их
уход от тренера. Есть предел интенсивности
и длительности применения авторитарных
методов руководства: до определенного
уровня он ведет к росту результатов,
превышение его- снижает результативность
деятельности(Р.М.Йеркс и Дж.Додсон).

2.Демократический
стиль

ориентирован на общественное мнение,
коллегиальное руководство, распределение
полномочий между членами команды. Тренер
прислушивается к мнению членов команды,
советуется с коллегами, создает условия
для проявления самостоятельности и
инициативности, внимательно относится
к спортсменам. Тренер предпочитает
косвенные приемы воздействия: совет,
предложение, беседу. Является
наиболее эффективным, разумным и гуманным
в руководстве.

3.Либеральный
стиль

наименее эффективен, тренер не вмешивается
в групповую деятельность, руководит по
типу «делайте, что хотите и как хотите».
Он не предъявляет требований, не
настаивает, принимает все предложения
членов группы, избегает столкновений
и конфликтов. Группа практически не
организована, разобщена, функциональные
обязанности в ней распределяются
хаотично, спонтанно. На тренировках
тренер больше присутствует, чем действует,
допускает свободу выбора нагрузок,
упражнений, не вмешивается в отношения
занимающихся, использует просьбу. Такой
стиль часто называют попустительским,
он вряд ли будет способствовать достижению
высоких результатов в управлении и
сплочении команды, в организации
практической спортивной деятельности.

Вопрос 49. Взаимоотношения в системах «тренер-спортсмен», «спортсмен-спортсмен»

Взаимоотношения
в спортивной команде делятся на отношения
по горизонтали -«спортсмен-спортсмен»
и по вертикали- «тренер-спортсмен». Они
оказывают существенное влияние на
результативность деятельности.

Характеристика
взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен»
.

Выделяют три
параметра оценки тренера спортсменом
(Ю.Л.Ханин,1980):
гностический- характеризует профессиональную
компетентность тренера, эмоциональный-
связан с привлекательностью личности
тренера, поведенческий- отражает
особенности поведения, общения,
эффективность воспитательных воздействий
тренера.

Система
«спортсмен-тренер» подчиняется
закономерности «потребность- рост
результатов- отношение к тренеру» в том
случае, если первый компонент «потребность»
удовлетворяется вторым «рост результатов».

Отношения тренера
к ученикам обусловлены отношением
спортсменов к учебно- тренировочному
процессу, их поведением на соревнованиях,
уровнем нравственности спортсменов,
дисциплинированностью, системой
ценностей и потребностей, реакцией на
управляющие воздействия тренера, а
также личностными качествами тренера,
уровнем его культуры и др.

Связь между
результативностью и отношениями с
тренером обусловлена отношением
спортсмена к тренировочной и
соревновательной деятельности, что
можно представить следующей схемой
(Ю.А.Коломейцев,
2005
):

Отношение
к тренеру

Отношение
к действительности

Рост
результатов

Позитивное

Негативное

Нет

Негативное

Негативное

Нет

Индифферентное

Индифферентное

Нет

Индифферентное

Позитивное

Есть

Негативное

Позитивное

Есть

Позитивное

Позитивное

Есть

Характеристика
взаимоотношений в системе
«спортсмен-спортсмен»

Все взаимоотношения
в команде формируются с учетом статуса,
который имеет каждый ее член. Вся группа
выполняет хотя и однородную деятельность,
но по-разному, в зависимости отношения
к ней, способностей, личностных качеств,
амплуа, ситуаций и т.д. В результате
этого происходит самооценка и взаимооценка
поступков и успешности действий,
позволяющие каждому сравнить себя с
другими членами, отвести каждому, в том
числе и себе, место в иерархической
структуре команды.

В каждой команде
есть лидеры, пользующиеся авторитетом
у своих товарищей, и есть аутсайдеры,
которых не воспринимают товарищи и
общаются с ними вынужденно, к их мнению
не прислушиваются. Кроме этих двух
категорий есть спортсмены, занимающие
промежуточное положение.

Отношения к
спортивной команде не бывают постоянными,
они находятся в динамике, что требует
постоянного участия тренера в их
развитии.

Соседние файлы в папке ПфкиС учебные материалы

  • #
  • #
  • #

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В настоящее время считается общепризнанным то, что тренеры отличаются один от другого не только результатами своих воспитанников, но и теми методами, с помощью которых достигаются эти результаты. Оценка тренеров показывает, что в структуре их личности имеются существенные отклонения от идеала и могут явно преобладать те или иные качества, накладывающие отпечаток на тренерскую деятельность. Наиболее полно личность тренера, как и любого руководителя, определяется стилем его руководства, в связи с чем в настоящее время выделены относительно контрастные стили руководства.

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль руководства командой характеризуется прежде всего тем, что тренер принимает решение единолично без учета мнения спортсменов. Он не терпит возражений, категоричен в суждениях, требует от подчиненных пунктуального выполнения указаний, оставляя минимум возможностей для проявления их личной инициативы, не передает своих полномочий.

Длительное использование в своей работе авторитарного стиля создает специфический психологический климат в команде, который отличается постоянной напряженностью, слабыми межличностными связями спортсменов. Под воздействием такого стиля работы может сформироваться авторитарный тип личности тренера, который будет стремиться к авторитарности везде — на занятиях, на заседаниях федерации и тренерских собраниях, при подборе подчиненных и т. д., в связи с чем он будет действовать часто в условиях психологического барьера, возникающего между ним и другими тренерами и спортсменами. Тренер такого типа часто отличается и в обыденном поведении неприветливостью, излишней озабоченностью, недовольством, постоянным предъявлением претензий к окружающим.

Авторитарный стиль руководства спортивной командой или группой целесообразно использовать в определенных ситуациях, а именно: в командах, среди членов которой имеется значительное число агрессивных спортсменов; в случаях, когда в команде или группе отсутствуют порядок и дисциплина, запущена воспитательная работа; в экстремальных ситуациях, требующих максимального напряжения сил команды.

Демократический стиль

Демократический стиль руководства спортивной командой характеризуется тем, что тренер рассматривает спортсменов как активных участников и реализаторов своих концепций, идей, замыслов. В связи с этим он не занимается мелочной опекой, а четко формулирует основные цели, определяет задачи, показывает варианты их решения, предоставляя спортсмену реальную возможность проявления собственной инициативы.

Для демократического стиля руководства командой характерны также постоянное внимание к вопросам воспитательной работы, опора на лидеров, на спортивную активность, передача части полномочий капитану, и т. д.

Базой для демократического стиля руководства является, с одной стороны, высокий уровень личностных и профессиональных качеств тренера, использование им научных принципов социального управления. С другой стороны, этот стиль руководства требует от команды определенного уровня социальной зрелости.

 Спортивная команда, воспитанная на основе принципов демократического руководства, отличается сплоченностью, сознательностью, самодисциплиной, творческой активностью, способностью самостоятельно решать самые трудные задачи в условиях тренировки и соревнований

Либеральный стиль

Либеральный стиль руководства спортивной командой определяется прежде всего тем, что тренер минимально вмешивается в процесс тренировки, играя зачастую лишь роль посредника между спортсменами и другими работниками клуба решая в основном организационные вопросы. 

Базой для такого стиля руководства является, с одной стороны, достаточно высокий уровень подготовки спортсмена, его компетентность, а с другой — неспособность тренера по тем или иным причинам выйти на уровень действительного руководства. В качестве основных причин такого явления можно назвать нежелание тренера повышать уровень своей компетентности, а также «мягкость» его характера. Тренер-либерал, как правило, не способен достаточно долгое время удержать руководство командой на должном уровне и обычно рано или поздно попадает под влияние своих подчиненных или команды. Опасность либерального стиля руководства в спорте заключается в том, что объект управления (спортсмен или команда) становятся субъектом и начинают навязывать свою волю не только тренеру, но и спортивному клубу. В этой ситуации команда постепенно может превратить свою спортивную деятельность из средства решения социальных задач в средство достижения личных целей.

В целом либеральный стиль руководства в спорте следует признать как недостаточно эффективный. Он скорее пригоден для работы в сфере физической культуры в занятиях с группами здоровья, выходного дня, общей физической подготовки и т. д.

Манипулирование

Манипулирование как стиль руководства спортивной командой характеризуется: непостоянством социальной ориентации тренера относительно того или иного спортсмена, неопределенностью статусов и ролей спортсменов в команде, явным преобладанием в оценке деятельности спортсменов субъективной позиции тренера, неопределенностью спортивного будущего запасных. Тренер-манипулятор всегда стремится создать в команде состояние неопределенности, личной зависимости каждого спортсмена от его воли и желания, сознательно блокируя и подавляя наиболее самостоятельных спортсменов и поощряя реактивную структуру поведения.

Базой для такого стиля руководства являются: низкий уровень сознательности и профессиональной компетентности тренера, эгоцентризм, отсутствие должного контроля его работы со стороны администрации, пренебрежение вопросами политико-воспитательной работы спортсменов и тренеров.

Манипулирование как стиль руководства приводит к росту психической напряженности в команде, приспособленчеству, постоянным межличностным конфликтам.

Итоги

Если спросить у спортсменов, каким вы видите идеального тренера, то наиболее популярными качествами будут: эмоциональная устойчивость, общительность, высокий уровень интеллекта, предприимчивость, стремление к новаторству, самостоятельность, справедливость.

В практике тренерской деятельности в «чистом» виде указанные стили руководства встречаются весьма редко, обычно наблюдается преобладание черт того или иного стиля.

Формирование рационального стиля руководства спортивной командой — трудное дело, требующее от тренера постоянной работы по воспитанию спортсменов, самообразованию и самовоспитанию.

Руководство спортивной командой и её эффективность в спортивной деятельности

Автор:   •  Июнь 22, 2018  •  Реферат  •  740 Слов (3 Страниц)  •  617 Просмотры

Страница 1 из 3

Руководство спортивной командой и её эффективность в спортивной деятельности.

Руководство — это процесс, подразумевающий контроль и власть на основе прав, норм и полномочий. Роль официального руководителя спортивной команды выполняет тренер. Он рассматривается как специалист, обладающий необходимыми знаниями в области спорта и как педагог, постоянно работающий с коллективом. Тренер своим примером оказывает целенаправленное влияние на формирование личности спортсменов, воспитание в них сознательности, ответственности и стремления к плодотворному сотрудничеству.

Руководящая функция является центральной, ведь именно в ней наиболее полно раскрывается профессионализм и мастерство тренера. Грамотное сочетание различных приёмов и методов воздействия помогают ему осуществлять эффективное управление спортсменами в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Лидерство позволяет тренеру направлять общие усилия команды на полноценную реализацию поставленных перед ней задач. Чёткое понимание целей деятельности в значительной мере определяет успех и результативность совместной работы тренера и его игроков. Для повышения эффективности влияния на спортсменов тренеру необходимо рационально применять власть и поддерживать её разумный баланс для того, чтобы не вызвать у спортсменов апатию, агрессию, чувство протеста.

Не всегда удается сразу найти оптимальный способ руководства. Эффективность спортивной команды во многом определяется степенью совместимости её участников.  При отсутствии доверия и взаимопонимания между ними естественным образом происходит нарушение процесса управления.

Неэффективное руководство спортивной командой может быть вызвано разными причинами. Это излишняя эмоциональность тренера в стрессе, незнание им способов разрешения конфликтных ситуаций, нежелание расширять свои знания по педагогике и психологии, искать индивидуальный подход и учитывать личностные особенности каждого спортсмена. 

Либеральный стиль наименее эффективен ввиду отсутствия необходимого уровня контроля. Тренер не вмешивается в коллективную деятельность, руководит по принципу «делайте, что хотите и как хотите». Он не требует, не настаивает, принимает все предложения своих спортсменов, избегая возникновения проблем и противоречий. Команду характеризуют неорганизованность, разобщённость, хаотичное и спонтанное распределение в ней функциональных обязанностей. На занятиях тренер больше присутствует, чем действует, допускает свободу выбора нагрузок и упражнений, не вмешивается в отношения занимающихся, использует просьбу. Либеральный стиль руководства часто называют попустительским. Следование ему весьма сомнительно в стремлении достичь высоких результатов в сплочении команды и в организации спортивной деятельности.

При законной власти тренер пользуется традицией для того, чтобы удовлетворить потребность своих игроков в защищенности и принадлежности. Приверженность тренера традиции может действовать во вред команде, тормозить её прогресс и адаптацию к изменением во внешней среде. Бывает и так, что старания многих участников команды направлены на межличностные отношения, а не на результат. В этом случае тренер должен быть готов к вынужденной замене ряда игроков, ведь такая ориентация явно не способствует продуктивному выступлению спортсменов на соревнованиях.

Доступно только на Essays.club

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Общее руководство гражданской обороной в субъекте рф осуществляет
  • Трактор тдт 55 руководство по эксплуатации
  • 4g wi fi роутер билайн тс 150 инструкция
  • Должностная инструкция водителя 1 класса скачать бесплатно
  • Intelligent gravity cupping инструкция на русском языке