Руководство строительно конструктивными играми с природным материалом

Содержание

  1. Характеристика строительно-конструктивных игр.
  2. Условия для развития игр со строительным, природным материалом.
  3. Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.
  4. Литература.
  1. Характеристика строительно-конструктивных игр.

        В истории педагогики игры со строительным материалом описаны достаточно давно и представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (А. Н. Давидчук, Л. А. Венгер, Л. А. Парамонова, С. В. Петрушина и др.).

        Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Строительно-конструктивные игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой и др.

        В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

        Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Различаются следующие виды строительного материала:

специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа « Старинный замок», наборы типа «Юный архитектор», конструкторы);

природный (песок, снег, камни, глина);

подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).

Наличие игрового замысла, свободное его развитие, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.

1

Конструирование.

        Конструирование (от лат. construo — строю, создаю) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов и процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов.

        Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. 

В теории и практике сложилось несколько видов конструирования:

  • Конструирование по образцу— самый распространенный вид конструирования. Он имеет много положительного: у детей формируются различные умения, овладевают общими способами действий, усваивают последовательность действий.
  • Конструирование по заданной теме— подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но ограниченной темой.
  • Конструирование по собственному замыслу— сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно, ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, набирает материал, реализует замысел.
  • Конструирование по условиям— содержит большие развивающие возможности. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
  • «Стройка по моделям» — вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия. Ребёнку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная педагогом постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыто (модель дивана, ворот, автомобиля).

У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, потому что необходимо их сочетать в образовательной работе, на протяжении всего дошкольного детства.

 Из всего многообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях,  хотелось бы остановиться на ЛЕГО

2

 конструкторе, который представляет собой «яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка». С его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться. Элементы конструктора ЛЕГО имеют разные размеры, разнообразны по форме, простые варианты скрепления с другими элементами.

        ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

        ЛЕГО — конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам.

        На занятиях по ознакомлению с окружающим ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», « Чем похожи и чем отличаются?», « Расскажи о свойствах предмета» и т.д.).

         С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок.

         ЛЕГО – является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.

  1. Условия для развития игр со строительным, природным материалом.

Для развития игровой деятельности детей необходимо создавать следующие условия:

  1. Организовывать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответственно задачам развития конструктивной деятельности дошкольного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов,

3

наборы и т.д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

  1. Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
  2. Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребёнок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам.
  3. Создавать условия для обыгрывания построек для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и д.р.).
  4. Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуация, когда ребёнок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
  5. Учить детей бережно обращаться с конструктивным и строительным материалом. Аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.

Игры с природным материалом.

Эти  игры рано входят в жизнь ребенка. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Но без специального обучения дети не приобретают необходимого умения, а также игры с природным материалом однообразны и малосодержательны.

 Между тем они содержат большие возможности для развития у ребенка мышления, воли, настойчивости.

Эти возможности во многом определяются характером природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, диктующими разные приёмы его использования в качестве строительного материала.

Многие из свойств природных материалов ребёнок познаёт чувственным путём. Способы чувственного познания, умения выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе содержательной

4

интересной деятельности, прежде всего в игре.

Игры с природным материалом — снегом, водой, песком, глиной, травой, палочками, ракушками, шишками, каштанами, желудям, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями, корой, мхом и т. п. являются прекрасным сырьем для поделок и игр с ними.

Современная педагогика с каждым годом осваивает все большее количество различных методов и направлений.

        Педагогическая песочница — это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.

        Игру с песком нельзя интерпретировать. Педагог должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция педагога — это «активное присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Основные цели педагогической песочницы:

— Саморазвитие ребёнка посредством творческих игр на песке.

— Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

— Закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучение грамоте и письму.

— Творческое развитие личности.

  1. Руководство строительно-конструктивными играми в разных возрастных группах.

Воспитатель осуществляет следующие задачи:

– расширения представлений детей и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Первая младшая группа

        В программе воспитания в детском саду для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным

5

материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Вторая младшая группа

        Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость. 
        Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек. 

        Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.

Средняя группа

        В программе воспитания в детском саду предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
        Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
        Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.

Старшая группа

        Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по

6

наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
        Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные

строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
        Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.

Подготовительная группа

        Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
        В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
        Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.

        В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры.         Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

7

Список литературы:

  1. Давидчук  А.Н. Развитие у дошкольников  конструктивного творчества. М., 1976.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.  проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А. Парамонова. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М., 2002.

8

 Строительно-конструктивные игры
дошкольников

Особенности строительно-конструктивных игр. Воспитательное и
развивающее влияние строительно-конструктивных игр на ребенка. Условия для игр
со строительными материалами. Руководство строительно-конструктивными играми со
строительным материалом. Руководство строительно-конструктивными играми с
природным материалом.

Особенности
строительно— конструктивных игр

В истории педагогики игры со строительным
материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного
возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л. К. Шлегер и
др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной
педагогике (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова и
др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно
(П. Г. Саморукова, В. Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры
является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности,
вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры,
приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к
конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся
к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой
и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в
программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр.
И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети
на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются
коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и
сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре
отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения
между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является
конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь
игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми,
театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто
возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает
цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому
возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может
возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная
игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного
времени возводят довольно сложные постройки, в т. ч. используя конструкторы,
практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам
процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении
игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими
способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов,
каменщиков и т. д.).

Творческий характер игры определяет
наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной
задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации.
Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание
новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань –
можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую
грань – можно строить высокий забор и т. д. Возможность выполнить постройку на
одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение.
Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное,
отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания,
например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой
крышу и т. п.

Особенностью игр со строительными
материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо
специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования
конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций
.

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит
деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных
постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.
Как
всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой
замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры
способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного
воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно
доказано в исследованиях Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и др.

В процессе этих игр происходит
формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно,
строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и
поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к
другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно
развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца,
видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле, содержании строительных игр
заключена та или иная умственная задача, решение которой требует
предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой
последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию
конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания
детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр
воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и
воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на
последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки,
учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез
постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники
овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических
тел, пространственных отношений: высоко — низко, направо — налево, вверх-вниз,
длинный — короткий и т. п.

Воспитатель на экскурсиях, во время
целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными
особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство,
красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в
игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести
украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Нельзя не отметить, что в
строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная
активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет
развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей,
дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и
выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют
на развитие ребенка-дошкольника.

Условия для игр со строительными материалами

В дошкольном учреждении для
строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных
условий является организация предметной среды, т. е. наличие
необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития
конструктивной деятельности детей данного возраста. Различаются следующие виды
строительного материала:

* специально созданный (напольный,
настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный
замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

* природный (песок, снег, глина, камни и
т. д.);

* подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Материал должен быть разнообразным,
привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту
детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики,
призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т.
п.).

Необходимо обеспечить в каждой возрастной
группе время в режиме дня и место для данных игр. Мелкий
строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже
доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от
столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото, т. к. строительные
игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто
объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются,
переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно в группе для хранения строительного
материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются
аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младших
групп берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя, а
старшие дошкольники все это делают самостоятельно.

Воспитатель должен познакомить детей с
порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним
обращения.

В старших группах следует иметь для
самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных
предметов для развития у детей конструкторских способностей. В данном случае
они имеют возможность перенести плоскостное изображение в объемную постройку,
проявив тем самым аналитическую деятельность.

Воспитанников дошкольного учреждения нужно
учить бережному отношению к постройкам, сооружениям, выполненными их
сверстниками. Обычно ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в
них изменения. Поскольку постройки в старших группах рекомендуется хранить по
нескольку дней, воспитателю целесообразно обращать внимание детей на постройки
товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им.

Во всех возрастных группах необходимо
создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки
(машинки, фигурки животных, людей и т. д.). Старшие дошкольники могут
конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из
бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

Чтобы заинтересовать детей, можно
объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы
состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек
в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из
конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с
родителями.

На наш взгляд, немаловажным условием для
строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом
возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, во второй младшей группе – ворота,
дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд,
загородки для животных, птиц и т. д.; в средней группе
– двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост,
железная дорога и поезд и т. д.; в старшей группе – самолет,
разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты
пешеходный и автомобильный и т. д.; в подготовительной группе
сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома,
самолеты разные, метро, теремок по сказке и т. д.

Руководство строительно-конструктивными играми со строительным
материалом

Дети очень любят строительно-конструктивные
игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В
отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике
формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н.
Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том,
чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному
решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в
процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со
взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в
самостоятельные строительно-конструктивные игры
.

Чтобы формировать у детей интерес к этим
играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети
строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей,
вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках
разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог
подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на
занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям
строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности,
поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также
предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или
перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для
детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали,
подать материал и т. д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть
рядом
, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно
относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4
человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста
уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять
между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего
результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить
не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме
,
обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством
воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном
мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на
здания, мосты, транспорт, улицы и т. д., учит их видеть красоту сооружений,
замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно
отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому
воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая
постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не
только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т. д. По мере овладения основами
строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли,
определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как
продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное,
намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко
прием сотворчества, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения
(достроить, перестроить), т. е. применять частичный образец. Педагог
должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов
строительно-конструктивных игр.

В старшей
группе
предусмотрено обучение детей планированию коллективных
строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному
сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному
образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений
. В процессе
обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки
с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи
(как
построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец,
когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей
конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т. д.

Используется также показ незаконченного
образца постройки
, которую каждый ребенок должен завершить по-своему.
Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей
строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных
приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений,
на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель
учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает
сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и
чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного
назначения и т. д.).

Детей старшей группы необходимо учить,
используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами,
как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными,
прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в
предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей
жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части,
обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат
«читать» изображения на фотографии, рисунках, т. е. выделять общее, основное,
части зданий и т. д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о
сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение
приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием
условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством
человек и т. п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет
творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания
детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли
и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы
взрослых.

Дети подготовительной группы
более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы,
могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной
игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений
позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по
заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А. Н. Давидчук детям этого
возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению
ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений.
Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен
вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное
назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве,
украшения.

В обучении конструированию в данной группе
большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку,
что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию
аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок,
чертеж, схема постройки
. Педагог учит детей составлять схему предполагаемой
постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.
Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в
строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно
индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с
замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т. д.)

Постройки детей седьмого года жизни
отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т. к. дети шире
знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на
специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной
деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие
возводят стены, третьи руководят всей работой и т. д. Такие
строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой
«Строительство».

В подготовительной группе более отчетливо,
чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление
что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры
направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление
к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы
постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом
для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен
приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию
умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с
результатом.

Для привлечения внимания детей к
строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд
нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей,
затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После
этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же,
или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего
и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года
жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности
детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного
изображения в объемную постройку.

Для строительно-конструктивных игр в
дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и
природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к
лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без
специально организованного обучения игры с природным материалом бывают
однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов
ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение
выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной
деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать
детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия
обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят
игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается,
чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с
увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д.
Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому
песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети
с удовольствием осваивают прием формовки из песка, используя специальные
формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в
песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть
признаки песка.

В старших группах дети
учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т. д.).
Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного
назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры,
сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т.
п.).

В зимний период во время прогулки дети с
увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его
лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий.
Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы
накормить зайчика и т. п. В присутствии детей воспитатель может слепить
снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих
веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и
способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного
возраста
осваивают новый прием строительства из снега – лепку из
накатанных комьев
, делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка).
Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и
облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега
также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными
льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению
инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно
двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с
приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение
длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных
кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные
постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены
снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных
учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в
групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой,
разные сосуды (баночки, стаканчики и т. п.), воронки, плавающие и тонущие
игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол,
знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно
организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки,
сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети
постарше (4-5 лет) усваивают новые для них представления о том, что вода
растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т. д.

В старшем дошкольном возрасте
дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода
прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от
температуры воздуха.

Прекрасный материал для
строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т. д. Воспитатели
учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть
дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень
полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие
дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают
постройки из веток, тростника и т. п.

Строительно-конструктивные игры из
природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление,
художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для
развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей
дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять
обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по
конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного
воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть
дети:

·  конструирование по образцу (во
всех возрастных группах);

·  конструирование по заданной теме
(подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее
ограничены темой);

·  конструирование по собственному
замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи
самостоятельно);

·  конструирование по условиям (в
предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из
которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

·  стройка по моделям (вид
конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует
модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для
воссоздания темы.

У каждого вида конструирования есть свои
достоинства, поэтому их нужно в образовательной работе с детьми сочетать.

Таким образом, строительно-конструктивные игры детей дошкольного
возраста способствуют развитию их сенсорного опыта, мыслительных операций,
творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.

Содержание

  1. Понятие строительной игры и ее значение в развитии личности дошкольника.

  2. Особенности строительных игр и их отличие от сюжетно-ролевых игр.

  3. Условия для развития строительно-конструктивных игр.

  4. Методы и приемы обучения конструированию.

  5. Строительно — конструктивные игры с природным материалом.

Понятие строительной игры и ее значение в развитии личности дошкольника.

Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках.

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой игрой и  рассматривается как ее разновидность. У них один источник – окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. 

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитии их конструктивного мышления, обогащении речи, упрочнении положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. В процессе строительных игр воспитатель учит наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством они овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко-низко, на право — на лево, вверх-вниз, длинный- короткий, широкий — узкий, выше – ниже, длиннее — короче и т.д.

При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь. 

Особенности строительных игр и их отличие от сюжетно-ролевых игр.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего, отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков – у них возникла необходимость строить пароход и т.д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

Условия для развития строительно-конструктивных игр.

В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т. е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Различаются следующие виды строительного материала:

* специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

* природный (песок, снег, глина, камни и т. д.);

* подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т. п.).

Необходимо обеспечить в каждой возрастной группе время в режиме дня и место для данных игр. Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото, т. к. строительные игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Методы и приемы обучения конструированию.

В процессе обучения конструктивным умениям исполь­зуются различные методические приемы: демонстрация об­разца; показ способов постройки с объяснением приемов кон­струирования; постановка проблемной задачи (как перестро­ить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указаниям условийкоторым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определен­ным числом человек).

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

При определении программного содержания занятия следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учеб­ные задания, развивая способность самостоятельно решать по­сильные конструктивные задачи. Основными приемами обучения являются следующие:

— показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки.

— пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению зада­ния, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс из­готовления, отобрать нужный материал, подготовить его (на­пример, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить от­дельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить. 

Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных това­рищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руковод­ства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем младше дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подска­зывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Строит сам в присутствии детей младшего дош­кольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание по­стройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями).

Строительно — конструктивные игры с природным материалом.

Для строительных игр в детском саду широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, ветки, шишки, тростник и т.п.

Песок насыпается в специальный ящик с бортиками, на которые дети ставят игрушки. Малышам для игр даются обычно маленькие формочки и маленькие салочки, игрушки с подставкой, которую можно воткнуть в песок.

Место на участке, где хранится песок, огораживается, чтобы он не рассыпался; ящики-песочницы на ночь и на то время, когда дети не играют закрываются сетками, чтобы песок не загрязнялся и вместе с тем проветривался.

Старшие дети сооружают из песка горки, туннели, русла рек, строят плотины, водопады, крепости. Такими играми дети более охотно занимаются в естественных условиях: на пляже, на берегу реки, озера. Здесь есть возможность использовать большое пространство.

И грая со снегом, младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Старшие дошкольники строят из снега дома, крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают участок скульптурами из льда и снега. Воспитатель учит их строить постройки из снега разными способами (из накатанных снежных комов, из снежных кирпичей), побуждает к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мёрзли, и вместе с тем предупреждает чрезмерную двигательную активность, чтобы они не перегревались.

Воспитатель учит детей выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условие расположения камешков. Такие игры полезны для развития и уточнения пространственных ориентировок. Старшие дети под руководством воспитателей делают из шишек человечков, зверюшек, сооружают для них постройки из веток, тростника.

Таким образом строительные игры при правильном руководстве ими являются важным средством воспитания и обучения. Они развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формирует дружеские взаимоотношения.

Список литературы:

  1. Бочарова Н. Б. Учимся конструировать. Конструирование из бумаги, разного бросового и 2природного материалов: Практические советы педагога. М.: «Школьная Пресса», 2009..

  2. Дыбина О. Игра — путь к познанию предметного мира [Текст]: // Дошкольное воспитание. // — 2005. — №4

  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000.

  4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М.: «Академия», 2002.

9

Игры с природным
материалом, их особенности, условия организации.

  Эти игры рано входят в жизнь ребенка.
Едва научив­шись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег,
песок, любит игры с водой. Но без специального обучения дети не приобретают
необходимые умения, и игры с природным материалом бывают однообразными и
малосодержательными. Между тем они содержат большие возможности для развития у
ребенка мышления, воли и настойчивости. Эти возможности во многом определяют­ся
характером природного материала. Он очень разнооб­разен и обладает различными
свойствами, диктующими разные приемы его использования в качестве строитель­ного
материала.

  Многие из свойств природных материалов
ребенок по­знает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение
выделять те или иные свойства и качества предметов развиваются в процессе
содержательной интересной деятель­ности, прежде всего в игре. Однако это
происходит при ус­ловии, что педагог последовательно обучает детей, разви­вая у
них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования,
добиваясь усвоения правильных сло­весных обозначений признаков.

  Игры с водой проводятся уже
в младшей группе. Это могут быть игры в групповой
комнате и на участке детского сада. Используются тазы с водой, разные сосуды
(баночки, кувши­ны, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и
тонущие). Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купа­ют кукол, вовлекаются
в несложные опыты, знакомясь со свой­ствами предметов (плавают-тонут). На
участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пуска­ют
лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают раз­ные предметы, чтобы
узнать, какие плавают, а какие тонут.

  В результате в младшем
возрасте
 дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет
усваивают пред­ставление о том, что вода растекается, не имеет своей фор­мы,
одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная. В старшем
дошкольном возрасте
 дети могут объяснить, почему не все предметы
плавают, не всякая воды прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состо­яние
в зависимости от температуры воздуха.

  Игры со снегом требуют
усвоения приемов его преобра­зования. Самый простой прием -лепка. Педагог
предла­гает малышам вылепить комочки — снежки, зайчика с
уш­ками, морковку, чтобы его накормить, и т. п. В присутствии детей воспитатель
лепит снеговика, потом все вместе из камешков, сучков, сухих веточек делают ему
глаза, рот, уши, волосы. Собравшись вокруг снеговика, дети радуют­ся, что снег
липкий, славный получился снеговик! Так ма­лыши усваивают представления о
свойстве снега. А дети 4-6 лет осваивают новый прием
строительства из снега — лепку из накатанных комьев. Так делаются фи­гуры
человека (Дед Мороз, Снегурочка), крепости. Катая ко­мья, дети подходят к
пониманию еще одного свойства влаж­ного снега — тяжести. Сооружениям из комьев
снега можно придать большую прочность, если облить водой (это дети делают
вместе с педагогом), заделать отверстия между ко­мьями снежным тестом (в ведре
снег смешивается с водой).

  Сооружение снежной крепости
целесообразно приуро­чить к масленице. Это даст возможность познакомить
дошкольников с древней русской традицией: день проводов масленицы отмечается
игрой «Взятие снежного городка».

  Дошкольников знакомят с приемами строитель­ства
из утрамбованного снега. Для этого в оп­ределенном месте на участке детского
сада в течение како­го-то периода времени собирают снег. Слежавшийся, плот­ный,
он представляет собой великолепный материал для ваяния. Малышам педагог
показывает, как с помощью ост­рой лопатки можно вырезать фигурку животного,
человека. Дошкольники постарше делают это сами при
участии взрос­лых (можно привлекать родителей). Чтобы заинтересовать детей
снежной скульптурой и архитектурой, полезно позна­комить их с праздником
Вьюговея, который в последние годы проводится как международный, в том числе и
в Москве.

  Из утрамбованного снега можно вырезать
кирпичи (старшие дети делают это сами) и использовать их для по­стройки зданий,
заборов и пр.

  Старшие дошкольники участвуют в
строительстве гор­ки. В основание ее можно уложить ящики, а для утрамбов­ки
поверхности использовать доски. Комбинирование раз­нообразных материалов
стимулирует развитие инициати­вы, смекалки, творчества.

  В городских дошкольных учреждениях не
всегда бывают созданы условия для игр с песком: песка мало, его
состояние плохое (грязный, сухой), песочницы тесные, отсутствуют
соответствующие игрушки и т.п. В основном игры с песком разворачиваются на
песчаных пляжах, по берегам рек.

  Дети с увлечением строят замки и
крепости, роют каналы и глубокие колодцы, разбивают парки и сады со скульптура­ми
из песка. Песок — недолговечный строительный материал: чуть пригрело солнце,
подул ветер: обветшали замки, двор­цы, рассыпались скульптуры, ограды, рвы! А
маленькие сози­датели? Они вновь за работой! Вот где развиваются настой­чивость,
воля, творчество, изобретательность.

  На протяжении дошкольного возраста
ребенок усва­ивает несколько приемов строительства из песка. Неко­торые из них
близки к приемам работы со снегом. Педа­гог учит малышей лепить
из влажного песка. Кроме угощения для гостей, можно предложить таким же
способом соорудить забор вокруг дома, выстроенного вос­питателем, сделать
бортики для песочной клумбы. Малы­ши с удовольствием осваивают прием формовки
из песка. Важно только подобрать формочки, которые бы легко ох­ватывала ладонь
ребенка, добавить маленькие ведерки, обеспечить место, где будут размещаться
«куличики». Вов­лекая детей в сравнение «куличиков» по форме, величине, высоте,
педагог обогащает их сенсорный опыт, учит пра­вильно называть признаки.

  В старшей группе дети
учатся строить способом вы­капывания (колодец, река, канал, туннель, ров). Пре­образовывают
горку утрамбованного песка в предмет оп­ределенного назначения (дом, крепость,
дворец). Дети объе­диняются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы,
а целые комплексы (парк, речная пристань).

  Фантазия проявляется в комбинировании
строительных материалов. Например, при постройке дамбы в ручье ис­пользуются
камни, глина, дощечки; при сооружении парка наряду с песком применяются камни,
сухие ветки (в каче­стве деревьев) и т.п.

  В играх с песком, снегом ребенок
получает представле­ния о свойствах, сравнивает, обобщает: строить можно только
из влажного песка и снега, песок и снег — непроч­ный строительный материал.

Для развития игровой деятельности детей
необходимо создать такие условия:

— организовать игровую среду: подобрать
необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития
конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть
разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, на­боры и т.
д.), привлекательно оформленным, достаточно ус­тойчивым, соответствовать
возможностям детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики,
кирпичи­ки, призмы, длинные пластины. Соединение двух-трех де­талей — и
построен предмет;

— обеспечить время и место для игр со
строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания.
Поэтому стеллажи для игр с настольным строи­тельным материалом, конструкторами
следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;

— бережное отношение к постройкам,
сооружениям, вы­полненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращать­ся» к своим
постройкам, вносить в них изменения. Поэто­му надо воспитывать у всех детей
осторожное, вниматель­ное отношение к собственным и чужим постройкам;
показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других,
радоваться им;

— создавать условия для обыгрывания
построек. Для это­го следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, фигурки
людей и животных и др.). Старших детей полезно привлекать к конструированию из
бумаги, картона, под­собного материала различных предметов для оснащения игр.
Например, для построенной из строительного матери­ала автострады дети мастерят
бензоколонку, трайлеры, придорожное кафе и т.д. В этих целях можно использовать
игрушки, собранные из конструктора;

— объединять детей для совместных построек
из конструк­тора. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший но­выми
конструктивными умениями, обучает им других де­тей. Вносить элемент
состязательности. Например, можно объявить конкурс на сооружение станции метро
(театра, улицы города и др.). В конкурсе будут участвовать 2-3 под­группы (не
более 5-6 человек в каждой). Заинтересует де­тей идея организации выставки
поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу для выставки
ребенок может дома с помощью родителей;

— учить детей бережно обращаться с
конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать пост­ройку,
поделку из конструктора, раскладывать детали, фор­мы по ячейкам стеллажа,
коробки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации на ленточную пилораму
  • Весы напольные атланта атн 70 инструкция по настройке
  • Должностная инструкция фотографа в учреждении культуры
  • Minol minocal руководство
  • Как собирать пк по комплектующим пошаговая инструкция