Руководство строительной игрой дошкольников

РУКОВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫМИ ИГРАМИ
В ДЕТСКОМ САДУ

Учитывая воспитательную ценность игры как ведущей детской
деятельности, педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения в течение 10 лет проводит работу по совершенствованию руководства играми детей. Еще в процессе оборудования
дошкольного учреждения мы много внимания уделяли созданию
необходимых условий для игровой деятельности. Приобрели
конструкторы, крупные строительные наборы, мелкий строительный материал.

В первые месяцы пребывания детей в детском саду педагоги,
наблюдая за их играми, убеждались в бедности и однообразии
содержания игр, неустойчивости их замысла, неумении детей
играть дружно. Не закончив одну постройку, дети быстро
переключались на другую. Они не могли симметрично расположить части постройки, соотнести ее масштабы с количеством и
размером деталей набора, сделать постройку устойчивой.

Чтобы научить детей играть со строительным материалом,
мы поставили перед собой следующие задачи:

1) расширять представления детей о труде строителей;

2) учить способам игрового строительства, развивать конструктивно-творческие способности;
3) воспитывать самостоятельность, трудолюбие, дружеские взаимоотношения.

Прежде всего для совершенствования знаний и опыта педагогов мы со старшим воспитателем наметили консультации по
руководству строительными играми, предусмотрели взаимопосещения воспитателей своего сада, а также других дошкольных учреждений для изучения опыта организации игровой деятельности, составили каталог на статьи из журнала «Дошкольное воспитание», подобрали имеющуюся литературу по теме(планы, конспекты, доклады из опыта работы по руководству строительными играми).

Всю работу по оказанию методической помощи воспитателям строили дифференцированно, с учетом образовательного уровня, опыта педагогов и возраста детей, с которыми они работали. Так, с воспитателями групп раннего возраста провели индивидуальные консультации, в которых раскрыли особенности нервно-психического развития детей этого возраста,
возможности их конструктивной деятельности. С раннего возраста (от 1 до 2 лет) мы начинали приобщение детей к строительным играм. В группах воспитатели давали детям кубики в руки,
для того чтобы малыши чувствовали плотность материала, грани его плоскостей, видели, разные цвета, пытались ставить кубики один на другой, упражнялись в точности хватательных
движений.

Руководя играми детей 2—3 лет, воспитатели помогали малышам отбирать строительный материал, выполнять определенные действия. Педагоги, участвуя в сооружении постройки
совместно с детьми, сопровождали свои действия рассказом.
Наблюдая самостоятельную игру детей, спрашивали, что они
строят, отмечали сходство с тем предметом, который дети изображали. При необходимости подсказывали, чего не хватало в
постройке, например: «Где крыша у домика? Дождик пойдет
и все замочит».

Однако воспитатели часто допускали ошибки, которые были
вызваны несовершенством планирования игровой деятельности,
стихийным руководством ею, когда все сводилось лишь к разрешению конфликтов. Исходя из этого, мы провели ряд консультаций по планированию, обратив особое внимание на взаимосвязь занятий по конструированию с самостоятельной деятельностью детей. На педсоветах рассмотрели вопросы руководства строительными играми в каждой возрастной группе.

В младшей группе продолжили работу, начатую в группах
ясельного возраста, систематически и последовательно обучая
детей конструированию простейших построек, таких, как дорожка,
рельсы, забор, дом, башня и др. В первое время строили с каждым ребенком в отдельности или с небольшой подгруппой.
Начинали строить на глазах детей — это заинтересовывало их.
Педагог объяснял, что делает, и предлагал строить вместе,
показывая последовательность приемов и действий. Учил детей
не спешить, ставить кубики аккуратно, поощрял старания и
выражал радость при их успехах: «Молодец, Лена, какой
хороший диванчик сделала. Кукле будет удобно сидеть».

Во второй половине года давали детям различные игрушки и
предлагали построить дом для куклы, гараж для машин. Учитывая, что уровень строительных умений у малыша еще невелик,
мы не давали сразу заданий, направленных на усложнение
постройки. Если этого требовала ситуация, предлагали вспомнить,
что дети строили на занятиях. Например, давали ребенку
матрешку и просили вспомнить, как он строил вокруг нее забор-
чик. Обращаясь к детям, старались создать у них игровой
образ, заинтересованность строительной игрой.

Постепенно дети усвоили названия деталей, из которых
строили: куб, кирпичик, пластина. В течение года они научились
делать простейшие постройки из названных предметов.

Строительные игры в средней группе занимают большее
место, чем в младшей, постройки становятся сложнее. Дети
применяют разнообразный строительный материал, куски картона, фанеры. У них появляется интерес и желание использовать
постройки в играх.

Дети 4—5 лет уже способны отражать в строительной игре некоторые впечатления об окружающем, у них есть опыт
игры небольшими группами, умение распределять между собой
строительный материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата.

На экскурсиях и целевых прогулках по улицам города, мы
обращали внимание ребят на здания, мосты, подчеркивали,
что одни здания высокие, многоэтажные, другие — низкие,
одноэтажные. Используя образцы постройки, объясняли, что
каждое здание имеет основание — фундамент, на котором
возводятся стены. Подробно рассматривали детали будущей
постройки, затем укладывали фундамент, возводили стены, дела-
ли окна. Постепенно дети научились строить не только по
предложенному образцу, но и по собственному замыслу.

Впечатления об окружающем определяют характер и содержание игр детей старшей группы. У детей этого возраста
богаче сенсорный опыт, они умеют планировать свою деятельность, самостоятельно играть. Учитывая это, мы старались
расширить тематику и содержание сюжетно-ролевых игр с
помощью конструктивной деятельности. Предлагали детям ряд
построек, которые обогащали сюжет, обращали внимание на
то, чтобы постройка была не только красива, но и удобна для
игры.

Детям задавали условия, в которых их постройки будут
использоваться и которым они должны соответствовать. Напри-
мер, воспитатель показывал детям машину, для которой нужно
построить гараж. Дети рассматривали ее и определяли размер,
форму и необходимое количество строительного материала для
гаража, т. е. предвидели результат. Ребятам подсказывали, как
можно использовать при постройке не только строительный
материал, но и природный, подручные средства, например, как
из двух скамеек можно сделать самолет, перпендикулярно
составив их. Это заинтересовало детей и раскрыло перед ними
возможности использования различных строительных материалов,
предметов.

К концу года воспитанники старшей группы научились не
только создавать разнообразные постройки, но и делать их
прочными, красивыми, удобными, пользоваться в работе
рисунком, фотографией различных сооружений.

Для развертывания самостоятельной строительной деятельности больше возможностей имеется в подготовительной группе.
Дети этого возраста имеют определенный запас знаний, умений,
полученных на занятиях и в конструктивной деятельности.
Они умеют обдумывать процесс строительства, выбирать место
для постройки, подбирать необходимый материал, находить
способы реализации задуманного.

Чтобы вызвать интерес к постройкам и играм с ними, мы
пользовались разными приемами. Сооружали постройку в отсутствие детей, предлагали рассмотреть и высказать свое мнение, затем убирали ее и предлагали сделать примерно такую же.
Строили при детях, привлекая желающих помочь. Предлагали
закончить начатую воспитателем постройку, сделать постройку
по чертежам, фотографиям.

В коллективных играх старались наладить взаимоотношения
детей на основе активного участия каждого ребенка в создании
и осуществлении строительного замысла. После окончания игры
обсуждали с детьми, как выглядят построенные здания, удачно
ли расположены окна, двери, как укреплены проемы, сколько
ушло материала. При этом сначала оценивали работу в целом,
а затем в отдельности труд каждого ребенка, отмечали тех,
кто проявил инициативу, придумал оригинальную конструкцию
и красиво оформил постройку. Обязательно подчеркивали, что
вместе можно придумать много интересных сооружений. Так, с помощью создания условий для строительных игр и целенаправленного руководства ими мы добиваемся должного уровня развития игровой деятельности детей.

Руководство
строительно-конструктивными играми детей

в разных  возрастных группах.

      Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие
их содержания, на организацию детского коллектива на установление правильных
взаимоотношений между детьми. Воспитатель может оказывать детям и
непосредственную помощь в осуществлении конструктивных замыслов: показывать
иногда отдельным детям или небольшим группам играющих некоторые новые приемы
конструирования, если они необходимы для успешного выполнения постройки.
Участвуя в играх детей, воспитатель не подавляет их инициативы, а оказывает
помощь в преодолении затруднений.

    Для закрепления умений, полученных детьми на занятиях, и развития
их конструктивного творчества в игре можно пользоваться различными приемами.
После каждого занятия в младших и средней
группах детям в часы игр предоставляется возможность играть с теми деталями, из
которых они делали постройки на занятии.  Воспитатель не ограничивает детей в
материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним; а по
окончании игр убирали его на постоянное место.

     Очень важно, чтобы воспитатель принимал непосредственное участие в
играх малышей. Несмотря на то что, на занятиях воспитатель показывал им, как
делать постройки, занимаясь со строительным материалом самостоятельно, они
первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто
укладывают одну деталь к другой. Воспитатель может напомнить детям, что они
строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками,
либо повторить постройку и посоветовать детям, сделать такую же. Если дети
играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, а
должно помочь развивать ее. Можно посоветовать детям построить именно то, что
необходимо для их игры.

      Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно
привлечь каким-нибудь несложным поручением.  Например, после того как дети
научились на занятии строить забор, воспитатель в часы игр строит дом, а затем
просит детей из кирпичиков построить вместе с ней забор для садика. Когда забор
будет готов, можно подчеркнуть, что он получился очень красивый. Затем игра
продолжается. После такого предложения воспитателя дети, до этого не
принимавшие участия в игре, активно включаются в нее, причем предлагают такие
конструкции, которых не строили на занятии.

     Для ребенка направляющее руководство воспитателя очень важно.
Иногда удачная постройка получается у него случайно.  Необходимо отметить эту
удачу. Без побуждения со стороны  воспитателя это достижение может остаться
незамеченным. Тем детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет
и не находят новой темы, следует предложить  построить какой-либо другой
предмет, близкий по конструкции  к первому.  Подсказанная воспитателем новая
тема помогает сделать приобретенные умения более гибкими.

     Включаясь в игры детей младшей и средней групп, педагог  ставит
перед ними новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле,
с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными,
можно предлагать иногда отдельным детям новую тему постройки в пределах тех
умений, которыми они владеют.

     Большой интерес проявляют дети младшей и средней групп к сюжетным
постройкам (двор, улица и др.), выполненным педагогом.  Постройки воспитателя
предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о
том, как по-разному можно использовать строительный материал для одной и той же
постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика.
Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить их внимание на
конструкцию, на различное использование деталей, на арку ворот; нужно
объяснить,  что арка делает ворота выше, украшает их. С этими постройками
воспитатель предлагает детям поиграть, а затем они разбирают их.

     Иногда такие постройки воспитатель делает заранее, иногда в
присутствии детей. Наблюдая за работой воспитателя, дети сами затем включаются
в процесс стройки. Воспитатель привлекает детей к постройке предметов,
необходимых по содержанию игры. Если постройки воспитателя сложны и не рассчитаны
на воспроизведение детьми, они используют их элементы в своих сооружениях или
продолжают достраивать постройку, подражая работе воспитателя.

      Опыт показывает, что положительное влияние на воспитание интереса
к строительным играм и на развитие конструктивных способностей детей младших и
средней групп оказывает и такой прием, как предложение поиграть со строительным
материалом. В таких играх создаются благоприятные условия для проявления
индивидуальных возможностей детей и развития интереса к строительству; их
следует практиковать тогда, когда дети приобретут уже некоторый опыт в
конструировании из строительного материала. В таких играх интерес к
конструированию возникает прежде всего благодаря вниманию воспитателя к детским
работам: одних он поощряет за успех и серьезное отношение к строительству,
другим помогает перейти от простого манипулирования материалами к созданию
знакомых предметов, отдельным детям показывает, как можно построить нужную для
игры конструкцию.

       В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у
детей часто возникает необходимость в таких игрушках, которых нет в группе.
Желательно, чтобы воспитатель сделала их сама из бумаги, бросового материала,
глины, пластилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как воспитатель мастерит
такие игрушки, помогают ей и тут же обсуждают, как они будут играть. Хорошо
использовать игрушки, которые делают на занятиях по конструированию дети
подготовительной группы.

      Положительное воздействие на конструктивные интересы детей оказывает
общение младших со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших
детей. Надо предоставлять им эту возможность, особенно когда постройки старших
по содержанию близки и понятны малышам. Интерес малышей служит поощрением для
старших.

Систематическое руководство воспитателя необходимо и в старшей
и в подготовительной группе.
Желательно, чтобы воспитатель
иногда принимал активное участие и в строительных играх детей старшей и
подготовительной групп. Включаться в игру нужно так,  чтобы не изменить ее
содержания, не навязывать темы, а вместе с детьми сооружать постройки,
необходимые им для игры. Советом, наводящим вопросом воспитатель напоминает,
как определить размер построй наметить интересные объекты, более точно
воспроизвести виденное, правильно распределить обязанности. Постройки
воспитателя представляют интерес и для  детей этих групп, обогащая их
творческие замыслы, давая детям возможность более смело проявлять свою
инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению
в игре. Живое участие воспитателя  в строительных играх, сооружение интересных
построек создают особую близость в ее взаимоотношениях с детьми. Пример
педагога увлекает детей, они с большим вниманием  относятся к ее замечаниям.
Дети подготовительной группы, которые весьма критически оценивают результаты
своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения,
зная, что педагог готова оказать им помощь, сами обращаются к ней с вопросами,
если испытывают трудности в их разрешении.

       После занятия, на котором дети научились строить дом
относительно простой конструкции, воспитатель построила в строительном уголке
большой дом, с окнами, с балконом, по фасаду впереди украшенный колоннами.
Перед домом стояли скамейки, на которых сидели куклы. Дом был окружен садом.
Так возникла интересная игра. Строительство развернулось на трех столах.

       Не всегда такая постройка сразу же побуждает детей к
использованию ее в играх. Но спустя некоторое время ее влияние обязательно
сказывается на строительной деятельности детей. Полного воспроизведения может и
не быть, но постройки детей, изображающие те же предметы, становятся более
совершенными.

       Следует учесть, что такие сложные постройки можно делать лишь
тогда, когда у детей уже есть некоторые конструктивные умения, иначе они не
сумеют воспользоваться опытом воспитателя. Многое из того, что необходимо для
игры, дети старшей и особенно подготовительной группы могут приготовить сами,
но для этого необходимы не только соответствующие условия, но и внимание
педагога.  Без руководства взрослых дошкольники не всегда могут сами
удовлетворить свои потребности. Например, для игры в «Пароход» требуется много
дополнительных предметов: рупор, часы, телефон,  бинокль, посуда, репродуктор,
сумочка для врача, матросские шапки, фуражка для капитана, спасательные круги и
якорь. Эти вещи можно сделать самостоятельно, при этом  потребуются, конечно, и
бумага,  и картон, и краски, и клей, и разнообразные инструменты. Без участия
педагога деятельность детей, в этом случае, не получит  должного  развития и
многие замыслы детей  останутся  неосуществленными.

 Для развития игр детей подготовительной группы
желательно показать им альбом с фотографиями разнообразных построек.  Альбом не
предназначается для копирования: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы
украшения конструкций и т. д., обогащая этим свой строительный опыт. В альбоме
могут быть и такие фотографии, где способы конструктивного решения не показаны.
Впервые знакомятся дети с такими фотографиями на занятиях, а затем в играх с
интересом создают свои собственные постройки, используя полученные знания. Эти
фотографии помогают решить, какие формы взять, как их поставить. Так дети
упражняются в наглядном анализе, совершенствуют глазомер, обогащают свои пространственные
представления, активно работает их воображение. Иногда дети просто
рассматривают альбом, но не строят.

     У детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных
строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько
конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что
ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою
индивидуальность.  Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей
застенчивых, нерешительных, так как дают возможность пробовать свои силы,
видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Дети получают
возможность заняться любимым делом. Индивидуальные игры привлекают к себе
внимание других детей, которые наблюдают за работой. Они угадывают, что
строится, что будет играющий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как
лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным
материалом не противопоставляются коллективным. Они дополняют друг друга. Дети,
любящие играть в коллективе одновременно увлекаются и индивидуальной стройкой.

    Коллективные игры представляют некоторые трудности для воспитателя.
Ведь не всякая совместная работа детей может считаться коллективной.
«Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но
достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного,
обычно очень сложного  разделении труда» (Крупская Н.К.)

     У детей есть общая цель: они строят пароход, самолет, театр, чтобы
затем изображать нужные им события в игре. Но важно, чтобы в процессе
достижения этой цели все дети принимали активное участие в конструировании.
«Нужно показать, как работать вдвоем, чтобы не получилось, что один делает,  а
другой смотрит, показать, как работать в небольшой группке».(Крупская Н.К.)
Воспитатель должен научить детей работать дружно, не подавляя инициативы друг
друга.

     Какие же приемы следует использовать, чтобы выработать у детей
умение дружно, согласованно работать, не подавляя инициативы друг друга не только
на занятиях, но и в самостоятельных играх? В разных возрастных группах этот
вопрос решается в соответствии с возможностями детей.

      В раннем возрасте, в младших и даже
средней группах
вначале необходимо объединять детей не столько для
совместного выполнения постройки, сколько для игры с уже готовыми постройками,
при этом не только на занятиях, но и в самостоятельных играх. Такие первые
совместные игры с постройками очень несложны. С этой целью воспитатель
использует разные приемы: показывает, как можно интересно играть с готовыми
постройками, или сама создает постройки, которые затем являются объединяющим
началом для игр. Необходимо также поощрять попытки самих детей к объединению
при сооружении построек в игре и оказывать им в этом постоянную помощь. Важно
дать правильное направление детской деятельности главным образом в момент
организации игры, помочь распределить обязанности так, чтобы у каждого была
работа, чтобы никто никому не мешал. Детям нужно помочь определить, кто что
будет строить, помочь понять, что каждый строит самостоятельно, но все они
занимаются общим делом и играть будут вместе.

        Необходимость в объединении в процессе игры может возникнуть
раньше, чем воспитатель познакомит детей с совместной стройкой на занятиях. В
этом случае детям нужно подсказать правильное решение возникших вопросов. Но на
пути к объединению в процессе стройки у детей возникает много затруднений,
которые они самостоятельно преодолеть не могут. Большой ошибкой будет такое
распределение обязанностей, когда одна группа только подвозит или подает
материал, а другая строит. Подобное распределение обязанностей допустимо
только тогда
, когда некоторые дети (например, недавно пришедшие в детский
сад, особенно в младшую группу) только знакомятся со строительным материалом.
Им, конечно, интересно просто помогать товарищу или воспитателю, наблюдая, как
создается сооружение. В этом случае работа воспитателя или ребенка, умеющего
строить, раскрывает перед новичком конструктивные свойства материала. Для
объединения детей в общую игру с постройками можно пользоваться и всевозможными
сюжетными игрушками (фигурки людей, животных, различные виды транспорта и т.
д.). Поощряя дружные детские игры с постройками, следует обращать внимание на
то, какое участие в стройке принял каждый ребенок.

      Таким образом, в младших и средней группах
нужно заинтересовать детей использованием в коллективной игре построек,
сделанных отдельными детьми: помочь индивидуальные постройки свести в единый
комплекс, чтобы построить сюжет интересной игры. Важно при этом направить
интерес детей к самостоятельным конструктивным достижениям, чтобы каждый
приобретал опыт в сооружении построек. Параллельно с этим, пользуясь
стремлением самих детей к совместному выполнению построек в игре, необходимо
помогать им так распределять обязанности, чтобы каждый был занят созидательным
процессом.

     В старшей группе на занятиях дети учатся
договариваться о совместном сооружении построек и дружно их выполнять. Чтобы
вызвать активность в совместной стройке у каждого ребенка, на занятии ставится
задача — учиться строить вместе так, чтобы каждый выполнял определенную часть
работы и мог затем рассказать, что он строил. В играх педагог должна стремиться
закрепить эти умения у детей. Обучение на занятиях совместному строительству
воспитывает у детей интерес к самому процессу созидания. Когда же отношения в
игровой стройке складываются так, что инициатор не допускает своих товарищей к
созидательному процессу, они не получают удовлетворения от такой коллективной
работы. После окончания игры следует рассмотреть вместе с детьми, кто что
построил и как построил. При этом следует сначала оценить работу в целом, а
затем в отдельности каждого ребенка, отмечая, кто проявил инициативу в
определении темы, придумал оригинальную конструкцию, тщательно и красиво
выполнил сооружение. Нельзя допускать такого положения, когда за достижениями группы
в целом скрываются недочеты отдельных детей. Нужно указать на эти недочеты так,
чтобы не обидеть ребенка. Попутно следует подчеркнуть, что вместе можно при
думать много интересных построек, а одному сооружение их недоступно. Нужно
добиваться, чтобы дети осознали, что совместная работа дает возможность
придумать интересный сюжет игры.

       Трудности в работе состоят в том, что дети обычно сразу
приступают к сооружению построек, настаивают на своих предложениях, не считая
нужным объяснить, почему именно так необходимо строить. Чтобы приучить детей к
предварительному обсуждению темы и распределению обязанностей, хорошо
использовать комплексные сюжетные постройки. В этом случае каждый ребенок
получает определенную работу для самостоятельного выполнения. Такой характер
сотрудничества отвечает желанию детей участвовать в созидательном процессе. 
Когда же они поймут, как можно этого достичь, то ревностно начинают выполнять
указания в этом направлении, В своих самостоятельных играх дети все охотнее
следуют этому принципу, тогда как раньше чаще каждый старался построить все
сам, не допуская к работе других детей. Воспитатель должен проявлять
определенную настойчивость, помогая детям правильно распределить работу,
терпеливо разъяснять им, что все дети должны научиться строить. В процессе
стройки и по окончании ее следует поощрять детей за попытки помочь товарищам
научиться лучше строить. В результате такого влияния педагога совместная работа
детей принимает уже иной характер.

     Коллективные строительные игры детей подготовительной
группы
тоже требуют руководства воспитателя. Приобретенные на
занятиях умения совместно сооружать постройки, у детей этой группы, более
прочны. И они, как правило, переносят их в игру, но и здесь еще наблюдается
стремление некоторых детей подавлять инициативу своих сверстников. Желательно и
в подготовительной группе, особенно в первое время, спрашивать у детей, в чем
выразилось участие каждого из них в стройке. Такие беседы положительно
воздействуют на последующую активность детей в строительстве: ребенок, которому
нечего рассказать о своей работе, в следующий раз энергичнее будет отстаивать
свое право на активное участие в общем деле.

      В процессе игры у детей могут быть разного рода затруднения.
Старших следует приучать самостоятельно разрешать их. При этом дети не должны
выполнять работу за товарища, а лишь советовать, как сделать лучше. Если,
например, кому-нибудь не хватает материала, надо вместе подумать, как помочь
товарищу. Воспитатель приучает детей при затруднениях в первую очередь
обращаться к товарищам. Нужно разъяснять детям, что в дружном коллективе
товарищи всегда помогают друг другу. К воспитателю же следует обращаться только
тогда, когда дети сами не могут найти выход из затруднительного положения.
Важно, чтобы дети научились внимательно выслушивать предложения товарищей и
высказывать своё мнение. Ценно, когда дети, высказывая то или иное
предложение,  могут объяснить, почему они считают его необходимым, чьё
предложение лучше, почему. Такие взаимоотношения между детьми способствуют
серьёзному обдумыванию своей работы, деловому обсуждению отдельных предложений
и отбору лучших на основе мнения коллектива.

        Формирование строительного творчества в игре происходит тем
успешнее, чем сильнее проявляется интерес к созданию и сохранению построек.
Разрушительные наклонности у детей являются результатом слабой педагогической
работы. Ребенок увлекается разрушением тогда, когда интерес к конструктивной
деятельности не получил достаточного развития. Предоставленный самому себе,
ребенок идет по наиболее легкому пути: разрушать легче, чем создавать, тем
более что вследствие неумения детей строить постройки очень быстро сами
начинают разрушаться. Первое время это вызывает у детей удивление, потом они и
сами начинают их разрушать. Если познавательная активность детей не
направляется воспитателем, очень скоро такие поступки могут перейти в
отрицательную привычку.

       Стремление к разрушению может и не появиться, если с первых же
попыток строить у детей воспитывается интерес к результату, к тому, чтобы
создать определенное сооружение, причем выполнить его как можно лучше. При этих
условиях уже с самого начала ребенок проявляет интерес к созиданию. Воспитанию
этого интереса способствуют все приемы, используемые для обучения детей конструированию
на занятиях. Положительно влияет поощрение воспитателем удачно выполненных
готовых построек. Интерес детей к созиданию стимулируется привлечением их
внимания к получившимся постройкам, поощрением попыток построить что-то новое,
побуждением к повторению удачных сооружений, предложением ребенку новой темы,
если он освоил прежнюю. Получившиеся постройки оберегаются детьми, так как
перспектива игры с ними становится заманчивой, к тому же детей привлекает
поощрительная оценка воспитателя. Положительно сказывается также введение
такого правила: разбирать постройки, начиная сверху, по окончании занятия или
игры, а не разрушать их, аккуратно укладывать материал на место. Сильное
влияние оказывают неодобрительные замечания воспитателя по поводу разрушительных
попыток детей.  В результате воспитания интереса к постройкам у детей
изменяется отношение к ним. Те, кто раньше испытывал удовольствие от
разрушения, начинают бережно охранять свои сооружения, огорчаются, если
кто-нибудь неосторожным движением или намеренно разрушил их. Правда, не все
дети сразу отказываются от попыток разрушать постройки, особенно если у них
такая привычка укоренилась. В таких случаях хорошо использовать пример других
детей, увлеченных процессом созидания. Если разрушительные стремления у детей
укоренились, они не раз будут возвращаться к попыткам разрушить постройки но,
чувствуя отрицательное отношение и товарищей и воспитателя, начинают спрашивать
«Можно я сломаю?»  Это как бы переходный момент к полному отказу от разрушения.
Поощрять разрушительные действия детей, в какой бы они форме ни проявлялись,
недопустимо.

         От стремления разрушать постройки следует отличать стремление
найти при строительстве наиболее удачное решение. Такие искания неизбежно
сопровождаются переделкой сооружений; нередко ребенок строит, потом тут же
разбирает свою постройку и вновь начинает строить. Иногда это происходит
оттого, что развивается критическое отношение к своей работе, когда уже не
всякий результат удовлетворяет детей.

    Мальчик строит гараж. Через несколько минут от гаража ничего не
остается. Ребенок сосредоточен, он снова принимается за постройку, в результате
у него опять получился гараж, но значительно большего размера, чем первый.
Оказывается, в первом гараже не уместились все автомобили. В данном случае было
бы нецелесообразно добиваться сохранения ребенком его первой по стройки.

      Таким образом, между обучением конструированию из строительного
материала и игрой существует тесная связь и взаимодействие.

      Обучение на занятиях вооружает детей необходимыми умениями,
благодаря которым игры со строительным материалом становятся более
содержательными, творческими, прививает им умение строить в коллективе дружно,
уважая работу товарищей.

      В играх интерес к конструированию, самостоятельность мысли и
действия, инициатива и изобретательность получают дальнейшее развитие,
совершенствуются приобретенные на занятиях умения и навыки. Взаимоотношения на
основе правильного сотрудничества не только закрепляются, но и переносятся на
другие виды совместной деятельности.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Основные пути реализации руководства строительными играми дошкольников

Строительные игры и их оптимальная организация имеют важное значение для развития детей дошкольного возраста. Они ориентированы на обучающее развитие детей, формирование у них конструктивных навыков. Эффект их воспитательного воздействия напрямую связан с рациональной организацией руководства, применением оптимальных приемов и методов воспитательного воздействия.

Строительные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Строительные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы обучить детей конкретным строительным умениям и навыкам, развить в их сознании определенную концепцию конструкторской работы, необходимо регулярно знакомить детей со способами возведения различных построек, особенностями материалов, их функциональным назначением. Это приводит к постепенному расширению объема знаний ребенка, что в свою очередь делает строительные игры более содержательными, формирует способности к построению более сложных построек, совершенствует технику конструирования.

Особенности строительных игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Особенности строительных игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Руководство строительными играми ориентировано на разрешение таких воспитательных задач:

  • Формирование и развитие представлений детей о значимости труда, необходимости развития трудовых навыков, в частности в конструктивной области, ориентация внимания детей на организацию трудовой деятельности строителей, привитие уважения к этому направлению деятельности, стремления сохранения первозданного вида построек, необходимости ухода за ними и бережного отношения к ним;
  • Ознакомления с различными способами строительства. Это позволяет развить творческие и конструктивные способности ребенка, активизирует его интеллектуальную деятельность, развивает мыслительные процессы;
  • Формирование трудолюбия, уважения к труду, развитие навыков коллективной работы и способов коллективного взаимодействия.

«Руководство строительными играми дошкольников» 👇

Замечание 1

Осуществляя руководство строительными играми, педагог формирует оптимальное игровое пространство, которое позволяет организовать строительные работы, подобрать необходимый материал в количестве, достаточном для принятия участия в игре всех детей.

Важное значение для грамотной организации руководства процессом строительный игры имеет предоставление возможностей реального наблюдения за строительством каких-либо объектов. Для этого, воспитатель может принести иллюстрации различных этапов строительных работ, провести показ фильмов строительной тематики, подготовить презентацию, или же организовать экскурсию на строительный объект. Это позволит обогатить представления детей о строительстве, что благотворно скажется на развитии сюжетной линии игры.

Кроме того, немаловажное значение имеет знакомство со строительством на основе применения специальных конструкторов. Дети знакомятся с конструкторскими деталями разных форм и модификаций: кубиками, кирпичами, пластинами, цилиндрами. Педагог же, в свою очередь, показывает приемы их соединения, варианты конструкций. Усвоив возможности работы с конструктором, ребенок начинает фантазировать и разрабатывать новые варианты модификаций.

Руководство строительными играми осуществляется двумя основными путями:

  1. Ознакомление с конструктивной деятельностью на специально организованных занятиях.
  2. Демонстрация приемов конструирования и формирование основных навыков, необходимых для успешного строительства, осуществляемые в процессе самостоятельной детской игры.

На специальных занятиях по конструированию, дети осваивают способы построения различных конструкций и расширяют тематику строительства. Строительство начинается с отдельных небольших деталей, объектов, и постепенно доходит до постройки более крупных конструкций, сооружений. В процессе обучения конструированию, у детей складываются навыки построения планов своей работы, прогнозирования результатов, исходя их материалов, применяемых для конструирования и методов их модификации. Это благотворно сказывается на развитие мыслительных процессов ребенка, формировании его интеллектуальных способностей, развитие креативных возможностей и творческих талантов.

Приемы и методы руководства строительными играми дошкольников

При организации строительных игр, педагог ориентируется на организацию процессов целенаправленного наблюдения за строительством конкретного вида объектов, зданий и сооружений.

При руководстве строительными играми младших дошкольников, педагог использует приемы демонстрации собственной строительной деятельности т.е. он конструирует что-либо самостоятельно, показывая тем самым, как осуществляется этот процесс. При этом, демонстрацию следует сопровождать пояснениями и комментариями о том, какой материал используется при строительстве, какие лучше элементы использовать для сооружения определенных объектов.

Педагогу необходимо привлечь детей в конструирование, что требует развития их заинтересованности и желания строить.

Также, педагог может использовать прием сотворчества – предложить детям достроить что-то, частично или полностью изменить, созданный им объект. По ходу детского строительства, педагог знакомит детей с тем, как осуществляются строительные работы сходного объекта в реальной жизни.

Кроме того, в процессе организации игровой строительной деятельности, педагог может использовать методические приемы: демонстрировать образцы и способы конструирования, знакомство со способами постройки и пояснения к ним, постановка проблемных задач и помощь в их разрешении, озвучивание темы и условий прохождения конструкторских работ.

Руководство детскими строительными играми осуществляется, посредством применения следующих методов:

  1. Воздействие педагога на содержательный аспект игры, выбор ее темы и сюжетной линии, распределение ролей между участниками игры, помощь в реализации игровых образов.
  2. Методика построения игры, как особого вида деятельности. Здесь, педагог организует игру вместе с детьми, обучает и направляет их. При этом, он выступает не в качестве наставника, а в качестве равноправного партнера ребенка. Организация игры строится на основе постепенного перехода от простых действий к сложным. Педагогу необходимо объяснить детям смысл игры и научить их действовать самостоятельно.
  3. Метод комплексного руководства игровым процессом. Здесь требуется организовать игру так, чтобы условия ее прохождения, используемые материалы, роли и действия соответствовали ее смысловому назначению.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Руководство строительными играми

Воспитательное
и развивающее воздействие строительных
игр достигается лишь тогда, когда
целенаправленное обучающее и направляющее
руководство воспитателя правильно
сочетается с самодеятельностью и
активностью детей. При этом воспитатель
осуществляет следующие задачи:

а)
расширение
представлений детей  и
направление их внимания на труд
строителей, используемую ими технику;

б)
обучение
способам строительства, воспитание и
развитие самостоятельности и активности
мышления, конструктивно- творческих
способностей;

в)
формирование
трудолюбия, развитие правильных
взаимоотношений детей, объединение их
в дружный коллектив.

Руководство
воспитателя заключается в создании
игровой среды — отборе строительного
материала. Детям даются кубики, кирпичики,
призмы, позднее — соединяющие доски,
пластины. По размерам кубики и кирпичи
должны быть такими, чтобы малыши могли
охватить их рукой. Когда разовьётся
координация движений рук, можно давать
и более крупные кубы и кирпичи для
построек на полу, на участке. Предпочтение
стоит отдавать устойчивому строительному
материалу из дерева. Пластмассовый
строительный материал очень лёгок,
скользит в руках, малоустойчив в
постройках, а поэтому они быстрее
разрушаются, что вызывает огорчение
детей.

Материала
должно быть достаточно для того, чтобы
могли играть все желающие. В играх детей
2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей
привлекает сам материал. Они разбирают
кубики и кирпичики, переносят, перекладывают
их, громоздят один на другой, разрушают
стихийно возникшие постройки. Дети как
бы осваивают материал. Воспитатель
должен уметь выждать сравнительно
короткий период такого первичного
освоения, но не задерживать его. Нужно
предупреждать неорганизованное, не
соответствующее его назначению
пользование строительным материалом,
когда некоторые дети бросают кубики,
кирпичики, колотят ими и т.п.

Игре
со строительным материалом необходимо
придать содержательный характер.
Окружающий детей мир ещё сложен для
них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель
предлагает доступный им мир игрушек.
Обстраивание игрушек и составляет
содержание строительных игр у младших
детей. Детей побуждают строить для кукол
стульчики, кроватки, для петушка и
лошадки — дворики, заборчики и организуют
на этой основе игры. 

У
маленьких детей ещё нет опыта строительства,
они не могут сами строить. Воспитатель
подсказывает им замысел работы. Например,
показывает знакомую игрушку — маленькую
куколку, говорит, что она устала и
спрашивает, что нужно построить из
кубиков для куколки, чтобы она могла
отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх
кубиков он тут же делает стульчик.
Ребёнку воспитатель даёт коробку-
ящичек, в котором находятся игрушки —
кукла, маленький медвежонок и строительный
материал — кубики, кирпичики в достаточном
количестве, чтобы построить два-три
стульчика, кроватку. Дети рассматривают
игрушки и материал. После этого воспитатель
предлагает строить вместе с ним, показывая
последовательность приёмов и действий,
учит детей не спешить, ставить кубики
аккуратно, поощряет старание детей и
выражает радость при их успехах.

Педагог
обращает внимание на окружающие предметы
и постройки: скамеечки в саду, заборчики,
игровые домики на участке, лесенки,
побуждает отражать виденное в строительных
играх.

Для
детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие
развитие интереса к строительным играм,
использование созданных построек в
сюжетно

ролевых
играх, воспитание умения строить не
только по предложенному образцу, но и
по намеченной самими теме, обучение
более сложным приёмам работы.

Под
руководством воспитателя ребёнок 4-5
лет способен отражать в строительной
игре впечатления об окружающем. У них
есть уже и необходимый опыт в его наиболее
простых формах, умение играть небольшими
коллективами, умение распределять между
собой строительный материал, позволяющий
производить более сложные постройки.

Дети
4-5 лет ещё не могут самостоятельно
отразить в строительной игре то, что
они видели. Воспитатель, используя
образец постройки объясняет, что каждое
здание имеет основание — фундамент, на
котором возводятся стены. Вместе с
детьми отбирает нужный материал, и они
под руководством педагога должны
укладывать фундамент. Далее возводятся
стены, делаются окна и т.д. Сооружая
постройку совместно с воспитателем,
дошкольники осваивают общие основы
строительства не только зданий, но и
мостов, машин, пароходов и т.д. По мере
овладения основами строительства он
учит их выбирать тему, определять
последовательность возведения постройки:
с чего начинать, как продолжать, чем
закончить её.

Детей
побуждают оценивать сделанное, намечать
варианты его использования в сюжетно-ролевой
игре, предлагать необходимые изменения
и дополнения.

Таким
образом, в процессе руководства
строительными играми детей этого
возраста расширяются их представления
об окружающем,  которые
они используют в игре. Целесообразно
обучать детей строительным приемам
путем использования образца и совместной
с воспитателем постройки, упражнений
в повторных знакомых строительных
играх. Педагог должен тактично помогать
детям в самостоятельном выборе сюжетов
строительных игр.

Для
детей 5-6 лет программа предусматривает
обучение предварительному планированию
строительных игр, постановке цели игры,
применение конструктивно-строительных
умений не только по наглядному образцу,
но и по рисункам, фотографиям различных
сооружений.

Руководство
играми старших детей в большей мере
направленно на

сочетание
интеллектуальной и практической
деятельности. Воспитатель учит их
обдумывать предстоящие игровые действия,
сравнивать одно с другим, развивает
сообразительность, поощряет догадку,
побуждает претворять в жизнь принятое
решение.

Для
старших дошкольников рекомендуются
разнообразные строительные материалы.
Следует показать им, как пользоваться
тем или иным из них, как соединять
отдельные части, блоки, как делать
постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитие
содержания игры определяется богатством,
ясностью, отчётливостью впечатлений
детей от окружающей жизни. Показывая
им сложные постройки (жилые дома, вокзалы,
театры, пристани и т.д.), воспитатель
обращает внимание детей на общий вид
зданий, раскрывает соответствен
архитектурных особенностей их назначению,
учит выделять отдельные части, указывает
на симметрию, контрасты. Дошкольников
обучают также «читать» изображения
(фотографии, рисунки), т.е. выделять в
них общее, основное, части и т.д.

Зрительный
анализ помогает детям глубже запечатлеть
особенности рассматриваемого сооружения,
составить о нём представления, затем
использовать его как основу в строительной
игре.

Для
старших детей большое значение приобретает
слово. Так, источником замысла и содержания
строительной игры иногда является
рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку
о цели игры, последовательности игровых
действий, поддерживает интересные
предложения, критические замечания,
это развивает у ребёнка самостоятельность
мысли и поиска.

Со
старшими детьми возможно обсуждение
хода строительной игры, качества действий
её участников, так как они стремятся
хорошо выполнять необходимые действия
, получают удовольствие от заслуженной
похвалы и способны учесть критические
замечания.

Многие
строительные игры направлены
на  удовлетворение
познавательных интересов дошкольников.
Стремление к точности приводит к
некоторому снижению игровой условности.
Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка
была похожа на настоящую. Сходство с
изображаемым реальным сооружением,
относительная масштабность, декоративность,
художественная выразительность являются
для него критериями правильности
конструирования.

Интересы
ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют
к руководству строите льнами играми
большие требования. Воспитатель должен
иметь необходимые знания, проявлять
интерес к технике, изобретательству.
Из большого разнообразия зданий,
сооружений, видов строительства он
отбирает немногое, то, что доступно
детям и оказывает обучающее и воспитательное
воздействие.

В
обучении конструированию большое
значение имеет перевод плоскостного
изображения (фотографии, рисунка) в
объёмную постройку, что предъявляет к
ребёнку значительные требования и
содействует развитию аналитической
деятельности. Педагог приучает ребёнка
анализировать итоги игры, в том числе
и строительства, входящего в её состав.
Это дисциплинирует ум, учит детей
соотносить цель и процесс строительства
с результатом.

Таким
образом, важным условием обучающего и
воспитывающего воздействия строительных
игр является руководство ими при
сохранении творческой самодеятельности
детей, развитие их интереса к технике,
использование наглядных пособий
(иллюстраций, фотографий, простых
технических рисунков), обучение способам
перевода плоского изображения в объёмную
постройку.

Хранение
строительного материала и пользование
им.

Воспитатель
уделяет большое внимание хранению
строительного материала, использованию
его ребёнком, участию его в уборке
материала после игры. Крупный строительный
материал хранится в определённом,
постоянном месте комнаты. Детали
складываются аккуратно, устойчиво,
иначе, рассыпавшись при случайном
толчке, они могут ушибить ребёнка.
Ребёнок 3-4 лет должен брать материал и
укладывать его после игры только с
помощью воспитателя и под его контролем.
Старшие дошкольники должны хорошо знать
порядок хранения крупного строительного
материала и укладывать его самостоятельно.

Материал
среднего размера хранится на открытых
полках и стелажах так, чтобы ребёнок
мог взять его для игры сам. Мелкий
строительный материал для малыша лучше
всего хранить в неглубоких ящичках,
чтобы можно было видеть все детали и
легко доставать их. У детей 5-6-лет мелкий
материал хранится в более глубоких
деревянных ящиках, куда его аккуратно
складывают несколькими рядами.

Воспитетель
знакомит ребёнка с порядком хранения
строительного материала , учит аккуратно
обращатся с ним, самостоятельно
использовать его в играх.

Дошкольник
не сразу усваивает все требования.
Педагог приучает его соблюдать необходимый
порядок, поощряет при правильном
выполнении его требований, проверяет,
как он сложил материал после игры
помогает ему. Старшие дети усваивают
его указания быстро, но не всегда
выполняют их. Воспитатель разъясняет
недопустимость нарушения правил хранения
и использования, нстойчиво требует
наведения должного порядка.      

Строительные
игры с природным материалом и руководство
ими.

Для
строительных игр в детском саду широко
используются не только строительные,
но и природные материалы: снег, вода,
песок, камешки, ветки, шишки, тростник
и т.п.

Песок
насыпается в специальный ящик с бортиками,
на которые дети ставят игрушки. Малышам
для игр даются обычно маленькие формочки
и маленькие салочки, игрушки с подставкой,
которую можно воткнуть в песок.

Место
на участке, где хранится песок,
огораживается, чтобы он не рассыпался;
ящики-песочницы на ночь и на то время,
когда дети не играют закрываются сетками,
чтобы песок не загрязнялся и вместе с
тем проветривался.

Старшие
дети сооружают из песка горки, туннели,
русла рек, строят плотины, водопады,
крепости. Такими играми дети более
охотно занимаются в естественных
условиях: на пляже, на берегу реки, озера.
Здесь есть возможность использовать
большое пространство.

И
грая со снегом, младшие дети разгребают
его лопатками, насыпают горки. Старшие
дошкольники строят из снега дома,
крепости, пароходы, лодки, мосты, украшают
участок скульптурами из льда и снега.
Воспитатель учит их строить постройки
из снега разными способами (из накатанных
снежных
комов,
из снежных кирпичей), побуждает к
проявлению инициативы, выдумки. Поощряя
игры со снегом, он следит, чтобы дети
достаточно двигались, не мёрзли, и вместе
с тем предупреждает чрезмерную
двигательную активность, чтобы они не
перегревались.

Воспитатель
учит детей выкладывать узоры из камешков
на дорожке, площадке. Для узоров может
быть дан образец, предложен сюжет,
условие расположения камешков. Такие
игры полезны для развития и уточнения
пространственных ориентировок. Старшие
дети под руководством воспитателей
делают из шишек человечков, зверюшек,
сооружают для них постройки из веток,
тростника.

Таким
образом строительные игры при правильном
руководстве ими являются важным средством
воспитания и обучения. Они развивают у
детей способность творческого отображения
явлений окружающей жизни, интерес к
технике, конструктивное мышление,
художественный вкус, формирует дружеские
взаимоотношения.

  1. Дидактичні
    ігри. Види дидактичних ігор

Дидактическая
игра представляет собой многоплановое
слож­ное педагогическое явление: это
и игровой метод обучения дошколь­ников,
и форма обучения, и самостоятельная
игровая деятельность, и средство
всестороннего воспитания личности
ребенка.

Значение
дидактических игр
:

— являются средством
воспитания, с их помощью воспитатель
воз­действует на все стороны личности
ребенка: на сознание, чувства, вол»,
отношения, поступки и поведение вообще;

— выполняют обучающую
функцию, являются средством первоначально­го
обучения дошкольников, умственного
воспитания; в них дети от­ражают
окружающую жизнь и познают те или другие
доступные для их восприятия и понимания
факты, явления. Их содержание форми­рует
у детей правильное отношение к предметам
и явлениям окру­жающего мира,
систематизирует и углубляет знания о
родном крае, о людях разных профессий,
представления о трудовой деятельности
взрослых;

— развивают сенсорные
способности детей с помощью игр по
ознакомлению детей с цветом, формой,
величиной предметов;

— развивают речь
детей: расширяется и активизируется
словарь, формируется правильное
эвукопроиэношение, развивается связная
речь, умение правильно высказывать свои
мысли;

— формируют
нравственные представления о бережном
отношении к окружающим предметам,
игрушкам как результатам труда взрослых,
о нормах поведения, о положительных и
отрицательных качествах личности;

— воспитывают
уважение к человеку труда, вызывают
интерес к тру­довой деятельности,
желание самим трудиться;

— свода красочным
оформлением, художественным исполнением
раз­вивают эстетический вкус;

— способствуют
физическому развитию: вызывают
положительный эмоциональный подъем
хорошее самочувствие, развивается и
укрепляется мелкая мускулатура рук.

  1. Види
    дидактичних ігор.

По
содержанию
 дидактические
игры делятся на игры по ознакомлению с
окружающим, развитию речи, формированию
математических представлений, музыкальные
игры и др.

По степени
активности
 детей
и воспитателя дидактические игры делятся
на игры-занятия и автодидактические
игры.

По наличию
игрового материала
 игры
делятся на: игры с предметами и игрушками,
настольно-печатные, словесные.

В играх с предметами
и игрушками дети учатся сравнивать,
устанавливать сходство и различие
предметов. С их помощью дети зн­комятся
со свойствами предметов и их признаками:
цветом, величиной, формой и др. В них
решаются задачи на сравнение, классификацию.

Настольно-печатные
игры разнообразны по видам: парные
картинки, лото, домино. Основаны на
принципе наглядности, но детям дается
не сам предмет, а его изображение.

В словесных играх
дети оперируют представлениями, имеются
большие возможности для развития
мышления, так как в них дети учатся
высказывать са­мостоятельные суждения,
делать выводы и умозаключения, развивают
умение внимательно слушать, быстро
находить нужный ответ на поставленный
вопрос, точно формулировать свои мысли,

А. И.Сорокина
предлагает свою классификацию
дидактических игр: игра-путешествие,
игра-поручение, игра-предположение,
игра-загадка-, игра-беседа.

  1. Структура
    дидактической игры

I. Дидактическая
задача — подчеркивает обучающий характер
игры, направленность содержания на
процесс познавательной деятельности,
вытекает из программы воспитания и
обучения в детском саду,

2. Игровая задача
— определяет игровые действия, становится
задачей самого ребенка, вызывает желание
и потребность решить её.

3. Игровые действия
— основа игры, её сюжет, проявление
активности детьми в игровых целях.

4. Игровые правила
— определяют, что и как нужно делать в
игре каждому ребенку, указывают путь
достижения цели, воспитывают умение
сдерживаться, управлять своим поведением.

  1. Методика
    організації і проведення дидактичних
    ігор.

Руководство
дидактической игрой
 обусловлено
требованиями программы, особенностями
самой игры, возрастными возможностями
детей; требует большого педагогического
мастерства.

Организация
дидактической игры педагогом
осуществляется. В трех основных
направлениях: подготовка к проведению
дидактической игры, её проведение и
анализ,

У детей младшего
возраста
 наглядность
действует сильнее, чем слово, поэтому
целесообразнее объяснение правил
объединять с показом игрового действия,

Если в игре есть
несколько правил, то не следует сообщать
их сразу.

Игры необходимо
проводить так, чтобы они создавали
бодрое, радостное настроение у детей,
учили бы детей играть, не мешая друг
другу, постепенно подводили к умению
играть небольшими группами. В этом
возрасте дидактические игры помогают
детям лучше узнать окружающие пред­меты
и возможные действия с ними, способствуют
координации движений, развитию глазомера,
овладению пространственными ориентировками.

С детьми этого
возраста воспитателю целесообразно
самому включаться в игру и вызывать у
детей интерес к дидактическому материалу,
учить играть с ним.

У детей среднего
дошкольного возраста
 есть
некоторый опыт совместных игр, но и
здесь воспитатель принимает участие в
дидактических играх. Воспитатель учит
детей и играет с ними, стремится вовлечь
в игру всех детей, по­степенно подводит
их к умению следить за действиями и
словами товарищей.

Правила игры
объясняются до ее начала.

Подбираются такие
игры, в процессе которых дети должны
вспомнить и закрепить бытовой словарь.
Могут использоваться игры с куклой и
комп­лектами всех предметов обихода.
Широко используются музыкально-дидактические
игры, вводятся словесные игры.

Дети старшего
дошкольного возраста
 обладают
значительным игровым опытом и достаточно
развитым мышлением, поэтому они легко
воспринимают чисто словесные объяснения
игры. Лишь в отдельных случаях требуется
наглядный показ.

С детьми этого
возраста проводятся игры со всей группой
и с небольшими подгруппами. В процессе
совместных игр у детей складываются
коллективные взаимоотношения. Поэтому
можно вводить в игру элементы соревнования.

В играх отражаются
более сложные по своему содержанию
жизненные явления (быт и труд людей,
техника). Дети классифицируют предметы
по материалу, назначению.

Широко используются
словесные игры, требующие большого
умственного напряжения.

У детей проявляется
произвольное внимание, самостоятельность
в решении поставленной задачи, в
выполнении правил. Руководство должно
быть таким, чтобы игра способствовала
умственному и нравственному воспитанию
и в то же время оставалась игрой.

Необходимо сохранить
эмоциональное настроение детей,
переживание радости от хода игры и
удовлетворение от ее результатов.
Воспитатель знакомит детей с игрой,
вместе с ними участвует в игре, чтобы
выяснить, насколько её правила усвоены
детьми. Затем предлагает детям играть
самостоятельно, при этом сначала следит
за ходом игры, выступает в качестве
арбитра в конфликтных ситуациях.

  1. Рухливі ігри у
    житті дитини, іх значення для фізичного
    розвитку дошкільників, розвинення
    їхньої уваги, виховання колективізму

Рухливі ігри досить
важливі для всебічного розвитку дитини.
Цінність їх не лише в тому, що вони
розвивають рухи дітей, а й у тому, що
спонукають малят бути активними,
діяльними, міркувати, досягати успіху.
Завдяки цим іграм увесь організм дитини
втягується в роботу, в неї поліпшується
травлення, стає глибшим дихання,
зміцнюється нервова система, виховуються
такі риси характеру як дисциплінованість,
стриманість тощо.

Значення рухливої
гри для гармонійного розвитку дітей,
проблеми впровадження її в практику
роботи ДНЗ вивчають психологи та
педагоги. Основоположник теорії фізичного
виховання П.Ф. Лесгафт — надавав важливого
значення рухливим іграм з правилами —
як засобу розвитку само організованості,
дисциплінованості дітей. Е.С. Вільчковський
працював над проблемою використання
рухливих ігор в різних вікових групах,
організація та керівництво рухливими
іграми з дітьми дошкільного віку.
Психологи та педагоги Хухлаєва, Денисенко,
Шишкіна, Вавилова, Колесникова, Лейкіна,
Тимофєєва, Потєхіна обґрунтували,
розкрили, експериментально перевірили
значення рухливих ігор для повноцінного
розвитку та довели вплив рухливих ігор
на розвиток у дітей основних рухів та
рухових якостей. Таким чином, рухливі
ігри є важливим засобом фізичного
виховання дітей дошкільного віку.

Актуальні проблеми,
а саме проблеми рухової активізації
дітей в сучасних

Строительно-конструктивные игры — разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.

Посредством строительных игр у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности.

Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.

Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.

Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается с ролевой игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводят постройку, строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочие обедают в столовой, идут домой.

Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждения детей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни, предоставление и обновление игрового материала для строительства и конструирования, поощрение инициативы и самостоятельности — вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность строительно-конструктивных игр.

Педагоги З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, раскрыли особенности и значение строительных игр — «строительно-конструктивные игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении».

В теории и практике сложилось несколько видов конструирования.

1.     Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала.

2.     Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

3.     Конструирование по собственному замыслу. Ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.

4.     Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.

5.     «Стройка по моделям». Ребенку предлагается модель постройки, в которой очертания составляющих элементов скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе.

Вид материала определяет вид конструирования:

—              Конструирование из строительных материалов

—              Конструирование из бумаги и дополнительных материалов

—              Конструирование из природного материала

Каждый из перечисленных видов имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой конструкции ребенок отражает в основном предметы реальной действительности, имеющие практическое применение (для игры, для украшения елки, для подарка мамы и т. д.)

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

1.             Расширять представления детей и направлять их внимание на труд строителей, используемую ими технику;

2.             Обучать способам строительства, воспитывать и развивать самостоятельность и активность мышления, конструктивно — творческие способности;

3.             Формировать трудолюбие, развивать правильные взаимоотношения детей, способствовать объединению их в дружный коллектив.

Эффективность обучения конструктивным умениям зависит от того, насколько оно интересно ребенку. Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы.

—                   Строит сам в присутствии детей младшего возраста.

—                   Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовывать постройку, которую он соорудил.

—                   Воспитатель использует различные методические приемы: демонстрация образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи, сообщение постройки с указанием условий.

Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды — отборе строительного материала.

Различают различные виды строительного материала:

—       специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы.)

—       природный (песок, снег, глина, камни)

—       подсобный (ящики, коробки, доски, …)

Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие.

Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.

Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр. Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес к процессу деятельности — все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.

З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова доказали, что развитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивными особенностями материалов, то практически все дети овладевают определенным объемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию, постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же воспитатель ограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, то конструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в умениях будет значительной. Так же дети не смогут самостоятельно, без помощи воспитателя договорится о характере постройки, о том, кто какую работу будет выполнять. Таким образом, в играх со строительным материалом при отсутствии должного руководства со стороны воспитателя взаимоотношения детей могут принимать совершенно неправильное направление.

Систематическое обучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят к существенному изменению характера строительной деятельности детей.

Для возникновения и укрепления интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни. На прогулках, экскурсиях целесообразно обращать внимание дошкольников на особенности разных сооружений: как построен мост, чем отличается жилой дом от здания художественного назначения (музей, театр), чем похожи и чем различаются виды городских транспортных средств. Интересным для детей может стать ознакомление с характером труда строителя, со строительной техникой. Внимание старших дошкольников следует привлекать к архитектурным особенностям сооружений, развивая при этом их умения сравнивать постройки по назначению, конструкции, способам украшения.

Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые сооружают постройку или поделку из бумаги и способы действий им незнакомы.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обследования предметов, научить выделять части предмета, определять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов проводится в следующей последовательности:

—              Целостное восприятие предмета с общей характеристикой

—              Определение общей формы предмета, выделение основных его частей, определение его формы и величины.

—              Выявление пространственного размещения частей относительно друг друга.

—              Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным, определение материала, из которого выполнена каждая часть.

—              В заключении повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики.

В процессе наблюдения и обследования предмета дети получают представление о его назначении в жизни. В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения.

В играх детей 2–3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т. п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Малышам 2–3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки — дворики, заборчики и организуют на этой основе игры.

Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.

Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшее развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы. Под руководством воспитателя ребёнок 4–5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки. Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения. В процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.

Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.

Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми. Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т. д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствие архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также «читать» изображения (фотографии, рисунки), т. е. выделять в них общее, основное, части и т. д. Зрительный анализ помогает детям глубже запечатлеть особенности рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем использовать его как основу в строительной игре. Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска. Со старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания. Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования. Интересы ребёнка 5–6 лет, его возможности предъявляют к руководству строите льнами играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие. В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить процесс и цель строительства с результатом.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительных игр является руководство ими при сохранении творческой самодеятельности детей, развитие их интереса к технике, использование наглядных пособий (иллюстраций, фотографий, простых технических рисунков), обучение способам перевода плоского изображения в объёмную постройку.

Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:

—                   организовать игровую среду: подобрать необходимы строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.

—                           обеспечить время и место для игр со строительным материалом. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.

—                           бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения.

—                           создавать условия для обыгрывания построек. Следует подбирать мелкие игрушки.

—                           объединять детей для совместных построек, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.

—                   учить детей бережно обращаться с конструкторами и строительными материалами, аккуратно разбирать постройки, поделки из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа.

Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Дошкольный возраст это возраст игры, дети много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.

Строительно-конструктивная игра — своеобразная форма участия детей в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, производственных условий, их окружающих. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении — доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.

Литература:

1.      Козлова С. А. Дошкольная педагогика: уч. пос. для студ. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова.– М.: Академия, 1998, 2002.– С. 320–330.

2.      Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова.– М.: Сфера, 2006.

3.      Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / З. В. Лиштван.– М.: Просвещение, 1971.

4.      Дошкольная педагогика: учеб. пос. для студ. педвузов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой.– М.: Просвещение, 1988.– Ч. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, строительный материал, игра, постройка, вид конструирования, конструирование, руководство воспитателя, строительная игра, строительно-конструктивная игра, умение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Альбендазол инструкция по применению для человека при лямблиозе
  • Мануал опера на русском
  • Медиаплеер руководство пользователя
  • Браслет из кожи своими руками для начинающих пошаговая инструкция
  • Siberian eleuthero root инструкция к применению