Руководство строительными играми в средней группе

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №69 «Веточка» городского округа Тольятти

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

по теме «В  гости к клоуну Боре»

Средняя группа (4-5 л)

ФИО педагога, должность:

Шарохина Ирина Анатольевна,

воспитатель

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Продолжать закреплять знание цвета, форм и счёта через конструирование.

Задачи:

Образовательные задачи: Закрепить знание цвета, счета, форм и название деталей.

Продолжать знакомить с профессиями артистов цирка. Пополнить и активизировать словарь детей существительными: фокусник, дрессировщик, акробат, гимнаст, арена, сектор.

Развивающие задачи: Развивать навыки конструирования из конструктора «Лего».

Воспитательные задачи: Воспитывать любознательность, желание использовать конструктивные навыки в самостоятельной деятельности.

Материал: Конструктор «Лего», игрушки «Киндер сюрприз», костюм клоуна, мячи для жонглирования; фотографии на тематику цирк: фокусники, клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, гимнаст, арена, сектор; музыка «Цирковая гимнастика», «Цирк», схемы: арка, место для зрителей, арена.

Методы и приемы:

— словесные: беседа, вопросы, сюрпризные моменты;

— наглядные:  показ и рассматривание картинок, игрушки, показ способов действия;

— практические и игровые: дидактические игры, словесные игры, упражнения, выполнение постройки.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Дидактически, словесные игры, обыгрывание постройки.

Двигательная

Бросание и ловля мяча, выполнение основных движений, выполнение движений в соответствии с текстом

Коммуникативная

Беседа, вопросы

Конструирование из конструктора «Лего»

Выполнение постройки по схемам.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Слушание стихотворений, приветствия, физминутки, загадки

Логика образовательной деятельности:

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат

Мотивационно-целевой

Приветствие детей в стихотворной форме.

Сюрпризный момент — появление  переодетого воспитателя в костюме клоуна.

Вопросы к детям

Ответ на приветствие педагога.

Приветствие с клоуном.

Ответы на вопрос воспитателя, беседа с воспитателем

Создание положительного настроения, заинтересованности в предстоящей деятельности

Содержательно деятельностный

Чтение стихотворной физминутки, показ движений

Рассматривание   фотографии на тематику цирк: фокусники, клоуны, дрессировщик,  акробат, гимнаст, арена, сектор.

Чтение стихотворение С.Я Маршака «Цирк»

Загадывание загадок о цирке и про артистов цирка.

Предложить поиграть в

 д.и «Что исчезло»  

Предложить выполнить коллективную постройку «Зрительные места», арка для выхода артистов», по схемам построек.

Помощь детям в выполнении постройки.

Слушание стихотворной физминутки, выполнение движений по показу

Слушание стихотворения.

Разгадывание загадок

Выполнение игры

Выполнение задания разбившись на пары.

Сформирован

интерес и

потребность в

восприятии

художественного

слова.

Развита

координация

движений, умение

совершать

движения в

соответствии с

текстом; снято

эмоциональное

напряжение

Развито воображение, связная речь. Расширен и обогащен словарный запас.

Развита мелкая моторика рук, сформировано умение работать небольшими группами.

Оценочно-рефлексивный

Выставить получившуюся коллективную постройку

Рассматривание получившейся коллективной постройки .Обыгрывание постройки.

Развит интерес к выполнению коллективной  постройки.

Конспект строительной игры для детей средней группы

«Теремок»

Цель: Формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

-Формирование умения строить домик по образцу.

-Учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя.

Развивающие задачи:

-Совершенствовать умение детей строить здание в определенной последовательности;

-Закреплять названия деталей: кирпичик, брусок, кубик;

-Развивать творческое воображение;

-Развивать координацию и ловкость движений.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать творческую инициативу

— Воспитывать самостоятельность в создании построек;

Вид конструирования: конструирование со строительным материалом

Оборудование: крупный деревянный строительный материал, настольный деревянный строительный материал, схемы построек; дополнительный материал: деревья, игрушки-звери.

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок» и ее обсуждение, Д/И: «Чья тень?», «Собери картинку», рассматривание иллюстраций к сказке, рассматривание иллюстраций с изображением мостов.

Ход игры:

Игра «Построй Теремок».

Дети садятся на ковёр полукругом.

Воспитатель: Все садитесь рядом, поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Стоит в поле теремок. Он не низок, ни высок.

Воспитатель: А где же теремок? Куда же он исчез? Здесь только кирпичики лежат. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: Мишка — косолапый не хотел разрушать дом – он просто не поместился в него. Как вы считаете, почему? Да, домик маленький, а Мишка большой. Вот он его и разрушил.

Воспитатель: Предлагаю помочь жителям Теремка и построить его снова.

Конструирование совместно с детьми постройки из деталей крупного строителя.

Во время конструирования воспитатель уточняет, из каких частей состоит домик, какие животные жили в нем по сюжету сказки.

Очень красивый теремок получился. Кто же будет в нем жить, ведь все звери разбежались? Как вы думаете, где они спрятались?

Воспитатель: Ребята, мы пойдём в лес и отыщем зверюшек. Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку. Как это сделать?

Воспитатель: Конечно, мы построим мостик. Из чего мы будем его строить?

Строительство моста из кирпичиков.

Динамическое игровое упражнение «Узкий мостик».

Воспитатель: Через мостик перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес мы пойдём,

Там наши зверята!

Физкультминутка:

По ровненькой дорожке, (Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, (Шагом)

Шагают наши ножки,

Шли мы, шли –

И в лес пришли.

Дидактическая игра «Чья тень?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, звери спрятались от нас. Если мы узнаем их по тени, то они покажутся и поиграют с нами.

Дети находят цветное изображение животного и соединяют его шнурком с цветным изображением, проговаривая «Это тень мыши», «Это тень лягушки» и т.д.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Воспитатель: Всех зверей нашли. Молодцы! Теперь зверюшки предлагают с ними поиграть: собрать картинки с сюжетами сказки. Чья команда быстрее справится с заданием, та и покажет нашим друзьям дорогу в новый теремок. (Дети собирают разрезные картинки) .

Воспитатель: Как мы договорились, команда, первая справившаяся с заданием, ведет нас к теремку.

Динамическое игровое упражнение «Лесная тропинка».

Через ямку – скок. (Прыжки на двух ногах)

Через ямку – скок.

Через лужу – прыг. (Перепрыгивание через воображаемую лужу)

Через лужу – прыг.

Шли мы, шли –

К теремку мы подошли.

Конструирование «Теремок».

Воспитатель: Я предлагаю построить каждому из зверюшек собственный домик. Посмотрите внимательно на эти схемы, выберите понравившуюся и постройте домик для одного из героев сказки. Только будьте внимательны, размер домика должен соответствовать размеру животного.

Конструирование по схемам из деревянного строительного настольного материала под веселую музыку.

Воспитатель уточняет, какого цвета та или иная деталь постройки, какой формы, какого размера, сколько деталей понадобилось для постройки.

Завершение игры:

Анализ построек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для кого построил домик Максим? ( для Мишки). Почему? (Он – самый большой).

Мы построили для зверят не только один большой Теремок, где они будут собираться все вместе, но и каждому свой собственный домик. Им так хорошо, уютно жить. Будут они ходить друг к другу в гости. Вы можете поиграть с вашими постройками, показать сказку другим игрушкам.

Руководство
строительно-конструктивными играми детей

в разных  возрастных группах.

      Руководство воспитателя играми должно быть направлено на развитие
их содержания, на организацию детского коллектива на установление правильных
взаимоотношений между детьми. Воспитатель может оказывать детям и
непосредственную помощь в осуществлении конструктивных замыслов: показывать
иногда отдельным детям или небольшим группам играющих некоторые новые приемы
конструирования, если они необходимы для успешного выполнения постройки.
Участвуя в играх детей, воспитатель не подавляет их инициативы, а оказывает
помощь в преодолении затруднений.

    Для закрепления умений, полученных детьми на занятиях, и развития
их конструктивного творчества в игре можно пользоваться различными приемами.
После каждого занятия в младших и средней
группах детям в часы игр предоставляется возможность играть с теми деталями, из
которых они делали постройки на занятии.  Воспитатель не ограничивает детей в
материале, но следит за тем, чтобы они аккуратно обращались с ним; а по
окончании игр убирали его на постоянное место.

     Очень важно, чтобы воспитатель принимал непосредственное участие в
играх малышей. Несмотря на то что, на занятиях воспитатель показывал им, как
делать постройки, занимаясь со строительным материалом самостоятельно, они
первое время часто не ставят перед собой цель что-нибудь построить, а просто
укладывают одну деталь к другой. Воспитатель может напомнить детям, что они
строили на занятиях, как интересно играли со своими постройками и игрушками,
либо повторить постройку и посоветовать детям, сделать такую же. Если дети
играют, то предложение построить что-либо не должно отвлекать их от игры, а
должно помочь развивать ее. Можно посоветовать детям построить именно то, что
необходимо для их игры.

      Детей, не интересующихся играми со строительным материалом, можно
привлечь каким-нибудь несложным поручением.  Например, после того как дети
научились на занятии строить забор, воспитатель в часы игр строит дом, а затем
просит детей из кирпичиков построить вместе с ней забор для садика. Когда забор
будет готов, можно подчеркнуть, что он получился очень красивый. Затем игра
продолжается. После такого предложения воспитателя дети, до этого не
принимавшие участия в игре, активно включаются в нее, причем предлагают такие
конструкции, которых не строили на занятии.

     Для ребенка направляющее руководство воспитателя очень важно.
Иногда удачная постройка получается у него случайно.  Необходимо отметить эту
удачу. Без побуждения со стороны  воспитателя это достижение может остаться
незамеченным. Тем детям, которые научились хорошо строить какой-нибудь предмет
и не находят новой темы, следует предложить  построить какой-либо другой
предмет, близкий по конструкции  к первому.  Подсказанная воспитателем новая
тема помогает сделать приобретенные умения более гибкими.

     Включаясь в игры детей младшей и средней групп, педагог  ставит
перед ними новые несложные задачи: построить домик матрешке или кроватку кукле,
с которыми они играют. Чтобы сделать игры более содержательными и интересными,
можно предлагать иногда отдельным детям новую тему постройки в пределах тех
умений, которыми они владеют.

     Большой интерес проявляют дети младшей и средней групп к сюжетным
постройкам (двор, улица и др.), выполненным педагогом.  Постройки воспитателя
предназначены не для повторения детьми, а для обогащения их представлений о
том, как по-разному можно использовать строительный материал для одной и той же
постройки, для знакомства с другими вариантами украшения ворот, забора, домика.
Постройки эти следует рассмотреть со всеми детьми, обратить их внимание на
конструкцию, на различное использование деталей, на арку ворот; нужно
объяснить,  что арка делает ворота выше, украшает их. С этими постройками
воспитатель предлагает детям поиграть, а затем они разбирают их.

     Иногда такие постройки воспитатель делает заранее, иногда в
присутствии детей. Наблюдая за работой воспитателя, дети сами затем включаются
в процесс стройки. Воспитатель привлекает детей к постройке предметов,
необходимых по содержанию игры. Если постройки воспитателя сложны и не рассчитаны
на воспроизведение детьми, они используют их элементы в своих сооружениях или
продолжают достраивать постройку, подражая работе воспитателя.

      Опыт показывает, что положительное влияние на воспитание интереса
к строительным играм и на развитие конструктивных способностей детей младших и
средней групп оказывает и такой прием, как предложение поиграть со строительным
материалом. В таких играх создаются благоприятные условия для проявления
индивидуальных возможностей детей и развития интереса к строительству; их
следует практиковать тогда, когда дети приобретут уже некоторый опыт в
конструировании из строительного материала. В таких играх интерес к
конструированию возникает прежде всего благодаря вниманию воспитателя к детским
работам: одних он поощряет за успех и серьезное отношение к строительству,
другим помогает перейти от простого манипулирования материалами к созданию
знакомых предметов, отдельным детям показывает, как можно построить нужную для
игры конструкцию.

       В процессе самостоятельных игр со строительным материалом у
детей часто возникает необходимость в таких игрушках, которых нет в группе.
Желательно, чтобы воспитатель сделала их сама из бумаги, бросового материала,
глины, пластилина. Малыши с удовольствием наблюдают, как воспитатель мастерит
такие игрушки, помогают ей и тут же обсуждают, как они будут играть. Хорошо
использовать игрушки, которые делают на занятиях по конструированию дети
подготовительной группы.

      Положительное воздействие на конструктивные интересы детей оказывает
общение младших со старшими. Малыши любят рассматривать постройки старших
детей. Надо предоставлять им эту возможность, особенно когда постройки старших
по содержанию близки и понятны малышам. Интерес малышей служит поощрением для
старших.

Систематическое руководство воспитателя необходимо и в старшей
и в подготовительной группе.
Желательно, чтобы воспитатель
иногда принимал активное участие и в строительных играх детей старшей и
подготовительной групп. Включаться в игру нужно так,  чтобы не изменить ее
содержания, не навязывать темы, а вместе с детьми сооружать постройки,
необходимые им для игры. Советом, наводящим вопросом воспитатель напоминает,
как определить размер построй наметить интересные объекты, более точно
воспроизвести виденное, правильно распределить обязанности. Постройки
воспитателя представляют интерес и для  детей этих групп, обогащая их
творческие замыслы, давая детям возможность более смело проявлять свою
инициативу, вооружая их новыми конструктивными умениями, побуждая к объединению
в игре. Живое участие воспитателя  в строительных играх, сооружение интересных
построек создают особую близость в ее взаимоотношениях с детьми. Пример
педагога увлекает детей, они с большим вниманием  относятся к ее замечаниям.
Дети подготовительной группы, которые весьма критически оценивают результаты
своей работы, но не всегда могут преодолеть встречающиеся у них затруднения,
зная, что педагог готова оказать им помощь, сами обращаются к ней с вопросами,
если испытывают трудности в их разрешении.

       После занятия, на котором дети научились строить дом
относительно простой конструкции, воспитатель построила в строительном уголке
большой дом, с окнами, с балконом, по фасаду впереди украшенный колоннами.
Перед домом стояли скамейки, на которых сидели куклы. Дом был окружен садом.
Так возникла интересная игра. Строительство развернулось на трех столах.

       Не всегда такая постройка сразу же побуждает детей к
использованию ее в играх. Но спустя некоторое время ее влияние обязательно
сказывается на строительной деятельности детей. Полного воспроизведения может и
не быть, но постройки детей, изображающие те же предметы, становятся более
совершенными.

       Следует учесть, что такие сложные постройки можно делать лишь
тогда, когда у детей уже есть некоторые конструктивные умения, иначе они не
сумеют воспользоваться опытом воспитателя. Многое из того, что необходимо для
игры, дети старшей и особенно подготовительной группы могут приготовить сами,
но для этого необходимы не только соответствующие условия, но и внимание
педагога.  Без руководства взрослых дошкольники не всегда могут сами
удовлетворить свои потребности. Например, для игры в «Пароход» требуется много
дополнительных предметов: рупор, часы, телефон,  бинокль, посуда, репродуктор,
сумочка для врача, матросские шапки, фуражка для капитана, спасательные круги и
якорь. Эти вещи можно сделать самостоятельно, при этом  потребуются, конечно, и
бумага,  и картон, и краски, и клей, и разнообразные инструменты. Без участия
педагога деятельность детей, в этом случае, не получит  должного  развития и
многие замыслы детей  останутся  неосуществленными.

 Для развития игр детей подготовительной группы
желательно показать им альбом с фотографиями разнообразных построек.  Альбом не
предназначается для копирования: дети лишь заимствуют некоторые темы, способы
украшения конструкций и т. д., обогащая этим свой строительный опыт. В альбоме
могут быть и такие фотографии, где способы конструктивного решения не показаны.
Впервые знакомятся дети с такими фотографиями на занятиях, а затем в играх с
интересом создают свои собственные постройки, используя полученные знания. Эти
фотографии помогают решить, какие формы взять, как их поставить. Так дети
упражняются в наглядном анализе, совершенствуют глазомер, обогащают свои пространственные
представления, активно работает их воображение. Иногда дети просто
рассматривают альбом, но не строят.

     У детей бывает потребность поиграть в одиночку. В индивидуальных
строительных играх дети часто увлекаются не столько сюжетом игры, сколько
конструированием. Для таких игр следует создавать условия: они полезны тем, что
ребенок самостоятельно решает конструктивные задачи, ярко проявляя свою
индивидуальность.  Особенно ценны индивидуальные строительные игры для детей
застенчивых, нерешительных, так как дают возможность пробовать свои силы,
видеть свои достижения, помогают приобрести уверенность. Дети получают
возможность заняться любимым делом. Индивидуальные игры привлекают к себе
внимание других детей, которые наблюдают за работой. Они угадывают, что
строится, что будет играющий делать дальше, высказывают свое мнение о том, как
лучше строить, какие детали следует взять. Индивидуальные игры со строительным
материалом не противопоставляются коллективным. Они дополняют друг друга. Дети,
любящие играть в коллективе одновременно увлекаются и индивидуальной стройкой.

    Коллективные игры представляют некоторые трудности для воспитателя.
Ведь не всякая совместная работа детей может считаться коллективной.
«Коллективной работой называется такая работа, которая имеет общую цель. Но
достижение этой общей цели обычно допускает и даже требует определенного,
обычно очень сложного  разделении труда» (Крупская Н.К.)

     У детей есть общая цель: они строят пароход, самолет, театр, чтобы
затем изображать нужные им события в игре. Но важно, чтобы в процессе
достижения этой цели все дети принимали активное участие в конструировании.
«Нужно показать, как работать вдвоем, чтобы не получилось, что один делает,  а
другой смотрит, показать, как работать в небольшой группке».(Крупская Н.К.)
Воспитатель должен научить детей работать дружно, не подавляя инициативы друг
друга.

     Какие же приемы следует использовать, чтобы выработать у детей
умение дружно, согласованно работать, не подавляя инициативы друг друга не только
на занятиях, но и в самостоятельных играх? В разных возрастных группах этот
вопрос решается в соответствии с возможностями детей.

      В раннем возрасте, в младших и даже
средней группах
вначале необходимо объединять детей не столько для
совместного выполнения постройки, сколько для игры с уже готовыми постройками,
при этом не только на занятиях, но и в самостоятельных играх. Такие первые
совместные игры с постройками очень несложны. С этой целью воспитатель
использует разные приемы: показывает, как можно интересно играть с готовыми
постройками, или сама создает постройки, которые затем являются объединяющим
началом для игр. Необходимо также поощрять попытки самих детей к объединению
при сооружении построек в игре и оказывать им в этом постоянную помощь. Важно
дать правильное направление детской деятельности главным образом в момент
организации игры, помочь распределить обязанности так, чтобы у каждого была
работа, чтобы никто никому не мешал. Детям нужно помочь определить, кто что
будет строить, помочь понять, что каждый строит самостоятельно, но все они
занимаются общим делом и играть будут вместе.

        Необходимость в объединении в процессе игры может возникнуть
раньше, чем воспитатель познакомит детей с совместной стройкой на занятиях. В
этом случае детям нужно подсказать правильное решение возникших вопросов. Но на
пути к объединению в процессе стройки у детей возникает много затруднений,
которые они самостоятельно преодолеть не могут. Большой ошибкой будет такое
распределение обязанностей, когда одна группа только подвозит или подает
материал, а другая строит. Подобное распределение обязанностей допустимо
только тогда
, когда некоторые дети (например, недавно пришедшие в детский
сад, особенно в младшую группу) только знакомятся со строительным материалом.
Им, конечно, интересно просто помогать товарищу или воспитателю, наблюдая, как
создается сооружение. В этом случае работа воспитателя или ребенка, умеющего
строить, раскрывает перед новичком конструктивные свойства материала. Для
объединения детей в общую игру с постройками можно пользоваться и всевозможными
сюжетными игрушками (фигурки людей, животных, различные виды транспорта и т.
д.). Поощряя дружные детские игры с постройками, следует обращать внимание на
то, какое участие в стройке принял каждый ребенок.

      Таким образом, в младших и средней группах
нужно заинтересовать детей использованием в коллективной игре построек,
сделанных отдельными детьми: помочь индивидуальные постройки свести в единый
комплекс, чтобы построить сюжет интересной игры. Важно при этом направить
интерес детей к самостоятельным конструктивным достижениям, чтобы каждый
приобретал опыт в сооружении построек. Параллельно с этим, пользуясь
стремлением самих детей к совместному выполнению построек в игре, необходимо
помогать им так распределять обязанности, чтобы каждый был занят созидательным
процессом.

     В старшей группе на занятиях дети учатся
договариваться о совместном сооружении построек и дружно их выполнять. Чтобы
вызвать активность в совместной стройке у каждого ребенка, на занятии ставится
задача — учиться строить вместе так, чтобы каждый выполнял определенную часть
работы и мог затем рассказать, что он строил. В играх педагог должна стремиться
закрепить эти умения у детей. Обучение на занятиях совместному строительству
воспитывает у детей интерес к самому процессу созидания. Когда же отношения в
игровой стройке складываются так, что инициатор не допускает своих товарищей к
созидательному процессу, они не получают удовлетворения от такой коллективной
работы. После окончания игры следует рассмотреть вместе с детьми, кто что
построил и как построил. При этом следует сначала оценить работу в целом, а
затем в отдельности каждого ребенка, отмечая, кто проявил инициативу в
определении темы, придумал оригинальную конструкцию, тщательно и красиво
выполнил сооружение. Нельзя допускать такого положения, когда за достижениями группы
в целом скрываются недочеты отдельных детей. Нужно указать на эти недочеты так,
чтобы не обидеть ребенка. Попутно следует подчеркнуть, что вместе можно при
думать много интересных построек, а одному сооружение их недоступно. Нужно
добиваться, чтобы дети осознали, что совместная работа дает возможность
придумать интересный сюжет игры.

       Трудности в работе состоят в том, что дети обычно сразу
приступают к сооружению построек, настаивают на своих предложениях, не считая
нужным объяснить, почему именно так необходимо строить. Чтобы приучить детей к
предварительному обсуждению темы и распределению обязанностей, хорошо
использовать комплексные сюжетные постройки. В этом случае каждый ребенок
получает определенную работу для самостоятельного выполнения. Такой характер
сотрудничества отвечает желанию детей участвовать в созидательном процессе. 
Когда же они поймут, как можно этого достичь, то ревностно начинают выполнять
указания в этом направлении, В своих самостоятельных играх дети все охотнее
следуют этому принципу, тогда как раньше чаще каждый старался построить все
сам, не допуская к работе других детей. Воспитатель должен проявлять
определенную настойчивость, помогая детям правильно распределить работу,
терпеливо разъяснять им, что все дети должны научиться строить. В процессе
стройки и по окончании ее следует поощрять детей за попытки помочь товарищам
научиться лучше строить. В результате такого влияния педагога совместная работа
детей принимает уже иной характер.

     Коллективные строительные игры детей подготовительной
группы
тоже требуют руководства воспитателя. Приобретенные на
занятиях умения совместно сооружать постройки, у детей этой группы, более
прочны. И они, как правило, переносят их в игру, но и здесь еще наблюдается
стремление некоторых детей подавлять инициативу своих сверстников. Желательно и
в подготовительной группе, особенно в первое время, спрашивать у детей, в чем
выразилось участие каждого из них в стройке. Такие беседы положительно
воздействуют на последующую активность детей в строительстве: ребенок, которому
нечего рассказать о своей работе, в следующий раз энергичнее будет отстаивать
свое право на активное участие в общем деле.

      В процессе игры у детей могут быть разного рода затруднения.
Старших следует приучать самостоятельно разрешать их. При этом дети не должны
выполнять работу за товарища, а лишь советовать, как сделать лучше. Если,
например, кому-нибудь не хватает материала, надо вместе подумать, как помочь
товарищу. Воспитатель приучает детей при затруднениях в первую очередь
обращаться к товарищам. Нужно разъяснять детям, что в дружном коллективе
товарищи всегда помогают друг другу. К воспитателю же следует обращаться только
тогда, когда дети сами не могут найти выход из затруднительного положения.
Важно, чтобы дети научились внимательно выслушивать предложения товарищей и
высказывать своё мнение. Ценно, когда дети, высказывая то или иное
предложение,  могут объяснить, почему они считают его необходимым, чьё
предложение лучше, почему. Такие взаимоотношения между детьми способствуют
серьёзному обдумыванию своей работы, деловому обсуждению отдельных предложений
и отбору лучших на основе мнения коллектива.

        Формирование строительного творчества в игре происходит тем
успешнее, чем сильнее проявляется интерес к созданию и сохранению построек.
Разрушительные наклонности у детей являются результатом слабой педагогической
работы. Ребенок увлекается разрушением тогда, когда интерес к конструктивной
деятельности не получил достаточного развития. Предоставленный самому себе,
ребенок идет по наиболее легкому пути: разрушать легче, чем создавать, тем
более что вследствие неумения детей строить постройки очень быстро сами
начинают разрушаться. Первое время это вызывает у детей удивление, потом они и
сами начинают их разрушать. Если познавательная активность детей не
направляется воспитателем, очень скоро такие поступки могут перейти в
отрицательную привычку.

       Стремление к разрушению может и не появиться, если с первых же
попыток строить у детей воспитывается интерес к результату, к тому, чтобы
создать определенное сооружение, причем выполнить его как можно лучше. При этих
условиях уже с самого начала ребенок проявляет интерес к созиданию. Воспитанию
этого интереса способствуют все приемы, используемые для обучения детей конструированию
на занятиях. Положительно влияет поощрение воспитателем удачно выполненных
готовых построек. Интерес детей к созиданию стимулируется привлечением их
внимания к получившимся постройкам, поощрением попыток построить что-то новое,
побуждением к повторению удачных сооружений, предложением ребенку новой темы,
если он освоил прежнюю. Получившиеся постройки оберегаются детьми, так как
перспектива игры с ними становится заманчивой, к тому же детей привлекает
поощрительная оценка воспитателя. Положительно сказывается также введение
такого правила: разбирать постройки, начиная сверху, по окончании занятия или
игры, а не разрушать их, аккуратно укладывать материал на место. Сильное
влияние оказывают неодобрительные замечания воспитателя по поводу разрушительных
попыток детей.  В результате воспитания интереса к постройкам у детей
изменяется отношение к ним. Те, кто раньше испытывал удовольствие от
разрушения, начинают бережно охранять свои сооружения, огорчаются, если
кто-нибудь неосторожным движением или намеренно разрушил их. Правда, не все
дети сразу отказываются от попыток разрушать постройки, особенно если у них
такая привычка укоренилась. В таких случаях хорошо использовать пример других
детей, увлеченных процессом созидания. Если разрушительные стремления у детей
укоренились, они не раз будут возвращаться к попыткам разрушить постройки но,
чувствуя отрицательное отношение и товарищей и воспитателя, начинают спрашивать
«Можно я сломаю?»  Это как бы переходный момент к полному отказу от разрушения.
Поощрять разрушительные действия детей, в какой бы они форме ни проявлялись,
недопустимо.

         От стремления разрушать постройки следует отличать стремление
найти при строительстве наиболее удачное решение. Такие искания неизбежно
сопровождаются переделкой сооружений; нередко ребенок строит, потом тут же
разбирает свою постройку и вновь начинает строить. Иногда это происходит
оттого, что развивается критическое отношение к своей работе, когда уже не
всякий результат удовлетворяет детей.

    Мальчик строит гараж. Через несколько минут от гаража ничего не
остается. Ребенок сосредоточен, он снова принимается за постройку, в результате
у него опять получился гараж, но значительно большего размера, чем первый.
Оказывается, в первом гараже не уместились все автомобили. В данном случае было
бы нецелесообразно добиваться сохранения ребенком его первой по стройки.

      Таким образом, между обучением конструированию из строительного
материала и игрой существует тесная связь и взаимодействие.

      Обучение на занятиях вооружает детей необходимыми умениями,
благодаря которым игры со строительным материалом становятся более
содержательными, творческими, прививает им умение строить в коллективе дружно,
уважая работу товарищей.

      В играх интерес к конструированию, самостоятельность мысли и
действия, инициатива и изобретательность получают дальнейшее развитие,
совершенствуются приобретенные на занятиях умения и навыки. Взаимоотношения на
основе правильного сотрудничества не только закрепляются, но и переносятся на
другие виды совместной деятельности.

Игровые технологии

Как провести строительную игру в детском саду

14.03.20184436.4k

Строительные игры

Разнообразные занятия с применением строительных игр в детском саду предоставляют реальный шанс каждому малышу раскрыть свои конструктивные способности, развить логическое и пространственное мышление, воображение, самостоятельность и навыки взаимодействия, а педагогам позволяют увлечь ребят техническим творчеством. Ключевая роль воспитателя — организовать пространственно-образовательную среду, создать необходимые условия, пробуждающие познавательную активность ребёнка и его стремление к самосовершенствованию.

Значение строительной игры в детском саду

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Строительные игры — интереснейшая форма детского технического творчества, открывающая возможности для активной двигательной и интеллектуальной деятельности ребят.

Задачи проведения строительной игры

Задачи строительных игр в разных группах ДОУ следующие:

  • Младший дошкольный возраст (1,5–4 года):
    • формировать умение сравнивать, различать, запоминать форму и цвет предметов;
    • развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
    • развивать пространственное мышление (выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево), умение различать величину, воспринимать пропорции, воплощать в постройке мыслительный образ предмета;
    • учить планировать свои действия;
    • формировать художественный вкус, развивать творческое воображение и умение видеть красоту архитектурного решения.
  • Старший дошкольный возраст (5–7 лет):
    • развивать навыки коллективного взаимодействия, взаимопомощи;
    • развивать самоорганизацию и целеустремлённость;
    • развивать навыки конструирования по схемам или рисункам.

Дети и педагог сидят в импровизированной лодке, сделанной из строительных модулей

Строительные игры часто предваряют сюжет ролевой игры: построили лодку, отправляемся в путешествие

Чаще всего строительные игры:

  • переплетаются с сюжетом ролевой игры: построили самолёт и отправились в полёт, построили спортивный комплекс и разыграли Олимпийские игры;
  • проходят в форме ролевой игры в стройку: каменщики строят из кирпичиков здание, строительный материал подвозят машинисты на поездах или водители на машинах, во время перерыва строители идут в столовую, после работы в кино и т. д.;
  • ограничиваются конструированием отдельных построек или целых комплексов, которые неоднократно разбираются и переделываются.

Строительные игры активно используются в детском саду:

  • во время разнообразных плановых занятий (конструирование, математика, чтение художественной литературы, развитие речи и т. д.);
  • в процессе прогулки;
  • во время свободной игры в группе.

Дети стоят в беседке около постройки из крупного конструктора

Строительные игры активно используются во время прогулки

Педагогические приёмы

Приёмы организации и педагогического руководства игрой:

  • Создание соответствующей возрасту насыщенной и привлекательной игровой среды в группе:
    • Наборы строительных конструкторов:
      • деревянные и пластиковые настольные и напольные конструкторы (бруски, кирпичики, кубы, цилиндры, арки, палочки, пирамидки), плоские геометрические фигуры;
      • специальные тематические наборы «Городок» и «Архитектор»;
      • металлические наборы для старшей и подготовительной групп с колёсами, пластинами, гаечными ключами для моделирования машинок, тележек.
      • большие мягкие строительные модули;
      • конструкторы Лего (мелкий, средний, крупный).
    • Мелкие игрушки для обыгрывания сюжета (фигурки животных, куклы, машинки, поезда).
    • Природный материал (песок, камушки, шишки, веточки, каштаны и т. д.).
  • Демонстрация практических приёмов стройки с проговариванием ключевых слов, например, как правильно соединить детали, соорудить стены способом приставления брусков, этажные перекрытия, лестницы, оформить оконные проёмы, соорудить крышу и т. д.
  • Создание проблемной ситуации, например:
    • В детский сад пришли письма с фотографиями от разных сказочных героев, в которых они просят о помощи. В своих посланиях они рассказывают о том, что налетел сильный, порывистый ветер и сломал заборы, крыши. Они не умеют строить, не знают, какой материал нужно использовать, поэтому просят ребят прийти к ним на помощь.
    • В гости к ребятам пришли матрёшки, воспитатель предлагает устроить чаепитие, а для этого нужно куда-то посадить матрёшек.
    • Нашему городу поручено провести международную спартакиаду, но в городе нет современных гостиниц, удобных транспортных развязок, парковок, ледового дворца, большого стадиона, бассейна и т. д.
  • Обыгрывание построек (строительство фермы для домашних животных, гостиницы для космонавтов, крепости для рыцарей, космического корабля, дворца для королевского семейства, морского порта с кораблями и т. д.).

    Дети играют в плавание на сконструированном из крупных модулей корабле

    Педагог может предложить ребятам построить корабль, чтобы затем отправиться на нём в путешествие

  • Беседа со старшими дошкольниками и обсуждение проекта, который им хотелось бы реализовать, например, как будут выглядеть города в будущем или строительство космических станций землян на других планетах солнечной системы.
  • Рассматривание интересных картинок, фотографий с изображениями домов, дорог, мостов, городов мира, а также схематических изображений построек. В старшей и подготовительной группе иллюстрации могут выполнять роль образцов для построек.
  • Чтение стихотворений и произведений художественной литературы: Ю. Любимов «Кошка на заборе», «Три поросёнка», «Кошкин дом», С. Я. Маршак «Детки в клетке», А. М. Волков «Волшебник изумрудного города» и т. д. Чтение помогает подключить фантазию и воображение, которые стимулируют рождение мысленного образа и замысла.
  • Аппликация и лепка по теме игры, например, «Весёлый заборчик», «Детский сад моей мечты», «Улицы нашего города», рисование эскизов воображаемых конструкций.
  • Экскурсия по микрорайону, наблюдение за постройками.

Строительная игра и другие виды игровой деятельности дошкольников

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Строительные игры имеют ряд сходных моментов с другими видами игровой деятельности дошкольников:

  • Сюжетно-ролевая игра. Строительные игры напоминают ролевые, поскольку они также базируются на выстраивании взаимоотношений. Дети придумывают замысел будущей постройки (крепость, мост, городская улица и т. д.), договариваются о распределении ролей, спонтанно сочиняют игровой сюжет (кто-то становится архитектором, кто-то водителем, а кому-то достаётся роль строителя), при этом иногда ссорятся, не сумев понять друг друга, и не желая никому уступать любимую игрушку. Однако отличительной чертой строительной игры является её направленность на практическое освоение строительной деятельности, а не на игровое погружение в сферу человеческих отношений.
  • Дидактическая игра. Строительные игры органически включают в себя познавательный компонент, так как в процессе конструирования ребёнок невольно сравнивает формы, размеры, окраску деталей, затем отбирает их по определённому признаку и отсчитывает необходимое количество. Немаловажным для развития монологической и диалогической речи малыша становится проговаривание собственных действий вслух и обсуждение замысла постройки с другими детьми или со взрослыми. Комбинируя элементы в постройке, планируя расположение домов, мостов и дорог, ребёнок попутно развивает пространственное восприятие, тренирует глазомер и развивает архитектурное мышление. Всё это сближает строительные игры с дидактическими, то есть обучающими играми.
  • Подвижная игра. Немаловажным является и элемент движения: ребята переходят с места на место, переносят материалы для стройки, изображают энергичные движения гребцов на корабле, готовят космический корабль к старту, имитируют управление ракетой. При этом в работе с мелкими деталями активно задействованы кисти рук, укрепляется мускулатура и совершенствуется мелкая моторика. Присутствие физической активности приближает строительные игры к подвижным играм.

Мальчики построили большой гараж и играют с машинками

Построив домики для своих машин, дети продолжают игру

В самостоятельных строительных играх детей происходит смешение и взаимопроникновение элементов ролевой, дидактической и подвижной игр, но главным содержанием является творческое созидание.

Проведение строительных игр в детском саду

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Таблица: картотека строительных игр

Возрастная группа Название игры Описание
Младшая «Домик для котёнка, щенка и козлика» Идёт проливной дождь, котёнок по имени Гав промок. Он спрятался под лавочкой во дворе и совсем продрог, ему нужно построить тёплый и уютный домик. Детям раздаётся строительный материал, и они самостоятельно придумывают домик для котёнка.

  • Я возьму два кубика,
    Поставлю их близко.
    Крышу на них положу —
    Будет домик киске.
«Новоселье для куклы» Воспитатель предлагает детям построить домик из кубиков и кирпичиков с комнатами и поселить кукол в новый дом.
«Городок для сказочных человечков» В сказочной стране произошёл пожар, все домики в городе сгорели. Задача — построить новый красивый город для гостей из сказочной страны.
«Башенка для петушка» Материалы:

  • фигурки петушков;
  • по 3 кубика одного цвета каждому ребёнку.

Воспитатель проговаривает загадку и просит детей отгадать, кто же сегодня пожаловал к ним в гости (петушок). Дети здороваются с петушком, рассматривают яркий гребешок, крылышки, красивые сапожки и пышный хвостик, слушают звонкую песню, которой петушок будит всех ранним утром, читают потешки, проводят физкультминутку.

  • Вот идёт петушок, (Дети шагают, высоко поднимая ноги)
    Гордо поднял гребешок. (Высоко поднимают головы)
    Красная бородка. (Отводят руки назад)
    Важная походка. (Взмахивают руками).

Петушок просит детей соорудить красивую башенку, чтобы он смог радостно встречать каждый новый день утренним пением. Воспитатель показывает малышам, как правильно и аккуратно выкладывать кирпичик на кирпичик. Затем предлагает каждому ребёнку построить башенку для своего петушка. В конце игры петушок благодарит детей за постройки и приглашает поучаствовать в подвижной игре «Крепко спит петушок».

  • Крепко спит петушок,
    На боку гребешок.
    Петя, глазки открой,
    Громко песенку спой!
    — Ку-ка-ре-ку!
    Я ребяток догоню!
Средняя «Ферма» Педагог предлагает поиграть с набором фигурок домашних животных (коровы, овцы, лошадки, поросята, курочки). Дети самостоятельно выбирают материал и из брусков выстраивают ограду для фермы. Воспитатель просит малышей проверить, достаточной ли высоты ограда, чтобы зверюшки не разбежались. Показывает образец достраивания заборчика по высоте с помощью чередующихся кубиков и перевёрнутых арочек, установленных на нижний ряд брусков. Затем в форме вопроса напоминает малышам, что нужно сконструировать ворота, через которые на территорию фермы смогут заезжать машины. Во время игры воспитатель задаёт ребятам такие вопросы:

  • Какие животные живут на ферме?
  • Как фермеры используют лошадей, как о них заботятся?
  • Что получают от коров, свиней, курочек? Как заботятся о них?
  • Зачем на ферме домик для собаки?
  • На каких машинах работают фермеры?
«Строительство гаража» В начале занятия воспитатель читает загадку о доме для машин, дети догадываются, что речь идёт о гараже. Педагог предлагает построить 2 гаража, в каждый из них смогут заехать по 2 машины. Внимание детей обращается на то, что машины должны поместиться по высоте и ширине. Ребята строят с опорой на рисунок, подбирают элементы, называют форму деталей, считают и называют количество (для стен нужны пластины, а для крыши — призмы). Построив домики для своих машин, дети продолжают игру.
Старшая и подготовительная «Космодром» Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному образцу. Строители планируют последовательность своих действий: сооружают площадку из брусков, топливные отделы из кирпичей, корпус и нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание: зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в космосе.
Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за перебойную связь.
«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной» Под звуки детской песенки появляются фигурки главных героев сказки. Элли и Тотошка рассказывают, что их домик унёс свирепый ураган, но они очень хотят вернуться домой. Педагог обсуждает с воспитанниками, как можно помочь девочке и её другу. Дети вспоминают, что в Изумрудный город ведёт дорога из жёлтого кирпича. Затем начинается строительство дороги для Элли и Тотошки, а педагог зачитывает фрагменты описания дороги, которые звучат как алгоритм игры:

  • в самом начале пути жёлтую дорогу украшала голубая изгородь;
  • затем произошла встреча со Страшилой, и путешествие продолжилось по неровной дороге с ямами;
  • за лесом, в котором друзья познакомились с Дровосеком, дорога повернула налево и сменила цвет, некоторое время спустя, последовал поворот направо, дорога расширилась и окрасилась в зелёный цвет;
  • после того как к компании путешественников присоединился Лев, дорогу и вовсе прервал огромный овраг и река (дети принимают решение о строительстве моста через реку);
  • за мостом дорога сильно сузилась, вновь свернула направо и сменила цвет, но вскоре показалась кирпичная стена и ворота Волшебного города, от которого исходило зелёное сияние.
«Путешествие на пароходе в зоопарк» Материалы и атрибуты для игры:

  • фигурки зверей,
  • строительный конструктор,
  • билеты,
  • бескозырка,
  • бинокль,
  • штурвал.

Дети вместе с педагогом задумали совершить удивительно путешествие на пароходе в зоопарк, который находится в далёком и очень красивом городе. Дружная команда мальчиков приступила к строительству парохода, команда девочек вместе с воспитателем занялась конструированием зоопарка. Педагог поинтересовалась у мальчиков, какие детали будут наиболее подходящими для создания прочного судна, а у девочек уточнила, где и какие клетки лучше разместить.
Для того чтобы отправиться в морское путешествие, нужно выбрать капитана, назначить рулевого, пассажирам приобрести билеты в кассе у кассира, контролёру проверить, все ли пассажиры оплатили свой проезд.
Наконец, все пассажиры заняли свои места, и пароход отправился в путь. Но что-то погода начинает портиться, дует ветер, море волнуется, высокие и сильные волны раскачивают корабль. Капитан предлагает спеть весёлую песню, которая поможет разогнать тучи и поднять настроение путешественникам. Вот и город появился на горизонте, все пассажиры осторожно сходят с корабля и отправляются на экскурсию в зоопарк, во время которой отгадывают загадки о лесных животных, вспоминают, чем они питаются, как устраиваются на зимовку и т. д.

Строительные игры в младших группах

Продолжительность строительной игры в младших группах, как правило, не превышает 10–15 минут. Наиболее распространёнными и действенными приёмами в работе с воспитанниками 2–4 лет являются:

  • Игра воспитателя с детьми. Педагог предлагает воспитанникам сюжет игры, показывает и объясняет способы конструирования, помогает отобрать детали, подсказывает с помощью наводящих вопросов, подбадривает малышей, если что-то не получается, напоминает, что нужно стараться всё делать аккуратно и красиво. В конце игры воспитатель вместе с детьми оценивает постройки, просит рассказать, какие конструкции получились самыми прочными и красивыми.
  • Игры малышей со старшими ребятами. Исследования показывают, что совместные строительные игры младших дошкольников со старшими стимулируют создание построек по замыслу, вызывают положительные эмоции и активизируют желание включиться в игру.
  • Использование игрушечного персонажа как мотива к действиям или повода к сюжетному обыгрыванию. Игровой сюжет разворачивается вокруг любимой игрушки (забавного мишки, ушастого зайки, милой матрёшки, смешного клоуна). Воспитатель от имени игрушечного персонажа просит детей восстановить разрушенный теремок или построить уютные домики для лесных гномиков.

Девочка построила небольшой город из строительного материала для куклы

Строя домик для любимого героя, малыш будет работать с большим интересом

Малышей 2–4 лет важно познакомить со строительным материалом и показать, как надо строить. Подражая действиям воспитателя, дети делают свои первые шаги в мире строительного конструирования. Постройки должны быть простыми и понятными, например, дорожка из ровных кирпичиков, ворота из двух столбиков и перекладины, забор, стол, башенка из цилиндра и конуса и т. д. Для того чтобы у малышей возникло желание строить и играть с постройкой, необходимо выбирать устойчивый материал среднего размера. Желательно, чтобы соединив 2–3 детали, маленький строитель смог узнать объект, который он задумал. Постепенно дети освоят умение складывать более сложные конструкции, например, дом из 5 деталей.

Следует учитывать, что в 2–3 года дети не столько строят, сколько нагромождают одну деталь на другую, плохо понимая, что они сооружают, быстро переключаясь с одного замысла на другой. Например, ребёнок выкладывает ряд кирпичиков, передвигает, имитируя с помощью голоса звуки, бегущего по рельсам поезда, прикладывает ещё 2 кирпичика, пробует передвинуть, но конструкция нарушается, он тут же забывает, что играл в паровозик, и выстраивает круглый заборчик.

Дети сооружают постройку из деревянных кирпичиков на полу

Строительный материал для игр младших дошкольников должен быть устойчивым, а постройки — простыми и понятными

Строительные игры в средней группе

Детям 4–5 лет можно демонстрировать образцы, в которых предусмотрен более высокий уровень технической сложности, например, многоэтажные гаражи с лифтами и парковочными платформами для машин, широкий мост для многополосного движения транспорта, здание цирка круглой формы. Воспитатель может смело опираться на инициативность и любознательность детей этого возраста, ограничиваться словесным объяснением без детального показа алгоритма действий. Для четырёхлетних детей по-прежнему основным стимулом перехода к сюжетной игре является появление игрушки, вокруг которой и будет выстраиваться последующее действо. Продолжительность игры увеличивается до 20 минут.

В работе с воспитанниками 4–5 лет стоит учитывать своеобразие предпочтений и интересов, например, мальчики с оживлением и интересом воспримут идею о сооружении космодрома, девочек же вдохновит предложение стать дизайнерами мебели для кукольного домика или построить ферму из домиков и заборчиков для домашних животных. Стоит учитывать, что большая часть детей отдаст предпочтение ролевой игре в салон красоты, дочки-матери или путешествие за сокровищами, чем строительному конструированию. Некоторые ребята умеют создавать интересные постройки, но к обыгрыванию сюжета интереса не проявляют, поэтому очень важен дифференцированный подход со стороны педагога, который с учётом индивидуальных интересов и потребностей одному ребёнку предложит стать строителем, а другому — принять активное участие в ролевом аспекте игры.

Дети строят зоопарк из деревянных фигурок

Можно предложить ребятам построить зоопарк для игрушечных зверей, которым негде жить

Интересными для воспитанников средней группы могут быть следующие строительные игры:

  • «Загородки и заборы»,
  • «Ферма»,
  • «Зоопарк»,
  • «Гараж для автомобилей»,
  • «Цирк»,
  • «Мосты большого города»,
  • «Комната для куколки» и т. д.

Дети играют в ферму

Дети самостоятельно выбирают материал, выстраивают ограду для фермы и загоны для животных

Строительные игры со старшими дошкольниками

Основная задача педагога — развитие интереса к строительной игре, для чего нужно ориентировать старших дошкольников на результат, необходимый для организации сюжетной игры. Например, построить город с мостами и дорогами, а затем устроить интересную игру с машинками и поездами. Пробудить интерес поможет чтение увлекательного рассказа, интересная беседа, которая стимулирует игровой азарт и желание творить. Сюжетная игра окажет, в свою очередь, положительное влияние на вовлечение детей в ролевые действия.

Приведём пример сочетания сюжетной и строительной игры.
Девочки играют в куклы, сюжет игры — поездка в летний лагерь. Дети складывают кукольную одежду, игрушки, посудку в машины и «едут» в другую часть групповой комнаты. Одна из девочек предложила построить домик для кукол и принесла строительный материал, две другие девочки подхватили инициативу и принялись за строительство веранды, кухни, спальни. Закончив строительство, дети распределили между собой роли: воспитательница в группе старших (большие куклы), воспитательница в группе младших (маленькие куклы) и повар. Наблюдавшая за игрой воспитательница предложила девочкам оборудовать игровую площадку, построить кроватки, шкафы и столы для маленьких кукол. Строить перегородки и мебель дети научились ещё в средней группе, но опыт совместного планирования комнат и оформления интерьера оказался для них новым и полезным.

Дети построили из жёлтых деревянных кирпичиков дорогу к Изумрудному городу и разыгрывают сказку

Закончив постройку, дошкольники с увлечением развивают сюжет игры

Постройка становится своеобразным эпицентром, вокруг которого разворачивается сюжетная игра. Во время парной игры детей за одним столом воспитатель советует соединить две конструкции в одну, например, объединить два домика в двухэтажное строение. Дальше можно наблюдать, как дети придумывают вместе план многоквартирного дома, предварительно согласовывают размещение комнат, коридоров, лестниц и т. д. Постепенно продолжительность строительной игры у старших дошкольников возрастает до 30 минут.

В 6 лет у детей возрастает интерес к архитектурной выразительности построек, они стараются усовершенствовать конструкции, создавать красивые, симметричные и художественно привлекательные сооружения. Но иногда замысел оказывается слишком сложным для практического воплощения и требует от дошкольника серьёзной умственной работы, вот тут-то и нужна подсказка педагога, показ новых возможностей использования материала. Например, ребёнок занят строительством станции метро, но, пытаясь соединить колонны арками, обнаруживает, что расстояние между брусками слишком велико, если передвинуть колонны поближе, то разрушится вся конструкция. Внимательный педагог посоветует использовать дополнительные длинные пластины для перекрытий и на них уже поставить арки.

Со старшими дошкольниками можно проводить дидактические игры по схеме-образцу:

  • Вариант первый: дети должны соорудить постройку по образцу из деталей, которые указаны в технологической карте.

    Домик из деревянных деталей и технологическая карта к постройке

    В этом варианте игры ребёнок сооружает постройку из заданного количества деталей определённой формы

  • Вариант второй: возводится произвольная постройка, но количество использованных деталей фиксируется в технологической карточке.

    Мальчик фиксирует количество использованных деталей постройки в технологической карте

    Дошкольник конструирует произвольную постройку, но количество использованных деталей отмечает в технологической карте

С детьми, которые вполне уверенно конструируют по образцу можно приступать к работе по схемам и чертежам. Мало просто предложить чертежи, необходимо рассмотреть и разобрать их вместе с детьми, при необходимости показать способы скрепления деталей.

Фотогалерея: схемы для конструирования простейших построек

Таблица: пример конспекта строительной игры для старших дошкольников (фрагмент)

Автор Зобенкова Е. Ю., воспитатель МАДОУ № 224 г. Кемерово.
Название «Город и деревня»
Цель Содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи • Содействовать формулированию самооценки конечного результата;
• содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы;
• содействовать развитию связной речи;
• формировать умение выполнять постройку в определённой последовательности, с учётом плана-схемы;
• воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности;
• прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства.
Оборудование
  • Схемы построек,
  • атрибуты для конструирования,
  • конструктор.
Предварительная работа
  • Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни;
  • ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Вводная часть В.: Давайте поздороваемся.
Хороводная игра «Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество).

  • Плывёт кораблик по реке,
    А мы идём рука в руке. (Идут по кругу)
    А речки голубой поток, (Показывают волны)
    А через речку есть мосток, (Соединяют руки, локти выше)
    А за мостом дома стоят, (Руки над головой)
    А в тех домах детишки спят. (Ладошки под щёку)
    Скоро солнышко взойдёт, (Руки вверх, потягиваются)
    Петух песенку споёт «Кукареку»,
    И все детишки встанут тут (Идут по кругу)
    И дружно в садик побегут! (Бегут)
    Все… прибежали в детский сад?
Основная часть В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники).
А как вас будут называть, когда вы пойдёте в школу? (Школьники)
Вот есть такой вид труда — строительство. Люди каких профессий называются строителями? (Ответы детей).
А у нас есть строительный материал… Можем ли мы быть строителями? (Можем). Что задумали? Получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
Воспитатель проводит беседу о строительных профессиях, обращает внимание ребят на план застройки. Дети распределяют роли, кто что будет строить в городе и в деревне. <…>
Итоговая часть В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни. Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да).
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка».
В.: Мы в какой стране живём? (В России). Тех, кто живёт в России как называют? (Россияне). В каком городе мы живём? (Кемерово).
А город, который вы построили как называется? (Дети предлагают названия).
Город, который вы построили в какой стране находится? (В России). Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг).
Что ещё может являться символов государства? (Герб, гимн).
Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют). Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?! Все безработные? (На заводе). Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Дети фантазируют о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод).
Откуда сырье берут для завода? (Ребята показывают на деревенские дома).
Куда же отправляется продукция и кому?! (В город).
Беседа о транспортном сообщении и торговых отношениях города и деревни. <…>
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/zobenkova-elena/stroitelnaja-igra-gorod-i-derevnja.html

Анализ строительной игры в детском саду

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется проводить исследование игровых навыков 3 раза в год с целью корректирования деятельности педагога. В работе со старшими дошкольниками анализ проводят в начале и в конце учебного года. Анализ профессиональных умений педагога осуществляет старший воспитатель или методист.

Критерии анализа игр со строительным материалом:

  • Соответствие поставленных развивающих, образовательных и воспитательных задач возрасту детей.
  • Качество подготовительной работы, её целесообразность (экскурсия, беседа, чтение, наблюдение во время прогулки).
  • Педагогические приёмы стимулирования и руководства игрой.
  • Вид конструирования, соответствие возрастным интеллектуальным и психологическим нормам развития:
    • по образцу;
    • по условиям;
    • по замыслу;
    • по схемам и рисункам.
  • Пространство и время игры.
  • Взаимодействие детей (навыки сотрудничества, объединение дошкольников в подгруппы, распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей, стимуляция детской импровизации).
  • Условия для обыгрывания построек (сюжет игры, дополнительные игрушки и материалы).

Четыре мальчика в жёлтых касках играют с машинками и строительным материалом

Наблюдая за ходом игры, воспитатель оценивает постройки воспитанников и их обыгрывание ребятами

Для заполнения протоколов игровой активности воспитанников потребуются объективные данные об игре каждого ребёнка. Получить их можно посредством наблюдения за играми детей в группе, на участке, а также создания игровых проблемных ситуаций с тактичным участием педагога.

Таблица: протокол игровой активности дошкольников

Области развития Параметры оценки Баллы
Содержание игры Замысел игры появляется:

  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Разнообразие замыслов.
Количество игровых задач.
Разнообразие игровых задач.
Самостоятельность при постановке задач:

  • задачи ставит взрослый;
  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Способы решения игровых задач Разнообразие игровых действий с игрушками.
Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

  • развёрнутые;
  • обобщённые.
Игровые действия с предметами-заместителями:

  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Игровые действия с воображаемыми предметами:

  • с помощью взрослого;
  • самостоятельно.
Принимает роль.
Разнообразие ролевых действий.
Выразительность ролевых высказываний.
Наличие ролевых высказываний.
Ролевые высказывания возникают по инициативе:

  • взрослого;
  • ребёнка.
Ролевая беседа возникает:

  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ролевая беседа возникает по инициативе:

  • взрослого;
  • ребёнка.
Содержательность ролевой беседы.
Взаимодействие детей в игре Вступает во взаимодействие:

  • со взрослым;
  • со сверстником.
Ставит игровые задачи:

  • взрослому;
  • сверстнику.
Принимает игровые задачи:

  • от взрослого;
  • от сверстника;
  • отказывается.
Длительность взаимодействия:

  • кратковременное;
  • длительное.
Примечание: выявленный навык обозначается знаком «+», отсутствующий навык — знаком «-».
Источник: http://pandia.ru/text/78/540/3168.php

Примеры проведения строительных игр в детском саду

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, иллюстрирующими особенности проведения строительных игр в детском саду.

Видео: игра «Ищем кристалл в Лего-городе»

Видео: строительная игра «Домик для Машиных игрушек» в младшей группе

Видео: игра «Строительство спортивного стадиона» в старшей группе

Видео: игра «Мы — строители» в детском саду

На занятиях по конструированию дети осваивают технические умения и приёмы сооружения простейших построек, а во время строительных игр создают разнообразные варианты сооружений, приспосабливая их под сюжет и условия игры, комбинируя и фантазируя, придумывая оригинальное оформление. Строительное моделирование помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Автор: Наталья Фоминых
  • Распечатать

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе — 22 года. Сфера профессиональной деятельности — проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(10 голосов, среднее: 4.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Конспект игры со строительным материалом средней группе

Подготовила: воспитатель средней группы

Кошелева Елизавета Константиновна

Кемерово 2021

Программное содержание:

Цель:Учить детей сооружать постройки по заданной схеме.

Задачи

Образовательная задача:

Учить анализировать постройку, выделяя основные части

Развивающая задача:

— Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр).

Воспитательная задача:

— Воспитывать дружелюбие между детьми

Оборудование: Набор строительных деталей на подгруппу детей, картинка с изображением улицы города, мелкие игрушки для обыгрывания, кукла – мальчик Миша (либо костюм)

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня в гости к нам пришел мальчик Миша и что-то принес с собой. Что в руках у нашего гостя? (ответы детей: конструктор)

Воспитатель: Миша говорит, что этот конструктор ему подарили друзья на День рождения, а что с ним делать не сказали. Вот он и пришёл к нам за помощью. Дети, а для чего нужен конструктор? (ответы детей: чтобы строить)

Воспитатель: Что можно построить из конструктора? (ответы детей: мебель, мостики, машины и т. д.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие детали находятся у Миши в коробке и попробуем их назвать. Только будьте очень внимательными. Я буду вам загадывать загадку, а отгадку нужно будет «найти» в коробке и всем показать.

Загадки:

Что это за деталь, ребята: Все стороны у него – квадраты? (Куб)

Воспитатель: А теперь найдите в коробке эту деталь и покажите. Поднимите ручки, кто может показать. Маша, покажи всем нам, как выглядет куб. Молодец!

Сбоку — треугольник,

Сверху – я кружок.

назови меня, дружок. (Конус).

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Назовите последнюю деталь, которая осталась в коробке? (Показываю цилиндр) (ответы детей: цилиндр) Молодцы!

Воспитатель: Видишь, Миша, наши дети очень хорошо знают название всех строительных деталей. А ещё они умеют строить. Сегодня наши ребята будут настоящими строителями, а ты у них поучишься. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте немного разомнемся.

Физминутка

«Вправо — влево наклоняйтесь.

Как цилиндры покачайтесь.

Попрыгайте как шарики.

Сделайте «фонарики».

А шарики катаются

Ребята улыбаются».

Воспитатель:Умнички! Хорошо мы с вами размялись! А теперь давайте пройдет к нашим столам.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю построить улицу нашего города. Для начала давайте рассмотрим картинку с изображение улицы. Каждый из вас сделает постройку, которую мы поставим на лист картона, где я заранее для вас расчертила дорогу. А Миша с удовольствием у вас поучится.

Дети выполняют постройки. Подхожу к каждому и помогаю, даю советы. Также задаю вопросы:

Воспитатель: Как называется твоя постройка? Кто живёт в твоём домике? Для кого ты сделал свою постройку? Из каких частей состоит твой домик? (ответы детей: я построил домик. В нем живут люди. В домике есть стены, крыша, окна, дверь. Я построил мост. Это спуск, а это подъём, и др.)

Воспитатель:Вы только посмотрите, какая замечательная улица у нас получилась!

Воспитатель: Ребята, Мише очень понравилось у вас учиться строить и играть, но ему пора возвращаться к себе домой. Теперь он умеет строить из конструктора всё. Он говорит «До свидания», но обещает вернуться ещё. Вы сегодня замечательно работали! Теперь вы можете поиграть с нашей постройкой.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/476206-konspekt-igry-so-stroitelnym-materialom-sredn

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических резервуаров 780
  • Web digital camera user guide инструкция на русском языке
  • Как скачать интерактивное руководство
  • Кальцитат с50 инструкция по применению для животных
  • Кумз руководство каменск уральский официальный