Руководство суда это что

Процессуальные
действия совершаются судом или сторонами
перед судом. Вследствие участия суда,
являющегося органом государственной
власти, гражданский процесс приближается
по своему значению к другим формам
конкретизации юридических норм органами
государственной власти — к уголовному
процессу, к деятельности административных
учреждений — и запечатлен публично-правовым
характером. Хотя в гражданском процессе
сторонам предоставлено право свободного
распоряжения объектом спора и средствами
борьбы (по принципу диспозитивности),
хотя самодеятельности их открыт широкий
простор, но все-таки господствующее
положение в процессе принадлежит суду
как потому, что он — представитель
государственной власти, которой подчинены
стороны, так и потому, что действия
сторон сводятся, в сущности, к тому,
чтобы возбудить деятельность суда и
дать ему материал для постановления
правильного решения.

Ввиду
такого характера процесса суду должна
быть предоставлена руководящая роль
при определении порядка и хода
производства. Это достигается принципом
судейского руководства процессом.

Этот
принцип относится исключительно к
внешней, формальной стороне процесса
и не касается внутренней, материальной,
определяемой иными принципами
(диспозитивности, состязательности и
др.).

Поэтому
он обыкновенно именуется принципом
формального руководства, в отличие от
принципа материального руководства
процессом, как некоторые называют
инструкционный принцип. Не распространяется
руководство суда и на переход процесса
из стадии в стадию, из инстанции в
инстанцию: здесь действует принцип
свободного почина сторон (см. § 26).

От
принципа формального руководства суда
нужно строго отличать принцип судейского
суверенитета, или дискреционной власти
суда.

Таким
образом, принцип судейского руководства
процессом возлагает на суд заботу об
обеспечении правомерности,
последовательности, удобства и быстроты
производства.

Выполняя
эту задачу, суд или, в качестве представителя
коллегии, председатель суда наблюдает
за исполнением сторонами формальностей,
которым должны, по правилам закона,
удовлетворять подаваемые в суд письменные
прошения, жалобы и другие бумаги (ст.
266 и сл.), руководить словесным состязанием
сторон (ст. 336, 338), определяет очередь
допроса свидетелей и руководить допросом
(ст. 393, 399 и сл.) и т. д.

§ 25. Состязательность

Гольмстен.
Состязательное начало (в его «Юрид.
исследов.», 1894); Окольский. Состязательный
процесс в Уставе гражданского
судопроизводства (Журн. гр. и уг. пр.
1880. N 2, 3, 4); Азаревич. Правда в гражданском
процессе (там же, 1888. N 1); Анненков.
Усмотрение суда в гражданском процессе
(там же, 1889. N 4); Гредескул. К оценке теории
состязательного начала в гражд. процессе
(Журн. юридич. общ. 1898. N 3, 4); Блюменфельд.
Принцип официальности в гражданском
процессе и свободное правотворение,
1912; Яблочков. Бремя утверждения в гражд.
процессе (Вестн. гражд. пр. 1916. N 4, 5).

I.
Задача собирания процессуального
материала и разыскания доказательств
может быть возложена законом: 1)
исключительно на самих тяжущихся; 2) на
суд и 3) на тяжущихся и на суд вместе.

1.
В первом случае все предоставляется
самодеятельности тяжущихся, при пассивном
положении суда. Подготовка фактического
материала производится сторонами, а
суд дает ему оценку, принимая во внимание
только то, что доставлено сторонами, и
в таком виде, как доставлено.

Такой
способ собирания и подготовки
процессуального материала носит название
состязательного начала, или принципа
состязательности (Verhandlungsmaxime), в тесном
смысле слова, именно в смысле ответственности
сторон за фактический материал процесса,
или, говоря точнее, в смысле права сторон
свободно распоряжаться фактическим
материалом в процессе.

2.
Законодатель может поступить как раз
противоположным образом: возложить
обязанность собирания и подготовки
процессуального материала всецело на
суд, совершенно независимо от воли и
деятельности тяжущихся. Суд становится
тогда самостоятельным исследователем
фактических обстоятельств дела, а
стороны, наравне со свидетелями,
приобретают значение только средств,
источников, откуда суд черпает необходимые
ему сведения. В этом состоит следственное,
или инквизиционное начало (Untersuchungs- ,
Inquisitions-maxime).

3.
Наконец, возможно построить процесс на
более или менее равномерном сочетании
состязательного и следственного
принципов.

II.
В пользу принципа состязательности
говорят следующие соображения.

1.
Прежде всего, фактическая сторона дела
может быть лучше установлена тем, кому
она ближе знакома, кто знает, какими
доказательствами ее можно подтвердить
и где эти доказательства следует искать.
В этом отношении тяжущиеся находятся
в неизмеримо более благоприятном
положении, чем судьи, потому что никто
не знает лучше них обстоятельств их
собственных дел.

2.
Точно так же тяжущиеся больше кого бы
то ни было и, во всяком случае, больше
суда заинтересованы в выяснении
обстоятельств дела.

Каждая
сторона стремится к выигрышу процесса
и в этой целью старается отыскать и
представить суду все факты, говорящие
в ее пользу и подрывающие требования
противника. Если при этом она приведет
ложный факт или исказит истинный, другая
сторона не замедлит раскрыть его и
восстановить истину: к этому ее побуждает
собственная выгода, могущественнейшая
пружина человеческих поступков. Суд же
находится в ином положении: он не
заинтересован в раскрытии материальной
правды ни лично, ни даже в качестве
представителя государственной власти,
для которой, собственно, безразлично,
кто из тяжущихся победит в процессе;
для нее важно лишь, чтобы победа была
одержана без нарушения установленных
правил процессуального поединка.

3.
Принцип состязательности соответствует
сущности гражданского процесса.
Предъявляя требование к ответчику,
истец выводит его из норм права и
фактических обстоятельств. Задача суда
ограничивается проверкой, правильно
ли сделан им вывод из норм действующего
права. Если же суд, не ограничиваясь
этим, стал бы сам разыскивать фактические
данные доказательства, а затем делать
применительно к ним выводы из действующего
права, то он стал бы в положение стороны
и в судебном решении должен был бы
проверять свои собственные выводы.

4.
Характер тех прав, о которых идет речь
в гражданском процессе, не допускает
применения следственного принципа.
Частные права определяют отношения
между гражданами в их частной жизни. А
вмешательство в нее органов государственной
власти, к которым относится суд,
нежелательно. Частная и в особенности
семейная жизнь должна быть неприкосновенна,
ибо если дать суду право самостоятельно
производить в ней розыски, то граждане
во многих случаях предпочтут не обращаться
к суду, а разрешать юридические споры
другими способами: третейским судом,
мировыми соглашениями, а иной раз даже
прибегать к самоуправству.

5.
Принцип состязательности вполне
соответствует принципу формальной
диспозитивности. Обладая полной свободой
распоряжения процессуальными средствами
защиты, в том числе и доказательствами,
которыми подтверждаются и устанавливаются
те или иные части процессуального
материала, тяжущиеся могут, по своему
усмотрению, увеличивать или уменьшать
количество самого материала. Естественно
поэтому возложить на них и ответственность
за полноту процессуального материала.

6.
Следственный принцип заставляет суд
покидать роль спокойного созерцателя
единоборства тяжущихся сторон и
вмешиваться в процессуальную борьбу.
Суд может утратить соответствующие его
званию хладнокровие, беспристрастие,
объективность и стать в положение
помощника одной из сторон, правота
которой представилась ему более вероятной
при предварительном исследовании
обстоятельств дела.

Но
если это даже не произойдет в
действительности, во всяком случае,
одна возможность такого результата
набросит на суд тень подозрения в
пристрастии и лишит его доверия граждан.
Судья не только должен быть беспристрастным,
но и должен казаться таковым. «Процесс
может быть благодетельным учреждением
только тогда, когда стороны питают такое
же доверие к гражданскому судье, как к
третейскому, но не тогда, когда они
боятся его, как полицейского чиновника»
(Канштейн).

7.
Принятие состязательного принципа
имеет еще ту выгоду, что ведет к разделению
труда, всегда приносящему лучшие плоды,
чем исполнение всей сложной работы
одним лицом. Подготовка фактического
материала производится двумя тяжущимися,
из коих каждый подбирает все то, что
служит в его пользу, причем обе стороны
могут пользоваться помощью
специалистов-юристов (адвокатов).

8.
Принцип состязательности открывает
простор для самодеятельности тяжущихся
и побуждает их к проявлению личной
инициативы и энергии.

Напротив,
следственный принцип отдает их в оценку
суда; их усердие ослабевает; они начинают
полагаться на помощь свыше, и если
ошибаются в расчете, то нарекают на суд
и заподозревают его в пристрастии. С
точки зрения воспитательного влияния
на граждан состязательный принцип
поэтому заслуживает предпочтения, хотя
бы даже в отдельных случаях они терпели
от него ущерб. Здравая идея состязательного
процесса состоит, как выразился Планк,
в том, что «лучше явная опасность
свободы, чем сомнительная обеспеченность
опеки».

9.
Наконец, последовательное проведение
следственного принципа фактически
невозможно, так как работа суда увеличилась
бы в десятки и сотни раз, став для него
непосильным бременем.

III.
Против принципа состязательности
выставлялись разные возражения. Но
основательным является только одно,
заключающееся в следующем.

Принцип
состязательности может быть полезен и
целесообразен только при том условии,
если обе тяжущиеся стороны являются
равносильными, одинаково подготовленными
и умелыми противниками. Тогда суду
остается только молча наблюдать их
единоборство и беспристрастно решить,
кто из них победил. Но если стороны не
равносильны, если, напр., одною является
образованный человек, а другою —
неграмотный крестьянин, или если одному
тяжущемуся помогает адвокат, до тонкости
изучивший все приемы и средства
процессуальной борьбы и обладающий
долговременным навыком, а другой
тяжущийся защищается лично, будучи
совершенным новичком, впервые выступающим
в процессе, то принцип состязательности
приведет лишь к торжеству сильного над
слабым, богача, имеющего возможность
нанять хорошего адвоката, над бедняком,
принужденным вести свое дело лично. А
это противно справедливости.

Чтобы
устранить вредное влияние неравносильности
сторон, необходимо сделать одно из двух:
либо ввести обязательное участие
специалистов-юристов в процессе, либо
возложить на суды обязанность оказывать
содействие сторонам при установлении
фактических обстоятельств.

Первый
способ осуществлен западноевропейскими
законодательствами в применении к
делам, разбираемым коллегиальными
судами: во Франции эти дела должны
вестись тяжущимися при посредстве
поверенных, а в Германии и Австрии — при
посредстве адвокатов, исполняющих
одновременно обязанности поверенных.
Однако такой корректив к принципу
состязательности нельзя признать вполне
целесообразным по следующим соображениям.
Во-первых, опыт показал, что обязательное
участие поверенных или адвокатов в
процессе не устраняет необходимости
вмешательства суда в подготовку и
разработку фактического материала.
Несмотря ведь на это участие, в названных
государствах возник вопрос о необходимости
расширить права суда. Во-вторых, хотя
помощь специалистов-юристов при ведении
дел и полезна для тяжущихся, но отсюда
вовсе не следует, что закон должен
навязывать им эту помощь, за которую, к
тому же, им придется платить.

Поэтому
предпочтения заслуживает второй способ:
предоставление суду, в видах раскрытия
материальной истины, права материального
руководства процессом, т. е. добавление
к принципу состязательности некоторой
дозы следственного начала. Но тут
возникает важный вопрос о взаимном
отношении между обоими принципами, о
той пропорции, в какой их нужно смешать.
Этот вопрос должен быть разрешен
следующим образом. Процесс необходимо
построить на принципе состязательности;
вмешательство же суда допустимо в той
мере, в какой оно не противоречит принципу
диспозитивности. Именно, суд не может
ни стеснять тяжущихся в распоряжении
объектом процесса, ни принуждать их к
применению процессуальных средств
защиты, пользование которыми предоставлено
их усмотрению, ни самостоятельно
применять эти средства вопреки воле
тяжущихся.

Так
как суд только направляет и дополняет
деятельность тяжущихся, то о применении
следственного принципа в строгом смысле
здесь нельзя говорить. Поэтому
предпочтительнее употреблять термин
«инструкционный принцип».

IV.
Состязательное и следственное начала
комбинировались как в римском, так и в
основанном на нем германском общем
процессе. Оба они были построены на
состязательном принципе, но с некоторыми
отступлениями в сторону следственного.
Действующие уставы французский и
германский примыкают к германскому
общему процессу. Значительно дальше в
сторону расширения прав суда пошел
австрийский устав.

Он
возлагает на председательствующего
обязанность принимать меры, чтобы
стороны «дали все объяснения, которые
необходимы для установления, согласно
с истиной, фактических обстоятельств,
служащих основанием заявленных сторонами
прав и требований» (§ 182). Самодеятельности
суда положены два предела: 1) согласно
принципу диспозитивности, суд не может
требовать представления документов и
вызывать свидетелей, если обе стороны
заявят, что они этого не желают (§ 183), и
2) о существовании документов, вещественных
доказательств и свидетелей суд должен
узнать из ссылки на них одной из сторон
(§ 183), а не путем самостоятельных розысков.
Таким же образом скомбинированы
состязательное и следственное начала
в венгерском уставе.

Русский
дореформенный процесс основывался на
состязательном начале, соединенном с
большой дозой следственного, главным
образом, в том отношении, что суду было
предоставлено собирать по собственной
инициативе «справки» по делу, т. е.
выписки и копии с документов, не
приобщенных к делу, а находящихся в
других делах.

V.
Составители судебных уставов провозгласили
в 367 ст. Уст. гражд. суд. принцип
состязательности с категорической
ясностью: «суд ни в каком случае не
собирает сам доказательств или справок,
а основывает решение исключительно на
доказательствах, представленных
тяжущимися». Развив это общее положение
в постановлениях по частным случаям,
составители устава сохранили в то же
время некоторую долю следственного
принципа, именно, дали право суду
назначать, по собственному почину,
осмотры (ст. 507) и экспертизу (ст. 515), а
также «требовать объяснений от
стороны, выражающейся неясно или
неопределенно» (ст. 335), и если «по
некоторым из приведенных ими обстоятельств,
существенных для разрешения дела, не
представлено доказательств», объявлять
об этом сторонам, назначая им срок для
выяснения таких обстоятельств (ст. 368).

Из
приведенных постановлений видно, что
составители устава вовсе не желали
провести в процессе строгую состязательность
и поставить суд в совершенно пассивное
положение зрителя процессуальной борьбы
сторон; напротив, они призвали суд к
активному участию в установлении
фактического материала рассматриваемых
дел, но только не в качестве самостоятельного
исследователя, а в роли помощника и
советника сторон. Суд не вправе сам, по
собственному почину, собирать
доказательства и справки (ст. 667), но он
должен заботиться о надлежащем выяснении
обстоятельств дела и с этой целью
предлагать тяжущимся вопросы и указывать
им на пробелы в представленных
доказательствах. Такое содействие
сторонам является не только правом, но
и обязанностью суда. Суд не может отказать
в иске на том основании, что требование
истца осталось для него неясным и
непонятным, или удовлетворить иск
потому, что ответчик не представил
доказательств в подтверждение какого-либо
обстоятельства, которое считал не
имеющим существенного значения, тогда
как, по мнению суда, оно было очень важно.
Сенат истолковал ст. 368 несогласно с ее
действительным и вполне ясным смыслом:
она налагает на суд о б я з а н н о с т ь
указывать сторонам на необходимость
разъяснения и подтверждения доказательствами
некоторых из п р и в е д е н н ы х и м и
обстоятельств дела, а Сенат высказал
мнение, что 368 ст. дает суду только п р а
в о (93 N 21) указывать сторонам на
необходимость разъяснения таких
обстоятельств, которых сами с т о р о н
ы н е п р и в о д и л и , но которые суд
считает существенными (85 N 62, 90 N 22).

Закон
12 марта 1914 г. расширил пределы
самодеятельности суда, дав ему право в
делах, возникающих из раздельного
жительства супругов, назначать по
собственному усмотрению допрос как
самих супругов, так и свидетелей (ст.
13458).

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Определение 1

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Пример 1

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Структура суда

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Определение 2

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Определение 3

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Замечание 1

Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

Функции аппарата районного суда

Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

  • прием и выдача документов;
  • удостоверение копий судебной документации;
  • контроль над уплатой пошлин и сборов;
  • вручение уведомлений и вызовов;
  • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
  • ведение протоколов заседаний суда;
  • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
  • обеспечение хранения дел, судебной документации;
  • участие в обработке данных практики суда;
  • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
  • информационно-справочная деятельность;
  • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

Полномочия помощника председателя суда

Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

  • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
  • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
  • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
  • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
  • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
  • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
  • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
  • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.
Замечание 2

В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

Администратор районного суда

Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

  • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
  • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
  • ведение статистики;
  • ведение делопроизводства, архивация документации;
  • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
  • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
  • организация охраны зданий районного суда и пр.

Консультант районного суда

Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

  • прием частных лиц;
  • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
  • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
  • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда

Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

  • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
  • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
  • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
  • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

Секретари

Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

  • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
  • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
  • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

  • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
  • подготовка судебного заседания технического характера;
  • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

  • обеспечивать безопасные условия для судей и участников дела;
  • обеспечивать охрану в рабочее время зданий суда и судебных помещений;
  • контролировать сохранение общественного порядка в судебных помещениях;
  • исполнять распоряжения судьи во время заседания суда;
  • обеспечивать порядок в зале заседания суда во время судебного разбирательства;
  • исполнять судебные решения, содержащие применение к участникам процесса законных мер процессуального принуждения (Закон о судебных приставах, ст.11).
Автор статьи

Анна Михайловна Самсонова

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Задать вопрос автору статьи

Понятие и общая характеристика председателя суда

Деятельность суда как важнейшего юрисдикционного органа не может реализовываться вне законодательно установленной процедуры, затрагивающей, в том числе, вопросы организации самих судов. Иными словами, для каждого суда, как элемента отечественно судебной системы характерно наличие собственной структуры:

Определение 1

Структура суда – это выражение организационного построения суда, проявляющее взаимодействие и соподчинение составляющих его подразделений и должностных лиц.

При этом необходимо отметить, что ключевым звеном структуры любого суда выступает его председатель, в том числе, утверждающий структуру конкретного органа и его штатное расписание. Кроме того, следует обратить внимание на то, что несмотря на вхождение председателя в общую структуру суда, наряду с иными судьями и их объединениями (подразделениями, составами, и т.д.), председателя отличает особый двойственный статус:

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Определение 2

Председатель суда – особый элемент судебной организации, выступающий одновременно судьей соответствующего звена судебной системы, в связи с чем, осуществляющий процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел, и, в то же время, реализующий ряд организационных полномочий.

Применительно к процессуальной составляющей деятельности председателя суда какие-либо изъятия не предоставлены, в связи с чем, он обязан отправлять правосудие в общеобязательном порядке, установленном на уровне федерального отраслевого процессуального законодательства. Всю специфику соответствующей роли отражает именно совокупность его организационно-распорядительных полномочий, которые будут рассмотрены ниже.

Полномочия председателя суда

Как было отмечено выше, роль и значение председателя суда проявляется в совокупности предоставленных ему организационных прав и обязанностей, в числе которых, в настоящее время в Российской Федерации принято выделять:

«Председатель суда» 👇

  • Совокупная организация нормального функционирования конкретного суда;
  • Распределение обязанностей между собственными заместителями (заместителями председателя суда);
  • Формирование конкретных судебных составов, исходя из опыта судей, их специализации, и т.д., для целей обеспечения максимально качественной и эффективной судебной деятельности;
  • При наличии, созывает Президиум собственно суда, возглавляя его и вынося на рассмотрение необходимые вопросы;
  • Осуществляет руководство аппаратом суда, в том числе путем назначения и освобождения от должности работников аппарата;
  • Выступает от лица суда во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями.

Оформление соответствующей деятельности происходит в рамках издаваемых председателем приказов и распоряжений, направленных на решение отнесенных к соответствующей компетенции вопросов. При этом по общему правилу, при отсутствии председателя (независимо от причин такого отсутствия), его полномочия реализуются первым заместителем; при отсутствии последнего – любых из заместителей председателя.

Говоря, в свою очередь, о таких субъектах судебной организации, как заместители председателя соответствующего суда, следует обратить внимание на то, что они также являются судьями, в связи с чем осуществляют все процессуальные полномочия, которыми наделен любой судья конкретного суда, а в качестве отличия правового статуса судей и заместителей председателя суда следует назвать, что последние возглавляют судебные коллегии и организуют непосредственную деятельность структурных подразделений аппарата суда, в части, не связанной по общему правилу с кадровыми преобразованиями.

Председатель Верховного суда в РФ

После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.

Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:

  1. Организация работы суда по изучению и обобщению судебной практики, судебной статистики, обеспечение работы по контролю за ходом выполнения разъяснений Пленума Верховного суда;
  2. Обеспечивает решение вопросов организации деятельности самого Верховного суда, а также всех общих и арбитражных судов, преимущественно составляющих судебную систему Российской Федерации;
  3. Созывает и возглавляет Пленум Верховного суда, в том числе посредством планирования его работы и формирования повестки дня;
  4. Распределяет служебные обязанности между собственными заместителями, а также между судьями Верховного суда;
  5. Представляет Президенту РФ кандидатов в судьи Верховного суда, в том числе замещающих должности заместителя председателя, председателей судебных коллегий, и т.д.;
  6. После формирования назначает судебные составы внутри судебных коллегий Верховного суда в РФ, а также определяет председателей соответствующих составов.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.

Также, отметим, что достаточно широкая сфера полномочий председателя Верховного суда связывается со взаимодействием с Высшей квалификационной коллегией судей, в том числе – по внесению представлений о награждении судей государственными наградами, приостановлению и прекращению полномочий, и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1.1. Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий и функций, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Судейское руководство

Судейское руководство
(формальное руководство) — принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым руководящая роль в определении внешней, формальной стороны процесса (его порядка и хода) принадлежит суду; правомерность, последовательность, «удобство» для тяжущихся и быстрота производства по каждому конкретному гражданскому делу обеспечивается судом.

Правоведение: глоссарий.
.
2010.

Смотреть что такое «Судейское руководство» в других словарях:

  • Доказательства уголовные — Под уголовными Д. подразумеваются те фактические данные, которые служат основанием к заключению о том, совершено ли преступление и виновно ли в нем данное лицо. Всякая эпоха имеет свой метод обнаружения на уголовном суде материальной истины, свою …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Российская академия правосудия — (РАП) Файл:РАП Эмблема Международное название Russian Academy of Justice …   Википедия

  • Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… …   Географическая энциклопедия

  • Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских …   Географическая энциклопедия

  • РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских …   Географическая энциклопедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — государство в Западной Европе, конституционная монархия. Расположено на Британских о вах и отделено от материковой Европы Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш. Обособленное положение повлияло на историческое развитие страны. В ее состав …   Географическая энциклопедия

  • Эпиктет — (ок. 50 ок. 140 гг.) греческий философ стоик, родился в Гиерополе (Фригия), жил в Риме Свободный это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Свидетели в гражданском судопроизводстве — посторонние, не заинтересованные в исходе процесса лица, которые дают суду показания о событиях, спорных между сторонами, не входя в оценку самих событий (этим С. отличаются от сведущих людей; см.). Ни стороны, ни судьи не могут быть С. В разное… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Ганнибал — Запрос «Ганнибал» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Ганнибал Барка Бюст Ганнибала, найденный в Капуе …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как включить разморозку в микроволновке samsung ceramic inside инструкция
  • Инструкции по охране труда для детей в школе
  • Таблица руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста
  • Приход к власти нового руководства начался переход к
  • Мама каре витамины для собак инструкция