Руководство свободная экономическая зона

Управление свободными и особыми экономическими зонами

Создание свободных и особых экономических зон (ОЭЗ) различного типа является одним из путей обеспечения экономического роста страны. В России неоднократно предпринимались попытки создания и развития СЭЗ, в частности в Находке, Калининградской области, Магадане, Алтае и других местах. По своему замыслу СЭЗ должны были способствовать решению таких задач, как быстрая интеграция в мировую экономику, привлечение иностранных инвестиций, освоение передового инновационного и технологического опыта. Однако отсутствие единой государственной политики в этой области, федерального закона об особых экономических зонах, прямое копирование зарубежного опыта без учета условий российской экономики, распространение режима свободной экономической зоны в пределах территориально-административных границ, совпадение времени их создания с затяжным экономическим кризисом в России отрицательно сказались на становлении СЭЗ. Фактически к 2004 г. в России осталась функционировать только Калининградская зона, прошедшая сложный путь эволюционного поиска: от «свободной экономической зоны» к «особой экономической зоне».

Идея создания СЭЗ и особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике не нова. Достаточно вспомнить положительный опыт Китая, Сингапура и других стран. Следует отметить, что в России СЭЗ и особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из инструментов диверсификации экономики страны в XXI веке.

В своем развитии СЭЗ прошли долгий путь от средневековых торговых городов-портов до инновационных парков и исследовательских центров. Их роль, место и формы серьезно изменились, они существуют и действуют во многих странах мира, превратившись в неотъемлемый институт мировой экономики. Придавая большое значение деятельности СЭЗ, страны размещения таких зон предусматривают внедрение системы экономико-правовых и социальных мер по их поддержке, в которую входят, в частности, поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот.

Опыт создания СЭЗ и особых экономических зон существенно дифференцирован в зависимости от уровня развития страны. В настоящее время в промышленно развитых странах СЭЗ представлены всеми типами зон, однако наибольшее развитие здесь получили зоны свободной торговли и технико-внедренческие зоны, тогда как в развивающихся и странах с переходной экономикой — экспортно-производственные зоны.

Главной движущей силой развития СЭЗ в промышленно развитых странах являются не иностранные инвестиции, а национальный частный капитал, а также различные государственные дотации и кредиты. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, наоборот, основным источником выступают иностранные инвестиции и займы международных кредитных организаций.

На международной арене анализом создания и функционирования ОЭЗ занимается организация ЮНИДА <1>. В настоящее время создано около 3000 ОЭЗ (по международной терминологии — свободных экономических зон) в 120 странах мира, где работает свыше 50 млн. человек. Только экспортный оборот этих зон превысил 600 млрд. долл. США <2>.

<1> Подразделение ООН, имеющее штаб-квартиру в Вене.
<2> См.: Петрунин В.В. Особенности создания и налогообложения свободных экономических зон в России // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.

На сегодняшний день в России на территории уже созданных особых экономических зон зарегистрировано 54 резидента, объем инвестиций которых в этом году составил свыше 5 млрд. руб. При этом на территории технико-внедренческих ОЭЗ зарегистрировано 44 резидента, а на территории промышленно-производственных зон — 10. Из них 5 резидентов на территории Липецкой области и 5 — на территории Республики Татарстан <3>.

<3> См.: Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. 2007. N 52.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» под особой экономической зоной понимается: «…определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности».

Цель создания особых экономических зон — развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

В различных странах применяются два альтернативных метода создания свободных зон. В первом случае они создаются в соответствии с государственной программой и преимущественно на бюджетные средства, управляются ведомственной структурой и предусматривают разрешительный порядок осуществления частных инвестиций (Китай, частично Южная Корея). Во втором случае (он распространен в мире гораздо чаще) свободной зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития (частной или смешанной формы собственности), которая строит отношения с инвесторами на гражданско-правовой договорной основе, при заявительном (уведомительном) порядке инвестирования.

В настоящее время в РФ в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования ОЭЗ. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Федеральное министерство экономического развития и торговли РФ — главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, а Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (со своими региональными управлениями) — главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу.

Ранее, в 1990 — 2005 гг., правовое регулирование создания и функционирования СЭЗ, как правило, осуществлялось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. В этот период созданные в России свободные экономические зоны, по существу, трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территориях СЭЗ, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою вели за ее пределами <4>. Большинство из этих зон так и не стало функционировать в запланированных объемах и по намеченным видам деятельности. Поэтому цели, поставленные при их создании, так и не были достигнуты, вследствие чего они были ликвидированы.

<4> В России в 90-х годах XX века действовало два офшора: Республика Калмыкия и Зона экономического благоприятствования «Ингушетия». К примеру, благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г. Первоначально республика в 4 раза снизила для нерезидентов региональную ставку налога на прибыль (с 20 до 5%). Принятый в 1995 г. Народным Хуралом Калмыкии Закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» составлен в классических традициях офшорных зон. Однако одними льготами по налогу на прибыль Калмыкия не ограничилась. Согласно новому Закону предприятия и организации, не использующие сырьевые и природные ресурсы Республики Калмыкия, освобождались от уплаты: налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты; сбора на нужды образовательных учреждений; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога на владельцев транспортных средств; налога на приобретение транспортных средств. Кроме того, органы местного самоуправления имели право принимать решение об освобождении организаций, пользующихся налоговыми льготами в соответствии с вышеназванным Законом, от уплаты местных налогов и сборов. Компании, желающие получить право на льготы, должны были уплачивать только ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных оплат труда.

В настоящее время основным законодательным актом, регулирующим порядок создания и функционирования ОЭЗ, является Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» <5>. Данный Закон упразднил ранее созданные в РФ свободные (особые) экономические зоны, кроме Калининградской <6> и Магаданской <7>, деятельность которых регулируется отдельными законами.

<5> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
<6> Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с измен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 16.01.2006. N 3. Ст. 280.
<7> Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (с изменен. на 24.07.2007) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» на территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов:

  • промышленно-производственные, деятельность которых включает в себя производство и (или) переработку товаров (продукции) и их реализацию;
  • технико-внедренческие, деятельность которых направлена на создание и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем;
  • туристско-рекреационные. Такие зоны создаются для стимулирования, развития и эффективного использования в России туристских ресурсов и объектов курортного лечения и отдыха, разработки и использования природных лечебных ресурсов, а также для оказания услуг в области организации отдыха и реабилитации граждан, лечения и профилактики заболеваний.

Туристско-рекреационные ОЭЗ являются эффективным инструментом:

  • для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России;
  • создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта;
  • содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии РФ на инновационный путь развития;
  • улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов;
  • стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом;
  • развития инновационной и транспортной инфраструктуры;
  • прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг;
  • повышения качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ;
  • портовые особые экономические зоны. Такие зоны создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Органы управления свободными и особыми экономическими зонами

С момента создания СЭЗ на территории нашей страны были определены и органы управления экономическими зонами. Рассмотрим виды таких органов управления СЭЗ и их компетенцию:

  1. Так, 23 ноября 1990 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР N 540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края», в котором указано, что: «В СЭЗ Находка создается единый орган административного управления — Административный комитет, формируемый Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом.

Председатель Административного комитета утверждался Советом Министров РСФСР по представлению этих Советов. Основными функциями Административного комитета являлись:

  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ Находка, в том числе генерального плана зоны;
  • оценка и одобрение предложений отечественных и иностранных инвесторов;
  • регистрация филиалов, представительств, создаваемых на территории СЭЗ Находка;
  • подготовка предложений по предоставлению налоговых и иных льгот для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
  • подготовка постановлений и правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
  • осуществление любых других функций, делегируемых Находкинским горсоветом и Партизанским райсоветом» <8>.

<8> Постановление Совета Министров РСФСР от 23.11.1990 N 540 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны в районе г. Находки (СЭЗ Находка) Приморского края» (с изменениями на 3 октября 2002 года) (фактически утратило силу) // Собрание постановлений Правительства РСФСР. 1991. N 4.

  1. 7 июня 1991 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР N 314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)», в котором указано, что: «В СЭЗ «Алтай» создается единый орган хозяйственного управления — Администрация СЭЗ.

Генеральный управляющий Администрацией СЭЗ утверждался Советом Министров РСФСР.

На начальном этапе должность Генерального управляющего Администрацией СЭЗ могла быть совмещена с должностью председателя крайисполкома.

В полномочия Администрации СЭЗ входили:

  • разработка и реализация стратегии развития СЭЗ «Алтай»;
  • экспертиза предложений отечественных и иностранных инвесторов;
  • подготовка и представление предложений краевому Совету по налоговым и иным льготам для приоритетного развития отраслей экономики и социальной сферы;
  • подготовка постановлений и нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
  • выдача лицензий на экспорт и импорт продукции, товаров и услуг.

Организация и деятельность Администрации СЭЗ регламентировались специальным положением, утвержденным Генеральным управляющим Администрацией СЭЗ.

На территории СЭЗ «Алтай» создавался Совет СЭЗ, осуществлявший консультативные функции» <9>.

<9> Постановление Совета Министров РСФСР от 07.06.1991 N 314 «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны Алтайского края (СЭЗ «Алтай»)» (с изменениями на 3 октября 2002 года) (фактически утратило силу) // Постановления Совета Министров РСФСР за 1991 год.

  1. Далее, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Руководитель администрации Особой экономической зоны назначается на должность и освобождается от должности Магаданской областной Думой по представлению администрации Магаданской области.

Администрация Особой экономической зоны осуществляет контроль за соблюдением участниками Особой экономической зоны законодательства РФ и установленного настоящим Федеральным законом режима хозяйственной деятельности» <10>.

<10> Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области (с изменениями на 24 июля 2007 года) // Собрание законодательства РФ. 07.06.1999. N 23. Ст. 2807.

22 июля 2005 г. в России был принят Федеральный закон N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» <11>, в котором закреплена следующая конструкция управления особыми экономическими зонами:

<11> Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (с изменен. на 30.10.2007) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

  • разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли РФ) <12>;

<12> Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. N 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 11 октября, 6 декабря 2007 г.).

  • координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами) <13>;

<13> Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 N 530 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (с изменениями на 29 декабря 2007 года)» // Собрание законодательства РФ. 29.08.2005. N 35. Ст. 3611.

  • управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (территориальный орган Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами) <14>.

<14> Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами» от 19.11.2007 N 403.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные органы (далее также — органы управления особыми экономическими зонами) составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Финансирование расходов на содержание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет особой экономической зоны.

В состав наблюдательного совета особой экономической зоны входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его соответствующего территориального органа, представитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов особой экономической зоны и иных организаций.

Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным Правительством РФ <15>.

<15> Постановление Правительства РФ от 13.12.2005 N 758 «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» (с изменениями на 4 августа 2006 года) // Собрание законодательства РФ. 19.12.2005. N 51. Ст. 5544.

Полномочия органов управления особыми экономическими зонами

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ» органы управления особыми экономическими зонами:

  1. осуществляют регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов особой экономической зоны;
  2. выдают по требованию резидента особой экономической зоны или по запросам заинтересованных лиц выписки из реестра резидентов особой экономической зоны;
  3. представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон, отчет о результатах функционирования особых экономических зон ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным;
  4. осуществляют контроль за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон;
  5. публикуют не реже одного раза в квартал в печатных и электронных средствах массовой информации, определяемых Правительством РФ, сведения о наличии не сданных в аренду земельных участков, государственного и (или) муниципального имущества на территории особой экономической зоны и т.д.

По мнению ряда специалистов, Закон об ОЭЗ действительно учитывает негативный опыт функционирования экономических зон начала 1990-х гг. Этим Законом не предусмотрено заключение индивидуальных соглашений, а установлены единые правила создания и функционирования зон. Иными словами, это закон прямого действия, не допускающий никакого торга вокруг механизмов и льгот. Тем более что зоны отбираются в результате конкурсов.

Данный вывод свидетельствует о том, что ошибки, допущенные на практике в ходе функционирования прежних экономических зон, в определенной мере позволили переосмыслить государственную политику в области создания и функционирования СЭЗ. Стало очевидным, что эта политика не должна заключаться в простой раздаче бюджетных средств и поддержке неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер.

Отметим, что, например, уже в 2005 г. в ходе конкурса, проведенного на основе 71 поступившей заявки, конкурсными комиссиями было отобрано только шесть проектов, наиболее полно отвечающих целям создания ОЭЗ. Из указанных проектов Правительством РФ было принято решение о создании двух ОЭЗ промышленно-производственного типа — Республика Татарстан и г. Липецк — и четырех технико-внедренческого типа: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Дубна, Томск.

Сейчас идут работы в 13 ОЭЗ. Из них в двух промышленно-производственных зонах станет создаваться продукция высокой степени переработки. Четыре технико-внедренческие зоны будут организованы по типу наукоградов. Предусмотрено также создание семи зон туристско-рекреационного типа.

Некоторые эксперты также считают, что надо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции или на производство продукции, не имеющей аналогов на территории России. Это было бы оптимально с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

Очевидно, что современная промышленная политика должна представлять собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

Управление свободными экономическим зонами за рубежом

Бразилия. В Бразилии действует одна свободная экономическая зона — «Манаус». Решение о создании свободной экономической зоны «Манаус» было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ «Манаус» предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ «Манаус» была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет.

Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г.

В 1967 г. для управления СЭЗ «Манаус» был создан специальный орган — Управление СЭЗ «Манаус», перед которым поставлены следующие стратегические задачи:

  • привлечение инвестиций;
  • привлечение частных инвесторов;
  • признание регионального и международного статуса СЭЗ;
  • активизация вложения в создание инфраструктуры «Манаус»;
  • повышение коммерческой активности в сфере предоставления услуг;
  • проведение политики Правительства Бразилии по развитию Амазонии, а также по дальнейшему продвижению приграничного интеграционного процесса на севере страны и др.

Льготы и преимущества

На территории СЭЗ «Манаус» предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы:

  • освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их реализацией в других районах страны;
  • освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне;
  • освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет;
  • освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт;
  • освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ «Манаус»;
  • выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов.

Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционирующим в СЭЗ «Манаус», предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом г. Манауса <16>.

<16> http://www.rosez.ru/book/zone_brazilia.html

Латвия. В Латвийской Республике существует четыре зоны с особым экономическим режимом: Рижский и Вентспилсский свободные порты, Лиепайская и Резекненская специальные экономические зоны. Правовой режим ведения предпринимательской деятельности в каждой из них регулируется отдельным законом (единого закона о территориях со специальным экономическим режимом нет).

Рижский и Вентспилсский свободные порты. Закон о Вентспилсском свободном порте (принят сеймом 19 декабря 1996 г. и обнародован Президентом 3 января 1997 г.); Закон о Рижском свободном порте (принят сеймом 9 марта 2000 г. и обнародован Президентом 28 марта 2000 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)).

Управление свободной зоной. Управление свободной зоной осуществляет Управление свободным портом, которое является юридическим лицом. Оно имеет такие же таможенные льготы, как и лицензированные предпринимательские общества.

Лиепайская специальная экономическая зона. Закон «О Лиепайской специальной экономической зоне» (принят сеймом 17 февраля 1997 г. и обнародован Президентом 4 марта 1997 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 27 июля 2001 г.)).

Управление Лиепайской СЭЗ. Органом СЭЗ является Управление Лиепайской специальной экономической зоны — созданный государством и местным самоуправлением орган управления. Управление Лиепайской специальной экономической зоной является юридическим лицом. Функции Управления Лиепайской специальной экономической зоной выполняют Правление Лиепайской специальной экономической зоны и Исполнительный аппарат Лиепайской специальной экономической зоны, которым руководит управляющий Лиепайской специальной экономической зоной.

Правление Лиепайской специальной экономической зоны является высшим коллективным органом надзора и управления Лиепайской СЭЗ. Его членов назначает Кабинет министров на пять лет по предложению Думы города Лиепаи. В состав правления включаются три представителя государственных интересов, делегированные Министерством экономики, Министерством финансов и Министерством сообщения, три делегированные думой города Лиепаи представителя и три представителя предпринимателей Лиепаи. Закон содержит открытый перечень функций правления. Важнейшими из них являются заключение договоров с инвесторами Лиепайской СЭЗ об инвестициях и деятельности предпринимательских обществ на территории Лиепайской СЭЗ; заключение договоров с предпринимательскими обществами Лиепайской СЭЗ об их предпринимательской деятельности на территории Лиепайской СЭЗ; установление свободных зон (обязанности администрации свободной зоны исполняет правление Лиепайской СЭЗ) и их границ при согласовании с Государственной службой доходов соответствия этих зон введению режима свободной зоны; назначение исполнительного аппарата Лиепайской СЭЗ, руководство им и контроль.

Исполнительный аппарат Лиепайской СЭЗ является исполнительным и представительным органом Управления Лиепайской СЭЗ. Управляющего Лиепайской специальной экономической зоной назначает на должность Правление Лиепайской специальной экономической зоны. Назначение и руководство исполнительным аппаратом осуществляет управляющий Лиепайской специальной экономической зоной <17>.

<17> http://www.rosez.ru/book/zone_latvia.html

Республика Македония. Основной акт, регулирующий правовой режим свободных экономических зон в Македонии, — это Закон о свободных экономических зонах (принят Собранием (парламентом) Республики Македонии 21 мая 1999 г.).

Свободная экономическая зона — часть территории Республики Македонии, которая обособлена, специально обозначена и огорожена как одно целое, где коммерческая деятельность ведется на условиях, предусмотренных Законом о СЭЗ и другими законами и в которых применяются таможенные и иные налоговые стимулы, установленные Законом о СЭЗ.

Управление СЭЗ в Республике Македонии. В целях осуществления деятельности по созданию, развитию СЭЗ и надзору за деятельностью в рамках СЭЗ создается Дирекция СЭЗ. Правительство Республики Македонии принимает ежегодную программу для целей осуществления деятельности, входящей в компетенцию Дирекции. Во главе Дирекции стоит директор, назначаемый на должность Правительством Республики Македонии сроком на пять лет.

Функционирует также Управляющая комиссия, которая управляет дирекцией. Она состоит из семи членов — министра экономики, министра финансов, министра труда и социальной политики, министра транспорта и коммуникаций, министра по делам окружающей среды и пространственного планирования, министра иностранных дел и директора Агентства по инвестициям и развитию <18>.

<18> http://www.rosez.ru/book/zone_makedonia.html

В настоящее время свободные экономические зоны действуют более чем в 120 странах мира, оказывая влияние на различные стороны их хозяйственной жизни. В промышленно развитых странах СЭЗ способствовали развитию внешней и внутренней торговли, повышению научно-технического потенциала, реализации региональной политики, направленной на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В развивающихся странах СЭЗ способствовали развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и становится стабильным источником формирования дохода государственного бюджета. Часто СЭЗ в развивающихся странах превращаются в полигоны по апробированию новых методов хозяйствования, в полюса роста национального хозяйства, важное звено по реализации принципов открытой экономики <19>.

<19> См.: Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 219.

Анализ деятельности свободных экономических зон в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока они не выполняют своей основной роли — служить очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Это, однако, не означает их ненужности или непригодности в российских условиях. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма и ответственных решений федеральных и местных властей, могут в конечном счете обеспечить положительный результат. С учетом коррективов и изменений, рассмотренных выше, свободные экономические зоны могут служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения, более быстрого и рационального включения России в мировую экономику и международное разделение труда.

Территория сэз

Свободная экономическая зона


Свободная экономическая зона — это тип особой экономической зоны. СЭЗ является частью территории государства с точно обозначенными границами. На территории СЭЗ существует свой налоговый режим и и правила налогообложения. Резиденты свободных экономических зон получают налоговые преференции, что способствует развитию их предприятия за счет больших капиталовложений.

Существуют несколько типов и видов свободных экономических зон. Каждая из них имеет свою специфику и свои приоритетные направления для развития.Исходя из специфики СЭЗ нужно инвестировать в приоритетные для нее отрасти.


Инвестировать и развивать свое дело на территории свободных экономических зон могут только резиденты этих СЭЗ. Чтобы стать резидентом нужно собрать пакет документов и получить подтверждение о внесении в Единый реестр. Только после этого можно начинать бизнес на территории СЭЗ. К резидентам СЭЗ есть ряд требований, которые необходимо соблюсти, чтобы получить положительное решение о регистрации в Единый реестр от комиссии.

Подробнее о свободной экономической зоне:

Что значит «свободная экономическая зона»?

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — это класс особых экономических зон. Определяются СЭЗ торговыми и коммерческими организациями разных стран.

Класс “свободная экономическая зона” относится к тем областям государства, в которых деятельность предпринимателей облагается налогами по уменьшенной ставке, или же не облагаются совсем. Такие налоговые преференции для предпринимателей созданы для поощрения и стимулирования их экономической деятельности. Порядок налогообложения на таких территориях определяется государством

Стадии существования свободных экономических зон:

  • Создание. Этот этап характеризуется активным формированием инфраструктуры и потоком поступления капитала;
  • Развитие. Характеризуется увеличением экспорта товаров, при этом уменьшаются капиталовложения;
  • Зрелость. Заполнение свободных рыночных ниш. Вероятно вытеснение небольшого бизнеса крупными предприятиями. Укрепление связей с внешним рынком;
  • Упадок. Является завершающим этапом в связи с прекращением капиталовложений и окончанием срока льготного налогообложения.

В целом, весь цикл существования свободной экономической зоны длится около 20-30 лет. За этот период предполагается развитие СЭЗ и решение экономических проблем, с целью решения которых и была создана СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны. Преимущества и недостатки

Ведение предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны, безусловно, дает преимущества резидентам этих зон, и государству в целом. Но также, наряду с преимуществами, есть свои недостатки.

Преимущества:

  • стимуляция и развитие внешнеэкономической деятельности, формирование выгодных условия для ведения деятельности;
  • снижение потребности в кредитовании, так как присутствует поток инвестиций от резидентов;
  • замещение импортных товаров, вследствие чего — уменьшение валютных расходов государства;
  • внедрение новых моделей развития экономики по примеру зарубежного опыта, а также, использование опыта новейших технологий и производственных процессов;
  • изучение и внедрения зарубежного опыта развития в разные отрасли, перспективные для государства;
  • возможность развития своего дела для резидентов свободных экономических больше, чем для предпринимателей на других территориях;
  • налоговые льготы для резидентов;
  • свободная экономическая зона имеет больший уровень прибыли;
  • срок окупаемости вложении короче, чем на других территориях;
  • улучшение делового климата.

Недостатки:

  • средняя заработная плата не отличается размером от оплаты труда на других территориях не смотря на высокую конкурентоспособность;
  • создание свободных экономических зон не привело к формированию новых отраслей экономики;
  • разные уровни взаимодействия с экономикой государства;
  • срок окупаемости хоть и ускоряется, по сравнению с вкладами на других территориях, но достигается он не менее, чем через несколько лет;
  • возможно ухудшение функционирование местных производств, которые работали до создания свободной экономической зоны. Причины возможного ухудшение: высокая конкурентность, недостаточные капиталовложения, невысокий уровень технического оснащения, высокая себестоимость и так далее.

Какие бывают свободные экономические зоны

Свободные экономические зоны делятся по типам:

  • Территориальная. СЭЗ создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;
  • Функциональная. С помощью СЭЗ такого типа реализуются определенные задачи (например, для совершенствования производства и т.д);
  • Таможенная. Этот тип СЭЗ создается с целью импортирования и экспортирования товаров на льготных условиях;
  • Налоговая. На территории этой СЭЗ применяется измененное налогообложение. А именно, уменьшение налогов и сборов, или их полная отмена;
  • Финансово-инвестиционная СЭЗ. Такой тип СЭЗ нужен для обеспечения населения уменьшенными кредитными ставками, ставками на страхование, и ставками по сборам и налогам;
  • Административная ОЭЗ. Благодаря функционированию такого типа зон, реализован упрощенный выезд и въезд иностранных граждан и упрощена процедура государственной регистрации компаний и частных предприятий в качестве резидентов и внесения их в Единый реестр резидентов.

Видами свободных экономических зон являются:

  • Туристско-рекреационные. В этих зонах государства акцент поставлен на развитие туристического;
  • Технико-внедренческие. В таких зонах развивается направление научных лабораторий, образовательных центров, технопарков, технополисов и т.д. Первичные направления развития СЭЗ такого вида: медицинские технологии, биотехнологии и нанотехнологии, информационные технологии, ядерная физика, электроника и средства связи;
  • Портовые. Такие виды зон расположены на территории портов (как морских, так и речных), поблизости от крупных транзитных путей. Основные направления: погрузочно-разгрузочные работы, перемещение товаров на склады, их хранение. Ремонт и техническое обслуживание морских, речных судов;
  • Промышленно-производственные. В этих СЭЗ приоритетной отраслью является развитие какого-то определенного производства. Приоритетные направления таких зон: машиностроение, производство строительных материалов, быттехники, оборудования для торговли, химической продукции.

Как стать резидентом СЭЗ?

Так как интерес в инвестирование и ведение предпринимательской деятельности на территориях свободных экономических зон растет, многие предприниматели хотели бы вести бизнес на территории СЭЗ.

Для этого предприниматель, или компания должны получить статус резидента СЭЗ.

Чтобы стать резидентом необходимо пройти следующий путь регистрации:

  1. Зарегистрироваться в СЭЗ, на территории которой будет развиваться деятельность.
  2. Документы, необходимые для регистрации:

    • инвестиционная декларация;
    • заявление о включении;
    • нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица;
    • нотариально заверенная копия постановке юридического лица на учет в налоговых органах.
  3. Решение о включении в Единый реестр.
  4. В течение 3-х рабочих дней после подачи пакета документов Администрация СЭЗ должна прислать письмо юридическому лицу о том, что заявление зарегистрировано и принято к рассмотрению. Решение о включении в реестр принимается в течение 30 дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

  5. Регистрация резидента в Едином реестре.
  6. В случае положительного результата и регистрации резидента, ему выдается свидетельство о включении резидента в единый реестр резидентов свободной экономической зоны.

Требования к резидентам свободной экономической зоны:

  • компания, или индивидуальный предприниматель обязаны быть зарегистрированными в той свободной экономической зоне, в которой будут вести свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • производство товаров, или другой продукции должно быть осуществлено на территории свободной экономической зоны, в которой зарегистрирован предприниматель;
  • инвестирование резидентом осуществляется только на территории определенной свободной экономической зоны.

1. Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

В случае заключения соглашения в соответствии с ч. 2 ст. 7 (в ред. ФЗ от 13.07.2015 N 213-ФЗ) контроль за исполнением резидентами ОЭЗ соглашений, заключенных до 13.07.2015, возлагается на орган исполнительной власти субъекта РФ.

2. По решению руководителя уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти отдельные полномочия по управлению особыми экономическими зонами могут быть переданы на основании соглашения органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо переданы управляющей компании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Примерная форма соглашения о передаче полномочий по управлению особыми экономическими зонами органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Соглашение о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации должно содержать следующие основные положения:

1) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны в период действия соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) порядок осуществления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти контроля за деятельностью органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) порядок предоставления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ежегодного отчета о результатах функционирования особой экономической зоны;

4) ответственность сторон соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) основания и порядок расторжения соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

2.2. В случае прекращения существования особой экономической зоны действие соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации прекращается.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

2.3. Сведения о заключении соглашения о передаче полномочий по управлению особой экономической зоной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также сведения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации размещаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

2.4. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации раскрывает информацию о своей деятельности и об особой экономической зоне, находящейся у него в управлении, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

(часть 2.4 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

3. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации, указанные в части 2 настоящей статьи, составляют единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами (далее также — органы управления особыми экономическими зонами).

(часть третья в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, хозяйствующих субъектов по развитию особой экономической зоны, осуществления контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, содействия в реализации проектов резидентов особой экономической зоны, проектов иных инвесторов, а также в целях рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны, осуществления контроля за реализацией этих планов создается наблюдательный совет особой экономической зоны.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В состав наблюдательного совета особой экономической зоны, как правило, входят представители уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, представители исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или представители исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, представители управляющей компании, представители резидентов особой экономической зоны и представители иных организаций, в том числе представители образовательных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих деятельность в границах муниципального образования или границах муниципальных образований, на территориях которых расположена особая экономическая зона. Состав наблюдательного совета особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему полномочий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2009 N 340-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Полномочия наблюдательного совета особой экономической зоны определяются Положением о наблюдательном совете особой экономической зоны, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2009 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Простудокс инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Руководство свободная экономическая зона
  • Unit ucm 870 инструкция на русском
  • Альвет инструкция по применению для кур с водой порошок
  • Руководство по ремонта двигатель cummins в