Руководство территориями в истории

Управление присоединенными территориями

Управление присоединенными территориями

Присоединение многочисленных народов к России сопровождалось часто тем, что их территории сохраняли особый правовой режим, элементы государственности, свои этнические черты и местные традиции самоуправления. Однако правители России в управлении окраинными территориями опирались прежде всего на военно-административные меры.

Управление Царством Польским. По решению Венского конгресса 1815 г. большая часть герцогства Варшавского, получившая название Царства Польского, отошла к России.

Польша делилась на 8 воеводств, воеводства – на поветы, а поветы – на гмины. Во главе воеводств стояли воеводы, поветы управлялись поветовыми старостами, а гмины – войтами. Во всех органах местного управления главную роль играла шляхта. Законодательным органом Царства Польского являлся Сейм, состоящий из двух палат – Сената и Посольской избы. Члены Сената назначались царем, а члены Посольской избы избирались шляхтой и городскими общинами. Сейм избирался на 6 лет и должен был созываться один раз в 2 года.

Александр I предоставил Польше особый статус, она управлялась на основе конституции. По конституции император России являлся одновременно и наследственным королем Польши. Для управления Польшей царь назначал своего наместника.

При наместнике Царства Польского состоял Государственный совет, обладающий административными функциями. Наместнику также подчинялись министерства (военное, внутренних дел, юстиции, финансов, просвещения, духовных дел). Царству Польскому предоставлялось право иметь свою армию.

После подавления польского восстания 1830–1831 гг. была проведена реформа управления Польшей. Упразднялись Сейм и Государственный совет, министерства были заменены комиссиями, польская армия была также упразднена. На территории Польши размещались русские войска, находящиеся в подчинении наместника. Несколько позже воеводства были переименованы в губернии, а поветы – в уезды.

Управление Финляндией. Великое княжество Финляндское было присоединено к России в 1809 г. после войны со Швецией. Царское правительство предоставило Финляндии особый правовой статус, утвердив прежнюю финляндскую конституцию. Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским. Он стоял во главе исполнительной и судебной власти, обладая правом утверждения законов.

Законодательным органом Великого княжества являлся Сейм. Для управления Финляндией Сейм в 1809 г. избрал Правительственный совет Великого княжества Финляндского в составе 12 членов. Однако фактически управление Финляндией находилось в руках генерал-губернатора, назначаемого царем.

В 1816 г. Правительственный совет был переименован в Императорский Финляндский сенат, ведавший административными и судебными делами. Финляндия была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы, подчинявшиеся генерал-губернатору. Значительную роль в местном управлении играло шведское дворянство, имевшее свое корпоративное устройство.

Со временем царское правительство стало несколько ограничивать права Финляндии. Все большее значение приобретал статс-секретарь по финляндским делам, находившийся при царе.

Управление Бессарабией. В первые годы после присоединения (1812–1828) в Бессарабии сохранялось прежнее административное устройство. Новый закон 1828 г. (Учреждение для управления Бессарабской областью) отменил наместничество, и в Бессарабии была введена общерусская административная система.

Для ее управления в 1813 г. были опубликованы Правила временного правления Бессарабией, согласно которым всеми делами внутреннего управления краем ведал гражданский губернатор. В 1816 г. была введена должность полномочного наместника.

Управление Грузией. Фактически присоединение Грузии к России состоялось лишь после победы России над Турцией и Ираном в 10-20-е гг. XIX в.

Восточная Грузия была разделена на 5 уездов, в каждом из которых создана управа земской полиции во главе с капитан-исправником из числа русских чиновников и двух заседателей из грузинских дворян. Городами управляли военные коменданты, которые были русскими офицерами. Их помощниками являлись полицмейстеры – представители грузинского дворянства. В 1846 г. Грузия была административно разделена на две губернии (Тифлисскую и Кутаисскую), а губернии – на уезды.

В целом управление Грузией было вверено командиру отдельного Кавказского корпуса, который одновременно был главнокомандующим Грузии. Непосредственное управление Грузии было сосредоточено в Верховном грузинском правлении во главе с царским генералом. Правление делилось на четыре экспедиции (административных дел, казны и экономических дел, уголовную, гражданскую), которые возглавляли русские чиновники.

Управление Северным Азербайджаном и Арменией. В начале XIX в. к России присоединен Северный Азербайджан. Вся его территория была поделена на несколько провинций. Управление провинцией осуществлялось комендантом, назначаемым из числа русских офицеров. Провинции, в свою очередь, делились на магалы, которые управлялись магальными наибами из местных феодалов.

В 1828 г. к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, из которых затем была образована Армянская область. Для управления ею создано областное управление во главе с областным начальником. Область была поделена на округа, возглавляемые окружными начальниками, а округа – на магалы, во главе которых стоял наиб из местных дворян.

Позднее для управления всем Закавказьем царское правительство назначило наместника. Он обладал широкими властными полномочиями в административной, судебной и военной сфере.

* * *

Российская система государственного управления при Александре I становится более четкой и разветвленной, создается система органов вертикального отраслевого управления (министерства заменяют коллегии), усиливаются элементы законности.

В России создается новый высший совещательный орган – Государственный совет, которому была передана значительная часть функций Сената. Однако большинство планов преобразований выполнено не было, а проведенные реформы не имели принципиального характера.

Император Николай I, вступив на трон, вынужден был для стабилизации положения в стране усилить карательные функции власти. Россия была разделена на жандармские округа, при Императорской канцелярии учреждено III отделение, усилен полицейский надзор за печатью, ужесточена сословность образования. Николай I с наибольшей последовательностью оставался верным самодержавию, хотя и допускал либерализм в тех случаях, когда это не подрывало власть. При нем была осуществлена реформа государственных крестьян, посессионные рабочие отпущены на волю, купечеству и духовенству предоставлены привилегии, ограничено дробление помещичьих имений.

Он много и долго работал над вопросом отмены крепостного права, но провести ее не решился. Однако вся его деятельность способствовала подготовке и проведению дальнейших преобразований в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Управление

Управление
Этим условиям, во-первых, Псков обязан был большей сравнительно с Новгородом сосредоточенностью управления и земского состава своей области. Подобно Новгороду, Псков делился на концы, которых известно по летописи шесть, с подразделением на сотни. Между

Управление

Управление
Сам король оставался важнейшей составной частью управления. Особенности его личности все еще имели большее значение, чем любой другой отдельно взятый фактор. Это хорошо заметно по тому контрасту, который отличает правление Эдуарда I от правлений его отца

Управление

Управление
Русские князья, владевшие этими областями на древнем родовом праве, подобно своим предкам XI и XII вв., подчиняясь власти вел. князя литовского, обязывались служить ему верно и платить дань со своих владений, а он им жаловал их княжения в вотчину на наследственном

6. Промышленность: рабочий контроль, планирование, национализация. Буржуазное управление, управление «снизу» или управление «сверху»? Практическое разрешение конфликта

6. Промышленность: рабочий контроль, планирование, национализация. Буржуазное управление, управление «снизу» или управление «сверху»? Практическое разрешение конфликта
Пожалуй, наиболее эклектично для стороннего наблюдателя выглядит промышленная политика

Глава XXV Управление и смерть Иовиана. — Избрание Валентиниана, который берет в соправители своего брата Валента и окончательно отделяет Восточную империю от Западной. — Восстание Прокопия. — Светское и церковное управление. — Германия. — Британия. — Африка.— Восток.— Дунай. — Смерть Валентиниана. —

Глава XXV
Управление и смерть Иовиана. — Избрание Валентиниана, который берет в соправители своего брата Валента и окончательно отделяет Восточную империю от Западной. — Восстание Прокопия. — Светское и церковное управление. — Германия. — Британия. — Африка.— Восток.—

III управление (СД)

III управление (СД)
Вело наблюдение за внутренней политической жизнью Германии. Начальник управления — брагаденфюрер СС, генерал-майор полиции Отто Олендорф.По состоянию на 1 октября 1943 г. в управление входили следующие подразделения:Группа IIIA. Контролировала

VII управление

VII управление
Начальником управления до 1942 г. был оберфюрер СС профессор Зикс, затем — оберштурмбанфюрер доктор Диттель.Управление вело изучение политики, экономики и культуры иностранных государств, а также враждебных национал-социализму мировоззрений, в целях

4. Управление

4. Управление
Традиционная форма гражданской организации страны носила выраженный местнический характер; разбросанные города и долинные общины имели свои собственные местные «советы старейшин». Они составляли уместную администрацию, и, в частности, занимались

УПРАВЛЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ
Князь, при вступлении своем на стол, всякий раз договаривался с людьми, как ему сидеть, ходить и их держать. (Сидеть, на древнем языке, значило начальствовать; сажать кого — делать кого начальником; ходить — собирать дань; держать — управлять; вводить —

Причины изменения в военной политике и в управлении завоеванными территориями

Причины изменения в военной политике и в управлении завоеванными территориями
Итак, грабительская политика рабовладельцев Ассирийской державы создала ряд трудноразрешимых проблем, к которым следует добавить и более общие проблемы, вставшие перед рабовладельческим

Управление

Управление
2001 год, 21 декабря. В Беларуси на основе Главного штаба (ГШ) Вооружённых Сил организован Генеральный штаб. Ген. штаб Вооружённых Сил является центральным органом военного управления, «мозгом армии», он является важнейшей основой успеха в вооружённой

Часть Четвертая. Ассоциация с заморскими странами и территориями

Часть Четвертая.
Ассоциация с заморскими странами и территориями
Статья 182Государства-члены договариваются об ассоциации между Сообществом и расположенными вне Европы странами и территориями, поддерживающими особые отношения с Данией, Францией, Нидерландами и

Автор: Олег Алексеев

Кадры решают все. Это не просто широко известная фраза и устоявшаяся истина, проверенная временем, а насущная сегодняшняя проблема современной России. Особо остро она стоит на новых/старых наших освобожденных территориях.

Сегодня СВО на Украине породила новую парадигму современной реальности. Помимо всего прочего, обнажился вопрос руководящего состава и кадрового резерва на освобождаемых территориях в условиях активных боевых действий, непрекращающегося террора киевского режима, озлобленности и неадекватности отдельных слоев местного населения на фоне иногда значительных разрушений социальной инфраструктуры и нерешенных экономических проблем новых регионов. На системной основе идет беспрецедентное давление на их мирных жителей: совершаются убийства и покушения на представителей новой администрации и ее актив, осуществляются кровавые террористические акты и диверсии на гражданских объектах, реализуется разносторонняя политика запугивания через украинские СМИ местных жителей путем голословного объявления их изменниками и предателями за любую симпатию или сочувствие российской власти с последующими расправами, зачастую внесудебными. Ситуация обстоит еще трагичнее на оставленных территориях: казни и убийства местных жителей, попавших под каток репрессивной машины хунты вследствие того, что они элементарно занимали любую социально активную позицию при российской власти и просто не успели вовремя покинуть территорию; санкционированные украинской властью расширяющиеся региональные бандитизм и разбой; воцарившийся хаос и полное бесправие людей, просто живших в своих домах и на своей земле, но которых только за это уже объявили потенциальными пособниками Русского мира со всеми ужасными последствиями как для них, так и для их детей, родственников и близких. Таким образом, на наших глазах сейчас происходит самый настоящий геноцид мирного населения всего юго-востока Украины, а по сути русских людей, при попустительстве и даже с прямого одобрения стран т.н. «цивилизованного мира». Официальный киевский режим, рисуя на своих танках и боевой технике опознавательные знаки Вермахта, т.н. кресты Балкенкройц, под символами которых «освобождали» Харьковскую область, несет прежде всему своему собственному населению прямой посыл: «Мы фашисты, и любой, кто не с нами, будем уничтожен».

В создавшихся условиях вполне логичен острый кадровый дефицит. Быть лидером общественного мнения, а равно как и занимать любую административную должность, на освобождаемых территориях становится не просто рискованно с карьерной точки зрения, но и физически опасно. При этом и государство не может функционировать без своего бюрократического аппарата, налаженной системы управления и решения всех вопросов жизнеобеспечения людей на местах. Сейчас идут активные военные действия, при которых часть вопросов мирного населения возложена так или иначе на военных, военно-гражданские администрации. Это оправданная и вынужденная мера. Однако уже завтра, после войны, предстоит решать вопрос: кто будет управлять, организовывать и координировать людей «на земле», не планировать такую работу сидя в кабинете в Москве, а двигаться среди людей и знать их насущные проблемы? Кто будет отвечать за такую работу на местах? На кого возложить такую ответственность? Это будет «трудовой десант» из российских регионов или представители местной элиты? Будем говорить прямо: на сегодня полезными руководителями, помимо назначенцев из Центра, могут быть только представители двух типов. Это или люди авантюристы по своей природе или романтики-идеалисты. Есть их яркие примеры деятельности из истории становления государственности в республиках Донбасса с очень непродолжительными личными историями их работы и жизни. Известны ошибки с привлечением к управлению лиц из местного криминального мира, бывших украинских топ-чиновников и олигархов времен Януковича, страдающих неизлечимой клептоманией как традиционным заболеванием всей украинской элиты, все вместе которые только и дискредитировали российскую власть.

В этих условиях вполне оправданно выглядит политика интеграции новых субъектов в российское государственное правовое поле путем внедрения в него целых команд проверенных, опытных своих чиновников и управленцев из самых различных сфер российского общества. Особенно это правильно на фоне, надеемся уже четкого, понимания высшим руководством страны того уровня низкокачественного управленческого потенциала украинской управленческой бюрократии с въевшимся в ее саму суть коррупционным и местечковым мышлением, а также жизненными ориентирами мазепинщины как успешной установки на приспособленчество и вовремяпредательство, которые достались нам в наследство. Кстати, в целом именно благодаря такому кадровому материалу (искусственно выращенному в результате многолетней плановой селекции и отбора) и был обеспечен непрерывный процесс полной внутренней деградации государства Украина в угоду всем без исключения внешним силам. Все сферы его деятельности в области политики, экономики, культуры, науки, образования, обороны, управления, правосудия, правопорядка и т.д. поражены трупными метастазами разложившегося и никуда не годного бесперспективного кадрового состава. К сожалению, практически все представители среднего и высшего украинского бюрократического аппарата — это взятые со страниц русской литературной классики реальные типажи нашего представления об украинской карикатурной казацкой вольнице с ее беспечностью, хуторянством и жизнью одним днем, неуемным желанием удовлетворить сразу и сейчас любые человеческие желания и потребности, хитростью и изворотливостью как наивысших личностных качеств и достоинств, а также безответственностью, жадностью и предательством как мерилами социальной успешности в современном украинском обществе. При этом это люди, активно пропагандирующие человеконенавистные и крайне националистические русофобские идеи и ценности, без которых ранее было бы им невозможно пройти украинский кадровый кастинг.

Таким образом, уже сейчас возникает самостоятельный вопрос о качестве будущего людского потенциала на новых территориях России и его уровне. Тем более этот вопрос актуален и в свете того, что, как мы надеемся, процесс освобождения наших земель будет продолжаться и в будущем. При этом мы не завоевываем территории, насаждая наши представления о жизни. Мы воюем за людей, наших людей. Видится правильным, что мы должны обеспечить им достойную жизнь и внедрить наши стандарты, правила и нормы. А дальше развивать и приспосабливать их под требования завтрашнего дня будут сами люди, которые и являются основными их потребителями на местах, так же как и на всей территории Российской Федерации. Поэтому нам представляется на сегодня верной ставкой в решении будущей кадровой политики на наших новых/старых территориях — это выделение лиц из числа местных жителей, которые ранее вообще не занимали какие-либо руководящие посты при Порошенко/Зеленском, но по своим личностным и деловым качествам могущие замещать вакантные управленческие должности, с одновременной реализацией политики «выращивания» своих людей из числа перспективных местных детей и юношей, акцентируя при этом внимание на особенностях программ их воспитания и особенно перевоспитания. Конечно, есть опасность и в потере времени, и нехватке соответствующей квалификации и опыта, однако стоит не забывать, что дорогу осилит только идущий.

Поделиться ссылкой:

<b><i>Просмотров:</i></b>
416

Что такое колония

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В течение многих веков на Земле существовали метрополии, которые эксплуатировали владения, расположенные на значительном расстоянии.

Основу таких держав составляли колонии. Большинство из них в XX веке стали свободными или превратились в заморские департаменты своих бывших владельцев.

Типичная колония в Африке с белыми господами и рабами

Давайте рассмотрим, что такое колония и какую роль они играли в системе империй.

Какие земли относились к колониям

Колония — это зависимая территория, которая находилась под управлением более сильного иностранного государства (метрополии). Такие земли обычно были лишены экономической и политической власти, а руководство ими осуществлялось на основе особого режима.

Подданные или граждане метрополии, как правило, имели большее количество привилегий по сравнению с местным населением. Формирование колониальных держав выступало ключевым способом расширения влияния империалистических стран.

Причины их образования

Значение слова колония в переводе с латыни — «поселение». Этимология довольно точно отражает назначение первых колоний, которые создавались жителями древнегреческих полисов. Концентрация земли в руках родовой аристократии, лишение земли бедноты и порабощение вызывали у последней желание мигрировать в поселения за пределами исторической родины в поисках лучшей доли.

По их следу нередко шли низверженные с властного олимпа аристократы, а затем бразды правления по созданию колоний взяли на себя торгово-ремесленные круги.

Карл Маркс характеризовал процесс греческой колонизации как принудительную миграцию, вызванную низким уровнем развития производительных сил, что вынуждало следить за количеством проживающих в полисах.

Если их число было больше возможного, лишние отправлялись в отдаленные от малой родины поселения. Они, по меткому выражению философа Платона, была рассредоточены как лягушки вокруг пруда.

Местные жители африканской колонии несут на руках колонизаторов

Финикийские колонии, в отличие от греческих, изначально создавались в качестве торговых факторий, а не земледельческих поселений. Это объяснялось хозяйственной направленностью метрополии, славившейся во всем Средиземноморье торговой деятельностью.

Европейские страны были более разнообразны в целях создания колоний — одни хотели установить контроль над ресурсами, другие пытались осуществить экспансию, третьими двигали религиозные и просветительские мотивы. Немало стран видели в зависимых землях рынок сбыта товаров и даже человеческих ресурсов.

Подробнее о колониальной политике и завоевательных войнах, приводивших к появлению колоний, можно узнать здесь:

Типичные признаки колоний

  1. отсутствие политической самостоятельности;
  2. эксплуатация местного населения и природных ресурсов, вызывающая замедление экономического развития и снижение уровня жизни;
  3. территориальная обособленность от колоний;
  4. конфессиональное, культурное, этническое отличие аборигенного населения от людей, проживающих в метрополии;
  5. отсутствие самостоятельного правового статуса.

Со временем во многих колониях возникает национально-освободительное движение, ставящее целью добиться отделения от метрополии.

Колонии Великобритании (Англии)

Британская колониальная империя существовала в период с XVII по XX век. Первыми зависимыми территориями стали соседние с Англией Ирландия и Шотландия. В последующем с накоплением капитала представители Туманного Альбиона стали плавать за океан, создав себе опорную базу на острове Ньюфаундленд.

Английские колонии в Северной Америке начали создаваться в XVII веке пуританами, бежавшими от преследований на родине. Первая колония на территории Америки называлась Виргиния. Она была создана в 1607 году.

Через несколько лет поселенцы стали активно выращивать табак, который стал главным продуктом экспорта. Спустя 13 лет переселенцы с корабля «Мэйфлауэр» построили второе постоянное поселение за океаном — Новый Плимут. Всего здесь будет образовано 13 колоний, которые добьются независимости и в 1776 году провозгласят себя как США.

Картина времен колонизации Англией Индии - английские офицеры и местные военные

Колонии Англии располагались во всех частях света, кроме Антарктиды.

Крупнейшие из них:

  1. Индия;
  2. Канада;
  3. Австралия;
  4. Египет;
  5. Бирма;
  6. Нигерия.

Карта колоний Англии по всему земному шару

Всего в состав колониальной державы по состоянию на XIX век входило 43 колонии. Это были территории, различавшиеся по уровню экономического и политического развития, поддерживать влияние в которых приходилось разными способами.

Не случайно многие просят — расскажите о системе управления колониями. В различные периоды она включала следующие категории зависимых земель:

  1. Поселенческие колонии — не входили в состав Соединенного Королевства, но над ними был провозглашен абсолютный суверенитет. На этих территориях имело силу общее право и законодательные акты парламента.
  2. Владельческие колонии — предоставлялись в дар аристократам (в основном в Америке в 16-17 веках).
  3. Протектораты — формально имели статус иностранного государства, руководимого собственным правителем. При этом такие территории не могли выстраивать самостоятельные отношения с третьими странами, а власти Великобритании активно вмешивались в их внутренние дела.
  4. Доминионы — оформились в начале XX столетия, фактически независимое государство, которое признало своим руководителей монарха Великобритании. Такой статус предоставлялся самым экономически развитым территориям: Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и ряду других.
  5. Колонии Великобритании, находившиеся под управлением компаний. К ним, прежде всего, относились земли, попавшие под влияние Ост-Индской компании. Она с XVII века владела десятками факторий в Индии.

Какое значение для Англии имели колонии — вопрос не праздный. Страна развивалась как империя, чья формула существования предполагала завоевание территорий, их грабеж и нещадную эксплуатацию. Все это объяснялось необходимостью снабжения растущей промышленности ресурсами.

Такая политика способствовала экономическому подъему метрополии, превращению страны в «мастерскую мира» и обладателя сильнейшего флота.

Французская колониальная система

Колониальная империя Франции существовала с 1546 по 1980 год. Она была второй по масштабам, но серьезно отличалась от Британской по характеру колониальной политики.

Принято выделять два периода ее существования:

  1. 1546—1809 — основные владения располагались в Западном полушарии, общая площадь зависимых территорий превышала 8 млн км2. Подписанный во второй половине XVIII века Парижский договор привел к потере колоний на территории современных США и Канады, а также Сенегала.

    В 1803 году продана обширная по площади Луизиана, а спустя 6 лет после этого португальцы взяли под контроль Французскую Гвиану. Это предопределило окончательный распад первой колониальной империи.

  2. 1814—1980 — к моменту расцвета в 1943 году империя расширилась до 13,5 млн км2, что составляло 9% от площади планеты. В это время колонии Франции приросли Алжиром, Индокитаем, Сенегалом, Марокко, Новой Каледонией, Таити и другими землями.

Несмотря на частую смену власти, происходившую в XIX веке, колониальная экспансия Франции не переставала быть актуальной. Это подтверждало сохранение имперских традиций и желание политиков повысить свои рейтинги за счет внешнеполитических успехов.

Кроме того, к середине столетия заметно улучшилась экономическая ситуация, способствовавшая успехам в приобретении новых колоний в Азии и Африке.

Итого

Колония в истории — это территории, испытывавшие значительное давление со стороны своих владелиц метрополий. Во многом это связано с их цивилизационной отсталостью и неспособностью противодействовать захватчикам.

В XX веке колониальные порядки перестали соответствовать характеру развития глобальной системы, а дискриминация местного населения шла вразрез с новыми принципами миропорядка. К тому же большинство метрополий находилось в упадке от участия во II Мировой войне, что и предопределило получение колониями независимости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как получить классное руководство в школе
  • Мануал прадо 150 2010
  • Мануалы хонда cbr 600
  • Инструкция по охране труда при работе с отбойным молотком электрическим
  • Roadgid x8 gibrid gt инструкция по эксплуатации