Руководство тик это кто

Территориа́льная избира́тельная коми́ссия (ТИК) — избирательный орган в Российской Федерации; избирательная комиссия, организующая выборы в границах административно-территориальной единицы, как правило, города или внутригородского района; контролирует соблюдение избирательных прав граждан, обеспечивает участковые избирательные комиссии оборудованием для голосования, помогает им в проведении выборов, отвечает за использование выделенных денежных средств, принимает решения по жалобам на нижестоящие комиссии, работает над соблюдением единого порядка установления итогов голосования на соответствующей территории. Формируется избирательной комиссией субъекта федерации, исходя из предложений от партий, общественных объединений, собраний избирателей, представительного органа муниципального образования и территориальной комиссии предыдущего состава, на пять лет. Работает на постоянной основе. Может получить статус юридического лица согласно закону Субъекта РФ.

Территориальная избирательная комиссия занимает промежуточное место в цепочке избирательных комиссий:

  • Центральная избирательная комиссия;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Территориальная избирательная комиссия (ФЗ-67, ст. 26, п. 9):

  • следит за защитой избирательных прав граждан на соответствующей территории;
  • принимает меры по должному техническому обеспечению (кабины и ящики для голосования) участковых избирательных комиссий;
  • проводит мероприятия по организации выборов, развитию избирательной системы, работе со средствами автоматизации, правовому обучению избирателей, повышению квалификации членов избирательных комиссий;
  • предпринимает действия для обеспечения единого порядка выяснения итогов голосования;
  • осуществляет распределение денежных сумм, выделенных на выборы из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации, и следит за целевым их использованием;
  • оказывает организационное, методическое и техническое содействие нижестоящим комиссиям;
  • заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта федерации, связанные с проведением выборов;
  • принимает жалобы на решения, действия и бездействие нижестоящих комиссий и выносит по ним мотивированные решения.

Формирование ТИКов определяется статьями 22 и 26 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Число членов ТИК с правом решающего голоса — от 5 до 14 человек.

За образование территориальных избирательных комиссий несут ответственность избирательные комиссии субъектов федерации, которые назначают членов с правом решающего голоса на основе предложений от:

  • политических партий, кандидаты которых по результатам предыдущих выборов были допущены к распределению мандатов в Государственной Думе;
  • партий, получивших мандат в законодательном (представительном) органе субъекта федерации либо в представительном органе муниципального образования;
  • других партий;
  • общественных объединений;
  • представительных органов муниципальных образований;
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы;
  • территориальных комиссий предыдущего состава.

При этом не менее половины ТИК образуют лица, предложенные партиями, депутаты от которых заседают в Госдуме, законодательном (представительном) органе власти субъекта РФ и представительном органе муниципального образования. Каждая партия или общественное объединение могут выдвинуть только одну кандидатуру члена с ПРГ, соответственно, от каждой партии/ общественного объединения в ТИКе работает только один человек. Еще одно ограничение — государственные и муниципальные служащие должны составлять не более половины от общего количества членов с ПРГ. Срок, в течение которого подаются предложения, — не менее 30 дней.

Если в границах административно-территориальной единицы зарегистрировано слишком много избирателей, то для этой единицы может быть создано несколько ТИКов. Кроме того, терриаторильная избирательная комиссия (или несколько) может быть образована для управления УИКами, образованными на судах и полярных станциях, а также УИКами, находящимися за пределами России.

Срок полномочий

ТИК действует в течение пяти лет. Если завершение срока полномочий приходится на период избирательной кампании, то срок продлевается до окончания этой кампании.

Если ТИК имеет статус юридического лица, то ее члены с правом решающего голоса замещают муниципальные должности и не имеют права заниматься иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и тому подобной творческой. На тех членов ТИК с ПРГ, которые работают в комиссии на штатной основе, накладывается ряд иных ограничений. В частности, им запрещено:

  • работать в составе органов управления, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • принимать за свою работу от физических и юридических лиц не указанное в законодательстве вознаграждение;
  • уезжать для исполения порученных ему дел за границу за счет физических и юридических лиц, исключение составляют служебные командировки;
  • использовать в своих целях технические, денежные и иные средства, предназначенные для служебных надобностей;
  • распространять информацию ограниченного доступа или служебную информацию.

Такие члены ТИК также обязаны передавать в доверительное управление акции и ценные бумаги, если владение ими вызовет конфликт интересов.

Члены ТИК с правом решающего и с правом совещательного голоса

Члены ТИК с правом решающего голоса (ПРГ) проводят всю работу по подготовке и проведению выборов. Срок их полномочий оканчивается вместе со сроком истечения полномочий комиссии.

Члены ТИК с правом совещательного голоса назначается кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, со дня предоставления в ТИК документов для регистрации — если на данных выборах документы подаются именно в территориальную избирательную комиссию. Если же этим занимается вышестоящая комиссия, то ПСГ в ТИК может быть назначен только после регистрации кандидата или списка.

Срок полномочий ПСГ:

  • если кандидат, назначивший ПСГ, был избран, а партия получила мандат в законодательном органе, то полномочия ПСГ прекращаются в момент окончания регистрации кандидатов/ списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность, когда назначаются новые члены с ПСГ;
  • если кандидат не был избран, а партии не достались мандаты, то срок полномочий истекает с окончанием избирательной кампании;
  • если кандидату/ партии отказали в регистрации, а также если регистрацию аннулировали или отменили, то ПСГ от такого кандидата или партии лишаются полномочий со дня отказа, аннулирования или отмены регистрации.

Права и обязанности членов ТИК

Член ТИК с ПРГ Член ТИК с ПСГ
Заранее извещается о заседаниях ТИК

На заседаниях может выступать, вносить предложения и требовать

голосования по ним

Вправе обращаться с вопросами к участникам заседания

и требовать ответа по существу

Может ознакомиться с материалами, связанными с выборами,

вправе получить заверенные копии документов,

не содержащих конфиденциальную информацию

Вправе проверить верность подсчета по спискам избирателей и сортировки бюллетеней по кандидатам/ политическим партиям
Может направить жалобу в вышестоящую комиссию или в суд
Обязан присутствовать на всех заседаниях ТИК Не обязан
Участвует в составлении итогового протокола Не имеет права, но может присутствовать при этом
Голосует во время принятия решений по вопросам, находящимся в компетенции ТИК Не имеет права, но может присутствовать при этом
Составляет протоколы об административных правонарушениях Не имеет права, но может присутствовать при этом

Статус членов ТИК

Член ТИК с ПРГ Член ТИК с ПСГ
Уголовное дело против ПРГ, а также ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу возбуждаются только по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту федерации
Административное наказание в судебном порядке налагается на ПРГ только с согласия прокурора субъекта федерации

В ходе избирательной кампании работодатель не может уволить ПРГ и ПСГ

или перевести их на другую работу без их согласия

Ограничения на назначение членом ТИК с ПРГ или ПСГ

ПРГ не могут быть ПСГ не могут быть
не граждане РФ; граждане РФ, обладающие гражданством или видом на жительство в другой стране
недееспособные или ограниченно дееспособные по решению суда граждане РФ недееспособные по решению суда
несовершеннолетние
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления
выборные должностные лица, главы местных администраций
судьи и прокуроры
кандидаты; уполномоченные представители и доверенные лица кандидатов и партий, выдвинувших списки кандидатов доверенные лица кандидатов и политических партий, выдвинувших списки кандидатов
члены комиссий с ПСГ
супруги кандидатов, близкие родственники кандидатов и их супругов
лица, непосредственно подчиняющиеся кандидатам
лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также потерявшие полномочия ПРГ из-за расформирования комиссии, — в течение 5 лет с момента вступления судебного решения в силу
лица с неснятой и непогашенной судимостью; получившие административное наказание за нарушение избирательного законодательства — в течение года с момента вступления в силу соответствующего решения суда
Члены Совета Федерации
Члены аппаратов комиссий
Лица, занимающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях

Председатель, заместитель председателя и секретарь

Председатель или секретарь ТИК, если комиссия имеет статус юридического лица, работает в ней на постоянной (штатной) основе.

Председатель ТИК, его заместитель и секретарь должны обладать правом решающего голоса.

Председатель назначается и снимается с должности избирательной комиссией субъекта РФ. Заместителя председателя и секретаря выбирают с помощью тайного голосования на первом заседании ТИК.

Комиссия действует коллегиально, ПРГ принимают решения путем голосования. Голос председателя считается решающим, если в ходе голосования число членов ТИК, голосующихза и против, оказывается одинаковым. Председатель при необходимости созывает заседания ТИК, решения комиссии подписываются им и секретарем.

Согласно статье 31 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав» территориальная избирательная комиссия может быть расформирована прежде окончания срока своих полномочий:

  • в случае нарушения ТИКом избирательных прав граждан, если из-за этого итоги голосования или результаты выборов признаны недействительными;
  • в случае не исполнила решение суда/ вышестоящей комиссии, принятое в ответ на жалобу о нарушении УИКом избирательных прав граждан;
  • если ТИК не назначила выборы вовремя.

С заявлением о расформировании территориальной избирательной комиссии обращаются депутаты законодательного (представительного) органа субъекта федерации, депутаты представительного органа муниципального образования, ЦИК или избирательная комиссия субъекта РФ.

Члены ТИК с правом совещательного голоса не лишаются полномочий из-за расформирования комиссии.

Председатель избиркома, его обязанности и функции

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Председатель избиркома и порядок его избрания

Определение 1

Председатель избирательной комиссии – это член избирательной комиссии, осуществляющий руководство ее деятельностью и контроль за соблюдением избирательного законодательства.

К претендентам на пост председателя избиркома выдвигается требование об обязательном наличии высшего образования.

Законодательством установлен порядок избрания председателя избирательных комиссий различного уровня.

Председатель избирательных комиссий избирается следующим образом:

  1. В региональных избирательных комиссиях посредством тайного голосования в ходе ее первого заседания из состава членов этой комиссии, наделенных правом решающего голоса, в соответствии с предложениями Центрального избиркома России;

  2. В муниципальных избирательных комиссиях, в том числе районных, городских, внутригородских, посредством тайного голосования в ходе ее первого заседания из состава членов этой комиссии, наделенных правом решающего голоса, с учетом следующих правил:

    • в соответствии с предложениями региональной избирательной комиссии при их наличии;
    • в соответствии с предложениями членов избиркомов муниципальных районов, городских округов или внутригородских территорий, наделенных правом решающего голоса, при отсутствии предложений регионального избиркома;
  3. В избиркомах поселений посредством тайного голосования в ходе первого заседания из состава комиссии, имеющего право решающего голоса, в соответствии с предложениями муниципальных избирательных комиссий, а при их отсутствии – территориальных избирательных комиссий. Отсутствие указанных предложений позволяет осуществлять избрание председателя данной комиссии согласно предложениям ее членов, наделенных правом решающего голоса. При отклонении кандидатуры председателя на избирательную комиссию возлагается обязанность выдвижение новой кандидатуры из состава членов комиссии, наделенных правом решающего голоса;

  4. В окружной избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности вышестоящей комиссией из состава членов окружной комиссии, имеющих право решающего голоса;

  5. В территориальной избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности избирательной комиссией регионального уровня из числа членов территориальной комиссии, наделенных правом решающего голоса;

  6. В участковой избирательной комиссии посредством назначения и освобождения от должности территориальной комиссии из состава членов, имеющих решающий голос.

Состав обязанностей председателя избиркома

Обязанности председателя избиркома включают в себя следующие положения:

  • открытие помещения для голосования, предъявление к осмотру избирательной комиссии, представителям избирателей и прочим лицам, законодательно допущенным в помещении для голосования, технического оснащения выборов, в том числе переносных и стационарных ящиков, предназначенных для голосования;
  • опечатывание переносных и стационарных ящиков для голосования;
  • произведение осмотра избирательного участка вместе с представителями органов охраны правопорядка для обеспечения контроля за безопасностью и соблюдением требований законодательства;
  • отслеживание порядка на избирательном участке;
  • передача членам избирательной комиссии избирательных бюллетеней с целью их предоставления избирателям в ходе голосования;
  • приглашение избирателей для реализации своего права на голосование;
  • передача необходимых сведений в избирательные комиссии различного уровня посредством телефонной связи сразу после открытия помещений, в которых проходят выборы;
  • координация действий избирательной комиссии, включая ее членов, наделенных правом решающего голоса, при проведении голосования и подведении его итогов;
  • информирование вышестоящей комиссии относительно участия населения в выборах по состоянию на определенное время, а также передаче иных сведений относительно соблюдения избирательных прав населения;
  • информирование наблюдателей и прочих лиц, наделенных правом присутствия на выборах, относительно участия населения в выборах по состоянию на определенное время;
  • поздравления избирателей, впервые участвующих в выборах, разъяснение этим гражданам порядка голосования;
  • периодическое информирование, разъяснение и объявления лицам, присутствующим на голосовании, действий членов избирательной комиссии;
  • взаимодействие с представителями средств массовой информации, наблюдателями и прочими лицами, наделенными правом присутствия на избирательном участке, в том числе при процедуре подсчет итогов голосования.

«Председатель избиркома, его обязанности и функции» 👇

Функции председателя избиркома

Председатель избиркома выполняет определенную совокупность функций, состав которых формируется его полномочиями. К числу функций председателя избиркома можно отнести следующие:

  • во-первых, управленческая функция, суть которой состоит в координации деятельности избирательной комиссии, возглавляемой председателем. В рамках реализации управленческой функции председатель распределяет обязанности между членами избирательной комиссии, принимает решения в пределах своих полномочий и так далее;
  • во-вторых, контрольная функция, суть которой состоит в отслеживание действий избирательной комиссии в целом и каждого отдельного ее члена в отношении исполнения ими своих обязанностей, требований законодательства, избирательных процедур;
  • в-третьих, информационная функция, суть которой состоит в обеспечении избирателей и иных заинтересованных лиц сведениями, характеризующими деятельность избирательной комиссией и итоги выборов;
  • в-четвертых, охранная функция, суть которой состоит в участии председателя в охране общественного правопорядка в ходе осуществления выборов наряду с представителями органов общественного правопорядка.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 21.08.2022

1. Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

2. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.

3. Срок полномочий территориальных комиссий составляет пять лет. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти — четырнадцати членов с правом решающего голоса.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2010 N 63-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

8. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях. В случаях, предусмотренных федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2021 N 89-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Для федеральной территории Центральной избирательной комиссией Российской Федерации формируется отдельная территориальная избирательная комиссия, которая является избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, и вышестоящей избирательной комиссией по отношению к иным избирательным комиссиям, сформированным на федеральной территории, а при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации — нижестоящей комиссией по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на территории которого создана федеральная территория (в случае формирования окружной избирательной комиссии — к окружной избирательной комиссии).

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

9. Территориальная комиссия:

а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

з.1) рассматривает (с учетом положения пункта 7 статьи 75 настоящего Федерального закона) жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) комиссий, организующих выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

(пп. «з.1» введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

9.1. Территориальная комиссия при организации подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума:

а) организует подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

б) осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

в) обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, изданием необходимой печатной продукции;

г) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

д) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума;

е) осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдума;

ж) осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

з) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

и) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 26 (в ред. ФЗ от 09.03.2021 N 43-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 09.03.2021.

10. Территориальная избирательная комиссия, организующая выборы в органы публичной власти федеральной территории, вправе обращаться в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.

(п. 10 введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 43-ФЗ)

Откуда берутся и кем готовятся члены избирательной комиссии? Что они делают на самом деле: выдают бюллетени по списку или их работа требует определенных знаний? Тайны работы раскрыл один из председателей участковой избирательной комиссии.

С чего все начинается

Пришел я в избирательную комиссию по просьбе знакомых в качестве наблюдателя. Соответственно, в мои задачи входило нахождение на участке в течение всего дня выборов и ночи после, наблюдение за законностью происходящего без права вмешательства в работу УИК (участковая избирательная комиссия, непосредственно контактирующая с избирателями). И проработал я несколько лет, причем так случилось, что в одной и той же комиссии. Честно сказать, не знаю, как и почему так получилось.

А поскольку постоянно наблюдая одно и то же, начинаешь понимать, как это работает, мне в какой-то момент предложили войти в состав комиссии. Для этого я прошел в территориальной избирательной комиссии обучение (состоявшее из тренингов и семинаров). Когда у нас ушел секретарь, занял его место, а спустя еще какое-то время ТИК предложила мне возглавить участковую комиссию.

Жесткого срока начала работы ИК не существует. Хотя, по моему скромному мнению, работа председателя вообще не прекращается. Мы регулярно проходим необходимое обучение, присутствуем на совещаниях. В прошлые выборы мы начали работать за две недели до дня голосования. Это сделано, чтобы граждане могли прийти на участок, чтобы написать заявление о желании голосовать в другом месте или проверить, включены ли они в список по данному адресу. Особенно часто это волнует жильцов новых домов, поскольку бюрократическая машина очень неповоротлива.

Будни

Избирательный участок открывается в 8 утра. Мы с секретарем пришли на работу в 6, комиссия чуть позже, но тоже заранее, потому что до начала голосования мы должны объявить заседание комиссии открытым и успеть оформить соответствующие документы. Опечатать ящики, предъявить журналы, раздать бюллетени и т. д. Работа комиссии идет целый день. Обеда как такового нет. При необходимости члены комиссии с решающим правом голоса иногда совещаются для принятия того или иного решения.

Часто проблемы возникают из-за отсутствия людей в списках, потому что никакой электронной системы, оперативно оповещающей об изменениях, не существует. Работаем с тем, что получили в ТИК накануне открытия участка. Помню, была женщина, недавно вышедшая замуж и сменившая фамилию, но информация о смене фамилии не успела дойти до комиссии. Плюс у нее не было паспорта, только временная справка взамен него. Если мы решаем, что имеем законное основание внести человека в дополнительный список, то уже начинаются крики, как мы смеем кого-то вписывать, обвинения в махинациях. И приходится разбираться уже с этим.

После закрытия участка на нем остаются члены комиссии, наблюдатели, могут присутствовать СМИ, и начинается подсчет голосов. Вот здесь я должен быть особенно внимательным. Во-первых, сказывается элементарная усталость, и люди становятся менее внимательными, возможны ошибки при подсчетах. В этом году подсчет вести было и технически сложно. Выбирали тех самых муниципальных депутатов, где из 20 фамилий в бланке необходимо было выбрать пять. Тут стопочками по фамилиям кандидата все не разложишь. Сначала мы сверяем количество полученных, использованных и утраченных бланков. Потом человек поднимает бюллетень, показывает всем, объявляет, где стоят галочки. Причем мы не только считаем голоса, но и решаем, считается бланк заполненным или испорченным. Что только у нас не рисуют вместо галочки! Все подсчитанные голоса вносятся в протокол, он заверяется подписями всех присутствующих и выдается им по акту, чтобы исключить возможность дальнейших махинаций. Параллельно мы опечатываем мешки со всеми документами, подтверждая практически каждое свое действие актами. Причем раньше мы должны были заполнять их от руки! Сколько же мы всего портили и переписывали! На свежую голову в числительных ошибается каждый второй, а тут надо писать глубокой ночью да еще и каллиграфическим почерком. Хорошо, сейчас выделяют ноутбук с принтером. И как ни пытаешься заранее все подготовить, в этой суматохе обязательно теряется какая-нибудь бумажка. В последний раз мы управились к трем часам (ночи). После чего все разошлись по домам, а я в сопровождении секретаря и полицейского повез документацию в ТИК.

В нашем районе 62 участка, и все они по мере подсчета голосов съезжаются в территориальную комиссию! Причем там не просто принимают документы по описям, а еще и проверяют. И периодически у кого-то что-то не сходится, от чего процесс затягивается еще больше. В итоге на последних выборах я закончил работу в 7 утра. 25 часов отработал!

Зачем я этим занимаюсь?

Сложно сказать. Отчасти из-за денег. Но за работу на выборах платят мало. Причем председателю платит ТИК, а зарплата остальных работников складывается из фактически отработанных ими часов и определенного бюджета, отдельно сформированного под каждые выборы. Он предусматривает как минимально гарантированную оплату рабочего времени, так и возможность премирования. Свою зарплату мы получаем по завершении выборов и только за отработанные часы. И поскольку трудовой договор ни с кем не заключается, то, естественно, никаких ночных и сверхурочных никому не платят. Наверное, присутствуют еще интерес и возможность реально влиять на нашу жизнь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как обращаться к руководству если их много
  • Цефтриаксон инструкция по применению уколы внутривенно детям
  • Эхолот фишерман 110 инструкция по эксплуатации
  • Тойота витц инструкция по эксплуатации читать онлайн на русском языке
  • Требования к деятельности являющиеся руководством в практике воспитания составляют воспитания нормы