Руководство трудовой деятельности дошкольника

               Методы и приемы трудового воспитания   дошкольников

       Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.                                                    

   Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

 ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы  довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

 В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. О н ш и р о ко и с п о л ь з у е т с я в с т а р ш е й и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Организация труда с детьми, воспитатель должен помнить:

1. Любой труд должен быть  целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира,

открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых ( ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых),таким образом, дети будут уважать труд взрослых. Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду. В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств.

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда или профессиональной деятельности.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

Прием:                                                                                                                                               — использование музыки;                                                                                                                  — участие взрослых;                                                                                                                          — обсуждение результатов

Метод наглядности

Прием:                                                                                                                                               — демонстрация наиболее сложных моментов в работе

Метод словесности

Прием:                                                                                                                                               — объяснение предстоящей деятельности;                                                                                       — оценка деятельности

Метод практический

Прием:                                                                                                                                               — многократный показ;                                                                                                                     — детальный показ действий.

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,  привязанностями, возможностями, чертами характера. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Хотелось бы отметить  , что в работе воспитателя  необходимо использовать   более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством  рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа, чтение литературных произведений)  ведь  своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-  3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. — М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.  М.: Просвещение, 1998.

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.  высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и  др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Этапы руководства

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.Постановка задачи

Цель не имеет для маленького ребенка смысла. Формируется умение принять трудовую задачу. Цель должна быть посильна детям данного возраста.

Формировать умение принять трудовую задачу и самостоятельно ставить цель.

Необходимо формировать умение поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операции.

Самостоятельно формируют цель своей деятельности и удерживают цель на протяжении всего процесса до получения результата.

2.Показ и объяснение способов выполнения трудовых действий

Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Воспитатель показывает, как нужно выполнять различные действия, а дети сразу же повторяют за ним.  Используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж.

Обучая новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задание, а затем делит его на последовательные этапы. Следит за выполнением каждого этапа. В ходе работы напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ, объяснение.

Ведущий прием обучения – объяснение. Обучение трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ способов применяется в основном при ознакомлении детей с новой трудовой операцией.

Обучение более сложным трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. Показ сразу всего трудового процесса, всего задания, которое надо выполнить.

3.Технология руководства самостоятельной работой ребят

Воспитатель дает трудовые поручения (индивидуальные), которые дети выполняют под руководством взрослого или вместе с ним. Учить детей трудиться рядом друг с другом, не мешая.

Используются поручения, которые носят длительный характер. Дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Закреплять стремление детей включаться в труд по собственной инициативе. Во второй половине года может быть организован общий труд.

Вводится новая форма работы – дежурства. Усложняется организация коллективного труда. Формируются отдельные трудовые умения, которые дети свободно, без помощи (или при небольшой помощи) взрослых могут выполнить. Ведение календаря природы.

Используется совместный труд.
Могут выполнять более сложные трудовые умения под наблюдением взрослых. Самостоятельно дежурят в уголке природы.

4.Анализ и оценка детского труда

Всегда положительная оценка труда несет воспитательную нагрузку. Результат своего труда ребенок видит уже по завершении трудового процесса, когда воспитатель предлагает сравнить полученный им результат с результатами труда других детей, владеющих аналогичными навыками. Это сравнение нередко вызывает у него желание переделать работу, выполнить ее лучше.

Оценивается качество выполнения работы. Воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества выполненной работы. К оценке привлекаются дети.

Овладевают оценкой результата, самооценкой, позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия. Результат деятельности начинает интересовать детей с практической стороны.

5.Планирование продолжения трудовой деятельности

На основе элементарно простых подходов к планированию действий маленького ребенка постепенно подготавливается возможность перехода к более сложным формам планирования.

Осуществляется с помощью взрослого.

Обсуждение с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу.

Приучать детей не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

6.Использование (закрепление) сформированных на занятии знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Интересен сам процесс выполнения трудовых действий

Привлекать к выполнению поручений с целью закрепить имеющиеся трудовые навыки. Полученные на занятиях знания и умения закрепляют в уголке природы (уход за растениями, животными).

В повседневной жизни закрепляют полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Систематизация, обобщение и использование в уголке природы и на участке сформированных
знаний, умений и навыков.

«Особенности
организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Кондрашова Т.В.,
воспитатель

МБДОУ «Детский сад
№1 п.Верховье»

     
«Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных
элементов»
                                                                                                                                   А.С.Макаренко

      
Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности
дошкольника.

      
Главная цель труда — в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

     
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового
воспитания детей:

-ознакомление
с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;

-обучение
простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание
интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание
общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для
коллектива.

      В
детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении — всюду ребенок
сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание
детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение
механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в
ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать
у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на
конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.
Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек (он
трудится старательно, доводит работу до конца), что значит хорошо трудиться,
заботиться об окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко,
эмоционально раскрывается его значение и красота. Формируя у детей уважение к
трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает у них
бережное отношение к результатам труда.

     
Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на
формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться
формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом
самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают трудовое напряжение и познают
его необходимость для получения результата, начинают осознавать, что трудолюбие
включает в себя волевое усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не
отступая перед трудностями.

     
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание
выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз,
когда они нуждаются в ней. Не следует допускать, чтобы дошкольники испытывали
огорчения от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом,
так как в этих случаях рождается неуверенность в своих силах и нежелание
трудиться. Напротив, поощрение любой попытки ребенка проявить самостоятельность
помогает ему преодолеть трудности, наполняет чувством радости от собственной
умелости, воспитывает начала трудолюбия.

       Необходимо
помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых
результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача
формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно,
путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием
(если у них уже есть опыт работы вдвоем — втроем, то общее задание может
выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель
формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело,
умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой
работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь
результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает
им положительный характер.

       В
труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в
повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и
т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок
начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность,
умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет
ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

     В
процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за
ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их
обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти
ответ на бесконечные «почему». У них развиваются любознательность,
познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития
детей.

   В
трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей
формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам
красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон,
осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

    Труд
закаляет детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе
(вскопать грядку, принести воду, разгрести снег и т. п.). Дети становятся
способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

  Особое
значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств.
Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая
готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.
Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается,
охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное
отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

   Труд
детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к
деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

   Различают
четыре основных вида детского труда:

— самообслуживание;


хозяйственно-бытовой труд;

— труд в
природе;

— ручной
труд.

        Самообслуживание
направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели,
подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой
деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу
ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются
детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

       В
старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания, уборка
постели, уход за волосами, обувью. Решаются более сложные воспитательные
задачи: формирование у детей привычки к опрятности и чистоте, закрепляются
умения замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде,
развивается чувство взаимопомощи. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с
другими, в связи с чем, он должен понимать нужды и затруднения окружающих.
Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая
нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже
разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее,
чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все
умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства
кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность,
уважительное отношение к окружающим.

         Хозяйственно-бытовой
труд
дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его
результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь
заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на
участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся
замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и, по
собственной инициативе, устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на
обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для
воспитания заботливого отношения к сверстникам.

В старших
группах детского сада хозяйственно-бытовой труд  обогащается по содержанию,
становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности
дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют
игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового
труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его:
подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок
после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к
хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

        Труд
в природе
предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными,
выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение
этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного
отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать
задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения
выносливости, развития способности к физическому усилию.

      Для
группы 5-6 лет в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более
сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным
сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается
и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора,
сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя
дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде
и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для
подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за
ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать
растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их
представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

      В
возрастной группе 6-7 лет в процессе труда в природе у детей воспитывается
 трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.
Они учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать
закономерности.  Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они
без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки
растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где
постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения
растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в
грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой,
кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).

     
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и
цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы
родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета
(моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

        Ручной
труд
— изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,
дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных
початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с
использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших
группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для
игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут
стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в
нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим,
потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

        Ручной
труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.
Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала,
ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или
шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники
с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму,
соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы,
из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами
различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться
различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с
приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение,
аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.
Закрепляются умения детей аккуратно, экономно и рационально расходовать
материалы.

        Все
это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их
эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд детей
дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в
форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

      Поручения — это
задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям,
учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также
воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными,
индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное
конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных
действий. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей
интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен
сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и
сообщить воспитателю о выполнении поручения. Содержание поручений определяется
в соответствии с видами труда, рекомендованными «Программой воспитания в
детском саду»; во многом зависит от возраста детей, от условий, в которых
находится группа (наличие живого уголка, огорода, расположение мебели в комнате
и т. п.).

В старшей
группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у
детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям.
Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном
обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто
отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.
Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми,
объединяющими от 2 до 5—6 участников, т. е. принимают коллективный характер.
Воспитатель поручает детям вместе убрать полки с игрушками, подклеить коробки
для дидактических игр, вымыть строительный материал и др. Дети выполняют общее
для всех задание, что ставит их перед необходимостью самостоятельно
распределить работу между участниками, совместно ее выполнить, убрать после
работы. Это способствует формированию начал коллективизма, учит проявлять в
процессе труда внимание друг к другу, оказывать помощь при затруднениях.
Учитывая, что навыки самоорганизации у детей старшей группы развиты еще
недостаточно, воспитателю следует уделять большое внимание разъяснению способов
расстановки оборудования, размещения инвентаря, распределения работы между ее участниками.
В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны
проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более
требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

      Дежурства — форма
организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком
работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в
разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде.
Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое
воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения
определенных дел, нужны для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей
ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание
необходимости своей работы для всех. Дежурства вводятся постепенно. В старших
группах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются,
каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило,
дети дежурят вдвоем. При подборе дежурных учитываются растущие дружеские связи
между детьми, удовлетворяется их желание работать с кем-либо из сверстников.
Если умения одного из дежурных более совершенны, ему советуют быть внимательным
к товарищу, оказывать ему помощь, но не лишать самостоятельности, не выражать
свое недовольство его медлительностью или неумением. Воспитатель учит детей
согласовывать свои действия, определять, что надо делать с учетом действий
товарища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять,
приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.

Большое
внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению
задач нравственного воспитания. Педагог формирует у детей представление о
важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание
вовремя справиться со своей работой, проявляя заботливость об окружающих. Он
обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное
выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду.
Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению,
уровню самоорганизации. Дети должны проявлять достаточную деловитость,
сноровку, сознательно выполнять предъявляемые требования. В старшей группе появляется
больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой
комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление
зала к празднику и т. д. Обычно коллективный труд на участке организуется во
время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня. Воспитатель
разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимость разделения их на
несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание
коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие
нет, как распределить их, и поясняет детям: «Эта группа будет мыть строительный
материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня, поменяется
заданиями со второй группой. Так будет справедливо: все поработают и там, где
им особенно интересно, и там, где надо поучиться другому делу». Необходимо
позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп.
С этой целью воспитатель разъясняет: «Дети, вы должны и кукол переодеть, и
белье постирать. Договоритесь, кто будет снимать с кукол платья и надевать
чистые, а кто — стирать. Тогда вам удобно будет работать, не будете мешать друг
другу, и дело выполните скорее». При необходимости он помогает дошкольникам
договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликтов
между ними. Распределив работу, педагог руководит организацией детьми мест для
нее: подсказывает, что к стеллажу надо придвинуть стол, чтобы складывать на
него игрушки, что на другой стол следует постелить клеенку, так как здесь
будут, стирать, проверяет, все ли оборудование налицо и удобно ли оно
расположено, обращает внимание на внешний вид детей (завернуты ли рукава,
надеты ли фартучки). В процессе коллективного труда воспитатель уделяет большое
внимание характеру взаимоотношений, складывающихся между детьми, способствует
проявлению заботы, дружбы, подсказывает, как надо поступить, учитывая
складывающиеся ситуации («Посмотри, как Коле неудобно одному нести стол,
предложи свою помощь», «Наташа очень хорошо стирает, но у нее оказалось больше
дела, чем у других. Пойди помоги ей», «Посоветуй Грише, как удобнее сгребать
мусор из-под кустов, покажи» и т, п.). По окончании работы педагог подчеркивает
преимущество коллективного труда («Каждый потрудился немножко, а вместе весь
участок убрали»), хвалит тех, кто трудился добросовестно. Систематическое
участие детей в общем труде позволяет сформировать у них умение дружно
трудиться в коллективе, приходить по собственной инициативе на помощь
товарищам. Для того чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести
обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть
необходимыми умениями.

       Обучая
старших дошкольников, воспитатель опирается на имеющийся у них опыт, на их
способность воспринимать словесную инструкцию без прямого показа. Он не спешит
со своей помощью, побуждает ребенка припомнить, попробовать самостоятельно
найти способ действия, быть более решительным, активным.

   Важно
с самого начала поддерживать старания детей, не дать им почувствовать свою
неумелость, создавать положительное отношение к труду. Для того чтобы обучение
трудовым умениям шло успешно, надо сформировать у детей интерес к работе. Этому
способствует доброжелательный тон предложений и советов, готовность прийти на
помощь, умение убедить нерешительных затрудняющихся детей в том, что они
обязательно смогут выполнить предложенное дело. Не следует упрекать ребенка за
его неумелость, за оплошность. Необходимо глубоко вникать в причины отказа от
участия в труде, всякий раз находя способы побуждения детей к включению в
выполнение разнообразных заданий.

     Педагог
формирует у детей умение проявлять усилия, быть аккуратными, выполнять задание
до конца. Важно воспитать у них положительное отношение к любой работе. Этому
способствует умение воспитателя найти в каждом деле что-либо привлекательное.
Особую роль играет разъяснение его значимости (вымыть игрушки, чтобы они были
чистыми; вырастить растения, чтобы украсить группу; изготовить сувениры в
подарок мамам и т. п.).

    Контроль
и оценка педагогом работы детей повышает у них чувство ответственности за
порученное дело, желание выполнить его хорошо. Надо всегда отмечать проявление
ребенком старательности, умения работать без отвлечений, желания довести дело
до конца. Давая оценку работы дошкольников, следует учитывать их силы и
возможности. Так, одобряя малыша, воспитатель поощряет всякую его попытку
принять участие в труде, снисходительно относится к возможной оплошности,
медлительности, к низкому качеству результата. С ростом умений детей возрастают
и требования, поэтому, оценивая работу старшего дошкольника, воспитатель
подчеркивает его умение действовать в хорошем темпе, ловко, уверенно,
поддерживает инициативу, смекалку, организационные навыки.

     В
процессе обучения дети изготавливают много различных предметов, которые могут
быть использованы ими в играх и на занятиях. Так, они мастерят из коробок и
катушек вагончики для игры в железную дорогу; из природного материала готовят
пособия для занятий по формированию математических представлений или фигурки
животных для игры в зоопарк; распиливая и сколачивая бруски дерева, могут
изготовить ящики для рассады, мостики и лесенки для построек из песка и т. д.
Все это помогает воспитывать у них бережное отношение к результатам труда,
понимание его необходимости и значения в жизни людей.

        Каждая
группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации
труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки,
тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде
дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и
различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек,
желудей, брусков дерева и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном
количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь
привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения
природного материала, нарядные фартучки и др. — все это радует детей,
способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

     Оборудование
в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было
удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда:
в природном уголке — лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте,
отведенном для ручного труда,— пилы, молотки; принадлежности для
хозяйственно-бытового труда — щеточки и совки для уборки мусора можно
разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по
столовой — ближе к буфетной и пр.

       Труд
всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому
необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические
особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его
длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих
утомление. Дети данного возраста могут выполнять работу в течение 20—30 мин.
Наиболее трудоемкие виды труда — сгребание снега, вскапывание земли — требуют
особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними,
воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления:
учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких
случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не
допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10—15 мин.: одни
— вскапывают землю, другие — рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие
грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

     
Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает
возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа,
требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна
проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не
работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т. п.).
Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является
труд на воздухе. Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют
интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного
учреждения и семьи.

       В
этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых
и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-либо из близких, дети
чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в
процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое
положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

       Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие.

      Дошкольное
учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает
образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,
организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок
будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его
родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

      Роль
семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной
особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат,
благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его
чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на
ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных
сферах общественной жизни. Известно также, что именно родители их личностные
качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

      Важность
семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия
семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд
факторов, прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг
от друга, насколько едины и последовательны они в процессе воспитания и
обучения детей.

Цели воспитания
детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят
видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим навыками доступного им труда, с
уважением относиться к труду людей, проявляющим бережное отношение к
результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.

     Работа
с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

— параллельности
воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

— взаимодополнение
воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;

— организации
совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

    На
основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи
решается задача воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста. Этот
принцип следует понимать как единство требований, приёмов обучения трудовым
действиям, содержания труда детей.

    С
первых дней пребывания в детском саду воспитатель ставит задачу обучения
малышей элементарным навыкам самообслуживания. В детском саду дети постепенно
овладевают навыками раздевания и одевания, уборки игрушек после игры и др. Но
успешное приобретение малышами таких навыков возможно только при наличии
единства в работе с семьёй. Педагог разъясняет родителям, как важно
поддерживать у малышей стремление к самостоятельности, опираясь при этом на
детское “я сам!”, не дать угаснуть этому проявлению растущей потребности
проявить независимость от взрослого. Родителям следует объяснить, что
воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных
ребёнку действиях. Первые трудовые действия являются доступными дошкольнику, и
именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.

    Чем
старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания
самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы
хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно
избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении
результата, оценить его, а в случае ошибки – приложить усилия, заставить себя
исправить её.

     
Принцип взаимодополнения — жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в
себе большие возможности для включения его в труд, направленный на
удовлетворение потребностей коллектива. Но содержание труда различно, и это
сказывается на формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском
саду ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть
поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть понятно
ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые поручения,
которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние растения,
заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д. Казалось бы,
все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют ребёнку почувствовать
свои обязанности. Такое приобщение к труду делает его членом семейного
коллектива, что имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.
Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на детский сад.
Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе как проявление
заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи взрослым, и тем самым
достигается единство семьи и детского сада в воспитании у дошкольников
ответственности.

     Принцип
организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье — важно
добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом
работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.
Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при
организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и
возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что
он должен и может сделать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребенка
в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными,
приготовлении пищи и т. д.), разъясняет, что старший дошкольник должен
выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать
растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок
свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к
телефону и т. д. Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию
имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования
необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям
разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный
предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой, пока мама
приготовит ужин, сходить за хлебом (если булочная находится неподалеку) и т. д.

      Таким
образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов
приближает семью к детскому саду.

      Воспитатель
использует разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд
детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значение труда и
методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое
воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд — средство всестороннего
развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и
др. Для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими
аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семьях.

Педагог
организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении.
Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его
отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

      Содержание
детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и
отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством
воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все
дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть
дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо
планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные
задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и
оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Организация и руководство трудовой деятельностью детей

дошкольного  возраста

     В учебной программе дошкольного образования  в образовательной области «Ребенок и общество» определены задачи трудовой деятельности детей дошкольного возраста. В процессе организации трудовой деятельности необходимо формировать у детей умение ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат, соответствующий цели. Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги  на книжной полке, убрать строительный материал, расчистить дорожку от снега и т. д. Воспитатель только направляет внимание детей на непорядок, предоставляет детям самим сделать вывод о том, как его устранить. В трудовой деятельности детей большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата. Перед воспитателем стоит задача – в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату, особенно в средней и старших группах. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы).

     Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы.  В развитии  у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.

Виды труда  дошкольника:

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое  и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Методические приёмы формирования умений самообслуживания:

— показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.

Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни. Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.

Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Ручной труд.

Формы организации труда.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо  из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет.  В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Коллективный труд.

Способы объединения детей в труде.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 — 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили  её последовательность, оценивает старание детей,  их стремление довести дело до конца.

Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности.  И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.

Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы

     В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.

    Условия организации коллективного труда:

— объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);

— определяя содержание общей работы,  воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей. 

1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание) 

Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:

  • разъясняет детям пользу труда;

  • перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;

  • выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

     В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)

    В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:

    учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

    организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

    продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.

    учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям,  если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

2 этап – выполнение детьми разных заданий

 При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:

  • обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;

  • формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;

  • представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;

  • даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;

  • помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;

  • использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия  на детей;

  • оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:

— объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;

— сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;

— разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.

  • координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.

3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности

Воспитатель при обсуждении:

  • на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;

  • особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;

  • привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.

  2. Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с. 

Курсы повышения квалификации

Методика организации и выпуска школьной газеты

Продолжительность 72 часа

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Робот пылесос лидсто инструкция по использованию
  • Витамины аэровит инструкция по применению цена
  • Мельга а уколы инструкция по применению внутримышечно взрослым
  • Посудомоечная машина сименс sd6p1s инструкция на русском языке
  • Ураган форте от сорняков инструкция по применению цена отзывы