Руководство трудовой деятельностью детей младшего дошкольного возраста

                                 МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира

    Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Воспитатель: Блашкова.Л.Р.

Кашира 2018

 Трудовое воспитание в младших группах детского сада

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Содержание

  • 1 Обучение труду в дошкольных учреждениях
  • 1.1 Цели и задачи трудового воспитания
  • 1.2 Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ
  • 1.2.1 Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей
  • 3 Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ
  • 3.1 Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни
  • 4 Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников
  • 4.1 Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе
  • 5 Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ
  • 5.1 Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

В.А. Сухомлинский

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в  младшей группе ДОУ:

  • Знакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении (воспитатель, няня, продавец, строитель, водитель, врач, повар).
  • В первой младшей группе детям сообщают обобщённую, поверхностную информацию: «Это строитель, он строит из кирпичей красивые, прочные, большие дома, чтобы в них жили люди».
  • Знания, которыми способны овладеть дети четвёртого года жизни, преподносятся более полно и глубоко. Можно указывать на связь между профессиями, называть инструменты, материалы, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий («Чтобы строитель построил большой магазин, водитель на своей машине привёз много кирпичей. Когда магазин построят, в нём будут работать продавцы, продавать нам продукты, одежду, книги и пр.»).
  • Формировать навыки обслуживания себя, поддержания в чистоте и опрятности тела, одежды.
  • Малыш третьего года жизни с помощью взрослого овладевает умением мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, носовым платком.
  • Ребёнку второй младшей группы под силу рассмотреть себя в зеркале, осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде, пуговицы. Если эти операции вызывают трудности, дети должны уметь обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.
  • Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Взрослые должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, взрослые рискуют навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых даже детей раннего возраста можно привлечь к несложному трудовому действию, и воспитатель с няней должны использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы

  • Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий («Если мы не польём цветочек, он завянет. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей групповой комнате станет чисто, красиво, и мамы, когда придут за вами, обрадуются, похвалят нас»).
  • Психологические особенности детей третьего и четвёртого года таковы, что малыши не могут удерживать в памяти какое-то событие долго, поэтому не стоит сообщать им результат труда, рассчитанный на длительную перспективу («Сейчас мы посадим лук, а когда он вырастет, отдадим его на кухню, чтобы сварить суп»). Дети попросту его забудут. Такие «долгосрочные проекты» лучше разбивать на этапы и сообщать детям результат по мере его приближения. Перед посадкой: «Сегодня мы посадим лук, польём его, он вырастет зелёный, пышный». После появления зелени: «Вот какой хороший лук вырос, сейчас я его срежу и отдам на кухню, где повар сварит нам вкусный суп». Таким образом малыши и увидят пользу своего труда, и повторят информацию о развитии и использовании овощей.
  • Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

  • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
  • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
  • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

  • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

  • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
  • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
  • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
  • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
  • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
  • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
  • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
  • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
  • Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

Действия детей

Стихотворения

Умываются, моют руки

  • Чистая водичка
    Моет Вове личико,
    Танечке — ладоши,
    Пальчики — Антоше.
  • Ой, лады, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Друг другу улыбаемся.
  • Ты, дружок, меня послушай,
    Очень важно не забыть:
    Прежде чем садишься кушать
    Руки с мылом нужно мыть!
  • После улицы, прогулки,
    Перед вкусною едой,
    Посещенья туалета
    Руки ты всегда помой.
  • Стоит только кран открыть —
    Потечёт водица.
    Руки я могу помыть,
    А могу умыться.
  • Я с водой дружу всегда
    И люблю купаться.
    Помогает мне вода
    Чистым оставаться.

Убирают вещи

  • Саша у нас зайчик,
    Зайчик — побегайчик!
    Зайчик Саша — скок-поскок,
    Подберёт штаны, носок.
    Свои вещи не теряет
    И на место убирает.
  • Кто бросает вещи в беспорядке,
    С тем они потом играют в прятки.

Одеваются

Умываемся мы чисто,
Одеваемся мы быстро.
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.

Расчёсываются

Бобик, ты такой лохматый,
Не причешешь шёрстку лапой!
На, возьми расчёску
И поправь причёску.

Принимают пищу

Хлеб и крошки не бросай
И друг друга не толкай.
Скатерть, платье не марай,
Рот салфеткой вытирай.
И красивый внешний вид
Даст хороший аппетит.

Чистят зубы

Зубы чистые всегда
У весёлого бобра,
Потому что наш бобрёнок
Чистит их ещё с пелёнок.

Сморкаются

Если носик твой сопит,
Значит, он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай.

Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

  • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
  • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
  • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
  • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
  • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
  • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.

Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

Автор

Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира.

Название

«Игрушки любят чистоту»

Этапы ООД

Содержание этапа

Задачи

  • Совершенствовать умения выполнять поручения взрослого.
  • Содействовать развитию у детей интереса к трудовой деятельности, желание помогать.
  • Активизировать словарь детей: называть игрушку, проговаривать этапы работы.
  • Воспитывать положительное отношение к труду, бережно относиться к результатам труда.
  • Продолжать развивать у детей эмоциональный отклик на музыку, желание самостоятельно выполнять танцевальные движения.

Материал

  • Немытые пластмассовые и резиновые игрушки,
  • мешок,
  • тазики,
  • столы,
  • скамейка,
  • мыльницы с мылом,
  • губки,
  • салфетки,
  • ведёрки с водой,
  • персонаж Мишка (игрушка).

Вступительная часть (1–2 мин.)

В.: Ребята, послушайте стихотворение об игрушках.

  • Пусть игрушки дружат с нами.
    Обижать мы их не станем.
    Поиграем, а потом
    Всё на место уберём.
    Сами мы себе поможем —
    По местам мы их разложим.
    Игрушки не люди, но все понимают,
    И очень не любят, когда их ломают!

В.: Ребята, а какие игрушки у вас самые любимые? (Ответы детей). Хотите поиграть с игрушками, которые живут в нашей группе? (Да). Собирайся народ, Паровоз гудок даёт: «Ту-ту-ту!»

Основная часть (8–10 мин).

В группе сидит Мишка с мешком, из которого выглядывают игрушки.
В.: Здравствуй, Мишка! (Дети тоже здороваются с Мишкой). Мишка, мы хотели поиграть, а ты наши игрушки зачем-то в мешок положил?
Мишка: Нет, я не брал ваши игрушки. Здесь в мешке игрушки моих медвежат, в которые они почему-то не хотят играть. Вот я и принёс их к вам, ребята. Поможете разобраться, почему медвежата не хотят играть в игрушки? (Воспитатель достаёт 2–3 игрушки из мешка, ставит на поднос).
В.: Дети, посмотрите на игрушки, как вы думаете, почему же медвежата не хотят с ними играть?
Дети: Игрушки грязные, немытые, неухоженные и др.
Воспитатель: Конечно, кто же с такими игрушками играть захочет? Медвежатам нужно помочь, им ведь скучно без игрушек. Но и мы с вами сами поиграть хотели! Что же будем делать? (Дети предлагают варианты: играть или помогать).
В.: А как нам правильно поступить, если Мишка ждёт от нас помощи? (Помочь Мишке и вымыть игрушки для медвежат).
В.: Итак, ребята, мы решили вымыть игрушки. Посмотрите на себя, готовы ли вы трудиться? Мы будем мыть игрушки в воде, а как нам не намочить одежду и рукава? Правильно — надеть фартуки и подвернуть рукава.
Мы сейчас всё приготовим, и я уверена, что каждый из вас справится и поможет Мишке. (Дети надевают фартуки).
Индивидуальные поручения:

  • Иди, Варя, возьми все тазики и расставь их на столах, чтобы ребятам было удобно работать.
  • София и Саша, поставьте на стол мыльницы с мылом.
  • Оля, разложи губки. А Надежда Александровна нам нальёт в тазики воды.

Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы.
В.: Молодцы, справились!А я вам сейчас покажу, как правильно мыть игрушки. Подойдите все ко мне, встаньте так, чтобы всем было видно.
Воспитатель проговаривает и показывает алгоритм работы:

  1. беру игрушку;
  2. опускаю в таз с водой;
  3. мочу губку, намыливаю её;
  4. беру игрушку в руки и тру губкой;
  5. смываю мыльную пену в этом же тазу;
  6. ополаскиваю игрушку в тазике с чистой водой и ставлю сушиться на салфетку.

В.: Ну что, запомнили? (Да).
Повтор с детьми последовательности выполнения действий.
В.: Катя, подойди к Мишке, возьми у него игрушку и принеси мне, я её чисто вымою, а Саша ополоснёт в чистой воде и поставит на салфетку сушиться.
Процесс труда: звучит музыка, дети выполняют индивидуальные поручения.

Итоговая часть (1–2 мин.)

В.: Молодцы, все отлично справились! Мы обещали помочь Мишке и помогли. Медвежата будут довольны. А почему мы смогли это сделать? Потому что теперь мы знаем, как правильно мыть игрушки. Мы работали дружно, все вместе, и у нас все получилось.
Мишка: Спасибо вам, ребята. Давайте вместе потанцуем под весёлую музыку, а потом я отправлюсь к своим медвежатам.
Минутка шалости (под музыку танец с мишкой).
В.: Ребята, мы замечательно повеселились, а теперь нам нужно привести в порядок наши рабочие места.
Дети наводят порядок, выполняют индивидуальные поручения.

Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

Проектная деятельность проходит такие этапы:

  1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
  2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
  3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового — атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.

Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

Таблица:  педагогического проекта в младшей группе

Автор

Блашкова Л.Р. МАДОУ «Детский сад №13» Городского округа Кашира

Тема

«Знакомство с профессией «Врача»

Вид проекта

Групповой, творческий, информационный, игровой.

Цель

Создать условия для формирования представлений у воспитанников о профессии повара.

Задачи

  • Познакомить детей с профессией Врача, его трудовыми действиями, предметами-помощниками.
  • Пополнить словарный запас медицинской терминологией.
  • Воспитывать уважение к труду.
  • Учить действовать по правилам игры.

Подготовительный этап

  • Создать развивающую среду:
  • пополнить уголок  атрибутами.
  • изготовить дидактические и настольные игры: «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек;
  • пополнить библиотечку книгами Б. Заходера «Все работы хороши», В. Маяковского «Кем быть?» , К. Чуковского « Айболит»;
  • оформить альбом «Стихи о враче».
  • Спланировать основные мероприятия с детьми и родителями:
  • социально-личностное развитие, знакомство с профессией «Врача»;
  • речевое развитие — пополнить словарный запас медицинской терминологией;
  • продуктивная деятельность — аппликация, «Скорая помощь», лепка «Витамины для зверюшек».

Основной этап

  1. Непосредственно образовательная деятельность.
  1. Познавательная деятельность. Знакомство с обобщающим понятием «Медицинские инструменты».
  2. Социально-личностное развитие. Знакомство с профессией «Врача».
  3. Продуктивная деятельность: аппликация «Скорая помощь» «Витамины для зверюшек».
  1. Игровая деятельность.
  1. Сюжетно-ролевые игры: «Кукла Наташа заболела», «Чтоб кусался зубок»
  2. Дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы?».
  3. Пальчиковые игры «», «», «».
  1. Речевое развитие.
  1. Разучивание стихотворений о враче.
  2. Обсуждение сюжетов ,поступков героев..
  3. Чтение художественной литературы В. Маяковский «Кем быть? », К. Чуковский «Айболит», В.Сутеев «Про бегемота , который боялся прививок».
  4. Отгадывание загадок о враче.
  5. Беседа о враче.
  1. Самостоятельная деятельность.
  1. Раскрашивание раскрасок «Врач, медсестра, машина скорой помощи».
  2. Настольные и дидактические игры «Профессии», «У кого что? », «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно для работы».
  3. Сюжетно-ролевые игры «Кукла Наташа заболела», «Чтоб кусался зубок»
  1. Взаимодействие с семьёй.
  1. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Врач».
  2. Пополнение уголка .
  3. Шитье халатов, колпаков.
  4. Подборка стихов о профессии вр
  5. Создание фотоальбома «Маленькие  врачи»

Заключительный этап

Для оценки результатов была проведена итоговая беседа, которая показала, что уровень знаний по этой теме повысился. 72% детей самостоятельно ответили на предложенные вопросы:

  • Кто такой врач?
  • Что он делает?
  • Какими предметами-помощниками пользуется?

20% детей ответили с помощью воспитателя. И только 8% затруднились с ответом.
В процессе работы развился интерес к профессии «Врача», познавательная активность.

Обогатился словарный запас по данной профессии.
Дети стали понимать значимость труда врача, Таким образом, можно сделать вывод, что проведённая работа по этой теме имеет положительный результат и даёт возможности для последующего развития в средней группе.
Изучение темы «Врач» в ходе проектной деятельности вполне оправдывает себя, доставляя удовольствие от совместной деятельности не только детям, воспитателям, но и родителям.

Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

№ п/п

Критерии оценивания

Ф.И. детей

1.

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определённой последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т. п.).

2.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т. д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

3.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

Итого

«+»
«-»

«+»
«-»

«+»
«-»

«+»
«-»

Уровень

Оценка уровня: высокий уровень — все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»; средний уровень — большинство компонентов отмечены знаком «+»; низкий уровень — большинство компонентов отмечены знаком «-».

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться — полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

Особенности
организации труда в младшем дошкольном возрасте

Шуринова О.В., воспитатель

      В. А. Сухомлинский писал: «Труд
становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников,
даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека».

Как известно, интерес к труду,
необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.
Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный
возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радостью открывает
для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия,
радость познания, радость взросления – обычное состояние.

Труд должен войти в жизнь ребёнка
радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания:
формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

1.     Сформировать
предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков,
формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов
труда).

2.     Воспитать
положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду
взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к
результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).

3.     Воспитать
личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности,
ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию,
готовность включаться в труд; воспитание положительных взаимоотношений между
детьми дружбы, взаимопомощи, заботы о товарищах).

На четвёртом году жизни у ребёнка
повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и
координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умением
действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются
и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей
является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже не
больших успехов ребёнка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в
своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми,
робкими. По отношению к ребёнку избалованному, имеющему склонность к
зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Как организовать трудовую деятельность в
этом возрасте? Ответ на этот вопрос я предлагаю найти в данной разработке.

Особенности
организации труда в младшем дошкольном возрасте

В младших группах труд детей
организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие
дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с
воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий,
кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт
на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В
процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками,
справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях,
направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать
участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание,
действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню
умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.

Такая организация поручений принимает
вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими
участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает
использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных
навыков. Во второй половине учебного года в том содержании труда, которым дети овладели
в достаточной мере, организация поручений принимает характер коллективной
деятельности. Усложнением здесь по сравнению с трудом рядом является
предъявление нескольким участникам одновременно общего задания и подведение
единого итога результатов труда. При этой форме организации дети впервые
ставятся в условия коллективной деятельности. Ребёнок начинает понимать, что
общий итог работы зависит от того, насколько добросовестно выполнил своё
задание каждый.

В средней группе вводится форма труда
дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по
подготовке к занятиям (если, у детей второй младшей группы сформированы
определённые умения дежурства по столовой, то можно их ввести во второй
половине учебного года). Дежурный должен выполнять порученное дело
самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действовать без
напоминания взрослого. Дежурство – это обязанность ребёнка.

Детям пятого года жизни трудно учитывать
работу друг друга, согласовывать между собой свои действия, поэтому организация
дежурства принимает вид труда рядом, т.е. за каждым столом один дежурный
(аналогично организованы дежурства и при подготовке к занятиям).

Методы
и приёмы организации труда в младшем дошкольном возрасте

В воспитании детей большое значение
имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте
остаётся труд по самообслуживанию. Мы в свою очередь поддерживаем интерес к
этому виду труда, а решаем – используя игровые приёмы, систематически напоминая
и контролируя действия детей.

Например: перед мытьём рук говорю,
«Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер
руки». Во время раздевания периодически вспоминаем, в каком порядке снимается
одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых
действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка,
поощрение его успехов. В четыре года уже начинает проявляться стремления
научить товарища тому, что умеют сами. Это желательно отмечать; говоря:
«Молодец! Помог застегнуть пуговицу, он теперь выглядит опрятно», или «Как
хорошо поступил Миша, он помог Андрюше убрать строитель» и т.д.

Но некоторые дети злоупотребляют
добротой товарищей и постоянно ждут, когда им помогут, в таком случае надо
говорить: «Сейчас Егор уберёт машины на полку и мы поиграем в интересную игру».

Действующий приём в этом возрасте,
это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас
мы с Алиной и Галей посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и
аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям
больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём
объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать
простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь –
будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

Хозяйственно-бытовой труд в средней
группе начинает занимать значительное место в жизни детей. Как и в младшей
группе основной формой организации этого вида труда являются поручения. Которые
дают возможность привлекать детей всей группы к разной трудовой деятельности.

Так как дети четырёх-пяти лет слабо
владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному
ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные
поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно
добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело,
которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со
строителем («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока
дети убираются их постоянно подбадриваем: «Как приятно смотреть на детей, когда
они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Так же приобщаем детей к выполнению и
таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например:
просим сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать
на словах.

При руководстве поручениями действующие
приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

В средней группе усложняется содержание
хозяйственно-бытового труда. Если в младшем возрасте дети постигают отдельные
трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют
игрушки, стирают одежду и т.д.). Этот вид труда советую организовывать в
утреннее, но чаще в вечернее время. Проводя работу постоянно доводиться до
сознания детей, что сделанная ими работа нужна не только для него, но и для его
сверстников, взрослых, всех окружающих.

Дошкольники любят трудиться со
взрослыми. В средней группе можно организовать труд детей совместно с
родителями, с дворником, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по
сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой — от снега, осенью
и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые
показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских
взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо,
обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность
ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые
приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть
кукольную посуду и т.д.

Не следует слишком долго искать
виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как
на неё они откликнуться охотнее. В своей группе стараемся чаще использовать
приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!».
Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно,
аккуратно обращаться с игрушками.

Начиная со второй младшей группы
начинаем учить детей дежурить по столовой. Так же вводим дежурство по
подготовке к занятиям. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ,
объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараемся
довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми.
Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».

С детьми четырёх-пяти лет уже можно
организовать и ручной труд. Так же они могут выполнять поручения, направленные
на участие детей в уходе за растениями и животными в уголке природы. При этом
объясняется последовательность выполнения действий и результат, для чего мы
должны всё это выполнять. Периодически вмести с детьми осматривается уголок
природы. Для того, чтобы они приучались замечать происходящие там изменения.
Важно помнить что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда,
чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять, сколько воды
надо дать растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни; сколько корма
посыпать рыбам или птице. В процессе труда привлекается внимание детей на
внешний вид растений, поведение животных, учим наблюдать за ними.

Всё это способствует развитию
наблюдательности, воспитанию бережного, заботливого отношения к растениям и
животным.

Для получения хороших результатов при
организации детского труда и облегчения работы при планировании труда, мной был
составлен примерный тематический план трудовой деятельности на месяц, работая
по нему можно добиться хороших результатов у детей.

Заключение

Воспитание трудовой деятельности у детей
младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных
результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается
фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Использование данной разработки, поможет
педагогам, грамотно спланировать трудовую деятельность, тактично и умело ввести
детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого, то, что его труд
необходим.

Зная особенности организации труда,
владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в
воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие,
гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда.
Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность,
инициативность, сознательность и т.д.

Разработанный мною тематический план
трудовой деятельности показал свою эффективность. Я заметила, что подобранная
деятельность повышает результативность и помогает систематически планировать
образовательную область «Труд». 

Литература

1.     Буре
Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.

2.     Воспитание
дошкольника в труде /Под ред. В.Г.Нечаевой. М., 1983. -73с.

3.     Ковальчук
Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка. М., 1985. -95с.

4.     Куцакова
Л.В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.

5.     Маркова
Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991. -132с.

Педсовет № 2 от 11 января 2019г.

Тема педсовета: «КАК УЛУЧШИТЬ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Выступила воспитатель: Ивахина С.И.

Тема доклада: «Организация трудовой деятельности младших дошкольников»

Трудовое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. В современном детском саду трудовое воспитание заключается в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности, а также в ознакомлении детей с трудом взрослых. Трудовое воспитание дошкольников способствует всестороннему развитию личности и развивает такие качества как: трудолюбие, терпение и целеустремлённость; формирует положительное отношение к труду, как к важному процессу в жизни.

Потребность в трудовом воспитании возрастает именно в младшем дошкольном возрасте, так как возраст 3 — 4 лет – является важным периодом становления и интенсивного развития трудовой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста уже наблюдаются первые проявления самостоятельности. Дети в этом возрасте стремятся выполнять трудовые действия в пределах своих еще небольших возможностей. Дошкольники впервые начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.

Проблема трудового воспитания младших дошкольников в настоящее время как никогда актуальна. В условиях введения ФГОС ДО остро встает вопрос о необходимости развития личности дошкольников в условиях трудовой деятельности.

По мнению педагогов, главной задачей, на данном возрастном этапе, является воспитание самостоятельности, трудолюбия и положительного отношения к труду. Именно эти компоненты, будут способствовать дальнейшему развитию трудовой деятельности ребенка.

Исследованию особенностей организации трудового воспитания у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов и психологов – Е. А. Аркина, Р.С. Буре, Г.Н. Годиной, Н.К. Крупской, П. Кергомар, В.И.Логиновой, А.С. Макаренко, Т. Мор В. Г. Нечаевой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ш. Фурье.

Также актуальность обращения к данной проблеме, определена задачами трудового воспитания, поставленными в примерных образовательных программах дошкольного образования, таких как «Детство», «От рождения до школы».

В жизни детей младшего дошкольного возраста труд не является доминирующей деятельностью. Ребенок по своим возрастным возможностям еще не созрел в достаточной мере для трудовых усилий. Мышечный аппарат у него слабый, движения не координированы, внимание неустойчивое, воля находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем малышу присуще стремление к деятельности и самостоятельности, подражательность, интерес ко всему окружающему. Индивидуальные особенности ребенка в процессе трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте проявляются в различной степени его самостоятельности, уровня умений и навыков самообслуживания, интересе к труду. Эти особенности проявляются не только в трудовой деятельности, но и в играх, на занятиях и в быту.

Правильная организация трудового воспитания с самого раннего детства служит надежной основой для дальнейшего развития ребенка. В организации трудового воспитания малышей, в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход становится необходимой закономерностью. И первым этапом в этом деле является изучение индивидуальных проявлений всех детей группы.

Изучение индивидуальных особенностей ребенка следует начинать прежде всего с изучения его физического состояния и особенностей его высшей нервной деятельности. Затем правомерным является изучение уровня его трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь, другим – незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает отвращение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании малыша.

Дети дошкольного возраста обычно очень активны, это живой, деятельный, неугомонный народ. Ребятишки много играют, бегают, прыгают, вечно чем-то заняты. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша, напротив, он отвечает потребности ребенка быть в действии, что-то делать. Поэтому часто можно видеть, с каким удовольствием малыши выполняют ту или иную работу. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения, собирают семена растений, овощи на огороде. В данном случае можно говорить о естественном разделении труда, при котором взрослый берет на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребенка то, что ему посильно. В то же время участие в труде вместе с воспитателем радует малыша, т.к. ставит его в положение взрослого. В процессе работы педагог помогает ребенку овладеть необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие 3-4 ребенка одновременно. Каждый из них выполняет свое задание, действует в темпе, соответствующем его индивидуальным способностям, особенностям и уровню умений, и по окончании работы получает оценку педагога. Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, не испытывает никакой зависимости от них. В процессе работы воспитатель формирует у малышей представления о последовательности действий, разъясняет требования, предъявляемые к результату. Педагог имеет возможность установить контакт с каждым ребенком с учетом его особенностей; один нуждается в дополнительном показе, другой в постоянном контроле, третьему требуется помощь. В таких условиях могут успешно решаться задачи закрепления необходимых навыков, формирования умения доводить дело до конца. В процессе работы дошкольник узнает много нового о вещах, об их качествах и назначении, получает ответ на свои многочисленные «почему», удовлетворяет свою потребность в познании окружающего. В несложной как будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнить дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины. Но самое важное – это то, что только самостоятельная работа ребенка, требующая определенных физических, умственных и волевых усилий, дает ему, в конце концов (к старшему дошкольному возрасту) некоторое представление о труде взрослых, создает правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитают должного уважения к труду, людям труда, не создадут привычки и желания позаботиться о родных и близких.

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей раннего дошкольного возраста

Автор: Косинова Юлия Викторовна

Организация: МБОУ ЦО №58 «Поколение будущего»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Оглавление

1. Сущность и своеобразие труда дошкольников. 

2. Теоретические основы организации труда дошкольников

3. Способы диагностики сформированности трудовой деятельности дошкольников. 

Список используемой литературы

  1. Сущность и своеобразие труда дошкольников.

Народу присущи трудолюбие, настойчивость в достижении цели, гостеприимство, любовь к родному дому, хозяйственность. Народная мудрость отразила особое уважение к труду: «Без труда не добра», «Кто много делал, тот много знает», «Чтобы человеком стать, надо работать». Народные средства трудового воспитания и обучения соответствовали определенным этапам жизни: раннем детском, дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возраста. Главное назначение таких средств — убедить детей в жизненной необходимости труда.

Трудовое воспитание является целенаправленным процессом формирования у детей трудовых навыков и умений, уважения к труду взрослых, привычки к трудовой деятельности. Главное средство трудового воспитания детей дошкольного возраста — приучение к самообслуживанию, элементарных трудовых действий, ручной и хозяйственно-бытового труда. Даже самый результат (вымытую посуду, вышитая салфетка и т.д.) для ребенка интересен и полезен. В дошкольном возрасте трудовая деятельность детей формируется как самостоятельная с присущими ей компонентами: формированием цели, выбором материалов и инструментов, определению последовательности трудовых действий, собственно трудовыми действиями с материалом и орудиями труда, направленными на достижение результата, как реализацию цели. Ребенок овладевает трудовой деятельностью постепенно на протяжении всего детства. Чем выше уровень развития трудовой деятельности, осознание значимости труда, тем больше возможностей ее использования в целях всестороннего развития ребенка.

Труд детей дошкольного возраста имеет своеобразные черты, которые необходимо учитывать в работе:

1. Труд дошкольника тесно связан с игрой. В игре отображаются элементы трудовой деятельности. Игра – это школа для трудовой деятельности. В игре отражается труд взрослых, дети берут на себя роли, игра отображает взаимоотношения, которые склады­ваются в процессе трудовой деятельности между взрослыми.

Взаимосвязь труда с игрой проявляется в разных формах:

  • игра отражает труд взрослых;
  • элементы трудовых действий отражаются в игре;
  • трудовая деятельность может осуществляться ради буду­щей игры (изготовление атрибутов, сооружений, построек);
  • игровые действия могут быть включены в процесс труда (вымоем посуду, приготовим обед).

2. В ходе игры трудовые усилия детей проявляются по-разному: младшим детям интересен сам процесс, а не результат. У стар­ших дошкольников трудовой процесс имеет мотивацию (для чего он это делает). Младшие дети часто заменяют трудовые действия воображаемыми (напоить куклу). У старших дошкольников труд постепенно отделяется от игры. Дети в свою деятельность начи­нают включать мотив общей пользы (если не интересно, но по­лезно).

Для трудовой деятельности детей младшего до­школьного возраста характерен интерес к самому процессу действий (разло­жил ложки, начинает раскладывать по второй).

3. Дошкольников необходимо последовательно обучать навыкам тру­довой деятельности. При недостаточном руководстве трудо­вой деятельностью детей она долго продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами по себе. Под воспитательским воздействием у детей постепенно развивается способность ставить цели, заранее планировать и организовывать свою деятельность (приготовить все, что понадобится, опреде­лить последовательность действий), доводить дело до получения результата.

Трудовая деятельность дошкольников развивается по трем направле­ниям:

  1. обособление труда от игры и оформление ее как самостоятельной деятельности;
  2. становление компонентов трудовой деятельности – овладение тру­довым процессом; выделение цели, результата, планирование трудовых действий, формирование мотивов труда, умений и на­выков;
  3. становление различных видов труда: самообслуживания, хозяйст­венно-бытовой (поддержание порядка вокруг себя); труд в природе, ручной труд(старшая группа), учебный труд (важен для подготовки детей к школе).
  1. Теоретические основы организации труда дошкольников

Дошкольная педагогика выделяет следующие задачи трудового воспи­тания:

1) ознакомление с трудом взрослых: формирование представле­ния о сути и значении трудовых действий, по­ложительного отношения к труду, осознания его собствен­ной значимости. Однако отношение к труду может быть формальным, если в трудовые действия не включаются сами дети;

2) обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

3) воспитание интереса к труду (труд должен приносить ра­дость);

4) воспитание трудолюбия и самостоятельности. Важно не за­вышать требования к ребенку, иначе непосильные требова­ния породят феномен ухода от деятельности;

5) воспитание общественной направленности мотивов труда. Это достигается через осознание значимости результата труда;

6) коррекционные задачи: развитие движений, развитие речи, коррекция физического развития, умственной и познава­тельной деятельности; повышение уровня социализации детей;

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступ­ность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно-гигиенические требования к его организации. По мере роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой деятель­ности, уровню ее самоорганизации, увеличивается объем и ускоряется темп выполняемой работы.

Для осуществления задач трудового воспитания дошкольников исполь­зуются следующие средства:

    • широкое ознакомление с трудовой деятельностью, ее видами, основами ее организации;
    • трудовое обучение;
    • непосредственное участие в трудовой жизни общества, выпол­нение доступных видов труда.

Требуется использование всех средств трудового воспитания в ком­плексе, во взаимодействии, с учетом того, что каждое из этих средств имеет свое значение и место в системе трудового воспитания дошкольников.

Прежде чем ребенок сможет включиться в трудовые процессы, ему не­обходимо выделить и осознать основные компоненты труда, освоить необхо­димые трудовые умения.

Детям нужно объяснить структуру трудового процесса: цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия, результат, правила организа­ции трудового процесса (отобрать нужное, удобно расположить его, убрать рабочее место после труда). Детям с речевой патологией трудно вычленить результат труда, трудовые действия, не могут без специального обучения по­ставить цель и отобрать необходимый материал. Для предотвращения этого необходимо, чтобы цель и результат трудабыли мотивированы практиче­скими потребностями детей: практическая необходимость результата труда направляет внимание детей на цель труда (сшить кукле шапочку, чтобы ее можно было взять на улицу). Кроме того, цель труда должна быть наглядно представлена в виде образа (рисунок, аппликация) предмета, расчленение выполнения замысла на ряд этапов (картинный план). Отбор соответствую­щего материала и оборудования полезно проводить совместно с детьми. Это помогает привлечь их внимание.

Трудовое обучение предполагает формирование общетрудовых и специальных умений.

Общетрудовые связаны с организацией, планированием и осуществле­нием любого трудового процесса и вида труда (поставить цель, спланировать этапы работы, организовать рабочее место, контролировать и анализировать свою деятельность).

Специальные – специфические трудовые действия с различными инст­рументами и материалами (намыливание, пришивание, приклеивание).

В младшей группе основным содержанием трудового обучения явля­ется постепенное освоение детьми отдельных результативных действий по самообслуживанию, имеющих ярко выраженный результат (раздевание: рас­стегнуть, снять, аккуратно сложить или повесить одежду; одевание; умыва­ние; мытье посуды; игрушек).

В средней группе трудовое обучение направлено на освоение основных процессов хозяйственно-бытового труда (сервировка стола к обеду), труда в природе (посадка растений, протирание листьев).

В старшей группе осваиваются процессы ручного труда и конструиро­вания (поделки из бумаги и природного материала), ухода за растениями и животными.

Трудовое обучение осуществляется на занятиях и в повседневной жизни, может быть индивидуальным и групповым. Занятия можно прово­дить во второй половине дня, в часы, предназначенные для трудовой дея­тельности.

Основными формами организации труда детей могут быть :

Порученияэто задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта и коррекционно-воспитательные задачи. Могут быть кратковремен­ными или длительными (разложи ложки). Формируют интерес к труду, чув­ство ответственности.

В младшей группе поручения индивидуальны, кон­кретны и просты, содержат одно–два действия. Поручение помогает воспита­телю индивидуализировать приемы работы (помочь, научить, показать).

В средней группе поручения усложняются (постирать одежду куклы, подмести дорожки), т.е. задания включают элементы самоорганизации. Поручения могут быть для нескольких детей, что готовит их к дежурству.

В старшей группе большинство поручений становятся групповыми, объеди­няющими два–шесть человек (убрать полки с игрушками). Дети сами распре­деляют операции, следят за работой.

Дежурстваформа организации труда детей, предполагающая обяза­тельное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание кол­лектива. Достигается систематичность работы детей.

В младшей группе де­журств нет.

В средней группе вводятся дежурства по столовой (взрослый по­могает, следит и оценивает работу) – на один стол один дежурный. Во второй половине года – дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2-3 человека и сам распределяет между ними работу, оказывает помощь, учит доводить дело до конца, убирать использованное оборудование.

В старшей группе вводятся дежурства по уголку природы. Дежурят 2 человека, учат их оказывать помощь друг другу; соизмерять свои действия с действиями партнера. В старшей группе особое место занимает коллектив­ный труд (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала к празд­нику, сбор семян).

Чтобы дежурить, дети должны знать, что делать и как, каким инвентарем пользоваться. Объем работы постепенно расширяется.

Дежурства приобщают детей к труду в природе. Сначала – наблюдение за действиями взрослого (кормим рыбок, поливаем цветы). Дети в старшей группе привлекаются к посадке, поливке, прополке, смена воды в аквариуме, работа в цветнике. Занятия можно проводить на участке (ознакомление с ок­ружающими).

Занятия по ручному труду предусматривают работу с природным, бросовым материалом, изготовление поделок, конструирование из бумаги. Эта работа должна быть мотивирована, по времени должна занимать для детей 4-х лет – 10 минут, 6-7 лет – до 20 минут.

В группе должно быть специальное оборудование – хозяйственно-бытовой уголок (фартуки, платочки на голову, ведерки, тазики, веники и т.д.). На участке должно быть отведено специальное место для хранения инвентаря.

  1. Способы диагностики сформированности трудовой деятельности дошкольников.

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

НИЗКИЙ — Н

СРЕДНИЙ — С

ВЫСОКИЙ – В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

1 — 3 года

Развитие трудовой деятельности:

  • способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки);
  • выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • стремится соответствовать требованиям близких взрослых;
  • помогает в ответ на просьбу.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);
  • имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 — 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;
  • самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);
  • знает, кем работают близкие люди.

4 — 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);
  • имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 — 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

  • соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
  • самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • может оценить результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
  • имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

6 — 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

  • самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;
  • умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;
  • ответственно выполняет обязанности дежурного;
  • умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

  • старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;
  • оценивает результат своей работы;
  • испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;
  • радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

  • владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;
  • имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;
  • бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

Умение принять цель труда

Умение выделить предмет труда

Умение предвидеть результат труда

Умение спланировать трудовой процесс

Умение отобрать необходимое оборудование

Освоение трудовых навыков и умений

             
             

Пример для старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н — результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С — труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В — ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)

     
     

Пример для старшего возраста

НИЗКИЙ Н — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С — ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В — ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда

(старший дошкольный возраст).

Фамилия, имя ребёнка

Ручная умелость

Способность реализовать замысел

     
     

НИЗКИЙ Н — беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С — высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Имя

Вид деятельности

Дежурство по

столовой

Дежурство по занятиям

Дежурство в уголке природы

       
       

Н (низкий уровень) – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

НС (ниже среднего) – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

С (средний уровень) – выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВС (выше среднего) – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

В (высокий уровень) – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Список используемой литературы:

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2012.

2. Воспитание в труде./ Под ред. Р.С. Буре. — М., 2009.

3. Воспитание дошкольника в труде./ В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Зачик и др.; Сост. Р.С. Буре; под ред. В.Г. Нечаевой. — М.: Просвещение, 2014.

4. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. /Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова Трудовое воспитание в детском саду [Текст]. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

5. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: Из опыта работы / Под ред. М.А. Васильевой. — М.: Просвещение, 2013.

Приложения:

  1. file0.docx.. 41,1 КБ

Опубликовано: 29.03.2022

И.С. Фролова Воспитатель г. Карабаш 2017г. Статья. «Особенности организации труда в младшем дошкольном возрасте». Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша.

Цель: формирования положительного отношения к труду.

Задачи:

  1. Сформировать предпосылки к трудовой деятельности (формирование трудовых навыков, формирование компонентов деятельности, формирование общественных мотивов труда).

  2. Воспитать положительное отношение к труду взрослых (формирование интересов к труду взрослых, воспитания уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь).

  3. Воспитать личность ребёнка (воспитание личностных черт самостоятельности, ответственности, инициативности; воспитание трудолюбия привычка к трудовому усилию, готовность включаться в труд).

Актуальность: Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодарная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир действий. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

План:

  1. Как организовать трудовую деятельность в этом возрасте.

  2. Формирование самостоятельности в трудовой деятельности.

  3. Воспитание положительного отношения между детьми, взаимопомощи.

Введение

В младшей группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений. Это объясняется тем, что младшие дошкольники нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, кормить рыб, птиц, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в этом возрасте остаётся труд по самообслуживанию. Поддерживая интерес к этому виду труда, используются игровые приёмы, систематически напоминая и контролируя действия детей.

Например: перед мытьём рук, говорить «Сегодня Пчёлка будет проверять, кто плохо завернул рукава, кто насухо вытер руки». Во время раздевания периодически вспоминать, в каком порядке снимается одежда.

Хорошим стимулом к выполнению трудовых действий по самообслуживанию является оценка деятельности ребёнка, поощрение его успехов.

Действующий приём в этом возрасте, это привлечение детей к анализу результатов труда. Например: «Сейчас мы с Машей и Златой посмотрим, как дети оделись. Посмотрите, как быстро и аккуратно оделась Марина» и т.д. Ко всему к этому надо стараться дать детям больше самостоятельности. Но в то же время помнить, что приём объяснения и показа способа действий в этом возрасте занимает большое место.

Можно начинать учить детей делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи, т.е. забыл убрать обувь – будешь её искать, не повесила аккуратно платье – будешь ходить в мятом.

Хозяйственно-бытовой труд в этом возрасте начинает занимать значительное место в жизни детей. Основной формой организации этого вида труда являются поручения. Так как дети слабо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поручения даются одному ребёнку или небольшой группе. Но наряду с этим должны иметь место и коллективные поручения. Необходимо помочь детям распределить работу, своевременно добиваться результата. Например, говорим, что решили доверить важное дело, которое нужно выполнять быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительным материалом («Ведь нельзя садиться завтракать, когда вокруг беспорядок!»). Пока дети убираются их постоянно подбадривать: «Как приятно смотреть на детей, когда они работают дружно и старательно – дело быстро спориться!»

Так же приобщать детей к выполнению и таких поручений, которые, на первый взгляд не дают видимых результатов. Например: попросить сходить и что-нибудь принести или отнести, что-то спросить или передать на словах.

При руководстве поручениями действующие приёмы: игровые, совместная деятельность, показ, напоминание и поощрение.

Дошкольники любят трудиться с взрослыми. В младшем возрасте можно организовать труд детей совместно с родителями, няней. Удачно практикуется труд детей и родителей по сооружению снежных построек. Так же расчистка участка зимой — от снега, осенью и весной – от листьев и т.д. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений. Сразу надо стараться приучать ребят выполнять работу хорошо, обязательно доводить дело до конца. Поощрять за проявленную инициативу.

Непрерывная трудовая деятельность ребёнка не должна превышать 10 минут. Эффективны в этом возрасте так же игровые приёмы. Например, приходит кто-то и просит помочь протереть мебель. Помыть кукольную посуду и т.д.

Не следует слишком долго искать виновников беспорядка, а целесообразно обратиться к детям с просьбой, так как на неё они откликнуться охотнее. Использовать приёмы – поощрения, говоря: «Посмотрите, как Андрей хорошо убрал игрушки!». Причём оцениваем не только трудовое действие, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с игрушками.

Начиная с младшей группы учить детей дежурить по столовой. На данном этапе ведущими приёмами являются: показ, объяснение и контроль за выполнением действий ребёнка. Всё время стараться довести до сознания детей, что дежурство – это обязанность каждого перед всеми. Например: «Если плохо продежурите, не постараетесь, то детям будет не приятно».

Важно помнить, что ребёнка этого возраста больше интересует сам процесс труда, чем его результат, поэтому надо постоянно показывать и объяснять. Всё это способствует развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения к труду сверстников и взрослого.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обезжириватель для посудомоечных машин electrolux инструкция по применению
  • Армед сн 211 115 инструкция по применению рециркулятор
  • Масло в кпп ява 638 по мануалу
  • Установка турника 3 в 1 на стену инструкция
  • Руководство по основам обучения детей