Руководство учебно воспитательной деятельностью школы

                Управление
воспитательным процессом в школе

Хорошо руководить
учебно-воспитательным процессом – это значит в совершенстве владеть наукой,
мастерством, искусством обучения и воспитания.

В.А.Сухомлинский

Управление воспитательным
процессом в школе осуществляется в соответствии с Концепцией воспитания
образовательного учреждения. Концепция воспитания является локальным
документом, в составлении которого принимал участие весь педагогический
коллектив, учащиеся и родители. Концепция воспитания утверждена на заседании
Педагогического Совета школы.

В воспитательной
системе нашей школы можно выделить воспитательные комплексы:

• работа
воспитательных центров (историко-краеведческая музейная-комната, библиотека,
кабинет информатики, кабинет химии и биологии, спортзал, кабинет БОС);


коллективно-творческие дела, социально-значимая деятельность.

Такой  подход к
построению воспитывающей деятельности помогает в создании школьной общности.
Так быстрее формируется чувство единения, чувство «МЫ», состоящих из ярких «Я».

Каждый класс,
являясь единицей воспитательной системы, имеет право на создание внутриклассных
традиций, на проявление инициативы, лидерства в общешкольных делах. В развитии
индивидуальности каждого ученика имеет большое значение работа классных
руководителей по диагностике ученика и классного коллектива, проведение
разнообразной внеурочной работы, позволяющей включить детей в разные формы
работы, показать их с положительной стороны, позволить им утвердиться хорошими делами
в коллективе.

Педагогическая
поддержка должна быть опосредованной по результатам диагностики в ходе
классного часа, но чаще в индивидуальной беседе.

Таким образом,
управление должно идти в системе: ученик учитель руководитель.

Воспитательная
система школы – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного
процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной
среды), дающая общий эффект. Воспитательная система отражает один из наиболее
фундаментальных факторов педагогической деятельности: школа предстает как
целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и
развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоорганизации.

Основная задача
воспитательной работы школы: создание условий для воспитания человека нового
столетия как самобытной и свободной, деловой и предприимчивой личности,
владеющей ключевыми для современного человека компетентностями, творческой,
ориентированной на саморазвитие и созидательную деятельность.

Исходя из целей,
принципов построения и стратегии развития выделяем структуру управления, в
которой выделяется 4 уровня управления:

В иерархии
структуры управления выделяются следующие уровни:

Первый –
стратегический, включающий директора, педагогический совет, общешкольный
родительский комитет, которые отвечают за стратегическое направление развития
школы: ежегодно на заседании педагогического совета в августе утверждается план
работы на год, а затем планы работы на каждый месяц в течение года;

Второй – тактический,
включающий заместителей директоров по учебной и воспитательной работе,
методические объединения классных руководителей и предметников, малый
педагогический совет, которые разрабатывают и реализуют тактику развития школы,
отвечают за организацию конкретных действий по основным направлениям
функционирования школы; планируется работа по основным ключевым делам школы,
разрабатываются и утверждаются мероприятия тематических месячников;

Третий –
оперативный, включающий классных руководителей, учителей предметников,
социально-педагогическую и психологическую службы, которые включают в себя
непосредственных исполнителей стратегии и тактики функционирования школы,
разрабатывается методическое и другое обеспечение проведения конкретных
мероприятий, корректируется план работы;

Четвертый —
самоуправление – это учащиеся, которые являются конечным звеном в цепочке
управления, для которых и должна эффективно функционировать система управления.

Структура
управления воспитательного процесса в школе.

В структурных
связях принципиальным является единство управления-соуправления –
самоуправления. 

       
В школе разработаны функциональные обязанности для управленцев каждого
уровня управления, что обеспечивает четкость и слаженность в управлении
развитием образовательного учреждения, избавляет от перекладывания
ответственности с одного должностного лица на другого.

     
Такая работа по организации грамотного управления
направлена на повышение культуры управленческой деятельности.
Конечный результат любых управленческих действий должен ориентироваться на
качественную подготовку выпускника школы во всем многообразии этого понятия,
имея в виду совокупность собственно-образовательных приобретений, нравственных,
духовных, а также развития его индивидуальных и творческих способностей.
Результаты решения этой задачи с учетом того, что она не должна быть неизменной
во времени и в обществе – основной критерий оценки эффективности системы
управления.

Анализируя
структуру управления на предмет достаточности элементов, можно определить ее
как оптимальную для школы, поскольку она отражает основные элементы управления.

Управление
воспитательным процессом реализуется через функционирования таких блоков,
как:

1.     Методическая
работа

2.     Организация
контроля

3.     Организация
и проведение массовых мероприятий.

Через каждый из
этих блоков проходят нитью вопросы

— дополнительное
образование

— работа классных
руководителей

— ученическое
самоуправление

— работа с
родительской общественностью.

— работа с
учащимися группы риска

— организация
досуга. 

А сейчас я
постараюсь раскрыть это поподробнее.

Главное место в
управлении воспитательным процессом занимает методическая работа. В школе
работает МО Классных руководителей. Мастерство классного руководителя
формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу. Поэтому,
именно методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного
образования и развития членов Методического объединения классных руководителей.
Методическая работа дает возможность Классным руководителям не только участвовать
в реализации школьных программ, но и принимать участие в их планировании и
разработке, постоянно стимулируя развитие творческого потенциала, направленного
на формирование и развитие личности учащегося. Методическая помощь в школе
осуществляется через работу МО.

МО классных
руководителей разрабатывает план заседаний (обычно 4 заседания в год). На
заседаниях используются различные формы семинаров: практикумы, теоретические
семинары, круглые столы, диспуты. Классные руководители дают открытые воспитательные
мероприятия, проводят общешкольные традиционные мероприятия, после проведения
которых, идет их коллективный анализ и самоанализ. Ведется и меж секционная
работа, в ходе которой руководитель МО и завуч оказывают помощь классным
руководителям. Проведение семинаров позволяет классным руководителям расширить
пространство собственного профессионального развития, выстроить собственную
концепцию нравственного и духовного воспитания на традиционных и инновационных
технологиях.

Основные критерии
результативности деятельности МО:

— содействие
самостоятельной творческой деятельности учащихся;

— уровень
взаимодействия с учителями класса;

— уровень
взаимодействия с родителями;

— уровень
взаимодействия с педагогами дополнительного образования.

Определенная методическая
работа ведется и с педагогами дополнительного образования. Как такового
методического объединения ДО в школе нет, но все вопросы мы решаем вместе на
совещании при директоре, или индивидуально. Такая работа также способствует
профессиональному росту педагогов. Педагоги постоянно участвуют в различных
конкурсах (конкурс методических разработок, выставка работ и т.д.). Используем
форму творческого отчета. Управление же системой дополнительного образования
осуществляется через включение ее в работу воспитательного сектора.

В школе
развивается ученической самоуправление. Структура школьного управления строится
на 4-х уровнях: на первом-базисном – ученическое самоуправление в классном
коллективе, на 2-м – школьная, ученическая, на 3-м – общешкольное самоуправление
в коллективе школы, на 4-м – районный школьный Актив «Содружество». Содержание
работы органов самоуправления определяется видами деятельности учащихся:
познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая,
спортивно-оздоровительная, шефская, информационная. Система ученического
самоуправления позволяет детям ощутить себя организаторами своей жизни в школе.

Непременным
условием развития школы является сотрудничество педагогического коллектива с
родителями учащихся. В школе создан родительский комитет, который избирается на
родительских собраниях в классах (из них формируется общешкольный родительский
комитет). Комитет имеет план работы, который способствует созданию благоприятных
условий образования и воспитания школьников, оказывает помощь в управлении
работой школы, совместно с педколлективом родительский комитет способствует в
организации и проведении различных мероприятий, взаимодействует со спонсорами.

Важными и
необходимыми характеристиками управления воспитательным процессом в школе
является соуправление и самоуправление, когда отдельные лица и группы
школьного сообщества (родительский комитет, родители, учащиеся) принимают
активное участие в решении общих задач школы и принятии значимых в масштабе
школы управленческих решений, взаимодействие их с основной системой
внутришкольного управления.

Управление
воспитательным процессом школы осуществляется через массовые, коллективные,
групповые и индивидуальные формы его организации. Важнейшим условием повышения
его эффективности является оптимальное их сочетание. Отбор содержания, форм и
методов воспитания происходит с учетом позиций детей и педагогов, особенностей
всех участников процесса, с учетом различных вариантов взаимодействия учебного
заведения со средой (семьей, внеучебными заведениями).

Управление
воспитательной системой школы осуществляется также и через структурные
компоненты школы как образовательного учреждения: кружки, клубы, спортивные
секции, детские объединения.

Особое внимание
уделяется воспитанию духовно-нравственной культуры школьников. С этой целью во
внеурочное время учащиеся изучают свои родословные, историю родного края,
знакомятся с культурой своего народа. В рамках приобщения к культуре
традиционными стали праздники: День матери, Масленица; День народного единства
художественные выставки, проведение концертов, спектаклей…

Духовно-нравственное воспитание учащихся
не может полностью осуществляться только в учебном процессе. Своё логическое
продолжение данная работа нашла в реализации такого направления внеурочной
деятельности, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5
классе. Следует отметить, что, несмотря на то, что данное направление
представлено отдельным курсом, где ребята знакомятся с правилами культуры
поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков
героев художественных произведений, пробуют свои силы в мини-спектаклях, оно
пронизывает и охватывает все виды образовательной деятельности: учебной (в том
числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой,
художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и других. Работа с
фольклорными формами на занятиях «Фольклорный кружок» и «Саратовский гармоник»
зарождает чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада
национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры
российского общества.

 Наша школа использует
все свои возможности  для формирование ценностного отношения к здоровью и
здоровому образу жизни очень важная задача. В данном направлении
формируются у учащихся такие ценности, как: здоровье физическое, здоровье
социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый
образ жизни.

В школе сложилась эффективная система работы спортивно-оздоровительного
направления. Эта система включает в себя общешкольные спортивно-оздоровительные
мероприятия, работу творческих объединений в рамках внеурочной деятельности, а
также внутриклассная работа, направленная на пропаганду ЗОЖ (экскурсии, походы,
акции, соревнования с участием родителей).

Спортивные праздники, соревнования в значительной степени содействуют
расширению внеклассной спортивно-массовой работы и вовлекают ребят в регулярные
занятия физическими упражнениями и росту спортивных достижений. Помимо
спортивных мероприятий, которые проводятся в школе 1 раз в неделю в
соответствии с планом, данное направление также представлено объединениями
внеурочной деятельности. В школе действуют 2 объединения: 1 объединения в
рамках дополнительного образования работают в школе,  1 объединение
организовано в кабинете БОС, для детей с нарушениями осанки, которым необходимы
регулярные занятия лечебной физкультурой.

В нашей школе активно ведется работа с учащимися группы риска, с которыми
проводят профилактические беседы представители администрации школы и инспекторы
ПДН. Руководство школы систематически   организует выездные рейды в
неблагополучные семьи.  В системе проводятся встречи со специалистами. В
декабре на базе нашей школы прошло районное заседание КДН с участием Отца
Евгения. На каждого учащегося составлена индивидуальная карта, в которой
отражены социальная характеристика и интересы ребёнка. Постоянно отслеживается
занятость этих ребят в системе дополнительного образования. 

Планируя работу объединений, мы ставили перед собой задачу –
способствовать укреплению здоровья и физическому развитию учащихся, повышению
интереса к занятиям физической культурой, обеспечению активного отдыха
школьников, воспитанию в детях необходимости в здоровом образе жизни.

Неразрывно связаны между собой все направления воспитательной
деятельности. Невозможно формировать в человеке представления об эстетических
идеалах, не затрагивая формирование умения видеть прекрасное в окружающем мире,
природе родного края. И здесь уже гармонично вплетается в процесс воспитания экологическое
воспитание, которое, в свою очередь, тесно взаимосвязано с воспитанием
гражданственности и патриотизма. А последнее невозможно без воспитания
нравственных чувств и этического сознания. Поэтому свою цель в данном
направлении мы видим в создании условий для формирования личности гражданина и
патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
установками, мотивами деятельности и поведения. Свою работу мы определили как:
помогать школьнику продвигаться от элементарных навыков поведения к более
высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и
нравственный выбор.

Для реализации поставленной цели в школе ежегодно в рамках недели детской
книги проходит литературная конференция. В школе разработан цикл классных часов
и бесед данной тематики. Наши ученики участвуют в социальных проектах
«Бессмертный полк», «Помни меня», стали участниками областного конкурса «Наши
деды ковали победу» и других.

Вопросы управления жизнедеятельностью и учебно-воспитательным процессом
решаются на Педагогическом совете школы. Управление осуществляется в
соответствии с Концепцией воспитания образовательного учреждения.  В системе
проводятся педагогические советы: «Роль классного собрания во взаимодействии
семьи и школы», «Духовно-нравственное воспитание школьников как средство
реализации основных направлений ФГОС НОО», « Воспитание успехом».

Также вопросы
управление воспитательным процессом рассматриваются на совещаниях при директоре
и планерках административно-управленческого аппарата при директоре, которые
проходят по понедельникам. Совещания при директоре позволяют осуществлять
систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии
воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве
управления им и на основе ее оперативного анализа выработать и своевременно
принимать меры по повышению результативности работы педколлектива и
управленческого аппарата.

Управление
учебно-воспитательным процессом в школе осуществляется согласно плану
внутришкольного контроля по таким направлениям: контроль за
учебно-воспитательным процессом, за работой с кадрами, за воспитательной и
методической работой, за внутришкольной документацией. В соответствии с планом
в школе осуществлялась инспекторская деятельность с использованием различных
форм и методов контроля. В школе осуществляется промежуточный контроль в форме
анализа выполнения программного материала; участия в различных конкурсах и
соревнованиях; сохранности контингента; анализа школьной документации, анализа
воспитательной деятельности педколлектива школы.

Мониторинг и диагностика

— уровень воспитанности (2 раз в год)

— удовлетворённость воспитательным процессом учениками и родителями (1
раз в год)

— отношения в семье (в рамках акции «Профилактика безнадзорности,
правонарушений и насилия в семье», по мере необходимости)

— психологический климат в школе (1 раз в год)

Диагностике подлежат все субъекты воспитательной системы: учащиеся,
педагоги, родители.

Полученные
результаты мониторингов и контроля позволяют принять правильное управленческое
решение по регулированию и  коррекции образовательного  и
воспитательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с
использованием технологических карт, схем анализа уроков и мероприятий и 
результатов деятельности учащихся, информационных технологий, анкетирования и
обобщения полученных  результатов.

 Функцию контроля
выполняет либо учитель, либо председатель методического объединения, либо
администрация, либо сам ученик. Рефлексивный подход в управлении
образовательным процессом позволяет повысить его качество и результативность.

В основе
управленческих решений лежат результаты ВШК. Управление педагогической системой
– это прежде всего процесс переработки информации, который состоит из трех
основных этапов: сбор информации, ее переработка и выдача управленческого
решения (справка, приказ).

Подведём итоги

Наиболее важными достижениями действующей воспитательной системы
стало:

— организация работы разных направлений: внеурочной, учебной и
внешкольной, в едином русле;

— высокий уровень координирующей роли управления развитием воспитательной
системы;

— педагоги строят свою работу, опираясь на потребности и интересы
учащихся;

— дети заняты разнообразной содержательной и творческой деятельностью,
которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию
инициативы, активной жизненной позиции, формированию ответственности;

— все школьные и внешкольные мероприятия проходят на высоком
организационном уровне;

— успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального
окружения;

— осуществляется взаимодействие с КДН, службой помощи семье и детям;

— положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы;

— стабильно высокие показатели удовлетворённости родителей воспитательной
работой школы;

— сохраняются и преумножаются традиции школы;

— накоплен опыт работы по проектной деятельности и КТД;

— стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию
личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного,
коммуникативного и физического потенциалов;

— наличие системы внеурочной деятельности компенсировало отсутствие
дополнительного образования в школе;

— наличие единого подхода в выборе содержания деятельности в соответствии
с требованиями стандарта.

Основными ценностями воспитательной деятельности школы являются ребёнок,
его развитие, детство как особая жизнь ребёнка; воспитательное пространство –
как среда, способствующая развитию личности. И наша задача создать все условия
для того, чтобы развивающаяся личность ребёнка получила всё необходимое для
своего роста и совершенствования, а детство ребёнка было ярким и запоминающимся.


Учебно-воспитательная работа в школе

Учебно-воспитательная работа в школе

  • Автор:

    Гагарина Елена Сергеевна

Основная функция любой школы — учебно-воспитательная деятельность. От того, на сколько эффективно работает эта система в образовательном учреждении, зависит качество образования и воспитания его учеников.


Содержание:

Роль школы и учителя в становлении личности

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе


Роль школы и учителя в становлении личности

Школьное образование играет очень важную роль в жизни человека. Именно через него передаются нравственные и духовные идеалы, которые характеризуют нас как личность. В школе мы, как известно, получаем не только знания, мы учимся жить в обществе.

Одной из важных тенденций в современной педагогике является формирование творческой, самодостаточной и активной личности, которая будет способна жить в согласии с собой и обществом. Школа закладывает тот фундамент в сознании ребенка, благодаря которому впоследствии он сможет проявить свои индивидуальные качества.

Каждый ребенок – в первую очередь уникальная личность с неповторимым набором качеств и возможностей.

Для учителя важно организовать не только учебную деятельность, но и внеурочную, досуговую. Общение со школьниками играет для их всестороннего развития существенную роль. Оно помогает сблизиться с детьми, узнать разнообразные стороны их характера.

Для учителя важно расположить к себе ребенка, попытаться завоевать его доверие, помочь поделиться мыслями и сомнениями. Наконец, общение дает учителю ощущение необходимости его работы, востребованности.

Цели и задачи учебно-воспитательной работы

Итак, основной целью учебно-воспитательной работы в школе во все времена являлось и является создание условий, при которых происходит становление личности.

Для педагога очень важно воспитать правильно ребенка: развивать его моральные и нравственные ценности, творческий потенциал, способствовать умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Важно, чтобы ребенок получил навыки, необходимые в жизни, чтобы в сложной жизненной ситуации он смог принять правильное решение, смог овладеть различными профессиями в зависимости от того, как сложится его путь.

Для реализации выше поставленной цели учебно-воспитательной работы в школе перед учителем стоят важные задачи:

  1. Всестороннее развитие ребенка, охватывающее различные стороны личности.
  2. Воспитание общительности и понимания общности с коллективом. Развитие желания взаимопомощи.
  3. Формирование навыков к труду.
  4. Повышение интеллектуального уровня ребенка, развитие навыков самообразования и познавательного интереса.
  5. Развитие творческих способностей как метода самовыражения ребенка, любви к прекрасному.
  6. Создание у детей ярких впечатлений о родном крае, о Родине в целом.

Поставленные задачи учебно-воспитательной работы в школе соответствуют направлениям формирования личности, особенно в младшем школьном возрасте. Ведь основными качествами гармонично развитой личности являются трудолюбие, самостоятельность, доброта, честность, сострадание, готовность защитить родную природу.

Формы и методы учебно-воспитательной работы

Формой учебно-воспитательной работы обозначают способ организации деятельности в школе. В практике учителя имеется большое разнообразие форм работы. Если попытаться их упорядочить, то можно выделить пять основных форм учебно-воспитательной работы в школе. В основе данной классификации лежат главные методы учебно-воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологическое воздействие.

  • Словесно – логические. Это беседы с детьми, собрания, обсуждение общих проблем.
  • Образно – художественные. Основой является совместное эстетическое переживание. Примером может послужить совместный поход на концерт, спектакль; школьный праздник.
  • Трудовые. Сюда можно отнести организацию уборки, субботника, ремонта класса. Совместный труд способен вдохновлять не меньше, чем поход в театр или на концерт.
  • Игровые. Это спортивные или интеллектуальные игры, конкурсы.
  • Психологические. Данная форма очень важна для работы учителя, хотя и требует специальной подготовки. Сюда можно отнести психологические беседы и упражнения.

Помимо того, можно выделить индивидуальные, групповые и массовые формы учебно-воспитательной работы в школе. Очень эффективна такая форма работы учителя, как классный час, основой которого является разговор с учениками на заранее приготовленную тему.

Планирование и анализ учебно-воспитательной работы в школе

В организации учебно-воспитательной работы особое место занимает план. Он является важной частью успеха в воспитании школьников. Быть учителем – значит нести ответственность за их развитие и здоровье. Учитель должен это осознавать и знать, к чему стремится.

Для того, чтобы педагог успешно выполнял свою работу и совершенствовался, он обязан выполнять аналитическую деятельность, оценивать свои поступки и решения.

При планировании учитель должен учитывать как нормативные документы, так и проблемы воспитания каждого из учеников. План должен быть четким и ясным. В школе необходимо календарное планирование, то есть все мероприятия должны быть спланированы по дням, неделям и четвертям.

Каждый из нас в своих воспоминаниях возвращается к событиям школьной жизни. В памяти часто возникает яркий образ, связанный с любимыми педагогами, интересными разносторонними личностями, общение с которыми доставило нам радость. Их любовь к детям, манеры, самоотдача остаются в нашей памяти на всю жизнь, порой становясь примером человеческих отношений.

Итак, главной целью работы учителя является воспитание самостоятельной, культурной, нравственной личности, осознающей свою ответственность перед семьей и обществом. Его работа является важнейшим звеном в воспитательной системе, действенным механизмом осуществления индивидуального подхода к ребенку. Учитель является своего рода посредником между воспитанником и обществом в освоении знаний и культуры.

Закладки:

Воспитательная система МБОУСОШ № 6 охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.

  Цель воспитательной системы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.

   Создание в школе условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

   Задачи воспитательной системы:

·         Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

·         Приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

·         Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности;

·         Формирование у детей культуры межличностных отношений;

·         Развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

·         Воспитание  стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта;

·         Профилактика асоциального поведения детей и молодёжи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

·         Укрепление взаимодействия с семьями обучающихся;

·         Поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

   Воспитательную деятельность организует служба воспитания школы, в которую входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.

    Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

   Исходя из цели и задач, в школе складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет  каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.                                            

    В школе используются следующие возможности основного и дополнительного образования:

  • различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
  • обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
  • акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
  • использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;
  • участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;
  • проведение праздников, конкурсов, соревнований;
  • организация и участие детей в различных акциях.

Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

  • воспитательная работа в процессе обучения;
  • внеурочная деятельность;
  • внешкольная деятельность 

Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей:

·  Уроки и внеаудиторная занятость.

· Внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы.

· Внутриклассная воспитательная работа.

· Общешкольные формы работы.

· Дополнительное образование.

· Кружки и секции по интересам.

· Ученическое самоуправление.

· Взаимодействие учащихся с социумом.

· Свободное общение учащихся друг с другом и взрослыми.

Воспитательная работа школы реализуется по нескольким направлениям.

1.Воспитание познавательных интересов – это развитие сознательной учебной дисциплины, поднятие престижа образованности, отношение к учёбе как к главному труду, что достигается через контроль посещаемости, через нестандартное проведение уроков, предметные недели, конкурсы, КВНы, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, а также посещение библиотек, тематические поездки и экскурсии (на родину писателей, в музеи и т.д.)

2.Патриотическое воспитание – это формирование в ребёнке приверженности важнейшим духовным ценностям и традициям, воспитание любви к Родине, заботы об интересах страны, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию. Патриотическое воспитание подразделяется на насколько направлений:

          Военно-патриотическое воспитание (формирование у школьников глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите; уважение к военной истории; стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций).

         Героико-патриотическое воспитание (сохранение памяти о знаменательных событиях и датах, о подвигах героических личностей русской Земли и воспитание гордости за деяние своих предков).

         Национально-патриотическое воспитание (воспитание чувства любви к своей малой родине, уважительного отношения к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ).

         Гражданское воспитание (формирование правовой культуры у школьников, четкой гражданской позиции, чувства ответственности за происходящее в своей стране и готовности к сознательному и добровольному служению своему народу).

      Патриотическое воспитание осуществляется через следующие формы работы:

  • встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками войн в Афганистане и Чечне;
  • экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами своей малой родины;
  • посещение библиотек;
  • участие в творческих конкурсах, смотрах;

·         изучение нравственного наследия писателей и поэтов родного края, страны;

·         посещение воинской части;

·         праздники, коллективная творческая деятельность.

·         интерактивные игры, дебаты, дискуссии;

·         волонтерская деятельность;

·         исследовательские работы, проекты.

3.Художественно-эстетическое воспитание способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности, прививает любовь к искусству, музыке, литературе и т.д. Это осуществляется через организацию и проведение музыкальных праздников, конкурсов, литературно-художественных презентаций, спектаклей, выставок, поездки по историко-культурным центрам края и др.

4. Нравственное воспитание нацелено на осмысление общечеловеческих ценностей, на осознание личностной причастности к человечеству, понимание своего «я». Это обеспечивают такие мероприятия, как часы общения, психологические тренинги, создание классных традиций и поддержание школьных, классные часы на нравственные и этические темы, организация  школьных и участие в районных благотворительных акциях.

5. Трудовое воспитание приучает детей к общественно-полезному труду, ответственности за порученное дело, развивает организаторские способности, формирует бережное отношение к материальным ценностям, созданным трудом других людей. Эта цель достигается в процессе уроков трудового обучения, во время проведения субботников, трудовых десантов по уборке и благоустройству школьной территории,  классных дежурств и дежурств по школе, озеленения кабинетов, ремонта книг в школьной библиотеке.

6. Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание приучает детей к здоровому образу жизни, развивает силу, выносливость и красоту человеческого тела, формирует ответственность за природу и окружающий мир. Эти цели достигаются в процессе проведения  школьных спортивных соревнований и участия в районных, организации дней Здоровья, спортивных праздников, эстафет, игровых перемен в начальной школе, физминуток и валеоминуток на уроках, вовлечения детей в спортивные секции, походы, экологические акции, а также через классные часы и массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные против распространения курения, алкоголизма, наркомании. В школе ежегодно проводятся такие мероприятия как Тропа Победы, От солдата до генерала.

7. Воспитание семьянина способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям. Всё это закладывается в детях через совместные  с родителями походы, классные часы о рыцарстве и благородстве, о предназначении женщины-матери на Земле. В школе традиционно проходят праздники, посвящённые Дню матери и 8 марта, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей и др.

    Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций.  В школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики школы вместе со взрослыми. Это Праздник первоклассников, День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, Выпускной вечер, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

    Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса.                

 В классных коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с учащимися, связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее результативность.

  • Используется экскурсионная, туристско-краеведческая деятельность. Воспитательные задачи ставятся и решаются классными руководителями последовательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Методическое объединение классных руководителей — активный участник планирования, разработки и внедрения всех новаций в воспитательной системе.

1. Какое значение имеет совершенствование управления школой? Каковы принципы деятельности ее управленческих органов?

Школа — исключительно сложный и весьма
разветвленный по своей внутренней
структуре механизм. Она успешно
функционирует только при условии, если
каждое ее отдельное звено и подразделение
действуют слаженно и эффективно. Все
это требует разработки и осмысления
научных основ управления школой и
совершенствования руководства проводимой
учебно-воспитательной работой. Весьма
многообразной является структура
управленческих органов в школе. Условно
их можно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют должностные
лица школы: директор школы, его
заместители по учебно-воспитательной
работе, заместитель по воспитательной
работе, помощник директора по хозяйственной
части, руководитель детских и юношеских
организаций
.

Вторую группу составляют: общешкольная
конференция представителей учителей,
родителей и учащихся, а также педагогический
совет школы и входящие в его состав
предметные комиссии (секции).

Третья группа включает в себя органы
ученического самоуправления (ученический
комитет, старосты классов, предметных
кружков, различных обществ).

В четвертую группу входят органы
родительской общественности (родительский
комитет школы, родительские комитеты
классов).

Немаловажное значение имеют
научно-обоснованные принципы
управленческой деятельности этих
органов
. Наиболее существенные из
них следующие:

— скоординированность, согласованность
и деловое сотрудничество всех
управленческих органов в определении
ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной
деятельности;

— демократизм, гласность и опора на
общественное мнение учителей, родителей
и учащихся в осуществлении всеми
управленческими органами и должностными
лицами своих обязанностей и функций;

— персональная ответственность всех
руководящих лиц школы, учителей, классных
руководителей и воспитателей групп
продленного дня за выполнение своих
обязанностей;

— поддержание здорового психологического
микроклимата в школе, творческой
активности и инициативы, высокой
требовательности к качеству
учебно-воспитательной работы;

— тактичный и регулярно осуществляемый
контроль за выполнением указаний
вышестоящих органов и принимаемых в
школе решений по совершенствованию
обучения и воспитания учащихся;

— поощрение педагогического творчества,
инновационных поисков и стимулирование
учителей и классных руководителей к
овладению передовым педагогическим
опытом.

2. Какие функциональные обязанности возлагаются на должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой?

Эти обязанности детально определяются
специальными положениями, регламентирующими
деятельность директора школы, его
заместителей и других должностных лиц
по различным вопросам учебно-воспитательной
работы, которые утверждаются Министерством
образования Республики Беларусь.
Раскроем наиболее существенные из них.

Функции и обязанности директора школы.
Директор школы несет персональную
ответственность за деятельность школы,
состояние и качество учебно-воспитательной
работы.

В его обязанности входят:

— правильный подбор и расстановка
кадров, руководство педагогическим
коллективом школы, создание условий
для повышения профессионального,
научно-теоретического и
психолого-педагогического уровня
учителей, стимулирование их педагогического
творчества и внедрение передового
педагогического опыта обучения и
воспитания;

— осуществление контроля за ходом
учебно-воспитательного процесса,
качеством знаний и личностным развитием
учащихся, содержанием и организацией
внеклассной работы;

— организация воспитательной работы
по профессиональной ориентации учащихся
и оказание им помощи в жизненном
самоопределении;

— оказание практической помощи и
активизация деятельности органов
ученического самоуправления, деловое
сотрудничество с общественными
организациями учителей и учащихся по
совершенствованию учебно-воспитательной
работы в школе;

— определение и конкретизация в
соответствии с трудовым законодательством,
правилами внутреннего распорядка и
уставом школы круга обязанностей
работников школы;

— организация работы и оказание помощи
органам родительской общественности;

— осуществление деловых контактов с
местными общественными организациями,
учреждениями и базовыми предприятиями;

— поддержание необходимого
санитарно-гигиенического режима в
школе, охрана труда и соблюдение техники
безопасности в процессе учебных занятий
и других видов деятельности учащихся,
учителей и обслуживающего персонала
школы;

— укрепление и развитие современной
учебно-материальной базы школы;

— прием на работу и увольнение с работы
обслуживающего персонала школы;

— представление учителей и других
работников школы по согласованию с
педагогическим советом школы к поощрениям
и награждениям.

Функции и обязанности заместителя
директора школы по учебно-воспитательной
работе
. Они включают в себя:

— организацию учебных занятий в школе
и воспитательной работы в процессе
обучения;

— контроль за выполнением учебных
программ, ходом учебных занятий и
качеством успеваемости учащихся;

— организацию внеклассной учебной
работы по различным предметам (предметных
кружков, обществ, олимпиад, конкурсов
и т.д.);

— регулирование учебной нагрузки
учащихся;

— анализ учебно-воспитательной работы
школы и составление статистических и
письменных отчетов о результатах
деятельности педагогического коллектива;

— реализацию и контроль за выполнением
указаний вышестоящих органов образования
по вопросам совершенствования
учебно-воспитательной работы;

— обобщение и внедрение передового
педагогического опыта по повышению
качества учебно-воспитательной работы;

— руководство работой предметных
методических комиссий (секций) учителей.

Обязанности заместителя директора
по воспитательной работе в школе
. К
ним, в частности, относятся:

— организация и координация внеклассной
воспитательной работы с учащимися;

— проведение методической работы с
классными руководителями и воспитателями
групп продленного дня по совершенствованию
воспитания учащихся;

— поддержание деловых контактов с
родителями учащихся, руководителями
внешкольных детских организаций;

— научно-методический анализ проводимой
внеклассной воспитательной работы в
школе, обобщение и внедрение передового
педагогического опыта.

В условиях обновления и реформирования
школы для выполнения указанных выше
должностных обязанностей директор
школы и его заместители должны сочетать
в себе высокую педагогическую
образованность, компетентность и
нравственную культуру, проявлять
деловитость и ответственность в работе,
обладать инициативой и творческим
подходом к совершенствованию обучения
и воспитания, поддерживать инновационные
начинания и передовой опыт учителей и
классных руководителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мареван инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Марвелон инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Как стать самозанятым в иркутской области по шаговая инструкция
  • Как стать самозанятым в иркутской области по шаговая инструкция
  • Цефиксим 400 мг таблетки инструкция по применению цена аналоги дешевые