Руководство учителем познавательной деятельностью учащихся это

Управление познавательной
деятельностью учащихся на уроках

 Обучение и воспитание должно развивать
разум ребенка, 
должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его 
не может быть ни достойною, ни счастливою”. 
К.Д. Ушинский

Познавательная деятельность — сознательная деятельность субъекта,
направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной
действительности, а также конкретных знаний.

Для школьников познавательная деятельность
протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Правильная организация
познавательной деятельности основывается на потребности самих учащихся
осуществлять преобразование учебного материала с целью овладения новыми
знаниями.

Именно управление познавательной деятельностью, а не
передача знаний, является механизмом обучения.

Что же такое управление? 
Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности
действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется
и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной
деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо,
работа между участниками.

        
Современная
дидактика трактует обучение как процесс управления усвоением знаний, управления
познавательной деятельностью учащихся в специально организованной учебной
среде. Этот процесс обладает всеми характерными признаками системы управления:
имеет цель обучения, объект обучения (в качестве которого выступают учащиеся),
субъект управления (преподаватель), где вырабатываются управляющие воздействия,
поступающие к объекту управления, и канал обратной связи.
 
Рассмотрим процесс управления познавательной
деятельностью. Будем считать, что преподавателем осуществляется заранее
спроектированный дидактический процесс в соответствии с целями обучения. 

В принципе, этот процесс должен давать
однозначный и гарантированный результат, соответственно запланированной цели
обучения. Однако в реальном процессе обучения по разным причинам возможны
различные отклонения от запланированного процесса, все вероятности которых
предугадать практически невозможно. Что в этом случае делает учитель?
 

·  Представляет учебный материал, в том числе и для
самостоятельной работы;

·  Наблюдает за деятельностью учащихся;

·  Контролирует ее ход;

·  Корректирует усвоение.

Другими словами, учитель теперь
управляет познавательной деятельностью учащегося на основе обратной связи.
Управление обучением со стороны учителя это не хаотическая и произвольная
деятельность по наблюдению, контролю и коррекции, а упорядоченная и целенаправленная
деятельность, подчиняющаяся заранее выбранной стратегии.
 
Наблюдая за поведением учащегося при его работе
с учебным материалом, учитель может сделать определенные заключения , например,
о доступности материала, об
усталости учащегося, предпочтениях и т.п. и подстраивать дидактический процесс
под конкретные характеристики учащегося.

О значении обратной связи в обучении известно
давно. Без точной обратной связи трудно научиться даже несложным действиям.
 Обратная связь должна нести сведения не только о
правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность
осуществлять диагностику хода процесса, следить за действиями обучаемого.
 
В самом деле, учебный процесс организуется ведь
не ради получения правильных ответов от учащихся, а для обучения их тем
познавательным действиям, которые ведут к этим ответам. Следовательно,
контролировать надо содержание формируемых действий.
 

Возможны два способа управления
учебной деятельностью учащегося: разомкнутое (отсроченное) или замкнутое (немедленное)
управление.
 
       При разомкнутом управлении слежение,
контроль и коррекция обучения выполняются по конечному результату, достигнутому
за относительно продолжительный период обучения (несколько занятий, изучение
определённой темы и т.д.) Понятно, что за это время может быть изучено
достаточно большое число учебных элементов и выполнена значительная по объему
познавательная деятельность. Недостаток такого способа управления состоит в
том, что обнаруженные в конце достаточно продолжительного процесса обучения
пробелы чаще всего остаются не заполненными как из-за недостатка времени, так
из-за трудности их обнаружения и предшествующего невнимания к ним.
 
           При замкнутом, или немедленном,
управлении слежение, контроль и коррекция деятельности учащихся по усвоению
осуществляются после выполнения каждого этапа познавательной деятельности и
усвоения каждого учебного элемента. Управление учением может учитывать
индивидуальные особенности каждого учащегося (подготовленность, темп и др.) или
подчинять индивидуальность групповым усреднениям.
 
Эффективное учение возможно только при
немедленном управлении, иначе ошибочные действия учащегося не будут
своевременно корректироваться, а наоборот будут укореняться. Кроме того,
психологи в многочисленных экспериментах обнаружили, что если время реакции на
важные для испытуемого действия превышает некоторое пороговое значение (порядка
трех секунд), то интерес, мотивация резко падает.
 
Управление учащимися на уроке — это управление познавательной
деятельностью. 

Остановимся далее на особенностях
управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.

Состояние внимания учащихся на
уроке 
— важнейшее условие продуктивности
познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть
поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между
излагаемым материалом и наблюдением за учениками.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

1)  уметь определять в каждый момент
урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

2) поддерживать внимание, опираясь на его
закономерности;

3) устранять ситуативные причины снижения
концентрации внимания, отвлечения внимания;

4) формировать внимание учащихся. Рассмотрим
подробнее предложенную схему.

1. Для определения состояния внимания учащихся в
каждый момент урока используются продуктивный и поведенческий критерии.
Продуктивный критерий основывается на зависимости результата деятельности от
состояния внимания. Например, ученик делает ошибки в диктанте, если он
невнимателен. (Известно, что ошибки внимания отличаются от ошибок, связанных со
знанием правил.) Ученик не может повторить сказанное другим, если фраза не
входит в его поле внимания.

Поведенческий критерий используется чаще: появление
шума в классе, посторонних движений (в состоянии внимания доминантный очаг
подавляет постороннюю деятельность); особая мимика внимания, направление
взгляда (как правило, объект внимания фиксируется взглядом).

2. Для поддержания внимания используются
закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание: интенсивность
раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания.
Следовательно, учителю можно порекомендовать изменение силы голоса, темпа речи,
паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально
насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ,
использование жестов. Считается, например, если учитель делает несколько шагов
навстречу классу, внимание усиливается, если отходит к доске — ослабевает.
Привлекает внимание новизна объектов или новизна (необычность) манеры
изложения.

Содержательные приемы поддержания внимания
основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма
изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности,
технических средств обучения). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у
учащихся эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный
цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое
наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость,
соответствие актуальным потребностям субъекта.

Управление произвольным вниманием учащихся основано
на осознании цели (быть внимательным к такому-то объекту), поддерживается за
счет волевых усилий. Развитие произвольности психических функций имеет важное
значение, однако длительные волевые усилия приводят к появлению отрицательных
эмоций, снижению мотивации учебной деятельности. Снижение степени волевых
усилий возможно за счет появления интереса к деятельности, осознания ее
значимости, ценности для личности. Такое внимание носит название
послепроизвольного. Использование его в практике учебной деятельности
достаточно эффективно.

3. Ситуативные причины отвлечения внимания могут быть
как внешними, так и внутренними. Внешние причины: изложение материала, не
соответствующее закономерностям внимания. Например, в начальных классах
длительность поддержания продуктивного внимания — 20-25 минут, поэтому в
середине урока необходима какая-то форма отдыха, эмоциональная пауза или смена
деятельности. Если не учитывать эту закономерность детского внимания, неизбежны
трудности продолжения урока.

К внешним причинам относится неблагоприятная среда
(душное помещение, наличие посторонних раздражителей). Словесные раздражители
(крики, пение, шепот) резко снижают сосредоточенность внимания, поэтому лучше
во время объяснения материала не отвлекать внимания учащихся, особенно младшего
школьного возраста, замечаниями. Можно найти другие приемы управления
вниманием: пауза, несколько шагов навстречу «нарушителям» и т.д.

Внутренние причины отвлечения внимания:
функциональное состояние нервной системы (утомление, подавленное настроение). Наряду
с общими закономерностями внимания учителю важно знать возрастные особенности
внимания школьников. Внимание младших школьников неустойчивое, легко
отвлекаемое: объем его невелик, распределяемость и переключаемость ниже, чем у
старших школьников. Детям трудно управлять своим вниманием, преобладает
непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость,
интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени
интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Младшим школьникам легче сосредоточиться на
деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность
рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с
практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т.д.). Опираясь
на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов
должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них
произвольное внимание.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия,
развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения
материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы,
графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной
наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное
описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение.
В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый
воспитательный эффект.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на
память
От уровня развития памяти зависит успешность учения
школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти
детей. Память — наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие
развития памяти — упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от
мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания — один из приемов развития
памяти.

 Можно придумывать вместе с детьми
различные способы, запоминания. 

 1. Ассоциации — установление связей запоминаемого
с чем-либо по сходству, смежности или противоположности. На уроке для
стимулирования ассоциативных процессов достаточно задать классу вопросы типа:

Что напоминает вам это слово? На что похоже это
уравнение? Что напоминает эта картина?

2. Выделение опорных пунктов. Сущность способа
заключается в поиске каких-либо опор, точек отсчета, т.е. «зацепок», «крючков»,
в качестве которых могут выступать фамилии, названия, даты, исторические
персонажи, смешные моменты, особенности шрифта, необычные, незнакомые слова,
формулы и т.д.

3. Приемы группировки. Группировка — .разбиение
материала на части по смыслу, объему, ассоциациям и т.д.

Способы управления познавательной деятельностью
учащихся 

Организуя на уроке познавательную деятельность
детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу,
познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В
процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает
детей друг с другом. Оказывается, что одни ученики привыкли к постоянной
похвале, их всегда ставят в пример, а другие — к постоянному неуспеху. В
результате формируется неадекватная самооценка: у первых — завышенная, у вторых
— заниженная. Эксперименты показали, что сравнивать можно детей с равными
возможностями, сильных с сильными, слабых со слабыми (интерличностное
сравнение) или ребенка с самим собой, обращая внимание на изменения, которые с
ним происходят (интраличностное сравнение).

 Существенным компонентом познавательной
деятельности в начальных классах является игра. Игровой сюжет – это такая форма
организации учебной деятельности, при которой урок пронизывается от начала до
конца единой игровой линией, темой высказываний. Но, применяя этот прием, надо
помнить, что чрезмерное, частое использование знакомых сюжетов и героев в
качестве средств и форм обучения может лишить учебный урок новизны и
привлекательности.

Игр
имеется достаточное количество, только остается правильно и уместно их
применять на уроке.

Я использую на уроках
математики такие задания как:

·        
фокусы
с разгадыванием задуманных чисел;

·        
задания
с магическими квадратами;

·        
логические
разминки;

·        
игра
“Веселый мяч”.

На
уроках русского и родного языка решение шарад, ребусов, кроссвордов
 
способствуют
активизации  познавательного   интереса  и мыслительной  деятельности
обучающихся.

Чтобы развивать память учащихся на уроках русского языка
с  первым классом разучиваем четверостишия, а с третьим классом выполняем
письмо по памяти.
Благодаря использованию этих технологий, дети лучше усваивают  учебный
материал, повышается интерес к предмету.
 

Научить детей трудиться и мыслить – основная задача
школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке.
Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение
на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои
дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и
комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя
подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят
разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого
ученика.

Развивая познавательную активность, воспитывая
стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего
мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности
младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому
небезразлична судьба своих учеников.

Труд учителя — тяжелый труд, но труд радостный,
когда видишь добрые плоды своей работы. Заложишь прочный фундамент знаний,
научишь любить учиться, разовьешь мыслительные способности, значит, можно быть
спокойной. Я верю, что наши дети будут всегда стремиться учиться хорошо.

Памятка для учителей

                 Приемы управления
познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;

б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;

в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии
.

2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала
:

а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу
;

б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения
;

в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа
литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.

Памятка для учителей

Приемы управления познавательной
деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на
этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) включение в содержание учебного материала интересных
сведений, фактов, исторических данных;

б) возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового
значения слов;

в) создание установки на изучение процессов и явлений в
динамике и развитии
.

2) Приемы активизации деятельности
учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

а) задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов
приводят к ответу
;

б) обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у
учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения
;

в)учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов,
анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной
деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:

— выполнение заданий с использованием натуральных объектов,
коллекций.

ДОКЛАД

на тему :

“Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке

            Выступила: учительница
начальных

                                                          
                                                                      классов 
Амирова Г.Н.

2016
год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности в процессе обучения происходит на основе овладения знаниями, куль­турой человеческих отношений, способами деятельности, человеческими ценностями. Но гармония указанных про­цессов не достигается автоматически, она требует целесообразной организации обучения, исходящей из понимания существа и динамики овладения знаниями и развития лич­ности. Целесообразность организации обучения обеспечи­вает педагогический процесс, который представляет собой систему, объединяющую отдельные процессы воспитания, образования, развития.

Педагогический процесс — это специально организован­ное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспи­танников, направленное на решение развивающих и обра­зовательных задач. Педагоги и воспитанники как главные действующие субъекты являются главными действующими лицами педагогического процесса, его субъектами. Взаимо­действие субъектов педагогического процесса в процессе обмена деятельностью своей конечной целью имеет присво­ение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Успешное освоение опыта может осуществляться только в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, вклю­чающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, основной характеристикой педагогического про­цесса является взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообраз­ных средств и при условии соответствия форм и методов характеру взаимодействия.

Обучение как самый разработанный инструмент осу­ществления педагогического процесса отражает в себе и все существенные его свойства: а) двусторонность, б) направ­ленность на всестороннее развитие личности, в) единство содержательной и процессуальной сторон. При анализе сущности и структуры обучения в контексте целостного педагогического процесса двухсторонний характер обуче­ния понимается и как процесс обучения, и как учебный про­цесс (рис. 3.4).

Процесс обучения представляет собой организацию учебной деятельности и управление ею учителем, а учеб­ный процесс представляет собой сложную систему орга­низации взаимодействия самого учителя, обучаемых и учебного материала в процессе порождения внутренних, зачастую противоречивых импульсов саморазвития.

Следовательно, организация процесса обучения есть сложный и многогранный процесс руководства учебно­-познавательной деятельностью школьников в целях реали­зации трехсторонней задачи процесса обучения:

а) активной целенаправленной передачи обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений;

б) организации освоения и усвоения этого опыта;

в) формировании возможности и готовности применять этот опыт в различных ситуациях.

Важно заметить, что на первый взгляд процесс обучения прежде всего отражает внешний характер обучения, кото­рый предстает перед нами как совместная, взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность учителя и учеников, и ходе которой:

а) учитель организует и стимулирует деятельность обучаемых, корректируя ее ход и проверяя ее результаты и процессе предъявления различных видов информации;

б) ученики в процессе включения в организованные учителем виды деятельности овладевают не только содер­жанием и предусмотренными программами учебной дея­тельности знаниями, умениями и навыками, но и основами самоорганизации процессов общения на пути познания.

Однако в современной дидактической концепции ста­новится все более важным учет тех аспектов деятельно­сти учителя и учеников, которые отражают внутренний характер обучения — его воспитывающий и развивающий характер. Такое рассмотрение процесса обучения позволяет оценить многоуровневость работы учителя по организации учебной деятельности как единства воспитания и обучения, организуемого на основе учета психовозрастных особенностей общения школьников не только для полноценного усвоения ими знаний, умений и навыков, но и для развития их духовных сил и творческих способностей (рис. 3.5).

Таким образом, двусторонний характер обучения в про­цессе обучения всегда содержит в себе взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятель­ность педагога) и учения (деятельность обучающихся), т.е. собственно обучения, с одной стороны, и общения учителя и учеников, обучающих и обучаемых в процессе познания, т.е. собственно воспитания, — с другой.

Характер учебного процесса отличается от характера процесса обучения, поскольку включает в себя еще один активный компонент — содержание учебного материала. При протекании учебного процесса все виды учебной дея­тельности всегда предметны, направлены на усвоение опре­деленного содержания, которое включает в себя факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.

Поэтому при рассмотрении учебного процесса мы вправе говорить о двусторонней связи между тремя главными его составляющими, образующими, в свою очередь, три вида связей между собой: «педагог — ученик», «ученик — предмет изучения», «педагог — предмет изучения» (рис. 3.6). Эти фи вида связей между преподаванием и учением, учением и учебным материалом, преподаванием и учебным матери­алом раскрывают ту внутреннюю динамику учебного про­цесса, от которой зависит успешность или неуспешность процесса обучения. От того, насколько эффективно учитель и процессе организации учебной деятельности учитывает и реализует эти три вида связей, зависит и эффективность целостного педагогического процесса. Реализация общей структуры учебного процесса может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном или воспроизводя­щем; продуктивном или творческом.

Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их осмысление в процессе установле­ния связей, выделения главного и т.д., иногда приводящее к пониманию, но чаще направленное на запоминание. Осо­бенностью репродуктивного варианта учебной деятельно­сти является легкость замены ее трехступенчатости: пони­мание, усвоение и овладение, на иную последовательность: напоминание, усвоение, овладение. Очевидно, что репро­дуктивный вариант учебной деятельности выстроен с опо­рой не на процесс понимания, а на процесс запоминания, который требует постоянного упражнения в особой мнемической деятельности, предусматривающей приемы механического и логического запоминания, а также системы повторения изученного. Структура организации репродук­тивного процесса учебной деятельности приводит к форми­рованию навыков механического воспроизведения автома­тизированных навыков, в то время как навыки творчества остаются не реализованными (рис. 3.7).

Продуктивный вариант учебной деятельности (рис. 3.8) содержит в себе ряд новых элементов и состоит также из трех этапов, но каждый из этапов включает в себя раз­нообразные формы деятельности, связанные с последо­вательно формируемыми аспектами творчества на ори­ентировочном этапе — выдвижение и проверка гипотез, на исполнительском этапе — перебор и оценка вариантов, на контрольно-систематизирующем этапе — логическое и интуитивное предвосхищение.

На каждом из трех этапов учебная деятельность после­довательно ориентирована на отработку необходимых этапов разнообразной учебной деятельности: ориентация в заданных условиях, исполнение поставленной задачи, осмысление полученного опыта деятельности. Структура каждого из этапов предполагает последовательное выпол­нение действий, представленных на схеме организации про­дуктивного варианта учебно-познавательной деятельности.

Как следует из схемы, при организации продуктивного варианта учебно-познавательной деятельности задейство-

ваны и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок на основе подлинного понимания, поэтому деятельность здесь всегда носит поисковый, твор­ческий характер. Особенно активно стимулируются такие личностные качества, как самоанализ, саморазвитие и ини­циатива, происходит развитие прогностических, конструк­тивных и проективных способностей личности ученика.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА УРОКЕ»

Идеальное управление – когда управления нет, 

а его функции выполняются. Каждый знает, что ему 

делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.

А.Гин

Гин Анатолий Александрович Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель»

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Управление уроком – это не только педагогическая, но и управленческая проблема. Идея управления уроком была обоснована В.А. Сухомлинским (30 лет назад). Время требует претворить эту идею в жизнь.

Что объединяет нас, учителей разных предметных областей?

  1. это наши ученики,

  2. организация процесса обучения, основанная на законах дидактики, 

  3. УРОК как основная форма организации учебного процесса.

Наши ученики, какие они?  

Наши ученики очень разные, но есть общее, что объединяет их. Они – люди другого времени.Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?

Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только в России, но и во многих развитых странах мира. В книге «Школа для 21 века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти подчеркивает: «…нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, значительно более сложные, чем в традиционной школе. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является обеспечение безопасного образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников. 

Какими же должны быть мы, учителя, чтобы создать все эти условия, обеспечить содержание учебного процесса, найти общий язык со своими учениками? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и к человеческому самосовершенству.

Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: 

  • путь размышлений – это путь самый благородный;

  • путь подражания – это путь самый легкий;

  • и путь опыта – это путь самый горький». 

У нас с вами нет выбора, нам надо идти по всем трём дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. А потому учителю необходимы управленческие знания.

Что же такое управление? Управление – процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления (учителем), в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта (ученика); устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если это необходимо, работа между участниками.

Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение в учебную деятельность.

Сложность нашей педагогической деятельности ещё и в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для учителя коррективы в ход урока. 

Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.

Рассмотрим теперь некоторые педагогические приёмы с управленческих позиций. 

Пример. Приём «Вход в урок». А.А. Грин «Приёмы педагогической техники». Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. 

Каратисты не начинают с медитации. Нужен настрой на определенный тип работы, деятельности. Для этого существует процедура «вход в урок».

Сама процедура может быть разной. В зависимости от возраста, учебного предмета, других условий. 

Формула: учитель начинает урок с «настройки».

Например, знакомит с планом урока. Это лучше делать в полушутливой форме: «Сначала мы восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем, потренируем мозги – порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное, то есть займёмся повторением.

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза, использование ИКТ технологий.

Можно начать с традиционного разбора домашнего задания или с интеллектуальной разминки – два-три не слишком сложных вопроса на размышление. Могут быть и другие варианты вхождения в урок.

Продумывая «вход в урок», надо помнить, что максимальная работоспособность длится всего 19 минут (с 4-ой п

Управление учащимися на уроке – это управление познавательной деятельностью. В условиях развивающего обучения важен не только результат этой деятельности (знания, умения, навыки), но и сформированность ее структурных компонентов, способов достижения результатов. Для этого познавательная деятельность должна быть специально организована с учетом закономерностей тех психических процессов, которые лежат в ее основе.

Важно отметить ряд принципов организации познавательной деятельности на уроке:

  • активизация познавательных процессов;

  • развитие умения ребенка управлять собственными познавательными процессами;

  • развитие познавательных способностей.

Качество урока во многом зависит от того, насколько выражены на уроке эти тенденции.

Остановимся далее на особенностях управления вниманием, восприятием, памятью, мышлением учащихся на уроке.

Состояние внимания учащихся на уроке – важнейшее условие продуктивности познавательной деятельности. Для управления вниманием детей учитель сам должен быть поглощен содержанием урока. Необходимо также уметь распределять внимание между излагаемым материалом и наблюдением за учениками. Начинающий учитель испытывает в связи с этим значительные трудности. У опытного учителя изложение материала требует уже меньшего контроля сознания, снижается степень эмоциональной нагрузки во время урока, внимание легче концентрируется на деятельности учащихся.

Основные функции внимания: отбор значимых для деятельности объектов, игнорирование конкурирующих воздействий; удержание объектов в поле внимания; регуляция, контроль протекающей деятельности.

Введение в поле внимания значимых объектов осуществляется с помощью словесных указаний, жестов, интонаций.

Для управления вниманием учащихся необходимо:

  1. уметь определять в каждый момент урока степень сосредоточенности отдельных учащихся и класса в целом;

  2. поддерживать внимание, опираясь на его закономерности;

  3. устранять ситуативные причины снижения концентрации внимания, отвлечения внимания;

  4. формировать внимание учащихся. Рассмотрим подробнее предложенную схему.

Младшим школьникам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, чем понятийное. Эту особенность рекомендуется использовать на уроках, чередуя умственную деятельность с практической (выполнение рисунков, схем, изготовление макетов и т. д.). Опираясь на характерные для возраста особенности внимания, учитель начальных классов должен обучать учащихся управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.

Для управления восприятием необходимо прежде всего четко определить цель восприятия и его объект, выделить объект из общего фона (предметов, текста).

Восприятие – сложный психический процесс, который сводится не только к чувственному познанию, но и связан с памятью, мышлением, речью. Воспринимаемый объект (предмет, понятие, закономерность) обозначается научным термином и включается в систему уже известных знаний, сопоставляется с другими объектами в каком-либо отношении. Объект восприятия подвергается анализу: выделяются отдельные части, элементы, признаки, свойства. Для управления процессами анализа и синтеза можно использовать различные схемы, рисунки, графики.

Для обеспечения полноты и яркости восприятия, развития наблюдательности на уроках применяются наглядные средства усвоения материала: реальные объекты, муляжи, препараты, картины, рисунки, схемы, графики, слайды, кинофильмы, фотографии. Целесообразно применение словесной наглядности: яркое образное словесное описание явлений, событий. Словесное описание актуализирует представления детей, пробуждает творческое воображение. В ряде случаев использование литературных источников будет иметь незаменимый воспитательный эффект.

Управление восприятием учащихся на уроке должно опираться на знание возрастных особенностей этого процесса.

Восприятие младших школьников слитное, нерасчлененное. Ребенок воспринимает общий вид объекта, но не видит его структуры, отдельных элементов, пространственных отношений. Для развития восприятия важную роль играет сравнение воспринимаемых предметов в каком-либо отношении, определение сходства и различия. Восприятие младших школьников ситуативно, конкретно. Если изменяются условия восприятия, школьники уже не могут правильно идентифицировать предмет. Важно варьировать условия восприятия, несущественные признаки, обращать внимание на существенные признаки.

Развитие восприятия младших школьников заключается в переходе от слитного, синкретического, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяются его структура и механизмы. Все большая роль принадлежит слову как средству анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

В процессе обучения особая нагрузка ложится на память. От уровня развития памяти зависит успешность учения школьников. Работа учителя на уроке должна способствовать развитию памяти детей. В современной психологической литературе накоплен ценный материал, который может быть использован школьными психологами для помощи учителю.

Память – наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти – упражнение, тренировка. Успешность запоминания зависит от мотивации. Создание на уроке мотивации запоминания – один из приемов развития памяти. Например, подчеркнуть значимость материала для дальнейшего изучения курса. Помощь учителя может состоять также в том, что он четко формулирует мнемическую задачу: что запомнить, на какой срок, как точно.

Одна из важнейших задач школы – развитие мышления учащихся. Как известно, мышление начинается с постановки проблемы, задачи, вопроса. Для активизации мышления могут быть использованы: проблемное изложение материала, разрешение проблемных ситуаций, обучение решению различных задач, анализ ситуаций, поиск ответов на различные вопросы, риторический вопрос при объяснении материала.

Другое условие развития мышления школьников – формирование способов решения задач: приемов умственных действий, алгоритмов, алгоритмических предписаний для решения определенного класса задач, логических умений. Каждый класс задач имеет свою специфику. Обучение решению задач опирается на понимание учителем этой специфики, осознавание умственных действий, которые лежат в основе мыслительного процесса (экстериоризации) и формирование соответствующих умственных действий у учащихся (интериоризации). В отечественной психологической литературе накоплен немалый опыт экспериментального изучения процессов решения учебных задач, разработаны рекомендации по обучению, показаны результаты их внедрения в практику учебной работы. Используя их, школьные психологи существенно облегчили бы работу по развитию и формированию мышления учащихся, возрастные особенности которых составляют основу формирования познавательного процесса.

У младших школьников преобладает образное мышление. Младший школьник может также мыслить логически, но отсутствие наглядных представлений объекта затрудняет оперирование понятиями, поэтому важно обеспечить взаимодействие конкретного и абстрактного мышления в процессе обучения.

Необходимость совершенствования системы образования сегодня очевидна по многим причинам.

  • Одна из них – высокая информативность содержания, ставшая причиной интеллектуального и физического переутомления обучаемых.

  • Вторая – огромное количество социальных проблем, требующих для решения развитого творческого мышления.

Модернизация образования идет в двух направлениях: путем обновления содержания образования и внедрения эффективных способов управления познавательной деятельностью учащихся (технологий), позволяющих интенсифицировать познавательную деятельность, не приводя к повышению интеллектуальной и физической нагрузки на обучаемого и способствующих формированию творческого мышления. В основе эффективности управления познавательной деятельностью должны лежать дидактические принципы ее активизации и психологическая теория познания. Очевидно, что эффективное управление познавательной деятельностью возможно только при учете природы и закономерностей эволюции психических процессов, состояний и свойств. Так как элементарные психические познавательные процессы лежат в основе любых способностей, то логично предположить, что развитие этих процессов неизбежно приведет к развитию познавательных и творческих способностей.

С другой стороны, элементарные познавательные процессы лежат в основе интегральных познавательных процессов (целеполагание, программирование, планирование и др.).

Одним из способов управления познавательной деятельностью, учитывая, что у младших школьников преобладает интерес к формам и приемам познавательной деятельности, а не к содержанию и самому предмету, является внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий обучения.

Результатом использования новых информационных технологий как способа управления познавательной деятельностью учащихся, на наш взгляд, является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым, активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.

Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом материальный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус младшего школьника в коллективе.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью НИТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Активизация познавательной деятельности учащихся 
на уроках в начальной школе.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Цель — активизировать познавательную деятельность учащихся.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

На уроках математики различные игры, например: «Определи маршрут самолета», «Парашютисты», «Помоги белочке найти свое гнездо» и др. Они известны учителям, но тем не менее, хочу напомнить, что именно игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют восприятию интереса к математике, развитию внимания, мышления.

Для развития активности и внимания провожу устный счет с элементами игры.Игра «Веселый счет»:

12

14

15

17

13

20

18

15

18

11

19

20

17

16

13

16

12

19

11

14

1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а за тем красным.

2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.

3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом.

4. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико.

Большой интерес для совершения навыков устных вычислений и развития представляют собой числовые лабиринты.

5

8

7

9

4

4

6

7

5

3

4

8

3

7

5

3

9

4

9

3

8

5

7

9

2

4

9

3

Я предлагаю учащимся пройти путь от вершины к ее основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под нею и, набрать в итоге 35.Это задание дети выполняют методом проб. Первый путь прокладывают так: из самой верхней клетки «5» можно пройти в одну из нижних клеток «8» ил «7». Дети выбирают самую правую.

5+7=12 12+4=16 16+3=19 19+5=24 24+8=32 32+3=35

Сумма 35 получена, один из возможных путей найден.

Активизация познавательной деятельности продолжается и на уроках русского языка. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможная на всех этапах урока.

Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Так при изучении темы « Правописание звонких и глухих согласных» детям предлагается кроссворд «Что у белочки в корзинке?» Прослушав загадку, отгадывают и записывают отгадку.

При изучении темы «правописание не проверяемых безударных гласных» другой кроссворд.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка я часто использую дидактические игры и игровые моменты.

Например: Тема урока: «Мягкий знак в конце слова» — игра «Придумай слово»;

Тема урока: «Непроизносимые согласные», игра «Помоги медведю» (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной. Ответ: сердце, местность, вестник, солнце, праздник).

Тема урока: «Безударная гласная, проверяемая ударением» — игра «Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).

Тема урока: «Склонение имен существительных», игра «Забрось мяч» (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).

При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов.

Тема урока: «Алфавит». На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

—Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е. Ж Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха!

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

—Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

Б. Заходер.

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека, его здоровью. Вот почему сегодня возраст играет роль гигиенического воспитания учащихся, призванного воздействовать не только на их санитарную, но и общую культуру. Успех этой работы зависит от многого.

На уроках «Окружающего мира» я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников. При изучении темы «Мы и наше здоровье» обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Рассказ можно проиллюстрировать интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая была лишь под силу восьми рабочим. «Русским Геркулесом» на флоте был прозван капитан Д.А. Лукин. Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену. А в Парижском музее храниться рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным. На уроках «Окружающий мир» я также использую кроссворды, загадки, пословицы, поговорки. Так при изучении темы» «организм человека» детям был предложен кроссворд, разгадав который, они определяли тему урока. Тема урока: « Опора тела и движение», на доске новый кроссворд, разгадав который, дети находят ключевое слово «скелет». Затем дается задание найти в учебнике ответ на вопрос: «Какое значение имеет скелет?» Изучая тему «Мы и наше здоровье» я предложила детям подумать над смыслом пословиц, поговорок, касающихся здоровья человека: «Здоровые зубы здоровью любы», «Здоровье дороже золота», «Пить да курить — здоровью вредить».Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему разви тию школьника.

В
процессе обучения решаются разнообразные
задачи. В одном случае надо добиться
прочного усвоения учащимися учебного
материала, в другом – сформировать
определенные умения и навыки, в третьем
– воспитать определенные качества
личности. Классно-урочная система не
позволяет максимально индивидуализировать
процесс обучения, так как одни учащиеся
впереди и работают без должной умственной
нагрузки, а другие – испытывают
затруднения в овладении учебным
материалом. Поэтому педагог, учитывая
это, должен регулировать и руководить
учебно-познавательной деятельностью
учащихся. Одним следует давать задания
повышенной сложности, другим –
дополнительные задания, направленные
на ликвидацию пробелов в знаниях, а
третьим – больше помогать в обучении,
чтобы они лучше усваивали учебный
материал.

Руководство
учебно-познавательной деятельностью
зачастую определяется стилем общения
педагога с учащимися. Выделяют три
основных стиля общения:

  • авторитарный
    (императивный) стиль

    характеризуется тем, что преподаватель
    навязывает учащимся свою волю и не дает
    им возможности проявлять инициативу.
    В общении с ними он использует такие
    способы воспитательного воздействия,
    как приказ, выговор, угроза наказания,
    называет их, как правило, по фамилиям
    и очень часто повышает голос.

  • демократический
    стиль

    характеризуется необходимой
    требовательностью и доброжелательными
    взаимоотношениями преподавателя и
    учащихся, его стремлением к сотрудничеству,
    использованием убеждения как метода
    педагогического воздействия и
    стимулирования их активности в учебной
    и различных видах внеучебной деятельности.
    Педагог с таким стилем общения отличается
    выдержкой и педагогическим тактом,
    высокой эмоциональной устойчивостью,
    очень редко называет учеников по
    фамилиям и повышает на них голос.

  • либеральный
    стиль

    отличается тем, что педагог зачастую
    формально относиться к выполнению
    своих обязанностей, предоставляет
    учащимся полную свободу, не реагирует
    на нарушение ими дисциплины и таким
    образом старается создать доброжелательные
    отношения в коллективе.

Руководство
и регулирование учебно-познавательной
деятельности учащихся осуществляется
также на основе контроля за результатами
их обучением.

Вопросы
и задания для самоконтроля

  1. Какие
    познавательные действия должны совершить
    учащиеся, чтобы овладеть учебным
    материалом?

  2. Как
    формируются у учащихся представления
    и понятия?

  3. Какие
    способы активного запоминания учебного
    материала вы знаете?

  4. Что
    формируется у учащихся в результате
    применения знаний на практике?

  5. Почему
    в процессе обучения необходимо
    осуществлять повторение изученного
    материала?

  6. Что
    составляет процессуальные основы
    обучения?

  7. Дайте
    определения понятиям «методы обучения»,
    методический прием», «средства
    организации обучения».

  8. Назовите
    основные методы обучения и раскройте
    их функциональную направленность.

  9. В
    какие группы можно объединить уроки?
    Каковы дидактические основы их
    построения.

  10. Что
    такое экскурсия как форма организации
    обучения.

  11. Какие
    требования необходимо учитывать при
    выполнении домашней работы?

  12. На
    основе чего осуществляется руководство
    учебно-познавательной деятельностью
    учащихся.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

« Верхне — Ольшанская основная общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

«Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке»

Доклад

     учителя немецкого языка

Зиновьевой Светланы Дмитриевны

2014 год

«Идеальное управление – когда управления нет,

а его функции выполняются. Каждый знает,

что ему делать. И каждый делает,

потому что хочет этого сам»

А. Гин

Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.

Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать к осознанному «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.

Таким образом, наш ученик – выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать качествами личности:

·        гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

·        уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;

·        умело принимать их на практике для решения разнообразных проблем;

·        самостоятельно критический мыслить;

·        видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;

·        четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;

·        быть способным генерировать новые идеи, творческий мыслить;

·        грамотно работать с информацией;

·        быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.

Что же такое управление? Управление    — процесс, состоящий из непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо, работа между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа- системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.

Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:

·      целеполаганием учащихся;

·      мотивацией их деятельности;

·      формированием умений учащихся;

·      созданием обратных связей «учитель»- «ученик»;

·      созданием проблемных ситуаций;

·      комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находится в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.

Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их к совместной деятельности с учителем.         

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности — познавательного интереса. А познавательный интерес способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

Современные инновационные технологии обучения ориентированны не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей личности и познавательных процессов посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций.

Управление познавательной деятельности учащихся не может быть осуществлено вне форм организации познавательной деятельности учащихся.

Формы познавательной деятельности учащихся.

1. Индивидуально – обособленная форма.  Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения  школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает  перед классом  как общая  и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Эта форма учит индивидуальному труду, способствует воспитанию самостоятельности учащихся и служит подготовкой для занятий самообразованием.

2. Фронтальная форма познавательной деятельности. Она предполагает выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Для того, чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем создавать на уроке учебные ситуации, которые отвечают намеченным аспектам триединой  цели. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний.  Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на уроке и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также  объяснительно — иллюстративное  изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем  составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.  Для фронтальной работы обязательным является общая оценка ее результатов.

3. Групповая форма организации познавательной деятельности. Групповая форма познавательной деятельности является организация таких учебных занятий при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности её подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

4. Коллективная форма познавательной деятельности.Эта форма познавательной деятельности основывается на равенстве объективных условий для каждого. Деятельность каждого участника занятий является общественно полезной. Налицо совпадение, полное единство коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. «Как можно больше спрашивать, —  писал Я.А. Коменский, — спрошенное- усваивать, тому, что усвоил, обучать других – эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Обучать – это  значит все усвоенное в свою очередь пересказывать товарищам или всякому желающему  слушать».

Одной из важнейших задач, которую ставят перед собой многие школы, является попытка нивелировать расхождение между школьной программой и развитием ребенка. Поскольку государственный стандарт не позволяет менять программу, остается изменить условия усвоения ее учащимися. Для этого активно применяется индивидуальный подход в обучении. К сожалению, многие педагоги под индивидуальным подходом подразумевают только работу «один на один», не учитывая при этом личностных особенностей каждого учащегося, которые все сильнее проявляются в классах.Индивидуализация обучения должна начинаться уже с половых различий учащихся. Так, мальчики отличаются более замедленным восприятием материала, менее развитой ловкостью рук, замедленностью речи. Для того чтобы ответить на вопрос учителя мальчик затрачивает больше времени на обдумывание. Вместе с тем, мальчики более осведомлены, понятливы, лучше концентрируют свое внимание на предмете, умеют обобщенно  и логически мыслить. Девочки же сильнее мальчиков в словарном запасе, адаптивности ума и кратковременной памяти. Поэтому и рекомендуется девочек опрашивать у доски, а мальчикам давать письменные задания  

Рассмотрим такую особенность личности как темперамент – наиболее устойчивую характеристику личности, которая в процессе жизни претерпевает наименьшие изменения, и в значительной степени влияет на деятельность, взаимоотношения, самосознание человека. Всем и известны типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Но не всем известно, как работать с учащимися разных темпераментов в ходе урока.

        Так, холерикам присущи быстрое понимание сути вопросов, отсутствие страха опасности, быстрота в нахождении правильного решения. Холерики быстро переходят от одного дела к другому. Им трудно совершать монотонную, спокойную, медленную  работу.

Учащимся с этим типом темперамента можно предлагать нестандартные задания, требующие творческого подхода и проявления инициативы. Это могут быть задачи, имеющие не одно, а несколько решений.

Сангвиники — серьезны, уравновешенны. Они легко справляются с нетрудными заданиями, требующими сообразительности. Дело, требующее кропотливости и терпения, их долго не интересует, способны бросить его, не доделав. Они часто торопятся с принятием решения и мало над ним задумываются. Им не подходит медленный темп урока, задания, требующие шаблонных действий. Их необходимо включать в активную деятельность, ставить перед ними все новые задачи. При этом необходимо постоянно контролировать качество выполнения работы. Иначе они просто забудут, что должны сейчас делать. Также им можно предлагать многошаговые задачи, составленные так, чтобы на каждом шаге ученики могли самостоятельно контролировать результаты своей работы, а также задания, требующие использования двигательных возможностей.

Флегматики – невозмутимые, размеренные и инертные люди. Им трудно переключаться с одного на другое, перед принятием решения они долго и обстоятельно все обдумывают, стремятся к системе в работе, их трудно сбить с намеченного пути. Такие учащиеся легко справляются с работой, требующей длительного напряжения, усидчивости, внимания и терпения. Нуждаются в дополнительном времени для раскачки и сосредоточения. Поэтому учащимся с таким типом темперамента бывает трудно реагировать на вопрос учителя.

Флегматикам можно предлагать объемные теоретические задания, требующие высокого длительного напряжения, а также задания, где необходима аккуратность и точность выполнения.

Меланхолики тревожны, не уверены в себе. Они могут хорошо трудиться только в привычной обстановке. Быстро устают, много времени уделяют письменной работе – составлению черновика, его проверке и исправлению. Задания для них должны быть не слишком объемными и позволяющими легко выполнить самостоятельную проверку.

Итак, учет индивидуальных психологических особенностей в работе с учащимися позволяет педагогу выбирать правильное управленческие решения, которые приводят к совершенствованию учебно-воспитательного процесса и повышению качества образования школьников.

Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.

          Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.

     «Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» — Стивен Кинг.

Памятка для учителей

Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны — включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации — в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности — создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости — создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием — задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием — обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием — учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

прием натурализации — выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным — простые.

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Play the game объемный 3d пазл инструкции
  • Пылесос витек аквафильтр 1800 инструкция по применению
  • Разъяснения об организации классного руководства кураторства в группах образовательных организаций
  • Аллервэй экспресс таблетки инструкция по применению цена
  • Должностная инструкция производителя работ в дорожном строительстве скачать