Руководство учителя по биологии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изменению учебного плана в 5-х классах в связи введением ФГОС основного общего образования

В примерной программе по биологии ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. говорится, что в соответс…

Методические рекомендации РМО учителей биологии по проведению школьного и муниципального этапов олимпиады.

Характеристика содержания школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии. Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады.Подходы к разработке заданий регион…

«Экологическая направленность школьного курса географии в условиях введения ФГОС»

Экологическое воспитание — единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Обучение учащихся на уроках географии требует экологизации во время изучения всех курсов как…

Тест по теме 1.3. Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО

Тестирование в рамках КПК «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет «Иностранный язык»)»…

«Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО».

Основные виды учебных занятий:Урок изучения нового материалаУрок обобщения и систематизации изученногоКомбинированный урокУрок проверки и оценки знаний…

Курсы «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя»

Курсы 36 часов…

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий…

Курсы повышения квалификации

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

Продолжительность 72 часа

Муниципальное
бюджетное учреждение дополнительного образования  «Районная станция юных
натуралистов» Ивнянского района

Белгородской
области

ВОСПИТАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

(методические
рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей биологии)

п.
Ивня, 2015 г.

Содержание

I.                   
Пояснительная записка……………стр. 3-6

II.                
Организация работы в учреждении дополнительного
образования при проведении экологических операций……………….стр.7

III.             
Руководство к действию как спланировать и провести
операцию по охране дикорастущих первоцветов……………………………..стр. 8-18

IV.             
Заключение………………………………стр. 19-20

V.               
Литература………………………………стр. 21

VI.             
Приложение

Объяснительная
записка

 «Природа не храм,
а мастерская», − утверждал герой знаменитого романа И.С. Тургенева «Отцы и
дети». Именно так долгое время мы относились к окружающей среде, забывая, что
нельзя существовать без чистой воды и чистого воздуха. Опасность происходящих в
природе изменений заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для
того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Одним из основных условий существования современного общества является
воспитание экологически грамотной личности.

            Слово
«экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно
под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. В
настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть
экологически образован. Только в этом случае он сможет реально оценить
последствия своей практической деятельности при взаимодействии  с природой.

            «Экологическая
культура» − это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за
принимаемые решения в отношении с природой.

Компоненты
экологической культуры:

  • экологические знания;
  • экологическое мышление;
  • экологически оправданное поведение и чувство
    любви к природе.

Экологически
культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам
экологии и экологии родного края (иметь правильное определение и характеристику
100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология,
биосфера, ноосфера, природопользование, естественные ресурсы и т.д.; знать о
жизнедеятельности и трудах общественных деятелей, внесших наибольший вклад в
становление и развитие экологии, как: Вернадский В.И., Геккель Э., Моисеев Н.Н.
и другие; знать организации, движения и общества, которые занимаются
природоохранной деятельностью:  Всемирный фонд дикой природы, Международный Союз
охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Гринпис и другие. Знать природу
своего родного края, а именно местные природные условия, природные особенности,
реки и водоемы, ландшафты, типичные растения и животных, климат, местные
охраняемые природные объекты, животных местной фауны, местных птиц, видов рыб
местных водоемов, лекарственные растения местной флоры, памятники культуры.

Экологически
культурная личность должна обладать экологическим мышление, т.е. уметь
правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи
экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой
деятельности.

Экологическое
поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе,
которое должно быть экологически оправданным и целесообразным. Поведение
экологически культурной личности включает: эмоциональность или, наоборот,
рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении
к природе; сознательное или несознательное отношение к природе. Экологически культурная
личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение,
радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание) переживает свое
отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь
к миру природы. Чувство любви к природе формируется через восприятие мира
природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на
жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы;
познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое
взаимодействие с миром природы. У личности обладающей экологическими знаниями,
мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к
природе гораздо глубже и прочнее. Отношение ребенка к окружающей природной
среде в существенной степени определяет три фактора:

·        
непосредственное познание природы;

·        
экологическое воспитание через занятия;

·        
средства массовой информации.

Природоохранная
деятельность определяется знанием о природе и обществе, полученными при изучении
географии, биологии, химии и физики. В проведении опытнической и краеведческой
работе, в деятельности ученических производственных  бригад и лесничеств
обучающиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению
растительности и животных, приумножению природных богатств. В совокупность их
практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в
воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках,
полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагога формируются
навыки рационального природопользования. Нравственная сторона
природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту
окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности,
полезности и ценности природы.

Формирование
нравственных начал отношения к среде  неразрывно связано с ростом заботы о
природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о
пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде. Организованные действия
в защиту природы должны приводить обучающихся к пониманию эстетической ценности
естественных явлений. Опыт показывает, что сформировать у обучающихся бережное
отношение к природе может педагог, которого увлекает благородная задача охраны
среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне. Развивая
средствами природы, духовный мир детей, они в то же время закаляют детей
физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм
будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам
педагог, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники.

Основная
цель  проведения природоохранных мероприятий − это формирование экологической
культуры подрастающего поколения и принципов его повседневной жизни, которые
станут основой его мировоззрения и помогут принимать грамотные решения во имя
сохранения природы, духовного и физического здоровья человека.

 Задачи:

·        
приобщение обучающихся к изучению и сохранению
культурно-исторического прошлого родного края, исследовательская деятельность
по оценке состояния окружающей среды, участию в посильных природоохранных
мероприятиях, направленных на сохранение конкретных природных объектов;

·        
развитие самостоятельности в действиях по улучшению
экологической обстановки;

·       
формирование привычки соблюдать экологические
предписания и запреты, желание решать экологические проблемы своей местности,
убеждение в своей ответственности за состояние окружающей среды.

Реализация всех
поставленных задач будет способствовать воспитанию экологической культуры наших
воспитанников.

Организация
работы в учреждении дополнительного образования при проведении экологической
операции «Первоцвет».

            Наше
будущее – это дети. Они впитывают все, что даем им мы – взрослые. Чем раньше они
осознают меру своей ответственности, тем благополучней будет наше
существование. А наша задача – помочь понять, как много подсказывает нам сама
живая природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над
взаимоотношениями природы и общества.

Одним
из путей природоохранной деятельности является организация и проведение
экологических операций. Экологические операции способствуют развитию у
обучающихся гражданской ответственности и экологической культуры  на основе
изучения природы, истории и традиций своего края через вовлечение детей,
родителей и жителей  в природоохранную деятельность для улучшения экологической
обстановки родного края.

 Цель
каждой экологической операции важна и благородна: сохранить живую природу,
развить самостоятельность в действиях по улучшению экологической обстановки,
формировать эстетическое восприятие природы, стремление беречь и охранять ее,
заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва
разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека
и биосферой.

            В
процессе экологических операций решается ряд задач: воспитание у обучающихся
бережного отношения к единым общечеловеческим ценностям как историческому,
культурному и природоохранному наследию; формирование у подрастающего поколения
экологической культуры и активной жизненной позиции по отношению к глобальным проблемам,
стоящим перед человечеством.

Руководство
к действию как спланировать и провести операцию по охране дикорастущих
первоцветов.

Проведение
экологической операции предполагает наличие основных этапов.

I этап.
Подготовительный
. В подростковом возрасте восприятие
окружающего мира несколько иное, весь спектр отношений с природой у них
эмоционально окрашен. Осуществляется поиск наиболее адекватного взаимодействия
с окружающим миром. На этом этапе можно провести диагностические тесты типа
«Общение с природой», которые позволяют определить уровень готовности
воспитанников к выполнению экологически значимых видов деятельности (приложение
1).

На подготовительном
этапе создается судейская комиссия. Подготовка призов и наград за участие в
конкурсах в рамках экологической операции.

II этап.
Ознакомительный.
На этом этапе организаторам
экологической операции (педагогам) необходимо познакомить обучающихся с
положением  экологической операции. Указать проблему, выделить основную цель и
задачи, время и место проведения, предлагаемые мероприятия, составить план
действий.

III этап.
Экспериментальный или практический.
На этом этапе
предполагается личное участие обучающихся в практической работе по охране
природы. Целесообразно проводить экскурсии в природу, т.к. экскурсии имеют
большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют
и расширяют знания обучающихся. На экскурсиях обучающиеся проверяют на практике
многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки.

            Цель
этого этапа – выявление и изучение мест произрастания первоцветов.

Программа
исследования.

Подготовка
исследования.
Прежде чем отправиться на поиски
первоцветов, изучите по литературе, как выглядят эти растения и в каких
биотопах они произрастают. Чтобы ваши поиски были целенаправленными. Для этого
можно воспользоваться различными ботаническими определителями и атласами
растений, энциклопедиями.

ВНИМАНИЕ! Проводя
Ваши наблюдения, пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы не причинить ущерба
растениям и не побеспокоить животных! Ни в коем случае не рвите первоцветы,
даже для гербария: показывать растения детям лучше живыми и в естественной
среде обитания! Проведите соответствующий инструктаж для воспитанников перед
началом экскурсии и постарайтесь объяснить, почему это важно.

Выявление мест произрастания весенних растений. Когда вы узнали, как выглядят растения, можно начать обследовать
окрестные парки, рощи, скверы, луга и леса. Вы наверняка обнаружите некоторые
виды первых цветущих весенних растений. Места произрастания найденных видов
первоцветов нужно обозначить на картосхеме территории вашего обследования. Эту
картосхему вы можете составить самостоятельно или воспользоваться уже существующим
планом или картой местности, которые находятся в вашей администрации.

Выбор участка для проведения исследования. Следующим
шагом вам предстоит выбрать из числа уже выявленных мест произрастания
первоцветов только одно для дальнейшего исследования. Именно на этой территории
вам предстоит сконцентрировать все свое внимание, поэтому постарайтесь
ограничиться только той территорией, которую реально можете взять под свою
опеку и наблюдение. Желательно, чтобы на ней обитали несколько видов весенних первоцветов.

Сроки и периодичность проведения исследования. Теперь, когда вы определились с местом исследования можно приступить к
наблюдениям. Посещать выбранные места  необходимо не менее двух раз в неделю, в
будние и выходные дни. Это важно для полноты наблюдения, так как воздействие на
растения и места их обитания может меняться с течением времени. Наилучший
период для наблюдения первоцветов – апрель и первая половина мая.

Документирование наблюдений. Любые научные
наблюдения обязательно требуется документировать. Для удобства такой
документации предлагается форма журнала учета наблюдений, которая поможет вам
последовательно описать исследуемую территорию и изменения, происходящие на ней
в течение всего времени вашей работы. Если вам будет недостаточно одного листа
журнала, вы можете продолжить наблюдения на следующем. Одновременно с журналом
следует вести записи в тетради, которую правильнее назвать дневником.

Погодные
условия

Время
суток

Дата

Участники
наблюдения

Особенности

наблюдаемой
территории (разновидности мусора на участке, появление свежих костровищ,
встреченные животные и другие наблюдения)

В журнале следует
заполнить следующие графы:

Точное
географическое положение
. В этой графе нужно указать
как можно более точно «адрес» места вашего исследования: населенный пункт,
улицу или других ориентиров, название парка или леса. Очень полезно изобразить
карандашом схему расположения вашего участка на местности с нанесением всех
ориентиров на обратной стороне карточки.

Характер
растительного сообщества
.  Необходимо кратко описать
фитоценоз, в котором вы наблюдаете весенние растения: тип фитоценоза и видовой
состав преобладающих древесных растений. Например, смешанный лес с
преобладанием ели обыкновенной и дуба черешчатого. Затем необходимо вписать присутствие
на вашем участке раннецветущие растения, а также отметить обилие растений на
исследуемой территории. Список первоцветов оформляется в столбик следующим
образом:

Сем. Ranunculaceae – Лютиковые

  1. Ticaria verna
    Чистяк весенний
  2. …………………

Сем. Fumariaceae – Дымянковые

      1.…………………

      2………………….

            Анализируя
список, указать, сколько всего видов первоцветов было выявлено, какие являются
редкими, исчезающими, сокращающими свою численность. В таблицу вносятся все
встреченные и определенные растения, которые располагаются в порядке убывания
видов.

Таблица 1.

Семейства

Число
видов

Обилие

%

Итого:

Всего:

100

Обильно (Об) – в
очень большом количестве (более 90%);

                (Об3)
—  очень обильно (70-90%)

                (Об2)
— обильно (50-70%)

                (Об1)
—  довольно обильно (30-50%)

Изредка (Изр.) — в
небольшом количестве (10-30%)

Редко (Р.) — очень
мало (менее 10%)

Единично (Ед.) —
одно растение на площадке.

Обилие или
степень участия видов в травостое.
 В графе «обилие»
следует отметить, какую часть территории занимает каждый из отмеченных видов
растений. Попробуйте оценить в процентах территорию занятую конкретным видом
растения от общей территории исследования. Для этого визуально оцените
территорию, попадающую в ваше поле зрения. Если растение занимает половину всей
видовой территории, то это 50% , четверть – 25% и так далее. Сделайте это в
нескольких местах вашего участка и укажите в журнале среднее значение.
Некоторые растения могут встречаться единичными экземплярами, которые невозможно
оценить в процентах. Для таких видов обилие можно обозначить как менее 1% — «<1».
Ваши исследования займут сравнительно небольшой промежуток времени. И даже если
они продляться месяц, обилие растений существенно не изменится, поэтому в
журнале этот показатель следует оценить и указать только 1 раз. Заметно будет
изменяться состояние растений, точнее фаза их развития.

Преобладающая
фаза развития растений.
 Во время каждого выхода на
место исследования нужно отметить, в каких из фаз развития находятся
большинство наблюдаемых растений. В графах, соответствующих дате наблюдения,
следует указать сокращенно фазу развития каждого вида.

Фазы развития
растений:

вс — всходы
(растения только начинают появляться из под земли);

вг — вегетативное
состояние (растения с развитыми листьями, но без бутонов);

б —  бутоны
(растения с бутонами);

ц – цветение;

п – плодоношение
(растения отцвели и формируют плоды);

квг – конец
вегетации (растения рассеяли семена, их листья начинают желтеть).

Степень
антропогенного воздействия
. Также во время каждого
посещения исследуемой территории следует оценить воздействие человека на
растения и места их произрастания. Такое воздействие называют антропогенным
(название происходит от греческих корней «антропос»  − человек, «генез» —
производитель). Для каждого вида воздействия нужно указать степень его
проявления на наблюдаемой территории в баллах. Баллы оценки для степени
воздействия:

0 — отсутствует;

1 — слабо;

2 – умеренно;

3 – сильно.

Следы сбора
растений. Следами сбора растений можно считать следы обрыва растений и участки
с затоптанными и вырванными растениями.

Баллы оценки:

0 — отсутствует;

1 — слабо
(наблюдаются отдельные следы сбора растений);

2 — умеренно
(наблюдаются следы сбора растений в нескольких местах);

3 — сильно
(наблюдаются многочисленные следы сбора растений по всей территории, оборванные
растения, значительные участки вытоптаны).

Наличие мусора.
Мусором считают все, что искусственно привнесено на территорию: строительный
материал, жестяные банки, битое стекло или стеклянные и пластиковые бутылки и
банки, бумага и другие бытовые отходы.

Баллы оценки:

0 — отсутствует
(мусор полностью отсутствует);

1- слабо (мусор
встречается единично);

2 — умеренно
(отдельный мусор встречается периодически);

3 — сильно
(территория сильно замусорена или есть мусорная свалка).

ВНИМАНИЕ! Не
забудьте взять с собой несколько мусорных пакетов и перчатки, чтобы собрать
мусор, который вы  в силах убрать.

Наличие костровищ.

0 — отсутствует
(места, где был костер, отсутствует);

1- слабо (одно
костровище);

2 — умеренно
(наличие двух костровищ);

3 — сильно (наличие
более двух костровищ).

Присутствие людей,
собирающих растения и отдыхающих, нужно указать в журнале цифрой,
соответствующей их количеству на исследуемой территории.

Отчет
о проведенной экспериментальной (практической) работе.

После
окончания вашей практической работы в защиту весенних растений необходимо
обсудить результаты проделанной работы и сформировать отчет. Подумайте, что
было сделано хорошо, а что можно было бы улучшить (и как именно этого
добиться). Подробно опишите все ваши исследования и их результаты. В качестве
иллюстраций используйте рисунки, таблицы, фотографии.

            Обучающиеся
младшего возраста могут разработать экологические проекты. Проекты могут
выполнятся индивидуально, группами и всем коллективом. Перед тем как начать
работу можно посетовать на то, что люди обычно не обращают внимания на многое,
например растения. Растениям грустно, им не хватает нашего внимания, заботы,
тепла. Особенно в этот период нуждаются в защите – первоцветы (приложение 2).

IV этап. Пропагандистская и агитационная деятельность.

Чтобы сохранить
первоцветы недостаточно только знаний о них, необходимо осознание среди многих
людей неприкосновенности этих растений и необходимости бережного отношения к
местам их произрастания. Этого можно достичь, используя различные способы
пропаганды:

а) Разъяснительная
работа с продавцами растений. Следует помнить, что дикорастущие растения
охраняются Кодексом РФ об административных нарушениях (Ст. 8.35 «Уничтожение
редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений»).
Разговаривая с людьми, необходимо владеть информацией о масштабах проблемы.
Полезно иметь с собой и раздаточный материал в виде листовок. Ни в коем случае
нельзя вступать в прямой конфликт с людьми. Помните, что всегда нужно быть
вежливыми. За помощью можно обратиться в администрацию рынка или местную
торговую инспекцию.

б) Пропаганда среди
покупателей. Если не будет спроса, то не будет и предложения, так как продают
именно то, что покупают. Учитывая, что люди также собирают весенние растения не
для продажи, а для себя, то такая пропаганда становиться особенно важной.
Работу среди населения можно организовать на рынке: распространяя листовки или
разговаривая с покупателями растений, развешивая плакаты или устраивая раздачу
изготовленных обучающимися открыток с изображением первоцветов взамен настоящим
цветам. Можно проводить опрос людей по заранее заготовленным анкетным вопросам,
учитывая число ответивших. Это дает интересный и полезный материал, который
поможет в дальнейшем планировать работу по пропаганде: он может стать основой
для ежегодных исследований и поможет вам оценить эффективность вашей работы.
Примеры вопросов, которые можно задавать возможным покупателям:

1.Расстроитесь ли
Вы, если Вам подарят редкие дикорастущие цветы?

2.Покупали ли Вы в
этом году первоцветы? Если да, то как долго они не завяли (к сведению: почти
все первоцветы, сорванные и поставленные в воду, быстро вянут).

3.Интересуетесь ли
Вы, где собраны покупаемые Ваши весенние растения: в саду или в огороде, и не
наносит ли это ущерба природе?

Более широкую аудиторию
людей вы можете охватить, подготовив материал в защиту первоцветов для местной
газеты и радио. Помните, что если не будет спроса – не будет предложения! Не
менее важна работа – пропаганда сохранения первоцветов в вашем образовательном
учреждении. Охватив этой работой педагогов, воспитанников, вы сможете
значительно повлиять на решение проблемы первоцветов  и увеличить число ваших
сторонников. Ведь знанием и пониманием необходимости сохранения весенних
растений они, несомненно, поделиться с друзьями, родителями.

В образовательных
учреждениях вы можете провести следующие мероприятия:

  1. создать
    информационный стенд или газету, содержащую информацию о первоцветах вашей
    местности и призыв к их сохранению;
  2. создание
    лекторских групп из обучающихся старшего возраста и выступление ее членов
    перед обучающимися младшего возраста;
  3. проведение 
    мероприятий: праздник «Раннецветущие растения», конкурс «Узнай первоцветы»,
    викторина «Удивительное рядом», театрализованное представление «В мире
    цветов» и др. Подобные мероприятия имеют не только образовательное, но и
    воспитательное воздействие на обучающихся.
  4. оформить выставку
    рисунков, плакатов, фотографий о первоцветах.

V этап.
Совместная работа обучающихся и родителей.

Одна из главных
задач педагогов и дополнительного  образовательного учреждения – это
сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов
по организации совместных дел родителей и детей. При проведении экологической
операции родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов,
оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях.

Проведение совместных дел в ходе экологической операции первоцвет.

 1. Семейные походы
в весенний лес.

 С
обучающимися 7-11 лет родители могут разработать экологические знаки, при
помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их
природе, развивать творческое мышление, воображение. Родители  вместе с детьми изготавливают
картонные таблички-знаки:  «Осторожно, муравейник!», «Бегать и топтать
первоцветы нельзя!», «Не рви!» и другие (рис.1,2,3).

                   

Рис 1.                             Рис
2.                           Рис.3

  1. Познавательные
    конкурсы, беседы, игры, театрализованные представления  между родителями и
    обучающимися (12-15) лет.
  1. Проведение
    экологических рейдов, десантов, встреч за круглым столом,
    пресс-конференций, просмотр видеофильмов с обучающимися (16-17) лет.

Деятельность
родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том
случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть
его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании
индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании
ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений
в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

VI этап.
Отчетный.
Составляется отчет проведенных мероприятий в
рамках экологической операции, где указывается:  актуальность темы, цель и
задачи операции,  экспериментальная часть (описание методик исследования,
диаграммы, таблицы, фотографии), выводы и предложения о проведенной
экологической операции, список литературы.

VII
Информационный.
Ознакомление коллективов, населения с
полученными результатами о проведенной экологический операции, предложениями и
рекомендациями.

·        
Выставка фотографий и рисунков на тему: «Первоцветы
и первые насекомые».

·        
Выставка лучших детских работ (плакаты) «Берегите
первоцветы!».

·        
Мини-сочинения, рассказы, сказки.

·        
Публикации в СМИ о проведенной экологической
операции.

VIII
Заключительный этап
. Подведение итогов. Награждение.

Заключение

Большое
наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся
педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского
мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный
педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая
нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

Чтобы
ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства,
нужно прививать ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитывать все эти
чувства в детях, педагоги должны использовать различные формы и методы работы в
этом направлении. Один из видов работ – экологические операции. При проведении
экологической операции основные слагаемые успеха:

1.Постановка
проблемы. Грамотная постановка цели и задач экологической операции.

2.Планирование
операции заранее. Импровизации, как говорят джазовые музыканты, всегда должны
быть хорошо подготовлены, только тогда они «звучат». В случае проведения
экологической операции – тем более. Реализация экологической операции должна
осуществляться через привлечение к сотрудничеству весь социум, т.е. СМИ,
представителей природоохранных организаций, местных жителей, родителей.  Необходимо
заранее спланировать сроки проведен ия операции, продумать ход операции.

3. Постоянный
контроль за ходом операции.

4. Творческий
подход к делу. Орана природы – дело непростое и небыстрое. Не всегда получается
именно то, что задумано и так, как задумано: умейте «менять сценарий» по ходу действия,
и не отчаивайтесь, если сразу что-то не получится.

Ожидаемые
результаты:

  1. Активная позиция
    участников экологической операции по отношению к окружающей среде и
    проблемам экологии.
  2. Развитие творческой активности обучающихся, выражающихся в участии
    в научно – исследовательской деятельности, участии в олимпиадах, конкурсах
    различной направленности.
  3. Развитие
    познавательной активности, выражающееся в                  повышении
    качества образования.

Участвуя в экологических операциях, обучающиеся приобретают
умение ставить и решать проблемы, предвидеть ситуации, учатся делать
обоснованные заключения о состоянии окружающей среды. Приобретают опыт, навыки
исследовательской работы и активной природоохранной деятельности в партнерстве
с природоохранными ведомствами и местными органами власти, глубоко познают
историю, культуру  и природу родного края, а также становятся активными
пропагандистами  экологических знаний среди сверстников и всего населения.

Литература

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. –
    М.: Просвещение, 1991.
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. «ЦГЛ».
    «Сервисшкола». Москва – Ставрополь, 2003.
  3. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды. – М .:
    Высшая школа, 1997.
  4. Норенко Ю.Г. Экологическое воспитание в
    школе. Волгоград: Учитель, 2007 – 139с.

Приложение
1

«Общение
с природой».

Тест 1.

1.Как часто ты бываешь в лесу, парке, сквере?

  1. Почти каждый день.
  2. Почти каждые выходные.
  3. Один раз в месяц.
  4. Один раз в сезон.
  5. Только во время каникул

а) летних;

б) осенних;

в) зимних;

г) весенних.

6. Очень редко.

7. Затрудняюсь
ответить.

2. С кем ты чаще
всего бываешь на природе?

Проставь цифры: 1 –
постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда.

а) с педагогом;

б) с родителями;

в) с
родственниками;

г) с друзьями;

д) с ребятами из
творческого объединения.

  1. Чем ты любишь заниматься на природе? Обведи
    нужные ответы кружком.
  1. Заниматься спортом (бегать, кататься с горки
    и т.д.).
  2. Работать в саду, огороде.
  3. Рисовать, фотографировать.
  4. Любоваться природой, ее красотой.
  5. Собирать цветы.
  6. Слушать звуки, шумы, пение птиц.
  7. Собирать ягоды, грибы.
  8. Подкармливать зимующих птиц, белок.
  9. Совершать походы, экскурсии.
  10. Расчищать от мусора родники, берега рек.
  11. Озеленять территорию улицы.
  12. Купаться, загорать, отдыхать.
  13. Наблюдать за птицами, насекомыми и другими
    животными.

Тест 2.

  1. С кем ты беседуешь на экологические темы?
    Проставь цифры (1- постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) С родителями.

б) С другими
родственниками.

в) С педагогом.

г) с друзьями.

д) Ни с кем.

ж) Допиши
_________________________

2. Какую помощь по
охране и восстановлению природы можешь оказать ты и твои друзья? (Напиши).

Тест 3.

  1. Как ты относишься к проблеме бездомных
    животных? Ответ обведи кружком.

а) Они мне не
мешают, и я им не буду, пусть живут, как хотят, мне все равно.

б) Они приносят
вред людям, опасны для здоровья, и их надо уничтожать.

в) Мне их жалко. Я
стал бы искать людей, которые взяли их домой. Для таких животных надо создавать
приюты.

2. Имеешь ли ты
дома животных? Нужный ответ обведи кружком.

а) Нет.

б) Да. Как долго?
________________

Подчеркните, какие
животные есть у вас дома: рыбки, кошка, собака, птичка. Допиши.

  1. Ухаживаешь ли ты за домашними животными?
    Проставь цифры (1 – постоянно; 2 – иногда; 3 – никогда).

а) Играю с ним.

б) Кормлю и мою
посуду.

в) Выгуливаю на
улице.

г) Убираю место
обитания животного (клетка, аквариум и т.п.).

д) Наблюдаю за
поведением животного.

Допиши________________

Тест 4

Какие из перечисленных ниже  дел являются для
тебя:

5) самыми интересными;

4) очень интересными;

3) в значительной степени интересными;

2) мало интересными;

1) наименее интересными.

Поставь против каждого пункта оценку в
соответствии со степенью твоей заинтересованности в данном занятии:

1)     
чтение книг, журналов, газет на экологическую тему;

2)     
просмотр и обсуждение телепередач на экологическую
тему;

3)     
очистка улиц, парков от загрязнения;

4)     
выступление перед сверстниками на экологическую
тему;

5)     
охрана птиц, заготовка корма, подкормка зимующих
птиц, изготовление кормушек, искусственных гнездовий;

6)     
выпуск листовок, плакатов на экологическую тему;

7)     
фотографирование;

8)      
участие в конкурсах, выставках, акция, операциях.

Обработка
полученных данных. Обработка данных по каждому блоку позволит определить
уровень готовности воспитанников к выполнению экологически значимых видов
деятельности.

Автор: Дегтярева Олеся Михайловна, педагог дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Районная станция юных натуралистов»

 Ивнянского района Белгородской области

Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых, Степанчук Н.А., 2009.

В данном пособии рассматриваются основные биологические и экологические законы, правила и принципы. Во второй его части приводятся биографии наиболее известных ученых в области биологии. Адресовано учителям биологии как справочное пособие для подготовки к урокам в качестве дополнительного информационного материала при организации профильного обученна, может быть полезно учащимся школ, средних специальных учебных заведений, студентам биологических факультетов вузов при подготовке к сдаче экзаменов по тем или иным биологическим курсам.

Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых, Степанчук Н.А., 2009

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ.
Закон анатомической корреляции.
Был сформулирован в начале XIX в. французским анатомом и палеонтологом Ж. Кювье, который установил, что положение и строение разных органов в организме находится в закономерном соотношении друг с другом. Этот закон помог ему восстановить целые скелеты из разрозненных остатков костей ископаемых животных.
Закон биогенетический (Мюллера-Геккеля).
Закон был сформулирован Э. Геккелем на основе идей Ч. Дарвина и исследований Ф. Мюллера. Согласно закону онтогенез есть краткое повторение филогенеза. В начале XX в. закон был дополнен положением А. Н. Север-цова о том, что в онтогенезе организмов повторяются не целые филогенетические стации, а возможна лишь рекапитуляция (краткое и сжатое повторение) отдельных признаков и процессов.

Закон биогенной миграции атомов (Вернадского).
Был открыт В. И. Вернадским. Согласно закону миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества (биогенная миграция), или же она протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом, как тем, которое в настоящее время населяет биосферу, так и тем, которое действовало на Землю в течение всей геологической истории.

Закон Бэра.
Группа положений, постулирующих сходство ранних стадий развития эмбрионов представителей разных классов позвоночных животных. К. М. Бэр, русский эмбриолог, считал, что вначале у зародышей появляются признаки типа, затем класса, отряда и, наконец, на поздних стадиях развития — индивидуальные признаки, характеризующие специализацию таксонов, то есть зародыши разных классов на начальных этапах эмбриогенеза сходны, а потом отклоняются в своем развитии друг от друга.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Биологические законы
Биологические правила
Биологические принципы
Биографии ученых
Ален Джоэл Асаф
Алехин Василий Васильевич
Аррениус Сванте Август
Бауэр Эрвин Симонович
Бахметьев Порфирий Иванович
Бей-Биенко Григорий Яковлевич
Берталанфи Людвиг фон
Бор Нильс Хенрик Давид
Бэр Карл Максимович
Вавилов Николай Иванович
Вольтерра Вито
Вант-Гофф Якоб Хендрик
Вернадский Владимир Иванович
Вильямс Василий Робертович
Гаузе Георгий Францевич
Геккель Эрнст
Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд
Гертвиг Оскар
Гертвиг Рихард
Громашевский Лев Васильевич
Дарвин Чарлз
Долло Луи
Еленкин Александр Александрович
Коммонер Барри
Коп Эдуард Дринкер
Кювье Жорж
Лейбниц Готфрид Вильгельм
Лесгафт Петр Францевич
Либих Юстус
Майер Юлиус Роберт
Мёбиус Карл Август
Мендель Грегор
Митчерлих (Мичерлих) Альфред Эйльхард
Морозов Георгий Федорович
Мюллер Иоганнес Петер
Одум Евгений Плезанте
Раменский Леонтий Григорьевич
Рише Шарль
Рубнер Макс
Реймерс Николай Федорович
Рулье Карл Францевич
Северцов Алексей Николаевич
Тимофеев-Рессовский Николай Владимирович
Уоллес Альфред Рассел
Харди Годфри Харолд
Хатчинсон Джон
Чаргафф Эрвин
Четвериков Сергей Сергеевич
Шелфорд Виктор Эрнест
Шмальгаузен Иван Иванович
Шрёдингер Эрвин
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых, Степанчук Н.А., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Скачать
— pdf — Яндекс.Диск.

Дата публикации: 07.10.2017 21:22 UTC

Теги:

справочник по биологии :: биология :: Степанчук


Следующие учебники и книги:

  • Пятиязычный словарь названий животных, Амфибии и рептилии, Ананьева Н.Б., Боркин Л.Я., Даревский И.С., 1988
  • Съедобные и ядовитые грибы Карпат, Справочник, Вассер С.П., 1990
  • Морские млекопитающие России, Справочник-определитель, Бурдин А.М., Филатова О.А., Хойт Э.К., 2009
  • Биология, Школьный иллюстрированный справочник, Стокли К., 1997

Предыдущие статьи:

  • Словарь-справочник энтомолога, Захваткин Ю.А., Исаичев В.В., 1992
  • Грибы знакомые и незнакомые, Справочник-определитель грибов Крыма, Саркина И.С., 2013
  • Биология, 10-11 классы, Наглядный справочник, Красильникова Т.В., 2006
  • Биология, Новейший справочник, Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н., 2007

Должностная инструкция учителя биологии (профстандарт)

Должностная инструкция
учителя биологии по профстандарту

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция учителя биологии в школе разработана на основе Профессионального стандарта: 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» с дополнениями от 05.08.2016г, в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 17 февраля 2023 года; ФГОС ООО, утвержденного соответственно Приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года (с изменениями от 8 ноября 2022 года) и ФГОС СОО, утвержденного Приказом Минобрнауки России №413 от 17.05.2012г (с изменениями от 12 августа 2022 года); нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; а также в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций учителя биологии школы, его должностных обязанностей, а также права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе образовательной организации.
1.3. Учитель биологии назначается и освобождается от должности приказом директора общеобразовательной организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности педагога его обязанности могут быть возложены на другого учителя. Временное исполнение обязанностей в данных случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Учитель биологии относится к категории специалистов, непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. На должность учителя биологии принимается лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей предмету «Биология», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в общеобразовательной организации;
  • без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.6. К занятию педагогической деятельностью не допускаются иностранные агенты (для государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
1.7. В своей деятельности учитель биологии руководствуется должностной инструкцией, составленной в соответствии с профстандартом, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства РФ и органов управления образования всех уровней по вопросам, касающимся образования и воспитания обучающихся, а также:

  • Федеральным Законом №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством РФ;
  • требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, рекомендациями по их применению в школе;
  • основами педагогики, психологии, физиологии и гигиены;
  • нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательного учреждения;
  • правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
  • трудовым договором между работником и работодателем;
  • инструкцией по охране труда учителя биологии;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка.

1.8. Учитель биологии должен знать:

  • приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, законодательство о правах ребенка;
  • требованиями ФГОС основного общего образования и среднего общего образования к преподаванию биологии, рекомендации по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательной организации;
  • преподаваемый предмет «Биология» в пределах требований Федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ основного и среднего общего образования, их истории и места в мировой культуре и науке;
  • современные формы и методы обучения и воспитания школьников;
  • перспективные направления развития современной биологии;
  • историю, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии поликультурного, продуктивного, дифференцированного и развивающего обучения, реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • методы убеждения и аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разных возрастных категорий, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • рабочую программу и методику обучения биологии;
  • программы и учебники по биологии, отвечающие положениям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • основы общетеоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • теорию и методику преподавания биологии;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов биологии;
  • средства обучения, используемые учителем в процессе преподавания биологии, и их дидактические возможности;
  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;
  • законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
  • теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
  • закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;
  • основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
  • основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
  • основы работы с персональным компьютером, мультимедийным проектором, текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
  • правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды;
  • инструкции по охране труда и пожарной безопасности, при выполнении работ с учебным, демонстрационным, лабораторным оборудованием, ЭСО и оргтехникой.

1.9. Учитель биологии должен уметь:

  • владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: исследовательская и проектная деятельность и т.п.;
  • объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • проводить учебные занятия по биологии, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
  • планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой;
  • разрабатывать рабочие программы по биологии, курсу на основе федеральных основных образовательных программ и обеспечивать их выполнение;
  • применять современные образовательные технологии при осуществлении образовательной деятельности, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • организовать самостоятельную деятельность детей, в том числе проектную и исследовательскую;
  • использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательную деятельность всех учеников, в том числе с особыми потребностями в образовании: учащихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения биологии с практикой, обсуждать с учениками актуальные события современности;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательных отношениях;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
  • использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования;
  • владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: конкурсы по биологии, экскурсии и другие внеурочные тематические мероприятия с учетом своеобразия региона;
  • использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области биологии и экологии, знакомить с ними обучающихся на уроках;
  • обеспечивать помощь детям, не освоившим необходимый материал (из всего курса биологии), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов;
  • обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся класса в образовательную деятельность;
  • находить ценностный аспект учебного знания, обеспечивать его понимание обучающимися;
  • управлять классом с целью вовлечения детей в процесс обучения, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
  • защищать достоинство и интересы школьников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
  • сотрудничать с классным руководителем и другими специалистами в решении воспитательных задач;
  • владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому учащемуся школы вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;
  • использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками общеобразовательной организации;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • общаться со школьниками, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
  • поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности детей в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека;
  • владеть общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностями.

1.10. Учитель биологии должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.12. Учителю биологии запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Трудовые функции

Основными трудовыми функциями учителя биологии являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в общеобразовательной организации:
2.1.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ:
2.2.1. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования по биологии.
2.2.2. Предметное обучение. Биология.

3. Должностные обязанности учителя биологии

3.1. В рамках трудовой общепедагогической функции обучения:

  • осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего и среднего общего образования;
  • разрабатывает и реализует программы по биологии в рамках основных общеобразовательных программ;
  • участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • осуществляет планирование и проведение учебных занятий по биологии;
  • проводит систематический анализ эффективности уроков и подходов к обучению;
  • осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы по биологии обучающимися;
  • формирует универсальные учебные действия;
  • формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ);
  • формирует у детей мотивацию к обучению;
  • осуществляет объективную оценку знаний и умений учащихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями школьников, применяя при этом компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы;
  • проводит контрольно-оценочную работу при обучении с применением новейших методов оценки в условиях информационно-коммуникационных технологий.

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

  • осуществляет регулирование поведения учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды на уроках биологии, поддерживает режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию детей;
  • реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности;
  • ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера;
  • контролирует выполнение учениками правил поведения в учебном кабинете биологии в соответствии с Уставом школы и Правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации;
  • способствует реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности школьника (учебной, исследовательской, проектной, творческой);
  • способствует развитию у учеников познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формированию гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

  • осуществляет проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды на занятиях по биологии;
  • развивает у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативу, способности к исследованию и проектированию;
  • осваивает и применяет в работе психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные), необходимые для адресной работы с различными контингентами учеников: одаренные и социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты и дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья и девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • оказывает адресную помощь учащимся образовательного учреждения;
  • как учитель-предметник участвует в психолого-медико-педагогических консилиумах;
  • разрабатывает и реализует индивидуальные учебные планы (программы) по биологии в рамках индивидуальных программ развития ребенка;
  • формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ основного и среднего общего образования:

  • формирует общекультурные компетенции и понимание места биологии и экологии в общей картине мира;
  • определяет на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальные способы его обучения и развития;
  • определяет совместно с учеником, его родителями (законными представителями) и другими участниками образовательных отношений зоны его ближайшего развития, разрабатывает и реализует (при необходимости) индивидуальный образовательный маршрут по дисциплине «Биология»;
  • планирует специализированную образовательную деятельность для класса и/или отдельных контингентов учащихся с выдающимися способностями в области биологии и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся школы, уточняет и модифицирует планирование;
  • использует совместно со школьниками иноязычные источники информации и инструменты перевода;
  • осуществляет организацию олимпиад, конференций и конкурсов по биологии в школе, иных внеурочных мероприятий, экскурсий и др.

3.5. В рамках трудовой функции обучения предмету «Биология»:

  • формирует конкретные знания, умения и навыки в области биологии;
  • формирует образовательную среду, содействующую развитию способностей в области биологии каждого ребенка и реализующую принципы современной педагогики;
  • содействует развитию инициативы обучающихся по использованию биологии;
  • осуществляет профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в общеобразовательной организации;
  • использует в работе с детьми информационные ресурсы, в том числе ресурсы дистанционного обучения, осуществляет помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов;
  • содействует в подготовке обучающихся к участию в олимпиадах по биологии, конкурсах, исследовательских проектах и ученических конференциях;
  • формирует и поддерживает высокую мотивацию, развивает способности обучающихся к занятиям биологией, ведет кружки, факультативные и элективные курсы для желающих и эффективно работающих в них учащихся школы;
  • предоставляет информацию о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения биологии в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
  • консультирует обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания биологии;
  • содействует формированию у обучающихся школы позитивных эмоций от деятельности в области биологии и экологии, выявляет совместно с учащимися недостоверные и малоправдоподобные данные;
  • формирует позитивное отношение со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения;
  • формирует представления обучающихся о полезности знаний биологии вне зависимости от избранной профессии или специальности;
  • ведет диалог с учащимися или группой обучающихся в процессе нахождения решения проблемы по теме урока, выявляет сомнительные места, подтверждает правильность суждений;
  • сотрудничает с другими учителями-предметниками, осуществляет межпредметные связи в процессе преподавания биологии.

3.6. Осуществляет образовательную деятельность, ориентированную на достижение планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета в соответствии с программой, на развитие личности и ее способностей, удовлетворение образовательных потребностей и интересов, на самореализацию и формирование самостоятельности и самосовершенствования.
3.7. Ведёт в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости учащихся уроков биологии, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдаёт администрации школы необходимые отчётные данные.
3.8. Контролирует наличие у обучающихся рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных и лабораторных работ, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. Хранит тетради для контрольных и лабораторных работ по биологии в течение всего учебного года.
3.9. Учитель биологии обязан иметь рабочую образовательную программу, календарно-тематическое планирование на год по своему предмету в каждой параллели классов и рабочий план на каждый урок.
3.10. Готовит и использует в обучении различный дидактический материал, наглядные пособия и модели, лабораторное оборудование и гербарный материал, раздаточный учебный материал по биологии.
3.11. Своевременно по указанию заместителя директора по учебно-воспитательной работе заполняет и предоставляет для согласования график проведения контрольных работ по биологии.
3.12. Осуществляет ведение электронной документации по своему предмету, в том числе электронного журнала и дневников.
3.13. Принимает участие в ГВЭ и ЕГЭ.
3.14. Организует совместно с коллегами проведение школьного этапа олимпиады по биологии. Формирует сборные команды школы для участия в следующих этапах олимпиад по биологии.
3.15. Организует участие обучающихся в конкурсах по биологии, во внеклассных предметных мероприятиях, в неделях биологии и экологии, защитах исследовательских работ и проектов, в оформлении предметных стенгазет и, по возможности, организует внеклассную работу по своему предмету.
3.16. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся во время проведения уроков, факультативов и курсов, дополнительных и иных проводимых учителем биологии занятий, а также во время проведения школьного этапа олимпиады по биологии, предметных конкурсов, внеклассных предметных мероприятий по биологии.
3.17. Информирует директора школы, а при его отсутствии – дежурного администратора образовательной организации о несчастном случае, принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.18. Рассаживает детей с учетом их роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения. Для профилактики нарушений осанки во время занятий проводит соответствующие физические упражнения — физкультминутки. При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводит гимнастику для глаз, а при использовании книжных учебных изданий — гимнастику для глаз во время перемен.
3.19. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, не превышает продолжительность непрерывного использования экрана для учащихся 5-9-х классов — 15 минут, а также общую продолжительность использования интерактивной доски на уроке для детей старше 10 лет — 30 минут.
3.20. Учителю биологии запрещается:

  • менять на свое усмотрение расписание занятий;
  • отменять занятия, увеличивать или сокращать длительность уроков (занятий) и перемен;
  • удалять учеников с занятий;
  • использовать неисправную мебель, электрооборудование, технические средства обучения, электроприборы, компьютерную и иную оргтехнику или оборудование и мебель с явными признаками повреждения;
  • использовать и применять на уроках биологии неисправное лабораторное оборудование или лабораторное оборудование с явными признаками повреждения;
  • курить в помещениях и на территории образовательного учреждения.

3.21. Согласно годовому плану работы общеобразовательной организации принимает участие в педагогических советах, производственных совещаниях, совещаниях при директоре, семинарах, круглых столах, предметных неделях естественных наук, а также в предметных школьных МО и методических объединениях учителей биологии, которые проводятся вышестоящей организацией.
3.22. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими), посещает по просьбе классных руководителей родительские собрания, оказывает консультативную помощь родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).
3.23. В соответствии с утвержденным директором графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Приходит на дежурство за 20 минут до начала первого своего урока и уходит через 20 минут после их окончания.
3.24. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения, является примером для школьников.
3.25. При выполнении учителем обязанностей заведующего кабинетом биологии:

  • проводит паспортизацию своего кабинета;
  • постоянно пополняет кабинет биологии методическими пособиями, необходимыми для осуществления учебной программы по биологии, гербарным материалом, моделями, дидактическими материалами и наглядными пособиями;
  • организовывает озеленение кабинета биологии;
  • организует с учащимися работу по изготовлению наглядных пособий, сбору и изготовлению гербарного материала;
  • в соответствии с приказом директора «О проведении инвентаризации» списывает в установленном порядке имущество, пришедшее в негодность;
  • разрабатывает инструкции по охране труда для кабинета биологии с консультативной помощью специалиста по охране труда;
  • осуществляет постоянный контроль соблюдения учащимися инструкций по безопасности труда в кабинете биологии, а также правил поведения в учебном кабинете;
  • проводит вводный инструктаж учащихся по правилам поведения в кабинете биологии, первичные инструктажи при изучении новых тем и работы с учебным лабораторным оборудованием с обязательной регистрацией в журнале инструктажа.
  • принимает участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов, готовит кабинет биологии к приемке на начало нового учебного года.

3.26. Возглавляет комиссию по озеленению школы. Ежегодно составляет проекты планов работы по благоустройству и озеленению пришкольного участка. Организует работу на пришкольном участке.
3.27. Педагог соблюдает положения данной должностной инструкции учителя биологии, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.28. Периодически проходит бесплатные медицинские обследования, аттестацию, повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.29. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.

4. Права

Учитель биологии имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной программы по биологии и Федерального образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Выбирать и использовать в образовательной деятельности образовательные программы, различные эффективные методики обучения учащихся биологии, учебные пособия и учебники по биологии, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые Министерством просвещения Российской Федерации или разработанные самим педагогом и прошедшие необходимую экспертизу.
4.4. Участвовать в разработке программы развития школы, получать от администрации и классных руководителей сведения, необходимые для осуществления своей профессиональной деятельности.
4.5. Давать обучающимся во время уроков биологии, а также перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать учеников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях обучающихся.
4.6. Знакомиться с проектами решений директора школы, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним правдивые объяснения.
4.7. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции учителя биологии.
4.8. На получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования, в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе.
4.9. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.10. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.11. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением учителем биологии норм профессиональной этики.
4.12. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.13. Педагогический работник имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом общеобразовательной организации, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке учитель биологии несет ответственность:

  • за реализацию не в полном объеме образовательных программ по биологии согласно учебному плану, расписанию и графику учебной деятельности;
  • за жизнь и здоровье учащихся во время урока или иного проводимого им занятия, во время сопровождения учеников на предметные конкурсы и олимпиады по биологии, на внеклассных мероприятиях и экскурсиях, проводимых преподавателем;
  • за несвоевременную проверку рабочих тетрадей, лабораторных и контрольных работ;
  • за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
  • за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном случае;
  • за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
  • за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны труда и пожарной безопасности во время нахождения в учебном кабинете биологии, на внеклассных предметных мероприятиях по биологии и экологии;
  • за несвоевременное проведение инструктажей учащихся по охране труда, необходимых при проведении уроков биологии, внеклассных мероприятий, при проведении или выезде на олимпиады по биологии с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда.

5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, учитель биологии подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка учитель биологии может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм учитель биологии образовательного учреждения привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для учителя биологии устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю. Норма часов учебной (преподавательской) работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы и является нормируемой частью его педагогической работы. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагога включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с учащимися, научная и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями.
6.2. Учитель биологии самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Учебные планы работы педагога согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются непосредственно директором образовательного учреждения.
6.3. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, учитель биологии привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы педагога во время каникул утверждается приказом директора.
6.4. Заменяет уроки временно отсутствующих преподавателей на условиях почасовой оплаты на основании распоряжения администрации, в соответствии с положениями Трудового Кодекса РФ. Учителя биологии заменяют в период временного отсутствия педагогического работника той же специальности или преподаватели, имеющие отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе.
6.5. Получает от директора и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под подпись с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.6. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к его деятельности, с администрацией и педагогическими работниками общеобразовательной организации, по вопросам успеваемости обучающихся – с родителями (лицами, их заменяющими).
6.7. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
6.8. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.9. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в кабинете биологии в случае, если является заведующим учебным кабинетом.
6.10. Информирует администрацию общеобразовательной организации о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении требований охраны труда и пожарной безопасности.

7. Заключительные положения

7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления учителя биологии с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»___________202__г. _____________ /_______________________/

Рекомендуем перейти к:
Должностным инструкциям для школы по Профстандартам

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кетак цемент для фиксации коронок инструкция по применению
  • Аксамон инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает отзывы
  • Магнитола опель мерива б инструкция по применению
  • Руководства ремонта воздухораспределителей
  • Чудо печь электрическая для выпечки пирогов инструкция