Протокол №_______
от 14.03.2015 года
обсуждения открытого урока по русскому языку в 7б классе учительницы МКОУ «Советская СОШ» Пашаевой Э.Ш.
Цель посещения: план районного контроля.
Тема урока: -Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
Цель урока: формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия ; формирование умения составлять схему- алгоритм.
Тип урока: изучение нового, закрепление, обобщение и повторение, контроль знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Присутствовали:
1.Гаджиева А.С.- методист РМК
2.Пирмагомедова Л. – методист РМК
3.Уруджева К.Э. – методист РМК
4.Османова А.О.- директор школы
5. Гаджимурадов Ф.Э.- зам. дир. По УВР.
6.Ибрагимова З.А.- руководитель шк. МО учителей русского яз и лит.
Выступили:
Пашаева Э.Ш.— учитель русского яз. и лит., которая дала самоанализ урока.
С учащимися этого коллектива работаю 3 год. Дети по уровню развитию творческие и способные. Ученики творчески подходит к выполнению заданий по русскому языку, а также существует взаимопомощь между другими одноклассниками. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в паре учит работать в коллективе. Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой следующую цели: закрепить умение написания -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий; воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с заданиями.
Считаю, что урок удался. Была составлена презентация, которая помогла наглядно демонстрировать задания. Информативность для данного класса достаточная. Дети обобщили изученный материал, показали хорошие знания текста произведения, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы, работали с предложенными текстами.
Время на реализацию разных этапов урока мною было спланировано правильно. Мне удалось выдержать запланированный стиль общения. Старалась достаточно грамотно, эмоционально изложить материал детям. Правильным оказался осуществлённый мною выбор методов и приёмов обучения, удалось гармонично сочетать словесные, наглядные, практические методы обучения.
Тем, кому сложно было начать формулировать ответ, оказала помощь.
Требования, предъявляемые к ученикам, считаю достаточно чёткими, ясными и последовательными, поэтому дети активно и хорошо справлялись с заданиями. Возникла атмосфера сотрудничества. Личностное отношение носило позитивный характер, я видела заинтересованность ребят, на уроке не было безразличных. Я довольна работой своих учеников, думаю, что мне удалось привить интерес к данной теме.
Все этапы урок были достаточно серьёзно продуманы и подготовлены. Мне удалось успешно управлять классным коллективом в процессе проведения урока. Использование презентации на уроке способствовало развитию интереса к предмету. Полностью реализованы поставленные задачи. Думаю, что познавательную работу учащихся можно считать успешной».
2.Гаджиева А. С. – методист РМК
Она подчеркнула, что тема сложная не только для учащихся, но и для учителей. Учительница хорошо подготовлена к уроку. Учащиеся под ее руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности .
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа со слайдами, работа с карточками, дифференцированные задания. Чередовались различные виды самостоятельной деятельности учащихся.
3.Пирмагомедова Л. – методист РМК
Класс и учитель к уроку готовы. Мобилизующее начало урока. Перед детьми поставлен проблемный вопрос. Форма подачи учебного материала выбрана в соответствии с возрастными особенностями детей.
Изучение нового материала проходило с основой на полученные знания учащихся на предыдущих уроках. Задания разнообразны по форме и содержанию. Использовалась мультимедийная презентация.
На уроке проводилась самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Интересная форма подачи заданий для закрепления нового материала. Надеюсь, что детям на уроке не было скучно, были активны.
Считаю, что целей урок достиг.
4. Уруджева К.Э. методист РМК
В начале урока дана интересная историческая справка по теме урока. Учащиеся повторили пройденный материал. Очень тщательно был продуман урок, и учительница эрудированна и грамотна. Она подготовила разнообразные задания для активизации знаний обучающихся;
Выбранные приемы и средства обучения соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса. Методический аппарат урока соответствовал каждому его этапу, задачам активизации обучающихся. Смена видов деятельности и возможность применить свои знания в практической работе активизировали внимание учащихся в течение всего урока. В классе для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. На уроке реализовывались инновационные педагогические технологии: системно-деятельностного подхода, личностно-ориентированного обучения, критического мышления (задание «Найди ошибку»).
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, она позволила логически верно определить место для опроса учащихся, закрепления изученного материала, самостоятельной работы, работы по алгоритму и карточкам, дидактических игр, работы в группах. На каждый из
этапов урока рационально распределено время, «связки» между ними логичны.
Педагогом выполнен план урока, достигнуты поставленные цели, грамотно поддерживалось и активизировалось внимание учащихся на всех этапах урока.
5. Гаджимурадов Ф.Э.- зам. дир. По УВР.
Он отметил, что современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное –
умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным. Эфлаке Шарафудиновна умело пользуется возможностями Интернета, поддерживает хорошую психологическую атмосферу в классе, что снимает тревожность,
мнительность, нерешительность учащихся. В результате общение на уроке было
продуктивным и качественным. Школьники проявили интерес к содержанию и процессу деятельности, работали дружно, совместно, сплоченно. Руководство учителя при выполнении различных заданий было пооперационным, инструктирующим, корректирующим, что способствовало развитию самостоятельности и ответственности.
Для проведения урока использовались технические средства обучения – компьютер и медиапроектор, что было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между ребятами и учителем. Широкое применение современных технических средств обучения позволило заинтересовать учащихся, обеспечить их активность и внимательность, создать комфортный микроклимат в классе, наглядно иллюстрировать слова учителя, что в целом способствовало усвоению темы урока. Учительница подчеркнула, что к данной теме нужно отнестись серьезно, так как она встречается в заданиях ЕГЭ. Урок прошел успешно. Цели достигнуты.
7.Ибрагимова З.А.-
Разделю мнение присутствующих коллег о позитивности данного урока.
Хочется отметить кропотливую работу педагога по реализации материала урока. Урок соответствовал заявленной теме и цели.
На уроке применялись ИКТ, учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагает им презентация и все это проходит так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.
На уроке Пашаева Э.Ш. пользовалась принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения.
Ею была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 15 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку,
развития их воображения, внимания, видов памяти. Она подвела итоги урока, дала необычное домашнее задание: написать сочинение- рассуждение на тему: « За праздничным столом», « Я готовлю обед» с применением –н- и –нн- .
Методические рекомендации:
1. Задача учителя — словесника — формировать и развивать
необходимые качества, взаимодействовать со средой, в которой растёт
ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою
точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для
выстраивания новой системы работы и достижения качественных
результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее
эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
2. Одобрить такой вид работы РМО как открытые уроки, продолжить
эстафету просмотра уроков коллег. Для профессиональной компетенции педагогам — словесникам детально изучить структуру современного урока в условиях ФГОС, применять в своей практике отдельные фрагменты просмотренных уроков, стремиться реализовывать требования ФГОС.
Председатель: =Ф.Э. Гаджимурадов
Секретарь: Ибрагимова З.А.
СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его Рефлексия (подведение итогов занятия) |
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 4) Актуализация знаний. § с целью подготовки к контрольному уроку § с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Информация о домашнем задании, инструктаж по его 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 4) Первичное закрепление § в знакомой ситуации (типовые) § в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по |
5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, 4) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его 5) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и Информация о домашнем задании, инструктаж по его 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) |
САМОАНАЛИЗ
УРОКА ПО ФГОС
Совершенствование
мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно
организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в
моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ
позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных
учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем
проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока,
рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому
что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий
оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь
по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
— правильно формулировать и ставить цели своей
деятельности и деятельности учащихся на уроке;
— развивать умения устанавливать связи между условиями
своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
— формировать умения четко планировать и предвидеть
результаты своего педагогического труда;
— формировать самосознание ученика, когда он начинает
видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя
ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА
1. Характеристика класса:
— межличностные отношения;
— недостатки биологического и
психического развития;
— недостатки подготовленности
класса.
2. Место урока в изучаемой теме:
— характер связи урока с
предыдущим и последующим уроками.
3. Характеристика общей цели
урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и
воспитывающей.
4. Характеристика плана урока:
— содержание учебного материала;
— методы обучения;
— приёмы обучения;
— формы организации
познавательной деятельности.
5. Как был построен урок в
соответствии с планом:
— разбор этапов урока, т.е. как
используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока
(положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа
урока:
— анализ каждого элемента урока;
— его вклад в достижение
результата;
— доказательства оптимального
выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
— насколько структура урока
соответствовала общей цели;
— соответствие возможностям
класса;
— анализ стиля отношений учителя
и учащихся;
— влияние на конечный результат
урока.
8. Аспект оценки конечного
результата урока:
— формирование универсальных
учебных действий на уроке;
— определение разрыва между
общей целью урока и результатами урока;
— причины разрыва;
— выводы и самооценка.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА
I . Краткая общая характеристика
класса
1. Общая подготовленность класса:
— умение детей работать в парах;
— умение детей работать в малых
группах;
— умение слушать друг друга и
фронтально взаимодействовать;
— умение самооценивать себя и
взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество
или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную
деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения
программы к этому времени.
II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА
УРОКА
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать
работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить?
Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам
знает этот материал?
4. Какие (ое) понятия были
намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются?
Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом
понятии?
6. Сущность характеристики
изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны
осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался
вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось
осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте
урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения
учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения
данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и
эффективности проекта урока.
III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ
ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?
1. Совпадает ли цель урока с его
конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить
намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации
поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена
дискуссии?
3. Каким образом в начале урока
учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была
создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на
дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача
учащимися?
6. Насколько эффективно
осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал
ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и
преобразование модели?
8. Какие формы использовал
учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их
«интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль?
Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав
других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или
только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе
действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал
учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе
на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА
1. Насколько содержание урока
соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было
организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель,
ученик-группа?
3. Охарактеризовать
взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее
сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их
влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность
учащихся в результате решения учебной задачи.
Типы
современного урока.
Типология
уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению
данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как
представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном
и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков
препятствует повышению эффективности практической деятельности.
Тип
урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.
ТИПЫ СОВРЕМЕННОГО
УРОКА
Тип урока |
Целевое назначение |
Результативность обучения |
Урок |
Первичное |
Воспроизведение |
Урок |
Применение |
Правильное |
Урок |
Применение |
Самостоятельное |
Урок |
Систематизация |
Умение |
Урок |
Закрепление |
Безошибочное |
Контрольный |
Проверка |
Результаты |
Коррекционный |
Индивидуальная |
Самостоятельное |
Интегрированный |
Интеграция |
Углубление |
Комбинированный |
Решение |
Запланированный |
Учебная |
Непосредственное |
Применение |
Урок |
Практическая |
Использование |
Плохой
учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Адольф Дистервег
ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ориентация
системы образования на новые образовательные результаты, связанные с
пониманием развития личности как цели и смысла образования.
НАЗНАЧЕНИЕ
1.
Задают основные результаты образования – общие и по ступеням
2.
Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:
·
учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)
·
программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).
Личностные результаты – сформировавшиеся в
образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений
учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса,
самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты –
освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов
обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и в реальных жизненных ситуациях
Предметные результаты —
выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта,
изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Системно — деятельностный подход — методологическая основа
стандартов образования нового поколения. Сущность –формирование
деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки
деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре
группы:
1.
уроки «открытия» нового знания;
2.
уроки рефлексии;
3.
уроки общеметодологической направленности;
4.
уроки развивающего контроля.
СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.
1.
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу»)
1- 2 мин.
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии – 5-6 мин.
3.
Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4.
Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5.
Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8.
Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9.
Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
Способность учащихся к усвоению:
1-4
мин. – 60 % информации
5
— 23 мин. – 80 % информации
24
-34 мин. – 50 % информации
35
-45 мин. – 6 % информации
КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ
ТРЕБОВАНИЯ
СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
Для
построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии
результативности урока.
1.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать
свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3.
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие
степень активности учащихся в учебном процессе.
4.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать
вопросы.
5.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и
проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
(происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у
обучающихся).
7.
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя
для этого специальные приемы.
8.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и
поддерживает минимальные успехи.
9.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное
мнение, обучает корректным формам их выражения.
11.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества,
сотворчества, психологического комфорта.
12.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»
(через отношения, совместную деятельность и т.д.)
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО
ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
1.
Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения
предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной
деятельности на уроке.
С
этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной
деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны
учебной деятельности («надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в
учебную деятельность («хочу”);
3)
устанавливаются тематические рамки («могу”). В развитом варианте здесь
происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и
самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального
«Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя
системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней
готовности к их реализации.
2.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном
действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к
надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его
осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный
этап предполагает:
1)
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных
процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” — «могу” —
«хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного
действия или его обосновании.
3.
Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует
выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1)
восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место
— шаг, операцию, где возникло затруднение;
2)
соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом,
понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи
причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых
недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план,
средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект
будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят
план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим
процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога,
затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5.
Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися,
и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и
знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной
задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового
знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе
учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые
задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного
этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют
задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с
эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации
построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная
направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого
ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую
познавательную деятельность.
8.
Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап,
учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного
ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем
новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны,
автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой –
подготовка к введению в будущем новых норм.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется
новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель
и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие
цели деятельности.
СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ
ЗНАНИЙ (ОНЗ)
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ООО
Тема
урока:
Цели урока:
Деятельность |
Деятельность |
УУД |
I. Цель |
||
II. Цель |
||
III. Цель |
||
IV. Цель |
||
V.Итог Цель |
||
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:__
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________
Каково
место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок
работает на последующие уроки?
Краткая
психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих,
сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании
урока?
Какие
УУД формировались в процессе урока?
В
процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать
следующие УУД
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Обеспечение
мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Отбор
содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить
главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на
уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового
материала?
Считаю,
что главный этап урока – это
Осуществление
развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
«модель
и способ»
«рисунок
и схема»
«роль
и позиция»
«содержание
и форма»
«изменение
и развитие»
Рационально
ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли
«связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный
этап?
Отбор
дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Как
организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких
этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как
организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Как
Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные
задачи урока? Если не удалось, то почему?
ВИДЫ
АНАЛИЗА УРОКА
Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его
урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших
перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока
позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую
(основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление
самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть
четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его
соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная
функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя,
соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны
конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая
функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его
речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).
Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными
требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую
характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их
достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые
методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда,
самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений
с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению
качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию
своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему
именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику,
стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика
урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и
соответствует силам и способностям данного учителя.
При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность
особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые
рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для
другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны
обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки
и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать
над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение,
побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.
Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами,
инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит
представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя.
Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со
слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда
групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей
комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его
обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке
действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.
Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в
присутствии директора, завуча — хорошая школа воспитания требовательности к
себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко
сформулированы, записаны в специальную тетрадь.
САМОАНАЛИЗ
УРОКА
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как
этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во
слабоуспевающих, сильных уч-ся…)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий,
воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока.
Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах
обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для
объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?
Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать ,как другие этапы
работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с
целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких
этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано
регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные
задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
shcola32.ucoz.ru/index/samoanaliz_uroka/0-102
САМОАНАЛИЗ УРОКА
ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)
Каково место данного урока в теме? Как данный урок
связан с предыдущим,
как работает на последующие уроки?
Каковы цель и задачи урока (образовательная,
воспитательная, развивающая)? Какой
результат хотелось получить к концу урока?
Насколько удачно было отобрано содержание урока в
соответствии с поставленной
целью?
Можно ли считать, что избранное сочетание методов
(изложения зна ний, закрепления, контроля,
стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке
оптимальным для данного класса?
Рационально
ли было распределено время на этапы урока?
Логичны
ли были «связки» между этапами урока?
Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении
поставленнойцели?
Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за
качеством усвоения
знаний, умений и коррекция?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего
задания с уче том цели,
особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?
Психологическая
атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?
Удалось ли реализо вать все
поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? По лучили ли
удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще
поработать?
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2.
Сегодняшний
урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
Его
цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – …
, урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….
В
данном классе … , поэтому я … .
Это
по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи
… этапа – … , а … этапа – … .
При
проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы
решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал
урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На
…этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На
этапе … – … (какие?) методы.
В
ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная,
групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания
… были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство
учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим),
потому что ….
Учащиеся
имели возможность выбора ….
Мне
(не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока
….
Мне
было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали
… , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи
на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель
урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что
(все) научились …, потому что ….
Домашнее
задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что …. romanev.ucoz.ru/index/uchiteljam/0-48
В
целом урок можно считать ….
ПОЛЕЗНЫЕ
ССЫЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методсовет (методический портал учителя)metodsovet.moy.su/
Завуч.инфо www.zavuch.info/
Сайты учителей начальных классов uchportal.ru/dir/5-2-2
Сеть творческих учителей it-n.ru/
Начальная школа. / www.nachalka.com/
Управление начальной школой. www.pervoklassnik.resobr.ru/
Раннее развитие детей www.danilova.ru/
1 сентября (советы родителям и ученикам).www.1sentyabrya.ru/
Сценарии праздников. www.teacherday.narod.ru/
Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др. http :// www . uroki . net ./
Солнышко. http :// www . solnet . ee / index . html
LenaGold . Коллекция фонов и клипартов. http://lenagold.ru/
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.http://festival.1september.ru/
Портал для учителей «В помощь современному учителю».http://k-yroky.ru/
Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам. http://www.1september.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru/
Педагогическое сообщество (педсовет) http://pedsovet.su/
Коллекция презентаций RusEdu http://www.rusedu.ru/
Методисты. Профессиональное сообщество педагогов.http://metodisty.ru/index.php
Коллекция презентаций http://www.ppt.3dn.ru/
Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/
Завуч http://www.zavuch.info/
Открытый класс http://www.opencl ass.ru/
Лучшие детские сайты на narod.ruhttp://nashidetochki.narod.ru/
Красная книга России http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm
Международная Красная Книгаhttp://www.floranimal.ru/intredbook.php
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Библиотекарь (электронная библиотека) http://bibliotekar.ru/
Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей) http://webkolo.clan.su/
Образовательный портал ВНЕУРОКА http://vneuroka.ru/
http://romanev.ucoz.ru/index/poleznye_ssylki/0-36
ХОРОШЕЙ ВАМ
РАБОТЫ, КОЛЛЕГИ!
Урок «Золотое правило этики»
Автор: Пискарева Галина Павловна
Организация: МКОУ Медынская СОШ
Населенный пункт: Калужская область, г. Медынь
Пояснительная записка к уроку
«Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя»
Николай Рерих
Огромную роль в реализации данной цели играет школьный курс «Основы православной культуры». Данный курс дает возможность учащимся для осмысления личного опыта, помогает в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру.
Урок на тему «Золотое правило этики» — 12-ый в системе уроков по ОРКСЭ (модуль – «Основы православной культуры»). Этот урок я считаю очень важным.
На нем дается начальное представление об этике, этичном поведении; дети узнают о главном правиле человеческих отношений — «золотом правиле этики». Понимание его значения помогает им оценить собственное поведение, развивает личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; воспитывается понимание и сопереживание чувствам других людей. Формируется мотив к нравственному поступку, осознанному выбору жить по совести.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. На данном уроке я постаралась использовались активные методы обучения и создать ситуацию активного включения ребенка в учебный процесс.
По типу это урок открытия новых знаний.
«Круг дружбы» и стихи в начале урока очень нравятся ребятам и создают хорошую мотивацию к учебной деятельности. Использование кроссворда сделало начало урока интересным и увлекло ребят. Проверка домашнего задания проводилась в виде активного метода — игры «Ромашка».
Основным этапом был этап открытия новых знаний. На этом этапе проводилась исследовательская деятельность: работа со словарями, учебником, работа с репродукцией. На уроке использовала проблемные вопросы, задания творческого характера.
Была организована индивидуальная работа учащихся и работа в парах: при открытии новых знаний детям интереснее и удобнее обсуждать их друг с другом, вместе находить ответы на поставленные вопросы. А при закреплении нового материала мне хотелось увидеть самостоятельную работу каждого ученика и понять, как новые знания были усвоены.
Задания были ориентированы на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, овладение навыков смыслового чтения, осознанное построение речевых высказываний.
Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что учащиеся уже хорошо умеют работать в парах и самостоятельно.
При работе с новым материалом, с учебником старалась вносить элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.
На уроке была использована презентация по основным этапам урока, индивидуальный печатный материал с карточками и заданиями.
Материал урока объемный.
Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания. Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, т. к. мы часто выполняем подобные задания.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружелюбностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
Урок по ОРКСЭ (Православная культура) на тему «Золотое правило этики»
Цель урока:
- дать представление об этике, этичном поведении.
- формирование мотива к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимания самой жизни, как бесценного дара через знакомство с золотым правилом этики.
Задачи урока:
1. Познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни.
2. Развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям.
3. Развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, игровой, ИКТ.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ключевые понятия: этика, «Золотое правило этики», неосуждение.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: мультимедийная презентация, репродукция картины В.Д. Поленова «Христос и грешница», толковые словари, раздаточный материал (карточки) для работы в парах и группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
– формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Метапредметные :
познавательные: овладение умением выражать свои мысли точно, правильно, не затрагивая чувств близких людей;
регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; искать пути решения заявленной проблемы; адекватно воспринимать комментарий результатов деятельности;
коммуникативные: продумывать ответы перед их озвучиванием вслух; формулировать простые выводы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные:
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
— Ребята, давайте возьмемся за руки и образуем «Круг дружбы». Поздоровайтесь с соседом справа, а затем с соседом слева сначала глазами, затем ладошками. Улыбнитесь друг другу, передайте соседу тепло своей души и настройтесь на хорошую работу на уроке.
Поговорим сегодня мы о разном и о прочем,
О том, что людям хорошо, а может и не очень.
О чем-то я вам расскажу, а что-то вам известно.
Надеюсь, на уроке всем будет интересно.
2.Актуализация, повторение и обобщение полученных ранее знаний
— Давайте вспомним, как называются главные правила христиан? (Заповеди)
— Какие заповеди есть у христиан?
— Разгадайте кроссворд о Божьих заповедях ( на доске).
8 |
4 |
||||||||||||||||
м |
п |
2 |
|||||||||||||||
о |
7 |
3 |
о |
б |
м |
а |
н |
||||||||||
и |
б |
ч |
е |
||||||||||||||
6 |
с |
к |
р |
и |
ж |
а |
л |
и |
н |
5 |
|||||||
е |
б |
т |
1 |
з |
а |
в |
и |
с |
т |
ь |
|||||||
й |
л |
а |
в |
и |
|||||||||||||
и |
н |
и |
н |
||||||||||||||
я |
и |
с |
а |
||||||||||||||
е |
т |
й |
|||||||||||||||
ь |
1. Она мешает радости, которая блекнет в ее черных лучах.
2. По словам Христа, убийцею становится даже тот, кто смотрит на другого человека с этим чувством.
3. На нем далеко не уедешь, рано или поздно он все равно раскроется.
4. Чувство, с которым дети должны относиться к своим родителям.
5. Гора, где Бог передал людям заповеди.
6.Каменные плиты, на которых Бог начертал заповеди.
7. Книга, в которой записаны Божьи Заповеди.
8. Пророк, которому Бог передал заповеди.
— Что ждёт людей, которые нарушают эти заповеди?
— Как вы думаете, нельзя ли объединить все эти заповеди в одно правило?
На доске бумажная ромашка с отрывными лепестками. Вопросы и задания для проверки домашнего задания написаны на обратной стороне лепестков:
- Что такое милосердие? Расскажи о милосердии.
- Кого, по словам Иисуса Христа, нужно считать своим ближним? Как нужно относиться к ближнему? Расскажите.
- Ты увидел на улице человека, просящего милостыню. Какие слова Христа ты вспомнишь?
- Расскажите о святой Ульяне Муромской.
- Какую притчу рассказал Христос людям на вопрос о том, какая заповедь самая главная? Что она означает?
(Ученик, вышедший к доске, «срывает» с лепесток, читает вслух задание и выполняет его.Вызываю к доске 2-3 человек.)
3. Введение в тему урока (слайд 2)
— Ребята, один знакомый мне ученик рассказал о нескольких случаях из своей жизни. Я записала их, но некоторые записи стерлись. Послушайте эти истории и попробуйте угадать их окончания.
1. «Я взялся за подлокотник кресла, и рука наткнулась на противную, липкую жвачку. И вдруг я вспомнил…»
— Что же мог вспомнить ученик в это время?
(Я тоже приклеивал жвачку, куда попало, не думая о других людях.)
2. «Я побежал по коридору, кто-то подставил мне подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И я вспомнил…»
(Я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.)
3. « Я не выучил урок и получил двойку. Все надо мной смеялись. И я вспомнил…»
(Я тоже иногда радовался чужим неудачам)
4. « Я с друзьями играл в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и закинул его на крышу сарая». И тут я вспомнил…»
( Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой)
— Молодцы, вам удалось угадать смысл этих фраз. Как вы думаете, этот мальчик сделал для себя какие-то выводы? А какие выводы сделали вы?
– Нужно помнить, что к человеку бумерангом возвращаются все его поступки.
— Нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.
— Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся к тебе через поступки и слова людей.
— Зло вернётся к тебе тоже.
— В жизни каждому нужно быть дружелюбным.
4. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы
— Знаете, ребята, у меня есть один знакомый, и все говорят, что у него золотое сердце. Такое возможно? Что это значит?
— Объясните значение словосочетаний
Золотое сердце — … (доброе сердце )
Золотые руки — … ( руки, которые умеют всё делать)
Золотая цепочка — … (изготовлена из золота)
Золотая осень — … (осень в желтом цвете)
Золотое правило — … (главное, самое важное)
— Какие словосочетания употреблены в прямом смысле? Какие в переносном? (слайд 3)
-А что значит выражение «золотое правило»?
— Золотое правило – ценное правило, важное, главное.
— Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?
(Мы будем говорить на уроке о правиле, очень важном и необходимом для людей).
— Итак, тема нашего урока — «Золотое правило этики».
5. Организация исследовательской деятельности
а) Работа с толковыми словарями
— А что значит слово «этика» ?
— Найдите в словаре толкование слова «этика».
— В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей (слайд 4)
— Запишем слово и его толкование в свои словарики.
— Так что же эта за правило такое? Я думаю, что вы сейчас сами догадаетесь.
На доске — набор карточек со словами: другим, чего, не делай, не хотел бы, того, для себя.
Дети меняют местами слова и получается предложение: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя.
— Правильно, ребята. Это сказал Христос. И дословно это звучит так: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (слайд 5)
— Как вы понимаете эти слова?
(Я не хочу, чтобы меня обзывали или оскорбляли, и поэтому я и сам никого не буду оскорблять. Я буду всем помогать, тогда и мне все помогут. Я буду со всеми дружить, никого не буду обижать и всем со мной будет хорошо).
— Ребята, как вы думаете, что такое уважение?
(Это когда все тебя любят, не обижают, помогают, когда необходима помощь.)
— Верно. Когда мы уважаем кого-то, то проявляем внимание к мыслям, чувствам и поступкам другого человека, считаемся с его мнением.
б) Работа с репродукцией В.Д. Поленова «Христос и грешница» (слайд 6)
— Рассмотрите картину В.Д.Поленова «Христос и грешница».
— Прочитайте в учебнике об этой картине (с.46-47. один абзац)
— Кого вы видите на картине?
— Где находится Христос?
— Что это за собрание?
— Какие, по-вашему, чувства испытывает грешница?
— Кто в роли судьи?
— Как Христос защитил женщину?
— Прочитайте в учебнике Слова Христа из Евангелия.
— Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
в) Работа по учебнику.
Выборочное чтение текста.
— Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?
«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Найдите слова, которые говорят, чего не надо делать, чтобы выполнить это правило?
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».
-А чтобы не судить других, что нужно делать?
«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете»
- Что означает слово неосуждение?
«Неосуждение — проявление милосердия к человеку»
6. Физкультминутка
Потрудились — отдохнем,
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки вверх, руки вниз
И соседу улыбнись.
Вправо, влево головою —
Все друзья рядом с тобою
Шаг назад, шаг вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встали,
Руки высоко подняли.
Опустили, повернулись,
И к уроку вновь вернулись.
7.Первичное закрепление
Рассказ учителя о святом Серафиме Саровском (слайд 7)
— Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и жестоко избили его. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.
— Почему так поступил Серафим Саровский?
8. Самостоятельная работа учащихся (на карточках).
- Выбери и подчеркни нужное:
- Я хотел бы, чтобы…
меня любили меня осуждали
меня дразнили меня прощали
меня понимали меня ненавидели
мне доверяли меня били
обо мне сплетничали мне помогали
— Объясните свой выбор.
9. Работа в парах ( на карточках).
— Дополните пословицы.
Добро любит, зло… (ненавидит)
Как аукнется, так и … (откликнется)
Что посеешь, то и …(пожнешь)
Не рой другому яму, … (сам в нее попадешь)
Кто добро творит, того Бог … (благословит)
— Какие пословицы соответствуют золотому правилу этики?
10. Обобщение и систематизация знаний.
— Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?
— Чему оно учит? (Учит правильно жить, быть добрым, творить добро)
— Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила .Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?
— Думайте о других, о том, что принесут людям ваши поступки, добро или зло.
— Не причиняйте зло людям, всегда ставьте себя на их место.
— Приведите примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.
Составление кластера «Золотое правило этики» (слайд 8-9)
— Дополните мои фразы так, чтобы получились предложения.
11. Рефлексия.
— В заключение урока я предлагаю поиграть в игру «Кто я такой».
(Раздаю сердечки, вырезанные из бумаги)
— Я называю черту характера. Если она у вас есть, нарисуйте на сердечке красный кружок. Если нет — синий. А чтобы настроить вас на нужный лад, я включу симфонию №6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов».
Под музыку диктую слова: добрый, трудолюбивый, честный, милосердный, справедливый, смелый, вежливый, послушный, ответственный, дисциплинированный.
— Не беда, если не все кружки получились красными. Люди — не ангелы. В каждом человеке обязательно есть и хорошее и не очень. Но я вижу, что в каждом из вас больше хорошего. А недостающие качества каждый может в себе воспитать.
— Попробуйте высказать свое впечатление от урока с помощью следующих предложений (на выбор):
- Сегодня я узнал …
- Было интересно …
- Теперь я буду …
- Меня удивило …
- Я попробую …
- Мне захотелось …
12. Домашнее задание (слайд 10)
Читать — стр. 46 – 49.
На выбор:
а) Сформулировать свои правила поведения.
б) Подобрать пословицы о доброте.
в) Провести опрос членов семьи по вопросу: Как взрослые понимают «золотое правило этики».
— Ребята, я очень хочу и надеюсь, что после сегодняшнего урока вы постараетесь быть доброжелательными, отзывчивыми, чуткими и внимательными к людям, т. е. будете жить и вести себя в соответствии с «Золотым правилом этики»
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 1,6 МБ
Опубликовано: 07.12.2022
МБОУ «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида»
Выступление на педагогическом совете
«Самоанализ урока учителя начальных классов»
Составил учитель начальных классов
Захарова Е.Б.
Сергиев Посад, 2016 г.
В. А Сухомлинский писал: «сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…».
Самоанализ – показатель профессионализма учителя.
Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения учащихся.
Без самоанализа невозможно:
• построить целостную систему обучения;
• повысить мастерство, развить творческие способности;
• обобщить передовой педагогический опыт;
• сократить затраты времени на техническую работу;
• обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.
Самоанализ урока дает возможность:
— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
— формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Виды анализа и самоанализа урока
1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, достижение основных целей и задач;
2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;
3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов обучения;
4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;
6 – комбинированный анализ – это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;
7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа);
8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);
9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся;
10- комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем самоанализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.
Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
4. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
С этой целью можно предложить следующую схему анализа урока.
Самоанализ урока
Группа ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______
Тема урока_______________________________________________________________
Тип урока и его структура__________________________________________________
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных» учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)
3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая).Какие УУД формируются. Планируемые результаты.(Предметные, метапредметные, личностные) Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Используемые технологии Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?
На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на занятии
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)
-
Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?
-
Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
-
Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
-
Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
-
Рационально ли было распределено время на этапы урока?
-
Логичны ли были «связки» между этапами урока?
-
Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?
-
Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?
-
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?
-
Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
-
Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? По лучили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2.
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….
В данном классе … , поэтому я … .
Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
В целом урок можно считать ….
5
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Тема урока: «На пересечении культур»
УМК: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К Макбет «Английский язык. 9 класс»
Класс: 9 «А»
Дата проведения: 18.11.2019
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с элементами введения лингвострановедческого компонента
Форма проведения урока: урок – конференция
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «На пересечении культур» с использованием ранее изученной лексики и грамматического материала.
Задачи урока:
Образовательные:
— обобщить знание лексического материала темы, продолжить формирование и развитие навыков монологической речи, расширить словарный запас;
— научить обсуждать проблемы в группе, комментировать услышанное и увиденное, высказывать собственную точку зрения;
— содействовать формированию у учащихся мультикультурного мышления.
Развивающие:
— развивать интерес к изучению предмета;
— развивать догадку на основе контекста и иллюстративной наглядности;
— развивать способности к распределению внимания, коммуникабельности, умению выражать своё отношение к темам затрагиваемым на уроке;
— развивать способности к словесному выражению услышанного и к самостоятельному труду.
Воспитательные:
— пробудить интерес к истории, традициям стран изучаемого языка;
— воспитывать уважительное отношения к собеседнику в процессе общения, толерантное и дружелюбное отношение к людям других национальностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся смогут систематизировать полученные ранее знания по теме «На пересечении культур». Смогут применять изученный лексический материал в речи, воспринимать на слух иноязычную речь в предъявлении учителя, одноклассников, будут знать и уметь использовать варианты английского языка (британский и американский) в речи.
Метапредметные:
Познавательные УУД: способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач; анализировать полученную информацию, способность к самостоятельной деятельности.
Личностные УУД: проявление познавательного интереса к изучению английского языка, определение иностранного языка, как вариативного средства международного общения между людьми; формирование адекватной позитивной самооценки, восприятия.
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД: построение англоязычной речи в коммуникации с учителем и одноклассниками с учетом индивидуального потенциала учащихся.
Личностные:
Демонстрация коммуникативной компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека, толерантное и дружелюбное отношение к людям других национальностей. Осознание значимости изучения английского языка в его вариациях.
Образовательные технологии используемые на уроке: игровые, информационно-коммуникационные, диалоговые, групповые, здоровьесберегающие, элементы исследовательской технологии
Методы и приемы: диалог, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые задания, конкурсы, проблемные вопросы, исследовательские задания, дифференцированные задания.
Оборудование: презентация (компьютер, проектор), маркерная доска, демонстрационные материалы, раздаточный материал, флаги Великобритании и США.
Организационный момент.
Прошёл быстро, психологически и мотивационно подготовил учащихся к успешной работе на уроке.
Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.
Использовались приёмы догадки на основе видеоряда (наглядного материала), который позволил предположить о чем пойдет речь на уроке.
Сообщение темы урока и цели Проводилось с учётом выделенных учителем ориентиров, дети сами пытались определить цели урока (целеполагание).Основным этапом было – обобщение и систематизация знаний – заключался в творческом применении и добывании знаний в новой ситуации
На данном этапе реализуется основная цель, задачи урока и системно-деятельностный подход к обучению. Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим.
Была проведена физкультминутка (тоже являлась этапом игры — конференции) для физической и эмоциональной разгрузки учащихся, что является элементом здоровье-сберегающей технологии.
На этапе оценивания учащиеся получают возможность самостоятельно оценить свою работу на уроке. Учитель также оценивает активность учащихся на уроке.
Домашнее задание направлено на систематизацию знаний по изученной теме, а так же учащимся было предложено продолжить исследовательскую работу в данном направлении и принять участие в научно-практической конференции
Был подведён итог урока и проведена эмоциональная рефлексия.
Материал урока оказался достаточно легким и интересным для учащихся.
В ходе урока были смены видов деятельности — индивидуальная, групповая, коллективная, что является элементом системно-деятельностного подхода и здоровье-сберегающей технологии.
Урок закончен вовремя, что тоже является здоровье-сберегающим моментом.
Выводы:
С моей точки зрения урок целей достиг.
Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне, общий уровень ее сформированности в классе хороший (учащиеся ответственно отнеслись к выполнению заданий).
Для реализации задач урока осуществляли УУД: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
Наибольшие затруднения у учащихся возникли в ходе выполнения заданий – аудирования (у учащихся без вариантов выбора)
Время урока было распределено верно, урок прошел динамично, в хорошем темпе. Обучающиеся были активны, каждый ученик был включен в посильную для него деятельность. Атмосфера урока дружелюбная, позитивная. Учащимся урок понравился, они оставили много положительных отзывов.