Руководство учреждениями здравоохранения

 

Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

 

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция руководителя учреждения здравоохранения [наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Главный врач относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного врача назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и стаж работы в учреждениях здравоохранения не менее [значение] лет.

1.3. Главный врач должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

— теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения, системы управления в здравоохранении;

— организацию планово-экономической и финансовой деятельности учреждений здравоохранения;

— основы хозрасчета бюджетно-страховой медицины;

— статистику состояния здоровья населения;

— критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

— порядок заключения и исполнения договоров;

— организацию экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических учрежениях, организацию социальной и медицинской реабилитации больных;

— теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;

— организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;

— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— [вписать нужное].

1.4. Главный врач подчиняется непосредственно [вписать нужное].

1.5. На время отсутствия главного врача (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет заместитель, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.6. [вписать нужное].

II. Должностные обязанности

Главный врач:

2.1. Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2.2. Представляет учреждение здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах.

2.3. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению.

2.4. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.

2.5. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы учреждения.

2.6. Рассматривает и утверждает положения о структурных подразделениях учреждения и должностные инструкции работников.

2.7. Контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

2.8. Осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении здравоохранения.

III. Права

Главный врач имеет право:

3.1. Запрашивать от сотрудников необходимую информацию и документы.

3.2. Давать сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3.3. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на сотрудников, не выполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся сотрудников.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. [Вписать нужное].

IV. Ответственность

Главный врач несет ответственность:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель структурного подразделения

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Мираж цифровизации

Внедрение IT-технологий в работу системы здравоохранения абсолютно необходимо, в этом нет сомнений. Сомнения вызывает лишь подход к реализации этого намерения, конкретно – тот кавалерийский наскок, с которым государство взялось за информатизацию и цифровизацию медицинской отрасли, не рассчитав ни свои силы и возможности, ни силы и возможности субъектов РФ и конкретных медицинских организаций. В итоге заявленные сроки реализации ряда важных разделов информатизации и цифровизации здравоохранения отодвигаются. Конструкции красиво описанной «единой цифровой экосистемы здравоохранения» по мере приближения к ней оказываются миражом. А часть из тех компонентов «цифровой экосистемы», которые уже готовы и внедрены, тоже нельзя назвать полностью проработанными.

Звучит красиво – «цифровая экосистема»

Фундамент будущего цифрового здравоохранения был заложен еще в 2011 году с утверждения концепции единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). А через несколько лет Минздрав России презентовал федеральный проект «Создание единого цифрового контура (ЕЦК) в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Срок реализации проекта – 2019–2024 годы, консолидированное финансирование проекта оценивается в 177 млрд руб.

Так называемая цифровая экосистема здравоохранения предполагает не только объединение всех потоков медицинской информации в ЕГИСЗ, но и появление большого количества сервисов для медицинского сообщества и пациентов: электронный документооборот, телемедицинские технологии, электронная запись к врачу, оформление электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением, программы поддержки принятия врачебных решений и т. д.

Благодаря всем этим техническим инновациям, как указывает регулятор, будет обеспечено «повышение эффективности функционирования системы здравоохранения».

Правильные цели, верные задачи. А что мы имеем на пятом году работы над решением этих задач?

Старт без финиша

Начнем с единого цифрового контура медицинской отрасли. Создание федеральной информационной сети ЕГИСЗ, у которой есть разные подсистемы – федеральный регистр медицинских работников, федеральный реестр медорганизаций, федеральная регистратура и т. д., – движется медленно, а внедрение дается тяжело. Медицинские организации элементарно не готовы ни морально, ни технически к новой тяжеловесной системе. В 2021 году, чтобы хоть как-то загнать участников в систему, подключение к ЕГИСЗ сделали даже лицензионным требованием.

В 2019 году Минздрав России инициировал разработку вертикально-интегрированных медицинских информационных систем (ВИМИС) по основным профилям: онкология, акушерство и гинекология, профилактическая медицина, сердечно-сосудистые заболевания и инфекционные заболевания. По замыслу регулятора, это должен быть эффективный механизм управления профильными службами, а также мониторинга оказания медицинской помощи и ее качества. Платформы ВИМИС предполагалось инкорпорировать в ЕГИСЗ.

Так вот, окончание работ по созданию всех ВИМИС было запланировано на 2020 год. 19 июня 2020 года министр здравоохранения России Михаил Мурашко сообщил, что ВИМИС «Онкология» разработана и готовится к апробации. На самом деле, если остальные четыре ВИМИС в той или иной мере уже функционируют, то по онкологии окончание работы над проектом отодвигалось сначала до 2021 года, затем до 2022 года и до сих пор не произошло.

Притом изначально в ВИМИС «Онкология» должны были входить траектории деятельности врача, системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) и некоторые другие. Однако в 2020 году многие сложные составляющие ВИМИС, в том числе СППВР, были исключены из технического задания. В таком упрощенном виде ВИМИС стала большой МИС, работающей просто-напросто на сбор данных.

Исполнить нельзя, но обязаны

Почему от сложных блоков в ВИМИС избавляются? Возможно, потому что разработка таких алгоритмов крайне сложна, а результаты нелицеприятны.

В 2022 году фонд «Вместе против рака» запустил свою программу поддержки принятия врачебных решений по диагностике и лечению рака предстательной железы. Наши специалисты трудились над ней около полугода большой командой. И это только одна локализация рака. Между тем в рубрикаторе Минздрава России уже более 80 клинических рекомендаций по онкозаболеваниям, и, чтобы под каждую нозологию сформировать СППВР, нужны большие затраты времени и сил.

Кроме того, дело не ограничивается клиническими рекомендациями: кроме них, есть стандарты медпомощи, тарифы, клинико-статистические группы – и все эти профессиональные, правовые и финансовые нормы должны быть увязаны между собой. По факту же они не гармонизированы, многие положения клинических рекомендаций по тем или иным причинам не попали в стандарты и далее в тарифную программу. Не исключено, что именно поэтому СППВР убрали из задач ВИМИС: любая система поддержки принятия врачебных решений высвечивает разобщенность профессиональных норм и финансовой регуляторики.

Последнее является серьезной проблемой. При выборе тактики оказания медицинской помощи пациенту врачи должны руководствоваться клиническими рекомендациями, в то же время они знают, что если назначат лечение, которое не вошло в стандарты и тарифы, то больнице оно не будет оплачено фондом ОМС. Таким образом, с принятием закона о клинических рекомендациях врачи оказались в ловушке: исполнить их невозможно, а не исполнить нельзя.

После долгой пробуксовки в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина проект ВИМИС «Онкология» не так давно попал в ЦЭККМП Минздрава России. Это вселяет надежду на упорядочивание системы, ведь центр в настоящее время призван играть лидирующую роль в подготовке и экспертизе всей цепочки норм: клинреки – номенклатура медуслуг – стандарты медпомощи – КСГ. В разработку ВИМИС, помимо больших денег (более 2,3 млрд руб.), вложены и многолетние ожидания, в том числе о создании адекватного канцер-регистра. Отрасль, без сомнения, требует корректной систематизации и информатизации, но итогового результата пока нет.

Что еще смущает? Даже правовой статус и конкретный функционал ВИМИС до сих пор не определены. Положения о ВИМИС должны были войти в новый нормативный акт о ЕГИСЗ, однако в утвержденном документе норм о ВИМИС нет.

Телерисковая зона

Еще один цифровой продукт, предусмотренный к внедрению в рамках информатизации отрасли, – телемедицинские технологии, которые используются для консультирования в режиме «врач-врач» либо «врач-пациент», а также для дистанционного мониторинга за состоянием здоровья пациента. Какие здесь плюсы и минусы? Телемедицинские технологии привязаны к системе ЕГИСЗ: таким образом, каждый участник процесса распознан через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) и имеет цифровые подписи. Врач должен быть зарегистрирован в федеральном реестре медработников, а клиника – в федеральном реестре медорганизаций. Это, с одной стороны, правильно, но с другой – сложно исполнимо, особенно если речь идет о частном секторе здравоохранения. Да и пациенты в большинстве своем хотят куда более простых решений.

Кроме того, это не вопрос одного дня! Между тем регуляторика по телемедицине вступила в силу в январе 2018 года без какого-либо переходного периода. Тогда ни одна медицинская организация не была готова к этому технически, ведь требуется обеспечить защиту персональных данных пациента, передачу информации в федеральные регистры и реестры и т. д. Таким образом, приказ Минздрава о телемедицине в одночасье сделал противозаконной всю ту телемедицину, что была и довольно успешно практиковалась до 2018 года. Да и сейчас спустя 5 лет совершенно нельзя сказать, что клиники, врачи и пациенты готовы к новому формату.

Кроме технических сложностей, нормативные акты предусматривают жесткие ограничения по функционалу сервиса. Например, без очного приема врач не может поставить диагноз и назначить лечение, хотя на сегодняшний день возможности медицины и запрос пациентов шире. Уже не первый год пытаются ввести «человеческую» телемедицину на экспериментальных территориях. Это так называемые цифровые песочницы, но пока все эти задумки тоже на мели. Возможно, и потому, что многие против того, чтобы одним было можно то, что всем другим нельзя.

В итоге с 2018 года развитие телемедицины буксует, на текущий момент – это зона повышенного правового риска при одновременно больших вложениях ресурсов и высокой вероятности негатива со стороны пациентов. Телемедицина востребована и в среде врачей, однако для обращения к коллеге за помощью врачу не требуется ни ЕСИА, ни ЭЦП. Он просто возьмет телефон и позвонит. Или напишет. Теневая телемедицина еще долгие годы будет превалировать, пока условия не станут реально приемлемыми для ее участников.

Сделаем выводы из сказанного. Много и красиво говорится об информатизации отрасли, телемедицине, использовании искусственного интеллекта, но все это внедряется где-то на Олимпе, а внизу, у его подножия, ни врачи, ни клиники, ни пациенты пока не могут пользоваться всеми этими инновациями в полной мере.

К печальным выводам пришла и Счетная палата РФ в начале 2021 года. Аудиторы констатировали, что федеральная программа по созданию ЕЦК не поможет сократить временные затраты медработников, не обеспечивает высокое качество, полноту и достоверность информации о состоянии здоровья пациента, а также оптимальную маршрутизацию.

  • Звучит красиво – «цифровая экосистема»
  • Старт без финиша
  • Исполнить нельзя, но обязаны
  • Телерисковая зона

14/03/2023, 14:02

Комментарий к публикации:

Мираж цифровизации

Источник: журнал «Главный врач».

Татарников М.А.  Центр изучения проблем здравоохранения

Несмотря на то, что руководство является существенным компонентом процесса управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями.

Под лидерством понимают способность человека влиять на людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. По мнению специалиста в области управления Питера Друкера, лидерство – это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки. В данной публикации мы рассматриваем природу лидерства применительно к руководителям учреждений здравоохранения, которые уже по определению являются формальными лидерами своих организаций. Несмотря на то, что руководство является существенным компонентом процесса управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Однако высокая степень влияния не всегда тождественна эффективному руководству. Иначе говоря, лидерство является только частью, хоть и достаточно существенной, процесса управления, и пронизывает все основные функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) и связующие его процессы (принятие решений и коммуникации). Поэтому специалисты в области менеджмента проводят различие между управлением и лидерством. По их мнению, управление можно определить как процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют определенные им задачи и реализуют предписанные им официальные полномочия, а лидерство является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на других. Другими словами, лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Как сказано выше, эффективно руководить и быть лидером – разные вещи и далеко не всегда они коррелируют друг с другом. Тем не менее, руководитель организации, несомненно, должен обладать определенными задатками лидера, которые при правильном использовании могут помочь ему (ей) в процессе управления.

Вопрос о том, что делает человека лидером, уже давно интересует специалистов в области менеджмента и социальной психологии. Один из наиболее известных ответов на этот вопрос дает теория великих людей, которая утверждает, что если человек обладает определенным набором ключевых черт личности, то он будет хорошим лидером, независимо от характера ситуации, в которой находится. Если эта теория верна, то мы должны определить ключевые аспекты личности, делающие человека великим руководителем. Будет ли это сочетание ума, харизмы и смелости? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должны ли мы добавит в эту смесь немного безжалостности, как предлагал Н. Макиавелли? Или лучшими руководителям являются высокоморальные люди?

Некоторые довольно слабые взаимосвязи между чертами личности и лидерством действительно существуют. Так, например, лидеры обычно обладают немного более высоким интеллектом, чем не лидеры, движимы более сильным желанием власти, более харизматичны, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Однако в общем можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как не удивительно, оказалось, что очень мало личностных характеристик коррелирует с лидерской эффективностью, и даже имеющиеся взаимосвязи обычно бывают довольно слабыми. Слишком часто в практике управления совершается так называемая фундаментальная ошибка атрибуции[1], когда причины поведения человека ищут в его личностных чертах, пренебрегая влиянием ситуации. Однако именно ситуация является более важной для понимания поведения человека, чем свойства личности. Таким образом, для понимания поведения руководителя и механизма принятия управленческих решений нужно учитывать не только его личностные особенности, но и социальную ситуацию, в которой он находится. Другими словами, мы должны рассматривать как личность человека, так и ситуацию, в которой ему приходиться играть роль лидера. Согласно этой точке зрения, для того, чтобы стать лидером, недостаточно быть «великим человеком», а нужно быть подходящим человеком в подходящее время и в подходящей ситуации. Например, главный врач медицинского учреждения может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других. Известно, что одни руководители лучше проявляют себя при плановой повседневной работе, другие лучше действуют в экстремальных ситуациях. Таким образом, эффективность стиля руководства[2] зависит от ситуации, психологических особенностей, профессиональной подготовки и мотивации подчиненных и носит ситуационный характер. Именно поэтому проблемы эффективности руководства и лидерства в настоящее время рассматриваются с трех взаимосвязанных позиций, представленных в табл. 1.

Таблица 1

Основные подходы к решению проблем эффективности руководства и лидерства

Подход

Сущность подхода

1.

С позиции личных качеств руководителя

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. Однако многочисленные исследования показали отсутствие выраженной связи между личными качествами руководителей и эффективностью их деятельности. Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства носит ситуационный характер. Тем не менее, доказано, что лидеры, как правило, в той или иной степени отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, последовательностью, ответственностью, активностью и навыками социального общения.

2.

Поведенческий подход

Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. При этом не существует наиболее «оптимального» наилучшего стиля управления. «Оптимальный» стиль руководства определяется ситуацией.

3.

Ситуационный подход

Эффективность руководства зависит от различных ситуационных факторов (условия социальной среды, специфика выполняемой работы, мотивация, профессиональная подготовка и взаимоотношения работников, психологический климат в коллективе). Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Напоминаем, что производственные задачи можно разделить на унитарные, разделимые, аддитивные, конъюнктивные и дизъюнктивные (табл. 2).[3] Естественно, что стиль руководства при выполнении каждой из них должен соответствовать решаемой задаче.

Таблица 2

Виды решаемых задач

Наименование

Характеристика

Унитарные задачи

Это такие задачи, которые невозможно разбить на отдельные подзадачи и при решении которых разделение труда отсутствует. Усилия всех членов группы складываются друг с другом, произведя совместный результат. См. также аддитивные задачи.

Разделимые задачи

Разделимую задачу можно разбить на несколько отдельных подзадач и определить для каждого члена группы собственную задачу. Например, при внедрении в ЛПУ системы управления качеством кто-то отвечает за организацию экспертизы медицинской помощи, кто-то за координацию работ, нормативно-правовое и информационное обеспечение, ведение документации, обучение, мотивацию и т.д., то есть существует разделение труда. Качество группового решения в данном случае будет зависеть от того, насколько правильно и точно распределены подзадачи между членами группы, их профессионального уровня и эффективности группового взаимодействия.

Аддитивные задачи

Это такие задачи, при решении которых все члены группы выполняют примерно одинаковую работу, и общий результат есть сумма вкладов всех участников. Например, группа людей пытается вытолкнуть машину скорой медицинской помощи из канавы. При отсутствии разделения труда эта задача относится к аддитивным задачам.

Конъюнктивные задачи

Это групповые задачи, успех выполнения которых зависит от того, что может наименее способный член группы. Например, время разгрузки машины с медикаментами методом «цепочки» (работники передают коробки с лекарствами друг другу) будет зависеть от скорости и навыков работы наиболее слабого члена команды.

Дизъюнктивные задачи

Это групповые задачи, успех выполнения которых зависит от того, как хорошо справится с ней наиболее способный и подготовленный член группы. Например, если в группе по внедрению системы управления качеством есть специалист в области менеджмента качества, знающий как решать задачу, то, скорее всего, он не только внесет доминирующий вклад в общее дело, но и подтянет остальных участников группы до своего уровня. Хотя, как мы увидим далее, этого может и не произойти. Группа, работающая над дизъюнктивной задачей, добьется хорошего результата, только если самый способный из ее членов сумеет убедить остальных в своей правоте. А это не так-то просто.

В настоящее время существуют несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера, на характеристиках его окружения и последователей, а также ситуации, в которой действует лидер. Наиболее известная из теорий такого рода – это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера, утверждающая, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на взаимоотношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализовывает свое влияние на нее. Таким образом, лидеров можно разделить на два типа: 1) ориентированных на задачу и 2) ориентированных на взаимоотношения.

Лидер, ориентированный на задачу, больше заботится о том, чтобы работа была сделана как следует, чем о взаимоотношениях между работниками и об их чувствах.

Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников.

Краеугольным камнем ситуационной теории Ф. Фидлера является утверждение, что ни один из этих двух типов не является более эффективным, чем другой, во всех обстоятельствах. Все зависит от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы. В ситуации «высокого контроля» у лидера хорошие межличностные отношения с подчиненными, его положение в группе однозначно воспринимается как влиятельное и главенствующее, а работа, которую выполняет группа, хорошо структурирована и четко определена. В ситуации «низкого контроля» имеет место обратное – у лидера плохие взаимоотношения с подчиненными, а работа, которую должна выполнить группа, определена неясно. По мнению специалистов в области групповой динамики и менеджмента, лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким либо с очень низким уровнем контроля. В случаях «высокого контроля» люди довольны, все идет гладко и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Здесь руководитель, обращающий внимание только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию и внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку. Сосредоточившись на работе, руководитель может многое сделать для повышения результативности и эффективности труда, в то время как изменить человеческую натуру и сложившиеся человеческие отношения за короткий промежуток времени он не в силах. Однако в ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения. В этом случае все идет гладко, но все же требуется уделять некоторое внимание проблемам, возникающих из-за человеческих чувств и плохих взаимоотношений в группе. Руководитель, способный сгладить эти шероховатости, действует в такой ситуации наиболее эффективно.

Таким образом, согласно теории Фидлера, лидеры, ориентированные на задачу, добиваются наилучших результатов, когда контроль ситуации очень высок или очень низок, в то время как лидеры, ориентированные на взаимоотношения, наиболее успешно действуют в ситуациях средней степени контроля.

Следует учитывать, что эффективность лидера и способность быть лидером являются разными понятиями и оцениваются по разным критериям. Выдающийся лидер может быть плохим руководителем и завести своих последователей неизвестно куда с самыми плачевными результатами. Таких примеров, как среди исторических личностей, так и среди простых руководителей самых различных организаций более чем достаточно. Вместе с тем, скромные руководители с пусть нечетко выраженными чертами лидерства могут добиваться серьезных результатов в своей области деятельности. И, конечно, не надо путать эффективность руководителя с его способностями занять и удерживать должностное кресло. Это разные компетенции, хотя еще встречаются случаи, когда на руководящие должности выдвигают и назначают людей в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы.

Литература:

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.

2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.

3. Татарников М.А. Социально-психологические методы управления в системе менеджмента качества // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. – 2011. – №4.

Источник: журнал «Главный врач» 2017/07

 


[1] Фундаментальная ошибка атрибуции – тенденция переоценивать степень, в которой поведение человека зависит от его внутренних (диспозиционных) факторов, и недооценивать роль внешних (ситуационных) факторов. В соответствии с теорией двухступенчатого процесса атрибуции люди сначала формируют внутреннюю атрибуцию, т.е. думают, что поведение человека обусловлено им самим, его внутренними (диспозиционными) причинами, тем самым автоматически совершают фундаментальную ошибку атрибуции (I ступень). Затем они могут перейти на II ступень, проанализировав ситуационные причины поведения человека и изменив первоначальную внутреннюю атрибуцию. Однако переход на II ступень требует когнитивных усилий и осознанного внимания. В условиях когнитивной перегрузки, недостатка времени и усталости без дополнительной мотивации процесс атрибуции останавливается на первом этапе.

[2] Под стилем руководства понимают привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

[3] Более подробно о видах решаемых задач см. статью «О некоторых психологических аспектах принятия управленческих и клинических решений и эффективности групповых действий», опубликованную в № 3/2017 нашего журнала.

Другие статьи по теме

Должностная инструкция руководителя учреждения здравоохранения

Общие положения

1.1. Главный врач относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного врача назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и стаж работы в учреждениях здравоохранения не менее [значение] лет.

1.3. Главный врач должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам здравоохранения;

— теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения, системы управления в здравоохранении;

— организацию планово-экономической и финансовой деятельности учреждений здравоохранения;

— основы хозрасчета бюджетно-страховой медицины;

— статистику состояния здоровья населения;

— критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

— порядок заключения и исполнения договоров;

— организацию экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических учрежениях, организацию социальной и медицинской реабилитации больных;

— теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;

— организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;

— законодательство о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— (Заполнить при необходимости).

1.4. Главный врач подчиняется непосредственно (Заполнить при необходимости).

1.5. На время отсутствия главного врача (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет заместитель, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

1.6. (Заполнить при необходимости).

Должностные обязанности

Главный врач:

2.1. Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2.2. Представляет учреждение здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах.

2.3. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению.

2.4. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения.

2.5. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы учреждения.

2.6. Рассматривает и утверждает положения о структурных подразделениях учреждения и должностные инструкции работников.

2.7. Контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности, охраны труда, технической эксплуатации приборов, оборудования и механизмов.

2.8. Осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в учреждении здравоохранения.

Права

Главный врач имеет право:

3.1. Запрашивать от сотрудников необходимую информацию и документы.

3.2. Давать сотрудникам обязательные для исполнения указания.

3.3. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на сотрудников, не выполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся сотрудников.

3.4. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.

3.5. (Заполнить при необходимости).

Ответственность

Главный врач несет ответственность:

4.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Скачать должностную инструкцию: Должностная инструкция руководителя учреждения здравоохранения

Общий каталог всех должностных инструкций тут: Список разделов Должностных Инструкций!

Общий каталог описания должностей тут:  Список типовых должностей!


Особенности профессиональной деятельности руководителей медицинской организации (главврачей): права, пределы полномочий и ограничения

Особенности профессиональной деятельности руководителей медицинской организации (главврачей): права, пределы полномочий и ограничения

Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.

Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.

В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.

Правовой статус руководителя медицинской организации

Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:

  • осуществление властных (управленческих) полномочий;
  • выполнение организационно-распорядительных функций;
  • выполнение административно-хозяйственных функций.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.

Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:

  • высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • стажа работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования); не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.

Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.

Квалификация и должностные обязанности

Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:

Классификация должностных обязанностей главного врача
Организационные Управленческие Обеспечительные
  • Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению;
  • Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией;
  • Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации;
  • Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации;
  • Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация;
  • Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы;
  • Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами;
  • Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках.
  • Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации;
  • Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору;
  • Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;
  • Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей;
  • Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов;
  • Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.

Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.

Требования к квалификации предъявляются следующие:

Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.

Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.

Главный врач = руководитель медицинской организации?

Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.

Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.

В своем Определении от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.

Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.

Тем не менее, ни разъяснения Минздрава, ни выводы Верховного суда не соотносятся с возникшей правовой коллизией. Фактически, руководитель юридического лица и руководитель медицинской организации – это не одно и тоже. Для руководителя юридического лица действующим законодательством не предусмотрено наличие высшего медицинского образования. Таким образом, понятия «руководитель юридического лица» и «руководитель медицинской организации» нуждаются в разграничении.

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).

Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. Однако сейчас необходимо ориентироваться на оба типа нормативных актов.

Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (далее – профстандарт) был утвержден Приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.

Основной целью профстандарта является «обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией». Он охватывает такие группы занятий, как «врачи» и «руководители учреждений, организаций и предприятий».

Профстандарт содержит следующие обобщенные трудовые функции для данных групп:

  • Ведение статистического учета в медицинской организации;
  • Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации;
  • Управление структурным подразделением медицинской организации;
  • Управление организационно-методическим подразделением медицинской организации;
  • Управление процессами деятельности медицинской организации;
  • Управление медицинской организацией.

Нас интересует раздел 3.6. Профстандарта, который подробно описывает обобщенную трудовую функцию «Управление медицинской организацией».

Возможными наименованиями должностей для работников, реализующих эту обобщенную функцию, являются:

  • главный врач (начальник) медицинской организации;
  • главный врач (начальник) медицинской организации обособленного подразделения медицинской организации;
  • директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

Рассмотрим требования, предъявляемые к образованию, в сравнении с требованиями, которые содержатся в Квалификационном справочнике:

Требования к образованию главного врача
Профстандарт (Приказ № 768н) Квалификационный справочник (Приказ № 541н)
  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология»;
  • и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей.
  • Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология»;
  • послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении.

Как можно заметить, Профстандарт утратил упоминание о высшем юридическом и экономическом образовании, которое, в сочетании с подготовкой по менеджменту в здравоохранении, может выступать аналогом сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», согласно Квалификационному справочнику.

Требования к стажу работы, на первый взгляд, полностью совпадают в Квалификационном справочнике и Профстандарте – не менее 5 лет. Однако в Квалификационном справочнике речь идет о стаже «на руководящих должностях», а в Профстандарте – о стаже «на руководящих должностях в медицинской организации». То есть требование сформулировано точнее.

Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:

  • Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.

Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380. Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:

Требования к образованию и стажу руководителя медицинской организации
Профстандарт (Приказ № 768н) Квалификационный справочник (Приказ № 541н) Лицензионные требования (ПП РФ № 291)
Образование

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей:

  • «Лечебное дело»;
  • «Педиатрия»;
  • «Медико-профилактическое дело»;
  • «Стоматология».

Подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из медицинских специальностей.

Высшее профессиональное образование по специальности:

  • «Лечебное дело»;
  • «Педиатрия»;
  • «Медико-профилактическое дело»;
  • «Стоматология».

Послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении.

Высшее медицинское образование;

Послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Стаж
Стаж работы на руководящих должностях в медицинской организации не менее 5 лет Стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет
  • Стаж работы по специальности не менее 5 лет (при наличии высшего медицинского образования);
  • не менее 3 лет (при наличии среднего медицинского образования).

Представляется, что со временем эти нормативные акты должны быть гармонизированы.

Ограничения для руководителей медицинских организаций

В связи с тем, что в должностные обязанности руководителя медицинской организации входят также и управленческие функции, связанные с принятием решений, на данную категорию работников распространяются особые ограничения.

Кроме того, эти ограничения распространяются и на иных медицинских работников, так как они способны влиять на решения, принимаемые пациентами.

Речь идет об ограничениях, предусмотренных статьей 74 ФЗ № 323 – «Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности».

В соответствии с этой статьей, руководители медицинских организаций не вправе:

Запрет Исключение
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности.
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий.
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий.
Осуществлять прием представителей компаний. За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий.
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.

Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.

Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.

Попытки дополнить КоАП РФ предпринимались в 2016 году (проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения»), однако в 2018 году этот законопроект был отклонен. Таким образом, учитывая отсутствие специального состава правонарушения, медицинскому работнику за нарушение данных ограничений может грозить дисциплинарная ответственность.

Конфликт интересов и его урегулирование при осуществлении медицинской деятельности

Понятие «конфликт интересов» в законодательстве Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Тем не менее, не смотря на существующее определение этого понятия, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» дает специальное определение этого понятия в статье 75:

Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.

Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.

Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.

Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:

  • Для медицинского работника — штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей;
  • Для руководителя медицинской организации — штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.

Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:

  • О рассмотрении поступившего уведомления, если изложенные в нем обстоятельства не входят в компетенцию Комиссии, и передача в уведомления в компетентные органы;
  • О не подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности;
  • О подтверждении наличия конфликта интересов при осуществлении медицинской или фармацевтической деятельности.

В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.

Следует отметить, что отдельные эксперты критикуют существующую систему урегулирования конфликта интересов в здравоохранении, указывая на ее коллизионность. В частности, они указывают на неопределенность составляющих правового понятия «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения. В качестве примера они приводят интересное судебное решение, являющееся примером практики по статье 6.29 КоАП РФ (невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).

Речь идет о решении Оренбургского областного суда от 11 ноября 2016 года по делу № 21-578-2016. По материалам дела врач государственного медицинского учреждения направил пациента на диагностическое исследование в частную клинику, в которой этот врач работал по совместительству. Изначально прокуратурой и территориальным управлением Росздравнадзора этот факт был квалифицирован как конфликт интересов, а при пересмотре федеральным Росздравнадзором и районным судом, а в последствии и областным судом — как ситуация, в которой отсутствуют признаки конфликта интересов. В указанном решении суд заново сформулировал определение для понятия «конфликт интересов», и оно отличается от положений ФЗ № 323. Определение звучит следующим образом:

«Конфликт интересов — ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента. При этом между получением медицинским работником выгоды и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей должна быть установлена причинная связь».

Таким образом, при применении 75 статьи ФЗ № 323, а также при применении статьи 6.29 КоАП РФ возможны коллизии. Представляется, что определение «конфликта интересов» при осуществлении медицинской деятельности должно быть доработано.

Заключение

Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.

Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.

Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.

Руководители служб в сфере здравоохранения планируют, управляют, координируют и оценивают предоставление медицинских услуг и услуг по охране общественного здоровья в больницах, клиниках, органах здравоохранения и других подобных организациях.

В их обязанности входит:

  • обеспечение общего руководства и управление службой, объектом, организацией или центром;
  • руководство, контроль и оценка работы врачей, медсестер, технического, канцелярского, сервисного, младшего обслуживающего и другого персонала;
  • определение целей и оценочных или оперативных критериев для оценки работы структурных единиц, которыми они управляют;
  • организация или проведение подбора, найма и обучения персонала;
  • разработка, осуществление и мониторинг процедур, правил и стандартов предоставления медицинских услуг врачами, медсестрами, техническим и административным персоналом;
  • контроль использования диагностического оборудования, больничных коек, медицинских средств и персонала для обеспечения эффективного использования имеющихся ресурсов и оценки необходимости в дополнительном персонале, оборудовании и услугах;
  • контроль административной деятельности по планированию бюджета, подготовке отчетов и учету расходов на канцелярские принадлежности, оборудование и услуги;
  • поддержание связей с другими медицинскими учреждениями и службами социального обеспечения, органами управления и финансовыми органами для координации оказания услуг;
  • консультирование органов государственной власти о мерах по улучшению здоровья, услугах и средствах обеспечения благополучия;
  • представительство от имени организации на переговорах, съездах, семинарах, общественных слушаниях и форумах.

Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:

  • Главная медицинская сестра
  • Заведующий хирургическим отделением (врач-хирург)
  • Руководитель неврологического отделения больницы
  • Руководитель станции переливания крови

Некоторые родственные занятия, отнесенные к другим начальным группам:

  • Руководитель службы по уходу за престарелыми – 1343
  • Директор центра социального обслуживания – 1344

1. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения.

2. На должность главного врача (директора, заведующего, начальника) учреждения здравоохранения назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и стаж работы в учреждениях здравоохранения не менее 5 лет.

3. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения должен знать основы законодательства РФ о здравоохранении; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения; теоретические основы социальной гигиены, организации и экономики здравоохранения; организацию хозяйственной и финансовой деятельности учреждений здравоохранения; основы медицинского страхования; статистику состояния здоровья населения; критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; порядок заключения и исполнения договоров; организацию экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; основы организации службы медицины катастроф; теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы; организацию лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ); основы санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни; основы медицинской этики и деонтологии; правовые аспекты медицинской деятельности; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения назначается на должность и освобождается от должности в зависимости от подчиненности постановлением (приказом) руководителя органа местного самоуправления или приказом руководителя вышестоящего органа управления здравоохранением в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения непосредственно подчиняется руководителю органа местного самоуправления или руководителю вышестоящего органа управления здравоохранением (в зависимости от подчиненности).

2. Должностные обязанности

Осуществляет руководство учреждением здравоохранения в соответствии с действующими законодательством и нормативно-правовыми актами. Представляет учреждение здравоохранения в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах. Организует работу коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению, медицинской реабилитации больных. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности учреждения. Осуществляет анализ деятельности учреждения здравоохранения и на основе оценки показателей его работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы учреждения. Контролирует выполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и охраны труда.

3. Права

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения имеет право:

1) издавать приказы и отдавать распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения;

2) осуществлять подбор и расстановку кадров, производить их назначение и увольнение в установленном порядке;

3) поощрять, налагать взыскания на работников учреждения;

4) в соответствии с действующим законодательством решать вопросы финансового и материального обеспечения учреждения;

5) представлять учреждение в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах;

6) вносить на рассмотрение и обсуждение государственных и муниципальных органов власти предложения по совершенствованию медицинского обслуживания населения;

7) запрашивать, получать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

8) принимать участие в конференциях и совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью учреждения здравоохранения;

9) проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории;

10) повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения несет ответственность за:

1) своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2) организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3) развитие материально-технической базы учреждения, рациональное и эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов;

4) соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-противоэпидемического режима, противопожарной безопасности и техники безопасности;

5) ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

6) своевременное предоставление и достоверность статистической и иной информации о деятельности учреждения здравоохранения;

7) обеспечение соблюдения исполнительской дисциплины и выполнения своих должностных обязанностей работниками учреждения;

8) качество и культуру медицинского обслуживания населения;

9) готовность учреждения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов главный врач (директор, заведующий, начальник) учреждения здравоохранения может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство к применению биоптрона
  • Wert mig 240 инструкция по эксплуатации скачать
  • Руководство продажами бюджетирование
  • Инструкция по делопроизводству это определение гост
  • Декарис 150 инструкция по применению взрослым отзывы