Руководство уик это кто такие

КонсультантПлюс: примечание.

Возложение полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на участковую комиссию с 14.03.2022 осуществляется в порядке, установленном п. 1 ст. 27 (в ред. ФЗ от 14.03.2022 N 60-ФЗ).

1. Для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, могут возлагаться на участковую комиссию, действующую в границах этого муниципального образования.

(абзац введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, или в вахтовом поселке, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного пунктом 5.1 настоящей статьи, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее дня, предшествующего дню голосования. Законом может быть предусмотрено, что участковая комиссия на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, или в вахтовом поселке, формируется соответствующими должностными лицами из числа членов экипажа, работников полярной станции, работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 28.06.2022 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. На избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

(п. 1.2 в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. На избирательных участках, участках референдума, образованных в результате уточнения перечня избирательных участков, участков референдума в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума — не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Срок приема предложений по их составу составляет 30 дней.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 01.06.2017 N 104-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Формирование участковой комиссии на срок полномочий, установленный законом субъекта РФ в соответствии с п. 2 ст. 27 (в ред. ФЗ от 29.05.2019 N 104-ФЗ) осуществляется по окончании срока полномочий действующей участковой комиссии.

2. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной срок полномочий участковой комиссии, который не может быть меньше одного года и не должен превышать пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1.1 или 1.2 настоящей статьи, устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.

(в ред. Федеральных законов от 02.10.2012 N 157-ФЗ, от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ, от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:

а) до 1001 избирателя — 3 — 9 членов участковой комиссии;

б) от 1001 до 2001 избирателя — 7 — 12 членов участковой комиссии;

в) более 2000 избирателей — 7 — 16 членов участковой комиссии.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное пунктом 3 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов участковой комиссии продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов участковой комиссии и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2013 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. При формировании участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном за пределами территории Российской Федерации, максимальное число членов участковой комиссии, предусмотренное подпунктом «в» пункта 3 настоящей статьи, не соблюдается, если на этом участке зарегистрировано более 3000 избирателей.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

4. Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

(в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 12.05.2009 N 94-ФЗ, от 20.10.2011 N 287-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2010 N 63-ФЗ, от 27.02.2020 N 27-ФЗ, от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

5.1. Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или по ее решению территориальными комиссиями в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.06.2017 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 02.10.2012 N 157-ФЗ)

6. Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

г) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

7. В случае исполнения полномочий комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, участковая комиссия осуществляет полномочия территориальной избирательной комиссии, предусмотренные пунктом 9.1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

(п. 7 введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 60-ФЗ)

Участковая избирательная комиссия представляет собой последнее звено в цепочке избирательных комиссий:

  • Центральная избирательная комиссия;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Участковая избирательная комиссия (ФЗ-67, ст. 27):

  • доносит до населения информацию о дне, времени и месте голосования, а также о своем местонахождении и о расписании своей работы;
  • проверяет список избирателей, предлагает населению ознакомиться с ним, при необходимости вносит в него исправления;
  • готовит помещение для голосования и оборудование для голосования вне помещения;
  • распространяет среди избирателей сведения о кандидатах, избирательных объединениях;
  • отвечает за соблюдение правил предвыборной агитации на территории участка;
  • выдает открепительные удостоверения;
  • проводит досрочное голосование, а также голосование в день выборов;
  • осуществляет подсчет голосов, определяет итоги голосования, составляет итоговый протокол и передает его в территориальную избирательную комиссию;
  • выдает заверенные копии итогового протокола, в том числе — и наблюдателям;
  • выносит мотивированные решения по поданным в УИК жалобам;
  • передает в вышестоящие комиссии необходимые документы.

Формирование УИКов регулируется статьями 22 и 27 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

За образование УИКов ответственность несут соответствующие территориальные избирательные комиссии, принимающие предложения по кандидатурам членов комиссий с правом решающего голоса от:

  • политических партий, кандидаты которых получили мандаты в Государственной Думе РФ;
  • партий, чьи кандидаты получили мандат в законодательном (представительном) органе субъекта федерации либо в представительном органе муниципального образования;
  • других партий;
  • общественных объединений;
  • представительного органа муниципального образования;
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Общее число вносимых предложений законом не регламентируется, однако от каждой партии, избирательного или общественного объединения в УИК может попасть только один член с правом решающего голоса (ПРГ). Срок, в течение которого принимаются предложения, составляет не менее 30 дней.

Не менее чем половина членов УИК с ПРГ обязательно назначается ТИКом из числа кандидатур, предложенных партиями, получившими депутатские места в Госдуме, законодательном органе субъекта федерации или муниципального образования. Таким образом, все выдвинутые этими партиями лица включаются в состав УИК.

Если полномочия члена комиссии, назначенного по предложению партии, обладающей мандатами в Думе, законодательных органах субъекта федерации или муниципального образования, оканчиваются досрочно, то его место занимается по представлению той же партии.

Если избирательный участок располагается за пределами РФ, то за формирование УИК отвечает руководитель дипломатического представительства (консульского учреждения) либо командир воинской части. Если участок находится в воинской части (располагающейся в обособленной местности); в труднодоступной местности; на судне в плавании; на полярной станции; в местах временного пребывания избирателей; в местах пребывания избирателей без регистрации по месту жительства, то ТИК набирает членов УИК из резерва составов участковых комиссий, обычно — не позднее чем за 15 дней до дня голосования, однако по необходимости сроки могут быть сокращены.

Как правило, число членов УИК-государственных и муниципальных служащих не должно превышать половины от общего состава комиссии; исключение делается для избирательных участков, находящихся на территории воинской части, в отдаленных от населенных пунктов местностях, а также за границей.

Срок полномочий

Обычно участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет. Если срок полномочий УИК истекает во время избирательной кампании, то он продлевается до ее окончания. Срок существования УИКов, созданных на особых избирательных участках (за границей, в труднодоступной местности, на полярной станции и т.д.), определяется сформировавшим их органом или лицом, но он не должен заканчиваться ранее чем через 10 дней после опубликования итогов выборов или чем будет принято решение по жалобе, поданной в вышестоящую комиссию.

Число членов. Резерв составов УИК

Количество членов УИК зависит от численности избирателей на участке:

  • до 1001 избирателя — 3–9 членов с ПРГ;
  • 1001–2001 избирателя — 7–12 членов с ПРГ;
  • более 2000 избирателей — 7–16 членов с ПРГ.

Если в один день проводится голосование по выборам разных уровней, то количество членов комиссии может быть увеличено максимум на 4 человека, которые приглашаются из резерва . Резерв составов УИК создается избирательной комиссией субъекта федерации из числа предложенных, но не одобренных ТИКом кандидатур и используется для пополнения участковых избирательных комиссий в случае выбытия из них членов с ПРГ.

Члены УИК с правом решающего и совещательного голоса

Именно о членах УИК с ПРГ идет речь, когда говорят о формировании состава УИК. ПРГ занимаются подготовкой к дню голосования и организуют собственно голосование на участке и вне помещения, сортируют и подсчитывают бюллетени, составляют итоговый протокол и т.п. Полномочия ПРГ прекращаются в момент, когда истекают полномочия участковой комиссии. Последние же создаются на срок 5 лет.

Члены УИК с ПСГ по своей роли в избирательном процессе, скорее, близки к наблюдателям, но обладают бо́льшими по сравнению с ними правами, при этом на них не лежат обязанности по организации работы комиссии. ПСГ направляются в участковую комиссию под конкретные выборы: зарегистрированный кандидат и партия, зарегистрировавшая список кандидатов, могут назначить в каждый УИК не более одного члена с совещательным голосом.

Права и обязанности членов УИК

Член УИК с ПРГ Член УИК с ПСГ
Заранее извещается о заседаниях УИК

На заседаниях может выступать, делать предложения и настаивать

на проведении голосования по этим предложениям

Имеет право задавать вопросы участникам заседания

и требовать ответа на них по существу

Может ознакомиться с материалами, относящимися к выборам,

а также сделать заверенные копии документов,

не включающих в себя конфиденциальную информацию

Вправе проверить корректность подсчета по спискам избирателей и правильность сортировки бюллетеней по кандидатам/ политическим партиям
Может подать жалобу в вышестоящую комиссию или в суд
Обязан присутствовать на всех заседаниях УИК Не обязан

Выдает и подписывает бюллетени, открепительные удостоверения

Не имеет права, но может присутствовать при этом
Сортирует, подсчитывает и гасит бюллетени Не имеет права, но может присутствовать при этом
Участвует в составлении итогового протокола Не имеет права, но может присутствовать при этом
Участвует в принятии решений по вопросам, находящимся в компетенции УИК, путем голосования Не имеет права, но может присутствовать при этом
Составляет протоколы об административных правонарушениях Не имеет права, но может присутствовать при этом

Статус членов УИК

Член УИК с ПРГ Член УИК с ПСГ
Уголовное дело против ПРГ, а также ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу могут быть возбуждены только по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту федерации
Административное наказание в судебном порядке может быть наложено на ПРГ только с согласия прокурора субъекта федерации

Во время избирательной кампании работодатель не имеет права уволить ПРГ и ПСГ

или перевести их на другую работу без их согласия

Ограничения на назначение членом УИК с ПРГ или ПСГ

ПРГ не могут быть ПСГ не могут быть
не граждане РФ; граждане РФ с гражданством или видом на жительство в другой стране
недееспособные или ограниченно дееспособные по решению суда граждане РФ недееспособные по решению суда
несовершеннолетние
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления
выборные должностные лица, главы местных администраций
судьи и прокуроры
кандидаты; уполномоченные представители и доверенные лица кандидатов и партий, выдвинувших списки кандидатов доверенные лица кандидатов и полтических партий, выдвинувших списки кандидатов
члены комиссий с ПСГ
супруги кандидатов, близкие родственники кандидатов и их супругов
лица, непосредственно подчиняющиеся кандидатам
лица, исключенные из комиссий по решению суда и потерявшие полномочия ПРГ из-за расформирования комиссии, — в течение 5 лет с момента вступления судебного решения в силу
лица с неснятой и непогашенной судимостью; подвергнувшиеся административному наказанию за нарушение выборного законодательства — в течение года с момента вступления в силу соответствующего решения суда
Члены Совета Федерации
Члены аппаратов комиссий
Лица, занимающие командные должности в воинских частях, военных организациях

Председатель, заместитель председателя и секретарь

Председатель УИК, зампредседателя и секретарь должны обладать правом решающего голоса. Председателя назначает и снимает с должности территориальная избирательная комиссия. Заместителя председателя и секретаря выбирают с помощью тайного голосования на первом заседании УИК.

Комиссия решает все вопросы коллегиально, решения принимаются путем голосования членов с ПРГ. Голос председателя оказывается решающим, если при вынесении решения по какому-либо вопросу голоса членов комиссии с ПРГ распределились поровну. Председатель также в случае необходимости созывает заседания УИК, вместе с секретарем подписывает решения комиссии.

В некоторых случаях участковая избирательная комиссия может быть расформирована до завершения срока полномочий:

  • если УИК нарушила избирательные права граждан, что привело к признанию недействительными итогов голосования или результатов выборов;
  • если УИК не исполнила решение суда/ вышестоящей комиссии, принятое в ответ на жалобу о нарушении УИКом избирательных прав граждан.

С соответствующим заявлением в суд обращаются депутаты законодательного органа власти субъекта РФ, депутаты представительного органа муниципального образования, ЦИК РФ, избирательная комиссия субъекта федерации.

Члены УИК с правом совещательного голоса не теряют своих полномочий при расформировании комиссии.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

      Главная > Избирательное право

    Элла Панфилова

    Автор: | 1 июня 2018

    Тема: Избирательное право

    Члены УИК с правом решающего голоса: права, неприкосновенность, особенности

    Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом. 

    Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!

    Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Избирательные комиссии

    Иерархия избирательных комиссии:

    • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
    • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
    • Избирательная комиссия города (не обязательна);
    • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
    • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д. 

    Видео заседания ЦИК РФ:

    Внутренняя структура избирательной комиссии

    Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен. 
    Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

    • член УИК (Председатель);
    • член УИК (Секретарь);
    • член УИК (Зам.председателя);
    • рядовые члены УИК.

    Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе. 

    По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе. 

    Заседание ЦИК РФ

    По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

    • Председатель — «Патриоты России»
    • Секретарь — «Единая Россия»
    • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства. 
    • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

    Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко). Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения). Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого голосования, в том числе по вопросу жалоб, предрешен. 

    Есть некоторые особенности:

    1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
    2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий. 

    Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%. 

    Что говорит закон о статусе члена УИК?

    Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

    п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии. 

    Увольнение с работы

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

    п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

    По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.

    Основные права члена УИК с правом решающего голоса

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: 

    п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

    • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
    • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
    • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
    • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
    • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

    Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.

    Этой статьёй стоит поделиться с друзьями. Жми!

    Тысячи людей получают
    новости этого блога,
    получай и ты!

    Вам также может быть интересно:

    • Семейный адвокат
      Адвокат по семейным делам Краснодар

    • ОСАГО
      Всё что нужно знать по закону об ОСАГО


    • Ювенальная юстиция с точки зрения юриста

    3.1. Председатель участковой комиссии:

    • объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, присутствующим в помещении для голосования (членам вышестоящих избирательных комиссий, работникам их аппаратов, зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам, их уполномоченным представителям по финансовым вопросам), пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). В случае проведения досрочного голосования предъявляет указанным лицам опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно; 
    • производит осмотр территории избирательного участка совместно с сотрудником правоохранительных органов в целях контроля за соблюдением мер безопасности, норм законодательства в части размещения агитационных материалов; 
    • следит за порядком в помещении для голосования; 
    • передает членам участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям; 
    • приглашает избирателей приступить к голосованию; 
    • передает соответствующую информацию в ТИК по телефону незамедлительно после открытия помещения для голосования; 
    • координирует действия членов УИК с правом решающего голоса при проведении голосования, а также при подсчете голосов; 
    • в течение дня голосования информирует территориальную избирательную комиссию об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время, кроме этого, при необходимости передает другие сведения о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации; 
    • после передачи в территориальную избирательную комиссию сведений об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время доводит указанные данные до сведения наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении участковой комиссии; 
    • поздравляет впервые голосующих избирателей и разъясняет им порядок голосования; 
    • взаимодействует с наблюдателями, представителями средств массовой информации и иными лицами, присутствующими в помещении для голосования в день голосования и при подсчете голосов избирателей; 
    • периодически информирует, разъясняет и объявляет присутствующим действия участковой избирательной комиссии согласно закону, в том числе: 
    • объявляет о проведении голосования вне помещения для голосования не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования; выдает и принимает по актам избирательные бюллетени при проведении голосования вне помещения для голосования; 
    • объявляет об истечении времени голосования по истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) и о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования; 
    • объявляет о последовательности дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса по организации процедуры подсчета голосов избирателей; 
    • при проведении региональных и (или) федеральных выборов информирует присутствующих об особенностях использования специальных знаков (марок) в целях защиты избирательных бюллетеней от подделки.

    3.2. Заместитель председателя участковой комиссии:

    • оказывает содействие в осуществлении председателем комиссии возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, в отсутствие председателя комиссии выполняет его функции; 
    • обеспечивает условия для беспрепятственной реализации инвалидами своих избирательных прав; 
    • осуществляет контроль за работой технических средств подсчета голосов и установленных веб-камер; 
    • в течение всего дня голосования проводит осмотр территории избирательного участка и непосредственно здания, в котором размещен избирательный участок, на наличие стрелок-указателей, вывески, на отсутствие агитационных визуальных материалов и проведения агитации; 
    • периодически, в течении всего дня, проводит осмотр кабин для голосования на предмет наличия в них шариковых ручек и отсутствия посторонних предметов; 
    • регистрирует поступившие в участковую избирательную комиссию жалобы, заявления граждан о нарушениях избирательных прав и иные обращения; 
    • организует и проводит голосование вне помещения для голосования;
    • составляет список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей; 
    • обеспечивает сохранность избирательной документации и подготовку ее к передаче в территориальную избирательную комиссию.

    3.3. Секретарь участковой комиссии:

    • в отсутствие председателя, заместителя председателя участковой избирательной комиссии исполняет их полномочия; 
    • обеспечивает организационно-техническое и документационное обеспечение работы участковой комиссии;
    • своевременно передает подготовленные, необходимые формы избирательных документов председателю комиссии (акты, ведомости, реестры, протоколы, списки и т.п.); 
    • осуществляет работу с вкладным листом списка избирателей (голосование избирателей по открепительным удостоверениям, пропущенных в списке и т.п.); 
    • осуществляет хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования; 
    • оформляет принятие решения, протоколы заседаний участковой комиссии; 
    • осуществляет регистрацию заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования до 14 часов; 
    • заносит данные в увеличенную форму протокола участковой комиссии; 
    • производит заполнение первого, второго экземпляра протокола участковой комиссии; 
    • готовит документы, прилагаемые к первому, второму экземпляру протоколов участковой комиссии; 
    • координирует действия членов участковой комиссии по упаковке избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений и т.п.; 
    • совместно с председателем комиссии доставляет первый и второй экземпляр протокола комиссии с приложенными к нему документами в территориальную комиссию, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать участковой комиссии.

    Выборы в представительные органы власти, выборы президента, референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Члены комиссий с правом решающего голоса имеют ряд полномочий, возможностей и гарантий, предусмотренных законом.

    Если Вы являетесь членом участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса, то это статья для вас!

    Основной закон, который регламентирует права и обязанности членов избирательной комиссии с правом решающего голоса — ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Избирательные комиссии

    Иерархия избирательных комиссии:

    • Центральная избирательная комиссия РФ (Москва);
    • Избирательная комиссия региона (края, области, республики);
    • Избирательная комиссия города (не обязательна);
    • Территориальная избирательная комиссия (в городах, поделенных на районы, районы, муниципальные образования);
    • УИК 22-01, 22-02, 22-03 — … — 22-50, 22-51 — … и.д.

    Видео заседания ЦИК РФ:

    Внутренняя структура избирательной комиссии

    Любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган. Статус всех членов УИК с правом решающего голоса равен. Как правило внутренняя структура имеет следующий вид:

    • член УИК (Председатель);
    • член УИК (Секретарь);
    • член УИК (Зам.председателя);
    • рядовые члены УИК.

    Председатель, секретарь и заместитель имеют организационные функции: собирает комиссию. Эти члены комиссии могут действовать на постоянной основе.

    По факту председатель и секретарь или еще кто-то могут считать себя главными, но это не так. С другой стороны, как правило именно эти люди организовывают работу комиссии. Породу работают на постоянной основе.

    По партийной принадлежности члены комиссии могут распределятся следующим образом:

    • Председатель — «Патриоты России»
    • Секретарь — «Единая Россия»
    • Заместитель — от собрания жильцов по месту жительства.
    • Рядовые члены УИК: три человека от собрания по месту жительства, по одному от КПРФ, ЛДПР и Справедливой России.

    Фактически большинство членов комиссии административно зависимые, партийное распределение является формальным. Независимо могут вести себя представители крупных оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, Яблоко). Остальные представители комиссии назначают из одного центра: Единая Россия, Патриоты России, представители «жителей по месту жительства», Партия Родина, или любая другая маленькая партия (названия не имеют значения). Таким образом, по факту в УИК сидят один-два независимых и шесть-восемь «коллективная Единая Россия». Исход любого голосования, в том числе по вопросу жалоб, предрешен.

    Есть некоторые особенности:

    1. Чем ближе к центру Москвы (любой крупный город), тем более независимы комиссии.
    2. Центральная избирательная комиссия — самая административно независимая и компетентная из всех комиссий.

    Несовершенство порядка формирования (назначения)членов избирательных комиссии могут приводить к искажению результатов выборов и к искусственному формированию определенного результата. Потом не стоит удивляться, что в некоторых регионах явка 90% на любых выборах, в крупных города, где общественный контроль сильнее, явка 30%.

    Что говорит закон о статусе члена УИК?

    Привлечение к административной и уголовной ответственности члена УИК:

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

    п. 18. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении члена комиссии с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, можно говорить об определенной неприкосновенности члена комиссии.

    Увольнение с работы

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

    п. 19. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

    По поводу увольнения есть позиция Конституционного суда, которая сводится к тому, что если нарушение трудового порядка не было связанно с исполнением общественно значимой функции члена избирательной комиссий, то увольнение допускается. Судам предписано выяснять, было ли увольнение результатом оказания давления на члена комиссии или результатом мести и т.д.

    Основные права члена УИК с правом решающего голоса

    Статья 29 (Статус членов комиссий) ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации:

    п. 23. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:

    • а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
    • б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
    • в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
    • г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
    • д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
    • е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

    Надеюсь статья оказалась полезной для членов комиссии с правом решающего голоса и для других читателей.

    Словарь избирателя: объясняем ТИКи, УИКи и одномандатные округа

    Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.

    Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия

    Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.

    Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.

    В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.

    Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.

    Депутат Госдумы

    Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.

    Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.

    Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.

    Депутат Закса

    Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.

    Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.

    В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.

    Единый избирательный округ

    Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.

    На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.

    Наблюдатель

    Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.

    Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.

    Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.

    Одномандатный избирательный округ

    Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.

    На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.

    В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.

    Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.

    Открепительное удостоверение

    Документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту регистрации. На выборах 2021 года его фактически заменяет распечатываемая часть заявления об изменении избирательного участка, подать которое можно через сайт госуслуг (как это сделать, «Бумага» писала в инструкции).

    Открепительные удостоверения нередко фигурируют в нарушениях на выборах. Среди типовых проект «Гражданин наблюдатель» называет использование одного и того же удостоверения на разных избирательных участках, принуждение получить открепительное и передачу его другому лицу.

    Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.

    Партийный список

    Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.

    Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.

    Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.

    Самовыдвиженец

    Гражданин России, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата по одномандатному избирательному округу. Чтобы быть зарегистрированным на выборах, ему нужно собрать подписи не менее 3 % избирателей, зарегистрированных в выбранном округе.

    Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.

    Территориальная избирательная комиссия / ТИК

    Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.

    ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.

    В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2021 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.

    ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.

    Участковая избирательная комиссия / УИК

    Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.

    УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.

    УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.

    Подробнее о работе Законодательного собрания и в целом об устройстве петербургской политики можно прочесть в этом материале «Бумаги». А здесь ищите словарь демократических понятий.

    Схема округов действует до 2025 года

    Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей

    Подробнее о том, как менялась система ТИК в городе, можно узнать здесь.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  1. Лекарство итоприд инструкция по применению цена
  2. Как оформить продажу квартиры через мфц инструкция пошаговая
  3. Seitron rgd met mp1 инструкция по эксплуатации
  4. Ксимелин экстра капли в нос инструкция по применению
  5. Протефлазид аналоги инструкция по применению цена отзывы аналоги