Руководство управление персоналом подразделения

3.1 Организационная структура системы управления персоналом

Существуют
различные модели построения системы
управления персоналом в ор­ганизации.
Применение той или иной модели для
конкретной организации зависит от ее
организационной структуры. Организационная
структура определяет взаимоотношение
между функциями, выполняемыми сотрудниками
организации, а также проявляется в таких
формах, как разделение труда, создание
специализированных подразделений,
иерархия должностей и т.д.

Таким
образом, организационную структуру
системы управления персоналом можно
определить как совокупность взаимосвязанных
подразделений этой системы и должностных
лиц. Подразделения выполняют различные
функции, их совокупность со­ставляет
службу управления персоналом (кадровую
службу). Роль и место службы управ­ления
персоналом в структуре всей организации
определяется ролью и местом каждого
специализированного подразделения
данной службы, а также организационным
стату­сом ее непосредственного
руководителя.

В
современной практике управления
персоналом существует несколько
вариантов роли и места службы управления
персоналом в структуре менеджмента
организации, кото­рые зависят от
степени развития и особенностей
организации.

Первый
вариант структурного положения кадровой
службы заключается в том, что служба
управления персоналом подчинена
руководителю по администрирова­нию.
Основная
идея такого варианта заключается в
сосредоточении всех центральных
координирующих служб в одной функциональной
подсистеме. Данный вариант схема­тически
представлен на рисунке.

Рисунок
– Местоположение
службы УП в организационной структуре
подчинение руководителю по администрированию

Второй
вариант структурного положения кадровой
службы заключается в том, что служба
управления персоналом непосредственно
подчинена руководителю органи­зации
(рисунок).
Преимуществом такого положения кадровой
службы является то, что при этом варианте
исключена множественность подчинения
кадровой службы, а также то, что все
сферы кадровой политики контролируются
руководителем организации. Такая
структура используется небольшими
организациями в начале их развития,
когда недос­таточно ясно определен
статус кадровой службы.

Рисунок
– Местоположение
службы УП в организационной структуре:
подчинение руководителю организации
на третьем уровне управления

Третий
вариант структурного положения службы
управления персоналом также связан с
непосредственным
подчинением ее руководителю организации,
но на вто­ром уровне руководства
(рисунок).
Данный вариант наиболее приемлем на
том этапе раз­вития организации, когда
руководитель пытается таким образом
поднять статус службы, хотя иерархический
уровень заместителей еще не готов к ее
восприятию как подразделе­ния второго
уровня управления.

Рисунок

Местоположение
службы УП в организационной структуре:
подчинение руководителю организации
на втором уровне управления

Четвертый
вариант структурного положения службы
УП – служба
УП организа­ционно включена в
руководство организацией
(рисунок).
Этот вариант типичен для раз­витых
компаний и является наиболее
распространенным в современной практике.
При таком варианте подсистема управления
персоналом приобретает равнозначный
статус относительно других подсистем
управления организацией.

Рисунок

Местоположение
службы УП в организационной структуре:
включение в руководство организацией

Организационная
структура, представленная на выше
обозначенных рисунках, называется
функ­циональной
и
построена по принципу разделения
обязанностей между функциональ­ными
подразделениями, отвечающими за одно
из направлений деятельности (финансы,
оборудование, производство, продажа,
персонал и т.д.). На примере функциональной
организационной структуры можно наиболее
наглядно проследить развитие функций
и полномочий, а также возрастание
значимости службы УП в соответствии с
развитием са­мой организации. Эти
функции и полномочия также свойственны
службам УП органи­заций с дивизионной
организационной
структурой, при этом область ответственности
службы УП определяется спецификой
организационной структуры, а функции
– уров­нем развития организации.
Рассмотрим две разновидности дивизионной
структуры — продуктовую и географическую.

При
продуктовом
типе
организационной структуры, когда в
основу разделения труда положена
производимая продукция или оказываемые
услуги, а производства от­дельных
видов товаров (услуг) отделены друг от
друга, для каждого направления
произ­водства существует своя кадровая
служба. Организация службы УП для такого
типа орга­низаций представлена на
рисунке.

Рисунок

Организационная
структура системы управления персоналом
при продуктовой структуре управления
организацией

Для
многонациональных корпораций наиболее
распространенным типом орг­структуры
является географический
(или
региональный)
тип,
в основу которого поло­жен географический
принцип разделения производства товаров
или услуг в различных государствах или
на различных географических территориях.

Другой
распространенной формой организационной
структуры является мат­ричная
структура.
При такой структуре происходит наложение
проектной структуры на постоянную
функциональную структуру управления
организацией. При этом под про­ектной
структурой
подразумевается временная структура,
создаваемая в целях реализации конкретного
проекта, для чего происходит объединение
персонала в проектные группы. В матричной
организации члены проектной группы
подчиняются руководите­лю проекта и
руководителям функциональных
подразделений, где работают постоянно.
Руководители проектов устанавливают
содержание и очередность работ, а
руководители подразделений несут
ответственность за их выполнение.
Структура системы управления персоналом
для матричной организации представлена
на рисунке.

Рисунок
– Служба
УП в организации с матричной структурой
управления

Итак,
организационная структура системы
управления персоналом варьируется в
зависимости от специфики ее деятельности.
Кроме того, структура служба УП зависит
от размеров организации, а также от
уровня кадрового и методического
потенциала в об­ласти управления
персоналом, который определяет степень
привлечения сторонних кон­сультационных
услуг.

Если
кадровый состав организации немногочислен,
то выполнением некоторых задач в области
управления персоналом может заниматься
один специалист, а не подраз­деление
в рамках службы УП. Также ряд функций
системы управления персоналом мо­жет
быть передан другим подразделениям
организации (например, функция
информа­ционного и технического
обеспечения системы управления персоналом
может быть пе­редана директору по
информационным технологиям).

Службы
управления персоналам на сегодняшний
день являются функциональ­ными и не
участвуют напрямую в управлении основной
деятельностью сотрудников ор­ганизации,
а помогают руководителям всех уровней
решать вопросы, связанные с най­мом,
перемещением, увольнением, обучением,
социальным обеспечением персонала и
ряд других вопросов. Поэтому оптимальным
является сочетание полномочий линейных
руководителей организации и специалистов
по персоналу на основе их совместной
от­ветственности.

При
построении организационной структуры
необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Гибкость.
    Характеризует
    способность быстрой перестройки в
    соответствии с из­менениями,
    происходящими в персонале и на
    производстве.

  • Централизация.
    Заключается
    в разумной централизации функций
    работников отделах и службах предприятия
    с передачей в нижнее звено функции
    оператив­ного управления.

  • Специализация.
    Обеспечивается
    закреплением за каждым подразделением
    опре­деленных функций управления.

  • Нормоуправляемость.
    Это
    соблюдение рационального числа
    подчиненных у ка­ждого руководителя:
    высшее звено – 4-8 чел., среднее звено
    (функциональные ру­ководители) –
    8-10 чел., нижнее звено (мастера, бригады)
    – 20-40 чел.

  • Единство
    прав и ответственности.
    Означает,
    что права и ответственность подраз­делений
    и сотрудников должны находиться в
    диалектическом единстве.

  • Разграничение
    полномочий.
    Линейное
    руководство обеспечивает принятие
    ре­шений по выпуску продукции, а
    функциональное руководство обеспечивает
    под­готовку и реализацию решений.

  • Экономичность.
    Характеризует
    достижение минимально необходимых
    затрат на построение и содержание
    организационной структуры управления.

В самом
общем виде можно выделить
четыре группы факторов, которые
необхо­димо учитывать при создании
проекта организационной структуры:

  1. внешняя
    среда и инфраструктура, в которой
    действует организация;

  2. технология
    работ и тип совместной деятельности;

  3. особенности
    персонала и корпоративной культуры;

  1. прототипы
    и уже существующие, и показавшие себя
    эффективными организа­ционные
    структуры аналогичных организаций.

При
создании организационной структуры
следует учитывать, что в зависимости
от характера факторов внешней среды
организация может существовать в четырех
принципиально отличных друг от друга
ситуациях.

Исходными
данными
для
построения организационной структуры
управления являются:

  • расчет
    числа уровней управления;

  • расчет
    численности персонала;

  • типовые
    структуры управления.

Организационная
структура управления состоит из двух
самостоятельных органов управления,
выполняющих определенные функции.
Вершиной является центральный аппарат
управления предприятием, а основанием
— аппарат управления структурными
подразделениями (производствами, цехами
и т.д.). Каждый орган, в свою очередь,
состо­ит из двух отдельных уровней
линейного и функционального управления.
Организаци­онная структура строится
по уровням управления (таблица ).

Таблица
– Уровни
управления

Уровень

Уровень

Функциональный

Линейный

1

Директор
(ген. директор, президент)

Директор
(ген. директор, президент)

2

Заместители
директора (директор по про­дажам,
вице-президенты)

Управляющие
производством

3

Главные
специалисты.

Начальники
служб (отделов)

Начальники
цехов

4

Начальники
бюро, групп

Начальники
участков

5

Старшие
(ведущие специалисты)

Старшие
мастера

6

Специалисты

Мастера
— бригадиры

7

Младшие
специалисты, служащие

Бригадиры,
звеньевые

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Глава 3 Система управления персоналом организации

1. Понятие системы управления персоналом и методы ее построения

Понятие и элементы системы управления персоналом

Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами.

Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом. Все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривается.

В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда.

Это лишь неполный перечень используемых кадровых технологий, но он позволяет представить диапазон работы с персоналом. Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:

1) технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;

2) технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва;

3) технологии рационального использования персонала, включающие оценку, мотивацию, нормирование труда.

Одни и те же кадровые технологии могут относиться к различным блокам (например, адаптация вполне может соответствовать технологиям формирования и рационального использования персонала).

Система управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве. Система управления персоналом организации — система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает различные подсистемы общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Подсистема общего и линейного руководства осуществляет следующие функции: управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале.

Подсистема управления и учета персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения работников, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.

Подсистема управления трудовыми отношениями производит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, управление взаимодействием с профсоюзом.

Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, организацию социального страхования.

Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся организационной структуры управления, разработка штатного расписания.

Подсистема правового обеспечения системы управления персоналомосуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом.

Еще одним подходом к определению системы управления персоналом является представление системы управления персоналом с организационной точки зрения. Исходя из данной позиции, система управления персоналомсовокупность организационных структур, выполняющих функции управления персоналом. Сюда включают руководителей, службу УП, то есть всех так или иначе реализующих функции УП.

В данном случае выделяют: кадровое; нормативно-методическое; делопроизводственное; организационное; информационное; материальное и техническое обеспечение системы управления персоналом.

Кадровое обеспечение системы управления персоналом представляет собой необходимый качественный и количественный состав работников кадровой службы организации.

Нормативно-методическое обеспечениесистемы управления персоналом состоит из следующих элементов:

1) документов организационного, организационно-методического, распорядительного, технического, нормативно-технического, технико-экономического и экономического характера;

2) нормативно-справочных материалов, устанавливающих нормы, правила и методы, используемые при решении задач организации труда и управления персоналом.

Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом предусматривает создание условий для осуществления работы с документами, обращающимися в системе управления персоналом, в рамках полного цикла обработки и движения документов с момента их создания (или получения) работниками кадровой службы до завершения исполнения и передачи в другие подразделения.

Организационное обеспечение системы управления персоналом означает формирование специальных структурных подразделений, выполняющих ряд задач и функций в области работы с кадрами.

Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления персоналом при ее функционировании. Оно включает оперативную информацию, нормативно-справочную информацию, технико-справочную информацию. При этом необходимо соблюдать ряд требований: комплексность, оперативность, достоверность, систематичность.

Материальное и техническое обеспечениесистемы управления персоналом предусматривает выделение определенных материальных и технических средств на осуществление работы с кадрами.

Таким образом, система управления персоналом включает в себя всю процедуру работы с кадрами — от определения основной идеи взаимодействия администрации и трудового коллектива до высвобождения работников, — а также совокупность обеспечивающих ее подсистем (информационной, организационной, кадровой, правовой).

Методы построения системы управления персоналом и ее совершенствования

Для построения системы управления персоналом организации существуют две группы методов:

1. методы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом,

2. методы, определяющие направления развития системы управления персоналом.

Одним из основных методов построения системы управления персоналом является системный анализ, он служит методологическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом.

Метод декомпозициипозволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение в глубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы — на функции, функции — на процедуры. После расчленения необходимо воссоздать систему управления персоналом как единое целое, синтезировать то, что было расчленено. При этом могут использоваться логические, графические и цифровые модели.

Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления персоналом каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние. Факторы ранжируются и среди них отбираются наиболее существенные.

Метод сравнений позволяет сравнить существующую систему управления персоналом с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием в прошлом периоде. Сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности.

Динамический методпредусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Этот метод используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом.

Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и целей системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации.

Экспертно-аналитический методсовершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом, управленческого персонала предприятия к этому процессу. С помощью метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результатов анализа и причины недостатков. Не всегда обладает высокой точностью и объективностью, поскольку у экспертов отсутствуют единые критерии оценок.

Нормативный методпредусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению персоналом, численность работников по функциям, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организацией в целом и системы управления персоналом.

Параметрический методзаключается в установлении функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления их соответствия.

Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнить не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один.

Опытный методбазируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.

Метод функционально-стоимостного анализа. Этот метод позволяет выбрать такой вариант построения системы управления персоналом или выполнения той или иной функции управления персоналом, который требует наименьших затрат и является наиболее эффективным с точки зрения конечных результатов.

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направления развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания — выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.

Морфологический анализявляется средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом. Если записать столбиком все функции, а затем против каждой функции построчно указать всевозможные варианты ее выполнения, то получим морфологическую матрицу. Идея этого метода заключается в том, чтобы сложную задачу разбить на мелкие подзадачи, которые легче решать по отдельности. При этом предполагается, что решение сложной задачи складывается из решений подзадач.

Это далеко не полный перечень методов построения системы управления персоналом и ее совершенствования. Наибольший эффект достигается в том случае, когда все методы применяются в совокупности.

2. Организационное проектирование системы управления персоналом

Организационное проектирование системы управления персоналом — процесс разработки проектов организации систем управления персоналом организаций.

Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления всей организацией, так как первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей — от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, управления внешними хозяйственными связями и персоналом. Система управления персоналом является основой системы управления организацией.

Понятие, стадии и этапы организационного проектирования

Системный подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, все составляющие их элементы: функции, оргструктура и технология управления, кадры, информация, методы и технические средства управления, управленческие решения.

Проектируются взаимосвязи этих компонентов целостной системы между собой внутри системы, а также с внешней средой.

В общем виде проект системы управления организации состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления, задания на оргпроектирование (30), организационного общего проекта (ООП), организационного рабочего проекта (ОРП).

Процесс разработки и внедрения проекта системы управления организации состоит из трех стадий: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение.

Характеристика этапов организационного проектирования

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления предназначено для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности совершенствования системы управления организаций. Включает следующие разделы: введение, характеристика существующих производственной системы и системы управления, цели и критерии совершенствования системы управления, ожидаемые технико-экономические результаты совершенствования системы управления, выводы и предложения.

Задание на оргпроектирование системы управления (ЗО) является исходным документом для разработки проекта совершенствования системы управления организации. В состав 30 рекомендуется включать следующие разделы: основание для разработки проекта совершенствования системы управления, цель разработки, результаты анализа состояния производства и управления организации, требования к построению системы управления организации, предложения по совершенствованию производственной системы и системы управления; состав, содержание и организацию работы по разработке и внедрению проекта; порядок приемки проекта совершенствования системы управления организации; источники информации, используемые при разработке проекта.

Организационный общий проект системы управления организацией (ООП) разрабатывается на основе утвержденного 30 на систему управления организации.

Документация этой стадии проектирования должна состоять из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы линейного руководства, документации целевых подсистем, документации функциональных подсистем и документации подсистем обеспечения.

Организационный рабочий проект системы управления организации (ОРП) разрабатывается на основе утвержденного ООП системы управления организаций. Цель рабочего проекта — разработка рабочей документации, необходимой для внедрения системы управления, проведения приемосдаточных работ, а также обеспечения нормального функционирования системы управления организации.

Рабочая документация стадии рабочего проектирования должна состоять, по аналогии с ООП, из пяти частей: общесистемной документации, документации подсистемы, линейного руководства, документации целевых подсистем, документации функциональных подсистем, документации подсистем обеспечения.

Этап внедрения проекта совершенствования системы управления включает стадии материально-технической подготовки, профессиональной подготовки управленческих работников, социально-психологической подготовки работников организации, разработки системы стимулирования внедрения проекта, опытного внедрения и внедрения проекта, контроля за ходом внедрения, расчет фактического экономического эффекта от внедрения проекта, проведения приемосдаточных работ.

Цели и функции системы управления персоналом

Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня:

= экономическая цель — получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;

= научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;

= производственно-коммерческаяцель — производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.);

= социальная цель — достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

В деятельности руководителей подразделений всех уровней в неразрывном единстве присутствуют такие общие функции управления как: планирование (т.е. координации ожидаемых результатов и способов их получения), организация и регулирование (т.е. координации фактических действий по достижению результатов), учет и контроль (т.е. обратной связи от объекта к субъекту для получения информации о достижении результатов), стимулирование (т.е. распределения финансовых ресурсов между звеньями).

Система целей является основой определения состава функций управления. Важным вопросом в этой связи является структуризация функционального разделения труда. Функционирование системы управления персоналом состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои собственные задачи.

Организационная структура системы управления персоналом

Организационная структура системы управления персоналом — совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.

Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

Формирование оргструктуры системы управления персоналом включает следующие этапы:

— структуризация целей системы управления персоналом;

— определение состава функций управления, позволяющих реализовать цели системы;

— формирование состава подсистем;

— установление связей между подсистемами;

— определение прав и ответственности подсистем;

— расчет трудоемкости функций и численности подсистем;

— построение конфигурации оргструктуры.

3. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы и проблемы занятости

Исторически в международной практике сложилось так, что государственные органы занятости населения появились в виде органов руководства или подразделений министерств труда. Как организованная система мер воздействия на занятость государственная политика на рынке труда сформировалась в первой половине XX века. В 20-е и 30-е годы осуществлялась только координация предложений на уровне государства министерством труда, которое включало в свою структуру службы, занимающиеся инспекцией, законодательством о труде, страхованием на случай безработицы.

Службы занятости населения в СССР занимались, как правило, трудовым посредничеством. До конца 30-х годов их основным занятием было обеспечение рабочими местами масс трудящихся, а также снабжение кадрами новых предприятий. К концу 30-х годов с безработицей было искусственно «покончено», трудовое посредничество потеряло основной смысл своего существования, и этот вид деятельности был прекращен. Последствия войны привели к тому, что СССР стал испытывать дефицит трудовых ресурсов. В 1941—1945 годах прямые потери составили 29 миллионов человек. Со второй половины 60-х годов вновь возникает необходимость в трудовом посредничестве, что было обусловлено глубокой модификацией организации труда на то время.

Особой формой деятельности трудового посредничества в СССР являлся контроль за применением законодательства об обязанности человека трудиться (ст. 209 прежней редакции УК РСФСР предусматривала наказание от 1 до 2 лет лишения свободы для лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда). Поэтому службы занятости были обязаны сотрудничать с милицией, общественными организациями, такими, как комсомол, для выявления тех, кто уклоняется от общественно полезного труда.

По мере становления в России рыночной экономики теряет смысл так называемая «полная занятость» и становится реальной массовая безработица. С одной стороны, возникновение рынка дает возможность человеку реализовать свои способности и зарабатывать в соответствии с ценностью своего труда, а с другой — создает социальные издержки. Именно поэтому во всех экономически развитых странах наряду с рыночными механизмами регулирования данных отношений действует и государственный механизм (политико-правовой). Одной из его составляющих является политика занятости. Политика занятости на рынке труда реализуется через комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений, в целях поддержки занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а также посредством селективных мер по повышению возможности людей получить и сохранить работу.

Направления государственной политики в области содействия занятости населения приведены в ст. 5 Закона РФ «О занятости».

При рассмотрении проблем занятости необходимо различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда».

Государственная политика занятости является выражением конституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности. Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации — Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

Политика на рынке труда, являясь составной частью общей политики занятости, призвана решать относительно частные задачи, связанные с ликвидацией возникающих диспропорций в сфере труда. Приоритетной задачей выступает минимизация социально-экономических издержек и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

В качестве объекта политики государства на рынке труда выступает незанятое экономически активное население, в качестве субъектов соответствующие министерство и Федеральные службы занятости в лице своих региональных центров.

Экономически активное население — термин введен в терминологию международной статистики в 1996 году. К этой категории относится население, занятое общественно полезной деятельностью, приносящей ему доход, и лиц, активно ищущих работу.

Государственная система управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизмы их использования.

Государственную систему управления трудовыми ресурсами можно охарактеризовать с двух сторон:

= с точки зрения задач и функций, выполнение которых она должна обеспечить;

= с точки зрения организационно-структурного состава, то есть наличия органов государственной власти и управления, исследовательских и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

К задачам государственной системы управления трудовыми ресурсами отнесятся:

— принятие законов в области социально-трудовых отношений в стране;

— контроль за исполнением законов и иных нормативных документов;

— выработка и реализация политики в вышеназванной области.

Государственными и иными органами, образующими систему управления трудовыми ресурсами страны являются следующие.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой.

В Совете Федерации образовано несколько комитетов, например: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, по социальной политике.

В Государственной Думе образованы следующие комитеты: по законодательству и судебно-правовой реформе, по экономической политике, по образованию и науке.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Президент формирует Правительство, которое обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

В структуре Правительства имеются федеральные и отраслевые министерства и ведомства, специализирующиеся на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами, а также образовательные и научные.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью по обеспечению государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов, является министерство труда и социального развития РФ.

Ведущими подведомственными организациями министерства труда являются Институт труда, Центральный институт труда, Всероссийский центр уровня жизни, Всероссийский центр производительности, Институт проблем занятости.

Судебные органы осуществляют правосудие: разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства, наказание нарушителей. Судебную власть представляют: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд, федеральные суды, министерство юстиции РФ.

Важная роль в области социально-трудовых отношений принадлежит системе социального партнерства. Она строится в соответствии с законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Указом Президента РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и постановлением Совета Министров РФ «Об утверждении «Положения о порядке подготовки и заключения Генерального соглашения и отраслевых (тарифных) соглашений». В соответствии с этими документами предусматривается ежегодное заключение на федеральном уровне генеральных и отраслевых соглашений. Важная роль в социальном партнерстве отводится профсоюзам.

В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:

1) традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР — Фонд независимых профсоюзов России). В их структуру входят 40отраслевых профсоюзов и более 70 региональных профобъединений, насчитывающих более 65 млн. человек, что составляет более 90% общего числа членов профсоюзов в России;

2) альтернативные профсоюзы демократической ориентации — объединяют300—350 тыс. человек, входящих в 25 официально зарегистрированных и столько же незарегистрированных альтернативных профсоюзов. Возникли на волне массовых забастовок лета 1989 г.;

3) локальные профсоюзы — немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города (например, С.-Петербурга);

4) профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн. человек, занятых в негосударственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти профсоюзы, скорее, содействуют развитию предпринимательства, чем защищают права наемных работников.

4. Международная организация труда (МОТ) и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений

Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты, принимаемые МОТ. Необходимо отметить, что содержащиеся в актах МОТ международные стандарты труда представляют собой одно из достижений современной цивилизации, в котором воплотился итог деятельности различных государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей.

Международная организация труда (МОТ) создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций в 1919 году. Ее основание было вызвано осознанием того факта, что именно социальные конфликты явились одной из причин первой мировой войны. В1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением ООН.

Россия является преемницей СССР в международных организациях, в международных договорах и обязательствах. Так, она унаследовала членство в МОТ. Советский Союз входил в МОТ с 1934 по 1940 год. В связи со Второй мировой войной и в первые послевоенные годы СССР прекратил свое членство в этой организации и возобновил его в 1954 году. Наша страна активно участвовала во всех мероприятиях МОТ: на ежегодных конференциях, в отраслевых комитетах, на региональных конференциях. Представители правительства и профсоюзов входили и входят в состав Административного совета.

С трансформацией экономической и политической систем в стране интерес МОТ к России существенно возрос. Представители МОТ проводили консультации в Женеве и Москве и оказали помощь российским органам в разработке проекта Закона «О занятости населения в Российской Федерации», «Положения о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». С 1995года действует Программа сотрудничества МОТ и Российской Федерации.

В настоящее время наиболее важными признаны три направления в деятельности МОТ:

— содействие демократии;

— борьба с бедностью;

— защита трудящихся.

К основным целям Международной организации труда следует отнести содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:

разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;

разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления принятой политики;

помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;

защита прав человека;

борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

разработка программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды;

разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, трудящихся-мигрантов).

Существует общая структура МОТ, которая является сложной и многослойной. В эту структуру входят:

= Международная конференция труда (МКТ) — высший орган организации. Проходит ежегодно в Женеве. Каждое государство представлено на Конференции четырьмя делегатами с правом решающего голоса;

= региональные конференции созываются по мере необходимости и возможности для обсуждения вопросов, представляющих интерес для данного региона;

= отраслевые комитеты рассматривают социально-трудовые проблемы, характерные для отдельных наиболее важных и массовых отраслей в сфере экономики;

= исполнительным органом МОТ являются Административные советы. Состав совета включает 56 членов: 28представителей правительства,14 трудящихся и 14 предпринимателей;

= Международное бюро труда (МБТ) является постоянным секретариатом МОТ, ее административным, исполнительным, исследовательским и информационным центром.

Отличительная черта Международной организации труда — ее трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами и организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп, как было указано выше, представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях МОТ.

Среди актов, принимаемых МОТ в качестве международно-правового регулирования труда можно выделить следующие..

Конвенция — это международный правовой акт, который после его ратификации государством-членом является обязательным для выполнения. К настоящему времени МОТ приняты 2 декларации, 184 конвенции и 191 рекомендация, касающиеся самых разных аспектов труда. Две декларации (Филадельфийская 1948 г.и Женевская 1998 г.) закрепляют фундаментальные трудовые права, общепризнанные принципы и нормы международно-правового регулирования труда.

За Россией в настоящее время числится 56 ратифицированных конвенций, из них действующих только 49.

Приоритетные сферы деятельности МОТ вытекают из Устава МОТ и Филадельфийской декларации. Это:

° принятие и проведение в жизнь международных трудовых норм;

°поддержка развития и реформирования социальной инфраструктуры и системы социального обеспечения;

° предоставление консультаций при разработке законодательства в социально-трудовой сфере;

° консультации по проведению активной политики на рынке труда;

° улучшение труда и жизни, защита трудящихся от несчастных случаев;

° подготовка управленческих кадров и содействие развитию малых и средних предприятий;

° поддержка развития социального партнерства, прежде всего, независимых профсоюзов и организаций работодателей, а также трехсторонних институтов, способствующих социальному диалогу между государством и социальными партнерами.

Руководство 
персоналом

Руководство персоналом как функция управления персоналам призвана объединить все мероприятия и процессы в организации, нацеленные на создание системы управления персоналом. Во многих сферах деятельности эффективность и конкурентоспособность компании зависит от специалистов, работающих в ней. Многие организации, добивающиеся успеха, отличаются динамичностью и адаптивностью руководства и успешных приемов и механизмов взаимодействия с людьми. 

Содержание статьи:

  1. Система руководства персоналом
  2. Руководство персоналом и организация управления персоналом
  3. Стили руководства персоналом
  4. Методы руководства персоналом
  5. Обучение руководству персоналом
  6. Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам руководства персоналом
  7. Интересные материалы на тему руководство персоналом

Система руководства персоналом

Система руководства персоналом — это синонимичный термин понятия системы управления персоналом. Он включает в себя принципы, подходы, политики и процедуры, которые приняты в конкретной организации по основным направлениям управления персоналом:

  • подбор, отбор и найм персонала;
  • адаптация и ввод в должность;
  • оплата и мотивация;
  • обучение персонала и развитие талантов;
  • корпоративная культура и внутренние коммуникации.

Бесплатный каталог политик и процедур по вопросам руководства персоналом

Руководство персоналом и организация управления персоналом

Функция руководства персоналом обычно возлагается на менеджмент компании. Именно руководящий состав отвечает за эффективную организацию управления персоналом. С целью оптимизации и нормализации этой деятельности в более крупных компаниях создается отдел или департамент по управлению персоналом, в задачи которого входит поиск и внедрения наиболее подходящих под стратегию компании HR принципов и технологий. Дисциплины, входящие в область руководства персоналом, включают в себя:

  • Административная функция, кадровое делопроизводство (положения, политики и процедуры, договора, приказы, прием, увольнение, личные дела, график отпусков, выплаты и т.п.)
  • Оперативное управление, планирование 
  • Компенсации и льготы
  • Привлечение и подбор персонала
  • Адаптация персонала, инструктаж
  • Обучение и развитие сотрудников (менторинг, наставничество, коучинг)
  • Мотивирование и вовлечение персонала
  • Создание кадрового резерва
  • Оценка персонала, аттестация персонала
  • Ротация сотрудников
  • Формирование команды
  • Управление конфликтами

Стили руководства персоналом

Стили руководства – это набор черт управленца в отношении с подчиненным персоналом. Другими словами, способы управления, используемые начальником, которые отражают его манеру поведения в различных ситуациях, с целью оказания влияния на подчиненных в процессе достижения целей организации. Попытка поиска наиболее эффективного стиля лидерства осуществлялась и осуществляется в рамках разработки моделей лидерства. Наиболее известные теории лидерства – Теория Р. Лайкерта, теория Д.Мак Грегора и теория Л. Левина. В основе всех теорий стилей руководства лежит распределение полномочий во взаимоотношениях между сотрудником и руководителем. В целом различают несколько стилей руководства: 

Авторитарный стиль руководства

Авторитарный (автократический) стиль руководства – это пример жесткой вертикали власти. Руководитель единолично принимает решения, отдает распоряжения, инструкции и требует неукоснительного исполнения. В таком стиле руководства превалируют строгий контроль и дисциплина, ориентация на результат и редко принимаются в расчет социально-психологический факторы управления персоналом. Вознаграждения и наказания определяются руководителем. В большинстве случаев применяется жестко формальный субординационной стиль внутренних коммуникаций. 

Демократический стиль руководства

Демократический (разрешительный) стиль руководства или «первый среди равных». При таком стиле руководства руководитель советуется с коллективом и выслушивает мнения сотрудников. Приветствуются инициативы, ответственность распределяется в соответствии с полномочиями. Руководитель контролирует этапы исполнения, однако все сотрудники понимают этапы развития проекта и активно участвуют в реализации задач. В рамках демократического стиля руководства поощряются и развиваются командные отношения между подчиненными, создается атмосфера продуктивного делового сотрудничества. Демократичный руководитель является сторонником разумной дисциплины и старается быть объективным при принятии решений в отношении вознаграждений или наказаний. 

 Либеральный стиль руководства

Либеральный (попустительский) стиль руководства – руководитель получает указания сверху и далее отдает инициативу в руки подчиненных, при этом вмешивается в процесс только по просьбе подчиненных. Чаще всего, либеральный руководитель в режиме советов подталкивает сотрудников к различным решениям. Сотрудники самостоятельно распределяют ответственность и полномочия в группе и получают полную свободу принятия решений. При либеральном стиле руководства поощрения используются чаще, чем наказания. 

Ситуационный или адаптивный стиль руководства

Ситуационный или адаптивный стиль руководства – гибкий подход к руководству (модели Фидлера, Митчела и Хауса, Херси и Бланшара, Врума-Йеттона). В расчет берутся не только личностные качества руководителя, но также различные ситуационные факторы, как то: характер подчиненных, влияние среды, информированность, сложность и структура задачи, внутренние отношения в группе, мотивация и т.п. Руководитель структурирует задачи, предоставляет всю необходимую информацию, контролирует график и стандарты исполнения, поощряет общение на равных, создает атмосферу доверия и лояльности. Адаптивный руководитель влияет на подчиненных в процессе выполнения задач, постоянно стимулирует сотрудников к сверхэффективной работе и повышению индивидуальных результатов. 

Методы руководства персоналом

Методы руководства персоналом – это способы воздействия на персонал, направленные на достижение целей организации. Различают три метода руководства персоналом:

  • административный (организационно-распорядительный);
  • экономический;
  • социально-психологический. 

Административный метод 

Административный метод руководства персоналом базируется на дисциплине труда, власти, чувстве долга, стремлении участвовать в корпоративной культуре. Для этого используются нормативно-правовые документы: устав, положения о подразделениях, штатное расписание, должностные инструкции, политики и процедуры по управлению персоналом, приказы. Формируется структура управления персоналом. Ожидается, что сотрудники будут неукоснительно соблюдать правила и работать в соответствии с утверждёнными регламентами. В случае неисполнения применяются дисциплинарные меры, выговоры, штрафы, материальная ответственность. В качестве мотивационного факторы используются поощрения. 

 Экономический метод

Экономический метод руководства персоналом – это создание экономических условий, мотивирующих работников к достижению поставленных задач и целей. Наиболее распространёнными способами являются технико-экономическое обоснование, планирование, материальное стимулирование, кредитование, страхование, участие в прибыли, премии, материальные методы мотивации персонала. Практически все варианты материальной стимуляции относятся к экономическому методу.

Социально-психологический метод

Социально-психологический метод руководства персоналом – это способы социально-психологического воздействия на персонал. Данный метод включает в себя: анализ коллектива и внутренних трудовых взаимоотношений, социальное планирование, формирование групп с учетом психологических характеристик сотрудников, построение системы социального регулирования, установление порядка получения поощрений, бонусов, социальных пакетов и льгот. Справедливая и прозрачная система поощрений и санкций. В трудовом коллективе создается благоприятная атмосфера сотрудничества. Сотрудники отождествляют себя с организацией, высокий уровень мотивации. 

Обучение руководству персоналом

Возможности у руководителя совершенствовать свои навыки по руководству персонала многообразны:

Безусловно, при наличии времени за полными знаниями можно идти в ВУЗы. В рамках высшего образования или программ MBA можно освоить основные теории лидерства, изучить многие психологические аспекты руководства персоналом, ознакомиться с основными практиками в области управления персоналом. Однако в такой ситуации не всегда можно получить практические навыки руководства персоналом, и далеко не всякий ВУЗ освещает новые тренды и тенденции в области управления персоналом.

Другая возможность – это разнообразные курсы, тренинги, семинары, которые освещают те или иные аспекты руководства персоналом. Обычно преподаватель предоставляет информацию, основываясь на своем опыте, поэтому акцент делается больше на области, которая более знакома тренеру: подбор персонала, обучение, оперативное управление, мотивация, корпоративная культура и внутренние коммуникации. В рамках тренингов знания получаются обрывочными партиями, поэтому по итогам таких учебных мероприятий сложно создать полное и структурирования понимание теории и практики руководства персоналом. 

В идеале, конечно же, изучение теории и применение знаний на практике представляется как наиболее разумный вариант обучения, поэтому в больших компаниях в рамках процесса развития и формирования кадрового резерва создаются корпоративные университеты или многоэтапные лидерские программы, которые освещают вопросы лидерства и эффективного руководства персоналом. 

Практические способы развития навыков руководства персонала могут включать в себя:

  • Ротация персонала на руководящих позициях
  • Менторство и коучинг

Создание кадрового резерва

Многие компании структурированно занимаются развитием компетенции в области руководства персоналом. Чаще всего в рамках такого подхода организация создает процесс создание кадрового резерва, в ходе которого:

  • определяются потенциальные сотрудники с лидерским потенциалом;
  • создается системный подход в развитии и карьерном росте таких сотрудников;
  • создается процедура ротации и внутреннего перемещения ключевых сотрудников.

Интересные материалы на тему руководство персоналом

Сбер даёт сотрудникам возможность уходить в отпуск на год и работать из любого региона России

Сбер даёт сотрудникам возможность уходить в отпуск на год и работать из любого региона России

| Июн 29, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Сбер продолжает заботиться о команде и становится гибче, предлагая сотрудникам новые возможности. Среди них — долгосрочный отпуск (от месяца до года) или работа удалённо из любого региона России. Саббатикал, или долгосрочный отпуск Если сотруднику Сбера нужен…

Александр Подольчак: «Нельзя ждать от бизнеса роста, если не инвестируешь в развитие сотрудников»

Александр Подольчак: «Нельзя ждать от бизнеса роста, если не инвестируешь в развитие сотрудников»

HR практик | Май 22, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Мария Дранишникова Роман Кутузов Анна Дерябина   Что было раньше – курица или яйцо? Компания не вкладывает в обучение, потому что бизнес не растет, или он как раз потому и не растет, что компания не инвестирует в развитие сотрудников? Между этими событиями есть…

Сотрудники работают лучше под управлением руководителя, выросшего внутри компании, а не нанятого со стороны

Сотрудники работают лучше под управлением руководителя, выросшего внутри компании, а не нанятого со стороны

HR практик | Май 12, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Исследования и опросы показывают, что сотрудники работают более эффективно под руководством профессионала, который вырос внутри компании, а не специалиста, нанятого со стороны сразу на руководящую позицию, пишет Inc.com. Например, более 70% работников, опрошенных…

Вакцина для HR

Вакцина для HR

HR практик | Апр 28, 2021 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Коронавирусная пандемия задала тренды на рынке труда на годы вперед. Работодатели не откажутся от дистанта, но от сотрудников будут требовать смешанных умений — hard skills, soft skills и digital skills. Как показал опрос 230 российских компаний, проведенный…

Сишечка в каденции

Сишечка в каденции

Елена | Фев 26, 2020 | Блог, Блог Ирина Воробьева, Блог Новое, Руководство | 0 Comments

Кто те молодые львы, что сотрут нас с лица земли? Б. Г. Если вы не поняли, о чем я, вы не в тренде и явно ничего не понимаете в новой генерации HR – ов. Это совершенно просветленные новым знанием, невероятно продвинутые молодые люди. Они про людей, они не про это…

«Не миллионы людей потеряют работу — десятки миллионов»

«Не миллионы людей потеряют работу — десятки миллионов»

Елена | Янв 28, 2020 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Перевод колонки блогера и публициста Кевина Драма о будущем, в котором людей на рынке труда заменит искусственный интеллект. В ближайшие 40 лет роботы займут ваши рабочие места. Неважно, кем вы работаете. Копаете траншеи? Робот будет копать их лучше. Пишете статьи для…

Короли имиджа: крупные российские компании с лучшей репутацией

Короли имиджа: крупные российские компании с лучшей репутацией

Елена | Окт 2, 2019 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

В топ-3 рейтинга российских компаний с лучшей репутацией по версии Reputation Institute вошли Домодедово, «Яндекс» и Шереметьево. В целом у российских компаний репутация хуже, чем у работающих в России иностранных, следует из данных исследования. Подготовленный для…

Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига

Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига

Елена | Сен 3, 2019 | HR Статьи, Руководство, Статьи Новое | 0 Comments

Ирина Баранова По какой-то причине именно 35 лет считаются рубежом между молодостью и настоящей зрелостью — например, по закону кандидат на должность президента РФ не может быть моложе этого возраста. Специально для Forbes Life хедхантер Ирина Баранова рассказывает,…

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя структурного подразделения (операционное управление персоналом и структурным подразделением организации)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).

1.2. Руководитель структурного подразделения назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Руководитель структурного подразделения подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Руководитель структурного подразделения относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. Руководитель структурного подразделения отвечает за:

  • надлежащую организацию работы по обеспечению кадрами требуемой численности и квалификации в соответствии с потребностями Компании;
  • исполнительскую и трудовую дисциплину сотрудников кадровой службы;
  • сохранность информации (документов), содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну Компании, иные конфиденциальные сведения, включая персональные данные сотрудников Компании;
  • обеспечение безопасных условий труда, поддержание порядка, выполнение правил пожарной безопасности в помещениях кадровой службы.

1.6. На должность руководителя структурного подразделения может быть назначено лицо, имеющее высшее образование — магистратура или высшее образование (непрофильное) — магистратура и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области управления персоналом или экономики труда или менеджмента.

1.7. Требования к опыту практической работы руководителя структурного подразделения: не менее пяти лет в области управления персоналом.

1.8. В практической деятельности руководитель структурного подразделения должен руководствоваться:

  • законодательством, нормативно-правовыми актами, а также локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании, регламентирующими кадровую работу и деятельность кадровой службы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями директора организации;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. Руководитель структурного подразделения должен знать:

  • методы, способы и инструменты управления персоналом, обеспечения кадровой безопасности;
  • цели, стратегию развития, бизнес-план и бизнес-процессы организации;
  • социальную политику, корпоративную культуру, политику управления персоналом организации;
  • методы анализа количественного и качественного состава персонала;
  • системы стандартов по бизнес-процессам, профессиям, нормам труда;
  • системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
  • технологии и методы формирования и контроля бюджетов;
  • порядок закупочной деятельности, заключения и ведения договоров (контрактов);
  • основы производственной деятельности организации;
  • основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, экономики труда, безопасных условий труда;
  • организационно-штатную структуру организации;
  • тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей служащих, профессиональные стандарты;
  • специализированные информационные системы, цифровые услуги и сервисы в области операционного управления персоналом и работой структурного подразделения, границы их применения;
  • основные метрики и аналитические срезы системы операционного управления персоналом и работы структурного подразделения;
  • нормативные правовые акты, определяющие нормы трудового права;
  • основы архивного законодательства и нормативные правовые акты Российской Федерации в области ведения документации по персоналу;
  • основы налогового законодательства Российской Федерации;
  • основы миграционного законодательства Российской Федерации в области привлечения и трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • основы административного законодательства Российской Федерации в области управления персоналом и ответственности должностных лиц;
  • законодательство Российской Федерации по защите персональных данных;
  • локальные нормативные акты организации в области управления персоналом;
  • порядок заключения договоров (контрактов);
  • нормы этики делового общения;
  • теории управления персоналом и его мотивации;
  • формы и методы оценки персонала и результатов их труда;
  • технологии оперативного управления персоналом организации;
  • методы управления развитием и эффективностью организации, методы анализа выполнения планов и программ, определения их экономической эффективности, методы обеспечения кадровой безопасности;
  • экономику труда;
  • организационно-штатную структуру организации;
  • политику управления персоналом, корпоративную социальную политику, корпоративную культуру;
  • методики планирования и прогнозирования потребности в персонале;
  • порядок урегулирования трудовых споров;
  • требования и правила проведения аудита работы с персоналом;
  • формы социального партнерства и взаимодействия с представительными органами работников и иными организациями;
  • порядок оформления кадровых документов и придания им юридической силы;
  • правила ведения деловой переписки;
  • методы оценки работы структурных подразделений, результатов и эффективности деятельности, результатов труда персонала;
  • методы проведения аудита и контроллинга оперативных управленческих процессов;
  • технологии, методы и методики проведения анализа и систематизации документов и информации;
  • основы управления проектами (применительно к проектам в сфере информационных технологий);
  • основы проектирования и построения информационных систем, основные технологии и тренды, имеющие отношение к сфере управления персоналом;
  • основы лицензирования программного обеспечения, образования цен на программные средства и оценки стоимости владения информационными системами;
  • основные положения гражданского законодательства Российской Федерации в области интеллектуальной собственности;
  • требования законодательства Российской Федерации в области применения электронной подписи;
  • формы и системы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
  • основы документационного обеспечения;
  • порядок оформления, ведения и хранения документации по системам операционного управления персоналом и работе структурного подразделения;
  • порядок формирования, ведения базы данных и предоставления отчетности по системам операционного управления персоналом и работе структурного подразделения;
  • нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности государственных органов и организации по предоставлению учетной документации.

1.10. Руководитель структурного подразделения должен уметь:

  • организовывать работу персонала структурного подразделения;
  • определять задачи персонала структурного подразделения исходя из целей и стратегии организации;
  • создавать и описывать организационную структуру, цели, задачи, функции структурного подразделения;
  • применять методы управления межличностными отношениями, формирования команд, развития лидерства и исполнительности, выявления талантов, определения удовлетворенности работой;
  • определять, анализировать, моделировать и выстраивать внутренние коммуникации персонала;
  • разрабатывать проектные предложения и мероприятия по повышению эффективности работы персонала;
  • внедрять стратегию управления персоналом;
  • составлять, рассчитывать, корректировать и контролировать статьи расходов на персонал, разрабатывать предложения по затратам на персонал для формирования бюджета;
  • представлять интересы организации и вести переговоры с государственными органами, представительными органами работников по вопросам персонала;
  • анализировать информацию о поставщиках услуг в области управления персоналом и об условиях заключаемых договоров;
  • производить предварительные закупочные процедуры и оформлять сопутствующую документацию по заключению договоров;
  • организовывать и проводить обучающие и консультационные мероприятия для пользователей систем автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом;
  • работать с информационными системами, цифровыми услугами и сервисами по вопросам управления персоналом в части операционного управления персоналом и работы структурного подразделения;
  • формировать предложения о реализации мероприятий по обеспечению необходимого уровня кадровой безопасности;
  • формировать предложения по автоматизации и цифровизации процесса операционного управления персоналом и работой структурного подразделения;
  • обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации и корпоративных политик в области обработки персональных данных и конфиденциальной информации;
  • вести деловую переписку;
  • соблюдать нормы этики делового общения;
  • определять зоны ответственности и эффективность работы персонала структурного подразделения, распределять задачи и обеспечивать материально-технические ресурсы для их исполнения;
  • применять методы оперативного управления персоналом организации, обеспечения кадровой безопасности;
  • контролировать исполнение поручений и задач, своевременно корректировать планы и задачи;
  • определять показатели эффективности работы персонала подразделения;
  • управлять мотивацией персонала, его вовлеченностью и дисциплиной труда;
  • составлять планы деятельности структурного подразделения организации;
  • производить анализ текущей деятельности структурного подразделения и внедрять процедуры по ее оптимизации;
  • вести переговоры с поставщиками услуг по условиям заключаемых договоров;
  • проводить аудит кадровых процессов, процедур, оформления кадровых документов и документов по управлению персоналом;
  • собирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию для автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом и обеспечения кадровой безопасности;
  • управлять функциональными требованиями, этапами проектов автоматизации и цифровизации управления персоналом, изменениями в них;
  • работать в системах управления проектами, требованиями и доработками по ним;
  • разрабатывать тестовые и приемочные сценарии демонстрационных и обучающих материалов;
  • работать в системах автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом;
  • готовить и защищать экономические и качественные обоснования и эффекты автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом;
  • контролировать мероприятия по обеспечению кадровой безопасности, процессы управления персоналом подразделений, определять их результативность и выявлять факторы отклонений от плановых параметров;
  • разрабатывать программы достижения целей и оперативного решения задач подразделений;
  • анализировать, разрабатывать и оформлять документы по оперативным процессам и их результатам;
  • контролировать расходование бюджетов на персонал;
  • оформлять документы по операционному управлению персоналом и работе структурного подразделения, представляемые в государственные органы, представительные органы работников;
  • обеспечивать документационное сопровождение по системам операционного управления персоналом и работе структурного подразделения;
  • организовывать хранение документов в соответствии с требованиями трудового и архивного законодательства Российской Федерации и локальными актами организации;
  • контролировать исполнение договоров поставщиков услуг по вопросам персонала;
  • производить закупочные процедуры, оформлять и анализировать закупочную документацию;
  • проводить переговоры и представлять интересы организации в государственных органах, представительных органах работников по вопросам персонала;
  • вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях.

1.11. В период временного отсутствия руководителя структурного подразделения (отпуск, болезнь), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения в ходе операционного управления персоналом и структурным подразделением организации выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Разработка системы операционного управления персоналом и работой структурного подразделения организации, в том числе:

  • разработка планов, программ и процедур управления персоналом;
  • постановка оперативных целей по вопросам управления персоналом;
  • разработка предложений по структуре подразделения и потребности в персонале;
  • разработка предложений по обеспечению кадровой безопасности, обеспечению персоналом, формированию систем оценки, развития, организации и оплаты труда, корпоративным социальным программам и социальной политике;
  • разработка предложений о затратах и формировании бюджета на персонал;
  • контроль исполнения бюджета фонда оплаты труда, стимулирующих и компенсационных выплат;
  • разработка предложений по заключению договоров в области управления персоналом с поставщиками услуг и проведение предварительных процедур по их заключению.

2.2. Реализация операционного управления персоналом и работы структурного подразделения организации, в том числе:

  • планирование деятельности структурного подразделения и персонала;
  • оперативное управление персоналом структурного подразделения организации;
  • расчет затрат по подразделению и подготовка предложений для формирования бюджета;
  • разработка стандартов деятельности подразделения и унификация процессов;
  • проведение инструктажа по охране труда;
  • постановка задач работникам структурного подразделения, определение ресурсов для их выполнения, контроль исполнения;
  • разработка предложений по улучшению показателей деятельности подразделения;
  • формирование отчетов о работе структурного подразделения.

2.3. Разработка и сопровождение процесса цифровизации и автоматизации управления персоналом, в том числе:

  • разработка предложений по автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом;
  • формулирование целей и задач автоматизации и цифровизации в рамках стратегии функции управления персоналом, общей стратегии организации и обеспечения кадровой безопасности;
  • координация и экспертиза разработки схем информационного обмена, нормативно-справочной информации, электронных документов и систем автоматизации процессов управления персоналом;
  • координация и экспертиза разработки схем информационного обмена, нормативно-справочной информации, электронных документов и систем автоматизации процессов управления персоналом;
  • координация разработки и согласование функциональных требований к автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом, в том числе требований к пользовательским интерфейсам и шаблонам;
  • согласование регламентов и инструкций по работе с автоматизированной системой в области процессов управления персоналом;
  • сопровождение и функциональная приемка систем цифровизации и автоматизации процессов управления персоналом на этапах проектирования, тестовой и опытно-промышленной эксплуатации;
  • организация обучения специалистов по управлению персоналом использованию систем автоматизации и цифровизации управления персоналом и профессиональной поддержки пользователей;
  • организация функционального мониторинга работы систем автоматизации и цифровизации управления персоналом и профессиональной поддержки пользователей;
  • ведение проектной, пользовательской и эксплуатационной документации (в области функциональных возможностей) на системы автоматизации и цифровизации процессов управления персоналом;
  • формулирование предложений по модернизации и развитию существующих систем автоматизации и цифровизации управления персоналом;
  • обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации и корпоративных политик в области обработки персональных данных и конфиденциальной информации.

2.4. Администрирование процессов операционного управления персоналом и работой структурного подразделения организации и соответствующего документооборота, в том числе:

  • анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам операционного управления персоналом и работой структурного подразделения, бизнес-процессов организации, удовлетворенности персонала;
  • документационное оформление результатов операционного управления персонала и работы структурного подразделения, результатов аудита работы с персоналом;
  • подготовка предложений по развитию систем операционного управления персоналом и работы структурного подразделения, по необходимым корректирующим и превентивным мерам;
  • разработка системы анализа и контроля работы персонала, мероприятий по обеспечению кадровой безопасности;
  • контроль, сравнение и анализ процессов в области оперативного управления персоналом, результатов управленческих мероприятий, определение факторов, вызывающих отклонение от плановых показателей;
  • подготовка и обработка запросов, уведомлений, сведений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы, общественные организации;
  • сопровождение договоров оказания услуг по вопросам оперативного управления персоналом и работой структурного подразделения, включая предварительные процедуры по их заключению;
  • подготовка предложений по формированию бюджета на персонал организации;
  • выполнение требований по хранению информации о результатах действия систем операционного управления персоналом и работой структурного подразделения.

В случае необходимости руководитель структурного подразделения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно по решению руководителя организации в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

3. Права

Руководитель структурного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания.

3.3. Осуществлять непосредственное руководство подчиненными сотрудниками.

3.4. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы от подчиненных ему служб, подразделений и сотрудников.

3.5. Знакомиться с проектами решений вышестоящего руководства, касающимися деятельности организации.

3.6. Представлять на рассмотрение вышестоящего руководства предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.7. Выдавать доверенности на совершение гражданско-правовых сделок, представительство и пр.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Руководитель структурного подразделения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя;

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач;

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях;

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы;

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам;

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы руководителя структурного подразделения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций;

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы руководителя структурного подразделения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы руководителя структурного подразделения определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью руководитель структурного подразделения обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью руководителю структурного подразделения для выполнения его трудовых функций может быть предоставлен служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Руководителю структурного подразделения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)




В






условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.



Ключевые слова:



управление персоналом, структура управления персоналом, предприятие.


In the conditions of the dynamism of modern production and society, management should be in a state of continuous development, which today cannot be ensured without researching trends and opportunities, without choosing alternatives and directions of development. Optimal use of personnel in terms of «personnel management” is achieved by identifying the positive and negative motives of individuals and groups in the organization and the appropriate stimulation of positive motives and «repayment” of negative motives, as well as the analysis of such impacts.



Keywords



: personnel management, personnel management structure, enterprise.

Система управления персоналом современного предприятия нуждается в преобразовании. Это связано с принципиальными изменениями в содержании труда, с применением новой техники и технологий. Технологические инновации на основе цифрового моделирования ускоряют процесс выпуска продукции, влияют на ее конкурентоспособность, меняют профиль рисков, в том числе и кадровых [7]. Содержание труда существенно изменилось в постпандемической экономике. Смена системы ценностей персонала побуждает руководителей изменять мотивацию работников. Разрабатываются новые приемы управления персоналом, направленные на обучение и рост, предусматривающие справедливую оплату труда. Управление персоналом требует расширения существующих подходов, использования принципов корпоративной культуры, коллективных договоров.

В структуре персонала принято выделять несколько структурных взаимосвязей: организационная, функциональная, штатная, социальная, ролевая структура. Организационная структура представляет собой взаимосвязь звеньев управления, которые выполняют определенные функции и их совокупность составляет кадровую службу. В настоящие время в практике управления персоналом есть несколько вариантов роли и места службы управления персоналом [2, c.305].

Первый вариант заключается в том, что служба управления персоналом подчинена руководителю предприятия. Данный вариант показывает, что все центральные службы сосредоточены в одной функциональной системе. Схема организационной структуры подчинению руководителю по администрированию представлена на рисунке 1.

Схема организационной структуры подчинения руководителю администрирования

Рис. 1. Схема организационной структуры подчинения руководителю администрирования

Второй вариант заключается в том, что служба управления персоналом непосредственно подчинена руководителю предприятия. На рисунке 1 мы видим, что вся деятельность кадровой политике подчинена руководителю по администрированию предприятия. Как правило, такая схема используется малыми предприятиями, пока не определен статус кадровой службы [2, c. 64].

Схема организационной структуры подчинения руководителю представлена на рисунке 2.

Схема организационной структуры подчинения руководителю

Рис. 2. Схема организационной структуры подчинения руководителю

Третий вариант (как и второй) заключается в непосредственном подчинении руководителю предприятия, но на этом этапе руководитель пытается поднять статус службы, хотя заместители еще не готовы к ее восприятию [3, c.43].

Схема организационной структуры подчинению руководителя представлена на рисунке 3.

Схема организационной структуры подчинения руководителю

Рис. 3. Схема организационной структуры подчинения руководителю

Четвертый вариант заключается в том, что служба управления персоналом организационно включена в руководство организацией. Такая схема используется для более развитых компаний, в настоящее время это самый распространенный вариант [2, c. 32].

Схема организационной структуре, включение в руководство представлена на рисунке 4.

Схема организационной структуры, включенная в руководство

Рис. 4. Схема организационной структуры, включенная в руководство

Эти структуры были построены по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающих за определенную деятельность предприятия. Заслуживает особого внимания матричная структура, представляющая собой наложение проектной структуры на постоянную функциональную структуру управления организацией [4, c. 97]. Проектная структура — это временная структура, создаваемая с целью реализации проекта, персонал объединяется в проектные группы.

Схема службы управления персоналом в организации с матричной структурой управления представлена на рисунке 5.

Схема службы управления персоналом на предприятии с матричной структурой управления

Рис. 5. Схема службы управления персоналом на предприятии с матричной структурой управления

Функциональная структура представляет собой разделение полномочий между руководством и отдельными подразделениями. При построении функциональной структуры следует использовать матричный метод распределения функции управления. Матрица позволяет распределить функции между руководством и отделом, определить последовательность и закрепить операции за конкретным руководителем. Функциональная структура предприятия представлена в таблице 1 [6, c.58].

Таблица 1


Функциональная структура предприятия

Наименование функций отдела управления персоналом

Структурные подразделения

1

2

3

4

5

6 и т. д.

Подбор кадров

Составление плана потребности в персонале

Оформление, перевод и увольнение работника

Изучение причин текучести кадров и т д

Заполнение трудовых книжек

Совершенствование методов работы с персоналом и т. д.

Функции управления указаны в строках таблицы, в столбцах отмечены структурные подразделения управления. На их пересечении определяют основные задачи по управления конкретной функции.

Штатная структура заключается в определении состава подразделений и перечня должностей, размеров оплаты труда и фонда заработной платы персонала. Фонд заработной платы позволяет определить затраты по заработной плате, как в абсолютной величине, так и в виде удельного веса заработной платы [3, c. 86]:

 Фзп = Нзп×Vn/100, (1)

 где, Фзп — фонд заработной платы (тыс.руб.);

 Нзп — норматив фонда заработной платы в процентах;

 Vn — плановый объем выпуска продукции.

 Расчет численности персонала определяется по формуле:

 Lo = Hч × Vф, (2)

 где, Lo — общая численность работников (чел.);

 Hч — норматив численности работников на 1 тыс. руб. продукции (чел/тыс. руб.);

 Vф — объем выпуска продукции.

Социальная структура — это трудовой коллектив, характеризующийся по полу, возрасту, национальному и социальному составу, уровню образования, семейному положению, положению на предприятии. Для получения более полной картины подходит социальная структура коллектива предприятия, в которую входит 13 признаков. Социальная структура коллектива представлена в таблице 2.

Данные для первых 8 показателей берут из листа по учету данных. Для анализа остальных признаков следует использовать социологические методы.

Еще одной структурой по управлению персоналом является ролевая структура. Ролевая структура заключается в участии коллектива в творческом процессе на производстве. Ролевая структура предприятия определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.

Таблица 2


Социальная структура коллектива

Признаки

Характеристика

Возраст, лет

До 20

От 20 до 30

От 30 до 40

От 40 до 50

От 50 до 60

Стаж работы, лет

До 3

От 3 до 5

От 5 до 10

От 10 до 20

Свыше 20

Образование

Неполное среднее

Среднее общее

Среднее профессиональное

Неполное высшее

Высшее профессиональное

Социальное происхождение

Рабочий

Крестьянин

Служащий

Священно-служитель

Предприниматель

Национальность

Русский

Украинец

Белорус

Татарин

И т. д.

Семейное положение

Холост (не замужем)

Женат

(замужем)

Равзеден(а)

Вдовец (вдова)

Положение в организации

Руководитель

Специалист

Служащий

Рабочий основного производства

Рабочий вспомогательного производства

Партийная принадлежность

Беспартийный

Член партии

Мотивация персонала

Самомотивация

Моральное поощрение

Материальное поощрение

Принуждение

Прогрессивность коллектива

Передовая

Средняя часть

Отсталая часть

Уровень жизни сотрудников

Высокий

Средний

Низкий

Отношение к собственности

По найму

Совладелец

Структура управления персоналом также зависит от отношения к ней менеджеров. Высококвалифицированный персонал на предприятии, направлен на творческий лад, предпочитают структуры, дающие свободу и самостоятельность. Персонал, который выполняет рутинные операции, ориентирован на традиционные организационные структуры управления.

Внутренняя среда так же влияет на структуру управления персоналом. Если внутренняя среда стабильна, то применяются такие структуры, которые обладают незначительной гибкостью и требующих больших изменений. А если внутренняя среда динамична, то структура управления персоналом должна обладать гибкость, чтобы быстро реагировать на изменения. Она должна преодолевать высокий уровень детализации и наличие больших прав у руководителей структурных подразделений в принятии управленческих решений.

Совершенствование системы управления персоналом организации требует учета целого спектра различных факторов, дополняющих традиционные методы и инструменты управления. Целесообразно совершенствовать систему грейдинга, развивать культуру инициативы и ответственности работников, актуализировать методы статистики персонала.

Литература:

  1. Архипова, Н. И. Управление персоналом организации/ Н. И. Архипова, О. Л. Седова. — М.: Проспект, 2016. — 224 c.
  2. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом [Текст] / А. П. Егоршин. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 352 c.
  3. Кабанов, А. Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие [Текст] / А. Я. Кабанов. — М.: Проспект, 2015. — 56 c.
  4. Кашпаров И. Цифровизация позволяет на порядок лучше общаться с клиентами // Управление персоналом [Текст] / И. Кашпаров, 2017, № 26, с.32–38.
  5. Леженкина, Т. И. Научная организация труда персонала [Текст] / Т. И. Леженкина. — М.: Маркет ДС, 2016. — 232 c.
  6. Лукьянова, Т. В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе [Текст] / Т. В. Лукьянова и др. — М.: Проспект, 2015. — 72 c.
  7. Прущак О. В. Перспективы развития российского рынка цифровых двойников / Развитие управления качеством продукции и конкурентоспособностью предприятий в условиях цифровых трансформаций экономики. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2020. С. 28–33.
  8. Смоляков Е. Перенос производства в другую страну — это стратегия // Управление персоналом [Текст] / Е. Смоляков, 2018, № 4, с. 6–11.

Основные термины (генерируются автоматически): персонал, заработная плата, организационная структура, организационная структура подчинения, структура управления, внутренняя среда, ролевая структура, руководитель предприятия, служба управления, функциональная структура.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • One step раствор для линз инструкция по применению
  • Авастин 400 мг инструкция по применению
  • Гель прожестожель цена инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Калгель детский для зубов цена инструкция по применению детям
  • Поздравление высшему руководству