Руководство управления играми

Руководство и управление играми с правилами в разных возрастных группах

В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей двигательные навыки, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на обучающих занятиях.

Однако для того, чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.

Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические (основной задачей является умственное развитие ребенка, обогащение его знаниями) и подвижные (основная задача — совершенствование движений, развитие двигательной активности). Однако нельзя рассматривать подвижные игры только как метод физического воспитания, а дидактические — только как умственного развития. В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля; во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка в целом.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.

В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное  значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Например, в игре «Раскроем тайну волшебных колпачков» (старшая группа) воспитатель ставит задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь. Игровая задача — узнать, что под колпачком. В случае правильного решения ребёнок получает поощрительный значок. Педагог в качестве участника игры поднимает первый колпачок и, рассказывая под находящейся под ним игрушке (например, матрёшке), даёт образец её описания. Если играющий ребёнок затрудняется дать такое описание или указывает мало признаков, воспитатель говорит: «А колпачок, который поднял Вова, сказал, что Вова ещё мало рассказал о том, что колпачок прятал.»

Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия.

В играх младших детей игровые действия одинаковы для всех участников.

При распределении детей на группы или при наличие ролей игровые действия различны.

Различен и объём игровых действий. В младших группах — это чаще всего одно-два повторяющихся действия, в старших уже пять-шесть. В играх спортивного характера игровые действия старших дошкольников с самого начала расчленены во времени и осуществляются последовательно. Позднее, овладев ими, дети действуют целенаправленно, чётко, быстро, согласованно и в уже отобранном темпе решают игровую задачу.

Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. С помощью правил он формирует у детей способность ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоцианально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Введение многих правил, выполнение их детьми по принуждению приводит к отрицательным результатам. Чрезмерное дисциплинирование снижает у них интерес к игре и даже разрушает её, а иногда вызывает хитрые уловки, чтобы избежать выполнения правил.

Бывает, что нет необходимости напоминать о правиле или вводить дополнительное. Достаточно лишь немного изменить игровые действия и тем самым выправить нарушение.

Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры — показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности , взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путём.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие.

Педагогическая ценность дидактических игр

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Руководство и управление дидактическими играми

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывания их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери башенку правильно». У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, воспитатель даёт наглядный образец игрового действия. Он проводит рукой по надетым колечкам и обращает внимание детей на то, что башенка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым педагог наглядно показывает новое игровое действие — проверить правильность собирания башенки — предлагает детям самим это сделать.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (от 4-х до 6-ти лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижения результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоцианальное настроение, непренуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам

Отдельные, изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Для детей раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обучения. Однако уже на втором, а особенно на третьем году жизни малышей привлекают многие предметы и явления окружающей действительности, происходит интенсивное усвоение родного языка. Удовлетворение познавательных интересов детей третьего года жизни, развитие их речи требуют сочетание дидактических игр с целенаправленным обучением на занятиях, осуществляемым в соответствии с определённой программой знаний, умений, навыков. На занятиях более успешно, чем в игре, формируются и способы учения: произвольное внимание, умение наблюдать, смотреть и видеть, слушать и слышать указания воспитателя и выполнять их.

Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д. К наглядности относятся: 1) предметы, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры; 2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; 3) наглядный показ пояснение словами игровых действий и выполнения игровых правил.

Созданы специальные типы дидактических игр: с парными картинками, типа картинного лото, домино с тематическими сериями картинок и др. Начальный показ игровых действий воспитателем, пробный ход, поощрительно-контрольные значки, жетончики, фишки- всё это также входит в фонд наглядных средств, которые используются для организации игр и руководства ими.

При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда, педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах установленного времени — большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и создает новые — полезные и увлекательные.

Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на занятия. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют занятиям; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение, усвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный на занятиях материал[1].

Настольные игры-пособия

К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия типа картинок, предметного лото, домино; тематические игры («Где что растет», «Когда это бывает», «Кому это нужно»и др.); игры, требующие двигательной активности, сноровки и т.д.

(«Летающие колпачки», «Попади в цель», «Гусёк» и др.); игры типа мозаики. Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнёров. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости.

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи ( яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).

Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта («Кто на чём ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие», и др.) Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях. Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, в игровых действиях и правилах которых имеется элемент соревнования в ловкости, точности, быстроте, сообразительности («Настольный кольцеброс», «Настольные кегли», «Волчок» и др.)

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение — повеселить, позабавить детей, порадовать их . Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия ,или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто скорее соберёт картинку» (на координацию движений) и др.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:

Бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно[2].

Руководство и управление подвижными играми

Образовательные и воспитательные функции подвижной игры могут быть успешно осуществлены только при умелом руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и нравственным поведением детей.

Подбор игр

Для решения постепенно усложняющихся задач по совершенствованию движений следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений, доведенных до двигательного навыка. Поэтому, как правило, для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием на двух ногах на месте и с продвижением вперед, спрыгиванием, подлезанием. Как известно, легче подчиниться правилам, скрытым внутри роли, поэтому в младших группах предпочтительнее использовать сюжетные подвижные игры, в которых одно-два правила (начинать и завершать действие по сигналу, выполнять движение по правилам: не задевать, не наталкиваться и т.д.), одна-две роли («Солнышко и дождик» — одна роль, «Кот и мыши» — две роли и т.д.). В младших группах можно применять игры соревновательного характера, направленные на повышение качества движения в индивидуальном выполнении: «Кто тихо пробежит» (дети по сигналу должны перебежать на противоположную сторону; посередине сидит воспитатель с закрытыми глазами; если он услышит тяжелый бег, то открывает глаза, и ребенок, нарушивший правило, выходит из игры), «Кто легко спрыгнет», «Кто подлезет и не заденет» и т.д.

В средней группе можно использовать подвижные игры не только с вышеназванными движениями, но и с бросанием («Мяч через сетку», «Лови, бросай, упасть не давай» и др.). Дети 4 лет уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. В играх соревновательного характера даются задания на быстроту выполнения движения («Кто быстрее добежит до флажка», «Кто самый ловкий» и т.д.). Для детей этого возраста доступны командные игры с элементами соревнования, построенные на беге или подлезании («Самолеты», «Цветные автомобили» и др.). В средней группе можно также использовать народные подвижные игры, включающие простые основные движения.

В старшем дошкольном возрасте появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие сюжетные подвижные игры. Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Целесообразно продолжить разучивание подвижных игр как своего, так и других народов[3].

Знакомство с новой игрой

Детей младшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с содержанием и правилами подвижной игры в процессе самой игры, игровых операций, знакомятся с сигналами, по которым следует начинать и заканчивать движения, и требованиями к их выполнению.

Например, знакомя детей с игрой «Солнышко и дождик», воспитатель говорит: «Солнышко. Пойдем погуляем на улицу. Попробуйте догнать меня! А теперь потянули руки к солнышку, вверх. Туча налетела. Дождь! Побежали все домой». При повторном проведении игры взрослый отчетливо произносит сигнал «Солнышко», разнообразит действия детей между сигналами, а после слова «Дождь» постепенно исключает подсказывающие указания.

Дети 4-6 лет способны понять и запомнить содержание и правила игры через их объяснение до начала действий, если оно четкое, краткое, выразительное. Для уточнения сигналов, по которым играющим предстоит действовать, сразу же после рассказа о содержании игры следует задать несколько вопросов. Например, в игре «Цветные автомобили»: «Когда можно выезжать из гаража? А по какому слову возвращаться в гараж? Помните: если автомобили столкнутся, то их нужно направлять в мастерскую для ремонта. Ехать дальше нельзя». Если игра включает произнесение текста, особенно в виде диалога, его лучше разучить заранее; четверостишие запоминается быстро при совместном проговаривании во время игры.

При проведении уже знакомых детям игр напомнить правила игры могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

Создание условий для игры

 В младших группах пособия, используемые в игре, целесообразнее располагать до объяснения. Тогда детям легче понять, где и как они должны располагаться; кроме того, объяснение будет осуществляться в ходе игры. Например, ставят скамейку, детям предлагают встать на нее — начинается игра («Воробушки и кот») или натягивают веревку, детей располагают около нее («Наседка и цыплята»). При проведении игры с детьми среднего и старшего возраста условия для игры могут создавать сами дети. Воспитатель предлагает поставить скамейку, разложить обручи, начертить границы перебежки и т.д. В дальнейшем эти умения могут пригодиться в самостоятельной деятельности.

Распределение ролей

Чаще всего в игре можно выделить три роли: ведущий, который подает сигналы, управляет игрой; водящий, который ловит, догоняет играющих; массовая роль, которую выполняют все остальные; как правило, их задача — не попасться водящему. Водящий должен владеть основными движениями, хорошо знать игровые правила и строго их выполнять. В играх, организуемых воспитателем, роль ведущего исполняет он сам.

В младшей группе воспитатель первоначально сам играет все три роли. Постепенно, по мере усвоения содержания и правил игры, воспитатель передает роль водящего ребенку, используя прием назначения. Для обеспечения адаптации играющих к условиям он чаще делает вид, что ловит. На роль водящего первоначально выбирают ребенка со средним уровнем владения движением, чтобы большинство детей смогли убежать. Назначая на роль водящего детей с разным уровнем активности в выполнении двигательных действий, воспитатель может регулировать нагрузку. К концу года все дети должны уметь исполнять роль водящего в знакомых играх.

В средней группе не только в известной, но и в новой игре роль водящего поручают ребенку. Если педагог уверен в том, что любой справится с ролью водящего, можно прибегнуть к выбору считалки. Как правило, детям нравится роль водящего, поэтому назначение на эту роль можно использовать как поощрение за удачные действия или другие качества играющих.

В старшем дошкольном возрасте при выборе водящего можно спросить детей: «Кого мы выбираем? Самого быстрого? Самого ловкого? Или того, кто умеет правильно ловить, кто ни разу не попался?». И т.д.

Чтобы показать детям различные удачные действия водящего, воспитатель берет эту роль себе. Следует отметить, что исполнение роли водящего взрослым значительно оживляет игру, усиливает ее эмоциональное воздействие.

Руководство в ходе игры

В процессе игры воспитатель должен следить за правильностью выполнения движений, соблюдением правил игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей. Регулирование нагрузки осуществляется через определение количества повторений игры, увеличение или уменьшение активности играющих путем назначения водящими детей с разным уровнем развития движений.

Разрешение конфликтов во взаимоотношениях между детьми в младших группах легче осуществляется через игровые образы. В средней и старшей группах для этого можно использовать разъяснение, удаление из игры, извинение.

Подведение итогов

Воспитатель или сами играющие оценивают успехи водящего и других детей, выясняют причины успешных действий, отмечают различные варианты, позволяющие достичь положительных результатов при решении двигательной задачи.

Проведение игр соревновательного характера

Подвижные игры с элементами соревнования вызывают у старших дошкольников большой интерес, увлекают их своей эмоциональностью, возможностью померяться силами, умениями, способностями. В таких играх ребенок мобилизуется, направляя усилия на достижение лучших результатов. Развитие игр соревновательного характера происходит от игр с индивидуальным соревнованием к коллективному соревнованию.

В играх с индивидуальным соревнованием, как правило, двое детей по сигналу одновременно выполняют одно и то же движение, а по итогам либо одному из них присуждается победа, либо — при одинаковом результате — обоим («Кто быстрее добежит до флажка», «Подбрось, поймай, не дай упасть на диван» и т.д.).

Затем можно переходить к командным играм, в которых победа команды определяется суммой очков, полученных ее членами. Игра рассчитана на то, что каждый ребенок может внести вклад в победу, равный вкладу другого ребенка; достаточно только выполнить установленное задание. Такой тип игр строится на выполнении всеми детьми по очереди одного основного движения в одинаковых условиях; при этом каждый ребенок действует изолированно. В этих играх отчетливо видны успехи и неудачи каждого играющего: они наглядно оформлены.

Такие игры можно строить на выполнении разных движений. Если ребенку не удаются метание, прыжки, он может успешно действовать в играх на сохранение равновесия, с подлезанием и т.д. Таким образом будут созданы условия для того, чтобы каждый в той или иной игре вкусил радость победы. Разделить детей на команды может сам педагог; при этом он стремится создать примерно равные по уровню физической подготовленности команды. Можно привлечь к их составлению капитанов, которые назначаются или выбираются и по очереди отбирают себе играющих (выбирает одного ребенка первый капитан, а затем таким же правом пользуется другой и т.д.).

Особую значимость в работе с дошкольниками имеют командные игры, в которых действия каждого следующего участника являются как бы продолжением действий предыдущего ребенка. В этом случае неудачи одного ребенка компенсируются еще большим усердием других. Эти игры предоставляют детям возможность выручить команду, «вырвать» победу. Дополнительная нагрузка на играющих, хорошо владеющих движением, еще больше их активизирует и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования двигательных навыков.

В этих играх наглядно отмечается не успех каждого ребенка, а победа всей команды. Это характерно для игр-эстафет, предусматривающих последовательное выполнение всеми детьми команды одного и того же движения («Перемени предмет», «Взятие крепости», «Чья команда больше выбьет фигур» и т.д.). Второй и последующие игроки команды получают право на выполнение двигательных действий или через передачу предмета, или через прикосновение.

Следует выделить также игры-эстафеты, в которых предусмотрено последовательное выполнение нескольких движений; при этом каждый член команды осуществляет только одно из них. Эти игры иногда называют комбинированными эстафетами. Они интересны тем, что в них есть распределение действий между детьми с учетом интересов и возможностей каждого из них. В таких играх успех команды нередко зависит от правильной расстановки сил, учета способностей детей к выполнению различных движений, уровня развития двигательных умений и физических качеств каждого играющего, осознания ими своих физических особенностей (рост, полнота и т.д.)[3].

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту детской игры, крайне важно серьезно подойти к организации и содержанию игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.

Руководство и управление играми с правилами во всех возрастных группах рассчитаны в основном на решение умственных задач воспитания и развития, а не на формирование новых более высоких способов деятельности.

 Для того чтобы дети играли самостоятельно, без излишней опеки воспитателя, могли сами регулировать возникающие у них затруднения и разногласия, необходимы несложные понятные правила. Ко многим существующим играм даны готовые правила, но они часто не охватывают игры в целом, имеют существенные упущения. Анализируя имеющуюся литературу по игре, можно сказать, что одним из важных структурных компонентов является правило.

Для того чтобы обеспечить условия для самостоятельной детской игры с правилами, воспитателю необходимы знания о строении игр, сложности или простоте их правил.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.Игра с правилами в детском саду М. Академический Проект, 4-е изд.2002
  2. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Мозаика-Синтез, 2014
  3. Пичугина Н.О., Ассаулова С.В., Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Феникс, 2002
  4. Степанкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений// электронная версия
    1. Руководство процессом игры

Игру следует
начинать организованно и без задержек
по условному сигналу (команда, свисток,
хлопок, взмах флажком, последнее слово
речетатива и т.д.). Рекомендуется подавать
различные сигналы, заранее сообщив о
нем детям и убедившись, что все игроки
поняли содержание игры и заняли
соответствующие места.

Руководитель с
самого начала игры внимательно следит
за ее ходом и за поведением отдельных
игроков, направляя их действия для
правильного развития игры. Кроме этого
в руководство игрой входит: исправлять
ошибки, добиваться сознательной
дисциплины, страховать наиболее сложные
действия в игре, добиваться проявления
положительных эмоций и исключить
проявление отрицательных.

Судейство.
Каждая
игра требует объективного беспристрастного
судейства. Руководитель игры является
и судьей. Задачи судьи:

  1. внимательно
    следить за соблюдением правил игры и
    привлекать к ответственности нарушителей;

  2. не допускать
    грубую игру, результатом которой
    является ухудшение техники игры,
    нетоварищеские поступки, чрезмерный
    азарт;

  3. судья может
    пользоваться мерами поощрения за
    качество выполнения (назначение
    дополнительных очков, предоставление
    некоторых преимуществ, выделение лучших
    игроков на роль капитана, судьи-помощника
    и т.д.);

  4. судья должен
    отчетливо и своевременно подавать
    сигнал, корректно делать замечания и
    не вступать в споры с играющими.

К судейству
рекомендуется привлекать поочередно
всех занимающихся. Это содействует
воспитанию организаторов игры.

Дозирование
нагрузки в игре.

Ответственной задачей для преподавателя
является определение правильной
дозировки в игре. Под воздействием
сильного эмоционального возбуждения
играющие легко переоценивают свои силы,
не дают себе отчета в действительной
степени наступившего утомления. Поэтому
преподаватель не может полагаться на
самочувствие игроков. Он должен учесть
возрастные особенности занимающихся,
их подготовленность и состояние здоровья,
размер площадки, вес и объем инвентаря,
температуру воздуха, число играющих и
многое другое.

Для решения этой
задачи можно использовать следующие
приемы:

— изменить
продолжительность и количество
повторений;

— увеличить или
уменьшить размеры площадки;

— усложнить или
упростить правила игры;

— использовать
инвентарь большего или меньшего веса
и размера;

— изменить количество
играющих и водящих.

Окончание игры.
Очень важно заканчивать игру своевременно
и организованно. Окончание игры чаще
всего зависит от ее содержания (согласно
правилам или в связи с окончанием
установленного времени). В продолжительных
играх руководитель сам определяет
окончание игры по первым признакам
утомления (неточность выполнения,
нарушение правил, рассеянное внимание,
снижение интереса). Руководитель должен
предупредить об окончании игры: «играем
еще один раз», «играем до смены водящего»,
«играем последнюю минуту».

    1. Подведение итогов игры

По окончании игры
руководитель должен, построив игроков
в исходное положение, объявить ее
результаты. Для этого он создает спокойную
обстановку, если нужно, собирает сведения
у помощников и счетчиков очков и громко
объявляет результаты. Ни в коем случае
нельзя допускать пререканий игроков с
судьей. Решение судьи обязательно для
всех. Объявлять результаты игры надо
лаконично, никому не делая скидок, чтобы
приучать детей к правильной оценке
своих действий и поступков.

После объявлении
результатов необходимо разобрать игру,
указав на ошибки, допущенные участниками
в технических приемах и тактике.
Необходимо отмечать играющих, которые
соблюдали правила игры и проявляли
творческую инициативу. При разборе
лучше усваиваются правила, уточняются
детали игры, улаживаются конфликты.
Разбор помогает руководителю уяснить,
насколько усвоена игра, что игравшим
понравилось и над чем надо работать в
дальнейшем.

Критерии оценки
умений и навыков играющих:

5 – точное соблюдение
правил игры, целесообразное применение
различных двигательных действий,
согласованные действия в команде,
достижение высоких результатов в игре,
проявление творческой двигательной
активности;

4 – небольшие
отклонения от целесообразного
использования двигательных действий,
пассивность во взаимодействиях играющих,
нарушение второстепенных правил игры;

3 – нецелесообразное
применение двигательных действий,
которые нарушают, искажают ход игры или
не соответствуют требованиям этики
игры, несогласованность взаимодействий
играющих: преимущественно игра на себя,
незнание или нарушение основных правил.

Вопросы для
самоконтроля:

    1. Задачи руководителя
      и этапы подготовки к игре.

    2. Требования к
      конспекту игры.

    3. Способы выделения
      водящих.

    4. Способы разделения
      на команды.

    5. Судейство и
      дозировка в игре.

    6. Подведение итогов
      игры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Не стойте на месте, чтобы не стать лёгкой добычей для противника! Для управления техникой вам нужны клавиатура и мышь.

Управление корпусом

Используйте клавиши W, A, S, D для управления машиной в ручном режиме.

Вы также можете управлять техникой в режиме круиз-контроля:

 — автоматическое движение вперёд;

 — автоматический задний ход.

Однократное нажатие на клавишу круиз-контроля активирует движение на наименьшей скорости, двукратное — на средней, а троекратное — на максимальной скорости.

 — блокировка гусениц машины для экстренного торможения. Эта функция особенно полезна, когда необходимо резко остановиться для выстрела.

Управление орудием

Управляйте орудием при помощи мыши. Двигайте мышью влево или вправо, чтобы развернуть орудие в горизонтальном направлении. Движение мышью вперёд или назад направит орудие вверх или вниз. Чтобы выстрелить, щёлкните левой кнопкой мыши.

У большинства машин орудие устанавливается на башню, которая может вращаться вокруг своей оси. Это позволяет поворачивать орудие в любую сторону, в то время как корпус танка остаётся неподвижным.

Многие САУ и ПТ-САУ башни не имеют. На такой технике орудие может перемещаться по горизонтали только до некоторого предела, после чего для дальнейшего перемещения понадобится доворачивать корпус. В аркадном режиме прицеливания машина автоматически доворачивается вслед за прицелом.

Устройство прицела

Каждый меткий выстрел приближает вас к победе, поэтому для танкиста очень важно освоить искусство прицеливания и стрельбы.

Прицел — это главный элемент на экране, необходимый для ведения огня. Изучите строение и функции прицела, чтобы понимать, как правильно целиться.

Интерактивное изображение. Чтобы получить подробную информацию, наводи́те курсор на точки .

Расстояние до цели

Отображает расстояние до выбранной цели в метрах.

Индикатор перезарядки

Отображает статус перезарядки орудия. Во время перезарядки становится красным.

Количество снарядов

Количество снарядов выбранного типа в боекомплекте.

Маркер кассеты

Отображается только для орудий с магазинной системой заряжания. Показывает, сколько снарядов осталось до полной разрядки кассеты.

Индикатор прочности

Помогает следить за состоянием прочности вашей машины, не отвлекаясь от прицеливания.

Таймер перезарядки

Скорость перезарядки вашего орудия в секундах. Между выстрелами ведётся обратный отсчёт до полной перезарядки.

Прицел

Всегда находится в центре экрана и совпадает с направлением камеры. Круг прицела обозначает только направление прицеливания, а не положение орудия.

В центре прицела находится прицельный маркер.

Круг разброса орудия

Чем этот круг меньше, тем лучше сведено орудие и тем точнее будет выстрел. Если вы не дождались полного сведения, то вряд ли попадёте в цель. Учитывайте, что разброс увеличивается при повороте орудия, движении машины и между выстрелами.

Круг сведения

Показывает, куда в данный момент наведено орудие. Круг сведения следует за прицелом с некоторым отставанием, потому что орудие не перемещается мгновенно.

В центре круга сведения находится маркер положения орудия. Для выстрела в нужном направлении маркер должен полностью совпасть с центром прицела.

Режимы прицеливания

Аркадный прицел

По умолчанию вы находитесь в аркадном режиме прицеливания. Камера расположена позади машины, и вы можете видеть свой танк, свободно следить за игроками вокруг и обозревать местность.

Этот стандартный режим прицеливания подходит для сражений на ближних и средних дистанциях.

Удерживая правую кнопку мыши, вы можете осмотреться, не меняя положение орудия.

Снайперский прицел

Снайперский прицел доступен для всех типов техники, кроме САУ, и позволяет играть от первого лица. Он незаменим для стрельбы по удалённым целям или по модулям.

 или   — переключение в снайперский режим.

В снайперском режиме справа от прицела появляется индикатор зума, который показывает, насколько увеличено изображение. По умолчанию максимальная кратность зума в игре — ×8. В настройках игры вы можете установить максимальную кратность зума ×25.

Не стоит играть в снайперском режиме постоянно: он нужен, чтобы сосредоточиться на одной цели, и не позволяет следить за окружающей обстановкой.

Автоматический прицел

В автоматическом режиме можно зафиксировать прицел на центральной области машины противника, и орудие само будет наводиться в эту точку. Такой режим может быть полезен при стрельбе в движении.

 — включить/выключить автоприцеливание.

Автоматический прицел деактивируется, если цель пропадает из зоны видимости.

Артиллерийский прицел

Артиллерийский прицел позволяет игроку на САУ видеть карту боя в режиме «вид сверху» и вести огонь на большие расстояния.

 или   — переключение в артиллерийский режим.

Линия, идущая к центру круга сведения, — это примерная траектория выстрела. Линия траектории учитывает ландшафт и может быть окрашена в один из трёх цветов:

  • зелёный — снаряд беспрепятственно долетит до области прицеливания;
  • красный — на пути снаряда преграда, например, скала или строение;
  • серый — цель за пределами досягаемости орудия.

Существует альтернативный артиллерийский прицел — вид от траектории. Этот режим похож на снайперский прицел и позволяет лучше оценить траекторию снаряда для более точного прицеливания.

 — переключение к виду от траектории.

Выбор цели и стрельба

В игре противники по умолчанию обозначены красным цветом, а союзники — зелёным. Когда в прицел попадает машина другого игрока, она подсвечивается контуром соответствующего цвета.

В игре существует автоматическая система наказаний за нанесение урона союзникам, а также за уничтожение союзной техники (см. Тимкилл).

Стрельба

Теперь, когда вы умеете управлять орудием и знаете всё об устройстве прицела, смело отправляйтесь в бой!

Чтобы выстрелить в машину противника:

  1. Наведите прицел на машину.
  2. Дождитесь, пока орудие повернётся туда, куда вы целитесь. Маркер положения орудия должен совпасть с центром прицела.
  3. Дождитесь, пока орудие сведётся и круг разброса станет минимальным.
  4. Нажмите левую кнопку мыши, чтобы выстрелить.

После выстрела дождитесь, пока орудие перезарядится и заново сведётся, — и вы снова готовы стрелять.

Индекс материала
Методы и приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой
Определение уровней развития игровой деятельности
Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б.Эльконину)
Все страницы

Страница 1 из 3

В дошкольной педагогике имеется много методов и приёмов воздействия на детей, выбор их зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приёмы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получив при этом желаемого результата.
Методические приёмы приносят результат в тех случаях, когда воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребёнка.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру и организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько изменённых условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определённом порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры поставить его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми дошкольного возраста.
По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условий предметно-игровой среды. Смещается акцент с обучения на активизирующее общение взрослых с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослый выступает в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П.Усовой, Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой. Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослых. Они раскрыли три направления руководства:

  • приёмы, направленные на формирование игры;
  • приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;
  • приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.

Названные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

  • подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
  • основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приёмы);
  • участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Используются также термины «руководство», «формирование», «управление игрой» (Н.Я.Михайленко). Руководство игрой – тип педагогического взаимодействия, направленный па передачу детям способов игровой деятельности. Управление – косвенные методы воздействия на игру. Руководство – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве. Н.Я.Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего возраста (см.: Михайленко, Н.Я. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Н.Я.Михаленко. – М., 1987).
Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л.Новосёловой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников, включающий следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям жизненного опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение конкретными действиями. Термин «руководство» синонимичен термину «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста и уровня развития детей. Например, в младшем возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первому и второму компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем возрасте становятся актуальными третий и четвёртый компонент.
На четвёртом году жизни Н.Ф.Тарловская предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию. Выделено два способа подготовки детей к принятию ролей:

  • организованные наблюдения за профессиональной деятельностью взрослых,
  • эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путём внесения новых атрибутов в игру детей можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать приём «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребёнок, влияет на игру ребёнка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждая детей вступить в параллельную игру. Для подготовки детей к ролевому взаимодействию Н.Ф.Тарловская предлагает использовать образцы содержательных ролевых диалогов, где игровые действия сведены до минимума или исключены вообще.
Т.М.Бабунова разработала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. По её мнению, роль воспитателя при руководстве игрой включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры. Т.М.Бабунова предлагает следующие приёмы руководства.

  • Обучение игровым действиям через развёртывание игровой деятельности.
  • Исполнение воспитателем главной роли.
  • Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.
  • Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
  • Сюрпризное появление шутки.
  • Создание воображаемой ситуации.
  • Совет, напоминание.
  • Обновление игровых зон.
  • Введение игрового тренинга, правил поведения.
  • Разыгрывание воображаемой ситуации.
  • Внесение образных игрушек.

Мы предприняли попытку отобрать из методической литературы, технологий разных авторов и систематизировать основные методы и приёмы проведения сюжетно-ролевой игры. При составлении перечня методов и приёмов, способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста нами использованы методические материалы С.Л.Новосёловой, Н.Я.Михайленко, Т.М.Бабуновой, В.И.Турченко и др.

Методы и приёмы, способствующие обогащению сюжета и содержания игры

  • Расширение знаний детей об окружающем мире через наблюдение окружающей жизни, организованные занятия, чтение художественной литературы, рассказывание случаев, реальных и фантастических (С.Л.Новосёлова);
  • индивидуальная игра воспитателя с ребёнком, при этом воспитатель исполняет главную роль (Н.Я.Михайленко);
  • внесение образных игрушек (Т.М.Бабунова);
  • приём параллельной игры (Н.Ф.Тарловская);
  • приём ролевой игры с продолжением (Н.Палагина);
  • игра в телефон (Н.Палагина);
  • обыгрывание с помощью кукол сюжетов из жизни в детском саду;
  • разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций

Методы и приёмы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений

  • Игры, облегчающие адаптацию («Приходите ко мне в гости», Н.Ф.Тарловская);
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни и аккуратное направление замыслов и действий детей с использованием косвенных приёмов руководства (советов, реплик, подсказок, вопросов, изменения игровой среды и др.), при этом взрослый выступает как равноправный партнёр (С.Л.Новосёлова);
  • участие воспитателя в игре в главной роли (Н.Я.Михайленко);
  • использование многоперсонажного сюжета: «Два врача», «Два шофёра» (Н.Я.Михайленко);
  • внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
  • создание разновозрастных игровых триад (В.И.Турченко)

Косвеные приёмы руководства

  • Обновление игровых уголков: внесение предметов-заместителей, съёмных панелей (Т.М.Бабунова);
  • изменение игровой среды (С.Л.Новосёлова);
  • наблюдение, экскурсия;
  • создание воображаемой ситуации (Т.М.Бабунова);
  • объявление по воображаемому радио об открытии новых больниц, магазинов и т.д.

Педагогические рекомендации

  • Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведённое для игры, другими видами деятельности.
  • Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
  • Эффективным приёмом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с каждым ребёнком, а в конце четвёртого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
  • В руководстве детьми большое место занимают косвенные приёмы руководства, которые не мешают ребёнку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребёнка.
  • Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
  • Педагог должен как можно чаще ставить ребёнка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Критерии оценивания игровой деятельности

По условиям:

  • уровень ресурсного обеспечения;
  • создание предметно-игрового пространства в группе с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
  • уровень инновационной игровой компетентности педагогов;
  • уровень планирования игровой деятельности;
  • уровень организации и руководства игровой деятельностью;
  • создание благоприятного психологического климата для общения в процессе игровой деятельности;
  • уровень понимания, признания, принятия ребёнка педагогом;
  • уровень сотворчества, сотрудничества с детьми в игровом процессе;
  • уровень создания ситуации успешности в игровой деятельности;
  • эффективная помощь детям в самовыражении средствами игровой деятельности;
  • использование индивидуально-дифференцированного подхода к детям в игровой деятельности.

По результатам:

  • уровень воспитанности детей в игровой деятельности:
  • культура поведения;
  • культура общения;
  • уровень личностного и эмоционально-волевого развития ребёнка:
  • мотивы поведения;
  • развитие чувств;
  • развитие волевых действий;
  • развитие самооценки, инициативности;
  • эмоциональный интерес к окружающим людям;
  • уровень физического и психического здоровья детей:
  • двигательная активность детей, её целенаправленность и избирательность;
  • двигательные умения;
  • поведение детей;
  • настроение;
  • уровень интеллектуальной активности в процессе игровой деятельности:
  • представления об окружающем мире;
  • развитие психических процессов, речи;
  • познавательная культура.


Игровая графика, дизайн уровней, анимация персонажей, искусственный интеллект — все это довольно субъективные вещи, чья реализация в играх может по разному оцениваться специалистами. Однако в одном все знатоки компьютерных игр обычно единодушны: неудачный интерфейс пользователя (ИП) может легко погубить любую игру, несмотря на все ее прочие достоинства. Как утверждают известные геймдизайнеры, плохой интерфейс может испортить любую игру. Важность интерфейса не вызывает сомнений у разработчиков.

Стоит обратить внимание на то, что интерфейс игры, в сущности, состоит из двух частей. Первая — это интерфейс оболочки, представляющий собой набор различных меню: с его помощью настраиваются звук и изображение в игре, переназначаются клавиши управления, запускается сетевой режим, загружаются сохраненные игры, выполняется выход из игры и тому подобное. Вторая часть интерфейса — это внутриигровой интерфейс, то есть то, что отображается на экране во время игры.

Не меньшее значение для игры имеет и система управления. Ее нередко путают с интерфейсом пользователя из-за их тесной взаимосвязи. Часто бывает, что игрок не может справиться с управлением персонажем (или юнитом, игровой единицей, или машиной, или его не устраивают предлагаемые игрой положения камеры).

В других случаях управление организовано прекрасно, но объекты на экране реагируют на команды игрока слишком медленно или неточно.

Многие согласятся, что труднее всего сделать хороший интерфейс для спортивных игр. В случае командных игр (футбол, баскетбол, хоккей) дело осложняется еще и тем, что нужно обеспечить возможность выбора любого игрока для управления, а в некоторых играх и вовсе — одновременно давать указания остальным членам команды.

Хороший интерфейс важен для любых программных продуктов, а не только для игр. Выдающиеся игры должны быть первыми по всем показателям: интерфейсу оболочки, внутриигровому интерфейсу, графике, игровым настройкам, балансу игровых параметров, сюжету и т. д. Провал в исполнении хотя бы одного из этих элементов способен серьезно ослабить игру в целом. Нет смысла рассуждать о том, какая из частей игры важнее остальных. Выражаясь образно, интерфейс является точкой соприкосновения колес и дороги, то, что связывает игру и пользователя.

Настройки игры лучше всего оформить в виде отдельного меню или набора экранов в оболочке игры. В случае большого количества настроек это не даст игроку запутаться. Необходимо показываться только ту информацию, которая необходима в данный конкретный момент. Если определенный выбор исключает другие варианты, необходимо показать их ненужность, затенив их или вовсе убрав с экрана.

Часто разработчикам приходится сталкиваться с одной и той же проблемой: как увеличить размер игрового окна, сохранив при этом доступ ко всем командам интерфейса. Иначе говоря, дизайнеры пытаются одновременно скрыть элементы интерфейса, чтобы освободить экран, и оставить их легкодоступными.

Спрятать элементы интерфейса не составит никакого труда, если только вы не задумываетесь о том, как много действий должен сделать игрок, чтобы осуществить в игре то или иное движение. Точно так же ничего не стоит оставить все элементы интерфейса доступными, если не думать о том, какую часть экрана вы при этом займете. Поиск баланса между этими требованиями — постоянная забота дизайнеров. В начале проекта необходимо определить соотношение между реальной площадью экрана и площадью, отведенной под интерфейс. Необходимо разделить элементы интерфейса на две группы: постоянно используемые и те, что требуются реже. Первые должны быть доступны максимум за два шага (под шагом здесь понимается щелчок мышью, перетаскивание объекта мышью или нажатие клавиши). Вторые могут быть скрыты за кнопкой «Параметры» или соответствующей пиктограммой.

Каждая игра имеет уникальное управление, а значит, формулировать общие правила довольно трудно.

Тем не менее именно здесь зачастую рождается настоящее волшебство игры. Обычно применяется несколько вариантов управления: с помощью мыши, клавиатуры, джойстика, геймпада, руля и педалей. Есть и другие возможности, но большинство дизайнеров ограничиваются этим набором, чтобы сделать игру более доступной. Необходимо решить, какие устройства или их комбинации больше всего похожи на инструменты или системы управления в реальной ситуации, смоделированной в игре. Впрочем, в большинстве случаев оказывается, что ни один из компьютерных контроллеров и рядом не лежал с реальным аналогом.

Приложение класса «пошаговая стратегия» является игрой, в которой карта представлена основным элементом изображения. Игра была разработана для работы с разрешением 800×600, но игрок получит максимальную возможность для игровых действий, установив дисплей в наибольшем разрешении.

Следует учесть, что при игре в сетевом режиме, если вы не используете максимальный формат разрешения 800х600, то нижние кнопки на информационном окне могут быть скрыты. Если используется 800х600, вам необходимо переместить или скрыть нижнюю панель задач вашей системы, если она у вас имеется.

Кроме того, используемое интеллектуальное приложение разработано для работы на 24-битной кодировке цвета. При запуске 16-битной кодировки вы увидите некоторые изменения в графических иконках

Рассмотрим возможности интерфейса на примере игры DeluxeEmpire

Игровой интерфейс состоит из нескольких компонентов:

– Опции меню (The Menu options) — этот компонент поможет вам найти больше данных и выполнять различные команды игры

– Строка состояния (TheStatusBar) — данная строка дает вам актуальную информацию о происходящем в игровой сессии с вашей точки пользователя

– Информационное окно (The Information Window) — окно, которое может быть скрыто, может отображаться и отсоединяться. Оно даёт пользователю информацию о выбранной клетке поля или о выбранное единице

– Карта (TheMapViewingArea) — непосредственно на ней происходят действия

– Окна полосок прокрутки (TheMapWindowScrollBars) — данные окна появляются, когда это необходимо, чтобы помочь вам перемещаться по карте

– Окно чата (The Chat Window) — позволяет общаться с онлайн-противников и управлять онлайн-игрой

Это главная информация о текущем выбранном персонаже или квадрате, или информация о действиях на карте. Эти сообщения могут быть прокручены с помощью нажатия «+» «или «—». Существует также вариант меню для отображения важных сообщений о статусе игры, который мы записали под Display — Status Messages.

Если персонаж находится в пределах своего диапазона, то появится сообщение «ShortonFuel», что означает — «Хватает топлива». Если персонаж не был запущен, то будет появляться сообщение «AwaitingLaunchSequence», что означает — «Ожидаю запуска».

Индикатор погоды показывает текущие погодные условия на текущем квадрате (ячейке поля)

Указатель хода показывает вторичный цвет текущего активного игрока и отображает текущий номер хода. Если пометить курсором над указателем хода, то появится сообщение с подсказкой, где будут отображены данные игрока.

Кнопка «Переключение направления прокрутки мыши» появляется, когда путь на карте прокручивается, используя колесико мыши (с севера на юг). При нажатии на эту кнопку чередуется направление от Севера на Юг и с Запада на Восток. Нажатие вниз на колесико мыши примет эти изменения.

Окно карты — это активная область, где большинство команд уже приняты. Используя ввод мышкой и клавиатурой, можно вызвать несколько вариантов:

– Просмотр карты.

– Выбор персонажа на карте.

– Управление персонажем на карте.

Управление персонажем включает в себя индивидуальные задачи, передача задач персонажа, групповой выбор, перемещение и наблюдение за путем задачи, главный ход персонажа.

Зона обзора карты отображает всю видимую область отображения. Неизвестная местность отображается как «Unexplored». В зависимости от установок, карта может прокручиваться по вертикальной и горизонтальной плоскости. Есть несколько ключевых команд, которые могут быть использованы.

Кликая на квадрат, делаем его текущим. Если персонаж в данный момент на этом квадрате, то он тоже становится текущим. Двойной щелчок осуществляет ту же операцию и вызывает вкладку на информационном окне. Вкладка появляется в зависимости от типа и содержания квадрата.

Карта может быть прокручена с помощью горизонтальных и вертикальных бегунков, если доступно. Также карту можно прокрутить, используя мышь, если доступно. Вкладка статуса имеет кнопку прокрутки, которая также может быть нажата, чтобы изменить направление.

Всплывающая подсказка может быть активирована через меню дисплея, а если курсор мыши проходит над квадратом, то дополнительная информация будет отображена в подсказке.

Таким же образом, клавиатура используется для включения «режима опроса». Появится вторичный курсор, и всплывающая подсказка даст подробную информацию о текущей ячейке, в которой находится этот курсор. Используя цифры на клавиатуре для направления движения, можно подвинуть и курсор. Это симулирование щелчка мыши в квадрате с курсором опроса.

Среди возможностей карты есть масштабирование, позволяющий осмотреть больше территории или получать дополнительную информацию. В меню отображения расположены настройки масштабирования. При нажатии подходящих горячих клавиш масштабирования, можно переместиться в центр текущей выбранной области в зоне, которая просматривается. Существует горячие ключевые возможности для переключения вида с наземной перспективы, где все иконки одинакового размера, к орбитальной перспективе, где иконки, которые располагаются на земле, меньше или к рельефному виду, где не отображаются персонажи.

Самый верхний видимый персонаж всегда отображен. Для выбора достаточно просто кликнуть по нему. Двойной щелчок вызывает информационное окно. Выбор персонажа в ячейке, которая не самая верхняя, правой клавишей мыши по ней и выбор форму персонажа в «Меню активации», и этот персонаж станет в данный момент выбранным.

Управление на карте осуществляется правым кликом мыши на персонажа и выбором команды. Можем выбрать действия и команды.

Управление с помощью мыши:

  1. Нажимаем и удерживаем левую клавишу мыши до тех пор, пока не появится линия движения.
  2. Двигаем курсор в то месте, куда хотим переместить персонажа.
  3. Для создания средней точки следует нажать правую кнопку мыши на желаемом месте (левая клавиша не отпускается). Если нужно удалить последнюю среднюю точку, то жмем клавишу shift и правую кнопку мыши.
  4. Для завершения хода отпустите левую кнопку мыши.

Для повторения хода (PatrolPath) удерживайте shift перед тем, как отпустить левую кнопку мыши. Имейте ввиду, что не нужно удерживать клавишу shift пока путь персонажа не будет успешно сформирован и построен, и можно будет отпустить левую кнопку мыши. Когда ход построен, персонаж двигается вперед к нужной точке и повторяет ход. Для завершения хода нажимаем Escape.

Аналогично повторению хода, базовый наблюдательный ход может быть совершен с использованием мыши, достаточно лишь чтобы персонаж был активен в данный момент для предполагаемой базы. Проводим линию хода в нужном направлении, удерживаем клавишу Ctrl и отпускаем левую кнопку мыши.

Управление с помощью клавиатуры:

  1. Входим в «Режим перемещения» с помощью установленной клавиши.
  2. Используем клавиши перемещения для создания хода к желаемой точке.
  3. Создаем среднюю точку, нажимая соответствующую клавишу. Аналогично для окончания средней точки.
  4. Завершаем ход, выходим из «Режима перемещения».

Аналогично выполняются и остальные ходы.

Если производится ход, то его можно просмотреть, выбрав персонажа и применив опцию «Просмотр текущих задач».

Можно просмотреть текущие шаги любого дружественного персонажа на локации, выбрав в меню опцию «Показать шаги на локации». Теперь будет возможно кликнуть в любое место на карте, и ходы там будут отображены. Жмем Escape, чтобы покинуть эту опцию.

Получение указаний по заданию представляет собой средство присвоения заданий на локации, и выдачи спецификаций, которые персонаж использует на этих заданиях, если не имеет своих. Когда персонаж активен и не имеет заданий, то он проверяет есть ли соответствие с этими спецификациями. Если да, то персонаж начнет выполнение задачи. Указания создаются и изменяются с помощью выбора локации, где были выполнены задания. Затем нужно открыть вкладку «Местность» в информационном окне, и там создавать и редактировать указания. Интерфейс аналогичен вкладке «Задания». В дополнение к очереди заданий тип персонажа и его уровень определяют возможность выполнения того или иного задания.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, информационное окно, левая кнопка мыши, персонаж, элемент интерфейса, управление персонажем, двойной щелчок, дополнительная информация, сетевой режим, хороший интерфейс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Телефон alcatel кнопочный инструкция по применению
  • Детский арбидол инструкция по применению в таблетках от 3 лет
  • Методические приемы руководства дидактической игрой
  • Укладка брусчатки своими руками пошаговая инструкция на бетон
  • Противовирусное средство арпефлю инструкция по применению взрослым