Руководство в образовательной сфере

Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37.091

Дата публикации 20.03.2023

Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента общего и профессионального образования, ОГАОУ ДПО «БелИРО», г. Белгород, logvinova_av@beliro.r

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты деятельности эффективного руководителя образовательной организации, позволяющие руководить коллективом в современных условиях и с учетом потребностей в сфере образования. Через призму понятий «менеджмент» и «менеджер» автором рассмотрены и проанализированы управленческие функции руководителя, как ключевой фигуры системы управления образовательной организации.
Ключевые слова: руководитель, менеджмент, профессиональная компетентность, профессиональная образовательная организация.

Functions of the head of a professional educational organization in modern realities

Petrenko Anastasiia Vladimirovna
Ph. D. in Sociology, Associate Professor of the Department of Management of General and Vocational Education, Belgorod Institute of Education Development, Belgorod

Abstract: The article considers the features of the activity of an effective head of an educational organization, allowing leading a team in modern conditions and taking into account the needs in the field of education. Through the prism of the concepts of «management» and «manager», the author considers and analyzes the main managerial functions of the head of a professional educational organization as a key figure of management.
Keywords: head, management, professional competence, professional educational organization

Правильная ссылка на статью

Петренко А.В. Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/funktsii-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizatsii-v-sovremennykh-realiyakh.htm (Дата обращения: 17.03.2023)

В современных условиях система образования рассматривается как отрасль рыночной экономики, которая в свою очередь предъявляет принципиально новые требования к деятельности образовательных организаций. Коммерциализация образования, трансформация рынка труда, усиление конкуренции, появление ситуаций неопределенности, требующих принятия оперативных управленческих решений, овладение новыми технологиями организации профессиональной деятельности руководителей явились предпосылками изменений, происходящих в системе управления образовательных организаций различных типов (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования [1]).

Тем самым потребовались новые разработки в системе управления, которые были бы ориентированы на повышение уровня профессиональной компетентности руководителя, выражающейся в знании объекта управления – образовательный процесс, умении анализировать возникающие проблемы и находить альтернативные подходы к их решению. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика эффективной деятельности руководителя по подготовке альтернативных стратегических решений и осуществление анализа текущих и перспективных условий деятельности образовательной организации. Исходя из этого, под управлением образовательной организации понимается деятельность руководителя, направленная на выработку решения, принятие мер и проведение мероприятий, контроль за выполнением решения, завершающийся анализом последствий и подведением итогов. Поэтому процесс управления образовательной организацией – сложный и многоаспектный процесс, основанный на принципах (разделения труда, власти, дисциплины, единства распорядительства, подчинения общим интересам, централизация, скалярной цепи, порядка, справедливости и т.д.) и ориентированный на потребности современного рынка. От эффективности управления зависит успешность и востребованность образовательной организации.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [1].

В номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. №225, должность «Директор» относится к разделу II. Должности руководителей образовательных организаций, 1. Должности руководителей [2].

Существующие на данный момент нормативные документы (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [3]) системно и полноценно отражают трудовые действия руководителя образовательной организации, также являются объективным измерителем квалификации руководителя, средством отбора на должность руководителя образовательной организации, основой для формирования трудового договора.

Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам» [1]. Однако работа многих руководителей строится на интуитивном уровне в рамках так называемого «ручного управления», что не соответствует современным, новым требованиям к управленческой деятельности в сфере образования.

Решение проблем, возникающих в системе управления образовательной организацией, требует разъяснения в отношении таких понятий как «менеджмент» и «управление», «менеджер» и «руководитель».

Понятие «менеджмент» рассматривается учеными как симбиоз теории и практики, направленный на эффективное применение материально-технических, кадровых, и финансовых условий для достижения стратегических целей. Ряд исследователей считают «менеджмент» и «управление» тождественными понятиями: менеджмент – управление в условиях рынка.

«Менеджером» называют «профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением» [4]. По мнению
А. Файоля, который первым предложил рассматривать процесс управления как отдельный вид научных исследований, «управление» – способность руководителя вести организацию к основной цели ее существования, при этом используя все имеющиеся ресурсы для достижения максимально возможного результата. Он выделил шесть основных функций руководителя организации: прогнозирование, планирование, организация, координирование, контроль, администрирование [5].

П. Друкер считал основной задачей менеджмента – сплочение людей для достижения общей цели управляемой организации, включающей в себя развитие ответственности у сотрудников за принятые решения и развитие индивидуальных способностей каждого участника образовательного процесса, а также выстраивание коммуникации между участниками трудового коллектива [6].

В современных реалиях управление образовательной организацией представляется сложной работой ввиду того, что государство наделило полномочиями образовательной организации самостоятельно решать широкий спектр управленческих задач и нести полную ответственность за принятые решения. Поэтому руководитель образовательной организации – во-первых, стратег-профессионал, способный «предвидеть» перспективы развития наперед исходя из имеющихся ресурсов и условий; во-вторых, лидер, пропагандирующий среди коллег новые ценности; в-третьих, энтузиаст, заинтересованный в достижении максимального результата.

Профессионализм руководителя образовательной организации – это сложный симбиоз двух уникальных форм деятельности: управленческой, требующей оперативного решения множества специфичных задач, и педагогической, раскрывающейся в умении правильно организовать образовательный процесс. Подобное совмещение требует от руководителя целостного и глубокого анализа проблем образовательной организации, умения находить из множества альтернатив их решения наиболее целесообразный и эффективный.

Разными авторами выделяются различные группы управленческих функций руководителя образовательной организации. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну [4], основные функции руководителя – стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, мотивация персонала; контроль деятельности организации, ее подструктур и отдельных работников.

Другие ученые (Ф. Рубахин, А.Л. Журавлев и В.Г. Шорин) выделили целую систему функций руководителя: производственные (координация деятельности педагогов для выполнения учебного плана, обеспечение роста учебных показателей, организация сопряженной и ритмичной работы, контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда) и социально-психологические (снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными) [7, с.27-28].

Крымовская И.А. выделяет также нормотворческую функцию, направленную на создание или санкционирование общеобязательных правил поведения (норм), регулирующих поведение участников определенных правовых отношений [8].

Целесообразно представить следующую систему функций руководителя образовательной организации:

  • административно-организационные, включающие в себя решения основных задач образовательной организации, связанных с распределением обязанностей между членами коллектива, контроль за выполнением заданий и соблюдением правил внутреннего распорядка и других локальных нормативно-правовых актов, оценка результатов деятельности организации в целом;
  • стратегические, связанные с постановкой стратегических целей образовательной организации, разработкой Устава, программы развития, миссии, стратегического плана;
  • экспертно-консультативные, подчеркивающие важность и авторитетность руководителя, как профессионала своего дела;
  • коммуникативные, выражающиеся в умении руководителя общаться со всеми субъектами и объектами образовательного процесса;
  • воспитательные, связанные с умением руководителя обеспечивать воспитательный эффект в формировании профессиональных компетенций сотрудников своей образовательной организации.

Этот перечень функций, которые выполняет руководитель, далеко не исчерпывающий, так как руководитель образовательной организации – это объект управления, характеризующийся множеством таких параметров, как педагогический состав, контингент обучающихся, финансовые возможности, соответствие занимаемых площадей нормативным требованиям, обеспечение образовательного процесса, его основные показатели, успеваемость обучающихся и т.д. Поэтому деятельность руководителя образовательной организации – это комплексная и эффективная работа, определяемая позитивными результатами, а эффективные руководители являются важнейшим ресурсом любой образовательной организации.

Таким образом, в науке присутствует множество интерпретаций понятий «менеджмент» и «менеджер». В связи с парадигмальными изменениями, происходящими в системе российского образования, управленческая деятельность руководителей образовательных организаций подразумевает наличие у него не только профессиональной компетентности и лидерских качеств, но и организаторских способностей, необходимых для непрерывного координирования трудовой деятельности каждого сотрудника в отдельности и коллектива в целом. От профессиональной компетентности руководителя зависит развитие образовательной организации, а от умения правильно принимать решения – ее имидж и конкурентоспособность в современном образовательном пространстве.


Список литературы

Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1 (дата обращения: 10.03.2023).
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410073/ (дата обращения: 10.03.2023).
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н. URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Диалектика-Вильямс, 2020. 672 с.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Книга по требованию. 2022. 122 с.
6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2018. 276 с.
7. Вахнина В.В., Ульянина О.А., Мальцева Т.В. Психология управления : учеб. для высшей школы. М.: Академия управления МВД России, 2020. 284 с.
8. Крымовская И.А. Нормотворческая функция в профессиональной деятельности руководителя профессиональной образовательной организации // Актуальные вопросы современной педагогики и образования: сборник статей Заочной научно-практической конференции, 2015 (г. Москва). 2015. С. 176-186.

← Предыдущая статьяОпыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения

Следующая статья →Аспекты логопедической работы по восстановлению чтения при сенсорной афазии



Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3].

Система управления современной образовательной организацией — это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики. Личностные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, безусловными лидерскими качествами, умением жить в эпоху информационных технологий, стремлением к личностному и профессиональному развитию [4].

Исследованию специфики деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией, его правовых полномочий, должностных инструкций, профессиональных компетенций и т.д. посвящены работы многих ученых: В.И. Андреева «Саморазвитие менеджера» (2014), Беляковой Е.К., Голубевой Л.В.«Справочник директора школы» (2007), Л.М Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (2010), Пономаревой Н.И., Сыромятниковой Л.М «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения» (2006), К.М Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» (2011) и др.

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на следующие аспекты: правовой статус руководителя школы; должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат школы; взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [5].

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).

Рис. 1. Функции управления

Говоря о современной системе управления, следует отметить, что руководитель образовательной организации должен находиться в постоянном развитии и способствовать оптимизации реализации обозначенных функций, эффективно используя человеческие ресурсы. Для этого не достаточно подобрать квалифицированные и компетентные кадры, необходимо создать психологически комфортную среду для установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива и проводить систематическую работу по их поддержанию и расширению. Умение установить такие связи – одна из компетенций современного руководителя [1].

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).

Рис. 2. Принципы управления

Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале ХХ века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя, его роли как лидера организации. Рассматривая стиль руководства как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) реализации этих методов, исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный; демократический; нейтральный (либеральный) [2].

Характеристика стилей управления организацией представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стили руководства организацией

Критерии руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Либеральный (нейтральный)

Характер принятия решений

Единоличный

Дискурсивный

Отстраненный

Тип управления

Командно-директивный

Коллегиальное обсуждение

Нейтральное ожидание

Отношение к инициативе

Полное подавление

Поощрение

Передача в руки подчиненных

Стиль общения

Формально-жесткий

Дружелюбно открытый

Либерально-фамильярный

Отношение к дисциплине в коллективе

Подавление инициативы

Дифференцированный подход

Попустительство

Как известно из теории и практики управления, «чистые стили управления» практически не встречаются, наиболее оптимальным является авторитарно-демократический стиль. Именно он позволяет руководителю реализовывать принцип коллегиальности, при котором наблюдается децентрализация полномочий, активное участие сотрудников в принятии решений, и, одновременно реализовывать принцип единоначалия, при котором он принимает единоличные решения.

Деятельность современного руководителя предполагает и мотивирование деятельности своих сотрудников, так как современные педагоги, в особенности молодые, достаточно амбициозны и не всегда способны к профессиональным «подвигам». Грамотно спроектированная работа руководителя создает внутреннюю мотивацию, построенную на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого сотрудника в деятельность и развитие организации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве.

Литература:

  1. Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование.- 2014. — №11(15) — с.26
  2. Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. — М.: Смысл. — 2001. — 241 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия. — 2002. — 576 с.
  4. Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616.
  5. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К. М. Ушаков; отв. Ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь. — 2011. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, система управления, современный руководитель, специфика деятельности руководителя, общеобразовательная организация, руководитель, современная образовательная организация, функция управления, правовой статус руководителя школы, профессиональная компетенция директора.

Современный руководитель образовательного учреждения

В
настоящее время в системе образования
России насчитывается около 140
тыс.

государственных образовательных
учреждений различных видов, типов, почти
1,5
тыс. научных организаций, инновационных
центров, технопарков, в которых обучается,
воспитывается и работает около
39
млн.
человек.

Руководителям
школ

важно знать основные
принципы государственной политики в
сфере образования:

гуманистический характер образования;
приоритет человеческих ценностей, жизни
и здоровья человека, свободного развития
личности; связь с национальными,
региональными, культурными традициями;
общедоступность образования в пределах
государственного образовательного
стандарта; светскость образовательной
системы; демократический
государственно-общественный характер
управления образованием; свобода
плюрализма в образовании; независимость
государственных образовательных
учреждений от идеологических установок
и решений партий, общественно-политических
движений.

Для
достижения целей, поставленных обществом,
государством и личностью, на каждой
ступени образования и учебного заведения
требуются координация, организация,
планирование, регулирование и контроль
деятельности органов управления
образованием. На руководителей
учебных заведений

возложена весьма деликатная
функция:
практически согласовать, увязать в
единое целое реальные противоречивые
формы проявления интересов государства,
педагогического коллектива, отдельных
сотрудников, в том числе и свои личные,
а также уметь реализовать в
учебно-воспитательной деятельности
идеи и находки творчески работающих
преподавателей, педагогов-новаторов и
ученых.

В
современной жизни применяется термин
«менеджмент»,
что означает «скоординированная
деятельность по руководству и управлению
организацией».

В
условиях
рыночных отношений для подготовки
конкурентоспособной личности необходимы
высококвалифицированные руководители
органов управления системой. Наряду с
профессиональными
знаниями

они должны обладать высокими моральными
и волевыми качествами
;
способностью анализировать
и обобщать педагогические явления
;
творчески
подходить к работе
,
видеть
цель и перспективы развития образовательного
учреждения

в условиях рыночной экономики.
Руководителям
необходимы глубокие знания современных
методов организации и управления системы
образования, экономики отрасли. Важное
качество- чувство нового, умение оценить
по достоинству инновации в образовательной
сфере.

К
этому можно добавить, что особое значение
имеют: морально-волевые, деловые,
организаторские качества, склонность
к определённому виду труда, потребность
в самообразовании. Существенное значение
имеют такие черты
характера

руководителя,
как определенность,
цельность,
уравновешенность,
твердость.

Определенность
означает стабильное поведение руководителя
в различных ситуациях; цельность

единство слова и дела, логичность
поступков; уравновешенность
— сдержанное, терпеливое отношение к
людям, ровное поведение, умение
контролировать себя; твердость
— обязательное выполнение принятых
решений, несмотря на возникающие
препятствия.

Служебный
авторитет

достигается умелой организацией работы
коллектива для выполнения поставленных
задач, обеспечением соблюдения дисциплины
на основе предоставленных должностью
прав и полномочий. Органическое
соединение личного и служебного
авторитета
составляет
реальный авторитет руководителя.

Можно
выделить основные
группы качеств личности руководителя
современного учебного заведения:

1.
Качества
профессиональной
и общекультурной компетентности

руководителя (образованность,
эрудированность, ум, знания руководства,
организаторские способности и т.п.).

2.
Качества общения
руководителя с преподавателями

(общительность, вежливость, естественность
поведения, обаятельность, искренность,
тактичность, уравновешенность, скромность,
находчивость в общении, чувство юмора
и т.п.).

3.
Качества позитивного
отношения руководителя к учащимся и их
родителям

(уважение, понимание, забота, доброта,
доброжелательность, отзывчивость,
внимательность, справедливость,
терпимость и т.п.).

4.
Качества неспецифических,
внешних сторон деятельности

(пунктуальность, настойчивость,
требовательность, строгость,
исполнительность, ответственность,
трудолюбие, добросовестность,
дисциплинированность и т.п.).

Высшим
уровнем профессиональной культуры
руководителя является его умение быть
творцом общения.

Управленческую
деятельность можно рассматривать

для самого руководителя как его субъекта
(творца) многофакторным процессом, где
существует немало путей и способов его
оптимальным овладением. Все эти факторы
можно подразделить на две большие группы
основной деятельности: личностные
и операциональные.
Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят
друг от друга. Личностные
— то, что соотносится с самим человеком
как личностью; операциональные
— все то, что характеризует сам процесс
общения: каким образом, с помощью каких
приемов, средств достигается контакт
с людьми.

Если
руководитель знаком с технологией
управленческого общения, то ему не
требуется искать какую-то каждый раз
новую манеру взаимоотношений, а значит,
отпадает необходимость в ежеминутном
контроле своего поведения.

Не
безынтересно знать так называемые
приемы формирования «аттракции«
— умения производить выгодное впечатление
на людей:

«имя
собственное»,

«комплимент»,

«личностная
информированность».

Значение
имени собственного для человека самая
приятная мелодия (Д.
Карнеги).

Имя и личность неразделимы. Обратиться
по имени — проявить внимание и уважение
к личности.

Правила
комплимента:

«один
смысл
«,
«
без
гипербол
«,
«
без
банальностей
«,
«
без
претензий
«,
«
без
дидактики
«,
«
без
приправ
«.

Комплимент
говорите Вы, но любить начинают Вас.
Самый эффективный комплимент на фоне
антикомплимента себе.

Неприятное
совещание можно начать с комплимента,
тогда Ваши сотрудники будут не бороться
с Вами, и оправдываться, а вместе искать
решения. С комплимента можно начать
выговор, тогда он будет более эффективным.

Взаимная
личностная информированность — надежный
путь оптимального решения.

В
управленческом общении важно не только
говорить, но и умение слушать.

Природа
дала человеку два уха, но один язык, но
один язык, тонко намекнув, что больше
слушать, чем говорить. Люди, не слушающие
своего собеседника, получают меньше
информации для принятия взаимных
решений.

Стиль
руководства

есть целостная, интегральная характеристика
всей совокупности «стратегических»
профессионально значимых особенностей
поведения руководителя. Психологическими
факторами формирования стиля деятельности
руководителей оказываются самые
различные характеристики личности.
Наиболее существенной из них может
являться степень авторитарности —
демократичности педагогических установок
руководителя.

Культура
педагогической деятельности руководителя
школы

складывается на основе многих усилий.
Первейшее
условие
:
руководитель соотносит содержание,
способ, ритм, характер общения с различными
психофизиологическими и социальными
особенностями восприятия и реагирования
всех, вступающих с ним во взаимоотношения
преподавателей, учащихся и их родителей.
Он строит свое общение, исходя из
особенностей всех своих партнеров.

В
настоящее время при рассмотрении
кандидатур для
замещения руководящих должностей

в системе образования и приеме на работу
используются следующие методы
подбора кадров
:


изучение анкетных данных, автобиографии,
характеристик, результатов тестирования
и аттестации работника и др.;


беседа по специально составленному
плану или вопроснику с целью выявления
стремлений, потребностей, мотивов
поведения; наблюдение, изучение поведения
работника в различных ситуациях;


обобщение характеристик, которые даны
конкретному работнику различными
людьми.

Важную
роль в повышении профессиональной
подготовленности

и совершенствовании деловых
качеств

руководителей образовательных учреждений,
органов управления образованием играет
профессиональное образование в области
управления.

В
некоторых университетах организована
система
подготовки кадров

по специальности «Государственное
и муниципальное управление»
.
Так, успешно реализуются 2-х
годичные образовательные программы по
управлению общеобразовательными
учреждениями в Московском, Барнаульском,
Российском (Санкт-Петербург) государственных
педуниверситетах.

В
институтах повышения квалификации и
усовершенствования учителей разрабатываются
и обновляются учебные планы и программы
для управленческих кадров
.
Популярны и такие формы, как разработка
программ развития образовательных
учреждений, участие в международных
проектах, связанных с проблемами
управленческой деятельности.

Группой
специалистов и работников Минобразования
Российской Федерации, вузов и РАО РФ
разработан проект государственных
требований к образовательному минимуму
содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 06.12.00 «Менеджмент
в социальной сфере»

с квалификацией «Менеджер образования».
Его цель — установить единые федеральные
требования к содержанию и уровню
подготовки специалистов
в области управления образованием
,
обеспечить преемственность подготовки
и повышение их квалификации.

Обучение
менеджеров образования успешно проводится
в Волгоградском, Вятском, Дагестанском,
Курском, Новосибирском, Ульяновском,
Мордовском госпединститутах и других
региональных центрах развития образования.

Методы
убеждения при дискуссионно-диалоговом
общении

Руководитель
должен в совершенстве владеть стратегией
и тактикой убеждения
.
Убеждения или аргументация представляет
основную стадию диалогического общения,
в которой происходит противоборство
мнений, проявляются личностные качества
партнеров, взаимно оцениваются сильные
и слабые стороны собеседников.

Помимо
этой стадии в диалогическом
общении

различают стадии: начало
передачу
информации

аргументацию
нейтрализацию
возражений

принятие
решений и финал
.

Целями
стадии аргументации являются
:
изменить уже сформированное у
противоположной стороны мнение или
закрепить его; критически проверить
положения и факты, изложенные собеседников;
смягчить противоречия, наметившиеся
до диалога.

Диалог
в стадии аргументации может реализоваться
в двух конструкциях: в доказательной,
когда требуется нечто обосновать и в
контраргументации,
когда опровергаются тезисы противоположной
стороны.

Руководитель
должен знать и использовать в дискуссии
методы убеждения, отмеченные многими
психологами:

1.
«Фундаментальный«
— заключается в обосновании доводов
неоспоримыми фактами и сведениями. В
этом смысле проводимый цифровой материал,
факты, точные даты являются вескими
аргументами;

2.
Извлечения
выводов
«
— построен на логической обоснованности
доказательств. Шаг за шагом строится
цепь рассуждений, приводящих к требуемому
результату. Можно использовать только
при безупречном логическом мышлении;

3.
«Сравнения«
— дает возможность перехватить инициативу
в диалоге и перейти в наступление;

4.
«Да
— но
«
— спокойно согласившись с доводами
выступающего, можно перейти контрнаступление.
Непременным условием успеха является
отличная осведомленность оппонента в
вопросе;

5.
«Кусков«
— состоит в расчленении выступления
собеседника таким образом, чтобы были
ясно различимы отдельные его части:
полностью достоверные факты, спорные
положения и ошибочные взгляды. При этом
целесообразно не касаться сильных
аргументов, а ориентироваться на слабые
стороны речи и попытаться опровергнуть
именно их;

6.
«Игнорирования«
— когда собеседник приводит неопровержимые
доказательства и факты, согласиться с
которыми тактически не выгодно, тогда
ценность их можно проигнорировать,
встав в оборонительную позицию
дипломатического молчания;

7.
«Потенцирования«
— в контрнаступлении смещаются акценты,
сделанные ранее выступавшим собеседником.
В соответствии со своими интересами
оппонент выдвигает на первый план то,
что его устраивает, как бы не замечая
всего остального. Смещение акцентов в
диалоге сродни постановке запятых в
письме, от которых диаметрально
противоположно меняется смысл изречения.
(Напр.: «Казнить нельзя помиловать»);

8.
«Выявления
противоречий
«
— основан на тщательном анализе
высказываний собеседника, если
подготавливается контраргументация.
Если же один из партнеров в диалоге сам
собирается что-то доказать, то противоречия
выявляются в предварительном мысленном
споре с самим собой. Метод является
оборонительным;

9.
«
Видимой
поддержки
»

после того, как собеседник изложил свои
аргументы, вы берете слово, и к его
изумлению не опровергаете его, а как бы
приходите на помощь, приводя новые
доказательства в пользу его точки
зрения. Но делается это только для
видимости, чтобы усыпить его бдительность.
«Вы забыли упомянуть еще о том, что
… (следует ряд примеров в пользу
высказываний говорившего), но так как
…» (здесь наносится контрудар);

10.
«Опроса«
— состоит в постановке тщательно и
заранее продуманных вопросов по теме
разговора. Метод применим при заведомо
известном предмете диалога. В глубокой
древности с успехом использовался
Зеноном
Элейским
.
Тактика заключается в том, чтобы, построив
батарею вопросов — «ударную силу»
диалога, заставить собеседника
противоречить самому себе;

11.
«Выведения»

основан на постепенном смещении акцентов
с последующим изменением существа дела.
Его следует отличать от самопроизвольной
потери тезиса разговора, что свойственно
неискушенным спорщикам. Здесь уклонение
от темы протекает целенаправленно и
планомерно. Для этого нужно заранее
знать соприкосновенные вопросы и
аргументации собеседника, чтобы при
удобном случае именно на них перенести
удельный вес разговора;

12.
«
Бумеранга»

метод ненадежен в качестве аргумента
в серьезной дискуссии, но дает возможность
использовать прием собеседника против
него же. (Например, собеседник привел в
качестве примера нелепое положение, в
котором он однажды оказался, и закончил
речь словами: «Я никогда не боюсь
посмеяться над собой». «В этом Вы
всегда найдете много единомышленников»,
— вставил его оппонент. Хохот присутствующих
заглушил ответ).

Залог
успеха управленческого общения (по
Бальтасару Гриануэ)

Общаться
с теми, от кого можно научиться
.
Да будет твое общение с друзьями школой
знаний, а беседы — изысканно приятным
обучением! Смотри на друзей как на
наставителей и сочетай пользу от учения
с наслаждением от беседы.

Имей
разумных помощников
.
Преимущество власть имущих — окружить
себя людьми выдающегося ума, которые
извлекают их из пути невежества, а в
любом затруднении выигрывают за них
спор. Прибегать к помощи мудрых — свойство
великих. В «слуг» обращайте тех,
кого природа наделила превосходством,
помогите им раскрыться!

Менять
приемы, даже отвлечь внимание
,
тем паче враждебное. Однообразие позволит
разгадать, предупредить и даже расстроить
замысел. Легко подстрелить птицу, летящую
по прямой, труднее ту, что кружит.

Не
начинать с чрезмерных надежд
.
Когда что-либо не в меру восхваляется,
то чаще всего не оправдывает надежд.
Действительности не угнаться за
воображением, ведь воображать желаемое
легко, достигнуть — трудно.

Не
гнаться за многим, стремиться к глубине
.
Суть величия не количество, а качество.
Превосходное всегда единолично редко,
чего много — тому цена невелика. Вот и
среди людей: великаны ростом могут быть
карлики умом. Некоторые ценят книги по
объему, словно книги пишутся для
упражнения рук, а не головы. Распространяясь
только вширь, не выйдешь за пределы
посредственности.

Знать
свои главные достоинства
.
Развивать лучшую из своих способностей,
не забывая об остальных. Каждый мог бы
в чем-то достигнуть больших высот, если
бы знал свои преимущества. Определи
главный свой дар и приложи усердие: у
одних преобладает ум, у других — доблесть.
Большинство людей насилуют свою натуру
и потому ни в чем не достигают превосходства.

Вовремя
прекратить удачную игру
.
Уметь
достойно отступить так же важно, как
важно наступать. Когда совершенно
достаточно, когда достигнуто много —
подведи черту. Непрерывное везение
всегда подозрительно: более надежно —
перемещающееся. Кисло-сладкое вкуснее
сплошной сладости. Когда удачи громоздятся
одна на другую, есть опасность, что все
рассыпается и рухнет.

Не
восторгаться сверх меры
.
Избегай превосходных степеней, дабы не
исказить картину и не прослыть глупцом.
Захваливать, расточать восторги — признак
ограниченности понимания и вкуса.
Похвалы возбуждают любопытство, разжигают
желание, и ежели достоинства затем
окажутся ниже твоей оценки — а обычно
так и случается — обманутое ожидание
отомстит за обман презрением — и к тому,
кто восхвалял. Человек благоразумный
сдержан, он охотней прослывает с купцом,
чем мотом. Превосходное редко: будь же
умерен в восторгах.

Настолько
человек глубок, настолько он личность
.
Всегда и во всем — внутри должно быть
больше, чем снаружи. Есть люди с одним
фасадом, как дома, недостроенные за
недостатком средств: по входу — дворец,
по жилью лачуга. На «пристанище»
не надейся, толковать с ними не о чем —
после встречи и приветствий смолкают
речи.

Будь
благоразумно отважным
.
Мертвого льва даже зайцы лягают.

Сдерживать
себя
.
Не должно перед всеми без разбору
красоваться, тратить силы сверх
надобности. Ни умом, ни доблестью не
бросайся попросту. Добрый сокольничий
не пошлет на добычу больше соколов, чем
надобно. Не выставляй на показ все, что
имеешь — назавтра уже никого не удивишь.

Умей
отказывать
.
Не следует всем и во всем уступать. Это
столь же важно, как и уметь уступать.
Тем более важно для тех, кто повелевает.
Тут помни про манеру: у одних «нет»
звучит любезней, чем у других «да».
Послащенный отказ легче проглотить,
чем сухое согласие. Не отказывай сразу,
пусть разочарование входит по капле.
Не надо и отказывать наотрез — это значить
рвать узы преданности. Пусть остаются
надежды, они умерят горечь отказа.

Обновляй
свою краску

— «привилегия феникса». И превосходное
стареет, а с ним — его слова. Привычка
умоляет восторги, и новая посредственность
затмевает постаревшую знаменитость.

Дозволять
себе мелкие небрежности
.
Иной огрех — лучшая рекомендация
достоинствам. Зависть охотно прибегает
к остракизму — чем несправедливей, тем
единодушней. Самому совершенству она
поставит в упрек его безупречность, ни
в чем, не сыскав изъяна, осудит все.

Действовать
лишь тогда, когда не сомневаешься
.
Сомнения в удачу у того, кто действует,
становится уверенностью в неудачи у
наблюдателя, тем паче соперника. Если
в пылу страсти разум сомневается, то,
когда страсть остынет, он осудит свой
поступок как явную глупость.

Поддерживать
ожидания, неустанно питать их
.
Пусть от тебя ждут много — выгоднее
играть крупно. Не выкладывая с первого
хода все на личность. Важный прием игры
— знать меру, когда открывать свои силы,
свои знания и опережать надежны.

Обзаводиться
друзьями
.
Дружба — второе бытие. Всякий друг для
друга своего хорош и умен: меж друзьями
все улаживается. Человек стоит столько,
во сколько его ценят, а путь к устам
лежит через сердце. Нет сильнее чар для
друга, чем добрая услуга. Лучший способ
заслужить дружбу — выказать ее. Большая
и лучшая и часть того, чем мы богаты,
зависит от других.

В
дни благоденствия готовиться к черным
дням
.
Разумен, кто летом запасается на зиму:
можно не торопиться, милости даются не
дешево, «друзей» — множество. Хорошее
сбереги на черный день, когда все дорожает
и во всем не хватка. Имей в запасе друзей
и должников: придет день и весьма кстати
окажется тот, кого нынче не ценишь.

Не
будь не преступным
.
Нет человека столь совершенного, чтобы
никогда не понадобился ему совет. Кто
никому не внимает — глупец неисправимый.
Будь ты семи пядей во лбу, а все же умей
выслушать дружеский совет.

Избегай
тех, в чьем обществе ты проигрываешь
,
— то ли потому, что они слишком хороши,
то ли, что слишком дурны. У кого достоинств
больше, того больше уважают, он будет
играть первую роль, — ты вторую, и похвала
перепадет тебе разве что от его излишков.

Не
обмануться в людях
.
Это род заблуждений самый опасный и
самый обычный. Лучше обмануться в цене,
чем в товаре, а уж тут-то особенно важно
видеть насквозь. Понимать жизнь и
разбираться в людях — далеко не одно и
то же. Великая премудрость — постигать
характеры и улаживать настроения.

Факторы
результативности деятельности
руководителя
дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ).

Рассмотрим
кратко качества управленческой
деятельности во всех сферах системы
непрерывного образования. Начнем с
первого звена непрерывного образования
– ДОУ. Результативность руководителя
ДОУ включает в себя четыре фактора: опыт
работы в качестве руководителя; личные
качества; образование в области
управления; желание работать руководителем
в ДОУ.

Воспитатель
дошкольного учреждения — одна из
современных педагогических профессий.
Она возникла в ХVIIVIII
вв. появились первые
педагогические дошкольные
учреждение.

В Европе, в том числе России, такие
учебные заведение первоначально
прогнозировались для детей
сирот
.
Позже были учреждены благотворительные
заведения

в помощь семьям неимущих слоев общества.
Затем возникли платные
частные детские учреждения

куда приходили играть и занимаются дети
состоятельных родителей. Лица, которые
осуществляли присмотр за детьми проводили
сними игры, занятия, то есть выполняли
воспитательную работу, в разных странах
именовались по разному: руководителями,
учителями, наставниками, воспитателями.
Примечательно, что среди
первых педагогов дошкольных учреждений
лиц мужского пола было больше, чем в
дальнейшем
.

1840г.-год,
который ознаменовался в историческом
педагогике тем, что Ф.
Фребель

(1782-1852)

выдающийся немецкий педагог дал своему
дошкольному заведению(1837)
в городе Бланкенбурге
название – детский
сад.

Однако новым было не только название
дошкольного учреждение, но и его значение,
а именно: обучение матерей при помощи
практического руководства и показа
приемов правильного воспитания детей.

Подготовка руководящего составадошкольных работников осуществляется
на факультетах дошкольного воспитания
педагогических вузов. В системе
профессиональной подготовки организаторов
дошкольного воспитания важное место
занимает курс“Управление дошкольным
образованием”.

Различные факторы, влияющие на управление
дошкольным образовательным
учреждением:

Активизирующие
факторы (творческий подход)

  • Мотивирование,

  • информирование,

  • совершенствование
    организации, сотрудничество,

  • управление
    по ситуации.

Результат
управления

Структурные
факторы (логичность)

  • Плановость,

  • бюджетное
    финансирование,

  • принятие
    решения,

  • наставление,

  • контроль.

Структурные
факторы управления

требуют к себе рационального подхода,
логичности, объективности и систематичности.
Владение активизирующими факторами
предполагает наличие творческого
подхода, знания в области человеческого
поведения, чувства ситуации и проблемы.
Хороший результат
управления

возможен только тогда, когда руководитель
владеет ситуациями управления и достигает
благодаря этому равновесие в использовании
структурных и активизирующих факторов
.
Хорошее управление делами может
обеспечить эффективную деятельность
лишь на коротком отрезке времени.
Современные руководители довольно
хорошо используют структурные факторы,
и в то же время их готовность к применению
активизирующих факторов весьма низка.

Активизирующие
факторы

относятся к процессу управления людьми,
структурные — к области технических
навыков. Доля факторов, относящихся к
процессу управления, может расти за
счет сокращения технических умений по
мере возрастания организационного
уровня. Следует отметить, что во всех
задачах управления большое значение
имеет умение строить межличностные
отношения.

Профессиональные
и личные качества администратора и
воспитателей, обеспечивающих успех в
ДОУ: а) уровень социальной зрелости
личности, б) профессиональная ориентация,
в) социально – психологическая ориентация
личности, г) деловые качества человека,
д) интеллектуально – психологические
возможности работника, е) исследовательская
активность, ж) коммуникативные свойства
человека, з) эстетические установки
человека, и) способности перестраиваться
психологически.

Сервисно-маркетинговая
философия управления

в
школе

Сегодня
единообразие типов учебных заведений
нарушено, на базе школ
создаются: гимназии,
лицеи,
комплексы,
центры.
Не преследуя цели дать точное определение,
отметим, что «гимназия»
— это заведение, дающее повышенный
уровень образования, широкое гуманитарное
образование и ориентирующее своих
выпускников (11 класс) на продолжение
учебы в Университетах. Имя «колледж»
— чаще всего присваивают образовательному
заведению, дающему, помимо среднего
образования, те или иную профессию. С
названием «лицей»
в последнее время происходит значительная
путаница. Вне всяких сомнений — это тип
среднего учебного заведения
;
однако лицеями называют и элитарные
школы и бывшие профессионально-технические
училища. слова «центр»
и «комплекс»
в названии образовательного заведения
обычно указывают на наличие того или
иного объединения (школа + детский сад,
школа + учреждение дополнительного
образования и т.д.). Еще одно имя в палитре
многоцветия – «авторская
школа».
Авторскими
в системе образования называют школы,
работающие
преимущественно по авторским
образовательным программам
,
созданным в школе или по заказу школы.

Деятельность
по управлению
учебно-воспитательной деятельностью
в школе значительно отличается от работы
руководителей учреждений или промышленных
предприятий. Она приобретает конкретный
смысл только тогда, когда наполняется
реальным педагогическим содержанием
и направлена на совершенствование
учебно-воспитательного процесса и
конечный результат — развитие личности
школьника.

В
практике работы школы имеют место
различные виды
управления:
социальное,
правовое, экономическое, административное
и др. Все они связаны между собой,
проникают друг в друга, и их порой трудно
дифференцировать. Однако главное, что
определяет их назначение в школе,— это
то, что все они должны быть направлены
на осуществление ее ведущей общественной
функции, на решение ею задач воспитания
и образования. Вероятно, поэтому
школоведение
— сложившаяся область знаний —
рассматривает
управление школой как интегративный
процесс
.

Другая
особенность школы как объекта управления
заключается в том, что все виды управления,
осуществляемые в школе, не являются
рядоположенными. Согласно основной
социальной задаче школы доминировать
в ее работе должно воспитание и обучение.
Отсюда следует, что среди других видов
управления в школе должно доминировать
управление воспитанием и обучением,
создание условий для развития личности
школьника.

Главной
структурой в школе является управленческая
структура (планирование
— организация- руководство — контроль)

и управленческие связи. Вспомним суть
понятия управления
— это деятельность субъектов, обеспечивающее
целенаправленность
(то есть ясность того образа, который
хотят создать, того результата, который
хотят достичь к определенному сроку) и
организованность,
то есть интегративность усилий и действий
людей. Именно эти два фактора, прежде
всего, и являются системообразующими,
объединяющими. В основе управленческой
деятельности лежит вышеназванная
структура. Если идея актуальна, реалистична
и направлена в будущее, то она тут же
становится частью самого управления и
вне его уже не существует.
(См.:
Шамова
Т.И.

и др. Управление образовательными
системами:Учебное пособие для студентов
высших педагогических учебных заведений
/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова;
Под ред. Т.И. Шамовой-М.:Издательский
центр «Академия», 2002.-С.129)

Сервисное понимание управления школой
нацеливает управленцев не на командование
школой и не на простую трансляцию
решений, принимаемых «наверху»,а
на обслуживание школы в интересах ее
успешного функционирования и развития,
на создание наиболее благоприятных
условий для эффективной, высокомотивированной
совместной деятельности всех членов
общешкольного коллектива. Организуя
разработку планов и программ, в частности
— программ развития школы, подготовку
и принятие важных решений, совершенствуя
структуру школы, мотивацию деятельности
педагогов, осуществляя своевременный
и не нарушающий прав и свобод учителей
контроль, система внутришкольного
управления оказывает управляемым
объектам необходимые и весьма ценные
управленческие услуги. Есть школы,
отдельные классы в которых спрофилированы.
Эти школы отличаются тем, что учащимся
в них дается допрофессиональная
подготовка по какой-либо специальности,
например, по медицине, экономике и
бизнесу, юриспруденции, военному делу,
сельскому хозяйству и т.п.В
настоящее время вырисовываются три
направления совершенствования
школьного управления:

1)
совершенствование
посредством коренного изменения системы
управления школой;

2)
совершенствование путем радикальных
изменений в пределах существующей
системы управления;

3)
совершенствование
внутришкольных механизмов управления.
(См.: Назмутдинов В.Я. Управление
обучением, воспитанием и развитием
личности / В.Я. Назмутдинов, Д.Ф. Амиров,
А.Ф. Ибрагимов / Под общей редакцией А.Н.
Хузиахметова.-Казань: РИУ «Школа», 2004.-
С.9).

Школа
закладывает тот базовый интеллектуальный
потенциал, который позволит ее
воспитанникам непрерывно адаптироваться
к новым социально-экономическим и
социокультурным условиям жизни. Особенно
это актуально в современных условиях
рыночной экономики. И от того, в какой
мере будут соблюдены этногенетические,
этнокультурные, этносоциальные традиции,
как они будут закреплены на всех
последующих “этажах” системы непрерывного
образования, зависит воспитание граждан
нового поколения, способных не только
нести ответственность за реформы, но и
быть их активными лидерами, проводниками,
исполнителями.

Социальная
психология и педагогика всегда уделяли
особое внимание
проблемам управления учебно-воспитательным
процессам. Эти
проблемы особенно обострились в последнее
десятилетие,
когда многообразие форм собственности
создало благоприятную
среду, позволяющую учебным заведениям
наиболее полно реализовать
свои образовательные и воспитательные
возможности
в системе многоуровневого, непрерывного
образования.

В
современных, условиях руководители:
всех типов учебных заведений,
главной проблемой которых стало
взаимоотношение
с
рынком
труда,

работают над совершенствованием не
только образовательного
процесса, но и решают проблемы адаптации
своих преподавателей
и учащихся (студентов) к новым условиям
рыночной экономики.
Выполнение
учебными заведениями этих усложненных
функций невозможно без психологических
и педагогических исследований,
технологий управления и обучения
педагогической деятельностью.

Совершенствоватьуправлениеучебно-воспитательным процессом вузаобеспечивают и функциипрофессиографического
мониторинга.

Под
мониторингом
понимают активный систематический
контроль путём наблюдений, отслеживания,
измерения и оценки. Рассмотрим эти
функции.

1.
Информационно-оценочная
дает
возможность выяснить результативность
педагогического процесса, обеспечить
обратную связь. На этой основе происходит
участие в управлении педагогическим
процессом, анализируется эффективность
воспитания и обучения.

2.
Поисково-исследовательская

предполагает участие в мониторинге
различных субъектов образовательного
процесса (преподаватели, управленческий
аппарат). Она способствует повышению
профессиональной культуры, побуждает
к более глубокому изучению подготовки
студентов, анализу своего педагогического
труда.

3.
Формирующая функция
:
внедрение профессиографического
мониторинга в работу высших учебных
заведений позволит более эффективно
осуществлять процесс формирования
личности будущего педагога, знать его
сильные и слабые стороны. Опираясь на
результаты мониторинговой оценки,
преподаватели и декан факультета смогут
подобрать методы и приемы индивидуального
воздействия на каждого студента.

4.
Коррекционная

тесно связана с предыдущей функцией,
предполагается фиксация непрогнозируемых,
неожиданных результатов образовательной
работы. Коррекционная функция поможет
устранить возникшие негативные позиции
в профессиональном становлении
специалиста.

5.
Системообразующая
.
Требования научности любого вида
мониторинга предусматривают его
организацию и проведение
на
основе
системы подхода.

6.
Прогностическая
.
Мониторинг способствует прогнозированию
дальнейших тенденций развития
образовательного процесса и внесения
соответствующих корректив. Это создает
предпосылки к совершенствованию процесса
образования.

Профессиографический
мониторинг

в вузе включает следующие этапы:
исходно-диагностический; адаптационный;
стабилизирующий; перспективно-развивающий;
экспертный. Все они структурно и
функционально связаны между собой и
представляют единый цикл.

Исходно-диагностический
этап

осуществляется в общеобразовательной
школе, подготовительных курсах вуза.

Адаптационный
реализуется
в образовательном процессе вуза. В него
входят: формирование устойчивой установки
на приобретение профессиональных знаний
и умений через знакомство с требованиями
ГОСТа по специальности; работа кураторов
и деканата по созданию педагогических
условий для успешной адаптации студентов
к образовательному процессу факультета;
распределение индивидуальных обязанностей
студентов в каждой учебной группе по
направлениям учебной и общественно
полезной деятельности; определение
исходного индивидуального и группового
рейтинга студентов.

В
стабилизирующий
этап
входят: стабилизация проявлений
профессиональной мотивации в учебной
деятельности и при прохождении
педагогической практики; предварительная
дифференциация профессиональных
интересов студентов; устранение возможных
причин, тормозящих развитие объекта
мониторинга; определение индивидуального
и группового рейтинга студентов.

Перспективно-развивающий
этап: прогнозирование дальнейших
тенденций развития обследуемого объекта;
формирование устойчивой системы
профессиональных знаний и умений;
определение индивидуального и группового
рейтинга студентов.

На
экспертном
э
тапе
определяются уровни: устойчивости
профессиональной направленности
интересов студентов; профессионально-педагогической
готовности специалиста по деятельностному
и личностному компонентам. Анализируются
динамика индивидуального и группового
рейтинга в течение всего периода обучения
в вузе и результаты ГАК, определяется
соответствие избранных целей и задач
мониторинга его результатам (См.:
Силина С. Н. Профессиографический
мониторинг в педагогических вузах,
Педагогика № 7, 2001.- С. 47-53).

Изучение
условий
повышения эффективности управления
подготовкой студентов

в высшем педагогическом учебном заведении
можно рассматривать в следующих
аспектах:

Первый
аспект.

Изучение
субъекта управления — управленческих
работников (руководство вуза) и тех,
кто осуществляет процесс обучения
(профессорско- преподавательский
состав). Содержанием этого аспекта
является изучение личности руководителей,
стиля их управления, коллегиальности
в управлении, а также вопросов
ответственности, авторитета, престижа,
компетентности и правомочий руководителей
и преподавателей.

Второй
аспект.

Изучение
предмета управления — сущности, структуры,
закономерностей, движущих сил и

условий
управления.

Третий
аспект.

Изучение
объекта управления — деятельности
студенческого коллектива. В это
направление входит изучение социальных
позиций студентов, их ценностных
ориентаций в сфере познания и педагогической
практики, общественной активности,
уровня подготовки и усвоения материала,
бюджета времени, социально-психологического
климата в группах.

Четвертый
аспект.

Изучение
отношений между субъектом и объектом
управления, которые реализуются, главным
образом, в процессе педагогического
взаимодействия преподавателя и
студенческой группы.

Пятый
аспект.

Изучение
психолого-педагогического
(профессионально-педагогическая
подготовка) и специального циклов;
разработка и внедрение сквозных учебных
программ, информатизация обучения,
совершенствование педагогической
практики; составление научно-обоснованного
расписания; применение технических
средств обучения. (См.:
Орлов А.Н
.
Управление воспитательным процессом
в высшем педагогическом учебном заведении
/ А.Н. Орлов.- Алма-Ата: Мектеп, 1989.- С.17).

Управление
деятельностью студентов

— это целесообразная’ сознательная
творческая работа преподавателя,
исходящая из конкретной цели, связанная
с выработкой решения, организацией,
регулированием, получением и использованием
информации. Определение
цели
управления

необходимо не только для развития вуза
в целом, но и отдельных его структурных
компонентов: факультетов, отделов,
кафедр и т.д.

В
системе управления образованием

должны
планироваться
следующие
изменения
:
введение вневедомственной системы
контроля за качеством образования,
создание устойчивой связи системы
образования с рынком труда, развитие
нормативно-правовой базы вузов, расширение
прав руководства вузов в управлении
внутренними финансовыми потоками. Для
вузов
необходимо расширение прав как
юридического лица для повышения
экономической самостоятельности, и
расширение интеграции вузов с целью
повышения качества образования. Требует
интенсивного развития система
информационных материалов

по деятельности вузов, составу имеющихся
в стране учебных материалов, методик,
средств обучения…

В
настоящее время вырисоовываются три
направления

совершенствования
вузовского управления
:
совершенствование посредством коренного
изменения системы управления вузом;
совершенствование путем радикальных
изменений в пределах существующей
системы управления; совершенствование
внутривузовских механизмов управления.

Отличительные черты управления
учебным процессом

Всякое
управление
– есть, прежде всего, управление
личностями и коллективом. Управление
личностями и педагогическим коллективом
– есть интегрирующее направление
управленческой деятельности учебного
заведения в целом. Применительно к
учебному
процессу

управление
представляет собой целенаправленное,
систематическое воздействие преподавателя
на коллектив учащихся (студентов) и
отдельного учащегося (студента) для
достижения заданных результатов
обучения.

Отличительные
черты
управления учебным процессом

заключаются в следующем: сознательное
планомерное
воздействие
,
которое всегда предпочтительнее
стихийной регуляции; наличие
причинно-следственных
связей

между управляющей подсистемой
(преподаватель) и объектом управления
(студент); динамичность
или способность управляемой подсистемы

переходить из одного качественного
состояния в другое; надежность,
т. е. способность системы управления
выполнять заданные функции при
определенных условиях протекания
процесса; устойчивость
– способность системы сохранять движение
по намеченной траектории, поддерживать
намеченный режим функционирования,
несмотря на различные внешние и внутренние
возмущения.

В
процессе управления
усвоением знаний

преподавателю нужно установить, научились
ли студенты делать выводы, критически
анализировать полученные сведения;
знать, как усваивают они материал
учебника, хватает ли им времени на
усвоение и т. д. Для реализации процесса
обучения необходима такая теория,
которая рассматривает процесс учения
как формирование познавательной
деятельности учащихся, располагая
системой независимых характеристик
этой деятельности и знанием основных
этапов ее становления как перехода из
плана общественного опыта в план опыта
индивидуального.

Эффективное
управление процессом обучения

возможно при выполнении определенных
требований:
формулирование
целей обучения; установление исходного
уровня (состояния) управляемого процесса;
разработка программы действий,
предусматривающей основные переходные
состояния процесса обучения; получение
по определенным параметрам информации
о состоянии процесса обучения (обратная
связь); переработка информации, полученной
по каналу обратной связи, выработка и
внесение в учебный процесс корректирующих
воздействий.

Осуществление
обратной связи

применительно к учебному процессу
предполагает определение: содержания
обратной связи

– выделение совокупности контролируемых
характеристик на основании целей
обучения и психологической теории,
которая принимается за базу при
составлении обучающих программ; частоты
обратной связи
.

Роль
эффективного руководителя в образовательной деятельности

Сегодня одной из приоритетных задач
российской школы является образование успешного человека 21-го века,
обладающего, наряду с «жесткими» навыками (
hard skills)
«мягкими» навыками (
soft skills)
и функциональной грамотностью. Актуальным становится высококачественное
образование, которое будет конкурентоспособным на мировом рынке. Так, Указ от
21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года» ставит цель войти в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования. Кроме того, в качестве одного из вызовов современности по
обеспечению глобальной конкурентоспособности является сохранение лидирующих
позиций РФ в международном исследованиях PIRLS, TIMSS и PISA.

Главная цель национального проекта
«Образование» — обеспечение благополучия и нового качества жизни граждан
России, предоставление широких возможностей для самореализации каждого человека
через реализацию Федеральных проектов, что невозможно без формирования
эффективной образовательной среды. Важнейшими элементом эффективной
образовательной среды наряду с материально-техническим обеспечением, социальная
средой, образовательной деятельностью, условиями безопасности, является
управленческая деятельность и кадровый
потенциал. Именно инновационная управленческая деятельность по развитию
эффективного кадрового потенциала образовательной организации станет опорой для
повышения качества образования, качества образовательных результатов.
Эффективно осуществлять изменения под силу управленцу, который обладает
необходимым результативным опытом и сам готов к непрерывному повышению своей
профессиональной компетентности и внедрению изменений. Именно этими чертами
должен обладать управленец, претендующий на включение в кадровый резерв
руководителей системы образования города.

За
время свой работы руководитель накапливает успешный управленческий опыт
внедрения изменений, который становится полезным не только для отдельной школы,
но и для сферы образования в целом. Так, развитие научно-методического
потенциала школы через актуализацию методической системы, позволяет
образовательному учреждению повысить качество образования. Дальнейшая работа
административной команды может быть направлена на стабилизацию достигнутого
результата и увеличение уровня качества образования через совершенствование
условий организации образовательного процесса, что наиболее актуально при
переходе на новые ФГОС НОО и ООО, и нивелирование острых проблем, которые
присущи любой «среднестатистической» школе.

Среди острых проблем можно назвать
недостаточную предметную и методическую компетентность педагогических
работников, пониженный уровень школьного благополучия, низкий уровень
вовлеченности родителей. Первопричиной перечисленных проблем часто является
недостаточная результативность и слаженность работы административной команды по
созданию эффективной образовательной среды. Решением данной проблемы является
осознание и принятие необходимости изменений каждым участником команды,
готовность решать поставленные задачи для достижения общей цели. Проблему недостаточной
предметной и методической компетентности педагогических работников можно
нивелировать с помощью разработки и реализации программы «Повышение предметной
и методической компетентности педагогических работников», в которую включают ряд
мероприятий по диагностике профессиональных дефицитов, созданию индивидуальных
образовательных траекторий для педагогов и проведению обучающих семинаров и
мастер-классов, открытых педагогических форм. Данные мероприятия обладают
высокой результативностью: повышается успешность участия педагогов в
профессиональных конкурсах, учителя чаще принимают участие в обмене
педагогическим опытом в форме публичных выступлений и публикаций на мероприятиях
городского и областного уровня. Важнейшим показателем эффективности проведенных
мероприятий становится рост качества образовательных результатов учащихся.

Реализация школьных целевых проектов по
решению перечисленных проблем позволяет школе функционировать соответственно
основным глобальным тенденциям в сфере образования, основной из которых является
создание современной инновационной школы, способной создать эффективные
образовательные условия, позволяющие воспитать успешного конкурентоспособного
человека с развитыми метапредметными навыками и
soft skills.

Стремление соответствовать основным
глобальным тенденциям в сфере образования является основным вектором развития
любой успешной образовательной организации на долгосрочную перспективу. Каждый
руководитель видит свою школу в будущем как успешную образовательную организацию
с инновационной слаженной административной командой, способной организовать
весь педагогический коллектив на реализацию необходимых изменений. В такой
школе высокая доля молодых и инновационных учителей, а бренд школы известен в
городе. Для учащихся и их родителей (законных представителей) школа становится комфортной,
открытой, высокопрофессиональной и безопасной средой, обучающей, воспитывающей,
развивающей, интегрирующей ребенка в общество с учетом его особенностей,
возможностей и требований ФГОС. Для педагогического состава школа – среда,
позволяющая самореализоваться через коммуникацию, колоборацию, критику и
креативность. Для учредителя школа – это среда, обеспечивающая высокое качество
образования на уровне образовательного учреждения и муниципалитета. Для
общества школа – это среда, позволяющая сформировать успешного и
конкурентоспособного гражданина.

Успешность школы в первую очередь зависит
от руководителя. Идеальный руководитель должен обладать готовностью к
изменениям, опытом осуществления изменений, широким кругозором (
hard skills
– знания из области педагогики, психологии, менеджмента, экономики),
soft skills (коммуникативностью, навыками работы в команде, настойчивостью, лидерством,
обязательностью), готовностью к непрерывному повышение профессиональных
компетенций, человечностью. Перечисленные качества способствуют выполнению
трудовых функций, содержащихся в Профессиональном стандарте «Руководитель образовательной
организации (управление дошкольной образовательной организацией и
общеобразовательной организацией)». Кроме того, требования к качеству
образовательных результатов постоянно повышаются, что требует непрерывное
повышение своих профессиональных компетенций. 

Подводя итог вышесказанному в качестве
профессиональных ориентиров для эффективного руководителя образовательной
организации выступает деятельность по улучшению функционирования
образовательной организации, позволяющая обеспечить рост качества
образовательных результатов, рост удовлетворенности качеством образования
участников образовательных отношений, стабильное положение школы в рейтинге
образовательных организаций города через совершенствование научно-методического
потенциала как педагогического коллектива, так и своего собственного
научно-методического и управленческого потенциала.

Эссе

слушателя курсов повышения квалификации

по дополнительной профессиональной образовательной

программе повышения квалификации

«Современный образовательный менеджмент»

Ф.И.О. слушателя:  Киреев Николай Михайлович

Округ: Северный

Образовательное учреждение:  ГБОУ СОШ №648

Должность: заместитель директора по УВР

Тема эссе:  Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает  в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?

Какими качествами должен обладать?

Зависит ли успех модернизации образования от личности руководителя? Что и как  нужно делать?

Кто же он, эффективный руководитель современной школы?

Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных  целей, понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом, правильно определить приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечить опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Для развития инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо грамотное, умелое владение директора новыми современными технологиями в своей работе.

Директор педагог и организатор, владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о роли учителя в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях.

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Лидерство это искусство, мастерство, умение, талант, творчество.

Необходимо обладать мужеством, чтоб принять на себя за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам.

Директор главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этнических, гигиенических.

Руководитель психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка. Где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Директор – первое лицо в системе хозяйствования  полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо, потому что несет ответственность за школьное здание в целом, владеющий финансовой, экономической и юридической грамотностью. От него зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально – технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых.

Эффективность работы школы зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях. Руководитель все знает, умеет, может! Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это — прежде всего, то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе.  Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель,  способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед.  Не страшась штормов, бурь и неизвестностей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство пользователя по ситроен берлинго
  • Мануал для lexus rx300
  • Нимесулид инструкция от температуры можно ли пить
  • Mobile smart projector 1080p ultra hd инструкция на русском
  • Печка зви 412 инструкция к духовке