Руководство в организации социальный аспект

Автор статьи

Ирина Зотова

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Руководитель с точки зрения социологии

Являясь человеком, который наделен определенными полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их, руководитель неизбежно взаимодействует с подчиненными, а также регулирует их взаимодействие между собой.

Замечание 1

Управление людьми не может носить исключительно рациональный характер, в нем проявляются личные качества руководителя. Эффективность деятельности связана не только с профессионализмом персонала, но и с психологическим климатом коллектива, который во многом определяется стилем руководства, личностью руководителя и его непосредственным умением воздействовать на персонал и регулировать отношения в компании.

Руководитель является лидером, а потому у него есть право влиять на людей. Являясь администратором, руководитель может организовывать и координировать действия подчиненных, требовать соблюдения определенных административных и правовых норм, с помощью права воздействовать, руководитель не только принимает решение, но и добивается реализации этого решения.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Помимо этого, руководитель — это, конечно же, предприниматель и планировщик, а потому его задачами являются прогнозирование, анализ тенденций на рынке, в обществе, а также выбор оптимальных альтернатив ведения бизнеса, выбор ресурсов, в том числе, и человеческих.

Руководитель является воспитателем благодаря тому, что представляет собой образец идейности, творчества, активности; он лидер предприятия, получивший свой статус благодаря труду, силе воле, смелости и другим качествам характера. Безусловно, руководитель является примером для подражания, именно так он выполняет свою функцию воспитателя.

Общественная роль руководителя

Определение 1

Роль руководителя — это набор неких правил поведения, которые соответствуют должности и конкретному предприятию.

Можно говорить о трех ролях руководителя: информационных (получение и использование информации в целях организации), роль принятия решений (совершенствование деятельности и достижение результатов) и межличностные. Именно с помощью последних руководитель набирает персонал, проводит его подготовку и обучение, мотивирует.

«Социальная роль руководителя» 👇

В более узком смысле выделят следующие роли руководителя, в которых выражается их социальная функция:

  1. Наставник. Руководитель относится к сотрудникам как к ресурсам, которые можно развить при помощи доверительных отношений и заботы, защиты прав и свобод работников. Роль руководителя заключается в том, что благодаря ему люди получают ресурсы для того, чтобы построить свою карьеру, исходя из своих личных особенностей и предпочтений.
  2. Фасилитатор. Руководитель налаживает атмосферу в коллективе, помогает в решении межличностных конфликтов, споров, участвует в жизни коллектива. Роль руководителя выражается в стимулировании работников действовать сообща, слушать друг друга и гармонично коммуницировать в рамках социальной группы.
  3. Продюсер. Руководитель проявляет энергию, сосредоточенность на работе, заинтересованность в результатах, тем самым вдохновляя коллектив на достижение поставленных целей.
  4. Директор. Руководитель в результате продуманной постановки целей и задач, а также грамотного планирования направляет рабочий процесс. Роль руководителя выражается в способности видеть перспективы и использовать подходящие ресурсы, верно распределять роли и задачи, устанавливать внутри коллектива определенные правила.
  5. Координатор. Руководитель поддерживает существующую систему. Роль руководителя заключается в охране стабильности, целостности производства, коллектива и в контроле.
  6. Контролер. Руководитель, зная обо всем, что происходит внутри коллектива, следит за тем, как сотрудники справляются со свое работой, направляя их, применяя санкции или поощряя. Роль руководителя заключается в том, что благодаря умению заметить детали, он быстро помогает в исправлении ошибок коллектива.
  7. Новатор. Руководитель является творческим человеком, который может отходить от принятых стандартов и смело экспериментирует. Такой руководитель поощряет творческий подход в своих сотрудниках, поддерживает их личностный рост и нестандартность мышления.
  8. Посредник. Руководитель благодаря своей силе влияния, убедительности способен умело вести дипломатические разговоры, в том числе, и со своими сотрудниками, в том числе, являясь медиатором при решении внутриличностных споров, в которых задействованы противоположные интересы сотрудников.

Таким образом, можно говорить о том, что социальная роль руководителя может проявляться в следующих его функциях:

  • лидер (вдохновитель),
  • лидер (формирование убеждений коллектива),
  • контролер (взаимоотношений в коллективе),
  • организатор (определение целей и координация действий коллектива),
  • политик (защита интересов и прав сотрудников),
  • пример для подражания,
  • символ группы,
  • распределитель благ и привилегий, раздающий награды и наказания.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Власть
– важнейшее средство управленческого
труда.

Рассматривая
руководителя какпользователя властными
полномочиями, необходимосказатьоразвитости
чувства исознаниямерывластвования, об
искусстве и профессионализме использования
власти с учетом конкретных управленческих
ситуаций, в том числе индивидуальности
каждого человека и его ситуационного
состояния.

Характеристика
руководителя как субъекта управленческого
труда включает важнуюсоставляющую–
структурубазовыхсоциальныхролей,
которые он обязан выполнять в силу
своего статусного положения. Каждая
объективно предписанная и ожидаемая
роль предполагает

наличие
у руководителя определенных способностей,
навыков и умений для эффективного ее
исполнения.


Представительская роль
.
Обязывает обеспечивать благоприятные
взаимоотношения с внешней средой,
достойно представлять свою организацию
(и ее коллектив), и себя в том числе. Особо
значимые качества: культура общения,
умение слушать, говорить, убеждать.


Рольгенератора идей
и
целевых установок, разработчика концепции
управления. Эти функции руководителя
– исходные в процессе управления
системами любого масштаба. Необходимые
качества: способность к творческому
мышлению (креативность), широкий
мировоззренческий диапазон, профессионализм
в управлении


Рольаналитика.Объективнаянеизбежностьиметьделосуправленческими
ситуациями (экономическими, технологическими,
правовыми, социально-психологическими
и др.) требует развитых способностей к
аналитической работе, умений организовать
и свою и коллективную деятельность,
предвидеть возможные последствия.


Роль
принимающего решения
и
ответственностьза их последствия.
Принятие решения – ключевая и ответственная
задача руководителя, определяющая
многое в жизнедеятельности системы
управления. Необходимыекачества:
сдержанность, взвешенность, предусмотритель-
ность, объективность, развитая воля,
мужество, решительность.


Роль
организатора
объективна
и естественна, поскольку само управление
определяется как организующая деятельность
в целом. Управление включает, в том
числе, организацию исполнения принятых
решений. Соответственно требуется
наличие развитых организаторских
способностей, личнаяорганизованность.
Неорганизованный «организатор»


нонсенс в теории и практике управления.


Роль
коммуникатора

выполняет важнуюсоциальнуюфункцию


ориентирует
поведение людей вообще, в рамках
конкретной организации в частности. Из
этого следует требование к способностям
человека быстро, безошибочновоспринимать,
анализироватьуслышанное; владеть
словом, уметь построить, создать
организующую, мотивирую- щуюречь;
умениеосторожнопользоваться доверительной
информацией о сотрудниках; свободно
владеть техникой и методами общения.


Роль
выразителя
и
защитника интересов членов управляемой
организации. Руководитель любого ранга
может реализовываться эф- фективнотолькотогда,
когдаунегосозданаширокаяиустойчиваясоциальная
база. Основные требуемые качества:
гуманизм, личная нравственная
привлекательность, профессионализм,
культурная просвещенность.


Роль «пахаряи сеятеля
»
предопределена тем объективнымфактом,
что и руководитель, и сотрудники
функционируют в системе – в конкретном
социальном и культурном поле, в котором
формируется и самореализуется генотип
личности данной организации и общества
в целом. Очевидна всеобщая заинтересованность
в том, чтобы поле было возделанным,
окультуренным. Важно, чтобы, прежде
всего, руководители проявляли себя
активными «пахарями и сеятелями»
Разумного, Доброго, Вечного,
проявлялисвоюгражданскуюозабоченность
и ответственность за судьбы вверенных
им сограждан, тружеников, соратников и
социальных партнеров.


Рольинноватора,
какидругие,
взаимодополняютдруг друга, расширяя
ролевую структуру личности руководителя
и, в то же время, очерчивая более четко
какую-то грань его организационно-ролевого
поведения в системе. Ожидается, что
руководитель будет не просто выполнять
какие-то рутинные процедуры управления,
а серьезно заниматься и перспективами
развития организации, проявляя при этом
необходимые качества: дальновидность,
пониманиетенденций развития науки,
техники, экономики и в других сферах
общественной жизни своей страны и за
рубежом, осознание своей социальной
миссии в конкретной системе управления.


Роль
критика
определяется
спецификой собственно управленческого
труда. Поскольку руководитель призван
критически оценивать результаты
индивидуального и группового труда,
общее состояние системы управленияи
реальное организационноеповедениекаждогосотрудника,
то он наделяется правовыми полномочиями,
которые обязательно должны дополняться
нравственно-этическими личными
достоинствами и умением осторожно
пользоваться критическим словом в адрес
других, быть самокритичным.


Роль
эксперта-арбитра

органическая составляющая повседневной
деятельности руководителя для согласования
различных точек зрения, идей, предложений
по различным проблемам жизнедеятельности
системы управления, согласования
взаимодействия структур системы.
Успешное выполнениеэтой роли предполагает
наличие глубоких знаний в различныхсферах
профессиональной деятельности, навыков
экспертного анализа. Особо значимо
умение ценить, понимать и использовать
разномыслие.


Роль
психотерапевта
обусловлена
психологической составляющей всех
занятых в конкретной системе управления,
их формального и

неформальноговзаимодействия,
разнообразиемих психическогосостояния
и, соответственно, характером и
направленностью их организационного
поведения. Забота опсихическом
здоровьеиндивида и различных групп в
системе, о здоровом социально-психологическом
климате в системе требует глубоких
знаний о психике человека – самом тонком
и сложном предмете управленческого
труда. Умение не только использовать,
но и обеспечивать приращение
психологического потенциала каждого
отдельного и всех сотрудников вместе
свидетельствует о высокой степени
управленческого профессионализма
руководителя.


Роль
педагога-воспитателя
,
хотя объективна, как и другие, однако,
в жизни и реальной практике управления
далеко не всеми признается и реализуется.
Предпочтение отдается приказам, а не
умениюобъяснить, убедитьвнеобходимости,
социальной значимоститойилиинойуправленчес-
кой задачи, цели. Неумениетранслировать
исполнителямсвои намерения, цели
управления свидетельствует о кризисе
управленческого труда.

Вчастности,
неумениеработатьиспользуяпедагогическиеивоспитательные
методы с конкретным предметом
управленческого труда – психикой

индивида
или группы исполнителей – свидетельствует
онизком профес- сионализме.


Рольлидера
потенциальнообщественножелаемая,
интегрированная из перечисленных
качеств всех предыдущих социальных
ролей. Лидер появляется и утверждается
по мере проявления умений управлять
другими людьми, их вниманием, настроением,
желанием работать.

Лидер
должен уметь донести до их сознания
значение тех или иных начинаний, уметь
создавать обстановку взаимного доверия
между собой и сотрудниками, являться
примером умения управлять собой. Люди
всегда хотят, чтобы ими управляли
достойные и профессионально
квалифицированныелюди, которых они
могут наделять своим доверием и уважением,
воспринимать как своих лидеров. Люди
ценят успешного лидера, готовы помогать
ему, поддерживают его.

Качества
личности, позволяющие успешно реализовать
названные роли, создают устойчивыепредпосылки
для результативного выполнения ещеодной
стратегически важной социальной роли–
роли преобразователя условий
жизнедеятельности людей. Условияжизнилюдей–
это (какмыобсуждали) предметуправленческого
труда, а прогрессирующееразвитие,
улучшениеэтихусловий рассматривается
обществом как результат, продукт
управленческого труда, как критерий
оценки качества этого труда. В нашей
стране острый дефицит профессионализма
в управлении. Среди практикующих
руководителей мало людей с профессиональным
управленческим образованием. Это
объясняется отчасти ментальными
особенностями нашегонаселения, а
такжесуществующей унас реальной

практикой
менеджмента.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мазь rheumatil gel инструкция по применению
  • С чего начинается ремонт квартиры пошаговая инструкция
  • Часы командирские восток инструкция по эксплуатации
  • Мазь восковая с кедровой живицей инструкция по применению для тела
  • Ип 104 иптл proreact пвх тн68 инструкция