Руководство в отличие от лидерство это

В чем схожи и чем различаются лидерство и руководство

Автор: Bлaдимиp Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Таблица 1. Матрица базовых стратегий

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Кроме того, поведение формального руководителя зависит от того, стремится ли он продвигаться выше по служебной лестнице или удовлетворен своим настоящим положением и особенно не стремится к продвижению. В первом случае руководитель, отождествляя себя с более крупными группами организации, нежели с группой подчиненных, может считать, что эмоциональная привязанность к рабочей группе может стать тормозом на его пути.

Приверженность руководителя своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями и оказаться в конфликте с его приверженностью руководящей группе организации. Во втором — он полностью отождествляет себя со своими подчиненными и стремится сделать все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры же, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. Самое главное — после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации.

Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим деловым и личным качествам.

На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Исследования показывают, что значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

1. Лидерство и руководство: основные стили

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля управления:

  • авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);
  • демократический (или коллегиальный);
  • попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

1.1. Авторитарный стиль управления

Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. Сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы сотрудников во внимание не принимаются.

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим.

Однако недостатков больше, чем достоинств:

  • высокая вероятность ошибочных решений;
  • подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  • неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  • неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.)

1.2. Демократический стиль управления

Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания.

Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

1.3. Попустительский стиль управления

Характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:

  • результаты работы обычно низкие;
  • люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;
  • нет никакого сотрудничества;
  • нет стимула добросовестно трудиться;
  • разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров;
  • подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;
  • идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Стиль лидера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Он должен владеть всеми тремя стилями и умело применять их в зависимости от конкретной обстановки, специфики решаемых задач, социально-психологических особенностей сотрудников и своих личных качеств.

2. Качества и черты личности лидера

Изучение личностных психологических качеств, обусловливающих успех руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности:

  • доминантность — умение влиять на подчиненных;
  • уверенность в себе;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость — умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку;
  • креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект;
  • стремление к достижению цели и предприимчивость, способность пойти на риск — разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем;
  • ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям;
  • независимость, самостоятельность в принятии решений;
  • гибкость поведения в изменяющихся ситуациях;
  • общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

Наличие у лидера четких личных ценностей и разумных личных целей крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.

В свое время Генри Минтцберг назвал восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

  1. Искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
  2. Искусство быть лидером — способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
  3. Искусство разрешать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
  4. Искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
  5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
  6. Искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
  7. Дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
  8. Искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

М. Вудкок, Д. Френсис, рассматривая качества руководителя, необходимые ему для успешной работы, результативного управления рабочей группой, выделили типичные слабые и высокие навыки руководства (табл. 2).

При этом руководителем должна осознаваться важность развития навыков эффективного руководства.

Таблица 2. Слабые и высокие навыки руководства

Слабые навыки руководства Высокие навыки руководства
  • не принимает во внимание того, что лежит в основе поведения подчиненных;
  • избегает действий, связанных с наказанием;
  • следует устаревшему стилю руководства;
  • не имеет представления о воздействиях, влияющих на осуществление им своей
  • роли;
  • вызывает отрицательное отношение окружающих;
  • не стремится к ясности;
  • пускает работу подчиненных на самотек;
  • терпит посредственность;
  • недостаточно системно подходит к анализу работы;
  • мало делегирует полномочия;
  • обладает излишне негативным стилем;
  • пренебрегает возможностью положительно отметить работу подчиненных;
  • часто не справляется с «трудными» людьми;
  • не защищает собственную группу;
  • терпит минимальный вклад в работу;
  • не способен установить критерий успеха.
  • принимает во внимание поведение подчиненных;
  • устанавливает дисциплину, если это требуется;
  • приспосабливает стиль руководства к переменам;
  • понимает, что воздействует на выполнение им своей роли;
  • развивает добрые отношения с окружающими;
  • дает четкие указания;
  • регулярно анализирует работу подчиненных;
  • поощряет наилучшие примеры;
  • системно подходит к анализу работы;
  • квалифицированно передает полномочия;
  • избегает слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создает позитивную обратную связь;
  • устанавливает приемлемые отношения с «трудными» людьми;
  • защищает свою группу, если возникает угроза;
  • ищет способы максимизации вклада в работу сотрудников;
  • устанавливает критерии успеха.

Научиться применять современные формы и методы управления персоналом вы можете с помощью курса «Управление персоналом». Изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

Руководство и
лидерство наряду с общением и принятием
решений являются важнейшими компонентами
системы управления. Руководство-это
умственная и физическая деятельность
руководителя, цель которой- выполнение
подчиненными предписанных им действий
и решение определенных задач.
Руководитель-это
должность, наделенная определенными
официальными полномочиями, на которую
назначается человек. В процессе
управленческой деятельности он использует
данную ему организацией власть. Власть
используется лидерами как средство в
достижении целей группы или организации.

Лидерство
это процесс, с помощью которого один
человек оказывает влияние на другого
человека или на группу. Лидерство можно
рассматривать и как социально-психологическое
явление. Лидер может влиять на людей
без каких-либо официальных полномочий.
По своей сути, лидерство-это психологический
феномен. Для эффективного управления
подчиненными властных полномочий не
достаточно. Руководитель должен обладать
лидерским влиянием.

Различия лидера
и руководителя по Парыгину Б. Д.:

1. лидер в основном
призван осуществлять регуляцию
межличностных отношений в группе, в то
время как руководитель осуществляет
регуляцию официальных отношений в
группе как некоторой социальной
организации;

2. лидерство можно
констатировать в условиях микросреды,
руководство – эффект макросреды, т. е.
оно связано со всей системой общественных
отношений;

3. лидерство
возникает стихийно, руководитель всякой
реальной социальной группы либо
назначается, либо избирается, но так
или иначе этот процесс является
целенаправленным, осуществляемым под
контролем различных элементов социальной
структуры;

4. явление
лидерства менее
стабильно, выдвижение лидера в большой
степени зависит от настроения группы,
в то время как руководство — явление
более стабильное;

5.
руководство
подчиненными в отличие от лидерства
обладает гораздо более определенной
системой различных санкций, которых в
руках лидера нет;

6.
процесс
принятия решения руководителем (и вообще
в системе руководства) значительно
более сложен и опосредован множеством
различных обстоятельств и
соображений, не обязательно коренящихся
в данной группе, в то время как лидер
принимает более непосредственные
решения, касающиеся групповой деятельности;

7.
сфера деятельности лидера — в основном
малая группа, где он и
является лидером, сфера действия
руководителя шире, поскольку он
представляет
малую группу в более широкой социальной
системе.

Лидерство
есть
чисто психологическая характеристика
поведения определенных членов группы,
руководство в большей степени есть
социальная характеристика отношений
в группе, прежде всего с точки зрения
распределения ролей управления
и подчинения. В отличие от лидерства
руководство выступает как регламентированный
обществом правовой процесс

Руководство и
лидерство, несмотря на различия, имеют
общие черты (по Р.Л.
Кричевскому):

  1. руководитель и
    лидер выполняют роль координаторов(организаторов)
    членов социальной группы;

  2. и руководитель,
    и лидер осуществляют социальное влияние
    в коллективе, только разными средствами;

  3. и руководитель,
    и лидер используют субординацию:
    руководитель -четко регламентированную,
    лидер- не регламентированную(заранее
    не предусмотренную).

Лидером
является такой член малой группы, который
выдвигается в результате
взаимодействия членов группы для
организации группы при решении
конкретной задачи. Он демонстрирует
более высокий, чем другие члены
группы, уровень активности, участия,
влияния в решении данной задачи. Таким
образом, лидер выдвигается в конкретной
ситуации, принимая на себя определенные
функции. Остальные члены группы принимают
лидерство, т.е. строят
с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они
будут ведомыми. Лидерство необходимо
рассматривать как групповое явление:
лидер немыслим в одиночку, он всегда
дан как элемент групповой структуры,
а лидерство есть система отношений в
этой структуре. Поэтому феномен
лидерства относится к динамическим
процессам малой группы. Этот процесс
может быть достаточно противоречивым:
мера притязаний лидера и мера
готовности других членов группы принять
его ведущую роль могут не совпадать.

Существует три
основных теоретических подхода в
понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» исходит из положений
немецкой психологии конца XIX — начала
XX в. и концентрирует свое внимание на
врожденных качествах лидера. Лидером,
согласно этой теории, может быть лишь
такой человек, который обладает
определенным набором личностных качеств
или совокупностью определенных
психологических черт.

На смену теории
черт пришло новое объяснение,
сформулированное в «ситуационной теории
лидерства». Теория черт в данной
концептуальной схеме не отбрасывается
полностью, но утверждается, что в основном
лидерство — продукт ситуации.

Системная теория
лидерства, согласно ей — лидерство
рассматривается как процесс организации
межличностных отношений в группе, а
лидер — как субъект управления этим
процессом.

Формальная сторона
Содержательная
сторона

Авторитарный
стиль

Деловые, краткие
распоряжения Дела и группе
планируются

заранее (во всем их
объеме)

Запреты без
снисхождения, Определяются
лишь непосредствен-

с угрозой
ные цели,
дальние неизвестны

Чегкий язык,
неприветливый тон Голос руководится
— решающий

Похвала и порицания
субъективны

Эмоции не принимаются
в расчет

Показ приемов —
не система

Позиция лидера —
вне группы

Демократический
стиль

Инструкции в форме
предложений Мероприятия
планируются не

заранее, а
в группе

Не сухая речь, а
товарищеский тон За реализацию
предложений

отвечают все

Похвала и
порицание — с советами Все разделы
работы не только

предлагаются,
но и обсуждаются

Распоряжения
и запреты —с дискуссиями

Позиция лидера
— внутри группы

Попустительский
стиль

Тон —
конвенциональный Дела
в группе идут сами собой

Отсутствие
похвалы, порицаний Лидер не
дает указаний

Никакого
сотрудничества Разделы
работы складываются

Позиция
лидера — незаметно в стороне из
отдельных интересов или

от группы
исходят
от нового лидера

Соседние файлы в папке Ответы к ГОСам

  • #

    19.04.2015138.75 Кб4624.doc

  • #
  • #
  • #
  • #

    19.04.2015152.06 Кб4828.doc

  • #

    19.04.2015137.73 Кб7529.doc

  • #

    19.04.2015152.58 Кб703.doc

  • #
  • #

    19.04.2015141.82 Кб4531.doc

  • #
  • #
Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Менеджмент организации»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Понятие и особенности лидерства

Лидерство представляет собой сложную многоаспектную категорию. В общем смысле под ним принято понимать положение определенной личности в группе, дающее возможность занимающему его лицу влиять на отдельных людей, направляя их усилия в нужное русло. Применительно в сфере менеджмента и управления под лидерством понимается способность индивида к формированию коллектива и его ведению к намеченным целям на основе личного авторитета.

Определение 1

Лидер — это человек, побуждающий своих последователей к достижению намеченных целей и прилагающий к этому все усилия.

Сам феномен лидерства имеет двойственную природу. С одной стороны, в его основе лежит сфера отношений, а с другой – деловая сфера (рисунок 1). Вместе они образуют два типа лидерства:

  • неформальное лидерство;
  • формальное лидерство.

Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сферы лидерства в организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Обе сферы лидерства неотделимы друг от друга, равно как и социально-экономическая и организационно-техническая стороны управления.

Формальное лидерство в большей степени сопряжено с понятием руководства. Неформальное же лидерство определяется факторами личностного и ситуационного характера.

Сущность, цели и задачи руководства

Под руководством в общем смысле принято понимать процесс, непосредственно связанный с управлением и контролем за деятельностью организации или группы лиц. Применительно к сфере менеджмента его принято отождествлять с механизмом, направляющим усилия коллектива и/или отдельно взятой личности на выполнение общих задач. Считается, что оно побуждает людей к достижению поставленных целей посредством влияния на их потребности.

«Лидерство и руководство» 👇

Определение 2

Руководитель – лицо, которое официально наделено правом принятия управленческих решений. Как правило, он выступает единоначальником в пределах переданных ему полномочий.

В значительной степени руководство отождествляется с менеджментом или управлением. Его отличительными особенностями выступает формализованный характер. К основным чертам руководителя, характеризующим его сущность, относятся:

  • несение ответственности за конкретный хозяйственный объект, процесс или программу;
  • наличие в подчинении группы лиц;
  • наделение необходимыми правами и полномочиями по принятию управленческих решений;
  • принятие ответственности за последствия реализации самостоятельно принятых управленческих решений.

Функции руководства сводятся к функциям менеджмента. Основными из них считаются планирование, организация, контроль и мотивация. Предназначение и сущность руководства сводятся к формированию целей и их эффективному достижению.

Взаимосвязь, сходства и различия между лидерством и руководством

Сегодня доподлинно известно, что лидерство является одним из основополагающих аспектов управленческой деятельности и, соответственно, руководства. Фактически оно пронизывает всю систему менеджмента любой компании.

В то же время, хотя лидерство и выступает существенным компонентом эффективного менеджмента, далеко не все эффективные лидеры в равной степени являются и эффективными руководителями. Основные отличия между менеджером-руководителем и лидером представлены на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно.

Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Различия между лидерами и руководителями. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В руках руководителя сосредоточена официальная, регламентированная власть. Лидер же в отличие от менеджера регулирует межличностные, а не официальные отношения в группе.

Лидерство зачастую возникает стихийно, в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами.

Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп, в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.

Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:

  • постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
  • постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами;
  • постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
  • постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же.

Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах, в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени. В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр.

В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами. Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху» (рисунок 3). В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.

Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Направленность выдвижения лидеров и руководителей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива).

Замечание 2

Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей. Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам выше стоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.

Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Лидерство и руководство: в чём отличие?

Просмотр шаблона

Вы лидер или руководитель? Как это определить? В чём отличие, и почему это важно?

Мы часто объединяем понятия «лидерство» и «руководство». Большинство из нас используют эти два термина как взаимозаменяемые, не видя особой разницы между ними. Говоря о лидерах, мы обычно подразумеваем руководителей, а когда обращаемся к руководителям, то воспринимаем их как лидеров. И хотя один и тот же человек может быть и тем и другим, это не всегда так.

Хорошие руководители не обязательно должны быть великими лидерами, а у лидеров в названии должности не всегда есть слово «руководитель». Но для создания успешной компании и эффективной команды нужны и те и другие. Как руководитель вы можете помочь сотрудникам в их повседневной работе и предоставить им возможность реализоваться наиболее эффективным образом. Как лидер вы можете представить коллективу картину в целом, чтобы сотрудники приняли общую концепцию компании. Обе должности имеют решающее значение для эффективной совместной работы в коллективе.

Независимо от того, являетесь ли вы руководителем, лидером или совмещаете обе позиции, умения разграничивать эти две функции позволит развить навыки по каждой из них. В этой статье мы поможем вам определить, что такое лидерство и руководство по целям, выделим некоторые сходства между этими функциями и обозначим, чем они отличаются.

quotation mark

Руководство — это понятие операционного толка; оно касается определения и оценки приоритетов, принятия решений о найме и увольнении, решений о компенсации и т. д. Лидер — это скорее инструктор или даже духовный наставник. Он отвечает за сохранение энергии и вдохновения у сотрудников, помогает им расти, а также обеспечивает слаженность их действий. Лидер — это источник силы и стабильности в процессе изменений.”

—Дастин Московиц, соучредитель и генеральный директор Asana

Читать о том, как Дастин Московиц даёт уроки лидерства

Попробовать Asana для руководителей

Лучшие навыки лидера

Эффективные лидеры ведут свою компанию в правильном направлении: они знают, как ставить цели и вдохновлять людей на общее дело. Лидеры не только думают о том, каким путём идти, но и сами подают пример, мотивируя коллег на этом пути. Если представить, что компания — это корабль, то именно лидеры решают, к какой точке горизонта необходимо плыть.

К ключевым качествам лидера относится:

  • Мотивация. Сильные лидеры мотивируют коллег к достижению невозможного. Они делятся своей энергией и энтузиазмом с коллективом, позволяя тем самым достигать большего.

  • Креативность. Хорошие лидеры умеют думать креативно и не признают стереотипов. Для лидера крайне важно не только заниматься собственной креативностью, но и поддерживать и развивать творческий потенциал коллег.

  • Наставничество. Ключевой принцип лидерства — помогать команде в полной мере раскрыть свой потенциал. Сделать это можно путём наставничества и направления коллег в нужное русло, а не посредством раздачи указаний и заданий.

  • Готовность решать проблемы. Готовность решать проблемы является важным навыком на всех уровнях процесса принятия решений. Как лидер вы можете помогать решать проблемы на стратегическом и концептуальном уровне. Например, можно выделить ключевые цели организации и использовать стратегии решения проблем для выявления вероятных преград на пути к цели вашей команды.

  • Готовность к рискам. Одним из качеств лидера является понимание того, когда можно идти на риск и когда следует поддержать коллег в принятии рисков. Успешные лидеры не сидят на месте сложа руки, а добиваются изменений к лучшему в организации.

quotation mark

Для меня лидер — это провидец. Он поощряет и мотивирует окружающих, видя потенциал других людей. Он не стоит на месте, но стремится к положительным изменениям в организации. Неважно, как звучит ваша должность: быть лидером может каждый. Для этого нужно просто собраться и сделать шаг вперёд.”

—Тереза Шоле, руководитель отдела продаж NAMER, Asana

Как можно быть лидером, не являясь руководителем?

Лидеры вдохновляют и мотивируют людей независимо от своей должности в организационной схеме. В любой компании можно найти хороших лидеров, не являющихся руководителями, особенно в компаниях с распределённой организационной структурой. В моделях с распределённой организационной структурой решения принимаются чётко определённым сотрудником, ответственным за принятие решений, который далеко не всегда является руководителем. Такие организации, как правило, отличаются высокой скоростью принятия решений и вовлечённостью сотрудников, а «побочным эффектом» такой схемы структурирования обычно является большое количество лидеров на всех уровнях организации.

Читать статью «Что подходит вашей компании? Принятие решений в трёх разных организационных структурах»

В Asana мы создали модель с распределённой организационной структурой, применив систему распределения по сферам ответственности. Распределение по сферам ответственности позволяет делегировать ответственность по каждой сфере организации, обеспечивая выполнение всего, что необходимо компании. Кроме того, распределение по сферам ответственности позволяет сотрудникам, напрямую не относящимся к руководству, развиваться в качестве лидеров.

quotation mark

Для меня «руководитель» — это должность, в то время как «лидер» — состояние души или жизненная позиция. Необязательно быть руководителем, чтобы быть эффективным лидером. При этом эффективные лидеры часто бывают и успешными руководителями. На практике должность руководителя определяет объём выполняемых функций, тогда как влияние на коллектив зависит от лидерских качеств.”

—Рахул Джиресал, руководитель отдела проектирования (мобильных устройств), Asana

Лучшие качества руководителя

Не каждый руководитель является лидером, и это нормально. Хорошие руководители обеспечивают чёткое руководство для своих сотрудников. Они являются опорой для коллектива и поддерживают командное взаимодействие и совместную работу. В метафоре с кораблём лидер — это сигнальщик, который следит за горизонтом, а руководитель — это лоцман, который читает карту. Именно вы как руководитель прокладываете курс и показываете коллективу, как вы будете им следовать.

Читать: Что могут сделать только руководители для поддержания вовлечённости сотрудников

К ключевым качествам руководителя относится:

  • Обратная связь. Успешные руководители помогают сотрудникам развивать навыки и делают это в основном посредством чёткой конструктивной обратной связи. Обеспечивая чёткую и актуальную обратную связь, вы помогаете сотрудникам найти возможности для их роста. Кроме того, применяя последующую обратную связь и подсказывая, что делать, вы сможете направлять сотрудников в процессе реализации этих возможностей роста.

  • Профессиональное развитие. Помимо того, что хорошие руководители помогают сотрудникам выполнять работу наиболее эффективным образом, они также способствуют профессиональному развитию каждого из своих сотрудников. Например, руководитель может помочь сотрудникам понять, в какой точке карьеры они будут через пять лет, или давать советы о том, как развивать те или иные навыки.

  • Делегирование. Хорошие руководители не всегда выполняют работу сами, а делегируют её наиболее подходящему исполнителю. С точки зрения руководителя важна не столько способность самому сделать что-то, сколько понимание того, кто лучше всех подходит для дела.

  • Организация и планирование. Хороший руководитель развивает такие навыки управления проектами, как организация и планирование. Эти навыки помогут вашему коллективу составить чёткое представление о предстоящей работе, а также при необходимости переосмыслить приоритеты и скорректировать сроки.

  • Готовность решать проблемы. Как и лидеры, руководители также должны уметь решать проблемы. Но руководство людьми подразумевает решение проблем на несколько ином уровне, чем в случае лидеров. Обычно руководители используют навыки решения проблем для устранения препятствий, позволяя тем самым сотрудникам выполнять задачи наиболее эффективно. Это может быть помощь сотрудникам в определении факторов, мешающих их работе, или в ежеквартальной корректировке приоритетов в случае смещения сроков проекта.

  • Сплочение коллектива. Хорошие руководители понимают ценность команды, а не только отдельных сотрудников. В должностные обязанности руководителя среди прочего входит создание условий для сплочения коллектива. По возможности создавайте условия, способствующие знакомству и общению сотрудников друг с другом. Когда участники коллектива знают друг друга, им комфортнее взаимодействовать и работать вместе.

quotation mark

Если лидерство обращено в будущее, то руководство решает вопросы здесь и сейчас. Успешный лидер вдохновляет людей на достижение результатов, о которых они даже и не думали. С другой стороны, успешный руководитель обеспечивает чёткость, поддерживает обратную связь и помогает сотрудникам развивать навыки и знания, необходимые для повседневной работы.”

—Билл Танхауcер, руководитель отдела веб-разработок, Asana

Зачем кому бы то ни было стремиться стать руководителем, но не лидером?

Все люди отличаются друг от друга, и позиция лидера подходит не всем. Для начала лучше всего освоить позицию руководителя. Руководители обеспечивают стабильность и направляют работу, и им может быть незачем создавать общее видение.

Руководители ещё более решительно, чем лидеры, ставят команду на первое место. Начинающие руководители часто жалуются на объёмы работы, которыми приходится управлять. Это происходит потому, что вместо того, чтобы собраться и организовать выполнение полезной работы, руководители постоянно думают о том, как лучше всего наставлять и направлять коллег.

Если вы стали руководителем недавно, было бы полезно сначала создать благоприятные условия для работы своей команды, а затем уже заниматься развитием навыков лидера. В конце концов, то, что вы теперь занимаетесь развитием своего стиля руководства, не означает, что вы не можете посвятить себя созданию лидерских качеств позднее.

Читать о том, как такой стиль руководства помогает поддерживать команду

quotation mark

Для меня командное взаимодействие — это корабль, который пробирается через бесконечную толщу льда. В этой метафоре корабль олицетворяет команду, а лёд — проблемы, которые приходится решать на пути к месту назначения, которое не всегда и видно на горизонте. Задача руководителя состоит в том, чтобы определять, что делать со льдом, который предстоит сломать, куда его девать и как он влияет на план, команду и т. д, в то время как задача лидера чётко задать направление движения корабля и объяснить, зачем вообще ломать весь этот лёд и пробираться к месту назначения.”

—Скотт Карлтон, руководитель нью-йоркского подразделения Asana

Общее в руководстве и лидерстве

У руководителей и лидеров есть одна общая деталь: и те и другие хотят лучшего для своего коллектива и компании. Поэтому, даже если они применяют разные подходы к делу, перед лидерами и руководителями стоит одна и та же цель.

Лидеры и руководители:

  • Обеспечивают связь работы с целями компании. Чтобы сотрудники могли выполнять свою работу с максимальной эффективностью, они должны понимать, как их повседневная работа способствует достижению целей коллектива и компании. Чётко понимая это, участники коллектива смогут более точно расставлять приоритеты и выполнять работу наиболее результативно.

  • Ценят двустороннее общение. Будь то доведение общей цели до всего коллектива или персональное общение с участником группы в формате «один на один», двустороннее общение — это лучший способ дать понять сотрудникам, что их слышат и ценят. Для обеспечения эффективного двустороннего общения необходимо наладить обратную связь с сотрудниками, слышать их мнение и действовать с учётом услышанного.

  • Заинтересованы в развитии команды. Поддержка и наставничество участников коллектива проявляются самыми разными способами. От наставничества и коучинга до обсуждения карьерного роста и индивидуальных бесед — и лидеры, и руководители заинтересованы в том, чтобы коллектив выполнял свою работу наилучшим образом.

quotation mark

Для меня лидер — это тот, кто помогает понять общую картину. Как видит эту картину команда, и как это видение связано с более широким набором целей и задач организации? Руководитель — это человек, обеспечивающий вам поддержку и направляющий вас на пути воплощения общей картины в жизнь. Иногда один и тот же человек выполняет обе функции в коллективе. Иногда это делают разные люди. Но обе эти функции важны для успеха любого коллектива.”

—Дженни Тай, глава отдела контента в Asana

Три различия между лидерами и руководителями

У лидеров и руководителей много общего, но они зачастую применяют разные подходы к тем или иным ситуациям. Ниже приводятся три случая, когда лидеры и руководители по-разному подходят к одной и той же ситуации, стремясь обеспечить максимальную поддержку своему коллективу.

quotation mark

Хотя и лидеры, и руководители стараются мотивировать людей к достижению результата, руководителей больше интересуют рабочие аспекты этого процесса, в то время как лидеры сосредотачиваются на вдохновении и воодушевлении людей на достижение целей. Ещё одним ключевым отличием является то, что лидеры всегда стремятся к постепенному развитию и изменениям, в то время как руководители зачастую стараются сохранить статус-кво.”

—Евгения Дэвис, глава специального отдела сопровождения клиентов NAMER West, Asana

Формирование и распространение стратегической концепции

Среди прочего обязанности лидера в той или иной компании подразумевают оказание помощи в разработке и распространении стратегической концепции компании. По данным недавно проведённого исследования среди более чем 6000 работников умственного труда, только 16% работников считают, что их компания обладает высокой эффективностью при постановке целей и информировании о них. Как лидер вы можете не только ставить цели, но и доводить их до сведения сотрудников в масштабах всей компании.

Лидеры составляют общую картину, а затем формулируют чёткие цели в соответствии с миссией или концепцией своей компании. Сюда относится формулирование квартальных или годовых целей компании и доведение этих целей до сведения коллектива. Например, можно поставить цель сократить отток клиентов до уровня менее 1% до конца года.

Читать статью «Никогда не занимались стратегическим планированием? Тогда начните отсюда»

Руководители берут стратегическую концепцию компании и внедряют её в повседневную работу. Руководитель может разъяснять сотрудникам, как их повседневная работа способствует достижению общих целей компании. Это позволяет поддерживать и мотивировать сотрудников на пути к достижению целей компании.

Например, если вы в компании поставили цель сократить ежемесячный отток клиентов до уровня менее 1% к концу года, руководитель может помочь привязать проекты группы к этой цели. Иногда всё бывает достаточно очевидно: вот сотрудник, он целенаправленно работает над снижением оттока клиентов вашей компании. Но не всегда всё так определённо. Например, сотрудник, который занимается улучшением страницы с тарифами и услугами, косвенно способствует достижению этой цели, помогая клиентам лучше понять, за что они платят.

quotation mark

Все успешные руководители — лидеры, но не все лидеры — руководители. Руководители, которые также являются и лидерами, вдохновляют команду, а не только направляют её. Такие коллективы достигают ещё более высоких результатов и чувствуют себя причастными к решениям, а не просто исполнителями жёсткого плана без совместной работы.”

—Шеннон Макнил, начальник отдела сопровождения клиентов APAC, Asana

Воплощение идей в реальность

Лидеры уделяют внимание не только исполнению, но и новым идеям. Главное для лидера — составить общую картину и довести до сотрудников её значимость для всего предприятия. В рамках этого процесса следует практиковать развитие идей и решений по проблемам в составе этой общей картины.

Кроме того, лидеры мотивируют коллег на эффективное выполнение работы. После того как ваша компания примет решение, в каком направлении двигаться, независимо от вашей причастности к этому решению, вы сможете стать хорошим лидером, если обеспечите понимание ценности этой идеи среди коллег.

quotation mark

Для меня быть лидером — это способность помогать, поддерживать и направлять других на пути к успеху. Лидеры обеспечивают видение, а успех определяет весь коллектив, а не только лидер.”

—Крис Джулиано, глава отдела по поиску специалистов в области бизнеса, Asana

С другой стороны, задача руководителя состоит в воплощении идей в жизнь. Это может выражаться в привлечении к проектам тех или иных специалистов, распределении ресурсов и составлении бюджета, необходимого для достижения поставленных целей. Руководители ежедневно помогают коллегам и направляют их работу. Именно они анализируют документы и одобряют ту или иную работу. В конечном итоге хороший руководитель обеспечивает сотрудникам условия для выполнения высокоэффективной работы.

Создание и поддержание корпоративной культуры

Корпоративная культура — это отличный способ дать коллективу почувствовать свою причастность, поддержать его и воодушевить на выполнение работы максимально эффективным образом. Поддерживая корпоративную культуру посредством игр на сплочение коллектива, создания возможностей для обучения и развития, а также внедрения надёжных рабочих процессов по адаптации сотрудников, вы сможете повысить удовлетворённость участников коллектива и их вовлечённость в жизнь компании.

Читать 6 советов о построении крепкой организационной культуры от руководителей Asana

Где проявляют себя лидеры и руководители? Задача лидера — помочь создать и сформировать корпоративную культуру. Как пишет Дастин Московиц, один из основателей и генеральный директор Asana: «Будучи лидером, я знаю, что моя обязанность — задавать тон нашей корпоративной культуры». Лидеры определяют, какой должна быть культура, формируют её и в конечном итоге вдохновляют людей на участие в развитии и улучшении корпоративной культуры.

quotation mark

Хорошие лидеры умеют эффективно работать с различными группами людей, наставлять и вдохновлять их. Они корректируют свой стиль лидерства с учётом аудитории, с которой работают, а не применяют один и тот же подход на все случаи жизни.”

—Эми Граймс, ведущий специалист отдела продаж, Asana

С другой стороны, руководитель — это человек, который непосредственно внедряет практику и политику в области корпоративной культуры. Кроме того, руководители отвечают за предоставление своей команде всего необходимого на организационном уровне. Задача лидера состоит в том, чтобы воплощать обратную связь в рабочие процессы компании, улучшая тем самым её корпоративную культуру. Умение слушать и слышать мнение коллег — важная часть любой здоровой корпоративной культуры. Однако, по данным исследования «Анатомия работы: тенденции и вызовы», лишь 15% работников умственного труда считают, что к их мнению прислушиваются.

Читать о том, как грамотно распределить полномочия среди всех сотрудников компании

Лидерство и руководство: в чём отличие?

Быть лидером не всегда лучше, чем быть руководителем, и наоборот. В обоих случаях вы можете сосредоточиться на развитии своих навыков в какой-либо одной области. Решение о том, какие качества лидера необходимо развивать, зависит от того, что от вас нужно вашей команде и как лучше всего их в этом поддержать.

quotation mark

Для меня лидер — это тот, кто положительно влияет на окружающих, направляя их действия и обеспечивая им успех. Лидеру необязательно иметь какую-то высокую должность: он способен оказывать влияние, независимо от должности.”

—Нина Вогт, руководитель отдела сопровождения клиентов по Европе, Ближнему Востоку и Африке, Asana

Как лидеры, так и руководители должны стремиться к постоянному совершенствованию навыков совместной работы и взаимодействия. Попробуйте выполнить эти 10 простых действий для повышения эффективности совместной работы в команде.

Дополнительные ресурсы

Руководство и лидерство наряду с общением и принятием решений являются важнейшими компонентами системы управления.

Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений, а руководство подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных (официальных) отношений, через которые оно и реализуется.

В чем разница?

Различия между лидерством и руководством хорошо описал Уоррен Беннис, один из первых исследователей современного лидерства. Вот часть утверждений из его теории:

  1. Руководитель управляет, лидер изменяет и совершенствует.
  2. Руководитель поддерживает, лидер развивается.
  3. Руководитель фокусируется на системах и структуре, лидер фокусируется на людях.
  4. Руководитель полагается на контроль, лидер внушает доверие.
  5. Замысел руководителя краткосрочный, у лидера далекие перспективы.
  6. Руководитель спрашивает, каким образом и когда, лидер спрашивает, что и почему.
  7. Руководитель делает все правильно, лидер умеет расставлять приоритеты.

Ниже представлена сравнительная таблица характеристик руководителя и лидера.

А что общего?

1. И руководство, и лидерство являются средством управления людьми. Только одно из них «работает», в системе формальных, официальных отношений, а другое — в системе отношений неформальных, неофициальных.

2. Оба феномена помогают осуществлять социальное влияние в группе. Но при руководстве это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как при лидерстве — по неофициальным.

3. И там и там существует определенная субординация отношений. Причем в руководстве она ярко выражена и закреплена, а в лидерстве – менее заметна и заранее никак не очерчена.

Поэтому вовсе не случайно, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белогент мазь инструкция по применению цена аналоги дешевые
  • Краткое руководство по sql
  • Лесфаль инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Хлебопечка бинатон вм 1008 инструкция по применению
  • Разбогатей руководство по выращиванию капитала