Руководство в педагогическом процессе кратко

В данном случае,
под педагогическим руководством
по­нимается в широком смысле управление
различной группо­вой активностью
школьников, как в процессе учебной
дея­тельности, так и вне ее. То есть,
в качестве педагога-руково­дителя
может выступать и учитель-предметник,
и классный руководитель и освобожденный
воспитатель.

Мерой влияния
педагога руководителя на группу
школь­ников является его авторитет.
Однако, авторитет педагога — сложное
составное понятие, можно говорить о
двух его со­ставляющих: авторитете
роли учителя и авторитете его лич­ности.
В различные периоды школьного обучения
эти со­ставляющие имеют различное
значение для детей начальной школе еще
очень большое влияние оказывает авторитет
роли учителя. Часто один тот факт, что
данный взрослый человек — учитель,
определяет отношение малышей,
авто­матически обеспечивает педагогу
уважение, —

послушание,
вни­мательное отношение ко всем
требованиям (отметим, часто практически
не критичное).

В дальнейшем
авторитет роли учителя начинает падать,
уже не достаточно одного декларативного
заявления «я — ваш учитель» для того,
чтобы обеспечить успешное руковод­ство
классом. В старшем школьном возрасте
авторитет лич­ности учителя становится
решающим, для старшеклассников
принципиально важно отношение педагога
к ним, его умение общаться, его эрудиция
и профессиональная компетентность,
этические качества.

Остановимся на
проблеме формирования педагогического
авторитета. В своем развитии авторитет
личности педагога как бы проходит три
важные стадии, на каждой из которых
право педагога руководить подвергается
соответствующей проверке и оценке. На
первой стадии педагог выступает для
школьников как достоверный источник
самой разной инфор­мации — от сообщаемых
на уроке знаний до доносимых до класса
школьных слухов и мнений. То есть, сначала
формируется доверие к словам и знаниям
педагога, предпочтение обращаться к
нему за достоверной информацией.

На второй стадии
педагог становится референтным лицом
для школьников, то есть носителем
личностных качеств, цен­ностей, идей
и взглядов, значимых для учащихся,
разделяе­мых ими. Формируется доверие
к жизненной позиции педа­гога.

Наконец, на третьей
стадии педагог становится довери­тельным
лицом. Ему как бы авансируется доверие,
дается право принимать значимые решения,
касающиеся школьни­ков. Педагог,
достигший в своих отношениях с конкретной
группой школьников такого авторитета,
облекается большим доверием детей. Ему
уже не требуется каждый раз обра­щаться
к ним для принятия определенных групповых
реше­ний, так как ему предоставлено
право действовать от имени всей группы.

Авторитет личности
педагога — значительно более силь­ная
и устойчивая форма влияния, чем авторитет
его роли.

Перечислим ряд
психологических факторов, наиболее
су­щественно влияющих на успешность
педагогического руко­водства.
Предыдущее обсуждение феномена
руководства по­казало, что наиболее
значимым является стиль руководства,
выбранный формальным лидером. В отношении
педагога не­обходимо отметить, что
эффективной является именно ко­оперативная
модель руководства (естественно, с
учетом воз­раста детей и зрелости
класса как малой группы). В любом случае,
стиль руководства педагога должен
обеспечивать реализацию основных
функций управления группой (целеполагание,
информирование, принятие решений,
обратная связь, контроль, делегирование
полномочий, поощрение успехов),
преимущественно в духе кооперативной
модели управле­ния. Кроме того, учитывая
слабость собственных лидерских сил
большинства школьных классов руководитель
должен брать на себя реализацию и ряда
функций, направленных на создание
благоприятного социально-психологического
климата в классе, развитие класса как
группы. Чем успеш­нее педагог —
руководитель реализует эти функции,
тем продуктивнее стиль его руководства.

Важную роль играет
также система социально-психоло­гических
установок учителя относительно своих
взаимоотно­шений со школьниками.
Наиболее плодотворна установка на
открытое диалогическое общение с детьми.

Отметим и ряд
личностных качеств, наличие которых
су­щественно для успешного
педагогического руководства.

Во-первых, это те
черты личности, которые способствуют
в целом успешному общению со школьниками:
общительность, направленность на других,
склонность к сотрудничеству, эмо­циональная
восприимчивость (эмпатия), тактичность,
терпи­мость. Важна эмоциональная
устойчивость, гибкость в усвое­нии
новых социальных ролей, артистизм.
Интересно, что ус­пешнее работают те
педагоги-руководители, которые не имеют
ярко выраженного стремления к лидерству.
Во-вто­рых, это личностные особенности,
обусловленные специфи­кой педагогического
труда: высокая интеллектуальная
гиб­кость, критичность и быстрота
мышления, способность к им­провизации,
самокритичность, самостоятельность,
инициатив­ность.

Для успешной
управленческой деятельности педагог
дол­жен обладать хорошими навыками
социально-перцептивного и
социально-рефлексивного анализа, то
есть он должен уметь адекватно оценивать
отношения к группе школьников, чув­ствовать
отношение к себе с их стороны.

Отметим и еще один
фактор — удовлетворенность собст­венной
деятельностью. Естественно, что лучше
работает че­ловек, высоко оценивающий
свои успехи и свои возможно­сти.

Насколько велики
возможности действенного влияния
педагога-руководителя на отношения
внутри классной груп­пы? Принципиальный
ответ зависит, прежде всего, от возра­ста
детей. Если в начальной школе учитель
может в значи­тельной мере влиять
через свое отношение, свои санкции на
статусную структуру класса, выдвижение
лидеров, климат класса, то по мере
взросления детей ситуация меняется:
по­является и автономизируется зона
внутриклассных взаимо­отношений,
очень мало доступных как наблюдению,
так и воздействию. Речь идет об
интимно-личностных отношениях в группе
сверстников. В значительно большей
степени педа­гог может влиять на
деловые отношения школьников,
воз­действовать на инструментальную
сферу, и, наконец, откры­ты для управления
личные отношения школьников и класса
в целом с педагогом.

Если говорить об
арсенале средств, имеющихся в рас­поряжении
педагога-руководителя, то их можно
разделить на группы прямых и косвенных
средств воздействия. К пря­мым относится
общее обсуждение, организация групповой
дискуссии или посредничества в разрешении
шаров. Косвен­ные пути — это попытки
вносить коррективы в межлично­стные
отношения учащихся посредством
переструктурирования деловых
взаимоотношений, создания новых форм
сов­местной деятельности, выработку
иных групповых норм и мнений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Обновлено: 18.05.2023

Педагогический процесс можно представить как систему, состоящую из ряда элементов: 1. цель обучения (для чего учить); 2. содержание учебной информации (чему учить); 3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить); 4.

Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом и создавался, он будет иметь одну и ту же структуру:

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства, как материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.

Педагогическая структура подробно рассмотрена в начале данного раздела.

Методическая структура возникает путем разделения цели на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, достижение объекта, наблюдение объекта, фиксацию увиденного, обсуждение итогов.

Психологическая структура включает в себя такие компоненты: 1. процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2. проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, эмоционального настроя; 3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамику активности, работоспособности и утомления.

Классификация методов обучения в педагогике может быть следующей:

Объяснительно-иллюстративный метод. Студенты получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через наглядные средства обучения. Воспринимая и осмысливая факты, оценки и выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации;

Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, то есть выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом, ситуациях.

Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения и различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется.

Частично-поисковый или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися при работе с программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.

Такой метод (одна из разновидностей которого – эвристическая база) – проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллоквиумах;

Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач, краткого устного или письменного инструктажа обучаемыми самостоятельно изучается литература, проводятся наблюдения и измерения. Обобщаются эмпирические данные и формулируются выводы в соответствии с основными положениями гносеологии: устанавливаются факты, определяются их инвариантность и соответствие гипотезе или теории. В зависимости от обстоятельств используются индукция (познание движется от частного к общему) или дедукция (познание движется от общего к частному).

Таким образом, инициатива, самостоятельность и творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно, а методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Одна из распространенных классификаций методов обучения строится на основе выделения способов передачи информации.

Таблица 2 Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж Практические методы Упражнение, тренировка, самоуправление Наглядные методы Иллюстрирование, показ, демонстрация материала

Классификация методов воспитания может иметь основой структуру личности.

Таблица 3 Методы формирования сознания Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование Методы формирования поведения Управление, тренировка, само-управление Методы формирования чувств Одобрение, похвала, порицание, контроль

Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове. С ростом информации и технологизации общества появилась необходимость использования технических средств.

Так возникло понятие педагогических средств, которые стали обязательным компонентом педагогического процесса.

Педагогические средства – это материальные объекты, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование, учебно-производственное оборудование, дидактическая техника, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия).

Развитие дидактической техники и ЭВМ создало предпосылки для возникновения нового направления в педагогике – педагогической технологии. Суть ее состоит в применении технологического подхода к построению и осуществлению педагогического процесса. Педагогическая технология как бы сплавляет в единое целое дидактическую технику, традиционную методику обучения и участников педагогического процесса.

Педагогическая форма – это устойчивая, завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: 1. содержание; 2. цель – принципы – методы – формы; 3. средства.

Все формы в педагогике подразделяются по степени сложности: простые, составные и комплексные.

Простые формы базируются на минимальном количестве методов и средств, посвящены, как правило, одной теме (содержанию). К ним относятся лекция, консультация, зачет, экзамен, беседа, диспут, викторина, экскурсия..

Составные формы строятся на развитии простых или на их разнообразных сочетаниях: урок, конференция, праздничный вечер, КВН. Урок, например, может содержать в себе беседу, викторину, инструктаж, опрос, доклады и прочее.

Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм: это дни открытых дверей или посвященные выбранной профессии, недели театра, книги, музыки и спорта.

Чтобы педагогический процесс был действенным, необходим такой компонент, как управление.

Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов: постановка цели – информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся) – формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся – проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм) – реализация проекта – контроль за ходом выполнения – корректировка – подведение итогов.

В данном случае педагогика опирается на выработанные социальной наукой формы и методы управления, в том числе на теорию и практику научной организации труда, социального прогнозирования и планирования, контроллинга.

Задания. Вопросы. Ответы. 1. Что такое дидактика? 2.

Каковы базовые понятия дидактики? 3.

В чем состоят основные функции обучения? 4.

Какие формы организации учебной деятельности Вам известны? 5.

Что такое урок? 6.

Что такое лекция и какие виды лекций Вам известны? 7.

В чем суть педагогического процесса? 8.

Какова структура педагогического процесса? 9.

Что понимают под методами обучения? 10.

Как можно классифицировать методы обучения?

Задания. Тесты. Ответы. 1. Учение – это деятельность обучаемого, которая подразумевает:

а) освоение, закрепление и применение знаний, умений, навыков;

б) самостимулирование к поиску, решению учебных задач;

в) использование в различных жизненных ситуациях советов, рекомендаций по поводу данной конкретной ситуации ближайшим окружением (друзьями, сослуживцами, одноклассниками и однокурсниками);

г) консультирование сотрудников, иных граждан в пределах компетенции обучаемого;

д) осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта. 2.

а) традиции, обычаи региона, в котором происходит процесс обучения;

б) конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законов и правил, отражающих определенные закономерности;

в) теоретические обобщения;

г) базовые термины;

д) непроверенные на практике предположения. 3.

Ведущей формой обучения в вузе принято считать:

Бинарная лекция – это разновидность чтения лекции:

а) как научно-практического занятия;

б) с визуальной формой подачи информации;

в) с заранее запланированными ошибками;

г) в форме диалога преподавателей;

д) в форме диалога представителей различных научных школ. 5.

К практическому методу обучения принято относить:

Исследовательский метод обучения предполагает:

а) написание реферата;

б) проведение наблюдений и измерений;

в) организацию тренинга;

г) разъяснение терминов и понятий;

д) использование индукции;

е) применение дидактических материалов;

ж) установление инвариантности фактов;

з) проверку гипотезы.

7. Словесный метод обучения предполагает использование следующих способов передачи информации:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В современной педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе и педагогических.

Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на сознательное и прочное усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование способности применить их на практике.

Педагогический процесс можно представить как систему, состоящую из ряда элементов (слайд 3):

1. цель обучения (для чего учить);

2. содержание учебной информации (чему учить);

3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);

Педагогический процесс – это способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом ни создавался, он будет иметь одну и ту же структуру (слайд 4):

Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства, как материализованные предметные способы работы с содержанием, используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается за счет взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической.

Чтобы педагогический процесс был действенным, необходим такой компонент, как управление.

Вообще под управлением (слайд 5) понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Педагогическое управление (слайд 6) есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов (слайд 7):

информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся);

формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;

проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

контроль за ходом выполнения;

Сущность управления педагогическим процессом заключается в целевой ориентации, активизации и оптимизации его субъектом управления — руководителем. Это управление строится в непосредственном взаимодействии с обучающимися, воспитывающимися, сотрудниками.

Сегодня я хочу представить вам модель управления школой в целом и педагогическим процессом в нашей школе в частности.

Административное управление (слайд 8) осуществляет директор школы и его заместители.

Принципы управления школой (слайд 9):

— уважение и доверие к человеку;

— принцип сотрудничества, справедливости;

— принцип индивидуального подхода;

— принцип участия учителей в управлении.

В результате получаем такую структуру управления школой (слайд 10).

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и Уставом школы на основе принципов гласности, открытости, демократии и самоуправления.

Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы.

Директор — координатор действий всех управленческих подразделений в системе управления школой, обеспечивающий результативность работы школы в комплексе.

Стратегическое руководство образовательной политикой школы принадлежит выборному органу – Совету школы.

Основная цель его деятельности – осуществление
функций самоуправления школы, привлечение к участию в органах самоуправления широких слоев участников образовательного процесса.

Директор школы определяет совместно с Советом школы стратегию развития школы, представляет её интересы в государственных и общественных инстанциях. Несет персональную юридическую
ответственность за организацию жизнедеятельности школы, создает благоприятные условия для осуществления образовательного процесса.
Основной его функцией является координация усилий всех участников образовательного процесса через органы самоуправления – Совет школы, Педагогический совет, Методический совет, Совет старшеклассников.

Основной формой координации деятельности аппарата управления школы являются административные совещания (проводятся 1 раз в неделю).

На совещаниях осуществляется:

оперативное планирование деятельности,

анализ результатов мониторинга,

планирование ресурсной обеспеченности,

принятие и координация управленческих решений, которые доводятся до сведения сотрудников на совещании при директоре, совещании при заместителе директора, инструктивно-методическом совещании
учителей.
Общее руководство методической и инновационной работой осуществляет Методический совет, которому подчиняются школьные предметные методические объединения, методическое объединение классных руководителей.

Управленческую деятельность директор осуществляет через заместителей, которые реализуют оперативное управление образовательным процессом.
Педагогический коллектив привлекается к управленческой деятельности через работу Педагогического совета, методического совета, школьных методических объединений, творческих проблемных групп, Совета трудового коллектива.

Педагогический совет – коллективный орган управления школой, состоящий из педагогических работников школы, который действует для рассмотрения основных вопросов организации образовательного и
воспитательного процессов в школе. Педагогический совет несет коллективную ответственность за принятые решения.

Методический совет – коллегиальный совещательный орган, в состав которого входят руководители предметных школьных методических объединений, творческих проблемных групп:

осуществляет общее руководство методической и инновационной работой педагогического коллектива;

планирует и регулирует свою работу через школьные методические объединения, проблемные творческие группы учителей, методическое объединение классных руководителей.

Совет старшеклассников, организованный в целях осуществления самоуправления школьников и развития их инициативы:

координирует деятельность органов ученического самоуправления школы;

создает инициативные группы школьников для проведения различных мероприятий;
содействует выявлению творческого потенциала обучающихся;

организует проведение общешкольных коллективных творческих дел и мероприятий;
изучает, обобщает и распространяет опыт проведения коллективных творческих дел;

организует изучение общественного мнения обучающихся по актуальным проблемам школьной жизни.

Родители привлекаются к управленческой деятельности через Совет школы, общешкольный родительски комитет, родительские комитеты классов.
Такая структура позволяет организовывать и координировать функционирование самых разных направлений образовательного процесса в школе и вовлекать в решение основных вопросов жизнедеятельности школы учащихся и их родителей, другие заинтересованные стороны, коллективно вырабатывать решения и определять стратегию развития школы.

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

Вложение Размер
statya_po_pedagogike.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по дисциплине:

« Методы, приемы, средства организации и

Иванова Марина Егоровна

  1. Введение 3
  2. Общие понятия организации педагогического процесса

Педагогический процесс, элементы и его закономерности 4

  1. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом 6
  2. Средства организации и управления педагогическим процессом 7
  3. Заключение 8
  4. Список литературы 9

В работе кратко раскрыты общие понятия управления учебным процессом, их закономерностей, приемов и средств.

Даны определения организации педагогического процесса, его взаимодействия и практического применения.

Раскрываются общие определения и понятия педагогического процесса, как системы, включающаяся в себя несколько компонентов, необходимых для правильного подхода к системе обучения.

В своей работе я стараюсь сформировать субъективный взгляд на взаимосвязь между преподавателем и обучающимся, практического применения форм, приемов и средств для передачи и усвоения знаний и информации.

1. Общие понятия организации педагогического процесса.

Педагогический процесс, элементы и его закономерности.

Согласно научным источникам раскрыты три основных подходов в системе организации педагогического процесса, которые включают различные методы, приемы и средства:

«1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система»[1].

Педагогический процесс, можно дать понятие как непрерывный процесс взаимодействия между педагогическим составом и обучающимися, где цели и задачи направлены на достижение, улучшение и , анализу и совершенствование системы образования и обучения.

Стоит упомянуть и про основные задачи и структуру осуществления педагогического процесса. Задачами которого являются: «умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания» [2] и внедрения в педагогический процесс.

Структуру педагогического процесса можно охарактеризовать как деятельность педагога и обучающегося, где в первом случае, осуществляется обучение, во втором, непосредственное обучение и учебная деятельность .

Согласно научным источникам стоит выделить и закономерности педагогического процесса:

«1. Закономерность динамики педагогического процесса ;

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе;

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом;

4. Закономерность стимулирования;

5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса » [2].

Некоторые известные научные труды выделяют и элементы, как звено в цепочке управления педагогического процесса.

Выделяются, такие как:

«1) цель обучения;

2) содержание учебной программы;

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации;

4) система взаимодействия между преподавателем и обучающимся» [2].

2. Методы и приемы организации и управления педагогическим процессом.

Методы — это целенаправленный процесс взаимодействия и передачи информации между преподавателем и обучающимся, его содержание, анализ и усвоение.

Стоит выделить основные 3 направленности методов:

Во-первых, это передача и усвоение знаний у обучающегося. Сюда можно отнести и форму преподавания, способ передачи информации.

Во-вторых, метод применимым на практике, т.е. аудиторные практические занятия, в виде лабораторных, производственных практик, НИР, проектную и инновационную деятельность.

В-третьих, методы контроля и оценки результатов обучения и усвоения информации. Формы контроля бывают: экзамен, зачет, дифференцированный зачет, устный опрос, тестирование, анкетирование.

Также стоит отметить, текущий и промежуточный контроль и итоговая аттестация, что помогает определить достигнутый уровень передаваемой информации, провести анализ, совершенствовать передачу информации от преподавателя к обучающемуся, также формирует у обучающегося стремление проверить свои знания, дать оценку и совершенствовать уровень знаний [3].

Приемами обучения можно охарактеризовать, как вспомогательную часть методов обучения и педагогического процесса, выраженную в эффективности применений методов, такие как составление конспектов, тезисов, анализ работы, цитирование, рецензирование и так далее [1].

3. Средства организации и управления педагогическим процессом

Средствами же организации и приема педагогическим процессом является: посещаемость обучающихся, индивидуальные и групповые занятия, проверка качества учебной деятельности [3].

Для обеспечения учебного процесса необходимо:

— методическая часть: программы, включающие в себя необходимые функции по контролю и оценки качества преподавания и оценивания знаний обучающихся, учебные пособия, презентации;

— библиотечная часть: научные издания, справочники, научные журналы;

— техническая часть: компьютерное, мультимедийное, лабораторное оборудование;

— организационная часть: учет результатов, учет посещаемости и фиксирование в журналах, заполнение табелей, ведомостей [3].

Педагогический процесс — это сложная система взаимодействия межу обучающимся и преподавателем.

Стоит выделить, то процесс состоит из структуры, позволяющая конкретизировать этапы:

«Цель – Принципы – Содержание – Методы – Средства – Формы» [4]. Где, цель выражается в конечном результате взаимодействия, принцип в определении главных направлений, содержание в интеграции опыта и информации, методов в взаимодействии преподавателя и обучающегося, средства, как конкретизированный способ работы, формы, анализе и завершении своей работы между обучающимся и преподавателем [4].

Педагогический процесс это система со всеми ее функциями, методами и способами, результатом которого является плодотворное и качественная передача информации, усвоение знаний, повышающих уровень образования в каждом конкретном случае и в системе образования, в целом.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы технологии управления педагогическим процессом, поскольку переход на ФГОС ДОО требует от руководителей и педагогов специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации.

Переход на новый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – одно из важнейших направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения. Это важный шаг, предполагающий переход ДОУ на качественно новый уровень. Переходный период всегда предполагает определённые трудности в организации образовательного процесса.

Для эффективного перехода но новые стандарты необходимо обеспечить готовность педагогического коллектива, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения и поддержка со стороны родителей воспитанников.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении, где я работаю старшим воспитателем, возникла потребность в выстроенной системе по введению ФГОС ДО. Мы выявили основные проблемы, которые связаны с имеющимися противоречиями:

1. между изменяющейся социальной ситуацией в системе дошкольного образования и психологической неготовностью педагогов ДОО работать в изменяющихся условиях;

2. между требованиями процесса модернизации системы дошкольного образования и отсутствием финансирования модернизационных процессов;

3. объективной необходимостью в повышении уровня педагогической компетентности старшего воспитателя и отсутствием условий для повышения квалификации старших воспитателей в Республике Бурятия.

На наш взгляд, эффективность педагогического процесса будет результативным, если:

• руководство ДОУ создает условия для мотивации педагогов в совершествовании педагогического процесса;

• организован процесс повышения квалификации воспитателей ДОУ;

• осуществляется социальное партнёрство с социальными институтами.

Для обеспечения готовности педагогов ДОУ и введению ФГОС в образовательном процессе необходимо ряд условий :

• Наличие в ДОУ нормативно — правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДОО;

• Готовность педагогов к введению ФГОС ДОУ в образовательный процесс;

• Обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДОУ.

Тип проекта: административный, долгосрочный

Авторы проекта: Воробьева Т. В. – старший воспитатель

Сроки реализации проекта 2014-2016 учебный год учебный год.

1. Обеспечить психологическую поддержку педагогических кадров : повысить работоспособность педагогов, снять излишнюю тревожность, связанную с переменами в дошкольном образовании, обеспечить психологическую готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, формировать уверенность в своих силах, целеустремленность.

2. Обеспечить методическую поддержку педагогов : повысить профессиональную компетентность педагогов, создавать благоприятные условия для самообразования.

3. Создать благоприятные условия для педагогов ДОУ для применения полученных знаний на практике.

Описание проекта. Мероприятия проекта реализуются через инновационные технологии работы старшего воспитателя с педагогическими кадрами. Работа над проектом ведется поэтапно.

I этап: подготовка к реализации проекта: предварительное знакомство педагогов с основными положениями ФГОС ДОО, новой нормативной документацией, изучение психологической и профессиональной готовности педагогов детского сада к внедрению ФГОС ДОО.

II этап: реализация проекта:

— Участие педагогов в психологическом тренинге, методических мероприятиях, направление педагогов на КПК, учебу в БГУ, взаимодействие с социальными партнерами;

— Правильно построена воспитательно – образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка. Это:

— организованная образовательная деятельность (НОД);

— образовательная деятельность в режимных моментах;

— самостоятельная деятельность детей.

— Разработана ООП, рабочие программы в каждой возрастной группе, бланки комплексно – тематического и календарного планирования: педагоги опираются на тему дня и создают провокацию в среде, мотивируя детей на какую – либо деятельность. Планы могут нести изменения с учетом инициативы детей; педагоги четко структурируют режимные моменты — это утренний сбор, НОД, прогулка, самостоятельная деятельность детей, работа перед сном, вечерний сбор, вечерняя прогулка.

— Разработаны карты индивидуального маршрута ребенка в соответствии требованиям ФГОС ДО;

— В работе с детьми педагоги используют инновационные технологии (информационно – коммуникативные технологии, технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, технология интегрированного обучения, игровая технология, здоровьесберегающие технологии).

— Предметно – пространственная развивающая среда построена по всем принципам требующих ФГОС : содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.

III этап: выявление эффективности проекта.

В процессе работы по ФГОС :

— повысилась работоспособность и психологическая готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, снизилась тревожность, связанная с переменами в дошкольном образовании, сформировалась уверенность в своих силах;

— повысилась профессиональная компетентность педагогов (педагоги могут сделать воспитанников субъектами образовательного процесса, использовать различные современные технологии в обучении дошкольников с целью поддержания детской самостоятельности и инициативности, партнерские взаимодействия с воспитанниками семьей и пр., созданы благоприятные условия для самообразования;

— педагоги умеют организовать правильное рабочее пространство при проведении НОД, уходя от школьно-урочной формы, где взрослый-учитель и за детьми жестко закреплены рабочие места, запрещено перемещение и свободное общение детей, ведь взрослый, согласно ФГОС ДО – это партнер, рядом (вместе) с детьми. Здесь разрешено свободное размещение детей, их свободное перемещение и общение в процессе деятельности. Занятия проходят в игровой форме и использование нестандартного расположения детей в групповой комнате. Стандарт призывает нас не учить, а развивать!

Инновационные технологии в условиях введения ФГОС дошкольного образования Аннотация. В своей работе я продемонстрировала важные моменты современного подхода к процессу обучения детей дошкольного возраста. Дала.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО Деловая игра для педагогов ДО на заседании КМО. В ФГОС большое значение придается развивающей среде, которая является частью целостной.

Поликультурное воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС В многонациональной России во все времена уделялось большое внимание воспитанию детей в духе уважения к другим народам и их культурным традициям.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы.

Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС до Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО. С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства.

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в условиях введения ФГОС до

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в условиях введения ФГОС до Задачи: Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Читайте также:

      

  • Какие уроки человечество может извлечь из решений нюрнбергского процесса кратко
  •   

  • Консультация для родителей что такое зпр доу
  •   

  • Что такое искусство чем оно отличается от других видов деятельности человека кратко
  •   

  • Какой принят порядок образования фасада в системе исо кратко
  •   

  • Почему нужно страховать жизнь и имущество кратко
Автор статьи

Марина Сергеевна Баева

Эксперт по предмету «Педагогика»

Задать вопрос автору статьи

Замечание 1

Функции управления (в педагогике) – это отношение между управляемым объектом и управляющей системой, которое требует от управляющей системы выполнения определенных действий, направленных на обеспечение организованности и целенаправленности управляемыми процессами.

Общие принципы управления образовательными системами и педагогическим процессом

Система управления педагогическим процессом и образовательными системами опирается на ряд принципов, которыми руководствуются организаторы и руководители в процессе выполнения возложенных на них управленческих обязанностей.

В теории и практике управления педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие основные принципы:

  1. Принцип гуманизации и демократизации управления – подразумевает направленность на развитие инициативности и самодеятельности руководителей, педагогов, учащихся и родителей, а также возможности совместного обсуждения и принятия управленческих решений. Выбор руководства осуществляется посредством конкурсного избрания, что подчеркивает демократическое начало системы управления.

    Гуманизация в управлении педагогическим процессом и образовательными процессами, направлена на уважение достоинства личности каждого человека и приоритетность ее позиций.

  2. Принцип целостности и системности в управлении – предполагает понимание педагогического процесса как единой целостной системы, ясное представление о структуре, содержании и принципах которой будет способствовать успешности управления ею.

    Целостность и системность управления предполагает взаимосвязь и взаимодействие разнообразных управленческих функций в деятельности руководителя и коллектива педагогов. То есть, данная функция подчеркивает, что процесс управления должен быть логичным, последовательным и взаимовыгодным. Только в этом случае он будет эффективным и обеспечит функционирование образовательных систем на должном уровне.

  3. Принцип единства коллегиальности и единоначалия — предусматривает недопущение авторитаризма и субъективности в управлении педагогическим процессом и образовательными системами.

    Единство коллегиальности и единоначалия в управлении не является исключением личной ответственности каждого педагога перед всем педагогическим коллективом за порученное ему дело и возложенные на него обязанности.

    Данный принцип направлен на обеспечение порядка и дисциплины, четкого соблюдения и разграничение полномочий участников педагогического процесса.

  4. Принцип объективности и полноты информации в управлении – эффективность управления во многом зависит от полноты и достоверности получаемой об объекте управления информации.

    Поступающая в аппарат управления информация должна быть не только максимальной точной и правдивой, но и ее объем должен быть оптимален. То есть, избыток или недостаток необходимой информации может парализовать управленческую деятельность.

«Управление педагогическим процессом и образовательными системами» 👇

Основные направления педагогического управления

Управление педагогическим процессом представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий по педагогическому анализу, контролю и планированию

Определение 2

Педагогический анализ – это исследование педагогического процесса, а именно конкретного составляющих его элементов.

В свою очередь педагогический анализ включает в себя три основных элемента:

  1. Параметрический анализ – это действия руководителя и его заместителей, направленные на сбор, обобщение, сравнение и исследование основных явлений педагогического процесса.

    Предметами параметрического анализа являются посещаемость, успеваемость, общая дисциплина учащихся и педагогов.

  2. Тематический анализ – направлен на изучение, анализ, планирование и прогнозирование действий, необходимых для повышения эффективности управления различными элементами педагогического процесса.

    К основным элементам педагогического процесса, которые подлежат управлению, являются методы, средства, приемы и формы воспитательно-образовательной деятельности. При правильной организации управления, повышается актуальность и востребованность данных элементов в педагогическом процессе. За основу исследования в рамках тематического анализа берутся данные, которые получены в ходе параметрического анализа.

  3. Итоговый анализ – осуществляется с целью изучения результатов тематического и параметрического анализа за определенный интервал времени.

    Основными источниками итогового анализа являются письменные контрольные работы, зачеты, экзамены, статистические данные по предметам, дисциплинам и курсам, соблюдение правил, отчеты педагогических работников и руководства.

Замечание 2

Результат итогового анализа представляет собой общую оценку состояния педагогического процесса, причины неуспешности и неудач, фиксацию отрицательных и положительных факторов, с целью их будущего учета.

Виды управления педагогическим процессом и образовательными системами

Управление педагогическим процессом и образовательными системами может быть как локальным (местным), так и глобальным:

  • Локальное управление – это процесс управления, направленный на решение разнообразных промежуточных проблем по организации и реализации педагогического процесса.
  • Глобальное управление – это процесс управления, направленный на планирование деятельности, составление общих и учебных планов.

В управлении педагогическим процессом и образовательными системами принято выделять следующие виды планов:

  1. Перспективный план – это план, который составляют по результатам анализа деятельности образовательного учреждения за прошедший период, сроком на пять лет.
  2. Годовой план – это план, который составляется на протяжении всего текущего учебного года, включает в себя нормативную документацию, инновационные технологии в сфере образования, анализ педагогической деятельности учебного заведения и т.д.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

ОСОБЕННОСТИ РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ,

КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Гугкаев А.Э., учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказ

В настоящее время руководство образовательным учреждением образования приобретает особую значимость.

Совершенствование образовательной системы в регионах во многом предопределяется организацией управления как на уровнях Федеральном, региональном, так и на внутреннем уровне в масштабах учреждения. В связи с создавшимися экономическими условиями содержание решаемых образовательным учреждением задач усложнилось и приобрело выраженную социальную значимость, становясь всё более многофункциональными.

Комплексный подход к функции управления педагогическим коллективом позволит объединить, координировать и интегрировать все прочие функции в еди­ное целое — функцию руководства коллективом.

На наш взгляд, важнейшими принципами руководства педагогическим коллективом являются:

грамотное распределение функциональных обязанностей как администрации, так и педагогических работников;

возложение персональной ответственности на каждого работника за его работу;

каждый работник должен знать, кому именно он подчинен и от кого получает указания.

Система управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руко­водителями учебного заведения (заместителями директора и др.). Соответственно, все работники, относящиеся к руководителям, имеют разные функциональные обязанности в зависимости от занимаемой должности. В связи с этим директор не занят какой-либо одной функцией управления. Его главной задачей является процесс управления в целом: целеполагание, планирование, анализ и координация разных фун­кций, их увязка и согласование; подбор заместителей и инженерно-педагогических работников; организация управляющей системы образовательным процессом в целом.

Под организацией мы рассматриваем деятельность администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, направленную на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

Организаторская деятельность руководителя включает в себя следующее: рациональное распределение поручений между исполнителями, мотивировку и формирование убеждённости подчинённых в необходимости выполнения поручения, (поставленной задачи), обеспечение единства действий всех участников образовательного процесса, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности и оказание непосредственной помощи в процессе деятельности, контроль исполнения и анализ результатов деятельности.

Существует несколько видов организационных структур управления. В образовательных учреждениях Республики Северная Осетия – Алания (далее РСО-А) руководителями в основном используется линейно-функциональная структура, включающая в себя несколько уровней.

При реализации функции руководства на основе функций управления и входе их реализации руководителем решаются следующие задачи:

подбор, расстановка и оценка педагогических кадров;

анализ и регулирование социально-психологического климата в педагогическом коллективе;

стимулирование продуктивной деятельности педагогов и их саморазвития.

Эффективное руководство коллективом предусматривает четкое, максимально детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами. Общие показатели работы всего учебного заведения в значительной степени зависят от уровня организаторской деятельности всего руководящего состава.

Заместители директора по учебной работе, учебно-воспитательной работе и другие административные работники выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение педагогических работников и учащихся для ведения образовательного и воспитательного процессов; руководство, контроль и регулирование образовательного и воспитательного процессов.

Можно определить разделение труда между руководителями по следующим направлениям:

планирование учебно-воспитательного процесса;

организация и обеспечение учебно-воспитательного процесса;

контроль за учебно-воспитательным процессом;

организация методической работы в учреждении;

работа с педагогическими кадрами, повышение их квалификации;

профориентация и адаптация обучающихся;

индивидуальная работа с обучающимися и их родителями;

административно-хозяйственная деятельность;

внебюджетная и предпринимательская деятельность.

В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства педагогическим коллективом: преобладающее значение приобрели социально-эко­номические и социально-психологические методы управления; руководство теперь направлено на осуществление сотруд­ничества администрации, педагогического и ученического коллективов для достижения намеченных образовательных и воспитательных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении образовательным учреждением.

Коллегиальность в управлении предполагает, что все участники образовательно-воспитательного процесса работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотруд­ничества, взаимопонимания и взаимозависимости.

Целью управления педагогическим и ученическим коллективами стало побуждение к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного ведения учебно-воспитательного процесса. Считается, что директор должен направлять усилия всего коллектива, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников, а не подавлять авторитарными методами.

Повышение эффективности руководства коллективом достигается за счет использования таких факторов, как:

рациональное планирование и эффективное использование учебных и других площадей;

продуктивная организация рабочих мест;

систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;

обеспечение стабильности занятости;

разработка и реализация различных социально-экономических программ;

сохранение квалифицирован­ных работников, стимулирование их желания постоянно повышать эффективность своей работы.

Одной из важнейших проблем на современном этапе раз­вития образования в РСО-А является работа с педагогическими кадрами. На наш взгляд, наиболее значимым является следующее: формализация методов и процедуры отбо­ра кадров, разработка критериев их оценки, анализ потребностей в коллективе, прогнозирование карьерного роста молодых перспективных работников, обоснованность кадровых решений и их прозрачность.

Формирование коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффе­ктивности учебного и воспитательного процессов в образовательном учреждении. Повышение качества полученных общеобразовательных знаний учащимися напрямую зависит от квалификации педагогических работников, что определяет важность самоподготовки, повышения квалификации и непрерывного обу­чение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.

Облик современного руководителя определяют представле­ния об учебном и педагогическом труде и вытекающие из них системы мотивации и отно­шения коллектива к образовательной деятельности. Предъявляемые сегодня требования к уровню образования ведут к расширению и углублению функций управления учебным и воспитательным процессами. Основное значение приобретают стратегические вопросы руководства педагогическим коллективом, превращение его в целостную систему.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Imazing восстановление приложений на айфоне инструкция
  • Капли в уши ципромед цена инструкция по применению
  • Индап в капсулах инструкция по применению взрослым от чего помогает
  • Эхолот практик эр 6 pro инструкция по эксплуатации
  • Лего инструкции по сборке всех наборов техник