Руководство в сфере культуры

Понятие менеджмента означает систему управленческой деятельности, способствующую успешному функционированию самых разных значимых в социальном плане организаций, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Это коммерческий и некоммерческий бизнес, наука и политика, образование и проч.

Конкретные способы управления (или технология менеджмента) зависят от различных факторов. Это и социально-экономическое развитие конкретной сферы и общества, и информационное обеспечение, и положения действующего законодательства, и т.д.

женщина рисует лампочку

А что такое менеджмент в сфере культуры? Применительно к данной области он рассматривается в форме вида деятельности и особой области знаний о процессах управления организацией, которые относятся к производству, распространению, а также потреблению соответствующих услуг в имеющихся условиях экономики, вставшей на рыночные рельсы.

Менеджмент в сфере культуры представляет собой руководство учреждениями культуры. В это же понятие входит и планирование, подготовка, а также программирование некоммерческих и коммерческих проектов, которые призваны воплощать в жизнь такие организации. Менеджмент в сфере культуры обладает своей спецификой. И подобное обстоятельство выдвигает соответствующие требования к профессионализму и компетентности современного менеджера.

Социально-культурная сфера

Само это понятие является довольно сложным и неоднозначным. Одни авторы считают, что социально-культурная сфера представлена совокупностью тех предприятий, которые выпускают продукт, непосредственно связанный с жизнедеятельностью каждого из членов общества. Это позволяет включить в нее достаточно много отраслей экономики. Это и автомобилестроение, и производство бытовых приборов, и проч. Но есть и другое мнение. Некоторые исследователи включают в данную сферу совокупность тех предприятий, которые выполняют социально-культурные функции, и их деятельность имеет значение только для развития культурного уровня членов общества. Подобное видение терминологии значительно сужает перечень организаций. Ведь в этом случае сюда входят только музеи, клубы, библиотеки, театры и некоторые другие учреждения подобного типа.

Рассмотрим менеджмент в сфере культуры и искусства относительно лишь тех организаций, которые производят товары и услуги, удовлетворяющие социально-культурные потребности человека. Подобной деятельностью занимаются предприятия, входящие в состав различных ведомств. Их принадлежность может быть государственной или муниципальной. Есть частные организации, работающие в сфере культуры и искусства, а также общественные. Все они могут иметь разную форму собственности или организовываться частными лицами.

Арт-менеджмент

Под этим термином понимается управление, осуществляемое в области культуры. Арт-менеджмент в большинстве своих направлений имеет много общего с традиционным менеджментом услуг. Этот специфический продукт, неважно, произведен он учреждением культуры или коммерческой организацией, невозможно попробовать, продемонстрировать, оценить и увидеть до его получения. Ведь услуги более всего связаны с такими феноменами сознания, как понимание, восприятие, переживание, мышление и т.д. И при этом они в большинстве своем не подлежат хранению. Производство услуг в сфере культуры, как правило, совпадает по времени с их потреблением. Примером тому может служить просмотр кинофильма или спектакля, прослушивание концерта и проч. Кроме этого, в отличие от тех вещей, которые являются продуктами материального производства и уничтожаются в процессе их потребления (овощи съедаются, обувь изнашивается и т.д.), культурные ценности способны постепенно нарастить свою значимость. Она будет увеличиваться по мере того, как большее количество людей прочтет книгу, увидит картину, услышит концерт и т.д.

Важнейшие особенности менеджмента в сфере культуры заключены в том, что финансирование этой сферы является результатом, как правило, привлечения денег спонсоров, благотворительных организаций, органов власти, распределяющих бюджетные средства и т.д., а вовсе не коммерческой деятельности. Даже в пресловутом шоу-бизнесе доходы, получаемые от реализации билетов, не превышают 15% бюджета гастролей. Все остальные средства выделяются спонсорами. Да и сами гастроли чаще всего организуются для рекламы нового альбома или диска.

Управление учреждениями

Специфика менеджмента в сфере культуры состоит в том, что его основу составляет организация искусства. Это может быть филармония или театр, продюсерский центр и др. В этом случае управление осуществляется в виде применения совокупности средств, методов и принципов, позволяющих организовать возможности предпринимательства в сфере искусства. От правильно подобранной модели менеджмента и будет зависеть эффективность работы учреждения культуры. Немаловажную роль при этом призвана сыграть профессиональная подготовка и личность управляющего.

скомканные листы бумаги

Стоит отметить, что каждое из отдельно взятых направлений арт-бизнеса обладает своими методами менеджмента и критериями его эффективности. Не является исключением и управление учреждений сферы культуры. Здесь имеются свои показатели эффективности моделей менеджмента.

Основные цели

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены решением специфических задач. В их числе:

  • пропаганда среди населения профессионального искусства;
  • развитие жанров;
  • создание условий, дающих возможности для профессионального и творческого роста исполнителей.

Организационно-административная область управления

Чем является менеджмент в сфере культуры и искусства? В первую очередь необходимо рассмотреть его организационно-административный механизм управления. Он выражается в системе, распределяющей полномочия (права и обязанности). Она фиксируется в уставах, должностных инструкциях и положениях конкретного учреждения.

Менеджмент в сфере культур порой понимается как аппарат управления. Ведь именно им и приводится в действие организационно-административный механизм. Важнейшим документом, который регламентирует деятельность учреждения культуры, является устав. В нем содержится описание основных направлений работы организации, ее органов управления, отчетности, источники финансирования и т.д.

В составляемых должностных инструкциях описываются те требования, которым должен удовлетворять конкретный работник. Этот документ при необходимости может уточняться и пересматриваться. При заключении трудовых договоров должностную инструкцию рассматривают в двух аспектах. Прежде всего, как отдельный самостоятельный документ. Это имеет место при исполнении условий бессрочного найма. Также должностная инструкция является приложением к контракту или договору подряда.

Особенности менеджмента в сфере культуры состоят в том, что управление такими организациями осуществляется на 4 уровнях, каждый из которых регулирует при этом следующее:

  1. Отношения, складывающиеся между организацией и обществом. Данный процесс имеет место, опираясь на систему нормативных и законодательных актов. Это документы, которые регламентируют этапы создания, а также функционирования и возможной ликвидации конкретной организации.
  2. Отношения между организациями культурной сферы, а также между ними и другими учреждениями и предприятиями. Осуществляется данный процесс благодаря системе договоров.
  3. Отношения, которые складываются между учреждением культуры и потенциальной аудиторией. Подобное становится возможным благодаря подключению к данному процессу маркетинга и ценообразования.
  4. Отношения учреждения с теми структурными подразделениями, а также отдельными работниками и художественными коллективами, которые входят в ее состав. Осуществляются они благодаря действующей системе распорядительных актов и договоров, заключенных администрацией.

Информационный механизм

Данное понятие представляет собой совокупную систему, с помощью которой устанавливается взаимодействие между структурными подразделениями учреждения культуры. Осуществляется данный процесс благодаря принятым управленческим решениям по самым различным кадровым, коммерческим и хозяйственным вопросам. При этом в информационном менеджменте в сфере культуры, как и во всех других областях, используется соответствующий документооборот. Деловые бумаги позволяют обеспечить тесную взаимосвязь таких звеньев работы организации, как планирование, контроль, учет и отчетность.

Субъект управления

Особенности менеджмента в сфере культуры обусловлены теми специфическими понятиями, которые имеют место в данном явлении. Причем знакомство с ними позволяет понять сущность, специфику, функции и механизм этого вида управления. К таким параметрам относится, прежде всего, субъекты управления. Ими являются:

  1. Продюсер. Это предприниматель, который ведет свою деятельность в сфере искусства и культуры. Основная цель работы продюсера заключена в создании конечного продукта, который будет востребован аудиторией. Такой человек является организатором-создателем, а также посредником, находящимся между публикой и творцом.
  2. Менеджер культуры. Этот специалист является профессиональным управленцем. Он руководит работой предприятия, производством, карьерой исполнителей и автора, процессом создания ценностей художественного плана, а также их дальнейшим продвижением на арт-рынок. Его можно назвать организатором-исполнителем.

Сходства между этими субъектами арт-менеджмента заключены в том, что оба они управляют, принимают необходимые решения, а также обладают юридической и финансовой грамотностью. Помимо этого, продюсер и менеджер культуры работают с людьми, несут ответственность за конечный результат, и должны иметь соответствующие личностные качества, так как от этого будет напрямую зависеть их профессиональный успех.

Но есть у этих субъектов и некоторые различия. Заключены они в том, что продюсер отвечает за риски, берет на себя обязательства, данные перед инвесторами. Менеджер же занимается только организацией проекта.

Объекты арт-менеджмента

Управление учреждениями культуры относится к самостоятельным видам профессиональной деятельности. Менеджер, который является ее субъектом, осуществляет управление хозяйственной работой организации либо в целом, либо в конкретной ее сфере. Такая деятельность и является объектом арт-менеджмента. Управление при этом осуществляется над совокупностью взаимосвязанных между собой структурных подразделений, выполняющих различные функции. Это сектора, отделы, департаменты и т.д. Они также являются объектами арт-менеджмента. Их управление осуществляется с целью максимально эффективного решения задач, которые выдвигаются перед организацией.

Кадровая политика

Сфера культуры обладает своими ресурсами воздействия. Ими служат кадры, отличающиеся большим потенциалом творческой энергии. Причем направлена она на коллективное созидание и активное преобразование социально-культурной среды общества.

люди танцуют

Кадровый механизм менеджмента в сфере культуры является персонал-ориентированным. Он является системой активизации деятельности, а также поиска новых направлений, способствующих повышению качества конечного продукта.

Современные технологи, используемые в кадровом механизме менеджмента в сфере культуры, позволяют создать общность интересов коллектива. Без этого управление людьми будет неэффективным.

На сегодняшний день в кадровой политике любой организации рассматривается три вида теорий. Их идеи и применяются при управлении персоналом. Среди таких теорий находятся:

  • классические;
  • человеческих отношений;
  • людских ресурсов.

Рассмотрим их подробнее.

  1. Классические теории наиболее активно начали внедряться в период с 1880 г. по 1930 г. Их авторами являлись А. Файоль, Ф. Тейлор и Г. Форд, М. Вебер и некоторые другие ученые. Классические теории указывали на то, что основная задача управления, которая позволяет сделать его максимально эффективным, состоит в четком разграничении должностных обязанностей руководителя и его подчиненных, а также в донесении конкретных идей высшего звена менеджеров до непосредственных исполнителей. Каждый человек в этом случае воспринимался как отдельный элемент данной системы. Согласно идеям классических теорий, труд большинству работников не приносит удовлетворения. Именно поэтому они должны находиться под строгим контролем руководителя.
  2. Теории о человеческих отношениях. Их стали применять в менеджменте с конца 1930-х годов. Авторами подобных концепций стали Э. Майо, Р. Блейк, Р. Пикарт. Впервые было признано, что все люди стремятся быть значимыми и полезными. Каждый человек испытывает желание интегрироваться в общем деле и быть признанным как личность. Именно эти потребности, а не уровень заработной платы, мотивируют индивида к труду. При принятии такой концепции управление должно ориентироваться на снятие напряженности, на малые группы, утверждение принципов коллективизма и устранение конфликтов. Основной задачей руководителя при этом является способствование созданию ощущения у людей их необходимости и полезности. Менеджеру важно информировать подчиненных, учитывать выдвинутые ими предложения, которые позволят быстрее достигнуть целей организации, а также предоставлять трудящимся некоторую самостоятельность, поощряя их самоконтроль.
  3. Теории, касающиеся человеческих ресурсов. Авторы этих концепций — Ф. Гериберг, А. Маслоу, Д. Макгрегор. Подобное видение кадровой политики менеджмента начало складываться с 1960-х годов 20 в. Авторы этих теорий исходили из идеи о том, что труд доставляет удовлетворение большинству работников. Именно поэтому люди способны к самостоятельности, к личному самоконтролю, к творчеству, и выражают стремление внести личный вклад в достижение целей, поставленных перед организацией. Основная задача руководства при этом заключается в более рациональном использовании имеющихся в его распоряжении человеческих ресурсов. У менеджера высшего звена в связи с этим имеется потребность создавать в коллективе такую обстановку, которая бы позволила максимально проявляться способностям каждого работника. Все члены коллектива должны быть привлечены к решению важнейших проблем и обладать самостоятельностью и самоконтролем.

Начиная с конца 1990-х управление персоналом начало приобретать предпринимательскую и инновационную направленность. Главным при этом стало совместное мышление и солидарный стиль. Возникло такое понятие, как «предприимчивый человек». Оно стало основной характеристикой члена коллектива.

При обучении менеджменту в сфере культуры все эти теории необходимо внимательно рассмотреть, впоследствии применяя на практике ту из них, которая позволит решить стоящую перед коллективом задачу. Стоит также учитывать, что деятельность кадров культуры направлена на осуществление создания творческого художественного продукта. Такие направления, как менеджмент и маркетинг в сфере культуры, персоналу уделяют особое внимание. С одной стороны, актеры и музыканты являются людьми, создающими художественные ценности, а с другой — в качестве сотрудников участвуют в процессе реализации этих специфических услуг (экскурсоводы, библиотекари и т.д.). Именно от того, каково мастерство первых и профессионализм вторых, зависит уровень удовлетворенности потребителей. В связи с этим к персоналу учреждений социально-культурной сферы предъявляются такие требования, как обладание креативностью, высокая квалификация, компетентность, доброжелательность, вежливость, инициативность и др.

Основные задачи

Проблемы менеджмента в сфере культуры состоят в миссии большинства таких организаций и в специфике их деятельности. Несмотря на то что подобные учреждения обладают разной ведомственной принадлежностью и статусом, они в большинстве своем являются некоммерческими. Их главной целью является не получение прибыли, а достижение таких духовных целей, как просвещение, образование, творческое развитие, воспитание и т.д. Например, миссия библиотеки заключена не только в создании уникального информационного ресурса, но и в формировании коммуникативной и креативной площадки в регионе.

В связи с этим работа арт-менеджеров находится в прямой зависимости от направления деятельности учреждения и от финансовой поддержки со стороны государства. Основной задачей руководителя при этом является грамотное использование и освоение имеющихся ресурсов, что позволит реализовать цели культурной деятельности и обеспечить миссию учреждения. При этом сопутствующей (второстепенной) целью управленца может стать получение материальной прибыли. Решать эту задачу можно по-разному.

кораблики на волнах

Как добиться эффективности менеджмента в сфере культуры? Как применить управленческие инструменты грамотно? Для этого руководителю учреждения искусства необходимо принять во внимание сферу культуры, виды деятельности организации и особенности менеджмента. В процессе работы непременно следует учитывать:

  • Ключевую миссию искусства.
  • Направленность отрасли именно в этом секторе культурной деятельности.
  • Специфику определенного сегмента рынка (образование, досуг и т.д.), а также целевую аудиторию (молодежь, дети, туристы).

Если рассматривать кратко особенности менеджмента в сфере культуры, то можно говорить о его основной миссии, которая заключена в создании экономических и организационных условий, способствующих саморазвитию культурной жизни. Причем не менее этих границ и не более их. В этом и состоит основная специфика арт-менеджмента.

Неудивительно, что на сегодняшний день государство рассматривает сферу культуры не только в качестве создателя и хранителя художественных ценностей. Она является для бюджета важным сектором экономики. Он обеспечивает занятость населения, дает прирост поступления в казну финансов в виде налогов от своей деятельности, а также развивает такие высокодоходные направления, как производство видео- и аудиопродукции, промышленный дизайн, фото и т.д. В этом заключен экономический механизм данной сферы. Для его максимального использования в последнее время культура стала все более увязываться с внешнеэкономической, структурной, социальной и промышленной политикой.

Особенности маркетинга в арт-индустрии

На сегодняшний день применение технологий данного направления является залогом успешной деятельности социально-культурной сферы. Они обеспечивают устойчивое положение на рынке организации как коммерческого, так и некоммерческого типа.

человечки складывают пазл

Понятием маркетинга в менеджменте сферы культуры и оказываемых ею услуг является также продвижение конечного продукта. Но в связи с тем, что услуга имеет отличия от товара, данное направление обладает своими особенностями. Они заключаются:

  1. В способе оказания услуг. На сегодняшний день данное направление развивается с использованием интерактивных технологий. Так, довольно популярен такой вид услуг в современных музеях.
  2. В качестве конечного продукта. Для решения этой задачи маркетологи учреждения социально-культурной сферы применяют различные инструменты. Примером тому может служить использование инноваций (ночь в музее, постановка спектакля не на сцене, а в исторически значимом месте и т.д.). Подобное решение делает культурную услугу оригинальной и позволяет привлечь внимание большего количества потребителей.
  3. Повышение производительности. Подобный ход предполагает техническое оснащение, способствующее оказанию услуг. Это приводит также к повышению профессионализма персонала.
  4. Адаптация инструментов, применяемых маркетингом к культурным услугам. Данное направление рассматривает использование приемов дифференцированных цен (исходя из возраста потребителя, времени посещения учреждения и т.д.), стимулирование спроса при его падении, например, в туристическое межсезонье, а также внедрение сопутствующих или дополнительных услуг (фотосъемка на выставке и т.д. ).

Спортивный менеджмент

Данное понятие обозначает специфическую область деятельности. Под спортивным понимают один из видов отраслевого менеджмента. Он включает в себя теорию и практику эффективного управления организациями, работающими в сфере физкультурной направленности.

Объектами менеджмента в сфере физической культуры являются различные организации, осуществляющие свою деятельность в данном направлении. Это спортивные школы, клубы, стадионы, федерации спортивно-оздоровительные центры и т.д. Продукт их деятельности – организованные формы физкультурных занятий, тренировки, матчи, соревнования и т.д.

футбольный матч

Предмет спортивного менеджмента представляет собой те управленческие решения, которые складываются при взаимодействиях субъекта, а также объекта управления. Оно может быть осуществлено как внутри таких организаций, так и при распространении предлагаемых услуг потребителю.

Сущность менеджмента в спортивной сфере заключается в целенаправленном регулярном воздействии субъекта на объект. Целью подобного управления является достижение последним нового запланированного им качественного состояния.

Определенные элементы спортивного менеджмента в некоторой степени выполняют все работники данной сферы. Например, тренер. Он производит набор в спортивную секцию, ведет учет, а также анализирует и обобщает результаты работы.

Ивент-менеджмент

В современном мире широко применяется практика специальных событий. Используется она не только в культурной жизни, но и в деловой активности, политической сфере и в социальных коммуникациях. В области искусства под такими мероприятиями понимаются концерты и спектакли, выставки и праздники. Каждое из них выполняет различные социальные функции, перечень которых начинается от художественно-эстетических и заканчивается коммуникативными и экономическими.

Менеджмент специальных событий в сфере культуры представляет собой управление проектом. Организация мероприятия начинается с выявления целей, которые предстоит достичь предстоящему событию, и заканчивается подведением итогов проделанной работы. Исходя из поставленных перед событием задач менеджером выстраивается драматургия, логистика, а также сценография мероприятия. После этого при необходимости заключаются договора с подрядчиками и рассматриваются все социальные, финансовые, технические, экономические и организационные вопросы, которые имеют не только прямое, но и косвенное отношение к предстоящему мероприятию.

Переподготовка кадров

Для кого актуальны знания по современным направлениям менеджмента в сфере культуры и искусства? Переподготовка специалистов актуальна для:

  • Государственных служащих, работающих в отделах управления культуры.
  • Руководителей и специалистов учреждений культуры и искусства.
  • Студентов последних курсов ссузов и вузов, которые желают получить вторую специальность.
  • Преподавательского состава ссузов и вузов, проводящего занятия по дисциплинам в направлении «Социально-культурная деятельность».

Переподготовка в менеджменте в сфере культуры и искусства производится на базе государственных высших учебных заведений. Принять участие в этой программе может любой специалист, имеющий:

  • начальное (среднее) профобразование;
  • высшее образование.

Принимаются также студенты выпускных курсов средних и высших профессиональных учреждений.

Период обучения – 3 месяца. Профессиональная переподготовка по менеджменту в сфере культуры составляет 252 академических часа, в течение которых рассматриваются вопросы истории данного направления, а также предлагаются к изучению актуальные темы по организации мероприятий в сфере досуга, туризма и творчества. Предусматривается и проведение стажировки по месту работы слушателя. Успешное прохождение программы завершается выдачей диплома о профессиональной переподготовке.

Литература

Существует множество учебных пособий, знакомящих своих читателей с управлением в области культуры. Одним из них является книга «Менеджмент в сфере культуры». Написана она коллективом авторов и издана под общей редакцией Г.П. Тульчинского и И.М. Болотникова.

учебник менеджмент в сфере культуры

Учебное пособие «Менеджмент в сфере культуры» последовательно знакомит читателя с понятиями и содержанием области создания продуктов искусства. Рассматривается в нем и роль государства в управлении этой сферой, существующие источники финансирования организаций культур, методы разработки и реализации событийных мероприятий, системы работы с персоналом, а также поднимаются вопросы благотворительности, спонсорства, патронажа и деятельности фондов.

Руководство – это когда власть
реализуется через формальные, официально
закрепленные иерархические структуры,
действующие по определенным правилам.

Термин «руководство» часто используется
в качестве синонима понятия «управление».

Основные направления деятельности
руководителя:

  1. В сфере управления организацией

— постановка целей и задач;

— прогнозирование и планирование;

— принятие решений;

— делегирование полномочий;

— административное руководство;

— учет, анализ;

— связи с общественностью.

  1. В организационной сфере:

— разработка организационной структуры;

— установление организационных связей;

— определение должностных обязанностей;

— расстановка кадров;

— контроль.

  1. В сфере производства товаров и услуг:

— оснащение производства;

— организация процесса;

— поддержание трудовой дисциплины;

— обеспечение материально-технического
снабжения и работы транспорта.

  1. В экономической сфере:

— финансирование;

— инновации;

— стимулирование;

— маркетинг;

— ценообразование.

  1. В социальной сфере:

— мотивация к труду;

— формирование благоприятного климата
в коллективе;

— активизация персонала;

— разрешение конфликтов.

В сфере управления культурой можно
выделить руководителей трех категорий:

1. Руководители технического уровня.
Они занимаются ежедневными операциями
и действиями, необходимыми для эффективной
работы по производству и реализации
культурных услуг.

2. Руководители управленческого
уровня.
Они заняты управлением и
координацией внутри организации,
согласуют усилия различных подразделений.

3. Руководители институционального
уровня.
Разрабатывают долгосрочные
планы и программы, определяют положение
организаций в окружающей среде,
координируют их деятельность.

Специалист КДУ – это специалист
особого профессионального профиля.
Его профессиональное мастерство
начинается со знаний, умений и навыков
в различных областях культуры и
искусства. Его индивидуальные особенности,
включая и качества души и ума, его
способности мыслить художественно и
масштабно – являются необходимыми
профессиональными качествами.

В центре его деятельности – духовный
мир человека. Специалист культуры
помогает человеку стать личностью и
духовно совершенствоваться.
Профессиональная деятельность работника
культуры – это непрерывный творческий
процесс.

Качества необходимые работнику
культуры:
способность быть тонким
наблюдателем и психологом; внимание и
отзывчивость; тактичность и корректность;
он должен быть мастером диалога; быть
способным дарить человеку радость
общения с культурой.

47. Спонсорство, благотворительность и меценатство в области культуры: сходство и различия.

Спонсорство — осуществление
юридическим или физическим ли­цом
(спонсором) вклада (в виде предоставления
имущества, результатов интеллектуальной
деятельности, оказания услуг, проведения
работ) в деятельность другого юридического
или физического лица (спонсируе­мого)
на условиях распространения спонсируемым
рекламы о спонсо­ре, его товарах.

Спонсорский вклад признается платой
за рекламу,
а спонсор и спонсируемый
соответственно рекламодателем и
рекламо-распространителем.

Спонсорство как вид рекламной
деятельности, преследующий экономические
цели.

Благотворительная деятельность
— деятельность по бескорыст­ной
(безвозмездной или на льготных основаниях)
передаче гражданам или юридическим
лицам имущества, в том числе денежных
средств, бескорыстному
выполнению работ, предоставлению услуг,
оказанию иной
поддержки.

Основные признаки благотворительной
деятельности
:

— добровольность;

— бескорыстность
(причем под бескорыстностью понимается
поддержка не
только на безвозмездной, но и на льготной
основе);

— направленность на социально-приоритетные
цели.

Меценатство
— вид
благотворительной деятельности,
связанный с поддержанием и развитием
объектов культуры, видов профессио­нальной
деятельности, составляющих культурное
достояние Россий­ской Федерации.

Сходство и различие
благотворительности и спонсор
ства.

Сходство
благотворительная и спонсорская
деятельность в культуре
представляют собой способ формирования
положительного имиджа коммерческой
организации для создания благоприятного
об­щественного мнения.

Однако спонсорство
и благотворительность — разные
направле­ния поддержки культуры,
имеющие различные исторические корни,
социально-экономическую природу,
социально-культурные результа­ты.

Отличие
благотворительности
от спонсорства — в направленно­сти
на социальные цели и бескорыстности.

Спонсорство — продвижение брэнда
(торговой марки) или имид­жа компании
как производителя определенных товаров
и услуг.

Благотворительность — продвижение
имиджа компании как со­циально
ответственной структуры, проводящей
эффективную социаль­ную политику.

Основные направления и формы спонсорской
поддержки и благо­творительной помощи
организациям культуры:

передача имущества, в том числе денежных
средств;

выполнение работ;

оказание услуг;

предоставление результатов интеллектуальной
деятельности;

иная поддержка.

Государственная
поддержка благотворительной и
спон­
сорской
деятельности.

Материальное стимулирование спонсоров.
Спонсорский взнос разрешено включать
в себестоимость продукции (работ, услуг)
спонсо­ра, если спонсорская помощь
оказывается на условиях предоставления
рекламы. При этом устанавливаются
жесткие предельные размеры рас­ходов
на рекламу, принимаемые при налогообложении
прибыли.

Материальное стимулирование
благотворителей
юридических
лиц. В
1994 — 2001 годах при направлении
благотворительных взно­сов на
восстановление объектов культурного
наследия налоговая льгота составляла
не более 3% облагаемой налогом прибыли,
а государствен­ным
учреждениям и организациям культуры
— не более 5%. Данная льгота отменена с
2002 года.

Материальное
стимулирование благотворителей

физических
лиц. Физические лица при
направлении благотворительных взносов
организациям культуры, частично или
полностью финансируемым из средств
соответствующих бюджетов, имеют право
на налоговый вычет в размере фактически
произведенных расходов, но не более
25% сум­мы дохода, полученного в
налоговом периоде.

Моральное стимулирование
присуждение почетных званий,
го­сударственных наград и т.п. Почетный
диплом Президента РФ за ак­тивную
благотворительную и спонсорскую
деятельность в области культуры и
искусства (с 1998г.).

Поддержка благотворительности и
спонсорства в культуре должна стать
приоритетным направлением государственной
культурной по­
литики,
что предполагает
предоставление адекватных налоговых
льгот и соответствующее общественное
признание деятельности благотвори­телей
и спонсоров.

Права и возможности
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления
по дополнительному матери­альному
и моральному стимулированию
благотворительной и спонсор­ской
деятельности в культуре.

Применение организациями культуры
технологии
фандрейзинга
(привлечения финансовых средств).

Фандрейзинг в узком смысле слова
— привлечение финансовых средств из
внебюджетных источников.

Фандрейзинг
в широком смысле слова — привлечение
средств из всех возможных каналов
и источников финансирования. Расширительная
трактовка фандрейзинга обусловлена
спецификой не­коммерческих организаций
культуры в нашей стране:

Фандрейзинг как финансовое обеспечение
социального партнерст­ва при реализации
культурных проектов.

Роль бизнес-планов в привлечении
дополнительных финансовых ресурсов в
организации культуры.

Использование труда добровольцев
(волонтеров) как форма кос­венного
финансирования организаций культуры.

Доброволец
(волонтер)

лицо, работающее по собственной
ини­циативе без соответствующего
денежного вознаграждения, то есть
без­возмездно.

БОР: бюджетирование, ориентирован­ное
на результат
.

В
концепции
БОР заложен принцип финан­сирования
не сложившихся затрат бюджетных
учреждений, а государ­ственного или
муниципального социального заказа,
определяемого приоритетами
соответствующей культурной политики.

БОР — это альтернатива сметному
(затратному) финансированию.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Особенности управления в сфере культуры – это специфические характеристики, отличающие управление сферой культуры, формирование условий для ее развития и сохранения, передачи культурных ценностей и межнационального взаимодействия в данной сфере.

Сущность управления сферой культуры

Управление в сфере культуры является достаточно условным понятием, существенно отличающимся от иных аналогичных процессов в других сферах деятельности. Управление культурой не может быть ориентировано на достижение определенных количественных показателей. Оно состоит в глубоком анализе и выявлении тенденций и предвидении динамики производства духовных ценностей.

Социальную значимость культуры сложно переоценить, она обеспечивает информирование воспитание человека, убеждает и социализирует личность в обществе, воспитывает толерантность и так далее. При этом культура не действует автоматически, она нуждается в управлении, ее адекватном ориентировании на потребности населения.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Основная проблема управления сферой культуры состоит в том, что политика в сфере культуры может восприниматься как положительно, так и отрицательно населением, выступающим в качестве потребителя культурного продукта.

Управление в сфере культуры – это процесс согласования интересов деятельности в сфере культуры, осуществляемой посредством распределения различных ресурсов, с воздействием управляющих субъектов на объекты управления, а также процессами, имеющими латентный характер протекания.

Управление в сфере культуры представляет собой социальный процесс, направленный на оптимизацию функционирования социальной системы для максимального удовлетворения потребностей общества в культурных ценностях и услугах.

Культура представляет собой изменчивую субстанцию, подвергающуюся воздействию со стороны различных факторов, не всегда поддающихся управлению. Это усложняет подход к реализации политики в сфере управления культурой, за счет отсутствия единственно правильной, верной и утвержденной схемы управления культурными процессами.

«Особенности управления в сфере культуры» 👇

Факторы, влияющие на управление в сфере культуры

Процесс управления сферой культуры находится под влиянием разнообразных факторов, среди которых можно выделить как минимум два основополагающих:

  • во-первых, уровень профессиональной подготовки участников процесса управления сферой культуры, оказывающий влияние на профессионализм управления, правильность принимаемых решений, правильность их воплощения;
  • во-вторых, индивидуальные социальные фильтры, реализуемые формы субъективного мнения участников процесса управления сферой культуры.

Также на процесс управления сферой культуры оказывают влияние такие факторы как общая направленность государственной политики, удельный вес средств, выделяемых из бюджетной системы на финансирование сферы культуры, потребность общества в услугах культуры и способность населения оплачивать эти услуги и так далее.

Элементы управления сферой культуры

Для российской практики управления сферой культуры характерно наличие следующих элементов, в отношении которых реализуются управляющие процессы:

  • во-первых, обеспечение сохранности и развития единого информационного и культурного пространства страны, обеспечение роста доступности услуг в сфере культуры для населения;
  • во-вторых, формирование благоприятных условий, обеспечивающих развитие сферы искусства и культуры, посредством предоставления поддержки финансового и иного характера учреждениям культуры, создание государственных и муниципальных учреждений культуры, предоставление грантов;
  • в-третьих, формирование культурной среды, которая способствует развитию творческого потенциала личности, росту человеческого капитала общества;
  • в-четвертых, реализация мер, направленных на поощрение участия населения в культурной жизни государства посредством защиты культурных прав человека, развития библиотечных ресурсов и массовой культуры;
  • в-пятых, оказание поддержки сфере искусства, литературы, театра, кинематографа, цирка, музыки;
  • в-шестых, оказание поддержки культурно-рекреационным проектам и пространствам;
  • в-седьмых, оказание поддержки народному творчеству и искусству; в-восьмых, совершенствование образования в сфере культуры;
  • в-девятых, оказание поддержки культурно-познавательному туризму;
  • в-десятых, совершенствование нормативно-правового регулирования использования и охраны культурного наследия и культурных ценностей и так далее.

Процесс управления сферой культуры неотделим от деятельности в сфере культуры. Органы государственной и муниципальной власти не могут управлять сферой культуры без учета мнение людей, занятых в этой сфере, учреждений культуры. Именно институты культуры обеспечивают реализацию на практике государственной политики в сфере культуры. Они собирают и сохраняют культурное наследие, обеспечивают его охрану. К таким культурным институтам можно отнести архивы, библиотеки, музеи, заповедники и так далее.

Основная задача государственного и муниципального управления в сфере культуры состоит в обеспечении нормативно-правовой базы функционирования учреждений культуры, а также предоставлении финансовых средств, обеспечивающих функционирование этих учреждений и их развитие.

Во главе системы управления сферой культуры в Российской Федерации находится Министерство культуры, которое является федеральным органом власти исполнительного характера, осуществляющим выработку и реализацию политики государства в сфере культуры, а также нормативно-правовое регулирование отраслей этой сферы.

Министерство культуры Российской Федерации обеспечивает государственное регулирование и координирует деятельность других органов государственного управления сферой культуры.

Замечание 1

Успешность управления сферой культуры во многом определяется готовностью органов власти следовать потребностям общества в культурной сфере, обеспечивать соответствие культурных услуг желаниям населения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Вопрос, касающийся кадровой политики в учреждении культуры, является одним из наиболее важных вопросов, которому традиционно уделяется пристальное внимание. Ведь нельзя решить проблему, связанную, например, с привлечением дополнительных источников финансирования,  или проблему внедрения инновационных технологий в работу учреждения, не затрагивая кадровый вопрос.

О требованиях к руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день не существует определенных стандартов, по которым можно было бы определить, какие профессиональные и личностные качества должны быть характерными для руководителя учреждения культуры. Поэтому руководителей подобных организаций в первую очередь сравнивают с художниками, для которых бывает достаточно одной харизмы, популярности в средствах массовой информации и наличия креативных идей.

Несмотря ни что, профессиональные требования к руководствующим кадрам довольно высоки, что вызвано различного рода изменениями:

  • постоянно, а иногда очень стремительно, меняется законодательство;
  • происходят изменения аудиторий культурных проектов;
  • многое изменяется в самих населенных пунктах, где функционирует учреждение культуры и так далее.

Случается, что даже самым опытным администраторам не под силу справиться с тем или иным заданием. Ведь каждый человек, в том числе и занимающий должность руководителя, индивидуален. Кто-то легко ориентируется в особенностях культурного контекста, а кто-то может оперативно решать вопросы, связанные с финансовыми ограничениями. Один не имеет понятия, как разобраться с претензиями контрольных органов, а другому не под силу решение многочисленных бюрократических нюансов.

Но, отталкиваясь от требований к руководителю учреждения культуры, а также опираясь на экспертное мнение, получается, что он должен обладать сверхчеловеческими качествами, одновременно решая массу междисциплинарных задач и реагируя на запросы разного уровня.

Какой опыт необходим руководителю учреждения культуры

На сегодняшний день руководителю учреждения культуры в первую очередь необходимо наличие опыта, касающегося решения следующих вопросов:

  • руководства проектами, включающими два или более разноплановых направлений деятельности;
  • связанных с профессиональной деятельностью;
  • участия в кросс-культурных проектах;
  • публичной деятельности. 

Разноплановые направления деятельности основываются на принципе 360 градусов, представляющим из себя одновременное управление несколькими сторонами процесса. Имея такой опыт, руководитель сможет постоянно удерживать в поле зрения задачи разного плана и уровня.

Ведь учреждение культуры выполняет разные функции:

  • обычной творческой деятельности;
  • подготовки новых творческих проектов;
  • материально-технического и финансового обеспечения;
  • рекламы и так далее.

Не стоит также упускать из виду и вопросы, касающиеся маркетинга, работы с аудиторией и многих других аспектов.

Поэтому руководить учреждением культуры, справляясь при этом со всеми поставленными задачами, сможет только такой человек, у которого есть опыт управления различными проектными линиями. И очень хорошо, если один из проектов относился к области культуры или образования.

Очень важно, если директор имеет опыт профессиональной деятельности. Это уже само по себе является свидетельством того, что он достаточно компетентен в профессиональной среде, ее существующих проблемах и возможностях. Главным критерием, подтверждающим наличие такого опыта, является трудовая книжка и некоторые другие документы.

Очень важным моментом для руководителя учреждения культуры является опыт участия в кросс-культурных проектах, которые объединяют в себе разные целевые аудитории, виды искусства, жанры и многое другое. Например, организация может проводить на своих площадках концерты и работать с детьми, соединяя при этом музыку, литературу, а также мониторинг образовательных и просветительных процессов.

Задачей же руководителя в этом случае является умелое соединение всех этих направлений таким образом, чтобы они могли бесконфликтно существовать друг с другом.

Наличие опыта публичной деятельности является важной составляющей целого комплекса качеств, которыми должен обладать руководитель учреждения культуры. Управляя коллективом, взаимодействуя с общественностью и целевой аудиторией, он должен уметь грамотно и доходчиво разъяснять предпринятые действия или занятую позицию.

В грамотности человека и его умении выступать перед публикой можно удостовериться в процессе выступлений на конференциях или других мероприятий, а также по публикациям в разных изданиях.

Какие знания и компетенции характерны для руководителя учреждения культуры

Характерными компетенциями, без которых руководитель не может управлять учреждением, являются:

  • знание контекста и его правильное применение;
  • качественное образование и повышение квалификации;
  • знание современных гуманитарных технологий.

Владение необходимой информацией о проблемах местного сообщества, событиях в городе, ситуации в стране и мире, поможет руководителю решить многие вопросы, связанные как с работой учреждения в целом, так и касающиеся управленческой деятельности.

Важной составляющей управленческой деятельности является организационная сторона дела. Поэтому, помимо всего прочего, руководителю учреждения культуры необходимо иметь опыт успешного набора персонала и управления коллективом, опыт успешной реорганизации организационной структуры и успешной реализации бизнес-модели или проекта, навыки работы с информацией.

Директор учреждения культуры всегда должен идти в ногу с прогрессом, а для этого ему необходимо постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, что поможет ему получить знания, без которых учреждению культуры будет очень трудно функционировать в современном мире.

Критерии измерения авторитета

Деятельность в сфере культуры представляет собой не только управление организацией, но и постоянное взаимодействие с социумом, авторитет и влияние. Руководителю учреждения культуры – библиотеки, музея, ДШИ и других – нужно не только выступать в роли управленца, но и быть лидером мнений.

Конечно же измерить авторитет непросто, однако, условно это можно сделать в соответствии с такими критериями:

  • репутационным капиталом, который можно проверить с помощью внешних ссылок и оценки экспертного сообщества;
  • опытом успешной коммуникации с экспертным сообществом;
  • опытом работы с местными сообществами.

Стоит заметить, что эксперты не только могут выполнять роль критиков, но и оказывать помощь, необходимую при возникновении сложных ситуаций. Профессионал высокого уровня обладает умениями пользоваться экспертизой, сотрудничать с коллегами и специалистами других сфер деятельности, уметь с пользой использовать разные мнения и аргументы.

Очень важной составляющей профессиональной компетентности является умение работать с локальными сообществами. Наличие такого опыта можно подтвердить в процессе интервью, а также определить с помощью портфолио, ссылок , публикаций.

О личных качествах руководителя учреждения культуры

Личные качества играют большую роль в управленческой деятельности, поскольку очень часто именно они помогают человеку принимать необходимые решения. Существует несколько качеств характера, изъяны в которых могут привести любого руководителя к достаточно большим неприятностям. Такими качествами эксперты считают:

  • порядочность;
  • ответственность;
  • честность;
  • интеллигентность;
  • тактичность и другие.

Если руководитель в силу каких-либо причин утратит свой авторитет, то восстановить его довольно сложно, а в некоторых случаях практически невозможно.

Источник

Чем занимается руководитель?

Руководитель учреждения культуры управляет деятельностью досуговых организаций, музейных объектов и библиотечно-информационных фондов. Он разрабатывает стратегию развития организации, планирует бюджет и осуществляет контроль над использованием финансовых ресурсов.

Для работы по специальности необходимо знать правовые основы профессиональной деятельности и понимать специфику руководства учреждениями культуры и искусства.

Получить все необходимые навыки и освоить профессию можно дистанционно. Обучение на курсах профессиональной переподготовки проводится на базе уже имеющегося высшего или среднего профессионального образования.

Должностные обязанности

Управление деятельностью организации культуры предполагает организацию работы персонала, взаимодействие с партнерами и средствами массовой информации, планирование и осуществление маркетинговой стратегии, а также привлечение населения к участию в культурно-массовых и досуговых мероприятиях.

Руководитель учреждения культуры и искусства участвует в разработке художественных и культурно-массовых программ, осуществляет поиск спонсоров и обеспечивает надлежащее качество предоставления услуг посетителям.

В его задачи входит разработка бизнес-плана, подготовка сметы расходов на проведение запланированных мероприятий, оценка эффективности работы сотрудников и повышение доходности организации.

Карьера и зарплата

Работу по специальности можно найти в государственных культурно-досуговых организациях (музеях, театрах, библиотеках), парках культуры и отдыха, частных художественных галереях, музыкальных клубах и культурно-досуговых центрах.

Размер заработной платы сотрудника зависит от типа организации и места работы. Средняя заработная плата руководителей небольших бюджетных организаций находится в пределах от 25 000 до 30 000 рублей в месяц. Доход директоров крупных музеев и театров может достигать 150 000 – 200 000 рублей в месяц.

Где учиться?

В Международной Академии Экспертизы и Оценки вы можете получить профессию руководителя организации культуры и искусства за 3 месяца на базе высшего или среднего профессионального образования:

  • Одна из самых доступных цен в России
  • Обучение в полностью дистанционном формате, не выходя из дома
  • Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца
  • Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
  • Действующая лицензия на образовательную деятельность
  • Более 10 000 выпускников из 85 субъектов Российской Федерации.

Узнать подробности и оставить заявку на обучение вы можете здесь: https://руководитель-культура.маэо.рф



В статье идет речь о специфике, организации и разработке форм, методов управленческой деятельности, особенностей управленческой системы в области культуры, создании органов социолизирующихся на конкретных и общих направлениях социокультурной жизни общества, возложении соответствующих функций, являющихся необходимостью эффективности в управлении культурной политикой.

Ключевые слова: управление, культура, социокультурное явление, управленческая сфера в культуре, субъект и объект управления, культура как товар, рынок, методы, элементы, концепция.

Сфера управления относится ко всем видам деятельности человека. Многообразие подходов к определению понятия управление в сфере культуры, обусловлено сложностью и многослойностью этого социокультурного явления, которое достаточно трудно в условиях рыночных отношений, выразить управленческую сферу в области культурной политики региона единичным определением. Поэтому ученые видят это определение по-разному и по-разному его рассматривают и трактуют. Одно дело говорить об управлении производством и совсем другое, когда речь идет об управлении сферой культуры на региональном уровне. Ведь культура — это особая статья в управленческой сфере, где присутствует художественное творчество, интеллектуальный потенциал, талант, эмоциональные и духовные ценности, где субъектом является — управление, а объектом, не просто культура, а все процессы, которые в ней происходят. Поэтому состояние и свойства системы управления культурологическими процессами зависят от свойств, составляющих культурологические процессы и их динамику. Следовательно, управление и культура должны быть единым процессом взаимодействия, для того, чтобы достичь желаемого социокультурного результата от этой деятельности. Ориентируясь на теоретические и практические основы управления, на четкое понимание социокультурной миссии системы управления в региональной культурной политики, необходимо повышать возможности культурных ценностей, и формирования культурных потребностей у населения. «Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем. Поэтому генезис управления в социальных общностях можно понимать как исторически вычлененный из групповой совместной деятельности вид труда.

При организации и разработке форм, методов управленческой деятельности учет этих особенностей в обеспечении связей управленческой системы региона, создании органов, социализирующихся на конкретных и общих направлениях; образование для этих целей подразделений, возложение соответствующих функций является необходимостью эффективности управления культурной политикой.

Главное в научно-обоснованном управлении региональной культурной политикой – это ее направленность на духовный расцвет общества и сохранение историко-культурного наследия. Н.Бердяев писал: «Без традиции, без преемственности — культура невозможна» [1]. Являясь органичной частью политики государства, региональная культурная политика вырабатывает научно-обоснованные концепции культурного движения, планы и рекомендации, одновременно формируя у руководства страны, региона, муниципалитета внимание к культуре, умение гибко реагировать на сложность реалий в этой области, создавать эффективные механизмы руководства ими на основе комплексного подхода всех сторон жизни общества и государства, повышения эффективности воздействия культуры на социальную практику, на развитие социокультурной жизни. Управляя региональной культурной политикой, которая регулирует социокультурную жизнь, управлненческий процесс можно рассматривать на всех уровнях горизонтали власти: федеральном, региональном, муниципальном, каждая из которых является одним из звеньев управленческой деятельности государственной культурной политики. Наше внимание устремлено на управление региональной культурной политикой. Его можно рассматривать на двух уровнях: обыденном и специализированном. Специализированный уровень состоит из ряда элементов:

1) сложная структура социальных организаций, включающих политическую, хозяйственную, правовую основу культуры;

2) система социально-значимого знания: научное, философское, художественное, религиозное, маркетинговое, менеджмент и имидж;

3) процесс коммуникативного менеджмента, трансляции социально значимых программ, взаимодействие СМИ с организациями культуры.

Для того, чтобы региональная культурная политика была эффективной и стимулировала активность населения, необходимо не только определить ее цели и задачи, но и сделать их социально значимыми, представив их на обсуждение населения, она должна быть гибкой и реалистичной, ее качественные изменения — это процесс культурного движения, который не может быть однородным и неизменным, отличается новой системой региональных мер, направленных на стимулирование духовной жизни общества.

Региональная культурная политика является одним из компонентов такого понятия, как социокультурный регион, под чем подразумевается «территория, отличающаяся от соседних областей существенными социокультурными характеристиками и процессами (стратификационным и национальным составом населения, традициями, этнолингвистическими особенностями, элементами образа жизни и т. п.)» [2, с.130]. Она столь же важна для региона как политика экономическая, социальная, так как с ее помощью осуществляется активное и целенаправленное региональное регулирование сферы культуры и социально значимой культурной активности. «Ведущее значение в выделении регионов по культурным признакам приобретают особенности, связанные с проявлениями традиционно-исторических, а также ценностно-смысловых качеств жизнедеятельности людей, с разным уровнем их духовной активности, с насыщенностью научно-образовательными центрами, рекреационными зонами, учреждениями культуры и мемориалами. Важнейшим критерием выделения культурного региона выступает соотношение в нем представителей тех или иных этнонациональных культур, носителей различных религиозных ориентаций, художественных предпочтений и пр.» [2, c.131]. Анализируя общекультурные процессы на региональном уровне, что дает возможность перейти к более конкретным аналитическим категориям, а также к осмыслению явлений, фактов, тенденций на практике, такое понятие, как «региональная культура» требует уточнения. Ученые культурологи трактуют региональную культурную политику» применительно к региональному развитию, во-первых, применение его по отношению к масштабным регионам расселения этнически или религиозно однородных сообществ; во-вторых, по отношению к региону, как к субъекту Российской Федерации, в рамках которого на основе определенных социокультурных качеств сформирована культурная особенностями региона и вызовами культуры. В данной статье рассматривается управленческий процесс в области культуры применительно к исследованию проблем территории окружающей среды. Предваряя анализ, можно целостность, отличающее данное региональное сообщество от соседнего» [2, c.135].

Обществу нужна перспективная культурная политика, направленная на подъем и расцвет духовной жизни, в соответствии с требованиями современности, а это зависит от эффективности управленческих процессов в области культуры. Управление, как процесс, сопровождающий жизнь человека и проходя определенные этапы в области формирования духовных потребностей через учреждения культуры, характеризуется особенностями трансляции социокультурного опыта. Управление в области культуры в современных условиях детерминировано отметить четко зафиксированное место феномена управленческих деятельности в области культуры в проблемных полях, как отсутствие дифференцированного подхода к региональной среде, что относится, начиная с экономики и заканчивая экологией культурологических процессов присущих только данному региону. Обращаясь к проблемам управления в области культуры, подчеркиваем, что современное российское общество отличается социально-демографическими процессами, отражающими глобальные проблемы и тенденции региона (территории), что является основанием пересмотра управленческой деятельности в области культуры на местах. Характерным признаком для изменения управленческой деятельности в области культуры является кардинальное изменение внешних общественных и групповых регуляторов поведения человека его персональным выбором личностных постановок жизненного творчества. Можно сделать вывод, что на смену традиционного управления в сфере культуры приходит форма управления методом передачи нормативно-ценностного ядра территориальных возможностей в рамках бюджетных ассигнований отрасли культуры и рыночной стоимости произведенного товара культуры.

Можно отметить следующее — научные публикации, затрагивающие управленческую деятельность в сфере культуры и связанные с ней формы социализации, формирование культурных потребностей моно разделить на несколько направлений:

1) исследования, касающиеся формирования управленческой деятельности в сфере культуры в условиях рыночных отношений;

2) изучение влияния ценностно-духовных ориентиров на управленческую деятельность;

3) анализ управления в сфере культуры в ходе социализации и адаптации культурных и духовных ценностей как товара культуры, предлагаемого социуму.

Анализ современной управленческой социокультурной деятельности в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями управления и новыми, еще не адаптированными технологиями, у которых присутствуют механизмы нарушения преемственности и самовозобнавляемости культуры, ограничении доступности ее ценностей. Государство отвечает за сохранность культурных и духовных ценностей в стране: за образование, за свободу творчества при полном его не вмешательстве в творческую жизнь, занимаясь только управлением институтами культуры и используя их для развития духовной личности. Культурная политика государства должна учитывать деятельность всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, создавать соответствующие механизмы управления осуществления этой политики на межведомственной основе. Сама культура должна стать фундаментом общества, а государство должно способствовать через управленческие формы институтов культуры стать этой культуре духовно богатой, ценностно-ориентированной в формировании и воспитании нравственных, моральных и духовных качеств человека.

Основные управленческие принципы культурной политики государством законодательно закреплены и по сути своей мало чем практически помогают ей развиваться. Это касается реальной управленческой деятельности государства в области культуры: то она находится в явном противоречии с принятыми законами, то она существует сама по себе, без учета особенностей территорий. За последние годы в сложившихся условиях нарастает процесс снижения интереса молодежи к образованию; вытеснение культурной деятельности из структуры досуга населения бездуховными, отупляющими разум и чувства развлечениями; выезд одаренной молодежи и интеллектуальной элиты за рубеж; духовный разрыв между поколениями. И все это является причинами неэффективной практики управления процессами формирования федеральной культурной политики и управлением институтами культуры.

Это заключается в следующих факторах: недооценка управленческой деятельности в сфере культуры, отсутствие точечного изучения менеджмента в организациях культуры, унизительного социально-экономического положения работников культуры. Вряд ли государство в своем обновлении достигнет успеха, если не будет опираться на факторы управленческой деятельности в области институтов культуры.

Поиск новой роли государства в области культуры в современной России непосредственно связан с управленческими переменами. Однако в контексте этих перемен управленческая деятельность государства в области культуры оказалась функцией политических, социально-экономических и иных структур, а не самой культуры. Инструментальный подход управления государством в сфере культуры оказался доминирующим над самоцелевым. Новая управленческая политика государства стала, в сущности, продолжением старой, только поменявшей идеологические основы. Управленческий аспект государственной культурной политики заключается не в руководстве нижестоящими уровнями, а в стимулировании многообразия в культуре как основного условия ее выживания и развития. Это привело к тому, что культура стала коммерческой, что никак не предполагает высокое духовно-ценностное развитие общества.

Декларативным характером государственной управленческой политики в сфере культуры явилось отсутствие стратегически выверенных и научно-обоснованных направлений управленческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, отсутствие в системе структур власти элементов, способных оценивать реальные проблемы и отражать их в форме государственных решений. В сложившейся ситуации необходимо кардинально менять многие ориентиры в управлении сферой культуры, которые бы позволяли свести к минимуму негативные последствия начавшихся преобразований и усилить ее позитивные, конструктивные элементы, повысить эффективность управленческой практики в сфере культуры на всех уровнях. Необходима принципиально новая управленческая концепция в сфере культурной деятельности, как часть общего модернизационного процесса в России.

Сущность этой концепции заключается в прямой взаимозависимости форм и методов управления, опирающихся на дифференциацию регионов в культурной политике и социально-экономических преобразованиях в нашем обществе. Те противоречия, которые существуют на сегодняшний день между региональным управленческим аспектом и культурой территории, ставят задачу о необходимости создать, разработать теоретические и практические рекомендации и технологии управления институтами культуры и культурологическими процессами и их взаимодействие, используя индивидуальный подход к каждому региону как к живому динамичному процессу развивающегося организма.

Управленческие процессы культурной жизнью наблюдаются на двух уровнях: федеральном и региональном (край, область, город и т. д.). Поэтому управленческая деятельность в сфере культуры должна органически связывать глобальные тенденции и местные особенности. С учетом региональной специфики и ресурсов — институционных, материальных, человеческих, достигается максимальная активность субъектов, их участие во всех процессах территории, где регион представляет собой совершенно конкретный объект управления. Поэтому именно на региональном уровне появляется возможность осуществлять управляющее воздействие на процессы, которые происходят в культуре, обеспечивающие необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления.

Регион является объектом всей жизнедеятельности, в том числе и культуры, которая определяется этнокультурным составом территории, ее историко-культурным потенциалом. Человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания, так как они между собой взаимосвязаны. Социально-культурная сфера региона является важным объектом. Под этим понятием подразумевались организации, учреждения, институты, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Управленческая политика, объектом которой является инфраструктура, направлена на совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с современными задачами региональной политики: создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории. Управленческое видение региона – это многоуровневая среда существования, и развития культуры и, одновременно подъем экономики, как объекта, помогающего динамично развиваться культурной политики.

Регион, как объект управления культурной политикой, необходимо рассматривать в качестве субъекта различных проблем: социально-экономических, социально-демографических, социально-культурных. Исходя из этого, стратегическая задача управления культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов. В современной управленческой ситуации в социокультурной сфере является то, что в условиях значительных структурных изменений субъекты управления продолжают использовать традиционные для командно-административной системы управления методы. А именно организационно-распределительные, ориентированные, на приказ, директиву. Экономические методы продекламированы, но не включены в реальный управленческий процесс. Правовые методы практически не используются. Подобная ситуация снижает эффективность управления региональной культурой. Новые модели появляются и существуют вопреки сложившейся системе управления. Условия кризиса требуют ее модернизации, но не оставляют времени на практическую проверку эффективности новой модели. Проблемой региональной культурной политики является резкое отчуждение субъекта управления от управляемого объекта. Это не только снижает эффективность управления сферой культуры, но и повышает степень неопределенности в управлении.

Управленческая деятельность территориальных органов сталкивается с огромным количеством проблем и противоречий. Многие учреждения культуры, привыкшие к функционированию в рамках командно-административной системы, не получая четких распоряжений от верхних уровней, не способны самостоятельно решать приоритетные задачи. Нередко каждый из уровней и форм управления (министерства культуры, отдел культуры, учреждение культуры) живут своей отдельной, замкнутой жизнью, мало связанной с деятельностью выше и нижестоящих уровней, что служит причиной низкого уровня реализации управленческих решений. Часто бюджетное финансирование госсектором культуры используется не на удовлетворение реальных интересов социума, а на решение других проблем.

Рассуждая о формировании региональной культурной политики, необходимо определиться, что является ее составными частями. Во-первых, определяются принципы устройства духовной жизни в социуме; во-вторых, рассматривается правильное включение в жизнь общества отношения людей; в третьих выясняется, как в эту управленческую политику включится экономика. Следовательно, каждый из этих разделов имеет свое содержание, задачи и диагностику. Содержание определяет наполнение управленческих этапов; диагностика анализирует ситуацию, сложившуюся в учреждениях культуры региона; задачи определяют и решают поставленные цели в нахождении эффективных управленческих решений в сфере культуры. Собирается информация о проблемах регионального управления в области культуры, анализируются социально-демократические структуры региона, проблемы, типичные для всех составляющих среды и образа жизни; определяются ресурсы и потенциалы социокультурной среды конкретной территории.

Полученная на данном этапе информация классифицируется как: социальные и культурные особенности и проблемы региона; характеристика региона как совокупности институциональных условий социокультурного развития личности и социальных групп; творческий потенциал региона; характеристика различных социальных и социально-демографических групп региона по различным социально-экономико-политическим, культурным признакам. На основе этой информации составляется социально-демографический паспорт региона, где учитывается состав населения, проблемы и потребности приоритетных социальных групп и разрабатываются управленческие решения по устранению недостатков.

Характерные черты нашего времени, объясняющие особенности сегодняшней сферы управления в социокультурном поле, можно объяснить следующим образом: экономика, движимая развитием техники, и современный капитализм действуют с определенной природной закономерностью и формируют современное общество, придав ему определенную социокультурную структуру, где все внимание управленческой сферы приковано к последствиям рыночных отношений; и, практически, не уделяется внимания управленческому спектру в сфере социокультурной деятельности. В социокультурной жизни нашего времени управленческая деятельность — это средство, которое в процессе производственно-творческой составляющей является связующим звеном между человеческим капиталом его ресурса (способностями, возможностями, талантом) и создаваемым им товаром во благо обществу. А для развития этих взаимоотношений, необходимо применять управленческую направляющую. Как бы не разрабатывались технологии управления, — они всегда являются результатом социальной деятельности людей, обусловленной той средой, в которой они находятся.

В круговороте экономических товарных отношений мы имеем дело с товарными стоимостями, включаясь в этот кругооборот, произведенное в духовной и государственной сферах тоже приобретает характер товара, при этом понимая, что ценностно-духовная организация сама не хозяйствует, следовательно, возникает необходимость введения новых правил в управлении социокультурными учреждениями. Вопрос ставится так, как и какие разработать модели управления, чтобы не навредить тому и той отрасли, которая занимается сохранением и трансляцией духовных ценностей и формирует культурные потребности.

С целью проведения более глубокого анализа управленческой деятельности в области культуры, используется ситуационный анализ (в частности в проблемах освоения предметов культуры (программы), эстетического развития); нормативно-прогнозный — предполагающий перспективы развития эффективных управленческих технологий, создание модели определения системы показателей и параметров при помощи управленческих структур; концептуальный аспект, подразумевающий разработку концепций культурного развития региона с учетом региональных особенностей хозяйствования, географического, экономического положения. Проектно-планирующий этап, осуществляющий переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни региона; исполнительско-внедренческий этап, цель которого — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию управленческих решений и соответствующих программ; контрольно-коррекционный этап, обобщающий и анализирующий промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельных проектов, учитывая их социальную эффективность; акцентируя внимание на стратегических целях культурного развития, состоянии институтов управления, административных, финансовых, человеческих и творческих ресурсах, тактическом и оперативном управлении учреждениями культуры со стороны государственных институтов. То есть происходит комплексная диагностика состояния региона, на основе которой разрабатываются управленческие действия во всех сферах жизнедеятельности региона, в том числе и в сфере культуры, принципами которых являются демократичность, приоритетность, опережающий характер, проблемно-целевая ориентация, сочетание традиционных и инновационных процессов. Управленческой моделью защиты региональной культуры является децентрализация учреждений культуры, что есть требование демократизации управления самостоятельностью в финансовых возможностях, установления партнерских отношений между субъектом и объектом управления. Управляющий субъект в этом случае выполняет функцию посредника, организатора, координатора, спонсора. Целостность управления в этом случае достигается по принципу «самоуправления», т. е. на основе переговоров, компромиссов, взаимных уступок, достижения консенсуса между субъектами и объектами управления культурой различных уровней. Это позволит индивидуализировать работу центра с регионами, одновременно определив полномочия и обязанности сторон по развитию сферы культуры соответсвующих административно-территориальных образований России, сочетать долговременные и краткосрочные задачи при решении проблем культуры в управлении.

Также к управленческой модели защиты культуры можно отнести принятие на региональном уровне закона о политике в сфере культуры и других документов, регламентирующих деятельность меценатов, спонсоров относительно сферы культуры в своих регионах. Налаживание взаимодействий с федеральными органами власти, умение управленцев в сфере культуры вывести свою культуру за пределы региона или России, формирование все большего числа сторонников реализации адекватной региональной культурной политики, умение наладить взаимодействие с разными политическими силами в своих регионах в целях защиты и развития культуры — важнейшие элементы управления региональной культурной политики.

Для разрешения проблем в сфере управления процессами культуры необходимо решить вопросы законодательного обеспечения в центре, на местах, осуществляя скоординированные действия всех ветвей власти, при этом важно, чтобы определялась ресурсная, материально подкрепляемая система их реализации, чтобы проявлялась воля к их выполнению, как на местах, так и на федеральном уровнях. Такой подход к управленческому аспекту в сфере культуры — объективная необходимость общественного развития современной России [3].

Литература:

  1. Бердяев Н. Философия неравенства. М., 1990.
  2. Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева Социокультурное развитие российских регионов механизмы самоорганизации и региональная политика. М., Изд-во РАГС., 2004г.
  3. Ю. Е. Зиятдинова «Динамика культурных потребностей и культурная политика России в современных условиях» М.: АНО» Информационное агенство АРМ-ТАСС»/Изд-воИНТИРОСП, 2007.-172с.

Основные термины (генерируются автоматически): сфера культуры, управленческая деятельность, область культуры, региональная культурная политика, культура, культурная политика, процесс, региональный уровень, управление, учреждение культуры.

заглавная 70.jpg

  • Понятие сферы культуры и искусства

  • Вертикальный и горизонтальный карьерный рост

  • Требования к руководителям в сфере культуры и искусства

  • Где требуются творческие люди?

  • Какое образование необходимо руководителям сферы культуры и искусства?

  • Самый короткий путь к руководящей должности

Сфера культуры и искусства невероятно обширна. Человек, имеющий соответствующие навыки и знания, может получить руководящую должность в этой области за достаточно короткий срок. Как начать карьеру в сфере культуры и искусства и быстро добиться успеха – мы расскажем вам сегодня.

Понятие сферы культуры и искусства

70_1.jpg

В повседневной жизни мы часто употребляем слово «культура». Под культурой подразумевают и уровень воспитания, и сельскохозяйственные растения, и духовные достижения древних цивилизаций. Сегодня существует более 500 определений культуры, но все значения имеют общий смысл: культура – это все, что создано человеком.

В широком смысле сфера культуры – это организации и лица, деятельность которых направлена на создание и сохранение культурных ценностей.

Культурные ценности – это идеалы нравственного и эстетического характера, нормы поведения, языки, фольклор, национальные традиции, художественные промыслы, ремесла, произведения искусства, территории и объекты, представляющие историческую ценность, методы анализа и изучения культурной деятельности.

Культурная деятельность подразделяется на 4 группы:

  1. художественное творчество (задача – создание культурного продукта и удовлетворение эстетической потребности человека);

  2. развлекательная деятельность;

  3. сохранение наследия (для удовлетворения эстетических и информационных потребностей человека);

  4. создание и распространение культурных благ.

Вертикальный и горизонтальный карьерный рост

70_2.jpg

Карьерный взлет – это естественное желание, в основе которого заложены разные причины. Для кого-то это достойный заработок, для кого-то – желание получить статусную должность, а кто-то мечтает о признании своих профессиональных заслуг. Как новичков в профессии, так и опытных сотрудников интересует, как зарекомендовать себя и вырасти внутри компании, ведь значимая должность дает человеку ощущение стабильности и уверенности, повышает самооценку.

Прежде чем начать действовать, нужно определиться – в каком именно направлении вы хотели бы развиваться, ведь карьерный рост бывает вертикальный и горизонтальный.

Горизонтальная карьера – это совершенствование профессиональных навыков и мастерства в рамках своей профессии. Такой рост способствует повышению как зарплаты, так и уровня знаний для решения более сложных задач.

Понятие вертикальной карьеры говорит само за себя – это именно движение вверх по карьерной лестнице, от стартовых до руководящих позиций, с соответствующим ростом дохода и степени ответственности.

В начале карьерного пути нужно понять для себя, какая руководящая позиция в сфере искусства для вас желаема, чтобы знать требования, которые предъявляются к этой должности, и стремиться им соответствовать.

Требования к руководителям в сфере культуры и искусства

70_3.jpg

Обязанности руководителей в сфере искусства будут зависеть от выбранной области деятельности. Такие сотрудники должны будут:

  • уметь составлять сметы;

  • заниматься финансовым планированием;

  • готовить мероприятия, презентации, выставки;

  • взаимодействовать со СМИ;

  • общаться с клиентами и исполнителями;

  • обеспечивать прибыльность и популярность своих проектов;

  • проводить анализ завершенного проекта и формировать необходимую отчетность;

  • управлять персоналом.

Понятно, что управленец должен разбираться в области, в которой он трудится, а постоянное отслеживание тенденций рынка искусства, полиграфии, рекламы, дизайна должно стать его систематической обязанностью.

Чтобы качественно выполнять свои профессиональные задачи, руководителю необходимо:

  • знать основы законодательства, которые регулируют деятельность культурных организаций;

  • обладать знаниями в областях менеджмента и маркетинга;

  • ориентироваться в психологии;

  • разбираться в методах управления персоналом;

  • быть экономически и юридически грамотным;

  • знать принципы работы некоммерческих организаций и рынка культурных услуг.

Помимо профессиональных компетенций, руководитель в сфере культуры и искусства обладает и определенной личностной характеристикой. Такой специалист много знает об искусстве, но при этом для него нехарактерна чрезмерная эмоциональность, он не подвержен перепадам в настроении, и творческие кризисы ему нипочем. Руководитель арт-индустрии сочетает в себе лучшие качества управленца, маркетолога и менеджера: он собран, целеустремлен, коммуникабелен, уважаем коллегами, может похвастаться быстрой реакцией и высокими организаторскими способностями, умеет добиваться поставленных целей.

Где требуются творческие люди?

70_4.jpg

Менеджеры культуры и руководящие сотрудники сферы искусства легко находят работу:

  • у организаторов театральных и концертных постановок, досуговых мероприятий;

  • в издательско-полиграфических компаниях;

  • на выставках, в галереях, в музеях и в центрах современного искусства;

  • в отделах культуры и искусства, в ассоциациях по культуре;

  • в PR-агентствах;

  • на радио и телевидении;

  • в образовательных проектах;

  • в процессе сотрудничества с частными художниками, фотографами, музыкантами, скульпторами;

  • на развлекательных и спортивных мероприятиях.

Какое образование необходимо руководителям сферы культуры и искусства?

70_5.jpg

Чтобы работать в сфере арт-менеджмента в крупной компании нужен диплом о высшем образовании по одному из следующих направлений: реклама, маркетинг, менеджмент, искусство и гуманитарные науки. Можно сделать выбор в пользу схожих факультетов: дизайна или истории искусств. Выбирать следует в зависимости от области, в которой человек планирует работать после окончания обучения.

Выпускникам вуза рекомендуется дополнить свои знания, пройдя специальные курсы.

Самый короткий путь к руководящей должности

70_6.jpg

Прежде чем занять руководящую должность, например, менеджера культурной сферы или арт-директора, обычно большинство людей несколько лет трудится на стартовых и линейных позициях. И это абсолютно верно, ведь чтобы достичь великого – надо начинать с малого.

Желающим управлять маркетинговым или сценическим проектом, руководить коллективом дизайнеров или издателей, заниматься организацией и проведением культурных мероприятий, нужно обладать высокой самодисциплиной, невероятным трудолюбием и усердием.

Безусловно, потребуется приобрести необходимые компетенции, пройдя соответствующие курсы, которые позволят получить знания для старта в профессии или более высокую должность, если вы уже работаете в сфере досуга и/или искусства. Дополнительное образование – это самый короткий путь к желаемой должности. Большим плюсом такого обучения является то, что сейчас существует возможность осваивать программы в формате онлайн. Курсы подойдут вам, если вы:

  • специалист учреждений культуры, уже работаете в музее или галерее и хотите научиться воспринимать искусство как индустрию, выстраивать стратегию организации и продвижения арт-событий;

  • менеджер другого направления, желаете трудиться в сфере культуры и искусства и стремитесь понять ее специфику, начиная от правовых тонкостей и заканчивая рекламой;

  • свободный художник (фотограф, актер, скульптор и так далее), мечтаете на профессиональном уровне продвигать свое творчество, презентовать себя как автора, расширять свою аудиторию, организовывать выставку своих работ;

  • выпускник искусствоведческого факультета, стремитесь дополнить свое образование организаторскими навыками, научиться планировать и осуществлять работу галереи, выставки, досугового мероприятия, проводить аукционы, хотите получить руководящую должность.

Если все это о вас, смело выбирайте подходящий курс обучения. Например, освоив программу профессиональной переподготовки в нашей академии, вы:

  • научитесь управлять культурными проектами, даже если не имеете опыта работы;

  • освоите методы планирования бюджета и управления командой;

  • будете легко готовить привлекательные презентации;

  • сможете успешно рекламировать и организовывать досуговые мероприятия;

  • научитесь реализовывать проекты культуры и искусства;

  • сможете претендовать на высокий заработок;

  • реализуете свои способности к творческой и организаторской деятельности;

  • актуализируете навыки по своей специальности.

Необходимо понимать, что успешная карьера предполагает огромный труд. Сотрудник, желающий получить статусную должность, должен постоянно совершенствовать свои знания и развиваться, быть в курсе всех нововведений в своей профессиональной области. Но главным фактором вашего карьерного роста, безусловно, будет ваше искреннее желание!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Itimat духовка инструкция по применению на русском
  • Ремантадин таблетки инструкция по применению взрослым для лечения цена отзывы
  • Самогонный аппарат магнум 2018 инструкция по эксплуатации
  • Теория стилей руководства фидлера
  • Как правильно прикурить автомобиль пошаговая инструкция