Протокол № 1
заседания методической секции классных руководителей от 4.09.13г.
Повестка
- Корректирование и утверждение плана МО классных руководителей на 2013-2014 учебный год
2. Планирование воспитательной работы школы на 2013-2014 учебный год
3. О ведении документации классными руководителями.
4. Об организации дежурства.
Первым вопросом был представлен план работы секции на 2013-2014 учебный год. Классные руководители внесли свои предложения, коррективы.
Решение: 1. Утвердить план работы методического объединения
на 2013-2014 учебный год.
По второму вопросу обсудили план воспитательной работы на новый учебный план. Заместитель директора по воспитательной работе Башина Ф.Е. ознакомила классных руководителей с общешкольными мероприятиями, которые будут проводиться в течении года. Порекомендовала внести в классные воспитательные планы мероприятия, посвященные знаменательным датам: 50-летию полета первой женщины-космонавта В.В.Терешковой, 20-летию Конституции РФ, 25-летию вывода советских войск из Афганистана.
Далее заместитель директора по ВР сказала о том, что в этом году продолжается региональный конкурс «Лучший ученический класс». Поступило предложение : принять участие в этом конкурсе учащимся 8 класса (кл.руководитель: Зубарь С.И.).
Решение: 1. Утвердить план воспитательной работы школы
на 2013-2014 учебный год.
2. Принять участие в региональном конкурсе «Лучший ученический класс»
(8 класс и классный руководитель Зубарь С.И.)
Третьим вопросом руководитель ШМО кл.рук. Башина Ф.Е. ознакомила всех классных руководителей с Положением о классном руководителе и Должностной инструкцией классного руководителя. Детально был проработан Кодекс классного руководителя, были рассмотрены «Заповеди педагогического общения», общие требования к профессионализму классного руководителя.
В ряду функциональных обязанностей кл.рук. была выстроена циклограмма дел во времени: годовые, четвертные, месячные, недельные, а также разработаны формы отчетности и определены сроки их сдачи.
Фаина Евгеньевна акцентировала внимание в своем выступлении на аналитико-диагностической функции классного руководителя, позволяющей судить об эффективности воспитательного процесса в классе.
Решение: 1. Вести классную документацию в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, соблюдая сроки сдачи отчетной документации.
По четвёртому вопросу заместитель директора по ВР Башина Ф.Е.. ознакомила классных руководителей с инструкциями дежурных по школе: дежурного администратора, дежурного учителя по этажу, дежурного класса, дежурного классного руководителя, дежурного учителя начальных классов, дежурного по столовой.
Решение: 1. Дежурство по школе осуществлять согласно графикам дежурства и инструкциям.
Секретарь:________
Протокол № 2
заседания методической секции классных руководителей от 22.11.13г.
Повестка
- Современные воспитательные технологии (Дневник. ру).
- Использование ресурсов сети Интернет во внеклассной деятельности.
- Система классных часов по безопасному использованию Интернет.
Ход заседания:
1.По первому вопросу заслушали зам. директора по ВР Башина Ф.Е., она рассказала о проекте «Дневник. ру». «Единая образовательная сеть «Дневник.ру» — интернет-проект, основной целью которого является создание единой информационно-образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Единая информационно-образовательная среда в сети Интернет способствует оперативному обмену актуальной информацией и, как следствие, делает образовательный процесс более удобным и современным.
Проект стартовал с весны 2009 года, его разработка велась в соответствии с идеологией Приоритетного национального проекта «Образование» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В настоящий момент «Единая образовательная сеть «Дневник.ру» — официально зарегистрированная информационная система, предоставляющая участникам различные сервисы.
2. По второму вопросу выступила классный руководитель 3 класса Подушкина О.Н.
Ольга Николаевна предложила для рассмотрения презентацию «Использование ресурсов сети Интернет во внеклассной деятельности».
3. По третьему вопросу выступила классный руководитель 7 класса Строчкова С.В., она рассказала, что в современных условиях формирование медиакультуры становится условием успешной адаптации подрастающего поколения к требованиям меняющегося мира, творческой самореализации. Чтобы лучше адаптироваться к социальным переменам сегодня все больше граждан нуждаются в приобретении и умении критического отбора информации, которая позволяет полнее реализовать способности личности.
Для большинства детей и молодежи Интернет — гораздо больше, чем простое средство познания окружающего мира. Это их виртуальная реальность. Сложившаяся ситуация указывает на необходимость принятия образовательных инициатив, способствующих вдумчивому использованию медиа – развитию медиаобразования.
«Медиаобразование – система использования средств массовой коммуникации и информации в развитии индивидуальности школьника. Сама система развития в отличии от традиционных учебных предметов, накапливающих знания, предполагает в первую очередь практику художественно-творческий деятельности, моделирующей процесс эмоционально — интеллектуального развития школьника, его возможностей».
Она считает необходимым проводить такие классные часы по обучению детей, возможно, даже и родителей, так называемый «Медиабезопасности детей и подростков». Такие классные часы будут связаны непосредственно с выработкой навыков у детей безопасного использования интернета и профилактики интернет- зависимости, о которой так много говорится. Это действительно страшное явление».
Решение:
1. Принять к сведению информацию по теме «Использование информационных технологий в работе учителя».
4. Разное:
— Обсуждение проекта «История моей школы»
— Отчёт классных руководителей о проведении Недели добра.
— Зам. директора по ВР Башиной Ф.Е. зачитана справка «Об итогах проверки планов воспитательной работы»
— Зам. директора по ВР Башиной Ф.Е.. был предложен план проведения традиционных общешкольных мероприятий во II четверти.
Состоялось обсуждение мероприятий. Были внесены предложения, заданы уточняющие вопросы. Проголосовали единогласно.
Решение:
1. Выполнить проекты «История моей школы» до 10 декабря соответственно выбранной номинации.
2. Считать выполненную работу по Недели добра удовлетворительной.
3. Утвердить план общешкольных мероприятий во II четверти и участие в них классных коллективов (День Театра, День матери, новогодние праздники и др.)
4. Классным руководителям провести инструктажи о мерах безопасности во время осенних каникул
Подпись секретаря:__________________
Протокол № 3
заседания методической секции классных руководителей от 23.01.14г.
Повестка
1. Новые формы работы с родителями (родители в жизни класса и школы) – Башина Ф.Е.
2. Система работы с родителями – Петличенко Р.В.
3. Система родительских собраний с 1 по 9 класс.
4. Особенности проведения классного собрания в разных классах – Иванова Л.А., Зубарь С.И.
5. Выступление социального педагога школы – Джандарова Г.Н..
Ход заседания:
1.По первому вопросу заслушали зам. директора по ВР Башину Ф.Е., она сказала, что нужно в корне пересмотреть отношения школы и семьи, т.к. во главу угла ставится идея привлечения родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением.
Сущность идеи заключается в отходе от функционального («формального») типа взаимодействия, рассматривающего работу с семьёй ученика как одну из функциональных обязанностей педагога, не требующий повышения компетентности в решении проблем, связанных с семьёй ученика, определяющий отношения с семьёй не как партнёрство, а, скорее, как «противостояние» в вопросах перекладывания ответственности за результаты воспитания и построение новых отношений, основанных на конструктивном характере общения родителей со школой и школы с родителями, на основе сотрудничества и взаимопонимания.
«Партнерские отношения между школой и семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъективных отношений вокруг ребёнка, включают семью в образовательный процесс как заказчиков, соисполнителей и экспертов, позволяют повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и влияют на тип воспитания в семье».
2. По второму вопросу выступила, классный руководитель 6 класса Петличенко Р.В., она предложила преобразовать традиционной формы работы с родителями.
«На каждом родительском собрании, кроме круга очерченных педагогом проблем и вопросов, что – бы было место творческому отчёту классного руководителя и детей о внеклассных делах за рассматриваемый период с отзывами и рекомендациями детей.
Сделать обязательной практикой по окончанию родительского собрания проведения анкеты, которая поможет осуществлять обратную связь между педагогом и родителями после обсуждаемой темы, в которой родители указывают вопросы, требующие детального рассмотрения, излагают свои пожелания и выносят предложения».
Поэтому родительское собрание, на котором родители слышат информацию важную для себя и своей семьи, уже не будет формальной обязанностью родителя, где родитель «отсиживает» время, а превратится в диалог между школой и семьёй.
3. По третьему вопросу выступили классные руководители, они предложили учебный год разделить на четыре тематических родительских собраний обязательных для проведения классными руководителями 1 — 11 классы: «Организация учебно-воспитательного процесса»; «За здоровый образ жизни!»; «Роль семьи в воспитании ребёнка»; «Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка».
В рамках каждого тематического собрания с единой темой на четверть для всех классов, ввести педагогический лекторий с определённой темой для родителей учащихся разных возрастных групп, обязательно проходящий в форме презентации по заданной теме, сопровождающийся комментариями педагога.
4. По четвертому вопросу выступили классные руководители Иванова Л.А.(4 кл.), Зубарь С.И.(8кл.) Они рассказали о том, что родительские собрания планируют с учетом возрастных особенностей учащихся, проводят анкетирования, опросы родителей, исходя из полученных результатов, работают индивидуально с родителями.
Решение:
1. Принять к сведению информацию по теме «Новые формы работы с родителями (родители в жизни класса и школы)».
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности при планировании тематики родительских собраний.
5. Пятым вопросом выступила, социальный педагог школы Джандарова Г.Н., она сказала: «Народная мудрость гласит «Дитя-драгоценность, но еще большая драгоценность – его воспитание».
Достичь положительных результатов в организации воспитывающей деятельности возможно лишь в тесном взаимодействии, сотрудничестве с семьей. Мы осуществляем конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями, сохраняя имеющееся и используя новые подходы, принципы, формы работы, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании».
Далее социальный педагог рассказала о том, какие формы и методы она использует в работе с семьями и детьми, состоящими на разных видах учета: посещение на дому, тематические беседы, анкетирование, консультации, оказание помощи в оформлении льготных документов и др.
Решение:
1. Использовать различные формы и методы при работе с семьями, состоящими на различных видах учета.
5. Разное.
1. Подготовка к конкурсу «Учитель года-2014», к вечеру встречи выпускников.
Решение:
1. Обеспечить участие учащихся в мероприятиях «Учитель года — 2014», «Вечер встречи выпускников».
Подпись секретаря:__________________
Протокол № 4
заседания методической секции классных руководителей от 20.03.14г.
Повестка
1. «Формирование социальных навыков учащихся» — Башина Ф.Е.
2. Темы классных часов по формированию социальных навыков учащихся – классные руководители
3. Проведение внеклассных мероприятий в 4 четверти.
4. Летняя занятость.
Ход заседания:
1. По первому вопросу заслушали зам. дир. по ВР Башину Ф.Е., она сказала, что «современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию социальных навыков, сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. Одно из главных направлений работы – формирование активной гражданской позиции учащихся, социальной компетентности, то есть освоение учащимися основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений».
Фаина Евгеньевна сказала «выбор тематики классных часов определяется, прежде всего, основными направлениями воспитательной работы школы. Однако специфика воспитательной работы в старших классах предполагает расширение этих базовых направлений и ориентирована прежде всего на формирование социальных навыков, активной гражданской позиции, интереса к происходящему в стране, к судьбе Родины, ее проблемам.
Важно воспитывать у будущих выпускников стремление к достижению успеха в жизни посредством дальнейшего обучения и овладения профессией; формировать установку на эффективное «внедрение» в социум, не только не ущемляя при этом интересов других людей, но и принося посильную пользу обществу. Иными словами, необходимо создавать у старшеклассников модель социально ответственного поведения.
Решение: 1. Принять к сведению информацию по теме «Формирование социальных навыков учащихся».
2. По второму вопросу заслушали классных руководителей: которые рассказали о том какая работа ведется с классом по формированию у учащихся социальных навыков, о проведённых мероприятиях по этому направлению(кл. часы, мероприятия, викторины, игры).
Решение: 1. Продолжить работу по формированию социальных навыков у учащихся.
3. По третьему вопросу зам. директора по ВР Башина Ф.Е. ознакомила классных руководителей с планом-графиком проведения общешкольных мероприятий в 4 четверти(День космонавтики, День Победы, неделя здоровья, санитарные дни и др.).
Решение: 1. Организовать работу соответственно плану воспитательной работы школы на 4 четверть.
4. По четвёртому вопросу заместитель директора по ВР ознакомила классных руководителей с организацией работы в летний период. На базе нашей школы в июне начнет работу летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей (30 чел.), в июле – 2 смена для детей из малообеспеченных семей через центр «Семья» (15 чел.).
Также будут предоставлены путёвки в пригородные лагеря и санатории.
Учащиеся 2-7 классов работают на пришкольном участке, 8-10 классов в производственной бригаде. Освобожденные по состоянию здоровья представляют справки до 15 мая. Будет составлен график работы. Обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста могут быть трудоустроены через центр занятости населения с согласия родителей.
Решение: 1. Продолжить работу по организации летней занятости учащихся.
Секретарь:________
Протокол № 5
заседания методической секции классных руководителей от 28.05.14г.
Повестка
1.Подведение итогов воспитательной работы школы за 2013 – 2014 уч.год.
2. Планирование воспитательной работы на 2014- 2015 уч.год.
По первому вопросу выступила Башина Ф.Е.., зам. дир. по ВР, которая сделала анализ воспитательной работы школы за 2013-2014 уч.год. , затем классные руководители высказали свои замечания, назвали недостатки в работе. Были подведены итоги года.
Решение:1. Разнообразить формы проведения внеклассных мероприятий.
2.Обеспечивать канцтоварами участников конкурсов.
По второму вопросу обсудили план воспитательной работы школы на новый учебный год. Заместитель директора по воспитательной работе ознакомила классных руководителей с общешкольными конкурсами, которые будут проводиться в течение нового учебного года.
Были внесены предложения:
1. Подводить итоги общешкольных проектных работ в актовом зале в присутствии учащихся и учителей.
2. Проводить планерки работы на месяц.
3. Необходимо оформить стенд, где будет фиксироваться участие каждого класса в общешкольных мероприятиях.
4. Ежемесячно проводить одно общешкольное мероприятие не традиционного характера.
5. Редколлегия школы должна оформлять газету о событиях, происходящих в школе.
6.Разнообразить формы и методы работы с родителями.
Решение: 1. Составить план воспитательной работы школы на 2014- 2015 учебный год, учитывая все предложения классных руководителей.
Секретарь_________
https://sn.ria.ru/20130315/927434214.html
Руководители школ борются за победу в конкурсе “Директор школы — 2013”
Руководители школ борются за победу в конкурсе “Директор школы — 2013” — РИА Новости, 15.03.2013
Руководители школ борются за победу в конкурсе “Директор школы — 2013”
Директора из 58 субъектов РФ подали заявки на участие в конкурсе “Директор школы — 2013”, который проводится при поддержке Министерства образования и Науки с февраля по ноябрь 2013 года в два этапа.
2013-03-15T12:43
2013-03-15T12:43
2013-03-15T12:43
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/927434214.jpg?7546936841363337015
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Директора из 58 субъектов РФ подали заявки на участие в конкурсе “Директор школы — 2013”, который проводится при поддержке Министерства образования и Науки с февраля по ноябрь 2013 года в два этапа.
МОСКВА, 15 мар — РИА Новости. Директора из 58 субъектов РФ подали заявки на участие в конкурсе “Директор школы — 2013”, который проводится при поддержке Министерства образования и Науки с февраля по ноябрь 2013 года в два этапа.
Согласно промежуточной статистике наибольшую активность проявляют директора Приволжского федерального округа (28, 3%), в частности, абсолютное лидерство по числу заявок среди всех регионов РФ принадлежит Республике Татарстан. Второе и третье место принадлежат Сибирскому и Северо-Западному с 18,3% и 13,9% соответственно.
Большинство участников составляют представительницы женского пола. Средний возраст заявившихся составляет 40 лет.
Сбор заявок продлится до 15 апреля, после чего экспертная комиссия отберет 30 лучших работ, авторы которых встретятся на очном этапе конкурса в Москве.
К участию приглашаются руководители общеобразовательных учреждений, достигшие за последние пять лет значимых результатов в возглавляемых ими школах.
«Директор школы» — ежегодный всероссийский конкурс для руководителей образовательных учреждений, который проводится с 2010 года с целью выявить и изучить достижения отечественных директоров школ и предложить их ценный управленческий опыт к масштабному использованию школами во всех регионах страны. Конкурс организован журналом «Директор школы», генеральным партнером выступает благотворительный Фонд Олега Дерипаска «Вольное дело». Поддержку конкурса оказывает проект Группы РИА Новости «Социальный навигатор».
Управление современной школой: какой должна быть команда
Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
07 марта 2018
Новое поколение, новые правила
Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.
В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».
Состав управленческой команды
Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.
Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.
Обязанности:
- Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
- Руководство и организация деятельности контрактной службы.
- Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.
Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.
Обязанности:
- Планирование повышения квалификации педагогов.
- Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
- Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
- Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.
Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.
Обязанности:
- Организация внутренней системы оценки качества образования.
- Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
- Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
- Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.
Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.
Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.
Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.
Читайте также:
- Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
- Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
- Геймификация в образовании
Работа с кадрами
Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:
- Сократить численность административно-управленческого персонала.
- Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
- Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
- Эффективно распределить функционал.
- При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.
Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.
Принципы работы современного коллектива педагогов:
- Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
- Моральная и материальная отдача от результатов труда.
- Правильная расстановка кадров.
- Грамотное стимулирование работников.
- Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.
Шаги к результату
Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.
Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:
- Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
- Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
- Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».
Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:
- Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
- Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
- Отбор средств обучения.
Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.
При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Классного руководителя (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция классного руководителя в школе разработана на основе Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года, Письма Минпросвещения России № ВБ-1011/08 от 12.05.2020 года «О методических рекомендациях» по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, с учетом Профессионального стандарта 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», письма Минобрнауки России № 08-554 от 21.03.2017 года «О принятии мер по устранению избыточной отчетности», в соответствии с ФГОС НОО, ООО и СОО, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 года, №1897 от 17.12.2010 года и №413 от 17.05.2012 года в редакциях от 11.12.2020 года, а также Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция определяет цели и задачи, функции и функциональные обязанности педагогических работников, осуществляющих классное руководство в школе, (далее – классных руководителей), устанавливает права и ответственность, а также критерии эффективности и оценки результатов деятельности классного руководителя, его взаимодействие в коллективе.
1.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом директора школы. Функции классного руководителя могут быть возложены на педагогического работника с его согласия. Основанием для приказа директора школы о возложении функций классного руководителя является заявление педагогического работника.
1.4. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется по инициативе:
- педагогического работника;
- по решению директора школы;
- в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с школой.
1.5. Классный руководитель находится в непосредственном подчинении у заместителя директора школы по воспитательной работе школы.
1.6. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
- Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Уставом) субъекта РФ, устанавливающими право каждого гражданина на образование и закрепляющими осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральным законом №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом №124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом №120-ФЗ от 24 июня 1999 года. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом №436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Указом Президента Российской Федерации №597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Указом Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации №996-р от 29 мая 2015 года «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказами Минобрнауки России №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО», №1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении ФГОС ООО», №413 от 17 мая 2012 года«Об утверждении ФГОС СОО»;
- Приказом Минобрнауки России №536 от 11 мая 2016 года «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- административным, трудовым законодательством Российской Федерации;
- настоящей должностной инструкцией по профстандарту;
- ФГОС общего образования;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора);
- Трудовым договором;
- Конвенцией ООН о правах ребенка.
1.7. Классный руководитель должен знать:
- приоритетные направления и перспективы развития педагогической науки и образовательной системы Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
- требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в школе, а также теорию и методику воспитательной работы, отвечающую требованиям ФГОС;
- современные формы и методы воспитания школьников;
- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии, психологии отношений;
- основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализации личности;
- законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития;
- закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности;
- основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью;
- основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
- основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;
- теорию и методику организации свободного времени обучающихся, общие подходы к организации внеурочной деятельности;
- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;
- цели и задачи воспитания обучающихся, а также структуру, требования к результатам, к условиям реализации, определенные основной образовательной программой школы;
- требования к оснащению и оборудованию классных кабинетов согласно действующим СанПин для работы с коллективом обучающихся;
- основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических и организационно-управленческих задач;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы экологии, экономики, социологии;
- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего трудового распорядка школы;
- правила по охране труда и пожарной безопасности, требования антитеррористической безопасности для образовательных организаций.
1.8. Классный руководитель должен уметь:
- выбирать эффективные педагогические формы и методы достижения результатов духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся;
- осуществлять воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей;
- способствовать формированию у детей общей культуры личности;
- реализовывать программы воспитания и социализации обучающихся;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, исследовательскую (проектную), художественно-продуктивную, культурно-досуговую;
- эффективно управлять классом, с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их образовательную деятельность;
- ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера, искать педагогические пути их достижения;
- общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
- устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с Уставом школы и правилами поведения учащихся;
- организовывать воспитательные мероприятия (классные часы, внеклассные мероприятия) в классе;
- поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу, содействовать формированию положительного психологического климата и организационной культуры в классе;
- содействовать формированию позитивных межличностных отношений среди обучающихся класса;
- защищать достоинство и интересы детей, помогать учащимся класса, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий, половозрастных и индивидуальных особенностей детей класса;
- владеть методами организации экскурсий, походов и т.п.
- использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий;
- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления;
- осуществлять эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся с целью повышения их педагогической компетентности;
- организовывать и проводить родительские собрания;
- пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе;
- использовать в воспитательной деятельности современные ресурсы на различных видах информационных носителей, использовать сеть Интернет.
1.9. Во время отсутствия классного руководителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
1.10. Классному руководителю запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.11. Классный руководитель должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
2. Цели, задачи и функции
2.1. Цель деятельности классного руководителя – формирование гармонично развитой и социально ответственной личности на основе семейных, социокультурных и духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
- создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
- формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений и объединений, ученического самоуправления, творческих и научных сообществ;
- формирование здорового образа жизни;
- обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
- организация внеурочной работы с обучающимися в классе;
- содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Основными функциями классного руководителя являются:
- личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
- деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой;
- воспитательная деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;
- участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.
- ведение и составление документации классного руководителя.
3. Должностные обязанности
Инвариантная часть деятельности классного руководителя
3.1. В рамках личностно ориентированной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в классе:
- содействует повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
- обеспечивает соблюдение обучающимися класса расписания учебных занятий, организационных требований в период начала и окончания учебного периода, выявляет факты перегрузки обучающихся, содействует организации деятельности класса на каникулах;
- обеспечивает включенность всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
- содействует успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
- оказывает индивидуальную поддержку каждому обучающемуся класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
- выявляет и осуществляет поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказывает помощь в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
- выявляет и осуществляет педагогическую поддержку обучающимся, нуждающихся в психологической помощи;
- проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
- формирует навыки информационной безопасности;
- организует изучение школьниками правил охраны труда, дорожного движения, поведения в школе и быту, на каникулах, во время экскурсий, на воде, в лесу и т.д., проводит инструктажи с обучающимися;
- содействует формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
- способствует созданию оптимальных условий организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса по предметам;
- оказывает поддержку талантливым обучающимся, в том числе содействие развитию их способностей;
- обеспечивает защиту прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
3.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой:
- изучает и анализирует характеристики класса как малой социальной группы;
- осуществляет регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической и поликультурной среде;
- формирует ценностно-ориентационное единство в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
- ведет активную пропаганду здорового образа жизни, участвует вместе с классом в физкультурно-массовых, спортивных и других мероприятиях, способствующих укреплению здоровья обучающихся в классе;
- посещает совместно с классом общешкольные мероприятия, обеспечивает соблюдение детьми дисциплины, правил охраны труда и пожарной безопасности;
- осуществляет организацию и оказывает поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
- в соответствии с возрастными интересами обучающихся организует их коллективно- творческую деятельность (стенгазеты, плакаты, оформление к праздникам), создает благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
- сопровождает и обеспечивает безопасность обучающихся во время выездных мероприятий внеурочного цикла деятельности школы;
- выявляет и своевременно корректирует деструктивные отношения, создающие угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
- проводит профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:
- контролирует успеваемость каждого обучающегося;
- привлекает родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
- регулярно информирует родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательной деятельности в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
- осуществляет координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений;
- содействует повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей;
- проводит родительские собрания в классе, участвует в мероприятиях для родителей (законных представителей), проводит их индивидуальное консультирование.
3.4. В рамках участия в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами:
- участвует в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся;
- участвует в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций;
- участвует в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
3.5. В рамках ведения и составление документации:
- ведет классный журнал (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся;
- заполняет электронный журнал (при ведении электронного журнала — без его дублирования в бумажной форме);
- составляет план работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого установлены локальным нормативным актом школы по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации. План работы согласовывается заместителем директора по воспитательной работе и утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
- заполняет журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности;
- контролирует заполнение учащимися дневников и проставление в них оценок по предметам.
3.6. В рамках вариативной части деятельности (формируется в зависимости от контекстных условий школы):
- организует мероприятия с целью знакомства и изучения обучающимися традиций и национальной культуры, сохранения родного языка; с целью развития национальной культуры;
- выявляет причины низкой успеваемости обучающихся и организует их устранение;
- содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, студий и секций, объединений, организуемых в образовательной организации;
- обеспечивает регулирование и контроль организации индивидуального обучения с обучающимися, которым такая форма предоставлена на основании приказа по школы;
- обеспечивает соблюдение обучающимися класса требований к безопасным условиям общественного труда в рамках внеурочной деятельности класса на территории школы и в классном кабинете;
- организует участие учащихся класса в традиционных мероприятиях образовательной организации, проводимых с целью развития национальной культуры.
3.7. Запрещается:
- изменять по своему усмотрению расписание занятий детей класса;
- отменять или сокращать занятия, отпускать детей класса домой в то время, когда занятия по расписанию у них не окончены;
- задействовать детей класса во время уроков для выполнения поручений;
- использовать в воспитательной деятельности неисправное оборудование или техническое оборудование с явными признаками повреждения;
- курить в помещении и на территории школы.
3.8. Организует дежурство класса по школе согласно графику, разработанному заместителем директора по воспитательной работе и утвержденному директором школы.
3.9. Участвует в работе педагогического совета школы, в работе методического объединения классных руководителей, педагогических консилиумов, взаимодействует с педагогами по вопросам совместной разработки единых педагогических требований и определения индивидуальных подходов к обучающимся класса.
3.10. Участвует в реализации системы методической деятельности через работу по общешкольной методической теме, теме методического объединения классных руководителей и индивидуальной траектории повышения методического мастерства.
3.11. Осуществляет заботу о здоровье и безопасности обучающихся, оперативно извещает директора школы о каждом несчастном случае, извещает родителей (законных представителей), оперативно принимает меры по оказанию первой помощи при несчастном случае.
3.12. Соблюдает требования к сохранности помещений. Организует соблюдение обучающимися сохранности помещения класса и оборудования.
3.13. Принимает участие в смотре-конкурсе кабинетов классов, готовит классный кабинет к приемке на начало нового учебного года.
3.14. При использовании ЭСО, оргтехники или сети Интернет при проведении внеклассных мероприятий строго соблюдает требования, заложенные в инструкциях по использованию соответствующей техники и сети Интернет.
3.15. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методического объединения классных руководителей.
3.16. Соблюдает настоящую должностную инструкцию, этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.17. Соблюдает финансовую дисциплину в школе.
4. Права
Классный руководитель имеет право:
4.1. Самостоятельно определять приоритетные направления, содержание и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
- коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
4.2. Выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности.
4.3. Вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.4. Участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школе в части организации воспитательной деятельности и осуществлении контроля ее качества и эффективности.
4.5. Участвовать в обсуждении итогов проведения внутришкольного контроля.
4.6. Самостоятельно планировать и организовывать участие учащихся в воспитательных мероприятиях.
4.7. Использовать (по согласованию с администрацией школы) инфраструктуру школы при проведении мероприятий с классом.
4.8. Приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства.
4.9. Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий.
4.10. Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса.
4.11. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий.
4.12. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса.
4.13. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемой им воспитательной деятельности.
4.14. Защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников.
4.15. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.16. На ознакомление с жалобами, докладными и другими документами, которые содержат оценку работы классного руководителя, давать по ним объяснения, защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя, в случае дисциплинарного расследования, связанного с нарушением классным руководителем норм профессиональной этики.
4.17. Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
4.18. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях по профессиональной деятельности.
4.19. Классный руководитель имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность за:
- соблюдение требований к ведению и своевременное оформление классного журнала (электронного журнала) и журнала инструктажей обучающихся, выполнение плана работы классного руководителя.
- соблюдение финансовой дисциплины;
- поддержание порядка в классном кабинете, целостность используемого оборудования;
- выбор воспитательных приемов и их соответствие возрастным особенностям обучающимся;
- своевременное информирование и подготовку организационных вопросов проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса;
- соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучающихся, родителей обучающихся и лиц, их заменяющих;
- соблюдение плана воспитательной работы школы в рамках своих функциональных обязанностей;
- создание обстановки, приведшей к уменьшению контингента обучающихся по вине классного руководителя;
- жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий;
- ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, скрытие от администрации несчастного случая;
- недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение школы или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной и воспитательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Критерии эффективности деятельности
6.1. Эффективность деятельности классного руководителя определяется достигаемыми за определенный период времени конечными результатами деятельности и их соответствием ключевым целям воспитания и социализации обучающихся.
6.2. Критерии эффективности процесса деятельности классного руководителя:
- комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах;
- адресность как степень учета в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса;
- инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.;
- системность как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса.
6.3. Критерии оценки результатов (результативности) классного руководства:
- 1 — сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
- 2 — сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России;
- 3 — наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России.
Эффективность деятельности по классному руководству повышается по мере продвижения к результатам более высокого уровня.
7. Взаимодействие в коллективе
7.1. В рабочее время классного руководителя включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, творческая и исследовательская (проектная) работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная функциональными обязанностями и (или) планом работы, методическая, подготовительная, организационная, диагностическая работа, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
7.2. В рамках воспитательной деятельности классный руководитель взаимодействует с:
- членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности школы;
- администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом;
- педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития;
- учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
- педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
- педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся;
- администрацией и педагогическими работниками школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
7.3. Взаимодействует с медицинскими работниками школы по вопросам организационного обеспечения проведения медицинских обследований и прививок обучающихся. Поддерживает связь с медицинскими работниками по вопросам состояния здоровья обучающихся класса.
7.4. Взаимодействует с родителями (законными представителями) с целью повышения их педагогической и психологической культуры через проведение родительских собраний, совместную деятельность.
7.5. Предоставляет заместителю директора по воспитательной работе информацию об обучающихся класса.
7.6. Получает от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
7.7. Передает заместителю директора по воспитательной работе информацию, которая получена непосредственно на совещаниях, семинарах, различных методических объединениях классных руководителей.
7.8. Информирует директора (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя директора по административно-хозяйственной части – об аварийных ситуациях в работе систем электроосвещения, отопления и водопровода.
7.9. Информирует директора школы о каждом несчастном случае с обучающимися класса, о выявленных у детей взрывоопасных и легковоспламеняющихся предметах и веществах, оружии и других предметах, которые могут причинить вред здоровью ребенка и окружающим.
7.10. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
8. Заключительные положения
8.1. Ознакомление педагогического работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при возложении функций классного руководителя (до ознакомления с приказом под подпись).
8.2. Один экземпляр инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
8.3. Факт ознакомления педагога с настоящей должностной инструкцией классного руководителя подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора школы, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)