Руководство в школе виды

Управление современной школой: какой должна быть команда


Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Читайте также:

  • Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
  • Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
  • Геймификация в образовании

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.    


Принципы работы современного коллектива педагогов:   

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату         

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».  

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

СТИЛИ РУКОВОДСТВА ШКОЛОЙ – описанные в научной литературе и широко представленные в практике управления школой варианты осуществления функций руководителя, существенно отличающиеся по своим характеристикам.   Наиболее известный, классический вариант стиля руководства школой восходит к работам крупного социального психолога ХХ века Курта Левина, выделившего авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили.

Авторитарный стиль руководства характеризуется единоличным принятием руководителем управленческих решений, их реализации посредством жесткого контроля подчиненных.

При использовании авторитарного стиля руководства ряд общих принципов управления (иерархичность, субординация, единоначалие, своевременное и быстрое использование распоряжений руководителя) реализуются при одновременном снижении роли коллегиальности, партисипативности, делегирования полномочий руководителя.

В деятельности руководителя, использующего авторитарный стиль руководства, доминируют официальные (формальные) взаимоотношения с работниками школы и учащимися, административные методы управления: требования, приказы, распоряжения, разрешения и запреты, дисциплинарные меры взыскания и поощрения и т. п. Руководитель, реализующий авторитарный стиль руководства, стремится сам решать все основные вопросы. При этом он может учитывать (или не учитывать) мнения подчиненных, которые рассматриваются им только как объекты его управленческого воздействия.

Авторитарному стилю руководства свойственна жесткая и детальная регламентация прав и ответственности на каждом уровне управления школой.

Авторитарный стиль руководства нередко отрицательно влияет на морально-психологический климат в школе, способствует организационным патологиям.

Авторитарный стиль руководства связан с корпоративной моделью взаимоотношений школы и человека (работника, родителя, ученика). Корпоративная модель, подчиняя интересы личности общим интересам, не исключает диктата группы, коллектива, жесткого навязывания взрослым и юным членам школьного сообщества целей, образцов деятельности, норм поведения.

Нередко при этом интересы педагога, ученика игнорируются ради достижения видимого благополучия, выполнения общих, не учитывающих конкретных условий установок вышестоящих органов управления образованием.

Школа с преобладанием корпоративных отношений непривлекательна прежде всего для неординарного, нестандартно подходящего к делу работника (и ученика). И, наоборот, именно в такой школе создаются благоприятные условия для «процветания» серости и покладистости, ибо авторитарный стиль руководства как раз и рассчитан на так называемого «среднего» человека.

Авторитарный стиль руководства, генетически связанный с административно-командной системой управления, широко распространен и в современной российской школе. Сохранению тоталитарного государства способствуют неудачи в демократизации общества и школы в конце 80-х – нач. 90 -х гг., незрелость коллективов многих школ, неблагоприятная для педагогических работников конъюнктура рынка труда, большое число лиц пожилого возраста и пенсионеров, работающих в школе. Для руководителя, не обладающего современной профессиональной культурой, управлять школой по-старому привычнее и легче.

Вместе с тем руководителю школы нужно обладать умением эффективно использовать авторитарный стиль руководства в обстоятельствах, когда требуются быстрые, однозначные, категоричные распоряжения и установки. Таким образом, авторитарный стиль руководства эффективен в следующих условиях (ситуациях):

• в процессе повседневной, рутинной распорядительской деятельности;

• в экстремальных, критических ситуациях, когда от ясно выраженного и своевременного распоряжения руководителя зависит успех в достижении поставленной цели: судьба коллектива или отдельных его членов, жизнь и здоровье учащихся и работников школы;

• на этапе реализации принятых коллективом инновационных проектов, программ;

• в процессе руководства слабо подготовленными работниками, нуждающимися в детальных инструкциях;

• в условиях несложившегося, незрелого коллектива;

• в ситуации, когда авторитарный стиль руководства стал элементом организационной культуры школы.

Демократический стиль руководства характеризуется привлечением подчиненных, общественности к участию в подготовке и принятии управленческих решений.

В практике управления школой реализуются различные формы и степени участия: от совета руководителя с работниками, выявления и учета их мнений до осуществления ими права на самостоятельные решения основных вопросов жизнедеятельности школы. В некоторых школах, в соответствии с их уставами, такое право предоставлено коллегиальным органам управления, в которые, кроме членов трудового коллектива, входят родители учащихся, представители заинтересованной в делах школы общественности, учащиеся.

Демократический стиль руководства основывается на отношении руководителя к подчиненным (а также к учащимся, родительской и иной общественности) как полноценным и полноправным субъектам управления школой. Демократическому стилю руководства присущи следующие черты: взаимное сотрудничество руководителей школы, педагогов, учащихся; заинтересованность и самостоятельность членов школьного сообщества в достижении общих целей; культивирование в школе коллективных ценностей; широкое делегирование полномочий руководителями и органами управления и добровольное принятие обязанностей и ответственности рядовыми работниками, активом общественности; гласность, открытость, доступность информационного обеспечения внутришкольного управления; максимально возможный учет прав и интересов меньшинства, а также отдельных работников, учащихся, родителей; постоянное выявление и учет общественного мнения, всех его спектров; обсуждение актуальных проблем и намечаемых изменений, нововведений со всеми, кого это затрагивает, интересует; плюрализм мнений, терпимость к критике и проявлениям индивидуальных различий в предложениях, выводах, оценках; поощрение личных достижений работников и учащихся, нестандартных подходов, решений, творческих инициатив; стремление к взаимопомощи, а также поддержке старающихся, отстающих неудачников; снижение роли внешнего контроля и наказаний в системе мотивации; перенос акцента в системе контроля деятельности работников с процесса на результаты.

Демократический стиль руководства предполагает стимулирование процессов самоорганизации в школе; предпочтение косвенных методов управленческого воздействия (пожелание, совет, рекомендация); внимание не только к производственной, но и социальной сфере жизни работников, учеников; расширение диапазона неформальных управленческих отношений.

Эффективное использование демократического стиля руководства зависит от профессионализма руководителя, уровня развития педагогического и школьного коллектива, характера решаемых задач, благоприятных внешних условий, от конкретной ситуации. Наиболее эффективен демократический стиль руководства на стадии разработки и обсуждения решений, особенно — стратегических и инновационных.

Либеральный стиль руководства предполагает предоставление руководителем школы максимально возможной свободы действий своим заместителям, помощникам, педагогам, другим работникам школы, членам коллегиальных органов управления, методических и творческих объединений и т. п. В либеральном стиле руководства воплощаются позитивные возможности так называемого «мягкого», малозаметного для подчиненных и внешних наблюдателей управления. Акцент в управлении переносится со статусных (официальных) отношений на неформальные и лидерские отношения, с администрирования на социально-психологические и экономические методы управления, на возрастание роли морально-этических регуляторов школьной жизни. Внешний контроль педагогического процесса и его основных элементов – урока и внеклассных занятий – заменяются самоконтролем педагогов, действующих на основе полного доверия администрации школы, самостоятельности и личной ответственности за результаты своего труда.

Недостатки в управлении школой нередко объясняют использованием руководителями либерального стиля руководства, их недостаточной требовательностью, “попустительским” отношением к подчиненным. Но, как показывает практика, либеральный стиль руководства, как и другие стили руководства, может быть эффективным при определенных условиях.

Во многом совпадая с демократическим стилем руководства, либеральный стиль в отличие от последнего предполагает свободу следования (или неследования) руководителем, коллективом школы так называемым демократическим принципам, соблюдения (или несоблюдения) соответствующих процедур (выборов, отчетов, дискуссий), создания (или несоздания) форм организации демократического управления (советов, комитетов, конференций и т.п.).

Как и демократический стиль руководства, либеральный стиль руководства требует от руководителя школы высокой культуры и профессионализма. Наиболее эффективен либеральный стиль руководства в школах со сложившимися, высокоразвитыми, нравственно здоровыми и творчески работающими коллективами, в условиях руководства творческими группами, школьными кафедрами, в отношениях руководителя с наиболее опытными, квалифицированными и ответственно относящимися к своим обязанностям работникам, с педагогами-исследователями, разработчиками авторских программ, инновационных технологий.

Сейчас имеется
несколько типов классного руководства:

– учитель-предметник,
одновременно выполняющий функции
классного руководителя;

– классный
руководитель, преподающий отдельную
школьную дисциплину, то есть имеющий
минимальную учебную нагрузку. Их также
называют классными дамами, кураторами
(лат.: попечитель, лицо, которому поручено
наблюдение за какой-либо работой);

– классный
руководитель, выполняющий только
воспитательные функции (освобожденный
классный руководитель);

– в некоторых
учебных заведениях введена должность
классного наставника (вариант должности
освобожденного классного руководителя),
а также тьютера (лат.: защитник, покровитель,
опекун). Тьютер может иметь минимальную
учебную нагрузку.

В последнее время
классного руководителя все чаще именуют
классным воспитателем.

Функции, права и
обязанности классного руководителя
при всех версиях названия этой должности
примерно одинаковы.

Поскольку
деятельность школы регламентируется
ее Уставом, то деятельность классного
руководителя тоже основывается на этом
документе.

3 Цель и задачи деятельности классного руководителя

Цель деятельности
классного руководителя – создание
условий для саморазвития и самореализации
личности обучающегося, его успешной
социализации в обществе.

Задачи
деятельности классного руководителя:

– формирование
и развитие коллектива класса;

– создание
благоприятных психолого-педагогических
условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося,
сохранения неповторимости и раскрытия
его потенциальных способностей;

– формирование
здорового образа жизни;

– организация
системы отношений через разнообразные
формы воспитывающей деятельности
коллектива класса;

– защита прав и
интересов обучающихся;

– организация
системной работы с обучающимися в
классе;

– гуманизация
отношений между обучающимися, между
обучающимися и педагогическими
работниками;

– формирование
у обучающихся нравственных смыслов и
духовных ориентиров;

– организация
социально-значимой творческой деятельности
обучающихся.

4 Функции воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель
выполняет несколько функций:


аналитико-прогнастическую;


организационно-координирующую;

– коммуникативную;

– контрольную.

Аналитико-прогнастическая
функция
включает в себя:

– изучение и
анализ индивидуальных особенностей
учащихся с помощью психолога (как
правило, определяется тип личности,
темперамент, акцентуация характера).
Перед поступлением в 1 класс дети проходят
тесты на выявление готовности к учебе
и особенностей интеллектуальной
деятельности. Тестирование проводит
психолог, школьный или специально
приглашенный;

– изучение и
анализ коллектива учащихся в его
развитии. Основой для этого служит
беседа руководителей классов звена с
учителями начальной школы, а руководителей
X-XI классов
– с классными руководителями средней
школы. В результате педагоги получают
первоначальные сведения о коллективе
и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений
в коллективе класса лучше поручить
психологу, который составит психологическую
карту коллектива. Классный руководитель
сам может организовать эту работу через
наблюдение, беседы с учащимися, проведение
специальных анкет, анализ творческих
работ учащихся (например, сочинение
«Наш класс»);

– анализ и оценка
семейного воспитания учащихся; такие
данные есть у психолога, социального
педагога. Если семья «неблагополучная»,
то сведения о ней есть и у администрации
школы;

– анализ уровня
воспитанности коллектива и личности.
Выводы об уровне воспитанности коллектива
и личности нужно делать с привлечением
всех учителей данного класса, чтобы они
(выводы) были максимально объективными.

Для успешной
работы классный руководитель должен
уметь выявить воспитательный результат,
оценить его с учетом оценки результата,
корректировать профессиональную
деятельность. Выявить и оценивать
результат надо через определенные
промежутки времени: в начальной и средней
школе – в конце каждой четверти, в
старшей – через полгода. Подводить
итоги и корректировать деятельность –
личную и учителей класса – надо с помощью
психолога и педагогов, ранее работавших
в данном классе.

Организационно-координирующая
функция
предполагает:

– установление
контактов с родителями (иными законными
представителями) обучающихся, оказание
им помощи в воспитании обучающихся
(лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного
образования);

– проведение
консультаций, бесед с родителями
обучающихся;

– организацию
внеурочной деятельности детей (проведение
различных мероприятий);

– работу с учителями
данного класса, психологом, социальным
педагогом, руководителями кружков,
спортивных секций, для учителей начальной
школы и V-VI
(VII) классов – с воспитателями
группы продленного дня;

– организацию в
классе образовательного процесса,
оптимального для развития положительного
потенциала личности обучающихся в
рамках деятельности общешкольного
коллектива;

– организацию
воспитательной работы с обучающимися
через проведение «малых педсоветов»,
педагогических консилиумов, тематических
и других мероприятий;

– стимулирование
и учет разнообразной деятельности
обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;


индивидуально-педагогическую работу
с каждым учащимся и коллективом в целом
с учетом данных психолога, социального
работника и личных наблюдений;

– ведение
документации (классный журнал, личные
дела обучающихся, план работы классного
руководителя).

Коммуникативная
функция
заключается:

– в формировании
позитивных взаимоотношений между
детьми, в управлении взаимоотношениями
в классе;

– в формировании
оптимальных отношений в системе
«учитель-ученик». Здесь классный
руководитель выступает как посредник
в случае возникновения конфликта.
Конфликты между учителями и учащимися
бывают затяжными, когда обе стороны
длительное время не могут прийти к
соглашению. Тогда классному руководителю
нужно предложить третье решение, хотя
бы в минимальной степени устраивающее
обе стороны;

– в обучении
школьников установлению положительных
взаимоотношений с людьми;

– в содействии
общему благоприятному психологическому
климату в коллективе класса;

– в оказании
помощи обучающимся в формировании
коммуникативных качеств.

Контрольные
функции
предполагают:

– контроль за
успеваемостью и посещаемостью каждого
обучающегося;

– контроль за
посещаемостью учебных занятий
обучающимися.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика.
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми.
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

СИСТЕМА И ВАРИАТИВНОСТЬ

В национальном проекте «Образование» особо подчеркнута роль классного руководителя в системе образования. Управленцы от образования, работающие с нацпроектом, ждут от классных педагогов улучшенных результатов (ведь повысили оплату их труда!). Однако, по мнению большинства педагогов-практиков, за известную тысячу рублей (точнее, 870) качество воспитательной работы автоматически не повысится.
На наш взгляд, первыми шагами, обеспечивающими эффективную, успешную работу классного руководителя, будут шаги, сделанные администрацией и классным руководителем вместе. От администрации школы требуется разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последовательная реализация (на основе согласования интересов администрации и классных руководителей).
Классному же руководителю необходимо привести свою воспитательную работу в систему, то есть перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?
Уровень бессистемной воспитательной работы – это проведение в классе отдельных воспитательных дел, мероприятий, акций, организационно и логически не связанных друг с другом.
Уровень системы воспитательной работы – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.
Но результат нашего анализа деятельности успешных классных руководителей и анализ трех областных конкурсов Ульяновской области «Самый клас­сный классный» 2004, 2006, 2007 годов показали, что деятельность классного руководителя становится эффективной, если реализуется еще одно условие. Его работа должна стать вариативной.
Что значит вариативная? Это означает, что сам классный руководитель выберет приоритетные линии своих усилий, так сказать, «линию главного удара» в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­-
сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.
Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности.
Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы.
Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
● как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне?
● образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
● как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
● в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
● в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;
● в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту.
На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.
Качества такого класса проявляются:
● в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;
● в степени овладения ими способами организации данной деятельности;
● в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;
● в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия.
Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Конечно, описанные классные руководители в чистом виде не встречаются. Но наш опыт совместной работы с успешными педагогами показывает, что большинство из них продуманно или стихийно, интуитивно выбирают в своей деятельности ту или иную линию из перечисленных.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Раздольное, Надеждинского района», Приморский край

Методическое объединение учителей начальных классов

Доклад

по теме:

«Педагогическое руководство и его стили»

Выполнил

Козка О.Ю.

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Проверил

Каленчук И.В.

руководитель ШМО

начальных классов

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

безусловно, педагог.

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

компонентов:

 Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

 Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

 Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

привлекательность.

 Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

у него знаний.

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

говорю, я лучше знаю» – вот типичное высказывание учителя при

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

уничижительной. («Надеваю очки и вижу свиные рыла», – говорила

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

предъявления требований.

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

от учеников обещаний, что они «больше не будут» или извинений

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

ствиями свой позиции, может резко начать «закручивать гайки».

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

в классе». Однако стоит детям сказать что-то вроде: «Ну мы случайно,

мы больше не будем» – и учитель забывает о своих требованиях.

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

важных принципах:

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

выступать легче, чем задачи по физике решать». А другой педагог

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

таешь задание». (Обратим внимание: если в результате учитель

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение. При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

 Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

принижается.

 Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

ростковому возрасту авторитет педагога как бы «сужается»,

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

 Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бронхо мунал 7мг инструкция отзывы цена аптека
  • Облучатель ультрафиолетовый кварцевый оуфк 09 1 инструкция по лечению
  • Экурохол 250 мг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Как скачать на флешку с компьютера презентацию пошаговая инструкция
  • R1200gs adventure руководство по эксплуатации