Руководство вагановского училища

Руководители Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой:

Исполняющий обязанности ректора:

Цискаридзе Николай Максимович

Телефон: +7 (812) 456-07-65

Адрес электронной почты: rector@vaganovaacademy.ru

Первый проректор:

Аюпова Жанна Исмаиловна

Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 209

Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru

Проректор по учебно-методической работе:

Меньшиков Леонид Александрович

Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 215

Адрес электронной почты: umo@vaganovaacademy.ru

Проректор по научной работе и развитию:

Лаврова Светлана Витальевна

Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 282

Адрес электронной почты: science@vaganovaacademy.ru

Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе:

Головина Татьяна Ильинична

Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 206

Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru

Проректор по административно-хозяйственной работе:

Кобзев Олег Викторович

Телефон: +7 (812) 456-07-65, доб. 201

Адрес электронной почты: info@vaganovaacademy.ru

Руководители филиалов образовательной организации:

Филиалы ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» отсутствуют.

Руководители представительств образовательной организации:

Представительства ФГБОУ ВО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» отсутствуют.

Информации о персональном составе педагогических работников по образовательным программам:

Код Наименование профессии, специальности, направления подготовки Ссылка на страницу о персональном составе педагогических работников образовательной программы
52.02.01 Искусство балета Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Искусство балета»
50.03.01 Искусства и гуманитарные науки Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки»
52.03.01 Хореографическое искусство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Хореографическое искусство»
52.03.02 Хореографическое исполнительство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Хореографическое исполнительство»
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Музыкально-инструментальное искусство»
50.04.01 Искусства и гуманитарные науки Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Искусства и гуманитарные науки»
50.04.04 Теория и история искусств Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Теория и история искусств»
52.04.01 Хореографическое искусство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Хореографическое искусство»
53.04.05 Искусство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Искусство»
53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство»
44.06.01 Образование и педагогические науки Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Образование и педагогические науки»
50.06.01 Искусствоведение Персональный состав педагогических работников образовательной программы «Искусствоведение»

Версия для слабовидящих

Академия русского балета им. А. Я. Вагановой
Улица Зодчего Росси (справа здание в котором располагается Академия)
Год основания

1738

Художественный руководитель

Жанна Аюпова

Ректор

временно и.о. Николай Цискаридзе[1]

Расположение

Санкт-Петербург

Юридический адрес

191023 г.Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси, д. 2

Сайт

www.vaganova.ru

Координаты: 59°55′49″ с. ш. 30°20′09″ в. д. / 59.93028° с. ш. 30.33583° в. д. (G) (O) (Я)

Академия русского балета им. А. Я. Вагановой — балетная школа в Санкт-Петербурге, одна из старейших балетных школ мира.

История[править | править вики-текст]

Танцевальная школа основана императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года, как «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа»[2]. Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

В 1779 году танцевальная школа влилась в Санкт-Петербургскую театральную школу — позже училище.

В 1928 году стала Ленинградским хореографическим техникумом. В 1937 году техникум был преобразован в Ленинградское хореографическое училище. В 1957 году училищу было присвоено имя Агриппины Вагановой, в 1961 году оно стало академическим.

Современное название с 1991 года[2]. С 1995 года академия Вагановой входит в Государственный свод объектов особо ценного культурного наследия[3].

Расцвет и всемирное признание русской балетной школы тесно связано с историей Вагановского училища[2].

В 1957 году был создан музей училища, он насчитывает более 15 тысяч экспонатов[2]. С 1806 года в здании училища действует православная церковь во имя Святой Троицы[4].

Структура образования[править | править вики-текст]

Образовательные программы основного (полного) образования реализуются на основе образовательных программ, с учетом профиля получаемого профессионального образования[5][6].

На исполнительском факультете среднего профессионального образования (070302) «хореографическое искусство», «квалификация артист балета» и высшего профессионального образования «Артист балета» (070300) «хореографическое искусство», степень бакалавр, преподаются следующие предметы:

Классический танец, характерный танец, исторический танец, дуэтно-классический танец, современный танец, актёрское мастерство, хореографическое наследие и репертуар (сценическая практика);

Ритмика, музыкальная грамота и сольфеджио, теория музыки, анализ балетной и танцевальной музыки, музыкальная литература, основы игры на музыкальном инструменте, история музыки и музыкально-театральных жанров, история театра, история хореографического искусства, анатомия и физиология человека, литературные источники произведений балетной классики, история кино, история и культура Санкт-Петербурга;

Основы философии, экономики, социологии, политологии, права, история мировой культуры, история изобразительного искусства, русская литература, зарубежная литература, физическая культура, эстетика, основы психологии;

Степень «бакалавр»: мастерство классического, характерного, дуэтно-классического и современного танцев, актёрское мастерство, хореографическое наследие и репертуар; История хореографического, музыкального, драматического, изобразительного искусств, история костюма, основы режиссуры, общая теория искусства; История России, философия, экономика, социология, правоведение, русская литература, зарубежная литература, эстетика, психология, мировая художественная культура.

В Академии существует также аспирантура.

Руководство[править | править вики-текст]

Художественными руководителями училища (с 1991 года — Академии русского балета) были Николай Ивановский, Игорь Бельский, Алтынай Асылмуратова (с 2000 по 2013 год). 28 октября 2013 года художественным руководителем школы была назначена Ульяна Лопаткина. В начале декабря 2013 года первым проректором и художественным руководителем Академии стала Жанна Аюпова[7][8].

С 2004 года ректором Академии была Вера Дорофеева, 28 октября 2013 года было объявлено, что её на этой должности сменит Николай Цискаридзе[1]. 4 ноября 2013 года профессорско-преподавательский состав Академии русского балета им. Вагановой, а также артисты балета Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором они требуют пересмотреть решение о назначении Николая Цискаридзе на должность ректора академии и народной артистки России Ульяны Лопаткиной на должность худрука академии.[9]

Выпускники[править | править вики-текст]

Среди выпускников академии Иван Вальберх, Адам Глушковский, Авдотья Истомина, Лев Иванов, Марфа Муравьёва, Павел Гердт, Александр Горский, Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Михаил Фокин, Любовь Егорова, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Фёдор Лопухов, Вацлав и Бронислава Нижинские, Елизавета Гердт, Касьян Голейзовский, Ольга Спесивцева, Александра Данилова, Джордж Баланчин, Леонид Якобсон, Леонид Лавровский, Марина Семёнова, Вахтанг Чабукиани, Татьяна Вечеслова, Галина Уланова, Константин Сергеев, Наталья Дудинская, Вера Красовская, Алла Шелест, Юрий Григорович, Ирина Колпакова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Алтынай Асылмуратова, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва и многие другие артисты балета, хореографы и деятели хореографии[2].

См. также
  • Выпускники академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  • Преподаватели академии русского балета имени А. Я. Вагановой

Музей[править | править вики-текст]

В 1957 году по инициативе М. Х. Франгопуло был основан школьный музей, в коллекции которого находятся книжные раритеты, картины, афиши, фотографии, театральные костюмы и балетные туфли, принадлежавшие знаменитым выпускникам, и прочие экспонаты, связанные с историей петербургского балета.

Примечания[править | править вики-текст]

  1. 1 2 Николай Цискаридзе назначен ректором Академии русского балета // Известия — 28 октября 2013
  2. 1 2 3 4 5 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Включён в перечень указом президента России № 64 от 24 января 1995 года
  4. Фомкин А. В. Два века «театральной » церкви. СПб., 1998
  5. Структура образования
  6. Примечание: Общеобразовательные предметы: Основные дисциплины основного образования, отраженные в Федеральном учебном плане Министерства образования Российской Федерации
  7. Ж. И. Аюпова на сайте АРБ
  8. Интервью с Ж. И. Аюповой. «Вечерний Петербург». № 40 (25068). 05.03.2014.
  9. Представители Вагановки требуют пересмотреть назначение Цискаридзе — Новости Общества — Новости Mail.Ru

Ссылки[править | править вики-текст]

  • Сайт Вагановского училища
  • Выпускники Академии и история балета Петербурга в книге «Три века петербургского балета»
  • Фомкин А. В. Два века «театральной» церкви. СПб., 1998.
  • Выпускной спектакль Академии Вагановой — на сайте Мариинского театра (2009)
  • Гран-при Михайловского театра — на сайте Михайловского театра (2010)
  • Хроника 1960-х годов
 Просмотр этого шаблона Шапочка Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга Герб Санкт-Петербурга
Государственные вузы
(Red Cross icon.svg — медицинские, Etoile-Rouge.svg — военные, † — закрытые или реорганизованные)
Университеты

Санкт-Петербургский государственный Аграрный • Академический физико-технологический РАН • Архитектурно-строительный • Аэрокосмического приборостроения • Балтийский технический им. Д. Ф. Устинова (Военмех) • Водных коммуникаций • Etoile-Rouge.svg Военно-транспортный университет железнодорожных войск • Etoile-Rouge.svg Военный инженерно-технический • Etoile-Rouge.svg Военный университет связи • Гидрометеорологический • Горный • Гражданской авиации • † Заочный технический • † Инженерно-экономический (ИНЖЭКОН) • Информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) • Кино и телевидения • Культуры и искусств • Ленинградский им. А. С. Пушкина • Лесотехнический • Red Cross icon.svg Первый медицинский им. И. П. Павлова • Морской технический • † Низкотемпературных и пищевых технологий • Педагогический им. А. И. Герцена • Red Cross icon.svg Педиатрический медицинский • Политехнический • ВУЗ МЧС России Противопожарной службы МЧС • Путей сообщения • Red Cross icon.svg Северо-Западный медицинский им. И. И. Мечникова • † Сервиса и экономики • Телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича • Технологии и дизайна • Технологический институт • Технологический университет растительных полимеров • Торгово-экономический • ВУЗ МВД России Университет МВД • Физической культуры им. П. Ф. Лесгафта • Экономический (бывш. ФИНЭК) • Электротехнический (ЛЭТИ)

Академии

Red Cross icon.svg Ветеринарной медицины • Etoile-Rouge.svg Военная академия материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулёва • Etoile-Rouge.svg Военная академия связи им. С. М. Будённого • Etoile-Rouge.svg Военно-космическая им. А. Ф. Можайского • Red Cross icon.svgEtoile-Rouge.svg Военно-медицинская им. С. М. Кирова • Etoile-Rouge.svg Военно-морская им. Н. Г. Кузнецова • Etoile-Rouge.svg Михайловская военная артиллерийская • † Морская им. C. О. Макарова • Полярная • Русского балета им. А. Я. Вагановой Театрального искусства • Red Cross icon.svg Химико-фармацевтическая • Художественно-промышленная им. А. Л. Штиглица (Мухинское училище)

Институты

Etoile-Rouge.svg Военно-морской (Морской корпус Петра Великого) • Etoile-Rouge.svg Военно-морской инженерный • Etoile-Rouge.svg Военно-морской институт радиоэлектроники им. А. С. Попова • Etoile-Rouge.svg Военный институт внутренних войск МВД • Etoile-Rouge.svg Военный институт физической культуры • Высшая административная школа • Высшая школа народных искусств • Etoile-Rouge.svg Высшее военное училище радиоэлектроники • Живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) • † Машиностроения • Психологии и социальной работы

Консерватория

Консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова

Филиалы

Юридический институт Академии Генеральной прокуратуры (головной вуз) • Академии правосудия (головной вуз) • Высшей школы экономики (головной вуз) • Правовой академии Министерства юстиции (головной вуз) • Таможенной академии • Северо-Западная академия государственной службы

Негосударственные вузы (ReligiousSymbols2.svg — духовные)
Университеты

Гуманитарный университет профсоюзов • Европейский университет • Управления и экономики • ReligiousSymbols2.svg Христианский

Академии

ReligiousSymbols2.svg Духовная • Сам вуз позиционирует себя как светский, но одновременно «пребывающий в лоне РПЦ» Русская христианская гуманитарная • Туризма и предпринимательства • Юридическая

Институты

Академический институт гуманитарного образования • Бизнеса и права • ReligiousSymbols2.svg Богословия и философии • Внешнеэкономических связей, экономики и права • Восточный • Восточно-Европейский институт психоанализа • ReligiousSymbols2.svg Высшая религиозно-философская школа • Гостеприимства • Гуманитарного образования • Декоративно-прикладного искусства • Иностранных языков • Иностранных языков и межкультурного сотрудничества • Иудаики • Red Cross icon.svg Медико-социальный • Red Cross icon.svg Медико-технический • Международный банковский • Международный институт менеджмента • Межотраслевой институт подготовки кадров и информации • Межрегиональный институт экономики и права • Национальный открытый институт России • Невский институт управления и дизайна • Невский институт языка и культуры • Права им. Принца П. Г. Ольденбургского • Правоведения и предпринимательства • Психологии и акмеологии • Смольный институт РАО • Специальной педагогики и психологии • Театральный (Школа русской драмы им. И. О. Горбачёва) • Телевидения, бизнеса и дизайна • Управления и права • Управления персоналом • Экологии, политики и права • Экономики и права • Экономики и управления • Экономики и финансов • Экономики, культуры и делового администрирования • Юридический

Филиалы

Института бизнеса и политики • Международного института экономики и права (головной вуз) • Современной гуманитарной академии (головной вуз)

 Просмотр этого шаблона Академии балета и училища
Петербург

Академия русского балета им. А. Я. Вагановой

Москва

Московская государственная академия хореографии

Пермь

Пермское хореографическое училище

Воронеж

Воронежское хореографическое училище

Красноярск

Красноярское хореографическое училище

Новосибирск

Новосибирское хореографическое училище

Улан-Удэ

Бурятское хореографическое училище

Уфа

Башкирское хореографическое училище

Якутск

Якутское хореографическое училище

Киев

Киевское хореографическое училище

Лондон

Royal Ballet School | English National Ballet School | Elmhurst School for Dance

Париж

L’Académie royale de danse et de Musique

Нью-Йорк

School of American Ballet

Милан

La Scala Theatre Ballet School

Гавана

Escuela Nacional Cubana de Ballet

Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой

4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа — ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде, он стал первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих.

С 1756 года школа постепенно преобразовывалось в «Театральную школу». Педагогами, определившими дальнейшее методическое развитие танцевального образования после смерти Жана Батиста Ланде, стали ведущие европейские балетмейстеры и танцовщики: Антонио Ринальди, Франц Хильфердинг, Доменико Анджиолини, Джузеппе Канциани, Огуст Пуаро.

В 1801 году руководителем балетной части становится Шарль Луи Дидло — основатель современной методики классического танца, при нем она стала называться «Петербургским Театральным училищем».

В 1841 году в Петербург приезжает шведский танцовщик и балетмейстер Пер Христиан Йогансон. В течение двадцати лет он был ведущим танцовщиком императорского театра, после этого сорок лет преподавал балетное искусство в балетном училище и ставил спектакли в Мариинском театре. Он работал в училище до конца своих дней в 1903 году. Среди его учеников были Павел Гердт, Николай Легат, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Агриппина Ваганова.

В 1859-1869 годах по решению Дирекции Императорских театров Петербургский балет возглавлял французский танцовщик и балетмейстер Артюр Сен-Леон.

В 1855-1887 годах в Петербургском театральном училище преподавал великий педагог и балетмейстер Мариус Петипа.

В конце XIX — начале ХХ веков классический танец у старших воспитанниц преподавал Павел Гердт — в прошлом балетный герой, исполнитель ведущих партий. Среди его учениц Анна Павлова и Тамара Карсавина.

С 1892 по 1902 годы в школе преподавал итальянский танцовщик и балетмейстер Энрико Чекетти.

В 1898 году окончил школу реформатор русского балета Михаил Фокин. Он преподавал в школе с 1904 по 1916 годы, но затем оставил педагогику. Реформы Фокина оказали влияние на деятельность училища, где он поставил несколько балетов, среди них знаменитую «Шопениану».

В первые послереволюционные годы Петербургское Театральное училище находилось на грани закрытия, однако ценой борьбы деятелей искусства и помощи Наркома народного просвещения Анатолия Луначарского его удалось сохранить. В 1920-е годы Театральное училище несколько раз переименовывалось.

Источник

Кузница балетных кадров: история Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой

Одна из старейших танцевальных школ в мире – Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой 4 мая отметила очередной день рождения. 281 год назад была основана петербургская «кузница» балетных кадров. Уровень мастерства и подготовка начинающих артистов ценится во всем мире. Выпускников школы ждут в лучших российских и зарубежных театрах.

Как все начиналось

Основала балетную школу в 1738 году императрица Анна Иоанновна. Первым приглашенным педагогом был француз – Жан Батист Ланде. Его ученики – 12 девочек и мальчиков, дети дворцовых служащих.

В школе всегда работали только выдающиеся педагоги своей эпохи. Каждый из них привносил в русский балет нотки национальной школы – французы, итальянцы, шведы. Здесь преподавал и первый русский балетмейстер Иван Вальберх. Двадцать лет занимался подготовкой русской труппы основатель современной методики классического танца Шарль Луи Дидло. Помогал оттачивать мастерство танцовщикам ведущий балетмейстер эпохи романтизма Жюль Перро. И, конечно же, Мариус Петипа – француз, который прославил русский балет.

В Россию танцовщика из Марселя пригласили в 1847 году. При нем императорский балет обрел грацию и пластику. Каждое выступление – яркая постановка с полноценной актерской игрой. Позже этот период будут называть «эпохой Петипа».

Он создал более 70 спектаклей, все имели оглушительный успех. Виртуозность, образность и любовь к русскому танцу – повторить легендарный стиль хореографа до сих пор никому не удалось. Свой главный секрет великий балетмейстер так и не раскрыл.

df53eb338949825e415c9e27514acbc0a4007980c634a397144d06ce75c7945a Мариус Петипа. Фото: Википедия/общественное достояние

«Он создал тот стиль и ту модель спектаклей, которые на сегодняшний день считаются классическими. Конечно, говорить о том, что кто-то владеет настоящей хореографией Петипа – это все неправда. По той причине, что, когда были попытки записать его балет, а потом по записям восстановить еще при его жизни, он приходил и говорил, что это все абсолютная чушь», – говорит ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе.

Россию Петипа называл второй родиной. Здесь он прожил до конца своих дней и был похоронен на Тихвинском кладбище в Петербурге.

Звездные выпускники

Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Джордж Баланчин, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева – список талантливых выпускников можно продолжать бесконечно. Каждый из них из поколения в поколение прославлял свою альма-матер. Звезды Академии выступали и выступают на лучших балетных площадках мира.

Академия сегодня

В 2013 году начался отсчет «новейшей» истории Академии – ее возглавил Николай Цискаридзе. Поначалу назначение «московского» премьера на должность ректора многие восприняли в штыки. Он сам был готов к подобной реакции.

«Я понимал, что для определенного количества людей, которые привыкли, что «московское» – это все не наше, это все враждебное, поднимется эта волна. Я прекрасно понимал, что профессионалы по-другому отнесутся. Но надо было эту волну пережить. Любое пространство вас или принимает или отторгает. Мне было так хорошо сразу. Здесь было очень тепло. Замок Спящей красавицы на берегу Лебединого озера – здесь нет времени. Это то, о чем я вообще всю жизнь мечтал. То, что было в Большом театре, то, что нам по-настоящему надо вернуть в Большой театр, – отсутствие времени», – говорит ректор Академии имени Вагановой Николай Цискаридзе.

2ce14531a3e45a2c9f3d69d7fd2f2b6f5edeac532988a556222dffeac83cc6dc

Спустя шесть лет Цискаридзе – любимый ректор и педагог. Авторитет артиста балета, который долгие годы был и оставался премьером в Большом театре, заставляет нынешних воспитанников равняться на своего наставника.

Будни Академии

Каждый год в первых числах июня вдоль стен знаменитого здания на улице Зодчего Росси выстраивается очередь. Начинаются вступительные экзамены в первый балетный класс. Десятилетние абитуриенты в сопровождении родителей мечтают о славе Михаила Барышникова и Дианы Вишневой. Поступают не больше двадцати мальчиков и девочек.

Для иногородних студентов в Вагановке есть интернат. Но не все выдерживают разлуку с домом и родителями. Кто-то «отсеивается», потому что не дотягивает до высоких балетных стандартов. До выпускного класса доходят лучшие из лучших.

0a5be3cc5deb4e04c47e98a178911339524e52916dec0f975c188e2039a6791d

Осенью в Академии начинается подготовка к «Щелкунчику». Несколько месяцев все живут в предвкушении праздника. Репетиции каждый день. Нагрузки становится в несколько раз больше. В главном новогоднем спектакле задействованы и младшие, и старшие классы. Для юных танцоров попасть в один из составов – большая удача. Для старшеклассников – шанс заявить о себе на главной сцене Мариинского театра.

2550a951f71bd5923877a7bdab9f7a1580061787e1655be8eb5a532f5d84437d

Ежегодно в середине июня Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой показывает свой выпускной спектакль. В прошлом году темой постановки стал юбилей Вагановки. Первый акт – посвящение творчеству Мариуса Петипа. Воссоздать отрывки из спектаклей, которым больше ста лет, – задача не из легких. Николай Цискаридзе говорит, пришлось пофантазировать. Однако и костюмы, и пластика юных артистов выдают эпоху. Во втором акте исполнили отрывок из балета «Сюита в белом» Сержа Лифаря.

«Я пошел на такой риск, мы приобрели права на балет исключительно для Санкт-Петербурга, в Москве не разрешили его показывать. «Сюита в белом» – ни одна школа в мире никогда этот балет не танцевала. И не станцует. Для этого надо иметь педагогический состав, иметь смелость и нахальство», – сказал ректор Академии имени Вагановой Николай Цискаридзе.

47a0f78b8e8ca15bcbda41d974657583b0ad24a50da7d343f953277b0130229e

Уже совсем скоро сегодняшние студенты станут выпускниками. Юные артисты представят свой выпускной спектакль традиционно на исторической сцене Мариинского театра. Известно, что в программе – классические произведения: картина «Подводное царство» из балета «Конек-Горбунок», сюита характерных танцев из балета «Лауренсия», третий акт балета «Неаполь» и третий акт балета «Пахита».

Для новоиспеченных артистов выпускной спектакль – это показательное выступление. К этому времени практически каждый старшеклассник уже получил приглашение в один из отечественных театров. Кто-то отправится покорять Европу или Америку. Потому что петербургская балетная школа уже более двухсот лет не сдает своих позиций и считается лучшей кузницей балетных кадров во всем мире.

Источник

История Академии русского балета

Агриппина Ваганова
Академия русского балета имени Агриппины Вагановой является старейшей балетной школой в России и одной из старейших в мире; по возрастному показателю она уступает лишь парижской L`Ecole de Danse, созданной по указу Людовика XIV. В 1669 году французский монарх постановил, что при дворе должна быть Академия оперы, а в 1713-м — что нужна еще и школа танца, утвердив в правах сразу два вида искусства. Таким образом, со времени правления Людовика XIV свою историю ведут и первый в мире оперный театр, и первая балетная школа. Именно французы считаются родоначальниками хореографического образования (хотя сам балет как некое законченное танцевальное действие имеет итальянские корни, поскольку изначально танцевальные сценки были частью музыкального представления), опера же родом из Италии.
После расцвета придворного балета во Франции обучение танцу началось в России. В начале 1730-х в Петербург прибыл французский балетмейстер Жан-Батист Ланде и стал давать частные уроки танцев. В 1738 году благодаря его стараниям императрица Анна Иоанновна, охочая до увеселений, подписала указ об основании «Танцовальной Ея Императорского Величества школы», первой школы, где детей дворцовых служащих — мальчиков и девочек — принялись обучать танцевальному искусству. Именно это учреждение, менявшее неоднократно названия и статусы, а в 2013 году празднующее 275-летие, сейчас именуется Академией русского балета имени Агриппины Вагановой и считается одним из самых престижных хореографических учебных заведений в мире. Выпускники вагановской Академии разбросаны по балетным труппам крупнейших музыкальных театров.

Шарль Дидло
Изображение: В. Баранов / Wikimedia Commons
Примерно через двадцать лет после создания школы она преобразовалась в театральную: в ней также изучались музыка, драматическое актерское мастерство и другие дисциплины. В 1773 году в России возник второй хореографический центр — московское театральное училище, ныне носящее имя Московской государственной академии хореографии. Исторически так сложилось, что и московское, и петербургское училище с самого начала поставляли кадры для императорских театров — Мариинского (Большого Каменного, впоследствии Ленинградского театра оперы и балеты имени Кирова) и Большого; это положение дел сохранилось и по сей день.
На протяжении долгого времени французские учителя и балетмейстеры влияли на развитие классического танца в России и его преподавание. Шарль Дидло (родился в Стокгольме, но в семье французских танцовщиков) — одна из главных фигур в истории развития национальной хореографической школы. На протяжении 20 лет (1801-1821) он преподавал в петербургском училище, при нем сформировались основные принципы балетного образования: изучение профессиональных дисциплин вместе с общеобразовательными; акцент на классическом танце; семилетнее обучение. Почти вся вторая половина столетия прошла под знаком Мариуса Петипа, автора «больших балетов», который работал в училище в 1855-1887 годах; именно он определил вектор развития отечественного балета и значительно обогатил хореографический язык.
Можно сказать, что накануне революции русский балет пребывал в блестящей форме. На рубеже веков в петербургском театральном училище преподавал Павел Гердт, в 1898 году из него выпустились хореограф Михаил Фокин и одна из величайших балерин XX века Анна Павлова, познакомившая с русским балетом весь мир: она гастролировала в Европе с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, затем в США, Индии, других странах. Французский (даже шире — европейский) балет, породивший русский, в тот период переживал кризис, и компания Дягилева значительно оживила иностранную сцену. Солистов и балетмейстеров его «сезонов» разбросало по всему миру, и если Серж Лифарь (Сергей Лимфарь) более тридцати лет возглавлял балет Гранд-Опера, то Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе) и вовсе оказался главным американским хореографом XX столетия, основателем Школы Американского балета.

Анна Павлова
Фото: Официальный сайт Академии им. А. Я. Вагановой
Скептики полагают, что после дягилевских экспериментов отечественный балет медленно, но верно движется по наклонной. И хотя в XX веке и Большой, и Мариинский театры переживали цветущие времена, надо признать, что судьба балета и русских танцовщиков в прошлом столетии складывалась порой весьма драматично. Сначала балет столкнулся с отрицанием со стороны советской власти, потом война и тяжелое послевоенное время (правда, следствием эвакуации Вагановского училища и Кировского театра стало появление сильной хореографической школы в Перми), потом цензура и идеология, сказавшиеся на творчестве видных хореографов, затем изоляция и эмиграция блистательных танцовщиков. Именно обособленность от западного мира повлияли и на сам российский балет, и в конечном итоге на принципы хореографического образования.
Агриппина Ваганова
Именно в СССР были заложены основы комплексного образования в области балета, начала формироваться единая педагогическая система. Тогда формально и родилась русская школа. Ключевую роль в становлении отечественной хореографической педагогики как науки сыграла как раз Агриппина Ваганова, солистка Мариинского театра, не оказавшаяся, быть может, выдающейся балериной, зато ставшая блистательным учителем. Она воспитала несколько поколений гениальных танцовщиц — в их числе Марина Семенова, Галина Уланова, Наталия Дудинская — и стала первым в стране профессором хореографии.
Во время своей недолгой работы в Большом театре в 1944 году Ваганова успела позаниматься с Майей Плисецкой. Юная балерина только первый год танцевала в труппе ГАБТ, и Ваганова оказала на нее сильное влияние. В своих воспоминаниях Плисецкая называла ее «Микеланджело в балете».
Ваганова, сама окончившая петербургское училище (1897), после артистической карьеры решила систематизировать весь танцевальный опыт, идущий от итальянцев и французов, а также определить особенности национальной хореографии. Благодаря ей все узнали, что русскую школу отличают «раскрепощение» корпуса, особые «поэтические» руки (характерные в большей степени для Петербурга, нежели для Москвы), исключительная выразительность танца. Интересно, что уже Ваганова говорила о том, что хореографическим техникумам необходимо придать статус высших учебных заведений, но произошло это много позже.
В итоге Агриппина Ваганова разработала систему, по которой следовало проводить балетные уроки и выстраивать весь учебный процесс. Свои идеи она изложила в книге «Основы классического танца», выпущенной в 1934 году. По «вагановской системе» учат не только в Москве и Петербурге, но и во всем мире; однако для отечественной балетной школы ее учебник — Библия.

Источник

История Академии

Академия русского балета имени А.Я. Вагановой относится к числу старейших балетных школ в мире. Основала ее в 1738 году сама императрица Анна Иоанновна и с тех пор академия держит планку одной из лучших.

%D0%96%D0%B0%D0%BD %D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%20%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5%20%D0%90%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F%20%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9Первым педагогом «Танцо́вальной Ея Императорского Величества школы» стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Изначально у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет.

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно «в стенах» петербургской школы. Именно здесь работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров), который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца). Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы Академии. Выдающиеся русские поэты (например, Пушкин и Державин) в своих стихах воспевали балеты Дидло и его балерин.

Также в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма).

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%81%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0%20%20%D0%90%D0%A0%D0%91%20%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа(связанный с ним период получил название «эпохи Петипа») и итальянец Энрико Чекетти, благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И Академия все эти знания «впитывала».

Вагановскую академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной,Наталии Дудинской, Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

Источник

Академия русского балета им.Вагановой

d05e581171661767c8eec4f427c77ee4 686

Инициатором и первым педагогом школы стал французский танцмейстер Жан Батист Ланде. Изначально в специально оборудованных комнатах Зимнего дворца у него в учениках числилось 12 девочек и мальчиков – детей дворцовых служащих. Конечно, балет тех времен нельзя сравнивать с нынешним: все свои усилия Ланде направил на то, чтобы воспитанники овладели бальными танцами, которые лежали тогда в основе обучения. Но результат был налицо: в Российской империи появился свой балет.

Жан-Батист Ланде 208095 300

Большинство важных событий, повлиявших на весь русский балет, произошло именно в стенах нынешней Вагановской Академии. Именно там работал первый русский балетмейстер Иван Вальберх (Лесогоров), который подготовил труппу к приезду прославленного француза Дидло. Сам Шарль-Луи Дидло, основатель современной методики классического танца, преподавал в школе около 20 лет – за это время он сумел добиться того, чтобы русский балет стал частью европейского (там в то время как раз складывалась новая система театрального пуантного классического танца в корне отличавшаяся от русской, близкой к системе бального и бытового танца). Дидло требовал от учеников не только совершенной техники, но и актерской выразительности. Нельзя не отметить, что постановки Вальберха были слабее балетов Дидло, и он это понимал. В них пантомима преобладала над танцем, довольно слабой была хореографическая партитура. Дидло в балете демонстрировал изящество танца, совершенство форм; Вальберх ратовал за содержательность, яркие живые образы. В то время, как Дидло «царствовал» в балетном Петербурге, Вальберх занимался реорганизацией балетной школы в Москве.

Иван Иванович Вальберх 1461735

Более того, на рубеже XVIII-XIX веков русский балет превосходил многие зарубежные, а классический танец, который внедрил Дидло, стал стержнем образовательной программы балетного училища. Продолжительность освоения программы занимала семь лет. Установились принципы приема на обучение танцу (неизменное ограничение возраста приема и требование особых природных данных) и аттестации учащихся (ежегодный конкурсный перевод из класса в класс).

Шарль-Луи Дидло 20090821180746 didlo

В 1851 году в Санкт-Петербург по приглашению Дирекции императорских театров прибыл другой всемирно известный француз – Жюль Перро (крупнейший балетмейстер в эпоху романтизма). Он проработал в России около 8 лет.

Позже преподавать в училище начал Мариус Петипа (связанный с ним период получил название «эпохи Петипа»), швед Христиан Иогансон и итальянец Энрико Чекетти, благодаря которому возник интерес к мужскому танцу, а также множество других великолепных педагогов.

Мариус Петипа marius ivanovich petipa feb 14 1898 e1269207527887

Определяющее воздействие на развитие методики в училище оказала балетмейстерская и педагогическая деятельность Мариуса Петипа, приехавшего в Петербург в 1847 году также по приглашению Дирекции Императорских театров. Вся вторая половина XIX столетия – это эпоха М. Петипа. Великий балетмейстер создал множество оригинальных спектаклей, сохранил и обогатил балеты своих предшественников.

Каждый балетмейстер привносил в русский балет черты своей национальной школы – французской, итальянской, шведской. И балетное училище все эти знания «впитывало».

Балетная техника: французская, русская (Агриппины Вагановой), итальянская (Энрико Чекетти)

tumblr m5tw9afrnb1ry1l7mo1 1280

Сопоставляя, критически отбирая все наиболее близкое, себе из того, что довелось ей узнать за годы своей учебы и работы в Мариинском театре, Ваганова постепенно сформировала свои художественные и педагогические принципы, которые легли в основу ее педагогической системы, ее, «вагановского», педагогического метода. Основу его составляет осмысленность хореографических приемов, техники, а не формальное изучение отдельных движений. В 1934 году А. Ваганова выпустила книгу «Основы классического танца», которая выдержала 4 издания и переведена на многие языки. В ней она систематизировала весь педагогический опыт своих предшественников и свой, раскрыла творческие принципы и методы, достижения всего русского классического балета. Кроме того, она дала анализ приемов и форм классического танца, разобрала отдельные танцевальные па, позы, термины. Большое внимание Ваганова уделяла постановке корпуса. Без хорошо поставленной спины, устойчивости невозможно профессиональное мастерство.

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой

Агриппина Ваганова tumblr ncsp1hGFzH1tmbnv2o1 1280

9f9906faeb3c

. в роли Эсмеральдыtumblr n78b5pHzd11tzlyzko1 500

Академию прославили не только знаменитые балетмейстеры, но и талантливые выпускники. Например, Анна Павлова, блиставшая в Париже на дягилевских «Русских сезонах», познакомила с русским балетом весь мир, а Марина Семенова в сложные 1920-е доказала родной стране, что классический балет нужен.

Анна Павлова tumblr ngot8tNG8L1qcomcgo1 500

Анна Павлова и Вацлав Нижинский tumblr ncktz6zPHM1sifko7o1 1280

Ленинградская хореографическая школа (Вагановская Академия) во время Второй Мировой войны tumblr n8jk2wgNiZ1siqi79o1 500

Интересный факт: воспитанники Ленинградского хореографического училища и артисты Кировского театра (ныне Мариинский театр) были эвакуированы в Пермь и поселок Нижняя Курья, где их выступления проходили на сцене Пермского академического театра оперы и балета. Юным ученикам тогда приходилось репетировать в холодном зале, вылезая из валенок, чтобы повторить движение за преподавателем на ледяном полу, а артистам, выступавшим на передовой, рискуя своей жизнью, приходилось танцевать для бойцов на неровном дне деревянных кузовов грузовиков. Также в годы войны «сверху» было дано распоряжение давать всем воспитанникам талоны на 600 граммов хле6а, как рабочим, а не детские маленькие порции.

Нашла для сравнения чудесные гифки из Лебединого озера (эпизод умирающего лебедя) с Анной Павловой tumblr nhowzjG8NV1rhjyi2o1 400

Майей Плисецкойtumblr nhowzjG8NV1rhjyi2o6 400

Ульяной Лопаткиной tumblr nhowzjG8NV1rhjyi2o5 400

Светланой Захаровой tumblr nhowzjG8NV1rhjyi2o2 400

Успех Академии в разные годы подкрепило творчество Галины Улановой, Феи Балабиной, Наталии Дудинской, Владимира Пономарева (одного из основателей школы мужского классического танца), Матильды Кшесинской, Вацлава Нижинского, Михаила Барышникова, Ульяны Лопаткиной.

Владимир Пономарев в балете «Баядерка»18 50 02

Марина Семенова и Алексей Ермолаев в балете «Щелкунчик» RIAN 00129793 LR ru

Галина Уланова в балете «Спящая красавица» tumblr m41do1T4GF1ru9u97o1 1280

Рудольф Нуреев (слева) с преподавателями Академии и своей партнершей

ученицы Академии им. Вагановой, 1970

1970-е годы

tumblr lkd9ekeYtV1qat1vlo1 1280

молоденькая Диана Вишнева tumblr nezuhiAQtI1rwjo9zo1 1280

tumblr mm74qyU3Ve1qha0swo2 r1 1280

tumblr ngsdjevk3u1sq6yuno1 500

Музей истории хореографии при Академии 7

Русская школа и по сей день по праву обладает статусом одной из самых авторитетных в мире. Гармоничная система преподавания до сих пор считается самым логичным и тонким научным исследованием о природе танца и вытекающей из этой природы технике.

Бонус! Анна Павлова и ее умирающий лебедь

Источник

Вагановское училище встретило Цискаридзе слезами

ПоделитьсяПоделиться

Новый ректор Академии русского балета имени Вагановой в понедельник, 28 октября, был представлен коллективу министром культуры Владимиром Мединским. Уже бывший ректор Вера Дорофеева написала заявление об уходе. Вместе с ней должна уйти и худрук Вагановки, чтобы освободить место для знаменитой Ульяны Лопаткиной. Такой «платы» Министерство культуры якобы потребовало за то, чтобы не сливать академию с Мариинским театром. Элегантный и улыбчивый Николай Цискаридзе намекнул, что вопрос о его назначении решался на уровне повыше, чем Минкульт.

В понедельник в музейном зале Академии русского балета имени Вагановой было созвано экстренное собрание трудового коллектива. Перед педагогами, скрестив на груди руки, стоял министр культуры Владимир Мединский. В метре от него мягко улыбался, время от времени встряхивая красивой причёской, знаменитый танцовщик Николай Цискаридзе. Слух, который циркулировал в балетной среде, оказался правдой.

— Итак, вы всё знаете, — проговорил министр и посмотрел почему-то в окно.

— Нет! — нестройно зашумел зал. — Мы не понимаем, что происходит!

— Ректор Вера Алексеевна Дорофеева переходит на другую работу, — сообщил Мединский. — Исполняющим обязанности ректора назначен Николай Максимович Цискаридзе. Художественным руководителем назначена Ульяна Лопаткина. Академия сохраняет независимость. Будет обеспечена абсолютная кадровая стабильность.

В зале стояла гробовая тишина. То, о чём официально объявил министр, в общем-то все уже знали, в новостях тема смены ректора Вагановки муссировалась в последние дни. Однако ещё в субботу Министерство культуры официально опровергало информацию о назначении ректором Цискаридзе, более того — называло ей домыслами. И даже в тех «домыслах» речь шла только о ректоре. Теперь выяснялось, что уйти должна и художественный руководитель Алтынай Асылмуратова, её место займёт знаменитая прима-балерина.

— Это предложение мне было сделано давно, и сразу, честно вам скажу, я на это согласился, — признался новым подчинённым Николай Цискаридзе. — Когда я согласился, первое, что мне было заявлено и Владимиром Ростиславовичем, и выше, что академии оставят её независимость. Никаких посягательств со стороны на неё не будет.

Николай Цискаридзе

На собрании педагогам и студентам открытым текстом разъяснили: смена ректора и худрука — плата Вагановки за независимость. Ещё раньше, чем разошлись слухи о кадровых перестановках, начались разговоры об объединении академии с Мариинским театром. Точнее, о том, что второй поглотит первую.

— Друзья мои, уже два с половиной месяца нас всех интересует, будет ли объединение Мариинского театра с Академией русского балета, — встала Вера Дорофеева, когда министр передал ей слово. — Нет, объединения не будет. При условии, что я ухожу с работы. И Алтынай Асылмуратова уходит с работы…

Напомним, что худрук Мариинского театра дирижёр Валерий Гергиев предложил создать Национальный центр академического театрального и хореографического искусства при президенте. Под его, Гергиева, руководством должны были бы слиться Академия Вагановой, Санкт-Петербургская консерватория и Институт истории искусств. Министр культуры Владимир Мединский уверял, что идея не будет реализована, если эксперты от культуры выскажутся против неё.

Эксперты высказались категорически против. Тем не менее, выяснилось, что, как минимум, применительно к Вагановской академии это было не единственным условием.

Комментируя ситуацию «Фонтанке», Владимир Мединский признал, что «история с объединением» была «сильно персонифицирована». Иными словами, зависела не от балета или культуры вообще, а от имён участников событий.

— Никакого «размена» нет, — заверил «Фонтанку» министр культуры. — У Веры Алексеевны подходит к окончанию контракт. Она давно просилась на пенсию. Мы давно искали нового ректора. Больше года вели переговоры с Цискаридзе. Ситуация обострилась в связи с историей с объединением. И таким решением мы решаем в комплексе сразу несколько проблем. Мы не теряем человека, который иначе просто уедет за границу, а у Цискаридзе очень много предложений. У него огромный педагогический опыт. Второе — мы закрываем тему с объединением, которая была сильно персонифицирована. Сильно персонифицирована. Третье — мы делаем Вере Алексеевне, у которой всё равно заканчивается контракт, хорошее предложение.

Как рассказали «Фонтанке» в академии, контракт, который у Дорофеевой «подходит к окончанию», на самом деле, действует до 2016 года. В остальном сама ректор на собрании высказалась недвусмысленно.

— На карту поставлено: или школа — или я, — без обиняков заявила она коллегам в присутствии министра. — Я должна уйти ради того, чтобы академия осталась академией. Единицей, которую никто никогда не тронет. Это обещает наш министр культуры.

Генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, который присутствовал на собрании, в разговоре с «Фонтанкой» оценил решение Министерства культуры как очень мудрое и правильное. Он прозрачно намекнул: «один известный худрук» (тот самый, которому не удалось добиться объединения) высказал недовольство подготовкой балетных кадров. Вот министерство и приняло соломоново решение: объединять никого не будем, а подготовку кадров обновим».

— Цискаридзе — та фигура, которая позволит академии сохранить независимость, — объяснил «Фонтанке» Владимир Кехман. — Такое решение Министерство культуры приняло потому, что есть якобы мнение одного нашего известного худрука, недовольного тем, какие балетные кадры поступают к нему в театр. Окей: Николай Максимович будет готовить новые кадры, сейчас посмотрим. Он так много раз говорил, что он хочет быть руководителем, теперь давайте посмотрим, как это будет происходить.

Народный артист России и Северной Осетии Николай Цискаридзе, напомним, был солистом и педагогом-репетитором Большого театра. Последние 5 лет ходили разговоры, что он хотел бы занять должность худрука, но её отдавали другим. В марте худруком стал Сергей Филин. В ноябре 2011-го Цискаридзе вступил в конфликт с дирекцией ГАБТ, которую обвинил в непрофессионализме и раскритиковал за реставрацию театра. Через год появилось письмо деятелей культуры к Путину с требованием уволить директора ГАБТ Анатолия Иксанова и назначить на его место Николая Цискаридзе. В январе 2013 года худрук Сергей Филин стал жертвой нападения, ему плеснули кислотой в лицо. В конце июня у Цискаридзе истёк срок контракта с Большим театром, и директор Иксанов отказался заключать новый. В июле отправили в отставку самого Иксанова. Новый директор Владимир Урин не торопился принимать на работу Цискаридзе.

За прошедшие 4 месяца в прессе появлялось немало сообщений о вероятном трудоустройстве Николая Цискаридзе. Его, в частности, прочили на должность главы Кремлёвского балета и худрука балета Мариинского театра. Но первое не устроило самого артиста, второе — Валерия Гергиева.

Ульяна Лопаткина

— Это назначение — честь для меня и серьезная ответственность, — прокомментировала «Фонтанке» новость балерина. — При этом моя сценическая деятельность будет продолжаться, что позволит воспользоваться реальным практическим опытом в новом направлении.

Конечно, не её в этом вина, но в академии приму ждёт не слишком тёплый приём. Мало того, что вынуждают уйти худрука, которую здесь любят с редким для балетного мира единодушием. Так ещё на старейшую балетную школу страны посыпались обвинения в плохой подготовке студентов. С этим педагоги категорически не согласны. Они напомнили «Фонтанке»: солисты ведущих театров страны — выпускники петербургской академии, окончившие её в последние годы, когда худруком была Алтынай Асылмуратова.

Они сыпали именами своих воспитанников: Светлана Захарова, Михаил Лобухин, Ольга Смирнова в Большом театре, Кристина Шафран в театре имени Немировича-Данченко. Таких имён, уверяют они, десятки. Не считая тех, кто уехал на Запад — как Дарья Сухорукова, танцующая в Мюнхене. По их словам, 90 процентов труппы Мариинского театра — выпускники Вагановки, хотя в большинстве сегодня танцовщики предпочитают уезжать в Москву из Петербурга. Потому, добавляют педагоги, что в Мариинке за последние 2 года было поставлено 7 опер — и ни одного нового балета. И, наконец, лауреатами последнего Международного конкурса артистов балета стали именно петербургские танцовщики, подготовленные Алтынай Асылмуратовой.

С такой оценкой работы педагогов Академии Вагановой согласен и Владимир Кехман.

— Из последнего выпуска в наш театр пришли два или три человека, — рассказал он. — И это прекрасные танцовщики, мы абсолютно довольны.

Выяснилось, впрочем, что ещё Асылмуратова не подавала заявления об уходе, так что информация о назначении Ульяны Лопаткиной несколько преждевременна. Правда, здесь есть юридический момент: с увольнением ректора автоматически прекращаются контракты его заместителей, в том числе и художественного руководителя. Ректор носит приставку «и.о.» до выборов, а потом назначает себе новых замов. Тогда художественным руководителем может стать и Ульяна Лопаткина.

Владимир Кехман рассказал «Фонтанке», что, по его информации, пока принято решение, что худрук в Вагановке не меняется.

— Художественное руководство Академией Вагановой сегодня остаётся за Алтынай Асылмуратовой, — рассказал Кехман. — Она будет принимать решение: будут они работать вместе с Николаем Цискаридзе или не будут.

Но, добавил он, Асылмуратовой тоже сделано некое «уникальное предложение» по части трудоустройства. И если она его примет, то место для Ульяны Лопаткиной быстро освободится.

Григорий Ивлиев, заместитель Владимира Мединского
Григорий Ивлиев, заместитель Владимира МединскогоФото: Михаил Огнев
Григорий Ивлиев, заместитель Владимира Мединского
Григорий Ивлиев, заместитель Владимира МединскогоФото: Михаил Огнев
Владимир Кехман, директор Михайловского театра
Владимир Кехман, директор Михайловского театраФото: Михаил Огнев
Владимир Мединский, министр культуры РФ
Владимир Мединский, министр культуры РФФото: Михаил Огнев
Владимир Мединский, министр культуры РФ, и Владимир Кехман, директор Михайловского театра
Владимир Мединский, министр культуры РФ, и Владимир Кехман, директор Михайловского театраФото: Михаил Огнев

ПоделитьсяПоделиться

From Wikipedia, the free encyclopedia

Vaganova Academy of Russian Ballet
VaganovaEntrywayLongShotMay2009.jpg
Location
Map

Saint Petersburg

Russia

Coordinates 59°55′49″N 30°20′09″E / 59.9303°N 30.3358°E
Information
Type Ballet school
Established May 4, 1738
Campus type Urban
Website https://vaganovaacademy.ru/

The Vaganova Academy of Russian Ballet is a school of classical ballet in St Petersburg, Russia. Established in 1738 during the reign of Empress Anna, the academy was known as the Imperial Ballet School until the Soviet era, when, after a brief hiatus, the school was re-established as the Leningrad State Choreographic Institute. In 1957, the school was renamed in honor of the pedagogue Agrippina Vaganova, who cultivated the method of classical ballet training that has been taught there since the late 1920s. Many of the world’s leading ballet schools have adopted elements of the Vaganova method into their own training.

The Vaganova Academy is the associate school of the Mariinsky Ballet, one of the world’s leading ballet companies. Students of the school have found employment with ballet and contemporary companies worldwide, such as the Bolshoi Ballet, The Royal Ballet, American Ballet Theatre and the Mikhailovsky Ballet.

History[edit]

The school was established as the Imperial Theatrical School by decree of the Empress Anna on 4 May 1738 with the French Ballet Master Jean-Baptiste Lande as its director. The first classes occupied empty rooms in the Winter Palace in St. Petersburg and the first students were twelve boys and twelve girls.

Nearly all the early teachers at the school were from Western Europe, including Franz Hilferding and Giovanni Canzianni. The first Russian teacher to join the school was Ivan Valberg. After the spread of ballet in Europe, the development of the school was influenced by a number of other teachers and methods, including Christian Johannson, a student of August Bournonville, and the Italian methods of Enrico Cecchetti, Pierina Legnani and Carlotta Brianza. Other renowned 19th-century dancers and ballet masters who taught at and were influential in the development in the school include Charles Didelot, Jules Perrot, Arthur Saint-Léon, Lev Ivanov, Marius Petipa and Mikhail Fokine.[citation needed]

Since 1836, the school has been situated at 2 Rossi Street in St. Petersburg (known as Leningrad after 1924 until the collapse of the Soviet Union). The Imperial Ballet School was dissolved by the new Soviet government, but later re-established on the same site as the Leningrad State Choreographic School. The Imperial Russian Ballet was also dissolved and re-established as the Soviet Ballet. The company was later renamed the Kirov Ballet following the assassination of Sergey Kirov in 1934. Despite later being given the current name[when?] Mariinsky Ballet, the company is still commonly known as the Kirov Ballet.[citation needed]

Vaganova[edit]

Medium close-up of the main entryway.

Agrippina Vaganova brought developments in modern Russian Ballet. She graduated from the Imperial Ballet School in 1897 and danced with the Imperial Ballet, retiring from the stage early to pursue her teaching career following the Revolution. As the Soviet government had not yet re-established the school, Vaganova began her teaching career at the privately owned School of Russian Ballet, eventually joining the new Leningrad State Choreographic School in 1920. Vaganova is noted for authoring The Principles of Classical Dance, which outlines the training system she created. There are a number of variations in the name of the school, but the official title in current use in the English-speaking world is Vaganova Ballet Academy.

Today[edit]

Overview[edit]

The Vaganova Ballet Academy which some consider the source of modern ballet is now over 275 years old.[1] The Academy has over 300 students. The Rector of the academy is Nikolay Tsiskaridze and the Artistic Director is Zhanna Ayupova.

Auditions[edit]

Auditions for the school begin in June, and children must be at least 10 years to audition.

Training[edit]

All students at the school begin by studying a program of dance training, secondary school level education, French language and piano lessons. As they progress through the school, the program becomes more intensive, with new subjects being added to the curriculum as the students become more advanced. Students are evaluated at the end of each academic year and a decision made as to whether they will advance to the higher grades which have progressively fewer openings.[2]

Notable graduates[edit]

  • Altynai Asylmuratova
  • Zhanna Ayupova
  • George Balanchine
  • Mikhail Baryshnikov
  • Vakhtang Chabukiani
  • Alexandra Danilova
  • Natalia Dudinskaya
  • Valentin Elizariev
  • Mikhail Fokine
  • Ai-gul Gaisina
  • Elizaveta Gerdt
  • Yuri
    Grigorovich
  • Tamara Karsavina
  • Maria Khoreva
  • Ji-Young Kim
  • Irina Kolpakova
  • Gabriela Komleva
  • Ekaterina Kondaurova
  • Mathilde Kschessinska
  • Nicolai Legat
  • Serge Legat
  • Larissa Lezhnina
  • Ulyana Lopatkina
  • Lisa Macuja-Elizalde
  • Natalia Makarova
  • Yulia Makhalina
  • Ryan Martin
  • Varvara P. Mey
  • Galina Mezentseva
  • Fethon Miozzi
  • Olesya Novikova
  • Bronislava Nijinska
  • Vaslav Nijinsky
  • Rudolf Nureyev
  • Valery Panov
  • Yelena Pankova
  • Veronika Part
  • Anna Pavlova
  • Olga Preobrajenskaya
  • Evgenia Obraztsova
  • Farukh Ruzimatov
  • Marina Semenova
  • Konstantin Sergeyev
  • Vladimir Shklyarov
  • Alla Sizova
  • Olga Smirnova
  • Yuri Soloviev
  • Alina Somova
  • Olga Spesivtseva
  • Yulia Stepanova
  • Viktoria Tereshkina
  • Galina Ulanova
  • Anastasia Volochkova
  • Diana Vishneva
  • Rostislav Zakharov
  • Svetlana Zakharova
  • Konstantin Zaklinsky
  • Igor Zelensky

References[edit]

  1. ^ Russian Ballet Celebrates 275 (!!!) Years Archived 2014-03-13 at the Wayback Machine, Dance Magazine, 2013, retrieved 13 March 2014
  2. ^ NHK Documentary, «Future Princes of Ballet.»

External links[edit]

  • Official website (in English)
    • Official website (in Russian)
  • Photo-essay: Vaganova Ballet Academy

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кумкумади крем для лица инструкция по применению цена отзывы
  • Часы smart wristband user manual инструкция на русском языке
  • Клеевой пистолет proconnect 12 0102 инструкция
  • Сигнализация tomahawk 434 mhz frequency инструкция по эксплуатации
  • Инструкция по разводу для женщин 2 сезон скачать торрент