25 Сен 2015
В зарубежной практике существуют различные понятия: «Governance» и «Management». В российской практики их переводят, как правило, «Руководство» и «Управление». Иногда «Governance» также переводят как «Корпоративное управление». Данная статья более подробно раскрывает эти понятия и разницу между ними в контексте проектного управления. – Прим. пер.
Акционеры всё чаще и настойчивее требуют от организации «качественного руководства» («good governance»). Активность акционеров и заинтересованных сторон всё сильнее влияет на работу организации, в том числе и в части проектного управления.Но когда речь заходит о «руководстве», его очень часто путают с «управлением» («management»). Это распространённая ошибка. В самом общем виде, различия между этими понятиями можно описать так: «руководство» фокусируется на создании организационной среды, в которой «управление» сможет эффективно функционировать, а также в поддержании этой среды на необходимом уровне.
Глобальные организации часто сталкиваются с неприятием акционерами низкого уровня «руководства», которое приводит к некачественному «управлению». А это значит, что те неудачи, которые раньше были допустимы, в будущем вряд ли будут спокойно переноситься акционерами. Это относится и к проектной деятельности: акционеры ожидают от компаний эффективного и проактивного подхода к управлению инвестициями в проекты и программы.
Такое положение дел приводит к тому, что проектное управление должно фокусироваться на двух составляющих. Во-первых, на полной цепочке добавленной стоимости от начального инвестиционного решения до получения выгод. Во-вторых – на традиционных областях знаний в управлении проектами, программами и портфелями.
В связи с этим профессионалам в области проектного управления предоставляется возможность расширить зоны своего влияния. Вероятно, проектное управление, в будущем, будет связано как со старшим менеджментом, так и с высшим руководством. PMI уже двигается в этом направлении.
Функции руководства и управления
Понимание различий между управлением и руководством необходимо для эффективной работы проектного менеджера и отстаивания интересов проекта.
Руководство, в первую очередь, фокусируется на балансировке интересов заинтересованных сторон организации. Среди основных функций руководства можно выделить следующие:
- G1 – Определение целей организации
- G2 – Определение ценностей организации
- G3 – Определение культуры организации
- G4 – Создание и внедрение модели руководства в организации
- G5 – Обеспечение ответственности менеджмента
- G6 – Обеспечение согласованности работы организации
Управление и его функции направлены на достижение целей организации в рамках установленной руководством модели и методологии. Анри Файоль в свой книге «Общее и промышленное управление» 1916 года выделил 5 функций управления:
- M1 — Прогнозирование и планирование
- M2 – Организация работы
- М3 – Командование и лидерство
- M4 – Координация работы
- М5 – Контроль работы (при помощи обратной связи)
Рисунок 1 иллюстрирует взаимоотношения между функциями руководства и управления. Функции управления имеют иерархическую структуру (М2 следует за М1), имеют входы от независимых функций руководства (G1-G5 влияют на М1 и М2) и имеют выходы в независимые функции руководства (М5 влияет на G5 и G6).
Рисунок 1: Взаимосвязь между функциями руководства и управления
Задача многих крупных организаций – сформировать эффективную модель руководства для того, чтобы она формировала и обеспечивала эффективную работу функций управления и избежать проблем на нижнем уровне (проектов и программ) из-за неэффективности высокоуровневых функций руководства. Но для этого, в первую очередь, нужно понять, что проблема именно в некачественной реализации функций руководства. Диагностировать проблему на таком высоком уровне не просто, ведь результаты деятельности, на первый взгляд, не напрямую зависят от руководства. Причины неудач часто ищут в управлении, а не руководстве.
После осознания приведённой выше информации встаёт вопрос: как могут руководители проектов и программ повлиять на функции «руководства» для обеспечения эффективной реализации проектов и их успешного завершения?
Смотрите также:
- Консалтинг: Проектно-ориентированная система управления в организации
- Консалтинг: Проектный офис: создание и развитие
- Консалтинг: Корпоративная система управления проектами (КСУП)
- Обучение: Курс «Управление проектами для руководителей» (высшее руководство компаний)
- Статья: Критические факторы успеха проектов
Оригинал: https://www.projectmanagement.com/blog/Voices-on-Project-Management/13701/
Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи:
- Telegram-канал «Проектных сервисов»
- Telegram-канал Андрея Бадина, CEO «Проектных сервисов», — «Управляй иначе»
- YouTube
- VK
Одна из важнейших проблем современного бизнеса — вопрос руководства. Концепция лидерства включает и рассматривает вопросы организации изменений. Во всех исследованиях, касающихся этой темы, выделяют три аспекта: люди, влияние и цель. Руководитель всегда так или иначе имеет дело с людьми, с сотрудниками компании и членами других организаций, стремится осуществить на них влияние, для того чтобы побудить их к определенным поступкам. И все это направлено на достижение организационной цели. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, они совершаются ради определенной цели.
Итак, руководство — это процесс воздействия на подчиненных, который является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководство (в бизнесе) — это способность заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, которые стоят перед организацией.
Прежде всего руководство следует рассматривать как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, которые направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Управлять можно научиться, в потенциале это дано каждому. Вторым элементом руководства является непосредственное влияние на учеников, подчиненных, друзей и т.д.
Третий элемент руководства — обязательное наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия.
Результаты руководства с самого начала заложены в системе его осуществления. Результат руководства — производная от качества его выполнения.
Лидерство (руководство) — это способность индивида для достижения некоторых целей влиять на других людей. Предполагается, что руководители вместе с другими членами коллектива направляют свои усилия на решение некоторых задавань.
Лидерство — двусторонний процесс, протекающий между людьми. Руководство — это «работа с людьми» в отличие от административной бумажной работы или действия для решением проблем. Руководство динамичное и содержит в себе использование личных полномочий и прав.
Рис. 14.1. Основные качества лидера и менеджера
В последние годы появилось много публикаций о различиях между управлением и руководством. И менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Так как право управлять следует из организационной структуры, оно способствует стабильности, порядка и решению проблем внутри организации. С другой стороны, право лидерства вытекает из таких личных качеств индивидов, как заинтересованность, цели и ценности и способствует развитию видение перспектив, креативности и изменений в организации. На рисунке 14.1 перечислены различные качества, которые присущи руководителям и менеджерам, хотя необходимо помнить, еще некоторые индивиды обладают и теми, и другими.
Одно из главных отличий между руководителем и менеджером относится к источников их власти, а соответственно уровня подчинения сотрудников. Власть — это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей. Власть — это основной имеющийся в распоряжении руководителя ресурс, который позволяет изменять поведение сотрудников. Как правило, в учреждениях выделяют пять источников власти: закон, вознаграждение, принуждение, опыт (компетенция) и референтное право. Иногда источником власти является должность, которую занимает менеджер в организации, в других случаях — личные качества лидера.
Центральной фигурой в системе менеджмента любой организации есть менеджер — руководитель, который руководит собственно организацией (предприятием), неким конкретным видом деятельности, функцией, подразделением, службой, группой людей.
Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда является одновременно и эффективными менеджерами. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других, иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.
Есть разница между управлением и лидерством. Управление определяют как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, — является процессом, с помощью которого одна и та же личность влияет на членов группы.
Управляющий становится во главе организации в результате наміреної действия формальной организации — делегирование полномочий. Лидерами становятся не по инициативе организации, хотя возможности вести за собой людей также можно увеличить путем делегирования полномочий. Действия лидеров не ограничиваются рамками каких-либо полномочий и структур. Очень часто руководитель является лидером без всякой привязки к его формальной должности в иерархии.
Руководитель организации — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
Американские исследователи Роберт Блейк и Джейн Моутон подчеркивают, что сильное и эффективное руководство способствует созданию атмосферы участия и поддержки коллективной целей деятельности организации, в которой ее члены получают стимул в устранении преград и достижении максимальных результатов. Следовательно, основой эффективного руководства является умело построены взаимоотношения с подчиненными.
Для обеспечения эффективного руководства нужно учитывать следующие шесть элементов:
- инициативность;
- информированность;
- защита своего мнения;
- принятия решений;
- решение конфликтных ситуаций;
- критический анализ.
Ни один из рассмотренных элементов не может компенсировать отсутствие или избыток любого другого.
Известный украинский экономист Валерий Терещенко подчеркивал, что задача руководителя — дирижировать, подобрать хороший персонал, разработать организационную структуру предприятия, выбрать общее направление его деятельности, координировать всю работу, бороться с непродуктивными затратами времени.
Следует выделить еще одна из важнейших задач — учиться интенсивно работать, улучшать качество работы.
В основе руководства лежат такие категории менеджмента, как лидерство, влияние и власть.
Лидерство — это способность влиять на отдельные лица и группы работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации.
Влияние — это любое поведение одного індивідума, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого індивідума.
Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другую, могут быть разными: от просьбы к угрозам.
Чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.
Власть — это возможность влиять на поведение других людей.
Необходимость власти в управлении.
Как дополнение к формальных полномочий руководителю необходима власть, поскольку он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне его.
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчиненные, потому что никто не будет полностью подчиняться приказам только потому, что он или она руководитель.
В различных предприятиях организации руководитель зависит от своего непосредственного руководства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы являются частью окружающего руководителя среды. Это зависит от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, что является основной причиной трудностей, которые испытывает руководящий персонал. Однако страдают не только ощущение. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими много-численными «неуправляемыми» силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность в качестве индивидуального трудового вклада, так и деятельность всей организации. Власть и влияние — инструмент лидерства, являются фактически единственными средствами, которые есть в распоряжении руководителя для решения подобных ситуаций. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
Многим людям кажется, что, имея власть, можно навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Однако, следует признать, что влияние и власть одинаково зависят от личности, на которую влияют, а также от ситуации и способности руководителя.
Не существует реальной абсолютной власти, поскольку никто не может воздействовать на всех людей и во всех ситуациях.
Власть подчиненных.
Конечно, руководитель имеет власть над подчиненными том, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задачи, продвижения по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных нужд и т.п.
Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, поскольку он зависит от них в таких вопросах, как получение информации, необходимой для принятия решения, неформальные контакты с людьми других предприятий, влияние на своих коллег и способность подчиненных выполнять задание.
Научные исследования подтвердили, что подчиненные также обладают властью. Руководитель должен осознать, что когда подчиненные тоже обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в определенном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, при которой они хотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может привести к ненужной траты усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти, достаточного для обеспечения достижения целей, но не вызывая у подчиненных чувство обездоленості.
Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть его коллеги. Например, если руководитель из финансовых или производственных вопросов зависит от услуг отдела обработки данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть.
Эффективный руководитель имеет большую потребность во власти, и он никогда не будет проявлять свою власть в принудительном порядке.
По психологическим критериям определяется потенциальная способность к лидерству и руководству. Однако в практике деловых отношений психические качества руководителя дополняются приобретенным опытом, определенными управленческими навыками, умениями, методами и приемами, которые реализуются на практике.
Феномен успешного руководства зависит от своеобразия сочетание и «взаимодействия» двух главных факторов — врожденных задатков и приобретенного опыта личности.
Врожденные задатки — это первооснова психических качеств, которые, в свою очередь, бывают двойственного характера:
- психические качества, которые не или слабо поддаются коррекции (стремление к лидерству, склонность к риску, темперамент, особенность ощущения и т.п.);
- психические качества, которые подвергаются усовершенствованию (уровень и структура интеллекта, адаптабельность, удовлетворительная память, внимание и др.).
Совершенствуются психические качества под влиянием опыта, что его приобретает человек в процессе жизни и деятельности.
Важными составляющими приобретенного опыта является «управленческие умения» и «социальную ориентированность на конъюнктуру».
В основных управленческих умений обычно относят умение принять правильное и своевременное решение, поставить задачу, распределить функции, проконтролировать выполнение и т.д.
Ориентированность на социальную конъюнктуру — это умение сравнивать интересы и задачи своей организации с состоянием дел в обществе. Это умение ориентироваться на политические решения, законодательные акты, рынок, общественную мораль, традиции и моду.
Все вышеперечисленное имеет место за любого процесса руководства. Но вариантность, акценты, соотношение в процессе управления будут разными у каждого руководителя, который и составляет стиль руководства.
Назад
В жизни общества постоянно происходят различные процессы взаимодействия, и их основа – руководство. Это, в самом общем виде, деятельность по контролю над ходом каких-либо процессов. Оно всегда связано с ответственностью и результатами. Расскажем об основных характеристиках руководства, его функциях и разновидностях, а также о методах и стилях его осуществления.
Понятие руководства в менеджменте и психологии
Управление различными процессами нуждается в централизации, которая позволяет повысить эффективность. Руководство – это сложное, многоаспектное понятие. Первое значение этого слова связано с осуществлением контроля над ходом какой-либо деятельности. Во втором случае под руководством подразумевают людей, которые принимают решения и осуществляют контроль.
В психологии этим термином обозначают механизм, мотивирующий коллектив на выполнение поставленных задач. В менеджменте руководством называют процесс, в рамках которого руководитель наделяется властью над подчиненными. Чаще всего понятия «руководство» и «менеджмент» синонимизируются, при этом они обозначают ответственное и квалифицированное управление различными ресурсами в организации или в коллективе.
Менеджмент как наука и практика
Системное изучение управления начинается вместе со становлением капиталистического способа производства. Менеджмент – это управление различными процессами, это системное осуществление различных действий по достижению поставленных целей и задач.
Для повышения эффективности производственные процессов, увеличения сбыта и оптимизации затрат ведется активное изучение методов и способов управления. Традиционно у менеджмента выделяется несколько функций: контроль, прогнозирование, планирование, анализ. Все они взаимосвязаны между собой и объединяются деятельностью, известной как руководство. Это главная функция менеджмента, связанная с воздействием на коллектив с целью повышения эффективности предприятия или подразделения.
В науке об управлении термин «руководство» применяется для наименования людей, осуществляющих влияние на подчиненных, и для обозначения данного процесса в целом. На практике это слово обычно употребляется для выделения одного человека или группы людей, осуществляющих управление.
Субъект и объект руководства
Рассматривая управление людьми как процесс, следует определить его стороны, т.е. субъект и объект. Субъектом руководства является менеджер, человек, непосредственно осуществляющий управление. Объектом менеджмента могут выступать структурные подразделения организации, самостоятельные предприятия, персонал, отдельно взятые сотрудники.
Парадоксально, но одна и та же структурная единица в организации может одновременно выступать и объектом и субъектом управления. К примеру, на комбинате игрушек директор будет субъектом, а сотрудники отделов и цехов со своими руководством являются объектами менеджмента. Но на уровне структурного подразделения начальник цеха уже будет субъектом, а персонал – объектом. При этом директор комбината становится объектом управления, если рассматривать его во взаимоотношениях с министерством, президентом страны.
Функции руководителя
Менеджер в рамках выполнения своей профессиональной деятельности реализует основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти глобальные производственные цели и задачи в деятельности отдельного руководителя преобразуются в частные функции. Исследователи менеджмента говорят о следующих разновидностях функций руководства:
- Стратегическая. Руководитель любого уровня должен не только выполнять текущие задачи, но и прогнозировать свою деятельность, а также планировать процессы, протекающие в своем структурном подразделении.
- Мотивационная. Важнейшая функция руководства – это нахождение баланса между материальными и нематериальными методами поощрения, контроля и взыскания по отношению к подчиненным. Руководитель должен уметь «зажигать» свой коллектив, вести его вперед, заинтересовывать их в продуктивной работе.
- Организационная. Руководитель должен отдавать приказы и поручения, в его задачи входит оптимизация процессов производства и их регулирование. Руководство осуществляется посредством административных действий: издания документов, делегирования полномочий, распределения обязанностей, поощрений и взысканий.
- Контролирующая. Важная функция менеджера – это контроль над исполнением приказов, инструкций.
- Коммуникативная. Руководство должно устанавливать и регулировать коммуникации как внутри организации, так и с внешним миром: со СМИ, с общественностью, с партнерами, с конкурентами.
Виды руководства
Менеджмент предполагает существование различных вариантов осуществления управления. В связи с этим выделяется несколько видов руководства:
- Линейный. В этом случае руководитель учреждения, например, генеральный директор, воздействует на глав структурных подразделений, а те, в свою очередь, управляют подчиненными.
- Функциональный. Такое руководство связано с выполнением определенных обязанностей в организации. Примером такого руководства могут стать предприятия, в которых есть должности директора по развитию, по закупкам, продажам и т.п. Каждый такой руководитель решает собственный круг задач.
Также есть классификация, в рамках которой выделяют руководство разных уровней: низшего, среднего и высшего звена. Каждый уровень имеет свою специфику.
Руководство организацией
Успех и продуктивность предприятия во многом зависит от профессионализма менеджера. При этом он не только должен отлично разбираться в тонкостях производственного процесса, но и обладать многими личностными и психологическими качествами.
Руководитель должен осознавать, что он – важнейшая часть своего предприятия. В связи с этим появляется термин «организационное руководство», который подразумевает осуществление деятельности по установлению должностных обязанностей членов коллектива, выработке корпоративных правил поведения, разработке стратегии развития организации.
Естественными «продолжателями» организационного руководства являются проектный и операционный менеджмент.
Стили руководства
Под стилем понимается некий устойчивый образец. Руководитель с опытом вырабатывает типичный для себя способ решения повторяющихся задач. Стиль складывается из мировоззрения, личностных особенностей, темперамента. Психологи говорят, что у каждого человека есть уникальный стиль общения, но при этом есть и типичные черты. Поэтому и можно говорить о том, что существуют общие стили и методы руководства.
Традиционно выделяют три основных стиля:
- авторитарный,
- демократический,
- либеральный.
В первом случае вся полнота власти сосредоточена в одних руках. Например, все ключевые решения принимает исключительно генеральный директор, не советуясь с подчиненными и не прислушиваясь к ним. Авторитарный руководитель часто ошибается, так как не может охватить всю полноту информации и находится во власти своих стереотипов.
Второй стиль еще называют коллегиальный. В этом случае решения принимаются на основании совещаний и мнения большинства. По этому принципу обычно работают советы директоров, в которых один руководитель не может принять важного решения. Считается, что это самый продуктивный метод руководства.
Третий стиль именуют также разрешительным. Руководитель в этом случае многие, если не все, решения отдает в сферу своих подчиненных. Либерал рассчитывает на совесть сотрудников, но обычно бесконтрольность приводит к халатности.
Характеристики руководителя
Руководство – это сложная деятельность, требующая большого количества знаний и умений, кроме того, она предполагает наличие у менеджера определенных качеств. Психологи говорят, что хороший руководитель должен быть ответственным. Умение принимать решения и всю полноту их последствий на себя – чрезвычайно важно для руководителя.
Также профессиональный менеджер должен быть компетентным в той сфере, где ему приходится работать. Руководителю необходимо обладать целым комплексом эмоционально-волевых качеств, например, целеустремленность, решительность, дисциплинированность, принципиальность. Он должен быть увлечен своим делом и уметь «заразить» этим своих подчиненных.
Важными интеллектуальными качествами руководителя являются способность к анализу и прогнозированию, наблюдательность, логика, стремление к знаниям.
Основные проблемы менеджмента
Управление людьми – процесс нелегкий и не всегда радостный. Только человек, далекий от менеджмента, может думать, что быть руководителем – это просто и всегда приятно. Менеджмент связан со многими проблемами как личностного, так организационного характера.
Руководитель всегда несет ответственность за свое предприятие, за сотрудников. Он ответственен перед партнерами, обществом, своей семьей, перед собой. Такой груз сложно нести. Кроме того, к основным проблемам руководителя относят высокие риски и стрессы. Он должен побуждать, а иногда и принуждать работников хорошо выполнять свои обязанности. Это нередко приводит к конфликтам и к психологическим проблемам руководства.
Когда управленец заявляет: «Какая еще мотивация? Я прикажу, и сотрудники должны это сделать!» — себе он кажется брутальным и суровым, а на деле — просто обедняет палитру своих управленческих инструментов. Приказ — это лишь один, самый простой способ руководства.
Многие путают руководство и управление. И даже не значение слов, а сами процессы.
Управление — это все действия, направленные на достижения цели. Вы управляете компанией, автомобилем, яхтой, жизнью, детьми, диалогом…
Руководство — это прямое воздействие на других людей, подкрепленное полномочиями. Вы руководите отделом, личным водителем, любым коллективом. Руководство — это поставить человеку задачу и цель, и добиться ее выполнения.
Можно управлять коллективом, не руководя?
Так делают теневые лидеры, старейшины в деревне, блогеры-инфлюенсеры и другие авторитетные фигуры.
Можно руководить, не управляя?
Это сержант, передаточное звено между офицером и рядовым.
Руководитель отдела, не имеющий прочих управленческих функций, транслирует подчиненным решения вышестоящего начальства.
К управленческим функциям относится постановка целей, набор персонала, обучение и мотивация, руководство, контроль. Хороший критерий: “чистый” руководитель лишен права увольнять и нанимать сотрудников.
Взять на себя сложные переговоры — это тоже управление. Найти общий язык с другими подразделениями, защитить своих людей от начальственного гнева, сказать вдохновляющую речь, объяснить людям свои планы, узнать и учесть их мнение — это тоже управление.
Технология работы Berner&Stafford направлена на повышение качества управления продажами: оптимизацию процессов, снижение издержек и рост выручки.
Настраиваем систему продаж «под ключ» или помогаем собственникам и топ-менеджерам усилить отдельные элементы: бизнес-процессы, KPI, мотивацию, контроль.
Услуги Berner&Stafford
Бесплатные мероприятия для собственников бизнеса и топ-менеджеров
Аудит бизнеса. Вы получаете информацию о резервах для роста и практические рекомендации по развитию продаж
Бизнесу быть!
14 февраля 2023 | 10:00 – 13:00 | Москва Очная встреча собственников, управляющих и директоров компаний среднего и крупного бизнеса.
Общение, обмен опытом, выступление спикеров и дискуссия.
Продажи, борьба за маржу и развитие бизнеса:
— кросс-функциональные команды;
— центры прибыли и ответственности за план;
— бизнес-процессы и мотивация от прибыли;
— отношения с клиентами – тренды и ожидания.
Персонал:
— эффективность
– как влиять и прогнозировать;
— компетенции –
кого нанимать и как оценивать;
— удаленщики– риски и выигрыши;
— перспективы рынка труда.
Подробнее на странице мероприятия
Организаторы:
Berner&Stafford Управление продажами
КА «Визави Консалт» Топ персонал
Стоимость участия – бесплатно. Для участия нужно зарегистрироваться, дождаться подтверждения заявки организатором.
Не пропустите следующую статью
Управление
Что такое управление и в каком случае
мы осуществляем управление? Можно ли,
скажем, управлять стулом? Его можно
поставить, можно его двигать, можно его
поломать, преобразовать. Это будет
определенная практическая, преобразующая
деятельность. Но это каждый раз не
управление. Теперь более сложный случай
— машина. Вот машина стоит, вы на
акселератор еще не нажали — можно ли
управлять ею? Нельзя. А когда появляется
возможность управлять машиной? Когда
она поехала. Управление возможно только
в отношении объектов, имеющих самодвижение.
Представим себе ситуацию, когда можно
управлять полетом стула. Представьте
себе что-то вроде мушкетерского побоища:
кто-то бросает стул, и я, вместо того
чтобы от него защищаться, направляю его
полет несколько в другую сторону. Я
осуществил одноразовый, одномоментный
акт управления — изменил направление
полета стула. В этом смысле я осуществил
управление этим процессом. Но смотрите,
чем я управлял? Я управлял полетом стула,
а не стулом.
Руководство
Руководство возможно только в рамках
организации, в рамках специальных
организационных связей. В чем состоит
суть руководства? В постановке целей и
задач перед другими элементами. Но для
того чтобы я мог ставить цели и задачи
перед другими элементами — людьми,
нужно, чтобы они от своих собственных
целей и задач отказались и обязались
бы принимать мои цели и задачи. И именно
это происходит в рамках организации.
Организация людей всегда осуществляется
таким образом: человек, занимающий
определенное место, отказывается тем
самым от собственных целей и задач, от
собственного самодвижения и обязуется
двигаться только в соответствии с этим
местом и соответственно тем целям и
задачам, которые по каналам организации
будут передаваться ему вышестоящими
инстанциями.
Поскольку люди, занимающие свою должность,
не всегда сознают, что они должны
отказаться от своих целей и задач, и,
кроме того, поскольку от людей, отказавшихся
от целей и задач, всегда очень мало
толку, люди реально от своих целей и
задач не отказываются или отказываются
в определенных границах. Это игра такая.
Они делают вид, что готовы от каких-то
своих целей отказаться и какие-то чужие
цели и задания принимать, а вот что на
самом деле — это еще вопрос. Они могут
свои цели временно запрятать, а могут,
наоборот, исполнение заданий использовать
для достижения своих целей.
И вот когда начинается самодвижение,
руководство становится либо невозможным,
либо осуществляется в очень узких
границах, и появляется необходимость
в управлении. Руководитель не только
руководит, но и вынужден управлять,
потому что его подчиненные никогда не
отказываются от своих целей, от своего
самодвижения целиком. А вот когда у них
начинается самодвижение, то руководить
ими уже не удается. Приходится применять
другую технику — технику управления.
Организация, управление и руководство
Организация есть сбор элементов,
объединение их в целое, установление
отношений и связей — и все. Управление
есть воздействие на движение объектов,
изменение траектории этого движения.
Управление возможно, только если объект,
которым мы управляем, имеет движение,
самодвижение. Управление есть использование
его самодвижения в целях управляющего,
который на это самодвижение опирается.
Руководство обязательно предполагает
организацию — в современной социологии
говорят обычно «формальную организацию»,
т.е. организацию по местам. Оно возможно
только в рамках организационной
структуры, пока и поскольку люди эту
организационную структуру принимают,
т.е. отказываются от собственных целей
и задач и берутся выполнять цели и
задачи, поставленные перед ними
вышестоящими инстанциями.
Очень часто мы руководим, чтобы управлять,
или начинаем управлять, чтобы обеспечить
руководство, т.е. принятие цели. Реально
в работе это все связано.
Я все время противопоставляю организацию,
руководство и управление другим
деятельностям. Каким образом? Я, например,
говорю: организация есть то же самое,
что конструирование, но только
конструирование имеет отношение к
нечеловеческим элементам, а организация
есть фактически конструирование на
уровне людей.
Можно было бы сказать, что организационная
работа и есть конструирование организации.
А почему — конструирование? А если я
начну работать на уровне проектирования?
И буду сначала создавать проект
организации, а потом реализовывать его?
Такое тоже вполне возможно, и дальше мы
будем смотреть, как постепенно, по мере
развития оргуправленческой деятельности
в нее втягиваются другие деятельности:
проектирование, планирование,
программирование, прогнозирование.
И управление оказывается сложной,
комплексной и системной (это разные
вещи) деятельностью, которая, втягивая
в себя все другие деятельности, подчиняет
их своей логике, комплексно и системно
их организует.
Далее, конструктивная организация
вместе с управлением и руководством
противопоставлялась мной практической
преобразовательной деятельности. Я все
время подчеркивал, что управление не
есть практическое преобразование, хотя
оно втягивает в себя и практическое
воздействие.