Руководство видами войск

Счетчик Спутника

Центральный музей ВВС

Центральный музей ВС

Юнармия

ДОСААФ

Новости
Руководство
Структура
Карьера
Образование
Наука
Документы
Энциклопедия
Мультимедиа
Сообщение об ошибке на сайте


Русский  |  English  |  Français  |  Español  |  العربية

Для слабовидящих  |  PDA  |  WAP

© Все материалы интернет-портала Минобороны России доступны по лицензии Creative Commons Attribution 4.0

Главная
Электронная приёмнаяЗадать вопрос

Карта сайта

Русскийx

Русский

English

Français

Español

العربية

Версии сайтаx

Для слабовидящих

PDA

WAP

RSS

Youtube

Rutube

VKontakte

Odnoklassniki

Telegram

Министерство обороны Российской Федерации

(Минобороны России)

Руководство

Руководство
Структура
Карьера
Образование
Соцобеспечение
Документы
Энциклопедия
Мультимедиа
Контакты

Верховный Главнокомандующий
Министр обороны
Заместители министра
Главнокомандующие видами ВС
Командующие родами войск
Коллегия Минобороны России
Состав совместной Коллегии Минобороны Республики Беларусь и России

Вооруженные Cилы РФ
Структура Минобороны России
Подведомственные организации

Служба по призыву
Служба по контракту
Альтернативная служба
Государственная гражданская служба
Работа в ВС РФ на гражданских должностях
Уклонистам
Униформа
Военкоматы

Деятельность Русского географического общества
Новости
Среднее общее
Высшее
Адъюнктура
Вакансии
Международная олимпиада курсантов
Конкурсы
Документы
Фото/Видео
Обучение в гражданских образовательных организациях
Система военной подготовки студентов
ЕГЭ-2023
Планируемая численность набора в довузы
Справочник абитуриента

Культура
Спорт
СМИ
Учеба
Здоровье
Безопасность
Жилье
Денежное довольствие
Соцзащита
Страхование
Заявка в санаторий
Итоги социального развития ВС РФ в 2019-2022 гг.

Банк документов
Проекты документов

Календарь воина
Словари
История войн
История ведомства
Книги

Фото
Видео
Виртуальные экскурсии
Инфографика
Плакаты Z
3D модели
Красная звезда: от Бреста до Берлина
Специальные проекты
Календари МО РФ на 2022 год

План деятельности на 2013-2020 годы

Удостоверяющий центр

< Главная < Руководство < Главнокомандующие видами ВС

Суровикин Сергей Владимирович
Главнокомандующий Воздушно-космическими силами, генерал армии

Евменов Николай Анатольевич
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал

Салюков Олег Леонидович
Главнокомандующий Сухопутными войсками, генерал армии

Наверх

Версия для печати

Совместная Коллегия Минобороны РБ и РФ

Вооружённые Си́лы Росси́йской Федера́ции (ВС РФ), государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. ВС РФ предназначены для отражения направленной против страны агрессии, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами. К обороне страны также привлекаются войска национальной гвардии РФ (далее – другие войска); для выполнения отдельных задач в области обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, государственной охраны, военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Для защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории страны. В этом случае, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Федеральным законом «Об обороне», ВС РФ решают следующие задачи: отражение вооружённого нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории страны; отражение или предотвращение вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защита граждан России за её пределами от вооружённого нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Деятельность ВС РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Часть состава ВС РФ может входить в объединённые вооружённые силы или находиться под объединённым командованием в соответствии с международными договорами РФ.

ВС РФ решают возложенные на них задачи в мирное и военное время совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые участвуют в обороне страны в соответствии с Планом применения ВС РФ.

ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших ВС СССР, дислоцировавшихся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся под её юрисдикцией. При этом была сохранена действующая система управления Стратегическими силами в соответствии с ранее принятыми соглашениями. Стратегические силы на территории РФ вошли в состав Объединённых вооружённых сил Содружества Независимых Государств (СНГ). Одновременно РФ выделила соответствующие силы и средства в распоряжение Главного командования Объединённых ВС СНГ.

В начале 1990-х гг. ВС РФ включали: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот (ВМФ) как виды ВС, Воздушно-десантные войска (ВДВ) и Военно-космические силы (в качестве рода войск), а также Тыл ВС и войска, не входившие в виды ВС. В военно-административном отношении территория страны была разделена на семь военных округов (Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный) и Калининградский особый район.

С 1992 г. началось реформирование структуры ВС РФ: разрабатывалась законодательная база, изменялась их структура, уточнялось военно-административное деление страны, проводились сокращение численности, состава ВС и другие мероприятия.

Правовую основу строительства и функционирования ВС РФ составляют законы: «О безопасности» (1992, 2010, 2020), «Об обороне» (1996), «О воинской обязанности и военной службе» (1998), «О статусе военнослужащих» (1998); Основы (концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года (1998). Указами Президента РФ утверждены Вопросы прохождения военной службы (1999); Концепция национальной безопасности РФ (2000), Вопросы Министерства обороны Российской Федерации (2004); общевоинские уставы ВС РФ (2004); Военная доктрина Российской Федерации (2000, 2014); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2009, 2015, 2021); военно-административное деление Российской Федерации (2020) и другие документы.

Военная доктрина РФ (далее – Военная доктрина) – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту РФ. В ней отражена приверженность РФ к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. При этом ядерное оружие остаётся важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В целом военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения ВС РФ, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности.

Основная задача строительства и развития ВС РФ, других войск и органов – приведение их структуры, состава, численности и оснащённости современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями РФ.

Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ и могут уточняться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).

4 ноября 2021 г. президенты России и Белоруссии утвердили Военную доктрину Союзного государства. Документ был принят на заседании Высшего Госсовета Союзного государства России и Белоруссии.

Руководство и управление ВС РФ

Согласно Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ. Президент РФ также осуществляет руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, другие документы по применению ВС РФ.

ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников).

Комплектование ВС РФ осуществляется: военнослужащими – путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу; федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Управление ВС РФ осуществляет министр обороны РФ посредством Министерства обороны РФ (Минобороны России, МО РФ). При этом руководство и управление ВС РФ, обучение личного состава ВС РФ осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.Здание Национального центра управления обороной МО РФ на Фрунзенской набережной в Москве. 2021.
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Структура МО РФ: министр обороны РФ и 12 его заместителей (в том числе два – первых), Генеральный штаб ВС РФ, главные управления, управления и департаменты МО РФ, службы РФ, главные командования видов ВС, командования родов войск ВС. Кроме того, Минобороны РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), ряд других организаций. Высшим совещательным органом является Коллегия МО РФ, в которую входят по должности министр обороны (председатель), первые заместители и заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС, а также другие должностные лица иных органов и организаций.

Министры обороны РФ: Б. Н. Ельцин (март – май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 – июнь 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 – май 1997); И. Д. Сергеев (май 1997 – март 2001); С. Б. Иванов (март 2001 – февраль 2007); А. Э. Сердюков (февраль 2007 – ноябрь 2012); С. К. Шойгу (с ноября 2012).

Генеральный штаб ВС РФ (далее – ГШ ВС РФ) является центральным органом военного управления Минобороны России и основным органом оперативного управления ВС РФ. В соответствии с решениями Президента РФ – Верховного Главнокомандующего ВС РФ и министра обороны РФ ГШ ВС РФ осуществляет управление Вооружёнными Силами, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Руководство деятельностью ГШ ВС РФ осуществляет министр обороны РФ. ГШ ВС РФ состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений.

В ходе реформирования ВС РФ Генеральный штаб ВС РФ претерпел изменения. Для разделения его оперативных и административных функций были выделены две сферы деятельности – планирование применения и строительства ВС и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований ГШ ВС РФ превратился в полноценный орган стратегического (военного) планирования.

В числе основных функции ГШ ВС РФ: а) организация планирования управления ВС; б) организация централизованного боевого управления ВС; в) обеспечение совместно с федеральными органами исполнительной власти реализации решений Верховного Главнокомандующего ВС РФ в части, касающейся управления ВС, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями; г) поддержание в состоянии готовности систем и комплексов централизованного боевого управления ВС, контроль за состоянием готовности систем боевого управления войсками (силами) к боевому применению; д) организация планирования и санкционирования применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечение его применения; е) организация и проведение мероприятий (работ) по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности; ж) анализ состояния боевого управления в ВС и контроль за обеспечением его надлежащего уровня. ГШ ВС РФ осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Генеральный штаб возглавляет начальник ГШ ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ.

Военно-административное деление территории РФ

Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ определяется задачами обороны и социально-экономическими и инфраструктурными условиями мест размещения.

Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа (ВО) – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, хозяйственно-производственного районирования, предполагаемых театров военных действий и операционных направлений. Каждый ВО организует в пределах назначенной территории её охрану, оборону, единую систему всех видов службы и подготовки войск, а также выполнение других мероприятий, связанных с подготовкой государства и его ВС к войне. ВО являются одновременно общевойсковыми оперативно-стратегическими территориальными объединениями ВС РФ. В состав ВО входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Военный округ возглавляет командующий войсками ВО. В управлении ВО создаётся военный совет.

Указом Президента РФ с 1 января 2021 г. установлено следующее военно-административное деление РФ:

Западный ВО – в административных границах Республики Карелия, Белгородской, Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Костромской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, городов Москва, Санкт-Петербург;

Южный ВО – в административных границах республик: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Северная Осетия – Алания, а также Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей, г. Севастополь;

Центральный ВО – в административных границах республик: Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, а также Удмуртской и Чувашской республик, Алтайского, Красноярского и Пермского краёв, Иркутской области, Кемеровской области – Кузбасса, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;

Восточный ВО – в административных границах республик: Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа;

Северный флот – в административных границах Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Ненецкого автономного округа. Статус военного округа Северный флот получил с 1 января 2021 г. как межвидовое стратегическое территориальное объединение ВС РФ, выполняющее задачи военного округа.

Организационная структура ВС РФ

По функциональному предназначению компонентами ВС РФ являются Стратегические силы сдерживания (ССС) и Силы общего назначения (СОН). ССС состоят из стратегических оборонительных сил (войска, силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противовоздушной обороны) и стратегических наступательных сил (РВСН, авиационные и морские стратегические ядерные силы). СОН предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника, нанесения ему поражения в войне с применением обычных средств поражения. В их состав входят объединения, соединения и части СВ, Воздушно-космические силы (ВКС), ВМФ.

В 2022 г. ВС РФ включают: три вида ВС – Сухопутные войска, ВКС и ВМФ; два рода войск – РВСН, ВДВ; войска и органы, не входящие в виды и рода войск ВС РФ, другие части и военно-учебные заведения.

Виды ВС РФ выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск ВС, применяя присущие им средства вооружённой борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид ВС состоит из родов войск, предназначенных для решения определённых оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов ВС в их состав входят специальные войска, другие части и организации.

В структуру Сухопутных войск входят: главное командование СВ; мотострелковые войска; танковые войска; ракетные войска и артиллерия; войска противовоздушной обороны; разведывательные соединения и воинские части; инженерные войска; войска радиационной, химической и биологической защиты; войска связи.

В структуру Воздушно-космических сил входят: главное командование ВКС; Военно-воздушные силы; Космические войска; войска ПВО-ПРО.

В структуру Военно-Морского Флота входят: главное командование ВМФ; три рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация; два рода войск: береговые войска (в том числе морская пехота, береговые ракетно-артиллерийские и сухопутные войска) и войска ПВО (в том числе радиотехнические и зенитно-ракетные войска); объединения флота (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия). По функциональному предназначению ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил (МСЯС) и морских сил общего назначения (МСОН).

Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач, и применяющая, как правило, только ей свойственные способы ведения боевых действий, виды оружия и военной техники. В бою и в операции рода войск (сил) тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них. Для обеспечения боевой деятельности родов войск (сил) в ВС имеются специальные войска.

В структуру Ракетных войск стратегического назначения входят: командование РВСН; ракетные армии и соединения; учебные центры и школы техников; высшие военно-учебные заведения. В РВСН содержатся в готовности к боевому применению около 2/3 носителей ядерных зарядов и 3/4 суммарной мощности ядерных зарядов стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов СЯС) начиная с 1972 г. строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР (признаны РФ) и США, а также РФ и США.

В структуру Воздушно-десантных войск входят: командование ВДВ; воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии (бригады); образовательные учреждения; воинские части специального назначения и обеспечения.

Важной составной частью ВС РФ, связывающей их с экономическим комплексом страны и во многом определяющей боевую готовность и боеспособность всех видов и родов войск ВС РФ, является система материально-технического обеспечения (МТО) ВС – система органов управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения войск (сил) вооружением, военной техникой (ВВТ) и материальными средствами, их хранения, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации в мирное и военное время. Организационно силы и средства МТО входят в состав военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.

Современное состояние ВС РФ

Министерство обороны РФ в 2022 г. решало и продолжает решать ряд важных задач. В начале 2022 г. совместно со странами Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была проведена операция по стабилизации обстановки в Казахстане, не допущена «цветная революция» в этой стране. Российские группировки войск остаются основным гарантом сохранения мира в Сирии и Нагорном Карабахе.

С 24 февраля 2022 г. ВС РФ проводят Специальную военную операцию (СВО) с целью демилитаризации и денацификации Украины. В 2022 г. в стране была проведена частичная мобилизация.

К концу 2022 г. во всех видах и родах войск ВС РФ был принят на вооружение ряд современных боевых комплексов и систем, их доля в ядерных силах превысила 91,3%. В 2022 г. в РВСН заступил на боевое дежурство ракетный полк, оснащённый ракетным комплексом «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком. Завершено перевооружение двух ракетных полков на подвижный грунтовой ракетный комплекс «Ярс». Успешные пуски новой ракеты тяжёлого класса ракетного комплекса «Сармат» в ходе государственных испытаний позволили приступить к работе по его развёртыванию. Авиационные СЯС пополнились стратегическим ракетоносцем Ту-160М и самолётом Ту-95МС. Атомные ракетные подводные крейсеры МСЯС несут плановую боевую службу в назначенных районах Мирового океана. В состав ВМФ принят очередной атомный подводный крейсер проекта «Борей-А» «Генералиссимус Суворов», вооружённый баллистическими ракетами «Булава».

Продолжается повышение боевых возможностей видов и родов войск ВС РФ. В Воздушно-космических силах дальнейшее развитие получила Единая космическая система. Запущен шестой космический аппарат «Купол», что позволяет осуществлять непрерывный контроль ракетоопасных районов в Северном полушарии.

Военно-Морской Флот получил современную подводную лодку, шесть надводных кораблей, три боевых катера, 11 судов и катеров обеспечения, а также два береговых ракетных комплекса. Начались серийные поставки гиперзвуковой ракеты морского базирования «Циркон». Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» с гиперзвуковыми ракетами на борту уже несёт боевую службу в определённых районах Мирового океана.

В 2023 г. продолжается курс на развитие ВС РФ и повышение их боевых возможностей.

День основания ВС РФ – 7 мая 1992 г. (дата подписания Указа Президента РФ об их основании). Установлены праздничные дни некоторых видов ВС и родов войск. Отдельным федеральным законом в ознаменование военных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, установлены дни воинской славы и памятные даты России.

Дата публикации:  20 мая 2022 г. в 13:50 (GMT+3)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из трех видов: сухопутные войска, воздушно-космические силы и военно- морской флот; двух родов войск: ракетные войска стратеги­ческого назначения, воздушно-десантные войска, а также других войск, не входящих в виды Воору­женных сил, тыла Вооруженных сил, организаций и воин­ских частей строительства и расквартирования (схема 4).

Схема 4. Структура вооруженных сил Российской Федерации

Вид Вооруженных сил — это часть Вооруженных сил государства предназначенная для ведения военных действий в определенной сфере (на суше, море, в воз­душном и космическом пространстве).

Род войск — это составная часть вида Вооруженных сил, включающая воинские формирования, которые имеют свойственные только км основные виды оружия и военную технику, а также владеют методами их бое­вого применения.

Структура рода войск на примере сухопутных войск показана на схеме 5

Схема 5. Структура сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации

История создания видов Вооруженных сил связана со спо­собами ведения вооруженной борьбы и тем пространством, на котором она ведется: на суше, на море и в воздухе.

Сухопутные войска (СВ) — это вид войск, предназначен­ных для ведения боевых действий на суше.

По своим боевым возможностям сухопутные войска спо­собны вести наступление в целях разгрома войск противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, прочно удерживать занимаемые территории и рубежи.

В состав сухопутных войск входят: мотострелковые, тан­ковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоз­душной обороны (ПВО), армейская авиация, части и подразделения

специальных войск, а также части и учреждения тыла.

Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу сухопутных войск. Они оснаще­ны вооружением для поражения наземных и воздушных це­лей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и ми­нометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зе­нитными ракетными комплексами и установками, средства­ми разведки и управления.

Танковые войска главная ударная сила сухопутных войск и мощное средство вооруженной борьбы, предназначен­ное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий.

Ракетные войска и артиллерия — главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения авиации и ракет противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллерийских и радиотехнических частей и подразделений и предназначены для прикрытия боевых порядков сухопутных войск.

Авиация сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, состоящих из авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, высадки тактических десантов и других задач.

Специальные войска, входящие в состав сухопутных войск, обеспечивают успешное выполнение общевойсковы­ми формированиями стоящих перед ними задач.

Части и учреждения тыла на своем уровне обеспечи­вают боеспособность всех родов войск.

Военно-воздушные силы (ВВС) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и промышленно-экономическим центрам в целях дезорганизации государ­ственного и военного управления, нарушения работы тыла и транспорта, а также ведения воздушной развед­ки и воздушных перевозок.

Эти задачи войска ВВС могут выполнять в любых погод­ных условиях, в любое время суток и года.

В соответствии с боевыми задачами и характером действий авиация делится по родам на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, штурмовую, раз­ведывательную, противолодочную, военно-транспортную и специальную авиацию. На вооружении авиационных частей находятся самолеты, гидросамолеты и вертолеты. Основа бое­вой мощи ВВС — сверхзвуковые всепогодные самолеты, осна­щенные разнообразным бомбардировочным, ракетным и стрелково-пушечным вооружением.

Военно-морской флот (ВМФ) — вид войск, входящих в состав Вооруженных сил, предназначенных для от­ражения агрессии и нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным воен­ным объектам противника и разгрома его военно-мор­ских сил.

ВМФ способен наносить ядерные удары по наземным объ­ектам врага, уничтожать его флот в море и на базах, нарушать (блокировать) океанские и морские коммуникации противни­ка и защищать свои, содействовать сухопутным войскам в проведении операций, высаживать морские десанты и отражать высадку морских десантов противника, перевозить во­йска, материальные средства и выполнять другие задачи.

В состав военно-морского флота входят подводные и над­водные силы, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска и морская пехота. Также в его состав вхо­дят корабли и суда вспомогательного флота, части специаль­ного назначения и различные береговые службы.

К самостоятельным родам войск в составе Вооруженных сил относятся ракетные войска стратегического назначения, космические войска и воздушно-десантные войска.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) оснащены ракетно-ядерным оружием и предназначены для выполнения особых стратегических задач.

Для РВСН характерны высокая боевая готовность и точ­ность нанесения ракетно-ядерных ударов; способность нано­сить удары одновременно по многим объектам, успешно пре­одолевая противодействие ПВО и ПРО (противовоздушная и противоракетная оборона) и выполняя поставленные задачи в кратчайшие сроки; возможность широкого маневра ракетно- ядерными ударами; независимость боевого применения от условий погоды, времени года и суток.

На вооружении РВСН состоят стационарные и мобильные ракетные комплексы огромной поражающей мощи и практи­чески неограниченной дальности действия.

Космические войска (KB)выполняют задачи по обна­ружению стартов баллистических ракет, предупрежда­ют о ракетном нападении.

KB осуществляют запуск ракет-носителей, управление ор­битальной группировкой космических аппаратов и поддер­живают ее на уровне, позволяющем решать задачи мирного и военного времени.

Воздушно-десантные войска (ВДВ) — самостоятельный род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника.

ВДВ состоят из парашютно-десантных, танковых, артил­лерийских, самоходно-артиллерийских и других частей и подразделений, а также из частей и подразделений специ­альных войск и тыла.

Основные боевые свойства ВДВ: способность быстро дости­гать удаленных районов, наносить внезапные удары, успеш­но вести общевойсковой бой.

Тыл Вооруженных сил — это силы и средства, осущест­вляющие тыловое и техническое обеспечение армии и флота в мирное и военное время.

Тыл выполняет также функции связующего звена между экономикой страны и войсками. В состав тыла входят раз­личные части, учреждения и подразделения, необходимые для решения следующих задач:

  • постоянно содержать запасы материальных средств и обеспечивать ими войска; осуществлять подготовку, эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление путей сообщения и транс портных средств;

  • обеспечивать воинские перевозки всех видов;

  • восстанавливать военную технику и имущество;

  • создавать условия для базирования авиации и сил флота;

  • оказывать медицинскую помощь раненым и больным, проводить противоэпидемические, лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические и ветеринарные мероприятия;

  • осуществлять торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;

оказывать помощь войскам в восстановлении их боеспо­собности и ликвидации последствий ударов противника.

Для выполнения этих задач тыл располагает базами и складами с запасами материальных средств различного на­значения, специальными войсками (железнодорожными, ав­томобильными, дорожными и трубопроводными), вспомога­тельным флотом, инженерно-аэродромными, авиационно-техническими, ремонтными, медицинскими, ветеринарными и другими частями, подразделениями и учреждениями.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к вой­скам, не входящим в виды Вооруженных сил, относятся:

  • войска Пограничной службы Федеральной службы без­опасности (ФСБ) РФ;
  • внутренние войска Министерства внутренних дел РФ;
  • железнодорожные войска;
  • войска Федерального агентства правительственной свя­зи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации;
  • войска Гражданской обороны;
  • Национальная гвардия

Войска Пограничной службы предназначены для охра­ны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озе­рах и иных водоемах. Непосредственное руководство этими войсками осуществляет Федеральная служба безопасности. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, от­дельных соединений, «специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска предназначены для охраны государ­ственных объектов и выполнения других задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны советской республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Термином «внутренние войска» с 1921 г. обозначали части ВЧК, несущие службу во внутренних районах страны в от­личие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну внутренние войска охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, уча­ствовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска предназначены для восста­новления, строительства, эксплуатации, заграждения и тех­нического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.

Организационно железнодорожные войска состоят из со­единений и различных специализированных частей. Они были созданы в период Гражданской войны, а в мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и со­оружению новых железных дорог.

За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками совместно со специальными формированиями Нар­комата путей сообщения было восстановлено около 120 тысяч километров железных дорог.

Войска Федерального агентства правительствен­ной связи и информации при Президенте РФ предна­значены для обеспечения информационной безопасности.

Войска Гражданской обороны, — воинские формирова­ния, призванные решать задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На вооружении войск Гражданской обороны находятся специальная техника и боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск Граж­данской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента объявления государством состояния войны, фак­тического начала военных действий или введения Президен­том РФ военного положения на территории страны или в от­дельных ее местностях.

В мирное время войска Гражданской обороны, как уже указывалось ранее, осуществляют свою деятельность при сти­хийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастро­фах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных ра­бот.

Специальные войска состоят из воинских частей и под­разделений, предназначенных для выполнения специ­альных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил.

Росгвардия. Федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Создана 5 апреля 2016 года. Росгвардия является центральным органом управления Войсками национальной гвардии Российской Федерации, созданных на основе Внутренних войск МВД России.

В Российской Федерации имеются специальные войска, непосредственно подчиненные Министерству обороны, а так­же входящие в состав различных видов Вооруженных сил и тыла.

Наименование, состав, организация, вооружение и техни­ческое оснащение формирований специальных войск опреде­ляются их предназначением. В частности, к ним относятся инженерные войска, войска связи, войска радиационной, хи­мической и биологической защиты, радиотехнические части и топогеодезические подразделения. В состав тыла Вооружен­ных сил входят такие специальные войска, как автомобиль­ные, дорожные, железнодорожные, трубопроводные и др. Не­которые виды Вооруженных сил имеют свойственные только им специальные войска, например в ВВС есть части инже­нерно-авиационной службы.

Общее руководство Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Верховный главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является Пре­зидент Российской Федерации. В его компетенцию входит: осуществление оборонной политики; утверждение концеп­ции, планов строительства и применения армии и флота; на­значение и освобождение от должности высшего военного ко­мандования (от командира соединения и выше); присвоение высших воинских званий; издание указов о призыве граждан РФ на военную службу; объявление состояния войны в слу­чае вооруженного нападения на Российскую Федерацию. Вер­ховный главнокомандующий отдает приказы Вооруженным силам на ведение военных действий, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральными законами.

Непосредственное руководство Вооруженными силами осу­ществляет министр обороны Российской Федерации через ор­ганы управления Министерства обороны. Министерство обо­роны реализует политику в области строительства Вооруженных сил в соответствии с решениями высших органов государ­ственной власти Российской Федерации. Министерству обо­роны дается исключительное право заказа вооружений и во­енной техники, в том числе и для других силовых структур.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных сил является Генеральный штаб, осуществляющий руководство по вопросам планирования применения войск в целях обороны; Генштаб разрабатывает Федеральную программу совершенствования оперативного переоборудования военной промышленности страны, органи­зует мобилизационную подготовку, координирует планы соз­дания резервных войск для решения главной задачи — за­щиты России от нападений врага.

Вооруженные силы Российской Федерации состоят из ор­ганов управления, объединений, соединений, воинских ча­стей, учреждений, а также военно-учебных заведений.

Органы управления, предназначены для руководства войсками (силами) в различных звеньях. К ним относятся командования, штабы, управления, отделы и другие посто­янно и временно создаваемые структуры. Для размещения и работы органов управления в боевых условиях развертыва­ются мобильные пункты управления.

Объединения — это воинские формирования, включаю­щие несколько соединений или объединений меньшей чис­ленности, а также частей и учреждений (например, террито­риальные общевойсковые объединения — военные округа; оперативные объединения — армии, флотилии).

Соединениями являются воинские формирования, состо­ящие из нескольких частей или соединений меньшего соста­ва, а также частей и подразделений обеспечения и обслужи­вания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования.

Воинская часть — это организационно-самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных сил Российской Федерации. К воинским частям относятся полки, корабли 1, 2, 3-го рангов, отдель­ные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эска­дрильям вручается боевое знамя, а кораблям Военно-морского флота — военно-морской флаг.

К учреждениям Министерства обороны, Российской Федерации относятся такие структуры обеспечения жизне­деятельности Вооруженных сил, как дома и клубы офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, военно-медицин­ские учреждения, санатории, дома отдыха, турбазы и т.д.

К военно-учебным заведениям относятся военные ака­демии, университеты, институты, суворовские и нахимовские военные училища, кадетские корпуса, курсы подготовки и переподготовки офицерского состава.

Часть Вооруженных сил РФ может входить в состав кол­лективных вооруженных сил или находиться под объединен­ным командованием в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации (например, в составе миро­творческих сил ООН или коллективных сил Содружества Не­зависимых Государств (СНГ) по поддержанию мира в зонах локальных военных конфликтов).

Комплектование Вооруженных сил личным составом осу­ществляется:

  • военнослужащими: путем призыва граждан на военную службу и путем добровольного поступления граждан на военную службу;

  • гражданским персоналом: путем добровольного посту­пления на работу.

Таким образом, развитие видов Вооруженных сил и родов войск тесно связано с развитием экономики государства, с возможностями по созданию новых, более совершенных об­разцов военной техники и вооружения, направлено на обе­спечение целостности территории государства и защиту его интересов. В соответствии с реальной обстановкой в России периодически проводятся военные реформы, направленные на создание такой организационно-штатной структуры Во­оруженных сил, которая максимально соответствовала бы принятой в государстве военной доктрине, а также позволя­ла с минимальными затратами максимально использовать боевые возможности военной техники и вооружения.

Вооруженные Силы рф, другие войска и воинские формирования, привлекаемые к обороне

4.
В целях обороны создаются Вооруженные
Силы Российской Федерации,

5. К обороне
привлекаются Пограничные войска ФСБ
Российской Федерации, внутренние войска
Министерства внутренних дел Россий­ской
Федерации, Железнодорожные войска
Российской Федерации, войска Гражданской
обороны (далее — другие войска).

  1. Для
    выполнения отдельных задач в области
    обороны привлекаются инженерно-технические
    и дорожно-строительные воинские
    формиро­вания при федеральных органах
    исполнительной власти (далее — воин­ские
    формирования), Служба внешней разведки
    Российской Федера­ции, органы
    Федеральной службы безопасности,
    органы пограничной службы ФСБ Российской
    Федерации, федеральные органы
    Государст­венной охраны, федеральный
    орган обеспечения мобилизационной
    подготовки органов государственной
    власти Российской Федерации (далее —
    органы), а также создаваемые на военное
    время специальные формирования.

  2. Вооруженные Силы
    Российской Федерации, другие войска,
    во­инские формирования и органы
    выполняют задачи в области обороны в
    соответствии с Планом применения
    Вооруженных Сил Российской Федерации.

  3. Другие войска,
    воинские формирования и органы
    привлекаются к совместной с Вооруженными
    Силами Российской Федерации опера­тивной
    и мобилизационной подготовке в целях
    подготовки к выпол­нению задач по
    защите Российской Федерации от
    вооруженного на­падения.

(ФЗ РФ «Об
обороне». Ст. 1)

43

Общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы
Российской Федерации состоят из
центральных органов военного управления,
объединений, соединений, воинских
час­тей и организаций, которые входят
в виды и рода войск Вооруженных Сил
Российской Федерации, в Тыл Вооруженных
Сил Российской Фе­дерации и в войска,
не входящие в виды и рода войск Вооруженных
Сил Российской Федерации

(ФЗ РФ «Об
обороне». Ст. 11)

Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации
личным составом

1..
Личный состав Вооруженных Сил Российской
Федерации включает военнослужащих
и лиц гражданского персонала Вооруженных
Сил Рос­сийской Федерации..

2 Комплектование
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуще­ствляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации:

  1. военнослужащими
    — путем призыва граждан Российской
    Федера­ции на военную службу по
    экстерриториальному принципу и путем
    доб­ровольного поступления граждан
    Российской Федерации на военную службу;

  2. гражданским
    персоналом — путем добровольного
    поступления на работу.

  1. Штатная численность
    гражданского персонала Вооруженных
    Сил Российской Федерации устанавливается
    Правительством Российской Фе­дерации,
    а перечень воинских должностей,
    замещаемых гражданским персоналом, —
    министром обороны Российской Федерации.

  2. Для мобилизационного
    развертывания Вооруженных Сил Россий­ской
    Федерации создается запас военнообученных
    людских ресурсов.

44

Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Президент
Российской Федерации является Верховным
Глав­нокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации.

В случае агрессии
против Российской Федерации или
непосредст­венной угрозы агрессии
Президент Российской Федерации вводит
на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях во­енное
положение с незамедлительным сообщением
об этом
Совету Фе­дерации и Государственной
Думе

Режим военного
положения определяется федеральными
консти­туционным законом.

(Конституция
Российской Федерации. Ст. 87)

1. Руководство
Вооруженными Силами Российской Федерации
осу­ществляет Президент Российской
Федерации — Верховный Главноко­мандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный
Главнокомандующий Вооруженными Силами
Россий­ской Федерации в пределах
своих полномочий издает приказы и
ди­рективы Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации,
обязательные для исполнения Вооруженными
Силами Российской Федерации, другими
войсками, воинскими форми­рованиями
и органами,

2.
Управление Вооруженными Силами Российской
Федерации осуще­ствляет
министр обороны Российской Федерации
через Министерство обороны Российской
Федерации и Генеральный штаб Вооруженных
Сил Российской Федерации, являющийся
основным органом оператив­ного
управления Вооруженными Силами Российской
Федерации.

3. Руководство и
управление Вооруженными Силами Российской
Федерации, обучение личного состава
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляются на государственном
языке Российской Федерации

4.
Руководство и управление Вооруженными
Силами Российской Фе­дерации
в военное время осуществляются в
соответствии с федераль­ным законом.

(ФЗ РФ «Об обороне»
Ст. 13)

45

Функции Министерства
обороны. Положение о Министерстве
обороны Российской Федерации (утв.
Указом Президента РФ от 11 ноября 1998г.
№1357, с изменениями от 25 марта, 1 декабря
2000г.)

Функциями
Министерства обороны являются:

1)
участие
в разработке предложений по вопросам
формирования военной

политики
государства и организации ее реализации,
по военной доктрине Российской Федерации,
а также подготовка предложений Президенту
РФ по

вопросам обороны для его
ежегодных посланий Федеральному Собранию
РФ;

  1. руководство
    разработкой концепции строительства
    Вооруженных Сил, координация в целях
    обороны разработки концепций строительства
    и разви­тия других войск, воинских
    формирований и органов;

  2. всестороннее
    обеспечение боевой и мобилизационной
    готовности Воо­руженных Сил для
    решения совместно с другими войсками,
    воинскими фор­мированиями и органами
    задач по предотвращению и отражению
    агрессии, направленной прошв РФ, для
    вооруженной защиты целостности и
    неприкос­новенности территории РФ,
    а также для выполнения задач в соответствии
    с международными договорами РФ;

  3. сохранение
    и совершенствование мобилизационной
    базы Вооруженных Сил,
    обеспечивающей совместно с другими
    войсками, воинскими формирова­ниями
    и органами перевод Вооруженных Сил на
    организацию и состав воен­ного
    времени, их стратегическое развертывание
    и решение задач по отраже­нию агрессии;

  4. контроль состояния
    Вооруженных Сил, его изменения, включая
    ресур-сообеспеченностъ, удельные
    расходы на боевую подготовку, текущее
    и пер­спективное оснащение вооружением
    и военной техникой, продовольственное
    и вещевое обеспечение в расчете на
    одного военнослужащего, а также размер
    денежного довольствия военнослужащих;

  5. участие в разработке
    проектов долгосрочных государственных
    про­грамм и годовых планов работ в
    интересах обороны, разработка федеральной
    государственной программы вооружения
    и развития оборонного промышлен­ного
    комплекса, а также предложений по
    формированию государственного оборонного
    заказа;

  6. разработка
    предложений по расходам на оборону,
    предусматриваемым в проектах федерального
    бюджета на соответствующие годы, и
    представление их в Правительство РФ,
    а также координация и финансирование
    работ, выполняемых в цепях обороны, и
    осуществление контроля за выполнением
    этих работ;

  7. разработка
    предложений по порядку расходования
    выделенных Министер­ству
    обороны средств и представление этих
    предложений в Правительство РФ;

  8. организация
    научных исследований в целях обороны,
    заказ и финанси­рование на договорной
    основе научно-исследовательских и
    опытно-конструк­торских работ в
    области обороны;

46

  1. организация
    технического, тылового, медицинского
    и финансового обеспечения Вооруженных
    Сил;

  2. организация и
    обеспечение в пределах своей компетенции
    создания и функционирования рациональных
    сопряженных (единых, общих, объединен­ных)
    систем технического, тылового и
    медицинского обеспечения Вооруженных
    Сил, других войск, воинских формирований
    и органов, заказов ими вооружения и
    военной техники на основе целесообразного
    объединения и принятия при не­обходимости
    их полномочий с учетом специфики
    структуры, состава и решае­мых задач;

  3. заказ и финансирование
    производства, закупки и ремонта
    вооружения и военной техники, закупки
    продовольствия, вещевого и другого
    имущества, ма­териальных и иных
    ресурсов для Вооруженных Сил, а тюке в
    установленном порядке для других войск,
    воинских формирований и органов в
    пределах выде­ленных на эти цели
    средств;

  4. координация
    заказов на разработку и закупку
    вооружения и военной техники общего
    применения для других войск, воинских
    формирований и орга­нов в целях
    унификации вооружения и военной техники,
    а также утверждение 1актико-1ехнических
    требований к образцам вооружения и
    военной техники, ос­новных положений
    научно-исследовательских и
    опытно-конструкторских работ’ военного
    назначения, разрешенных для экспорта;

  5. организация
    государственного заказа ядерных
    вооружений и государст­венного
    надзора за ядерной и радиационной
    безопасностью при разработке,
    из­готовлении, испытании, эксплуатации,
    хранении и утилизации ядерного оружия
    и ядерных энергетических установок
    военного назначения в пределах своей
    компетенции;

  1. обеспечение в
    Вооруженных Силах учета, хранения и
    расходования материальных ресурсов и
    финансовых средств в соответствии с
    установленными порядком и нормами;

  2. организация в
    Вооруженных Силах работ по сертификации,
    стандарти­зации, метрологии, а также
    организация изобретательства и
    рационализаторства;

  3. разработка и
    координация проведения в Российской
    Федерации единой военно-технической
    политики по вопросам создания и
    совершенствования воо­ружения и
    военной техники, защит интеллектуальной
    собственности, созда­ваемой при
    выполнении государственного оборонного
    заказа;

  4. организация
    эксплуатации, модернизации и ремонта
    вооружения, воен­ной техники и
    имущества в Вооруженных Силах;

  5. реализация
    высвобождаемых из наличия Вооруженных
    Сил вооружения и военной техники,
    запасных частей и комплектующих изделий
    к ним, а также боеприпасов через
    государственных посредников по экспорту
    (импорту) про­дукции военного
    назначения;

  1. обеспечение
    разведывательной деятельности в
    интересах обороны и безопасности
    Российской Федерации;

  2. осуществление
    расквартирования войск (сил), а также
    организация строительства и эксплуатации
    объектов военной инфраструктуры в
    Вооружен­ных Силах;

  3. обеспечение защиты
    государственной границы Российской
    Федерации в воздушном пространстве и
    подводной среде;

47

23) организация
и обеспечение выполнения воинских
перевозок

железнодорожным,
морским, речным и воздушным транспортом
Вооруженных

Сил,
а также в установленном порядке других
войск, воинских формирований и

органов;

24) осуществление
в соответствии с федеральным законом
в качестве специально
уполномоченного органа в области
обороны:

полного
государственного регулирования
использования воздушного про­странства
Российской Федерации;

государственного
контроля за деятельностью авиационного
персонала госу­дарственной
авиации;

контроля
поисково-спасательного обеспечения
полетов;

расследования,
классификации и учета авиационных
происшествий и инци­дентов
в государственной авиации;

  1. организация
    прохождения военной службы военнослужащими,
    а также работы
    (службы) гражданского персонала в
    Вооруженных Силах;

  2. организация
    функционирования и оптимизация системы
    подготовки во­енных
    кадров для Вооруженных Сил, других
    войск, воинских формирований и органов,
    осуществление подготовки, подбора,
    расстановки и воспитания кадров в
    Вооруженных
    Силах;

  3. участие
    в разработке государственных стандартов
    в области обязатель­ной
    подготовки граждан к военной службе;

  4. организация
    морально-психологического обеспечения
    войск (сил) и во­енно-патриотического
    воспитания военнослужащих;

  5. проведение
    совместно с федеральными министерствами,
    иными феде­ральными
    органами исполнительной власти, органами
    исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации и органами местного
    самоуправления работы по
    подготовке граждан к военной службе;

  6. финансирование
    и обеспечение учебно-материальной
    базой на договор­ной
    основе организаций и общественных
    объединений, осуществляющих подго­товку
    граждан по военно-учетным специальностям;

  7. реализация
    мер правовой и социальной защиты
    военнослужащих, лиц гражданского
    персонала Вооруженных Сил, граждан,
    уволенных с военной служ­бы,
    и членов их семей;

  8. разработка
    и осуществление комплекса профилактических,
    лечебных, са­наторно-курортных,
    оздоровительных и реабилитационных
    мероприятий, на­правленных
    на охрану и укрепление здоровья
    военнослужащих, лиц гражданско­го
    персонала Вооруженных Сил, пенсионеров
    Министерства обороны, членов их семей,
    организация деятельности медицинских,
    санаторно-курортных и оздоро­вительных
    учреждений, предприятий торговли и
    общественного питания Мини­стерства
    обороны;

  9. осуществление
    экологического обеспечения Вооруженных
    Сил в целях сохранения
    и восстановления в ходе повседневной
    деятельности и боевой подго­товки
    войск (сил) окружающей природной среды,
    а также снижения воздействия экологически
    неблагоприятных факторов на личный
    состав и объекты военной ин­фраструктуры;

  10. осуществление
    сотрудничества с военными ведомствами
    иностранных государств,
    заключение в установленном порядке
    соглашений с соответствую­щими
    ведомствами государств — участников
    Содружества Независимых Госу­дарств
    и иных иностранных государств;

48

  1. участие в
    осуществлении военного и военно-технического
    сотрудни­чества с иностранными
    государствами и международными
    организациями;

  2. участие
    в переговорах по проблемам безопасности,
    сокращения (ог­раничения) вооружений
    и вооруженных сил, а также по другим
    военным вопросам;

  1. организация
    выполнения в Вооруженных Силах и
    выполнение в пределах своей компетенции
    международных договоров Российской
    Феде­рации,
    а также участие в наблюдении за их
    выполнением другими государ­ствами
    — участниками этих договоров;

  2. оказание
    в установленном порядке иностранным
    государствам услуг по
    подготовке национальных военных кадров
    и технического персонала;

  1. обобщение практики
    применения федеральных конституционных
    законов, федеральных законов и иных
    нормативных правовых актов Рос­сийской
    Федерации в области обороны, подготовка
    предложений по совер­шенствованию
    федеральных конституционных законов,
    федеральных зако­нов, указов и
    распоряжений Президента Российской
    Федерации, постанов­лений и распоряжений
    Правительства Российской Федерации
    по вопросам обороны и внесение их в
    установленном порядке;

  2. организация работы
    по созданию и ведению баз данных в
    области обороны, в том числе правовой
    информации, участие в разработке и
    реали­зации программ правовой
    информатизации;

  3. осуществление
    нормативного правового регулирования
    организации деятельности
    Министерства обороны, организация
    правовой работы в Воору­женных
    Силах;

  4. направление в
    федеральные министерства, иные
    федеральные орга­ны исполнительной
    власти, органы исполнительной власти
    субъектов Рос­сийской Федерации и
    организации запросов и получение 01 них
    в установ­ленном порядке информации
    и материалов, необходимых для решения
    во­просов, отнесенных к обеспечению
    обороны страны;

  5. реализация мер,
    направленных на повышение авторитета
    и прести­жа военной’ службы, на
    сохранение и приумножение патриотических
    тради­ций, осуществление издательской
    деятельности, подготовка теле- и
    радио­программ;

Министерство
обороны осуществляет также иные функции,
преду­
смотренные
федеральными конституционными законами,
федеральными за­
конами
и другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации

  1. участвует в
    реализации государственной политики
    в области воен­но-технического
    сотрудничества и осуществляет управление
    в этой области;

  2. осуществляет
    координацию деятельности Комитета
    Российской Фе­дерации
    по военно-техническому сотрудничеству
    с иностранными государ­ствами по
    вопросам, отнесенным к ведению Комитета.

49

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Скачать материал

без ожидания

Контроль знаний учащихсяКак называется Федеральный закон, который определил д...

Скачать материал

без ожидания

  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 63 человека из 39 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Контроль знаний учащихсяКак называется Федеральный закон, который определил д...

    1 слайд

    Контроль знаний учащихся
    Как называется Федеральный закон, который определил дни во­инской славы России?
    Какие основные формы деятельности предусмотрены для увеко­вечивания памяти российских воинов?
    Какое значение имеет знание истории подвигов российского на­рода при защите своего Отечества?
    Какие формы увековечивания памяти русских воинов считаются основными?

  • Промо-ролик Вооруженных сил РФ

    2 слайд

    Промо-ролик Вооруженных сил РФ

  • Тема: Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами...

    3 слайд

    Тема: Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.
    МБОУ « Петровская школа №1»
    Учитель ОБЖ и физической культуры
    Ильичев Михаил Юрьевич

  • Цели урока:	Образовательная – изучить общую структуру Вооруженных   Сил  Росс...

    4 слайд

    Цели урока:
    Образовательная – изучить общую структуру Вооруженных   Сил  Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.

    Развивающая — сформировать   у   обучаемых представление о составе и предназначении  видов, родов  Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Воспитательная — воспитание чувства патриотизма, национальной гордости на основе знакомства с историческими вехами становления и деятельности Вооруженных Сил.

  • Военная организация нашего государства включает в себя Во­оруженные Силы Рос...

    5 слайд

    Военная организация нашего государства включает в себя Во­оруженные Силы Российской Федерации, составляющие её ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназна­ченные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации явля­ется важнейшим направлением деятельности государства.
    Целям обес­печения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.

  • Вооруженные Силы РФ это вооруженная организация государства, одно из важнейш...

    6 слайд

    Вооруженные Силы РФ
    это вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти.

  • В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации 
со­стоят из трех ви...

    8 слайд

    В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации
    со­стоят из трех видов войск:
    Сухопутных войск
    Военно-Воздушных Сил
    Военно-Морского Флота

    и трех родов войск:
    Ракетных войск стра­тегического назначения, Воздушно-десантных войск, Космических войск, а также Тыла Вооруженных Сил и специальных войск.

  • Сухопутные войска - вид Вооруженных Сил Российской Федера­ции, предназначенн...

    10 слайд

    Сухопутные войска — вид Вооруженных Сил Российской Федера­ции, предназначенный для прикрытия государственной границы, отра­жения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащенные различными видами военной техники и оружия, они включают в се­бя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воин­ские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.

  • Военно-воздушные силыРоссийской Федерации

    12 слайд

    Военно-воздушные силы
    Российской Федерации

  • Военно-Воздушные Силы - вид Вооруженных Сил, предназначен­ный для защиты орг...

    13 слайд

    Военно-Воздушные Силы — вид Вооруженных Сил, предназначен­ный для защиты органов высшего государственного и военного управ­ления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильнос­ти и обеспечения действий формирований видов Вооруженных Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

  • Военно-Морской Флот России 
(ВМФ России)

    15 слайд

    Военно-Морской Флот России
    (ВМФ России)

  • Военно-Морской Флот России (ВМФ России) - вид Вооруженных Сил, предназначенн...

    16 слайд

    Военно-Морской Флот России (ВМФ России) — вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государ­ства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических ин­тересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах). Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседнев­ной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.

  • Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

    18 слайд

    Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)

  • Ракетные войска стратегического назначения - самостоятель­ный род войск, пре...

    19 слайд

    Ракетные войска стратегического назначения — самостоятель­ный род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдер­живания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.

  • Космические войска

    21 слайд

    Космические войска

  • Космические войска — это принципиально новый самостоятель­ный род войск, кот...

    22 слайд

    Космические войска — это принципиально новый самостоятель­ный род войск, который предназначен для вскрытия начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников; борьбы с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район; поддержания в установленном составе орбитальных группиро­вок космических аппаратов военного и двойного назначения и обес­печения применения космических аппаратов по целевому назначению; контроля космического пространства; обеспечения выполнения Феде­ральной космической программы России, программ международного сотрудничества и коммерческих космических программ.

  • Воздушно-десантные войска

    24 слайд

    Воздушно-десантные войска

  • Воздушно-десантные войска - высокомобильный самостоятель­ный род войск, пред...

    25 слайд

    Воздушно-десантные войска — высокомобильный самостоятель­ный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.
    Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в соста­ве группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных
    конфликтах.

  • Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и...

    27 слайд

    Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Феде­рации и решения присущих им задач.

  • Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации,...

    28 слайд

    Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главноко­мандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.

  • Выводы:
	1. Вооруженные Силы Российской Федерации составляют ядро военной орг...

    29 слайд

    Выводы:
    1. Вооруженные Силы Российской Федерации составляют ядро военной организации государства.
    2. Свои задачи Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют в определенной организационной структуре, включающей виды и рода войск.
    3. Вооруженные Силы Российской Федерации, оснащенные современным вооружением и военной техникой, способны создать в случае войны мощную оборону на суше, в воздухе и на море.
    4. Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

  • Закрепление материала:
- Дать определение Вооруженных Сил.
- Назовите состав...

    30 слайд

    Закрепление материала:
    — Дать определение Вооруженных Сил.
    — Назовите состав и предназначение Вооруженных Сил.
    — Дайте определение Сухопутных войск и назовите их состав.
    — Какие задачи возлагаются на ВВС?
    — Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил?
    — Какое основное предназначение ВС РФ?
    — Каков состав современных ВС РФ?

  • Домашнее задание: 
§ 39 читать.

	Подготовить сообщение на тему: 

«Значение...

    31 слайд

    Домашнее задание:
    § 39 читать.

    Подготовить сообщение на тему:

    «Значение видов и родов ВС РФ для обеспечения военной безопасности страны».

    «Роль специальных войск в обеспечении боевой деятельности видов и родов ВС РФ».

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 257 358 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

    «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

    Тема

    § 39. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Урок «Состав ВС РФ»

  • Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
  • Тема: § 39. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации
  • 02.02.2020
  • 288
  • 4

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Обращение с опасными отходами I – IV класса опасности»

  • Курс повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления»

  • Курс повышения квалификации «Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Безопасность технологических процессов и производств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Пожарная безопасность»

  • Курс профессиональной переподготовки «Противопожарная профилактика в строительстве»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bosch srv 33a13 инструкция по установке
  • Цветы липы инструкция по применению для женщин
  • Маяк 120 руководство по ремонту
  • Кофеварка energy en 601 инструкция по применению
  • Кокарнит уколы инструкция по применению отзывы пациентов