Руководство вкр что это такое

Научное руководство выпускной квалификационной работой

Для руководства
выполнением выпускной квалификационной
работы назначается научный руководитель
из числа преподавателей выпускающей
кафедры или специалистов-практиков,
имеющих высшее образование и большой
опыт работы в области исследуемой
проблемы.

Научный руководитель:

  • оказывает студенту
    помощь в выборе проблемы исследования
    и формулировке темы ВКР, определении
    ее научного и методического аппарата;

  • помогает студенту
    разработать подробный план ВКР, дает
    рекомендации по отбору научной литературы
    по проблеме исследования;

  • регулярно
    консультирует студента по всем вопросам,
    касающимся выпускной квалификационной
    работы;

  • контролирует
    сроки выполнения и качество работы на
    отдельных этапах исследования, дает
    рекомендации по устранению обнаруженных
    недочетов;

  • проверяет качество
    завершенной работы, ее соответствие
    предъявляемым требованиям, оказывает
    помощь в ее редактировании и оформлении;

  • осуществляет
    помощь в подборе рецензента выпускной
    квалификационной работы.

  • составляет отзыв
    на выпускную квалификационную работу,
    содержащий также характеристику
    студента как исследователя и будущего
    специалиста; вносит на рассмотрение
    кафедры (заведующего кафедрой) предложение
    о возможности (или невозможности)
    допуска ВКР к защите перед Государственной
    аттестационной комиссией.

При выполнении
ВКР студент может обращаться за
консультацией не только к научному
руководителю, но и к другим преподавателям
кафедры, а также различным
специалистам-практикам.

Организация работы над выпускной квалификационной работой Этапы работы студента

После того, как
студентом выбрана тема ВКР, совместно
с научным руководителем составляется
план ее выполнения, отражающий этапы
работы над материалом ВКР и определяющий
их временные рамки (как правило, по
месяцам).

Основными этапами
работы студента над ВКР выступают
следующие:

  • первичное знакомство
    с литературой по проблеме исследования;

  • определение
    объекта, предмета, целей, задач
    исследования, формулировка гипотетических
    предположений;

  • разработка логики
    и методики исследования;

  • сбор теоретических
    и эмпирических материалов;

  • написание
    теоретической части работы;

  • проведение
    опытно-экспериментального исследования;
    написание черново-го варианта работы;

  • доработка текста,
    его оформление;

  • подготовка к
    защите.

Научно-методологический аппарат исследования

Любое научное
исследование помимо обозначения
конкретной темы предполагает определение
необходимых методологических параметров.
К ним относятся: объект
и предмет исследования, его цель и
задачи, гипотеза.

Объект исследования
– это область научной теории или практики
(в нашем случае социальной работы или
социальной педагогики), в рамках которой
ведется исследование, осуществляется
научно-поисковая деятельность. Таким
образом, объект исследования определяет
границы научного поиска, служит
своеобразным поисковым полем. В реальной
исследовательской практике в качестве
объекта исследования, как правило,
выступает какое-либо явление или процесс.
От объекта исследования необходимо
отличать объект научного эксперимента,
которым в области социальной работы и
социальной педагогики наиболее часто
являются люди, социальные группы,
организации, учреждения и т.д. — то есть
то, на что непосредственно направлена
диагностическая и преобразующая
экспериментальная деятельность.

Предмет исследования
является
органической
частью объекта исследования и отражает
наиболее значимые с практической или
теоретической точки зрения свойства,
стороны, особенности объекта, которые
подлежат глубокому специальному изучению
в данной работе. В рамках одного и того
же объекта возможно существование
нескольких предметов исследования,
отражающих конкретные, отдельно взятые
проблемные аспекты в рамках объекта
исследования. Таким образом, объектом
исследования является та область теории
или практики в рамках которой
непосредственно осуществляется научный
поиск, что непосредственно исследуется,
а предметом – то, что в объекте получает
научное объяснение. Это будет в
значительной степени определять разницу
исследований в области социальной
педагогики

и социальной
работы
. Например:

Проблема
исследования:
реабилитация
наркозависимых

для социальной
педагогики

для социальной
работы

Объект
исследования

социальная
реабилитация наркозависимых подростков

социальная
реабилитация наркозависимых с большим
стажем

Предмет
исследования

социальная
реабилитация наркозависимых подростков
средствами арт-терапии

возможности
социальной реабилитации наркозависимых
с большим стажем средствами арт-терапии

* Данный пример не
является абсолютно исчерпывающим.

Цель исследования
– предполагаемый результат научного
поиска, выраженный в теоретических или
практических результатах и форме, то
есть как утверждение теоретической
константы, либо практического действия
(рекомендации), разрешающий проблему
(противоречие), обозначенную в предмете
исследования

Например:

Цель исследования

для социальной
педагогики

для социальной
работы

выявить степень
привлекательности арт-терапии для
наркозависимых подростков

найти наиболее
эффективные способы вовлече6ия
наркозависимых с большим стажем в
реабилитационные программы на основе
арт-терапии

Цель выпускной
квалификационной работы конкретизируется
в системе исследовательских задач.

Задачи
исследования
– это конкретизированные элементы,
составные части цели исследования.
Каждая из этих частей должна подводить
исследователя к достижению цели научного
исследования. То есть решать определенные
конкретные проблемы в рамках предмета
исследования. это данные в конкретных
условиях цели деятельности; они должны
полностью раскрывать цель, представляя
собой звено, шаг, этап ее достижения.
Принято выделять следующие элементы:

  • решение определенных
    теоретических вопросов на основе
    изучения исторических источников и
    документов;

  • разработка и
    апробирование программы (системы мер)
    по изменению негативного «положения
    дел» в избранной сфере исследования
    работе, выявление ее современного
    состояния.

Гипотеза исследования
— предположения (теоретического или
практического характера), дающие наиболее
возможное решение проблемы, обозначенной
в предмете исследования. Гипотеза может
быть подтверждена или опровергнута
результатами исследования.

Требования
к содержанию

выпускной
квалификационной работы

Общие
требования

  • актуальность
    избранной темы;

  • точная формулировка
    объекта, предмета, гипотезы, цели, задач,
    методов исследования;

  • обоснованность
    логики исследования;

  • последовательность
    и четкость изложения материала;

  • убедительность
    аргументации и достоверность выводов;

  • доказательность
    и наглядность описания результатов
    опытно-экспери-ментальной работы;

  • практическая
    направленность исследовательских
    выводов, наличие рекомендаций;

  • достаточное
    количество использованных теоретических
    источников;

  • грамотное оформление
    согласно предъявляемым требованиям
    Государственного образовательного
    стандарта.

Исследование на
уровне выпускной квалификационной
работы предполагает изучение и критический
анализ монографической и периодической
литературы по теме; определение объекта
и предмета исследования; характеристику
целей, задач и методов исследования;
описание и анализ опытно-экспериментальной
работы; обобщение результатов; обоснование
выводов и практических рекомендаций.

При выполнении
ВКР студент не может ограничиться
простым обзором и реферированием
литературных источников, констатацией
и описанием опыта практической
деятельности в исследуемой области.
Исследование должно содержать научную
новизну и носить прикладной характер,
исключение могут составлять ВКР,
связанные с обработкой архивных
материалов и посвященные проблемам
истории социальной педагогики и
социальной работы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Руководитель дипломной работы – это специалист, курирующий студента в процессе написания ВКР. Выполнять обязанности дипломного руководителя могут три категории лиц – научные сотрудники, члены педагогического состава кафедры по выбранной специальности, специалисты с внушительным практическим опытом по рассматриваемому научному направлению.

Как правильно выбрать научного руководителя диплома?

  1. Деятельность куратора проекта полностью/частично совпадает с научными интересами автора диплома.
  2. Внушительный послужной список выбранного специалиста, заслуженный авторитет среди преподавателей и студентов.
  3. Личная профессиональная симпатия к преподавателю.
  4. Требовательность к выполнению условий календарного плана и др.моментов, связанных с написанием дипломной работы.

ТОП-10 основных функций дипломного руководителя

  1. Советы по дополнению теоретической части выпускной квалификационной работы при недостаточном объеме (составление списка актуальных литературных источников по теме исследования и т.д.).
  2. Штрафные санкции (основные причины — систематический срыв сроков, нарушение графика запланированного объема работы, непосещение консультаций куратора проекта и т.д.).
  3. Содействие во внеплановом изменении темы работы (условия смены – недостаток информационных материалов, отсутствие возможности апробации полученных результатов исследования на предмет достоверности и т.п.).
  4. Строгий контроль процесса подготовки диплома, включая своевременное внесение замечаний, корректировок в процессе работы.
  5. Дополнительные консультации для студентов, столкнувшихся с трудностями при написании/оформлении диплома.
  6. Выдача детального ТЗ для прохождения преддипломной практики. Рекомендуемые сроки – второй семестр четвертого курса обучения специальности. Такой подход упростит сбор ценных сведений по теме выпускной квалификационной работы.
  7. Своевременная проверка данных, собранных на производственной практике/библиотеке учебного учреждения по теме проекта, их систематизация, выработка дальнейшего плана будущей подготовки.
  8. Установка строгих временных рамок, позволяющих проводить поэтапный контроль процесса написания диплома, включая письменные пометки о датах представления отчетности за указанный промежуток времени.
  9. Подготовка актуального списка литературных источников, проверка качества исследования представленного библиографического перечня.
  10. Содействие в повышении уровня подготовки автора дипломной работы.

Если научный руководитель не желает взаимодействовать с выпускником и выполнять прямые кураторские обязанности, специалист обязуется представить кафедре аргументированный отказ от выполнения указанных функций.

Как правильно взаимодействовать с куратором проекта?

Чтобы наладить хорошие взаимоотношения с научруком диплома, студенту необходимо следовать пяти простым правилам – это регулярные встречи с куратором проекта, грамотное составление требуемых материалов по теме диплома, регулярные отчеты о проделанном объеме работы, своевременное выяснение у специалиста неоднозначных/спорных моментов по диплому, ведение конструктивного диалога.

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Поле email обязательное

1. Регулярно приходим  на назначенные встречи с руководителем, не пропуская консультации

Систематический пропуск консультаций может вызвать не только негативное отношение со стороны специалиста, но и вызвать множество дополнительных проблем – срыв сроков подготовки/сдачи запланированного материала, неправильное оформление готовой работы и т.д. Избежать этих нюансов помогут только регулярные встречи с научным руководителем.

2. «Идем в ногу» с требованиями календарного плана: записываем изученные материалы  и т.д.

Перед встречей с куратором, обязательно подготовьте требуемый материал – это поможет упростить взаимодействие со специалистом. Если в процессе подготовки возникли какие-то сложности/дополнительные вопросы, обрисуйте их краткую суть на бумаге в наглядном виде (например, работу приложения/агрегата/механизма проще начертать в схематическом формате и т.д.).

3. Представляем дипломному руководителю регулярные отчеты о проделанном объеме работы

Своевременно-составленная отчетность необходима куратору проекта для анализа объема работы, проделанной студентом. На каждую консультацию со специалистом подготовьте краткий отчет с указанием проблемных ситуаций, вектора направления дальнейших действий в строгом соответствии с календарным планом.

4. Выясняем спорные моменты, трудности, возникшие в процессе написания диплома

Во время консультации с куратором, важно не только отчитаться по проделанной работе, но и попросить совета при поиске выхода из затруднительной ситуации. Научный руководитель – это специалист-практик, поэтому сможет подсказать оптимальное решение при спорных моментах написания ВКР.

5. Проводим конструктивные беседы со специалистом во время консультаций

Не стесняйтесь уточнять подробности, детали по интересующим моментам – это существенно упростит процесс создания дипломной работы. Во время конструктивного диалога с дипломным руководителем, можно «пролить свет» на ряд пробелов и ускорить написания ВКР в несколько раз.

Нужна помощь в написании научной работы?

Выберете работу *

Выберете тип работы

E-mail *

Поле email обязательное

Конфликтные ситуации, инициирующие отказ научного руководителя дипломной работы от ведения проекта

  1. Регулярное непосещение студента-дипломника на назначенные консультации.
  2. Игнорирование рекомендаций куратора.
  3. Срыв сроков, указанных в графике выполнения работы без уважительных причин.
  4. Прогулы лекций по профильному предмету специальности.
  5. Оскорбительные замечания в адрес преподавателя, сомнения в его авторитетности и т.д.
  6. Другие конфликты, связанные с написанием практической части дипломной.
  7. Несовпадение научных взглядов по рассматриваемой проблеме.

Чтобы отказаться от ведения подготовки конкретного студента, специалист оформляет письменный отказ на имя заведующего кафедрой. На основании представленного документа, организовывается внеплановое заседание, выясняются обстоятельства сложившейся ситуации, составляется протокол собрания, выносится решение о замене преподавателя.

Была ли полезна статья?

Спасибо, ваш ответ принят

Оформление ВКР: что важно помнить студенту?

Время на прочтение
17 мин

Количество просмотров 1.8K

Близится окончание учебного года, а значит, скоро для старшекурсников наступит жаркая пора — защита выпускных квалификационных работ. Безусловно, для каждого студента это индивидуальный челлендж, однако год за годом тысячи выпускников тратят время, силы и нервы на решение по сути одних и тех же задач.

МойОфис регулярно работает с академическими партнерами — учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Оператором таких активностей выступает «Хаб Знаний МойОфис»; именно здесь аккумулируются лучшие практики по работе с образовательными учреждениями. Учащиеся партнёрских организаций получают возможность ознакомиться с нашими продуктами в рамках учебных программ, а также пройти производственную и преддипломную практики по различным направлениями: тестирование, проведение тематических исследований, решение практических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности, документооборотом, разработкой макросов и надстроек.

В этой статье мы решили обобщить наш опыт и опыт наших студентов в оформлении ВКР.


Привет, Хабр! Меня зовут Александр Мелихов, я системный инженер в дирекции безопасности МойОфис.

Минувший 2021-2022 учебный год был богат на события. В том числе для МойОфис: мы впервые поучаствовали в проекте по рецензированию выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов «Московского государственного образовательного комплекса» (ГБПОУ МГОК). Ребята из МГОК — частые гости нашей компании, студенты участвовали в производственной практике по направлению тестирования наших решений, помогали создавать макросы на Lua, исследовали принципы работы с функциями в табличном редакторе. Естественно, упускать такую замечательную возможность побыть «по ту сторону баррикад» было бы преступно. Собственно, обобщение полученного опыта и послужило в итоге поводом для этого материала. Изученные нами работы относились к специальности 10.02.04 «Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем», однако эта статья будет полезна как студентам среднего, так и высшего профессионального образования (магистрам и специалистам) технических специальностей. У магистров и аспирантов уже есть опыт написания ВКР, но возможно, они так же смогут вынести для себя что-то полезное.

Стоит признать: современная система образования вносит в процесс создания и защиты вашего финального проекта некоторую сумятицу. Скорее всего, вас уже пугали необходимостью соблюдать форматирование полей и ссылок на литературу, переписыванием текста по сто раз с итоговым возвратом к текущему состоянию, сбором подписей, сопровождаемым беготнёй по кабинетам руководителя / рецензента / замдекана / офиса госсекретаря США / <поставьте тут что угодно>, и обязательным провалом в финале — из-за потери дара речи при защите, под напором взглядов учёных мужей. Расслабьтесь, не всё так страшно.

Давайте выпишем и разберём вопросы, ответы на которые помогут спокойно взглянуть на ситуацию:

  • Что такое ВКР и зачем это всё вообще нужно?

  • Кто вовлечён в эту работу?

  • По каким критериям она будет оцениваться?

  • Откуда берутся требования к оформлению и зачем они нужны?

  • Страшна ли проверка на плагиат, если пишешь работу самостоятельно?

Минутка занудства

*Потерпите, это недолго*

Прежде чем переходить к описанию процесса подготовки «кирпича» ВКР, давайте договоримся — здесь и далее я предполагаю, что свою работу вы делаете самостоятельно, без обращения к различным сервисам формата «диплом под ключ за три дня». У меня есть некоторый опыт преподавания в вузе и с описанными проблемами я сталкивался на практике. Возможно, для кого-то эта аргументация будет неубедительной, но не привести её не могу.

Купленные работы видно

Другой человек при всем желании не сможет залезть вам в голову и оформить работу так, чтобы учесть все ваши знания и, что немаловажно, пробелы в них. Допущенные и не допущенные методологические ошибки хорошо показывают, с каким багажом знаний автор начинал исследование. И этот багаж будут проверять непосредственно у вас.

Даже в написанной под копирку работе нужно разобраться. И вот вам уже самому придётся влезать в голову неизвестного сумрачного гения, чтобы понять все его ходы. А это трудозатратно. Согласитесь, получится обидно, если комиссия будет понимать вашу работу лучше чем вы, и отправит вас в связи с этим обстоятельством на следующий годик.

Добавим в ту же копилку и стиль вашей письменной и устной речи. Безупречный текст, но не можем пару слов связать — сразу закладываются подозрения. С рецензентом, может, и прокатит, но ГАК точно не пройдёт мимо.

«Свою» дипломную работу вы покупаете в счёт будущего

Звучит банально, но давайте честно ответим на вопрос: на какие деньги покупается эта услуга?

Если вы не работаете (по современным меркам маловероятно, но всё же), то эти деньги не ваши. А что будет потом? Не нужно думать, что ваш будущий работодатель — слепой и наивный дурачок, который платит за красивые глаза, а на решение рабочих задач можно нанять мифического «индуса на аутсорсе». Поверьте, если на вашу работу можно нанять кого подешевле, то бизнес уже это сделал. Ценится умение решать проблемы, а не обходить их стороной.

Самая распространенная отмазка у работающих: «У меня нет времени на эту чушь и бюрократию». Но позвольте, это ваше образование. Зачем тогда было вообще начинать учиться? Чтобы корочка была? А кем вы тогда без корочки работаете? Чем не устраивает?

Важный опыт в относительно безопасной среде

Думали ли вы о своей будущей карьере? Не так, чтобы «работать на работе, получать деньги», а более приземлённо: что нравится, чего хотелось бы достичь? Любое созидательное творчество находится в рамках системы. В какой бы вы стране не жили, чем бы не занимались, вы всегда будете существовать в рамках чего-то большего. Где-то законы попроще, где-то жить подешевле, но в этом тоже надо разобраться. Процесс создания ВКР — это прекрасная возможность изучить, как работает система, в которой вы находитесь, как это можно использовать для себя. При этом с минимумом рисков. Не стоит пренебрегать этой возможностью.

Who is Who

ВКР — это исследование, проводимое студентом самостоятельно под контролем научного руководителя.

Цель работы — показать, что автор провёл исследование в рамках предметной области, самостоятельно нашёл проблему, исследовал её и привёл пути решения. Конечно же, для этого потребуется навык работы с литературой, обобщение и анализ фактического материала, применение теоретических и практических знаний, полученных в ходе обучения.

В зависимости от постановки задачи исследования, ВКР может называться «дипломная работа» или «дипломный проект». Чем они отличаются?

  • В дипломной работе поставленная задача носит научный (экспериментальный, теоретический) характер, результатом её решения является некоторая модель, состоятельность которой подтверждена расчётами, в некоторых случаях ещё и экспериментально.

  • В дипломном проекте решается конструкторская или технологическая задача — в результате получаем программный продукт, узел или механизм.

Соответственно, и текст вашей работы должен раскрывать характер проведённого исследования. Обратите внимание, что в отличие от привычных практических, лабораторных и курсовых работ вам необходимо самостоятельно изучить предметную область, определить проблему и выработать решение, а потом ещё и оценить практическую его полезность. Фактически, вы берёте на себя роль исполнителя исследования.

Роль научного руководителя (о чём часто забывают) — согласующая и консультирующая: он определяет тематику, оказывает методическую помощь, но искать материалы и писать «кирпич» руководитель не должен — это целиком и полностью ваша работа. Общая её цель — показать умение пользоваться полученными в процессе обучения знаниями и навыками, но не руководителю (он-то вас уже взял и наверняка в курсе ваших достижений), а некоторому ряду экспертов, которые должны со стороны оценить ваш труд.

Не забывайте о том, что руководитель только направляет и контролирует вашу деятельность. Несмотря на то, что именно он допускает вас к защите, всю ответственность за работу несёте вы.

К таким экспертам относятся:

  • рецензент — его задача ознакомиться с результатами вашей работы (естественно, для этого они должны быть полностью оформлены) и оформить на неё отзыв или рецензию;

  • ГАК (государственная аттестационная комиссия) — сотрудники учебного заведения, уполномоченные наблюдать за ходом защиты работы. Именно они оценивают как уровень подготовки выпускника, так и уровень его работы, а затем принимают решение о том, достоин ли кандидат присвоения ему квалификации.

Результаты вашей работы оценивают эксперты, не принимавшие участие в её создании.

По каким критериям оценивается работа?

Рецензенты видят перед собой только текст, поэтому обращают внимание на:

  • раскрытую в работе проблему: её актуальность, новизну, степень проработки;

  • процесс решения этой проблемы: выбор исходных данных, постановку задачи, ход её решения;

  • выбранные модели и методы, корректность выводов;

  • стиль повествования;

  • цитируемые источники.

Рецензент может быть внешним, поэтому не будет требовать чёткого соблюдения стандартов оформления, но если вы со своей стороны будете им внимательно следовать, то это заметно упростит процесс получения рецензии.

У ГАК нет возможности детально вчитываться в несколько десятков страниц, поэтому сам текст будет проверен по формальным признакам соблюдения структуры. Все необходимые данные будут получены из реферата. С другой стороны, члены ГАК услышат ваш доклад и смогут задать вам вопросы.

Итак, давайте в нескольких простых предложениях сформулируем, чего от нас вообще хотят:

  • выбрать некоторую предметную область и найти в ней проблему, за решение которой вы и возьмётесь;

  • с учётом полученных в процессе учёбы знаний и умений выработать подход к решению проблемы;

  • доказать (теоретически или экспериментально), что этот подход работает, определить граничные условия его применения;

  • оформить в текстовом виде описание проведённого исследования (это и будет текст ВКР);

  • защитить полученные результаты.

Именно так: то, что в студенческих кругах называется «кирпич», является фактически отчётом о проделанной работе. При общении с руководителем держите это в голове и не воспринимайте близко к сердцу неизбежную критику. Вполне возможно, что выбранная вами задача действительно актуальна, вы корректно строите модели и применяете необходимый для этого инструментарий, а все вопросы, которые вам задают, направлены на то, чтобы причесать оформление.

Любой студент знает, что когда возникает понятие «оформление», следом за ним вспоминают…

Oh, my … ГОСТ

Можно долго и много писать на тему смысла стандартизации, но, как показывает практика, гораздо проще провести мысленный эксперимент.

Представьте, что вы сами стали рецензентом чьей-то работы или вошли в ГАК. Перед вами несколько десятков работ и вам нужно за короткий промежуток времени ознакомиться с их содержимым. Можно просидеть неделю за их чтением, но поверьте, что изучение чужих ментально-лингвистических экзерсисов с поиском смысла, который вложил автор (если, конечно, вложил), операция трудоёмкая. Именно поэтому были разработаны подходы к стандартизации учебного процесса и контроля за его эффективностью.

При оформлении ВКР относитесь к стандартам не как к догмату, а как к источнику опыта. Скорее всего, вопрос вида «Как я могу представить в своей работе ***» в каком-то из стандартов уже озвучен, и изобретать велосипед не придётся.

Что позволяет нам эта самая стандартизация:

  • читатель видит перед собой определённую структуру текста и уже может оценить, какие вопросы были рассмотрены;

  • отдельный список источников поможет оценить их актуальность (сейчас хорошим показателем является преобладание источников, с момента публикации которых прошло пять лет, а ещё лучше три года);

  • ограничения на стиль изложения позволяют сосредоточиться на семантике текста, а не на его экспрессии;

  • разделённый на логически обоснованные фрагменты текст легче читается, всегда можно понять, раскрыта ли тема в данном конкретном разделе.

Какие требования предъявляются к работе?

Выпускная квалификационная работа относится к научной деятельности, а потому должна подчиняться требованиям Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). При этом в случае специальности технического профиля, вы в любом случае столкнётесь с Единой Системой Конструкторской Документации (ЕСКД), а возможно и с Единой Системой Программной Документации, если имела место разработка программного средства.

Каждое учебное заведение самостоятельно публикует «Методические указания по оформлению ВКР», которые могут ссылаться на устаревшие стандарты. Заранее изучите требования, это поможет сохранить нервы в будущем.

Перед вами перечень стандартов, связанных с оформлением ВКР. Обратите внимание, что стандарты обновляются, поэтому перед началом работы обязательно актуализируйте требования:

СИБИД

1

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно – исследовательской работе. Структура и правила оформления

Содержит описание структуры работы, на его основе можно сразу сделать шаблон

2

ГОСТ Р 7.0.99-2018 (ИСО 214:1976) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования

То же для реферата

3

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

Шрифты и рамочки. Обязательно загляните, есть хорошие мысли про стилистику текста

4

ГОСТ Р 7.0.100-2018 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления

Как создавать библиографические ссылки

5

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления

6

ГОСТ Р 7.0.108-2022 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографические ссылки на электронные документы, размещенные в информационно-телекоммуникационных сетях. Общие требования к составлению и оформлению

7

ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках

Сразу несколько стандартов по сокращению слов

8

ГОСТ 7.12-93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

9

ГОСТ 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила

10

ГОСТ 7.79-2000 (ИСО 9-95) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Правила транслитерации кирилловского письма латинским алфавитом

Правила транслитерации. Бывает полезно, чтобы не плодить костыли

11

ГОСТ Р 7.0.90-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования

Правила присваивания кодов УДК. Можно воспользоваться ссылкой: http://teacode.com/online/udc/

Государственная система обеспечения единства измерений

12

ГОСТ 8.417-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин

ЕСКД

13

ГОСТ 2.301-68 Единая система конструкторской документации. Форматы

Форматы бумаги. Просто на всякий случай

14

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

Всё, что может быть внутри документа

Система менеджмента качества

15

МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования

Видел ссылку на данный документ в методических указаниях. Может пригодиться при организации работы над ВКР и проверке её результатов

Заранее позаботьтесь о шаблоне документа. Его можно создать с нуля на основе требований из рекомендации по оформлению ВКР, либо попробовать использовать уже готовые шаблоны, скажем, на основе ранее защищённых работ.

Не поленитесь — изучите возможности текстовых редакторов, чтобы не осваивать их в и без того нервной обстановке написания ВКР.

Внимательно относитесь к оформлению — вам так или иначе придётся показывать свою работу большому числу людей, поэтому будьте готовы к оперативному внесению правок.

Посмотрим, какую структуру будет иметь работа согласно ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно–исследовательской работе. Структура и правила оформления. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» (обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом):

  • титульный лист: наименование учебного заведения, наименование министерства (ведомства) или другого структурного образования, в систему которого входит организация-исполнитель; название, автор, согласующие, список исполнителей;

  • реферат;

  • термины и определения;

  • перечень сокращений и обозначений;

  • введение — оценка современного состояния проблемы, обоснования проведения НИР, сведения о том, что сделано ранее (исследования и разработки, патенты и т.п.);

  • основная часть отчета о НИР:

    • выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

    • процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

    • обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и технико-экономической эффективности их внедрения и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

  • заключение

    • краткие выводы по результатам выполненной НИР или отдельных ее этапов;
      оценку полноты решений поставленных задач;

    • разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов НИР;

    • результаты оценки технико-экономической эффективности внедрения;

    • результаты оценки научно-технического уровня выполненной НИР в сравнении с лучшими достижениями в этой области.

    • список использованных источников;

  • приложения

    • дополнительные материалы к отчету (например, иллюстрации, таблицы и т.п.);

    • промежуточные математические доказательства и расчеты;

    • таблицы вспомогательных цифровых данных;

    • протоколы испытаний;

    • заключение метрологической экспертизы;

    • инструкции, методики, описания алгоритмов и программ, разработанных в процессе выполнения НИР;

    • иллюстрации вспомогательного характера;

    • копии технического задания на НИР, программы работ или другие исходные документы для выполнения НИР;

    • протокол рассмотрения результатов выполненной НИР на научно-техническом совете;

    • акты внедрения результатов НИР или их копии;

    • копии охранных документов.

Требования к объёму работы приводить не буду, они зависят от выбранной вами специальности и программы обучения. Стоит отметить, что раздел приложений зачастую не идёт в общий зачёт объёма работы, поэтому выверяйте текст так, чтобы основной его части хватило для выполнения этого формального требования.

Так будет выглядеть реферат:

  • сведения об общем объеме отчета, количестве книг отчета, иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений;

  • перечень ключевых слов — от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста отчета, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска;

  • текст реферата

    • объект исследования или разработки;

    • цель работы;

    • методы или методологию проведения работы;

    • результаты работы и их новизну;

    • область применения результатов;

    • рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР;

    • экономическую эффективность или значимость работы;

    • прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Стандартный объём реферата — одна печатная страница, поэтому выражайтесь просто и лаконично, без лишней «воды», для которой ГОСТ предусматривает целую основную часть.

И в заключение раздела, пару слов о вёрстке в TeX. Пока работа не напечатана и не подшита, вы вправе использовать любые средства для её вёрстки, но не забывайте, что промежуточные версии документа вы будете обсуждать с руководителем, предфинальную пришлёте рецензенту, а после защиты вам придётся предоставить цифровую копию вашей работы в архив. Не гонитесь за технологичностью, стремитесь к тому, чтобы это было удобно вам и всем, кто с вами взаимодействует.

В сети можно найти хорошие шаблоны для оформления, например https://github.com/latex-g7-32/latex-g7-32 и https://github.com/ledovsky/latex-gost-template, но следите за их актуальностью и соответствием требованиям вашего учебного заведения.

Страх и ненависть «Антиплагиат»

Под плагиатом понимается наличие прямых заимствований без соответствующих ссылок на их источник. Казалось бы, пиши текст самостоятельно и эта проблема вообще никогда не возникнет. Однако даже самые современные сервисы работают так, что получить стопроцентную оригинальность невозможно. Почему это происходит?

Во-первых, такие сервисы имеют достаточно большие базы уже индексированных документов, а ход мыслей и лексикон авторов, мягко говоря, предсказуем. Во-вторых, с толку сбивают обязательные требования к структуре и оформлению ВКР. Это что, просвета нет?

Впадать в уныние не стоит. Да, мы с вами пользуемся одними и теми же словами, но в наших силах по-разному формулировать свои мысли. При этом не забывайте, что если источник цитируется слово в слово, оформляем как цитату с обязательной ссылкой на оригинал.

Пару слов про «грязные приёмчики». Многочисленные студенческие сайты советуют для выправления метрики оригинальности использовать различные трюки, основанные на недостатках сервисов проверки на плагиат:

  • стеганографические приёмы: замена букв на аналогичные по начертанию, вставка неотображаемых символов;

  • нарушение порядка следования слов;

  • явные опечатки и сознательное нарушение правил грамматики.

На мой взгляд, использовать их целенаправленно — путь в никуда. В конце концов, на стеганографию найдётся своё средство, а писать заведомо кривой текст — не уважать читателя. Старайтесь выражать мысли своими словами, используйте меньше клише.

Разбор ошибок

Ниже я рассматриваю ошибки студентов из реальных дипломных работ. Примеры таких ошибок в тексте выделены курсивом.

Стилистика письменной речи

Избегайте жаргона, в том числе профессионального. Если приводится описание недостатков какого-то метода, избегайте критичных эмоциональных суждений. Общий тон текста должен быть нейтральным.

Личные конструкции

В англоязычных научных публикациях встречаются конструкции вида «I», «We» и т.д. Это объясняется особенностями языка, в котором безличные конструкции выглядят громоздко. Очень часто при переводах это забывается, и личные местоимения проникают в текст на русском.

В нашей культуре научных коммуникаций не принято персонализировать результаты, читатель априорно полагает, что авторы текста достигли их самостоятельно. Постоянное «я» и «мы» создаёт у читателя ощущения, что авторы не уверены в себе, поэтому старайтесь этого избегать.

Терминология

При описании ПАК на равных используются термины «стенд» и «изделие».

Стенд — реализация изделия в экспериментальных целях.

При описании отчуждаемых носителей информации используется термин «флешка».

Вас поймут, но это выглядит непрофессионально. Конкретизируйте, что имеется в виду: это флеш-накопитель, SSD или что-то ещё, подключаемое по USB.

Технологические решения

Некорректные ссылки на технические характеристики и описания

В основном тексте указывайте только необходимые в данном контексте параметры со ссылкой на материалы производителя. Остальные параметры можно при необходимости перечислить в приложениях.

В идеале, ссылайтесь на официальные описания и инструкции, не допускайте ссылок на магазины и проч.

Применение потребительского оборудования

Для создания ЛВС в проекте используются сетевые устройства потребительского класса, их выбор обосновывается более низкой стоимостью, чем у профессиональных решений.

(Жду, пока поплачут админы и интеграторы.) При выборе устройств берём во внимание показатели надёжности, непрерывности работы и безопасности устройств.

Некорректное сравнение средств, решающих разные задачи

В рамках проекта разрабатывается СЗИ определённого класса. В обзоре источников даётся подробное описание СЗИ другого класса, делается вывод о том, что оно не решает поставленных задач, поэтому цель работы — разработка СЗИ.

Если мы что-то разрабатываем, необходимо изучить аналоги и обосновать, почему они нам не подходят.

Необоснованные затратные мероприятия, не улучшающие показатели

При модернизации коммуникативного оборудования вместо маршрутизатора было предложено использовать АРМ с несколькими сетевыми картами. Также предложено кабели CAT.5 заменить на CAT.6 в серверной.

Если вы хотите сильно модернизировать инфраструктуру, заранее предусмотрите поэтапный план обновления для обеспечения непрерывной работы. Учитывайте реальный эффект от обновления, возможности оборудования (как нового, так и старого) и вероятные простои на пуско-наладку.

Экономические расчёты

Не забываем про то, что сотрудникам принято платить зарплату и отдавать с неё страховые взносы.

Софт и оборудование тоже иногда покупают.

Безопасность жизнедеятельности

Игнорирование взаимовлияния элементов вашей системы

Создаётся программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обработки данных, содержащих гос. тайну. В качестве технического средства защиты применяется генератор акустических помех, негативное влияние на здоровье от него не учитывается.

Если в проекте используются активные средства защиты, учитывайте и их влияние на здоровье тоже.

Нерелевантные иллюстративные материалы

Приведена схема современного эргономичного рабочего места с расчётами. При этом для вывода изображения используется ЭЛТ-монитор. Приводится рекомендация по использованию электромагнитного экрана.

Работа защищалась в 2022 году.

Расчёты по зрительной нагрузке необходимо выполнять с учётом современного оборудования

Приводятся рекомендации по расположению системного блока вдали от элементов отопления, при этом на фото системный блок стоит впритык к батарее, рабочее место расположено так, что пользователь не может с него встать, не выехав на стуле из промежутка между столом и стеной сзади.

Проверяйте иллюстративные материалы. Если приводите фото эргономичного и безопасного рабочего места, посмотрите, нет ли на фото каких-либо проблем. Изображения должны иллюстрировать «как надо», желательно в единой стилистике.

Чеклист

В заключение обобщим все рассмотренные ранее замечания в один чеклист:

Оформление

1

Титульный лист

Реквизиты, ФИО, должности

2

Наличие всех обязательных разделов

Согласно ГОСТ

3

Стилевые шаблоны

Проверьте актуальность стилевых шаблонов

4

Подписи у таблиц, рисунков, схем и т.п.

Каждый элемент должен иметь имя, отражающее его суть

5

Наличие текстовых ссылок на источники

Обязательно при цитировании

6

Изображения и схемы

Желательно, чтобы изображения были в едином стиле — не бойтесь переделывать их под себя. Особенно это касается схем. Общеизвестные схемы надо обязательно перерисовывать

Текст

7

Глоссарий

Убедитесь, что глоссарий содержит все упоминаемые в тексте сокращения, а также не общепринятые термины

8

Стиль речи

Убедитесь, что текст содержит нейтральные безличные формы вида «изучено… рассмотрено…»

Логика

9

Описание предметной области

Первая глава, содержащая описание предметной области.
При анализе источников ваша цель не написать как можно больше по теме, а раскрыть проблематику

10

Логические переходы между элементами повествования

Текст каждого раздела должен отвечать на конкретно поставленный вопрос.
В конце каждой главы обязательны выводы, из которых логически вытекает следующая глава

11

Соответствие результатов целям исследования

Сравните полученные результаты с целями исследования

Самое главное — не сомневайтесь в своих возможностях. Всё получится.


Если вам есть что рассказать о подготовке к защите ВКР, будем рады почитать об этом в комментариях. Делитесь опытом и дополняйте сказанное нами в статье! Если же вы хотите прийти к нам на экскурсию, практику или попробовать написать совместно выпускную работу — напишите нам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации электропоезда эд4м
  • Гиалуронат натрия для суставов цена уколы инструкция
  • Гиалуронат натрия для суставов цена уколы инструкция
  • Как перевести мануал программы
  • Наттокиназа инструкция по применению отзывы аналоги таблетки взрослым