Руководство внеурочной работы в школе

 Управление внеурочной деятельностью

в
рамках реализации ФГОС

заместитель
директора по ВР

МБОУ
«Саргатская ОШ»

Лаврентьева
Татьяна Владимировна

         В
современном обществе происходят перемены, которые требуют ускоренного
совершенствования образовательного пространства, определения целей образования,
учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В
связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов. Особая роль отводится внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является составляющей частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени.

         Общее
руководство внеурочной деятельностью с обучающимися в школе осуществляет
заместитель директора по воспитательной работе. На основе своих должностных
обязанностей и «Положения о классном руководстве» организацию внеурочной
деятельности с обучающимися класса осуществляет классный руководитель. Внеурочная
деятельность осуществляется по плану в соответствии с расписанием, утверждённым
руководителем общеобразовательного учреждения. К реализации мероприятий внеурочной
деятельности привлекаются педагоги из учреждений дополнительного образования,
специалисты историко-краеведческого музея, работники районной библиотеки и
методисты центральной клубной системы.

         Главной
целью внеурочной деятельности является создание оптимальной
социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое
саморазвитие и самореализацию личности. Определены основные задачи:


обеспечение благоприятной среды по адаптации ребенка в школе;

создание
условий для индивидуального развития ребенка и реализации приобретенных знаний,
умений и навыков;

выявление
интересов, склонностей, способностей и возможностей учащихся к различным видам
деятельности;

развитие
творческих способностей и опыта творческой деятельности, неформального общения,
сотрудничества.

Внеурочная деятельность осуществляется по следующим
направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное
и спортивно-оздоровительное, которые определены в соответствии с основной
образовательной программой образовательного учреждения.

В школе созданы
все необходимые условия для организации внеурочной деятельности. В штатное
расписание школы включены должности заместителя директора школы по ВР, старшей
вожатой и педагогов дополнительного образования. Все педагогические работники прошли
курсовую переподготовку по ФГОС. Для занятий внеурочной деятельностью в школе
кабинеты оснащены компьютерами и мультимедиа проекторами, для
спортивно-оздоровительных мероприятий имеются спортивный и тренажерный залы, школьный
мини-стадион и актовый зал. В школе организована работа группы продленного дня,
где дети после учебных занятий получают комплексный обед в школьной столовой,
находятся под присмотром воспитателя и имеют возможность заниматься внеурочной
деятельностью.

Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения. Мероприятия проводятся в форме квестов, работы мастерских,
клубов и студий. Организуются  конференции, смотры, десанты, акции, проводятся
праздники, деловые игры. Силами детей оформляются календарь знаменательных
событий, информационные тематические стенды, выпускаются стенгазеты.

Внеурочная деятельность
осуществляется посредством курсов внеурочной деятельности, воспитательных
мероприятий и организации деятельности ученических сообществ. Дополнительные
образовательные программы проходят процесс разработки, рецензирования и
утверждения администрацией школы.

Старшая вожатая курирует работу по
организации и реализации всероссийского движения школьников. Дети под её
руководством реализуют себя в военно-патриотическом направлении, являясь
членами «Юнармии» и «Юными инспекторами дорожного движения». Активно
обучающиеся выступают на школьных мероприятиях, оказывают всевозможную помощь
пожилым людям, организуют акции, встречи с интересными людьми, экскурсии и пр.  Классные
руководители с целью реализации внеурочной деятельности работают по плану
воспитательной работы класса, организуя разнообразные формы воспитательных
мероприятий с максимально полезной деятельностью для учащихся. Это организация
творческих мастерских, трудовые десанты, акции, соревнования, праздники и коллективно-творческие
дела. Воспитатель группы продленного дня организует тематические игры,
творческие мастер-классы, подвижные игры и активные прогулки, экскурсии,
контролирует посещение занятий курсов внеурочной деятельности и спортивных
секций.

Все виды внеурочной деятельности
учащихся ориентированы на воспитательные результаты. Достижение результатов
внеурочной деятельности   свидетельствует об эффективности
работы по вопросам воспитания.

Для оптимизации процесса
внеурочной деятельности и социализации обучающихся, своевременного выявления
недочётов, необходимо постоянно вести контроль. С
истема воспитательной работы складывается
на основе взаимодействия школы, родителей и учителей, на уроке и вне его.

Оценка качества является одной из
технологий управления внеурочной деятельностью, представляющая собой систему
наблюдений, проверок, анализа и оценки, соответствия принятым управленческим
решениям, зафиксированным в нормативно – правовых актах.

Цель оценки качества внеурочной
деятельности – выявление степени соответствия ВД достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального и основного
общего образования, и своевременной коррекции. Оценка внеурочной деятельности
направлена на систематическое изучение состояния работы, выполнение программ
дополнительного образования, ведение журналов внеурочной деятельности.
Осуществляется контроль посещаемости обучающимися занятий курсов внеурочной
деятельности и степень вовлеченности детей во внеклассные воспитательные
мероприятия.

Одним из направлений оценки
качества внеурочной деятельности является мониторинг её эффективности. Цель
данной оценки сбор, обработка и распространение информации, которая отражает
результативность внеурочной деятельности.

Показатели, по которым исследуется
эффективность внеурочной деятельности:

— количество учащихся включенных во
внеурочную деятельность;

— результат участия в мероприятиях разного
уровня;

— мотивация к познавательной деятельности;

— коммуникативные компетентности;

— сплочение ученического коллектива,
характер межличностных отношений;

— уровень воспитанности обучающихся;

— удовлетворенность учащихся и родителей
внеурочной деятельностью.

Для осуществления мониторинга
эффективности используются бланки, диагностики, методики, которые заполняются и
проводятся классными руководителями, психологом один раз в полугодие.
Полученная информация систематизируется. Данные исследования заносятся в
таблицы, графики, диаграммыПо итогам полученных данных выявляется
эффективность внеурочной деятельности, делаются выводы и формируются рекомендации.

Для осуществления оценки качества
внеурочной деятельности используются такие формы контроля как: собеседование с
педагогами, учащимися, родителями; посещение внеурочных занятий; анкетирование
родителей; отчёты классных руководителей, педагогов дополнительного образования
и руководителя школьного методического объединения классных руководителей.

По результатам оценки составляются
аналитические справки, которые заслушиваются на педагогическом совете, на заседаниях
ШМО классных руководителей.

Таким образом, главный результат
внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребёнком
своих интересов на основе свободного выбора,  приобретения духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций, создание условий для физического,
интеллектуального и эмоционального отдыха детей. И чтобы этот результат был
достигнут, необходимо учитывать оценку качества внеурочной деятельности,
используя различные направления и формы оценки.

Сложившийся на сегодняшний день
опыт по организации внеурочной деятельности является основой для дальнейшего
развития.

Вопрос

Ответ

Блок 1. Целевые ориентиры внеурочной деятельности в МАОУ СОШ

1. Что является целью организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ?

Цель организации внеурочной деятельности – обеспечение достижения планируемых результатов Стандарта: создание условий для становления и развития личности обучающихся, формирования их общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, интеллектуального развития, самосовершенствования, обеспечивающего их социальную успешность, развития творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья. Таким образом, основной целью организации внеурочной деятельности школы является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве.

Блок 2. Документы, определяющие содержание образования внеурочной деятельности

2. Какие типы программ определяют содержание образования внеурочной деятельности?

Виды программ, используемые в школе:

 типовые, рекомендованные Министерством образования;

 типовые, в которые внесены изменения в соответствии с особенностями работы школы;

 собственные (авторские), разработанные руководителями

3. Какие программы должны быть обязательно у педагога, ведущего внеурочную работу?

В документацию руководителя кружка, секции, клуба, факультатива и др. входят:

 журнал учета работы установленного образца;

 программа работы с календарно-тематическим планированием. Без программы, тематического (календарного) планирования руководитель группы к работе не допускается, его работа не оплачивается.

Блок 3. Организация внеурочной деятельности

4. Кто является руководителем внеурочной деятельности в школе?

Организация внеурочной деятельности может осуществляться как учителями школы, так и привлекаемыми по совместительству специалистами других учреждений дополнительного образования.

5. Нужно ли документально закреплять выбор образовательной области и образовательных программ внеурочной деятельности обучающимися?

Приложение разрабатывается в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

6. Какие требования предъявляются к составлению расписания?

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее 
благоприятного режима труда и отдыха учащихся. При работе с детьми осуществляться 
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание 
утверждается директором школы образовательного учреждения.

7. На какой срок происходит зачисление обучающихся в объединения внеурочной деятельности?

Учебный год в кружках, секциях, факультативах, курсах, клубах и др. начинается с 1-15 сентября и заканчивается к 25 мая. Объём внеурочной деятельности не более 10 часов в неделю до 1350 часов на уровне НОО; до 1750 часов на уровне ООО; до 700 часов на уровне СОО.

8. Кто ведет учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью?

Контроль за работой внеурочной деятельности осуществляют заместители директора по УВР и по ВР.

Заместитель директора по УВР и ВР проверяют проведение занятий согласно расписанию, состояние журнала учета работы руководителя группы, учёт посещаемости согласно плану ВШК.

9. С какой целью используется отдельный журнал по внеурочной деятельности?

Основная цель ведения журнала –учет проведенных занятий внеурочной деятельности, учет посещаемости занятий обучающимися.

10. Чем определяется списочный состав детских объединений внеурочной деятельности в школе?

Количество учащихся в группах – от 12 до 25. Продолжительность занятий по внеурочной деятельности устанавливается исходя из психологической и социально-экономической целесообразности, допускаемой нагрузки учащихся, а также возможностей бюджета школы:

 для учащихся 7 лет – не более 45 минут (1 академический час);

 для учащихся 8-10 лет

– до 1, 5 часов с 15-минутным перерывом;

 для учащихся 11-13 лет – до 1,5 часов без перерыва.

11. Какие требования необходимо учитывать при использовании педагогом разных форм внеурочной деятельности?

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих документов, к организации внеурочной деятельности в школе предъявляются следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе. Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 5 и более направлениям развития личности:

спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное,

социальное,

общеинтеллектуальное,

общекультурное, другие

Блок 4. Права обучающихся при посещении внеурочной деятельности

12. Имеет ли право обучающийся заниматься в объединениях разной направленности?

Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях и имеет право заниматься в объединениях разной направленности.

13. Имеет ли право обучающийся изменять направление обучения, связанного с внеурочной деятельностью?

Каждый обучающийся имеет право изменять направление обучения.

Блок 5. Права педагогов при организации внеурочной деятельности

14. Может ли педагог сам определять содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения?

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направляться на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д. Группы, кружки, секции и клубы формируются согласно пожеланиям учащихся и могут быть одновозрастными или разновозрастными.

15. Может ли педагог в своей работе использовать примерные программы, рекомендованные Минобрнауки РФ?

Возможно использование утвержденных авторских программ.

Выступление на районном семинаре

 «Организация внеурочной деятельности» в рамках ФГОС

СЛАЙД 1 В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутренних ресурсов школы, ее традиций, накопленного потенциала и  внешней социокультурной среды.

Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы.

СЛАЙД 2 Ориентируясь на сегодняшнее информационное общество, школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться».

Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

СЛАЙД 3 Попробуем охарактеризовать организацию внеурочной деятельности в нашей школе и сравнить с требованиями ФГОС.

СЛАЙД 4 Начнем с понятия: Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации/

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной и основной школе.

СЛАЙД 5 Исходя из требований Стандарта   внеурочная деятельность   должна:

  • во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
  • во-вторых, способствовать их  воспитанию;
  • в-третьих, разрабатываться в соответствии с выбранными направлениями развития личности школьника.
  • в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, кружки и секции, круглые столы, конференции, диспуты,  соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальные и патриотические проекты по воспитательной работе.

СЛАЙД 6 В нашей школе внеурочная деятельность организована по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социально-психологическое, общеинтеллектуальное, общекультурное;

СЛАЙД 7 Нами  определена   интеграционная модель организации  внеурочной деятельности обучающихся, где сочетается деятельность школы и учреждений дополнительного образования, и конечно же годовая циклограмма воспитательной работы.

 Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяем самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы.

Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе,  мы используем  имеющиеся  в школе условия и  опыт  проведения внеурочных  занятий, а  также  сложившуюся  систему воспитательной   работы.

СЛАЙД 8 При  организации ВУД, мы приняли во внимание следующие требования стандарта  к организации  внеурочной деятельности:

  • Часы, отводимые на ВУД, используются по желанию детей
  • Все направления ВУД направлены на воспитательный результат
  • Часов не более 10 на каждого ребенка
  • Школа определила направления и часы, отведенные на ВУД

Какие же на сегодняшний день у нас  в школе имеются условия для организации внеурочной  деятельности в рамках ФГОС ООО?

(кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

СЛАЙД 9 Кадровое обеспечение:
В реализацию ООП ООО будут вовлечены:
— 4 сотрудника административно- управленческого состава;
— 19 учителей-предметников;

— 5 специалистов  дополнительного образования;
— 16 классных руководителей;
— педагог-психолог;
— социальный педагог;
— педагог-организатор;

— библиотекарь.

СЛАЙД 10 Методическое сопровождение направлено на освоение содержания ФГОС через различные виды деятельности педагогов.  У нас прошли тематические педсоветы по введению ФГОС ООО, организована работа методического объединения по освоению новых педагогических технологий, проведены семинары-практикумы, мастер-классы, открытые занятия.

  • Темы вы видите на слайде

СЛАЙД 11 Нормативно-правовое обеспечение: Создавая нормативно-правовую базу, мы основывались на документах, регламентирующих внеурочную деятельность.

разработаны

«Положение о  внеурочной деятельности»

«Программа организации внеурочной деятельности на учебный год»

«Положение о программах внеурочной деятельности»

Имеются

-договора о сотрудничестве   с учреждениями дополнительного образования(ЦДОД «Созвездие» и ДТДиМ «Радуга»)

— разработаны программы курсов.

СЛАЙД 12 Принципы организации внеурочной деятельности по ФГОС:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

СЛАЙД 13 В нашей школе ….. (по слайду)

СЛАЙД 14 На основании этого созданы программы по ВУД. Из всех предлагаемых типов программ нами выбраны программы по конкретным видам внеурочной деятельности.

СЛАЙД 15 На сегодняшний день модель внеурочной деятельности в школе такова – мы интегрируем деятельность педагогов УДО, классных руководителей, учителей – предметников и других работников школы.

СЛАЙД 16 По ФГОС внеурочная деятельность учащихся дополняет основную образовательную программу и стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия по предметам школьного цикла имеют свое продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельности учащихся. Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире.

СЛАЙД 17Материально-техническое  и  информационное обеспечение:

В школе во всех  кабинетах компьютеры и мультимедийное оборудование, полное оборудование в актовом зале. Имеется выход   в Интернет в  кабинете информатики. Школьная библиотека имеет большой книжный фонд, в том числе и справочная литература. В библиотеке постоянно действуют книжные выставки по любым запланированным темам. Действует школьный сайт, где размещена информация о введении ФГОС ООО.  Ежемесячно выходит школьная газета «Наш голос» и фотогазета «Fotolook», где освещается школьная жизнь.

СЛАЙД 18 Остановлюсь на том, что из  опыта организации внеурочной деятельности  в нашей школе, мы можем смело использовать при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

1) система программ  по интересам для 1-4 и 5-7 классов;

2)  традиционные  формы внеурочных  мероприятий: научно-практическая конференция,  краеведческая конференция,  социальные  и патриотические проекты; волонтёрское движение и т.д.  Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога;

3) опыт социального партнёрства  (сотрудничество с  УДОд). Основная  цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства  в микросоциуме, обеспечение  успешной адаптации ребенка к современным социокультурным условиям.

4) система воспитательной работы: классными руководителями разработаны и реализуются программы воспитательной деятельности  в классе. Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, которая обогащает личность ребенка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, создает условия для духовно- нравственного роста личности является коллективные творческие дела.

5) опыт проектной и исследовательской деятельности.   Подготовка  к участию и участие   в различных конференциях позволяют ребёнку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития.

6) система физкультурно-оздоровительной работы (спортивные секции: по    баскетболу, мини-футболу;  Дни здоровья и Олимпийские дни).  Ежегодно в школе реализуются проекты данного направления – «Просто быть здоровым», «Мое здоровье – мое достояние», «В школу за здоровьем» и т.д.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС НОО наполнили ее новым содержанием.

В текущем году при 100% занятости ведутся курсы по всем направлениям.

СЛАЙДЫ 19-22

Направления внеурочной деятельности в 1-7 классах представлены следующим набором курсов. Как видно из таблиц, все направления ВУД задействованы.

СЛАЙД 23 Педагоги применяют различные формы проведения занятий.  Воспитательный результат внеурочной деятельности —  непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию  в том или ином  виде внеурочной деятельности.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности  может происходить на уровнях:

  •  представления коллективного результата группы обучающихся;
  • индивидуальной  оценке результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося.

СЛАЙД 24 Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося  будет использоваться  портфолио По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе.

СЛАЙД 25  Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы.

  • Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. А для 2-3 классов, занятия проводится либо после уроков, когда дети уже устали, либо нулевым уроком.  
  • Мы не всегда  имеем  свободные помещения для организации внеурочной деятельности, у нас нет специальных помещений, нет игровых,  нет комнат отдыха.
  • Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.

СЛАЙДЫ 26 – 28 Отсюда можно сформулировать «плюсы» и «минусы» в организации ВУД.

Но при этом мы должны стремиться к тому, чтоб приблизиться к максимальному выполнению требования ФГОС. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

СЛАЙД 29         В  заключении  мне хотелось бы ещё раз сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.  

СЛАЙД 30 И потому важнейшая задача   педагогического коллектива —  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика, несмотря на загруженность каждого педагога…. Здесь я ставлю многоочие

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать — совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Целью внеурочной деятельности является:

  • содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися 1-4-х классов.
  • создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:

  • включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  • создание условий для реализации основных образовательных целей;
  • оптимизация учебной нагрузки учащихся;
  • формирование способностей к успешной социализации в обществе, воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Внеурочная деятельность может быть организована по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации внеурочной деятельности.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и материальных возможностей. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, «экспедиции», хобби-центры и т.п.).

Третья модель организации внеурочной деятельности может быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество должно осуществляется на регулярной основе.

Четвертая модель организации внеучебной деятельности в современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.

В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами учащихся и их родителей.

Для определения актуальных форм организации внеурочной деятельности в нашей школе педагогами ОУ был изучен социальный запрос родителей на основе анкетирования.

Полученные результаты позволили администрации ОУ и учителям составить план курсов внеурочной деятельности. А учителям — составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности, которые вошли в содержательный раздел основной образовательной программы начального общего образования.

В настоящее время наша школа работает по третьей модели организации внеурочной деятельности. И внеурочная деятельность организована по всем пяти направлениями и реализуется через кружки.

Основные направления внеурочной деятельности в нашей школе

Направления развития личности

Формы организации внеурочной деятельности

Возраст

ФИО руководителя

Общекультурное

«Школа вежливости»

«Волшебный мир оригами»

«Волшебный мир бисера»

«Мой родной край»

1 класс

2,3 классы

2,3 классы

1 класс

Духовно-нравственное

«Театр. Творчество. Дети»

Вокальная студия «Бемоль»

1 класс

2,3 классы

Общеинтеллектуальное

«Детская риторика»

«Развитие познавательных способностей»

1 класс

1 класс

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

2,3 классы

Социальное

«Все цвета кроме черного»

2,3 классы

При организации внеучебной деятельности обучающихся задействованы собственные педагоги (учителя начальных классов, психолог, соц. педагог, учитель музыки), а также социальные партнёры (учреждение дополнительного образования — ЭБЦ).

Основная цель такого взаимодействия — создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают возникать проблемы:

  • отсутствие на сегодняшний день компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности,
  • недостаточное количество учреждений дополнительного образования;
  • отсутствие специалистов со специальным образованием;
  • разработки программ внеурочной деятельности (Программы были взяты из «Примерных программ внеурочной деятельности», а затем адаптированы к условиям нашей школы);
  • отсутствие материально­технических условий;
  • недостаточное программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности;
  • при выборе кружков не был учтен баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями (много кружков где детям приходится сидеть, дети не двигаются)
  • проблемы финансового обеспечения.

Итак, в результате, на выходе из начальной школы, мы ожидаем получить:

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
  • увеличение доли детей, имеющих навыки здорового образа жизни
  • сформированное уважительное отношение к своей школе, городу.
  • развитое чувство гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
  • более высокий уровень социальной культуры учащихся и их родителей.

Работа над внедрением стандарта подводит к следующим выводам:

  • внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Итогом такой работы должен быть заданный образовательный результат — научить детей осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных, в более широком смысле — научить их социализироваться, адаптироваться в разных общественных формациях.

Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.

Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.

На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.

Смотрите

Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества, посещение школьного музея.
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,
  • Тематические классные часы.
  • Подготовка к участию в военно-спортивной игре «Зарница».
  • Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

Социальное:

  • Проведение субботников.
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных растений и уход за ними.
  • Акция «Посади дерево», «Белый цветок», «Покормите птиц» и др.

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.

Образно-художественные формы

  • Концерты
  • Спектакли
  • Праздники
  • КТД

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс    
Школьник знает и понимает общественную жизнь    
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы    
Школьник ценит общественную жизнь    
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс    
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни    
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:

Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.

Автор: Галина Мещерякова

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Материалы по мотивации на Педсовете

  • Как вовлечь ребёнка в учебу. Основы эмоциональной и когнитивной вовлеченности
  • Как удержать внимание в классе. Идеи из книг по мотивации взрослых
  • Учусь по собственному желанию! Как повысить мотивацию у школьников?
  • Как вовлечь детей в учебу: 7 простых приемов от выпускников Центра опережающей педагогики
  • Как удержать внимание на уроке-лекции. Как сделать лекцию интересной и запоминающейся?
  • Как заинтересовать ребёнка в учёбе? Опыт выпускницы с красным дипломом
  • Чудеса мотивации: на урок как в театр. Занятия по химии в антураже вселенной Гарри Поттера
  • Как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся?
  • Мотивация к учебе. Где ее раздают?
  • 7 проверенных способов мотивировать ребенка в начальной школе
  • Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников
  • 8 стратегий развития мотивации школьников при изучении математики

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тарифное руководство что это такое
  • Руководство пользователя наручных часов casio
  • Излор против аллергии инструкция по применению таблетки
  • Максимакс цена таблетки инструкция по применению
  • Csi linux руководство