1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.
4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Система руководства и управления Вооруженными Силами
Общее
руководство Вооруженными Силами (и
другими воинскими формированиями и
органами) Российской Федерации
осуществляет Верховный
Главнокомандующий.
Согласно Конституции и Закону «Об
обороне» им является Президент
России.
Реализуя
свои полномочия, Президент определяет
основные направления военной политики
Российской Федерации, среди которых
важнейшее место занимают проблемы
создания, укрепления и совершенствования
военной организации, технического
оснащения Вооруженных Сил, определения
перспектив развития военной техники,
мобилизационных возможностей государства.
Он утверждает военную доктрину Российской
Федерации, концепции и планы строительства
и развития Вооруженных Сил, других войск
и воинских формирований, план применения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
мобилизационный план Вооруженных Сил,
которым определяется порядок работы
органов государственной власти России,
субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и экономики страны в
военное время. В условиях мира готовится
и утверждается Президентом Федеральная
государственная программа оперативного
оборудования территории Российской
Федерации, планируется создание запасов
материальных ценностей государственных
и мобилизационных резервов. Кроме того,
Президент утверждает Положение о
территориальной обороне и План гражданской
обороны.
Президент
Российской Федерации утверждает
федеральные государственные программы
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса. Также
утверждаются Президентом страны планы
размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами,
а также объектов по ликвидации оружия
массового уничтожения и ядерных отходов.
Им же утверждаются все программы ядерных
и других специальных испытаний.
Осуществляя
непосредственное управление Вооруженными
Силами, он утверждает структуру и состав
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований до объединения включительно,
а также штатную численность военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов.
Наиболее
важные документы, такие, как общевоинские
уставы, положения о Боевом Знамени
воинской части, Военно-морском флаге,
порядке прохождения военной службы,
военных советах, военных комиссариатах,
утверждаются Президентом Российской
Федерации и являют собой законы армейской
и флотской жизни.
Дважды
в год Президент издает указы о призыве
граждан на военную службу, а также об
увольнении с военной службы военнослужащих,
проходящих службу по призыву.
Как
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент страны в соответствии
с Законом РФ о военном положении вводит
в действие нормативные правовые акты
военного времени и прекращает их
действие, формирует и упраздняет органы
исполнительной власти на период военного
времени в соответствии с федеральным
конституционным законом о военном
положении. В случае агрессии против
России или непосредственной угрозы
агрессии Президент Российской Федерации
издает Указ о введении военного положения.
Оно может быть введено на территории
всей страны или в отдельных местностях,
которые подверглись нападению, которым
угрожает нападение или которые имеют
особое значение для обороны страны.
Вводя военное положение, Президент
наделяет особыми полномочиями органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и организации. При
введении военного положения могут
создаваться специальные органы военного
управления, власть которых распространяется
и на гражданских лиц. Всем органам и
должностным лицам предписывается
оказывать содействие военному командованию
в использовании сил и средств данной
территории для обороны, обеспечения
безопасности и порядка. Могут быть
ограничены некоторые конституционные
права граждан (например, свобода собраний,
демонстраций, свобода печати).
При
введении военного положения Президент
Российской Федерации немедленно сообщает
об этом Совету Федерации и Государственной
Думе. Указ Президента о введении военного
положения должен быть утвержден Советом
Федерации.
Президент
Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами вправе принять
решение о привлечении Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
к выполнению задач с использованием
вооружения не по их предназначению.
Президент
России формирует и возглавляет Совет
Безопасности РФ. Основными его функциями
является разработка предложений по
обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета,
территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами
в выработке военной политики Российской
Федерации.
Таким
образом, выполняя свои конституционные
обязанности и задачи, возложенные на
него Федеральным законом «Об обороне»,
Президент Российской Федерации —
Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами обеспечивает подготовку страны
к отражению возможной агрессии, управляет
всеми сторонами процесса поддержания
армии и флота России в боеготовом
состоянии, соответствующем уровню угроз
национальной безопасности страны.
В
Российской Федерации, в соответствии
с Конституцией РФ, представительным и
законодательным органом является
Федеральное Собрание, которое состоит
из двух палат — Совета Федерации и
Государственной Думы. Конституция и
Закон «Об обороне» четко определяют
полномочия Федерального Собрания в
области обороны.
Совет
Федерацииявляется верхней палатой
Федерального Собрания и выступает как
орган представительства субъектов
Федерации. К его ведению относится
утверждение указов Президента РФ о
введении военного и чрезвычайного
положения, а также о привлечении
Вооруженных Сил, других войск, воинских
формирований и органов с использованием
вооружения к выполнению задач не по их
предназначению, решение вопроса о
возможности использования Вооруженных
Сил РФ за пределами территории Российской
Федерации. Совет Федерации рассматривает
расходы на оборону, устанавливаемые
принятыми Государственной Думой
федеральными законами о федеральном
бюджете, а также принятые Государственной
Думой федеральные законы в области
обороны.
Государственная
Думаявляется представительным
органом всего населения Российской
Федерации и состоит из депутатов,
избираемых гражданами Российской
Федерации на основе всеобщего равного
и прямого избирательного права при
тайном голосовании.
Государственная
Дума рассматривает расходы на оборону,
устанавливаемые федеральными законами
о федеральном бюджете; принимает
федеральные законы в области обороны,
регулируя тем самым различные аспекты
деятельности по организации обороны и
военному строительству.
Кроме
этих полномочий, Совет Федерации и
Государственная Дума осуществляют
парламентский контроль в этой сфере
через свои комитеты по безопасности и
обороне.
Правительство
Российской Федерации— один из главных
органов осуществления государственной
власти в Российской Федерации. Оно
возглавляет систему федеральных органов
исполнительной власти.
В
соответствии со статьей 114 Конституции
РФ Правительство РФ осуществляет меры
по обеспечению обороны страны и ее
безопасности. Более подробно содержание
деятельности Правительства в этой сфере
сформулировано в Законе РФ «Об
обороне». Согласно этому закону
Правительство: разрабатывает и
представляет в Государственную Думу
предложения по расходам на оборону в
федеральном бюджете; организует снабжение
Вооруженных Сил Российской Федерации
материальными средствами, энергетическими
и другими ресурсами и услугами по их
заказам; организует разработку и
выполнение государственных программ
вооружения и развития оборонного
промышленного комплекса; определяет
условия финансово-хозяйственной
деятельности организаций Вооруженных
Сил; организует разработку Федеральной
государственной программы оперативного
оборудования территории страны в целях
обороны и проводит мероприятия по
реализации этой программы; определяет
организацию, задачи и осуществляет
общее планирование гражданской и
территориальной обороны; организует
контроль за экспортом вооружения и
военной техники, стратегических
материалов, технологий и продукции
двойного назначения и др.
Непосредственное
руководство Вооруженными Силами России
осуществляет министр обороны через
Министерство обороны и Генеральный
штаб Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Министр
обороныявляется прямым начальником
всего личного состава Вооруженных Сил
РФ и несет персональную ответственность
за выполнение задач, возложенных на
министерство. По наиболее важным вопросам
жизни и деятельности Вооруженных Сил
РФ он издает приказы и директивы, а также
вводит в действие положения, наставления,
другие правовые акты, регламентирующие
различные вопросы жизни, быта и
деятельности войск.
Министерство
обороны Российской Федерацииучаствует
в подготовке предложений по вопросам
военной политики и по военной доктрине
Российской Федерации, разрабатывает
концепцию строительства Вооруженных
Сил Российской Федерации. Оно готовит
Федеральную государственную программу
вооружения и развития военной техники,
а также предложения по государственному
оборонному заказу, по расходам на оборону
в проекте федерального бюджета. Важное
значение имеют координация и финансирование
работ, выполняемых в целях обороны;
организация научных исследований, заказ
и финансирование производства и закупок
вооружения и военной техники,
продовольствия, вещевого и другого
имущества, материальных и иных ресурсов
для Вооруженных Сил. Министерство
сотрудничает с военными ведомствами
иностранных государств, а также
осуществляет целый ряд иных полномочий.
Основным
органом оперативного управления войсками
и силами флота Вооруженных Сил РФ
является Генеральный штаб. Он
разрабатывает предложения по военной
доктрине России, план строительства
Вооруженных Сил Российской Федерации
и координирует разработку предложений
по численности Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.
Генеральный
штаб готовит также план применения и
мобилизационный план Вооруженных Сил
и Федеральную государственную программу
оперативного оборудования территории
страны в целях обороны. Он устанавливает
количественные нормы призыва на военную
службу, военные сборы, осуществляет
анализ и координацию проведения в стране
мероприятий по воинскому учету, подготовке
граждан к военной службе и их призыву
на военную службу и военные сборы. В
целях обороны и безопасности Генеральный
штаб организует проведение разведывательной
деятельности, мероприятий по поддержанию
боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил Российской Федерации
и др.
В
структуру центрального аппарата
Министерства обороны РФ входят ряд
главных и центральных управлений,
ведающих определенными функциями и
подчиненных определенным заместителям
министра обороны или непосредственно
министру обороны. Кроме того, в состав
центральных органов Министерства
Обороны (МО) РФ входят Главные командования
видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В
структурном отношении Главное командование
вида ВС РФ состоит из Главного штаба,
управлений, отделов и служб. Во главе
вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий.
Он назначается Президентом РФ и
подчиняется непосредственно министру
обороны.
В
состав управления военного округа
входят: штаб военного округа, управления,
отделы, службы и другие структурные
подразделения. Возглавляет военный
округ командующий войсками военного
округа.
Структура
управления отдельной воинской части и
основные обязанности ее должностных
лиц определены Уставом Внутренней
службы Вооруженных Сил Российской
Федерации.
Исполнительная
власть, осуществляемая военными органами
Вооруженных Сил РФ, действует как на
основании общих принципов осуществления
исполнительной власти, так и специфических,
важнейшими из которых являются принципы
последовательной централизации,
единоначалия и строгой дисциплины.
Централизациявыражается в осуществлении руководства
всеми Вооруженными Силами государства
из единого центра, подчинении всех видов
Вооруженных Сил РФ единому командованию,
наделении центральных органов всей
полнотой прав по управлению нижестоящими
военными органами и подчиненными
войсками, обязательности актов и указаний
вышестоящих органов и должностных лиц
для нижестоящих.
Единоначалие— основополагающий принцип строительства
Вооруженных Сил РФ, руководства ими и
взаимоотношений между военнослужащими.
Суть единоначалия заключается в наделении
командира (начальника) всей полнотой
распорядительной власти по отношению
к подчиненным и возложении на него
персональной ответственности за все
стороны жизни и деятельности воинской
части, подразделения и каждого
военнослужащего. Единоначалие в
Вооруженных Силах РФ осуществляется
на прочной правовой основе. Этот принцип
закреплен юридически на законодательном
уровне. Нормы военного законодательства,
уставы ВС РФ конкретно определяют
обязанности и права соответствующих
командиров (начальников), наделяют их
необходимыми государственно-властными
полномочиями.
Воинская
дисциплина— важнейший принцип
осуществления исполнительной власти
в военном управлении. Однако воинская
дисциплина является только частью
(видом) государственной дисциплины,
действующей в военной области. Поэтому
органы военного управления и их
должностные лица обязаны соблюдать
требования и других видов государственной
дисциплины.
Таким
образом, Вооруженные Силы Российской
Федерации имеют стройную систему
руководства и управления, которая
обеспечивает их надежную управляемость
в различных условиях обстановки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Скачать материал
Скачать материал
- Курс добавлен 09.03.2023
- Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
- Сейчас обучается 856 человек из 77 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Контроль знаний учащихся
Как называется Федеральный закон, который определил дни воинской славы России?
Какие основные формы деятельности предусмотрены для увековечивания памяти российских воинов?
Какое значение имеет знание истории подвигов российского народа при защите своего Отечества?
Какие формы увековечивания памяти русских воинов считаются основными? -
2 слайд
Промо-ролик Вооруженных сил РФ
-
3 слайд
Тема: Состав Вооружённых Сил РФ. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.
МБОУ « Петровская школа №1»
Учитель ОБЖ и физической культуры
Ильичев Михаил Юрьевич -
4 слайд
Цели урока:
Образовательная – изучить общую структуру Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами РФ.Развивающая — сформировать у обучаемых представление о составе и предназначении видов, родов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воспитательная — воспитание чувства патриотизма, национальной гордости на основе знакомства с историческими вехами становления и деятельности Вооруженных Сил.
-
5 слайд
Военная организация нашего государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие её ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства.
Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства. -
6 слайд
Вооруженные Силы РФ
это вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политической власти. -
-
8 слайд
В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации
состоят из трех видов войск:
Сухопутных войск
Военно-Воздушных Сил
Военно-Морского Флотаи трех родов войск:
Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Космических войск, а также Тыла Вооруженных Сил и специальных войск. -
-
10 слайд
Сухопутные войска — вид Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащенные различными видами военной техники и оружия, они включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.
-
-
12 слайд
Военно-воздушные силы
Российской Федерации -
13 слайд
Военно-Воздушные Силы — вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований видов Вооруженных Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.
-
-
15 слайд
Военно-Морской Флот России
(ВМФ России) -
16 слайд
Военно-Морской Флот России (ВМФ России) — вид Вооруженных Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах). Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.
-
-
18 слайд
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН)
-
19 слайд
Ракетные войска стратегического назначения — самостоятельный род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.
-
-
21 слайд
Космические войска
-
22 слайд
Космические войска — это принципиально новый самостоятельный род войск, который предназначен для вскрытия начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и ее союзников; борьбы с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район; поддержания в установленном составе орбитальных группировок космических аппаратов военного и двойного назначения и обеспечения применения космических аппаратов по целевому назначению; контроля космического пространства; обеспечения выполнения Федеральной космической программы России, программ международного сотрудничества и коммерческих космических программ.
-
-
24 слайд
Воздушно-десантные войска
-
25 слайд
Воздушно-десантные войска — высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.
Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных
конфликтах. -
-
27 слайд
Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.
-
28 слайд
Руководство Вооруженными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.
-
29 слайд
Выводы:
1. Вооруженные Силы Российской Федерации составляют ядро военной организации государства.
2. Свои задачи Вооруженные Силы Российской Федерации выполняют в определенной организационной структуре, включающей виды и рода войск.
3. Вооруженные Силы Российской Федерации, оснащенные современным вооружением и военной техникой, способны создать в случае войны мощную оборону на суше, в воздухе и на море.
4. Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. -
30 слайд
Закрепление материала:
— Дать определение Вооруженных Сил.
— Назовите состав и предназначение Вооруженных Сил.
— Дайте определение Сухопутных войск и назовите их состав.
— Какие задачи возлагаются на ВВС?
— Для каких целей существует Тыл Вооруженных Сил?
— Какое основное предназначение ВС РФ?
— Каков состав современных ВС РФ? -
31 слайд
Домашнее задание:
§ 39 читать.Подготовить сообщение на тему:
«Значение видов и родов ВС РФ для обеспечения военной безопасности страны».
«Роль специальных войск в обеспечении боевой деятельности видов и родов ВС РФ».
-
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 259 372 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
Тема
§ 39. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
Урок «Состав ВС РФ»
- Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности», Смирнов А.Т., Хренников Б.О.
- Тема: § 39. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации
- 02.02.2020
- 289
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Безопасность и антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Обращение с опасными отходами I – IV класса опасности»
-
Курс повышения квалификации «Обеспечение экологической безопасности руководителей и специалистов общехозяйственных систем управления»
-
Курс повышения квалификации «Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании»
-
Курс повышения квалификации «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Безопасность технологических процессов и производств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Пожарная безопасность»
-
Курс профессиональной переподготовки «Противопожарная профилактика в строительстве»
Обновлено: 21.05.2023
Военная организация нашего государства включает в себя Вооружённые Силы Российской Федерации, составляющие её ядро, и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства.
Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений (военных округов, флотов, армий, флотилий, корпусов), соединений (дивизий, бригад), воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации, в Тыл Вооружённых Сил, и в войска, не входящие в виды и рода войск.
Личный состав Вооружённых Сил России включает в себя военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В настоящее время Вооружённые Силы Российской Федерации состоят из трёх видов войск: Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота — и трёх родов войск: Ракетных войск стратегического назначения, Воздушно-десантных войск, Войск воздушно-космической обороны, а также Тыла Вооружённых Сил и специальных войск.
Сухопутные войска — вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. Оснащённые различными видами военной техники и оружия, они включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска, воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.
Военно-воздушные силы — вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.
Военно-морской флот России (ВМФ России) — вид Вооружённых Сил, предназначенный для обеспечения военной безопасности государства с океанских (морских) направлений, защиты стратегических интересов Российской Федерации в океанских, морских районах (зонах).
Для управления и всестороннего обеспечения боевой и повседневной деятельности сил флот имеет системы управления, базирования и обеспечения. Флот возглавляется командующим.
Ракетные войска стратегического назначения — самостоятельный род войск, предназначенный для реализации мер ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника.
Войска воздушно-космической обороны — принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в воздушно-космической сфере. В составе Войск воздушно-космической обороны под единым руководством сосредоточены все силы, способные вести борьбу с воздушно-космическим противником. Основное назначение войск — защита территории страны от ударов средств воздушно-космического нападения.
Воздушно-десантные войска — высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.
Воздушно-десантные войска способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных конфликтах.
Специальные войска предназначены для обеспечения боевой деятельности видов и родов войск Вооружённых Сил Российской Федерации и решения присущих им задач.
Руководство Вооружёнными Силами осуществляет Президент Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией является Верховным главнокомандующим.
Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооружёнными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооружёнными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны.
Выводы
- Вооружённые Силы Российской Федерации составляют ядро военной организации государства.
- Свои задачи Вооружённые Силы Российской Федерации выполняют в определённой организационной структуре, включающей виды и рода войск.
- Вооружённые Силы Российской Федерации, оснащённые современным вооружением и военной техникой, способны создать в случае войны мощную оборону на суше, в воздухе и на море.
- Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Вопросы
- Каково основное предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации?
- Каков состав современных Вооружённых Сил Российской Федерации?
- Кто осуществляет руководство Вооружёнными Силами Российской Федерации?
- Для решения каких задач предназначен новый самостоятельный род войск — Войска воздушно-космической обороны?
Задания
Дополнительные материалы к § 39
О военных округах
Военный округ Вооружённых Сил Российской Федерации является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооружённой защите и для вооружённой защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности её территории в установленных границах ответственности.
В военно-административном отношении территория России с 1 декабря 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1144 разделена на четыре военных округа: Западный, Южный, Центральный, Восточный.
В состав каждого военного округа входят находящиеся на его территории органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооружённых Сил и военные комиссариаты.
Руководство военными округами осуществляет министр обороны Российской Федерации. Оперативное управление военным округом осуществляет Генеральный штаб, который обеспечивает контроль за исполнением решений министра обороны.
Непосредственное управление отдельным военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, он является прямым начальником всего личного состава военного округа. Ему непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооружённых Сил и военные комиссариаты. Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны Российской Федерации, а также начальнику Генерального штаба Вооружённых Сил — первому заместителю министра обороны Российской Федерации по вопросам, отнесённым к его компетенции, и главнокомандующему Сухопутными войсками.
Здание Министерства обороны Российской Федерации, из которого министр обороны осуществляет руководство военными округами
Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.
Президенту Российской Федерации предоставлено право в случае агрессии или непосредственно ее угрозы вводить на территории страны военное положение. Президент как Верховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий может издавать приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерства обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Национальные интересы России в области обороны заключаются в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств. Это положение требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, реформировании Вооруженных Сил, приведении их в соответствии с балансом сил на мировой арене и экономическими возможностями государства.
На основе анализа изменений, прошедших в характере отношений Российской Федерации с ведущими державами мира, можно сделать вывод, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем не исключается попытка силового соперничества с Россией и реальную угрозу в обдает оберет России могут представлять:
- существующие и потенциальные очаги локальных войн и
вооруженные конфликты вблизи Государственной границы
России; - распространение ядерного и других видов оружия массового
поражения, развитие технологии их производства и средств их
доставки в сопредельных с Россией странах или близких к ней
регионах; - расширения спектра угроз, связанного с международным
терроризмом, в том числе с возможным использованием в этих
целях различных видов оружия массового поражения; - сохранение или создание крупными державами мощных
группировок вооруженных сил в прилегающих к территории
России регионах, которые даже при отсутствии агрессивных
намерений в отношении нашей страны представляют собой
потенциальную военную опасность.
В этих условиях главной целью практической деятельности государства признано совершенствование Вооруженных Сил РФ для обеспечения безопасности страны, возможности адекватного реагирования на угрозу, которые могут возникнуть для России в 21 веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
В истории России военные реформы всегда проводились при изменения внешней ситуации, государственной политики в области обороны страны. На пороге 21 в. Россия встала перед необходимостью проведения военных реформ, начало которых было положение замыслов предстоящих преобразований, разработанными ведущими учеными и специалистами Министерства обороны, Генерального штаба, командование штабов видов Вооруженных сил, родов войск, военных округов и флотов.
Вооруженные силы России играют главную роль в обеспечении национальной безопасности государства силовыми методами.
Исходя из этого определенны основные задачи Вооруженных Сил:
- обеспечение ядерного содержания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны;
- обеспечение надежной защиты страны от воздушно-космического
нападения и решения задач по отражению агрессии в локальной
войне, л также развертывание группировки для решения задач в
региональной войне; - осуществление миротворческой деятельности как самостоятельно,
так и в составе международных организаций.
В Концепции также определены основные принципы возможного применения Россией военной силы для обеспечения своей национальной безопасности. Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении сил я средств, включая и ядерное оружие, если в результате развязанной вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию РФ как независимого суверенного государства.
Использование военной силы предусматривает осуществлять тогда, когда все не военные меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективны.
Эти положения определили основную цель реформы – создания высоко оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных сил.
При планировании реформы Вооруженных Сил руководством
страны и Министерством обороны России учитывалась сложная
социально-экономическая ситуация в стране и возможности выделения средств на ее оборону.
С учетом всех факторов проведения мероприятий военной реформы было спланировано два этапа.
На первом этапе (1997 — 2000 гг.) предусмотрено перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырех-видовой их структуре. Для этого уже в 1997 г. был сформирован новый вид Вооруженных Сил — Ракетные войска стратегического назначения. Новые РВСН включили в себя военно-космические силы и Войска ракетно-космической обороны, Таким образом была решена ближайшая задача реформы — укрепление потенциала сдерживания.
В 1997 — 1998 гг. проведена работа по объединению ВВС и Войск ПВО. Завершено реформирование Сухопутных войск. В их составе создано определенное количество боеготовых соединений и частей, полностью укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой. Осуществлена оптимизация структуры и боевого состава ВМФ во всех стратегически важных океанских районах.
К концу первого этапа реформы завершится оптимизация структуры Вооруженных Сил, я их численность составит 1,2 миллиона человек.
На втором этапе реформы (2001 — 2005 гг.) предусмотрено осуществить переход Вооруженных Сил на трех-видовую структуру путем объединения войск по сферам их применения: суша, воздух, космос, море.
Материальной основой реформирования Вооруженных Сил станут многофункциональные новые системы оружия стратегического, оперативного и тактического назначения. Для этого уже на втором этапе реформы предусмотрено завершить создание научно-технической и технологической основы для перевооружения нашей армян на новые, более эффективные образцы вооружения и военной техники.
Определены следующие приоритеты направления военно-технического обеспечения безопасности России:
- поддержание комплекса стратегических вооружений на уровне,
обеспечивающем безопасность страны; - развитие высокоэффективных систем управления войсками и
оружием, а также связи, разведки, радиоэлектронной борьбы; - создание нового поколения высокоточных безъядерных средств поражения и систем их информационного обеспечения;
- повышение индивидуальной оснащенности военнослужащих средствами поражения, защиты, связи и экипировки.
В целом в результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации конфликтов и войн, а также по реализации международных обязательств России.
Для решения этих задач Вооруженные Силы России в своем составе должны иметь:
- силы ядерного сдерживания – для удержания ядерных держав от развертывания ядерной войны, а также государств и их коалиций, обладающих превосходством в обычных вооружениях, от широкомасштабной не ядерной войны;
- cилы не ядерного сдерживания — для удерживания возможного
агрессора от развертывания и эскалации (расширения)
региональных конфликтов, а также для гибкого реагирования на
возникающие угрозы с целью локализации и ликвидации
конфликтов малой интенсивности; - мобильные силы, обеспечивающие наращивание противодействия
при ликвидации военных конфликтов; - средства информационного противодействия вероятному
противнику в информационной войне.
Эти задачи признаны решить следующие реформированные виды Вооруженных Сил:
Ракетные войска стратегического назначения.
РВСН в новом составе предназначены для решения задач ядерного сдерживания в случае установления факта ракетно-ядерного нападения, его отражения и проведения эффективных ответных действий. Это войска, выполняющие роль главной составляющей части стратегических ядерных сил страны и находящиеся в постоянной боевой готовности.
Организованно РВСН состоят из ракетных армий и дивизий, полигонов, военно-учебных заведений, предприятий, учреждений запуска и управления космическими аппаратами, объединений и соединений
ракетно-космической обороны. Основной боевой единицей РВСН является ракетный полк.
Сухопутные войска. СВ являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил. Они составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. СВ предназначены для обеспечения безопасности и защиты нашей страны от внешних агрессий на сушу и защиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.
В настоящие время в состав СВ входит пять родов войск- мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, ПВО и авиация.
В состав СВ входят соединения и части специальных войск — разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла. Организационно в состав СВ включены воинские части и учреждения тыла.
В настоящие время СВ состоят из семи военных округов.
Организационно СВ состоят из общевойсковых танковых армий, корпусов, мотострелковых, танковых, пулеметно-артиллерийских дивизий, укрепленных районов, бригад, отдельных частей и др. воинских частей, учреждений, предприятий и организаций.
Военно-Воздушные силы.
ВВС нового состава сочетают в себе оборонительные я ударные функции, они предназначены для эффективного действия при отражении воздушно-космического нападения, завоевания господства в воздухе, а также решения задач авиационной поддержки Сухопутных войск, ведения воздушной разведай, транспортных перевозок и специальных задач.
Военно-Морской флот
ВМФ в новых условиях предназначен для создания надежной обороны государства, обеспечения национальных интересов и поддержания военно-политической стабильности России на морских и океанских пространствах.
В состав ВМФ входят четыре флота (Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский) и Каспийская флотилия, органы военного управления и родов сил: подводные я надводные силы, морская авиация, береговые войска, подразделения обеспечения и обслуживания.
Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил ВМФ -предотвращение развязывания войны в составе стратегических ядерных сил страны — в ВМФ сохранены морские стратегические ядерные силы.
Вооружённые силы (ВС) РФ – гос. военная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. В исключительных случаях на основании Указа Президента РФ ВС могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.
Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.
Реализуя свои полномочия, Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.
Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.
Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.
Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).
При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.
Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.
Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.
В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.
Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.
Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.
Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства Обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.
В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.
Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов осуществления исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.
Централизация выражается в осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого центра, подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию, наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками, обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для нижестоящих.
Единоначалие — основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.
Воинская дисциплина — важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.
Таким образом, Вооруженные Силы Российской Федерации имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.
Читайте также:
- Система основного школьного образования в германии включает в себя реальная школа realschule
- Расскажите о технологиях водоснабжения кратко
- Реакция организмов на изменение условий среды кратко
- Теория очищения разума философия кратко
- Прощай азбука сценарий для начальной школы от старшеклассников
Система руководства и управления вооруженными силами
Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.
Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.
Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.
Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.
Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).
При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.
Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.
Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.
Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны
В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.
Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.
Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.
Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство:
- разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
- организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
- определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;
- организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;
- определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;
- организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.
Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.
Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб.Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.
В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.
Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военная доктрина
Она была утверждена в 2000 г. Военная доктрина закрепляет комплекс официальных подходов к решению военно-политических, военно-экономических и военно-стратегических задач. Этот документ был утвержден в переходный период – на этапе становления демократического государства и построения военной организации РФ.
В доктрине конкретизированы отдельные положения Концепции нацбезопасности России. Документ составлен на основе комплексной оценки военно-политических условий в мире, стратегического прогноза их развития, научно обоснованном определении текущих и предстоящих целей, объективных потребностей и возможностей обеспечения обороноспособности, анализе характера и содержания современных войн и военных конфликтов, зарубежном и отечественном опыте организации военной службы.
МО РФ является ключевым ведомством, реализующим госполитику в сфере военного дела. Доктрина – документ оборонительного характера, что предопределено сочетанием положений, указывающих на приверженность миру, твердую решимость отстаивать национальные интересы, обеспечивать военную безопасность страны и ее союзников.
Нормативную основу документа составляют Конституция, федеральное законодательство и иные, в том числе международные, правовые акты.
Значение военной силы
Обеспечение защиты национальных интересов России, ее безопасности осуществляется в гуманитарной, военной, экономической, политической областях. Эта деятельность тесно связана с позицией страны в международных отношениях. В настоящее время наблюдается две тенденции. Во-первых, отмечается стремление создать новую, демократическую, справедливую систему политических отношений между государствами. Во-вторых, все чаще применяется военная сила вне мандата ООН.
В таких условиях значение военной организации как внешнеполитического инструмента неуклонно растет. Россия выступает за формирование такой системы межгосударственных отношений, при которой роль военной силы минимально, а ее задачи сводятся только лишь к сдерживанию конфликтов.
Одним из ключевых аспектов, определяющих подходы к обеспечению нацбезопасности, является взаимодействие РФ с наиболее активными участниками международных отношений. Среди них ведущее место занимает ООН и Совет безопасности. Важнейшую роль в межгосударственных отношениях играют СНГ, НАТО, ЕС, ШОС.
ООН и Совет безопасности Организации рассматриваются нашей страной в качестве центрального звена, обеспечивающего стабильность в мире. Умаление роли этих институтов, переход к повсеместному использованию военной силы расцениваются Россией как угроза национальным интересам.
Одним из важнейших направлений внешнеполитической деятельности государства является взаимодействие со странами, входящими в СНГ. РФ стремится к развитию военно-политического сотрудничества с ними.
Взаимодействие России и НАТО определяется Декларацией, утвержденной в 2001 г. Наша страна рассчитывает на прекращение антироссийской риторики, устранение элементов, свидетельствующих о негативном отношении к РФ, из военных доктрин государств-участников НАТО. Если же члены Североатлантического альянса сохранят их, это потребует перестройки военной организации России, изменения принципов формирования армии, корректировки ядерной стратегии.
Наша страна, безусловно, готова расширять взаимодействие с США в экономической, военно-политической сферах, в области обеспечения стабильности в мире и ликвидации всех элементов «холодной войны». Россия поддерживает усилия Америки в борьбе с международным терроризмом.
ШОС является ключевым звеном в системе обеспечения безопасности в Дальневосточном регионе и Центральной Азии. Взаимодействие России с этой организацией направлено на создание зоны стабильности и мира, исключение крупномасштабных военных угроз.
В настоящее время геополитическая обстановка такова, что защита национальных интересов РФ только за счет политических возможностей становится невозможной. Сегодня крайне недостаточно участия в международных организациях, партнерских отношений с другими государствами. Устранение внутренних, внешних и трансграничных угроз становится основной задачей военной организации России. В этой связи, роль военной силы как внешнеполитического инструмента постоянно растет.
Система комплектования ВС
Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение Вооруженных сил, иных войск, формирований и органов кадрами и в мирное, и в военное время. Сегодня используется смешанный способ комплектования: призыв сочетается с добровольным вступлением граждан в ВС по контракту.
Призыв на службу – необходимое условие обеспечения армии кадрами. В настоящее время без него обойтись нельзя. Вместе с тем в последнее время все больше ощущается недостаток призывных ресурсов.
Для лиц, проходящих службу в ВС по призыву, срок пребывания в рядах армии устанавливается в зависимости от участия в вооруженных конфликтах, образования и прочих обстоятельств. Он составляет 12-24 месяца.
Призыву подлежат все мужчины 18-27 лет, не находящиеся в запасе и стоящие на учете в военном комиссариате по месту проживания. Выполнить свой долг обязаны также лица указанного возраста, завершившие обучение в государственных, муниципальных или иных негосударственных учебных заведениях, имеющих аккредитацию по соответствующим специальностям, зачисленные в запас в звании офицера.
Воинский долг
На лиц, проходящих службу, возлагается обязанность пройти специальную подготовку к защите государства, обеспечивать непосредственную охрану интересов страны, отражать угрозы от других государств. Ее исполнение связано с необходимостью четко и беспрекословно исполнять поставленные задачи в любых ситуациях, в т. ч. с риском для здоровья и жизни.
Обеспечение защиты государственной целостности, суверенитета страны, безопасности, отражение нападений, выполнение обязательств, взятых РФ в рамках международных соглашений, составляет суть воинского долга. Он обязывает каждого военнослужащего умело, мужественно защищать Родину, служить народу, быть верным Присяге, соблюдать конституционные положения, федеральные законы и иные правовые акты. Каждый гражданин, находящийся в рядах ВС, должен постоянно совершенствовать мастерство, держать в боевой готовности технику и оружие, беречь имущество военной части.
Ключевые положения госполитики в сфере обороны
Руководство страны рассматривает обеспечение безопасности, строительство мощной военной организации МО РФ в контексте формирования демократического правового режима, осуществления необходимых социальных и экономических преобразований, утверждения принципов взаимовыгодного партнерства, равноправного сотрудничества в международных отношениях. Россия выступает за активное и последовательное создание всеобъемлющей системы безопасности, сохранение мира на планете.
Обороноспособность и безопасность страны обеспечивается за счет сил и средств, имеющихся в ее распоряжении. Одним из ключевых элементов военной организации РФ является система ядерной безопасности. Россия оставляет за собой право применять ядерное оружие в ответ на использование другими странами оружия массового поражения против нее либо ее союзников. Здесь следует сказать о важнейших принципах, закрепленных в Доктрине. РФ не применит ядерное вооружение против стран-участниц ДНЯО или не располагающих таким оружием. Исключение составляют случаи агрессии против России, ее союзников или государств, отношения с которыми скрепляются взаимными обязательствами в сфере безопасности.
Служба по контракту
За последнее время множество факторов, политических, демографических, социальных, идеологических, экономических в том числе, оказало негативное влияние на состояние системы комплектования армии. За последнее десятилетие резко сократилось количество призывников. Из всего количества граждан, находящихся на воинском учете, не было призвано в армию около 85 %.
Вместе с тем в современных условиях стремительно развиваются и активно применяются новые формы, способы, средства вооруженной борьбы. Это является важнейшей предпосылкой для ужесточения требований к профессиональной подготовке служащих. Для решения актуальных проблем, связанных с комплектованием армии, Правительством была утверждена целевая программа, направленная на создание формирований постоянной боевой готовности. Состоять они будут из граждан, проходящих службу по контракту.
В Программе предусмотрено 2 части. В первой изложены положения, описывающие привлекательность службы по контракту, условий ее прохождения. Во второй части отражены мероприятия, направленные на повышение боеспособности контрактных формирований.
Проблемы подготовки кадров
В настоящее время большие сложности отмечаются в системе профподготовки сержантов. В войсках необходимо сформировать институт младших командиров. В настоящее время ими становятся обычные призывники, отобранные в сержантскую школу практически сразу после распределения по воинским частям. Как показывает анализ их деятельности, уровень подготовки младших командиров явно недостаточен. Роль сержантов в рядах армии, однако, постоянно возрастает. Именно поэтому стоит задача комплектования линейных частей младшими командирами-профессионалами.
Основу кадрового состава любой армии составляют капралы и сержанты. Именно они определяют готовность солдат пойти за командирами, поднимают их боевой дух.
Еще одна проблема, требующая незамедлительного решения, — подготовка офицеров. Исправление ситуации в комплектовании офицерского корпуса должно обеспечиваться за счет реализации госпрограммы по реформированию военного образования в стране. Один из основных источников пополнения ВС и прочих войск этими служащими установлен в Указе Президента «О призыве на военную службу офицеров запаса». В этом правовом документе закреплено, что каждый год порядка 15 тыс. граждан, окончивших обучение в муниципальных, государственных или иных образовательных учреждениях, получивших аккредитацию по соответствующим специальностям, не имеющих права на отсрочку либо освобождение, должны пройти службу.