Капитан 2 ранга С. Хабаров
История возникновения. В период с начала формирования в 1950году2 послевоенного прототипа министерства обороны, так называемого ведомства Бланка, и вплоть до 1970-го полномочия заместителей министра обороны не были четко определены.
Указ об организации высшего военного управления (1970) обозначил распределение полномочий военных и гражданских должностных лиц министерства обороны ФРГ, а также сфер их ответственности. Документ определял права и обязанности генерального инспектора бундесвера, инспекторов видов вооруженных сил, которые вместе со своими штабами входили в структуру военного ведомства. Генеральный инспектор, несмотря на свой статус «наивысшего военного представителя бундесвера», не имел широких полномочий по управлению ВС. Являясь советником министра обороны, он отвечал за вопросы планирования развития бундесвера, а также представлял германские вооруженные силы на международных мероприятиях на уровне начальников генеральных штабов. Инспекторы видов ВС имели ранг и полномочия начальников управлений МО ФРГ. В свою очередь, главные штабы этих видов и управления были равнозначными структурами.
Необходимость пересмотра компетенции должностных лиц, а также внесения изменений в структуру министерства обороны назрела в связи с наращиванием масштабов задействования ВС в операциях за пределами национальной территории после террористических атак 2001 года (прежде всего в составе МССБ в Афганистане). На разработку предложений по изменению полномочий должностных лиц МО ФРГ ушло несколько лет.
Согласно Берлинскому указу министра обороны Германии (2005) на генерального инспектора бундесвера были возложены обязанности по поддержанию боеспособности ВС ФРГ, проведению всестороннего анализа их возможностей и потребностей, определению приоритетности мероприятий при выполнении теми своих задач. Возросла ответственность этого лица за планирование, подготовку и организацию участия национальных воинских контингентов в операциях и миссиях за рубежом.
Инспекторы, а также главные штабы видов ВС по-прежнему оставались неотъемлемой частью министерства обороны. Наряду с советом по военному управлению создавались совет по вооружению и совет по боевому применению бундесвера — совещательные органы под председательством генерального инспектора бундесвера.
Кардинальные изменения в структуру министерства обороны были внесены Дрезденским указом (2012). Основными целями реорганизации стали четкое разграничение обязанностей между структурными подразделениями МО и сокращение общей численности их личного состава. В центральном аппарате были сформированы три функциональные группы подразделений — политика и планирование, управление вооруженными силами, ресурсы. Общее руководство их деятельностью возложено на двух статс-секретарей. Инспекторы сухопутных войск, ВВС, ВМС, объединенных сил обеспечения и медико-санитарной службы вместе с соответствующими главными штабами были выведены из состава МО ФРГ.
Указом были расширены полномочия генерального инспектора бундесвера по оперативному управлению вооруженными силами. На него возложена ответственность за поддержание установленного уровня боеготовности ВС, организацию планирования и подготовки операций, а также общее руководство их проведением. Для решения вопросов, касающихся разработки планов развития и применения бундесвера, а также организации всестороннего обеспечения группировок войск (сил) генеральному инспектору подчинен функциональный блок «управление ВС» (три главных управления в составе министерства обороны).
Структурные изменения в министерстве обороны (МО) Германии, произошедшие в последние годы, свидетельствуют о стремлении военно-политического руководства страны повысить значение ведомства в системе органов федеральной исполнительной власти и адаптировать его к новым условиям международной обстановки.
Как полагают в Берлине, условия трансформирующегося мироустройства, существующие и прогнозируемые вызовы и угрозы национальным интересам ФРГ диктуют необходимость расширения круга задач, решаемых военным ведомством страны, а также соответствующего увеличения его численности.
В течение последних лет мероприятия по реорганизации МО ФРГ были направлены на расширение полномочий ведомства, оптимизацию оргштатной структуры входящих в его состав подразделений, повышение оперативности и эффективности их работы, а также на исключение дублирования функций.
Министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung — BMVg) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, а также иные установленные федеральными законами Германии, актами правительства страны и международными договорами функции в этой области.
МО ФРГ возглавляет министр обороны, назначаемый на должность и освобождаемый от нее президентом по представлению федерального канцлера.
Основными задачами министерства являются:
— разработка предложений по формированию и проведению государственной политики в области обороны;
— нормативно-правовое регулирование в области обороны и деятельности вооруженных сил (ВС);
— организация применения ВС;
— поддержание ВС в необходимой готовности;
— проведение мероприятий по строительству бундесвера1.
— выработка и реализация государственной политики в области военного сотрудничества в рамках НАТО, ЕС, а также с другими международными организациями и государствами.
Министерство обороны разрабатывает предложения по военной доктрине и иным документам, определяющим военную политику Германии, является органом управления бундесвера. В целях реализации своих полномочий ведомство издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, заключает международные договоры межведомственного характера, а также может образовывать совещательные органы (комиссии) для обсуждения актуальных вопросов строительства и деятельности бундесвера. МО подготавливает предложения, касающиеся численности, состава и структуры вооруженных сил, планирует военный бюджет и осуществляет контроль за его выполнением, а также разрабатывает и реализует концепцию строительства бундесвера.
При исполнении своих функций в составе правительства министерство подотчетно парламенту страны — бундестагу. Депутаты вправе потребовать разъяснений по вопросам деятельности военного ведомства. Кроме того, его глава обязан информировать комитет бундестага по обороне о применении сил специального назначения ВС ФРГ.
Структура министерства обороны. Сложившаяся к настоящему времени структура центрального аппарата МО ФРГ, полномочия и функциональные обязанности его должностных лиц являются итогом многолетней работы по совершенствованию этой структуры с учетом множества факторов. К основным из них можно отнести: изменение международной обстановки, возникновение новых угроз и вызовов, расширение сферы деятельности ВС на киберпространство в интересах обеспечения его безопасности, повышение уровня боеготовности вооруженных сил и военно-экономического потенциала вероятных противников, эволюция способов ведения боевых действий, появление новых видов вооружения и военной техники (ВВТ), финансово-экономические возможности страны.
Кроме того, в рамках реформирования отдельные структурные элементы были учреждены с целью контроля за реализацией ряда оборонных проектов, а также решения конкретных проблем, связанных с обеспечением поставок ВВТ.
Для успешного решения стоящих перед МО задач министру обороны дано право вносить изменения в его структуру, не выходя за рамки установленных законодательством норм. Смена главы оборонного ведомства обычно влечет за собой не только перемены в кадровом составе его аппарата, но и преобразование некоторых центральных органов военного управления, перераспределение их функций. При этом, как правило, новые подразделения министерства, не подтвердившие свою востребованность в течение полутора-двух лет, упраздняются (например, объединенный оперативный штаб), а продемонстрировавшие высокую результативность работы, наоборот, усиливаются и расширяются.
Для решения отдельных вопросов вводятся должности уполномоченных, чья деятельность будет связана с создаваемым штабом или структурным элементом. Повышение эффективности деятельности министерства обороны достигается во многом за счет четкого определения и разграничения полномочий между должностными лицами ведомства и структурными компонентами в сочетании со строгим контролем и персональной ответственностью за состояние дел на порученном участке.
Существующая в настоящее время структура МО ФРГ включает следующие компоненты:
— управление обороны ведомства (министр, два парламентских статс-секретаря и два статс-секретаря, генеральный инспектор бундесвера);
— аппарат министра обороны (организационный штаб, штаб прессы и информации, уполномоченные
министерства и советники министра);
— аппарат статс-секретарей (подчиненные статс-секретарям группы контроля и надзора, а также штаб организации и ревизии);
— десять главных управлений (ГУ).
Общая численность сотрудников ведомства составляет около 2 500 человек, в том числе более 1 700 гражданских специалистов.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему учреждений и служб: объединенного оперативного командования (Потсдам), академии руководящего состава (Гамбург), ведомства контроля эксплуатации авиационной техники бундесвера (Кёльн), ведомства планирования бундесвера (Берлин), федеральной службы военной контрразведки (Кёльн) и центра «внутреннего руководства» (Кобленц).
Полномочия должностных лиц. Министр обороны отвечает за разработку и реализацию основных направлений политики в области обороны, а также за решение других вопросов, имеющих прямое отношение к деятельности военного ведомства. На это лицо возложено руководство министерством обороны и вооруженными силами в полном объеме. Оно несет ответственность за их строительство, применение, боевую готовность, материально-техническое обеспечение, проведение НИОКР. Глава министерства — постоянный член Федерального совета безопасности Германии.
В рамках выполнения своих обязанностей руководитель германского военного ведомства:
— осуществляет управление бундесвером через МО ФРГ;
— вносит в установленном порядке проекты законов в области обороны;
— представляет федеральному канцлеру предложения по выработке и реализации государственной политики в области обороны;
— выносит на утверждение «Концепцию бундесвера», предложения по структуре, составу ВС, штатной численности военнослужащих;
— представляет предложения по расходам на оборону;
— издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные акты, дает указания, организует и проверяет их исполнение;
— утверждает структуру МО ФРГ, в том числе его главных управлений, в пределах установленной штатной численности;
— утверждает организационную структуру, состав и штатную численность видов и родов войск бундесвера;
— обеспечивает проведение мероприятий по повышению качества ВВТ;
— определяет перечень и утверждает нормы создания, накопления и расхода ВВТ и других материальных средств;
— вносит предложения и/или заключает международные договоры в области обороны, проводит в пределах своей компетенции переговоры с представителями иностранных государств и международных организаций;
— организует взаимодействие в сфере обороны с федеральными органами государственной власти, органами власти федеральных земель Германии.
Непосредственно министру обороны ведомства подчинены главное управление политики и два штаба (организационный, прессы и информации). У главы МО четыре заместителя, чьи обязанности и полномочия он определяет собственными распоряжениями.
Так, парламентские статс-секретари обеспечивают деятельность министра как члена правительства и отвечают за связь с другими министерствами и ведомствами, бундестагом и ведущими политическими партиями.
Один из них представляет в парламенте и на международном политическом уровне интересы МО ФРГ по вопросам, связанным с деятельностью главных управлений политики, планирования, руководства вооруженными силами, стратегии и боевого применения, бюджетное и оптимизации управленческих процессов. Он же принимает участие в заседаниях соответствующих комитетов бундестага, в частности бюджетного.
Другой парламентский статс-секретарь представляет интересы, связанные с деятельностью ГУ вооружения и военной техники, кибер- и информационных технологий, права, кадров, инфраструктуры, охраны окружающей среды, обеспечения повседневной деятельности. Это лицо принимает участие в заседании профильных комитетов, в том числе комитета бундестага по обороне.
Статс-секретари оказывают поддержку министру в осуществлении командных полномочий. Одному из них непосредственно подчинены два главных управления — вооружения и военной техники и кибер- и информационных технологий, а также через генерального инспектора бундесвера — три других ГУ — планирования, руководства вооруженными силами, стратегии и боевого применения. Это лицо выполняет функциональные обязанности замминистра в комитетах, на собраниях и переговорах по вопросам оборонной политики, проводимых на уровне статс-секретарей.
В интересах решения вопросов с поставками ВВТ в ведении статс-секретаря находятся группа проектного контроля и группа по надзору за реализацией программ вооружений. Кроме того, ему подчинен уполномоченный по стратегическому управлению национальными закупками бундесвера.
Другой статс-секретарь курирует работу четырех главных управлений: кадров, бюджетного и оптимизации управленческих процессов, права и инфраструктуры, охраны окружающей среды, обеспечения повседневной деятельности. Ему подчинен штаб организации и ревизии, а также руководитель министерской группы по повышению привлекательности военной службы.
Особое положение в министерстве обороны Германии занимает генеральный инспектор бундесвера, в ведении которого находится оперативное управление вооруженными силами. На это лицо возложены следующие обязанности:
— оказание помощи федеральному канцлеру как верховному главнокомандующему ВС в военное время и министру обороны в вопросах стратегического руководства бундесвером;
— консультирование военного руководства Германии по возможностям вооруженных сил, их боевому и тыловому обеспечению, оценке угроз национальной безопасности, вопросам приоритетных потребностей бундесвера;
— руководство разработкой стратегических планов и концепций военного строительства;
— руководство разработкой и уточнением планов действий в условиях чрезвычайной обстановки в соответствии с решениями германского военного руководства;
— определение принципов организации оперативной и боевой подготовки в ВС ФРГ;
— руководство совещательными органами министерства обороны: советом по военному управлению, советом по вооружению и советом по боевому применению.
Генеральный инспектор бундесвера осуществляет свою деятельность через подчиненные ему главные управления МО ФРГ: планирования, руководства вооруженными силами, стратегии и боевого применения и объединенное оперативное командование (г. Потсдам).
Аппарат министра обороны. Для непосредственной организации повседневной деятельности главы военного ведомства и его заместителей в структуре МО ФРГ имеются три штаба.
Организационный штаб подготавливает визиты и мероприятия с участием главы военного ведомства, координирует взаимодействие с правительством и бундестагом. В его состав входят: бюро министра, адъютантура министра, отдел протокола, отдел по связям с парламентом и правительством.
Штаб прессы и информации отвечает за подготовку и представление официальной информации главного военного органа, а также за функционирование средств массовой информации (радио, журналы и газеты) бундесвера. Руководитель штаба одновременно является пресс-секретарем министра обороны.
Штаб организации и ревизии координирует организационные процессы внутри, ведомства и отвечает за проведение ревизий министерского уровня. Данные проверки осуществляются с целью сбора, обобщения, накопления и представления министру обороны и статс-секретарям информации о состоянии формирований бундесвера и соответствии их структуры, возможностей, достигнутого уровня подготовки предъявляемым требованиям. Данный орган оказывает поддержку руководству МО ФРГ в области реформирования этого ведомства.
Особенностью работы аппарата министра является широкое привлечение, особенно при подготовке актуальных военно-политических решений, авторитетных политиков национального масштаба и ведущих экспертов по конкретным проблемам из независимых научно-исследовательских организаций и центров. Так, в рамках определения основных направлений реформирования бундесвера, разработки рекомендаций по сокращению численности вооруженных сил в 2010 году была создана «Комиссия Вайзе» под председательством главы федерального агентства по труду Ф.-Ю.Вайзе.
В свою очередь, для решения проблем, связанных с реализацией ряда оборонных программ, в 2014 году министр обороны У. фон дер Ляйен санкционировала проведение компаниями KPMG, РЗ и «Тейлор Вессинг» (Taylor Wessing) независимой аудиторской проверки крупнейших заказов МО ФРГ.
Главные управления министерства обороны. Работа в этом ведомстве ведется в десяти главных управлениях. Структурные подразделения ГУ располагаются в двух комплексах зданий — в Берлине и Бонне. Такое разделение произошло в соответствии с законом «Берлин/Бонн»3 (1994), согласно которому МО должно иметь представительства в обоих городах. При этом основным критерием являлось обеспечение эффективного взаимодействия, а также участия министра во внутриведомственной и парламентской деятельности.
Главное управление политики формирует и координирует политику в области обороны и безопасности. Оно является одним из двух ГУ МО ФРГ, полностью дислоцированных в Берлине4. Это обусловлено необходимостью обеспечения постоянного взаимодействия с руководством МО и МИД страны. Данная структура подчинена непосредственно министру обороны и отвечает за военно-представительскую работу, участие Германии в руководящих органах, комитетах и группах Североатлантического союза, организациях, примыкающих к НАТО и в органах военного управления Европейского союза, а также за контроль выполнения международных договорных обязательств. Это управление проводит анализ военно-политической ситуации в других странах и на основе его результатов разрабатывает рекомендации по выстраиванию двусторонних отношений в военной области.
Начальник управления оказывает помощь министру обороны при подготовке к участию в сессиях Совета НАТО, Комитета военного планирования блока, Группе ядерного планирования НАТО, заседаниях министров обороны стран Евросоюза и в других международных мероприятиях, а генеральному инспектору бундесвера — к участию в сессиях Военного комитета НАТО и встречах начальников генштабов альянса и ЕС.
Главное управление вооружения и военной техники отвечает за разработку и реализацию основных направлений военно-технической политики, организацию соответствующего ВС, планирование, реализацию и .Контроль деятельности МО ФРГ в области вооружений на национальном уровне и в рамках международного военного сотрудничества. Оно же намечает и организует мероприятия по оснащению ВС вооружением, военной, специальной техникой и имуществом, а также по поддержанию их в боеготовом и пригодном к применению состоянии. Кроме того, данное ГУ осуществляет руководство научно-исследовательской работой в интересах создания новых образцов ВВТ.
Главное управление кибер- и информационных технологий отвечает за формирование и реализацию политики в области киберобороны государства, занимается планированием действий в информационно-коммуникационном пространстве, реализацией мер информационно-технической безопасности бундесвера, планированием развития сил и средств киберопераций, их применение и изучение такого опыта, а также обеспечение программ модернизации ВС ФРГ соответствующим ВВТ.
Кроме того, ГУ координирует взаимодействие МО ФРГ с другими структурами в области обеспечения кибербезопасности на межведомственном и международном уровне. Формирование в октябре 2016 года данного главного управления в МО ФРГ являлось демонстрацией готовности Германии к активному участию в реализации политики НАТО в киберпространстве, которое было признано альянсом одной из сфер ведения боевых действий.
Главное управление планирования вырабатывает концептуальные положения для перспективного развития вооруженных сил на основе заданных правительством страны целевых установок. Отвечает за реализацию мероприятий, связанных с изменением оргштатной структуры и общих положений применения видов ВС, определение содержания и направленности дальнейшего развития боевых возможностей бундесвера, разработку концепций, боевых уставов и наставлений. Данное ГУ выполняет также функцию обобщения результатов исследований и экспериментов в интересах определения и внедрения новых форм и способов ведения военных действий.
Главное управление руководства вооруженными силами оказывает помощь генеральному инспектору при исполнении тем командных полномочий по руководству подчиненными силами, отвечает за боеготовность ВС Германии, планирование и организацию оперативной и боевой подготовки видов вооруженных сил, задействование бундесвера в операциях за рубежом. На него возложены функции планирования национального участия в объединенных штабах и структурах НАТО, СПЗ блока и боевых тактических группах сил реагирования ЕС, а также оценки эффективности применения германских контингентов. Кроме того, данное ГУ отвечает за определение потребности в мобилизационных ресурсах, планирование, организацию и контроль за подготовкой резервистов.
Главное управление стратегии и боевого применения разрабатывает направления военной политики в рамках принципов и основных направлений безопасности и обороны, выработанных ГУ политики, занимается планированием развития и боевого применения видов вооруженных сил, а также организацией обеспечения боевых действий ВС (разведывательное, тыловое, медико-санитарное и другие виды обеспечения), международного военного сотрудничества и военно-представительской деятельности. На данный орган возложена ответственность за раннее распознавание кризисов, оценку глобальных вызовов и угроз в военной сфере, выработку рекомендаций по формированию региональной военной политики и задействованию германских контингентов в операциях за рубежом.
Главное управление кадров несет ответственность за формирование и проведение кадровой политики в бундесвере, планирование, организацию и контроль комплектования вооруженных сил, создание благоприятных социальных условий для службы, реализацию мер по защите прав военнослужащих и гражданских служащих бундесвера. Данное ГУ вносит предложения по порядку обеспечения военнослужащих и гражданских служащих бундесвера денежным довольствием, предоставлению социальных гарантий, а также организует учет лиц, находящихся в резерве.
Главное управление бюджетное и оптимизации управленческих процессов разрабатывает предложения по формированию бюджета, оценивает цели и задачи с финансовой точки зрения и вносит соответствующие предложения при разработке концептуальных документов, осуществляет контрольные функции по выполнению госбюджета по статьям оборонных расходов. Одновременно оно определяет концепцию централизованного контроля, оказывает поддержку МО в уточнении и унификации целей экономической политики, оценке ее эффективности.
Главное управление права выполняет функции правового надзора в рамках министерства обороны, вырабатывает юридические положения в интересах применения бундесвера по предназначению, в том числе при задействовании контингентов ВС ФРГ за пределами национальной территории. Оно обеспечивает участие МО ФРГ в законодательной деятельности, а также занимается сопровождением законопроектов, затрагивающих интересы военного ведомства, разрабатывает правовые основы ведения разведки и контрразведки. Кроме того, ГУ решает задачи правового обеспечения в области международного военного и военно-технического сотрудничества.
Главное управление инфраструктуры, охраны окружающей среды, обеспечения повседневной деятельности отвечает за организацию и проведение комплекса мероприятий по развитию и содержанию военной инфраструктуры, защите окружающей среды от результатов деятельности вооруженных сил, а также за решение задач обеспечения повседневной деятельности МО. ГУ координирует строительство и эксплуатацию недвижимого имущества, сервисное обслуживание объектов инфраструктуры (как на национальной территории, так и используемых контингентами бундесвера при выполнении задач за рубежом).
Структуры главных управлений не являются статичными, жестко установленными. Вслед за изменением ВПО, подходов военного руководства к определению приоритета в выполнении задач в области обороны осуществляется адаптация функциональных связей, перераспределение функций и при необходимости в состав МО ФРГ вводятся новые подразделения.
Так, только за последние два года на базе ГУ закупок и эксплуатации ВВТ, АСУ и связи было сформировано два таких органа — вооружения и военной техники и кибер- и информационных технологий5, произошли структурные изменения в ГУ планирования и политики (в том числе сформировано направление, отвечающее за политику в области безопасности и отношения с Российской Федерацией и странами Ближнего Востока и Северной Африки). Кроме того, увеличено количество генеральских должностей, в частности, за счет учреждения четырех новых должностей заместителей начальников ГУ6.
Министерство обороны Германии является ведущим органом исполнительной власти в области формирования военной политики, определения характера и направленности военного строительства. Проводимая реорганизация, уточнение полномочий и сфер ответственности должностных лиц и структурных подразделений МО ФРГ направлены на обеспечение оперативного и качественного решения задач, возлагаемых как на военное ведомство, так и на бундесвер, в динамично меняющихся условиях военно-политической обстановки. В сложившейся организационной структуре оборонного ведомства реализованы принципы концентрации усилий на ключевых военно-политических и стратегических задачах, устранены дублирующие уровни и звенья в интересах повышения эффективности процессов управления, заложены основы дальнейшего развития и трансформации.
1 Бундесвер объединяет вооруженные силы, включающие три вида вооруженных сил и три межвидовых компонента (объединенные силы обеспечения, центральная медико-санитарная служба и силы киберопераций и информационного обеспечения), и военную администрацию в границах одной военной системы.
2 Официальной датой формирования министерства обороны в Германии считается июнь 1955 года, когда на базе «ведомства Бланка» было развернуто 12 отделов МО ФРГ, подчиненных министру и статс-секретарю.
3 Полное название «Закон о выполнении решения германского бундестага от 20 июня 1991 года по окончании процесса объединения Германии».
4 Второе — ГУ «Стратегии и боевого применения».
5 В его состав были включены также подразделения других главных управлений.
6 В настоящее время только начальник главного управления «Права» не имеет заместителя.
Зарубежное военное обозрение. 2018, №2 С. 22-30
From Wikipedia, the free encyclopedia
Bundesministerium der Verteidigung (BMVg) | |
Entrance to the Hardthöhe, Bonn |
|
Agency overview | |
---|---|
Formed | 19191/19552 |
Jurisdiction | Cabinet of Germany |
Headquarters | Hardthöhe, Bonn, Germany 50°41′57″N 7°2′25″E / 50.69917°N 7.04028°ECoordinates: 50°41′57″N 7°2′25″E / 50.69917°N 7.04028°E |
Annual budget | €53 billion (2021)[1] |
Minister responsible |
|
Agency executives |
|
Website | http://www.bmvg.de |
Footnotes | |
1: As the Ministry of the Reichswehr, succeeding the Ministry of War of Prussia, the Ministry of War of Saxony, the Ministry of War of Bavaria, the Ministry of War of Württemberg and the Imperial Naval Office 2: As the Ministry of Defence (Bundesministerium für Verteidigung) in West Germany[3] |
The Federal Ministry of Defence (German: Bundesministerium der Verteidigung, pronounced [ˈbʊndəsminɪsˌteːʁiʊm deːɐ̯ fɛɐ̯ˈtaɪ̯dɪɡʊŋ] (listen)), abbreviated BMVg, is a top-level federal agency, headed by the Federal Minister of Defence as a member of the Cabinet of Germany. The ministry is headquartered at the Hardthöhe district in Bonn and has a second office in the Bendlerblock building in Berlin, which is occasionally used colloquially to denote the entire Ministry.[4]
According to Article 65a of the German Constitution (Grundgesetz), the Federal Minister of Defence is Commander-in-chief of the Bundeswehr, the German armed forces, with around 265,019 active soldiers and civilians.[5] Article 115b decrees that in the state of defence, declared by the Bundestag with consent of the Bundesrat, the command in chief passes to the Chancellor.
The ministry currently has approximately 3,730 employees. Of these, 3,230 work in Bonn while around 500 work in the Bendlerblock building in Berlin.
Organization[edit]
On April 1, 2012, the Federal Ministry of Defence (DEU MOD) changes its organization to the following general structure:
Senior Management Level[edit]
- Federal Minister of Defence (acts as High Commander of the German armed forces in peacetime)
- 2 Parliamentary Secretaries of State
- 2 Secretaries of State
- subordinated to the Senior Management
- Support Office
- Press & Information Office
- Politics Directorate
Directorates[edit]
- Secretary of State #1
- Equipment Directorate (lost the Cyber & IT branch in 2016)
- Cyber & IT Directorate (founded 2016)
- Secretary of State #2
- Financial & Controlling Directorate
- Personnel Directorate
- Infrastructure, Antipollution & Administrative Services Directorate
- Legal Directorate
- Inspector General of the Bundeswehr
- Plans & Policies Directorate
- Strategy & Operations Directorate
- Armed Forces Command & Control Directorate
Departments of the Federal armed forces[edit]
The Bundeswehr is divided into a military part (armed forces or Streitkräfte) and a civil part with the armed forces administration (Wehrverwaltung) and consists of 11 Departments/Services:
- Armed Forces
- German Army (Heer)
- German Navy (Marine)
- German Air Force (Luftwaffe)
- Bundeswehr Joint Medical Service (Zentraler Sanitätsdienst)
- Joint Support Service (Streitkräftebasis) including the Center for Military History and Social Sciences of the Bundeswehr
- Cyber- and Information Domain Service (Cyber- und Informationsraum)(founded in 2017 from parts of the Joint Support Service)
- Armed Forces Administration
- Personnel Management (Personal)
- Information Technology & In-Service Management (Ausrüstung, Informationstechnologie und Nutzung)
- Infrastructure, Antipollution & Administrative Services (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen)
- Judicature (Recht)
- Military Chaplaincy (Militärseelsorge)
Directly subordinated Offices & Agencies[edit]
- Armed Forces Operational Command (Einsatzführungskommando der Bundeswehr)
- Office for Military Aviation (Luftfahrtamt der Bundeswehr)
- Office for Plans & Policies (Planungsamt der Bundeswehr)
- Command & Control Academy (Führungsakademie der Bundeswehr)
- Center of Leadership Culture of the German Armed Forces (Zentrum Innere Führung)
- Military Counter-intelligence Service (Bundesamt für den Militärischen Abschirmdienst)
History[edit]
19th century[edit]
From the Unification of Germany in 1871 until the end of World War I, the German Empire did not have a national Ministry of War. Instead the larger German states (such as the kingdoms of Prussia, Bavaria, Saxony and Württemberg), insisting on their autonomy, each had an own war ministry. According to the military agreements the Prussian minister president Otto von Bismarck had forged with the South German states on the eve of the Franco-Prussian War of 1870/71, the major states were responsible also for the defence of the smaller states. However, the Imperial Navy from 1889 was overseen by a federal department, the Imperial Naval Office.
Weimar and Nazi Germany[edit]
Bendlerblock, Berlin-Tiergarten, secondary seat since 1993
After the war and the German Revolution of 1918–19, the Weimar Constitution provided for a unified, national ministry of defence, which was created largely from the Prussian Ministry of War and the Imperial Naval Office. The Ministry of the Reichswehr was established in October 1919, and had its seat in the Bendlerblock building.
In the context of the Treaty of Versailles and the «Law for the Creation of a provisional Reichswehr» of March 1919, the Reichspräsident became the Commander-in-Chief of the armed forces, whilst the Reich Minister of Defence exercised military authority. Only in the Free State of Prussia did military authority remain with the State Minister of War. After the Weimar Constitution came into force, the remaining war ministries in the states of Bavaria, Saxony, Württemberg and Prussia were abolished and military authority was concentrated in the Reich Minister of Defence. Command was exercised respectively by the Chief of the Heeresleitung (Army Command) and the Chief of the Marineleitung (Navy Command, see Reichsmarine). In 1929 a third office was established: the Ministerial Office, whose Chief functioned as the political representative of the Minister. The role of the General Staff was filled by the Truppenamt.
The Social Democratic politician Gustav Noske became the first Minister of Defence of Germany. After the Nazi Machtergreifung, when the Reichswehr was recreated as the Wehrmacht in 1935, the ministry was renamed Reichskriegsministerium (Reich Ministry of War); also, the Heeresleitung became the Oberkommando des Heeres (OKH), the Marineleitung became the Oberkommando der Marine (OKM) and the Oberkommando der Luftwaffe (OKL) was newly created. The Ministeramt (Ministerial Office) was renamed the Wehrmachtsamt.
In 1938, following the Blomberg-Fritsch Affair, Hitler himself exercised the functions of the Reich War Minister. The Wehrmachtsamt was turned into the Oberkommando der Wehrmacht (OKW; High Command of the Armed Forces), which formally existed until the end of World War II. The High Command was not a government ministry, but a military command, however.
Post-WW2[edit]
After World War II, West Germany started with preparations for rearmament (Wiederbewaffnung) in 1950, as ordered by Chancellor Konrad Adenauer. After the outbreak of the Korean War, the United States called for a West German contribution to the defence of Western Europe (against the Soviet Union). Initially Gerhard Graf von Schwerin, a former Wehrmacht General, advised the Chancellor on these issues and led the preparations, but after Count Schwerin had talked to the press about his work, he was replaced by Theodor Blank, who was appointed as «Special Representative» of the Chancellor. As the rearmament plans met with harsh opposition by a wide circle within the West German population and contradicted the occupation statute, the government office responsible for the rearmament acted secretly, unofficially known as Amt Blank. By 1955, the number of employees had surpassed 1,300. On 7 June 1955 the office became the Ministry of Defence, or Bundesministerium für Verteidigung in German. The Bundeswehr was established and Germany joined the NATO the same year. In 1956, Germany reintroduced conscription, and the German military force quickly became the largest conventional military force in Western Europe. To confirm the ministry’s importance, it was renamed Bundesministerium der Verteidigung on 30 December 1961, similar to the German names of the «classic» ministries of Finance, the Interior and Justice — though the federal minister is still denoted as Bundesminister für Verteidigung in Article 65a of the German Constitution.
Until 1960, the ministry had its seat in the Ermekeil barracks in Bonn. From 1960 onwards, it was moved to a new building complex at Hardthöhe.
Post-reunification[edit]
After German reunification, the Bendlerblock, former seat of its Weimar Republic predecessor, became the secondary seat of the ministry in 1993. The German military has become increasingly engaged in international operations since the early 1990s, and saw combat in the 1999 Kosovo War.
21st century[edit]
Until the Fall of Kabul in August 2021, Germany deployed for nearly 20 years its armed forces in Afghanistan as part of the International Security Assistance Force (2001-2015) and later the Resolute Support Mission (2015-2021). German forces withdrew on 29 June.[6]
List of Federal Ministers of Defence (since 1955)[edit]
Political Party:
CDU/CSU
SPD
Name (Born-Died) |
Portrait | Party | Term of Office | Duration | Chancellor (Cabinet) |
||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Federal Minister for Defence (1955–1961) Federal Minister of Defence (1961–present) |
|||||||
1 | Theodor Blank (1905–1972) |
CDU | 7 June 1955 | 16 October 1956 | 1 year, 131 days | Adenauer (II) |
|
2 | Franz Josef Strauß (1915–1988) |
CSU | 16 October 1956 | 9 January 1963 | 6 years, 85 days | Adenauer (II • III • IV) |
|
3 | Kai-Uwe von Hassel (1913–1997) |
CDU | 9 January 1963 | 1 December 1966 | 3 years, 326 days | Erhard (I • II) |
|
4 | Gerhard Schröder (1910–1989) |
CDU | 1 December 1966 | 21 October 1969 | 2 years, 324 days | Kiesinger (cabinet) |
|
5 | Helmut Schmidt (1918–2015) |
SPD | 22 October 1969 | 7 July 1972 | 2 years, 259 days | Brandt (I) |
|
6 | Georg Leber (1920–2012) |
SPD | 7 July 1972 | 16 February 1978 | 5 years, 224 days | Brandt (I • II) Schmidt (I • II) |
|
7 | Hans Apel (1932–2011) |
SPD | 17 February 1978 | 1 October 1982 | 4 years, 226 days | Schmidt (II • III) |
|
8 | Manfred Wörner (1934–1994) |
CDU | 4 October 1982 | 18 May 1988 | 5 years, 227 days | Kohl (I • II • III) |
|
9 | Rupert Scholz (born 1937) |
CDU | 18 May 1988 | 21 April 1989 | 338 days | Kohl (III) |
|
10 | Gerhard Stoltenberg (1928–2001) |
CDU | 21 April 1989 | 31 March 1992 | 2 years, 345 days | Kohl (III • IV) |
|
11 | Volker Rühe (born 1942) |
CDU | 1 April 1992 | 26 October 1998 | 6 years, 208 days | Kohl (IV • V) |
|
12 | Rudolf Scharping (born 1947) |
SPD | 27 October 1998 | 19 July 2002 | 3 years, 265 days | Schröder (I) |
|
13 | Peter Struck (1943–2012) |
SPD | 19 July 2002 | 22 November 2005 | 3 years, 126 days | Schröder (I • II) |
|
14 | Franz Josef Jung (born 1949) |
CDU | 22 November 2005 | 28 October 2009 | 3 years, 340 days | Merkel (I) |
|
15 | Karl-Theodor zu Guttenberg (born 1971) |
CSU | 28 October 2009 | 3 March 2011 | 1 year, 126 days | Merkel (II) |
|
16 | Thomas de Maizière (born 1954) |
CDU | 3 March 2011 | 17 December 2013 | 2 years, 289 days | ||
17 | Ursula von der Leyen (born 1958) |
CDU | 17 December 2013 | 17 July 2019 | 5 years, 212 days | Merkel (III • IV) |
|
18 | Annegret Kramp-Karrenbauer (born 1962) |
CDU | 17 July 2019 | 8 December 2021 | 2 years, 144 days | Merkel (IV) |
|
19 | Christine Lambrecht (born 1965) |
SPD | 8 December 2021 | 19 January 2023 | 1 year, 42 days | Scholz (cabinet) |
|
20 | Boris Pistorius (born 1960) |
SPD | 19 January 2023 | Incumbent | 121 days |
See also[edit]
- List of German defence ministers
References[edit]
- ^ «Bundeshaushalt». www.bundeshaushalt.de. Retrieved 7 May 2021.
- ^ a b «Bundesministerium der Verteidigung». www.bmvg.de.
- ^ «Bundesministerium der Verteidigung». www.bmvg.de.
- ^ «Lambrecht wählt das Ende mit Schrecken».
- ^ «Aktuelle Personalzahlen der Bundeswehr [Current personnel numbers of the Federal Defence]». July 2020. Retrieved 27 August 2020.
- ^ «Germany pulls last soldiers from Afghanistan». Deutsche Welle. 29 June 2021.
External links[edit]
- Official website (in German and English)
10 628
Вооруженные силы Германии представляют собой сложную совокупность государственных организационных структур различного назначения и являются одной из наиболее современных и боеспособных армий Европы.
Реформы и состояние обороны
Днем фактического образования ВС Германии, или бундесвера, считается 12 ноября 1955г. За 60 лет своего существования бундесвер неоднократно подвергались реформированию. Однако, не все подходы к преобразованиям подтвердили свою жизнеспособность в практическом и финансовом отношении. Начало военных действий против террора, провозглашенное Западом после атаки на США 11 сентября 2001 года, привело к очередному пересмотру подходов к военному строительству.
Одновременно, военно-политическому руководству ФРГ стало ясно, что в современном мире, отличном от статичных условий “холодной войны”, невозможно однозначно определить конечные параметры проводимых преобразований. Поскольку современная среда политики безопасности подвержена быстрым изменениям – детальной реформы, которая должна сразу решить все проблемы бундесвера, не существует. В итоге проявился новый подход, заключающийся в непрерывном процессе адаптации бундесвера к возникающим вызовам и обозначенный термином “трансформация”.
Целью такого процесса стала создание и поддержание оперативных возможностей ВС в быстро меняющемся окружении. В интересах поддержки министерства обороны в реализации процесса трансформации в 2004г. сформирован Центр трансформации бундесвера (Zentrum für Transformation der Bundeswehr, ZTransfBw).
Одним из следствий начатой трансформации стала приостановка федеральным правительством в декабре 2010г. призыва на военную службу. Одновременно, тогдашний министр обороны Карл-Теодор цу ГУТТЕНБЕРГ (Karl-Theodor zu Guttenberg) инициировал, а его преемник Томас де МЕЗЬЕР (Thomas de Maizière) в марте 2013г. представил общественности очередную программу реформирования, получившую название “Переориентация бундесвера” (Neuausrichtung der Bundeswehr). По оценкам специалистов, “переориентация” охватывает почти все стороны деятельности бундесвера и может считаться наиболее всеобъемлющей реформой ВС Германии с момента их образования.
Состояние обороны
Согласно Конституции ФРГ необходимость применения страной оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции ФРГ, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному канцлеру.
Бундесвер – армия, находящаяся под парламентским контролем. Ее вооруженная миссия осуществляется по решению немецкого бундестага. Если ситуация требует немедленных действий, то в соответствии со специальным положением ст. 115а п.2 Конституции решение на применение ВС может принять Объединенный комитет страны. Согласно положениям ст.115a п.4 Конституции, если страна подверглась нападению, а уполномоченные федеральные органы не могут заявить о переходе к состоянию обороны – констатация такого перехода определяется самим фактом нападения.
Предназначение и задачи
В соответствии со ст.87а п.1 Конституции Федерация создает вооруженные силы для обороны. Задачи и предназначения бундесвера, вытекающие из этого положения, концептуально описаны в “Белой книге” (Weißbuch) и с течением времени в той же степени подвержены изменениям, как и ситуация с геополитической безопасностью.
Во время противостояния между Востоком и Западом защита от нападения с Востока была главной задачей бундесвера. С 1990г. спектр его задач значительно изменился: в дополнение к классической обороне государства на передний план вышло участие в зарубежных операциях. По словам бывшего министра обороны Петера ШТРУКА (Peter Struc), защита Федеративной Республики Германии “уже не только в Хинделанге, но и в Гиндукуше” (“nicht mehr nur in Hindelang, sondern auch am Hindukusch”).
Предназначение
Согласно “Основным направлениям политики в области обороны” (verteidigungspolitischen Richtlinien, VPR), опубликованным в мае 2011г., и “Белой книге 2016” вооруженные силы Германии в рамках общенационального подхода предназначены для:
- защиты суверенитета и территориальной целостности Германии и ее граждан;
- обеспечения устойчивости государства и общества к внешним угрозам;
- гарантирования и поддержки дееспособности ФРГ в области внешней политики и безопасности;
- внесения своего вклада совместно с партнерами и союзниками в защиту от угроз политики безопасности для открытого общества, а также свободных и безопасных путей мировой торговли и снабжения;
- защиты союзников Германии и их граждан;
- содействия безопасности и стабильности в международном контексте, укрепления европейской интеграции, трансатлантического партнерства и многонационального сотрудничества.
Задачи ВС Германии
Из этого предназначения вытекают задачи бундесвера:
- оборона территории и союзников в рамках НАТО и ЕС;
- защита родины, предотвращение национальных кризисов и рисков, а также оказание дополнительных услуг со стороны Германии в международном управлении кризисами, включая активное военное и гражданско-военное участие;
- партнерство и сотрудничество также и за пределами ЕС и НАТО;
- гуманитарная чрезвычайная помощь и помощь в случае стихийных бедствий, принятие ответственности за решение гуманитарных проблем.
Дополнительно определены задачи, которые должны выполняться ВС непрерывно:
- оборонительные аспекты общегосударственной цифровой (по западной терминологии – кибернетической) безопасности, вклад в общегосударственную картину обстановки в цифровом и информационном пространстве в рамках обеспечения национальной и международной безопасности, а также гарантирование кибербезопасности сетей вооруженных сил;
- поддержка и развитие национальных ключевых технологических областей, а также поощрение партнерства в особенности в отношении европейских и атлантических подходов к исследованиям, разработке и использованию имеющихся возможностей;
- проведение всех необходимых мероприятий по поддержанию предприятий внутри страны, включая выполнение ведомственных задач, определение квалификации, проведение первичной подготовки, повышения квалификации и переподготовки персонала, поддержку боевой и оперативной подготовки, военной безопасности и порядка.
Руководство и структура
Высшее руководство ВС Германии
Высшим органом управления бундесвером является федеральное министерство обороны (Bundesministerium der Verteidigung, BMVg). Во главе министерства стоит федеральный министр обороны, который в мирное время является главнокомандующим ВС страны. Эту должность с 17 декабря 2013г. занимает Урсула Гертруда фон дер ЛЯЙЕН (Ursula Gertrud von der Leyen). Министр обороны является членом федерального правительства Германии.
Министерство обороны не входит в состав бундесвера, а как высшее федеральное ведомство, призвано поддерживать министра при осуществлении задач управления вооруженными силами. Министру подчинены два статс-секретаря и два парламентских статс-секретаря, а также генеральный инспектор ВС. Министр обороны, статс-секретари и генеральный инспектор совместно образуют высшее руководство министерства обороны.
Генеральный инспектор, или генерал-инспектор бундесвера в звании генерала или адмирала, является высшим военным советником федерального правительства Германии. Он является членом федерального министерства обороны и главнокомандующим всех военнослужащих вооруженных сил. В мирное время генерал-инспектор подчиняется министру обороны, в состоянии обороны – федеральному канцлеру. Кроме того, он подчинен государственным секретарям министерства обороны (примат политики). Генерал-инспектор отвечает за общую концепцию военной обороны и несет личную ответственность перед министром обороны за руководство операциями бундесвера.
Эту должность 19 апреля 2018 г. занимает генерал Эберхард ЦОРН (Eberhard Zorn).
Общая структура ВС
Подчиненный министерству обороны бундесвер имеет военную и гражданскую составляющие, или вооруженные силы (Streitkräfte) и военную администрацию (Bundeswehrverwaltung), соответственно. Руководство военной и гражданской составляющими в структуре министерства обороны осуществляют назначенные управления министерства.
Вооруженные силы
В составе ВС Германии выделяются три вида вооруженных сил и межвидовые компоненты. К видам вооруженных сил (Teilstreitkräfte) относятся :
- сухопутные войска (Heer);
- военно-воздушные силы (Luftwaffe);
- военно-морские силы (Marine).
Межвидовые компоненты ВС включают:
- объединенные силы обеспечения (Streitkräftebasis);
- силы киберопераций и информационного обеспечения (Cyber– und Informationsraum);
- центральную медико-санитарную службу (Zentrale Sanitätsdienst).
Перечисленные виды ВС и межвидовые компоненты подчинены соответствующим командованиям, во главе которых стоят соответствующие инспекторы в звании генерала.
Кроме того, в состав ВС входят инстанции, непосредственно подчиненные министерству обороны, а в служебном отношении генеральному инспектору бундесвера. К ним относятся:
Управление военной контрразведки (Amt für den Militärischen Abschirmdienst, MAD);
Объединенное оперативное командование бундесвера (Einsatzführungskommando der Bundeswehr);
Высшая академия управления бундесвера (Führungsakademie der Bundeswehr);
Управление воздушного движения бундесвера (Luftfahrtamt der Bundeswehr);
Управление планирования бундесвера (Planungsamt der Bundeswehr);
Центр пропаганды (Zentrum Innere Führung, ZInFü).
Военная администрация
Администрация бундесвера ведает вопросами удовлетворения материальных потребностей ВС, обеспечения его повседневной деятельности, подбором и расстановкой кадров. Функционально администрация разделена на три сферы ответственности: “Инфраструктура, охрана окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности” (Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen, IUD), “Вооружение, информационные технологии и боевое применение (Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung, AIN), а также “Персонал” (Personal).
Для решения практических задач в рамках указанных сфер ответственности в ходе переориентации бундесвера сформированы следующие основные учреждения:
Федеральное ведомство инфраструктуры, охраны окружающей среды и обеспечения повседневной деятельности (Bundesamt für Infrastruktur, Umweltschutz und Dienstleistungen der Bundeswehr, BAIUDBw);
Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения бундесвера (Bundesamt für Ausrüstung, Informationstechnik und Nutzung der Bundeswehr, BAAINBw);
Федеральное ведомство управления кадрами бундесвера (Bundesamt für das Personalmanagement der Bundeswehr, BAPersBw);
Центр образования бундесвера (Bildungszentrum der Bundeswehr, BIZBw);
Федеральное ведомство иностранных языков (Bundessprachenamt, BSprA);
два университета бундесвера (Universitäten der Bundeswehr, UniBw): в Мюнхене (Universität der Bundeswehr München, (UniBwM) и университет Гельмута Шмидта в Гамбурге (Helmut-Schmidt-Universität – Universität der Bundeswehr Hamburg, UniBwH/HSU).
Кроме того, в состав военной администрации бундесвера как самостоятельные части входят органы правовой защиты (Rechtspflege der Bundeswehr, RPflegeBw) и военно-церковная служба (Militärseelsorge).
К органам правовой защиты относятся: федеральный военный прокурор по административно-дисциплинарным вопросам при высшем федеральном административном суде (Bundeswehrdisziplinaranwalt beim Bundesverwaltungsgericht) и войсковые дисциплинарные суды, или суды первой инстанции “Север” и “Юг” (Truppendienstgerichten Nord und Süd)
Вопросами отправления религиозных культов в ВС Германии ведают католическое епископство ВС (Katholische Militärbischofsamt) и евангелическое управление бундесвера по делам церкви (Evangelische Kirchenamt für die Bundeswehr).
Персонал
Весь персонал вооруженных сил Германии можно разделить на три основные группы: военнослужащие, гражданские служащие и резервисты.
Военнослужащие
После отказа федерального правительства от призыва на срочную военную службу военнослужащие (личный состав) бундесвера делится на три категории: военнослужащие, проходящие военную службу добровольно (Freiwilliger Wehrdienstleistender, FWDL); военнослужащие по контракту (Zeitsoldat) и профессиональные военнослужащие (Berufsoldat).
Военнослужащие-добровольцы должны иметь возраст старше 17 лет. Продолжительность их службы составляет от 12 до 23 месяцев. Военнослужащие этой категории составляют основу группы рядового состава. Поступить на службу по контракту могут бывшие добровольцы, пожелавшие продлить военную службу. Контракт подписывается на срок от 2 до 15 лет. Военнослужащие-контрактники составляют группы рядового, унтер-офицерского и офицерского состава. Бывшие военнослужащие-контрактники, подавшие рапорт и прошедшие профессиональный отбор, могут стать профессиональными военнослужащими. Они составляют группы унтер-офицерского и офицерского состава.
По данным управления персонала министерства обороны Германии на 30 ноября 2017г. общая численность военнослужащих бундесвера составляла 179 408 военнослужащих. Из них в составе:
министерства обороны – 1 000 чел.;
инстанций, напрямую подчиненных министерству обороны – 2 243 чел.;
сухопутных войск – 60 582 чел.;
ВВС – 28 090 чел.;
ВМС – 16 213 чел.;
объединенных сил обеспечения – 28 453 чел.;
центральной медико-санитарной службы – 20 079 чел.;
силы киберопераций и информационного обеспечения – 12 519 чел.;
административных областей
“Инфраструктура, защита окружающей среды и обеспечение повседневной деятельности” – 987 чел.;
“Вооружение, информационные технологии и боевое применение” – 1 566 чел.;
“Персонал” – 7 676 чел., из которых 4 097 чел. обучаются в университетах бундесвера.
Гражданские специалисты
В Бундесвере насчитывается около 96,6 тыс. гражданских служащих. Из них: около 24,5 тыс. состоят на государственной гражданской службе, около 67,8 тыс. являются гражданскими сотрудниками управлений и ведомств, около 4,3 тыс. проходят обучение или находятся на испытательном сроке государственной гражданской службы. Из этого общего количества персонала примерно 23,9 тыс. работников по различным причинам не находятся на активной службе. Таким образом, имеется активный штат около 72,7 тыс. гражданских служащих.
Резерв бундесвера
Резерв может быть войсковым, территориальным и общим.
Войсковой резерв включает отдельные должности и дополнительные воинские части, которые разворачиваются по мере необходимости. Как правило, резервистами являются лица со специальными гражданскими квалификациями, которыми ВС не располагают в достаточном количестве. Они необходимы для оперативной готовности дополнительных частей и должностей в мирное время и для обеспечения готовности к обороне. Сюда также относятся так называемые «зеркальные должности» для необходимой подмены отсутствующего по какой-либо причине активного военнослужащего.
Резервисты, особенно те, которые имеют специальные гражданские знания, также используются в иностранных операциях. Это относится, например, к врачам-специалистам, таким как гинекологи или педиатры, которые не состоят на активной службе в бундесвере, но чьи знания особенно необходимы в гуманитарных операциях.
Территориальный резерв включает штабы в округах и районах Германии, базы военно-гражданского сотрудничества на территории Германии (Zivil–Militärische Zusammenarbeit im Inland, ZMZ–I), а также новые региональные силы безопасности и поддержки (Regionale Sicherungs- und Unterstützungskräften). Региональным командованиям федеральных земель подчинено в общей сложности 30 рот территориального резерва.
Общий резерв включает всех прочих резервистов и обеспечивает возможность долгосрочного увеличения численности бундесвера.
Планируется иметь общую численность резерва в количестве около 90 тыс. чел.
С началом реформы “переориентации” бундесвера установлена новая общая штатная численность ВС в количестве до 185 тыс. военнослужащих (PSM 185), из них 170 тыс. военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих, 2,5 тыс. резервистов, а также от 5 до 12,5 тыс. добровольцев. Объем гражданских должностей в вооруженных силах (т.е. не в военной администрации бундесвера) должен составлять 18,7 тыс. человек.
В рамках инициированного министром обороны Урсулой фон дер ЛЯЙЕН “поворота в кадровой политике” (“Trendwende Personal“), число военнослужащих по контракту и профессиональных военнослужащих должно увеличиться от 170 до 177 тыс. чел. в период с 2016 по 2021гг. В целом до 2023г. предусматривается создать 14,3 тыс. дополнительных служебных должностей. В качестве первой цели к концу 2016г. предполагалось снова достичь численности военнослужащих по контракту и профессионалов в 170 тыс. чел. Однако, это не удалось: их численность составила только 168 342 чел.
Читайте также по теме:
Новая концепция и профиль возможностей ВС Германии
Министром обороны Германии станет 62-летний политик Борис Писториус. Он будет первым мужчиной на этом посту почти за 10 лет. Его предшественница Кристин Ламбрехт ушла в отставку на фоне давления союзников на Берлин по поводу поставок танков Leopard на Украину
Канцлер Олаф Шольц назначит Бориса Писториуса новым министром обороны Германии вместо ушедшей в отставку Кристин Ламбрехт, сообщила пресс-служба федерального правительства. Официальное назначение состоится 19 января, после чего Писториус принесет присягу в Бундестаге Германии.
Министр экономики Роберт Хабек подтвердил назначение Писториуса главой Минобороны, назвав его «подходящим представителем немецкой армии». Bloomberg напоминает, что Писториус служил в бундесвере в 1980-1981 годах в рамках обязательной военной службы. Сейчас ветерану Социал-демократической партии Германии 62 года, с 2013-го он занимает пост министра внутренних дел земли Нижняя Саксония. Членом федерального правительства Германии Писториус никогда не был, хотя его считают прагматичным политиком, умеющим довести дело до конца, отмечает агентство.
Писториус станет первым мужчиной на посту главы Минобороны Германии с декабря 2013 года, когда этот пост заняла Урсула фон дер Ляйен. После нее Минобороны Германии по очереди руководили Аннегрет Крамп-Карренбауэр и Кристин Ламбрехт. Последняя занимала пост министра обороны чуть больше года, подвергаясь критике оппозиции и СМИ за отсутствие военного опыта. Эта критика особенно усилилась после новогоднего видеообращения Ламбрехт, в котором она, говоря о событиях на Украине, сообщила, что 2022 год принес ей «много особых впечатлений, много встреч с интересными, великими людьми». 16 января Ламбрехт подала в отставку.
Писториус займет пост главы Минобороны на фоне давления на Германию по поводу поставок боевых танков Leopard на Украину, напоминает Bloomberg. Польша и Финляндия уже заявили, что хотят поставить Киеву имеющиеся у них танки немецкого производства. Великобритания уже пообещала поставить Киеву танки Challenger 2.
19 января в Берлин прилетает министр обороны США Ллойд Остин, день спустя на авиабазе США в Рамштайне (Германия) состоится встреча высокопоставленных представителей министерств обороны стран НАТО. По данным источников агентства, к этой дате Берлин согласится на поставки танков Leopard Киеву.
Федеральное министерство обороны | |
---|---|
сокращённо — Минобороны ФРГ (МО ФРГ) |
|
|
|
Штаб-квартира BMVg в Берлине | |
Общая информация | |
Дата создания | 07.06.1919 как Bundesministerium für Verteidigung |
Руководство | |
Ответственный министр | Борис Писториус |
Устройство | |
Штаб-квартира |
Бонн, Берлин 50°41′57″ с. ш. 7°02′25″ в. д.HGЯO |
Число сотрудников | 3730 |
Годовой бюджет | 33 млрд € (2015) |
Сайт | http://www.bmvg.de |
Федеральное министерство обороны (нем. Bundesministerium der Verteidigung, BMVg, с 1972 года — BMVtg), Министерство обороны Германии[1] — одно из министерств правительства Германии (ФРГ), несущее ответственность за Вооружённые силы Германии и оборону Федерации.
МО ФРГ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики федерации немецких земель в области обороны, а также иные установленные федеральными законами Германии, актами правительства Германии и международными договорами функции в области обороны и применения вооружённых сил. Минобороны возглавляет федеральный министр, который назначается и увольняется президентом Германии по рекомендации Федерального секретаря (бундесканцлера). Министр обороны Германии также является главнокомандующим Вооружённых сил Германии. Согласно Конституции Германии необходимость применения Федерацией оборонительных действий именуется состоянием обороны (Verteidigungsfall). При переходе к состоянию обороны, согласно статье 115b Конституции Германии, полномочия главнокомандующего ВС (Inhaber der Befehls- und Kommandogewal, IBuK) передаются действующему федеральному секретарю (бундесканцлеру).
История
В 1950 году Теодор Бланк возглавил так называемую «пустую контору» (или ведомство Бланка) став «уполномоченным федерального правительства по вопросам, связанным с усилением союзнических оккупационных войск», а в действительности под руководством бундесканцлера Конрада Аденауэра ведя скрытую подготовку к созданию западногерманских вооружённых сил. В задачу «ведомства Бланка» входила разработка структуры будущих западногерманских ВС, мобилизационных и оперативных планов Федеративной Республике Германия. 10 марта 1952 года правительство Союза ССР предложило начать разработку мирного договора с Германией. Советский Союз был готов согласиться на объединение немецких земель, допустить существование немецких вооружённых сил, военной промышленности и свободной деятельности демократических партий и организаций, но при условии неучастия новой Германии в военных блоках. В 1952 году между США, Англией и Федеральным правительством Западной Германии были подписаны Общий договор и Парижские соглашения, согласно которым за США и Англией оставлялось право держать на территории Западной Германии оккупационные войска, предусматривалось создание Европейского оборонительного сообщества.
Официальной датой сформирования министерства обороны в Федеративной Республике Германия считается 7 июня 1955 года, когда, в Бонне, на основе так называемого «ведомства Бланка» было развернуто 12 отделов МО ФРГ, подчиненных федеральному министру и статс-секретарю.
Первые 100 добровольцев новых западногерманских вооружённых сил, 12 ноября 1955 года, в городе Андернах, что на левом берегу Рейна, в 500 километрах от Бонна, присягнули на верность государству в соответствии с традициями и ритуалом «Вооружённых сил старой Германии».
В 2016 году министр обороны ФРГ представила Комитету по обороне федерального собрания (бундестага) план перевооружения, согласно которому для модернизации вооружённых сил необходимо, в течение последующих 15 лет, выделить дополнительно 130 000 000 000 евро[2].
По сообщению средства массовой коммуникации «Мир» (Die Welt) Минобороны Германии обеспокоено растущим военным потенциалом России и Китая[3].
Состав
В состав МО ФРГ входят:
- управление обороны ведомства (министр, два парламентских статс-секретаря и два статс-секретаря, генеральный инспектор вооружённых сил);
- аппарат министра обороны (организационный штаб, штаб прессы и информации, уполномоченные министерства и советники министра);
- аппарат статс-секретарей (подчинённые статс-секретарям группы контроля и надзора, а также штаб организации и ревизии);
- десять главных управлений (ГУ).
Основные задачи
Основными задачами минобороны являются:
- разработка и реализация предложений по государственной политики в сфере обороны;
- нормативно-правовое регулирование в сфере обороны и деятельности вооружённых сил (ВС);
- разработка и организация применения ВС;
- поддержание ВС в необходимой готовности;
- разработка и проведение мероприятий по строительству ВС;
- выработка и реализация государственной политики в области военного сотрудничества в рамках Северо-атлантического блока, Европейского союза (ЕС), а также с другими государствами и международными организациями.
Подведомственные формирования
МО ФРГ подведомственны Вооружённые силы Германии:
- Сухопутные войска (Хе́ер)
- Военно-воздушные силы (Люфтваффе)
- Военно-морской флот (Марине)
- объединённые силы обеспечения
- центральная медико-санитарная служба (Zentrale Sanitätsdienst)
- объединённый штаб медицинской службы
- силы киберопераций и информационного обеспечения
- Объединённый штаб службы поддержки
- Военная служба контрразведки
- Администрация информационных технологий и вооружений
- Администрация набора на воинскую службу
- Администрация судоустройства
- Военный капеллан
- центральная медико-санитарная служба (Zentrale Sanitätsdienst)
См. также
- Список министров обороны Германии
Примечания
- ↑ Сайт РИА Новости, Министерство обороны Германии.. Дата обращения: 29 сентября 2021. Архивировано 29 сентября 2021 года.
- ↑ Рост военных расходов в ФРГ — с оружием спокойнее, 9 февраля 2016 года.. Дата обращения: 19 октября 2021. Архивировано 19 октября 2021 года.
- ↑ Новости ИноТВ.. Дата обращения: 19 октября 2021. Архивировано 19 октября 2021 года.
Ссылки
- Жертвы лучевой болезни предъявляют иск министерству обороны.
- Сайт РИА Новости, Министерство обороны Германии.
- Официальный сайт
- Рост военных расходов в ФРГ — с оружием спокойнее, 9 февраля 2016 года.