Руководство вооруженным формированием это

Создание, руководство и участие в незаконных вооруженных формированиях

Бейбулатов Б.Ш., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Кисловодского гуманитарно-технического института, кандидат юридических наук.

Под созданием незаконного вооруженного формирования следует понимать любые действия, в результате которых оно было образовано. Эти действия могут заключаться в разработке структуры, подборе и вербовке участников, их экипировке, приобретении оружия, оборудовании мест дислокации, создании структурных подразделений, распределении ролей и функций между участниками формирования, их обучении военным и иным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для практической деятельности, финансировании, материально-техническом обеспечении на этапе становления, формирования <1>.

<1> См.: Гришко Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 45.

Создаваться и функционировать НВФ может под покровительством какого-либо общественного объединения или политической партии, что будет говорить о причастности их руководителей или отдельных членов к созданию, руководству или участию в НВФ, а также о рассмотрении в установленном порядке вопроса о конституционности и законности функционирования данной организации, общественного объединения или партии и о законности их деятельности.

Ряд авторов-правоведов считают незаконными и рассматривают в качестве таковых вооруженные формирования, созданные и функционирующие на основе федеральных законов, если они реорганизуются на антифедеральных и противоправных началах или в процессе деятельности выходят за рамки своей компетенции, присваивают себе не предусмотренные законом и не свойственные им функции. Незаконность в таких случаях следует понимать как несоответствие основной деятельности, функциям и полномочиям, возложенным на орган (вооруженную структуру) законом, иным нормативно-правовым актом <2>.

<2> См.: Павлинов А.В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 58.

Как уже указывалось, объективная сторона составов ст. 208 УК РФ проявляется в действиях по созданию, руководству НВФ или участию в НВФ.

Казуальное толкование термина «создание», которое дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» от 17.01.1997 (п. 7) применительно к банде, позволяет сформулировать его и по отношению к незаконному вооруженному формированию. Создание незаконного вооруженного формирования есть совершение любых действий, результатом которых стало образование незаконного вооруженного формирования <3>. Принципы создания НВФ:

<3> Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований: Дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 36 — 37.

  1. принятие решения о создании формирования и издание соответствующих актов;
  2. определение функциональной направленности и правового статуса формирования;
  3. разработка его структуры, системы подчиненности и управления;
  4. утверждение штата и штатного расписания;
  5. комплектование, подбор кадров и экипировка;
  6. финансирование и материально-техническое обеспечение;
  7. налаживание снабжения;
  8. подыскание и оборудование мест дислокации и т.п.

Оконченным создание НВФ считается с момента завершения его образования, когда формирование приступает к выполнению своих основных задач.

Судебно-следственная практика Республики Дагестан свидетельствует, что удельный вес преступлений, уголовных дел и обвинительных приговоров по ч. 1 ст. 208 УК РФ за создание или руководство НВФ в общей массе преступлений, дел и приговоров по этой статье весьма мал. Возможны случаи привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 208 УК РФ одновременно за создание и руководство НВФ.

Руководство незаконным вооруженным формированием может выражаться в управлении деятельностью созданного вооруженного формирования:

  • поддержании его постоянной готовности, доведении задач до подчиненных;
  • контроле за их исполнением, проведении военно-специальной подготовки;
  • планировании операции (акции), принятии решения на ее проведение;
  • непосредственном руководстве операцией, даче приказов (распоряжений), обязательных для исполнения;
  • поддержании взаимодействия между структурными подразделениями и т.п. <4>.

<4> См.: Гришко Е.А. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 49.

Руководство незаконным вооруженным формированием — это принятие решений, связанных как с планированием, материальным обеспечением и организацией его преступной деятельности, так и с совершением им конкретных преступлений. Данное понятие руководства НВФ вытекает из вышеприведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.1997.

Руководство НВФ также означает и работу по поддержанию жизнедеятельности и боеспособности следующего содержания:

  • управление участниками уже созданного НВФ;
  • определение тактики его деятельности;
  • распределение и перераспределение функциональных обязанностей между его членами;
  • поддержание внутригрупповой дисциплины;
  • издание приказов по текущим вопросам и контроль за их исполнением;
  • решение вопросов пополнения кадрового состава формирования;
  • увольнение или предотвращение выхода из него отдельных участников и членов;
  • решение финансовых вопросов;
  • осуществление взаимоотношений с органами власти и управления;
  • проведение систематических занятий по обучению членов НВФ навыкам боевой службы и военного дела (строевая подготовка, огневая подготовка, выработка психологической устойчивости, физподготовка, минно-взрывное дело, топография);
  • оперативное управление формированием в процессе вооруженных действий и проведения спецопераций и т.п.

Вступление в незаконное вооруженное формирование и дальнейшее выполнение любых действий в соответствии с целями, планами и задачами формирования представляет собой участие в НВФ.

Данные действия могут выражаться в следующих деяниях:

  • выполнении различного рода заданий по обустройству мест дислокации;
  • членстве в формировании и выполнении функций по обеспечению вооруженных действий;
  • осуществлении дежурств и патрулирования;
  • участии в проводимых занятиях, тренировках и учениях, а также в акциях и мероприятиях НВФ;
  • выполнении хозяйственно-бытовых работ;
  • исполнении разовых поручений (заданий), получении денежного вознаграждения и т.п.

Ряд ученых-правоведов участие в незаконном вооруженном формировании определяют как деятельность, направленную на вступление в формирование и осуществление его целей <5>.

<5> См.: Комментарий к УК РФ / Отв. ред. А.И. Бойко. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 448.

Автор поддерживает мнение Магомедова, который в своем диссертационном исследовании не разделяет подобную точку зрения, так как считает, что нельзя признать участником НВФ лицо, не вступившее в его ряды, а только желающее и стремящееся к этому <6>.

<6> Магомедов Т. М-С. Уголовно-правовые и криминологические проблемы незаконных вооруженных формирований: Дис. … канд. юрид. наук. Махачкала, 2004. С. 39 — 54.

Лицо, не являющееся участником незаконного вооруженного формирования, но оказывающее какое-либо содействие его деятельности (финансирование, материально-техническое снабжение, подбор и вербовка новых членов, консультирование, разработка документации и т.п.), подлежит ответственности за пособничество.

Оконченным участие в НВФ считается со времени вхождения в него и принятия на себя функций его члена, даже если не было совершено каких-либо действий в соответствии с целями и задачами НВФ.

Участие в незаконных вооруженных формированиях образует основную массу преступлений по ст. 208 УК РФ. Среди 67 рассмотренных обвинительных заключений прокуратуры РД 98% составили уголовные дела по ч. 2 ст. 208 УК РФ <7>.

<7> См.: Архив прокуратуры РД за 1998 — 2004 гг.

На практике среди материалов уголовных дел по Республике Дагестан, за исключением нескольких уголовных дел, основная масса квалифицируется по совокупности ст. 208 с другими статьями Особенной части УК РФ. В основном это смежные составы ст. ст. 205, 210, 222, 279 УК РФ. Данное преступление носит групповой, организованный характер и потому совершается лишь в соучастии. В разных приговорах осуждаются один, два или более обвиняемых по одному или разным фактам и событиям <8>.

<8> См.: Архив Верховного суда РД за 1998 — 2004 гг.

Например: уголовное дело от 29 октября 1999 г. в отношении Абдурашидова Х.А. по ч. 2 ст. 210, ч. 2 ст. 208, ст. ст. 278, 279, ч. 1 ст. 280, ч. 3 ст. 222 УК РФ по событиям в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-068177 от 27.04.2000 по обвинению Сулейманова Абдулы Сулеймановича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208, ч. 2 ст. 210, ч. 3 ст. 222, ст. ст. 278 и 279 УК РФ по факту создания незаконного вооруженного формирования жителями населенных пунктов Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-068325 от 03.01.2001 по обвинению Акказиева Калсына Мухаджировича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 и ч. 3 ст. 222 УК РФ по факту создания незаконных вооруженных формирований жителями сел Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД; уголовное дело N-168248 от 18.12.2001 по обвинению Батырова Сулеймана Гаджиевича в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 и ч. 1 ст. 222 УК РФ по факту создания незаконных вооруженных формирований жителями сел Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района РД и т.д. <9>

<9> См.: Архив прокуратуры РД за 1998 — 2004 гг.

Для
того, что бы разграничить бандитизм и
незаконное вооруженное формирование,
рассмотрим понятие вооруженного
формирования.

Статья
208 УК РФ предусматривает ответственность
за организацию незаконного вооружённого
формирования (под организацией понимается
создание, руководство или финансирование
такого формирования) и за участие в нём.

Создание
вооруженного формирования означает
организационную деятельность по
разработке его структуры, функциональной
направленности, системы подчиненности
и управления, комплектованию и материально
— техническому обеспечению, а также по
вербовке людей, назначению «руководителей»
(командиров), доведению требований,
предъявляемых к дисциплине, экипировке
личного состава и т.д.

Данное
преступление будет окончено с момента
совершения деяний по созданию вооруженного
формирования. Неудавшаяся попытка
создания его квалифицируется как
приготовление или покушение на
преступление 15.

Руководство
вооруженным формированием — это
деятельность по управлению созданным
вооруженным формированием, объединением,
отрядом и т.п. В свою очередь, управление
представляет собой комплекс организаторских
функций, которые направлены на обеспечение
жизнедеятельности созданного формирования:
постановка задач, контроль за их
исполнением, проведение повседневной
работы по обучению участников вооруженного
формирования и привитию им практических
навыков несения «службы» и т.д.

Незаконное
вооруженное формирование может
создаваться и действовать под
покровительством какого-либо общественного
объединения или партии. В этом случае
при наличии оснований может идти речь
о причастности руководителей или
отдельных ее членов к созданию, руководству
или участию в данном формировании, а
также о рассмотрении в установленном
порядке вопроса о конституционности и
законности функционирования данной
общественной организации или партии.

Участие лица в вооруженном формировании
означает вступление лица в него и
совершение данным лицом практических
действий, которые соответствуют целям
и планам вооруженного формирования, к
таким можно отнести выполнение отдельных
поручений, несение в установленном
порядке службы, совершенствование
профессиональных навыков и т.п.

Субъективная сторона характеризуется
наличием у организатора (создателя),
руководителя и активного участника
незаконного вооруженного формирования
прямого умысла.

Понятие
незаконного вооруженного формирования
включает в себя три критерия:

  • Формирование,
    т. е. объединённая общей целью группалюдей
    на временной или постоянной основе,
    члены которой имеют разделение
    обязанностей,иерархическуюструктуру,
    требованиядисциплины;

  • Вооружённость 
    — члены формирования имеют оружие;

  • Незаконность 
    — формирование создаётся и функционирует
    вопреки действующему законодательству.

Не
всякое вооружённое формирование может
быть квалифицировано как незаконное
вооруженное формирование. Основным
признаком последнего есть качественность
16.

Вспомним,
что постановление Пленума Верховного
Суда РФ постановление от 17 января 1997 г.
№ 1 «О практике применения судами
законодательства об ответственности
за бандитизм» говорит, что
под
бандой следует понимать организованную
устойчивую вооруженную группу из двух
и более лиц, заранее объединившихся для
совершения нападений на граждан или
организации. Банда может быть создана
и для совершения одного, но требующего
тщательной подготовки нападения.

От
иных организованных групп банда
отличается своей вооруженностью и
своими преступными целями — совершение
нападений на граждан и организации.

Об
устойчивости банды могут свидетельствовать,
в частности, такие признаки, как
стабильность ее состава, тесная
взаимосвязь между ее членами,
согласованность их действий, постоянство
форм и методов преступной деятельности,
длительность ее существования и
количество совершенных преступлений.

Обязательным
признаком банды, который предусмотрен
ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность,
предполагающая наличие у участников
банды огнестрельного или холодного, в
том числе метательного, оружия как
заводского изготовления, так и
самодельного, различных взрывных
устройств, а также газового и пневматического
оружия.

Использование
участниками нападения непригодного к
целевому применению оружия или его
макетов не может рассматриваться в
качестве признака их вооруженности.

При
решении вопроса о признании оружием
предметов, используемых членами банды
при нападении, следует руководствоваться
положениями Закона Российской Федерации
«Об оружии», а в необходимых случаях и
заключением экспертов.

Банда
признается вооруженной при наличии
оружия хотя бы у одного из ее членов и
осведомленности об этом других членов
банды.

Нападение
вооруженной банды считается состоявшимся
и в тех случаях, когда имевшееся у членов
банды оружие не применялось.

Создание
банды предполагает совершение любых
действий, результатом которых стало
образование организованной устойчивой
вооруженной группы в целях нападения
на граждан либо организации. Они могут
выражаться в сговоре, приискании
соучастников, финансировании, приобретении
оружия и т.п 17.

Таким
образом, мы можем сделать вывод о том,
что отличительными критериями незаконного
вооруженного формирования являются:
формирование,
т. е. объединённая общей целью группалюдей
на временной или постоянной основе,
члены которой имеют разделение
обязанностей,иерархическуюструктуру,
требованиядисциплины;вооружённость 
— члены формирования имеют оружие;незаконность 
— формирование создаётся и функционирует
вопреки действующему законодательству.

Соседние файлы в предмете Уголовное право

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    24.07.20177.77 Mб10Ugolovny_protsess_Grigoryev_V_N_Pobedkin_A_V_Yashin_V_N_2005_-832s.pdf

  • #

1. Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, обучение личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляются на государственном языке Российской Федерации.

4. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации в военное время осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Объект преступления – общественная безопасность и общественный порядок.

Объективная сторона преступления выражается в трех формах:

1) создание незаконного вооруженного формирования;

2)       руководство таким формированием;

3)       участие в нем.

Незаконное вооруженное формирование – это любое вооруженное формирование, независимо от названия, создание и функционирование которого не предусмотрено федеральным законом. Федеральный закон 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2) , а также закон «Об обороне» перечисляет все вооруженные формирования, созданные на основе Конституции РФ и законов: вооруженные силы РФ, милиция, внутренние войска, ФСБ, СВР, ФАПСИ, Федеральная пограничная служба, Федеральная служба охраны, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет и т.д. Любое вооруженное формирование, созданное не только физическим лицом, но и даже на основании распоряжения главы администрации субъекта РФ признается незаконным. Статья 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» 1995 г. (в редакции 1998 г.) запрещает создание общественных объединений, цели которых направлены на создание вооруженных формирований.

Вооруженность
подразумевает наличие хотя бы одной единицы оружия у участника незаконного вооруженного формирования. Под оружием понимается любой вид оружия, который предусмотрен в Федеральном законе «Об оружии» 1996 г. При этом остальные члены формирования должны знать о его нахождении.

В статье говорится о вооруженных формированиях различного масштаба:

1) объединение – крупное формирование, в структуру которого могут входить другие организационные звенья среднего уровня (отряд);

2) отряд – локальное формирование среднего уровня;

3) дружины и иные группы.

      Перечень указанных формирований не является исчерпывающим и может охватывать и иные. Как видно, количество участников незаконного вооруженного формирования может быть самым разнообразным. Минимальное же число составляет группа, имеющая определенную структуру и способная самостоятельно выполнять поставленную перед ней задачу. Представляется, что такая группа должна состоять из трех человек и более (минимальное количество членов общественной организации, которое предусмотрено Федеральным законом «Об общественных объединениях»).

Создание
незаконного вооруженного формирования подразумевает любую организационную деятельность, результатом которой  стало создание этой организации – принятие решений, планирование, вербовка новых членов, распределение ролей, финансирование, предоставление оружия и т.д. Создание организации считается оконченным с момента создания минимальной структуры, т.е. отряда в количестве трех человек. В тех случаях, когда активные действия, направленные на создание вооруженного формирования, по тем или иным причинам (например, пресечение их правоохранительными органами) не привели к его созданию, деяние должно квалифицироваться как покушение на организацию незаконного вооруженного формирования.

Руководство
незаконным вооруженным формированием – это выполнение управленческих функций в уже созданной организации (определение оперативных направлений деятельности, работа с кадрами, решение текущих вопросов финансового и материального обеспечения, издание указаний, распоряжений, приказов и т.д.). Данная форма объективной стороны преступления была предусмотрена законодателем для случаев, когда руководитель незаконного вооруженного формирования не принимал участия в его создании, а вошел в его структуру и возглавил его на более позднем этапе.

Участие в незаконном вооруженном формировании предполагает, во-первых, членство в нем, во-вторых, совершение любых действий, направленных на реализацию планов НВФ. Это может быть как выполнение постоянно возложенных функций, так и разовых поручений (патрулирование, охрана, дежурство, хозяйственное обеспечение, обучение и т.д.). Если эти действия содержат признаки иных составов преступлений (например, незаконное хранение огнестрельного оружия), деяния должны квалифицироваться по совокупности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Дача лицом согласия на вхождение в любую структуру незаконного вооруженного формирования без выполнения им в дальнейшем каких-либо заданий должно квалифицироваться как оконченное покушение. Руководство и участие в НВФ является длящимся преступлением и поэтому считается оконченным с момента задержания лица правоохранительными органами.

Субъект преступления – общий (физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет).

Субъективна2я сторона преступления выражается в форме прямого умысла – лицо осознает, что создает, руководит либо участвует в незаконном вооруженном формировании и желает это сделать.

В соответствии с примечанием к статье 208 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится признаков иного состава преступления.

Добровольность
предполагает самостоятельное принятие решения о выходе из состава НВФ, при наличии реальной возможности продолжить свою преступную деятельность. Сдача оружия
допускается любым законным органам государственной власти (законодательным, исполнительным и судебным) и органам местного самоуправления. Спорным является вопрос о реализации данного примечания в практической деятельности правоохранительных органов. Проблема заключается в том, что законодатель сформулировал обязательное наличие в единстве и добровольности и сдачи оружия. Таким образом, формальное толкование указывает на сдачу оружия как на обязательное условие освобождения. Однако член НВФ может не обладать таким оружием вообще, следовательно, и примечание к нему не применимо ни при каких условиях, что, по мнению автора, является значительным пробелом в действующем уголовном законодательстве. Кроме того, не до конца ясно, как квалифицировать деяние, если лицо не сдало, а лишь сообщило о месте нахождения оружия либо само его уничтожило. По-видимому, данные действия нужно рассматривать как эквивалент сдачи.  

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.
2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Комментарий к статье 208
1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что создание и функционирование незаконного вооруженного формирования как альтернативы законным Вооруженным Силам и другим воинским формированиям, предусмотренным действующим законодательством, создает угрозу общественной безопасности, обстановку неконтролируемых государством действий значительного числа вооруженных людей, возможность их использования преступным элементом в противоправных целях столкновения с законно действующими силовыми структурами.
Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. определено, что «создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону» <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.
2. Объективно преступление выражается в деяниях следующих видов: создание вооруженного формирования (ч. 1), а равно руководство им (ч. 1) либо участие в вооруженном формировании (ч. 2).
3. Создание вооруженного формирования означает организационную деятельность по разработке его структуры, функциональной направленности, системы подчиненности и управления, комплектованию и материально — техническому обеспечению, а также по вербовке людей, назначению «руководителей» (командиров), доведению требований, предъявляемых к дисциплине, экипировке личного состава и т.д. Преступление окончено с момента совершения деяний по созданию вооруженного формирования. Неудавшаяся попытка создания его квалифицируется как приготовление или покушение на преступление.
4. Руководство вооруженным формированием означает деятельность по управлению созданным вооруженным формированием, объединением, отрядом и т.п. В свою очередь, управление представляет собой комплекс организаторских функций, направленных на обеспечение жизнедеятельности созданного формирования: постановка задач, контроль за их исполнением, проведение повседневной работы по обучению участников вооруженного формирования и привитию им практических навыков несения «службы» и т.д.
Незаконное вооруженное формирование может создаваться и действовать под эгидой (покровительством) какого-либо общественного объединения (партии). В этом случае при наличии оснований может идти речь о причастности руководителей или отдельных ее членов к созданию, руководству или участию в данном формировании, а также о рассмотрении в установленном порядке вопроса о конституционности и законности функционирования данной общественной организации (партии).
5. Участие лица в вооруженном формировании означает вступление в него и совершение практических действий в соответствии с целями и планами вооруженного формирования (выполнение отдельных поручений, несение в установленном порядке службы, совершенствование профессиональных навыков и т.п.).
6. К вооруженным формированиям относятся объединения, отряды, дружины или иные группы. Речь в данном случае идет не о формализованных понятиях и названиях, присущих законным вооруженным формированиям, а об объединениях вооруженных лиц различного масштаба. Объединение — крупное формирование, в структуру которого могут входить другие организационные звенья среднего уровня (отряд, дружина). Группа — локальное объединение лиц для решения конкретной задачи. Перечень названий вооруженных формирований, указанных в статье, не является исчерпывающим. Ими могут признаваться и другие формирования, названия которых в диспозиции не дано.
7. Вооруженность понимается в узком смысле слова, т.е. оружием признается такой предмет материального мира, единственным или основным назначением которого является поражение живой силы и на ношение и хранение которого требуется специальное разрешение (см. комментарий к ст. 209).
Формирование может иметь любые виды оружия, предусмотренные Законом РФ «Об оружии», хотя вооружены могут быть не все его участники.
8. Субъективная сторона характеризуется наличием у организатора (создателя), руководителя и активного участника незаконного вооруженного формирования прямого умысла. Мотивы и цели могут быть различными: политические, социально — бытовые (например, «защитить» город или населенный пункт от криминальных посягательств), националистические и т.д. Не влияя на квалификацию, они учитываются при вынесении меры наказания.
9. Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
10. В примечании к ст. 208 сформулирована поощрительная норма, которая предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности участника незаконного вооруженного формирования, если он:
добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании;
сдал оружие и в его действиях не содержится иного состава преступления.
Добровольность означает, что в момент прекращения участия в вооруженном формировании лицо сознает возможность своего дальнейшего пребывания и участия в нем.
Сдача оружия своим адресатом имеет широкий диапазон органов власти и должностных лиц, поскольку в Законе это не оговаривается. Это могут быть правоохранительные органы и их должностные лица, командование воинских частей, представительные и исполнительные органы власти и т.д.
Если в действиях виновного содержатся признаки иного состава преступления, то полного освобождения от уголовной ответственности не будет и субъект подлежит ответственности за данное преступление.
11. От вооруженного мятежа (см. комментарий к ст. 279) данное преступление отличается по объективной стороне и направленности умысла. Данный состав не предусматривает совершения активных действий, связанных с вооруженным выступлением против власти, и целей свержения или насильственного изменения конституционного строя. В тех случаях, когда организация незаконных вооруженных формирований перерастает в вооруженный мятеж, действия виновных рассматриваются как реальная совокупность преступлений и квалифицируются по ст. 208 и 279 УК.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тректрезолид инструкция по применению таблетки взрослым
  • Prg 240t 7er инструкция на русском
  • Инструкция по от для водителя грузового автомобиля по новым правилам
  • Фертика люкс удобрение для рассады помидор инструкция по применению
  • Витапринол инструкция по применению цена отзывы аналоги цена