Руководство возникло еще

Всё боится времени, но время боится пирамид

История управления уходит в далекое прошлое. Как отмечают эксперты, именно управление способствовало созданию и развитию человеческого общества. Менеджмент появился позже – когда начало зарождаться предпринимательство и прообразы современных организаций. Многие задавались вопросами, где впервые возникли системы управления, как они развивались и повлияли на наше будущее. В истории управления нам поможет разобраться Костриков Сергей Петрович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политологии, а также автор работы «Основы истории международных отношений и внешней политики России».

Знания из прошлого

Древний Египет – удивительное государство. Ученые каждый год стремятся разгадать загадки покрытой тайнами цивилизации, которая существует около 40 веков. Открытия, сделанные египтянами во многих основополагающих областях науки, послужили фундаментом для дальнейшего развития этих областей. Система ирригации и пирамиды– свидетельство высокоразвитой инженерии и геометрии, искусство бальзамирования – доказательство практических достижений древнеегипетских химиков и медиков. О значительных познаниях египтян в географии свидетельствуют собранные ими сведения о соседних государствах, различных природных объектах, свойствах минералов и растений. Немало знаний было накоплено и по гуманитарным наукам, особенно по истории собственной страны. По словам Кострикова Сергея Петровича, при раскопках, помимо орудий труда, предметов быта, произведений искусства, была обнаружена целая библиотека различных дипломатических документов, которые показывают, что Древний Египет был крупнейшим и одним из наиболее влиятельных государств того времени, где активно развивались международные отношения и дипломатия. «Например, во втором тысячелетии до н.э. он поддерживал оживленные торговые, политические, династические и прочие связи с десятками государств и правителей», –уточняет профессор. Знания египтян настолько превосходили научные познания их современников, что даже греки считали жителей долины Нила мудрейшими из людей и стремились учиться у наиболее образованной группы населения Древнего Египта – жрецов. Сейчас сложно представить, что столько веков назад в одном из древневосточных государств было так много открытий и возможностей для получения знаний.

От знаний к управленческому искусству

Конечно же, помимо математики, астрономии и медицины, одним из предметов размышлений великих мыслителей древности был и вопрос о природе и принципах справедливого управления. Строительство египетских пирамид яркий пример управленческого искусства, так как для реализации этого колоссального проекта необходимо было решить сотни организационных вопросов: где и каким способом получать камень, какого размера должны быть блоки, как их подвозить к месту строительства, с помощью какого транспорта и т.д. Из всего этого следует, что древние египтяне владели не только строительным искусством, но и методами управления и планирования. Люди с трудом верят, что подобное было возможно, но факт остается фактом – пирамиду строили десятки лет многие тысячи людей. Раньше учёные предполагали, что это делали рабы. Но в Древнем Египте никогда не было такого большого числа рабов. Строителями пирамид были в основном египетские крестьяне. Они работали на строительстве пирамид в свободные от полевых работ месяцы. Пирамиды нельзя было построить без профессиональных мастеров– архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчёты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора. Мастерство строителей пирамид было столь совершенным, что их творения стоят уже более четырёх с половиной тысяч лет. «Помимо управления строительством пирамид, еще хотелось бы сказать», – отмечает Костриков Сергей Петрович, – «что не менее важным было управление очень сложной системой ирригационных сооружений, которые необходимо было поддерживать в постоянном рабочем состоянии, иначе Египет мог либо погибнуть от засухи, либо от наводнений, потому что во время разлива – много воды и ее нужно куда-то отводить, а когда мало воды, то нужно, чтобы из тех колодцев, куда мы ее отвели, можно было ей воспользоваться». Более того, некоторые ученые даже полагают, что именно из управления ирригационными системами вырастает государственный аппарат и в целом появляется государство. Например, знаменитый русский географ и историк Мечников Лев Ильич предполагал, что в создании современной цивилизации и института государства, освоение древними народами великих рек, образование ирригационных систем сыграли основополагающую роль.

Эпоха первых управленцев

Древний Египет являлся одним из рабовладельческих государств, попавшим под первую управленческую революцию. Каста священников трансформировалась в касту религиозных функционеров, то есть современным языком -менеджеров. Это произошло в связи с изменением религиозных принципов: вместо человеческих жертв Богам стали приносить жертвы символические – деньги, скот, ремесленные изделия. В результате появился новый тип деловых людей. Сейчас мы бы их назвали предпринимателями, так как собираемые жрецами с населения деньги для религиозного обряда они пускали в дело и вскоре стали самыми богатым и влиятельным слоем общества. Это связано с тем, что помимо религиозной они стали заниматься и государственной деятельностью: заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли бюджет, ведали имущественными делами. Можно сказать, что они представляли своего рода “правительство”, так как фараон, хоть и обладал абсолютной властью, не мог один управлять страной. Поэтому он создал сложный и хорошо организованный чиновничий аппарат.– Причем, я бы так сказал, жрецы сыграли большую роль, но помимо жрецов был именно чиновничий аппарат, который состоял из огромного числа чиновников-контролеров, чиновников-писцов. Потому что, – по мнению Сергея Петровича, – если допустить, что жрецы оказывали влияние на фараона с точки зрения государственной деятельности, то, с точки зрения контролирующей функции, такими вопросами, как сбор налогов, учет населения, учет произведенных работ или учет скота – занимались низшие слои чиновников. Здесь важно, что происходит отчуждение аппарата власти от общества, это является одним из главных признаков образования государства и создания бюрократического аппарата. Возникает вопрос, как египтяне попадали в “правительство” и какие знания им были необходимы? Ответ прост – чтобы постоянно происходило пополнение будущих египетских управленцев, при дворе фараона существовали школы подготовки чиновников, которые назывались “домами учения писанию”. Попасть туда было заветной мечтой простых людей, научиться грамоте означало выбиться в люди. Для будущих управленцев проводились тренинги и практические занятия. В программу обучения входило переписывание различных деловых бумаг и трактатов, сочинение деловых писем и отчетов, приветственных посланий и од правителям. Математическая часть включала разные вычисления, например, сколько провианта и оружия необходимо войску, а сколько рабочих – для возведения пирамиды.

От фараонов к современности

Каждый чиновник – человек ученый, воспитанный, образованный. Вопросы поведения и хорошего тона играли значительную роль, поэтому будущие управленцы много времени посвящали религиозным и этическим проблемам. Они обсуждали вопросы благоустройства государства и общества, экономного ведения хозяйства, справедливого отношения к низшим слоям населения, предотвращения недовольства и социального напряжения, законоведения и практической астрономии. Наставники учили их, как держать себя в обществе мудрейших людей, в гостях, в семье, с подчиненными, с начальством. Многое перекликается с современными программами для специализации менеджера, только сейчас управленческий спектр настолько широк, что помимо общих, мы изучаем и специальные дисциплины, тем не менее, экономика, право, маркетинг, социология, профессиональная этика присутствуют у всех. Древний Египет – кладезь управленческих знаний, передававшихся на протяжении веков, которые оказали огромное воздействие на развитие других государств. Сложно представить, но задолго до нашей эры в Египте уже была распространена профессиональная специализация, имелась своеобразная пирамида должностей, на вершине которой находился, конечно, топ-менеджер — фараон, а за ним уже шел менеджмент и рядовые сотрудники. Египет тех времен не отличался разнообразием профессий и большим количеством вакансий, тем не менее на рынке труда были удивительные достижения. Женщины обладали ничуть не меньшими правами, чем мужчины, включая высокую степень финансовой самостоятельности. Это отражалось и на доходах, которые были вровень с доходами мужчин на тех же работах. Далеко не все цивилизации достигали такого равноправия. И если в целом говорить о взаимосвязи прошлого с настоящим, то профессор сразу указывает на очень простую зависимость: «Те институты, которые зарождались в древности, впоследствии, с развитием общества, совершенствовались и изменялись, именно они составили основу современной человеческой цивилизации».

Автор статьи: Круглякова Ольга

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент»

преподавательский стаж — 10 лет

Задать вопрос автору статьи

Управленческие революции

Определение 1

Эволюционные преобразования в подходах к управлению – это изменения, происходящие в общепринятых в научном сообществе и среди менеджеров-практиков концепциях управления.

Эволюционные преобразования в подходах к управлению происходят не постепенно, а «ступенчато», в некоторые моменты – радикально настолько, что появляется возможность говорить об управленческой революции.

Замечание 1

Управленческая революция – это переход между двумя качественными состояниями развития менеджмента.

Исследователи выделяют следующие управленческие революции:

Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад), когда каста священников в Шумере, Аккаде и Египте превратилась в касту религиозных функционеров (первых менеджеров). Это произошло благодаря переформулированию религиозных принципов, переходу от человеческих жертвоприношений к символическим жертвам (скоту, маслу, ремесленным изделиям, деньгам и т.д.). Дань, собираемая с населения, пускалась в дело или накапливалась. Это позволило жрецам быстро стать самым богатым и влиятельным слоем населения. Они не были собственниками – как позже капиталистические предприниматели – поскольку приносимое в жертву формально становилось «собственностью богов», и жрецы не могли явно присваивать его в личное пользование,

Вторая управленческая революция (1792-1750 гг. до н.э., правление Хаммурапи). Знаменитый кодекс Хаммурапи регулировал все многообразие отношений между социальными группами вавилонского общества. Сущность второй управленческой революции состояла в утверждении светской манеры управления, появлении формальной организационной системы, возникновении основных принципов лидерства, инструментов поведенческой мотивации,

Третья управленческая революция (605-562 гг. до н.э., правление царя Навуходоносора II). Трансформации в науке управления были тесно связаны с реализацией таких масштабных проектов, как Вавилонская башня и висячие сады, а также развитием текстильных фабрик и зернохранилищ. Поэтому нововведения касались управления технически сложными проектами, контроля качества выпускаемой продукции. Эта революция носила производственно-строительный характер,

Четвертая управленческая революция (XVIII-XIX века). Она была обусловлена великой индустриальной революцией, вследствие которой стал развиваться европейский капитализм. Если раньше совершение открытий в сфере менеджмента носило случайный характер, между ними были огромные временные промежутки, то теперь они приобрели регулярный характер. По мере развития индустрии – начиная от мануфактуры и до крупных фабрик – происходило отдаление владельцев капитала от непосредственного ведения экономической деятельности, направленной на получение прибыли. На смену капиталисту (руководителю-собственнику) пришли акционеры. Форма собственности приобрела диверсифицированный характер, владельцы капитала стали долевыми. Непосредственно управление доверили наемным менеджерам-несобственникам, которые могли принадлежать к любому социальному классу (не обязательно привилегированному). Новое соотношение ролей способствовало ускорению развития промышленности, отделению управления от капитала и производства, а позднее – трансформации менеджмента и администрации в самостоятельную экономическую силу,

«Эволюционные преобразования в подходах к управлению» 👇

Пятая управленческая революция. Во время классического капитализма менеджер еще не превратился в «главного героя», это произошло позже. Первые школы бизнеса и профессионального обучения руководителей возникли позже, в эпоху монополистического капитализма. Новый радикальный общественный переворот был обусловлен отделением класса профессиональных менеджеров от капиталистов – это и стало пятой управленческой революцией.

Подходы к управлению

В настоящее время существует несколько основных подходов к управлению:

  • Процессный подход. Управление воспринимается как процесс, состоящий из планирования, организации, мотивации и контроля. Иными словами, управление реализуется как непрерывная серия управленческих функций, связанных между собой. Каждая функция, каждое действие представляет собой отдельный процесс, значимый для конечного успеха компании. Процесс управления складывается как сумма этих процессов,
  • Системный подход. В его рамках производится обозначение целей, задач в наглядной форме, построение дерева целей. Далее систему разбивают на подсистемы, организацию – на подразделения. Руководители должны воспринимать организацию как систему, состоящую из таких взаимосвязанных элементов, как персонал, технология, структура и задачи, ориентированные на достижение разных целей в условиях изменения внешней среды. Если осуществляется замена какого-либо элемента, остальные элементы в той или иной степени испытывают влияние этой замены,
  • Ситуационный подход. В этом подходе предусмотрен анализ результатов деятельности предприятия в разных ситуациях, исследование динамики изменения этих результатов. Эффективность разных управленческих методов и инструментов при этом зависит от конкретной ситуации. Поскольку и во внутренней среде (организации), и во внешней среде (ее окружении) существует обилие факторов, невозможно определить единственный «лучший» способ управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени определяется тем, насколько руководитель сумел правильно интерпретировать ситуацию.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Почему одних руководителей уважают, а других нет? Как хорошему начальнику удается найти общий язык со всеми и создать настоящую команду? Мы уже писали про качества настоящего лидера — но это только полдела. Еще важно не допускать распространенных ошибок, которые сильно портят авторитет. Что это за ошибки — давайте разбираться.

Смертельная ошибка № 1 — некомпетентность и непрофессионализм

Руководитель, который не разбирается во всех тонкостях процесса — как дирижер оркестра, не знающий нотной грамоты. Вы обязаны знать, как все работает, причем в деталях. Подчиненные вечно бегают к начальству с вопросами. А как сделать тут, а что предпринять здесь и так далее. На большинство рабочих вопросов начальник должен отвечать навскидку. Не думать полдня, советуясь с коллегами и мониторя интернет, а сразу.

Недаром в советское время директоров выращивали с низов. Так человек проходит весь путь от работника до руководителя высшего звена. Только зная все тонкости работы, можно ставить адекватные и выполнимые задачи подчиненным.

Пример

Вы открываете магазин. Нанимаете администратора и даете поручение найти поставщиков и требуете, чтобы товар был на полках к завтрашнему утру. Это нереально. Если бы разбирались в вопросе, то знали бы, что такие вещи не делаются по щелчку пальца. Поставщиков надо для начала найти, потом заключить с ними договора поставок, обменяться реквизитами, согласовать детали доставки и оплаты. И только потом делать заказ, который еще надо привезти. Упс, а вы-то и не знали. И поставили администратору невыполнимую задачу. Догадайтесь, что он о вас теперь думает? Если, конечно, еще не сбежал от такого хозяина.

Понятно, что все знать невозможно. Если не можете сразу ответить подчиненному, возьмите небольшую паузу. Прямо так и скажите: “Навскидку не отвечу, надо уточнить детали”. И в кабинет — читать книжку или искать информацию в других источниках.

цикл развития

Смертельная ошибка № 2 — неумение делегировать полномочия

Каждый второй руководитель попадается на эту удочку. Причина в том, что они считают, что могут сделать все лучше работников. Да а кто спорит-то? Но вы здесь не для этого! Ваша задача — руководить процессом. Каждый должен заниматься своим делом. Усвойте простое правило: не делайте того, что можно поручить другому. Директор должен подписывать бумаги, заниматься стратегией и глобальными вопросами, менеджер — звонить клиентам, а водитель — рулить. А если в вашей компании, как в известном стихотворении, “рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают”, то получится вот что:

  • без вас ничего не будет работать. Сотрудники будут ждать, что босс придет и все сделает за них;
  • у вас ни на что не будет хватать времени;
  • вы потеряете авторитет у подчиненных. Начальник отдела, меняющий туалетную бумагу в уборной, уважения не вызывает.

Пример из жизни

Был такой замдиректора, который никому не доверял. Вечно боялся, что менеджер прихватит пачку бумаги, когда пойдет на склад, и унесет ее домой. Поэтому выдавал бумагу сам. Когда бухгалтер уходила в отпуск, он лично раздавал листочки с месячной зарплатой. А то поручишь кому-то — узнают о зарплате начальства и разболтают всем, вот такая была логика. По непонятным причинам зам обзванивал клиентов, хотя это вполне можно было поручить любому менеджеру. В результате бедолага регулярно “получал” от директора за то, что не успевал выполнять свою непосредственную работу. А сотрудники хихикали за спиной.

причины не делегирования

Смертельная ошибка № 3 — нарушение субординации

Простое человеческое желание быть ближе к коллективу может принести серьезные неприятности. Подчиненные должны четко чувствовать дистанцию. Иначе сядут на шею. Человеческая натура такова, что как только работники почувствуют вас “своим”, они почему-то станут считать, что им позволено нарушать дисциплину, не особо усердствовать на работе и им за это ничего не будет.

Если вы стали руководителем нового коллектива, это проще. Нет эмоциональных связей с сотрудниками — стройте отношения с чистого листа так, как считаете нужным. Если вас повысили — поставили руководить теми, с кем вы еще вчера ходили на обеденный ланч — будет намного сложнее. Придется перестраивать отношения. Однако это неизбежно, если вы хотите эффективно руководить.

Пример

Вы были менеджером, а теперь стали руководителем отдела продаж. Буквально — начальником своих друзей. Придется выбирать — быть хорошим другом или хорошим боссом. Лучшее, что можно сделать, — это провести четкую грань: работа/досуг. Объясните коллективу, что с 9 до 18 вы их начальник. Вы общаетесь с руководством, обедаете с другими начальниками отделов. А вне работы все остается по-старому: дружеские посиделки, футбол-кино, разговоры и все дела.

правила субординации

Смертельная ошибка № 4 — излишняя мягкость

Босс должен уметь карать и миловать. Мямля, который не может наказать провинившегося сотрудника, — плохой руководитель. Это часть работы: наказывать нарушителей, штрафовать и лишать премий. К сожалению, без отрицательной мотивации никуда. Иначе эффект будет, как в предыдущем пункте: коллектив расслабится и станет работать хуже. Это часть воспитательной работы — прямо как с детьми.

Тем более нельзя быть мягкотелым с контрагентами, банком, арендодателем и прочее. Одно из главных качеств крутого топ-менеджера — умение жестко вести деловые переговоры, не поступаясь интересами компании. Торгуйтесь об уменьшении аренды до последнего. Выбивайте у поставщиков скидки и не соглашайтесь с базовыми ценами. Штрафуйте подрядчиков, если те накосячили.

Смертельная ошибка № 5 — не следовать новым веяниям

“Мы всегда так делали” — худшее, что может сказать руководитель. Непрерывное и быстрое развитие — вот залог успеха современного бизнеса. Новые тенденции и тренды появляются чуть ли не каждый день. Тот, кто держит нос по ветру и своевременно внедряет новшества, получает конкурентные преимущества.

Потому руководитель должен обучаться сам и прокачивать своих сотрудников. Все новые приемы работы сразу внедрять в дело. Ну или, по крайней мере, пробовать. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Попробовал одно, не пошло — пробуем по другому. Не мытьем, так катаньем. А если работать по старинке и не развиваться — рано или поздно вас обойдут конкуренты. Причем скорее рано, чем поздно.

обучение персонала

Пример

Сейчас в моде интернет-маркетинг — продвижение товаров и услуг через всемирную паутину. Любая компания должна иметь свой сайт, группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах. Но и этого уже мало. Вести и продвигать эти ресурсы должны специальные агентства, иначе в поисковой выдаче они будут так далеко, что пользователь их просто не найдет. Так вот, если не следовать этой тенденции, об успехе в бизнесе можно забыть.

Смертельная ошибка № 6 — никого не слушать

Модель “Я начальник, ты — дурак” заведомо проигрышная. А вот многие руководители так не считают и вовсю применяют авторитарный стиль общения. Или думают, что если они прислушаются к мнению подчиненных и сделают так, как те предлагают, это пошатнет их авторитет. Это ошибка.

Советуйтесь с работниками по вопросам, в которых сомневаетесь. Особенно с опытными. К новичкам тоже стоит прислушаться. У них свежий взгляд на вещи — это помогает видеть то, что вы давно перестали замечать. Уважения коллектива это только добавит. Подчиненные будут знать, что их начальник не упертый баран, который принимает решения не потому что так лучше, а потому, что он так сказал. Но не увлекайтесь. Многие настолько привыкают советоваться, что уже не могут принять решения сами. Отсюда — следующая ошибка.

Смертельная ошибка № 7 — боязнь нести ответственность

Принимать решения и брать ответственность на себя — прямая обязанность любого начальника. Это работник может кивнуть головой на босса и сказать, что он приказал так делать. И часто руководители ответственности боятся. Это приводит к печальным последствиям:

  • решение вопроса затягивается;
  • высшее руководство начинает сомневаться в вашей компетенции;
  • работники перестают обращаться по рабочим вопросам. Толку то, если босс будет думать неделю.

Чтобы с уверенностью принимать правильные решения, надо быть профессионалом. Отчего возникают сомнения? Обычно от незнания. Видите, как ошибки и их последствия переплетены между собой? Учитесь, будьте компетентным профи — и самые сложные решения будут даваться легко. А ответственность будет только в виде премий и удовлетворения.

ответственность

Смертельная ошибка № 8 — выделять любимчиков и изгоев

Ко всем членам коллектива относитесь одинаково. Если за одни и те же провинности с одного дерут в хвост и в гриву, а другого гладят по головке — в команде быстро произойдет раскол. И она развалится. Любимчиков не любят. С таким никто не захочет работать в паре. Может дойти и до подсиживаний с подставами. Подробнее об этих ситуациях можно почитать в нашей статье про токсичных сотрудников.

Поэтому главное правило в этом контексте такое: “Если что-то можно, то можно всем. Если нельзя — нельзя никому”

Единственное исключение из правил — новички. Им позволительны мелкие провинности, но только в работе. Ну не может человек с первого дня делать все правильно и вовремя. Ему нужно какое-то время, чтобы научиться — мы писали об этом в статье про адаптацию новичка в коллективе. А вот к дисциплине приучайте сразу. Небольшие опоздания, незапланированные перекуры и прочие мелочи могут быстро превратиться в привычку. Такие вещи надо пресекать.

Смертельная ошибка № 9 — раздолбайство

Это можно описать так: делегировал-делегировал, да переделегировал. Можно настолько увлечься распределением полномочий, что перестать работать вообще. К сожалению директор, спихнувший все на заместителей и появляющийся в офисе на часок после обеда, — явление не единичное.

В целом главное здесь — чувствовать грань. С одной стороны, у идеального начальника все работает его непосредственного участия. С другой — нужно всегда держать руку на пульсе: знать, как идут дела, принимать ключевые решения, планировать основные направления развития.

Еще важно принимать участие в неформальной жизни команды. Не отстраняйтесь от новогодних корпоративов и выездов на природу, посещайте выступления вашей спортивной команды, если она есть. Словом, не игнорьте движуху вне офиса.

Смертельная ошибка № 10 — неумение планировать время

Вечно ничего не успеваете, опаздываете на важные деловые встречи, остаетесь после работы что-то доделывать? Это явные признаки провала в тайм-менеджменте. Последствия могут быть ужасными, и это не шутка:

  • вы будете срывать важные сделки и упускать выгодные контракты;
  • потеряете доверие партнеров. Слово бизнесмена должно быть твердым, как пармезан. Простите, как камень. С тем, кто обещал перезвонить и не сделал этого, работать не будут;
  • сотрудники будут брать с вас пример. Если босс все время опаздывает, не успевает позвонить, забывает о поручениях — коллектив быстро скопируют такое поведение. Помните, что работники во многом берут пример с руководителя.

Поэтому научитесь планировать свое время. Если у вас нет прирожденной пунктуальности — придется учиться. Успокоим: планирование — это вопрос привычки. Сначала будет даваться нелегко, а потом все пойдет как по маслу.

Выбирайте любой способ: модные приложения-органайзеры, бумажный ежедневник, напоминалки на телефоне — и вперед. Главное, составляйте план на некоторое время вперед и строго придерживайтесь его.

Если вы нашли у себя хотя бы одну такую ошибку — это повод задуматься. Но не переживайте — такое встречается практически у всех. Теперь вы знаете, что нужно делать. Предупрежден — значит вооружен! Удачи в бизнесе!

Возможно вам также будет интересно:

Морфология: (нет) чего? руково́дства, чему? руково́дству, (вижу) что? руково́дство, чем? руково́дством, о чём? о руково́дстве; мн. что? руково́дства, (нет) чего? руково́дств, чему? руково́дствам, (вижу) что? руково́дства, чем? руково́дствами, о чём? о руково́дствах

1. Руководством называется процесс чьего-либо определения задания кому-либо и контроль за его выполнением.

Оперативное, плановое, методическое руководство. | Взять на себя руководство поисковыми работами. | Руководство полностью перешло в руки младшего брата.

2. Если что-либо происходит, делается под руководством кого-либо, то это означает, что кто-либо следит за исполнением какой-либо деятельности.

Программа осуществляется под руководством министерства.

3. Руководством называется официальная, представительская ответственность за деятельность учреждения перед авторитетными органами.

Доверить кому-либо, возложить на кого-либо руководство институтом.

4. Руководством называется состав директоров, начальников отделов, служб и т. д. какого-либо предприятия.

Руководство компании, команды. | Новое руководство института. | Отвечать перед руководством за что-либо. | Руководство мэрии решило принять участие в дискуссии.

5. Руководством называется высший властный орган.

Российское военное руководство. | Местное руководство. | Украинское, китайское руководство.

6. Руководством называется учебное пособие для изучения какой-либо практической деятельности.

Руководство для начинающих. | Полное руководство. | Руководство по написанию рекламных текстов. | Руководство по электронике. | Учебное, справочное руководство. | Составить, написать руководство. | Прочитать, изучить руководство. | Данное руководство предназначено для бизнесменов. | Эта книга — практическое руководство по работе в Интернете.

7. Если что-либо является, служит руководством к действию, то это означает, что какое-либо обстоятельство, явление, событие задают определённое направление чьей-либо деятельности, изменяют ход какого-либо процесса.

Подсознание принимает как руководство к действию только мысли, замешанные на чувстве.

  • РУКОВО́ДСТВО, -а, ср.

    1. Действие по глаг. руководить (в 1 знач.). Руководство революционной борьбой пролетариата.Людей поделили — одни под руководством Борейко занялись ремонтом орудий —, а другие со Звонаревым приступили к сборке новых. Степанов, Порт-Артур.

    2. То, чем руководствуются или следует руководствоваться. Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. М. Калинин, О коммунистическом воспитании. В моем положении ничего не оставалось, как взять это изречение за руководство в своем поведении на корабле. Новиков-Прибой, Цусима.

    3. Учебник, пособие для изучения чего-л. Руководство по домоводству.На обязанности наставников семинарии должно также лежать составление учебных руководств, преимущественно для народных школ. Ушинский, Проект учительской семинарии. В русской литературе вовсе нет руководства к истории музыки, и было бы очень хорошо, если б я занялся составлением такой книги. Чайковский, Письмо Н. Ф. Мекк, 9 сент. 1880.

    4. собир. Руководители. Руководство Союза писателей. Художественное руководство театра.— Этой выставкой мы целиком обязаны — да не в обиду будет сказано нашему руководству — одной из рядовых сотрудниц. Паустовский, Телеграмма.

  • Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
    т. / РАН,
    Ин-т лингвистич.
    исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
    Полиграфресурсы,
    1999;
    (электронная версия): Фундаментальная
    электронная
    библиотека

    96

    Глава 6.

    РУКОВОДСТВО И РУКОВОДИТЕЛЬ

    1. Понятие руководства

    Руководство — это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

    Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

    Согласно положению социальной психологии, руководство — это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

    В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

    Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если ктото думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

    Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

    Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии,

    97

    практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

    Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

    Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону — она сломается.

    Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

    Всфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

    Современное производство — это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

    Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением

    кэтому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

    Вобобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

    1)выдача директив относительно того, что нужно сделать;

    2)налаживание сотрудничества между людьми;

    98

    3)обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных

    целей.

    Формирование целей и эффективное их достижение — основное назначение руководства.

    Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

    Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

    Сознание людей подготавливается, учитывается и настраивается при принятии важных управленческих решений. Желательно, чтобы эффективность деятельности людей сочеталась с относительно справедливой оценкой и соответственно вознаграждалась.

    Главное — понять, какие основополагающие идеи и принципы реализуются в руководстве. Основными средствами руководства являются следующие:

    1)требования (разумные, реальные);

    2)контроль (обязательно личный);

    3)поощрения, наказания (быть справедливым);

    4)организация общественного мнения.

    Искусство руководства состоит в том, чтобы в любых ситуациях находить опору, уметь вовремя отказаться от развития идей, которые явно не будут приняты, в истинности которых невозможно убедить оппонентов.

    2. Руководитель и его социальная роль

    2.1. Должностной статус руководителя

    Руководитель — это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.

    Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках должностных структур и полномочий. Он характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые

    99

    действия руководителя в различных управленческих ситуациях.

    Руководитель в системе управления занимает ключевое положение. Чем сложнее и совершеннее система управления, тем выше и жестче требования к руководителю.

    Это верно хотя бы потому, что здесь при возможной ошибке руководителя издержки системы оказываются более существенными. Справедливо считается: как порядок, так и беспорядок в фирме начинается с руководителя. Известен афоризм: «Фирма не может быть лучше, чем ее руководители».

    Определяющая роль руководителя исходит из того, что руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность.

    Роль руководителя безлична. Она возлагает на человека определенные обязанности, нормы поведения и предоставляет ему права. Но каждый человек, приняв роль, относится к ней по-своему. Поэтому качество выполнения роли — дело сугубо индивидуальное.

    Важно, чтобы каждый работник знал свои обязанности и хотел бы их выполнять полностью и вовремя. Привести деятельность каждого работника фирмы в соответствие с ее целями и интересами — такова главная задача руководителя-организатора трудового коллектива.

    Поведение руководителя должно оцениваться в зависимости от предвосхищения ожидаемых последствий и определенных действий в каждой конкретной обстановке. При этом целесообразно учитывать те факторы, которые регламентируют и регулируют поведение человека.

    Умение подчинить отношения интересам дела зависят от ролевых особенностей личности. Роль и сознание человека являются регуляторами его поведения.

    Существуют линейные и функциональные руководители. Линейные руководители возглавляют относительно обособленные

    производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). Каждый из них посредством приданного ему аппарата управления координирует деятельность своих подчиненных, принимает решения, касающиеся вопросов, определяющих работу его подразделения.

    Функциональные руководители — это начальники

    100

    специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для принятия управленческих решений. Такие руководители являются одновременно и линейными по отношению к возглавляемым ими службам.

    2.2. Общие функции руководителя

    Функция — это специализированный вид деятельности, требующий определенных знаний, умений, навыков (опыта). Это система мер воздействия руководителя на подчиненных.

    Управленческие функции определяются характером деятельности руководителей, обусловленных особенностями стоящих перед коллективами задач и сложившимися условиями (обстановкой). А поскольку вариантность задач практически безгранична и условия весьма разнообразны, то перечень управленческих функций (действий), в сущности, не имеет предела.

    Однако есть функции, содержание которых является общим и непременным в деятельности любого руководителя.

    К общим функциям, которые связаны с деятельностью любого руководителя, можно отнести функции администратора, организатора, технического специалиста, общественного деятеля, воспитателя. В деятельности руководителя эти функции реализуются в столь плотной взаимосвязи, что не всегда различима их самостоятельность.

    В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы коллектива в соответствии с действующими нормативными актами и предпринимает меры к тому, чтобы не допускать обезличивания в выполнении работы.

    Все это выполняется с таким расчетом, чтобы исключить безответственное поведение исполнителей и возможные нежелательные конфликты, чтобы ориентировать людей и заинтересовывать их в выполнении работы.

    Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленной работы

    101

    подчиненных, занятых в процессах управления и производства.

    Вэтой работе руководитель должен четко понимать цель своей деятельности, должен уметь выделять наиболее важные на данный период времени задачи, определять методы и ресурсы, требуемые для решения этих задач. Среди функций организатора следует выделить такие функции как планирование, прогнозирование, координация и взаимодействие, контроль, организация труда, принятие решений и другие функции управления.

    Исполняя функции специалиста — человека, профессионально хорошо подготовленного, обладающего знаниями и опытом в заданной конкретной сфере деятельности.

    Руководитель призван грамотно ставить задачи, компетентно анализировать и эффективно контролировать ход их реализации, проводить квалифицированный инструктаж подчиненных.

    Руководитель в силу занимаемого положения является общественным деятелем, выполняющим различные представительские функции. Он присутствует на различных совещаниях, участвует в общественных организациях, решает различные социальные вопросы.

    Врезультате получает многообразную информацию, умелое применение которой позволяет заметно влиять на производственную деятельность и моральный климат коллектива.

    Воспитательная функция руководителя — это его повседневная трудовая деятельность, которая способствует раскрытию и умножению потенциала коллектива.

    Воспитывать — это значит убеждать, активно воздействовать на сознание и чувства человека. Ведь управление — это всегда руководство людьми, и для успешного его осуществления важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения.

    Таким образом, труд руководителя многофункционален и носит комплексный характер.

    Руководителю далеко не достаточно знаний в области техники, технологии и экономики. Руководитель обязан в совершенстве овладеть еще искусством управления людьми, уметь воспитывать подчиненных, решать социальные и экономические задачи, стоящие перед коллективом.

    102

    2.3. Каким быть руководителю?

    Руководителю необходимо осознать свое место в коллективе. Его задача — решать проблемы, делать дело, добиваться результата. Его работа

    выращивать здоровый и продуктивный коллектив.

    В«джентльменский» набор руководителя обязательно входит умение писать сценарий наиболее вероятного развития событий, умение предвидеть действия оппонентов, находить слабые места в защите противника, точно определять место и время контратаки. Это требует от руководителя большего, чем просто быть способным ловко решать проблемы.

    Для руководителя требуется определенный организаторский талант, а способность руководить предполагает самые разнообразные качества, которые зачастую не поддаются определению.

    Вуправленческой деятельности руководителя-профессионала должны сочетаться научный подход и спонтанное во многих проявлениях искусство общения.

    Наука вооружает руководителя знаниями закономерностей управленческой деятельности и систематизированным опытом. Она помогает ему уверенно и быстро находить рациональные приемы воздействия на подчиненных, избежать многих ошибок.

    Владеющий искусством управления руководитель широко использует эмоционально-психологические приемы и импровизацию, наделяя живыми красками в основном формальную по своей сути деятельность.

    Наука и искусство управления взаимообогащают и дополняют друг друга. Если наука предлагает методы управления, образует объективную составляющую работы руководителя, то искусство управления в решающей мере определяет своеобразие этой работы, ее стиль.

    Минимально необходимыми предпосылками пригодности человека

    для

    профессиональной

    деятельности

    руководителя

    является мотивированный интерес

    к этой деятельности и

    достаточные

    умственные способности.

    Мотивация — это обоснование желаний, стремлений человека. Если у человека есть побудительный мотив к цели или действию, то его энергия и

    103

    усилия проявляются в гораздо большей степени, чем при его отсутствии.

    Мотивы руководящей деятельности могут быть самыми различными.

    Это желание человека принять активное участие в достижении целей фирмы, в улучшении ее деятельности.

    Это стремление к получению сравнительно большей массы материальных благ, которые предоставляются лицам, занимающим ответственные должности.

    Это честолюбие и соперничество, стремление к достижению успеха и самоутверждения.

    Это потребность самовыражения через организаторскую деятельность, удовлетворенность результатами своего труда.

    Наличие умственных способностей у человека дает, при прочих равных условиях, больше оснований полагать, что он будет соответствовать своей должности.

    Это диктуется также и тем, что люди умные обычно отличаются миролюбием и снисходительностью, а глупые и невежественные воинственны, утверждают себя, не разбираясь в средствах. Кто-то сказал, что таланты надо поддерживать, а серость сама найдет себе дорогу. Но категория умственных способностей настолько сложна, что при ее оценке нетрудно впасть в заблуждение, совершенно не подозревая об этом.

    Характер взаимоотношений в сфере управления зачастую складывается так, что препятствует реальной оценке умственных способностей руководителя, мешает ему самому осознавать границы своих способностей. Человек, как правило, бывает склонен наделять себя умом не скупясь. Руководитель, изображающий из себя умного без скольконибудь весомых на то оснований, способен принести много бед. Он не может понять другого, окружает себя слабыми людьми, осторожен, бюрократ и т.д. В этом случае избыток власти становится как бы компенсатором недостающего ума. Такие люди склонны переоценивать свои способности, думая, что если они находятся в должности, то они и достаточно способны.

    Трудности выявления умственных способностей усугубляются вследствие того, что свойства ума по-настоящему проявляются только в деятельности. Применительно к руководителю — в процессе осуществления функций управления. Поэтому на стадии отбора кандидатов на должность

    Содержание:

    История возникновения менеджмента

    Почему вообще возник менеджмент? Современное общество пришло к тому, что возвращение всех функций, связанных с производством какого-то материального блага или услуги, к одному человеку оказалось просто невозможным. Попросту говоря, мы живем в мире, где для производства гвоздя необходимы усилия сотен людей: тех, кто добывает металл, тех, кто плавит его, тех, кто продает, тех, кто транспортирует.

    И, конечно, тех, кто всем этим руководит. Существует множество причин, которые сделали необходимым возникновение социального управления.

    1. Одна из основных причин — разделение труда. На ранних этапах человеческой истории выполнение любого процесса изготовления какого-либо материального блага в целом зависело от одного человека, который проводил его от начала до конца. С развитием производства это положение кардинально изменилось. Те функции, которые раньше выполнял один человек, были распределены между членами коллектива; наиболее ярким проявлением этого процесса является, например, конвейерное производство, разработанное одним из основателей менеджмента Генри Фордом.

    2. Разделение труда тесно связано с другим фактором — технологическим усложнением процесса производства. По мере того, как процесс производства усложнялся, требуя учета все большего и большего числа факторов, усложнялась и сама совокупность функций, которые важны с точки зрения производственного процесса. Естественно, эти функции определенным образом распределялись между участниками производственного процесса.

    3. Усложнение структуры производства привело к тому, что перед руководством предприятий возникла задача управления этим сложным процессом, причем не только стратегическое (связанное с установлением долгосрочных целей и координацией деятельности подразделений), но и оперативное, направленное на выполнение текущих задач и решение возникающих проблем.

    Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:

    • политической — необходимость установления и поддержания порядка в группах;
    • экономической — необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
    • оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

    Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:

    I период – древний период;

    II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);

    III период – период систематизации (1856–1960 гг.).

    IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).

    Основные этапы развития менеджмента зарождались ещё с древних времён. Даже в самих древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство жилья и т.п.). Возьмём, к примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства древнего мира, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

    I период развития менеджмента — древний период.

    Наиболее длительным был первый период развития управления — начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

    Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

    Примерно в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охоты, сбора плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов — их производству (производящая экономика). Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

    В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 — 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

    Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

    Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

    Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

    Средние века

    В средние века (V-ХVI вв.), включающие в себя более чем тысячелетнюю эпоху наиболее значимыми фигурами в плане исследуемой темы, оставившими после себя заметный след в области социального управления, являются флорентийский государственный деятель и ученый Н. Макиавелли и социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).

    Н. Макиавелли — основоположник новой науки — науки государственного управления. С его именем связывают введение самого термина «государство», который он трактовал как “аппарат власти во главе с государем-правителем”. В своих основных трудах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции» он попытался прежде всего доказать, что возникновение государства — это не результат божественного предопределения, а объективная историческая необходимость — фортуна. Именно фортуну он считал 1-й движущей силой, с которой могла сопрягаться 2-я движущая сила — личная энергия. Во второй половине XX века политологи, историки, специалисты по менеджменту проявили к Н.Макиавелли повышенное внимание. В его произведениях — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — обнаружили идеи, в совокупности составлявшие оригинальную систему практического управления. По своей эффективности, глубине и политической мудрости она не только не уступает, но даже превосходит иные разработки наших современников. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. — 5-е изд. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. Конец Средневековья охарактеризовался рождением новых социально-политических взглядов на личность, общество, собственников. Заметное место среди них в умственной жизни европейского общества занимали идеи социалистов-утопистов: Т. Мора и Т. Кампанеллы, которые в своих трудах «Утопия» и «Город Солнца» попытались доказать, что успешное ведение государственных дел возможно только там, где уничтожена частная собственность.

    Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки — менеджмента. Таким образом, проанализировав события, произошедшие в древнем периоде, можно его охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента.

    II период развития менеджмента — индустриальный период (1776-1890).

    Период с ХVII в. по ХIХ в. явился последней и самой крупной вехой в развитии донаучной управленческой мысли. Наиболее весомый вклад в становление теории управления внесли преимущественно английские философы, экономисты и практики.

    Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

    Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

    Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» — прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

    III период развития менеджмента — период систематизации (1856-1960).

    В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников — обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

    Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX—XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью. Почему проблема управления стала настолько важным объектом внимания, что ей посветили самостоятельную дисциплину? Во многом это было предопределено потребностями капиталистического общества.

    Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им. Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

    Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат

    IV период школы управления — информационный период (1960 г. По настоящее время).

    Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления — следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

    Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

    В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

    Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

    Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

    На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

    В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Такая система не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

    Источники:

    1. https://studfile.net/preview/5369976/page:3/

    СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

    • Латинский шрифт. Основные шрифты древнего книжного письма
    • Теория и практика антимонопольного регулирования
    • Картели и их роль в современной экономике
    • Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в России
    • Области применения компьютерной графики (по дисциплине Компьютерные технологии)
    • Семейное право: общая характеристика (по дисциплине Правоведение)
    • Искусство Китая и Японии
    • Искусство эпохи классицизма
    • Агитационное искусство 1920-х годов. История изобразительного искусства
    • Особенности верстки с учетом брошюровки и скрепления блоков
    • Этика делового общения (Понятие этики делового общения)
    • Формы организации бизнеса

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Термин руководство своими словами
  • Поксипол инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Препарат стоп зуд для собак инструкция
  • Атлант 840 т инструкция по эксплуатации
  • Руководство пользователя origin